Комплексный тест
1. Понятие языковой нормы характерно для
а) литературного языка,
б) жаргона,
в) диалекта.
2. Определите тип
ошибки в словосочетании главный лейтмотив:
а) речевая недостаточность,
б) речевая избыточность,
в) семантическая ошибка.
3. Найдите
предложение без грамматических ошибок.
а) Приедешь с Москвы – зайдешь.
б) Народ толпился у магазина с
самого утра.
в) Это показалось мне наиболее
интереснее.
4. Основная
функция языка –
а) коммуникативная,
б) контактоустанавливающая,
в) магическая.
5. Нормам
произношения посвящена
а) орфография,
б) графика,
в) орфоэпия.
6. В каком слове
перед звуком [э] произносится твердый согласный?
а) теория,
б) критерий,
в) ренегат.
7. В каком слове
допустимы два варианта ударения?
а) одновременно,
б) красивее,
в) позвонит.
8. Какой глагол не
имеет формы I лица настоящего/будущего времени?
+а) победить,
б) судить,
в) кудахтать.
9. Найдите
нарушение в употреблении собирательных числительных.
а) пятеро мышат,
б) пятеро учеников,
в) пятеро учениц.
10. Найдите
нарушение в строении фразеологизма.
а) темна вода во облацех,
б) не робкой десятки,
в) не солоно хлебавши.
11. Не является
синонимом к слову герой
а) персонаж,
б) протагонист,
в) антагонист.
12. Укажите
ошибочное словосочетание:
а) гармоничные отношения,
б) гармонический союз,
в) гармонический ряд.
13. Найдите
предложение без грамматической ошибки.
а) Я по вас соскучился.
б) Я с тебя поражаюсь.
в) Я привез это с деревни.
14. Пример речевой
избыточности –
а) фантастически безграмотный,
б) кавалькада всадников,
в) страшная катастрофа.
15. Войдя в
комнату, мне показалось, что здесь стало еще сильнее грязнее. Укажите
верный вариант коррекции предложения.
а) Войдя в комнату, я увидел, что
здесь стало еще грязнее.
б) Войдя в комнату, мне показалось,
что здесь стало еще грязнее.
в) Когда я вошел в комнату, мне
показалось, что здесь стало сильнее грязнее.
16. Молодая
биологичка показала новую школьную мебель. Укажите неверный вариант
исправления ошибки.
а) Молодая учительница биологии
показала новую школьную мебель.
б) Молодой биолог показала новую
школьную мебель.
в) Молодая биологиня показала
новую школьную мебель.
17. К
официально-деловому стилю речи не относятся:
а) тезисы доклада для конференции,
б) милицейские протоколы,
в) справки об успеваемости.
18. Отметьте
словосочетание с нарушением лексической сочетаемости:
а) карие пряди,
б) коричневые брови,
в) вороная грива.
19. Найдите ошибку
в склонении числительных:
а) пятьюдесятью пятью,
б) пятьдесят пятому,
в) пятьсотым.
20. Найдите ошибку
в употреблении существительного с предлогом.
а) по прибытии поезда,
б) по приезду домой,
в) по окончании сессии.
21. Использование
эмоционально окрашенной лексики характерно для
а) публицистического,
б) официально-делового,
в) научного стиля.
22. Найдите ошибку
в образовании форм существительных:
а) несколько юнкеров,
б) новых чулков,
в) пару носков.
23. Укажите
предложение с грамматической ошибкой.
а) Открывая дверь, она легко
скрипнула.
б) Когда мы открывали дверь, она
легко скрипнула.
в) Открывая дверь, мы услышали
легкий скрип.
24. Найдите
предложение с ошибкой.
а) Вошедший снял промокшее пальто,
и теперь его можно было повесить.
б) Он был не только двоечником, но
и вруном.
в) Мальчик оказался на редкость
сообразительным, хотя и упрямым.
25. Найдите
предложение со стилистической ошибкой.
а) Разобраться в этом хаосе не
представлялось возможным.
б) Безапелляционным тоном он навел
шороху в этом осином гнезде.
в) Мы рванули с места преступления
как ошпаренные.
26. Смешение
признаков других стилей уместно
а) в официально-деловом,
б) научном,
в) художественном стиле.
27. Укажите ряд, в
котором перечислены жанры публицистического стиля:
а) очерк, заметка, интервью,
б) инструкция, протокол, докладная,
в) реферат, монография,
диссертация.
28 — Тест. Найдите
предложение, в котором деепричастный оборот употреблен неверно.
а) Спрыгнув со стула, я пошатнулся.
б) Спрыгнув со стула, у меня
закружилась голова.
в) Пошатнувшись, я спрыгнул со
стула.
29. В тексте
фиксируется использование однородности членов предложения. Укажите
оптимальный вариант коррекции.
а) В тексте используются
однородные члены предложения.
б) В тексте отмечается
использование однородных членов предложения.
в) В тексте зафиксирована
однородность членов предложения.
30. Клише,
стандартизованные конструкции характерны для
а) публицистического,
б) научного,
в) официально-делового стиля.
Речевые
ошибки
1 Речевая
(лексическая) ошибка допущена в предложении…
1.То ли |
||
2. С |
||
3. Застывший |
||
4. Его |
||
2
Найдите
предложение без речевой ошибки.
1.В |
|
2 Бывает |
|
3 А вы |
|
4 Необычайный |
3 Найдите
предложение без речевой ошибки.
1 Я |
||
2 Стекла |
||
3 В |
||
4 Деятельность |
||
4 Укажите
предложение без речевой ошибки.
1 Направление |
|
2 Каждый |
|
3 Деревянные |
|
4 Продается |
5 Речевая
ошибка допущена в предложении…
1 Гениальный |
||
2 Наша |
||
3 Вечереющее |
||
4Мелодично |
||
6 Речевая
ошибка допущена в предложении…
1 Мотоциклист |
|
2 Вещи |
|
3 Чувствительной |
|
4 Предметы, |
7 Найдите
предложение без речевой ошибки.
1 Все-таки |
||
2 Вся |
||
3 Во-первых, |
||
4 В |
||
8 Найдите
предложение без речевой ошибки.
1 Когда |
|
2 Ответная |
|
3 Жажда |
|
4 В |
9 Речевая
ошибка допущена в предложении…
1 Акт не |
||
2 Бывает |
||
3 Андрей |
||
4 Неподалёку |
||
10 Речевая
ошибка допущена в предложении…
1 Влюбленным |
|
2 Белынь-озеро |
|
3 Я |
|
4 Я |
Ответы Речевые ошибки
1-4
2-3
3-1
4-3
5-2
6-1
7-2
8-4
9-1
10-3
Комплексный тест
1-а
2-б
3-б
4-а
5-в
6-б
7-а
8-а
9-в
10-б
11-в
12-б
13-а
14-б
15-а
16-в
17-а
18-а
19-в
20-б
21-а
22-б
23-а
24-а
25=б
26-в
27-а
28-б
29-а
30-в
«Литературный
язык сегодня – это иностранный язык.
Нормальный же язык – это смесь
заблатненного языка (жаргона) с
канцелярским клише».
1.3. Психолингвистический тест «Умеете ли вы говорить и слушать?»
Чем
хуже человек владеет речью, тем чаще
попадает в нелепые
ситуации. Умеете ли вы говорить и слушать?
Проверьте
это с помощью вопросов, составленных
американским
психологом В. Маклени.
I.
Ответьте
на вопросы «Да» или «Нет».
-
Когда
вы беседуете, объясняете что-либо,
внимательно
ли следите за тем, чтобы слушатель понял
вас? -
Подбираете
ли вы слова, соответствующие его
подготовке? -
Обдумываете
ли вы указания, распоряжения, прежде
чем
их высказать? -
Если
вы высказали новую мысль и подчиненный
не задает
вопросов, считаете ли, что он понял ее? -
Следите
ли за тем, чтобы ваши высказывания были
как
можно более определенными, ясными,
краткими? -
Обдумываете
ли вы предварительно свои идеи,
предложения, чтобы не говорить бессвязно? -
Поощряете ли вы
вопросы? -
Вы считаете, что:
а) знаете
мысли окружающих;
б) задаете
вопросы, чтобы это выяснить?
-
Различаете ли вы
факты и мнения? -
Ищите ли вы все
новые возражения против аргументов
собеседника? -
Стараетесь ли Вы,
чтобы ваши подчиненные во всем соглашались
с вами? -
Всегда
ли вы говорите ясно, четко, полно, кратко
и вежливо? -
Делаете
ли вы паузы в речи, чтобы и самому
собраться
с мыслями, и слушателям дать возможность
обдумать
ваши предложения, задать вопросы?
II.
Интерпретация результатов.
Если
вы ответите «да» на все вопросы, кроме
4, 8а, 10, 11,
можно считать, что вы владеете приемами
грамотного общения, умеете излагать
свои мысли и слушать собеседника.
1.4. Выполните лингвистические тестовые задания:
1.
Каким словарем
можно воспользоваться, чтобы
узнать род
существительных: «визави»,
«протеже».
-
словарем
омонимов -
словарем
антонимов -
фразеологическим
словарем -
толковым
словарем русского
языка
2.
Каким словарём
можно воспользоваться, чтобы
выбрать
верный вариант: «пускать
туман
в
глаза»
или «пустить
туман в глаза»?
-
толковым словарем
русского языка -
фразеологическим
словарём -
словарём
иностранных слов -
орфоэпическим
словарём
3.
Каким словарем можно воспользоваться,
чтобы узнать происхождение слов:
карболка, караван.
-
этимологическим
-
орфоэпическим
-
толковым
-
словарем
синонимов
4.
Укажите предложение с речевой ошибкой
-
Если
человек не будет выполнять каждый
день несколько физических
упражнений, его мышцы
очень быстро потеряют упругость. -
К
вечеру пошёл дождь, и, пока мы ехали по
просёлку, лошади еле преступали,
будто потеряли последние силы. -
Картины
Шишкина известны
как в
нашей стране, так и
за рубежом. -
Это
эмоциональное произведение обладает
яркой авторской позицией.
5. Укажите
предложение без речевой ошибки:
-
Бывает
и так, что в ответ
на критику
вы получаете обратный
бумеранг. -
Необычайный
феномен
могли
наблюдать
жители
Уфы в прошлое
воскресенье. -
В
комнате,
возле
печки, стояла девушка,
она была жарко натоплена. -
А вы на земле
проживете, как черви слепые живут.
6.
Укажите предложение с речевой ошибкой:
-
Чувствительной
героине, образ которой принимает
дочь Фамусова, нужен мечтательный и
робкий собеседник. -
Вещи
Пушкина в музеях живут особой жизнью
и хранители
читают скрытые в них письмена. -
Мотоциклист
одел шлем и нажал на педаль. -
Предметы,
пролежавшие в земле тысячелетия, не
изменятся
за несколько лет, пока организуется
экспедиция, а фольклорные сокровища
изменяются
на глазах.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Тест
ПУНКТУАЦИОННЫЕ КАПРИЗЫ СЛОВА
КАК (БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО)
1. А вы на земле проживете,
как черви слепые живут..
2. Лене помогал маляр, или, как он себя сам
называл, подрядчик малярных работ.
3. Мне, как механику, выполнить
это ничего не стоит.
4. Честолюбие есть не что
иное, как жажда власти.
5. Старик поднял худую,
испещренную жилами руку, как бы призывая людей к спокойствию.
А. Сравнительный
оборот обозначает то, чему уподобляется предмет, действие, признак.
Б. Придаточное
предложение с союзом КАК.
В. Вводная
конструкция с союзом КАК.
Г. Союз
КАК входит в приложение с причинным значением.
Д. КАК
входит в оборот типа не кто иной, как.
6. Давеча я впопыхах обратила
только внимание на главное дело, тогда как все эти мелочи и оставляют настоящий
сок.
7. Придя в азарт, мы сами
стали как звери.
8. Полученный ответ
рассматривался как согласие.
9. Повести мои оценивались не
как анекдоты.
10. В командировки она теперь
рвалась как могла чаще.
11. Он известен как ученый.
А. Сравнительный
оборот выполняет роль именной части сказуемого.
Б. Сравнительный
оборот употребляется со значением «в качестве».
В. Сравнительный
оборот входит в устойчивое сочетание.
Г. Сравнительный
союз входит в составной союз.
Д. Перед
сравнительным оборотом стоит частица НЕ.
Е. КАК
входит в специфические языковые обороты типа как можно, как нельзя.
Закончите
устойчивые обороты с КАК (помните, что сравнительные обороты в них не
выделяются запятыми). Выпишите последнее слово из этих фразеологизмов справа
после соответствующей цифры.
12. Белый
как____________________________________
13. Беречь
как____________________________________
14. Бледный
как___________________________________
15. Бояться как___________________________________
16.
Вертеться как________________________________
17.
Знать как____________________________________
18.
Видно как____________________________________
Расставьте, где необходимо, знаки препинания, выпишите сравнительные
обороты, не обособленные в предложении.
19.
Я с жадностью читаю Тургенева и удивляюсь как у
него все понятно просто и по-осеннему прозрачно. И в небе солнечных тропинок
как будто в поле не сочтешь. Мне хочется сохранить эти письма как память.
20.
Джемма гуляла степенно не спеша как гуляют
образованные девицы. Незримый ветер словно в невода со всех сторон затягивает
листья. Как солнышко она.
21.
Было слышно как посапывает во сне кот. Будьте мудры
как змеи и просты как голуби. Ассоль чувствовала себя
как дома.
22.
Прямы и светлы как прутья стальные в землю
вонзались струи дождевые силой
стремительной. Девочка вертелась как белка в колесе. Лист клена словно медь
звенит ударившись о маленький сучок.
23.
И под грохот канонады на восток из мглы и смрада
как из адовых
ворот
вдоль шоссе течет народ. Отец и мать ей как чужие. Вся
эта история есть не что
иное как выдумка праздных людей.
Расставьте, где необходимо, знаки препинания,
выпишите сравнительные обороты, обособленные в предложении.
24.
В полдень дождь перестал и как белый пушок на
осеннюю грязь начал падать снежок. Этот мир как большая река. В
ответ на его речь мы молчали как убитые.
25.
Впереди виднелась белая пелена как будто река
вышага из берегов. Александр сражался как герой. Словно облачко будто
снежок одуванчик белеет в лесу.
26.
Черная как воронье крыло тень легла на траву. Как
хорошо теперь на островах где поднимаются мягкие травы. Я говорю как литератор.
2 вариант
Найдите соответствия.
1. Как гость, он
требовал к себе уважения.
2.
Нева вздувалась и
ревела, котлом клокоча и клубясь, и вдруг, как зверь остервенясь, на город
кинулась
3.
А он, мятежный,
просит бури, как будто в бурях есть покой.
4.
Гостей, как я и
прежде заметил, было довольно.
5. Это было не что иное, как изморось
А. Сравнительный
оборот обозначает то, чему уподобляется предмет, действие, признак.
Б. Придаточное предложение с союзом КАК.
В. Вводная конструкция
с союзом КАК.
Г. Союз КАК входит в приложение с причинным значением.
Д. КАК входит в оборот типа не кто иной, как.
Найдите соответствия.
6.
Да, все он делал не
как люди.
7. Разбойник мужика как липку ободрал.
8.
Большое озеро как блюдо
9.
Базунов славен в
городе как знаток старины.
10. Получились
результаты как нельзя лучше.
11. Только три человека злились сильнее с каждым днем, подобно тому как
мухи становятся свирепее с приближением осени.
А. Сравнительный оборот выполняет роль именной части сказуемого.
Б. Сравнительный оборот употребляется со значением «в
качестве».
В. Сравнительный оборот входит в устойчивое сочетание.
Г. Сравнительный союз входит в составной союз.
Д. Перед сравнительным оборотом стоит частица НЕ.
Е. КАК входит в специфические языковые обороты типа как можно, как нельзя.
Закончите устойчивые обороты с КАК (помните, что сравнительные обороты в них не
выделяются запятыми). Выпишите последнее слово из этих
фразеологизмов справа после соответствующей цифры.
12.
Лететь как_______________________
13.
Молчать как ______________________
14.
Похож как__________________________
15.
Развеяться
как______________________
16.
Сидеть как _________________________
17.
Умереть как________________________
18.
Упасть как___________________________
Расставьте, где необходимо, знаки препинания, выпишите сравнительные
обороты, не обособленные в предложении.
19.
Летчик вышел наружу
и было слышно как он чистит зубы. У Кати девочка чувствовала себя как дома. Ее
уста как свежая роза рдеют.
20.
Было слышно как шуршит
в кустах дождь. Дружить давайте словно дети. А иней точно дым с ветвей.
21.
Видно как кружатся
в воздухе и по земле желтые листья. Печи словно Сахара дышат
дьявольским жаром. Ермил с год ходил как шальной.
22.
Как привидение
береза стоит, серея за окном. С утра на дворе
было мрачно как будто возвратилась осень. Дождь хлестал как из ведра.
23.
Богат, хорош собой, Ленский везде был принят как жених. Шел Самгин осторожно как весною ходят по хрупкому
льду. Было светло и жарко как днем.
Расставьте, где необходимо, знаки препинания,
выпишите сравнительные обороты, обособленные в предложении.
24.
Крестьянин ахнуть
не успел, как на него медведь насел. В современном театре выигрышные роли как
бы играют двое — артист и режиссер. Мечется и плачет как дитя больное в
неспокойной люльке озеро лесное.
25.
Лица у всех были
пасмурны как будто в вагоне потемнело. Посетитель сделался красный как рак.
Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста как полет ласточки.
26. Летом вся семья точно пчелиный рой
пребывает в какой-то жизнерадостной суете. Певицу все равно не услышишь как
следует. Было слышно как ворчала река и без умолку кричали цикады