Акцентологическая ошибка это

Работа по теме: Русский язык. Глава: 12.2 Акцентологические ошибки. ВУЗ: СКФУ.

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Русский язык.doc

Скачиваний:

538

Добавлен:

10.06.2015

Размер:

1.4 Mб

Скачать

К
нормам произношения гласных относят
нормы ударения.
Они изучаются акцентологией (лат.
accentus
− ударение).
В русском языке ударение
свободное
,
то есть может находиться
на любом слоге в слове, в отличие от
некоторых языков
мира, где ударение закреплено за
определенным слогом
− в эстонском, латышском, чешском и
финском языках
− 1 слог, в польском и грузинском −
предпоследний, в армянском
и французском − последний. Другой
особенностью русского ударения является
его морфемная
подвижность


ударение может перемещаться с одной
значимой части слова на
другую в разных его формах и однокоренных
словах. Основная
функция ударения − фонетическое
объединение слова.
Но встречаются слова, где ударение
играет смыслоразличительную
роль: мука
− мук
а,
п
или
− пил
и.
В многосложных
словах, кроме основного ударения,
появляется и второстепенное
(побочное): лавинообразный,
четырёхэтажный.

Чаще
всего
акцентологические ошибки встречаются
при образовании
следующих форм различных частей речи:

  1. в
    односложных существительных мужского
    рода в родительном
    падеже единственного числа ударение
    падает на окончание
    зонт
    – зонта, ковш – ковша, плод – плода,
    герб
    – герба.

    Исключение составляет слова «гусь» и
    «уголь» – гуся
    (гуся – разг.), угля и угля;

  2. существительные
    женского рода 1-го склонения в винительном
    падеже единственного числа имеют
    ударение на окончании
    (золу,
    избу, кирку, козу, нору, полу, росу, смолу,
    сову,
    строфу,
    траву
    ),
    на основе (бороду,
    борону, цену, щёку
    ),
    двоякое
    ударение (реку
    – реку, доску – доску);

  3. некоторые
    существительные 3-го склонения при
    употреблении
    с предлогами «в» и «на» имеют ударение
    на окончании – в
    груди, в кости, в крови, в ночи, на печи,
    в связи, в се
    ни,
    в степи, в тени, в цепи, в чести;

  4. существительные
    3-го склонения в родительном падеже
    множественного
    числа имеют:

  • ударение
    на основе (местностей,
    почестей, прибылей, прорубей, шалостей
    ),

  • двоякое
    ударение (отраслей
    и отраслей, пядей и пядей, ведомостей
    и ве
    домостей),

  • на
    окончании (ветвей,
    горстей, должностей, кре
    постей,
    плоскостей, степеней, скатертей,
    скоростей);

  1. употребляемые
    с существительными и числительными
    предлоги
    могут принимать на себя ударение, делая
    самостоятельную
    часть речи безударной, – без
    вести, без году, без
    толку;
    за зиму, за руку, за душу, за год; из виду,
    из лесу, из
    носу;
    ни воду, ни гору, на спину, ни стену; ни
    два, ни шесть,
    на
    сто; по лесу, по морю, по полю, по два, по
    сто, по трое;
    под
    ноги, под вечер, под нос, под руки;

  2. краткие
    прилагательные имеют ударение на первом
    слоге
    основы в мужском, среднем роде и
    множественном числе. В женском роде
    оно переходит на окончание: боек
    – бойка,
    вёсел
    – весела, глуп – глупа

    и т. д. Двоякое ударение встречается
    в форме множественного числа – бледны
    и бледны,
    близки
    и близки, голодны и голодны, густы и
    густы, дружны
    и
    дружны, жирны и жирны, пусты и пусты,
    тесны и тесны,
    тупы
    и тупы, холодны и холодны;

  3. ударение в глаголах
    прошедшего времени может стоять:

  • на
    основе во всех формах (бить,
    брить, дуть, жать, класть,
    красть,
    мыть, мять, пасть, ржать, шить
    ),

  • на
    основе во всех формах, кроме формы
    женского рода, в
    которой переходит на окончание
    (брать,
    быть, взять, вить, внять, врать, гнать,
    дать,
    драть,
    жить, звать, лить, пить, плыть, рвать,
    снять, спать
    ),

  • на
    приставке во всех формах, кроме формы
    женского рода, в которой
    переходит на окончание (донять,
    замереть, занять, запереть, нанять,
    начать, отбыть, понять, прибыть, придать,
    принять,
    проклясть, убыть)
    ,

  • двоякое
    ударение в формах глаголов
    дожил
    – дож
    ил,
    д
    опил
    – доп
    ил,
    з
    адал
    – зад
    ал,
    н
    ажил
    – наж
    ил,
    отнял
    – отн
    ял,
    отпил
    – отп
    ил,
    п
    одал
    – под
    ал,
    поднял
    – подн
    ял,
    пр
    одал
    – прод
    ал,
    пр
    ожил
    – прож
    ил,
    пр
    олил
    – прол
    ил,
    разд
    ал
    – р
    оздал.

  1. в
    глаголах на —ировать
    выделяют две группы:

  • с
    ударением
    на «и» (блокировать,
    гарантировать, дебатировать, дирижировать,
    дисквалифицировать, информировать,
    компроме
    тировать,
    копировать, суммировать, транспортировать,
    фо
    тографировать
    и др.);

  • с
    ударением на «а» (бомбардировать,
    гравировать,
    гримировать, группировать, пломбировать,
    премировать, формировать

    и др.).

В
образованных от этих глаголов
страдательных причастиях прошедшего
времени форме на
ировать
соответствует форма на ированный,
а форме на -ировать
– форма на -ированный;

  1. у
    страдательных причастий прошедшего
    времени ударение
    в форме женского рода падает на окончание
    (взятый
    взята,
    витый – вита, изжитый – изжита, начатый
    – начата,
    принятый
    – принята
    ),
    в других – на приставку. В причастиях
    на -бранный,
    -дранный, -званный

    ударение падает на приставку (добрана,
    забрана, задрана, зазвана, избрана,
    прибрана, прерванный, призванный,
    содранный

    и т. д.).

Ошибки
в ударении могут быть вызваны и другими
причи
нами,
о которых необходимо помнить.

  1. Незнание
    правил ударения в языке-источнике:
    мизерный
    (лат. miser
    – бедный) из французского «мизер»
    и произносится
    «мизерный».

  2. Отсутствие
    в печатном тексте буквы «Ё». Между тем,
    известно,
    что в соответствии с нормой она всегда
    принимает на
    себя ударение. Ликвидация точек привела
    к тому, что многие
    слова стали произноситься с «Е», а
    ударение перешло на случайное
    место – свекла,
    желчь, желчный, новор
    ожденный,
    завороженный
    (правильно свёкла,
    жёлчь, жёлчный, новорож
    дённый,
    заворожённый).

  3. Незнание
    орфографических правил. Слова «броня»
    и
    «броня»
    являются существительными 1-го склонения.
    Ударение
    выполняет смыслоразличительную функцию:
    броня
    – «преимущественное
    право на получение чего-либо» и броня

    «защитное
    покрытие». Часто встречается неправомерное
    употребление
    слова в форме «бронь».

  4. Незнание
    принадлежности слова к той или иной
    части речи.
    Например, прилагательное «развитой»
    и причастие «развитый».
    Первое употребляется в словосочетаниях
    «развитой
    юноша»,
    «развитая промышленность», «развитое
    сельское хо
    зяйство»
    и ударение падает на окончание. Причастие,
    образованное от глагола «развить»,
    произносится с ударением на первом или
    на втором слоге – развитая
    гражданином N дея
    тельность,
    развитый преподавателем вопрос, развитая
    верев
    ка,
    развитый локон.

Осваивая
нормы русской акцентологии, надо иметь
в виду и явление
вариативности ударения.

Существуют слова, в которых
нормированным признаются:

  1. два
    варианта ударения, варианты «иначе
    – ин
    аче»,
    «п
    етля
    и петл
    я»,
    «рж
    аветь
    и ржав
    еть»,
    «тв
    орог
    и твор
    ог»
    равноправны;

  2. один
    считается книжным, а другой – разговорным,
    «баловать
    и б
    аловать»,
    «догов
    ор
    и д
    оговор»,
    «к
    ета
    и кет
    а»
    – первый книжный,
    второй разговорный;

  3. один
    вариант
    общелитературный, а другой –
    профессиональный;
    «гастрон
    ом
    и гастр
    оном»,
    «к
    омпас
    и
    компас»,
    «р
    апорт
    и рап
    орт»,
    «
    искра
    и искр
    а»,
    «доб
    ыча
    и д
    обыча»,
    «атомный
    и ат
    омный»
    – общелитературный и профессиональный
    соответственно.

Пометы
о принадлежности слова
с тем или иным вариантом ударения к
разговорному или
профессиональному языку даются в
орфоэпических словарях.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

   неправильная постановка ударения в словах. Они очень распространены. Это разновидность фонетических ошибок, в частности, ставят неправильное ударение:

   • в формах множественного числа существительных мужского рода: торты, шарфы, банты и др.;

   • в существительных на – ание и – ение церковнославянского происхождения: знамение, сосредоточение, соболезнование, прелюбодеяние, обеспечение, намерение и др.;

   • в существительных на – ия иностранного происхождения: кулинария, логопедия, ветеринария и др.

   Допускаются частые ошибки в постановке ударения в таких глаголах и их формах, как кашлянуть, откупорить (закупорить), осведомиться, расхитить, включит, позвонит, вместится, кровоточит, ободрит, приободрится, облегчить, сорит, скрепит, одолжит, помирит, не шелохнётся, помянет. Неправильно произносят и глаголы на – ировать, страдательные причастия от них: газировать, газированный, пломбировать, пломбированный, бомбардировать, бомбардированный, нормировать, нормированный, премировать, премированный, бланшировать, бланшированный и др. Вызывает затруднение постановка ударения и в таких причастиях, как курящий, могущий, смотрящий, кормящий, трудящийся, молящий(ся), манящий, держащий, служащий, дышащий, тушащий; заворожённый, захламлённый, побелённый, принесённый, уведомленный.

   Грубые ошибки на ударение делаются в словах: документ, портфель, магазин, случай; менее грубыми считаются такие ударения, как оптовый, камбала, цемент, эксперт, каучук, юродивый, киоскер, договор, досуг, ходатайство, но и их не нужно допускать.

   Конечно, ошибки ошибкам рознь. Иногда акцентологические отклонения делаются говорящими сознательно, так как при этом претендуют на суперкультурность, высшую правильность речи. Так, иногда некоторые музыканты произносят фамилию композитора Мусоргский как Мусоргский, фамилию шекспировского персонажа Макбет как Макбет, название американского штата Флорида как Флорида (на американский манер), название города Ставрополь как Ставрополь, волшебство – на старый лад как волшебство, вместо нынешнего «узаконенного» варианта ракурс – прежний вариант ракурс и т. п. Может быть, подобные ошибки следует расценивать как нечто стилистически положительное. С таким же пониманием нужно относиться к сознательным отклонениям от общелитературных норм в сторону традиций профессиональной речи: компас (в речи моряков), добыча угля (в речи шахтеров), возбуждено дело (в речи юристов).

Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология .
2015.

Содержание

  1. Акцентологическая ошибка что это
  2. Акцентологические ошибки
  3. Полезное
  4. Смотреть что такое «Акцентологические ошибки» в других словарях:
  5. акцентологические ошибки
  6. Полезное
  7. Смотреть что такое «акцентологические ошибки» в других словарях:

Акцентологическая ошибка что это

Учимся находить и исправлять типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Цель практической работы: совершенствовать умения соблюдать основные нормы произношения и нормы ударения в речи, замечать ошибки в звуковой организации речи, исправлять их.

Для выполнения работы необходимо знать: понятия «орфоэпия», «акцентология», основные орфоэпические нормы русского литературного языка

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

К нормам произношения гласных относят нормы ударения. Они изучаются акцентологией (лат. accentus − ударение).

В русском языке ударение свободное, то есть может находиться на любом слоге в слове, в отличие от некоторых языков мира, где ударение закреплено за определенным слогом (в эстонском, латышском, чешском и финском языках − 1 слог, в польском и грузинском − предпоследний, в армянском и французском – последний). Другой особенностью русского ударения является его морфемная подвижность − ударение может перемещаться с одной значимой части слова на другую в разных его формах и однокоренных словах.

Основная функция ударения − фонетическое объединение слова.

Но встречаются слова, где ударение играет смыслоразличительную роль: мука − мука, пили − пили. В многосложных словах, кроме основного ударения, появляется и второстепенное (побочное): лавинообразный, четырёхэтажный.

Чаще всего акцентологические ошибки встречаются при образовании следующих форм различных частей речи:

1) в односложных существительных мужского рода в родительном падеже единственного числа ударение падает на окончание – зонт – зонта, ковш – ковша, плод – плода, герб – герба. Исключение составляет слова «гусь» и «уголь» – гуся (гуся – разг.), угля и угля;

2) существительные женского рода 1-го склонения в винительном падеже единственного числа имеют ударение на окончании (золу, избу, росу, смолу, сову, траву), на основе (бороду, борону, цену, щёку), двоякое ударение (реку – реку, доску – доску);

3) существительные 3-го склонения в родительном падеже множественного числа имеют:

– ударение на основе (местностей, почестей, прибылей, прорубей, шалостей),

– двоякое ударение (отраслей и отраслей, пядей и пядей, ведомостей и ведомостей),

– на окончании (ветвей, горстей, должностей, крепостей, плоскостей, степеней, скатертей, скоростей);

4) краткие прилагательные имеют ударение на первом слоге основы в мужском, среднем роде и множественном числе. В женском роде оно переходит на окончание: боек – бойка, вёсел – весела, глуп – глупа и т. д. Двоякое ударение встречается в форме множественного числа – бледны и бледны, густы и густы, пусты и пусты, тесны и тесны;

5) ударение в глаголах прошедшего времени может стоять:

– на основе во всех формах, кроме формы женского рода, в которой переходит на окончание (брать-брал-брали-брала; взять-взял-взыли-взяла и т.д.);

– на приставке во всех формах, кроме формы женского рода, в которой переходит на окончание (донять-доняла, замереть-замерла, занять-заняла);

– двоякое ударение в формах глаголов дожил – дожил, допил – допил, задал – задал, нажил – нажил, отнял – отнял, отпил – отпил, подал – подал, поднял – поднял, продал – продал, прожил – прожил, пролил – пролил, раздал – роздал;

6) в глаголах на -ировать выделяют две группы:

– с ударением на «и» (блокировать, гарантировать, дебатировать, дирижировать, дисквалифицировать, информировать, компрометировать, копировать, суммировать, транспортировать, фотографировать и др.);

– с ударением на «а» (бомбардировать, гравировать, гримировать, группировать, пломбировать, премировать, формировать и др.).

В образованных от этих глаголов страдательных причастиях прошедшего времени форме на -ировать соответствует форма на -ированный, а форме на -ировать – форма на -ированный;

7) у страдательных причастий прошедшего времени ударение в форме женского рода падает на окончание (взятый – взята, витый – вита, изжитый – изжита, начатый – начата, принятый – принята), в других – на приставку. В причастиях на -бранный, -дранный, -званный ударение падает на приставку (добрана, забрана, задрана, зазвана, избрана, прибрана, прерванный, призванный, содранный и т. д.).

Ошибки в ударении могут быть вызваны и другими причинами, о которых необходимо помнить.

  1. Незнание правил ударения в языке-источнике: мизерный (лат. miser – бедный) из французского «мизер» и произносится «мизерный».
  2. Отсутствие в печатном тексте буквы «Ё». Ликвидация точек привела к тому, что многие слова стали произноситься с «Е», а ударение перешло на случайное место – свекла, желчь, желчный, новорожденный, завороженный (правильно свёкла, жёлчь, жёлчный, новорождённый, заворожённый).
  3. Незнание орфографических правил. Слова «броня» и «броня» являются существительными 1-го склонения. Ударение выполняет смыслоразличительную функцию: броня – «преимущественное право на получение чего-либо» и броня – «защитное покрытие». Часто встречается неправомерное употребление слова в форме «бронь».
  4. Незнание принадлежности слова к той или иной части речи. Например, прилагательное «развитой» и причастие «развитый». Первое употребляется в словосочетаниях «развитой юноша», «развитая промышленность», «развитое сельское хозяйство» и ударение падает на окончание. Причастие, образованное от глагола «развить», произносится с ударением на первом или на втором слоге – развитая гражданином N деятельность, развитый преподавателем вопрос, развитая веревка, развитый локон.

Осваивая нормы русской акцентологии, надо иметь в виду и явление вариативности ударения. Существуют слова, в которых нормированным признаются:

1) два варианта ударения, варианты «иначе – иначе», «петля и петля», «ржаветь и ржаветь», «творог и творог» равноправны

2) один считается книжным, а другой – разговорным, «баловать и баловать», «договор и договор», «кета и кета» – первый книжный, второй разговорный;

3) один вариант общелитературный, а другой – профессиональный; «гастроном и гастроном», «компас и компас», «рапорт и рапорт», «искра и искра», «добыча и добыча».

Пометы о принадлежности слова с тем или иным вариантом ударения к разговорному или профессиональному языку даются в орфоэпических словарях.

ХОД РАБОТЫ

Задание 1. Поставьте существительные в форму множественного числа именительного и родительного падежей. Расставьте ударение.

Источник

Акцентологические ошибки

— в формах множественного числа существительных мужского рода: торты, шарфы, банты и др.;

— в существительных на – ание и – ение церковнославянского происхождения: знамение, сосредоточение, соболезнование, прелюбодеяние, обеспечение, намерение и др.;

— в существительных на – ия иностранного происхождения: кулинария, логопедия, ветеринария и др.

Допускаются частые ошибки в постановке ударения в таких глаголах и их формах, как кашлянуть, откупорить (закупорить), осведомиться, расхитить, включит, позвонит, вместится, кровоточит, ободрит, приободрится, облегчить, сорит, скрепит, одолжит, помирит, не шелохнётся, помянет. Неправильно произносят и глаголы на – ировать, страдательные причастия от них: газировать, газированный, пломбировать, пломбированный, бомбардировать, бомбардированный, нормировать, нормированный, премировать, премированный, бланшировать, бланшированный и др. Вызывает затруднение постановка ударения и в таких причастиях, как курящий, могущий, смотрящий, кормящий, трудящийся, молящий(ся), манящий, держащий, служащий, дышащий, тушащий; заворожённый, захламлённый, побелённый, принесённый, уведомленный.

Грубые ошибки на ударение делаются в словах: документ, портфель, магазин, случай; менее грубыми считаются такие ударения, как оптовый, камбала, цемент, эксперт, каучук, юродивый, киоскер, договор, досуг, ходатайство, но и их не нужно допускать.

Конечно, ошибки ошибкам рознь. Иногда акцентологические отклонения делаются говорящими сознательно, так как при этом претендуют на суперкультурность, высшую правильность речи. Так, иногда некоторые музыканты произносят фамилию композитора Мусоргский как Мусоргский, фамилию шекспировского персонажа Макбет как Макбет, название американского штата Флорида как Флорида (на американский манер), название города Ставрополь как Ставрополь, волшебство – на старый лад как волшебство, вместо нынешнего «узаконенного» варианта ракурс – прежний вариант ракурс и т. п. Может быть, подобные ошибки следует расценивать как нечто стилистически положительное. С таким же пониманием нужно относиться к сознательным отклонениям от общелитературных норм в сторону традиций профессиональной речи: компас (в речи моряков), добыча угля (в речи шахтеров), возбуждено дело (в речи юристов).

Аллилуйщик – человек, в своей речи, в выступлениях сознательно выставляющий обсуждаемые вопросы в очень благоприятном виде, не допускающий вполне вероятных, очевидных возможностей неудач, провалов. Обычно он в этом заинтересован. Некультурное поведение; необходимо наличие строгого и объективного анализа выражаемых идей. Ср. лакировка.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Полезное

Смотреть что такое «Акцентологические ошибки» в других словарях:

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ — АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ. Ошибки, связанные с нарушением норм ударения. Причинами таких ошибок являются: a) такие особенности русского словесного ударения, как разноместность (способность ударения падать на любой слог слова и на разные морфемы) и … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

акцентологические ошибки — неправильная постановка ударения в словах. Они очень распространены. Это разновидность фонетических ошибок, в частности, ставят неправильное ударение: • в формах множественного числа существительных мужского рода: торты, шарфы, банты и др.; … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

ОШИБКИ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ — ОШИБКИ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ. См. акцентологические ошибки … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ошибки, свойственные исключительно устной форме речи — Орфоэпические и акцентологические ошибки. Нарушают правильность, а иногда и точность речи … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Фонетические ошибки — – отклонения в произношении слов, обусловленные незнанием орфоэпических норм и правил. Сюда относятся: побуквенное произношение СШ вместо ШШ: С Шумом вместо Ш Шумом, маСШтаб вместо маШШтаб и т. п.; произношение СТН вместо СН: чеСТный вместо… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

фонетические ошибки — отклонения в произношении слов, обусловленные незнанием орфоэпических норм и правил. Сюда относятся: • побуквенное произношение СШ вместо ШШ: С Шумом вместо Ш Шумом, маСШтаб вместо маШШтаб и т. п.; • произношение СТН вместо СН: чеСТный… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

ошибки акцентологические — Вид речевых ошибок, связанных с неправильным ударением. О.а. нарушают правильность речи, иногда ее точность … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ — РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ. Нарушение норм языка в устных и письменных сообщениях. Р. о. связаны с отступлениями от норм литературного языка и нарушениями правильности речи. Традиционно классифицируются в соответствии с уровнями языка и подразделяются на… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Контроль в обучении — абитуриент тест, айзенка тест, анализ ошибок, анализ речи компьютером, анализ урока, анкета, анкетирование, баллы оценочные, валидность теста, векслера тест, гиперкоррекция, грамматико морфологические ошибки, грамматико синтаксические ошибки,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Обучение фонетике — акустический подход, акцент, акцентологические ошибки, апперцепция, артикулирование, артикуляционная база, артикуляционный навык, артикуляционный аппарат, артикуляция, артикуляция речевая, аудиоматериалы, аудирование, аудирование коммуникативное … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Источник

акцентологические ошибки

Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология . 2015 .

Полезное

Смотреть что такое «акцентологические ошибки» в других словарях:

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ — АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ. Ошибки, связанные с нарушением норм ударения. Причинами таких ошибок являются: a) такие особенности русского словесного ударения, как разноместность (способность ударения падать на любой слог слова и на разные морфемы) и … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Акцентологические ошибки — – неправильная постановка ударения в словах. Они очень распространены. Это разновидность фонетических ошибок, в частности, ставят неправильное ударение: в формах множественного числа существительных мужского рода: торты, шарфы, банты и др.; в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ОШИБКИ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ — ОШИБКИ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ. См. акцентологические ошибки … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ошибки, свойственные исключительно устной форме речи — Орфоэпические и акцентологические ошибки. Нарушают правильность, а иногда и точность речи … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Фонетические ошибки — – отклонения в произношении слов, обусловленные незнанием орфоэпических норм и правил. Сюда относятся: побуквенное произношение СШ вместо ШШ: С Шумом вместо Ш Шумом, маСШтаб вместо маШШтаб и т. п.; произношение СТН вместо СН: чеСТный вместо… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

фонетические ошибки — отклонения в произношении слов, обусловленные незнанием орфоэпических норм и правил. Сюда относятся: • побуквенное произношение СШ вместо ШШ: С Шумом вместо Ш Шумом, маСШтаб вместо маШШтаб и т. п.; • произношение СТН вместо СН: чеСТный… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

ошибки акцентологические — Вид речевых ошибок, связанных с неправильным ударением. О.а. нарушают правильность речи, иногда ее точность … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ — РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ. Нарушение норм языка в устных и письменных сообщениях. Р. о. связаны с отступлениями от норм литературного языка и нарушениями правильности речи. Традиционно классифицируются в соответствии с уровнями языка и подразделяются на… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Контроль в обучении — абитуриент тест, айзенка тест, анализ ошибок, анализ речи компьютером, анализ урока, анкета, анкетирование, баллы оценочные, валидность теста, векслера тест, гиперкоррекция, грамматико морфологические ошибки, грамматико синтаксические ошибки,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Обучение фонетике — акустический подход, акцент, акцентологические ошибки, апперцепция, артикулирование, артикуляционная база, артикуляционный навык, артикуляционный аппарат, артикуляция, артикуляция речевая, аудиоматериалы, аудирование, аудирование коммуникативное … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Источник

О, прелесть русской речи чистой!
О, бедный мой язык родной,
Кто не глумился над тобой –
Шпана, чиновники, лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил:
«ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,
ПравЫ, сочуйствовать, подклЮчить»
Ну, ладно б жулик, или вор,
Иль алкаши и наркоманы,
Но педагог, но прокурор,
Но дикторы с телеэкрана!
Рабочий и интеллигент
Родную речь, как шавку, лупят:
«ОсУжденный и инцидент,
БлагА, сочуйствовать, оглУпят»
Ну, ладно б только бюрократ,
Но журналист, но депутат
Язык недавно исказили.
От сердца я хочу воззвать
Ко всем, кто сын России верной
Пора не нАчать, а начАть
Язык наш очищать от скверны
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите
Ведь это наш язык родной –
Его для внуков сохраните!

Как нам известно, русский язык является одним
из богатейших языков, созданных человечеством за
его многовековую историю. Исследователи
утверждают, что его словарный фонд составляет
свыше 200.000 слов. Словарный же состав таких
великих людей, как Пушкина, Лермонтова, Толстого,
по заявлению исследователей их творчества,
составляет порядка 20.000 слов. А словарный запас
обычного человека с высшим образованием в
среднем – 2000 слов. Не надо быть математиком,
чтобы подсчитать, что мы используем лишь малую
толику того айсберга, именуемого русским языком.
В связи с этим возникает весьма правомерный
вопрос: зачем же мы, используя в общении с
окружающими лишь незначительную часть
словарного фонда, искусственно обедняем свою
речь, добровольно отказываемся от использования
многообразия и красоты нашего  языка?

Язык – неотъемлемая часть нашей культуры. Еще
Ожегов писал: «Что такое культура речи?.. это
умение правильно, точно и выразительно
передавать свои мысли средствами языка.

Правильной речью называется та, в которой
соблюдаются нормы современного языка. Типы норм:
лексические, орфоэпические, акцентологические,
морфологические… везде мы можем наблюдать
нарушения и отклонения, однако в данном
выступлении хотелось бы остановиться на
акцентологической норме, ибо устная речь
характеризует человека, определяет уровень его
образованности и воспитанности.

Нормы ударения в современном русском языке
нелегки для усвоения, что объясняется 2-мя его
специфическими чертами: разноместностью и
подвижностью. Начнем с первого пункта. Ударение
бывает неподвижным и свободным. Так, в чешском
языке ударение всегда падает на первый слог, в
польском – на предпоследний, во французском – на
последний. В русском же языке ударение может 
падать на любой слог. Подвижность объясняется
тем, что русское ударение свободно перемещается
с одной морфемы на другую. Например: травА
трАвы. Если ударение сложно объяснить и
усвоить, то может быть следует от него отказаться
и говорить так, как мы хотим? Что нам дает
правильная постановка ударения? 

Попытаемся ответить на эти насущные вопросы.
Необходимость ударения очевидна. Во-первых, оно
разграничивает формы слова (трава – травы),
во-вторых, видовые пары, в-третьих,
разграничивает некоторые лексические формы, в
частности, разновидности омонимов – омографы (атлас
– атлас)

Казалось бы, что ошибки в ударении свойственны
только устной речи, однако это далеко не так. Так,
в газете можно прочитать «языкОвый
барьер», но языкОвым может быть паштет,
а барьер – только языковЫм.

Часто мы задумываемся: как правильно
произнести то или иное слово. Конечно, каждый
отдельный пример мы можем проверить по словарю –
и без этого иногда невозможно обойтись. Но все же
норма правильного ударения существует, и проще
следовать ей, чем каждый раз обращаться к
справочной литературе. Любое отклонение от нормы
является речевой ошибкой.

Попытаемся проследить возникновение причин,
приведших к нарушению нормы, и произвести
классификацию существующих ошибок.

1. Причины акцентологических ошибок

  • Незнание ударения иноязычного слова (мИзерный
    от фр. мизЕр – мизЕрный)
  • Из-за плохого знания орфографии (бронЯ
    у танка, брОня – право на что-либо)
  • Незнание морфологической принадлежности слова
    Азвитый – развИтый)
  • Отсутствие в печатном тексте ё (ликвидация двух
    точек над буквой привело к появлению множества
    ошибок. НоворОжденный, а не новорождЕнный,
    жёлчный)

Русский язык – живой организм, вечно растущий,
меняющийся, обновляющийся.В связи с этим весьма
закономерен тот факт, что старые языковые формы
либо постепенно отмирают, либо органично
сосуществуют с новыми. Этим и объясняется
наличие вариативности русского ударения. В языке
существуют следующие варианты:

  • Равноправные Аржа –
    баржА, Искристый – искрИстый).
  • Варианты нормы,  одна из которых признается
    основной (творОг – осн., твОрог,
    кулинАрия – кулинарИя, прикУс
    (общеупот.) – прИкус (спец.)) – стилистические.
  • Допустимо-устаревшие (индУстрия
    – индустрИя, собрАлся – собралсЯ, запаснОй
    –запАсный) – нормативно-хронологические.
  • Cемантические варианты
    разноместность ударения выполняет
    смыслоразличительную функцию: остротА (лезвия)
    – острОта (остроумное выражение), трУсить
    (бояться) – трусИть (бежать).

2. Типы акцентологических ошибок

1. Часто при изменении слова переносят ударение
на окончание в тех словах, которые имеют
неподвижное ударение на основе во всех формах .
Это такие существительные, как: блюдо,
госпиталь, грунт,  досуг,
жбан, квартал, клад,
сват, средство, торт,
шофёр, шрифт и др.

Следовательно, мы должны произносить:
приедут сваты, очередь за тортами,
многие шофёры, проблемы грунтов,
все средства и т.п.

2. Ошибки допускаются и в существительных, у
которых неподвижное ударение на окончании
(только если в им. п. – нулевое окончание, то
ударение в этой форме падает на основу): графа,
жезл, кайма, ломоть, ревень, серп, язык, фитиль и
др.

Следовательно: компот из ревеня,
размахивать жезлом, нет ломтя
хлеба…

3. Наибольшее количество ошибок в
прилагательных связано с краткой формой и
сравнительной степенью.

Надо запомнить:

Если ударение в краткой форме женского
рода падает на окончание, то в кратких формах
среднего рода и мужского ударение на основе и
обычно совпадает с ударением в полной форме: белый
– бела, бел, бело (но
кругом белым-бело); ясный – ясна,
ясен, ясно.

В большинстве форм множественного числа
наблюдаются колебания в постановке ударения: белы
– белы, бледны –  бледны,
близки –  близки, низки
– низки, пьяны – пьяны,
пусты – пусты, ясны –
ясны, просты
(устар.)
просты
.
– Но только легки, правы.
– Если в краткой форме женского рода падает на
окончание, то в сравнительной форме – на суффикс:
длинна – длиннее, видна
– виднее. Полна – полнее
.
– Если в краткой форме женского рода ударение
падает на основу, то и в сравнительной степени
ударение на основе: лилова – лиловее,
красива – красивее, ленива
– ленивее, говорлива – говорливее.

4. Часто встречается неправильная постановка
ударения на основе слова, а не на его окончании в
глаголах прошедшего времени единственного числа
женского рода: взяла вместо взяла,
спала
вместо спала и т.п.

Надо запомнить:

– Таких глаголов около 280 (непроизводных и
производных): брать (собрать, отобрать,
прибрать, убрать…), быть, взять, вить, врать,
гнать, гнить, дать, драть, ждать, жить, звать,
клясть, лгать, лить, пить, плыть, прясть, рвать,
слыть, ткать.

– Только приставка вы-
«перетягивает» ударение на себя: гнала,
прогнала,
но выгнала.
– В этих глаголах прошедшего времени
единственного числа мужского и среднего рода и
множественного числа ударение совпадает с
ударением в начальной форме: звать –
звал, звало, звали.

Но аффикс ся изменяет ударение в
глаголах множественного числа  и иногда в
глаголах среднего рода единственного числа: забралось,
забрались; налилось, налились.

– Некоторые глаголы, очень похожие на
перечисленные выше, тоже односложные, не входят в
этот ряд: бить – била, брить – брила,
жать – жала, знать – знала,
злить – злила.

5. Многие страдательные причастия прошедшего
времени, образованные от глаголов на –нуть,
-ать, -ять,
имеют ударение на первом слоге:
поднять – поднятый, согнуть
– согнутый, отнять – отнятый.

3. Акцентологический минимум

Газопровод, апокриф, досуг, звонит,
кремень, ходатайство, ломоть, созыв, форзац,
каталог, камбала, некролог, премирование,
узаконение, вероисповедание, жизнеобеспечение,
феномен.

Подводя итог всему вышеизложенному, хотелось
бы еще раз подчеркнуть, что язык – неотъемлемая
часть нашей культуры, поэтому не нужно забывать,
что вопрос о чистоте языка – не только языковая
проблема. Чтобы повысить качество своего языка,
нужно повысить качество своего сердца, своего
интеллекта. Мало добиться того, чтобы люди не
говорили «выбора» или
«ндравиться», надо добиться того, чтобы человек
испытывал трепетное и уважительное чувство к
своему родному языку, ценил его красоту  и
благозвучность. В связи с этим уместно привести
слова великого классика Тургенева: «Во дни
сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах
моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о
великий, могучий, правдивый  и свободный
русский язык. Не будь тебя – как не впасть  в
отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но
нельзя  верить, чтобы такой язык не был дан
великому народу!»

Приложение

Орфоэпические ошибки

Орфоэпические ошибки – это такие ошибки, которые связаны только с произношением слова.

Пример: не коТЛета, а коКлета;

не коРидор, а коЛидор.

Для детей представляется затрудненным произношение губного и губно-зубного звуков на слоговом стыке.

Пример: не траМВай, а траНВай.

Часто можно встретить такое неправильное произношение согласных, как замена ЧТ (вместо ШТ).

Пример: скуЧНо, а не скуШНо.

Можно встретить такую речевую ошибку, как подмена слов «все равно» одним словом «сирамно». На этот казус необходимо обращать предельное внимание и тренировать правильное произношение посредством заучивания стихов и проговаривания их наизусть. Идеальны в этом плане стихотворения А.Барто, поскольку они легки в запоминании, вызывают широкий и глубокий ассоциативный ряд, помогают расширить активный словарь, развить память и мышление. Кроме этого, для творчества А.Барто характерны такие особенности, как умная педагогическая тактика, основанная на юморе, который необходим при воспитании правильной речи ребенка. Стихи опираются на знание ребенка, учат его прочувствовать и полюбить родной язык. «С ребёнком надо говорить забавно» (М.Горький). А.Барто не только забавляет ребенка, но и дает толчок к созданию полноценного образа, а образ, в свою очередь, помогает правильно запомнить слова.

Пример:

«Фонарик»

Мне не скуЧНо без огня –

Есть фонарик у меня.

«Мишка»

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

ВСЕ РАВНО его не брошу,

Потому ЧТо он хороший

Нередка замена О на Е. Располагает к этой ошибке современная клавиатура. На ней Ё найти достаточно сложно, проще напечатать Е. Во избежание деформации слова на уровне подсознания можно порекомендовать обращать на Ё предельное внимание.

Пример ошибок: щЕлочка, а не щЁлочка и шЕрстка, а не шЁрстка.

Стихотворение А.Барто «Лошадка»:

Я люблю  свою лошадку,

Причешу ей шЁрстку гладко.

Акцентологические ошибки

За акцентологические ошибки принято понимать неверное ударение в слове.

Пример: запЫхавшись, а не запыхАвшись и раскИдал, а не раскидАл.

Решение проблемы – изучение стихотворений таких авторов, как В.Осеева, С.Маршак и Я.Аким. Они идеальны в обучении правильному словопроизношению для детей благодаря своему ритмическому разнообразию, ведь именно переменный ритм и необычная рифма могут удержать их внимание.

Примеры:

В.Овсеева «Ежинка»:

И вдруг, запыхАвшись, Зайчишка

Бежит, перепуган до слез:

-Скорее! Какой-то мальчишка

Ежинку в корзине унес.

Я.Аким «Неумейка»:

В квартире над нами

Есть мальчик Андрюшка.

По комнате всей раскидАл он игрушки.

Словообразовательные ошибки

Словообразовательные ошибки – это неоправданное словосочинительство, а также искаженное употребление корней и приставок.

Пример: не поСкользнулся, а поДСкользнулся, не Сшить платье, а ПОшить платье.

Избавиться от ошибок такого типа помогут стихотворения А.Барто.

Пример стихотворения «Мальчик наоборот»:

ПоСкользнулся,

Задом пятясь, —

И к милиции

В объятья.

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – это нарушения особого типа. Они связаны с образованием форм слова ненормативного характера. Такие ошибки появляются в результате самостоятельной выработки упрощенного слова. Например, «пальто» изменяется по падежам, а «ножницы» трансформируются в единственное число.

Избавиться от морфологических ошибок можно только при помощи обучения правильному формообразованию слов подобного типа при помощи стихотворений А.Барто.

Лексические ошибки

Лексические ошибки – это искажение нормы слова. Типичное искажение слова «обратно» в значении «снова». Множество примеров правильного употребления слов можно найти в стихотворениях С.Михалкова.

Пример:

У меня ОПЯТЬ

Тридцать шесть и пять.

Синтаксические ошибки

Синтаксическая ошибка – неверное построение предложений и словосочетаний. Источник ошибки – отсутствие в повседневной речи сложных синтаксических конструкций. Именно из-за этого можно часто услышать такое нарушение норм управления и согласования, как «день рождениЕ», а не «день рождениЯ».

В памяти верное построение предложений закрепится, если будет не только выучено стихотворение, но и проведена беседа по его содержанию.

Знания черпаются из речи окружающих. Поэтому необходимо быть крайне внимательным к своей собственной речи и, более того, готовиться к чтению литературы вслух со словарем в руках. Следя за речью не только на проводимых занятиях, но и в ежедневной деятельности, можно избежать укоренения речевых ошибок.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Учимся находить и исправлять типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Автор: Полякова Татьяна Владимировна

Цель практической работы: совершенствовать умения соблюдать основные нормы произношения и нормы ударения в речи, замечать ошибки в звуковой организации речи, исправлять их.

Для выполнения работы необходимо знать: понятия «орфоэпия», «акцентология», основные  орфоэпические нормы русского литературного языка

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

К нормам произношения гласных относят нормы ударения. Они изучаются акцентологией (лат. accentus − ударение).

В русском языке ударение свободное, то есть может находиться на любом слоге в слове, в отличие от некоторых языков мира, где ударение закреплено за определенным слогом (в эстонском, латышском, чешском и финском языках − 1 слог, в польском и грузинском − предпоследний, в армянском и французском – последний). Другой особенностью русского ударения является его морфемная подвижность − ударение может перемещаться с одной значимой части слова на другую в разных его формах и однокоренных словах.

Основная функция ударения − фонетическое объединение слова.

Но встречаются слова, где ударение играет смыслоразличительную роль: мука − мука, пили − пили. В многосложных словах, кроме основного ударения, появляется и второстепенное (побочное): лавинообразный, четырёхэтажный.

Чаще всего акцентологические ошибки встречаются при образовании следующих форм различных частей речи:

1) в односложных существительных мужского рода в родительном падеже единственного числа ударение падает на окончание – зонт – зонта, ковш – ковша, плод – плода, герб – герба. Исключение составляет слова «гусь» и «уголь» – гуся (гуся – разг.), угля и угля;

2) существительные женского рода 1-го склонения в винительном падеже единственного числа имеют ударение на окончании (золу, избу, росу, смолу, сову, траву), на основе (бороду, борону, цену, щёку), двоякое ударение (реку – реку, доску – доску);

3) существительные 3-го склонения в родительном падеже множественного числа имеют:

– ударение на основе (местностей, почестей, прибылей, прорубей, шалостей),

– двоякое ударение (отраслей и отраслей, пядей и пядей, ведомостей и ведомостей),

– на окончании (ветвей, горстей, должностей, крепостей, плоскостей, степеней, скатертей, скоростей);

4) краткие прилагательные имеют ударение на первом слоге основы в мужском, среднем роде и множественном числе. В женском роде оно переходит на окончание: боек – бойка, вёсел – весела, глуп – глупа и т. д. Двоякое ударение встречается в форме множественного числа – бледны и бледны, густы и густы, пусты и пусты, тесны и тесны;

5) ударение в глаголах прошедшего времени может стоять:

– на основе во всех формах, кроме формы женского рода, в которой переходит на окончание (брать-брал-брали-брала; взять-взял-взыли-взяла и т.д.);

– на приставке во всех формах, кроме формы женского рода, в которой переходит на окончание (донять-доняла, замереть-замерла, занять-заняла);

– двоякое ударение в формах глаголов дожил – дожил, допил – допил, задал – задал, нажил – нажил, отнял – отнял, отпил – отпил, подал – подал, поднял – поднял, продал – продал, прожил – прожил, пролил – пролил, раздал – роздал;

6) в глаголах на -ировать выделяют две группы:

– с ударением на «и» (блокировать, гарантировать, дебатировать, дирижировать, дисквалифицировать, информировать, компрометировать, копировать, суммировать, транспортировать, фотографировать и др.);

– с ударением на «а» (бомбардировать, гравировать, гримировать, группировать, пломбировать, премировать, формировать и др.).

В образованных от этих глаголов страдательных причастиях прошедшего времени форме на -ировать соответствует форма на -ированный, а форме на -ировать – форма на -ированный;

7) у страдательных причастий прошедшего времени ударение в форме женского рода падает на окончание (взятый – взята, витый – вита, изжитый – изжита, начатый – начата, принятый – принята), в других – на приставку. В причастиях на -бранный, -дранный, -званный ударение падает на приставку (добрана, забрана, задрана, зазвана, избрана, прибрана, прерванный, призванный, содранный и т. д.).

Ошибки в ударении могут быть вызваны и другими причинами, о которых необходимо помнить.

  1. Незнание правил ударения в языке-источнике: мизерный (лат. miser – бедный) из французского «мизер» и произносится «мизерный».
  2. Отсутствие в печатном тексте буквы «Ё». Ликвидация точек привела к тому, что многие слова стали произноситься с «Е», а ударение перешло на случайное место – свекла, желчь, желчный, новорожденный, завороженный (правильно свёкла, жёлчь, жёлчный, новорождённый, заворожённый).
  3. Незнание орфографических правил. Слова «броня» и «броня» являются существительными 1-го склонения. Ударение выполняет смыслоразличительную функцию: броня – «преимущественное право на получение чего-либо» и броня – «защитное покрытие». Часто встречается неправомерное употребление слова в форме «бронь».
  4. Незнание принадлежности слова к той или иной части речи. Например, прилагательное «развитой» и причастие «развитый». Первое употребляется в словосочетаниях «развитой юноша», «развитая промышленность», «развитое сельское хозяйство» и ударение падает на окончание. Причастие, образованное от глагола «развить», произносится с ударением на первом или на втором слоге – развитая гражданином N деятельность, развитый преподавателем вопрос, развитая веревка, развитый локон.

Осваивая нормы русской акцентологии, надо иметь в виду и явление вариативности ударения. Существуют слова, в которых нормированным признаются:

1) два варианта ударения, варианты «иначе – иначе», «петля и петля», «ржаветь и ржаветь», «творог и творог» равноправны

2) один считается книжным, а другой – разговорным, «баловать и баловать», «договор и договор», «кета и кета» – первый книжный, второй разговорный;

3) один вариант общелитературный, а другой – профессиональный; «гастроном и гастроном», «компас и компас», «рапорт и рапорт», «искра и искра», «добыча и добыча».

Пометы о принадлежности слова с тем или иным вариантом ударения к разговорному или профессиональному языку даются в орфоэпических словарях.

ХОД РАБОТЫ

Задание 1.  Поставьте существительные в форму множественного числа именительного и  родительного падежей. Расставьте ударение.

им. п., мн. ч.

род. п., мн. ч.

ветвь

местность

прибыль

повесть

роль

сеть

Задание 2. Поставьте сочетание существительных и прилагательных в форму множественного числа. Расставьте ударение над существительными.

Пышный бант, марлевый бинт, вкусный торт, тяжелый пласт,  полицейский жезл.

Задание 3.  Образуйте от глаголов страдательные причастия прошедшего времени. Поставьте ударение, произнесите записанные слова.

Образец: гравировать – гравированный.

Гримировать, премировать, пломбировать, диагностировать, рецензировать.

Задание 4.  Поставьте нормативное ударение. Подчеркните слово с вариативным ударением.

Включат, жалюзи, занята, черпать, позвонит, балуясь, торты, щавель, каталог, облегчить, газопровод, творог, обеспечение, откупорить, ходатайство, квартал.

Задание 4.  В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1.

созЫв

Отзыв (посла)

добелА

оптОвый

тубдиспансЕр

8.

повтОренный

мусоропровОд

чЕрпать

дозвонЯтся

добЫча

2.

создАвший

каталОг

начАв

тОрты

аэропортЫ

9.

крАны

красИвейший

дозвонЯтся

осведомИшься

принятА

3.

обострЁнный

бАнты

начАть

досУг

пОняла

10.

намЕрение

бралАсь

облЕгчит

занятА

ободрИт

4.

вручАт

клАла

цЕпочка

завИдно

чЕрпать

11.

откУпорил

снЯта

красИвее

корЫсть

хозЯева

5.

манЯщий

добелА

избАлованный

пЕрчить

12.

договорЁнность

отклЮченный

дОнизу

послАла

6.

сверлИт

прИбыв

нет кОнусов

зАгодя

боЯзнь

13.

отрОчество

(кончик) нОгтя

жалюзИ

включЁн

посАженный (в землю)

7.

прожИвший

предпрИняв

нет кремнЯ

безУдержный

14.

(они) правЫ

тОртов

нанЯвшийся

положИл

Задание 5.  Составьте словосочетания с данными парами слов, обращая внимание на различное ударение.

Сложенный — сложённый, переносной — переносный, подвижной — подвижный, приближенный — приближённый, призывной — призывный, совершенный — совершённый, истекший — истёкший.

ВЫВОД по результатам работы: каковы особенности русского ударения?

Контрольные вопросы:

  1. Что такое ударение? Какую роль в слове играет ударение?
  2. Что такое орфографическая норма и для чего она нужна?
  3. Какова связь между фонетикой и орфоэпией?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Акцент ошибка 1529 хендай автомат
  • Акцент ошибка 0130
  • Акучек ошибка е5 что делать
  • Акучек глюкометр перформа ошибки
  • Акучек глюкометр ошибка еее