Совсем недавно на Ютуб канале Натальи Ковалевой вышло видео «Как быстро делать акварельные этюды на открытом воздухе в технике а ля прима». Здесь Наталья показывает и рассказывает, как делать быстрые этюды натюрморта на открытом воздухе в технике а ля прима при помощи акварели. Это видео полезно для начинающих, которые стремятся писать быстро и смело, не бояться.
В комментариях задали интересный вопрос:
У меня на улице постоянно бумага волнами идет от акварели, не смотря на то, что я ее крепом натягиваю. Бумага 200-250 грамм. Получается некрасиво с лужами.
Наталья Ковалева с радостью ответила на поставленный вопрос и дала несколько хороших советов, которые стоит изучить начинающим художникам.
Обычно это зависит от качества бумаги.
Что делать в данном случае:
- Если любите писать по мокрому и много воды, подкладывайте под бумагу влажную фланелевую ткань. Тогда коробиться вообще не будет. Т.е. оргстекло, фланель, бумага.
- Приклеивайте креп получше, прижимайте его, и я всегда использую салфетки. Много салфеток. Промакиваю кисточки и лужи на бумаге, т.е. вы делаете большую заливку, бумага встала двумя горбами и между ними лужа, и она течёт под креп, и креп отклеивается.
Берём салфетки и убираем. Сушим, смотрим, что получилось и прокладываем второй слой. Обычно самый мокрый первый слой, к концу работы заливки меньше по площади и меньше воды.
Поэтому важно попасть в тон первой заливки. Не перетемнить, потому что потом не убрать будет тон, но и не совсем вода, потому что самую большую заливку лучше сделать один раз, потом переходить к деталям.
- Можно брать меньший формат бумаги, т.е походный маленький альбом, типа А5, можно ещё меньше, вообще ничего коробиться не будет.
- Можно пробовать сразу не заливать весь лист, а делать частичные заливки. Как мозаика или как картины по номерам. Тоже интересная техника, немного декоративная, но почему нет?
- Можно вообще работать лессировками. Ничего не коробится вообще, и можно делать до 12 слоёв.
- Если не хотите менять бумагу и технику, то только салфетки, фен, солнце и ветер, т.е. быстрая сушка.
Это даёт возможность не дать уйти красивым эффектам, не дать расползтись краске больше, чем нужно, и не дать размокнуть бумаге сверху.
Горбы или волны на бумаге, потому что верхний слой размок, а нижний нет, т.е. или намочить обратную сторону тоже, или быстро сушить верхнюю поверхность или работать в более сухой манере, например мазками, как в художественной школе, или лессировками. Можно ещё пуантель, тоже интересно, декоративно и мало кто акварелью так работает.
Хорошая бумага попадается нечасто. Я случайно в Сухуми купила пару французских альбомов 300 г /м, и они по разному себя вели. Один вообще не коробился, и я рисовала прямо в альбоме. Без крепа. Но никогда не узнаешь, какая бумага, пока не попробуешь, чем плотнее, тем лучше, но и дороже. Для просто зарисовок на воздухе жалко.
Я знаю великолепных акварелистов, которые просто на ватмане работают, результаты очень впечатляют и до 12 слоёв можно наносить.
Удачных вам этюдов!
-
ВСЕ
-
Рисование
-
Советы художника
-
История искусств
-
Живопись
-
Рисунок
-
Цветоведение
-
Поэтапное рисование
-
Вдохновение
-
О художниках
-
Ученики
-
Композиция
-
Абстракция
-
Книги
Основные ошибки начинающих акварелистов и как их исправить.
12.08.2021 00:47
Акварель — техника эффектная и интересная, дающая художнику большие возможности творческого бытия и развития. Современные производственные технологии делают акварель удивительно подвижной в плане креативных исканий, помогают легко найти нужное художественное решение в каждой работе, определить собственный стиль и при помощи простых приёмов создать нужные выразительные эффекты.
Иногда качественная бумага и профессиональные акварельные краски даже в не очень умелых руках создают впечатляющие, вполне профессиональные работы. Но, как в любой другой технике, в акварели инструменты и материалы — только полдела, а основные принципы рисования акварелью и простейшие знания о технологии акварельной живописи вкупе с элементарными умениями безусловно необходимы.
По собственному творческому опыту и опыту моих учеников я составила основной топ ошибок при рисовании акварелью, которые встречаются у начинающих художников особенно часто. Именно эти досадные промахи, как правило, мешают не только в обучении рисованию, но и в творческих исканиях опытных художников, переходящих с кроющих красок на акварель.
Мало воды.
В живописи акварелью вода — ключевой элемент. Именно обилие воды создаёт характерные переливы цвета и тона, эффектные потёки и мягкие касания, поэтому стоит, особенно на первых порах, брать воды чуть больше, чем нужно. Водой не только разводится краска в кюветах, на её основе делаются замесы цвета (на палитре воды тоже должно быть много, поэтому лучше использовать палитру с ячейками, чтобы цветные лужицы были обильными и отделялись друг от друга).
Также воду стоит добавить на сам лист бумаги (при живописи по-сырому) или смачивать отдельные участки для лучшего проникновения цвета в цвет и более ровной заливки.
Малое количество воды при рисовании акварелью приводит к “засушенности” живописной манеры, когда исчезает лёгкость и воздушность техники, а краска ложится на бумагу слишком густо, темно и не ровно. Кроме того, это ведёт к большому расходу красок и отсутствию прозрачности красочного слоя. Такие работу могут липнуть даже при долгой сушке, темнеть со временем.
Слишком много пигмента.
Эта ошибка плавно вытекает из предыдущей — недостаток воды делает акварельные краски не жидкими, а пастообразными, липкими. В таком состоянии краска к кисти пристаёт обильно и на основу наносится плотным кроющим слоем, как гуашь или акрил. Нередко сами пигменты мешают начинающему акварелисту набрать оптимальное их количество для смеси: укрывистые и полулессировочные акварельные краски набираются на кисть легко, а при недостатке воды дают сильную темноту, плотную грануляцию и слишком укрывистый слой.
Отсюда глухие чёрные пятна, отсутствие внутреннего свечения работы, неожиданная декоративность и визуальная “вымученность” всей работы.
Исправить такую ошибку непросто, но возможно, добавив воды в непросохшую краску или смыв под проточной водой неудачный живописный фрагмент. Переписать заново неудавшийся кусок по сырой бумаге будет намного проще.
Не учитывается степень укрывистости краски.
Основной принцип акварельной живописи — прозрачность. Светлые оттенки выявляются нанесением на бумагу тонкого лёгкого слоя пигмента, тёмные — многослойной или плотной по структуре заливкой. Белый цвет в акварели, в идеале, не используется совсем или применяется точечно в мелких деталях (если без этого не обойтись). Функцию светлого в акварели выполняет сама бумага — она подсвечивает работу изнутри, создавая эффект цветных стёкол. Чем толще слой краски, тем меньше света будет излучать заполненный им участок.
Акварельные краски бывают лессировочными, полулессировочными и укрывистыми — это зависит от качества пигмента и примесей в химическом составе. Опытные акварелисты разучивают таблицы красок выбранного производителя и делают выводы из собственного опыта рисования разными пигментами в акварели, поэтому они легко отличают укрывистую акварель от лессировочной и умело и к месту пользуются гранулирующими красками (те, которые оставляют характерные хлопья или соринки в прозрачной заливке).
Новички, не обращающие внимания на состав и свойства акварельных красок, нередко используют оттенки цвета не по назначению — например, кроющие пигменты кладут в освещённые части, тем самым полностью “забивая” свечение бумаги. Акварельный рисунок в этом случае больше напоминает работу, сделанную гуашью, он не столь выразителен, как мог бы быть.
Эффект грануляции в акварели у неопытных художников тоже может проявиться случайно и совсем не там, где ожидалось. Чтобы этого не случилось, перед началом работы над этюдом стоит делать выкраски на отдельном листе теми красками, какие будут использоваться в работе. Пробный лист в этом случае должен быть того же качества, что и основной (тот, на котором будет выполнена сама работа).
Белую акварель новичкам лучше совсем убрать из набора, чтобы случайно или по привычке не ввести её в прозрачные акварельные замесы.
Размазывание кистью, растирание уже положенных на лист мазков (так называемое “мыло”).
“Замыленные” акварели не редкость у начинающих художников. В попытке исправить не точно взятый цвет или не совсем точно положенную заливку они начинают правку в тот момент, когда краска ещё не просохла полностью, но уже глубоко вошла в бумагу.
В этот момент происходит основная сцепка пигмента с бумагой и химическое соединение одного пигмента с другим, нарушая их, краска теряет свои основные свойства: прозрачность, глянцевость, насыщенность. На месте правки появляется пожухлость, исправить которую уже невозможно.
Вносить изменения в акварельную работу или дополнять изображение следующим слоем краски нужно только после полного просыхания верхних слоёв (полностью акварельная работы высыхает сроком от 2 часов до суток, в зависимости от плотности и качества бумаги). Для достижения определённых эффектов, художники вводят краску в только что положенный слой другого пигмента — это возможно при сохранении влажности первого слоя (когда на поверхности бумаги сохраняется много воды).
Делать это следует быстро и умело — нужен некоторый опыт и мастерство.
Случается, что излишне жестковатая кисть поддевает нижние слои краски, даже если они практически высохли. Поэтому, начинающим акварелистам лучше выбрать классические беличьи кисти, а не акварельную синтетику или смешанный состав кистей. Нежный ворс беличьей кисти положит последующий слой на предыдущий аккуратно, ровно, не растирая и не разрушая его. При правильной деликатной работе с лессировками в акварели можно наносить 3 слоя краски смело и легко.
Вымывать неудачные места или те участки, которые должны остаться светлыми, нужно добела, чтобы красочного пигмента внутри бумаги не осталось совсем. Для этой цели используют щетинную в меру жёсткую кисть или специальную кисть-ластик с коротким ворсом и чистую воду (воду, в которой уже промывали кисти во время акварельной живописи, использовать нельзя — она даст тот же эффект, что и растирание красочного слоя).
В идеале, писать акварелью не внося правок. Если приучить себя к правилу: “положил мазок — не трогай его больше”, работы останутся чистыми по цвету, воздушными и, действительно, акварельными, а цветовые замесы и форма заливки со временем станут точными и ясными, главное — систематически писать.
Набор цвета и тона случайным образом (непродуманное ведение работы акварелью).
Как и в любой другой живописной технике, в акварели есть своя технология и последовательность ведения работы. Традиционно, акварелью пишут от светлого к тёмному: так меньше шансов сделать ошибку по цвету и тону, бумага остаётся свежей до самого конца сеанса, а самые тёмные участки не забиваются до глухоты, остаются прозрачными и естественно тёмными или насыщенными.
Иногда пишут от самого понятного цвета, например, когда в этюде сочетаются чистые насыщенные и блёклые серые оттенки. Но в любом случае, в ведении работы от белого листа до законченного этюда акварелью есть своя логика и последовательность проработки.
Новички в акварели, бывает, начинают писать с того, что особенно интересно, нанося цвета и тона в случайном порядке, часто от тёмного и яркого. Из-за этого сбивается общий цвето-тональный строй работы и этюд превращается в раскраску, цвета подбираются не гармонично друг другу в листе, а по похожести к натурным отношениям. При этом почти не учитываются свойства красочных пигментов (укрывистость, светостойкость, химический состав и др.) и могут приключиться случайные реакции, когда один пигмент вытесняет другой, хлопья одного цвета неудачно ложатся на другой, а вместо желаемых красивых замесов в акварели получаются грязноватые лужицы.
Кроме того, оказывается сложно гармонизовать те цвета, которые уже появились в листе, с теми, которые только предполагается положить. Работа дробится на отдельные цветики и фрагменты, а объединяющие лессировки “глушат” насыщенность и светосилу, дают цветовую грязь. Нередко при этом размываются нижние слои краски.
Поэтому, прежде чем бросаться в творческий бой, важно определить план работы над акварельным этюдом: с чего начинать, какие краски использовать, что будет акцентом и как это выявить при помощи цвета и тона, как объединить всю работу в гармоническое общее целое, какое качество прописки нужно для главного и второстепенного, сколько слоёв краски предполагается положить в каждом участке. Опытным путём всё это исследовать и практиковать долго, ошибки здесь неизбежны, поэтому лучше осваивать технику живописи акварелью под руководством педагога.
А грамотный учитель рисования ещё и подскажет как привнести в этот творческий процесс собственное художественное видение при точном технологическом расчёте. Поэтому, научиться рисовать акварелью самостоятельно, конечно, можно, но на это потребуется больше сил, средств и времени, чем обучаясь под руководством практикующего художника. У нас в школе Jotto тоже есть несколько курсов по акварели для новичков и опытных художников, а также видеокурсы по классической и современной акварели, где я подробно разбираю и объясняю каждую мелочь.
Наслоение сложных оттенков на сложные.
Чтобы цвета в акварельной работе получались сложными, но не грязными, важно следить за качеством перекрывающих слоёв — лессировок. Некоторые новички по привычке создают на палитре красивые составные цвета, старательно мешают оттенки цвета состоящие из 3 и более красок и правят ими предыдущие слои.
В этом случае сложный цвет ложится сверху на сложный, превращаясь в грязноватый и глухой. Здесь важно помнить о том, что акварельные лессировки работают по принципу цветных стёкол: из-под верхнего всегда просвечивает нижний цвет, соответственно, чем больше слоёв, тем более сложный цвет фрагмента получится в итоге.
Именно в акварели помимо механического смешения красок (смеси на палитре) срабатывает ещё и условно оптическое смешение при наложении слоёв (потоки цветного света сливаются в единый объединяющий оттенок, например, синий слой, положенный поверх жёлтого будет выглядеть зелёным и т.д.).
Соответственно, акварелисты не используют сложные смеси красок для лессировок: чем выше слой, тем чище цвет.
-
Назад -
Вперед
Download Article
Download Article
Watercolor paintings can be beautiful works of art or a simple fun art project. But, as you apply the watercolor paint, it can cause your paper to buckle and warp. Fortunately, you can easily prevent the watercolor paper from warping. Choose a paper that’s designed to be more absorbent so the paint doesn’t warp it. You can also stretch the paper over your working surface so it doesn’t bend while you paint or while the painting dries.
-
1
Select paper heavier than 300 lb (638 gsm) for more absorbency. Watercolor papers are made and sold by the weight of a ream, which is measured in either pounds or grams per square meter. Lighter weight paper is thinner and will more easily buckle and warp when you apply your watercolor paint. For more absorbency and less warping, go with a watercolor paper that is weighted at either 300lb (638 gsm) or more.[1]
Note: Heavier paper is thicker and often has a more textured surface, which can make it difficult to create detailed paintings.
-
2
Choose rough-textured paper for the greatest absorbency. In addition to weight, watercolor papers are also described by their textures. The highest quality (and most expensive) watercolor paper is known as “rough” texture and will absorb more watercolor paint, which means it won’t warp as easily. Choose rough texture paper for the least amount of buckling.[2]
- 300 lb (638 gsm) rough texture watercolor paper can cost between $60-$135 for a ream.
- Some high-quality rough texture watercolor paper is handmade, which makes it even more expensive.
Advertisement
-
3
Use cold-pressed paper for a balance of texture and absorbency. Choose cold-pressed watercolor paper, sometimes called not-pressed, for a slightly raised surface that will absorb watercolor paint and help keep it from warping. For a less expensive, but still effective option, go with paper labeled as cold-pressed.[3]
- Hot-pressed paper has a smooth surface and will buckle more easily whenever you apply your watercolor paint to it.
- 300 lb (638 gsm) cold-pressed watercolor paper can cost between $10-$20 per ream.
Advertisement
-
1
Fill a medium-sized bucket with cold water. Take a clean bucket and fill it up with fresh, cold water from the tap. Add enough water to fill it about ¾ of the way full so you don’t spill any over the edges when you dip your paper into it.[4]
- Make sure the bucket is clean so you don’t get any dirt or grime on the surface of the paper.
Tip: For the best quality finished painting, fill the bucket with cold distilled water instead.
-
2
Dip a single sheet of watercolor paper into the water. Remove a single sheet of paper from the ream and hold it over the bucket of water with both hands to keep it straight. Carefully dip the paper into the water so it’s fully submerged. Then, gently raise the paper straight up out of the water and allow the excess to run off into the bucket.[5]
- Be careful not to bend or fold the paper onto itself or you may not be able to spread it out without damaging it.
-
3
Place the wet paper on a flat surface where you plan to paint. Clear a smooth and flat surface for you to use to paint your watercolor paper, such as a desk or a table. Carefully lay the wet sheet of paper flat on the surface so it’s even and there aren’t any ridges or bubbles beneath it.[6]
- You could also use a flat display board as a surface.
-
4
Soak up the water from the surface of the paper with a paper towel. Take a clean and dry paper towel and gently blot the surface of the watercolor paper to soak up the excess water. Blot all of the paper so it dries evenly and remains flat. Don’t try to completely dry out the paper, just pick up the extra water from the surface.[7]
- Don’t lay the paper towel over the wet paper or it could stick to it.
- You can also use a clean, dry sponge to blot the water from the surface of the paper.
-
5
Apply strips of painter’s tape around the edges of the paper. Use a pair of scissors to cut 4 strips of painter’s tape the lengths of the sides of your watercolor paper. Carefully stick the pieces of tape on the edges to hold the paper tight. Use your fingers or a straight edge such as the spine of a book to rub the surface of the tape so it’s securely attached to the paper and the surface. Start painting the paper once it’s fastened to the surface so it won’t bend or warp.[8]
- When you remove the strips of tape, it will leave a small border along the edges of the paper, so apply them evenly if you want to use them to make a consistent border.
-
6
Allow the paper to dry overnight. Once you’ve secured the paper to the flat surface, leave it undisturbed until it’s completely dry. Wait at least 8 hours so it can air-dry and will be able to accept watercolor paints without becoming oversaturated.[9]
- If you try to paint the paper while it’s still wet, you could tear or damaged it.
- Aim a fan in the direction of the paper to help it dry.
-
7
Paint the paper while it’s still taped to the surface. After the paper is completely dry, leave it taped to the surface when you paint it. When you’re finished with your painting, allow the watercolor paint to fully dry, then carefully peel off the tape and remove the paper from the surface.[10]
Advertisement
Add New Question
-
Question
How do you prepare watercolor paper for painting?
Kelly Medford is an American painter based in Rome, Italy. She studied classical painting, drawing and printmaking both in the U.S. and in Italy. She works primarily en plein air on the streets of Rome, and also travels for private international collectors on commission. She founded Sketching Rome Tours in 2012 where she teaches sketchbook journaling to visitors of Rome. Kelly is a graduate of the Florence Academy of Art.
Professional Artist
Expert Answer
You don’t have to prepare the paper if you don’t want to. Many artists just paint directly on the paper without doing anything to it ahead of time. If you want, you can submerge the paper in water and paint on it while the water is drying, but the only reason to do that is if you’re looking for a specific texture or style.
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
Things You’ll Need
- Watercolor paper
- Medium-sized bucket
- Painter’s tape
- Distilled water (optional)
References
About This Article
Thanks to all authors for creating a page that has been read 14,822 times.
Did this article help you?
Get all the best how-tos!
Sign up for wikiHow’s weekly email newsletter
Subscribe
You’re all set!
Download Article
Download Article
Watercolor paintings can be beautiful works of art or a simple fun art project. But, as you apply the watercolor paint, it can cause your paper to buckle and warp. Fortunately, you can easily prevent the watercolor paper from warping. Choose a paper that’s designed to be more absorbent so the paint doesn’t warp it. You can also stretch the paper over your working surface so it doesn’t bend while you paint or while the painting dries.
-
1
Select paper heavier than 300 lb (638 gsm) for more absorbency. Watercolor papers are made and sold by the weight of a ream, which is measured in either pounds or grams per square meter. Lighter weight paper is thinner and will more easily buckle and warp when you apply your watercolor paint. For more absorbency and less warping, go with a watercolor paper that is weighted at either 300lb (638 gsm) or more.[1]
Note: Heavier paper is thicker and often has a more textured surface, which can make it difficult to create detailed paintings.
-
2
Choose rough-textured paper for the greatest absorbency. In addition to weight, watercolor papers are also described by their textures. The highest quality (and most expensive) watercolor paper is known as “rough” texture and will absorb more watercolor paint, which means it won’t warp as easily. Choose rough texture paper for the least amount of buckling.[2]
- 300 lb (638 gsm) rough texture watercolor paper can cost between $60-$135 for a ream.
- Some high-quality rough texture watercolor paper is handmade, which makes it even more expensive.
Advertisement
-
3
Use cold-pressed paper for a balance of texture and absorbency. Choose cold-pressed watercolor paper, sometimes called not-pressed, for a slightly raised surface that will absorb watercolor paint and help keep it from warping. For a less expensive, but still effective option, go with paper labeled as cold-pressed.[3]
- Hot-pressed paper has a smooth surface and will buckle more easily whenever you apply your watercolor paint to it.
- 300 lb (638 gsm) cold-pressed watercolor paper can cost between $10-$20 per ream.
Advertisement
-
1
Fill a medium-sized bucket with cold water. Take a clean bucket and fill it up with fresh, cold water from the tap. Add enough water to fill it about ¾ of the way full so you don’t spill any over the edges when you dip your paper into it.[4]
- Make sure the bucket is clean so you don’t get any dirt or grime on the surface of the paper.
Tip: For the best quality finished painting, fill the bucket with cold distilled water instead.
-
2
Dip a single sheet of watercolor paper into the water. Remove a single sheet of paper from the ream and hold it over the bucket of water with both hands to keep it straight. Carefully dip the paper into the water so it’s fully submerged. Then, gently raise the paper straight up out of the water and allow the excess to run off into the bucket.[5]
- Be careful not to bend or fold the paper onto itself or you may not be able to spread it out without damaging it.
-
3
Place the wet paper on a flat surface where you plan to paint. Clear a smooth and flat surface for you to use to paint your watercolor paper, such as a desk or a table. Carefully lay the wet sheet of paper flat on the surface so it’s even and there aren’t any ridges or bubbles beneath it.[6]
- You could also use a flat display board as a surface.
-
4
Soak up the water from the surface of the paper with a paper towel. Take a clean and dry paper towel and gently blot the surface of the watercolor paper to soak up the excess water. Blot all of the paper so it dries evenly and remains flat. Don’t try to completely dry out the paper, just pick up the extra water from the surface.[7]
- Don’t lay the paper towel over the wet paper or it could stick to it.
- You can also use a clean, dry sponge to blot the water from the surface of the paper.
-
5
Apply strips of painter’s tape around the edges of the paper. Use a pair of scissors to cut 4 strips of painter’s tape the lengths of the sides of your watercolor paper. Carefully stick the pieces of tape on the edges to hold the paper tight. Use your fingers or a straight edge such as the spine of a book to rub the surface of the tape so it’s securely attached to the paper and the surface. Start painting the paper once it’s fastened to the surface so it won’t bend or warp.[8]
- When you remove the strips of tape, it will leave a small border along the edges of the paper, so apply them evenly if you want to use them to make a consistent border.
-
6
Allow the paper to dry overnight. Once you’ve secured the paper to the flat surface, leave it undisturbed until it’s completely dry. Wait at least 8 hours so it can air-dry and will be able to accept watercolor paints without becoming oversaturated.[9]
- If you try to paint the paper while it’s still wet, you could tear or damaged it.
- Aim a fan in the direction of the paper to help it dry.
-
7
Paint the paper while it’s still taped to the surface. After the paper is completely dry, leave it taped to the surface when you paint it. When you’re finished with your painting, allow the watercolor paint to fully dry, then carefully peel off the tape and remove the paper from the surface.[10]
Advertisement
Add New Question
-
Question
How do you prepare watercolor paper for painting?
Kelly Medford is an American painter based in Rome, Italy. She studied classical painting, drawing and printmaking both in the U.S. and in Italy. She works primarily en plein air on the streets of Rome, and also travels for private international collectors on commission. She founded Sketching Rome Tours in 2012 where she teaches sketchbook journaling to visitors of Rome. Kelly is a graduate of the Florence Academy of Art.
Professional Artist
Expert Answer
You don’t have to prepare the paper if you don’t want to. Many artists just paint directly on the paper without doing anything to it ahead of time. If you want, you can submerge the paper in water and paint on it while the water is drying, but the only reason to do that is if you’re looking for a specific texture or style.
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
Things You’ll Need
- Watercolor paper
- Medium-sized bucket
- Painter’s tape
- Distilled water (optional)
References
About This Article
Thanks to all authors for creating a page that has been read 14,822 times.
Did this article help you?
Get all the best how-tos!
Sign up for wikiHow’s weekly email newsletter
Subscribe
You’re all set!
Если вы только начали заниматься акварельной живописью, ошибки — обычное дело. Благодаря этому нарабатывается опыт, становится проще понять особенности и возможности красок. Тем не менее иногда не хочется допускать оплошностей, а сразу изображать задуманное.
Ошибка №1. Чрезмерная работа над картиной
Иногда достаточно одного неверного мазка, чтобы испортить свежесть и яркость работы. Когда обнаружится, что вы добавляете всё больше деталей и тонкостей, то пора остановиться. Уж лучше рисунок будет недоработанным, чем слишком насыщенным и грубым.
Как не перестараться:
- Не особо сосредотачивайтесь на деталях
- Избегайте суетливых исправлений, чтобы не смазывать цвета, не царапать лист
- Не размягчайте сухой контур
- Не переусердствуйте со слоями: чем их меньше, тем светлее изображение
Ошибка №2. Влажный рисунок расплывается от мокрой кисти
Нежелательная капля воды может испортить работу. (Примечание: капли могут быть полезны! Просмотрите мой недавний пост «Всё, что нужно знать об оттенках в акварели»)
Рисунок снизу иллюстрирует, как действует добавление воды в ещё не высохшее изображение. Это должна была быть тень, но получилось пятно.
Если вам нужно добавить новый слой, дайте предыдущему полностью высохнуть.
Кстати, вы можете добавить цвета на влажную бумагу, но только если на кисти много краски. В показанном эскизе я добавила тень формы яблока, пока первый слой ещё не высох. Они сочетаются очень хорошо.
Ошибка №3. Контуры объектов
Рисуя фон, начинающие обычно обводят объекты тёмным, из-за чего они теряют естественность и органичность.
Как избежать неестественности:
- Используйте разнообразные цвета вокруг объектов
- Чередуйте направление мазков
- Объединяйте резкие и плавные края
Рисунок показывает, как это работает. На первом эскизе лепестки обведены тёмно-зелёным, и цветок будто застрял на этом фоне. На втором сочетание цветов, мазков и краёв делает эскиз выразительнее.
Ошибка №4. Мутные цвета
Они возникают при попытках накладывать краску на влажную поверхность, хотя это можно делать только когда она сухая или очень мокрая. Другая причина мутности — смешение двух и более непрозрачных цветов. Лучше сведите к минимуму те оттенки, которые вы используете.
Ошибка №5. Когда опускаются руки
На каком-то этапе процесса вам может показаться, что работа ничего не стоит. Но это нормальная ситуация, знакомая многим художникам. Не спешите забрасывать начатое и начинать заново, продолжайте рисовать. Вы удивитесь, каким может получиться результат.
Автор: Maria Stezhko
Поделиться статьей:
ЭТО ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО:
Похожие статьи:
Художественные кисти это серьезное вложение. Если тщательно и…
Способов нарисовать деревья почти столько же, сколько художников в…
Этот проект сможет разубедить каждого, кто считает, что не может…
Грэм Бут рассказывает, как сделать идеально плавный переход цветов…
Одна из проблем, которая чаще всего волнует начинающих акварелистов — это
жалко портить дорогую бумагу, жалко тратить акварельные краски на всякие пробы и оттачивание приемов.
Хочется с первого рисунка создавать шедевры.
Да! Бумага и краски стоят недешево, как можно научиться классно рисовать, не испортив кучу бумаги?
Никак!
Однако есть и хорошие новости
1. ПОМОГУТ ОБЫЧНЫЕ БУМАЖНЫЕ САЛФЕТКИ
Во время рисования акварелью держите под рукой белые бумажные салфетки или бумажное полотенце, белая туалетная бумага тоже подойдет.
Если вдруг акварель потекла куда не нужно, или рука дрогнула, то сразу промокните это место чистой салфеткой. Салфетка впитает всю краску, и бумага станет почти белой.
2. ОЧИЩАЮЩИЙ ДУШ
Если вы считаете, что испортили рисунок и салфеткой тут не помочь, то можно помыть акварельную бумагу под душем или струей чистой воды из крана.
Только не трите бумагу кистями или губкой!
После того как отмылось под струей воды все что смогло отмыться, разложите бумагу на гладкую поверхность и промокните рисунок чистой салфеткой. Салфетка заберет остатки краски.
Это получается только с толстыми бумажками от 270 гр/м и толще.
Если вы рисовали на тонкой бумаге, то так рисковать не стоит, бумажка может развалиться.
Если вам не понравился рисунок уже на последней стадии готовности и душем точно не отмыть, все равно не спешите выкидывать свое детище.
3. ОТЛОЖИТЕ РИСУНОК НА ВРЕМЯ
Сделайте папку или коробочку для таких испорченных рисунков, и откладывайте их.
Иногда доставайте их, и пересматривайте. Бывает, что рисунок не так уж плох, как показалось вначале.
Возможно появятся новые идеи, как можно исправить рисунок, которые вам ранее даже не приходили в голову.
И вполне реально, что со временем у вас появятся новые знания и опыт, и вы сможете исправить рисунок, или сделать его интереснее для зрителей.
4. МОЖНО ОБВЕСТИ ЧЕРНЫМ
Среди иллюстраторов есть шутка: испортил рисунок — обведи черным.
Если вы владеете хотя бы базовыми основами набросков (скетчинга) или быстрого рисунка, то вы можете улучшить акварельную живопись превратив ее в акварельную графику.
Для этого достаточно сделать поверх высохшей акварели рисунок тушью, линером, кистевым маркером (брашпеном) или черной ручкой.
5. СПАСУТ УЗОРЫ и ТАНГЛЫ
А можно и не обводить, а заполнить акварельные пятна декоративными узорами внутри.
А можно и не черным, а цветными и белыми контурами. Не ограничивайте свои фантазии.
Например, вот так делает художница Елена Трубина.
.
6. ИНОГДА МОЖЕТ ВЫРУЧИТЬ ГУАШЬ
Если все расстройство из-за того, что вы нечаянно закрасили места в картине, которые должны были остаться белыми,
то на помощь придет белая титановая гуашь или белый акрил, а также белая ручка и белый маркер для ретуширования текста на бумаге.
Многие акварелисты используют все эти материалы и не только для исправления, а еще для создания интересных эффектов в картинах.
Гуашь достаточно плотная краска и она может перекрыть ваши акварельные ляпы.
.
7. КАДРИРОВАНИЕ
Один из способов спасти испорченную или не получившуюся акварель — кадрирование.
Для кадрирования изготавливают два бумажных уголка, создают из них видоискатель и выбирают удачный формат миниатюры отсекая неудачные фрагменты.
Подробнее о кадрировании я рассказываю и показываю в видео.
.
8. АППЛИКАЦИЯ и КОЛЛАЖ
Еще может помочь исправить акварельный рисунок аппликация и коллаж.
Простым языком это означает, что вы можете что-нибудь приклеить в свой рисунок. Это может быть что-то вырезанное из фотографии или из журнала, газеты или даже из своего собственного рисунка нарисованного на другом листке бумаги.
Например: птица на камне вырезана из журнала и вклеена в акварель.
.
Еще можно вклеивать другие фактуры: салфетки, кожу, кружева, ткани, картон, ниточки,
засушенные листики-цветочки… вариантам нет границ.
.
9. ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Если по прошествии долгого времени вам кажется, что рисунок так ужасен, что его совсем не спасти, то смиритесь, расслабьтесь и разрешите себе экспериментировать на всю катушку!
Например, можно заклеить всю поверхность рисунка кусочками белых салфеток или мятой бумагой, а поверх рельефной фактуры нарисовать какой-нибудь новый рисунок.
.
.
Не бойтесь испортить бумагу пока учитесь, ведь не разбив яиц не приготовишь омлет
А чтобы меньше допускать ошибок,
записывайтесь на мой бесплатный курс:
«10 ошибок начинающего акварелиста»
.
.
Понравилось?
Сохраните ссылку, чтобы не потерять:
Вы перетемнили или излишне пересушили вашу акварель. Не расстраивайтесь! Всё можно исправить! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс о том, как из неудачной акварельной работы можно сделать красивую, с интересным решением графику. Пользуясь данным способом, я не раз спасала свои акварельные работы, особенно когда только начинала учиться акварельной технике.
Итак, приступим. Я сразу решила писать акварель в технике по-сухому.
Для рисования я использовала следующие материалы:
Я подобрала интересный рисунок японских рыбок кои для данного мастер-класса. Нарисовала их простым карандашом.
Сразу решила закрыть маской или резервом все цветы на работе.
А пока маска подсыхала, я нашла наиболее удачное цветовое решение. Намешала акварельных смесей достаточное для работы количество. Первая смесь — это бирюзовая + сепия. Вторая смесь карминовая + охра светлая.
С помощью заливки прокрыла фон первой смесь. Кисть белка круглая 12.
Нарисовала пятнышки на рыбках второй смесью.
Смело взялась за прорисовывание воды, стараясь максимально отобразить её материальность.
Чистой водичкой вымыла тельца рыбок (плоским колонком 3) и взялась за их прорисовку тонкой белкой.
После того, как работа просохла вся, я ластиком сняла маску для того, чтобы прорисовать цветы.
Честно признаюсь, цветы уже наметила и вдруг остановилась. Почему? Потому что полученный результат меня категорично не устроил. Работа получилась тёмная и неинтересная. Я подумала, что разорвать можно всегда успеть. А вот постараться исправить ошибки будет очень интересно! Как говорил мой учитель: «Мыть и только мыть!»
Что я и сделала. Взяла работу и отправилась в ванную комнату. Под струёй воды аккуратненько с губочкой смыла всё, что было нарисовано. А воду теперь, как и всегда, всем советую, писать в технике по-сырому! Так вода получается естественней, живей.
В технике по-сырому очень важно держать бумагу в определённой влажности. Следить, чтобы лужи воды отсутствовали. Для этого бумага лежит на сырой тряпочке (фильтре) или марле. Лишнюю воду впитывает и не даёт высохнуть бумаге.
Беру снова акварель. А также приготовленные ранее смеси. И широкой, плоской синтетической кистью я начала крутить круги на воде.
Теперь подсушила работу, но не полностью. Взялась прописывать рыбок. Нанесла красные пятнышки и смесью ультрамарина + умбра подчеркнула их контур. Также обозначила теневые у кругов на воде.
Гуашевыми белилами осветлила тела рыбок. Проработала мелкие детали.
Смесью ультрамарин + умбра тонкой кистью нанесла контуры и мелкие детали на рыбках. Нарисовала цветы.
И вот последние штрихи в этой работе. Я взяла белила и по-сухому обозначила ещё раз круги на воде. Этот эффект фактурности придал особый вид работе. Кое-где белилами прорисовала цветы. Личная подпись.
Я макетным ножом обрезала работу в лучший формат. И вот итог. Прошу любить и жаловать!
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Сохранить
Сохранить