Амбивалентный тип привязанности у взрослых как изменить

Если выбрать партнёра из неподходящей категории, союз вряд ли будет прочным. Рассказываем, какие типы привязанности существуют и как применить эти знания.

Как разные типы привязанности влияют на наши отношения и что с этим делать

Если выбрать партнёра из неподходящей категории, союз вряд ли будет прочным.

Как разные типы привязанности влияют на наши отношения и что с этим делать

Мы все запрограммированы на привязанность к другим людям. Именно поэтому ребёнок плачет, когда его на какое‑то время разлучают с мамой. Но в зависимости от поведения близких в нашем детстве, личного опыта и других факторов каждый из нас формирует свой тип привязанности. Он влияет не только на наши отношения, но и на нас самих.

Какими бывают типы привязанности

Надёжный

Для людей этой категории любить и заботиться о ком‑то абсолютно естественно. Они способны формировать тесную связь с другим человеком, не переживая из‑за мелких эпизодов недопонимания.

«Надёжные» принимают партнёров такими, какие они есть, и относятся к ним с уважением. Они не играют в игры и не используют манипуляции, а открыто рассказывают о своих успехах и поражениях, потребностях и чувствах. Кроме того, такие люди внимательно относятся к желаниям любимого человека и стараются их выполнять.

Ещё у «надёжных» стабильная самооценка, поэтому они спокойно воспринимают критику и грамотно справляются с конфликтами. Вместо того чтобы накалять обстановку, стараются решить проблему, простить близкого человека или извиниться.

Тревожный

Люди с привязанностью этого типа хотят близости и способны поддерживать тесный контакт. Их главная проблема в другом. Они боятся, что их бросят, и ради сохранения отношений забывают о собственных желаниях и потребностях, чтобы только угодить партнёру. Но в результате чувствуют себя несчастными.

«Тревожные» полностью заняты отношениями и всегда «подключены» к партнёру. При этом они могут переживать, что он хочет близости в меньшей степени. Этот тип принимает всё близко к сердцу и придаёт негативную окраску любому комментарию окружающих в свой адрес, ожидая худшего.

Чтобы избавиться от тревоги, такие люди начинают манипулировать партнёром. Они специально отдаляются, чтобы получить внимание и услышать, что в них нуждаются. «Тревожные» могут эмоционально реагировать, не отвечать на звонки, провоцировать любимого человека на ревность и грозить разрывом. Кроме того, этот тип довольно ревнив и склонен часто звонить или писать партнёру, даже когда тот просит так не делать.

Избегающий

Он включает в себя два подтипа. Первый — «пренебрежительный» — способен легко «отсекать» сложные эмоции. В эту категорию попадают нарциссы и те, кто привык подавлять свои чувства. Второй — «испуганный» — хочет близких отношений, но боится их и не умеет доверять.

В целом люди с избегающим типом привязанности уклоняются от близости, поскольку независимость для них гораздо важнее. Конечно, это не значит, что им совсем не нравится тесное общение. Просто для них существует определённая черта, которую не стоит переходить.

В отношениях они самостоятельны, полагаются только на себя и не любят говорить о своих чувствах. «Избегающие» защищают свою свободу и всеми силами стараются отсрочить момент, когда придётся принимать на себя какие‑то обязательства. А когда люди с этим типом привязанности всё-таки начинают отношения, то сохраняют дистанцию, замечают в партнёре даже самые мелкие недостатки, ностальгируют по вольной жизни или мечтают об идеальном союзе.

«Избегающие» остро реагируют на любые попытки их контролировать или ограничивать их свободу. В подобных ситуациях они снова начинают дистанцироваться: флиртовать с другими, принимать необдуманные решения, а также игнорировать любимого человека, его эмоции и потребности. Партнёр может жаловаться, что чувствует себя ненужным, а также что «избегающий» недостаточно открыт и не делится своими секретами и переживаниями.

Часто человек с избегающим типом привязанности считает своего партнёра прилипчивым, а себя на этом фоне ещё более сильным и независимым. Он не переживает, что отношения могут закончиться. Однако, когда в паре появляется трещина, «избегающие» делают вид, будто им вовсе не нужны никакие связи и «зарывают» свои чувства ещё глубже. При этом у людей с подобным типом привязанности есть та же потребность в близости, что и у других, — просто она подавлена.

Тревожно‑избегающий

Его ещё называют амбивалентным, или дезорганизованным. Этот вариант привязанности совмещает, соответственно, черты тревожного и избегающего типов и обычно встречается у тех, кто пережил насилие. Такие люди жаждут любви, близости и заботы, но боятся вступать в отношения. Их пугает перспектива быть отвергнутыми. При этом они считают, что недостойны хорошего.

Как тип привязанности влияет на отношения

Даже самые независимые из нас удивляются, когда замечают, насколько зависимыми становятся, вступив в романтические отношения. Так происходит потому, что интимная связь подсознательно стимулирует наш тип привязанности и мы начинаем либо доверять человеку, либо настороженно воспринимать всё происходящее.

Чтобы лучше понимать, как всё устроено в паре, можно проанализировать тип привязанности партнёра и начать с его отношения к близости. Он старается удовлетворить ваши потребности или агрессивно реагирует на ваши просьбы? Говорит, что ему некомфортно, или делает шаг навстречу, а потом дистанцируется? Уверенные в себе люди не станут играть в игры, проявлять несговорчивость, отказываться от компромиссов.

«Тревожные» и «избегающие» часто формируют созависимые отношения. Каждый из них не понимает своих потребностей и потребностей партнёра. Именно поэтому их тянет друг к другу. Оба типа редко заинтересованы в «надёжных», просто потому что для них здоровые отношения — незнакомая территория. А союз с кем‑то, у кого похожие проблемы, подтверждает их страхи и питает веру в то, что они недостаточно хороши для любви.

Ещё одна особенность «тревожных» в том, что они быстро вступают в отношения, вместо того чтобы сделать паузу и проанализировать, насколько потенциальный партнёр соответствует их требованиям. Они фокусируются на сходствах с другим человеком, идеализируют избранника и игнорируют возможные проблемы. При этом «тревожные» забывают о своих потребностях и не умеют правильно выстраивать коммуникацию с партнёром.

Именно в этом и заключается причина, почему тревожный тип сходится с избегающим. Когда «избегающие» начинают отдаляться, переживания «тревожных» усиливаются. Они путают свою тоску и тревогу с любовью, не понимая, что на самом деле проблема не в них, а в недоступности партнёра. И к сожалению, что бы они ни делали, они не смогут этого изменить. «Тревожные» тратят всё больше сил на сохранение отношений, боясь посмотреть правде в глаза. А «избегающим» необходим кто‑то, кто будет искать с ними встреч. Это помогает им удовлетворять свои эмоциональные потребности.

Кроме того, в отличие от надёжного типа, «тревожные» и «избегающие» не умеют разрешать конфликты, а вместо этого начинают защищаться и атаковать противника. Без конфликтов, импульсивного поведения и «погони» за недоступным партнёром ненадёжные типы погружаются в депрессию, связанную с прошлыми отношениями.

Как изменить тип привязанности

Несмотря на то что большинство из нас не меняет свой тип привязанности, его можно подкорректировать, чтобы чувствовать себя комфортнее. В этом помогают психотерапия или отношения с партнёром из «надёжных».

Изменение типа привязанности также неразрывно связано с преодолением созависимости. Сделать это можно за несколько шагов:

  • Избавиться от чувства стыда и поработать над самооценкой. Это позволит не принимать всё близко к сердцу.
  • Начать более настойчиво высказывать своё мнение.
  • Научиться замечать, уважать и выражать свои эмоциональные потребности.
  • Быть честным — перестать играть в игры и манипулировать окружающими.
  • Практиковать принятие себя и других.
  • Перестать бурно реагировать на мелочи. Это сложно, но возможно, если определить основные триггеры и выяснить механизм их появления.
  • Заботиться о себе.
  • Тренироваться разрешать конфликты и идти на компромиссы.

«Тревожным» необходимо взять ответственность за себя и научиться не торопиться на начальной стадии отношений. А «избегающим» — взять ответственность за партнёра, разобраться со своими слабыми сторонами, научиться уважать свою потребность в любви и принимать её, а также выстраивать границы.

Всё это особенно актуально для «тревожных» и «избегающих», которые недавно вышли из созависимых отношений. При таком развитии событий оба типа могут думать, что если откроются снова, то окажутся в ещё более зависимом положении. На самом деле это неправда. Здоровая привязанность к другому человеку, наоборот, помогает стать более независимым. Она даёт надёжный и прочный фундамент для изучения мира.

Читайте также 🧐

  • 14 неочевидных признаков, что вы в здоровых отношениях
  • 3 главных навыка для создания здоровых отношений
  • Как мы теряем себя в отношениях и можно ли этого избежать


Теория привязанности. Ненадежная привязанность. Амбивалентная привязанность.

Видео: Теория привязанности. Ненадежная привязанность. Амбивалентная привязанность.

Содержание

  • Амбивалентная привязанность, что это?
  • Что такое теория привязанности?
  • Амбивалентные характеристики привязанности
  • 1. Отсутствие чувства собственного достоинства
  • 2. Эмоциональная нестабильность.
  • 3. Токсичные отношения
  • 4. Двойственное отношение к другим людям.
  • 5. Обращение
  • Можно ли вылечить этот тип привязанности?

Люди — социальные животные, которые нуждаются в принятии и заботе со стороны других. Чтобы иметь хорошее эмоциональное равновесие, необходимо строить отношения с другими людьми на основе уважения и взаимопонимания.

Один из ключевых аспектов понимания того, как человек относится к другим, — это привязанность, которую он установил в детстве со своими опекунами.

  • Рекомендуемая статья: «7 типов эмоциональной привязанности (и психологические эффекты)»

Стиль привязанности влияет как на детство, так и на взрослую жизнь человека, заставляя человека относиться к другим так же, как он относился к своим родителям.

В этой статье мы поговорим об амбивалентной привязанности., при котором человек из-за некоторого пренебрежения со стороны родителей ведет себя небезопасно и крайне подозрительно при взаимодействии с другими людьми.

Амбивалентная привязанность, что это?

Амбивалентная привязанность, также называемая тревожной или стойкой, является одним из четырех стилей взаимоотношений, которые наблюдали Мэри Эйнсворт и Джон Боулби в своих исследованиях взаимодействия между младенцами и их опекунами.

Эти исследователи отметили, что около 10% наблюдаемых детей проявляли тревожное поведение, когда их матери находились вдали от них И когда они не выходили из комнаты, эти младенцы оставались начеку.

В амбивалентной привязанности присутствует сильная незащищенность и страх быть брошенным. Дети очень подозрительно ведут себя в присутствии посторонних, они плачут и расстраиваются, если их родителей нет рядом, но когда они возвращаются, их не утешают и даже не отвергают.

Причина такого поведения в том, как родители заботятся о своих детях. При амбивалентной привязанности происходит периодическое взаимодействие между опекуном и младенцем, то есть отец или опекун ребенка эмоционально зависит от него лишь половину времени или даже в очень редких случаях.

В некоторых случаях воспитатель спокоен и внимателен к ребенку, уделяет ему должное внимание и удовлетворительно осознает его потребности. Тем не менее, в других случаях все наоборот, то есть воспитатель недоступен для младенца, заставляя ребенка видеть в поведении взрослого нечто непредсказуемое. Поскольку малышу, чтобы выжить, необходима забота его опекуна, он сделает все возможное, чтобы взрослый знал о нем.

Обычно в таких ситуациях ребенок не получает немедленной реакции от своего опекуна, когда пытается привлечь внимание. Таким образом, младенец узнает, что для того, чтобы его слушали, он должен настаивать снова и снова, даже до изнеможения.

Со временем дети становятся очень эмоционально зависимыми взрослыми. Им нужно внимание других, чтобы чувствовать себя хорошо, они боятся исследовать новые вещи самостоятельно и склонны преувеличивать свои потребности.

Что такое теория привязанности?

Прежде чем углубляться в характеристики амбивалентной привязанности, необходимо поговорить о теории привязанности. Под привязанностью понимается связь, существующая между ребенком и опекуном, будь то родитель или законный опекун.

Эта связь имеет большое значение, поскольку ребенок, который все еще очень зависим, нуждается в заботе взрослых, чтобы выжить. Эти отношения могут и должны стать очень близкими на протяжении всей жизни человека..

В ходе своих исследований с участием матерей и их детей Эйнсворт обнаружил четыре типа привязанности:

  • безопасный
  • тревожно-избегающий
  • небезопасно-амбивалентный
  • неорганизованный

Хорошая привязанность вызывает множество положительных эмоций и обеспечивает безопасность и защиту. Воспитатель — это прибежище для младенца, а также источник ресурсов и знаний. Кроме того, опекун — это надежная база, с помощью которой младенец может удовлетворить свое любопытство по поводу внешнего мира, не опасаясь его.

Во взаимодействии между ребенком и опекуном могут возникать два типа поведения.. С одной стороны, стремление к близости к опекуну с целью успокоить его эмоциональный дискомфорт или основные потребности.

С другой стороны, исследуйте внешний мир и развивайтесь эмоционально и когнитивно. Качество привязанности будет зависеть от того, как воспитатель видит такое поведение своего ребенка.

Амбивалентные характеристики привязанности

При амбивалентной привязанности можно наблюдать ряд характеристик, которые проявляются у младенца или взрослого, чье детство было отмечено этим типом взаимодействия между младенцем и опекуном.

1. Отсутствие чувства собственного достоинства

Всем младенцам нужно, чтобы родители заботились о них и защищали их. Однако в случае младенцев, у которых развилась амбивалентная привязанность, бывает, что их родители не могут адекватно удовлетворить потребности ребенка.

Исходя из этого, у детей, переживших такие отношения со своими родителями, развивается убеждение, что другие не будут уделять им достаточно внимания.

Кроме того, они считают, что для того, чтобы быть здоровыми, им постоянно нужна компания и преданность окружающих.

Из-за этого как в детстве, так и во взрослом возрасте люди, у которых развился этот тип привязанности, основывают свою самооценку на том, как к ним относятся другие.

Поскольку эта самооценка низка и они стремятся к самоотверженности других, эти люди могут допускать определенное поведение, включающее как физическое, так и словесное оскорбление, полагая, что они не заслуживают ничего большего.

2. Эмоциональная нестабильность.

Во многих случаях люди с таким типом привязанности считают других ответственными за свои проблемы и негативные эмоции.

У них также низкая степень эмоционального контроля., будучи легко вспыльчивым и изменчивым.

Во многих случаях эти люди считают, что проблема не в них, а в других, которые не знают, как вести себя должным образом.

3. Токсичные отношения

Во всех стилях привязанности есть тенденция повторять отношения, которые были с родителями, только на этот раз с детьми, партнером или друзьями.

В стиле амбивалентной привязанности есть ненадежные отношения между опекуном и младенцем, в которых иногда достаточно времени проводится с младенцем, а иногда нет.

Таким образом, люди, у которых развился этот тип привязанности, как правило, имеют отношения, в которых они иногда эмоционально доступны.

Часто встречаются ревность, эмоциональный дискомфорт, недоверие и неуверенность.. Кроме того, в романтических отношениях опасаются, что пара в конечном итоге бросит его, всегда веря, что он сможет найти кого-то лучше, чем он.

4. Двойственное отношение к другим людям.

Амбивалентные дети приобретают стратегии, чтобы быть в центре внимания родителей, особенно опасаясь, что они могут их бросить.

Однако, как только им удается найти для них время, они злятся и злятся на своих опекунов.

Таким образом, дети этого типа безутешно плачут в отсутствие родителей, но, когда они возвращаются и пытаются связаться с ними, малыши остаются отстраненными, стараются держаться на расстоянии, но достаточно, чтобы не чувствовать себя брошенными.

Этот непоследовательный образ поведения будет преобладать на протяжении всей жизни человека., демонстрируя поведение «ни с тобой, ни без тебя».

5. Обращение

Чтобы близкие не бросили вас или не поверили, что в какой-то момент они перестанут уделять им достаточно внимания, люди, у которых развилась амбивалентная привязанность, часто прибегают к эмоциональным манипуляциям.

В детстве они изо всех сил стараются оставаться рядом со своими опекунами, когда видят, что им нужно уйти или что они собираются быть вдали от них в течение некоторого времени, независимо от того, насколько коротким.

В зрелом возрасте люди с таким стилем взаимоотношений будут делать все возможное, чтобы их партнер уделял им как можно больше времени, временами пытаясь изолировать своего партнера от группы друзей и семьи.

Также часто встречаются комментарии, в которых другой чувствует себя плохо, заставляя его видеть, что, если он угрожает, чтобы на мгновение отойти от него, он должен чувствовать себя виноватым.

С другой стороны, люди с амбивалентной привязанностью будут стараться делать все возможное, чтобы удовлетворить своего партнера, забывая о собственных потребностях. Однако это изменится, когда другой покажет малейшую попытку получить собственное пространство, достигнув момента упреков и ревности.

Бывают крайние и явно оскорбительные случаи, когда эти люди попадают в личную жизнь своего партнера, например, глядя на свой мобильный телефон и видя, с кем они разговаривали, читают их письма, заглядывают в свои дневники, роются в сумочке … .

Можно ли вылечить этот тип привязанности?

Исследование, в ходе которого были рассмотрены стили привязанности, пришло к выводу, что довольно сложно изменить отношение человека к другим, учитывая огромную глубину, которую приобретает связь между опекуном и ребенком, имеющая последствия на протяжении всей жизни.

Но это не означает, что, если человек выполняет свою часть работы и обращается за соответствующей профессиональной помощью, он не может изменить способ своего взаимодействия с другими.

Психологическое лечение позволяет человеку со временем выработать более безопасный и эмоционально стабильный стиль отношений. Кроме того, человек должен знать, каковы его реальные потребности и в какой степени на них могут или не влиять действия других.

В ходе терапии человек с амбивалентной привязанностью узнает, что ему не нужно обращаться к другим людям, чтобы выздороветь., который может успокоить ваше беспокойство, подумав о том, как вы сейчас находитесь. Их также заставляют понять, что тот факт, что человека физически нет рядом с ними, не означает, что они не вернутся, и не означает, что они бросят их ради кого-то «лучше».

Вы узнаете, что вы можете получить эмоциональную поддержку, даже если этот человек не находится в одной комнате.

Взрослые с этой привязанностью были детьми, которые не исследовали окружающий мир, поскольку не чувствовали себя в достаточной безопасности для этого. В ходе терапии они узнают, что им не следует бояться и что они могут удовлетворить свое любопытство, не будучи постоянно в безопасности или в компании других людей.

Достаточно работы, люди с амбивалентной привязанностью могут прогрессировать лично, развитие так называемой безопасной приобретенной привязанности, которая является синонимом здоровых сентиментальных отношений, эмоционального благополучия и значительного повышения самооценки.

Attachment styles are used to identify how a person relates to others in their life. Attachment styles, otherwise known as attachment patterns, develop in childhood and carry on throughout adulthood. Broadly speaking, the two main types of attachment are secure and insecure.

This article discusses the different types of insecure attachment, what causes them, and how to cope with them as an adult.

Witthaya Prasongsin / Getty Images


What Is Insecure Attachment?

Insecure attachment is a relational pattern that causes a person to feel insecure about their relationships with others. Because of their insecure attachment style, people may have difficulties developing meaningful adult relationships with others.

Depending on the type, they will experience:

  • Anxiety about losing the people they love or being rejected
  • Avoidance of close relationships
  • Discomfort with intimacy and closeness in relationships
  • Negative self-image or low self-esteem
  • Suppression of emotions
  • Dismissal of harmful events or experiences
  • Distrust for others

Attachment Style and Relationships

It can be hard to determine what category of attachment style you fit into. Still, understanding it can help you identify specific challenges that may be hindering you from finding or successfully navigating the relationships in your life.

Types of Insecure Attachment

Insecure attachment is broken into three categories. Each category defines a group of specific behavioral patterns that play a role in how someone connects with others.

Avoidant

Avoidant attachment describes a person that has trouble tolerating emotional intimacy or closeness. They may not actively seek out intimate connections with other people. An adult with avoidant-insecure attachment may:

  • Have difficulties with intimacy
  • Avoid getting involved in social and romantic relationships
  • Be unwilling to speak to others about how they’re thinking or feeling
  • Suppress negative emotions or thoughts so they don’t have to deal with them openly

They may also value their independence and strive to remain autonomous throughout relationships because of their discomfort around getting too intimately close to another person.

Ambivalent

Ambivalent attachment, also known as anxious-preoccupied or ambivalent anxious, is a style of attachment in which a person needs and craves intimacy but struggles to trust or fully rely on a partner. What this means is that a person may be open to intimacy, but they often feel scared or worried that they may lose the person they care about if they do open up.

Their desire for connection is inconsistent with their behavioral patterns. They also have anxiety surrounding their relationships and fear rejection from their partners.

In their worry, they could become anxious, needy, manipulative, or dismissive towards their loved ones, which can lead to breakups that the person with this attachment style fears.

Disorganized

Disorganized attachment is characterized as conflicting behaviors. A person with this type of attachment will struggle between wanting to be loved and avoiding love in an effort to protect themselves.

A person with a disorganized attachment may act in confusing and erratic ways in their relationships.

People with disorganized attachment are often scared and anxious during the formation of new relationships because they’re not sure if it’s safe.

Other characteristics that a person with a disorganized attachment style may possess include:

  • Negative self-image
  • Low self-esteem
  • Damaging self-talk
  • Extreme loneliness
  • Fear of rejection
  • Doubting others in their lives when forming relationships
  • Distrust of others

How to Help Partners

While you can’t «cure» your partner of their attachment style, you can be there for them while they take the necessary steps to cope with it. For example, many insecure attachment styles could benefit from some form of therapy. While they seek help, demonstrating your secure attachment to them can help them potentially feel safer.

What Causes Insecure Attachment?

Childhood experiences shape all types of attachment. Each type will be shaped by a different experience.

Avoidant

Adults who develop an avoidant attachment style often had a childhood experience where their parents or caregivers were emotionally unavailable in a way that left them feeling unloved or rejected.

They may have also dealt with their caregivers being distant, closed off, or especially hurtful and dismissive when they felt they needed care the most. This could include times when they were scared, sick, or hurt.

Some parental or caregiver actions that can lead to avoidant attachment include:

  • Telling a child to toughen up when they are sad
  • Ignoring a child’s cries, fear, or other types of distress
  • Putting distance between themselves and a child when they express distressed emotions
  • Making a child feel ashamed of themselves for being emotional

Ambivalent

Ambivalent attachment develops when a parent or caregiver is inconsistent with their response to a child’s emotional needs. This could mean that a child’s caregiver would sometimes be emotionally available to the child while other times they would be cold and closed off.

In this instance, the reason behind the inconsistent emotional love and support provided by the parent or caregiver isn’t fully understood by the child. They don’t understand why they receive love on some occasions and not on others. Therefore, they grow up being fearful that they won’t get the emotional support or love that they need at any given time.

Disorganized

Disorganized attachment develops when a parent or caregiver is consistently neglectful of their child’s needs when they are in distress.

Some parents or caregivers may also use tactics of fear or intimidation to make the child refrain from expressing their emotions, such as yelling at the child to stop being upset.

In some cases, disorganized attachment can develop because of verbal, physical, or sexual abuse as a child.

The child still feels connected to their parent or caregiver, regardless of the abusive acts, but is fearful of them. This leads to the constant swing between wanting love and fearing for safety.  

Disorganized Attachment and Personality Disorders

Research has found that many personality disorders are strongly related to a disorganized attachment style. That being said, studies also show that insecure attachment of any type correlates with personality disorders more than secure attachment, which is a type of attachment that leads to healthy relationships in adulthood and develops when a child’s emotional needs are consistently met.

Insecure Attachment Examples

Certain scenarios throughout childhood have the potential to cause the development of an insecure attachment style. The attachment style developed will depend on the scenario.

Avoidant

An example of avoidant attachment in childhood would be a child not seeking comfort from their parents. For example, if a child falls off their bike and scrapes their knee, they will cope with the pain on their own.

In adulthood, someone with an avoidant attachment style will be less inclined to share their feelings with others. An example of this would be when a person’s partner asks how they’re doing, and they respond with “fine,” even though they’ve had a stressful day.

Ambivalent

Children who are learning to develop an ambivalent attachment style will be wary of strangers and experience separation anxiety when their parents leave.

An example of this type of attachment style would be a child feeling great distress when dropped off at a babysitter’s house, only to avoid comfort from their parents or caregivers when they return to pick them up.

In adulthood, a person with this type of attachment style will be highly worried that their partner doesn’t feel the same way as them. This could come out in the form of needing constant reassurance from their partner or having serious and often heightened emotional responses to breakups.

Disorganized

Disorganized attachment will present differently depending on age.

For example, they may avoid being in close proximity to their parents out of fear. They could spend a lot of time hiding out in their room to avoid being involved in a confrontation. Then when they do come out, they act aggressively in front of their parents as a way to mimic what they learn as a way to connect.

An adult will avoid close intimacy. An example of this is avoiding public displays of affection with their partner and reacting in an extreme way if their partner asks why they don’t want to engage with them openly.

Recognizing Behaviors Based on Attachment Styles

It can be hard to see yourself exhibiting behaviors that are driven by underlying factors like attachment styles. To notice how your attachment style affects your relationships, you have to be self-aware of your actions and determine which ones are driven by fear of loss or intimacy.

How to Overcome Insecure Attachment

Some psychologists, such as John Bowlby, who was partly responsible for the development of attachment theory, believe that an attachment style cannot be changed. Once a person develops into adulthood, they will continue to be at the mercy of their attachment style and it will permeate all of their intimate relationships.

However, newer research surrounding attachment theory has found that there are ways to cope with and even overcome insecure attachment.

One such way is through the use of psychotherapy. Different types of psychotherapy may be helpful, including cognitive behavioral therapy (CBT), which is a type of therapy that examines and challenges distorted thoughts and negative behaviors.

Different types of psychodynamic psychotherapies, such as transference-focused psychotherapy, have been shown to help patients understand and rework aspects of problematic relational patterns. Psychotherapy can help uncover certain developmental experiences and traumas that shaped adult attachment patterns and help empower someone to change these unconscious influences.

Couples or group therapy may also be helpful.

Other ways a person can overcome insecure attachment include:

  • Learning secure attachment in adulthood: By developing secure relationships in adulthood, a person can change the way they view relationships and intimacy.
  • Other forms of psychotherapy: Psychotherapy can help uncover certain traumas that are key to overcoming negative thinking and behavioral patterns in adulthood. When a person is privy to the root of their feelings, they have more power over changing them.

Earning Security

To change your insecure attachment style into a secure one, you have to earn your security. This can be done by exploring the impact your unconscious decisions have on your world and relationships and coming to terms with what events in your childhood led to those views.

Summary

Insecure attachment is a form of attachment style that stems from negative experiences during childhood. There are several different types of insecure attachment, all of which present with different behaviors when a person grows into adulthood.

Avoidance will cause a person to be overly independent and avoid intimacy. Other styles will leave a person feeling like they need love but are too afraid to get it.

There are ways to change your patterns so that you can learn secure attachment in adulthood. Learning secure attachment in healthy relationships and participating in therapy can have a great impact on your attachment style.

A Word From Verywell

Coping with an insecure attachment style is difficult, but if you’re aware of it, you’re already one step closer to developing a secure attachment. Your actions and behaviors may be extensions of your childhood experiences, but you don’t have to accept your insecure attachment. Everyone is capable of positive change.

Frequently Asked Questions

  • What does insecure attachment look like in relationships?

    Insecure attachment in relationships varies depending on the type. But for the most part, a person with an insecure attachment will have difficulty maintaining healthy relationships. They will either be overly aloof or avoid intimacy altogether, or they may be fearful of losing the relationships to the point of needing constant reassurance. In some cases, a person will desire love but be fearful of getting it, so they avoid it as a way to protect themselves.

  • What are three signs of insecure attachment?

    Three signs that a person has insecure attachment include the inability to engage in intimacy, struggling to form healthy relationships with others, and unpredictable or inconsistent behavior with loved ones. While there are more signs that are type-dependent, these are typically indicative that someone has gone through experiences that caused them to develop an insecure attachment style.

  • How do you deal with a partner who has an insecure attachment style?

    Dealing with a partner with an insecure attachment style can be difficult. The best thing you can do is show the person you love what secure attachment looks like. This could involve being open and vulnerable yourself, providing consistent emotional support, and engaging in positive relationship behaviors.

Attachment styles are used to identify how a person relates to others in their life. Attachment styles, otherwise known as attachment patterns, develop in childhood and carry on throughout adulthood. Broadly speaking, the two main types of attachment are secure and insecure.

This article discusses the different types of insecure attachment, what causes them, and how to cope with them as an adult.

Witthaya Prasongsin / Getty Images


What Is Insecure Attachment?

Insecure attachment is a relational pattern that causes a person to feel insecure about their relationships with others. Because of their insecure attachment style, people may have difficulties developing meaningful adult relationships with others.

Depending on the type, they will experience:

  • Anxiety about losing the people they love or being rejected
  • Avoidance of close relationships
  • Discomfort with intimacy and closeness in relationships
  • Negative self-image or low self-esteem
  • Suppression of emotions
  • Dismissal of harmful events or experiences
  • Distrust for others

Attachment Style and Relationships

It can be hard to determine what category of attachment style you fit into. Still, understanding it can help you identify specific challenges that may be hindering you from finding or successfully navigating the relationships in your life.

Types of Insecure Attachment

Insecure attachment is broken into three categories. Each category defines a group of specific behavioral patterns that play a role in how someone connects with others.

Avoidant

Avoidant attachment describes a person that has trouble tolerating emotional intimacy or closeness. They may not actively seek out intimate connections with other people. An adult with avoidant-insecure attachment may:

  • Have difficulties with intimacy
  • Avoid getting involved in social and romantic relationships
  • Be unwilling to speak to others about how they’re thinking or feeling
  • Suppress negative emotions or thoughts so they don’t have to deal with them openly

They may also value their independence and strive to remain autonomous throughout relationships because of their discomfort around getting too intimately close to another person.

Ambivalent

Ambivalent attachment, also known as anxious-preoccupied or ambivalent anxious, is a style of attachment in which a person needs and craves intimacy but struggles to trust or fully rely on a partner. What this means is that a person may be open to intimacy, but they often feel scared or worried that they may lose the person they care about if they do open up.

Their desire for connection is inconsistent with their behavioral patterns. They also have anxiety surrounding their relationships and fear rejection from their partners.

In their worry, they could become anxious, needy, manipulative, or dismissive towards their loved ones, which can lead to breakups that the person with this attachment style fears.

Disorganized

Disorganized attachment is characterized as conflicting behaviors. A person with this type of attachment will struggle between wanting to be loved and avoiding love in an effort to protect themselves.

A person with a disorganized attachment may act in confusing and erratic ways in their relationships.

People with disorganized attachment are often scared and anxious during the formation of new relationships because they’re not sure if it’s safe.

Other characteristics that a person with a disorganized attachment style may possess include:

  • Negative self-image
  • Low self-esteem
  • Damaging self-talk
  • Extreme loneliness
  • Fear of rejection
  • Doubting others in their lives when forming relationships
  • Distrust of others

How to Help Partners

While you can’t «cure» your partner of their attachment style, you can be there for them while they take the necessary steps to cope with it. For example, many insecure attachment styles could benefit from some form of therapy. While they seek help, demonstrating your secure attachment to them can help them potentially feel safer.

What Causes Insecure Attachment?

Childhood experiences shape all types of attachment. Each type will be shaped by a different experience.

Avoidant

Adults who develop an avoidant attachment style often had a childhood experience where their parents or caregivers were emotionally unavailable in a way that left them feeling unloved or rejected.

They may have also dealt with their caregivers being distant, closed off, or especially hurtful and dismissive when they felt they needed care the most. This could include times when they were scared, sick, or hurt.

Some parental or caregiver actions that can lead to avoidant attachment include:

  • Telling a child to toughen up when they are sad
  • Ignoring a child’s cries, fear, or other types of distress
  • Putting distance between themselves and a child when they express distressed emotions
  • Making a child feel ashamed of themselves for being emotional

Ambivalent

Ambivalent attachment develops when a parent or caregiver is inconsistent with their response to a child’s emotional needs. This could mean that a child’s caregiver would sometimes be emotionally available to the child while other times they would be cold and closed off.

In this instance, the reason behind the inconsistent emotional love and support provided by the parent or caregiver isn’t fully understood by the child. They don’t understand why they receive love on some occasions and not on others. Therefore, they grow up being fearful that they won’t get the emotional support or love that they need at any given time.

Disorganized

Disorganized attachment develops when a parent or caregiver is consistently neglectful of their child’s needs when they are in distress.

Some parents or caregivers may also use tactics of fear or intimidation to make the child refrain from expressing their emotions, such as yelling at the child to stop being upset.

In some cases, disorganized attachment can develop because of verbal, physical, or sexual abuse as a child.

The child still feels connected to their parent or caregiver, regardless of the abusive acts, but is fearful of them. This leads to the constant swing between wanting love and fearing for safety.  

Disorganized Attachment and Personality Disorders

Research has found that many personality disorders are strongly related to a disorganized attachment style. That being said, studies also show that insecure attachment of any type correlates with personality disorders more than secure attachment, which is a type of attachment that leads to healthy relationships in adulthood and develops when a child’s emotional needs are consistently met.

Insecure Attachment Examples

Certain scenarios throughout childhood have the potential to cause the development of an insecure attachment style. The attachment style developed will depend on the scenario.

Avoidant

An example of avoidant attachment in childhood would be a child not seeking comfort from their parents. For example, if a child falls off their bike and scrapes their knee, they will cope with the pain on their own.

In adulthood, someone with an avoidant attachment style will be less inclined to share their feelings with others. An example of this would be when a person’s partner asks how they’re doing, and they respond with “fine,” even though they’ve had a stressful day.

Ambivalent

Children who are learning to develop an ambivalent attachment style will be wary of strangers and experience separation anxiety when their parents leave.

An example of this type of attachment style would be a child feeling great distress when dropped off at a babysitter’s house, only to avoid comfort from their parents or caregivers when they return to pick them up.

In adulthood, a person with this type of attachment style will be highly worried that their partner doesn’t feel the same way as them. This could come out in the form of needing constant reassurance from their partner or having serious and often heightened emotional responses to breakups.

Disorganized

Disorganized attachment will present differently depending on age.

For example, they may avoid being in close proximity to their parents out of fear. They could spend a lot of time hiding out in their room to avoid being involved in a confrontation. Then when they do come out, they act aggressively in front of their parents as a way to mimic what they learn as a way to connect.

An adult will avoid close intimacy. An example of this is avoiding public displays of affection with their partner and reacting in an extreme way if their partner asks why they don’t want to engage with them openly.

Recognizing Behaviors Based on Attachment Styles

It can be hard to see yourself exhibiting behaviors that are driven by underlying factors like attachment styles. To notice how your attachment style affects your relationships, you have to be self-aware of your actions and determine which ones are driven by fear of loss or intimacy.

How to Overcome Insecure Attachment

Some psychologists, such as John Bowlby, who was partly responsible for the development of attachment theory, believe that an attachment style cannot be changed. Once a person develops into adulthood, they will continue to be at the mercy of their attachment style and it will permeate all of their intimate relationships.

However, newer research surrounding attachment theory has found that there are ways to cope with and even overcome insecure attachment.

One such way is through the use of psychotherapy. Different types of psychotherapy may be helpful, including cognitive behavioral therapy (CBT), which is a type of therapy that examines and challenges distorted thoughts and negative behaviors.

Different types of psychodynamic psychotherapies, such as transference-focused psychotherapy, have been shown to help patients understand and rework aspects of problematic relational patterns. Psychotherapy can help uncover certain developmental experiences and traumas that shaped adult attachment patterns and help empower someone to change these unconscious influences.

Couples or group therapy may also be helpful.

Other ways a person can overcome insecure attachment include:

  • Learning secure attachment in adulthood: By developing secure relationships in adulthood, a person can change the way they view relationships and intimacy.
  • Other forms of psychotherapy: Psychotherapy can help uncover certain traumas that are key to overcoming negative thinking and behavioral patterns in adulthood. When a person is privy to the root of their feelings, they have more power over changing them.

Earning Security

To change your insecure attachment style into a secure one, you have to earn your security. This can be done by exploring the impact your unconscious decisions have on your world and relationships and coming to terms with what events in your childhood led to those views.

Summary

Insecure attachment is a form of attachment style that stems from negative experiences during childhood. There are several different types of insecure attachment, all of which present with different behaviors when a person grows into adulthood.

Avoidance will cause a person to be overly independent and avoid intimacy. Other styles will leave a person feeling like they need love but are too afraid to get it.

There are ways to change your patterns so that you can learn secure attachment in adulthood. Learning secure attachment in healthy relationships and participating in therapy can have a great impact on your attachment style.

A Word From Verywell

Coping with an insecure attachment style is difficult, but if you’re aware of it, you’re already one step closer to developing a secure attachment. Your actions and behaviors may be extensions of your childhood experiences, but you don’t have to accept your insecure attachment. Everyone is capable of positive change.

Frequently Asked Questions

  • What does insecure attachment look like in relationships?

    Insecure attachment in relationships varies depending on the type. But for the most part, a person with an insecure attachment will have difficulty maintaining healthy relationships. They will either be overly aloof or avoid intimacy altogether, or they may be fearful of losing the relationships to the point of needing constant reassurance. In some cases, a person will desire love but be fearful of getting it, so they avoid it as a way to protect themselves.

  • What are three signs of insecure attachment?

    Three signs that a person has insecure attachment include the inability to engage in intimacy, struggling to form healthy relationships with others, and unpredictable or inconsistent behavior with loved ones. While there are more signs that are type-dependent, these are typically indicative that someone has gone through experiences that caused them to develop an insecure attachment style.

  • How do you deal with a partner who has an insecure attachment style?

    Dealing with a partner with an insecure attachment style can be difficult. The best thing you can do is show the person you love what secure attachment looks like. This could involve being open and vulnerable yourself, providing consistent emotional support, and engaging in positive relationship behaviors.

Опубликовано:

18 ноября 2022, 19:05

Мужчина и женщина держатся за руки
Мужчина и женщина держатся за руки: Unsplash/Rainier Ridao

Нас привлекают партнеры одного и того же типа, даже если привязанность к ним вызывает боль. В чем секрет таких предпочтений, какие типы привязанностей существуют и как они влияют на отношения в паре? Секреты психологических игр партнеров раскрыли психологи Андреа Брандт, Синди Хазан и Филипп Шейвер.

Общее значение и классификация типов привязанности

Вопросы межличностных отношений изучает психология. Особое значение в этой науке придают понятию привязанности, выделяя несколько ее типов.

Что такое тип привязанности

Привязанностью называют эмоциональную связь между людьми, которая формируется в процессе тесного взаимодействия. Ее описывает теория привязанности — психологическая модель отношений между людьми.

Глубинные причины потребности одного человека в заботе и защите со стороны другого лежат в особенностях человеческой природы. Для младенца главная потребность — эмоциональная поддержка и защита матери. Взрослые люди, вступившие в отношения друг с другом, имеют схожую мотивацию:

  • Стремятся быть в паре и чувствуют себя комфортно, когда партнер рядом.
  • Испытывают стресс, тревогу и одиночество, когда любимый человек далеко.

Мама держит ребенка на руках

Мама держит ребенка на руках: Pexels

Тип (стиль) привязанности — это совокупность паттернов поведения при взаимодействии людей. Он (тип) характеризуется определенной эмоциональной окраской, действиями и реакциями на них. Сколько есть типов привязанности? В психологии выделяют три основных типа привязанности, которые формируются в детском возрасте, закрепляются в течение жизни и действуют в романтических отношениях, влияя на них благоприятным или деструктивным образом.

Какие бывают типы привязанности?

Тип привязанности формируется в раннем детстве. У взрослых партнеров в романтических отношениях проявляются следующие стили привязанности:

  • Надежный. Такие люди были уверены в любви и заботе матери. Они уважают себя и других людей, не манипулируют ими. Социальные психологи Синди Хазан и Филипп Шейвер определили, что такой тип привязанности у 56% взрослых.
  • Тревожный (тревожно-амбивалентный). Проявляется в стремлении к максимальной близости с партнером, ревности и неверии во взаимность. В детстве родители часто оставляли таких людей в одиночестве, считает Джон Боулби, автор книги «Надежная база: клиническое применение теории привязанности».
  • Избегающий (отстраненный) тип присущ людям, которые предпочитают полагаться на себя. В отношениях не любят ссор и не готовы к разрыву, так как недополучили поддержки в детстве.

Существуют сочетания, возникающие на основе трех основных типов:

  • Избегающе-отвергающий. Такие люди очень любят себя и не любят других. В детстве на их чувства и эмоции был наложен запрет.
  • Тревожно-избегающий (дезорганизующий или дезориентированный). Тип свойственен пострадавшим от насилия в раннем детстве. Хотят близости, но боятся ее, не умеют проявлять чувства. Не доверяют партнеру и не считают себя достойными любви.
  • Расслабленно-избегающий. Эти люди не ищут длительных связей и легко их разрывают. Были чрезмерно опекаемы в детстве.

Девушка убегает

Девушка убегает: Pexels

Снова и снова влюбляясь в кого-либо, люди повторяют ошибки, так как действуют по внутреннему шаблону. Чтобы разорвать порочный круг восторгов и разочарований, нужно углубиться в психологию отношений.

Связь между типами привязанностей и отношениями

Чтобы создать гармоничную пару, необходимо выявить деструктивный тип привязанности и проработать его. Как это сделать, чтобы достичь успеха?

Влияние типа привязанности на отношения

Тип привязанности влияет на личность и на поведение человека в отношениях с романтическим партнером в бытовой и сексуальной жизни. Надежный тип — это самый здоровый тип привязанности, считает системный семейный и клинический психолог Татьяна Исаева. В таких отношениях партнеры удовлетворены сексуальной жизнью.

Его проявления:

  • открытость, искренность, отсутствие страха любви;
  • выбор в пользу длительных отношений;
  • желание эмоциональной близости, доверие, уважение;
  • секс — это способ выразить партнеру любовь и нежность.

Что выделяет тревожный тип привязанности? Он имеет свои характерные черты:

  • зависимость от мнения окружающих и партнера;
  • вспышки ревности, недоверие;
  • проблемы в сексе и склонность к изменам из-за неуверенности в себе.

Чем характеризуется избегающий тип привязанности? Он представлен следующими паттернами поведения:

  • трудности с выражением эмоций, страх близости, неверие в любовь;
  • редко строят длительные отношения;
  • рассматривают близость как способ повышения статуса и уважения, не испытывая при этом удовольствия.

Одинокий мужчина стоит на берегу моря

Одинокий мужчина стоит на берегу моря: Pexels

Тревожно-избегающий тип привязанности самый сложный. Человек считает, что он недостоин отношений, довольствуется случайными связями. Не доверяет партнеру и не уверен в себе. Испытывая страсть и любовь, боится близости. Готов брать на себя вторую роль и легко уживается в формате любовных треугольников.

Как изменить тип привязанности

Семейный психотерапевт Андреа Брандт считает, что детские травмы влияют на все сферы жизни людей, включая поведение в отношениях. Есть несколько эффективных рекомендаций коррекции типа привязанности:

  1. Повышайте самооценку, учитесь высказывать мнение, принимайте себя и других людей целиком.
  2. Ищите того, кто дополняет в отношениях, компенсирует ваши слабые стороны.
  3. Уважайте свои личные границы и партнера.
  4. Определите свой тип привязанности на основании ощущений от поведения партнера в отношениях.
  5. Обсудите с партнером чувства, заручившись его поддержкой и пониманием.
  6. Осознайте, что детская травма — это не навсегда. Начните ее прорабатывать самостоятельно или с психологом.

Воспитание и детские травмы влияют на поведение в отношениях с любимым человеком. При желании можно сделать связь более здоровой и крепкой.

Влюбленная пара целуется и смеется

Влюбленная пара целуется и смеется: Unsplash/Priscilla Du Preez

Типы привязанности формируются в раннем детстве, при общении со значимыми взрослыми, а в зрелом возрасте влияют на отношения с партнером. Чтобы нивелировать негативные паттерны поведения, необходимо осознать, проработать их и обрести гармонию в любви.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/relationship/1997706-tipy-privyazannosti-kakie-byvayut-i-kak-vliyayut-na-otnosheniya/

В современном обществе все более актуальной становится проблема самоопределения взрослых людей в возрасте 25 – 30 лет. По мнению Евгении Шамис, координатора проекта «Теория поколений в России — Rugenerations», на возникновение любых поколенческих проблем и особенностей оказывают влияние события, происходящие во время формирования поколений, а также тенденции воспитания как ключевой фактор формирования ценностей. Поколение 25-30-летних людей называют поколением «Y» или «Миллениум». На их детство выпали годы перестройки – конец 90-х, а в начале 2000-х крупные экономические кризисы затронули практически каждую семью в нашей стране. И, несмотря на то, что поколение «Миллениум» не является свидетелем открытых войн и глобальных катастроф, политические волнения, финансовые кризисы, тотальная безработица, борьба большинства взрослых людей за благополучную жизнь – все это отнимало у детей того времени бесценное родительское тепло и заботу, являющиеся решающими факторами для развития личности. Ведь, как замечает Евгения Шамис, «ценностью становится то, что в дефиците» [40].

Влияние детского опыта взаимоотношений со значимыми взрослыми на развитие личности признают многие психологи. Джон Боулби стал основоположником теории привязанности. Он предположил, что ранние переживания привязанности ребенка к матери или к другому значимому близкому человеку образуют ментальные представления, которые затем проявляются в бессознательном и являются решающими для развития личностных черт и дальнейших отношений человека [6]. Боулби полагал, что мать и ребенок составляю «некую саморегулирующуюся систему, части которой взаимообусловлены» [6]. Особым аспектом в формировании привязанности является «чуткое поведение» матери или замещающего ее лица, по отношению к ребенку. Эмоциональный контакт, способность распознавать и правильно понимать сигналы ребенка, чувство безопасности и защиты – способны оказывать благотворное влияние на формирование надежной привязанности. 

Данной проблемой интересовались и другие психологи. Карен Хорни в работе «Особая роль детства» пишет, что детство играет важную роль в развитии личности. Она также говорит о том, что все эмоции, страхи, желания, пережитые в детстве, не исчезают с течением времени и взрослением ребенка, а остаются в бессознательном. А вневременность бессознательного обеспечивает интенсивность этих переживаний на протяжении всей жизни человека [27]. Рассуждая о взаимосвязи собственного детского опыта и его трансформации во взрослой жизни, психолог Людмила Петрановская в статье «Травмы поколений» приводит пример подруги детства, чьи родители вливали ей в рот бульон, зажимая голову ногами, если она отказывалась от еды. Родители девочки пережили Блокаду во время Великой Отечественной войны. Потому влияние пережитого ими ужаса было настолько сильным, что свою заботу и чувства к собственному ребенку они выражали таким способом[42]. Молодой психолог Екатерина Максимова в своей магистерской диссертации на тему: «Взаимосвязь типов привязанности и личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста» описывает личностные особенности детей, подтверждая гипотезу о том, что дети с ненадежными типами привязанности более тревожны и имеют проблемы с самооценкой, по сравнению с детьми с надежным типом привязанности.

Джон Боулби задавался вопросом, существуют ли взаимосвязи между ненадежной привязанностью и развитием какой-либо психопатологии? Результаты лонгитюдных исследований дали положительный ответ на этот вопрос. Были выявлены существенные взаимосвязи между ненадежным типом привязанности и фобиями, психосоматическими симптомами, зависимостями, агрессией. Таким образом, Джоном Боулби и его помощницей Энн Эйнсворт была разработана классификация типов привязанности у детей: надежная, амбивалентная, тревожно-избегающая и дезорганизованная.

В 1980-х годах американские психологи Синди Хазан и Филлип Шейвер применили концепты теории привязанности к взрослым людям [36]. Они выявили схожие паттерны взаимодействия взрослого человека с партнером и ребенка со значимым взрослым. Хазан и Шейвер применили конструкты и методы теории привязанности к романтическим отношениям в зрелом возрасте и выделили четыре типа привязанности у взрослых людей: надежный, тревожный, избегающе-отвергающий и тревожно-избегающий.

Люди с надежным типом привязанности позитивно воспринимают себя, других людей и отношения с ними. Такие люди способны выстраивать прочные близкие отношения, в первую очередь, благодаря позитивному опыту взаимодействия со значимым взрослым. Это значит, что детский опыт взаимоотношений человека со значимым взрослым был богато окрашен эмоционально, имел надежный непротиворечивый характер, был насыщен позитивными реакциями и качественной обратной связью.

Люди, обладающие тревожным типом привязанности, негативно воспринимают себя. Они неуверенны, эмоционально нестабильны, вследствие чего в отношениях проявляют зависимость и ревность.

У людей, обладающих избегающе-отвергающим типом привязанности, в отличие от людей с тревожным типом привязанности, отмечается позитивное восприятие себя и негативное восприятие других, вследствие этого такие люди испытывают сложности в выражении своих чувств и эмоций, а также в выстраивании эмоционально близких отношений.

Люди, имеющие тревожно-избегающий тип привязанности, чаще всего имеют в опыте взаимоотношений со значимыми взрослыми различные травмирующие ситуации, а также насилие. Такие люди негативно воспринимают себя, тревожны. Они одновременно стремятся к близости и испытывают страх отвержения.

В продолжение данной темы мы предприняли исследование, позволяющее выявить и описать личностные особенности взрослых людей, имеющих различные типы привязанности. Выборку испытуемых составили 82 человека, 25 — 30 лет, имеющих высшее образование. Выбор испытуемых данного возраста был не случайным. Согласно теории Эрика Эриксона, период 25-30 лет входит в седьмую стадию развития личности «средняя зрелость», которая длится с 25 до 65 лет [32]. При благополучном вступлении и прохождении данной стадии взрослый человек становится продуктивным. По мнению Эриксона, быть продуктивным – значит быть ответственным не только за себя и за свое настоящее, но и за будущее других поколений, за процветание культуры, за все, что сможет улучшить жизнь потомков. Продуктивность обеспечивает самореализацию человеку. В настоящее время поколение «Миллениум» является основным, формирующим социальное развитие, поколением. По мнению экспертов в данной области, наибольшая часть представителей данного поколения характеризуется в первую очередь глобализацией проблем самоопределения, самоидентификации, самоактуализации. Эрик Эриксон отмечал, что успешное прохождение каждой возрастной стадии развития личности и переход в другую невозможен без личностного кризиса, прохождение которого обуславливает наличие определенного статуса Эго-идентичности индивидуума.

Более того, эмпирически доказано, что формирование определенного статуса Эго-идентичности имеет взаимосвязь с типом взаимоотношений в семье [29]. Было доказано, что люди с достигнутой идентичностью имели теплые взаимоотношения с родителями в детстве, в то время как люди с диффузной идентичностью отмечают дистантность и холодность своих взаимоотношений с родителями. Согласно теории психосексуального развития личности Зигмунда Фрейда, люди 25-30 лет находятся на генитальной стадии психосексуального развития, который длится с наступления полового созревания и до самой смерти человека [25]. Фрейд отмечал, что люди, обладающие идеальным генитальным характером, имеют такие личностные характеристики как активность, способность брать на себя ответственность за решение жизненных задач, способность давать тепло и заботу своим близким. Однако формирование данных характеристик затрудняется, если в детстве человек имел травматичный опыт. Также он делает акцент на том, что «переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности» [27].

Одной из главных проблем поколения «Миллениум» – позднее взросление, неспособность создать прочные эмоциональные связи как с собой, так и с другими людьми, реализовать себя. С этой точки зрения наш интерес свелся к рассмотрению таких личностных особенностей людей, как личностные акцентуации характера, эмоциональный интеллект и самоактуализация.

Исходя из вышесказанного, мы выдвинули гипотезы, что взрослые люди, имеющие надежный тип привязанности, будут характеризоваться высоким уровнем самоактуализации и эмоционального интеллекта, а также умеренной выраженностью личностных акцентуаций. А взрослые люди, имеющие ненадежные типы привязанности будут характеризоваться низким уровнем самоактуализации, эмоционального интеллекта, и неумеренной выраженностью личностных акцентуаций.

Основная задача исследования: выявить взаимосвязь типов привязанности и личностных особенностей взрослых людей, изучив при этом типы привязанности испытуемых, а также такие личностные особенности, как акцентуации характера, уровень самоактуализации и уровень эмоционального интеллекта. Рассмотрим эти аспекты более подробно.

 
Личность является одной из ключевых тем в психологии и разными психологическими школами понимается по-разному. В нашем исследовании мы опираемся на концепцию личности, разработанную российским психологом – Людмилой Николаевной Собчик. Она, опираясь на опыт собственных многолетних исследований личности, создала собственную концепцию личности – теорию ведущих тенденций. Данная теория предполагает, что каждый человек, получая впечатления от происходящего в той или иной ситуации, реагирует на эту ситуацию индивидуальным способом, только ему присущим, акцентируя свою внимание на определенных моментах, упуская другие [41]. Эта избирательность является условием в формировании индивидуального стиля, в основе которого лежит ведущая тенденция, проходящая сквозь все уровни личности. «Ведущая тенденция – это дефиниция, которая включает в себя и условия формирования определенного личностного свойства, и само свойство, которое может развиться под влиянием средовых воздействий как продолжение данного свойства» [20, c. 57]. Формирование акцентуаций личности зависит от нескольких факторов, в том числе от таких, как стиль воспитания в семье.

Феномен эмоционального интеллекта представляет большой интерес ученых с начала XX века и по сей день. Существует несколько основных теорий эмоционального интеллекта — Рувена Бар-Она, Питера Саловея, Джо Майера, Дэвида Карузо. Некоторые из них являются более широкими. Например, модель Рувена Бар-Она, в которой предполагается, что поведение человека определяется многими как личностными так и межличностными особенностями, и, как следствие, широкую модель эмоционально-социального интеллекта. Согласно теории Саловея, Майера и Карузо, эмоциональный интеллект – часть социального интеллекта. Д. Гоулман доработал эту теорию и выявил взаимосвязь эмоционального интеллекта и социального успеха. Обобщив теоретические исследования, мы считаем очевидным, что личность, обладающая высоким эмоциональным интеллектом, является успешно социализированной личностью [9], способной понимать свои и чужие эмоции, а также управлять ими. На развитие эмоционального интеллекта влияет большое количество факторов, как биологических, генетических, так и социальных, в частности, взаимоотношения ребенка и родителей в детском возрасте и их участие в формировании позитивного «Я образа». Эмоциональный интеллект способствует развитию лидерских качеств, способности понимать, управлять своими и чужими эмоциями.

Ранее мы неоднократно упоминали о самоактуализации людей как об одной из главных проблем современного общества. Феномен самоактуализации человека привлекал внимание философов и психологов еще в XVIII веке. Многие ученые исследовали данный феномен. Гордон Олпорт предложил теорию личности, согласно которой «Я» формирующееся с детства до самой зрелости представляет собой развивающуюся систему, включающую в себя «проприум» – качество, живущее внутри личности, постоянно стремящееся к развитию, творчеству, самоактуализации [29]. В своем труде «Страдания от бессмысленности жизни» Виктор Франкл развивает тему разочарования в жизни, ссылаясь на результаты исследования выпускников Гарвардского университета, которые показали, что многие из респондентов, внешне благополучных людей, имеющих успешные карьеры и достаток, жаловались на бессмысленность жизни. Невозможность понять собственные желания, неспособность к самоактуализации Виктор Франкл называет «экзистенциальным вакуумом», возникающим в результате разрыва между поколениями предков и современников, невозможностью опираться на их опыт [24].

Карен Хорни в книге «Самоанализ» называет личность «Реальным собственным Я», которому присущи личностные черты, потенции, таланты, которые он может реализовать в себе, имея определенные условия развития. Также Карен Хорни делает акцент на особую роль детства в этом процессе. Ребенок обязательно должен чувствовать свою нужность, любовь и теплоту, для выражения своих чувств и развития потенций для успешной самореализации. Если же условия, в которых находится ребенок, не позволяют испытать эти чувства, у ребенка развивается базальная тревога, диктующая ему стратегии защиты [28]. В своей теории личности Альфред Адлер рассматривает человека как единый самосогласующийся организм, наделенный творческой силой, которая дает возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью [29]. Карл Роджерс полагал, что каждый человек наделен потенциалом, реализация которого, однако, возможна лишь при определенных условиях эмпатии, конгруэнтности и центрации на человеке [29].

Стоит подробнее остановиться на трудах Абрахама Маслоу, который предложил, что потребность в надежной привязанности входит в число потребностей любви и принадлежности. Так же Маслоу считал, что неудовлетворение их способствует развитию патологий и дезадаптации. Иными словами, дети, чьи потребности в уважении и признании отрицаются, склонны низко оценивать себя, сомневаться в своих способностях, не доверять себе. Маслоу также выделил характеристики, которыми обладают самоактуализирующиеся люди: принятие себя, других и природы, непосредственность, простота, естественность, независимость, потребность в уединении, независимость от культуры и окружения, свежесть восприятия, общественный интерес, способность строить глубокие межличностные отношения, демократичный характер, философское чувство юмора, креативность, сопротивление окультуриванию. Резюмируя все вышесказанное: самоактуализация человека заключается в раскрытии его потенциала как личностного, так и творческого. Она становится осуществимой при удовлетворении потребностей ребенка в любви, теплоте, принятии, то есть, в надежной привязанности.

Проведя теоретическое исследование литературы по интересующим нас вопросам, мы предприняли эмпирическое исследование, в которое включили методики, позволяющие определить тип привязанности, уровень эмоционального интеллекта, выраженность личностных акцентуаций характера и степень самоактулизации наших респондентов.

Психодиагностические методики

  • Опросник «Опыт близких отношений» К. Бреннан и Р.К. Фрейли;
  • Тест эмоционального интеллекта Дмитрия Люсина;
  • Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик;
  • Самоактуализационный тест (САМОАЛ).

Результаты, полученные в ходе исследования, мы проанализировали с количественной и качественной стороны, прибегнув к корреляционному анализу данных.

Исследуя типы привязанности взрослых людей, мы выявили, что  надежный тип привязанности имеют 27% испытуемых. Этот показатель является низким и свидетельствует о том, что менее чем 1/3 часть наших испытуемых в детстве имела надежные и теплые взаимоотношения со значимыми близкими, способствующие созданию доверительных отношений во взрослой жизни, открытости, способности к эмоциональной близости. 28% испытуемых имеют тревожный тип привязанности, что характеризует их как людей, имеющих заниженную самооценку и неуверенность в себе. В связи с чем у этих людей формируется зависимость от партнера, ревность, тревога по поводу нестабильности отношений. Такие люди постоянно нуждаются в подтверждении своих чувств от партнера. 9% имеют избегающе-отвергающий тип привязанности, характеризующий их как независимых самодостаточных людей, имеющих позитивный внутренний образ, но негативный образ других людей. В отношениях они показывают отчужденность, стараются скрыть свои чувства. 6% респондентов имеют тревожно-избегающий тип привязанности, характеризующий их как людей, глубоко травмированных в отношениях, а также, возможно, пострадавших от насилия. Люди с тревожно-избегающим типом привязанности имеют негативный внутренний образ, в связи с чем они стремятся к близости. В то же время, они имеют негативный образ других людей, не доверяют им, боятся быть отвергнутыми ими. Им сложно быть открытыми и показывать свои чувства, не испытывая при этом страха близости.

А также в нашей выборке была выделена еще одна группа, которую мы назвали группой «смешанного типа». В неё вошли 30% респондентов. Оценивая опыт своих отношений, респонденты данной группы отличились неопределенностью, поэтому их невозможно отнести ни к одной вышеперечисленной группе. Люди данного типа привязанности имеют свои личностные особенности, отличающиеся от особенностей людей, имеющих другие типы привязанности. О них речь пойдет ниже в психологических портретах.

Анализируя результаты опросника Бренана и Фрейли «Опыт близких отношений», стоит обратить внимание на тревожность испытуемых: 33% имеют высокий уровень тревожности, что характеризует их, как эмоционально незрелых, зависимых, напряженных людей, обладающих высоким уровнем сензитивности и эмпатии. У 29% опрошенных наблюдается средний уровень тревожности в отношениях, и у 38% опрошенных уровень тревожности низкий, что может свидетельствовать о заторможенности реакций при необходимости, излишней доверчивости.

Результаты индивидуально-типологического опросника Л.Н. Собчик, показывают, что умеренная выраженная акцентуаций присуща небольшому количеству испытуемых, в то время как преобладает неумеренная акцентуация личностных черт, что говорит свидетельствует о тенденции личностной дисгармонии среди испытуемых. Результаты исследования эмоционального интеллекта показали, что только 1/3 часть испытуемых обладает высоким уровнем эмоционального интеллекта, способна распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и контролировать их выраженность, остальные испытуемые имеют сложности в этих аспектах. Общие результаты теста на самоактуализацию говорят о том, что только 24% общего числа испытуемых имеют высокий уровень, у остальных испытуемых он средний и низкий.

Сравнительный анализ средних значений исследуемых параметров со стилем привязанности по методике «Опыт близких отношений»  К. Бреннан и Р.К. Фрейли (Brennan, Fraly, 2000; адаптация Т.В.Казанцевой, 2011), мы выяснили, что самый высокий уровень тревожности у людей с тревожным типом привязанности и тревожно-избегающим типом привязанности, самый низкий показатель тревожности у людей со смешанным типом привязанности.

Далее мы провели сравнение средних с помощью однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) и критерия F-Фишера и получили следующие результаты:

Люди с надежным типом привязанности обладают наиболее высоким уровнем эмоционального интеллекта, что характеризует их как людей, способных на высоком уровне понимать и управлять своими и чужими эмоциями. Они способны быть чуткими к эмоциям других людей, а также к своим собственным эмоциям. Самый низкий уровень эмоционального интеллекта у людей с избегающе-отвергающим типом привязанности, что говорит о тенденции к неспособности понимать и управлять эмоциями. Люди со смешанным типом привязанности имеют средний уровень эмоционального интеллекта, имеющий схожее значение с уровнем эмоционального интеллекта у людей с тревожным типом привязанности.

Наиболее высокое среднее значение по уровню самоактуализации имеется у людей с надежным типом привязанности, что говорит о них как об открытых, личностях, раскрывших свой потенциал и вполне самореализовавшихся. Также люди с надежным типом привязанности обладают высоким уровнем аутосимпатии, что характеризует их как психологически здоровых, целостных, зрелых личностей.

Самый низкий уровень самоактуализации и аутосимпатии у людей с тревожно-избегающим типом привязанности, что говорит об их заниженной самооценке, тревожности, неуравновешенности, незрелости. Они имеют тенденцию к пассивности в проживании своей жизни, самореализация для них чужда. У людей, имеющих смешанный тип привязанности, уровень самореализации на среднем уровне, также как и показатель аутосимпатии. Но так же стоит заметить, что оба этих показателя у них выше, чем у людей с тремя ненадежными типами привязанности.

Проанализировав все вышеперечисленные значения применяемых методик, нам удалось составить психологические портреты людей с рызными  типами привязанности.

Надежный тип привязанности

Люди с надежным типом привязанности обладают позитивным, адекватным Я-образом, что является основой психологического здоровья и целостности личности и говорит об их зрелости и свободе. Они имеют высокий уровень самоактуализации, что способствует проявлению их творческих способностей. Также они имеют достаточно высокий уровень агрессии, выражающийся в позитивном ключе спонтанностью и свободой в действиях, отсутствием предрассудков, стремлением к познанию чего-то нового, открытостью к новым впечатлениям. Люди с надежным типом привязанности имеют высокий уровень эмоционального интеллекта, в том числе и внутриличностного. Это говорит о способности к пониманию своих эмоций и управлению ими, а также в контроле их выражения. Также они имеют высокую гибкость в общении, не нагружены социальными стереотипами, способны к самораскрытию в отношениях и открыты.

Тревожный тип привязанности

Люди с тревожным типом привязанности обладают низким уровнем самооценки, мнительны, боязливы. Из-за неуверенности в себе зависимы от более сильной личности. В отношениях ищут признания, подтверждения намерений, поэтому их настроение часто меняется.

Избегающе-отвергающий тип привязанности

Люди с избегающе-отвергающим типом привязанности имеют низкий уровень самооценки, замкнуты в себе. Они имеют низкий уровень эмоционального интеллекта, не способны понимать свои эмоции, не способны их адекватно выражать, при этом имеют высокий уровень агрессии, что коррелирует с подавлением своих эмоций.

Тревожно-избегающий тип привязанности

Люди с данным типом привязанности имеют тенденцию к самым деструктивно выраженным личностным особенностям. Люди с данным типом привязанности склонны к невротичности, тревожности, неуверенности в себе. Они имеют плохой контакт с собой, ориентируются на чье-то мнение, а не на свое, не имеют чувствительности к себе, не способны понимать свои эмоции и управлять ими. Слабый уровень эмоционального интеллекта и самоактуализации, избегают новых эмоций и ощущений, не готовы к познанию чего-то нового, возможно, из-за того, что им страшно что-то менять. Так как имеют заниженную самооценку, нуждаются в признании, требуют доказательств чувств, в связи с этим часто демонстрируют изменения поведения. Очень зависимы от мнения окружающих, полагаются на более сильную личность, при этом обладают высоким уровнем агрессии, отталкивающим людей. Характеристики людей, имеющих данный тип привязанности, амбивалентны в своих значениях. С одной стороны, эти люди нуждаются в отношениях, ищут их, с другой стороны, их избегают.

Смешанный тип привязанности

Люди со смешанным типом привязанности имеют средние характеристики по большинству исследуемых личностных особенностей. Безусловно, они представляют большой интерес для дальнейшего изучения их личностных особенностей. Исходя из данных нашего исследования, мы можем сделать вывод что люди, имеющие смешанный тип привязанности – достаточно целостные личности, имеющие стремление к самоактуализации. Однако, у данной группы людей наблюдается пониженный уровень тревожности, что может говорить о неспособности прогнозировать форс-мажорные ситуации, склонности к некоторой «толстокожести». Также, люди со смешанным типом привязанности имеют невысокий уровень эмоционального интеллекта, управления эмоциями. В общении они не готовы к самораскрытию и самопредъявлению, не уверены во взаимном интересе со стороны собеседника. Также обладают некоторой ригидностью, неготовностью к изменениям сформировавшихся ценностей. Обобщая вышеперечисленные характеристики, мы можем сказать о тенденции к некоторой «расторможенности», лени, незрелости, нежелании менять стереотипы и привносить что-то новое в свою жизнь. Изучив основные характеристики поколения Y, представленные в теории поколении Евгении Шамис, мы можем предположить, что люди, имеющий смешанный тип привязанности, являются яркими представителями данного поколения. Они представляют особый интерес для дальнейших исследований, так как в нашей выборке их представлено наибольшее количество (30%).

Подводя итоги проведенного исследования, мы можем сказать, что наши гипотезы подтвердились. Типы привязанности действительно взаимосвязаны с личностными особенностями взрослых людей. Люди с надежными типом привязанности имеют более высокий уровень эмоционального интеллекта, самоактуализации и умеренную выраженность личностных акцентуаций, по сравнению с людьми, обладающими ненадежными типами привязанности.

В заключение необходимо указать также на тот факт, что надежными типом привязанности обладают лишь 27% испытуемых, в то время, как остальные 73% имеют ненадежные типы привязанности.

Почему поколение «Миллениум», часто называют «потерянным»? Почему именно это поколение находится в поисках гармонии, смысла жизни, ценностей, а также в поисках контакта с собой и с другими людьми? Предприняв небольшой экскурс в историю нашей страны 70-80-х годов, становится очевидным, что  наше государство было мощнейшей непобедимой империей, с высокоморальными ценностями и опорами для общества. В начале 90-х тотальное разрушение всех глобальных систем государства – политической, социальной, экономической, культурной, ценностной – стало причиной переворотов в сознании граждан, личностных кризисов, и внутриличностных конфликтов. Иными словами, люди лишились незыблемых опор, они не знали, как жить дальше, опасались за свое будущее. Те уклады, которые служили ориентиром, стали не актуальными. Теперь нужно было жить совершенно по-другому, но как именно, никто не знал. Была ли эта ситуация благотворной для воспитания подрастающего поколения? Могли ли родители, отчаянно сражавшиеся со всеми бедами того времени, давать свое тепло и надежную привязанность? Скорее всего, нет. И мы предполагаем, что именно в этом заключается ответ на вопросы, почему поколение «Миллениум» часто называют «потерянным», и почему именно это поколение находится в поисках гармонии, смысла жизни, ценностей, а также в поисках контакта с собой и с другими людьми.

Исследование типов привязанности представляет сейчас большой интерес в большей степени для детской психологии и психология развития. Достаточно редко освещаются проблемы взаимосвязи опыта детско-родительских отношений, к тому же мало диагностических инструментов для исследования данной темы. Выводы данной работы представляют для психологов возможности разработки программ по работе со взрослыми людьми с ненадежными типами привязанности, а также применение данных знаний в индивидуальном консультировании и психотерапии. Вторым важным аспектом внедрения данных знаний в практику является просветительская деятельность для будущих родителей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Амбивалентная привязанность ребенка как исправить
  • Амбибокс ошибка 404
  • Амарок не заводится ошибок нет
  • Амазинг рп ошибка загрузки
  • Амазинг рп ошибка 0xc000007b