Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству ошибка

В предложении 1 определяемое слово оказалось внутри причастного оборота. В предложении 4 ошибка в нарушении управления, противопоставляет что? дружбу чему? предательству. Предлог не нужен. В предложен

Задание № 5427

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение построения предложения с причастным оборотом 1) Гулявшая женщина с собакой остановилась у витрины магазина.
Б) нарушение построения предложения с деепричастным оборотом 2) Психологи считают, что оратор не должен появляться перед публикой до начала своего выступления.
В) нарушение управления 3) Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее.
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) Митрофанушку родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом.
6) По приезде в Санкт-Петербург мы отправились на Дворцовую площадь.
7) Поднимаясь по лестнице, старику пришлось остановиться, чтобы передохнуть.
8) Тургенев был писателем, необыкновенно чутким к красоте слова.
9) Бабушка не пропускала ни одной рубрики «Готовим вместе» в журнале «Теленеделе».

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Показать ответ

Комментарий:

В предложении 1 определяемое слово оказалось внутри причастного оборота.

В предложении 4 ошибка в нарушении управления, противопоставляет что? дружбу чему? предательству. Предлог не нужен.

В предложении 5 глаголы стоят в разных временных формах. Нужно выбрать одну.

В предложении 7 ошибка в употреблении деепричастного оборота вызвана тем, что он ошибочно присоединен к сказуемому «пришлось остановиться».

В предложении 9 название журнала имя собственное, ставится в именительный падеж, если оно является приложением, то есть вторым названием. Первое название — журнал. (в журнале «Теленеделя»)


Ответ: 17495

Нашли ошибку в задании? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

Нарушение управления – ошибка, которую нужно уметь находить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Управление – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, зависимое не меняется. Чаще всего главное слово выражено глаголом, деепричастием или причастием, а зависимое – существительным, местоимением и др.

Частным случаем нарушения управления является ошибка «Нарушение управления при однородных членах предложения».

Нарушение управления: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение управления», и исправим их.

Пример 1

Предложение:

В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I.

Управление: привести к примеру. Главное слово – глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру». Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).

Верный вариант:

В качестве исторического деятеля можно привести в пример Петра I.

Пример 2

Предложение:

Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.

Управление: противопоставляет дружбу к предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова – существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому предлог перед словом «предательству» лишний.

Верный вариант:

Автор противопоставляет настоящую дружбу предательству.

Пример 3

Предложение:

Я хотел вникнуть и познать все тайны истории Древнего мира.

Однородные члены «вникнуть» и «познать» имеют общее зависимое слово «тайны». Каждое из них ставит зависимое слово в винительный падеж (вникнуть во что? в тайны; познать что? тайны), однако для связи с зависимым словом глаголу «вникнуть» нужен предлог «в». Это нарушение управления при однородных членах предложения. Нужно сделать так, чтобы слово «тайны» перестало быть общим зависимым словом и добавить предлог «в» после глагола «вникнуть».

Верный вариант:

Я хотел вникнуть во все тайны истории Древнего мира и познать их.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Ошибка в построении предложения с однородными членами – ошибка,
которую часто требуется определить в 
задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в
предложении, а также знать основные правила:

·        
Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные,
полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный
оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по
смыслу понятия.

·        
Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах,
требующих разного управления. Эта ошибка также называется «
Нарушение управления при
однородных членах предложения».

·        
Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо
соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.

·        
Не должно быть избыточного использования союзов.

Ошибка
в построении предложения с однородными членами: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в
построении предложения с однородными членами», и исправим их.

ПРИМЕР 1

Предложение:

Занятия
ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.

Однородные члены: в соответствии и на основе. Есть зависимое
слово «график», которое является общим для однородных членов. Однако они
требуют разного управления: «в соответствии» ставит зависимое слово в
творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а «на основе» ставит
зависимое слово в родительный падеж (на основе чего? графика). Поэтому нужно
сделать так, чтобы слово «график» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант:

Занятия
ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе него.

ПРИМЕР 2

Предложение:

Он
чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.

Однородные члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово
«мать», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют
разного управления: «восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением
кем? матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к
кому? к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть
общим зависимым словом.

Верный вариант:

Он
чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к ней.

ПРИМЕР 3

Предложение:

Недалеко
от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.

Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово
«жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют
разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж
(увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в
творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так,
чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант:

Недалеко
от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.

ПРИМЕР 4

Предложение:

Подобравшись
поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.

Однородные члены: убит и раненый. Прилагательное «убит»
находится в краткой форме, а «раненый» в полной. Поэтому нужно поставить оба
слова либо в краткую, либо в полную форму.

Верный вариант:

Подобравшись
поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только ранен.

ПРИМЕР 5

Предложение:

Простудам
подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны.

Однородные члены: домашние животные, собаки, кошки и грызуны.
Родовое понятие «домашние животные» объединено в однородный ряд с видовыми
понятиями «собаки, кошки, грызуны». Поэтому нужно либо убрать домашних животных
из однородного ряда, либо сделать его обобщающим словом, так как все
перечисленные дальше животные являются домашними.

Верный вариант:

Простудам
подвержены домашние животные: собаки, кошки, грызуны.

ПРИМЕР 6

Предложение:

Книга
не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов.

Однородные члены: учителей и учащихся. Они объединены двойным
союзом «НЕ ТОЛЬКО … НО И». Однако первая часть двойного союза находится не на
своем месте. Нужно поставить ее перед «для учителей».

Верный вариант:

Книга
предназначена не только для учителей, но и для учащихся старших классов.

ПРИМЕР 7

Предложение:

Студенты-дипломники
Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как
кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.

Однородные члены: кинофильмы и телепередачи. Они объединены
двойным союзом «КАК … А ТАКЖЕ». Однако такого двойного союза нет, есть
двойной союз «КАК … ТАК И». Поэтому нужно исправить вторую часть союза на
верную.

Верный вариант:

Студенты-дипломники
Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как
кинофильмы, так и телепередачи на любой поверхности.

Ошибка в построении сложного предложения

2016-05-26
20:42:41

Ошибка в построении сложного предложения – ошибка, которую часто
требуется определить в 
задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Сложные предложения бывают 3 видов: сложносочиненные (состоят из
равноправных частей), сложноподчиненные (состоят из главной и придаточных
частей) и сложные предложения с разными видами связей. Чаще всего требуется
найти ошибку в построении сложного предложения, реже – в построении
сложноподчиненного предложения.

Чтобы найти ошибку в предложении, нужно знать основные правила:

·        
Союзное слово «который» относится к ближайшему перед ним
существительному того же рода;

·        
Составные союзы не должны быть искаженными;

·        
В предложении нельзя употреблять лишние союзы.

Ошибка
в построении сложного предложения: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в
построении сложного предложения», и исправим их.

ПРИМЕР 1

Предложение:

Когда
тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Предложение является сложным, состоящим из 2 частей: «бой
закончился», «выстрелы были слышны». Первая часть начинается с подчинительного
союза «когда», и между двумя частями сложного предложения находится
сочинительный союз «но». Из-за избыточности союзных средств сложно определить,
равноправны ли части предложения. Поэтому нужно убрать один из союзов.

Верный вариант 1:

Когда
тяжёлый бой уже закончился, кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Верный вариант 2:

Тяжёлый
бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

ПРИМЕР 2

Предложение:

Матрёна
была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная
(«Матрёна была праведником») и придаточная («без которой не стоит село») части.
Придаточная часть начинается с союзного слова «которой». Оно женского рода,
значит относится к слову «Матрёна». Однако если задать вопрос от главной части
к придаточной (Матрена была каким праведником?), можно сделать вывод, что
союзное слово должно быть мужского рода, так как оно относится к слову
«праведником».

Верный вариант:

Матрёна
была тем праведником, без которого, по пословице, не стоит село.

ПРИМЕР 3

Предложение:

Размышляя
над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, что до чего
был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести
«Станционный смотритель».

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная
(«понимаешь») и придаточная («до чего был гениален А.С. Пушкин») части.
Придаточная часть начинается с союза «что» и «до чего». Если задать вопрос от
главной части к придаточной (Понимаешь что? До чего был гениален А.С. Пушкин),
становится понятно, что союз «что» является лишним и его нужно убрать из
предложения.

Верный вариант:

Размышляя
над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, до чего был
гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести
«Станционный смотритель».

ПРИМЕР 4

Предложение:

Мама
всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная
(«Мама всегда меня ругает») и придаточная («что я разбрасываю свои вещи»)
части. Придаточная часть начинается с союза «что». Если задать вопрос от
главной части к придаточной (Мама меня ругает почему? Потому что я разбрасываю
свои вещи), становится понятно, что союз «что» нужно заменить на составной союз
«потому что».

Верный вариант:

Мама
всегда меня ругает, потому что я разбрасываю свои вещи.

ПРИМЕР 5

Предложение:

Текст
принадлежит перу Д.С. Лихачёва, в котором поднимается проблема сохранения
культурного наследия.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная
(«Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва») и придаточная («в котором поднимается
проблема сохранения культурного наследия») части. Придаточная часть начинается
с союзного слова «в котором». Оно мужского рода, значит относится к слову «Д.С.
Лихачёва». Получается, что в Д.С. Лихачеве поднимается проблема сохранения
культурного наследия, но придаточное предложение по смыслу относится к слову
«текст». Значит придаточное предложение нужно поставить после слова «текст»,
чтобы не терялся смысл.

Верный вариант:

Текст,
в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия, принадлежит
перу Д.С. Лихачёва.

Неправильное употребление имени числительного

2016-05-26
20:13:57

Неправильное употребление имени числительного – ошибка, которая
встречается в 
задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Чтобы найти ошибку, нужно знать правила склонения числительных:

·        
У сложных числительных склоняются обе части слова, а у
порядковых числительных изменяется только последнее слово;

·        
Числительное «оба» употребляется только с существительными,
имеющими форму единственного числа;

·        
Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с
существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных.

Неправильное
употребление имени числительного: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку
«Неправильное употребление имени числительного», и исправим их.

ПРИМЕР 1

Предложение:

Трое
спортсменок выступили очень удачно.

Числительное «трое» нужно заменить на «три», так как
существительное «спортсменки» женского рода.

Верный вариант:

Три
спортсменки выступили очень удачно.

ПРИМЕР 2

Предложение:

Солдаты,
выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

Числительное «четыре» нужно заменить на «четверо», так как
существительное «сутки» сочетается только с ним.

Верный вариант:

Солдаты,
выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четверо суток.

Нарушение управления

2016-05-27
01:15:26

Нарушение управления –
ошибка, которую нужно уметь находить в 
задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Управление – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет
форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, зависимое не
меняется. Чаще всего главное слово выражено глаголом, деепричастием или
причастием, а зависимое – существительным, местоимением и др.

Частным случаем нарушения
управления является ошибка «Нарушение управления при 
однородных членах предложения».

Нарушение управления: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих
ошибку «Нарушение управления», и исправим их.

ПРИМЕР 1

Предложение:

В качестве исторического деятеля можно привести к
примеру Петра I.

Управление: привести к примеру. Главное слово –
глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру».
Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой
предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).

Верный вариант:

В качестве исторического деятеля можно привести в
пример Петра I.

ПРИМЕР 2

Предложение:

Автор противопоставляет настоящую дружбу к
предательству.

Управление: противопоставляет дружбу к
предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова –
существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит
первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а
второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому
предлог перед словом «предательству» лишний.

Верный вариант:

Автор противопоставляет настоящую дружбу
предательству.

ПРИМЕР 3

Предложение:

Я хотел вникнуть и познать все тайны истории
Древнего мира.

Однородные члены «вникнуть» и «познать» имеют
общее зависимое слово «тайны». Каждое из них ставит зависимое слово в
винительный падеж (вникнуть во что? в тайны; познать что? тайны), однако для
связи с зависимым словом глаголу «вникнуть» нужен предлог «в». Это нарушение
управления при однородных членах предложения. Нужно сделать так, чтобы слово
«тайны» перестало быть общим зависимым словом и добавить предлог «в» после
глагола «вникнуть».

Верный вариант:

Я хотел вникнуть во все тайны истории Древнего
мира и познать их.

Нарушение согласования

2016-05-27
01:48:34

Нарушение согласования –
ошибка, которую нужно уметь находить в 
задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Согласование – это вид подчинительной связи при котором главное слово
определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, форма
зависимого слова также меняется. Чаще всего главное слово выражено
существительным, а зависимое – прилагательным или причастием.

Частным случаем нарушения
согласования являются ошибки «
Нарушение в построении предложения с обособленным определением» и
«
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом».
Подробную информацию о них можно узнать в отдельных статьях.

Нарушение согласования: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих
ошибку «Нарушение согласования», и исправим их.

ПРИМЕР 1

Предложение:

Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых
пеной.

Существительное «лошади» связано с причастием
«покрытых» при помощи согласования. Но причастие находится в другом падеже,
поэтому кажется, что оно относится к слову «казаков», хотя по смыслу это
неверно. Нужно согласовать причастие «покрытых» с существительным «лошади»:
лошади какие? покрытые пеной.

Верный вариант:

Во весь опор мчались лошади казаков, покрытые
пеной.

ПРИМЕР 2

Предложение:

Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению
русских князей, постоянно враждующим друг с другом.

Существительное «князей» связано с причастием
«враждующим» при помощи согласования. Но существительное «князей» стоит в
родительном падеже и множественном числе, а причастие «враждующим» – в
творительном падеже и единственном числе. Поэтому нужно поставить причастие в
ту же форму, что и существительное «князей»: князей каких? враждующих.

Верный вариант:

Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению
русских князей, постоянно враждующих друг с другом.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

2016-05-25
16:01:02

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом –
ошибка, которую часто требуется определить в 
задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Данную ошибку можно также определить как «
Нарушение в построении предложения с обособленным определением» в
случае, если причастный оборот стоит после определяемого слова и обособляется
запятыми, поскольку причастие является определением. Также эта ошибка может
быть названа «
Нарушение согласования», поскольку
определяемое слово и причастие связаны друг с другом с помощью согласования.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении
причастный оборот, а также знать основные правила:

·        
Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;

·        
Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;

·        
Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым
словом.

Нарушение
в построении предложения с причастным оборотом: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в
построении предложения с причастным оборотом», и исправим их.

ПРИМЕР 1

Предложение:

Масло
эвкалипта — мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления
ран.

Причастный оборот: подходящее для лечения простуды и заживления
ран. Он относится к слову «антисептик», так как стоит рядом с ним, хотя этот
причастный оборот согласован не с словом «антисептик», а со словом «масло», что
неверно. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное
«антисептик»: антисептик какой? подходящий.

Верный вариант:

Масло
эвкалипта — мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления
ран.

ПРИМЕР 2

Предложение:

Поражающий
парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.

Причастный оборот: поражающий своей красотой. Он разбит на части
определяемым словом «парк», что неверно. Правильно будет разместить причастный
оборот полностью перед определяемым словом или после него.

Верный вариант 1:

Поражающий
своей красотой парк в Павловске давно привлекает внимание туристов.

Верный вариант 2:

Парк в
Павловске, поражающий своей красотой, давно привлекает внимание туристов.

ПРИМЕР 3

Предложение:

В
романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.

Причастный оборот: притворившийся очередной правдой. Он
относится к слову «лжи», но не согласован с ним. Существительное «лжи»
относится к женскому роду и стоит в родительном падеже, а причастие
«притворившийся» – к мужскому и в именительном. Поэтому нужно поставить
причастие в родительный падеж и женский род: «притворившейся».

Верный вариант:

В
романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой.

ПРИМЕР 4

Предложение:

Осенью
колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся
в поле комбайны.

Причастный оборот: отяжелевшие от созревших зёрен. Он находится
далеко от определяемого слова «колосья», из-за чего кажется, что причастный
оборот относится к слову «часа». Поэтому нужно поставить причастный оборот
перед определяемым словом или после него.

Верный вариант 1:

Осенью
колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся
в поле комбайны.

Верный вариант 2:

Осенью
отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда появятся в
поле комбайны.

Нарушение в построении
предложения с деепричастным оборотом

2016-05-25
18:06:46

Нарушение в построении
предложения с деепричастным оборотом – ошибка, которую часто требуется
определить в 
задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в
предложении деепричастный оборот, а также знать что деепричастие и глагол
должны относиться к одному и тому же лицу.

Нарушение в построении предложения с
деепричастным оборотом: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих
ошибку «Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом», и
исправим их.

ПРИМЕР 1

Предложение:

Находясь в пути, всегда вспоминается дом.

Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа
предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к подлежащему
«дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову «дом». Но в этом
случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В пути находится
рассказчик, то есть «я».

Верный вариант:

Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

ПРИМЕР 2

Предложение:

Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование
фабрики.

Деепричастный оборот: уходя со смены. Основа
предложения: оборудование проверяется. Сказуемое «проверяется» относится к
подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже должно относиться к слову
«оборудование». Но в этом случае получается, что оборудование уходит со смены,
а это неверно, так как со смены уходят рабочие.

Верный вариант:

Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование
фабрики.

ПРИМЕР 3

Предложение:

Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала
безмятежно.

Деепричастный оборот: наслаждаясь вкусным
ужином. Основа предложения: беседа протекала. Сказуемое «протекала» относится к
подлежащему «беседа». Деепричастие «наслаждаясь» тоже должно относиться к слову
«беседа». Но в этом случае получается, что беседа наслаждалась вкусным ужином,
а это неверно, так как ужином наслаждались «мы».

Верный вариант:

Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно
беседовали.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание 8. (3 БАЛЛА!) Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1.Ищи ошибки в предложениях:

1) с однородными членами; (ищи однородные сказуемые с союзом И.Задай вопрос от глагола к однородным членам предложения. Вопрос должен быть один и тот же, если нет, то ошибка! Это будет правильный ответ. (Я вижу ? (пропущен член предложения) и горжусь природой? Вижу что?, горжусь чем?)

2) с причастными оборотами; ( смотри на окончание причастия, помни, что с определяемым словом должно быть согласование в роде, числе, падеже.)

3)с именами собственными, заключёнными в кавычки и являющимися названием газет, журналов, книг, картин, фильмов;

4) с производными предлогами благодаря, согласно, вопреки и непроизводным предлогом по, употреблённом в оборотах речи по окончании, по приезде, по завершении, по прибытии;

5) с двойными союзами не только…но и; как…так и;

6) с использованием цитат;

7) начинающихся со слов: все, кто…; те, кто…; никто из тех, кто…

Виды ошибок в 8 задании ЕГЭ по русскому языку

  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

Чаще всего ошибка проявляется в предложении следующим образом: не совпадает число подлежащего и сказуемого; не совпадает род подлежащего и сказуемого. Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать основные правила: Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения. Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского. Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания. Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде. Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого. Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.

Пример 1: Те, кто придут позже, займут свободные места.

Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: те займут (подлежащее и сказуемое во множественном числе). Основа в придаточной части: кто придут (кто – в единственном числе, придут – во множественном числе). Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «придут» в единственное число.

Верный вариант: Те, кто придет позже, займут свободные места.

Пример 2:Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.

Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: спор это способ (подлежащее и сказуемое в единственном числе). Основа в придаточной части: каждая претендуют (каждая – в единственном числе, претендуют – во множественном числе). И хотя в придаточной части речь идет о сторонах, которых несколько, слово «стороны» в родительном падеже не является подлежащим. Вместо него подлежащим является слово «каждая». Поэтому сказуемое «претендуют» нужно поставить в единственное число.

Верный вариант: Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.

  • Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением;

Приложение – это определение (признак предмета, отвечающий на вопрос: какой?), выраженное существительным. Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении приложение, а также знать, что приложение всегда должно быть согласовано с определяемым словом.

Пример 1: О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптуме».

Определяемое слово: очерке. Приложение: Постскриптуме (в очерке каком?). Нужно согласовать приложение с определяемым словом (очерке «Постскриптум») либо убрать определяемое слово, и тогда форма слова «Постскриптум» будет зависеть от глагола «написал».

Верный вариант 1: О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум».

Верный вариант 2: О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в «Постскриптуме».

Пример 2: Утром ребята уже были на туристической базе «Радуге».

Определяемое слово: базе. Приложение: Радуге (на базе какой?). Нужно согласовать приложение с определяемым словом (базе «Радуга»).

Верный вариант: Утром ребята уже были на туристической базе «Радуга».

Пример 3: Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.

Определяемое слово: города. Приложение: Сочей (от города какого?). Название города Сочи не склоняется, поэтому в предложении нужно исправить Сочей на Сочи.

Верный вариант: Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.

  • Ошибка в построении предложения с однородными членами;

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила: Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия. Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения». Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов. Не должно быть избыточного использования союзов.

Пример 1: Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.

Однородные члены: в соответствии и на основе. Есть зависимое слово «график», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «в соответствии» ставит зависимое слово в творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а «на основе» ставит зависимое слово в родительный падеж (на основе чего? графика). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «график» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант: Занятия ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе него.

Пример 2: Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.

Однородные члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово «мать», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением кем? матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к кому? к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть общим зависимым словом.

Верный вариант: Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к ней.

  • Нарушение в построении предложения с обособленным определением;

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении определение, обособленное запятыми

Пример 1: Тургенев был писателем, необыкновенно чуткий к красоте слова.

Обособленное определение «чуткий» относится к определяемому слову «писателем», поэтому оно должно быть согласовано с ним (писателем каким? чутким – творительный падеж).

Верный вариант: Тургенев был писателем, необыкновенно чутким к красоте слова.

Пример 2: Статья о Корнее Ивановиче Чуковском, известным широкой публике, пожалуй, лишь произведениями для детей, открывает нам новые грани его таланта переводчика.

Обособленное определение «известным» относится к определяемому слову «Корнее Ивановиче Чуковском», поэтому оно должно быть согласовано с ним (Корнее Ивановиче Чуковском каком? известном – предложный падеж).

Верный вариант: Статья о Корнее Ивановиче Чуковском, известном широкой публике, пожалуй, лишь произведениями для детей, открывает нам новые грани его таланта переводчика.

  • Нарушение в построении предложения с причастным оборотом;

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении причастный оборот, а также знать основные правила:

  • Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;
  • Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;
  • Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.

Пример 1: Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.

Причастный оборот: подходящее для лечения простуды и заживления ран. Он относится к слову «антисептик», так как стоит рядом с ним, хотя этот причастный оборот согласован не с словом «антисептик», а со словом «масло», что неверно. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «антисептик»: антисептик какой? подходящий.

Верный вариант: Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления ран.

Пример 2: Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов. Причастный оборот: поражающий своей красотой. Он разбит на части определяемым словом «парк», что неверно. Правильно будет разместить причастный оборот полностью перед определяемым словом или после него.

Верный вариант 1: Поражающий своей красотой парк в Павловске давно привлекает внимание туристов.

Верный вариант 2: Парк в Павловске, поражающий своей красотой, давно привлекает внимание туристов.

  • Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом;

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении деепричастный оборот, а также знать, что деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же лицу

Пример 1: Находясь в пути, всегда вспоминается дом.

Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к подлежащему «дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову «дом». Но в этом случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В пути находится рассказчик, то есть «я».

Верный вариант: Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

Пример 2: Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.

Деепричастный оборот: уходя со смены. Основа предложения: оборудование проверяется. Сказуемое «проверяется» относится к подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже должно относиться к слову «оборудование». Но в этом случае получается, что оборудование уходит со смены, а это неверно, так как со смены уходят рабочие.

Верный вариант: Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.

  • Нарушение согласования;

Пример 1: Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.

Существительное «лошади» связано с причастием «покрытых» при помощи согласования. Но причастие находится в другом падеже, поэтому кажется, что оно относится к слову «казаков», хотя по смыслу это неверно. Нужно согласовать причастие «покрытых» с существительным «лошади»: лошади какие? покрытые пеной.

Верный вариант: Во весь опор мчались лошади казаков, покрытые пеной.

Пример 2: Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующим друг с другом.

Существительное «князей» связано с причастием «враждующим» при помощи согласования. Но существительное «князей» стоит в родительном падеже и множественном числе, а причастие «враждующим» – в творительном падеже и единственном числе. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «князей»: князей каких? враждующих.

Верный вариант: Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующих друг с другом.

  • Нарушение управления;

Пример 1: В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I.

Управление: привести к примеру. Главное слово – глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру». Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).

Верный вариант: В качестве исторического деятеля можно привести в пример Петра I.

Пример 2: Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.

Управление: противопоставляет дружбу к предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова – существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому предлог перед словом «предательству» лишний.

Верный вариант: Автор противопоставляет настоящую дружбу предательству.

  • Ошибка в построении сложного предложения (сложносочиненного и сложноподчиненного);

Сложные предложения бывают 3 видов: сложносочиненные (состоят из равноправных частей), сложноподчиненные (состоят из главной и придаточных частей) и сложные предложения с разными видами связей. Чаще всего требуется найти ошибку в построении сложного предложения, реже – в построении сложноподчиненного предложения. Чтобы найти ошибку в предложении, нужно знать основные правила:

  • Союзное слово «который» относится к ближайшему перед ним существительному того же рода; Составные союзы не должны быть искаженными;
  • В предложении нельзя употреблять лишние союзы.

Пример 1: Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Предложение является сложным, состоящим из 2 частей: «бой закончился», «выстрелы были слышны». Первая часть начинается с подчинительного союза «когда», и между двумя частями сложного предложения находится сочинительный союз «но». Из-за избыточности союзных средств сложно определить, равноправны ли части предложения. Поэтому нужно убрать один из союзов.

Верный вариант 1: Когда тяжёлый бой уже закончился, кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Верный вариант 2: Тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Пример 2: Матрёна была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Матрёна была праведником») и придаточная («без которой не стоит село») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «которой». Оно женского рода, значит относится к слову «Матрёна». Однако если задать вопрос от главной части к придаточной (Матрена была каким праведником?), можно сделать вывод, что союзное слово должно быть мужского рода, так как оно относится к слову «праведником».

Верный вариант: Матрёна была тем праведником, без которого, по пословице, не стоит село.

  • Неправильное построение предложения с косвенной речью;

Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять прямую и косвенную речь в предложении и не смешивать их.

Пример 1: Автор статьи пишет, что я обращаюсь ко всем, кому не безразлична судьба России.

В предложении присутствуют признаки прямой («я обращаюсь» – речь от первого лица) и косвенной речи («автор пишет, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.

Верный вариант: Автор статьи пишет, что он обращается ко всем, кому не безразлична судьба России.

Пример 2: Как сказал журналист, что трех моих жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.

В предложении присутствуют признаки прямой («трех моих жизней» – речь от первого лица) и косвенной речи («журналист сказал, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.

Верный вариант 1: Как сказал журналист, что трех его жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.

  • Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм;

Чаще всего эта ошибка проявляется в предложении следующим образом: не совпадает вид глаголов; не совпадает время глаголов. Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять вид и время глаголов в предложении.

ПРИМЕР 1: Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку.

В предложении 2 глагола «вяжет» и «подарила» используются как однородные члены, хотя «вяжет» – глагол настоящего времени несовершенного вида (бабушка что делает?), а «подарила» – глагол прошедшего времени совершенного вида (бабушка что сделала?). Получается, что бабушка вяжет шарф сейчас, но она уже подарила его внуку. Нужно, чтобы оба глагола были одного вида и времени, поэтому форму одного из них нужно изменить. Например, заменить «вяжет» на «связала».

Верный вариант: Бабушка связала шарф и подарила его своему внуку.

ПРИМЕР 2: Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.

В предложении 2 глагола: разбредались и подошли. «Разбредались» – глагол несовершенного вида (что делали?), а «подошли» – глагол совершенного вида (что сделали?). Нужно, чтобы оба глагола были одного вида, поэтому форму одного из них нужно изменить. Например, заменить «подошли» на «подходили».

Верный вариант: Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подходили к рассказчику.

  • Неправильное употребление падежной формы существительного;

Ошибка встречается в двух вариантах: неправильное употребление падежной формы существительного; неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь ставить существительное в правильный падеж, а также знать правила: Если предлог «по» имеет значение «после чего-нибудь», то существительное после него должно стоять не в дательном падеже, а в предложном (по приезде, по прибытии, по завершении, по окончании и др.).

Предлоги «Благодаря», «Согласно», «Вопреки», «Наперекор» употребляются только с дательным падежом. Предлог «По» в значении «после» употребляется с предложным падежом: «по окончании выступления»

ПРИМЕР 1: Лётчик действовал согласно инструкций, полученных от главного диспетчера аэропорта.

Существительное «инструкций» стоит в родительном падеже, а должно быть в дательном (согласно чему? инструкциям).

Верный вариант: Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта.

ПРИМЕР 2: По приезду в город мы остановились в маленькой уютной гостинице.

Существительное «приезду» с предлогом «по» в значении «после приезда» стоит в дательном падеже, а должно быть в предложном.

Верный вариант: По приезде в город мы остановились в маленькой уютной гостинице.

  • Неправильное употребление местоимения;

Варианты ошибки: неправильное употребление местоимения с предлогом; неправильное употребление падежной формы местоимения; неправильное употребление падежной формы местоимения с предлогом. Чтобы найти ошибку, нужно уметь ставить местоимение в правильный падеж и с правильным предлогом.

ПРИМЕР 1: Сильное впечатление на посетителей зоопарка произвели обезьяны: с них смеялись даже самые серьезные.

Местоимение «них» в предложении используется не с тем предлогом и не в том падеже (смеялись над кем? над ними).

Верный вариант: Сильное впечатление на посетителей зоопарка произвели обезьяны: над ними смеялись даже самые серьезные.

ПРИМЕР 2: Хотелось бы уделить ваше внимание на то, что главную роль в фильме играет начинающий актёр.

Местоимение «то» в предложении используется с предлогом и не в том падеже (уделить внимание чему? тому).

Верный вариант: Хотелось бы уделить ваше внимание тому, что главную роль в фильме играет начинающий актёр.

  • Неправильное употребление имени числительного.

Чтобы найти ошибку, нужно знать правила склонения числительных: У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово; Числительное «оба» употребляется только с существительными, имеющими форму единственного числа; Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных.

ПРИМЕР 1: Трое спортсменок выступили очень удачно.

Числительное «трое» нужно заменить на «три», так как существительное «спортсменки» женского рода.

Верный вариант: Три спортсменки выступили очень удачно.

ПРИМЕР 2: Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

Числительное «четыре» нужно заменить на «четверо», так как существительное «сутки» сочетается только с ним.

  • Верный вариант: Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четверо суток.

Нарушение управления

Нарушение управления – ошибка, которую нужно уметь находить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Управление – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, зависимое не меняется. Чаще всего главное слово выражено глаголом, деепричастием или причастием, а зависимое – существительным, местоимением и др.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Частным случаем нарушения управления является ошибка «Нарушение управления при однородных членах предложения».

Нарушение управления: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение управления», и исправим их.

В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I.

Управление: привести к примеру. Главное слово – глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру». Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).

В качестве исторического деятеля можно привести в пример Петра I.

Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.

Управление: противопоставляет дружбу к предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова – существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому предлог перед словом «предательству» лишний.

Автор противопоставляет настоящую дружбу предательству.

Я хотел вникнуть и познать все тайны истории Древнего мира.

Однородные члены «вникнуть» и «познать» имеют общее зависимое слово «тайны». Каждое из них ставит зависимое слово в винительный падеж (вникнуть во что? в тайны; познать что? тайны), однако для связи с зависимым словом глаголу «вникнуть» нужен предлог «в». Это нарушение управления при однородных членах предложения. Нужно сделать так, чтобы слово «тайны» перестало быть общим зависимым словом и добавить предлог «в» после глагола «вникнуть».

Я хотел вникнуть во все тайны истории Древнего мира и познать их.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Поделитесь статьей с одноклассниками «Нарушение управления – задание 7 ЕГЭ русский язык».

Нарушение управления: примеры

В русском языке существует несколько видов подчинительной связи между словами. Один из них – управление. Нередко на письме и в речи можно встретить нарушения управления. Чтобы этого избежать, следует поподробнее ознакомиться с этим видом синтаксической связи.

Что такое управление

Управление – это такой вид связи между двумя словами, где главное слово определяет постановку зависимого слова: в каком падеже оно должно стоять, с предлогом или без. Эта связь может быть как жёсткой и не терпящей изменений, так и более гибкой, допускающей различные вариации.

Как отличить управление от согласования

Важно уметь отличать управление от согласования. При согласовании главное слово диктует подчинённому и род, и число, и падеж. Они как бы действуют как единое целое, и подчинённое слово всегда меняется вслед за главным. Например: красавец мужчина – красавцы мужчины – красавцу мужчине (существительные согласуются по роду, и число с падежом подчинённого слова меняется вместе с главным). Или: красивая вещь –красивые вещи – красивым вещам.

При управлении главное слово диктует подчинённому только падеж (и наличие/отсутствие предлога). Зависимое слово имеет застывшую форму в конкретном падеже и не изменяется в обязательном порядке вслед за главным. Например: он попросил её об услуге – она попросит её об услуге – они просят её об услуге. Мы видим, что главное слово «попросить» изменяется, но подчинённое «её» всегда остаётся зафиксированным в винительном падеже без предлога.

Управление подразделяется на виды по различным признакам.

Предложное и беспредложное управление

Одна из возможных классификаций – предложное и беспредложное управление. Как несложно заключить из названия, предложное управление требует наличия предлога, а беспредложное – нет. Например: признаться в чём-либо (предложное), подтвердить что-либо (беспредложное).

Нередко нарушение управления заключается в подмене одного из этих видов другим: оперировать с данными (неправильно) – оперировать данными (правильно), присуще для мужчин (неправильно) – присуще мужчинам (правильно), оплатить по счетам (неправильно) – оплатить счета (правильно), интересуется о его делах (неправильно) – интересуется его делами (правильно).

Нередко между одними и теми же словами может быть как предложное, так и беспредложное управление. Они могут иметь лёгкие отличия по смыслу или стилистически, но ни один из них не стоит считать нарушением управления. Примеры: идти по полю – идти полем, ехать на поезде – ехать поездом, работать вечерами – работать по вечерам, письмо отцу – письмо к отцу, понятный всем – понятный для всех, слыть чудаком – слыть за чудака, смотреть первый раз – смотреть в первый раз, шириной пять метров – шириной в пять метров, со скоростью в семьдесят километров в час – со скоростью семьдесят километров в час.

Сильное и слабое управление

Управление также подразделяется на сильное и слабое. Сильное управление характеризуется тем, что главное слово однозначно определяет падеж зависимого: писать книгу (обязателен винительный падеж). Слабое управление предполагает вариации в формах зависимого слова: писать о природе (предложный падеж), писать карандашом (творительный падеж).

Виды управления по морфологии главного слова

Управление можно подразделить на различные виды по частям речи, к которым относится главное слово: глагольное (любить искусство), наречное (вопреки обстоятельствам), объектное (вышедший из дома), компаративное (легче пушинки), нумеративное (двое детей), местоимённое (она с друзьями).

Типичные примеры нарушения управления в русском языке

Следует быть внимательным при составлении предложений, в которых подчинённое слово можно отнести сразу к разным главным словам. Это не будет считаться прямым нарушением управления в предложении, но может породить двусмысленность. Например: Встретить гостей из Лондона приехали все руководители нашей компании. При такой формулировке остаётся неясным: гости из Лондона или руководители приехали из Лондона?

Также ошибкой будет считаться выстраивание в ряд большого количества зависящих друг от друга слов в одной и той же падежной форме, даже при условии, что нормы управления соблюдены. Пример: слушатели курсов подготовки водителей категории В – синтаксическая ошибка.

Немалую проблему составляет нарушение управления близких по значению слов, так как очень часто нормы управления одного из пары таких слов переносятся автоматически на второе. Следует различать управление в словосочетаниях аналогичных следующим: упрекать в чём – попрекать кого, обидеться на кого/что – обижен кем/чем, предостеречь от чего – предупредить о чем, обрадоваться чему/кому – обрадован чем/кем, полон чего – переполнен чем, осудить на что – приговорить к чему, доволен чем/кем – рад чему/кому, быть участником чего – участвовать в чем, беспокоиться о чём/ком – тревожиться за что/кого, идентичный чему – схожий с чем/кем.

Одна из возможных ошибок – это нарушение глагольного управления: сомневаться о чём-либо, рассказать за что-либо, восхищаться над чем-либо, понимать о чём-либо. Такие варианты употребления можно нередко встретить в разговорной речи, однако они являются грубым нарушением.

Иногда при наличии сразу нескольких дополнений может возникнуть путаница, ведущая к нарушению управления. Пример: организация и участие в игре – ошибочный вариант построения словосочетания. Слова «организация» и «участие» требуют разного управления, поэтому они не могут быть однородными членами в данном случае. Правильно будет: организация игры и участие в ней. Любить и любоваться морем – неправильно. Правильно: любить море и любоваться им. Изучать и увлекаться математикой – неправильно. Правильно: изучать математику и увлекаться ею.

Некоторые особенности норм управления

Отдельно стоит сказать про «узаконенные» ошибки в управлении, которые присущи профессиональному жаргону, преимущественно юридическому. Например, такое известное словосочетание как «объявить в розыск» с точки зрения литературной нормы является неправильным. Такой формы управления в русском языке не существует. Можно «объявить что» и «объявить о чём». Также употребляемыми в юриспруденции, но формально неправильными являются такие словосочетания как: осудить к лишению свободы, за отсутствием состава преступления, производство по делу, согласно приказа и другие. Однако они широко используются и их можно встретить в официальных документах.

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Содержание:

Существует несколько видов ошибок, в каждом из которых следует разбираться.

Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.

Приложение – это определение, выраженное существительным в именительном падеже, обозначающее признаки, а также названия различных объектов.

Примечание: если рядом с приложением стоит определяемое слово, то оно (приложение) всегда стоит в именительном падеже и не склоняется. Если же определяемого слова нет, то приложение изменяется.

Ошибка

Правильно

Моя сестра вчера прочитала роман-эпопею Л. Н. Толстого «Войну и мир».

Моя сестра вчера прочитала роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». ИЛИ Моя сестра вчера прочитала «Войну и мир» Л. Н. Толстого.

  • Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Причастный оборот и причастие должны быть согласованы с определяемым словом по роду, числу и лицу. Определяемое слово не должно входить в сам оборот.

Ошибка

Правильно

Марья Иванова, страдавших бессонницей, по утрам выглядела уставшей и болезненной.

Марья Иванова, страдавшая бессонницей, по утрам выглядела уставшей и болезненной.

  • Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Деепричастный оборот обозначает добавочное действие к основному. В некоторых случаях употребление этого оборота нецелесообразно. Например, деепричастный оборот не употребляется, если действие сказуемого и деепричастия относятся к разным лицам. Также деепричастный оборот не используется в безличном предложении, в котором роль сказуемого выполняет не инфинитив.

Ошибка

Правильно

Сделав научное открытие, учёных наградили Нобелевской премией.

Когда учёные сделали научное открытие, их наградили Нобелевской премией.

  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Примечание: в сокращённых словах род определятся по главному слову (ООН – Организация объединённых наций); в сложном предложении, разбавленном придаточным, следует правильно согласовывать лицо и число главных членов предложения.

Ошибка

Правильно

Все, кто занимался в детстве гимнастикой, имеет превосходную осанку и телосложение.

Все, кто в детстве занимался гимнастикой, имеют превосходную осанку и телосложение.

  • Неправильное построение предложения с косвенной речью.

При переводе прямой речи в косвенную меняем подлежащие на личные местоимения.

Ошибка

Правильно

Мама вчера сказала, что завтра я приготовлю тебе вкусный завтрак.

Мама вчера сказала, что завтра она приготовит мне вкусный завтрак.

  • Ошибки в построении предложения с однородными членами.

Однородные члены должны быть лексически и грамматически соотнесены с общим словом, быть с ним одного падежа; правильно используем предлоги.

Неверно

Верно

Не только Дмитрий Петрович, так и Машенька любит читать книги об истории древних греков и римлян.

Не только Дмитрий Петрович, но и Машенька любит читать книги об истории древних греков и римлян.

  • Ошибки в построении сложного предложения.

Правильно соединяем главную и придаточную часть сложного предложения.

Неверное

Верно

Светлана Леонидовна спросила, что сделал ли её класс домашнее задание по литературе.

Светлана Леонидовна спросила, сделал ли её класс домашнее задание по литературе.

  • Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без.

Учим ряд предлогов, с которыми существительное употребляется в дательном падеже – вопреки, согласно, подобно, благодаря и другие.

Ошибка

Правильно

По приезду в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц.

По приезде в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц.

  • Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Неправильно

Верно

Папа читает газету и выпил кружку кофе.

Папа читает газету и пьёт кофе из кружки.

  • Нарушение управления.

Ошибка

Правильно

Михаил внимательно относился на молодую девушку в углу.

Михаил внимательно относился к молодой девушке в углу.

Практика ЕГЭ по русскому языку:

источники:

http://fb.ru/article/329413/narushenie-upravleniya-primeryi

http://bingoschool.ru/manual/197/

Анализ задания 8 экзаменационной работы по русскому языку в 11 классе. ЕГЭ Русский язык. Материалы для подготовки.

Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».


Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
Максимум 5 баллов.

8 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) нарушение построения предложения с причастным оборотом

Б) нарушение построения предложения с деепричастным оборотом

B) нарушение управления

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Гулявшая женщина с собакой остановилась у витрины магазина.

2) Психологи считают, что оратор не должен появляться перед публикой до начала своего выступления,

3) Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает её.

4) Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.

5) Родители воспитывали сына в любви, а впоследствии он становится эгоистом.

6) По приезде в Санкт-Петербург мы отправились на Дворцовую площадь.

7) Поднимаясь по лестнице, старику пришлось остановиться, чтобы передохнуть.

8) Тургенев был писателем, необыкновенно чутким к красоте слова.

9) Бабушка не пропускала ни одной рубрики «Готовим вместе» в журнале «Теленеделе».

Ответ:

А

Б В Г

Д

Посмотреть правильный ОТВЕТ

ОТВЕТ: А-1, Б-7, В-4, Г-9, Д-5.

В период подготовки к экзамену ПОВТОРЯЕМ:

  • Типичные грамматические ошибки.
  • Виды подчинительной связи согласование и управление (в том числе координация подлежащего и сказуемого; связь несогласованного приложения и определяемого слова).
  • Построение предложения с однородными членами.
  • Построение предложения с причастным оборотом.
  • Построение предложения с деепричастным оборотом.
  • Построение сложного предложения.
  • Построение предложения с прямой и косвенной речью.

План выполнения задания № 8:

  1. При выполнении этого задания вы должны применить известные вам правила и нормы на практике. Прочитайте первую колонку, в которой перечислены пять типов грамматических ошибок. На каждый тип ошибки вспомните правильные и ошибочные примеры.
  2. Найдите грамматическую(-ие) основу(-ы) каждого предложения второй колонки и определите его тип: простое неосложнённое, простое осложнённое, сложное. Этот шаг поможет вам в дальнейшем сориентироваться при определении типа ошибки. Нелишним будет также и нахождение второстепенных членов предложения (часто ошибки связаны именно с ними).
  3. Исключите из примеров второй колонки предложения без ошибок.
  4. Затем проанализируйте каждое из оставшихся предложений, вспомните нормы построения данного вида предложения, найдите ошибку и установите её тип.
  5. Если вы установили соответствие, запишите в таблицу номер предложения под соответствующей буквой (А, Б, В, Г, Д), а затем переходите к анализу следующего предложения. Последовательность цифр в ответах задания 8 имеет значение!

Еще несколько вариантов задания для тренировки

8 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЕГЭ по русскому языку. Задание 8


ЕГЭ по русскому языку. Задание 8


ЕГЭ по русскому языку. Задание 8

Посмотреть правильные ОТВЕТЫ

  1. ОТВЕТ: 71239.
  2. ОТВЕТ: 13847.
  3. ОТВЕТ: 49271.

Анализ задания экзаменационной работы по русскому языку в 11 классе. ЕГЭ Русский язык. Материалы для подготовки. Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».


Просмотров:
20 451

Особенности подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку заключаются не только в том, чтобы правильно обучить ребенка, но и в том, чтобы задать направление для корректировки собственных ошибок. Одной из важнейших частей подготовки является наша проверка работ обучающихся на ЕГЭ и ОГЭ. Я имею в виду не тестовую часть, которую ученики могут даже решить в интернете, сверив с ответами, а написание изложения и сочинения, потому что здесь без нашей помощи не обойтись.

Будучи экспертом по проверке, я столкнулась с проблемой: у большинства экспертов при проверке расходятся мнения. Однако речь не идет о содержании, где каждый из нас может трактовать его по-своему и не соглашаться друг с другом. Речь идет о таких значимых вещах, как речь и грамматика, а ведь это немаловажно. В зависимости от вида ошибки ребята могут потерять или приобрести разное количество баллов. Чтобы научить ребенка, нам самим необходимо грамотно разграничивать грамматические и речевые ошибки, ведь иначе ученик не сможет понять, над чем ему работать.

В 11 классе нам приходят на помощь задания из ЕГЭ, которые учат распознавать лексические, морфологические и синтаксические ошибки. И получается, что, обучая детей поиску и редактированию ошибок, порой мы сами редактируем сочинения не совсем верно.

Поэтому сегодня на мастер-классе я предлагаю освежить в памяти типы ошибок, опираясь на знания ЕГЭ, а также немного поредактировать.

Речевые ошибки.

Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.

Пушкин попросил царя, чтобы его возобновили в старом чине.

Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.

У меня сегодня праздное настроение.

Когда мальчики пришли к реке, мальчикам захотелось искупаться.

Первый выпуск журнала был встречен с большой заинтересованностью.

В селе Новоселки возвели новый коровник и воздвигли баню.

Командировочному долго пришлось ждать оформления документов.

Ребенок родился в марте месяце.

Грамматические ошибки.

Те, кто имели малейшую возможность, уехали из города.

Нужно уметь сдерживать и управлять своими эмоциями.

С подобными ситуациями мы сталкиваемся все более чаще.

После уезда за границу герой начинает тосковать по родине.

Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.

Разграничьте типы ошибок.

  1. Чем мы будем строже к своим детям, тем больше толку из них выйдет.
  2. Прочитав текст Кузнецова, у меня возникло чувство жалости к герою.
  3. На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей, забавных инцидентов.
  4. Незнание иностранных языков было его Ахиллесовой пятой.
  5. Ребята пели песню о природе.
  6. В спорте большое значение играет упорная тренировка и выдержка.
  7. Ураган, вопреки опасений, не нанес серьезного ущерба.
  8. Алексей Степанович по окончанию училища пошел работать на завод.
  9. Нам нельзя отступать назад.
  10.  Большинство работ посвящены изучению прикладной механике.

Найдите в сочинении грамматические и речевые ошибки.

Стоит ли держать книги в идеальном состоянии или нет? Над этим вопросом задумывались многие. Д.Н. Мамин-Сибиряк поднимает проблему обращения с книгами современными детьми.

По мнению писателя современные дети недостаточно уважительно относятся к книгам: мнут их, трогают грязными руками, рисуют каракули на полях. По его мнению к книге надо относиться бережно и иметь «особенное уважение к ней как к предмету высшего духовного порядка».

Я не разделяю позицию автора. Для меня идеально чистая и ухоженная книга – просто стопка бумаги. Другое дело книги прорисованные. Немного потрепанные, с загнутыми углами страниц. Когда берешь такую книгу, сразу вспоминаешь, как с ней работал, загнутые углы помогают вернуться к интересным моментам, рисунки напоминают об эмоциях, испытанные во время прочтения.

Я как-то пришел к другу в гости, и у него на полке стояло несколько книг. Мой взгляд сразу упал на самую потрепанную книгу. Это оказалось его любимое произведение, которое он перечитывал не один раз. Он говорил, что в новой книге еще «нет души».

В заключение можно сделать вывод, что однозначного мнения по этому поводу нет. Как читать – это личное дело каждого.

Все дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память жива в сердцах и душах людей. Как можно забыть героический подвиг, совершенный нашими воинами.

Четыре военных года трагические и тяжелые. Но память человека со временем забывает, к тому же становится все меньше ветеранов, которые  прошли войну и о ней рассказали.

Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий снято фильмов и творений искусства.

Есть боль, не покидающая душу человека, потеряв много близких. Сохраним память к участникам Великой Отечественной войны.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Читайте также:

  • Автор может подчеркнуть основную мысль повторяя какое либо слово или фразу речевая ошибка
  • Автор использует художественные особенности какая ошибка
  • Автор использует аллитерацию чтобы увеличить впечатление читателя от стихотворения ошибка егэ
  • Автор затрагивает проблему речевая ошибка
  • Автопроверка текста на ошибки

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии