Автор сценария ошибка резидента

По чьей биографии был снят фильм, за что сидел Георгий Жжёнов и почему консультанты фильма боялись, что их засмеют

В основу фильма легла биография бывшего чекиста Владимира Петроченкова. Под псевдонимом «Владимир Востоков» он написал книгу воспоминаний о службе в органах госбезопасности, которую затем превратил в сценарий. Его соавтором стал Олег Шмелёв, он же — генерал-лейтенант спецслужб, руководитель контразведки Олег Грибанов. Со шпионской темой оба были знакомы не понаслышке…
Шпионский детектив «Ошибка резидента» вышел в 1968 году и стал первым из четырех фильмов о разведчике Михаиле Тульеве. Помимо работы над «резидентом», Востоков и Шмелёв совместно написали сценарий ещё к одному детективу про разведку — «Кольцо из Амстердама».

«Ошибка резидента», к/с им. М. Горького, 1968, реж. В. Дорман

Снять фильм о шпионах взялся режиссёр Вениамин Дорман. Когда началась работа над «Ошибкой резидента», он был известен как комедиограф — снял спортивную комедию «Штрафной удар» и ленту про спекулянтов «Лёгкая жизнь». Последняя комедия «Приезжайте на Байкал» успеха не имела, поэтому Дорман задумался о смене жанра. А после «Ошибки резидента» полностью переквалифицировался в режиссёра детективов.

На роль резидента западной разведки Михаила Тульева был приглашён Георгий Жжёнов. К началу съёмок актёр отбыл два срока в тюрьме по ложному обвинению в шпионаже — во время съёмок в картине «Комсомольск» познакомился в поезде с американцем. Посадили его по доносу коллеги, который сообщил о мнимой дружбе Жжёнова с агентами ЦРУ.
В сталинских лагерях прошли 17 лет жизни будущего народного артиста СССР. Отбывал срок актёр на Колыме, работал и водителем машины, и на рудниках, и на каменотёсах. В заключении стал актёром Магаданского музыкально-драматического театра, позже вместе с Иннокентием Смоктуновским работал в Норильском Заполярном театре драмы.
Георгий Жжёнов знал, кто на него донёс, но никогда не называл его фамилию. Когда за роль в «Ошибке резидента» актёру вручали премию КГБ, он сдержанно сказал: «Если снова меня посадите, теперь надеюсь на тёплую камеру…»

Сотрудника КГБ Павла Синицина, работающего под видом уголовника Бекаса, сыграл бард и диссидент Михаил Ножкин — как раз тогда его уволили из Москонцерта за недостаточно патриотичный репертуар. В фильме прозвучали его песни — «Образованные просто одолели» и «А на кладбище так спокойненько».

«Ошибка резидента», к/с им. М. Горького, 1968, реж. В. Дорман

Фильм «Ошибка резидента» был учебным пособием при подготовке кадров для КГБ. Сотрудники госбезопасности были и консультантами фильма — они открывали доступ ко многим объектам, где работала съёмочная группа. Съёмки проходили в режиме повышенной секретности, так как вызывали большой интерес зарубежных разведок. Во время работы случился инцидент, который мог лишить зрителей фильма — водитель арендованной машины привлёк к себе внимание тем, что постоянно что-то записывал. Его пригласили сначала в Первый отдел Госкино, а затем и на Лубянку, где выяснилось, что он — сотрудник британской разведки.

Полиграф, на котором тестировали Бекаса, был самым настоящим детектором лжи. Консультанты увидели подготовленный для съёмок муляж, сказали, что их засмеют, если такое увидят, и предоставили свою технику.

Путь домой. С чего началась и чем кончилась «Ошибка резидента»?

3 года назад · 3843 просмотров

Шпионская повесть Владимира Востокова и Олега Шмелёва «Ошибка резидента», вышедшая в 1966 году, была невероятно популярной не только у читателей, но и у самих «органов». Тем более, что её авторы знали всю разведывательную «кухню» изнутри: Владимир Востоков (настоящая фамилия Петроченков) был чекистом, а псевдоним Олег Шмелёв взял себе генерал-лейтенант КГБ Олег Николаевич Грибанов.

Путь домой. С чего началась и чем кончилась "Ошибка резидента"?

В 1968 году власти отмечали очередной юбилей одной из самых страшных и неоднозначных органов ЧК — КГБ (в том числе все её промежуточные названия). В период противостояния с Западом тема разведки и разведчиков была самой, что ни на есть благодатной. Поэтому Востокову и Шмелёву пришлось срочно сесть за сценарий, историю о графе Тульеве решили экранизировать на киностудии имени Горького.

Путь домой. С чего началась и чем кончилась "Ошибка резидента"?

Источник:

За постановку фильма взялся замечательный режиссёр Вениамин Дорман. Долгое время ему не везло. Его первые картины, а начинал он свой творческий путь в качестве режиссёра комедийных фильмов, успеха у зрителей не имели. А критики так вовсе не жаловали. Особенно разметали в пух и прах его последний фильм «Лёгкая жизнь» (1964). Не спасли положение даже кумиры отечественного кино, задействованные в нём: Вера Морецкая, Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Юрий Яковлев, Всеволод Сафонов, Надежда Румянцева и другие.

Расстроенный Вениамин Дорман решил комедий больше не снимать, Решение сменить жанр было не просто правильным, а судьбоносным. После тетралогии о Резиденте он снимет ещё немало интереснейших фильмов, которые полюбят зрители: «Пропавшая экспедиция» (1975), «Золотая речка» (1976), «Похищение «Савойи» (1979), «Ночное происшествие» (1980), «Талисман» (1987), «Разорванный круг» (1987) и другие. Но это будет потом…

Путь домой. С чего началась и чем кончилась "Ошибка резидента"?

Источник:

Но вернёмся к резиденту. Вениамин Дорман был впечатлён подлинной историей графа Тульева. Сын белого эмигранта Михаила Тульева был заброшен на историческую родину в качестве резидента под фамилией Зароков. Сотрудники КГБ раскрыли его и перевербовали.

В роли Тульева-Зарокова Вениамин Дорман видел только Георгия Жжёнова, которого открыл для себя в комедии Рязанова «Берегись автомобиля» (1966).

Путь домой. С чего началась и чем кончилась "Ошибка резидента"?

Источник:

Страшные моменты пришлось пережить актёру, недавно вышедшему на свободу, когда снимали эпизоды в камере «Матросской тишины». Так удачно начавшаяся карьера Георгия Жжёнова в конце 30-х была сломана одним ложным доносом, после чего он просидел в Сталинских лагерях долгие годы. В конце 1955 года был полностью реабилитирован. Вернулся в Ленинград и служил на сценах ленинградских театров вплоть до переезда в Москву в 1968 году.

Путь домой. С чего началась и чем кончилась "Ошибка резидента"?

Источник:

Съёмки как раз начались в 1968 году. А вот для молодого артиста Москонцерта и барда Михаила Ножкина шпионский фильм «Ошибка резидента» стал не только удачным дебютом, но и счастливым билетом в большое кино. Обаятельный вор Бекас (который на самом деле был сотрудником КГБ Павлом Синицыным) влюбил в себя всю страну, когда душевно пел под гитару песню «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок…» другого барда, поэта и драматурга Евгения Аграновича.

Путь домой. С чего началась и чем кончилась "Ошибка резидента"?

Источник:

Тема заключения и побега из лагерей затронута в фильме, когда Бекас напевает блатную песню «По тундре, по железной дороге» (другое название «Поезд «Воркута-Ленинград»). Удивительно, но КГБ и цензура пропустили этот эпизод.

Путь домой. С чего началась и чем кончилась "Ошибка резидента"?

Источник:

В картину попали песни сочинения самого Михаила Ножкина «Образованные просто одолели» и «А на кладбище так спокойненько». После «Ошибки резидента» на Михаила Ножкина буквально обрушится слава. В его кинокарьере будут фильмы «Каждый вечер в одиннадцать» (1969), «У озера» (1969), «Земля, до востребования» (1972), «Надежда» (1973), «Хождение по мукам» (1977), «Юность Петра» (1980), «В начале славных дел» (1980), «Вариант «Зомби» (1985), «Одиночное плавание» (1985), сделавшие его настоящим кумиром отечественного кино.

Элеоноре Шашковой повезло дважды. Ей посчастливилось играть преданных жён настоящих разведчиков и настоящих мужчин. В 1973 году она сыграет жену Исаева-Штирлица в многосерийном фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».

Молодая актриса Вахтанговского театра в кино попала ещё в годы учёбы в Щукинском театральном училище. Но это были небольшие эпизоды. Большой удачей актриса считает своё приглашение Вениамина Дормана в фильм «Ошибка резидента». Но возлюбленную, а потом и жену резидента Зарокова-Тульева она могла и не сыграть. На пробах актриса всё время нервничала, форсировала голос, срываясь на крик, и была настолько взволнована, что пришлось остановить съёмку.

Путь домой. С чего началась и чем кончилась "Ошибка резидента"?

Источник:

Своим появлением в картине Шашкова обязана Георгию Жжёнову. Тот пригласил актрису в кафе, разговорился, она понравилась ему и между делам он спросил: «Чего ты так орёшь? Разговаривай спокойно, как сейчас со мной».

А потом пригрозил Дорману, собиравшемуся подыскивать замену, что уйдёт из картины, если не будет играть Шашкова. На съёмках актриса запорола не один дубль, когда вместо «Зароков», волновалась и кричала «Жжёнов!» под всеобщий гомерический хохот съёмочной группы.

Путь домой. С чего началась и чем кончилась "Ошибка резидента"?

Источник:

Впоследствии Элеонора Шашкова сыграла не одну роль в кино, но в памяти зрителей так и осталась женой Штирлица, да Зарокова (для тех, кто помнит и любит фильм «Ошибка резидента»).

Чекисты всегда придирчиво смотрели подобные фильмы, выискивая любую крамолу. Но фильм Дормана «Ошибка резидента» в силовых органах был принят одобрительно, (помогли крепкие связи авторов сценария с разведчиками КГБ). И фильм вышел на экраны. Это же предопределило и съёмки продолжения истории о Резиденте, которое сам Дорман не очень стремился создавать.

Путь домой. С чего началась и чем кончилась "Ошибка резидента"?

Источник:

Однако и огромный зрительский успех у картины о двойном агенте, действовавшим под оперативным псевдонимом «Надежда», которого успешного раскрыл и перевербовал КГБ, повлиял на дальнейшее развитие шпионских игр с участием Резидента. Картина стала лидером проката 1969 года и собрала в кинотеатрах более 35 миллионов зрителей. Поэтому в разные годы вышли ещё три двухсерийных фильма: «Судьба резидента» (1970), «Возвращение резидента» (1982) и «Конец операции «Резидент» (1986), которые снял тот же режиссёр Вениамин Дорман.

Как это часто случается, повторить успех первого фильма «Ошибка резидента» продолжения не смогли, их зрительский рейтинг поскромнее. Однако вся тетралогия о Резиденте до сих вызывает большой интерес у зрителей старшего поколения.

Путь домой. С чего началась и чем кончилась "Ошибка резидента"?

Источник:

Интересно, что в фильме «Ошибка резидента» нет закадровой музыки, нет никакой увертюры. А начальные титры идут на фоне шума вокзала, где Бекас «случайно» встречается с резидентом иностранной разведки Тульевым. В последующих продолжениях звучит гениальная музыка Микаэла Таривердиева.

Путь домой. С чего началась и чем кончилась "Ошибка резидента"?

Источник:

Уже нет СССР, и КГБ. Но суть, ёмко выраженная героем Леонида Броневого шефом иностранной разведки Штаубе в последнем фильме «Конец операции «Резидент», не изменилась: «Системы противоборствуют… Системы!». И может советские шпионские фильмы кажутся немного наивными. Но в них всегда было стремление к правде, к победе над злом, они были интеллектуальными, и всегда оставляли зрителю «информацию к размышлению».

Путь домой. С чего началась и чем кончилась "Ошибка резидента"?

Источник:

А главное, Михаил Тульев обрёл себя, он вернулся на Родину. И понял, почему его отец так мечтал посидеть у реки с удочкой. И никакие бывшие гестаповцы и полицаи, ни официальные лица разведки, никакие Стивенсоны и Брокманы не сломили и не ожесточили его. Ведь самое главное для человека в любые времена — его родная земля и служение своему Отчеству. А за роль Тульева в фильме «Ошибка резидента» Георгий Жжёнов был удостоен премии КГБ СССР.

Источник:

«Ошибка резидента»
Постер фильма
Жанр

детективный фильм

Режиссёр

Вениамин Дорман

Автор
сценария

Олег Шмелёв[1]
Владимир Востоков

В главных
ролях

Георгий Жжёнов
Олег Жаков

Оператор

Михаил Гойхберг

Композитор

Микаэл Таривердиев

Кинокомпания

Киностудия им. М. Горького

Длительность

142 мин.

Страна

Flag of the Soviet Union.svg СССР

Язык

русский

Год

1968

IMDb

ID 0314471

Просмотр онлайн  


Только на территории России:

  • Смотреть на TVzavr

«Оши́бка резиде́нта» — советский двухсерийный художественный фильм, поставленный на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького в 1968 году режиссёром Вениамином Дорманом.

Первый фильм тетралогии о профессиональном разведчике Михаиле Тульеве. Первая часть фильма называется «По старой легенде», вторая — «Возвращение Бекаса».

Сюжет

Психологический детектив, рассказывающий о судьбе опытного разведчика Тульева, сына русского эмигранта. Действие происходит в первой половине 1960-х годов[2]. Тульев прибыл в СССР по старой легенде, заготовленной ещё гитлеровской разведкой, чтобы прочно осесть на месте, активизировать старых агентов и завербовать новых. На след резидента под псевдонимом «Надежда», благодаря странному анонимному письму из-за границы, выходит служба контрразведки КГБ СССР. Выполняя свое задание, Тульев не подозревает, что появившийся в поле его зрения ловкий и разбитной уголовник Бекас на самом деле — контрразведчик Павел Синицын, который будет контролировать каждый шаг резидента и сыграет важную роль в его судьбе.

Отец Тульева, русский граф, тоже разведчик, остро переживает разлуку с родиной.

Тульев, он же «Надежда», под именем Михаила Зарокова поселяется у законсервированного со времен войны германского агента Дембовича и устраивается на работу водителем такси. Он знакомится с диспетчером автопарка Марией и у них начинается серьёзный роман.

Тульев видит в городе Бекаса (они уже случайно встречались и Тульев знает, что Бекас — профессиональный вор) и поручает Дембовичу завербовать его. Сам Тульев уклоняется от встреч с Бекасом. Бекас начинает выполнять инструкции Тульева, получая их через Дембовича.

Первая же разведывательная операция, которую организовывает Тульев, проходит под контролем КГБ. На Запад уходят те сведения, которые подготовила советская контрразведка. Во время переброски материалов через морскую границу СССР за кордон забирают и Синицына.

Дембович, с момента появления резидента находящийся в депрессии, кончает жизнь самоубийством. Перед смертью он отправляет в КГБ покаянное письмо. Тульев вынужден скрыться. Ему удается уйти от слежки и замести следы.

В западном разведцентре Синицыну-Бекасу устраивают изощренную проверку. Убедившись, что перед ними действительно беглый вор-рецидивист, хозяева Тульева определяют Бекаса в разведшколу и через год перебрасывают назад в СССР. Он поступает в распоряжение некоего Станислава Курнакова. Курнаков — это и есть Тульев, сменивший легенду, город, профессию и внешность. Кроме инструкций и оборудования, Бекас передает Тульеву известие о смерти отца. Тульев и Синицын сближаются, у них возникает взаимная симпатия.

Синицыну удается найти тайник, в котором Тульев хранит шифровальные таблицы. Генерал Сергеев принимает решение скрытно арестовать Тульева-Курнакова. Задержание проходит в безлюдном месте, быстро и тихо, и теперь главное — чтобы о провале «Надежды» не узнали на Западе. Держать связь от имени резидента поручают Синицыну.

Государство, на которое работает Тульев, впрямую не названо, но все иностранцы, связанные с западным разведцентром, разговаривают на немецком языке; . Шифровки для «Надежды» диктор читает по радио[3] также по-немецки. Судно, с которого Бекаса переправляют в СССР, несет флаг ФРГ, называется «Ганновер» и приписано к Кёльну.

Альтернативный плакат

В ролях

  • Георгий Жжёнов — резидент западной разведки в СССР граф Михаил Александрович Тульев, псевдоним «Надежда»
  • Михаил Ножкин — офицер контрразведки КГБ СССР Павел Синицын, по легенде — беглый вор-рецидивист Матвеев по кличке Бекас
  • Олег Жаков — военный преступник Ян Евгеньевич Дембович
  • Ефим Копелян — генерал службы контрразведки КГБ СССР Андрей Михайлович Сергеев
  • Николай Прокопович — полковник службы контрразведки КГБ СССР Владимир Гаврилович Марков
  • Элла Шашкова — диспетчер таксопарка Мария Николаевна
  • Владимир Гусев — Алексей Кустов, офицер контрразведки КГБ СССР
  • Ирина Мирошниченко — Рита, лейтенант контрразведки КГБ СССР
  • Вадим Захарченко — киномеханик Лазарев, он же — военный преступник Леонид Круг
  • Николай Граббе — Виктор Круг, брат Леонида, сотрудник западного разведцентра
  • Эрвин Кнаусмюллер — Себастьян
  • Николай Бриллинг — Александер
  • Николай Бубнов — граф Тульев, отец Михаила Тульева
  • Юрий Волынцев — шофёр такси
  • Анастасия Георгиевская — соседка Бекаса и Тульева по купе
  • Александр Гречаный — Виктор Терентьев, бывший пособник гестапо
  • Владимир Гуляев — «таксист» в Ленинграде — сотрудник КГБ
  • Марина Гуткович — горничная в здании разведцентра
  • Эрнст Зорин — Алик Ступин
  • В. Крупицкий — эпизод
  • Георгий Оболенский — Михаил Зароков, под именем которого заброшен Тульев
  • Владимир Пицек — Дмитрий, сосед Синицына и Тульева по купе
  • Глеб Плаксин — шеф западного разведцентра
  • Ростислав Плятт — валютчик, агент западной разведки Николай Николаевич Казин
  • А. Помян — эпизод
  • Иван Савкин — старший лейтенант в ЛОВД на транспорте
  • Николай Смирнов — дядя Лёша, однорукий работник таксопарка
  • Николай Сморчков — массовик в санатории, куда приехали Бекас и Круг
  • Манефа Соболевская — Елена Андреевна, домохозяйка Тульева
  • Георгий Тусузов — старичок на бегах
  • Софья Фадеева — Анна Николаевна, мать Павла Синицына
  • Борис Юрченко — Зудов-«Боцман»
  • Геннадий Юхтин — участковый лейтенант Егоров
  • Вера Петрова — эпизод (в титрах не указана)
  • Николай Скоробогатов — судья (в титрах не указан)

Съёмочная группа

  • Авторы сценария:
    Олег Шмелёв[1], Владимир Востоков
  • Постановка — Вениамина Дормана
  • Главный оператор — Михаил Гойхберг
  • Режиссёр — Клеопатра Альперова
  • Художник-постановщик — Людмила Безсмертнова
  • Звукооператор — Юрий Закржевский
  • Композитор — Микаэл Таривердиев
  • Монтаж — В. Погребинской
  • Редактор — В. Эк
  • Оператор — Б. Нагорный
  • Художники:
    по костюму — Е. Александрова
    по гриму — Софья Филёнова
  • Ассистенты:
    режиссёра — Е. Титова, В. Макаров
    оператора — Л. Голубин, И. Кобелев
  • Бригадир светотехников — Ю. Кириллов
  • Комбинированные съёмки:
    Оператор — К. Алексеев
    Художник — В. Васильев
  • Консультант — А. Горбатенко
  • Текст песен — Евгения Аграновича, Михаила Ножкина
  • Государственный симфонический оркестр кинематографии СССР (в титрах не указан)
    Дирижёр — Давид Штильман? (в титрах не указан)
  • Директор фильма — А. Кушлянский

Песни

  • В фильме звучит знаменитая песня кинодраматурга, сценариста, поэта, барда и художника Евгения Аграновича «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок…» в исполнении Михаила Ножкина.

Я в весеннем лесу пил берёзовый сок,
С ненаглядной певуньей в стогу ночевал,
Что любил — потерял, что имел — не сберёг.
Был я смел и удачлив, но счастья не знал.

И носило меня, как осенний листок.
Я менял города, я менял имена.
Надышался я пылью заморских дорог,
Где не пахли цветы, не блестела луна.

И окурки я за борт швырял в океан,
Проклинал красоту островов и морей,
И бразильских болот малярийный туман,
И вино кабаков, и тоску лагерей.

Зачеркнуть бы всю жизнь да с начала начать,
Полететь к ненаглядной певунье своей.
Да вот только узнает ли родина-мать
Одного из пропащих своих сыновей?

  • Компания молодежи на улице поет песню Б. Потемкина «Наш сосед».[4]
  • В эпизоде на курорте отдыхающие поют под гитару песню Михаила Ножкина «Образованные просто одолели»[5]
  • Бекас на квартире у пассии Дембовича поет песню М. Ножкина «А на кладбище так спокойненько»[6] и цитирует блатную песню «По тундре, по железной дороге»[7].

Интересные факты

Аноним сообщает место высадки «Надежды» в СССР — 40° 53′ с. ш., 47° 58′ в. д. Эта точка находится в двух километрах от селения Хезре Кусарского района Азербайджана.

Примечания

  1. 1 2 «Олег Шмелёв» — псевдоним генерал-лейтенанта О. М. Грибанова — бывшего начальника второго (контрразведывательного) главного управления КГБ
  2. В фильме упоминается, как относительно свежая новость, процесс над пособниками оккупантов в Краснодаре в 1963 г. См. Гинзбург Л. В. Бездна. — М.: Советский писатель, 1967
  3. См. Номерные радиостанции.
  4. A-PESNI. НАШ СОСЕД
  5. Советская музыка. Образованные просто одолели.
  6. Тексты стихов и песен Михаила НОЖКИНА
  7. Варианты текста песни «Это было весною, зеленеющим маем…»

Ссылки

  • «Ошибка резидента» (рус.) Онлайн энциклопедия Кирилла и Мефодия
  • «Ошибка резидента» (рус.) Энциклопедия отечественного кино
  • «Ошибка резидента» (рус.) Портал «Кино России»
  • «Ошибка резидента»  (англ.) на сайте Internet Movie Database
Фильмы о «Резиденте»
Ошибка резидента (1968) | Судьба резидента (1970) | Возвращение резидента (1982) | Конец операции «Резидент» (1986)
 Просмотр этого шаблона Фильмы Вениамина Дормана

Девичья весна (1960) • Весёлые истории (1962) • Штрафной удар (1963) • Лёгкая жизнь (1964) • Приезжайте на Байкал (1965) • Ошибка резидента (1968) • Судьба резидента (1970) • Земля, до востребования (1973) • Пропавшая экспедиция (1975) • Золотая речка (1976) • Исчезновение (1978) • Циркачонок (1979) • Похищение «Савойи» (1979) • Ночное происшествие (1980) • Возвращение резидента (1982) • Талисман (1983) • Медный ангел (1984) • Конец операции «Резидент» (1986) • Разорванный круг (1987)

«Ошибка резидента»
Файл:Ошибка резидента (плакат).jpg
Жанр психологический детектив
драма
Режиссёр Вениамин Дорман
Автор
сценария
Олег Шмелёв[1]
Владимир Востоков
В главных
ролях
Георгий Жжёнов
Михаил Ножкин
Олег Жаков
Оператор Михаил Гойхберг
Длительность 142 мин.
Страна  СССР

«Оши́бка резиде́нта» — советский двухсерийный художественный фильм, поставленный на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького в 1968 году режиссёром Вениамином Дорманом.

Первый фильм тетралогии о профессиональном разведчике Михаиле Тульеве. Первая часть фильма называется «По старой легенде», вторая — «Возвращение Бекаса».

Сюжет

Психологический детектив, рассказывающий о судьбе профессионального разведчика Михаила Тульева, сына русского эмигранта. Действие происходит в первой половине 1960-х годов[2]. Тульев прибыл в СССР по старой легенде, заготовленной ещё гитлеровской разведкой, чтобы прочно осесть на месте, активизировать старых агентов и завербовать новых. На след резидента под псевдонимом «Надежда» благодаря странному анонимному письму из-за границы выходит служба контрразведки КГБ СССР. Тульев не подозревает, что появившийся в поле его зрения обаятельный уголовник Бекас (они якобы случайно едут в одном купе, где Бекас крадёт чемодан у пожилой супружеской пары) на самом деле — контрразведчик Павел Синицын, который будет контролировать каждый шаг резидента и сыграет важную роль в его судьбе.

Отец Тульева, русский граф, тоже разведчик, остро переживает разлуку с родиной.

Тульев под именем Михаила Зарокова поселяется у законсервированного со времён войны германского агента Дембовича и устраивается на работу водителем такси. Он знакомится с диспетчером автопарка Марией и у них начинается серьёзный роман.

В городе Зароков случайно (как он думает) встречает Бекаса — подвозит его на такси. Будучи уверенным, что Бекас — профессиональный вор, Зароков поручает Дембовичу завербовать его. «Будят» и другого законсервированного агента, бывшего бандеровца Леонида Круга.

К Зарокову приходит участковый милиционер с радостной новостью — в Ленинграде нашлась младшая сестра Зарокова, потерявшаяся во время войны. Избежать провала Тульев может только одним способом: сестра должна исчезнуть. Дембович посылает к ней убийцу, которого в Ленинграде сразу же задерживают, а Зарокову официально сообщают о гибели сестры.

Первая же разведывательная операция, которую организовывает Тульев, проходит под контролем КГБ: на Запад уходит дезинформация. Когда Бекас и Круг пытаются передать материалы через морскую границу СССР, происходит стычка с пограничниками. Бекас и Круг уже не могут безопасно вернуться на советский берег, их обоих принимают на иностранный корабль и увозят за кордон.

Дембович с момента появления резидента находится в депрессии. В конце концов он отправляет в КГБ покаянное письмо и кончает жизнь самоубийством. Тульев вынужден скрыться. Ему удаётся уйти от слежки и замести следы.

Мария ждёт ребёнка от Тульева. Тот перед исчезновением успевает оставить ей солидную пачку денег.

В западном разведцентре Синицыну-«Бекасу» устраивают изощрённую проверку. Убеждённые, что перед ними действительно беглый вор-рецидивист, хозяева Тульева определяют Бекаса в разведшколу и через год перебрасывают назад в СССР. Он поступает в распоряжение некоего Станислава Курнакова. Курнаков — это и есть Тульев, сменивший легенду, место жительства и профессию. Кроме инструкций и оборудования, Бекас передаёт Тульеву известие о смерти отца. Тульев и Синицын сближаются, у них возникает взаимная симпатия.

Синицыну удаётся найти тайник, в котором Тульев хранит шифровальные таблицы. Генерал Сергеев принимает решение скрытно арестовать Тульева-Курнакова. Задержание проходит в безлюдном месте, быстро и тихо, и теперь главное — чтобы о провале «Надежды» не узнали на Западе. Держать связь от имени резидента поручают Синицыну.

В ролях

Актёр Роль
Георгий Жжёнов резидент западной разведки, псевдоним «Надежда» Михаил Александрович Тульев-Зароков, он же Станислав Курнаков
Михаил Ножкин сотрудник КГБ Павел Синицын, он же Бекас
Олег Жаков Ян Евгеньевич Дембович
Ефим Копелян генерал КГБ Андрей Михайлович Сергеев
Николай Прокопович полковник КГБ Владимир Гаврилович Марков
Элла Шашкова диспетчер таксопарка Мария Николаевна
Владимир Гусев сотрудник КГБ Алексей Кустов
Ирина Мирошниченко лейтенант КГБ Рита
Вадим Захарченко Лазарев — Леонид Круг
Николай Граббе брат Леонида, сотрудник западного разведцентра Виктор Круг
Эрвин Кнаусмюллер сотрудник западного разведцентра Себастьян
Николай Бриллинг сотрудник западного разведцентра Александер
Николай Бубнов отец Михаила Тульева граф Александр Николаевич Тульев
Юрий Волынцев шофёр такси Слива
Анастасия Георгиевская пассажирка в поезде
Александр Гречаный бывший пособник оккупантов Василий Терентьев
Владимир Гуляев сотрудник КГБ
Марина Гуткович горничная Эльза в здании разведцентра
Эрнст Зорин Алик Ступин
Георгий Оболенский настоящий Михаил Зароков
Владимир Пицек пассажир в поезде Дмитрий
Глеб Плаксин шеф западного разведцентра
Ростислав Плятт валютчик, агент западной разведки Николай Николаевич Казин
Иван Савкин сотрудник ЛОВД на транспорте капитан милиции
Николай Смирнов работник таксопарка дядя Лёша
Николай Сморчков массовик в санатории
Манефа Соболевская домохозяйка Курнакова Елена Андреевна
Георгий Тусузов старичок на бегах
Софья Фадеева мать Павла Анна Николаевна
Борис Юрченко бывший уголовник «Боцман»
Геннадий Юхтин участковый уполномоченный, лейтенант Егоров
Вера Петрова эпизод (в титрах не указана)
Николай Скоробогатов судья (в титрах не указан)
В. Крупицкий эпизод
А. Помян эпизод

Съёмочная группа

  • Авторы сценария:
    Олег Шмелёв[1], Владимир Востоков
  • Постановка — Вениамина Дормана
  • Главный оператор — Михаил Гойхберг
  • Режиссёр — Клеопатра Альперова
  • Художник-постановщик — Людмила Безсмертнова
  • Звукооператор — Юрий Закржевский

Музыка и песни

  • В фильме нет увертюры и вообще закадровой музыки. Начальные титры идут на фоне обычного шума вокзала, где Бекас «случайно» встречается с Тульевым.
  • Бекас, прогуливаясь у дома Курнакова, поёт песню кинодраматурга, сценариста, поэта, барда и художника Евгения Аграновича «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок…».
  • Компания молодёжи на улице поёт песню Бориса Потёмкина «Наш сосед».[3]
  • В эпизоде на курорте отдыхающие поют под гитару песню Михаила Ножкина «Образованные просто одолели»[4].
  • Бекас на квартире у пассии Дембовича поёт песню М. Ножкина «А на кладбище так спокойненько»[5] и цитирует блатную песню «По тундре, по железной дороге»[6].
  • Также Бекас цитирует строчки из студенческой песни: «Ты уедешь к северным оленям…»[7].
  • Во время приёма радиограмм в этом и следующем фильме сначала звучит широко известная песня 1963 г. 恋のバカンス («Каникулы любви») японского поп-дуэта ザ・ピーナッツ (The Peanuts).

Критика

Кинокритик Ирина Кокорева хвалила авторов фильма за то, что они пошли по «пути наблюдения за человеческими характерами», «создавая разветвлённый и запутанный детективный сюжет, изображая самые хитроумные и умелые действия врага, расследуя причины его краха»[8].

Киновед Константин Щербаков отмечал, что «персонажи и ситуации „Ошибки резидента“, в общем, достойно выдерживают нелёгкое испытание достоверностью, неопровержимо доказывая, что психологические возможности детектива значительно шире, чем это порой принято считать»[9].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Олег Шмелёв — псевдоним генерал-лейтенанта О. М. Грибанова, бывшего начальника второго (контрразведывательного) главного управления КГБ
  2. В фильме упоминаются, как относительно свежие новости, процесс над пособниками оккупантов в Краснодаре в 1963 году (см. Гинзбург Л. В. Бездна. — М.: Советский писатель, 1967), денежная реформа 1961 года и дело валютчиков (1961); в кадре появляется афиша фильма «Когда деревья были большими» 1961 года.
  3. A-PESNI. НАШ СОСЕД. Дата обращения: 4 ноября 2011. Архивировано 25 сентября 2012 года.
  4. Советская музыка. Образованные просто одолели.. Дата обращения: 29 октября 2011. Архивировано 9 августа 2014 года.
  5. Тексты стихов и песен Михаила НОЖКИНА
  6. Варианты текста песни «Это было весною, зеленеющим маем…». Дата обращения: 8 февраля 2012. Архивировано 22 февраля 2012 года.
  7. СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРОЩАЛЬНАЯ. Дата обращения: 6 августа 2015. Архивировано 29 января 2017 года.
  8. Кокорева, 1968, с. 8—9.
  9. Щербаков, 1968, с. 4.

Литература

  • Кокорева И. «Судьба резидента» // Спутник кинозрителя. — 1968. — № 11. — С. 8—9.
  • Щербаков К. «Про шпионов» всерьёз // Советский экран. — 1968. — № 23. — С. 3—4.

Ссылки

  • «Ошибка резидента» Онлайн энциклопедия Кирилла и Мефодия
  • «Ошибка резидента» (недоступная ссылка) Энциклопедия отечественного кино
  • «Ошибка резидента» (недоступная ссылка) Портал «Кино России»
  • «Ошибка резидента» (англ.) на сайте Internet Movie Database

Шаблон:Фильм
«Оши́бка резиде́нта» — советский двухсерийный художественный фильм, поставленный на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького в 1968 году режиссёром Вениамином Дорманом.

Первый фильм тетралогии о профессиональном разведчике Михаиле Тульеве. Первая часть фильма называется «По старой легенде», вторая — «Возвращение Бекаса».

Сюжет

Психологический детектив, рассказывающий о судьбе опытного разведчика Тульева, сына русского эмигранта. Действие происходит в первой половине 1960-х годов[1]. Тульев прибыл в СССР по старой легенде, заготовленной ещё гитлеровской разведкой, чтобы прочно осесть на месте, активизировать старых агентов и завербовать новых. На след резидента под псевдонимом «Надежда» благодаря странному анонимному письму из-за границы выходит служба контрразведки КГБ СССР. Выполняя своё задание, Тульев не подозревает, что появившийся в поле его зрения ловкий и разбитной уголовник Бекас на самом деле — контрразведчик Павел Синицын, который будет контролировать каждый шаг резидента и сыграет важную роль в его судьбе.

Отец Тульева, русский граф, тоже разведчик, остро переживает разлуку с родиной.

Тульев под именем Михаила Зарокова поселяется у законсервированного со времён войны германского агента Дембовича и устраивается на работу водителем такси. Он знакомится с диспетчером автопарка Марией и у них начинается серьёзный роман.

Тульев видит в городе Бекаса (они уже случайно встречались, и Тульев знает, что Бекас — профессиональный вор) и поручает Дембовичу завербовать его. Сам Тульев уклоняется от встреч с Бекасом. Бекас должен будет получать инструкции от Дембовича. «Будят» и другого законсервированного агента, бывшего бандеровца Леонида Круга.

К Зарокову приходит участковый милиционер с радостной новостью — в Ленинграде нашлась младшая сестра Зарокова, потерявшаяся во время войны. Избежать провала Тульев может только одним способом: сестра должна исчезнуть. Дембович посылает к ней убийцу, в Ленинграде его сразу же задерживают, а Зарокову официально сообщают о гибели сестры. У контрразведчиков не остается сомнений: Зароков не тот, за кого себя выдаёт.

Первая же разведывательная операция, которую организовывает Тульев, проходит под контролем КГБ. На Запад уходят те сведения, которые подготовила советская контрразведка. Во время переброски материалов через морскую границу СССР происходит стычка с пограничниками. Бекасу уже нельзя возвращаться на советский берег и его забирают за кордон.

Дембович с момента появления резидента находится в депрессии. В конце концов, он отправляет в КГБ покаянное письмо и кончает жизнь самоубийством. Тульев вынужден скрыться. Ему удаётся уйти от слежки и замести следы.

Мария ждёт ребёнка от Тульева. Тот перед исчезновением успевает оставить ей солидную пачку денег.

В западном разведцентре Синицыну-«Бекасу» устраивают изощрённую проверку. Убеждённые, что перед ними действительно беглый вор-рецидивист, хозяева Тульева определяют Бекаса в разведшколу и через год перебрасывают назад в СССР. Он поступает в распоряжение некоего Станислава Курнакова. Курнаков — это и есть Тульев, сменивший легенду, город, профессию и внешность. Кроме инструкций и оборудования, Бекас передаёт Тульеву известие о смерти отца. Тульев и Синицын сближаются, у них возникает взаимная симпатия.

Синицыну удаётся найти тайник, в котором Тульев хранит шифровальные таблицы. Генерал Сергеев принимает решение скрытно арестовать Тульева-Курнакова. Задержание проходит в безлюдном месте, быстро и тихо, и теперь главное — чтобы о провале «Надежды» не узнали на Западе. Держать связь от имени резидента поручают Синицыну.

Файл:Ошибка резидента фильм плакат.jpg

В ролях

Шаблон:ВРоляхВерх
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРоляхНиз

Съёмочная группа

  • Авторы сценария:
    Олег Шмелёв[2], Владимир Востоков
  • Постановка — Вениамина Дормана
  • Главный оператор — Михаил Гойхберг
  • Режиссёр — Клеопатра Альперова
  • Художник-постановщик — Людмила Безсмертнова
  • Звукооператор — Юрий Закржевский

Музыка и песни

  • В фильме нет увертюры и вообще закадровой музыки. Начальные титры идут на фоне обычного шума вокзала, где Бекас «случайно» встречается с Тульевым.
  • Бекас, прогуливаясь у дома Курнакова, поёт песню кинодраматурга, сценариста, поэта, барда и художника Евгения Аграновича «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок…».
  • Компания молодёжи на улице поёт песню Бориса Потёмкина «Наш сосед».[3]
  • В эпизоде на курорте отдыхающие поют под гитару песню Михаила Ножкина «Образованные просто одолели»[4].
  • Бекас на квартире у пассии Дембовича поёт песню М. Ножкина «А на кладбище так спокойненько»[5] и цитирует блатную песню «По тундре, по железной дороге»[6].
  • Также Бекас цитирует строчки из студенческой песни: «Ты уедешь к северным оленям…»[7].

Шаблон:Викицитатник

Примечания

  1. В фильме упоминаются, как относительно свежие новости, процесс над пособниками оккупантов в Краснодаре в 1963 году (см. Гинзбург Л. В. Бездна. — М.: Советский писатель, 1967), денежная реформа 1961 года и дело валютчиков (1961); в кадре появляется афиша фильма «Когда деревья были большими» 1961 года.
  2. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок shmel не указан текст
  3. A-PESNI. НАШ СОСЕД
  4. Советская музыка. Образованные просто одолели.
  5. Тексты стихов и песен Михаила НОЖКИНА
  6. Варианты текста песни «Это было весною, зеленеющим маем…»
  7. СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРОЩАЛЬНАЯ

Ссылки

  • «Ошибка резидента» Онлайн энциклопедия Кирилла и Мефодия
  • «Ошибка резидента»Шаблон:Недоступная ссылка Энциклопедия отечественного кино
  • «Ошибка резидента»Шаблон:Недоступная ссылка Портал «Кино России»
  • Шаблон:Imdb title

Шаблон:Фильмы о «Резиденте»
Шаблон:Фильмы Вениамина Дормана
Шаблон:ВС

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Читайте также:

  • Автор может подчеркнуть основную мысль повторяя какое либо слово или фразу речевая ошибка
  • Автор использует художественные особенности какая ошибка
  • Автор использует аллитерацию чтобы увеличить впечатление читателя от стихотворения ошибка егэ
  • Автор затрагивает проблему речевая ошибка
  • Автопроверка текста на ошибки

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии