Бред понятие отличие от ошибок суждения суеверий верований

Работа по теме: Обязательные вопросы!!!. Глава: Сущность понятия галлюцинации. Объективные признаки галлюцинаций.. ВУЗ: РНИМУ.

Вопросы, без знания каждого из которых
на экзамене по психиатрии медицинской
психологии ставится

  1. Сущность понятия галлюцинации. Объективные признаки галлюцинаций.

Галлюцинации относятся
в большей мере к расстройствам
представления, а не восприятий. Наиболее
приемлемое определение: галлюцинации-особые
патологические представления, которые
обладают такого рода свойствами, что
становятся неотличимыми от восприятия,
хотя таковыми не являются! Объективно
распознать появление галлюцинаций
очень сложно. Больные с вербальными
галлюцинациями к чему-то прислушиваются.
С кем-то шепчутся, переговариваются,
пробуют затыкать уши. При зрительных к
чему-то приглядываются, от кого-то
прячутся, по выкрикам в состоянии
возбуждения удается частично судить о
содержании оптических мнимовосприятий.
При обонятельных галлюцинациях пациенты
зажимают нос, пытаются проветрить
помещение.

  1. Значение
    императивных («приказные»)галлюцинаций
    и галлюцинаций устрашающего и осуждающего
    содержания
    . (?)

Особое
практическое значение императивные
галлюцинации, т.к. они социально наиболее
опасны. Веское основание для недобровольной
госпитализации. Это повелительные
приказы что-то делать или запреты на
действия. Распоряжения голосов больные
чаще относят на свой счёт. Голоса могут
требовать совершить поступки, прямо
противоречащие намерениям больного —
ударить или убить кого-то, оскорбить,
совершить кражу, осуществить попытку
самоубийства или членовредительства,
отказаться от приёма пищи, ходить без
всякой цели, переставлять предметы,
переезжать из одного места в другое.
Больные с такого рода болезненными
переживаниями могут быть очень опасны
как для себя, так и для окружающих, а
потому нуждаются в особом надзоре и
уходе. Непреодолимая императивность
галлюцинаций свидетельствует о близости
их к кататонии и явлениям психического
автоматизма. По мнению В. Милева (1979),
императивные распоряжения могут быть
отнесены к шизофреническим симптомам
первого ранга.

  1. Бред, Понятие. Отличие от ошибок суждения, суеверий, верований.

Под бредом
(бредовые идеи) понимают ложные, ошибочные
суждения и умозаключения, возникающие
на патологической основе, не поддающиеся
коррекции и глубоко овладевающие
сознанием и поведением. Болезненная
основа бреда-его обязательная и важнейшая
характеристика, т.к. бред всегда является
психическим расстройством.

Отличительные
особенности бреда: 1.часто отличается
особо абсурдным, нелепым содержанием.
Бредовые суждения больного настолько
не соответствуют реальной действительности,
что их явная ошибочность, болезненный
характер очевидны каждому здоровому
человеку и не вызывают сомнений; 2. Бреду
часто свойственна исключительная
стойкость ( длится годами); 3. Бред почти
всегда имеет прямое отношение к больному
(властелин мира, именно его преследуют,
его заразили смертельной болезнью);
4.для бредовых суждений типична особая
охваченность, эмоциональная насыщенность
переживаний. ! Бред доминирует в сознании,
в большей мере влияет на поведение
больного, чем любая самая правильная
мысль).

  1. Показатели тяжести и суицидального риска при депрессивных состояниях.

Показатели
суицидоопасности
:1)тревожная депрессия
(особенно в пожилом возрасте);2)ипохондрические
раптоидные состояния;
3) галлюцинаторно-параноидные состояния
с императивными галлюцинациями
суицидального содержания;

4) депрессивно-параноидные
состояния с переживанием вины или
«угрозы жизни»;

5) дисфорически
окрашенные депрессии;

6) депрессивные
состояния с неблагоприятной микросоциальной
ситуацией;

7) острые
депрессивные состояния, возникающие в
ответ на психотравмирующую ситуацию у
процессуальных больных в ремиссии;

8) реактивные
депрессии, включающие элементы
аффективно-шоковой реакции (сужение
созна-ния, катастрофизация масштабов,
значимости психической травмы).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

После рассмотрения синдрома Кандинского-Клерамбо самое время нес­колько слов уделить такому важному на сегодняшний день понятию, как этно-культуральный аспект бреда и отличие бреда от суеверий, с точки зрения этни­ческой культуры и социального развития общества. Как справедливо писал

В.Д. Менделевич в своей монографии «Психиатрическая пропедевтика», разли­чать суеверие и бред сегодня — очень сложная задача. Если два десятилетия назад убежденность человека, что он находится под воздействием энергетических вам­пиров, однозначно трактовалась как бредовая, то сегодня, с точки зрения автора пропедевтики — это скорее проявление бытующих в обществе взглядов на энерге­тический вампиризм. Вполне логично сравнить два схожих примера — суеверие о наведении порчи и бред колдовства, однотипный по содержанию с распростра­ненным в обществе суеверием. Вновь вернемся к примеру с бредом психического и физического воздействия.

Перед нами сидит пожилая женщина, которая трижды училась в известных акаде­миях народного целительства. Много лет она «владеет даром целителъства». Она выле­чила от неизлечимой стадии рака своего брата, который умер якобы через 11 лет после появления метастазов рака. Она много лет борется с энергетическим вампиром, кото­рым является целитель Долгирев, действующий на нее через астральное тело. Через это астральное тело он на расстоянии нескольких тысяч километров мучает ее сексуальны­ми домогательствами, имеет с нею астральные сексуальные контакты, вибрирует на ее теле, вызывает через нижнюю чакру сексуальное возбуждение и оргазм, закидывает в нее сомнабулические шарики, действует на горловую чакру, через которую в ее голову попадают с помощью телепатического воздействия его мысли и слова. Сейчас он, нап­ример, говорит, что она его предала. Через энергетическое биополе он вызывает вибра­цию груди и загрудинной области, деструкцию сознания и мозга, разрушение всех внут­ренних органов. Она не может без его команды сходить в туалет. Он разыгрывал перед нею Эмиля Багирова, мысленно приходил через астральное тело в ее мозг, но она его ра­зоблачила. Вампир вытягивает из нее всю энергию и к концу дня она истощается. Она сама обратилась к психиатрам с просьбой защитить ее от «психической атаки» экс­трасенса Долгирева.

Конечно, в этом примере современная парапсихологическая риторика и фра­зеология обильно «полита» психопатологическими феноменами, составляющи­ми синдром Кандинского-Клерамбо. Мы опознаем бред не потому, что большая часть этнической и культурной среды будет высказываться против этих феноме­нов. Как раз многие из современных парапсихологов, целителей, просто, мягко говоря, несколько оболваненных граждан подтвердят, что искренне верят и в чакры, и в энергетических вампиров, и в высасывание энергии, и в астральное тело. Более того, многие студенты, обучающиеся психологии в высшем учебном заведении, врачи будут выказывать сочувствие и жалеть нашу собеседницу. Мы четко опознаем в этом рассказе болезненные феномены. Почему? Она не просто убеждена в истинности и аподиктичности существования всех этих чудес. Она нас приглашает в свидетели: «Вот посмотрите, видите, как колеблется грудь, вот видите, как вибрирует живот», она кладет руки на голову и тут же транслирует нам свои ощущения и выводы: «Ага, вот сейчас он вытягивает из моей верхней чакры энергию, ага, вот он говорит, что я его предаю». Она сиюминутно обнару­живает свое пребывание в ином мире, в ином биоэнергетическом пространстве, она не только не сомневается, что этого не может быть, а приводит и демонстри­рует нам совершенно конкретные проявления энергетического воздействия, ко­торые не в качестве идеальных феноменов, продуктов мышления парапсихоло­гов, а в виде конкретных чувственных, ощущаемых феноменов болезненной пси­хики предстают перед нами во всем своем первозданном патологическом блеске.

Не о предполагаемом появлении инопланетян говорит другая наша пациентка, а о конкретном изъятии глаза из глазницы реально для нее существующими косми­ческими пришельцами — полотенце в ее руках уже приготовлено для остановки кровотечения после энокуляции. Это совершенно непосредственные примеры личного переживания, личной окутанности тела многочисленными элементами воздействия, личного присутствия постороннего голоса, посторонних мыслей, вызванных конкретным человеком — вампиром, чуждых ей ощущений. Это не пропаганда о возможности таинственных парапсихологических явлений, а живая, непосредственная демонстрация наличности, существования данных явлений у конкретной женщины, здесь и сейчас, т.е. если говорить, обобщая все сказан­ное, — это не явление общественного сознания, бытующего в данное историческое время, в данной этнокультуральной общности, преломляющееся во взглядах, ми­ровоззрении представителя этого общества, а явление индивидуального, весьма конкретного, живого существования, во всей своей полноте, красочности и конк­ретности, как это имело место в клинических случаях В.Х. Кандинского.

Об этом же довольно красноречиво рассуждает С.Ю. Циркин в монографии «Аналитическая психопатология»: «При бреде изменяется смысл именно индивиду­альной ситуации, т.е. неадекватно оценивается положение вещей, которое непос­редственно затрагивает пациента. В противоположность этому не являются бре­дом отвлеченные заблуждения, например, широко распространенные представления об экстрасенсорике, визитах инопланетян и пр. Все они касаются индивидуума не в первую очередь, заодно с окружающими, чаще лишь потенциально. В рамках любой бредовой фабулы, даже если речь идет о судьбе человечества, больной — центральная фигура, которой дано сыграть особую роль или хотя бы знать больше, чем дру­гим…Ошибочные интерпретативные умозаключения, которые не сопровождаются интуитивными бредовыми догадками, нельзя считать бредом независимо от некор- регируемости, поскольку таковые нередки и среди психически здоровых лиц» [69].

Чаще всего воспринимаются близкими и окружающими людьми как странные, не соответствующие действительности суждения. При этом человека с бредом нельзя переубедить, даже если он не знает – что возразить на попытки переубеждения. Бредовые идеи не нуждаются в доказательствах. Это скорее «знание», убежденность. Из-за этого поведение человека с бредовыми идеями определяется содержанием этих идей. По содержанию основные формы бреда можно разделить на бред преследования (то, что в народе называется «мания преследования»: больного преследуют спецслужбы или другие организации, пытаются отравить или обокрасть родные или соседи; люди на улице как-то по-особому, недоброжелательно смотрят и перешептываются о нем), бред величия (больной – наследник королевской семьи, изобретатель машины времени или закона о бессмертии, правитель мира, иногда – посланник Бога или сам Бог, или же дъявол и пр.) и бред самоуничижения (обвинение себя в грехах, многочисленных ошибках, бред физического недостатка). Пациент с бредовыми суждениями нуждается в лечении у психиатра.

Важно уметь отличать бредовые идеи от предрассудков, суеверий и ошибочных непоколебимых суждений, которые являются свойственными для абсолютно здоровых лиц. Если человек верит в экстрасенсов, целителей, ведьм и колдунов это ещё не означает, что в его психике происходят патологические процессы, влияющие на мышление у данного индивида, и незамедлительно следует обратиться к психиатру. Это скорее виновато окружение человека, внушившее ему эти ложные суждения, мешающие здравомысляще воспринимать некоторые события нашей жизни.

Ограниченность знаний так же способствует развитию суеверности индивида, в средние века почти всё население земли было суеверно, а всё из-за отсутствия каких-либо естественных знаний о мире и вселенной. Чаше всего в процессе просвещения суеверный человек признаёт ошибочность своих суждений и принимает научно доказанную точку зрения. Одержимый же бредовыми идеями, может прекратить упорствовать в своих странных суждениях только после прекращения патологического процесса сидящего в психике больного.

Бредовые идеи или бред, опасны своей навязчивостью и требуют пристального внимания специалистов к пациенту во избежание непредсказуемых ситуаций и опасных последствий.

Бредовые расстройства – это речь, которая вызывает оторопь и непонимание. Высказывания человека не соответствуют реальности, интерпретации происходящего у него не соответствуют общепринятым, у него формируются также ложные убеждения, на протяжении существенного срока. Тонкий момент в диагностике бредового расстройства — определение, насколько бредовая реальность не соответствует реальности консенсуса, мнению большинства. Этот тонкий момент являлся уязвимостью психиатрии, так как диагноз позволял преследовать человека и лечить его при отличных от общепринятых политических убеждений. Сейчас, когда люди допускают плюрализм мнений, все равно встречаются такие области общественного накала и напряжения мнений, в которых суждения и высказывания людей могут показаться странными и похожими на бредовые.

Бред – это синтаксически связная речь, подчиненная определенной логике, иногда совершенно не очевидной окружающим, но присущей больному человеку. Бредовое расстройство это один из симптомов шизофрении, но иногда оно проявляется как самостоятельное проявление, без шизофрении бредовое расстройство встречается реже. Бред может быть вызван помрачением сознания при отравлении, при высокой температуре, например при гриппе, и тогда с выздоровлением человек перестает бредить. В обыденной жизни бредовое расстройство диагностируют в среднем, чаще в пожилом возрасте.

Бредовые идеи чаще всего не выглядят особенными, квазинаучными или эксцентричными, а каким-то образом связаны с ситуациями прежней и настоящей жизни больного, это может быть и преследование, страх заболеть чем-то заразным, любовные переживания, обман со стороны супруга. При просьбе обоснования бредовой идеи больной может применить целую систему доказательств, иногда алогичных.

Наиболее распространенное содержание
бредовых расстройств

Наиболее распространен эротоманический бред о любви к страдающему человеку со стороны кого-то. Как заметить бред? Ну, например, жест киноартиста в кино интерпретируется как знак внимания, любви. Поведение человека, обусловленное бредовой идеей, может содержать акты преследования, слежки, написание писем любовного содержания, иногда выходит за рамки законов.

Если человек страдает бредом величия, он убежден, что обладает существенным и нераскрытым талантом или сделал важное научное открытие.

Бред ревности, человек убежден, что его супруг или супруга ему неверна. При этом факты, побуждающие больного так полагать, неверно понимаются, извращаются либо гипертрофированы. От обычной ревности бред отличен, своей вычурностью, нелепостью. Например, если след перед дверью или появление на лестничной клетке какого-то мужчины влечет цепочку рассуждений о супружеской неверности, это бред ревности. Такое расстройство достаточно опасно, из-за реальной угрозы физического насилия по отношению к «неверному».

И, ставший классическим, бред преследования, воспетый множеством литературных произведений детективного жанра, при нем человек думает и высказывает идеи, что против него затевают что-то недоброе, следят за ним, с целью причинить какой-то вред. Больной бредовым расстройством преследования стремится к справедливости и обращается в различные учреждения, иногда совсем не по адресу. Бредовое расстройство с бредом преследования также опасно, так как страдающий им человек может совершать насильственные действия.

Существует также расстройство дисморфомания, бред по поводу своего внешнего вида, о несуществующем физическом дефекте, о дурном запахе или наличии паразитов. При этом содержание бредовых идей может инициироваться какими-то «нормами красоты». Иногда незначительный дефект гипертрофируется и делает больного несчастным. В настоящее время индустрия красоты сталкивается со значительным количеством таких людей, недовольных своей внешностью. Такие люди даже после проведения пластических операций с хорошим исходом не остаются довольными.

Речь больного с бредовым расстройством чаще всего пугает окружающих, делая страдающего изгоем, отдаляя его от реального общения. В психотерапии, как правило, применяют специальные приемы, например, создание безопасного пространства при бреде преследования и уязвимости, больному самому дают позаботиться о своей защищенности и просят его осознать, стало ли безопаснее, уменьшились ли тревожные ожидания. Также помогает вернуться к реальности тактильный контакт и продуктивные занятия вроде трудотерапии. Бред как симптом уменьшается либо исчезает при лечении шизофрении медикаментами.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Боязнь допустить ошибку как называется
  • Борк увлажнитель ошибка e10
  • Большую роль имеет хороший аттестат ошибка
  • Большинство произведений поэта посвящены теме любви какая ошибка
  • Более скромнее вид ошибки