РАССТРОЙСТВА
МЫШЛЕНИЯ
Мышление
— обобщенное отражение человеком
предметов
и явлений в их закономерных связях и
отношениях.
Основным элементом мышления является
понятие
— отражение в сознании человека наиболее
общих и существенных
свойств и качеств предметов и явлений
в отличие от ощущений, восприятий и
представлений, которые
отражают либо отдельные конкретные
свойства предметов
и явлений (ощущения), либо эти конкретные
явления и
предметы в целом (восприятия), либо
воспроизведение образов, воспринятых
в прошлом (представления). Например,
-понятие “дом” отражает общие свойства
самых различных
построек разной архитектуры, величины,
стиля, месторасположения,
содержит смысл “собственного жилища”
и т. д.
Одной
из самых главных особенностей понятий
является то,
что они базируются не только на собственном
опыте человека, но и включают в себя
опыт предыдущих поколений,
закрепленный с помощью языка. Именно
поэтому овладение
языком способствует усвоению всего
багажа знаний,
накопленных человечеством.
Мыслительные
операции включают в себя анализ,
синтез, сравнения и обобщения, абстракцию
и конкретизацию
с последующим переходом к образованию
понятий.
Процесс
ассоциации может нарушаться самым
различным
образом в зависимости от характера
болезни, ее стадии, типа
течения и исхода.
77
7.1. Клинические
проявления
7.1.1. Расстройства
ассоциативного процесса
Ускорение
мышления выражается
в ускоренном течении ассоциативных
процессов; мысли очень быстро сменяют
друг друга,
их так много, что больные, несмотря на
очень быструю
(“пулеметную”) речь, все-таки не успевают
их высказывать.
Внешне такая речь больных может напоминать
шизофазию
(разорванную речь), однако если ее
записать, например,
на магнитофон, то потом можно найти в
ней определенный
смысл, чего нет при шизофазии.
Для
патологически ускоренного течения
ассоциативных процессов
характерна также отвлекаемость:
мышление
больного
становится поверхностным, склонным к
моментальному
переключению; все, что попадает в поле
зрения такого
больного, тут же привлекает его внимание,
занимает его
мысли, дает новое направление его идеям.
Крайняя степень
отвлекаемости выражается в “скачке
идей” (fuga
idearum),
когда
мысли больных, молниеносно сменяя друг
друга,
переключаются с одного предмета на
другой так быстро,
что уже трудно бывает уловить в них
какой-нибудь общий
смысл.
Может
быть прерывистость
ассоциаций (так
называемые шперрунги; от нем. sperrung
—
загораживание, баррикадирование)
.
Замедление
мышления характеризуется
бедностью ассоциаций,
замедленным течением ассоциативного
процесса, заторможенностью его. Больные
с такими явлениями жалуются,
что у. них “часами не бывает в голове
никаких мыслей”,
“ничего не приходит в голову”. На
вопросы они обычно
отвечают очень лаконично, односложно,
иногда только
словами “да” или “нет”, часто после
очень долгой паузы,
когда у спрашивающего уже может создаться
впечатление, что больной не расслышал
или не понял вопроса. Сами
больные в таком состоянии говорить не
начинают, ни
к кому ни за чем не обращаются.
Патологическая
обстоятельность мышления заключается
в чрезвычайной вязкости, тугоподвижности
мыслительных
процессов; больным очень трудно
переключиться с
одной темы на другую, они застревают на
самых незначительных деталях, им все
кажется важным, нужным — каждая
мелочь, каждый штрих; они не могут
выделить главного,
основного, существенного.
78
Патологическая
обстоятельность мышления характеризуется
очень малой продуктивностью, подчас же
вообще непонятно,
что больной хотел сказать, какой смысл
имела его
длинная витиеватая речь (лабиринтное
мышление).
Персеверация
мышления (лат.
perseveratio
—
настойчивость,
упорство) — патологическое застревание,
задержка на
одних и тех же представлениях, что
клинически выражается
в повторении (иногда очень длительном)
одних и тех
же фраз или слов. Чаще всего такие больные
могут правильно
ответить только на первый вопрос врача,
а затем уже
однообразно повторяют тот же ответ или
части его.
Больного,
страдающего тяжелой формой церебрального
атеросклероза, спрашивают, где он
лечится. Больной отвечает: “В больнице
имени Соловьева”.
— “Сколько времени вы здесь?” —
“Больница Соловьева”. — “Ваша
специальность до болезни?” — “Больница
Соловьева”. — “Чем вы сегодня
занимались?” — “Больница Соловьева”.
Вербигерация
(от
лат. verbum
—
слово + gero
—
веду, совершаю)
— речевая стереотипия — бессмысленное,
нередко
ритмическое повторение одних и тех же
слов, реже — фраз
или их обрывков.
Паралогичное
мышление характеризуется
отсутствием в мышлении
логической связи; выводы, которые делает
больной
в таких случаях, не только не закономерны,
но часто совершенно
нелепы: “Я заболел шизофренией, потому
что в
детстве мало ел манной каши” или “Я
хочу спать, а потому
научите меня, пожалуйста, музыке”.
Резонерство
—
склонность к пустым рассуждениям,
когда,
как говорят, “очень много слов и мало
мыслей”. Такое мышление
характеризуется бесплодностью,
отсутствием конкретности,
целенаправленности: “Вы видите, как
это важно, мне бы хотелось сказать и
отметить, что это очень важно,
важность значительная, это надо отметить,
вы же не
будете думать, что это не важно”.
Разорванность
мышления выражается
в отсутствии связи между отдельными
мыслями или даже отдельными словами.
Речь такого больного может быть совершенно
непонятной,
лишенной всякого смысла, и поэтому ее
нередко называют
словесной окрошкой, словесным салатом.
Паралогичное
мышление, резонерство и разорванность
мышления
наиболее характерны для шизофрении.
Бессвязность
мышления (инкогерентносвд>,
инкоге’рен-тное
мышление; лат. in
—
частица отрицания + coheerentia
—
сцепление, связь) характеризуется полной
хаотичностью, бессмысленностью мышления,
речь состоит
79
из
набора отдельных слов, никак между собой
не связанных: “Чудо-чудо…
жили-были … ах, как холодно … день, пень,
лень … до свидания …”. Инкогерентность
внешне может напоминать
то, что носит название разорванного
мышления, но
главное отличие состоит в том, что
разорванное мышление
возникает на фоне ясного сознания;
инкогеренция же
всегда является следствием помрачения
сознания (обычно
по типу аментивного синдрома, аменции).
Символическое
мышление. Символика
свойственна и нормальному
мышлению тогда, когда она отражает
общепринятые
идеи, взгляды, связана с той или иной
реальностью (например,
символика гербов, математических знаков,
наконец,
рисунков в виде сердца, пронзенного
стрелой).
При
патологическом символизме (свойственном
главным образом
больным шизофренией) эта патология
мышления сугубо индивидуальна и непонятна
окружающим. Эта символика
может касаться как отдельных слов,
понятий, так и
всего строя мышления в целом. Больной
может воспринимать
символически и речь окружающих.
Больной
при беседе с врачом, пишущим его историю
болезни, отвечал довольно
адекватно до тех пор, пока врач не
попросил его объяснить смысл поговорки
“Куй железо, пока горячо”. Больной,
спокойно до того сидящий, вдруг
вскочил и кинулся к окну. На вопрос,
почему он так поступил, ответил:
“Вы же сами сказали: «Куй железо»
… значит, «беги, пока не поздно»”.
Больные
с символическим мышлением могут придавать
особый
смысл самым обыденным вещам (“желтый
цвет обоев
— значит, здесь живут ненадежные,
склонные к изменам люди”; слова “хороший
аппетит” говорят о том, что этот человек
“сживет со света всех ему неугодных”.
При
выраженных изменениях мышления речь
больных может
состоять из одних им понятных символов,
в том числе
и неологизмов
(употребление
новых, ни на что не похожих
словообразований; больной при выражении
удовольствия
говорит “блюм-блям”, а при недовольстве
чем-то — “пури-прури”).
Наглядным
примером символического мышления могут
быть
рисунки, стихи и вообще любое творчество
больных. Метерлинк
— очень талантливый человек, к сожалению,
страдавший
шизофренией, вывел в своей широко
известной пьесе-сказке
образ Синей птицы, ставшей затем для
всех людей символом недосягаемого,
призрачного счастья.
80
7.1.2. Сверхценные
идеи
Патология
мышления может выражаться в таком
феномене,
как сверхценные идеи — гиперквантивален-тные
идеи (от лат. hyper
—
над, сверх + лат, quantum
—
сколько
+ valenti
—
сила) — мысли, возникающие в связи с
какими-то действительными фактами или
событиями, но приобретающие
для человека особую значимость,
определяющие все его поведение.
Характеризуются большой эмоциональной
насыщенностью, выраженным эмоциональным
подкреплением.
Например, человек, действительно пишущий
стихи и, может быть, удостоившийся за
это когда-то похвалы,
начинает думать, что он необыкновенный,
чрезвычайно талантливый, гениальный
поэт, и вести себя соответствующим
образом. Непризнание же его окружающими
он
расценивает как происки недоброжелателей,
зависть, непонимание
и в этом своем убеждении уже не считается
ни
с какими реальными фактами.
Такие
сверхценные идеи собственной
исключительности могут
возникать и по поводу других чрезвычайно
переоцениваемых
способностей: музыкальных, вокальных,
писательских.
Может переоцениваться и собственная
склонность к
научной деятельности, изобретательству,
реформаторству. Возможны
сверхценные идеи физического недостатка,
недоброжелательного
отношения, сутяжничества.
Человек,
имеющий небольшой косметический
недостаток,
например слегка оттопыренные уши,
считает, что это — трагедия
всей его жизни, что окружающие к нему
из-за этого
плохо относятся, что все его неудачи
связаны только с
этим “уродством”. Или человека кто-то
действительно обидел,
и он после этого ни о чем другом уже не
может думать,
все его помыслы, все его внимание
направлены только
на это, он уже и в самых безобидных
действиях видит
только одно — желание ущемить его
интересы, вновь задеть
его. То же может касаться и сутяжничества
(кверу-лянства
— от лат. querulus
—
жалующийся) — склонности к
бесконечным жалобам, рассылаемым во
всевозможные инстанции,
причем число этих инстанций все
возрастает, так как в конечном итоге
каждая инстанция (например, газета,
суд и т. д.), куда вначале жаловался такой
сутяга, не
признавшая его “правоты”, сама становится
объектом очередной
жалобы.
Сверхценные
идеи особенно характерны для
психопатических
личностей.
81
7.1.3. Бредовые идеи
Наиболее
качественно выраженным расстройством
мышления
является бред.
Бредовые
идеи (бред) — неправильные умозаключения,
ошибочные суждения, ложная убежденноств,
не соответствующие
действительности. От обычных человеческих
заблуждений бред отличается следующим:
1) он всегда возникает
на болезненной основе, это всегда симптом
болезни;
2) человек полностью убежден в достоверности
своих ошибочных
идей; 3) бред не поддается никакой
коррекции, никакому
разубеждению со стороны; 4) бредовые
убеждения имеют
для больного чрезвычайную значимость,
так или иначе
они влияют на его поведение, определяют
его поступки.
Просто заблуждающийся человек при
настойчивом разубеждении может отказаться
от своих заблуждений. Никакими
фактическими доказательствами бредового
больного разубедить
не удастся.
По
клиническому содержанию (по теме бреда)
все бредовые идеи с известной долей
схематизма можно разделить на
три большие группы: 1) бредовые идеи
преследования; 2)
бредовые идеи величия; 3) бредовые идеи
самоуничижения
(депрессивный бред).
7.1.3.1. Бредовые
идеи преследования
Бред
отношения заключается
в патологическом убеждении
человека, что все имеет к нему отношение:
окружающие
смеются над ним, перемигиваются по его
адресу, он вызывает
их насмешливое или даже брезгливое к
себе отношение.
Такие больные перестают посещать
общественные места,
пользоваться общественным транспортом,
ходить в театр
или на лекции, так как убеждены, что
стоит им только
появиться, как все тут же замечают их,
насмешливо улыбаются, как-то подозрительно
смотрят, плохо говорят о них.
Разновидностью бреда отношения является
бред
особого смысла
(особого значения). При
этом самым обычным вещам
больные придают особое значение, видят
в них особый для
себя смысл.
Больная,
увидев на столе журнал с фотографией
тигра в клетке, убежденно
заявляет: “Все понятно. Специально
положили эту картинку, чтоб
подсказать, что скоро переправят меня
в тюрьму”. Другой больной, увидев
на одной из студенток желтую кофточку,
со злобой стал кричать преподавателю:
“Л, я знаю, вы нарочно привели ее сюда,
чтоб всем
82
студентам
стало известно о моей импотенции, вы же
знаете, что желтый цвет
об этом сигнализирует”.
Сенситивный
(от
лат. sensibilis
—
чувствительный) бред
отношения формируется
на основе таких особенностей личности,
как застенчивость, впечатлительность,
ранимость, мнительность.
Бред
отравления заключается
в болезненной убежденности
человека в том, что его хотят отравить,
поэтому он отказывается
от еды (“постоянно яд в пищу подсыпают”),
не
принимает лекарств (“под видом лечения
отравить хотят”),
не покупает расфасованных продуктов
(“я же знаю, что
мне дадут бутылку с отравленным молоком”),
Бред
воздействия может
иметь много различных вариантов:
больной убежден, что на него на расстоянии
воздействуют гипнозом, электричеством,
атомной энергией, влияя таким
образом на его мышление, поступки,
вызывая у него сексуальное возбуждение.
Больной
сообщает: “Существует преступная
группа, которая с помощью особых
аппаратов постоянно держит меня под
лазерными лучами. Они воруют
мои мысли, жгут мои внутренности, создают
мне плохое настроение”.
Бред
преследования в
собственном смысле означает патологическую
убежденность в том, что “преследователи”
находятся
в непосредственном окружении больного,
ходят за
ним по улице, подстерегают его под окнами
дома, под видом больных проникают вслед
за ним в клинику: “Я постоянно
чувствую за собой слежку, за мной по
пятам идут
какие-то подозрительные личности в
кепках, куда ни пойду,
всюду они меня подстерегают, убить
хотят”.
Бред
материального ущерба характеризуется
ложной убежденностью в том, что окружающие
постоянно обворовывают
больного, крадут его вещи и деньги, носят
его одежду,
получают за него его зарплату или пенсию,
портят его
имущество, морят его голодом: “Вот так
и сплю в шапке и
валенках, только сними — тут же украдут,
уже очки украли,
все книги растащили, даже кофейник
унесли”. Бред материального
ущерба наиболее типичен для психозов
старческого
возраста.
Бред
порчи, бред околдования. У
больного человека появляется
убежденность в том, что он стал жертвой
колдовства,
“его испортили заговором”, “дали
выпить какого-то зелья
и он теперь стал совсем немощным”, “от
него осталась одна
только тень”, его “сглазили дурные
глаза”. Такой бред
83
не
следует смешивать с суевериями, коща
подобные идеи носят
характер простого заблуждения и не
являются следствием
болезни.
Бред
обвинения состоит
в болезненном убеждении, что окружающие
обвиняют человека в какие-то неблаговидных
поступках,
считают вором, насильником, клеветником,
а он
“никак не может доказать свою
невиновность”, ему “все равно не верят”,
а иногда даже и специально “подстраивают
факты”.
Так, больная по целым дням не встает с
постели, поскольку убеждена, что даже
при отлучках в туалет ей “подсунут
в постель чужую вещь и всем уже будет
доказано, что
она — воровка”. Или больной без конца
обращается к окружающим со словами: “Я
никогда не писал анонимок, умоляю
вас, поверьте мне, я никогда не был
пасквилянтом, ну
почему мне никто не верит!” Этот бред
наиболее типичен для
пресенильных психозов.
Бред
ревности —
больной или больная немотивированно
ревнуют
жену или мужа, без всякого повода убеждены
в супружеской
неверности, они в самых невинных вещах
видят
“неоспоримые доказательства” своей
правоты.
Больной
сообщает: “Жена каждое утро выходит на
балкон, чтобы полить
цветы, а на самом деле сигнализирует
этим любовнику, когда меня не
будет дома”. Или: “Коврик у дверей
сдвинут в сторону, ясно, что без меня
здесь бьи кто-то чужой, ведь и я, и жена
очень аккуратны”.
Бред
ревности может встречаться при различных
заболеваниях,
в частности при алкоголизме.
7.1.3.2. Бредовые
идеи величия
Бред
изобретательства выражается
в том, что больной убежден,
что он сделал выдающееся открытие,
изобрел вечный двигатель, открыл причину
рака, нашел средство для
максимального продления человеческой
жизни, изобрел “эликсир
вечной молодости”, “средство для
усовершенствования
человеческой породы”. Близок к этому
бреду и бред
реформаторства,
когда
больной убежден, что “открыл идею
преобразования
мира” и совершит “гениальную реформу”.
Бред
высокого происхождения заключается
в убежденности больного, что он сын
всемирно известного писателя, кинозвезды,
“последний отпрыск дома Романовых” и
т. д., а
“те, кто считается сейчас родителями,
всего лишь воспитатели”,
“подставные лица”, “родители в условном
смысле”.
Бред
богатства заключается
в убежденности больного,
84
что
он “владелец несметных сокровищ”,
“обладает всеми золотыми
запасами на земле”, “ему ничего не
стоит подарить каждому
студенту по золотой шубе”, у него “дом
в миллион комнат”.
Любовный,
эротический (сексуальный) бред заключается
в том, что больной или больная твердо
убеждены в необыкновенно
сильной любви к ним какого-то человека,
возможно,
даже и незнакомого, который “безумно
любит на расстоянии”.
Такие больные настойчиво добиваются
встречи с
“возлюбленным” или “любимой”, буквально
преследуют их,
все поведение окружающих и особенно
“предмета любви”,
по их мнению, подтверждает правильность
их мысли: “Он
делает вид, что мы незнакомы, потому что
оберегает меня
от нападок своей нелюбимой жены”, “Она
специально надела
красное платье, чтобы показать, как
сильна ее любовь ко мне”, “Он
специально женился, чтобы не бросить
тень
на мою репутацию”.
Нелепый
бред
величия (грандиозных
размеров) — так называемый мегаломанический
(от
греч. megas
—
большой) (“все
дети на земле родились от него”, “все
книги, какие в
мире есть, написал я, но только под
разными именами”, “я
один могу сразу съесть десять быков”)
характерен для прогрессивного паралича.
7.1.3.3.
Бредовые идеи самоуничижения (депрессивный
бред)
Бред
самоуничижения, самообвинения, виновности,
греховности
—
весьма близкие по клиническому содержанию
патологические идеи о своих мнимых
ошибках, несуществующих
грехах, несовершенных преступлениях
(“в
жизни не сделано ничего хорошего”, “я
никуда не годный
человек”, “вся моя жизнь — сплошная
цепь ошибок и преступлений”). Такие
больные очень часто убеждены,
что своими ошибками и поступками они
погубили не
только свою жизнь, но и жизнь своих
близких, что они
“всем в тягость”, “объедают окружающих”,
“не имеют никакого
права даже на кусок черствого хлеба”.
Для них характерно
также ожидание наказания, убежденность
в его
необходимости или неизбежности (“я —
чудовище, не понимаю
как меня земля держит”, “нет такой
кары, которая
бы соответствовала моим проступкам”).
Подобные бредовые идеи особенно
характерны для больных с пре-сенильными
психозами.
85
Ипохондрический
бред выражается
в ошибочных умозаключениях
по поводу состояния собственного
организма, болезненной
убежденности в наличии заболевания
(рак, сифилис, СПИД, “воспаление всех
внутренностей”, нарушение обмена
веществ), поражения всего организма или
отдельных
частей тела (“кровь сгустилась, в сердце
какие-то тяжи
и пробки, скоро уже придет полный конец”,
“весь мочевой
пузырь поражен, моча даже не идет”).
Иногда больные
утверждают, что они уже не существуют,
у них нет
желудка, нет кишечника (“доктор, как я
могу есть, когда
у меня уже нет желудка, да и кишечник
весь сгнил”, “сердце перестало работать,
печень исчезла”, “почки насквозь
прогнили”). Такая разновидность
ипохондрического бреда
носит название бреда отрицания или
ни-гилистического
бреда (от лат. nihily
—
ничего).
Реже
такое бредовое отрицание касается не
собственного организма, а внешнего
мира: “все погибло”, “солнце погасло”,
“земля провалилась”, “мир куда-то
исчез” (подобный бред
так и называется — бред
гибели мира).
У
одного и того же больного может быть
либо одна бредовая
идея, либо сразу несколько (например,
одновременно
существование бреда величия и
преследования). Кроме
того, один вид бредовых идей может
переходить в другой (так
называемая трансформация бреда).
Больная,
прежде спокойная и жизнерадостная, с
18-летнего возраста стала
все более замкнутой, избегала общественных
мест, уединялась, плакала.
Через некоторое время “под строгим
секретом” сообщила матери, что
стоит ей где-нибудь появиться, как все
тут же обращают внимание на
нее, смеются над ней, считают ее дурочкой.
Через некоторое время начала
отказываться от еды, говорила, что ее
хотят отравить, чтобы она “не
мозолила всем глаза своим дурацким
видом”. С трудом удавалось ее накормить,
часто, уже взяв пищу в рот, тайком
старалась ее выплюнуть. Активно
лечилась и в течение нескольких лет
была практически здоровой, работала.
В возрасте 45—46 лет обнаруживала большую
тревогу по поводу своего
здоровья, сообщала мужу, что “внутри у
нее что-то переворачивается”,
“от подъема тяжести связки оборвались”.
Все чаще и чаще обращалась
к врачам различных специальностей,
просила “проверить ее организм”,
не верила, когда ее находили здоровой.
Все более утверждалась в
мнении, что у нее тяжелая, неизлечимая
болезнь, а врачи “просто не понимают
или не хотят расстраивать”. Становилась
все более подавленной, ничем
не могла заниматься, почти все время
лежала в постели (“конец уже
виден”, “жить осталось несколько дней”,
“живу только одним сердцем, а
все остальное уже плохо работает”). С
течением времени все более отчетливо
выявлялся бред отрицания: “Все органы
отвалились, желудок высох,
совсем не работает, мочевой пузырь
истлел, все нервы атрофировались,
кишечник прирос к позвоночнику”. Упорно
отказывалась от еды: “Желудка
нет, стула уже два месяца не было, печени
нет, пища сразу поступает
в мышцы, они уже тоже гниют”.
86
7.1.3.4. Индуцированное
бредовое расстройство
Индуцированный
бред заключается в том, что близкий
больному человек начинает разделять
его бредовые идеи. Такое “прививание”
болезненных взглядов бывает обычно при
следующих условиях: 1) тесное совместное
проживание, постоянный контакт с
душевнобольным; 2) заболевший всегда
пользовался большим авторитетом,
безграничным доверием и сильной
привязанностью, был умнее и образованнее
того, кто стал в конце концов разделять
его бредовые идеи; наличие у индуцируемого
таких особенностей, как внушаемость,
ограниченность, а в ряде случаев даже
дебильность; 3)
медленное развитие и некоторое
правдоподобие бредовых идей
у “индуктора”.
По
своему содержанию индуцированный бред
может быть любого
содержания (любовный, величия и т. д.),
но чаще всего это бред преследования.
Индуцированный
бред встречается нечасто и обычно
непрочен,
он быстро и бесследно исчезает при
разъединении с
больным человеком.
Изредка
индуцированный· бред возникает не у
одного, а
у нескольких человек. Этот факт был
одной из причин широко
распространенных (особенно в средние
века) так называемых
психических эпидемий.
Индуцированный
бред называют также подражательным
помешательством,
или помешательством из подражания (В.
И. Яковенко).
7.1.3.5. Конформный
бред
Конформный
бред — одинаковые по содержанию бредовые
идеи, возникающие у двух близких между
собой психически
больных (например, матери и дочери).
Независимо
от клинического содержания все бредовые
идеи
делятся на две основные разновидности:
первичный бред
и бред чувственный (образный).
7.1.3.6. Особенности
формирования бредовых идей
Первичный
бред. Этот бред возникает вследствие
нарушения
логического познания, патологической
интерпрета-
Сверхценные идеи (доминирующие идеи, гиперквантивалентные идеи: гр. hyper — над, сверх + лат. quantum -сколько + valenti — сила) — мысли, возникающие в связи с какими-то действительными фактами или событиями, но приобретающие для человека особую значимость, определяющие все его поведение. Характеризуются большой эмоциональной насыщенностью, выраженным эмоциональным подкреплением. Например, человек, действительно пишущий стихи и, может быть, удостоившийся за это когда-то похвалы, начинает думать, что он поэт необыкновенный, чрезвычайно талантливый, гениальный, и вести себя соответствующим образом. Непризнание же его окружающими расценивает как происки недоброжелателей, зависть, непонимание и в этом своем убеждении уже не считается ни с какими реальными фактами.
Такие сверхценные идеи собственной исключительности могут возникать и по поводу других чрезвычайно переоцениваемых способностей: музыкальных, вокальных, писательских. Может переоцениваться и собственная склонность к научной деятельности, изобретательству, реформаторству. Возможны сверхценные идеи физического недостатка, недоброжелательного отношения, сутяжничества.
Человек, в действительности имеющий небольшой косметический недостаток, например слегка оттопыренные уши, считает, что это — трагедия всей его жизни, что окружающие к нему из-за этого плохо относятся, что все его неудачи — только в связи с этим «уродством». Или человека кто-то действительно обидел, и он после этого ни о чем другом уже не может думать, все его помыслы, все его внимание направлены только на это, он уже и в самых безобидных поступках окружающих и даже в их доброжелательных действиях видит только одно — желание ущемить его интересы, вновь обидеть его. То же может касаться и сутяжничества (кверулянства; лат. querulus — жалующийся) — склонности к бесконечным жалобам, рассылаемым во всевозможные инстанции, причем число этих инстанций все возрастает, так как в конечном итоге каждая инстанция (например, газета, суд и т. д.), куда вначале жаловался такой сутяга, не признавшая его «правоты», сама становится объектом очередной жалобы.
Сверхценные идеи особенно характерны для психопатических личностей.
Бредовые идеи (бред) — неправильные умозаключения, ошибочные суждения, ложная убежденность, от обычных человеческих заблуждений (например, от суеверия -убежденности в существовании ведьм, колдунов, «нечистой силы») или от неправильного предположения о недоброжелательном отношении окружающих бред отличается следующим:
- 1) всегда возникает на болезненной основе, это всегда симптом болезни;
- 2) человек полностью убежден в достоверности своих ошибочных идей;
- 3) бред не поддается никакой коррекции, никакому разубеждению со стороны;
- 4) бредовые убеждения имеют для больного чрезвычайную значимость, так или иначе они влияют на его поведение, определяют его поступки.
Просто заблуждающийся человек (например, в силу недостатка знаний или особенностей воспитания верящий в «нечистую силу») при настойчивом разубеждении может отказаться от своих заблуждений, равно как и человек, по тем или иным причинам думающий о плохом к нему отношении окружающих. Если же это бред, допустим, бред околдования или бред преследования, то никакими доводами, никакими фактическими доказательствами этого больного разубедить не удастся. Пока он болен, он непоколебимо будет верить в то, что «испорчен нечистой силой», или в то, что окружающие его «жестоко преследуют».
По клиническому содержанию (по теме бреда) все бредовые идеи с известной долей схематизма можно разделить на три большие группы: бредовые идеи преследования, бредовые идеи величия и бредовые идеи самоуничижения (депрессивный бред).
Под редакцией профессора М.В. Коркиной
Чаще всего воспринимаются близкими и окружающими людьми как странные, не соответствующие действительности суждения. При этом человека с бредом нельзя переубедить, даже если он не знает – что возразить на попытки переубеждения. Бредовые идеи не нуждаются в доказательствах. Это скорее «знание», убежденность. Из-за этого поведение человека с бредовыми идеями определяется содержанием этих идей. По содержанию основные формы бреда можно разделить на бред преследования (то, что в народе называется «мания преследования»: больного преследуют спецслужбы или другие организации, пытаются отравить или обокрасть родные или соседи; люди на улице как-то по-особому, недоброжелательно смотрят и перешептываются о нем), бред величия (больной – наследник королевской семьи, изобретатель машины времени или закона о бессмертии, правитель мира, иногда – посланник Бога или сам Бог, или же дъявол и пр.) и бред самоуничижения (обвинение себя в грехах, многочисленных ошибках, бред физического недостатка). Пациент с бредовыми суждениями нуждается в лечении у психиатра.
Важно уметь отличать бредовые идеи от предрассудков, суеверий и ошибочных непоколебимых суждений, которые являются свойственными для абсолютно здоровых лиц. Если человек верит в экстрасенсов, целителей, ведьм и колдунов это ещё не означает, что в его психике происходят патологические процессы, влияющие на мышление у данного индивида, и незамедлительно следует обратиться к психиатру. Это скорее виновато окружение человека, внушившее ему эти ложные суждения, мешающие здравомысляще воспринимать некоторые события нашей жизни.
Ограниченность знаний так же способствует развитию суеверности индивида, в средние века почти всё население земли было суеверно, а всё из-за отсутствия каких-либо естественных знаний о мире и вселенной. Чаше всего в процессе просвещения суеверный человек признаёт ошибочность своих суждений и принимает научно доказанную точку зрения. Одержимый же бредовыми идеями, может прекратить упорствовать в своих странных суждениях только после прекращения патологического процесса сидящего в психике больного.
Бредовые идеи или бред, опасны своей навязчивостью и требуют пристального внимания специалистов к пациенту во избежание непредсказуемых ситуаций и опасных последствий.
Бредовые расстройства – это речь, которая вызывает оторопь и непонимание. Высказывания человека не соответствуют реальности, интерпретации происходящего у него не соответствуют общепринятым, у него формируются также ложные убеждения, на протяжении существенного срока. Тонкий момент в диагностике бредового расстройства — определение, насколько бредовая реальность не соответствует реальности консенсуса, мнению большинства. Этот тонкий момент являлся уязвимостью психиатрии, так как диагноз позволял преследовать человека и лечить его при отличных от общепринятых политических убеждений. Сейчас, когда люди допускают плюрализм мнений, все равно встречаются такие области общественного накала и напряжения мнений, в которых суждения и высказывания людей могут показаться странными и похожими на бредовые.
Бред – это синтаксически связная речь, подчиненная определенной логике, иногда совершенно не очевидной окружающим, но присущей больному человеку. Бредовое расстройство это один из симптомов шизофрении, но иногда оно проявляется как самостоятельное проявление, без шизофрении бредовое расстройство встречается реже. Бред может быть вызван помрачением сознания при отравлении, при высокой температуре, например при гриппе, и тогда с выздоровлением человек перестает бредить. В обыденной жизни бредовое расстройство диагностируют в среднем, чаще в пожилом возрасте.
Бредовые идеи чаще всего не выглядят особенными, квазинаучными или эксцентричными, а каким-то образом связаны с ситуациями прежней и настоящей жизни больного, это может быть и преследование, страх заболеть чем-то заразным, любовные переживания, обман со стороны супруга. При просьбе обоснования бредовой идеи больной может применить целую систему доказательств, иногда алогичных.
Наиболее распространенное содержание
бредовых расстройств
Наиболее распространен эротоманический бред о любви к страдающему человеку со стороны кого-то. Как заметить бред? Ну, например, жест киноартиста в кино интерпретируется как знак внимания, любви. Поведение человека, обусловленное бредовой идеей, может содержать акты преследования, слежки, написание писем любовного содержания, иногда выходит за рамки законов.
Если человек страдает бредом величия, он убежден, что обладает существенным и нераскрытым талантом или сделал важное научное открытие.
Бред ревности, человек убежден, что его супруг или супруга ему неверна. При этом факты, побуждающие больного так полагать, неверно понимаются, извращаются либо гипертрофированы. От обычной ревности бред отличен, своей вычурностью, нелепостью. Например, если след перед дверью или появление на лестничной клетке какого-то мужчины влечет цепочку рассуждений о супружеской неверности, это бред ревности. Такое расстройство достаточно опасно, из-за реальной угрозы физического насилия по отношению к «неверному».
И, ставший классическим, бред преследования, воспетый множеством литературных произведений детективного жанра, при нем человек думает и высказывает идеи, что против него затевают что-то недоброе, следят за ним, с целью причинить какой-то вред. Больной бредовым расстройством преследования стремится к справедливости и обращается в различные учреждения, иногда совсем не по адресу. Бредовое расстройство с бредом преследования также опасно, так как страдающий им человек может совершать насильственные действия.
Существует также расстройство дисморфомания, бред по поводу своего внешнего вида, о несуществующем физическом дефекте, о дурном запахе или наличии паразитов. При этом содержание бредовых идей может инициироваться какими-то «нормами красоты». Иногда незначительный дефект гипертрофируется и делает больного несчастным. В настоящее время индустрия красоты сталкивается со значительным количеством таких людей, недовольных своей внешностью. Такие люди даже после проведения пластических операций с хорошим исходом не остаются довольными.
Речь больного с бредовым расстройством чаще всего пугает окружающих, делая страдающего изгоем, отдаляя его от реального общения. В психотерапии, как правило, применяют специальные приемы, например, создание безопасного пространства при бреде преследования и уязвимости, больному самому дают позаботиться о своей защищенности и просят его осознать, стало ли безопаснее, уменьшились ли тревожные ожидания. Также помогает вернуться к реальности тактильный контакт и продуктивные занятия вроде трудотерапии. Бред как симптом уменьшается либо исчезает при лечении шизофрении медикаментами.