Быстро говорю как исправить речь

Тахилалия, или ускоренный темп речи относится к нейропсихическим расстройствам и зачастую проявляется на фоне первичного заболевания — нервного или психического.

Тахилалия, или ускоренный темп речи относится к нейропсихическим расстройствам и зачастую проявляется на фоне первичного заболевания — нервного или психического. Речевое расстройство сопровождается повторами слов, «проглатываниями» окончаний, запинками, неправильным произношением слов или слогов. Особенно подвержены ему дети возбудимые, гиперактивные, с диагнозом СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Поэтому к диагностике и лечению тахилалии подходят комплексно. Необходимо, в первую очередь, выявить и устранить причину болезни — только так можно добиться хороших результатов. В противном случае недуг может остаться с человеком на всю жизнь и создавать немало трудностей.

Классификация нарушения речи по типу тахилалии

В норме человек говорит 10 – 12 звуков в секунду, при ускоренном темпе речи — до 30-ти.

Выделяют 3 формы:

  1. Чистая. Ребенок говорит в ускоренном темпе, но без грамматических, фонетических, лексических ошибок;
  2. Баттаризм, или парафазия. Ребенок «захлебывается», не может договорить начатое предложение. Это происходит по причине нарушения речевого дыхания. В некоторых случаях дети неправильно строят лексические конструкции;
  3. Полтерн, или спотыкание. В этом случае в речи ребенка слишком много запинок, пауз, он не может подобрать нужные слова, повторяет уже сказанные слова или слоги, ему трудно выразить свои мысли.

Кроме того, выделяют несколько типов полтернов с разными нарушениями: моторными (при этом ребенок не только быстро говорит, но и неправильно произносит звуки), сенсорными (нарушено слуховое внимание), с трудностями подбора слов и формулировки речи.

Причины речевых нарушений

В основе причин и механизмов тахилалии лежат психогенные и соматические факторы, а также привычка. В зоне риска дети с неуравновешенной психикой, гиперактивные, легковозбудимые.

Если кому-то из ближайших кровных родственников поставлен диагноз тахилалия, то риск развития его у ребенка повышается.

Спровоцировать развитие заболевания может опухоль мозга, черепно-мозговая травма, нейроинфекция или психическое расстройство — шизофрения, например.

Не исключен и социальный фактор — ошибки в воспитании малыша, когда поощряется его подражание быстрой речи взрослых.

Симптомы тахилалии у детей

Самые характерные симптомы можно разбить на несколько групп:

1. Особенности речи. Она очень быстрая и нечленораздельная, ее крайне сложно понять. В ней преобладают повторы, «проглатывание» окончаний, перестановка слогов;

2. Навыки чтения и письма. Больные тахилалией испытывают трудности в этой области;

3. Особенности общей моторики. Движения стремительные, нервные, ребенок суетится;

4. Проблемы с вниманием и памятью. Ребенок быстро переключает внимание, не может сосредоточиться на чем-то одном, память плохая;

5. Реакции вегетативной нервной системы. Если ребенок возбужден, у него краснеет лицо, учащается сердцебиение, он потеет.

Эти симптомы являются поводом показать ребенка неврологу.

Комплексная диагностика заболевания

В диагностике болезни принимает участие несколько узких специалистов — невролог, психиатр, логопед.

Невролог оценивает неврологический статус маленького пациента, психиатр выявляется психические отклонения.

Прежде чем поставить ребенку диагноз, проводят обширное обследование, чтобы определить органические причины тахилалии. Для этого используют:

  1. Аппаратную диагностику — МРТ головного мозга, электроэнцефалографию (ЭЭГ), эхоэнцефалографию (Эхо-ЭГ);
  2. Диагностику речи — устной, письменной.

На основании полученных в ходе диагностики данных маленькому пациенту ставят диагноз и назначают схему лечения.

Комплексный подход к лечению

К коррекции тахилалии тоже подходят комплексно. Вот в каких направлениях работают врачи:

  1. Медицинское воздействие. В эту группу входят: медикаментозная терапия, ЛФК, массаж;
  2. Психотерапия. Самыми эффективными считаются телесно-ориентированная терапия, арт-терапия;
  3. Логопедическая коррекция тахилалии. Лучшие результаты дают групповые занятия.

Только сочетание перечисленных подходов дает положительную динамику. Далее рассмотрим техники, которые используют для коррекции тахилалии у детей.

Дыхательная гимнастика: комплекс упражнений

При выполнении упражнений важно считать. Сначала это делает взрослый, через время – сам ребенок.

Упражнение первое. Вдох на 1 – 2 – 3, затем пауза на счет 1 и выдох также на 1 – 2 – 3. Вдыхаем через нос, выдыхаем — через рот. За один подход ребенок делает от 4-х до 6-ти циклов. Упражнение повторять несколько раз в день.

Упражнение второе. Ребенок делает шаг — и вдыхает, еще шаг — выдыхает, на третий шаг делает паузу. Один подход выполнять не дольше 3-х минут. Упражнение делать несколько раз в день, дома или на улице.

Упражнение третье. Ребенок глубоко вдыхает, выдыхает в течение минимум 4-х секунд и проговаривает согласные. Важно не раздувать при этом щеки, каждую букву повторить минимум 4 раза.

Логоритмика — учимся говорить медленно

Все упражнения для коррекции тахилалии нужно делать медленно — только так они будут эффективны. Продолжительность — от 3-х до 5-ти минут.

Упражнение первое. Ребенок один раз хлопает в ладоши и на каждый хлопок произносит слово. Это может быть название города, фрукта, овоща — группы подбираются произвольно, в зависимости от знаний и возраста ребенка.

Упражнение второе. Малыш шагает и считает. Под счет он говорит одно слово — как и в первом упражнении, это может быть название чего угодно. Очень важен не столько смысл сказанного, сколько медленное и четкое проговаривание каждого слова.

Упражнение третье. Это упражнение хорошо делать дома. Родители разбрасывают по комнате игрушки и дают малышу ведерко. Он ходит и собирает в него игрушки. Сначала берет игрушку в руки, четко и медленно называет ее и кладет в ведерко.

Музыкальная терапия: развиваем чувство ритма

Что, как не музыка, способствует развитию чувства ритма? На занятиях логопеды активно используют ритмичную музыку. Она улучшает работу головного мозга и его связи с телом. В результате у детей улучшается внимание, они лучше справляются со стрессом и выражают свои мысли.

Интерактивный метроном — современная техника

Еще одна техника, которую используют в работе с детьми с нарушениями речи, задержкой психического развития и другими диагнозами. Метроном стимулирует деятельность мозга, вследствие чего он лучше обрабатывает поступающую извне информацию. В результате у ребенка стабилизируются поведенческие реакции, он научается планировать свою деятельность, повышается нейродинамика.

Усваиваем медленный темп речи

Вот несколько вариантов заданий для детей:

  • взрослый включает аудиозапись с текстом в медленном темпе. Ребенок слушает ее и так же медленно пересказывает;
  • взрослый медленно произносит фразу, потом так же медленно повторяет ее вместе с малышом;
  • пение в медленном темпе.

Упражнения для коррекции тахилалии можно повторять несколько раз в день максимум по 5 минут.

Работа с текстом: варианты заданий

С текстом можно работать в нескольких направлениях.

Во-первых, попросить малыша медленно рассказать какую-нибудь историю или сказку.

Во-вторых, взрослый называет малышу несколько слов, из которых он должен составить предложение со смыслом.

А вот упражнения для маленьких пациентов, которые умеют читать. Например, малышу дают текст, который он должен потом пересказать. Также можно читать под такт, громко вслух и, наоборот, про себя. Эффективна обычная беседа в форме вопроса-ответа, прослушивание образов правильной речи.

Коррекционная работа длится от полугода до года.

Профилактика тахилалии у детей

Предупредить развитие речевого расстройства может бережное и ответственное отношение к здоровью ребенка — обеспечение его безопасности во избежание черепно-мозговых травм, инфекций. Также важно регулярно посещать педиатра, чтобы своевременно диагностировать возможные проблемы — опухоли мозга, психические или нервные нарушения.

К профилактическим мероприятиям относится также своевременное лечение выявленных заболеваний, в том числе и травм. А также и коррекция поведенческих нарушений, плохой памяти, гиперактивности.

Важно, чтобы родители не закрывали глаза на проблемы со здоровьем малыша, надеясь, что «пройдет само».

Прогнозы тахилалии у детей

Только лечащий врач может сказать, каких результатов и когда можно ждать. Это зависит от многих факторов — степени выраженности расстройства речи, общего состояния здоровья малыша, своевременности коррекции и усилий, которые приложили родители и сам ребенок (в том числе и работе дома).

Если родители уделяют достаточно внимания ребенку, занимаются с ним, выполняют все назначения врача по формированию речевых навыков, то прогнозы более чем положительные. Главное — не лениться и выполнять все рекомендации специалиста.

Коррекция речевого расстройства — это непростой и долгий путь, но его необходимо пройти ради будущего своего ребенка. В противном случае болезнь может стать причиной социальных и личностных проблем, вплоть до депрессии.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Тем, кто вас слушает, может быть трудно воспринимать слишком быструю речь. Часто такая речь является результатом нервного тика, который заставляет вас запинаться во время речи. Если вы говорите слишком быстро, есть несколько действий, которые можно предпринять. Попробуйте вокальные упражнения, которые помогут вам замедлять речь при помощи пауз, и учитесь произносить каждое слово по отдельности. Кроме того, можно записать свою речь на диктофон. Это поможет вам определить места, в которых следует замедлиться, а также позволит отметить паузы в распечатанном тексте выступления, чтобы напоминать себе о необходимости перевести дыхание.

  1. Изображение с названием Talk to Your Parents Step 18

    1

    Произносите каждое слово более четко. Одна из самых больших проблем у людей, которые говорят слишком быстро, заключается в том, что они часто сцепляют слова таким образом, что их трудно понять. Потратьте некоторое время, тренируя произношение слов, особенно если вы соединяете их вместе в предложении. [1]

    • Не пропускайте ни одного слова, даже самого маленького. Произносите каждый слог каждого слова.
  2. Изображение с названием Talk Slower Step 2

    2

    Тренируйтесь произносить скороговорки. Скороговорки предназначены для того, чтобы помочь вам натренировать мышцы во рту и улучшить произношение. Проговаривайте разные скороговорки, чтобы разогреть свой голос перед речью или просто, чтобы замедлить ритм в целом.[2]

    • Попробуйте повтоить несколько раз: «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали». Проговаривайте каждый слог.
    • Скажите: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Произносите четко каждое слово. Повторяйте фразу снова и снова.
  3. Изображение с названием Talk Slower Step 3

    3

    Растягивайте гласные звуки. Тренируя произношение, старайтесь растягивать гласные звуки, чтобы добавить длины каждому слову. Это поможет вам говорить медленнее и четче.[3]

    • Сначала выделяйте слово, а потом добавляйте короткую паузу между каждым из них. Со временем вы научитесь не склеивать слова вместе и при этом будете четко их произносить.

    Реклама

  1. Изображение с названием Talk Slower Step 4

    1

    Добавляйте паузы в подходящее время. Многие люди, которые говорят слишком быстро, пропускают места, где при нормальной речи должна была быть пауза. Например, паузы между предложениями, после основной части информации и при смене темы. Попробуйте приложить сознательное усилие, чтобы добавлять больше пауз во время речи.[4]

    • Возможно, вам нужно будет делать паузы после каждого слова или добавлять очень длинные паузы после важной информации.
  2. Изображение с названием Talk Slower Step 5

    2

    Разрешайте себе время от времени использовать слова-паразиты. Эти слова являются разговорными инструментами, которые позволяют слушателю лучше понимать сказанное, а также дают говорящему время подумать. Позволяя себе время от времени использовать эти слова в речи, вы сможете замедлить свое выступление. Это также позволит вашей аудитории лучше следить за ходом ваших мыслей.

    • Примеры слов-паразитов: «хм», «ну», «вот», «то есть», «значит».
    • Имейте в виду, что при использовании слишком большого количества слов-паразитов может создастся впечатление, что вы изо всех сил пытаетесь подобрать правильные слова или не знаете ответа. Используйте их в умеренном количестве и только для того, чтобы замедлить свою речь.
  3. Изображение с названием Talk Slower Step 6

    3

    Дышите чаще. Иногда люди слегка задерживают дыхание или говорят быстрее, чтобы произнести больше слов на одном дыхании. Если вы хотите говорить медленнее, приложите серьезное усилие, чтобы дышать чаще во время речи. [5]

    • Если у вас есть распечатанный текст выступления, имеет смысл сделать в нем отметки-напоминания, чтобы не забывать дышать и делать это чаще, чем обычно.
  4. Изображение с названием Talk Slower Step 7

    4

    Установите зрительный контакт со слушателями. При выступлении с речью или при разговоре с другими людьми может быть полезно установить зрительный контакт с тем, кто слушает. Практикуя этот прием, вы будете ждать от своего слушателя сигналов (поданных вербально или языком тела), прежде чем продолжать говорить по теме. Это значит, что вы будете вынуждены замедлиться, чтобы приспособиться к своей аудитории.[6]

    • Более медленная речь и зрительный контакт с аудиторией помогут ей следовать за вашими словами и понимать, о чем вы говорите.
  5. Изображение с названием Talk Slower Step 8

    5

    Практикуйте приемы самоуспокоения. Слишком быстрая речь часто вызвана тревожностью или нервозностью при общении. Может быть полезно практиковать приемы самоуспокоения, чтобы замедлять ритм своей речи. [7]

    • Старайтесь медленно считать вдохи и выдохи. Глубоко вдохните и медленно выдохните. Считайте каждый вдох и выдох, и продолжайте выполнять это упражнение в течение 1–5 минут.
    • Попробуйте сжимать и расслаблять мышцы. Начните с мышц в верхней части тела и двигайтесь вниз. Напрягите мышцы лба и лица во время вдоха. На мгновение задержите дыхание, а потом медленно расслабьтесь, разжимая мышцы по мере движения. Повторяйте этот процесс, опускаясь к нижней части тела, сжимая и расслабляя все свои мышцы.

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Эми Чепмен, MA, CCC-SLP — голосовой терапевт и специалист по певческому голосу. Лицензирована и сертифицирована в качестве специалиста по речевым и языковым патологиям. Посвятила свою карьеру тому, чтобы помогать профессионалам, желающим улучшить и оптимизировать свой голос. Читала лекции об оптимизации голоса, речи, здоровье голоса и голосовой реабилитации в университетах Калифорнии, включая Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, Южно-Калифорнийский университет, Чепменский университет, Калифорнийский политехнический университет в Помоне, Университет штата Калифорния в Фуллертоне и Лос-Анджелесе. Прошла обучение по программам Lee Silverman Voice Therapy, Estill, LMRVT, состоит в Американской ассоциации речи и слуха.

    Amy Chapman, MA

    Наш специалист согласен: «Люди склонны говорить очень быстро, когда нервничают, и по этой же причине говорят неразборчиво. Срабатывает реакция на стрессовую ситуацию, и ваш мозг работает на огромной скорости, точно так же как ваше сердце начинает биться ускоренно. Постарайтесь сделать паузу и чуть-чуть помолчать. Во время паузы подумайте, что сказать дальше. Это замедлит ваш сердечный ритм и успокоит вас, и вы четче будете представлять себе, что сказать».

    Реклама

  1. Изображение с названием Talk Slower Step 9

    1

    Прочитайте текст вслух с разной скоростью. Попробуйте прочесть отрывок вслух на своей привычной скорости, а затем — быстрее обычного. Так любой другой темп будет казаться более медленным. Затем перечитайте текст, сознательно замедляя речь. И продолжайте замедляться до тех пор, пока темп не покажется преувеличенно медленным.[8]

    • С практикой подобные изменения скорости помогут вам научиться контролировать темп речи.
  2. Изображение с названием Talk Slower Step 10

    2

    Читайте текст вслух с разной громкостью. Прочитайте отрывок вслух с привычной громкостью. Затем попробуйте прочитать его вслух шепотом. Потренируйтесь читать разные вещи, приглушив голос до шепота. Дополнительное усилие, затрачиваемое на выталкивание воздуха, когда вы говорите тихо, автоматически замедлит вашу речь.[9]

    • Постарайтесь сделать глубокий вдох, а потом выдыхайте весь воздух, заканчивая одну фразу. Делайте паузы между фразами.
  3. Изображение с названием Talk Slower Step 11

    3

    Запишите свою речь на диктофон. Многие люди не слышат проблемы, возникающей при их речи, особенно в момент выступления или разговора. Запишите себя на диктофон во время выступления (желательно во время живой презентации, а не только во время репетиции), чтобы вы могли прослушать себя и проанализировать свои ошибки.[10]

    • Воспроизводите запись, когда будете одни и когда у вас будет время, чтобы проанализировать услышанное. Попробуйте повторить ту же самую речь, но прикладывайте сознательные усилия, чтобы исправить некоторые проблемы, замеченные при прослушивании записи.
    • Подумайте о местах, в которых ваша речь казалась особенно быстрой, и потренируйтесь замедляться особенно в эти моменты.
  4. Изображение с названием Talk Slower Step 12

    4

    Попросите кого-нибудь послушать вас и дать отзыв. Попросите лучшего друга или коллегу послушать вашу речь и сделать для вас пару пометок. После окончания выступления попросите человека любыми соображениями, особенно связанными со скоростью вашей речи.[11]

    • Старайтесь воспринимать критику доброжелательно. Помните, что вы сами попросили человека о ней.

    Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 23 492 раза.

Была ли эта статья полезной?

Я волнуюсь и говорю быстро! Как говорить медленно и понятно? Что делать, если проглатываю слова и слоги? Часто, когда волнуюсь, говорю быстро и заикаюсь…Мы поможем восстановить нормальный темп речи и Вы забудете о волнении раз и навсегда!

Быстро говорите и проглатываете слова?

Волнуетесь, когда общаетесь?

Как не спешить и не тараторить?

Мы поможем нормализовать темп речи!

Многие не знают… что темп речи — это дыхание! Как вы дышите, так и говорите… 

Это искусство делать паузы!

Люди, которые говорят очень быстро:

— не оставляют пауз для поддержки правильного дыхания

— и еще причина: язык малоподвижен

Такому языку трудно переключаться с одного положения в другое (звуки имеют разную позицию — одни за нижними зубами, другие — за верхними, а есть и заднеязычные!

Однако, если язык вялый, то говорить будет трудно! Тут нужна логопедическая помощь!

Темп речи также напрямую зависит от расстановки пауз!

Быстрый темп речи хорош при условии, что четко произносятся все слова, что паузы достаточны для того, чтобы слушатель обдумал сказанное!

Пауза нужна для того, чтобы вдохнуть воздух, дать своему мозгу возможность подготовить то, что будет сказано, а слушателю — осознать уже сказанное. Паузы дают отдых и мозгу и телу!

Некоторые из нас не решаются держать паузы и заполняют промежутки словами-паразитами, всякими: «э-э-э»,»м-м-м», «понимаете», «ну», «вот» и т.п.

При использовании мусорных слов речь приобретает оттенок нерешительности, а говорящий выглядит неуверенно.

Умение держать паузу — признак большой уверенности! Люди видят, что вы делаете паузы для того, чтобы думать, и это придает вам дополнительный авторитет!

Если собеседники будут видеть, что вы чувствуете себя комфортно, им тоже будет комфортно в беседе с вами.

Как мы придем к нормальному темпу:

1. Это дыхательная гимнастика. У людей с быстрым темпом — поверхностное ключичное дыхание (им хватает дыхания на 1-2 слова, а 3-е слово вынуждены «съесть» или проглотить окончание). Необходимо раскрыть диафрагмальное дыхание, чтобы Вам хватило дыхание на полное предложение из 5-6 слов!

2. Упражнения на подвижность речевого аппарата.

И это НЕ произношение скороговорок!!! Типичная ошибка многих — не повторяйте ее!

3. Логопедические упражнения на дикционную точность!

4. Ритмизация речи (это комплекс упражнений с доборами воздуха и ритмом речи)

Приглашаем к нам!

Дыхательная гимнастика — одно из самых удивительных занятий, где
Вы успокаиваетесь и начинаете лучше ощущать свою речь и получаете огромное
удовольствие от нормального темпа.

Мы ставим речь тем, кто
раньше считал, что у него нет никаких шансов.

Развиваем
чувство свободы от скованности и зажимов.

Развиваем диафрагмальное дыхание.

Нормализуем темп речи. 

Эти занятия помогут Вам:

позабыть про волнение, что вас не поймут,

сделать свою речь
инструментом, проникающим в души людей,

избавиться от телесных зажимов
и приобрести спокойную речь,

создать свой новый речевой образ.

Обращайтесь и мы будем рады поработать с Вами.

Подайте заявку на консультацию и логопед свяжется с Вами.
(поля отмеченные * обязательны для заполнения)

упражнения для тренировки и улучшения дикции

Что такое дикция? Дикция – отчетливое произнесение звуков согласно фонетическим нормам языка. Четкая, разборчивая, правильно поставленная речь – один из важных элементов успешности и привлекательности. Любое публичное выступление обречено на провал, если оратор не обладает хорошей дикцией. Не всегда человек с рождения награжден идеальными речевыми данными.

Содержание

  • Компоненты дикции
  • Для чего нужна хорошая дикция
  • Причины плохой дикции
  • Как развить дикцию
  • Упражнения для улучшения дикции и четкости речи
    • Разминка
    • Произношение отдельных звуков
    • Постановка дыхания
    • Скороговорки
    • Тренировка диафрагмы
  • Особенности правильного произношения у взрослых
  • Как улучшить речь ребенка
  • Как же правильно тренировать скороговорки для развития дикции у взрослых?
  • Как развить дикцию и четкость произношения с помощью тренинга

Компоненты дикции

Дикция имеет свои компоненты, и даже взрослый человек может и должен с ними работать, тем самым в процессе улучшая свою речь.

Компоненты дикции следующие:

  • Правильная артикуляция – расположение органов артикуляции в необходимом для правильного произношения звуков положении.
  • Отчетливая артикуляция – точное произношение звуков, слогов в составе слова. Отчетливость артикуляции определяет разборчивость речи. Четкое произношение звуков и слогов напрямую зависит от натренированности артикуляционного аппарата.
  • Манера произношения – способ произношения тех или иных слов, присущий отдельному человеку. Особенность растягивать или «проглатывать» некоторые слоги, делать паузы в начале или конце слова, добавлять посторонние звуки между словами, слова-паразиты, темп произношения – все это является манерой произношения.

Для чего нужна хорошая дикция

Учитель, воспитатель, телеведущий, актер, певец, оратор – лишь малая часть профессий, где наличие совершенной дикции играет большую роль. А вообще, хорошая дикция нужна любому человеку в обычной жизни. Людям с идеальной дикцией проще:

  • найти работу, друзей;
  • донести свои мысли до слушателей;
  • произвести приятное впечатление во время выступления;
  • привлечь внимание аудитории.

Дикция – основополагающий элемент человеческой культуры. К тому же, присутствие в речи дефектов рождает комплексы, которые сопровождают человека всю жизнь.

Причины плохой дикции

Плохая дикция и нечеткая речь встречается как у детей, так и у взрослых. Логопедия называет несколько причин нарушения дикции:

  • Физиологические. Например, врожденные аномалии (недоразвитость уздечки языка, патология костных тканей, неправильный прикус).
  • Биологические, когда нарушения речи связаны с неблагоприятными факторами, возникшими в детском возрасте (серьезные инфекции, травмы), или с генетической предрасположенностью.
  • Социальные. Расстройство произношения возникает из-за неуверенности в себе, личных комплексов, стеснительности, проблем в общении с окружающими. Такой человек говорит тихо и неразборчиво, глотает звуки.

Тренируем речь. Как развить и повысить дикцию

Как развить дикцию

Дикцию можно тренировать и развивать, добиваясь идеального произношения. Это большая работа над собой, ведь для достижения результата необходимо регулярно заниматься. Чтобы улучшить артикуляцию, достаточно тренироваться 15-20 минут в день. Прогресс можно наблюдать уже через 1-2 месяца систематических занятий. Хотите?

Дикционные упражнения. Улучшаем дикцию и четкость речи

1. Разминка

Перед началом упражнений для улучшения характеристик своей речи необходимо провести разминку артикуляционного аппарата.

Пример:

  • Высунуть язык как можно дальше изо рта, вернуть обратно максимально глубоко. 5-7 повторений.
  • Касаться кончиком языка поочередно правой и левой щеки изнутри. По 10 раз для каждой из сторон.
  • С закрытым ртом выполнять круговые движения языком по внутренней поверхности нижних и верхних зубов. По 20 раз в каждую сторону (по часовой стрелке и против).
  • Достать язык и очертить им 10 кругов по часовой стрелке и 10 кругов против часовой стрелки.
  • Вытянуть губы трубочкой, сохранять это положение 3-5 секунд. Затем растянуть их в улыбку и задержаться на 3-5 сек. 7-10 повторений.
  • Максимально надуть щеки и перекатывать воздух по кругу. Совершить 5-7 кругов в каждую сторону.
  • Провести легкую разминку мимических мышц лица (гримасничать, изображать грустное и веселое лицо, выпучивать глаза и т.п.).

2. Произношение отдельных звуков

  • Произносим поочередно разные парные взрывные согласные буквы: сочетания «б-п», «д-т», «г-к». Проговариваем их сначала отдельно, потом с добавлением мягкого знака, затем присоединяем любой гласный звук.
  • Четкое, «взрывное» произнесение конечных согласных. Ба-ба-бапп, гу-гу-гукк. Чередуем все парные согласные с каждой гласной.
  • Произносим отдельные гласные, следя за правильным положением артикуляционного аппарата, затем в комбинации с любыми другими гласными (о-а, о-у, а-и, у-и, о-ы, э-о и т.д.). Это упражнение удобно выполнять перед зеркалом.
  • Тренируем сложные буквенные комбинации (лрда, лря, шра, чру, лри, мфо и т.п.).
  • Проговариваем различные звуковые ряды (трка-трко-трки-трку-тркэ-тркы и т.п.).

3. Постановка дыхания

  • Открываем рот, вдох и выдох делаем носом. 10 повторений.
  • Кладем руку на живот, делаем спокойный вдох носом. Выдох производим ртом через едва открытые губы. Тут важно почувствовать подвижность живота и ритм. Сделать 5-7 повторений.
  • Зажимаем одну ноздрю пальцем, делаем небольшой вдох и выдох через другую. 5 повторений с каждой ноздрей.
  • Вдыхаем через нос, создав сопротивление воздуху нажатием пальцами на крылья носа.
  • Делаем вдох, а при резком выдохе втягиваем живот.

4. Скороговорки

Существуют два типа скороговорок:

  • для мозга – выговаривать легко, но путаются слова (Клара у Карла украла кораллы)
  • для языка – если вам трудно говорить шипящие (Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовашегося Вавилу).

Это эффективный метод для улучшения качества произношения. Не старайтесь сразу произносить скороговорки быстро. Начать стоит с медленного и качественного проговаривания, постепенно увеличивая темп. Скороговорки могут быть как на русском, так и иностранных языках. Также полезным упражнением является проговаривание скороговорок с орешками или конфетами за щеками, можно использовать зажатый между зубов карандаш. Максимальная нагрузка на артикуляционные мышцы при выполнении такой работы позволяет быстрее прийти к поставленной цели.

5. Тренировка диафрагмы

Во время публичных выступлений многие люди ощущают нехватку дыхания. Особенно это заметно при использовании длинных и витиеватых фраз. Договорить или допеть фразу до конца позволит натренированная диафрагма. Эффективные упражнения:

  • На выдохе тяните любой гласный звук максимально долго. При регулярных тренировках это время увеличивается до 25-30 сек, когда по началу будет получаться только 5-8 сек.
  • Надувание воздушных шариков, резиновых мячей, кругов, матрасов.

Особенности правильного произношения у взрослых

Особенности правильного произношения у взрослых

Часто встречающимся у взрослых людей недостатком является нечеткая дикция. И это не обязательно связано с врожденными недостатками. В речи взрослого человека нередко можно услышать как звучит «нуканье», протяжное «ээ», проглатывание окончаний или просто неразборчивые слова. Поэтому зачастую основными причинами торопливого и неясного изложения становятся:

  • Плохо развитые артикуляционные мышцы;
  • Проблемы с постановкой голоса;
  • Неправильное владение техникой и темпом речи;

Особенность развития дикции у взрослых заключается в том, что привить правильное произношение намного сложнее, чем детям. Если на протяжении длительного времени некоторые звуки произносились неправильно, то к новому выговору придется привыкать долго. Необходимо постоянно именно контролировать себя, преодолевая психологический барьер.

Актеры, телеведущие, дикторы постоянно совершенствуют свою дикцию, прибегая к определенным упражнениям и тренировкам:

  • Регулярная зарядка речевого аппарат;
  • Чтение книг, текста вслух и проговаривание скороговорок;
  • Систематическое повторение сложных звуковых рядов;
  • Прослушивание записей своей речи на диктофоне.

Как улучшить речь ребенка

Для любого ребенка родители – предмет для подражания во всем, в том числе и в разговорной речи. Чтобы развить хорошие речевые навыки у детей, сами родители должны ими обладать. Разговаривать с малышом нужно всегда на уровне, превышающем его собственный. Важно хорошо артикулировать, произносить с разной интонацией, как вопрос и ответ. Таким образом, ребенок будет постоянно совершенствовать свою речь.

Пока ребенок еще маленький, незнакомые ему слова нужно повторять много раз (это может вызвать трудности), чтобы он их запомнил, произнести с четкой артикуляцией. Если к 5-6 годам, у малыша наблюдается нарушение дикции, говорит невнятно, не стоит пренебрегать посещением профессионального врача-логопеда для коррекции речи, он поможет исправить ситуацию. Нужно понять, что улучшить словарный запас возможно только с вашей помощью: читайте книги, стихи и внятно общайтесь с ребенком.

Как же правильно тренировать скороговорки для развития дикции у взрослых?

При очень быстром проговаривании некоторых скороговорок, человек может испытывать затруднения. Зачастую, «затык» происходит в определенном звукосочетании конкретного слова. Не стоит возвращаться в начало и стараться снова ее прочесть быстро. Гораздо лучше и результативнее будет остановиться на сложном для произношения слове, проговорить его несколько раз понятно, медленно и вдумчиво, постепенно увеличивая темп. Попробуйте прочитать скороговорку с разными интонациями (удивленной, возмущенной, вопросительной и т.д.) или напевать ее на мотив песни. Не менее важно при работе со скороговорками доносить их смысл, расставляя речевые акценты в предложении.

Подобные упражнения на развитие артикуляции займут немало времени, но способны отточить вашу дикцию.

Как развить дикцию и четкость речи с помощью тренинга

Великий режиссер и педагог К.С. Станиславский уделял большое внимание развитию дикции. Он точно говорил, что речь должна быть правильной и красивой не только на сцене, но и в жизни. О том, как выработать дикцию, он говорит в трех разделах второго тома «Работы актера над собой».

Курсы ораторского мастерства помогают в более короткие сроки улучшить дикцию, развить свой голос и получить базовые навыки оратора. Для правильного произношения нужно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое небо и нижнюю челюсть. Под руководством специалиста по технике речи вы научитесь говорить чисто, четко и выразительно. Индивидуальный подход и обратная связь поможет максимально глубоко разобраться в этом вопросе. После тренинга вы будете говорить долго и без усталости. Простые, но эффективные упражнения помогут освободить голос от зажимов, с успехом развить артикуляцию, тембр и силу голоса, чувствовать себя свободно на публичных выступлениях.

Приходите в театральную студию Бенефис.

Мы научим вас:

  • Как сделать свой голос сильным и уверенным
  • Как улучшить дикцию и добиться четкого произношения
  • Как снять зажимы и раскрепоститься
  • Как научиться импровизировать
  • Как работать с камерой
  • Как работать со своим спектром эмоциональных состояния
  • И многое другое

Выберете для себя наиболее удобный формат занятий сейчас и начинайте говорить четко и правильно. Мы проводим занятия для взрослых и детей в центре Москвы.

Курс актерского мастерства для взрослых

Курс:

Актерское мастерство для взрослых

На курсе для взрослых вы узнаете как развить свои коммуникативные навыки, улучшить речь, побороть застенчивость

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Актерское мастерство
  • Коммуникативные навыки
  • Четкость речи
  • Раскрепощение

13 000 человек прошло курс

Курс актерского мастерства для взрослых

Посетить пробное занятие

Курс риторики

Курс:

Обучение риторике




Для тех кто хочет развить свои коммуникативные навыки

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Риторика
  • Ораторское мастерство
  • Публичные выступления
  • Коммуникативные навыки

Курс риторики

Посетить пробное занятие

Курс художественного чтения

Курс:

Художественное чтение




Вы научитесь выразительно читать и разговаривать так, чтобы вас слушали

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Громко и уверенно говорить
  • Публичные выступления
  • Ораторское мастерство
  • Риторика

Курс художественного чтения

Посетить пробное занятие

Курс сценической речи

Курс:

Сценическая речь




Курс для тех, кто хочет прокачать и улучшить свою речь

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Уверенный голос
  • Ораторское мастерство
  • Искусство публичных выступлений
  • Риторика

Курс сценической речи

Посетить пробное занятие

Плохая дикция

Люди с четкой от природы дикцией встречаются редко. Но свою речь можно развить регулярными упражнениями для дикции до достижения приемлемого результата.

  • Из чего состоит дикция речи
  • Как улучшить взрослому и подростку
  • Работа над дикцией и произношением
  • Упражнения для дикции и голоса
  • Упражнения для дикции и артикуляции
  • Скороговорки для развития дикции

Дикция речи

Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат
производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.

Дикция речи состоит:

  • Из отчетливой артикуляции;
  • Правильной артикуляции;
  • Манеры произношения: темпа и интонации.

Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой
артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести.
Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека.
Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.

Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно
влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может
появится картавость и гнусавость.

Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к
монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией.
Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.

Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо
произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных
упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.

Как улучшить дикцию взрослому и подростку

Основной причиной недостаточного развития дикции можно назвать малоподвижность нижней
челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. В результате слова
произносятся нечетко, глухо, речь кажется «скомканной».

Для улучшения речи разработаны речевые упражнения, которые помогут устранить недостатки
произношения звуков. Регулярное выполнение предлагаемых упражнений поможет исправить дефекты
дикции речи, сделать ее четкой и выразительной.

Работа над дикцией и произношением

Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к
каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого
слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.

Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой.
Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную
проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того,
чтобы решить эти проблемы придется поработать.

Упражнения для дикции и голоса

При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что
для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.

Упражнения, которые помогут подготовить нужные мышцы:

  • Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О».
    При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если
    произносить звуки как можно глубже в полости рта.
  • Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести:
    «ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы и «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы.
  • Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим
    языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У».
  • Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений
    неба, щек и губ тянем звук «М».

Упражнения для дикции и артикуляции

Так как в четком произношении активно участвует кончик языка, используем упражнения,
развивающие его гибкость:

  • Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов
    «проговаривайте» да-да- да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д».
  • Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох
    носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить
    резко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз.
  • Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губные
    мышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка.
  • Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться
    дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом. Попробуйте прочесть небольшой текст с
    нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А
    теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.

Скороговорки для развития дикции

Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать
и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно
проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в
произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.

Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на
работу, езде в автомобиле, при работе дома. Специалисты считают, что три недели использования
скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.

Вот малая доля наиболее популярных скороговорок, которые помогут улучшить дикцию:

  • Для тренировки звуков: р, л, м, н.
    — Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
    — Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Для тренировки звуков: б, п, в, ф, г, к, д, т, х.
    — В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
    — Все бобры для своих бобрят добры.
  • Для тренировки звуков: с, з, ш, ж, ч, щ, ц.
    — Свиристель свиристит свирелью.
    — Прецедент с претендентом.

Если же необходимо устранить довольно серьезные дефекты речи или быстрее поправить речь,
лучше всего обратиться к логопеду. В индивидуальном порядке или на специализированных
курсах логопеды помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращать
внимание. Также они подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикцию
именно в вашем случае.

Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины плохой дикции, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и быстрым.

Как развить дикцию и четкость речиХорошая дикция – это умение четко и понятно произносить слова и фразы. К сожалению, далеко не каждый взрослый может ею похвастаться. Если шутка «Любите ли вы Кафку? – Да, особенно гречневую» про вас, это означает только одно: пора всерьез поработать над своей дикцией. Рассказываем, как это сделать и с чего начать.

1. Читайте вслух как можно больше

Для занятия подойдет совершенно любая книга. Включите диктофон на смартфоне и приступайте к чтению. Прочитав несколько абзацев, прослушайте запись. Проверьте себя: не потеряли ли вы некоторые слова? все ли окончания произнесли отчетливо? как звучит голос – монотонно или нет? Скорее всего, первая запись будет далека от идеала. Прочитайте этот же отрезок заново, на этот раз тщательно следя за окончаниями, стараясь проговорить все буквы. Если вы сбиваетесь, воспользуйтесь линейкой или закладкой, так будет легче следить за строчками. Тренируйтесь, пока не достигнете хорошего результата.

2. Следите за своей интонацией

Правильная интонация – одна из важнейших характеристик отличной дикции, ведь с ее помощью мы передаем до 80% информации. Не будем вас грузить многочисленными интонационными конструкциями. Напомним несколько основных правил.

  • К середине обычной фразы тон голоса всегда повышается, к концу понижается.
  • В вопросах и восклицаниях тон в конце фразы всегда выше, чем в начале.
  • Между предложениями обязательно нужна небольшая пауза длительностью 1-3 секунды.
  • Переходя от одной мысли к другой (от одного абзаца к другому), делайте пятисекундную паузу.

Следя за интонацией, мы достигаем сразу нескольких целей:

  • наши высказывания более понятны и интересны слушателям;
  • голос обретает уверенность и более приятное звучание;
  • слушатель лучше ориентируется в информации, которую мы хотим ему передать.

Кроме того, контроль интонации помогает нам преодолеть застенчивость, ведь в момент речи мы сосредотачиваемся на произносимых словах, а не на своих внутренних переживаниях.

Читайте также: Как научиться правильно писать без ошибок?

3. Тренируйтесь регулярно

Результат гарантирован только в том случае, еслиа вы упражняетесь постоянно, а не от случая к случаю. Работайте над произношением ежедневно. Например, оттачивать скороговорки можно, пока вы занимаетесь домашними делами.

4. Делайте упражнения для речевых органов

Логопеды часто объясняют неправильное произношение звуков с недостаточной натренированностью органов и мышц, участвующих в их артикуляции. Помогут специальные упражнения. Например,

  • Возьмите в зубы карандаш и попробуйте произнести фразу из 10-15 слов. Повторяйте до тех пор, пока каждое слово не будет получаться хорошо.
  • Наберите в рот орехов и произнесите любую скороговорку. Старайтесь каждый звук произносить максимально четко.
  • Высуньте язык и попытайтесь достать им до носа, до подбородка, потом – до правой и левой щеки.
  • Сомкните зубы и представьте, что их задняя сторона – это забор, а язык – кисточка. Сначала «покрасьте» нижний ряд, потом – верхний. Затем «рисуйте» линии по твердому нёбу.
  • Вытяните губы в трубочку и совершайте ими круговые движения по часовой стрелке, затем – в противоположную сторону.
  • Надуйте щеки и перекатывайте во рту воображаемый «воздушный шарик» из одной стороны в другую.

Это базовый комплекс упражнений, но даже он при регулярном выполнении дает хороший результат. Советуем выполнять его каждый раз перед чтением вслух, работой со скороговорками или публичным выступлением.

5. Работайте с конкретным проблемным звуком

Очень важно научиться правильно произносить изолированный звук. Например, вы не выговариваете [р], он не вибрирует, а звучит как [л] или даже как [в]. Первый шаг – приведите органы речи в нужное положение:

  • произнесите звук [к] несколько раз, почувствуйте, как задняя часть языка поднимается в этот момент и замрите;
  • кончик языка уприте в бугорки возле верхних зубов;
  • энергично выдохните и направьте поток воздуха к кончику языка – он должен завибрировать;
  • добавьте голос.

Второй шаг – учимся произносить звук в различных сочетаниях, например:

  • дра – дрэ – дры – дро – дру, драма, дракон, друг, кадр, кедр;
  • зра – зрэ – зры – зро – зру, зразы, зрачок, прозрачный;
  • гра – грэ – гры – гро – гру, град, грек, грызун, гром, грусть;
  • тра – трэ – тры – тро – тру, трамвай, метро, труба, метр;
  • кра – крэ – кры – кро – кру, красный, круг, искра;
  • бра – брэ – бры – бро – бру, брат, бобр, брови;
  • пра – прэ – пры – про – пру, справа, против, прыжок.

Шаг третий – отрабатываем звук с помощью скороговорок. Сначала произносите их медленно, следите за четким произношением, затем наращивайте темп.

6. Орфоэпия – всему голова

Незнание норм произношения слов также негативно влияет на качество речи. Где можно найти орфоэпические нормы? Советуем заглянуть в орфоэпический словарик для подготовки к ЕГЭ по русскому языку или справочник для дикторов и телеведущих. Многие филологические сообщества в соцсетях часто публикуют разнообразные шпаргалки.

Читайте также: Развивающие занятия для детей до года

7, Чистота и богатство речи

Качество речи резко снижается, если вы постоянно употребляете слова-паразиты, такие как «блин», «ну», «типа» и т. д. Из-за них информация кажется собеседнику неважной, поэтому она хуже воспринимается. Постоянно работайте над пополнением словарного запаса. Читайте толковый словарь, всегда уточняйте значения малознакомых слов, разгадывайте кроссворды.

8. Учитесь правильно дышать

Человек может говорить только на выдохе. Поэтому важно уметь правильно дышать, чтобы вам хватало воздуха на всю фразу. Для этого тренируйте диафрагму.

  • Встаньте, выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плече. Положите руку на живот. Вдохните через нос, почувствуйте, как живот двигается вперед. Совершите выдох через губы, вытянутые трубочкой.
  • Усложним предыдущее упражнение. Во время вдоха-выдоха ходите по комнате или совершайте наклоны.
  • Глубоко вдохните. На длинном выдохе тяните любую гласную. Старайтесь держать ее как можно дольше, не меняя тональности.

9. Обратитесь за помощью к специалисту

Самостоятельных занятий часто оказывается недостаточно. Ведь только логопед с натренированным слухом может точно определить, насколько правильно вы произносите тот или иной звук, и подсказать наиболее простой путь решения проблемы. Также ценную помощь вам окажет преподаватель сценической речи.

Немного упорства, и у вас все получится.

Дата публикации: 15.10.2020. Последнее изменение: 21.07.2022.

Тахилалия

Тахилалия

Тахилалия — нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся патологически быстрым речевым потоком. При тахилалии значительно ускорен темп речи и общей моторики; отмечаются повторения, запинки, «проглатывания», искажения слогов и слов, нарушения письма и чтения. Пациент с тахилалией должен быть всесторонне обследован неврологом, психиатром, логопедом и психологом. Коррекционная работа при тахилалии включает комплексное медицинское, психотерапевтическое и логопедическое воздействие (бальнеотерапия, ЛФК, аутогенная тренировка, речевые упражнения, логопедическая ритмика и др.).

Общие сведения

Тахилалия (тахифразия) – чрезмерно скорый, неряшливый речевой поток, затрудняющий восприятие и понимание речи окружающими. Наряду с брадилалией (замедленной речью), тахилалия рассматривается как расстройство темпо-ритмической организации речи. В отличие от заикания, при тахилалии речевые судороги отсутствуют, однако не исключается переход несудорожных речевых запинок в судорожные. Структуру дефекта при тахилалии составляет патологически быстрый темп устной речи, нарушения письменной речи, моторное беспокойство, ускорение протекания всех психических процессов.

Тахилалия

Тахилалия

Классификация тахилалии

Кроме чистых форм тахилалии, встречаются формы патологически ускоренной речи, сочетающиеся с нарушениями фонетики, лексики и грамматики. К таким комбинированным формам относят баттаризм (парафразию) и полтерн (спотыкание).

При баттаризме, наряду с тяжелым расстройством темпа речи, имеет место неправильное построение фразы, аграмматизмы.

Полтерн характеризуется патологически убыстренным, прерывистым темпом речи с несудорожными запинками и паузами. Данная форма тахилалии неоднородна; внутри нее выделяют:

  • полтерн с моторными нарушениями (быстрый темп речи с неправильным артикулированием звуков)
  • полтерн с сенсорными нарушениями (быстрый темп речи с нарушением слухового внимания)
  • полтерн с трудностями подбора слов
  • полтерн с трудностями формулировки речи

Причины тахилалии

В логопедии существуют различные взгляды на причины и механизмы тахилалии. Ускоренный темп речи может наследоваться детьми от ближайших родственников, однако чаще возникновении тахилалии происходит на почве подражания торопливой речи окружающих или и неправильных приемов воспитания детской речи. К тахилалии более склонны неуравновешенные, легко возбудимые, гиперактивные дети. Возникнув в детском возрасте, тахилалия без специальной коррекции усиливается в подростковом периоде и нередко сопутствует человеку во взрослой жизни.

Возможно развитие тахилалии у больных с опухолями головного мозга; лиц, перенесших ЧМТ, нейроинфекции, нейрохирургические вмешательства. Полтерн может наблюдаться у пациентов с псевдобульбарным параличом, хореей, олигофренией, эпилепсией.

В основе патогенеза тахилалии лежит превалирование процессов возбуждения над торможением, что, в свою очередь, приводит к расстройствам темпа внутренней и внешней речи. Исследования показывают, что преобладание подкоркового ядра паллидума обусловливает повышенную двигательную активность. Однако при этом движения в общей и артикуляционной моторике становятся недостаточно координированными, что сопровождается расстройством ритма, темпа, плавности речи.

Тахилалия (псевдотахилалия) может являться симптомом психических расстройств: шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, органического психоза и др.

Симптомы тахилалии

Пациентов с тахилалией отмечает наличие характерной речевой и неречевой симптоматики. Главной характеристикой речи при тахилалии служит ее аномально убыстренный темп: в секунду произносится 20-30 звуков вместо 10-12, как при обычном, среднем темпе. Торопливая речь сопровождается запинками, повторами, перестановками, «проглатыванием» слогов и слов, невнятностью произношения фраз. Такой стремительный речевой поток практически невозможно понять. Привлечение внимания говорящего к своей речи на некоторое время ослабляет патологические проявления тахилалии, однако темп речи по-прежнему остается высоким по сравнению с нормой.

Наряду с экспрессивной речью, при тахилалии нарушается внутренняя и письменная речь. Возникающие в сознании слова быстро сменяют друг друга, еще до того, как человек успевает их произнести. При чтении и письме звуки, буквы и слоги переставляются местами, заменяются близкими по акустическим или графическим признакам.

Неречевые проявления тахилалии характеризуются нарушениями общей моторики, эмоционально-волевой сферы, поведения, вегетативной нервной системы. Под стать речи, все движения пациента с тахилалией быстры и стремительны; моторное беспокойство отмечается не только во время бодрствования, но и во сне. Познавательная сфера отличается неустойчивостью, быстрой переключаемостью внимания, недостаточным объемом моторной, слуховой и зрительной памяти. При резком возбуждении (волнении и споре) легко возникают вазомоторные реакции: потливость, тахикардия, покраснение кожных покровов.

При баттаризме и полтерн нарушаются все стороны речевой деятельности: экспрессивная и импрессивная речь, голос, просодика, речевое дыхание, артикуляционная моторика, лексика, грамматика, семантика.

Диагностика тахилалии

Медицинское обследование пациентов с тахилалией проводится неврологом и психиатром. При этом выясняется сопутствующая неврологическая симптоматика, состояние интеллекта, психические отклонения. В этом помогают данные анамнеза, жалобы, наблюдение, инструментальные исследования (электроэнцефалография, Эхо-ЭГ, МРТ головного мозга и др.).

Диагностическое обследование речи при тахилалии проводится логопедом. При этом исследуется состояние речевой моторики, особенности экспрессивной речи (звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи) и специфических форм речи (сопряженной, отраженной, шепотной, ритмической). При диагностике устной речи особое внимание обращается на темпо-ритмические характеристики, ударение, паузацию, характеристику голоса. Диагностика письменной речи при тахилалии включает задания на списывание и самостоятельное письмо, чтение слов, фраз и текстов с оценкой их скорости и качества. Психологом проводится обследование сенсорной, познавательной, эмоционально-волевой сферы.

Тщательное медицинское и логопедическое обследование позволяет дифференцировать тахилалию от заикания и дизартрии.

Коррекция тахилалии

Коррекционная работа при тахилалии склыдывается из медицинского, психотерапевтического и логопедического воздействия. Пациентам с тахилалией назначается медикаментозная терапия, физиотерапия, специальные комплексы лечебной физкультуры, нейроседативный массаж, бальнеотерапия, занятия с психологом.

Целью логопедической работы при тахилалии является выработка навыка спокойной, неторопливой, плавной, ритмичной речи.

Логопедические занятия по коррекции тахилалии проводятся в коллективной форме, организуя и дисциплинируя пациентов. На первом этапе пациентам назначается режим максимального ограничения речи. Работа по усвоению медленного темпа речи начинается с использования сопряженной, отраженной речи, вопросно-ответной беседы. На занятиях используется речевая зарядка, логоритмика, речевые упражнения под такт, громкое чтение, прослушивание образцов правильной речи. На заключительном этапе в работу вводятся пересказы, коллективные рассказы, чтение про себя и, наконец, — публичное выступление, которое затем подвергается анализу.

Курс коррекционной работы при тахилалии занимает 2,5-3 месяца; у детей — до 6-12 месяцев. При рецидивах тахилалии проводятся повторные комплексы занятий.

Прогноз и профилактика тахилалии

Возможность преодоления тахилалии определяется наличием у пациента невротических и психических расстройств, активностью сотрудничества пациента и его родственников с врачом и логопедом, микросоциальной средой, структурой дефекта. При баттаризме и полтерн прогноз неопределенный.

Профилактика тахилалии включает предупреждение и лечение травм головы, нервно-психических нарушений, инфекций и опухолей мозга; заботу о нервно-психическом развитии детей и правильном формировании их речи.

Тахилалия — лечение в Москве

Тахилалия. Ребёнок быстро говорит.

Тахилалия — речевое расстройство, чаще всего проявляющееся в детском возрасте. Заключается в ускоренной речи, проглатывании окончаний, иногда целых слогов, искажении звуков. Речь ускоренная, изобилует повторениями. При отсутствии должного лечения, со временем наступают значительные ухудшения, особенно ближе к пубертатному периоду. Может продолжаться в течение всей жизни. Нередко данному расстройству сопутствует заикание.

Разные исследователи считают, что ускоренная речь органически обусловлена нарушением главного механизма речи и следствием неправильной функции экстрапирамидной системы. Причины тахилалии активно изучались, так как данное нарушение могло послужить причиной возникновения заиканияБольшую роль в этом отводят наследственности, указывая на генетическую связь заикания с ускоренной речью.

Ядром в патогенезе Тахилалия является расстройство темпа внутренней и внешней речи за счет патологического преобладания процессов возбуждения. В.М.Бехтерев считал, что ускорение речи может быть связано с устранением тормозящих влияний, осуществляемых церебральными связями мозжечка, а также с ослаблением тормозных процессов, играющих роль в каждом движении, при котором сокращение одной группы мышц сменяется сокращением другой группы.

К моим личным наблюдениям относится тот факт, что заикание со временем трансформируется в тахилалию, но чаще бывает наоборот — ускоренная речь переходит в заикание. Оба этих расстройства объединяют несколько факторов, указывающих на то, что причиной данных расстройств является нарушение деятельности стриопаллидума. К наиболее ярким симптомам, свидетельствующих о вероятном наличии тахилалии, относятся
следующие признаки.

Для тахилалии свойственны следующие признаки: очень быстрый темп речи (примерно 20-30, вместо нормальных 10-12 звуков в секунду) без искажений синтаксиса и фонетики. Интервербальная акцелерация может усиливаться или уменьшаться, в зависимости от количества слогов в слове. Легче всего ее выявить во время произношения длинных фраз, поскольку короткие, в большинстве случаев произносятся довольно просто. Но при монологе, состоящем из длинных слов речь пациента становится путанной как из-за повторения слогов, так и из-за ускоренного темпа речи во время которой больной экстренно начинает подбирать наиболее уместные выражения.

Также расстройство можно выявить при прослушивании общей речи больного, которая в данном случае будет состоять из коротких отрывистых фраз. Такой разговор, на первый взгляд, выглядит бессвязным.

Ускоренная речь (интервербальная акцелерация) сопровождается повторениями слогов и проглатыванию окончаний. Это происходит вследствие того, что пациент произносит фразы настолько быстро, что речевой центр просто не успевает обрабатывать и воспроизводить информацию, поэтому произнесенная фраза выглядит как словесное нагромождение, в котором отсутствует часть слогов.

Множественными повторениями слога больной пытается замаскировать недостающие (проглоченные) части речи. Наиболее повторяемым слогом является либо смысловой, находящийся в центре слова, либо первый слог.

М. Зееман выделяет в симптоматике Тахилалии интервербальную акцелерацию (ускорение темпа речи), которая проявляется в многосложных словах, длинных фразах и длинных связных текстах. Длинное слово или словосочетание, название из нескольких слов и т.д. произносятся настолько стремительно, что из словесного нагромождения выпадают некоторые слоги, искажаются звуки из-за неточных и быстрых артикуляторных движений. Интервербальную акцелерацию можно объяснить тем, что при построении речи временно выключается регулирующее влияние коры головного мозга на течение речи.

Вместе с нарушением внешней речи наблюдаются похожие расстройства и внутренней речи, а также, чтения и письма. В памяти человека образуется именно требуемое слово, но оно сразу же, еще до произнесения, заменяется другим. На письме и в чтении наблюдаются замены, перестановки букв, звуков, слогов. Целые слова заменяются другими, похожими по звучанию или по написанию, но не всегда по смыслу.

Чаще всего она появляется в нарушениях моторики, психических процессов, эмоционально-волевой сферы, вегетативной нервной системы и в отклонениях поведения.

У человека с Тахилалией нарушается темп общих движений тела: они, как правило, становятся быстрыми и стремительными (быстрая ходьба, резкий старт и остановка, гиперактивность, нервные тики). Беспокойство отмечается даже во время сна (дети часто переворачиваются в постели). Ввнимание очень неустойчивое, переключаемость с одного объекта на другой очень повышенная, малый объем зрительной, слуховой и моторной памяти.

Течение мысли быстрее, чем возможность ее артикуляционного оформления. Дети с Тахилалией очень вспыльчивы, легко возбудимы. Во время нервного возбуждения появляются различные вазомоторные реакции: покраснение лица и ушей, появление пота на лице и других частях тела, потливость рук. Дети становятся эмоционально лабильными и абсолютно недисциплинированными. Быстрая речь производит на незнакомых неблагоприятное впечатление, и это отражается на дальнейшей жизни ребенка -формировании его, как личности. В старшем возрасте появляется разное отношение к дефекту:

1)     Часть людей оценивает стремительность в речи, как естественную и единственно подходящую для них форму.
2)     Другая часть переживает стремительность речи как заикание, и у них нередко диагностируют более поздние формы заикания.
3)     Третья часть людей настолько  отрицательно переживает такой темп речи, что это, в буквальном смысле слова, доводит их до изнеможения.

Все вышеперечисленные симптомы являются лишь следствием речевых нарушений, основанных на инстинктивном пропульсе речи. В случае сознательного замедления речи, можно скорректировать и даже устранить и другие признаки тахилалии. Однако во время лечения очень важно придерживаться дисциплины, от которой напрямую зависит положительный результат терапии. Длительность лечения в среднем занимает 2-3 месяца и имеет положительные результаты. Однако важно понимать, что чем младше ребенок, тем менее трудоемким будет процесс лечения.

Лечение основано на специальных упражнениях, которые позволяют научиться концентрироваться на скорости речи и осознанно ее замедлять. Наиболее подходящим инструментом для этого является чтение и разговор в заданном темпе, в процессе которого больному требуется отбивать темп рукой или ногой. Но обычно для этих целей используют метроном.

Специалист произносит короткие фразы, которые после повторяет ребенок, также медленно и спокойно. При этом специалист контролирует и предотвращает проглатывание и повторение слогов.  Если и без того ускоренная речь ребенка сопровождается заиканием (комбинированное нарушение) — схема лечения строится таким образом, чтобы в первую очередь устранить наиболее заметные симптомы.

Тахилалия часто сопровождается нарушением логичности и последовательности мышления. Лучшим упражнением будет составление рассказа по плану, направляя ребенка таким образом, чтобы его изложение было последовательным. Также развить логичность мышления позволяют упражнения, где ребенок договаривает фразы, начатые взрослым. При этом набор фраз должен быть обобщен одной темой.

После завершения курса лечения важно контролировать речь ребенка, замечая любые признаки возвращения тахилалии. Особенно важен первый год, поскольку существует вероятность возникновения рецидивов.

Обратился ко мне один молодой человек лет тридцати. Он был руководителем то ли в банковской сфере, то ли в страховой, но

суть в том, что его отправил к логопеду начальник, мотивировав это тем, что для роста нужно исправить речь. По словам руководителя, этот молодой человек говорил очень быстро и неразборчиво.

Сам же наш герой удивился и не понял, в чем проблема и решил пообщаться со своей девушкой, которая подтвердила, что

он говорит быстро, и ей многое не понятно — слова выпадают, окончания проглатываются и т.д.

После этого он обратился ко мне, и да, мы быстро диагностировали Тахилалию.
Кстати, это основной из показателей тахилалии – человек не знает, что у него проблема с речью. Если же он понимает, что говорит быстро и не все его сразу понимают, то это не тахилалия – это может быть манера разговора или диалект.

В результате были проведены такие занятия, как постановка дыхания, отработка гласных звуков, проработка слов и фраз, письменная речь… да-да, тахилалия отражается и на письме, как при СДВГ, так что парню пришлось писать сочинения и изложения.

В результате, молодой человек получил свое повышение — это совсем не значит, что он излечился, так как это, по сути, не заболевание. Как она сам это описал: «когда я себя контролирую, то все хорошо получается, главное не нервничать».

Задача его была выступать перед сотрудниками, и он с этим теперь справлялся без проблем.

А был другой случай, когда женщину-экскурсовода буквально уговорили записаться ко мне на прием, но мы с ней не стали заниматься, потому что она с дикой скоростью, на своем непонятном языке доказывала, что у нее все хорошо, и клиентов у нее мало по каким-то другим причинам.

Убедить ее в обратном не смогли — она осталась при своем.

Кстати, с моей точки зрения почти нет смысла исправлять тахилалию в детском возрасте. Дело в том, что при работе с этим диагнозом на первый план выходит самоконтроль, а его у детей, сами понимаете, очень мало. У меня была девочка с такой проблемой, ей было уже 12 лет, и даже тут было сложно работать из-за недостаточного самоконтроля с ее стороны.

Успешность коррекции тахилалии зависит от двух, противоположных друг другу, факторов.

Первое — раннее начало. Чем раньше начать исправлять тахилалию, тем меньше она входит в привычку говорить быстро и быстрее исправляется. Чем дольше формируется привычка, тем больше требуется времени и сил, чтобы от нее избавиться.

Второе – возможность исправления тахилалии сильно зависит от осознания своего дефекта. А осознание своего дефекта приходит, чаще всего, с возрастом. Детям речевые дефекты окружающие прощают, а взрослым нет. Именно поэтому лучше, ответственнее и качественнее занимаются именно взрослые.

Логопед Ирина Петровна проводит логопедические занятия через интернет для детей и взрослых при тахилалии.

               

Наверх

Нарушение темпа речи у детей и взрослых

Каждый день жизни человека проходит в общении. Мы общаемся дома, в магазине, на улице и во многих других местах. При разговоре мы, первым делом, обратим внимание на речь нашего собеседника, все ли в порядке со звукопроизношением, какой тембр голоса, какой темп речи.

Согласитесь, сложно слушать человека, который говорит очень медленно, только и ждешь, когда же он закончит. Но, и с быстро говорящим человеком – «тараторкой», общение не приносит удовольствие. Скорость, с которой мы разговариваем, определяется как темп речи. Темп речи – это то, сколько звуков, слов, слогов мы произносим за определенное время.

Замечено, что в частной беседе мы говорим быстрее, чем при публичных выступлениях. Если же взрослые люди беседуют с маленьким ребенком, то чаще всего они интуитивно снижают темп речи (60 слов в минуту), т.к. скорость речи влияет на понимание сказанного нами.

Да, иногда мы волнуемся, торопимся и тогда, темп речи увеличивается, или же, наоборот, после долгого тяжелого дня устаешь так, что сил разговаривать нет, и речь существенно замедляется. Но, тем не менее, эти состояния проходят, и темп приходит в норму. Следует отметить, что для взрослого человека нормой будет произносить 60-120 слов в минуту. Увеличение или уменьшение этих показателей, вне зависимости от ситуации, является нарушением темпа речи.

Для детей младшего возраста чаще всего характерен быстрый темп речи. Нервная система еще формируется, и процессы возбуждения преобладаю над процессами торможения. Постепенно ребёнок научится контролировать свою речь, и темп придет в норму. Если же это не случится, то в подростковом возрасте ситуация может усугубиться, существует риск сохранения быстрого темпа речи, особенно если в окружении ребёнка есть быстро говорящие люди.

Существует три вида нарушения темпа речи:

  • Брадилалия — патологически замедленная речь. При данном нарушении человек говорит очень медленно, делает паузы между словами, растягивает гласные звуки (Я…..гулял …ииии….увидел… красивый….дом). Причины, по которым возникает это нарушение различны: это может быть наследственность, поражение центральной нервной системы во время беременности и родов, олигофрения, черепно-мозговые травмы, депрессии и т.д. Кроме этого, замедленная речь может быть не связанна с какими-то патологиями и являться особенностью характера человека. Как самостоятельное нарушение, брадилалия может быть у флегматичных, вялых людей.
  • Тахилалия — патологически ускоренная речь. В отличие от предыдущего нарушения, речь при тахилалии будет очень быстрой, неразборчивой. Человек может переставлять, пропускать слоги в словах, повторяться, запинаться. (Всадурастетрастетдеверо и цветутцвецветы) Быстрый темп отмечается не только в речи, но и при чтении и письме. Школьник с тахилалией будет читать быстро, пропуская слова, «проглатывая» окончания, заменяя похожие буквы (о-а,и-ы,е-ё и др.)
  • Заикание — речь с запинками. Речь заикающегося будет с запинками, повторением некоторых звуков, слогов (Я ппппришел кккк вам. Я хо-хо-хотел скааазать). Но, в отличие от тахилалии, эти запинки будут вызваны судорогами, которые возникают в мышцах речевого аппарата (язык, мягкое небо, губы, нижняя челюсть). Выделяют два вида заикания: невротическое, когда имеются нарушения нервной системы и неврозоподобные, когда изначально здоровая нервная система под влиянием длительного стресса или сильного испуга дает сбой, что негативно сказывается на речи.

Если родители заподозрили у ребёнка нарушение темпа речи или взрослый человек, хочет исправить недостатки своей речи, то первым делом необходимо посетить логопеда. Специалист в ходе беседы выяснит всю необходимую информацию, проведет осмотр речевого аппарата, изучит особенности устной речи.

Коррекционная работа по преодолению нарушения темпа речи будет направлена на нормализацию плавности звучания. Она будет включать в себя: специально подобранные артикуляционные упражнения, упражнения на развитие правильного речевого дыхания, логоритмические упражнения.

Поскольку на темп речи влияет состояние нервной системы, не стоит пугаться, если логопед направит вас или вашего ребёнка на консультацию к неврологу или психотерапевту. С помощью различных исследований, они смогут точнее определить причину возникновения нарушения, а, следовательно, подобрать необходимое лечение для нормализации работы нервной системы. Помимо медикаментов может быть назначены лечебная физкультура, массаж, физиотерапия — все эти мероприятия направлены на укрепление нервной системы, для того, чтобы коррекционная работа с логопедом была более результативна.

Возможно, будет необходима работа с психологом или психотерапевтом для устранения тревожности, неуверенности в себе и других комплексов, негативно влияющих на речь.

Как мы видим, нарушение темпа речи не всегда зависит от особенностей характера человека, или какого либо эмоционального состояния.

В завершении статьи мы хотим предложить вам проверить темп своей речи.

Можно вооружиться диктофоном и записать на него небольшую историю, произошедшую с вами. Затем по записи подсчитать, сколько же слов вы произнесли за минуту.

Есть и другой способ: вооружитесь секундомером, или часами с секундной стрелкой и попробуйте прочесть стихотворение С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…». В норме взрослый человек может прочитать его за минуту, но помните, что при чтении не следует торопиться, читать необходимо в привычном для вас темпе. Если же чтение заняло у вас значительно больше или меньше времени, то стоит задуматься и понаблюдать за своей речью в повседневной жизни.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Быстрая эякуляция как исправить
  • Быстрая эрекция у мужчин как исправить
  • Быстрая речь у человека как исправить
  • Было ужасно весело найти речевую ошибку
  • Было бы ошибочно думать что языком