Catch error text js

Конструкция try...catch пытается выполнить инструкции в блоке try, и, в случае ошибки, выполняет блок catch.

Конструкция try...catch пытается выполнить инструкции в блоке try, и, в случае ошибки, выполняет блок catch.

Синтаксис

try {
   try_statements
}
[catch (exception_var_1 if condition_1) { // не стандартно
   catch_statements_1
}]
...
[catch (exception_var_2) {
   catch_statements_2
}]
[finally {
   finally_statements
}]
try_statements

Инструкции для выполнения.

catch_statements_1, catch_statements_2

Инструкции, которые будут выполнены, если произойдёт ошибка в блоке try.

exception_var_1, exception_var_2

Идентификатор для хранения объекта ошибки, который впоследствии используется в блоке catch

condition_1

Условное выражение.

finally_statements

Инструкции, которые выполняются после завершения блока try. Выполнение происходит в независимости от того, произошла ошибка или нет.

Описание

Конструкция try содержит блок try, в котором находится одна или несколько инструкций (Блок ({} ) обязательно должен присутствовать, даже если выполняется всего одна инструкция), и хотя бы один блок catch или finally. Таким образом, есть три основные формы конструкции try:

  1. try {...} catch {...}
  2. try {...} finally {...}
  3. try {...} catch {...} finally {...}

Блок catch содержит инструкции, которые будут выполнены, если в блоке try произошла ошибка. Если любая инструкция в блоке try выбрасывает исключение, то управление сразу же переходит в блок catch. Если в блок try не было выброшено исключение, то блок catch не выполняется.

Блок finally выполнится после выполнения блоков try и catch, но перед инструкциями, следующими за конструкцией try...catch. Он выполняется всегда, в независимости от того, было исключение или нет.

Вы можете использовать вложенные конструкции try. Если внутренняя конструкция try не имеет блока catch (такое может быть при её использовании в виде try {...} finaly {...}, потому что try {...} не может быть без блоков catch или finally), будет вызван сatch внешней конструкции try.

Конструкция try также используется для обработки исключений JavaScript (то есть, выброшенных внутренними функциями языка или парсером). Загляните в JavaScript руководство для дополнительной информации о JavaScript исключениях.

Безусловный блок catch

При использовании блока catch, он вызывается для любого исключения в блоке try. Например, когда в следующем коде происходит ошибка, управление переходит к блоку catch.

try {
   throw 'myException'; // создание исключения
}
catch (e) {
   // инструкции для обработки ошибок
   logMyErrors(e); // передать объект исключения обработчику ошибок
}

Блок catch задаёт идентификатор (e в примере выше) который содержит объект исключения (в примере выше — значение, переданное оператору throw). Область видимости этого объекта ограничивается блоком catch.

Условный блок catch

«Условные блоки catch» можно создавать, используя try...catch с if...else if...else, как здесь:

try {
  myroutine(); // может выбрасывать три вида исключений
} catch (e) {
  if (e instanceof TypeError) {
    // обработка исключения TypeError
  } else if (e instanceof RangeError) {
    // обработка исключения RangeError
  } else if (e instanceof EvalError) {
    // обработка исключения EvalError
  } else {
    // обработка остальных исключений
    logMyErrors(e); // передать обработчику ошибок
  }
}

Частый сценарий использования — обработать известные исключения, а при неизвестных ошибках, пробросить их дальше:

try {
  myRoutine();
} catch(e) {
  if (e instanceof RangeError) {
    // обработка известного исключения, с которым
    // понятно, что делать
  } else {
    throw e; // пробросить неизвестные ошибки
  }
}

Примечание: Обратите внимание: Firefox раньше поддерживал краткую запись условных блоков catch:

try {
  myroutine(); // может выбрасывать три вида исключения
} catch (e if e instanceof TypeError) {
  // обработка исключений TypeError
} catch (e if e instanceof RangeError) {
  // обработка исключений RangeError
} catch (e if e instanceof EvalError) {
  // обработка исключений EvalError
} catch (e) {
  // обработка остальных исключения
  logMyErrors(e);
}

Однако, такой синтаксис никогда не был частью спецификации ECMAScript и был удалён из Firefox после версии 59. Сейчас он не поддерживается ни в одном браузере.

Идентификатор исключения

Когда в блоке try выбрасывается исключение, exception_var (т. е. e в конструкции catch (e)) содержит значение исключения. Его можно использовать, чтобы получить больше информации об выброшенном исключении. Идентификатор доступен только в области видимости блока catch.

try {
  if (!firstValidation()) {
    throw 1;
  }
  if (!secondValidation()) {
    throw 2;
  }
} catch (e) {
  // Выводит 1 или 2 (если не произошло никаких других ошибок)
  console.log(e);
}

Блок finally

Блок finally содержит код который будет запущен после кода в блоках try и catch. Обратите внимание, что код в блоке finally запускается в независимости от того, было ли выброшено исключение или нет. Также код в блоке finally будет запущен вне зависимости от того, присутствует блок catch или нет. Блок finally можно использовать для того, чтобы скрипт безопасно завершил работу в случае ошибки. Например, если необходимо освободить память и ресурсы которые использовал скрипт.

Наличие специального блока, связанного с ошибкой, который выполняется вне зависимости от наличия исключительной ситуации, может показаться странным, но эта конструкция на самом деле весьма полезна. Рассмотрим пример кода:

function expensiveCalculations() {
  // Сложные вычисления
}

function maybeThrowError() {
  // Функция, которая может выбросить исключение
  if(Math.random() > 0.5) throw new Error()
}

try {
  // Теперь при прокрутке страницы будут происходить
  // сложные вычисления, что сильно скажется на
  // производительности
  window.addEventListener('scroll', expensiveCalculations)
  maybeThrowError()
} catch {
  // Если функция maybeThrowError выбросит исключения,
  // управление сразу перейдёт в блок catch и
  // сложные вычисления продолжат выполняться до
  // перезагрузки страницы
  maybeThrowError()
}
window.removeEventListener('scroll', expensiveCalculations)

В этом примере, если функция maybeThrowError выбросит исключение внутри блока try, управление перейдёт в блок catch. Если и в блоке catch эта функция тоже выбросит исключение, то выполнение кода прервётся, и обработчик события не будет снят, пока пользователь не перезагрузит страницу, что плохо скажется на скорости работы. Для того, чтобы избежать таких ситуаций, следует использовать блок finally:

try {
  window.addEventListener('scroll', expensiveCalculations)
  maybeThrowError()
} catch {
  maybeThrowError()
} finally {
  window.removeEventListener('scroll', expensiveCalculations)
}

Другой пример: работа с файлами. В следующем фрагменте кода показывается, как скрипт открывает файл и записывает в него какие-то данные (в серверном окружении JavaScript имеет доступ к файловой системе). Во время записи может произойти ошибка. Но после открытия файл очень важно закрыть, потому что незакрытый файл может привести к утечкам памяти. В таких случаях используется блок finally:

openMyFile();
try {
   // Сделать что-то с файлом
   writeMyFile(theData);
}
finally {
   closeMyFile(); // Закрыть файл, что бы ни произошло
}

Примеры

Вложенные блоки try

Для начала давайте посмотрим что делает этот код:

try {
  try {
    throw new Error('упс');
  }
  finally {
    console.log('finally');
  }
}
catch (e) {
  console.error('внешний блок catch', e.message);
}

// Вывод:
// "finally"
// "внешний блок catch" "упс"

Теперь отловим исключение во внутреннем блоке try, добавив к нему блок catch:

try {
  try {
    throw new Error('упс');
  }
  catch (e) {
    console.error('внутренний блок catch', e.message);
  }
  finally {
    console.log('finally');
  }
}
catch (e) {
  console.error('внешний блок catch', e.message);
}

// Output:
// "внутренний блок catch" "упс"
// "finally"

Наконец, пробросим ошибку

try {
  try {
    throw new Error('упс');
  }
  catch (e) {
    console.error('внутренний блок catch', e.message);
    throw e;
  }
  finally {
    console.log('finally');
  }
}
catch (e) {
  console.error('внешний блок catch', e.message);
}

// Вывод:
// "внутренний блок catch" "oops"
// "finally"
// "внешний блок catch" "oops"

Любое исключение будет передано только в ближайший блок catch, если он не пробросит его дальше. Все исключения, выброшенными внутренними блоками (потому что код в блоке catch также может выбросить исключение), будут пойманы внешними.

Возвращение значения из блока finally

Если блок finally возвращает какое-либо значение, оно становится значением, которое возвращает вся конструкция try...catch...finally, вне зависимости от любых инструкций return в блоках try и catch. Также игнорируются исключения, выброшенные блоком catch.

try {
  try {
    throw new Error('упс');
  }
  catch (e) {
    console.error('внутренний блок catch', e.message);
    throw e;
  }
  finally {
    console.log('finally');
    return;
  }
}
catch (e) {
  console.error('внешний блок catch', e.message);
}

// Output:
// "внутренний блок catch" "упс"
// "finally"

«упс» не доходит до внешнего блока из-за инструкции return в блоке finally. То же самое произойдёт с любым значением, возвращаемым из блока catch.

Спецификации

Specification
ECMAScript Language Specification
# sec-try-statement

Совместимость

BCD tables only load in the browser

Смотрите также

Ошибки — это хорошо. Автор материала, перевод которого мы сегодня публикуем, говорит, что уверен в том, что эта идея известна всем. На первый взгляд ошибки кажутся чем-то страшным. Им могут сопутствовать какие-то потери. Ошибка, сделанная на публике, вредит авторитету того, кто её совершил. Но, совершая ошибки, мы на них учимся, а значит, попадая в следующий раз в ситуацию, в которой раньше вели себя неправильно, делаем всё как нужно.

Выше мы говорили об ошибках, которые люди совершают в обычной жизни. Ошибки в программировании — это нечто иное. Сообщения об ошибках помогают нам улучшать код, они позволяют сообщать пользователям наших проектов о том, что что-то пошло не так, и, возможно, рассказывают пользователям о том, как нужно вести себя для того, чтобы ошибок больше не возникало.

Этот материал, посвящённый обработке ошибок в JavaScript, разбит на три части. Сначала мы сделаем общий обзор системы обработки ошибок в JavaScript и поговорим об объектах ошибок. После этого мы поищем ответ на вопрос о том, что делать с ошибками, возникающими в серверном коде (в частности, при использовании связки Node.js + Express.js). Далее — обсудим обработку ошибок в React.js. Фреймворки, которые будут здесь рассматриваться, выбраны по причине их огромной популярности. Однако рассматриваемые здесь принципы работы с ошибками универсальны, поэтому вы, даже если не пользуетесь Express и React, без труда сможете применить то, что узнали, к тем инструментам, с которыми работаете.

Код демонстрационного проекта, используемого в данном материале, можно найти в этом репозитории.

1. Ошибки в JavaScript и универсальные способы работы с ними

Если в вашем коде что-то пошло не так, вы можете воспользоваться следующей конструкцией.

throw new Error('something went wrong')

В ходе выполнения этой команды будет создан экземпляр объекта Error и будет сгенерировано (или, как говорят, «выброшено») исключение с этим объектом. Инструкция throw может генерировать исключения, содержащие произвольные выражения. При этом выполнение скрипта остановится в том случае, если не были предприняты меры по обработке ошибки.

Начинающие JS-программисты обычно не используют инструкцию throw. Они, как правило, сталкиваются с исключениями, выдаваемыми либо средой выполнения языка, либо сторонними библиотеками. Когда это происходит — в консоль попадает нечто вроде ReferenceError: fs is not defined и выполнение программы останавливается.

▍Объект Error

У экземпляров объекта Error есть несколько свойств, которыми мы можем пользоваться. Первое интересующее нас свойство — message. Именно сюда попадает та строка, которую можно передать конструктору ошибки в качестве аргумента. Например, ниже показано создание экземпляра объекта Error и вывод в консоль переданной конструктором строки через обращение к его свойству message.

const myError = new Error('please improve your code')
console.log(myError.message) // please improve your code

Второе свойство объекта, очень важное, представляет собой трассировку стека ошибки. Это — свойство stack. Обратившись к нему можно просмотреть стек вызовов (историю ошибки), который показывает последовательность операций, приведшую к неправильной работе программы. В частности, это позволяет понять — в каком именно файле содержится сбойный код, и увидеть, какая последовательность вызовов функций привела к ошибке. Вот пример того, что можно увидеть, обратившись к свойству stack.

Error: please improve your code
 at Object.<anonymous> (/Users/gisderdube/Documents/_projects/hacking.nosync/error-handling/src/general.js:1:79)
 at Module._compile (internal/modules/cjs/loader.js:689:30)
 at Object.Module._extensions..js (internal/modules/cjs/loader.js:700:10)
 at Module.load (internal/modules/cjs/loader.js:599:32)
 at tryModuleLoad (internal/modules/cjs/loader.js:538:12)
 at Function.Module._load (internal/modules/cjs/loader.js:530:3)
 at Function.Module.runMain (internal/modules/cjs/loader.js:742:12)
 at startup (internal/bootstrap/node.js:266:19)
 at bootstrapNodeJSCore (internal/bootstrap/node.js:596:3)

Здесь, в верхней части, находится сообщение об ошибке, затем следует указание на тот участок кода, выполнение которого вызвало ошибку, потом описывается то место, откуда был вызван этот сбойный участок. Это продолжается до самого «дальнего» по отношению к ошибке фрагмента кода.

▍Генерирование и обработка ошибок

Создание экземпляра объекта Error, то есть, выполнение команды вида new Error(), ни к каким особым последствиям не приводит. Интересные вещи начинают происходить после применения оператора throw, который генерирует ошибку. Как уже было сказано, если такую ошибку не обработать, выполнение скрипта остановится. При этом нет никакой разницы — был ли оператор throw использован самим программистом, произошла ли ошибка в некоей библиотеке или в среде выполнения языка (в браузере или в Node.js). Поговорим о различных сценариях обработки ошибок.

▍Конструкция try…catch

Блок try...catch представляет собой самый простой способ обработки ошибок, о котором часто забывают. В наши дни, правда, он используется гораздо интенсивнее чем раньше, благодаря тому, что его можно применять для обработки ошибок в конструкциях async/await.

Этот блок можно использовать для обработки любых ошибок, происходящих в синхронном коде. Рассмотрим пример.

const a = 5

try {
    console.log(b) // переменная b не объявлена - возникает ошибка
} catch (err) {
    console.error(err) // в консоль попадает сообщение об ошибке и стек ошибки
}

console.log(a) // выполнение скрипта не останавливается, данная команда выполняется

Если бы в этом примере мы не заключили бы сбойную команду console.log(b) в блок try...catch, то выполнение скрипта было бы остановлено.

▍Блок finally

Иногда случается так, что некий код нужно выполнить независимо от того, произошла ошибка или нет. Для этого можно, в конструкции try...catch, использовать третий, необязательный, блок — finally. Часто его использование эквивалентно некоему коду, который идёт сразу после try...catch, но в некоторых ситуациях он может пригодиться. Вот пример его использования.

const a = 5

try {
    console.log(b) // переменная b не объявлена - возникает ошибка
} catch (err) {
    console.error(err) // в консоль попадает сообщение об ошибке и стек ошибки
} finally {
    console.log(a) // этот код будет выполнен в любом случае
}

▍Асинхронные механизмы — коллбэки

Программируя на JavaScript всегда стоит обращать внимание на участки кода, выполняющиеся асинхронно. Если у вас имеется асинхронная функция и в ней возникает ошибка, скрипт продолжит выполняться. Когда асинхронные механизмы в JS реализуются с использованием коллбэков (кстати, делать так не рекомендуется), соответствующий коллбэк (функция обратного вызова) обычно получает два параметра. Это нечто вроде параметра err, который может содержать ошибку, и result — с результатами выполнения асинхронной операции. Выглядит это примерно так:

myAsyncFunc(someInput, (err, result) => {
    if(err) return console.error(err) // порядок работы с объектом ошибки мы рассмотрим позже
    console.log(result)
})

Если в коллбэк попадает ошибка, она видна там в виде параметра err. В противном случае в этот параметр попадёт значение undefined или null. Если оказалось, что в err что-то есть, важно отреагировать на это, либо так как в нашем примере, воспользовавшись командой return, либо воспользовавшись конструкцией if...else и поместив в блок else команды для работы с результатом выполнения асинхронной операции. Речь идёт о том, чтобы, в том случае, если произошла ошибка, исключить возможность работы с результатом, параметром result, который в таком случае может иметь значение undefined. Работа с таким значением, если предполагается, например, что оно содержит объект, сама может вызвать ошибку. Скажем, это произойдёт при попытке использовать конструкцию result.data или подобную ей.

▍Асинхронные механизмы — промисы

Для выполнения асинхронных операций в JavaScript лучше использовать не коллбэки а промисы. Тут, в дополнение к улучшенной читабельности кода, имеются и более совершенные механизмы обработки ошибок. А именно, возиться с объектом ошибки, который может попасть в функцию обратного вызова, при использовании промисов не нужно. Здесь для этой цели предусмотрен специальный блок catch. Он перехватывает все ошибки, произошедшие в промисах, которые находятся до него, или все ошибки, которые произошли в коде после предыдущего блока catch. Обратите внимание на то, что если в промисе произошла ошибка, для обработки которой нет блока catch, это не остановит выполнение скрипта, но сообщение об ошибке будет не особенно удобочитаемым.

(node:7741) UnhandledPromiseRejectionWarning: Unhandled promise rejection (rejection id: 1): Error: something went wrong
(node:7741) DeprecationWarning: Unhandled promise rejections are deprecated. In the future, promise rejections that are not handled will terminate the Node.js process with a non-zero exit code. */

В результате можно порекомендовать всегда, при работе с промисами, использовать блок catch. Взглянем на пример.

Promise.resolve(1)
    .then(res => {
        console.log(res) // 1

        throw new Error('something went wrong')

        return Promise.resolve(2)
    })
    .then(res => {
        console.log(res) // этот блок выполнен не будет
    })
    .catch(err => {
        console.error(err) // о том, что делать с этой ошибкой, поговорим позже
        return Promise.resolve(3)
    })
    .then(res => {
        console.log(res) // 3
    })
    .catch(err => {
        // этот блок тут на тот случай, если в предыдущем блоке возникнет какая-нибудь ошибка
        console.error(err)
    })

▍Асинхронные механизмы и try…catch

После того, как в JavaScript появилась конструкция async/await, мы вернулись к классическому способу обработки ошибок — к try...catch...finally. Обрабатывать ошибки при таком подходе оказывается очень легко и удобно. Рассмотрим пример.

;(async function() {
    try {
        await someFuncThatThrowsAnError()
    } catch (err) {
        console.error(err) // об этом поговорим позже
    }

    console.log('Easy!') // будет выполнено
})()

При таком подходе ошибки в асинхронном коде обрабатываются так же, как в синхронном. В результате теперь, при необходимости, в одном блоке catch можно обрабатывать более широкий диапазон ошибок.

2. Генерирование и обработка ошибок в серверном коде

Теперь, когда у нас есть инструменты для работы с ошибками, посмотрим на то, что мы можем с ними делать в реальных ситуациях. Генерирование и правильная обработка ошибок — это важнейший аспект серверного программирования. Существуют разные подходы к работе с ошибками. Здесь будет продемонстрирован подход с использованием собственного конструктора для экземпляров объекта Error и кодов ошибок, которые удобно передавать во фронтенд или любым механизмам, использующим серверные API. Как структурирован бэкенд конкретного проекта — особого значения не имеет, так как при любом подходе можно использовать одни и те же идеи, касающиеся работы с ошибками.

В качестве серверного фреймворка, отвечающего за маршрутизацию, мы будем использовать Express.js. Подумаем о том, какая структура нам нужна для организации эффективной системы обработки ошибок. Итак, вот что нам нужно:

  1. Универсальная обработка ошибок — некий базовый механизм, подходящий для обработки любых ошибок, в ходе работы которого просто выдаётся сообщение наподобие Something went wrong, please try again or contact us, предлагающее пользователю попробовать выполнить операцию, давшую сбой, ещё раз или связаться с владельцем сервера. Эта система не отличается особой интеллектуальностью, но она, по крайней мере, способна сообщить пользователю о том, что что-то пошло не так. Подобное сообщение гораздо лучше, чем «бесконечная загрузка» или нечто подобное.
  2. Обработка конкретных ошибок — механизм, позволяющий сообщить пользователю подробные сведения о причинах неправильного поведения системы и дать ему конкретные советы по борьбе с неполадкой. Например, это может касаться отсутствия неких важных данных в запросе, который пользователь отправляет на сервер, или в том, что в базе данных уже существует некая запись, которую он пытается добавить ещё раз, и так далее.

▍Разработка собственного конструктора объектов ошибок

Здесь мы воспользуемся стандартным классом Error и расширим его. Пользоваться механизмами наследования в JavaScript — дело рискованное, но в данном случае эти механизмы оказываются весьма полезными. Зачем нам наследование? Дело в том, что нам, для того, чтобы код удобно было бы отлаживать, нужны сведения о трассировке стека ошибки. Расширяя стандартный класс Error, мы, без дополнительных усилий, получаем возможности по трассировке стека. Мы добавляем в наш собственный объект ошибки два свойства. Первое — это свойство code, доступ к которому можно будет получить с помощью конструкции вида err.code. Второе — свойство status. В него будет записываться код состояния HTTP, который планируется передавать клиентской части приложения.

Вот как выглядит класс CustomError, код которого оформлен в виде модуля.

class CustomError extends Error {
    constructor(code = 'GENERIC', status = 500, ...params) {
        super(...params)

        if (Error.captureStackTrace) {
            Error.captureStackTrace(this, CustomError)
        }

        this.code = code
        this.status = status
    }
}

module.exports = CustomError

▍Маршрутизация

Теперь, когда наш объект ошибки готов к использованию, нужно настроить структуру маршрутов. Как было сказано выше, нам требуется реализовать унифицированный подход к обработке ошибок, позволяющий одинаково обрабатывать ошибки для всех маршрутов. По умолчанию фреймворк Express.js не вполне поддерживает такую схему работы. Дело в том, что все его маршруты инкапсулированы.

Для того чтобы справиться с этой проблемой, мы можем реализовать собственный обработчик маршрутов и определять логику маршрутов в виде обычных функций. Благодаря такому подходу, если функция маршрута (или любая другая функция) выбрасывает ошибку, она попадёт в обработчик маршрутов, который затем может передать её клиентской части приложения. При возникновении ошибки на сервере мы планируем передавать её во фронтенд в следующем формате, полагая, что для этого будет применяться JSON-API:

{
    error: 'SOME_ERROR_CODE',
    description: 'Something bad happened. Please try again or contact support.'
}

Если на данном этапе происходящие кажется вам непонятным — не беспокойтесь — просто продолжайте читать, пробуйте работать с тем, о чём идёт речь, и постепенно вы во всём разберётесь. На самом деле, если говорить о компьютерном обучении, здесь применяется подход «сверху-вниз», когда сначала обсуждаются общие идеи, а потом осуществляется переход к частностям.

Вот как выглядит код обработчика маршрутов.

const express = require('express')
const router = express.Router()
const CustomError = require('../CustomError')

router.use(async (req, res) => {
    try {
        const route = require(`.${req.path}`)[req.method]

        try {
            const result = route(req) // Передаём запрос функции route
            res.send(result) // Передаём клиенту то, что получено от функции route
        } catch (err) {
            /*
            Сюда мы попадаем в том случае, если в функции route произойдёт ошибка
            */
            if (err instanceof CustomError) {
                /* 
                Если ошибка уже обработана - трансформируем её в 
                возвращаемый объект
                */

                return res.status(err.status).send({
                    error: err.code,
                    description: err.message,
                })
            } else {
                console.error(err) // Для отладочных целей

                // Общая ошибка - вернём универсальный объект ошибки
                return res.status(500).send({
                    error: 'GENERIC',
                    description: 'Something went wrong. Please try again or contact support.',
                })
            }
        }
    } catch (err) {
        /* 
         Сюда мы попадём, если запрос окажется неудачным, то есть,
         либо не будет найдено файла, соответствующего пути, переданному
         в запросе, либо не будет экспортированной функции с заданным
         методом запроса
        */
        res.status(404).send({
            error: 'NOT_FOUND',
            description: 'The resource you tried to access does not exist.',
        })
    }
})

module.exports = router

Полагаем, комментарии в коде достаточно хорошо его поясняют. Надеемся, читать их удобнее, чем объяснения подобного кода, данные после него.

Теперь взглянем на файл маршрутов.

const CustomError = require('../CustomError')

const GET = req => {
    // пример успешного выполнения запроса
    return { name: 'Rio de Janeiro' }
}

const POST = req => {
    // пример ошибки общего характера
    throw new Error('Some unexpected error, may also be thrown by a library or the runtime.')
}

const DELETE = req => {
    // пример ошибки, обрабатываемой особым образом
    throw new CustomError('CITY_NOT_FOUND', 404, 'The city you are trying to delete could not be found.')
}

const PATCH = req => {
    // пример перехвата ошибок и использования CustomError
    try {
        // тут случилось что-то нехорошее
        throw new Error('Some internal error')
    } catch (err) {
        console.error(err) // принимаем решение о том, что нам тут делать

        throw new CustomError(
            'CITY_NOT_EDITABLE',
            400,
            'The city you are trying to edit is not editable.'
        )
    }
}

module.exports = {
    GET,
    POST,
    DELETE,
    PATCH,
}

В этих примерах с самими запросами ничего не делается. Тут просто рассматриваются разные сценарии возникновения ошибок. Итак, например, запрос GET /city попадёт в функцию const GET = req =>..., запрос POST /city попадёт в функцию const POST = req =>... и так далее. Эта схема работает и при использовании параметров запросов. Например — для запроса вида GET /city?startsWith=R. В целом, здесь продемонстрировано, что при обработке ошибок, во фронтенд может попасть либо общая ошибка, содержащая лишь предложение попробовать снова или связаться с владельцем сервера, либо ошибка, сформированная с использованием конструктора CustomError, которая содержит подробные сведения о проблеме.
Данные общей ошибки придут в клиентскую часть приложения в таком виде:

{
    error: 'GENERIC',
    description: 'Something went wrong. Please try again or contact support.'
}

Конструктор CustomError используется так:

throw new CustomError('MY_CODE', 400, 'Error description')

Это даёт следующий JSON-код, передаваемый во фронтенд:

{
    error: 'MY_CODE',
    description: 'Error description'
}

Теперь, когда мы основательно потрудились над серверной частью приложения, в клиентскую часть больше не попадают бесполезные логи ошибок. Вместо этого клиент получает полезные сведения о том, что пошло не так.

Не забудьте о том, что здесь лежит репозиторий с рассматриваемым здесь кодом. Можете его загрузить, поэкспериментировать с ним, и, если надо, адаптировать под нужды вашего проекта.

3. Работа с ошибками на клиенте

Теперь пришла пора описать третью часть нашей системы обработки ошибок, касающуюся фронтенда. Тут нужно будет, во-первых, обрабатывать ошибки, возникающие в клиентской части приложения, а во-вторых, понадобится оповещать пользователя об ошибках, возникающих на сервере. Разберёмся сначала с показом сведений о серверных ошибках. Как уже было сказано, в этом примере будет использована библиотека React.

▍Сохранение сведений об ошибках в состоянии приложения

Как и любые другие данные, ошибки и сообщения об ошибках могут меняться, поэтому их имеет смысл помещать в состояние компонентов. При монтировании компонента данные об ошибке сбрасываются, поэтому, когда пользователь впервые видит страницу, там сообщений об ошибках не будет.

Следующее, с чем надо разобраться, заключается в том, что ошибки одного типа нужно показывать в одном стиле. По аналогии с сервером, здесь можно выделить 3 типа ошибок.

  1. Глобальные ошибки — в эту категорию попадают сообщения об ошибках общего характера, приходящие с сервера, или ошибки, которые, например, возникают в том случае, если пользователь не вошёл в систему и в других подобных ситуациях.
  2. Специфические ошибки, выдаваемые серверной частью приложения — сюда относятся ошибки, сведения о которых приходят с сервера. Например, подобная ошибка возникает, если пользователь попытался войти в систему и отправил на сервер имя и пароль, а сервер сообщил ему о том, что пароль неправильный. Подобные вещи в клиентской части приложения не проверяются, поэтому сообщения о таких ошибках должны приходить с сервера.
  3. Специфические ошибки, выдаваемые клиентской частью приложения. Пример такой ошибки — сообщение о некорректном адресе электронной почты, введённом в соответствующее поле.

Ошибки второго и третьего типов очень похожи, работать с ними можно, используя хранилище состояния компонентов одного уровня. Их главное различие заключается в том, что они исходят из разных источников. Ниже, анализируя код, мы посмотрим на работу с ними.

Здесь будет использоваться встроенная в React система управления состоянием приложения, но, при необходимости, вы можете воспользоваться и специализированными решениями для управления состоянием — такими, как MobX или Redux.

▍Глобальные ошибки

Обычно сообщения о таких ошибках сохраняются в компоненте наиболее высокого уровня, имеющем состояние. Они выводятся в статическом элементе пользовательского интерфейса. Это может быть красное поле в верхней части экрана, модальное окно или что угодно другое. Реализация зависит от конкретного проекта. Вот как выглядит сообщение о такой ошибке.

Сообщение о глобальной ошибке

Теперь взглянем на код, который хранится в файле Application.js.

import React, { Component } from 'react'

import GlobalError from './GlobalError'

class Application extends Component {
    constructor(props) {
        super(props)

        this.state = {
            error: '',
        }

        this._resetError = this._resetError.bind(this)
        this._setError = this._setError.bind(this)
    }

    render() {
        return (
            <div className="container">
                <GlobalError error={this.state.error} resetError={this._resetError} />
                <h1>Handling Errors</h1>
            </div>
        )
    }

    _resetError() {
        this.setState({ error: '' })
    }

    _setError(newError) {
        this.setState({ error: newError })
    }
}

export default Application

Как видно, в состоянии, в Application.js, имеется место для хранения данных ошибки. Кроме того, тут предусмотрены методы для сброса этих данных и для их изменения.

Ошибка и метод для сброса ошибки передаётся компоненту GlobalError, который отвечает за вывод сообщения об ошибке на экран и за сброс ошибки после нажатия на значок x в поле, где выводится сообщение. Вот код компонента GlobalError (файл GlobalError.js).

import React, { Component } from 'react'

class GlobalError extends Component {
    render() {
        if (!this.props.error) return null

        return (
            <div
                style={{
                    position: 'fixed',
                    top: 0,
                    left: '50%',
                    transform: 'translateX(-50%)',
                    padding: 10,
                    backgroundColor: '#ffcccc',
                    boxShadow: '0 3px 25px -10px rgba(0,0,0,0.5)',
                    display: 'flex',
                    alignItems: 'center',
                }}
            >
                {this.props.error}
                 
                <i
                    className="material-icons"
                    style={{ cursor: 'pointer' }}
                    onClick={this.props.resetError}
                >
                    close
                </font></i>
            </div>
        )
    }
}

export default GlobalError

Обратите внимание на строку if (!this.props.error) return null. Она указывает на то, что при отсутствии ошибки компонент ничего не выводит. Это предотвращает постоянный показ красного прямоугольника на странице. Конечно, вы, при желании, можете поменять внешний вид и поведение этого компонента. Например, вместо того, чтобы сбрасывать ошибку по нажатию на x, можно задать тайм-аут в пару секунд, по истечении которого состояние ошибки сбрасывается автоматически.

Теперь, когда всё готово для работы с глобальными ошибками, для задания глобальной ошибки достаточно воспользоваться _setError из Application.js. Например, это можно сделать в том случае, если сервер, после обращения к нему, вернул сообщение об общей ошибке (error: 'GENERIC'). Рассмотрим пример (файл GenericErrorReq.js).

import React, { Component } from 'react'
import axios from 'axios'

class GenericErrorReq extends Component {
    constructor(props) {
        super(props)

        this._callBackend = this._callBackend.bind(this)
    }

    render() {
        return (
            <div>
                <button onClick={this._callBackend}>Click me to call the backend</button>
            </div>
        )
    }

    _callBackend() {
        axios
            .post('/api/city')
            .then(result => {
                // сделать что-нибудь с результатом в том случае, если запрос оказался успешным
            })
            .catch(err => {
                if (err.response.data.error === 'GENERIC') {
                    this.props.setError(err.response.data.description)
                }
            })
    }
}

export default GenericErrorReq

На самом деле, на этом наш разговор об обработке ошибок можно было бы и закончить. Даже если в проекте нужно оповещать пользователя о специфических ошибках, никто не мешает просто поменять глобальное состояние, хранящее ошибку и вывести соответствующее сообщение поверх страницы. Однако тут мы не остановимся и поговорим о специфических ошибках. Во-первых, это руководство по обработке ошибок иначе было бы неполным, а во-вторых, с точки зрения UX-специалистов, неправильно будет показывать сообщения обо всех ошибках так, будто все они — глобальные.

▍Обработка специфических ошибок, возникающих при выполнении запросов

Вот пример специфического сообщения об ошибке, выводимого в том случае, если пользователь пытается удалить из базы данных город, которого там нет.

Сообщение о специфической ошибке

Тут используется тот же принцип, который мы применяли при работе с глобальными ошибками. Только сведения о таких ошибках хранятся в локальном состоянии соответствующих компонентов. Работа с ними очень похожа на работу с глобальными ошибками. Вот код файла SpecificErrorReq.js.

import React, { Component } from 'react'
import axios from 'axios'

import InlineError from './InlineError'

class SpecificErrorRequest extends Component {
    constructor(props) {
        super(props)

        this.state = {
            error: '',
        }

        this._callBackend = this._callBackend.bind(this)
    }

    render() {
        return (
            <div>
                <button onClick={this._callBackend}>Delete your city</button>
                <InlineError error={this.state.error} />
            </div>
        )
    }

    _callBackend() {
        this.setState({
            error: '',
        })

        axios
            .delete('/api/city')
            .then(result => {
                // сделать что-нибудь с результатом в том случае, если запрос оказался успешным
            })
            .catch(err => {
                if (err.response.data.error === 'GENERIC') {
                    this.props.setError(err.response.data.description)
                } else {
                    this.setState({
                        error: err.response.data.description,
                    })
                }
            })
    }
}

export default SpecificErrorRequest

Тут стоит отметить, что для сброса специфических ошибок недостаточно, например, просто нажать на некую кнопку x. То, что пользователь прочёл сообщение об ошибке и закрыл его, не помогает такую ошибку исправить. Исправить её можно, правильно сформировав запрос к серверу, например — введя в ситуации, показанной на предыдущем рисунке, имя города, который есть в базе. В результате очищать сообщение об ошибке имеет смысл, например, после выполнения нового запроса. Сбросить ошибку можно и в том случае, если пользователь внёс изменения в то, что будет использоваться при формировании нового запроса, то есть — при изменении содержимого поля ввода.

▍Ошибки, возникающие в клиентской части приложения

Как уже было сказано, для хранения данных о таких ошибках можно использовать состояние тех же компонентов, которое используется для хранения данных по специфическим ошибкам, поступающим с сервера. Предположим, мы позволяем пользователю отправить на сервер запрос на удаление города из базы только в том случае, если в соответствующем поле ввода есть какой-то текст. Отсутствие или наличие текста в поле можно проверить средствами клиентской части приложения.

В поле ничего нет, мы сообщаем об этом пользователю

Вот код файла SpecificErrorFrontend.js, реализующий вышеописанный функционал.

import React, { Component } from 'react'
import axios from 'axios'

import InlineError from './InlineError'

class SpecificErrorRequest extends Component {
    constructor(props) {
        super(props)

        this.state = {
            error: '',
            city: '',
        }

        this._callBackend = this._callBackend.bind(this)
        this._changeCity = this._changeCity.bind(this)
    }

    render() {
        return (
            <div>
                <input
                    type="text"
                    value={this.state.city}
                    style={{ marginRight: 15 }}
                    onChange={this._changeCity}
                />
                <button onClick={this._callBackend}>Delete your city</button>
                <InlineError error={this.state.error} />
            </div>
        )
    }

    _changeCity(e) {
        this.setState({
            error: '',
            city: e.target.value,
        })
    }

    _validate() {
        if (!this.state.city.length) throw new Error('Please provide a city name.')
    }

    _callBackend() {
        this.setState({
            error: '',
        })

        try {
            this._validate()
        } catch (err) {
            return this.setState({ error: err.message })
        }

        axios
            .delete('/api/city')
            .then(result => {
                // сделать что-нибудь с результатом в том случае, если запрос оказался успешным
            })
            .catch(err => {
                if (err.response.data.error === 'GENERIC') {
                    this.props.setError(err.response.data.description)
                } else {
                    this.setState({
                        error: err.response.data.description,
                    })
                }
            })
    }
}

export default SpecificErrorRequest

▍Интернационализация сообщений об ошибках с использованием кодов ошибок

Возможно, сейчас вы задаётесь вопросом о том, зачем нам нужны коды ошибок (наподобие GENERIC), если мы показываем пользователю только сообщения об ошибках, полученных с сервера. Дело в том, что, по мере роста и развития приложения, оно, вполне возможно, выйдет на мировой рынок, а это означает, что настанет время, когда создателям приложения нужно будет задуматься о поддержке им нескольких языков. Коды ошибок позволяют отличать их друг от друга и выводить сообщения о них на языке пользователя сайта.

Итоги

Надеемся, теперь у вас сформировалось понимание того, как можно работать с ошибками в веб-приложениях. Нечто вроде console.error(err) следует использовать только в отладочных целях, в продакшн подобные вещи, забытые программистом, проникать не должны. Упрощает решение задачи логирования использование какой-нибудь подходящей библиотеки наподобие loglevel.

Уважаемые читатели! Как вы обрабатываете ошибки в своих проектах?

В этой статье мы познакомимся с инструкцией для обработки ошибок try...catch и throw для генерирования исключений.

Непойманные ошибки

Ошибке в коде могут возникать по разным причинам. Например, вы отправили запрос на сервер, а он дал сбой и прислал ответ, который привёл к неожиданным последствиям. Кроме этой, могут быть тысячи других, а также свои собственные.

Когда возникает ошибка, выполнение кода прекращается, и эта ошибка выводится в консоль:

const json = '{name:"Александр"}';
const person = JSON.parse(json); // Uncaught SyntaxError: Unexpected token n in JSON at position 1
console.log('Это сообщение мы не увидим!');

Непойманная ошибка в JavaScript

Выполнение этого примера остановится при парсинге строки JSON. В консоль будет выведена непойманная ошибка (uncaught error). Она так называется, потому что мы её не поймали (не обработали). Дальше код выполняться не будет и сообщение, которые мы выводим с помощью console.log() не отобразится.

Обработка ошибок в JavaScript осуществляется с помощью try...catch.

try...catch – это специальный синтаксис, состоящий из 2 блоков кода:

try {
  // блок кода, в котором имеется вероятность возникновения ошибки
} catch(error) {
  // этот блок выполняется только в случае возникновения ошибки в блоке try
}

Первый блок идёт сразу после ключевого слова try. В этот блок мы помещаем часть кода, в котором есть вероятность возникновения ошибки.

Второй блок располагается за ключевым словом catch. В него помещаем код, который будет выполнен только в том случае, если в первом блоке возникнет ошибка. В круглых скобках после catch указываем параметр error. В этот параметр будет помещена ошибка, которая возникла в блоке try.

Код, приведённый выше мы обернули в try...catch, а именно ту его часть, в котором может возникнуть ошибка:

const text = '{name:"Александр"}';
try {
  const person = JSON.parse(text); // Uncaught SyntaxError: Unexpected token n in JSON at position 1
} catch(error) {
  console.error(error);
  console.log(error.message);
}
console.log('Это сообщение мы увидим!');

Обработка ошибок в JavaScript

Здесь в блоке try произойдет ошибка, так как в данном примере мы специально присвоили переменной text некорректную строку JSON. В catch эта ошибка будет присвоена параметру error, и в нём мы будем просто выводить эту ошибку в консоль с помощью console.error(). Таким образом она будет выведена также красным цветом, но без слова Uncaught, т.к. эта ошибка была поймана.

Ошибка – это объект и у него имеются следующие свойства:

  • message – описание ошибки;
  • name – тип ошибки, например, RangeError при указании значения выходящего за пределы диапазона;
  • stack – строка стека, которая используется в целях отладки; она позволяет узнать о том, что происходило в скрипте на момент возникновения ошибки.

В этом примере мы также написали инструкцию для вывода описание ошибки error.message в консоль с помощью console.log().

Пример функции для проверки корректности JSON:

const isValidJSON = (text) => {
  try {
    JSON.parse(text);
    return true;
  } catch {
    return false;
  }
}

Функция для проверки корректности JSON, написанная с использование инструкции try...catch

При вызове функции, сначала будет выполняться инструкция JSON.parse(text). Если ошибки не возникнет, то возвратится значение true. В противном случае, интерпретатор перейдёт в секцию catch. В итоге будет возвращено false. Кстати здесь catch записан без указания круглых скобок и параметра внутри них. Эта возможность была добавлена в язык, начиная с версии ECMAScript 2019.

Блок «finally»

В JavaScript возможны три формы инструкции try:

  • try...catch
  • try...finally
  • try...catch...finally

Блок finally выполняется всегда, независимо от того возникли ошибки в try или нет. Он выполняется после try, если ошибок не было, и после catch, если ошибки были. Секция finally не имеет параметров.

Пример с использованием finally:

let result = 0;
try {
  result = sum(10, 20);
  console.log('Это сообщение мы не увидим!');
} catch(error) {
  console.log(error.message);
} finally {
  console.log(result);
}

Пример инструкции try с finally в JavaScript

В этом примере произойдет ошибка в секции try, так как sum нигде не определена. После возникновения ошибки интерпретатор перейдём в catch. Здесь с помощью метода console.log() сообщение об ошибке будет выведено в консоль. Затем выполнится инструкция, находящаяся в блоке finally.

В JavaScript имеется также конструкция без catch:

try {
  // ...
} finally {
  // завершаем какие-то действия
}

Инструкция throw

В JavaScript имеется инструкция throw, которая позволяет генерировать ошибку.

Синтаксис инструкции throw:

throw expression;

Как правило, в качестве выражения обычно используют встроенный основной класс для ошибок Error или более конкретный, например: RangeError, ReferenceError, SyntaxError, TypeError, URIError или другой.

Создаём новый объект Error и выбрасываем его в качестве исключения:

throw new Error('Какое-то описание ошибки');

Пример генерирования синтаксической ошибки:

throw new SyntaxError('Описание ошибки');

В качестве выражения можно использовать не только объект ошибки, но и строки, числа, логические значения и другие величины. Но делать это не рекомендуется:

throw 'Значение не является числом';

При обнаружении оператора throw выполнение кода прекращается, и ошибка выбрасывается в консоль.

Например, создадим функцию, которая будет просто выбрасывать новую ошибку:

// создаём стрелочную функцию и присваиваем её переменной myFn
const myFn = () => {
  throw new Error('Описание ошибки');
}
// вызываем функцию
myFn();
console.log('Это сообщение мы не увидим в консоли!');

Генерируем ошибку с помощью throw

Для обработки ошибки обернём вызов функции в try...catch:

const myFn = () => {
  throw new Error('Описание ошибки');
}
try {
  myFn();
} catch(error) {
  console.error(error);
}
console.log('Это сообщение мы увидим в консоли!');

Обрабатываем ошибку в try...catch, сгенерированную с помощью throw

В этом примере вы увидите в консоли ошибку и дальше сообщение, которые мы выводим с помощью console.log(). То есть выполнение кода продолжится.

Кроме встроенных классов ошибок можно создать свои собственные, например, путем расширения Error:

class FormError extends Error {
  constructor(message) {
    super(message);
    this.name = 'FormError';
  }
}

Использование своего класса FormError для отображение ошибок формы:

<form novalidate>
  <input type="text" name="name" required>
  <input type="email" name="email" required>
  <button type="submit">Отправить</button>
</form>

<script>
  class FormError extends Error {
    constructor(message) {
      super(message);
      this.name = 'FormError';
    }
  }
  const elForm = document.querySelector('form');
  elForm.onsubmit = (e) => {
    e.preventDefault();
    elForm.querySelectorAll('input').forEach((el) => {
      if (!el.checkValidity()) {
        try {
          throw new FormError(`[name="${el.name}"] ${el.validationMessage}`);
        } catch(error) {
          console.error(`${error.name} ${error.message}`);
        }
      }
    });
  }
</script>

Создание собственного класса ошибок и использование его для отображение ошибок формы в JavaScript

Глобальная ловля ошибок

Возникновение ошибок, которые мы никак не обрабатываем с помощью try, можно очень просто перехватить посредством window.onerror:

window.onerror = function(message, source, lineno, colno, error) {
  // ...
}

Это анонимное функциональное выражение будет вызываться каждый раз при возникновении непойманной ошибки. Ей передаются аргументы, которые мы будем получать с помощью следующих параметров:

  • message — строка, содержащее сообщение об ошибке;
  • source — URL-адрес скрипта или документа, в котором произошла ошибка;
  • lineno и colno — соответственно номер строки и столбца, в которой произошла ошибка;
  • error — объект ошибки или null, если соответствующий объект ошибки недоступен;

Передача ошибок на сервер

Что делать с этими ошибками? Их, например, можно передавать на сервер для того чтобы позже можно было проанализировать эти ошибки и принять меры по их устранению.

Пример кода для отправки ошибок, возникающих в браузере на сервер через AJAX с использованием fetch:

window.onerror = (message, source, lineno, colno) => {
  const err = { message, source, lineno, colno };
  fetch('/assets/php/error-log.php', {
    method: 'post',
    body: JSON.stringify(err)
  });
}

На сервере, если, например, сайт на PHP, можно написать такой простенький скрипт:

<?php
define('LOG_FILE', 'logs/' . date('Y-m-d') . '.log');
$json = file_get_contents('php://input');
$data = json_decode($json, true);
try {
  error_log('[' . date('d.m.Y h:i:s') . '] [' . $data['message'] . '] [' . $data['lineno'] . ', ' . $data['colno'] . '] [' . $data['source'] . '] [' . $_SERVER['HTTP_USER_AGENT'] . ']' . PHP_EOL, 3, LOG_FILE);
} catch(Exception $e) {
  $message = implode('; ', $data);
  error_log('[' . date('d.m.Y h:i:s') . '] [' . $message . '] [' . $_SERVER['HTTP_USER_AGENT'] . ']' . PHP_EOL, 3, LOG_FILE);
}

Его следует сохранить в файл /assets/php/error-log.php, а также в этом каталоге создать папку logs для сохранения в ней логов.

В результате когда на клиенте, то есть в браузере будет возникать JavaScript ошибки, они будут сохраняться на сервер в файл следующим образом:

Передача JavaScript ошибок, возникающих в браузере, на сервер

Обработка ошибок, «try..catch»

Неважно, насколько мы хороши в программировании, иногда наши скрипты содержат ошибки. Они могут возникать из-за наших промахов, неожиданного ввода пользователя, неправильного ответа сервера и по тысяче других причин.

Обычно скрипт в случае ошибки «падает» (сразу же останавливается), с выводом ошибки в консоль.

Но есть синтаксическая конструкция try..catch, которая позволяет «ловить» ошибки и вместо падения делать что-то более осмысленное.

Синтаксис «try..catch»

Конструкция try..catch состоит из двух основных блоков: try, и затем catch:

try {

  // код...

} catch (err) {

  // обработка ошибки

}

Работает она так:

  1. Сначала выполняется код внутри блока try {...}.
  2. Если в нём нет ошибок, то блок catch(err) игнорируется: выполнение доходит до конца try и потом далее, полностью пропуская catch.
  3. Если же в нём возникает ошибка, то выполнение try прерывается, и поток управления переходит в начало catch(err). Переменная err (можно использовать любое имя) содержит объект ошибки с подробной информацией о произошедшем.

Таким образом, при ошибке в блоке try {…} скрипт не «падает», и мы получаем возможность обработать ошибку внутри catch.

Давайте рассмотрим примеры.

  • Пример без ошибок: выведет alert (1) и (2):

    try {
    
      alert('Начало блока try');  // *!*(1) <--*/!*
    
      // ...код без ошибок
    
      alert('Конец блока try');   // *!*(2) <--*/!*
    
    } catch(err) {
    
      alert('Catch игнорируется, так как нет ошибок'); // (3)
    
    }
  • Пример с ошибками: выведет (1) и (3):

    try {
    
      alert('Начало блока try');  // *!*(1) <--*/!*
    
    *!*
      lalala; // ошибка, переменная не определена!
    */!*
    
      alert('Конец блока try (никогда не выполнится)');  // (2)
    
    } catch(err) {
    
      alert(`Возникла ошибка!`); // *!*(3) <--*/!*
    
    }

««warn header=»try..catch работает только для ошибок, возникающих во время выполнения кода»
Чтобы `try..catch` работал, код должен быть выполнимым. Другими словами, это должен быть корректный JavaScript-код.

Он не сработает, если код синтаксически неверен, например, содержит несовпадающее количество фигурных скобок:

try {
  {{{{{{{{{{{{
} catch(e) {
  alert("Движок не может понять этот код, он некорректен");
}

JavaScript-движок сначала читает код, а затем исполняет его. Ошибки, которые возникают во время фазы чтения, называются ошибками парсинга. Их нельзя обработать (изнутри этого кода), потому что движок не понимает код.

Таким образом, try..catch может обрабатывать только ошибки, которые возникают в корректном коде. Такие ошибки называют «ошибками во время выполнения», а иногда «исключениями».



````warn header="`try..catch` работает синхронно"
Исключение, которое произойдёт в коде, запланированном "на будущее", например в `setTimeout`, `try..catch` не поймает:

```js run
try {
  setTimeout(function() {
    noSuchVariable; // скрипт упадёт тут
  }, 1000);
} catch (e) {
  alert( "не сработает" );
}
```

Это потому, что функция выполняется позже, когда движок уже покинул конструкцию `try..catch`.

Чтобы поймать исключение внутри запланированной функции, `try..catch` должен находиться внутри самой этой функции:
```js run
setTimeout(function() {
  try {    
    noSuchVariable; // try..catch обрабатывает ошибку!
  } catch {
    alert( "ошибка поймана!" );
  }
}, 1000);
```

Объект ошибки

Когда возникает ошибка, JavaScript генерирует объект, содержащий её детали. Затем этот объект передаётся как аргумент в блок catch:

try {
  // ...
} catch(err) { // <-- объект ошибки, можно использовать другое название вместо err
  // ...
}

Для всех встроенных ошибок этот объект имеет два основных свойства:

name
: Имя ошибки. Например, для неопределённой переменной это "ReferenceError".

message
: Текстовое сообщение о деталях ошибки.

В большинстве окружений доступны и другие, нестандартные свойства. Одно из самых широко используемых и поддерживаемых — это:

stack
: Текущий стек вызова: строка, содержащая информацию о последовательности вложенных вызовов, которые привели к ошибке. Используется в целях отладки.

Например:

try {
*!*
  lalala; // ошибка, переменная не определена!
*/!*
} catch(err) {
  alert(err.name); // ReferenceError
  alert(err.message); // lalala is not defined
  alert(err.stack); // ReferenceError: lalala is not defined at (...стек вызовов)

  // Можем также просто вывести ошибку целиком
  // Ошибка приводится к строке вида "name: message"
  alert(err); // ReferenceError: lalala is not defined
}

Блок «catch» без переменной

[recent browser=new]

Если нам не нужны детали ошибки, в catch можно её пропустить:

try {
  // ...
} catch { //  <-- без (err)
  // ...
}

Использование «try..catch»

Давайте рассмотрим реальные случаи использования try..catch.

Как мы уже знаем, JavaScript поддерживает метод JSON.parse(str) для чтения JSON.

Обычно он используется для декодирования данных, полученных по сети, от сервера или из другого источника.

Мы получаем их и вызываем JSON.parse вот так:

let json = '{"name":"John", "age": 30}'; // данные с сервера

*!*
let user = JSON.parse(json); // преобразовали текстовое представление в JS-объект
*/!*

// теперь user - объект со свойствами из строки
alert( user.name ); // John
alert( user.age );  // 30

Вы можете найти более детальную информацию о JSON в главе info:json.

Если json некорректен, JSON.parse генерирует ошибку, то есть скрипт «падает».

Устроит ли нас такое поведение? Конечно нет!

Получается, что если вдруг что-то не так с данными, то посетитель никогда (если, конечно, не откроет консоль) об этом не узнает. А люди очень не любят, когда что-то «просто падает» без всякого сообщения об ошибке.

Давайте используем try..catch для обработки ошибки:

let json = "{ некорректный JSON }";

try {

*!*
  let user = JSON.parse(json); // <-- тут возникает ошибка...
*/!*
  alert( user.name ); // не сработает

} catch (e) {
*!*
  // ...выполнение прыгает сюда
  alert( "Извините, в данных ошибка, мы попробуем получить их ещё раз." );
  alert( e.name );
  alert( e.message );
*/!*
}

Здесь мы используем блок catch только для вывода сообщения, но мы также можем сделать гораздо больше: отправить новый сетевой запрос, предложить посетителю альтернативный способ, отослать информацию об ошибке на сервер для логирования, … Всё лучше, чем просто «падение».

Генерация собственных ошибок

Что если json синтаксически корректен, но не содержит необходимого свойства name?

Например, так:

let json = '{ "age": 30 }'; // данные неполны

try {

  let user = JSON.parse(json); // <-- выполнится без ошибок
*!*
  alert( user.name ); // нет свойства name!
*/!*

} catch (e) {
  alert( "не выполнится" );
}

Здесь JSON.parse выполнится без ошибок, но на самом деле отсутствие свойства name для нас ошибка.

Для того, чтобы унифицировать обработку ошибок, мы воспользуемся оператором throw.

Оператор «throw»

Оператор throw генерирует ошибку.

Синтаксис:

Технически в качестве объекта ошибки можно передать что угодно. Это может быть даже примитив, число или строка, но всё же лучше, чтобы это был объект, желательно со свойствами name и message (для совместимости со встроенными ошибками).

В JavaScript есть множество встроенных конструкторов для стандартных ошибок: Error, SyntaxError, ReferenceError, TypeError и другие. Можно использовать и их для создания объектов ошибки.

Их синтаксис:

let error = new Error(message);
// или
let error = new SyntaxError(message);
let error = new ReferenceError(message);
// ...

Для встроенных ошибок (не для любых объектов, только для ошибок), свойство name — это в точности имя конструктора. А свойство message берётся из аргумента.

Например:

let error = new Error(" Ого, ошибка! o_O");

alert(error.name); // Error
alert(error.message); //  Ого, ошибка! o_O

Давайте посмотрим, какую ошибку генерирует JSON.parse:

try {
  JSON.parse("{ bad json o_O }");
} catch(e) {
*!*
  alert(e.name); // SyntaxError
*/!*
  alert(e.message); // Unexpected token b in JSON at position 2
}

Как мы видим, это SyntaxError.

В нашем случае отсутствие свойства name — это ошибка, ведь пользователи должны иметь имена.

Сгенерируем её:

let json = '{ "age": 30 }'; // данные неполны

try {

  let user = JSON.parse(json); // <-- выполнится без ошибок

  if (!user.name) {
*!*
    throw new SyntaxError("Данные неполны: нет имени"); // (*)
*/!*
  }

  alert( user.name );

} catch(e) {
  alert( "JSON Error: " + e.message ); // JSON Error: Данные неполны: нет имени
}

В строке (*) оператор throw генерирует ошибку SyntaxError с сообщением message. Точно такого же вида, как генерирует сам JavaScript. Выполнение блока try немедленно останавливается, и поток управления прыгает в catch.

Теперь блок catch становится единственным местом для обработки всех ошибок: и для JSON.parse и для других случаев.

Проброс исключения

В примере выше мы использовали try..catch для обработки некорректных данных. А что, если в блоке try {...} возникнет другая неожиданная ошибка? Например, программная (неопределённая переменная) или какая-то ещё, а не ошибка, связанная с некорректными данными.

Пример:

let json = '{ "age": 30 }'; // данные неполны

try {
  user = JSON.parse(json); // <-- забыл добавить "let" перед user

  // ...
} catch(err) {
  alert("JSON Error: " + err); // JSON Error: ReferenceError: user is not defined
  // (не JSON ошибка на самом деле)
}

Конечно, возможно все! Программисты совершают ошибки. Даже в утилитах с открытым исходным кодом, используемых миллионами людей на протяжении десятилетий — вдруг может быть обнаружена ошибка, которая приводит к ужасным взломам.

В нашем случае try..catch предназначен для выявления ошибок, связанных с некорректными данными. Но по своей природе catch получает все свои ошибки из try. Здесь он получает неожиданную ошибку, но всё также показывает то же самое сообщение "JSON Error". Это неправильно и затрудняет отладку кода.

К счастью, мы можем выяснить, какую ошибку мы получили, например, по её свойству name:

try {
  user = { /*...*/ };
} catch(e) {
*!*
  alert(e.name); // "ReferenceError" из-за неопределённой переменной
*/!*
}

Есть простое правило:

Блок catch должен обрабатывать только те ошибки, которые ему известны, и «пробрасывать» все остальные.

Техника «проброс исключения» выглядит так:

  1. Блок catch получает все ошибки.
  2. В блоке catch(err) {...} мы анализируем объект ошибки err.
  3. Если мы не знаем как её обработать, тогда делаем throw err.

В коде ниже мы используем проброс исключения, catch обрабатывает только SyntaxError:

let json = '{ "age": 30 }'; // данные неполны
try {

  let user = JSON.parse(json);

  if (!user.name) {
    throw new SyntaxError("Данные неполны: нет имени");
  }

*!*
  blabla(); // неожиданная ошибка
*/!*

  alert( user.name );

} catch(e) {

*!*
  if (e.name == "SyntaxError") {
    alert( "JSON Error: " + e.message );
  } else {
    throw e; // проброс (*)
  }
*/!*

}

Ошибка в строке (*) из блока catch «выпадает наружу» и может быть поймана другой внешней конструкцией try..catch (если есть), или «убьёт» скрипт.

Таким образом, блок catch фактически обрабатывает только те ошибки, с которыми он знает, как справляться, и пропускает остальные.

Пример ниже демонстрирует, как такие ошибки могут быть пойманы с помощью ещё одного уровня try..catch:

function readData() {
  let json = '{ "age": 30 }';

  try {
    // ...
*!*
    blabla(); // ошибка!
*/!*
  } catch (e) {
    // ...
    if (e.name != 'SyntaxError') {
*!*
      throw e; // проброс исключения (не знаю как это обработать)
*/!*
    }
  }
}

try {
  readData();
} catch (e) {
*!*
  alert( "Внешний catch поймал: " + e ); // поймал!
*/!*
}

Здесь readData знает только, как обработать SyntaxError, тогда как внешний блок try..catch знает, как обработать всё.

try..catch..finally

Подождите, это ещё не всё.

Конструкция try..catch может содержать ещё одну секцию: finally.

Если секция есть, то она выполняется в любом случае:

  • после try, если не было ошибок,
  • после catch, если ошибки были.

Расширенный синтаксис выглядит следующим образом:

*!*try*/!* {
   ... пробуем выполнить код...
} *!*catch*/!*(e) {
   ... обрабатываем ошибки ...
} *!*finally*/!* {
   ... выполняем всегда ...
}

Попробуйте запустить такой код:

try {
  alert( 'try' );
  if (confirm('Сгенерировать ошибку?')) BAD_CODE();
} catch (e) {
  alert( 'catch' );
} finally {
  alert( 'finally' );
}

У кода есть два пути выполнения:

  1. Если вы ответите на вопрос «Сгенерировать ошибку?» утвердительно, то try -> catch -> finally.
  2. Если ответите отрицательно, то try -> finally.

Секцию finally часто используют, когда мы начали что-то делать и хотим завершить это вне зависимости от того, будет ошибка или нет.

Например, мы хотим измерить время, которое занимает функция чисел Фибоначчи fib(n). Естественно, мы можем начать измерения до того, как функция начнёт выполняться и закончить после. Но что делать, если при вызове функции возникла ошибка? В частности, реализация fib(n) в коде ниже возвращает ошибку для отрицательных и для нецелых чисел.

Секция finally отлично подходит для завершения измерений несмотря ни на что.

Здесь finally гарантирует, что время будет измерено корректно в обеих ситуациях — и в случае успешного завершения fib и в случае ошибки:

let num = +prompt("Введите положительное целое число?", 35)

let diff, result;

function fib(n) {
  if (n < 0 || Math.trunc(n) != n) {
    throw new Error("Должно быть целое неотрицательное число");
  }
  return n <= 1 ? n : fib(n - 1) + fib(n - 2);
}

let start = Date.now();

try {
  result = fib(num);
} catch (e) {
  result = 0;
*!*
} finally {
  diff = Date.now() - start;
}
*/!*

alert(result || "возникла ошибка");

alert( `Выполнение заняло ${diff}ms` );

Вы можете это проверить, запустив этот код и введя 35 в prompt — код завершится нормально, finally выполнится после try. А затем введите -1 — незамедлительно произойдёт ошибка, выполнение займёт 0ms. Оба измерения выполняются корректно.

Другими словами, неважно как завершилась функция: через return или throw. Секция finally срабатывает в обоих случаях.

«`smart header=»Переменные внутри try..catch..finally локальны»
Обратите внимание, что переменные `result` и `diff` в коде выше объявлены до `try..catch`.

Если переменную объявить в блоке, например, в try, то она не будет доступна после него.


````smart header="`finally` и `return`"
Блок `finally` срабатывает при *любом* выходе из `try..catch`, в том числе и `return`.

В примере ниже из `try` происходит `return`, но `finally` получает управление до того, как контроль возвращается во внешний код.

```js run
function func() {

  try {
*!*
    return 1;
*/!*

  } catch (e) {
    /* ... */
  } finally {
*!*
    alert( 'finally' );
*/!*
  }
}

alert( func() ); // сначала срабатывает alert из finally, а затем этот код

````smart header="`try..finally`"

Конструкция `try..finally` без секции `catch` также полезна. Мы применяем её, когда не хотим здесь обрабатывать ошибки (пусть выпадут), но хотим быть уверены, что начатые процессы завершились.

```js
function func() {
  // начать делать что-то, что требует завершения (например, измерения)
  try {
    // ...
  } finally {
    // завершить это, даже если все упадёт
  }
}
```
В приведённом выше коде ошибка всегда выпадает наружу, потому что тут нет блока `catch`. Но `finally` отрабатывает до того, как поток управления выйдет из функции.

Глобальный catch

Информация из данной секции не является частью языка JavaScript.

Давайте представим, что произошла фатальная ошибка (программная или что-то ещё ужасное) снаружи try..catch, и скрипт упал.

Существует ли способ отреагировать на такие ситуации? Мы можем захотеть залогировать ошибку, показать что-то пользователю (обычно они не видят сообщение об ошибке) и т.д.

Такого способа нет в спецификации, но обычно окружения предоставляют его, потому что это весьма полезно. Например, в Node.js для этого есть process.on("uncaughtException"). А в браузере мы можем присвоить функцию специальному свойству window.onerror, которая будет вызвана в случае необработанной ошибки.

Синтаксис:

window.onerror = function(message, url, line, col, error) {
  // ...
};

message
: Сообщение об ошибке.

url
: URL скрипта, в котором произошла ошибка.

line, col
: Номера строки и столбца, в которых произошла ошибка.

error
: Объект ошибки.

Пример:

<script>
*!*
  window.onerror = function(message, url, line, col, error) {
    alert(`${message}n В ${line}:${col} на ${url}`);
  };
*/!*

  function readData() {
    badFunc(); // Ой, что-то пошло не так!
  }

  readData();
</script>

Роль глобального обработчика window.onerror обычно заключается не в восстановлении выполнения скрипта — это скорее всего невозможно в случае программной ошибки, а в отправке сообщения об ошибке разработчикам.

Существуют также веб-сервисы, которые предоставляют логирование ошибок для таких случаев, такие как https://errorception.com или http://www.muscula.com.

Они работают так:

  1. Мы регистрируемся в сервисе и получаем небольшой JS-скрипт (или URL скрипта) от них для вставки на страницы.
  2. Этот JS-скрипт ставит свою функцию window.onerror.
  3. Когда возникает ошибка, она выполняется и отправляет сетевой запрос с информацией о ней в сервис.
  4. Мы можем войти в веб-интерфейс сервиса и увидеть ошибки.

Итого

Конструкция try..catch позволяет обрабатывать ошибки во время исполнения кода. Она позволяет запустить код и перехватить ошибки, которые могут в нём возникнуть.

Синтаксис:

try {
  // исполняем код
} catch(err) {
  // если случилась ошибка, прыгаем сюда
  // err - это объект ошибки
} finally {
  // выполняется всегда после try/catch
}

Секций catch или finally может не быть, то есть более короткие конструкции try..catch и try..finally также корректны.

Объекты ошибок содержат следующие свойства:

  • message — понятное человеку сообщение.
  • name — строка с именем ошибки (имя конструктора ошибки).
  • stack (нестандартное, но хорошо поддерживается) — стек на момент ошибки.

Если объект ошибки не нужен, мы можем пропустить его, используя catch { вместо catch(err) {.

Мы можем также генерировать собственные ошибки, используя оператор throw. Аргументом throw может быть что угодно, но обычно это объект ошибки, наследуемый от встроенного класса Error. Подробнее о расширении ошибок см. в следующей главе.

Проброс исключения — это очень важный приём обработки ошибок: блок catch обычно ожидает и знает, как обработать определённый тип ошибок, поэтому он должен пробрасывать дальше ошибки, о которых он не знает.

Даже если у нас нет try..catch, большинство сред позволяют настроить «глобальный» обработчик ошибок, чтобы ловить ошибки, которые «выпадают наружу». В браузере это window.onerror.

Try/Catch in JavaScript – How to Handle Errors in JS

Bugs and errors are inevitable in programming. A friend of mine calls them unknown features :).

Call them whatever you want, but I honestly believe that bugs are one of the things that make our work as programmers interesting.

I mean no matter how frustrated you might be trying to debug some code overnight, I am pretty sure you will have a good laugh when you find out that the problem was a simple comma you overlooked, or something like that. Although, an error reported by a client will bring about more of a frown than a smile.

That said, errors can be annoying and a real pain in the behind. That is why in this article, I want to explain something called try / catch in JavaScript.

What is a try/catch block in JavaScript?

A try / catch block is basically used to handle errors in JavaScript. You use this when you don’t want an error in your script to break your code.

While this might look like something you can easily do with an if statement, try/catch gives you a lot of benefits beyond what an if/else statement can do, some of which you will see below.

try{
//...
}catch(e){
//...
}

A try statement lets you test a block of code for errors.

A catch statement lets you handle that error. For example:

try{ 
getData() // getData is not defined 
}catch(e){
alert(e)
}

This is basically how a try/catch is constructed. You put your code in the try block, and immediately if there is an error, JavaScript gives the catch statement control and it just does whatever you say. In this case, it alerts you to the error.

All JavaScript errors are actually objects that contain two properties: the name (for example, Error, syntaxError, and so on) and the actual error message. That is why when we alert e, we get something like ReferenceError: getData is not defined.

Like every other object in JavaScript, you can decide to access the values differently, for example e.name(ReferenceError) and e.message(getData is not defined).

But honestly this is not really different from what JavaScript will do. Although JavaScript will respect you enough to log the error in the console and not show the alert for the whole world to see :).

What, then, is the benefit of try/catch statements?

How to use try/catch statements

The throw Statement

One of the benefits of try/catch is its ability to display your own custom-created error. This is called (throw error).

In situations where you don’t want this ugly thing that JavaScript displays, you can throw your error (an exception) with the use of the throw statement. This error can be a string, boolean, or object. And if there is an error, the catch statement will display the error you throw.

let num =prompt("insert a number greater than 30 but less than 40")
try { 
if(isNaN(num)) throw "Not a number (☉。☉)!" 
else if (num>40) throw "Did you even read the instructions ಠ︵ಠ, less than 40"
else if (num <= 30) throw "Greater than 30 (ب_ب)" 
}catch(e){
alert(e) 
}

This is nice, right? But we can take it a step further by actually throwing an error with the JavaScript constructor errors.

Basically JavaScript categorizes errors into six groups:

  • EvalError — An error occurred in the eval function.
  • RangeError — A number out of range has occurred, for example 1.toPrecision(500). toPrecision basically gives numbers a decimal value, for example 1.000, and a number cannot have 500 of that.
  • ReferenceError —  Using a variable that has not been declared
  • syntaxError — When evaluating a code with a syntax error
  • TypeError — If you use a value that is outside the range of expected types: for example 1.toUpperCase()
  • URI (Uniform Resource Identifier) Error — A URIError is thrown if you use illegal characters in a URI function.

So with all this, we could easily throw an error like throw new Error("Hi there"). In this case the name of the error will be Error and the message Hi there. You could even go ahead and create your own custom error constructor, for example:

function CustomError(message){ 
this.value ="customError";
this.message=message;
}

And you can easily use this anywhere with throw new CustomError("data is not defined").

So far we have learnt about try/catch and how it prevents our script from dying, but that actually depends. Let’s consider this example:

try{ 
console.log({{}}) 
}catch(e){ 
alert(e.message) 
} 
console.log("This should run after the logged details")

But when you try it out, even with the try statement, it still does not work. This is because there are two main types of errors in JavaScript (what I described above –syntaxError and so on – are not really types of errors. You can call them examples of errors): parse-time errors and runtime errors or exceptions.

Parse-time errors are errors that occur inside the code, basically because the engine does not understand the code.

For example, from above, JavaScript does not understand what you mean by {{}}, and because of that, your try / catch has no use here (it won’t work).

On the other hand, runtime errors are errors that occur in valid code, and these are the errors that try/catch will surely find.  

try{ 
y=x+7 
} catch(e){ 
alert("x is not defined")
} 
alert("No need to worry, try catch will handle this to prevent your code from breaking")

Believe it or not, the above is valid code and the try /catch will handle the error appropriately.

The Finally statement

The finally statement acts like neutral ground, the base point or the final ground for your try/ catch block. With finally, you are basically saying no matter what happens in the try/catch (error or no error), this code in the finally statement should run. For example:

let data=prompt("name")
try{ 
if(data==="") throw new Error("data is empty") 
else alert(`Hi ${data} how do you do today`) 
} catch(e){ 
alert(e) 
} finally { 
alert("welcome to the try catch article")
}

Nesting try blocks

You can also nest try blocks, but like every other nesting in JavaScript (for example if, for, and so on), it tends to get clumsy and unreadable, so I advise against it. But that is just me.

Nesting try blocks gives you the advantage of using just one catch statement for multiple try statements. Although you could also decide to write a catch statement for each try block, like this:

try { 
try { 
throw new Error('oops');
} catch(e){
console.log(e) 
} finally { 
console.log('finally'); 
} 
} catch (ex) { 
console.log('outer '+ex); 
}

In this case, there won’t be any error from the outer try block because nothing is wrong with it. The error comes from the inner try block, and it is already taking care of itself (it has it own catch statement). Consider this below:

try { 
try { 
throw new Error('inner catch error'); 
} finally {
console.log('finally'); 
} 
} catch (ex) { 
console.log(ex);
}

This code above works a little bit differently: the error occurs in the inner try block with no catch statement but instead with a finally statement.

Note that try/catch can be written in three different ways: try...catch, try...finally, try...catch...finally), but the error is throw from this inner try.

The finally statement for this inner try will definitely work, because like we said earlier, it works no matter what happens in try/catch. But even though the outer try does not have an error, control is still given to its catch to log an error. And even better, it uses the error we created in the inner try statement because the error is coming from there.

If we were to create an error for the outer try, it would still display the inner error created, except the inner one catches its own error.

You can play around with the code below by commenting out the inner catch.

try { 
try { 
throw new Error('inner catch error');
} catch(e){ //comment this catch out
console.log(e) 
} finally { 
console.log('finally'); 
} 
throw new Error("outer catch error") 
} catch (ex) { 
console.log(ex);
}

The Rethrow Error

The catch statement actually catches all errors that come its way, and sometimes we might not want that. For example,

"use strict" 
let x=parseInt(prompt("input a number less than 5")) 
try{ 
y=x-10 
if(y>=5) throw new Error(" y is not less than 5") 
else alert(y) 
}catch(e){ 
alert(e) 
}

Let’s assume for a second that the number inputted will be less than 5 (the purpose of «use strict» is to indicate that the code should be executed in «strict mode»). With strict mode, you can not, for example, use undeclared variables (source).

I want the try statement to throw an error of y is not… when the value of y is greater than 5 which is close to impossible. The error above should be for y is not less… and not y is undefined.

In situations like this, you can check for the name of the error, and if it is not what you want, rethrow it:

"use strict" 
let x = parseInt(prompt("input a number less than 5"))
try{
y=x-10 
if(y>=5) throw new Error(" y is not less than 5") 
else alert(y) 
}catch(e){ 
if(e instanceof ReferenceError){ 
throw e
}else alert(e) 
} 

This will simply rethrow the error for another try statement to catch or break the script here. This is useful when you want to only monitor a particular type of error and other errors that might occur as a result of negligence should break the code.

Conclusion

In this article, I have tried to explain the following concepts relating to try/catch:

  • What try /catch statements are and when they work
  • How to throw custom errors
  • What the finally statement is and how it works
  • How Nesting try / catch statements work
  • How to rethrow errors

Thank you for reading. Follow me on twitter @fakoredeDami.



Learn to code for free. freeCodeCamp’s open source curriculum has helped more than 40,000 people get jobs as developers. Get started

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Catch error rails
  • Catch error linux
  • Catch error jenkins
  • Catch error in vba
  • Catch error groovy