Чацкий не одинок у него много сообщников ошибка

Вы редактор. Исправьте речевые ошибки, которые допустили десятиклассники в сочинение. 1. Грибоедов очень глубоко показывает образ Чацкого. Чацкий не

Вы редактор. Исправьте речевые ошибки, которые допустили десятиклассники в сочинение.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

1. Грибоедов очень глубоко показывает образ Чацкого. Чацкий не одинок, у него есть много сообщников. 2. Манилов много думал и размышлял. 3. У Пушкина были дружки среди декабристов. 4. Печорин зашёл в придорожный кабак. 5. Поэт создад стихотворени»В дороге», заслуживающее огромный успех. 6. Обломов всю жизнь проволялся на диване. Оттого и фамилию такую получил. 7. Некрасов создал народнуюю поэзию. Его гореои из народа.

Учимся говорить правильно.
Исправляем речевые ошибки

Предлагаемые задания помогут школьникам научиться находить, классифицировать, исправлять речевые ошибки и недочеты.

1. Эта модель демонстративная, она не продается.

2. Я занял соседу тысячу рублей до февраля.

3. Мальчик ничего не отвечал, а только хлопал очами.

4. Суд признал его виноватым в совершении преступления.

5. Его отец был настоящим полиглотом: он мог подробно и обстоятельно ответить на вопрос из любой области знаний.

6. Спасатели увидели, что в море утопает человек.

7. Раненый князь Андрей упал ничком. Очнувшись, он увидел высокое, бесконечное небо.

8. Теща Катерины постоянно учила жизни домочадцев.

9. Наши товары импортируются во многие страны мира.

10. Я перешел на более экономический тариф.

1) Отметьте предложения, в которых какое-либо слово употреблено в несвойственном ему значении. (2, 5, 7, 8, 9.)

2) Отметьте предложения с нарушениями стилистической сочетаемости. (3, 6.)

3) Отметьте предложения, в которых следовало бы вместо слова употребить его пароним. (1, 4, 10.)

4) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – демонстрационная, 2 – одолжил или дал в долг, 3 – хлопал глазами, 4 – виновным, 5 – энциклопедистом, 6 – тонет, 7 – упал навзничь, 8 – свекровь, 9 – экспортируются, 10 – экономичный.

1. Разговор с этим человеком играл важное значение.

2. Красивые портьеры украшали комнату.

3. Я хочу поднять тост за здоровье именинника.

4. Содержимое пакета нужно залить горячим кипятком.

5. Чтобы увеличить впечатление читателя, автор ведет повествование от первого лица.

6. В повести Гоголя «Шинель» повествуется о жизни чиновника Башмачкина.

7. Наше агентство предоставляет студентам много свободных вакансий.

8. Эта победа досталась мне дорогой ценой.

9. Ты не видишь очевидных фактов.

10. В этом магазине дорогие цены.

1) Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости. (1, 3, 5, 10.)

2) Отметьте предложения, в которых рядом употреблены однокоренные слова. (2, 6, 9.)

3) Отметьте предложения, в которых употреблены лишние слова. (4, 7.)

4) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – играл важную роль или имел большое значение, 2 – великолепные портьеры, 3 – поднять бокал или произнести тост, 4 – горячей водой или кипятком, 5 – чтобы усилить впечатление, 6 – рассказывается о жизни, 7 – много вакансий, 9 – ты не замечаешь, 10 – высокие цены.

1. Именно Софья пустила слух о том, что Чацкий с ума спятил.

2. Мой брат закончил школу с медалью.

3. Ты довел меня до белого колена.

4. В магазины города было завезено тридцать тонн морковки.

5. Наша физичка заболела, поэтому занятие перенесли.

6. От длительного перехода я так устал, что был ни жив ни мертв.

7. Уважаемые студенты! Срочно сдайте зачетки в деканат.

8. Я скрипя сердцем подписал этот договор.

9. Суд принял решение о дележе имущества между супругами.

10. Сестра лила крокодиловы слезы, когда героиня фильма погибла.

1) Отметьте предложения с нарушением формы фразеологизма. (3, 8.)

2) Отметьте предложения с неверным употреблением фразеологизмов. (6, 10.)

3) Замените разговорные и просторечные слова и выражения в предложениях на нейтральные. (1, 2, 4, 5, 7, 9.)

4) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – лишился рассудка, 2 – окончил, 3 – до белого каления, 4 – моркови, 5 – учитель физики, 6 – от длительного перехода я сильно устал (ни жив ни мертв от страха), 7 – зачетные книжки, 8 – скрепя сердце, 9 – о разделе, 10 – горько плакала.

1. Онегин думает, что не может больше полюбить, и ошибся.

2. Мама закутала дочку в шаль и унесла ее.

3. Наше издательство выпустило книгу, которая была популярна среди читателей, которые любят детективы.

4. Автор заставляет задуматься о последствиях своих поступков.

5. Катерина хочет, чтобы муж взял ее с собой, но Тихон отказался.

6. Герой уходит в другой мир, а потом герой разочаровывается в нем.

7. Этот прибор, появившийся на прилавках магазинов, специализирующихся на продаже техники, облегчающей домашнее хозяйство, был оценен многими покупателями.

8. Герой не любит говорить о прошлой жизни, и поэтому его не поняли.

9. Когда я впервые читал эту книгу, я вспомнил лето, когда я ездил к морю.

10. Чацкий хочет изменить жизнь фамусовской Москвы, и это ему частично удается.

1) Отметьте предложения с нарушением видо-временной соотнесенности глагольных форм. (1, 8, 9.)

2) Отметьте предложения, в которых неудачно употреблены местоимения. (2, 4.)

3) Отметьте неудачно построенные предложения. (3, 7, 9.)

4) Отметьте предложения с неоправданным повторением слов. (6, 9.)

5) Запишите исправленные варианты.

Ответы: 1 – Онегин думает. … и ошибается, 2 – и унесла девочку, 3 – среди читателей, любящих детективы, 4 – о последствиях поступков, совершаемых человеком, 5 – но Тихон отказывается, 6 – герой уходит в другой мир, но потом разочаровывается в нем, 7 – этот прибор, появившийся на прилавках магазинов, которые специализируются на продаже облегчающей домашнее хозяйство техники, был оценен многими покупателями, 8 – его не понимают, 9 – читая впервые эту книгу, я вспомнил о своей летней поездке к морю.

Нередко мастера слова в своих произведениях отступают от речевых норм, добиваясь определенного художественного эффекта. Найдите в приведенных фрагментах литературных произведений отступления от речевых норм и скажите, какого эффекта достигают авторы.

1. Вся комната янтарным блеском озарена.
Веселым треском трещит затопленная печь…

(А.Пушкин. Зимнее утро)

(Прибегая к тавтологии треском трещит, автор передает звук, который слышит лирический герой стихотворения.)

2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна,
На печальные поляны льет печально свет она.

(А.Пушкин. Зимняя дорога)

(Тавтология (на печальные поляны льет печально свет она) помогает автору сконцентрировать внимание читателя на эмоциональном состоянии лирического героя.)

3. На миг умолкли разговоры;
Уста жуют.

(А.Пушкин. Евгений Онегин)

(Сочетание слов разных стилей (уста жуют) создает комический эффект.)

4. И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

(Плеоназм (со всех сторон окружены) подчеркивает полную погруженность лирического героя в мир сна.)

5. Идет-гудет Зеленый шум,
Зеленый шум, весенний шум.

(Н.Некрасов. Зеленый шум)

(Сочетание противоречивых по значению слов Зеленый шум (катахреза) помогает автору создать единый зрительно-слуховой образ; лексический повтор в первой и второй строках привлекает внимание читателя к этому образу.)

VI. Отредактируйте фрагмент сочинения.

Все образы поэмы, изображенные Гоголем, по-своему интересны.

Читатель, читая страницу за страницей, смеется над вычурным Маниловым, над брутальным Собакевичем, над тупой Коробочкой, над постоянно врущим пройдохой Ноздревым, а скряга Плюшкин, собирающий всякий хлам, – это вообще что-то. Но особенно привлек мое внимание Чичиков, чем-то похожий и в то же время непохожий на других героев поэмы.

Чичиков похож на Манилова тем, что умел подлизаться к нужным людям, похож на Собакевича тем, что может настаивать на своем, похож на Ноздрева тем, что придумывает всякие аферы, похож на Коробочку и Плюшкина тем, что кладет нужные и ненужные вещи в ящичек.

Но в то же время Чичиков существенно отличается от других героев поэмы. Если герои-помещики тунеядствуют, то Чичиков постоянно ставит перед собой новые цели и пытается их достичь. Уже в детстве он был бизнесменом, умел выгодно вложить деньги и получить навар. Так, когда он учился в школе, он продавал булочки, которые он покупал заранее, голодающим товарищам и извлекал из этого выгоду.

Но когда герой стал взрослым, ни одно его дело не выгорело. Скорее всего, Гоголь наказывает своего героя за то, что при всех своих деловых качествах он человек безнравственный. Так, например, он не помог своему старому учителю, который считал Павлушу лучшим учеником; работая в казенной палате, он, добиваясь повышения, обманул повытчика и его дочь.

Наверное, автор ценил нравственное начало в людях, поэтому не дает планам непорядочного человека осуществиться…

Примерный исправленный вариант

Все образы поэмы, созданные Гоголем, по-своему интересны. Читая страницу за страницей, мы смеемся над манерным Маниловым и грубым Собакевичем, над глупой Коробочкой и постоянно лгущим плутом Ноздревым; а скупец Плюшкин, собирающий ненужные вещи, производит особое впечатление. Но больше всего привлекает мое внимание Чичиков, чем-то похожий на других героев поэмы, но в то же время отличающийся от них.

Чичиков напоминает Манилова тем, что может войти в доверие к нужным людям; умение героя настоять на своем роднит его с Собакевичем; подобно Ноздреву, Чичиков придумывает разные аферы; а хранение нужных и ненужных вещей в ящичке сближает героя с Плюшкиным и Коробочкой.

Но, в отличие от бездельничающих помещиков, Чичиков постоянно ставит перед собой новые цели и пытается их достичь. Уже в детстве он делец, умеющий выгодно вложить деньги и получить прибыль. Так, еще будучи школьником, он продает купленные заранее булочки голодным товарищам и извлекает из этого выгоду.

Однако повзрослевшему герою не удается добиться успеха ни в одном деле. Скорее всего, Гоголь наказывает Чичикова за то, что при всех своих деловых качествах герой – человек безнравственный. Так, например, Чичиков отказывает в помощи своему старому учителю, считавшему Павлушу лучшим учеником; служа в казенной палате и добиваясь повышения, герой обманывает повытчика и его дочь.

Наверное, автор ценит нравственное начало в людях, поэтому не дает планам непорядочного человека осуществиться…

Презентация «Виды лексических ошибок» по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Виды лексических ошибок

Лексические нормы русского литературного языка – это правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями. Нарушение лексических норм ведет к двусмысленности высказываний и серьезным речевым ошибкам! Лексические нормы определяют правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Виды лексических ошибок: тавтология – повторение одного и того же слова в пределах данного предложения или толкование какого-либо слова однокоренным словом Например: Вот, например, классический пример; Это не оправдывает вовсе Печорина совсем. Одно из повторяющихся слов необходимо опустить

Виды лексических ошибок: плеоназм – речевая избыточность: использование в пределах одного предложения слов с близким или одинаковым значением Например: коллега по работе, в январе месяце, на предприятии есть свободные вакансии Избыточное слово необходимо опустить

Виды лексических ошибок: речевая недостаточность – случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли Например: Гражданин Калиновский Л.Л. на автомобиле следовал по улице без номерного знака. Необходимо вставить недостающее слово или словосочетание

Виды лексических ошибок: лексическая несочетаемость – употребление в одном предложении двух слов с противоположным или несочетаемым значением Например: В короткие сроки разруха была восстановлена. (правильно – разруха ликвидирована или разрушенное восстановлено) В парке было заложено тридцать два дерева. (правильно – посажено)

Виды лексических ошибок: неразличение паронимов, т.е. слов, близких по звучанию и написанию, но различных по значению Например: Детство Павла прошло в бедноте (правильно – в бедности); Давыдов провел собрание сельского актива и бедности (правильно – бедноты); Мне представили слово на собрании (правильно – предоставили)

Виды лексических ошибок: неточное или неуместное употребление иноязычных слов Например: Чехов говорит, что человеку нужно не три фунта земли, а всю землю (правильно – фута) Сначала мы поссорились, а потом пришли к консенсусу (в данном случае более уместно – к соглашению)

Виды лексических ошибок: разрушение фразеологизмов, устойчивых единиц языка Например: глубокое утро (правильно – позднее утро); В годы войны весь наш народ трудился, не покладая сил и энергии (правильно – не покладая рук)

Виды лексических ошибок: нарушение стилистического единства Например: Я предложил любимой девушке вступить со мной в брак. (более уместно – выйти за меня замуж) Организации на работу требуется вахтерша. (более уместно – вахтер)

Исправление лексических ошибок (редакторский практикум): грубые Руки у него большие и черствые. снова Через три года Татьяна обратно встречает Онегина. Николай был спортивный молодой юноша. перестал видеть правым глазом После ранения Павел потерял зрение правого глаза. Когда слышишь это слово, чувствуешь, что тебя наполняет прилив чувств. Поэзия Пушкина производит на меня неповторимое впечатление чувство.

Исправление лексических ошибок (редакторский практикум): Образ Чацкого как бы противопоказан образу Молчалина. Фашисты мучили пленных непосильным трудом и голодовкой. Островнов сумел втесаться в доверие. В Великой Отечественной войне принимал участие весь многонациональный русский народ. Мой дядя окончил университет и получил высшее образование. Мы живем в век, когда новые открытия буквально следуют по пятам. Полуголодные, полухолодные строили мы Турксиб. Кутузова как полководца отличает дальнозоркость.

Исправление лексических ошибок (редакторский практикум): Лектор привлек общее внимание всех присутствующих. Объявление на вокзале: «Господа командировочные, получите командировочные удостоверения». Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. Председатель собрания представил слово докладчику. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. Он был смешной парень, как начнет смеяться, так не остановишь. Ни один укол, который сделала медсестра Наташа, не был больным.

Исправление лексических ошибок (редакторский практикум): Нужно оказать всестороннюю помощь отсталым студентам колледжа. Рабочие пристально слушали начальника цеха. Объявление на двери рентгенкабинета: «Ввиду холода в помещении делаем только срочные переломы». Этот человек произвёл на меня сильнейшее воздействие. Первая премьера этого балета состоялась на сцене Большого театра.

Исправление лексических ошибок (редакторский практикум): Этот памятник архитектуры поражает туристов своими причудливыми габаритами. Классные руководители должны обеспечить явку своих родителей. Уважаемые участники, разберитесь по породам и приготовьтесь к началу выставки! На грядущей неделе надо будет заплатить профсоюзные взносы. Директор распорядился объявить благодарность секретарше.

Исправление лексических ошибок (редакторский практикум): На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных инцидентов. С 15 декабря 2011 года ещё один спутник крутится вокруг Земли. Установить день сдачи страховых агентов в бухгалтерию до 10 числа каждого месяца. В основании романа лежит история типичной дворянской семьи. Фермеры стремятся добиться увеличения коров в хозяйстве.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 777 человек из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 331 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 333 человека из 67 регионов

  • Закарлюк Галина ВикторовнаНаписать 9193 24.04.2017

Номер материала: ДБ-413093

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    24.04.2017 791
    24.04.2017 1122
    24.04.2017 575
    24.04.2017 344
    24.04.2017 291
    24.04.2017 15648
    24.04.2017 522

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах

Время чтения: 1 минута

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

источники:

http://rus.1sept.ru/article.php?ID=200702009

http://infourok.ru/prezentaciya-vidi-leksicheskih-oshibok-po-uchebnoy-discipline-russkiy-yazik-i-kultura-rechi-1835123.html

Слайд 1

МКОУ Николаевская СОШ ТЕМА: РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Учитель русского языка и литературы Полякова Т.А. Николаевка 2014 г..

Слайд 2

МКОУ Николаевская СОШ ТЕМА: РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Учитель русского языка и литературы Полякова Т.А. Николаевка 2014 г..

Слайд 3

ВИДЫ НОРМ Норма — центральное понятие учения о правильности речи и о ее культуре.

Слайд 4

Нормы словоупотребления /употребление слов в соответствии с присущими им значениями, с учетом возможной сочетаемости с другими словами/. Нормы словоупотребления фиксируются в толковых словарях и закрепляются совокупностью правил, которые даются в вводных статьях к этим словарям. Лексические нормы Употребления устойчивых оборотов, имеющих, подобно словам, свою семантику и характеризующихся постоянством состава их компонентов. О фразеологических нормах можно справиться во фразеологических словарях Фразеологические нормы Употребление производных слов, в которых в период их появления произошло избирательное присоединение к производящим основам словообразовательных морфем Словообразовательные нормы Употребление устойчивых оборотов, имеющих свою семантику и характеризующихся постоянством их компонентов. Фразеологические нормы Общепринятое и обязательное употребление форм слов и синтаксических конструкций. Грамматические нормы Правила орфографии, правила написания слов. Орфографические нормы Правила пунктуации, правила постановки знаков препинания. Пунктуационные нормы Литературное произношение слов и их форм Орфоэпические нормы Целесообразное и уместное использование в речи /в том или ином стиле речи/ языковых средств. Стилистические норма

Слайд 5

ХАРАКТЕРИСТИКА ОШИБОК В ТВОРЧЕСКИХ РАБОТАХ УЧАЩИХСЯ

Слайд 6

НЕСООТВЕТСТВИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ТЕМЕ Тема – тезис (главная мысль выражена в самом названии). Тема со скрытым главным тезисом (ученик в процессе анализа литературно художественных фактов выразить основной тезис).

Слайд 7

НАРУШЕНИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ Фактические ошибки: 1) ошибки в датах жизни и деятельности писателей, написания произведений, месте рождения писателя и т.д.: Пьеса «На дне» написана в 1912 году; Тургенев родился в 1905 году в Ясной Поляне; 2) смешение эпох, авторов, названий произведений: Фонвизин в комедии » Недоросль» описал забитость и тупость капиталистов ; Критическая статья «Луч света…» написана Белинским; 3) искажение фактов, описанных в произведениях: В основе взглядов Базарова были передовые идеи Чернышевского; Старуха Изергилъ — революционерка, рвется к свободе; 4) гиперболическое, преувеличенное освещение фактов: Грибо¬едов раскрыл все черты самодержавия XIX века и т.п.; 5) искажения в цитировании стихотворных строк: Онегин слег¬ка (?) манжурку (?) танцевал; Ярем он с барщиной (?) старинной с (?) оброком легким заменил. При передаче отрывка произведения своими словами ученики нередко неумело или неудачно перефразируют слова текста: Поэт вспоминает чудное мгновенье, когда перед ним явилась она (А.П. Керн), как мимолетное виденье, он называет ее » гением чистой красоты».

Слайд 8

НАРУШЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ 1) Отсутствие логической связи между предложениями или частями предложения: Речь Базарова насыщена пословицами и поговоркоми . Базаров был лекарь и лечил крестьян бесплатно. Базаров отрицал искусство; Рахметов отличается выдержкой, смелостью ума, хотя спал он не более четырех часов в сутки; 2) в противоречиях и двусмыслицах. Ср.: В отрыве от народных масс передовое дворянство было бессильным. Результатом этого (?) явилось восстание декабрис¬тов ; Тургенев показал » нового человека «, разночинца с передовыми взглядами. Но Базаров отрицал искусство, литературу, науку. Это отрицание было несвойственно революционерам-разночинцам. Образ Базарова был типичен; 3) в бездоказательности (или неправильной доказательности).

Слайд 9

РЕЧЕВЫЕ НЕДОЧЕТЫ

Слайд 10

— неточность употребления; — нарушение лексической сочетаемости слов; — ошибки в употреблении фразеологизмов; — нарушение стилевого единства текста; — погрешности, ослабляющие выразительность текста; — однообразие словаря, нарушение благозвучия ЛЕКСИЧЕСКИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ

Слайд 11

Характеристика типичных Лексических ошибок

Слайд 12

Употребление того или иного слова в значении, ему не свойственном или не подходящем к данному контексту 1. Чацкий особенно глубоко выступает против крепостников (вместо страстно ); Грибоедов изобразил в комедии разложение дворянского класса на два лагеря (вместо расслоение); Чацкий не одинок > у него много сообщников ( вместо единомышленников). Наблюдаются случаи ошибочного употребления иноязычных слов:72 апреля весь мир потрясла величайшая ассоциация ( вместо сенсация ); Фамусов действует по лозунгу : «подписано, так с плеч долой» ( вместо по принципу ). Ошибки, вызванные смешением в употреблении паронимов Алеша безропотно переносил все тяжести жизни ( вместо тяготы ); Онегин ведет праздничный образ жизни ( вместо праздный ); Бакенбарды у Базарова были песчаного цвета (вместо песочного). Употребление лишних слов (плеоназмы). Плеоназмы различны по структуре. Среди них выделяются: а) сочетание двух однозначных (синонимичных) существительных, воспринимаемых учеником как обозначения разных, хотя и однородных понятий: Слышались брань и ругательства; б) сочетание прилагательного и существительного, в котором значение прилагательного в известной мере дублирует значение, заключенное в существительном: Наступил темный мрак в) сочетание двух однозначных (синонимичных) глаголов: Мы помнили и не забывали его советов; г) сочетание двух однозначных ( синонимичных ) прилагательных: Раскольников жил в небольшой маленькой каморке’, д) сочетание глагола и наречия: Враги приближались все ближе.

Слайд 13

Лексические анахронизмы Печорин получил путевку на Кавказ; Чацкий поехал в командировку за границу; Простакова била домработниц; Однажды Чичикова сняли с работы; Павел достал дефицитную в то время гармошку. Употребление омонимов и многозначных слов, приводящих к двусмысленности, нелепости Готовясь к экзаменам, я перечитала все книги (( прочитала повторно или прочитала все подряд? ); Павел и его друзья сели за стол и стали разбирать прочитанные книги (приводить в порядок? анализировать? брать себе?): Она никак не управляла домом ( жильцами дома? семьей? хозяйством своей семьи?). Нарушение лексической сочетаемости слов Смысло­вая несовместимости ( ср.: мякиш тишины ); в силу их грамматической природы (например, прилага­тельные не вступают в связь с глаголами или наречиями, не соединяются с числительными и т.п.); из-за лексических особенностей (слова не вступают в связи друг с другом, хотя и обозначают соединимые понятия; ср.: можно сказать глубокая старость, глубокая зима, но нельзя — глубокая юность, глубокая весна).

Слайд 14

Ошибки в употреблении фразеологизмов Вся страна от малого до великого поднялась на борьбу с врагом (вместо от мала до велика); Книга — оружие с неграмотностью (вместо Книга — оружие в борьбе с неграмотностью); Он никогда не откладывал дела в длинный ящик (вместо долгий ящик ). Имеются случаи искажения пословиц и поговорок: Честь сберегают смолоду; Рукой руку моют; Из огня да из полымя; Басни со­ловья не кормят. Нарушение стилевого единства 1. Но как могла понять Печорина, жизнь которого проходила в борьбе с собой и светом, эта светская дамочка, искренне преданная идеалам общества ? 2. Ноздрев, когда играл с Чичиковым в шашки, хотел обвести его вокруг пальца. В первом предложении слово дамочка и во втором -фразеологизм обвести вокруг пальца являются неуместными потому, что, будучи разговорными, разрушают единство стиля контекста Неправильное употребление уча­щимися выразительных и изобразительных средств художественной речи. . 1) неудачные эпитеты: Читателя поражает изумительная жадностъ Плюшкина; Татьяна отличалась бесконечной честностью. Плохо согласованы друг с другом и тройные эпитеты: Раздался глубочайщий , громкий, оглушительный удар грома; У Чапаева была железная, непреклонная, безответная воля: 2) неудачные и неуместные метафоры: Перед нами встает тра­гическая судьба людей, задавленных тяжелым утюгом жизни: Любовь Анны к Вронскому уже не сияла красотою и счастьем, а теперь она до­горала и лишь только умирает и теплится: 3) не всегда удачные сравнения: Дом Кабановых — это одно и то же, что и могила: Ксения Ивановна такая же добрая, простая, скромная. как ее комната: 4) безвкусные и неудачные гиперболы: Кутузов — гений челове­чества: Анна и Катерина — люди бесконечной честности.

Слайд 15

Канцеляризмы Имеют место и другие подвиги партизан; Ниловна бросает все силы на то, чтобы продолжить дело сына; В мое распоряжение перешла библиотека отца. Речевые штампы На данном этапе, в данный отрезок времени, на сегодняшний день, подчеркнуть со всей остротой, поднять на долж­ный уровень, в данный момент, целиком и полностью, в общем и целом Нарушение благозвучия Неблагозвучие (какофонию) порождает: 1. Случайное скопление, ненужное нагромождение шипящих и свистящих звуков: Тяжело жилось женщине в доме мужа. 2. Скопление в словах гласных или согласных звуков: А у Андрея Болконского мы отмечаем такие черты характера. 3. Стечения одинаковых слогов в рядом стоящих словах: Он ру­чался за этого человека, как за друга, 4. Случайное созвучие, рифмующиеся слова или слоги в проза­ическом тексте: И мать начинает понимать, почему так изменилось поведение сына. К явлениям неблагозвучия относится и многократное повторе­ние отдельных слов в речи ( в том числе фамилий писателей, героев произведений и т.д.).

Слайд 16

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НЕДОЧЕТОВ

Слайд 17

Словарная работа 1 . Составьте предложения с данными словами. Доверие, дарование, удовлетворение, достижения, обязатель­ства, покров, сочувствие, сожаление, жалость, культурный, грамот­ный, жюри. 2. Выясните значение слов при помощи толкового словаря. Единомышленник, соратник, сообщник, подчиненный, суще­ствование, сосуществование, смертный, смертельный, владеть, обла­дать, закоренелый, соотечественник. 3. Подберите синонимы к словам. Бранить, безграничный, любоваться, восхищаться, рассеянный, сообщение, тайна, праздный, праздничный. Для справок: ругать, беспредельный, восхищаться, вос­торгаться, невнимательный, известие, загадка, бездельный, торже­ственный. 4. Замените иноязычные слова русскими. Аналогия, абстрактный, гипотеза, декрет, ресурсы, архитектор. Для справок: сходство, отвлеченный, предположение, указ, средства, зодчий. Учащимся 9-11 классов можно предложить такие упражнения: 1. Составьте предложения, употребив в них данные слова. Взгляды (прогрессивные, консервативные), мнения, кругозор, мировоззрение, поглотиться, вращаться, общаться, самосознание, самолюбие, себялюбие. 2. Запомните правописание слов. Используйте некоторые из них при характеристике Татьяны Лариной. Безыскусственность, гармоничная натура, отчужденность, предрассудок, самобытность, самообладание, самоотверженность, своенравный, своеобразие, суеверие, сентиментальный роман, цель­ная натура.

Слайд 18

Исправьте ошибки в предложениях На одно мгновение мальчики забылись. 2 . Печорин обладает талантом творческого доверия. 3 . У Базарова нет сообщников. 4 . Па­вел видел в Саше соотечественника по борьбе. 5 . Грибоедов хорошо разбирает нам образ Чацкого. 6 . К Павлу стали обращаться с уваже­нием. 7. Перед нами возникает мещанская семья. Длясправок : растерялись, дарования, единомышленников, соратник, раскрывает, относиться, предстает. Работа над паронимами 1. Объясните значение созвучных слов. Адресат — адресант, абонент — абонемент, дипломат -дипломант, искусный — искусственный, континент — контингент, материальный — материалистический, практик — практикант, фабрикант — фабрикат. 2 . Подберите к каждому прилагательному существительное; суффиксы в прилагательных подчеркните. Бережный — бережливый, деловой — деловитый, идеальный -идеалистический, классный — классовый, обидный • обидчивый, понятный — понятливый, практический — практичный, реальный -реалистический, соседний — соседский, скрытый — скрытный, сытый -сытный, фамильный — фамильярный, фронтовой — фронтальный, эффектный — эффективный. Исправьте недочеты в следующих предложениях. Пушкин выразил характеры людей того времени. 2 . Фон­визин изображает свои взгляды в критических статьях . 3. Простакова груба со своими придворными . 4 . Узнав, что крепостница Палашка заболела, она приходит в ярость. 5.Умственное ограничение Коробочки. 6 . Онегин вел паразитический образ жизни. 7 . Народ тер­пел двойственный гнет. 8 . Тургенев завоевал мировую призна­тельность.

Слайд 19

Найдите ошибки в предложениях. Исправьте их. Она поборола боязнь и страх. 2 . Манилов много думал и размышлял. 3 . Вскоре он воротился обратно. 4 . Она очень с великой любовью полюбила Бориса. 5 . Он негодовал от возмущения. 6.,Светило огненное, как огонь солнце». 7 . Они проявили свою ини­циативу. Исправьте предложения , избежав повторений 1. Герасим пошел к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принес домой. 2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод. 3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии. 4.Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные. 5.Потом он пришел к реке. Потом увидел плот. 6, На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять. Приведите возможные Варианты исправления ошибок в пред­ложениях. Островский решил изобразить образ молодого человека, своего современника. 2. Черты характера, характерные для врагов. 3 . Какие ошибки допустил Толстой в изображении образа Платона Каратаева? 4 . Для него характерны те черты, которыми характеризовались новые люди.

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Лексические ошибки

Неточность словоупотребления

Ошибки в словоупотреблении связаны с употреблением слова в значении, ему не свойственном или не подходящем по контексту. К ним относятся:

• употребление слова не в том значении или неверный выбор слова из ряда синонимов: Чацкий особенно Глубоко Выступает про­тив крепостников (вм. Страстно); Грибоедов изобразил в комедии Разложение Дворянского класса на два лагеря (вм. Расслоение); Чац­кий не одинок, у него много Сообщников (вм. Единомышленников);

• смешение паронимов; Алеша безропотно переносил все Тяжес­ти Жизни (вм. Тяготы); Онегин ведет Праздничный Образ жизни (вм. Праздный); Бакенбарды у Базарова были Песчаного Цвета (вм. Песоч­ного);

• употреблениелишнихслов: Изысканные И Вкусные Деликате­сы могут отведать посетители нашего ресторана; Правительство в это трудное время должно представлять Единый монолит;

• сочетание двух синонимичных слов: Его Гуманность И Челове­колюбие Известны всем; Внимание к Деталям И Подробностям В описании характеров героев; Моя Автобиография;

• повторение слов: Сегодня у нас в Гостях Был Гость Из Каргополя; Он был настолько Болезненным, Что часто простужался и Болел.

Нарушение лексической сочетаемости слов

Для правильного употребления слов в речи необходимо знать не только их точное значение, но и учитывать особенности лексической сочетаемости слов. Соединение слов бывает невозможным по сле­дующим причинам:

• из-за смысловой несовместимости (ср.: Мякиш тишины, слу­шать потолок и т. п.);

• в силу их грамматической природы (например, прилагательные не вступают в связь с глаголами, не соединяются с числительными и т. п.);

• из-за лексических особенностей слов с несвободным значени­ем; ср.: можно сказать Глубокая старость, глубокая осень, но не­льзя — Глубокая юность, глубокая весна;

• соединение слов в словосочетании может наталкиваться на ограничения, регулируемые стилистическими нормами (например, в словосочетании Тщетно артачиться употреблены книжное и раз­говорное слова).

Ошибки в употреблении фразеологизмов

Ошибки заключаются в искажении состава фразеологизмов, крылатых выражений, пословиц и поговорок, в неудачном построе­нии словосочетаний по типу известных фразеологических оборотов, в неуместном их использовании и т. п.: Вся страна от малого до ве­ликого поднялась на борьбу с врагом (вм. От мала до велика); Он ни­когда не откладывал дела в длинный ящик (вм. Долгий ящик); Честь сберегают смолоду; Рукой руку моют; Из огня да из полымя; Басни соловья не кормят.

Грамматические ошибки

Грамматическая правильность речи — это соблюдение в ней ос­новных грамматических норм, большая часть которых сформулиро­вана в виде правил грамматики. Это нормы словообразования, сло­воизменения, согласования слов, построения предложений той или иной структуры, а также нормы управления, которые усваиваются практически. Отступления от этих норм квалифицируются как грам­матические ошибки, которые подразделяются на морфологические и синтаксические.

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки — это отступления от норм образова­ния и употребления форм слов. К ним относятся:

1) Ошибки в употреблении существительных:

• ошибки в роде (Мама научилась делать повидлу (вм. Повидло); Купила билет с плацкартом (вм. С плацкартой);

• ошибки в употреблении числа (использование множественно­го числа вм. единственного и наоборот): В городе побежали ручьи по асфальтам; Фермеры готовятся к весенним севом; На полях ведутся предпосевные подготовки; Стихотворение это написано не черни — лом, а кровью; неправильное образование форм числа: Очередя (вм. Очереди); крема (вм. Кремы);

• ошибки в употреблении падежных форм (неправильное обра­зование форм падежа): у сестре (вм. У сестры); У нас нет время (вм. Времени); Вечер он провел в круге своих друзей (вм. В кругу); В глазе была соринка (вм. В глазу); Лучшими друзьями Виктора были шофера (вм. Шоферы); употребление несклоняемых существительных как склоняемых: Без пальто, пришел с кина, подъехал к DenyИ т. п.;

2) Ошибки в употреблении прилагательных:

• неверное образование форм степеней сравнения прилагатель­ных: Эта книга еще Более интереснее; День был более пасмурнее, чем всегда; Мы решаем наиболее важнейшую проблему; Нина Иванов­на — самая наилучшая учительница в школе;

• замена краткой формы полной без учета значения: Подобные явления еще живые в нашем обществе; Цветы в вазе живые (ср.: Цве­ты в вазе живы);

3) Ошибки в употреблении местоимений:

• неверноеупотреблениеличногоместоимения 3-голица в кос­венных падежах с предлогами (без начального Н-): Пошли к ему в дом; К им стали обращаться за советом;

• неправильное образование формы родительного падежа воп­росительного местоимения Сколько: У скольки человек взяли отпе­чатки пальцев, никто не знает;

• неверное употребление притяжательного местоимения Их: В их­нем селе не было садов; Ихние взгляды ном не нравятся;

• употребление одних местоимений вместо других, что приводит к неоднозначности: Петя уронил его шапку (вм. Свою);

• нарушение согласования в числе и роде при употреблении мес­тоимений 3-го лица вместо существительных: У коллектива класса много трудностей впереди. Им предстоит еще подготовиться к эк­заменам;

• неоднозначность при использовании личных местоимений 3-го лица, которые в родительном падеже могутупотребляться и в значе­нии притяжательных: Ермолову иногда по силе темперамента срав­нивали с Мочаловым, называя его дочерью.

При употреблении местоимений необходимо помнить, что мес­тоимение обычно заменяет ближайшее к нему существительное в форме того же рода и числа. Если не учитывать этого, возможны ошибки, подобные следующим: Зайцы сменили свои белые шубки для того, чтобы их не было видно (шубки? зайцев?);

4) Ошибки в употреблении числительных:

• ошибки при склонении числительных, особенно составных: С двести рублями, в тысячу девятьсот двадцать седьмом году; Двад­цать двое суток они пробирались по лесам к своим;

• ошибки при употреблении собирательного числительного Оба: По обоим сторонам дороги посажены красивые деревья (вм. Обеим);

5) Ошибки в употреблении форм глагола:

• употребление диалектно-просторечных глагольных форм: Из нор вылазиют грызуны; Мы игрались в лесу очень долго; Мама в тот день меня дожидала долго-долго и не дождала; Мама мне говорит: «Едь, сынок, один в город»;

• нарушение видо-временных значений глагольных форм: Мы смотрели телевизор и думаем о дискотеке; Девятого мая мы позд­равляем ветеранов, которые отдают свою жизнь во время войны;

• неправильное образование особых глагольных форм — причас­тий и деепричастий: Играющиеся дети, лающаяся собака; ждя, пиша.

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки — это нарушения в построении слово­сочетаний и предложений. К ним относятся:

1) Ошибки в управлении:

• ошибки в употреблении предлогов: С вместо Из: Он шел с то­варищем со школы; Девочка стала делать журавликов с бумаги; от Вместо У, с, из: Фашисты отняли от него младшего брата; От утра до вечера она делает журавликов; Через вместо Из-за: Через шум мо­тора не было слышно крика детей и т. п.;

• использование предложного глагольного управления вместо беспредложного: Гоголь описывает о похождениях Чичикова (вм. По­хождения); Они гордились за свою родину (вм. Гордились родиной);

• использование беспредложного управления (вместо предлож­ного): Павел Петрович Кирсанов преклоняется английскими порядка­ми (вм. Перед английскими порядками); Тихон находился в подчинении матери {вм. у матери);

• ошибки в падежной форме управляемого слова: Согласно при­каза (вм. Приказу); Вопреки отца (вм. Отцу);

• неверный выбор управляемых слов в предложениях с однород­ными членами: Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремяче — го Лога (вм. Вникнуть во все тайны ГремячегоЛога и познать их); Отец Павла бьет и кричит на жену (вм. Бьет свою жену и кричит на нее); Павел встретил и женился но Тае (вм. Встретил Таю и женился на ней). Ср. также: Горький’призывал на борьбу с «свинцовыми мерзостями» жизни и не мириться с ними (вм. Бороться с… ине мириться с…);

2) Ошибки в согласовании:

• отсутствие согласования в роде между подлежащим и сказуе­мым: В произведении описано ряд эпизодов из солдатской жизни; Ро­ман «Мастер и Маргарита» стала моей любимой книгой; Вишневый сад, имение Раневских, должно пойти с молотка;

• нарушение согласования в числе: глагол-сказуемое употребля­ется во мн. ч. вместо ед. ч. в случаях, когда подлежащее выражено существительным, обозначающим совокупность предметов: Крестьянст­во выступали против помещиков; Молодежь всегда были впереди;

• неправильное согласование во мн. ч. местоимения 3-го лица с замещаемыми им существительными в ед. ч. (обычно имеющими со­бирательное значение): Народ понял, что только так они могут до­биться успеха; Молодое поколение показало, что они достойная сме­на старой гвардии; Островский разоблачил купечество, их образ жизни; Чехов показывает мещанство с их мелкими интересами;

• склонение приложений, заключенных в кавычки и употребля­ющихся только в форме именительного падежа: В повести «Тарасе Бульбе» Гоголь рассказывал о прошлом украинского народа; В романе

«Мастере и Маргарите» рассказана история Иисуса Христа и Понтия Пилата;

• неправильное согласование определений, выраженных при­частными оборотами, стоящими после определяемого слова: По тро­пинкам, ведущих к озеру, шли люди (вм. Ведущим); Легенда посвящена Данко, отдавшего свою жизнь в борьбе за счастье народа (вм. Отдав­шему); Муж Катерины был человеком безвольным, полностью подчи­нившийся матери (вм. Подчинившимся);

3) Ошибки, связанные с нарушением порядка слов:

• разрыв тесно связанных между собой слов (определения и оп­ределяемых слов, дополнения и слова, которое им управляет, одно­родных членов предложения (Детство прошло Онегина в Петербур­ге; Большие и красивые в центре города здания быстро вырастали; Всем классом ходили в лес за цветами весной; Окруженное со всех сто­рон озеро лесом было усыпано желтыми листьями);

• неправильное положение предлогов по отношению к сущест­вительным: К часам двенадцати вода в озере уже становится теп­лее; Через минут десять пришла учительница;

• неправильное расположение частиц и союзов: После операции он стал не выступать на сцене; Разведчик поджег не только немец­кий штаб, но и спас раненого офицера;

4) Ошибки в построении предложений с однородными членами:

• употребление однородных членов в различных падежных фор­мах: Гринев был честным, правдивым, но иногда доверчивый;

• одновременное использование полной и краткой формы при­лагательных: Мальчик был жизнерадостен и веселый; Петров груб и безвольный;

• употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых — глагольного и именного: Давыдов любит людей и справедлив;

• неверное употребление союза И, показывающего законченность перечисления (он ставится или перед последним однородным членом предложения, или перед каждым однородным членом): Шофер быст­ро вышел из машины и бросился в одежде в воду, спас мальчика;

• неоправданная парцелляция: К. Ф. Юон очень любит русскую природу. И описывает ее в своих картинах;

• ошибочная однородность членов простого предложения и час­тей сложного: Партизан ждал темноты и когда все уснут (вм. Ждал, когда наступит темнота и когда все уснут или Ждал темноты и того часа, когда все уснут);

5) Ошибки в построении предложений с обособленными оборотами:

• смешение действительных и страдательных причастий: В мас­терскую привезли табуретки, делавшиеся столярами; Мы встрети­ли много народу, гуляемого в парке;

• употребление причастного оборота вместо придаточного оп­ределительного Предложения: Из этой книги мы узнали о техужасах, пережитых нашим народом в войне;

• неверное положение причастного оборота по отношению к оп­ределяемому слову: Он сделал очень много для своего народа, отдав­ший свою жизнь служению ему;

• ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных обо­ротов (действия, выраженные глаголом-сказуемым и деепричастием, должны относится к одному лицу): Посмотрев фильм, писатель стал еще ближе мне и дороже; Глядя на токую несправедливость, у Ради­щева сердце обливается кровью;

• употребление деепричастного оборота в безличных предложе­ниях: Не окончив школы, Сергею пришлось работать;

6) Ошибки в употреблении чужой речи и при цитировании:

• смешение прямой и косвенной речи: Юрий сказал, что буду летчиком; Павел ответил матери, что: «Я хочу знать правду»;

• избыточное употребление союза Что: Раненый летчик поду­мал, что сколько людей вот так добираются до своей части; Судья спрашивал, что кто дал Раймонде приказание остановить поезд;

• неуместное употребление в косвенной речи частиц, обраще­ний: Отец сказал нам, что ведь напрасно, ребята, идете на рыбалку: погода испортилась;

• ошибочное употребление цитат в качестве придаточных изъ­яснительных предложений с личными (и притяжательными) место­имениями первого лица ед. и мн. ч. и соответствующими глагольны­ми формами: Татьяна говорит Онегину, что «Я вас люблю…»; Пушкин открыто заявил, что «вослед Радищеву восславил я свободу»;

7) Ошибки в построении сложных предложений:

• неверное установление смысловых отношений между частями сложного предложения: Базаров — лекарь, но он сильная и волевая натура; Наступила зима, но мы стали ходить на лыжах;

• одновременное употребление подчинительных й сочинительных союзов: Когда ночь была спокойна, но люди не спали; Так как охрана гес­тапо тщательно проверяла вещи пленного, но в них ничего не нашли;

• употребление лишнего союза: У Меня одно большое желание, чтобы быстрее стать полезным родине;

• неправильное употребление союзов и союзных слов: Мы пошли в ту сторону, где доносились звуки (вм. Откуда);

• неоправданное повторение союза или союзного слова: Андрей сравнивает свою жизнь со старым дубом, который рос в лесу, по ко­торому он ехал;

• неверное построение придаточного предложения: Когда в сол­нечный день, то видно, как по небу плывут паутинки;

• употребление придаточных предложений без главных: Когда вернулись партизаны, которых ждали наши разведчики;

• употребление причастного оборота вместо одного из однородных придаточных предложений: Плюшкин жил в доме, имеющем запущенный вид и у которого почти все окна были забиты или закрыты ставнями.

ТЕСТЫ

1. Укажите предложение с речевой ошибкой

1) Считают, что, декламируя поэтическое произведение, чтец становится соавтором поэта.

2) С тех давних пор театральная публика очень изменилась, их реакция иногда бывает совершенно непредсказуемой.

3) Это было одиночество умного и тонкого человека, когда не хочется ни с кем говорить, когда ищешь уединения.

4) Новые автомобили, прибывшие с ярмарки, были с вооду­шевлением встречены работниками фирмы.

2. Укажите предложение с речевой ошибкой

1) Он, как сейчас говорят, меценат, он любит театр и покро­вительствует молодым талантам.

2) Чтобы стать настоящим ученым-биологом, нужно любить природу, изучать мир растений, интересоваться и наблюдать животных.

3) Я не забуду, как, оказавшись на Волге, мы поймали в сети огромного осетра.

4) Из-за длительной засухи, какой наши края не знали лет пятьдесят, больше других страдает крестьянство — именно для него урожай является залогом благополучия на целый год.

3. Укажите предложение с речевой ошибкой

1) Этим летом мы не только хорошо отдохнули в молодежном лагере, но и поработали на строительстве клуба.

2) Газета «Известия» опубликовала по-настоящему раз­громную статью о работе местной администрации.

3) К началу спортивных игр были подготовлены полутора­этажные коттеджи, оборудованные всем необходимым и кото­рые были отремонтированы турецкой строительной фирмой.

4) На фоне пронзительно голубого неба, словно специаль­но вымытые, празднично белели катера и яхты.

4. Укажите предложение с речевой ошибкой

1) Схватив рукописи, она стремительно выбежала из квар­тиры и вскоре бодро застучала каблучками по лестнице.

2) Многие работники фирмы, в первую очередь экономис­ты, юристы, бухгалтеры, занимаются на курсах повышения квалификации нового учебного центра при университете.

3) Археологи прибыли в поселок, который стоял на крутом берегу реки, которая известна еще со времен покорения Сиби­ри Ермаком.

4) Трудно представить себе общество более роскошное, не­жели то, что собралось на Венский бал в Гостином дворе.

5. Укажите предложение с речевой ошибкой

1) После открытия выставки состоялся праздничный прием, на котором произносили прекрасные тосты в честь художницы.

2) Отец и сын, тоже начавший петь в этом жанре, были при­глашены на открытие джазового фестиваля.

3) Тогда, узнав о происшедшем, у нее возникла мысль на­всегда уехать из города и поселиться где-нибудь в деревне.

4) Принц Чарльз прилетел в Россию в честь четырехсот пя­тидесятилетия установления дипломатических отношений между Англией и Россией.

6. Укажите предложение с речевой ошибкой

1) Наша область граничит с двумя государствами ближне­го зарубежья и налаживает хозяйственные и культурные свя­зи с обеими столицами.

2) Как малое дитя, так требует внимания и заботы наша природа.

3) Расставшись, они ради детей сохранили дружеские от­ношения.

4) Не впервые правительство говорит о необходимости по­мощи местному товаропроизводителю.

7. Укажите предложение с речевой ошибкой

1) В зоопарке мы любовались не только экзотическими авс­тралийскими медвежатами коала, но и кормили листочками эвкалипта.

2) Те, кто непохож на нас, всегда кажутся нам немного странными.

3) И каждый раз, встречаясь в родной школе, мы тепло вспоминали своих учителей и годы нашей юности.

4) Тогда я очень удивился, узнав, что огромные киты, кото­рых я привычно считал рыбами, относятся к млекопитающим.

8. Укажите предложение с речевой ошибкой

1) Из всех изысканных кушаний, приготовленных радуш­ной хозяйкой, мне больше всего запомнился слоеный торт.

2) Легко указывать о недостатках, труднее помогать реаль­ными делами.

3) В этот день, мне кажется, не было человека счастливее меня: она сказала, что любит меня.

4) Никто — ни друзья, ни самые близкие родственники — не подозревал о ее тайне.

9. Укажите предложение с речевой ошибкой

1) Открыв дверь, я наслаждался ночной осенней прохладой.

2) Я надеюсь, что все наши планы удастся воплотить в жизнь.

3) Нельзя забывать об обязательствах, которые мы пообе­щали жителям поселка горняков.

4) Многие ученые не поддерживают реформу орфографии, но большинство может и ошибаться.

10. Укажите предложение без речевых ошибок

1) Мы всегда жили довольно бедно, ни у кого из детей не было ни нужных вещей, ни забавных игрушек, какими играли все соседские детишки.

2) К восемьсотпятидесятилетию Москвы была восстанов­лена историческая и нравственная справедливость: был зано­во отстроен храм Христа Спасителя.

3) Практически никто не хочет оплачивать за услуги, пре­доставляемые транспортным отделом фирмы.

4) Эта книга так захватывает, что, начав читать, она кажет­ся все интереснее и интереснее.

И. Укажите предложение без речевых ошибок

1) Он был человеком, верящим в торжество справедливости и который при этом был наивным, как ребенок.

2) Бухгалтерские курсы подготовили около пятиста первоклас­сных специалистов, которые будут распределены по фирмам.

3) Не упомянув о дальнейшей судьбе героев романа, наш рассказ будет оборванным и не заинтересует читателя.

4) Проверка торговых палаток киосков показала неутеши­тельные результаты: многие из них выставляют на продаже некачественные кремы, духи с истекшим сроком годности.

12. Укажите предложение без речевых ошибок

1) Русская интеллигенция, особенно лучшие ее представители, всегда стремились сохранить культурные традиции прошлого.

2) За каждой группой факультета закреплена определен­ная химическая лаборатория, которая следит за состоянием оборудования.

3) Ей необходимо научиться скромнее относиться к оценке своих качеств.

4) Финансовые поддержки со стороны правительства необ­ходимы для гармоничного развития этой отрасли.

13. Укажите предложение без речевых ошибок

1) Неотложная медицинская и финансовая помощь была оказана всем пострадавшим от террористического акта.

2) Уйдя с головой в работу, ему даже не приходилось от­дыхать.

3) Я люблю и восхищаюсь творчеством французских имп­рессионистов.

4) Вскоре она ушла на пенсию, на которой решила только отдыхать и путешествовать.

14. Укажите предложение без речевых ошибок

1) На тему войны созданы не только кинофильмы, но и пос­тавлены прекрасные спектакли лучших отечественных драма­тургов.

2) Коммюнике была подготовлена весьма тщательно и глу­боко продуманно, поэтому не было возражений у противопо­ложной стороны.

3) Анкета была предложена всем восьмистам участникам конгресса.

4) Еще будучи ребенком, он живо интересовался всем в жи­вой природе: маленькими жучками, порхающими бабочками, стрекочущими кузнечиками.

15. Укажите предложение без речевых ошибок

1) Пострадавшим от землетрясения в Спитаке вся страна помогала не только медикаментами, но и одеждой.

2) Часть товаров, полученная по обмену, были отправлены нуждающимся.

3) Пенсионеры нашего двора живо интересуются о делах молодежи, потому что все мы выросли у них на глазах.

4) По поводу предполагаемой встречи было высказано ряд предложений.

16. Укажите предложение без речевых ошибок

1) Аудитория была странно возбуждена и продолжала шу­меть еще более громче, несмотря на вошедшего преподавателя.

2) Ко всем сотрудникам нового отдела я буду предъявлять одинаковые требования, какие бы должности они ни занимали.

3} Узнав о предстоящем визите Никитина, ей не спалось вот уже вторые сутки.

4) Мои родители справедливо считают: от воспитания за­висит поведение человека, то, насколько грамотна и культур­ная его речь.

17. Укажите предложение без речевых ошибок

1) Уважаемые участники, проходите, пожалуйста, приса­живайтесь вот на тех скамьях!

2) Я не сомневаюсь, что работники культуры сегодня нахо­дятся в более худшем положении, чем пять лет назад — таковы неутешительные результаты первой проверки.

3) И где же те, кто предвещали нам быструю и легкую по­беду во втором туре?

4) Его упорству в достижении цели, таланту руководителя завидовали не только друзья, но и явные недоброжелатели.

18. Укажите предложение без речевых ошибок

1) Мы, совершенно забывая о времени, могли бродить по пустынному пляжу.

2) К началу нового сезона — первое марта — должно за­вершиться строительство нового корпуса.

3) Раньше многие считали о том, что после школы лучше поступить в профессиональное училище, чтобы быстрее найти подходящую работу.

4) Те, кто не понаслышке знает всю тяжесть крестьянского труда, никогда не выбросят кусок хлеба.

19. Укажите предложение без речевых ошибок

1) И тогда, решившись высказать ему все наболевшее за прошедшие годы, мне стало гораздо легче.

2) Она молча одела пальто, натянула перчатки и также мол­ча вышла из гостиной.

3) В день рождения бабушки внуки подарили ей коврик, вышитый своими руками и который умилил старушку до слез.

4) В новый учебный план первого курса вошло несколько дисциплин, раньше изучавшихся на втором.

20. Укажите предложение без речевых ошибок

1) Из трехста жителей дома от взрыва пострадали пятьде­сят человек.

2) Я не совсем представляю себе о том, как все-таки ему удалось пересидеть четырех директоров.

3) Новенькая была румяная и стройна.

4) Отремонтировав подъездные пути, мы сделали значи­тельный шаг вперед к нашей цели.

21. Укажите предложение без речевых ошибок

1) Я надеюсь, что вы проявите терпение, будете выносливы и сможете реализовать все свои планы в жизнь.

2) Отправившись в путешествие по Золотому кольцу, мне особенно понравилось пребывание в Пскове.

3) Автор монографии сказал, что, несмотря на занятость, предоставит рукопись в редакцию в назначенный срок.

4) Согласно общепринятому мнению он очень неприятный в общении человек.

22. Укажите предложение без речевых ошибок

1) Вчера, возвращаясь домой по пустынному переулку, мне встретился странный тип.

2) Я не сомневаюсь, что это сделали те, кто заходили в гос­тиную после нас.

3) Конгресс психологов, назначенный на середину сентяб­ря, переносится на декабрь.

4) Основной темой М. Ю. Лермонтова в романе «Герой наше­го времени» было постижение трудного и противоречивого характера главного героя романа.

23. Найдите предложение с ошибкой в словоупотреблении

1) Нота протеста была воспринята противоположной сто­роной весьма скептично.

2) Эту информацию дотошный журналист добыл обходны­ми путями.

3) На нынешнем гербе России опять реет гордый двуглавый орел.

4) Я хотел совершить реванш после вчерашнего поражения и потому предложил еще один матч.

24. Найдите предложение с ошибкой в словоупотреблении

1) Собираясь уезжать надолго, я составил перечень необхо­димых мне вещей.

2) Мои коллеги неоднократно сетовали на явно чрезмер­ную строгость нового проверяющего.

3) У рачительного хозяина всякая вещь знает свое место.

4) Он говорит негромким зычным голосом, чем успокаивает своих собеседников.

25. Найдите предложение с ошибкой в словоупотреблении

1) Ее манера вычурно одеваться выдавала его скромность и застенчивость.

2) В фойе института был установлен бюст видного ученого, основателя одного из отделов.

3) Выступление оратора соответствовало известным кано­нам риторики — его слушали с удовольствием.

4) В руководстве нефтяной компании произошли правиль­ные перестановки, вследствие чего к управлению пришли мо­лодые, способные, знающие менеджеры.

26. Найдите предложение с ошибкой в словоупотреблении

1) Его приверженность четким нравственным принципам вызывала уважение коллег.

2) Ученые университета заинтересованы в том, чтобы у них был свой представитель в органах власти.

3) Она блистала в своем театре, так как никогда не ограни­чивалась рамками одного амплуа.

4) Он никогда не поддерживал своих коллег по отделу, то есть был их апологетом.

27. Найдите предложение с ошибкой в словоупотреблении

1) Она одевалась неброско, но со вкусом, чем всегда привле­кала к себе внимание.

2) В антикварном салоне можно было купить милые ста­ринные вещицы, так напоминавшие об ушедших временах.

3) Я питаю благоговение ко всем мужественным женщи­нам — участницам войны.

4) Прозвучала веселая бравурная музыка, и из-за поворота показался свадебный кортеж.

28. Найдите предложение с ошибкой в словоупотреблении

1) Витражи старой церкви были изготовлены из старинно­го венецианского стекла.

2) Аннотация к новому изданию книги содержала подроб­ный анализ творческого метода писателя.

3) На спектаклях провинциального драматического театра всегда полный аншлаг.

4) Эти резкие слова прозвучали диссонансом и нарушили восстановившееся было спокойствие.

29. Найдите предложение с ошибкой в словоупотреблении

1) Стиль создает не только одежда, но и различные аксес­суары: шарфик, шейный платок, сумка.

2) Он грубый, резкий человек, он мне решительно антипа­тичен.

3) Ассигновав у друга на вечер шляпу и трость, я гордо от­правился на прогулку.

4) Он был явным филантропом — человеконенавистником, считавшим, что все люди лживы и несовершенны по натуре.

30. Укажите словосочетание с нарушением норм сочетае­мости слов

1) уверенность в будущем

2) глубокое сопротивление

3) осознавать ответственность

4) заведующий кафедрой

31. Укажите словосочетание с нарушением норм сочетае­мости слов

1) поселиться жить в городе

2) подвести итог сделанному

3) оплатить учебу в университете

4) подробное досье

32. Укажите словосочетание с нарушением норм сочетае­мости слов

1) причинить вред

2) документальное досье

3) последний дебют

4) обосновать причины

33. Укажите словосочетание с нарушением норм сочетае­мости слов

1) получить уважение сотрудников

2) провести аналогию между двумя работами

3) выбить почву из-под ног

4) грамотное резюме

34. Укажите словосочетание с нарушением норм сочетае­мости слов

1) читать не покладая рук

2) удостоены награды

3) потерпеть полное фиаско

4) осознавать необходимость перемен

35. Укажите словосочетание с нарушением норм сочетае­мости слов

1) повторяющийся рецидив

2) оказывать сопротивление

3) нести бремя проблем^

4) поражаться величию древних сооружений

Учитель русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы
Ореховская Л.В.
Школа 1467

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Выделяют 5 типов ошибок : ошибки в содержании изложения, сочинения, высказывания; речевые ошибки; грамматические ошибки; орфографические; пунктуационные

Выделяют 5 типов ошибок : ошибки в содержании изложения, сочинения, высказывания; речевые ошибки; грамматические ошибки; орфографические; пунктуационные

Выделяют 5 типов ошибок:
ошибки в содержании изложения, сочинения, высказывания;
речевые ошибки;
грамматические ошибки;
орфографические;
пунктуационные.

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Нарушения тех или иных литературных норм квалифицируются как речевые ошибки.

ОШИБКИ В СОДЕРЖАНИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

ОШИБКИ В СОДЕРЖАНИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

ОШИБКИ В СОДЕРЖАНИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Несоответствие высказывания теме.
Как предупредить эти ошибки?

Вначале необходимо сформулировать основную мысль высказывания и доказывать именно эту мысль.

Следует продумать круг вопросов, которые следует затронуть, чтобы раскрыть тему.

Не следует привлекать материал, не связанный непосредственно с темой.

Виды фактических ошибок: отсутствие логической связи между предложениями; противоречие и двусмыслица; бездоказательность суждений

Виды фактических ошибок: отсутствие логической связи между предложениями; противоречие и двусмыслица; бездоказательность суждений

Виды фактическихошибок:

отсутствие логической связи между предложениями;
противоречие и двусмыслица;
бездоказательность суждений.

ошибки в датах;
смешение эпох, авторов, названий произведений;
искажение в цитировании;
искажение фактов, описанных в произведениях.

Нарушениепоследовательностивысказывания:

РЕЧЕВЫЕ НЕДОЧЕТЫ Под речевым недочетом понимают: неточно употребленное слово или устойчивое выражение; слово или предложение, нарушающее стилевое единство и выразительность текста; однообразие словаря

РЕЧЕВЫЕ НЕДОЧЕТЫ Под речевым недочетом понимают: неточно употребленное слово или устойчивое выражение; слово или предложение, нарушающее стилевое единство и выразительность текста; однообразие словаря

РЕЧЕВЫЕ НЕДОЧЕТЫ

Под речевым недочетом понимают:

неточно употребленное слово или устойчивое выражение;

слово или предложение, нарушающее стилевое единство и выразительность текста;

однообразие словаря.
________________________________________________

Речевые недочеты подразделяют на
лексические; морфологические;
и синтаксические.

Характеристика типичных лексических ошибок 1

Характеристика типичных лексических ошибок 1

Характеристика типичных лексических ошибок

1. Употребление слова в не свойственном ему значении:
«Чацкий не одинок: у него много сообщников».

2. Смешение слов-паронимов:
«Онегин ведет праздничный образ жизни».

3. Употребление лишних слов (плеоназмы):
«Наступил темный мрак».

4. Лексические анахронизмы
(употребление слова или выражения, не соответствующего
лексическим, фразеологическим и т.п. нормам данной эпохи):
«Чацкий поехал в командировку за границу».

5. Двусмысленность из-за использования омонимов и
многозначных слов:
«Готовясь к экзаменам, я перечитала все книги».

НАРУШЕНИЕ СОЧЕТАЕМОСТИ СЛОВ Различают три типа сочетаемости: лексическая , грамматическая и стилистическая

НАРУШЕНИЕ СОЧЕТАЕМОСТИ СЛОВ Различают три типа сочетаемости: лексическая , грамматическая и стилистическая

НАРУШЕНИЕ СОЧЕТАЕМОСТИ СЛОВ

Различают три типа сочетаемости:
лексическая, грамматическая и стилистическая.

Соединение слов бывает невозможно из-за:

смысловой несовместимости (обедать потолок);

грамматической природы слов (прилагательные не вступают в связь с глаголами или наречиями);

ограничений, регулируемых стилистическими законами (не сочетаются слова книжного характера с разговорно-просторечными).

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Типичные орфографические ошибки: ошибки на правописание безударных гласных (как проверяемых, так и непроверяемых) в корнях слов, в приставках, в суффиксах; пропуск на письме…

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Типичные орфографические ошибки: ошибки на правописание безударных гласных (как проверяемых, так и непроверяемых) в корнях слов, в приставках, в суффиксах; пропуск на письме…

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Типичные орфографические ошибки:

ошибки на правописание безударных гласных (как проверяемых, так и непроверяемых) в корнях слов, в приставках, в суффиксах;

пропуск на письме непроизносимых согласных;

ложное удвоение согласных;

пропуск Ъ и Ь, их смешение в употреблении, ненужное употребление Ъ или Ь;

ошибки в написании окончаний различных частей речи;

ошибки на слитное, дефисное и раздельное написание слов;

ошибки в переносе слов.

Типичные пунктуационные ошибки:

Типичные пунктуационные ошибки:

Типичные пунктуационные ошибки:

Пропуск запятой.
Быть всегда там __ где труднее всего.
Будущее прекрасно __ оно принадлежит молодым.
Но политика была временной __ и надо было налаживать
обеспечение города.

Пропуск знака для выделения причастных и деепричастных оборотов, обращения, вводных слов и конструкций, прямой речи.

Употребление лишнего знака.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Ошибки в роде имен существительных: «Сандаль (сандалия) был на ноге

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Ошибки в роде имен существительных: «Сандаль (сандалия) был на ноге

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Ошибки в роде имен существительных:«Сандаль (сандалия) был на ноге.»

Ошибки в употреблении числа существительных:«По асфальтам побежали ручьи.»

Ошибки в употреблении падежных форм: «У нас нет время (времени).»

Ошибки в образовании форм прилагательных: «Эта книга более интереснее.»

Ошибки в употреблении местоимений:«В ихнем селе не было садов.»

Ошибки в употреблении форм имен числительных: «С двести рублями; по обоим сторонам дороги.»

Ошибки в употреблении форм глагола:«Мы игрались в саду.»

это всякого рода отступления
от норм образования и
употребления форм слов.

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Необоснованный пропуск членов предложения:
«Олег Кошевой одним из талантливых организаторов.»

Нарушение согласования между членами предложения:
«В произведении описано ряд эпизодов из солдатской жизни.». «Вишневый сад, имение Раневских, должно пойти с молотка.»

Неправильное употребление предлогов:
«Через шум мотора не было слышно крика.»
«Он порвал об борт машины новую рубашку.»

Неверное управление слов:
«Гоголь описывает о похождениях Чичикова.»
«Согласно приказа.»

ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ

ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ

ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Подлежащее или дополнение занимают не своё место:

«Негодование народа всё усиливалось против поработителей».

Определение занимает не свойственное ему место:

«Большие и красивые в центре города здания быстро вырастали».

Обстоятельство занимает не свойственное ему место:

«Всем классом ходили мы в лес за цветами весной».

Неправильная расстановка частей составного союза:

«Разведчик поджег не только немецкий штаб, но и спас раненого офицера».

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Ошибки в построениях предложений с однородными членами:

а) ошибки в однородных составных сказуемых
«Гринев был честным, правдивым, но иногда доверчивый.»

б) нарушение видо-временной соотнесённости
глагольных форм
«Произведения глубоко вскрывали общественные противоречия,
дышат ненавистью к существующему строю.»

в) неправильное употребление союза И, показывающего
законченность перечисления
«Шофер быстро вышел из машины, и бросился в одежде в воду,
спас ребенка.»

г) разрыв простого предложения с однородными сказуемыми
«Поэт очень любит русскую природу. И описывает ее в своих
картинах.»

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Ошибки в построении сложносочиненных предложений:

а) при неудачном соединении разнородных простых предложений
«Базаров – лекарь, но он сильная и волевая натура.»

б) в употреблении противительных союзов вместо соединительного союза И
«Наступила зима, но мы стали ходить на лыжах.»

в) при тавтологическом употреблении сочинительных союзов
«Мы пошли без разрешения в лес, и мама очень расстроилась, и она нас за это сильно ругала.»

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИСЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

а) одновременно употребляются подчинительный и сочинительный союзы в предложении:
«Когда ночь была спокойна, но люди не спали.»

б) употребляется лишний союз:
«У меня одно желание, чтобы вырасти быстрее.»

в) в главном предложении отсутствует указательное слово:
«Я люблю свою Родину, что мы живем под мирным небом.»

г) неправильно употребляется союз и союзное слово:
«Мы пошли в ту сторону, где доносились звуки.»

д) соединяется в одном предложении придаточное определительное и причастный оборот:
«Плюшкин жил в доме, имеющем запущенный вид и у которого все окна были закрыты ставнями.»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Чат рулетка пишет вы запретили доступ к вашим устройством как это исправить
  • Человек не допускающий ошибок
  • Чат рулетка как изменить страну
  • Человек на исправление ошибок которого уходит 10 лет достоин того
  • Чат рулетка как изменить камеру