ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
проводился в Тверской области в 2006 году впервые,
его итоги позволили сделать некоторые выводы, в
том числе о характере ошибок, наиболее часто
допускаемых выпускниками школ.
Примеры ошибок, приведенные в моей статье,
выписывались экспертами по моей просьбе для
составления аналитического отчета об итогах ЕГЭ
по русскому языку в 2006 году. Думаю, этот материал
поможет и будущим экспертам, и учителям,
готовящим учеников к сдаче ЕГЭ.
Н.М.
Сергеева,
председатель предметной комиссии
по русскому языку,
г. Тверь
Ошибки речевые, грамматические,
этические, фактологические…
Готовимся проверять сочинения на ЕГЭ
Надо признать:
плохая образованность у нынешней молодежи.
(Из сочинения на ЕГЭ)
Речевые ошибки
Ошибки, связанные с неверным или не с самым
удачным употреблением слов или фразеологизмов,
квалифицируются в школьной практике как речевые.
Эксперты ЕГЭ оценивают соблюдение речевых
(лексических) норм по критерию 10: если в работе
допущено более трех ошибок, экзаменуемый вместо
возможных двух получает ноль баллов.
Выпускники нарушают коммуникативную точность
высказываний, употребляя слова и фразеологизмы
в несвойственном им значении или без должного
учета стилистических или
эмоционально-экспрессивных оттенков выражений: Это
слово не имеет в русском языке прототипа. Люди,
которые повязли в лени, много теряют. Наши
чиновники подлизываются к мэру. Эти примеры
обличают поэта как романтика. Славка выступает в
этом тексте в роли патриота-трудоголика. Лень –
это монстр современной молодежи.
Многочисленны примеры смешения паронимов,
то есть однокоренных или сходно звучащих слов с
различными значениями: Книга дает гормональное
воспитание человеку. Она всегда была человеком
замкнутым, скрытым. Кристаллическая честность.
Он не хотел лечиться от алкоголя. К книге нужно
относиться очень бережливо, она этого
заслуживает. Автор злостно обличает равнодушных
людей.
Плеоназм – ошибка, состоящая в употреблении
лишнего слова, она также часто встречается в
сочинениях выпускников: Немецкая Германия.
Рабочий пролетариат. В сельской деревне.
Вдумчиво и внимательно нужно читать каждую
книгу. Но эти герои только пустословят и болтают.
Здесь раскрыта и затронута интересная проблема.
Мать стояла тихо и молча. Эти модницы
интересуются только платьями и нарядами. Лестные
комплименты. Денежный штраф.
Экзаменуемые нередко нарушали привычную
лексическую сочетаемость слов – в
результате возникали речевые ошибки: Сегодняшняя
молодежь мало читает, не повышает свой кругозор.
Его речь насыщена обилием книжных слов. Нервы и
волнения переполнили автора. У нас сегодня
опасное и невоспитанное подростковое поколение. Мать
стояла с жалкой внешностью, оборванная, в
обнищавшей одежде. Сын бессовестно обращается с
матерью. Ветеран лишь хотел большего количества
понимания. Каждое слово имеет свою
непревзойденную историю.
Изучению фразеологизмов в школьной программе
уделяется крайне мало времени – в результате
учащиеся имеют весьма смутное представление о
нормах употребления устойчивых сочетаний. Они
плохо знают значение фразеологизмов, часто
искажают их состав, что приводит к разрушению
двуплановости образа, лежащего в его основе;
возникает противоречивость образов и контекста,
позволяющего понимать выражение буквально:
С этим положением можно согласиться только
скрипя сердцем.
Эти дети были обделены от радости.
Тяжелая доля выпала на голову нашего народа.
Дети были бедные, они питались хлебом и солью.
Низкий поклон перед теми, кто воевал.
Над ним разыграли шутку.
Этот поступок был последней каплей,
переполнившей бочку с порохом.
Чтобы не было такого хулиганства, надо усилить
и увеличить внутренние органы.
Стилистические ошибки
Большую часть речевых ошибок составляют
ошибки, которые являются собственно стилистическими.
Это анахронизмы, то есть ошибки вследствие
смешения лексики разных исторических и
социальных эпох: Когда-то Мармеладов имел
работу, но потом его сократили. Собственно
стилистическими являются и ошибки в результате
смешения выражений разных стилей,
немотивированное использование диалектных,
просторечных выражений, что противоречит нормам
литературного языка: Я маленько не согласна с
точкой зрения автора. Подобным жмотом показал
Гоголь Плюшкина. Нам необходимо набивать голову
знаниями. Екатерина II стремилась к тому, чтобы
философы и писатели ославили ее имя во всем мире.
Авторскую позицию выражает пословица, которая
гласит: «По одежке встречают – по уму
провожают». Шариков, получив некоторую власть,
стал беспредельщиком.
Довольно часто речевые недочеты в текстах
экзаменационных сочинений ощущаются, однако
классифицировать их очень трудно; в этом случае,
на наш взгляд, следует снижать оценку по критерию
6, а не 10. Так же следует поступать и со следующей
группой ошибок, ведущих к нарушению требования
чистоты, богатства и выразительности речи – это
речевые недочеты, ухудшающие речь, но это менее
грубые нарушения, чем ошибки. Недочеты
рассматриваются с точки зрения «лучше – хуже,
удачно – не вполне удачно сказано»; они менее
строго оцениваются и в школе, и экспертами на ЕГЭ.
Это тавтология – ошибка, состоящая в
употреблении слов, повторяющихся в небольшом
контексте, употребление слов-сорняков: Я как бы
смотрел в зеркало и видел себя. Исходя из
вышесказанного, Тендряков делает вывод…… Я
думаю, что нам не следует серчать на украинцев и
даже на эстонцев.
Грамматические ошибки
По критерию 9 оценивается соблюдение
грамматических норм в текстах экзаменационных
сочинений. Грамматические ошибки вызваны
нарушением норм словообразования
(словообразовательные ошибки), формообразования
(морфологические ошибки), норм синтаксической
связи слов в словосочетаниях и предложениях, а
также простых предложений в составе сложных
(синтаксические ошибки).
Словообразовательные ошибки – это
результат словотворчества с нарушением норм:
слова образуются по не существующим в
литературном языке моделям или не учитывается,
что совокупность реально существующих лексем не
полностью совпадает с системой слов, которые
могли быть в языке, но в речи они не
употребляются:
Стесняемость, стыдьба, стыдство за бедный вид
матери. Взятничество – бич нашего времени.
Оплошки героев. Основная проблема – робкость
молодого преподавателя. Бороться с нахальностью
трудно. Просторечивые слова. Общественный
устрой. По асфальтной дорожке. С детства у нее
были приклонности к музыке. Воины проявляли
упорность и отвагу. Надо понять, что все это не
зазря делалось. Вызывает уважение неколебимость
характера героев. Л.Толстой назвал народ
толкателями истории. Известно, что Гумилев
обсмеивал талант Ахматовой.
Недочеты при образовании форм тех или иных
частей речи также разнообразны и многочисленны.
Петруша Гринев сначала тоже был недорослью.
Более худшего примера не привести.
В те годы Россия была голодна и нища.
Творчество Высоцкого не спутаешь ни с кем.
Можно рассказать о судьбе обоих сестер.
Ветерану хотелось слов без фальша.
Автор анализирующего текста – писатель
В.Тендряков.
В новостях по телевидению постоянно передается
о насильстве над людьми.
Мы узнаем об ихних планах.
Был нужен человек, могущий бы помочь в этом
деле.
Еще Гоголь писал о великости русского народа.
Вспомним горьковского Ларру – он тоже самолюб
и эгоист.
Какую надо иметь мужественность, чтобы так петь
перед смертью!
Вадима преследовало раскаивание, но недолго.
Юность – хорошая пора. Молодая, гулящая.
Меня захватили сердцетрепещущие мысли.
Недавно Эстонский сейм утвердил постановление
о снесении памятника воину-освободителю.
Русский язык необъемлем.
Это был самый прекраснейший выход из ситуации.
Среди
синтаксических ошибок встречаются нарушения
норм управления, норм согласования между
сказуемым и подлежащим, неверный порядок слов в
предложении, смешение прямой и косвенной речи,
ошибки в построении сложного предложения:
Автор повествует о том, как нужно правильно
путешествовать.
По приезду в Британию сам он сразу едет в
Лондон.
С отсталой страны Россия превратилась в
великую державу.
Российская молодежь готовы лечь на амбразуру,
чтобы не допустить этого.
Те, кто любят литературу, знают это имя.
Добро побеждает над злом – в этом убеждают даже
сказки.
Д.Лихачев заостряет внимание на проблему
национализма.
Не только он, но даже мы все вместе не могли
ничего поделать.
В подтверждение этому приведу такой эпизод.
Разрушаются памятники культуры, которыми нужно
гордиться, а не разрушать. Путешествия – не
только источник информации, а также слагаемое
истории.
Хорошим примером этой проблеме является наш
общественный транспорт.
За подвиг ученого он был удостоен орденом.
Я искренне удивляюсь и восхищаюсь талантом
писателя.
Особенно часто встречаются нарушения в
предложениях с деепричастными оборотами:
Комментируя этот текст, мне кажется, что автор
любит путешествовать.
Походив по музеям, путешественнику стало
скучно смотреть на все эти физические ценности.
Не заботясь о памятниках малых народов, они
могут исчезнуть с лица земли.
Автор убеждает, что, познавая культуру другого
народа, посещение музеев не будет иметь особого
смысла.
Сидя у реки, мне нравится наблюдать за жизнью
уток.
Не став развивать талант, его можно загубить.
С 2006 года в систему оценивания заданий с
развернутым ответом включены два
дополнительных: К–11 – Соблюдение этических норм
и К–12 – Соблюдение фактологической точности в
фоновом материале.
Этические ошибки
В первом случае имеется в виду особый вид
речевых ошибок – этических. Нечасто, но
встречались работы, в которых фиксировалось
проявление речевой агрессии,
недоброжелательности, обнаруживались
высказывания, унижающие человеческое
достоинство, выражающие высокомерное и циничное
отношение к человеческой личности:
Этот текст меня бесит.
Михалков сам пистаель, вот он и призывает всех
книги читать.
Судя по тому, что говорит автор, он маньяк.
Работы тверских выпускников также не вполне
свободны от недочетов подобного рода:
Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы
читать книги сегодня.
Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам
останешься без штанов.
Агеев – очень яркий писатель своего времени,
рассказ писателя – это пример человеческой
глупости.
Надоели эти пенсионеры: все они плачутся; а не
нравится – пусть отправляются на тот свет.
Почему школьная программа принуждает к
прочтению всего старья, что именуется классикой?
Учась в школе, я, как и вся современная молодежь,
занималась ерундой.
Этически
некорректно называть писателя только по имени и
отчеству: Александр Сергеевич считал…; снисходительно
оценивать действия известных писателей: Довольно
ясно выразил свою мысль Дмитрий Лихачев. Мне
хотелось бы поблагодарить автора текста за
умение передавать свои мысли.
Наличие грубых жаргонизмов также
рассматривается в качестве этической ошибки: Малые
народы дали нашей стране множество вещей, знаний,
а мы, как последние свиньи, повернулись к ним
спиной. Если бы я был там, то за такое отношение к
матери я бы этому кексу в грызло бы дал.
Фактологические ошибки
Соблюдение фактологической точности в фоновом
материале также оценивается по особому критерию.
Имеются в виду ошибки при пересказе содержания
литературных произведений, путаница в датах
исторических событий, в названиях произведений,
именах героев, фамилиях их авторов, неточности
при цитировании и т.д.: Книга очень много для
меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи –
век учись!» Базаров был нигилист и поэтому убил
старуху топором. Солдаты, победившие фашизм,
возвращались к мирной жизни и продолжали писать:
«Москва, как много в этом звуке для сердца
русского слилось!. Убив ростовщицу из-за денег,
Раскольников убивает и ее беременную сестру
Лизавету. Счастьем для Обломова, как известно,
было одиночество и равнодушие. В повести
Тургенева «Преступление и наказание»…… Фамилию
писателя В.Тендрякова экзаменуемые исказили так:
Тундриков, Трендьяков, Трюндиков, хотя она
была в тексте перед глазами пишущих.
Задание. Найдите и исправьте речевые
ошибки.
Примеры предложений для нахождения и
квалификации речевых ошибок:
Булгаков сожалел, что белая армия понесла
крах.
Этот юноша отталкивает всех своим себялюбием и
эгоизмом.
Молодому преподавателю не оставалось другого
выбора, как показать свои огромные знания.
Этот факт оказал на меня огромное впечатление.
Главной чертой России всегда было
чинопочитательство.
В наши дни бескорыстно и бесплатно уже никто
ничего не делает.
Этот человек был дворянином от мозга до костей.
Это главная проблема, заложенная в тексте.
Автор повествует нам о том, что нужно правильно
путешествовать.
Прочитав текст, явно понимаешь и видишь ту
проблему, которую до нас доносит автор.
Шахматы развивают воительность и память.
От своего лица и автора советую путешествовать.
Автор, Д.Лихачев, умело подмечает проблему и
убеждает своих сообщников, молодых людей,
сохранять памятники культуры малых народов.
Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы
повысить работу умственной деятельности.
Писатель данной статьи гласит, что великая
Волга располагается по всей России.
Жарким углем в костре мировой литературы
пылает имя моего любимого писателя Гоголя.
Гимназист, стесняясь бедности своей матери,
врет парням, что это его бывшая гувернантка
Вадичка сгорел в стыде перед товарищами, но
все-таки подошел к матери.
Эта проблема спровоцирована активным
развитием науки.
Это
был рок судьбы.
Она хотела помочь семье и отцу.
Школьные годы пропали не зря.
Человек в наше время читает книгу по нужде.
Приведенный в статье негативный материал можно
использовать при подготовке к экзаменам
выпускников будущих лет.
Н.М. СЕРГЕЕВА,
г. Тверь
1. Они помолвились (.устаревшее). Сейчас говорят:
Они обручились.
Они помолвлены.
2. Пьер был незаконным сыном графа Безухова. «Незаконный» — противоправный, противоречащий закону. Ребенок не может противоречить закону. Раз родители Пьера Безухова не состояли в браке, надо сказать:
Пьер был незаконнорожденным сыном графа Безухова.
Пьер был внебрачным сыном графа Безухова.
3. Кутузов направляет силой народного сопротивления. «Направляет силой» — неверное управление в парониме, перепутаны два паронима.
Кутузов управляет силой народного сопротивления.
Кутузов направляет силу народного сопротивления (на ….).
4. Характер Коробочки скрытый. «Скрытый» — тайный, утаенный.
Характер Коробочки скрытный (т.е.она не раскрывает свои чувства)
5. Перед уездом Чацкого он и Софья любили друг друга.
Перед отъездом Чацкого он и Софья любили друг друга. А лучше
До отъезда Чацкого он и Софья любили друг друга. Или уж: Перед тем, как Чацкий уехал, он и Софья любили друг друга.
6. Любой поступок человека можно объяснить влиянием на него
психологических и социальных фактов. Неправильное употребление.»Факт» — это событие или его результат.Нужно слово «фактор» — причина.
Любой поступок человека можно объяснить влиянием на него
психологических и социальных факторов.
7. Он встречает наказ от жизни за унижение в юности девушки. «Наказ» — это наставление, повеление.
Он наказан жизнью за унижение в юности девушки.
Жизнь наказала его за унижение в юности девушки.
8. Самый развернутый образец Москвы присутствует в «Евгении Онегине». «Образец» — показательный экземпляр. Нужно — «образ», т.е. облик.
Самый развернутый образ Москвы присутствует в «Евгении Онегине».
9. В Ленском любовь к Ольге не угорала. «Угорать» — отравляться СО, не соображать.
В Ленском любовь к Ольге не угасала.
10. Печорин наносит людям страдания. Наносят раны, а страдания — приносят или доставляют.
Печорин приносит людям страдания.
11. Среда положила на них свой отпечаток.
Среда наложила на них свой отпечаток (фразеологизм).
12. Это обычный, незаурядный человек. «Незаурядный» — это не обычный, а выделяющийся из общего ряда человек.
Это необычный, незаурядный человек.
Это обычный, заурядный человек.
13. Все герои завязаны одной сутью.
Все герои увязаны одной сутью.
Все герои связаны одной сутью. Лучше:
Все герои связаны одной сюжетной линией.
14. Ленский был горячим молодым человеком, в
рассвете своих сил.
(Фразеологизм — «расцвет сил»).
Ленский был горячим молодым человеком, в расцвете своих сил.
15. Его противоречивость нигде не появляется так отчетливо, как в
отношениях с женщинами. Не «появляется», а «проявляется».
Его противоречивость нигде не проявляется так отчетливо, как в отношениях с женщинами.
Этих людей можно назвать поистине выдающимися в своей области. Новаторы, великие мыслители, ученые, изобретатели и знаменитые литераторы оставили нам в наследство не только свои осязаемые труды, но и меткие изречения, к которым полезно прислушиваться хотя бы изредка. Так вот, сейчас как раз один из таких моментов.
Поразительно точная цитата Форда, которую необходимо вспоминать в моменты принятия важных решений. Какими бы ни были обстоятельства, все зависит только от тебя и твоей уверенности в себе. Ждать чуда, когда ты заранее настроил себя на провал, не нужно. А вот веря в свои силы, ты можешь свернуть горы.
Вы будете продолжать оставаться несчастными до тех пор, пока вы считаете, что счастливыми вас делают другие.
Оскар Уайльд
Твое счастье зависит только от тебя самого. Никто не обязан делать тебя счастливым — ни семья, ни друзья, ни вторая половинка. Если ты сам не в силах сделать свою жизнь лучше, то к чему ожидать этого от кого-то другого?
Умный человек счастлив, лишь когда удостаивается собственной похвалы; дурак же довольствуется аплодисментами окружающих.
Джозеф Аддисон
То, что окружающие люди одобряют твои действия и хвалят тебя за достигнутые результаты, не значит ничего по сравнению с чувством самоудовлетворения. Ты сам определяешь, достойно ли ты себя проявляешь, действительно ли ты выложился на все 100 %, не идешь ли ты вразрез со своими принципами и т. д. Ценнее всего, когда ты сам, не обращая внимания на мнение других людей, можешь быть собою доволен.
Даже об одних и тех же вещах люди привыкли говорить разными словами. Дело также в восприятии, двойных смыслах и контексте. Говоря даже самыми простыми словами, ты не можешь быть уверенным, что твой собеседник правильно поймет то, что ты пытаешься ему донести. А теперь задумайся, сколько ссор возникало из-за банального недопонимания.
Хорошо рассуждать о добродетели — ещё не значит быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях — ещё не значит быть справедливым на деле.
Аристотель
Слова — это всего лишь слова. Ты можешь бесконечно рассуждать на тему того, как важно помогать окружающим, делать другим людям замечания и выступать в роли всеобщего мотиватора, но если ты сам не предпринимаешь ни единой попытки действовать согласно своим пламенным речам — грош тебе цена.
Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
Антуан де Сент-Экзюпери
Судить себя — не значит осуждать или заниматься жесткой самокритикой (и уж тем более — самокопанием). Каждому человеку важно научиться давать наиболее объективную оценку себе и своим действиям. А критиковать окружающих — это дело простое, но в то же время совершенно бесполезное.
Хорошие результаты получает тот, кто умеет ждать. Конечно, не только ждать, но и работать на желаемый результат. Но согласись: глупо грезить о высокой должности тогда, когда ты только в начале своего карьерного пути.
Нет ничего ни плохого, ни хорошего в этом мире. Есть только наше отношение к чему-либо.
Уильям Шекспир
То, как ты воспринимаешь ту или иную информацию, — это только твоя проблема. Если какая-то новость выводит тебя из себя или заставляет тебя печалиться — остановись на секунду и задумайся: такая реакция всего лишь результат твоего выбора. Недаром одно и то же событие два человека могут воспринимать абсолютно по-разному. Там, где один свою неудачу примет спокойно, расценивая ее как драгоценный опыт, второй в расстроенных чувствах бросит все и опустит руки.
Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.
Гораций
Следи за своим здоровьем — это важно. Экономия на питании приведет к тому, что в будущем придется раскошелиться на врачей и лечение. Слишком много работы, для того чтобы заниматься спортом или хотя бы ежедневной разминкой? Подожди — проблемы со здоровьем не оставят тебе времени на работу от слова совсем.
Пока ты молод, старайся вкладывать силы в то, чтобы поддерживать свое тело в тонусе и не пичкать себя вредной пищей и алкоголем.
Человек сам создаёт свою судьбу. А это значит, что тебе не на кого сваливать неудовлетворенность жизнью. Не взяли на работу? Старайся приобрести необходимые навыки. Будни стали серыми и скучными? Ну так добавь в них разнообразия — назначь встречу с друзьями, навести родных, пригласи девушку в кино, сходи в поход.
Признавать свои ошибки тяжело. Но почему?
Все мы время от времени ошибаемся, однако признавать собственные ошибки бывает нелегко. Но почему? По мнению психологов, признание ошибок негативно сказывается на эго и самооценке, а вот отказ признать свою вину позволяет довольствоваться собственным эго и чувствовать себя более удовлетворенным. В то же самое время непризнание ошибок может негативно сказаться на здоровье психики, а также послужить причиной разрыва отношений. Согласно результатам исследования Psytest.com, многим людям нелегко признавать свои ошибки из-за страха перед последствиями, неприятностями или потерей репутации. Как пишут авторы статьи, ошибки – это неудобные напоминания о том, что мы не идеальны, но они также являются ценными возможностями для обучения. Если человек готов признать свою ошибку, понять почему она произошла и как ее исправить, то шансы совершить ту же ошибку в будущем уменьшаются. Более того, признание собственной неправоты требует мужества и достойно восхищения.
Психологи указывают на конкретные причины, по которым нам трудно признать собственную неправоту.
Страх совершить ошибку
«Важно понимать, что ошибки не делают нас слабыми, они делают нас мудрее и выносливее. Каждая ошибка и каждая неудача – это урок, который нужно выучить», – пишут Илона Джеробек и Дебора Муйо. В ходе работы они проанализировали данные 4727 человек, прошедших тест на самооценку, после чего сравнили две группы испытуемых: тех, кто признает, что совершил ошибку, и тех, кто этого не делает.
Полученные результаты оказались довольно интересными. Так, люди, которые не любят признавать свои ошибки ненавидят когда чувствуют себя слабыми и кажутся таковыми окружающим:
- 66% испытуемых считают, что разговор о собственных ошибках превратит их в жертву насмешек со стороны окружающих; а вот среди тех, кто признает собственную неправоту такого мнения придерживается 19%.
- 64% отметили, что чувствуют себя «униженными», когда кто-то указывает на их ошибки (против 33%).
- 65% сообщили, что критика со стороны других абсолютно опустошает их (против 16%).
- 67% ненавидят признавать свою неправоту (против 11%). Люди, которым неудобно признавать собственные ошибки, как правило, страдают глубоко укоренившейся неуверенностью в себе.
- 58% чувствуют себя оскорбленными, когда их идеи отвергаются (против 18%).
- 51% считают себя неудачниками (против 13%).
- 42% постоянно нуждаются в том, чтобы им говорили, что их любят (против 18%), но более трети также считают, что не заслуживают того, чтобы их любили и уважали.
- 42% считают, что неудача в чем-либо делает их неудачниками как личность (против 12%). Люди, которым неудобно признавать ошибки, перейдут в наступление, если кто-то укажет на их ошибки
Согласитесь, впечатляющие данные. «Когда человек совершает ошибку, он может попытаться скрыть ее или возложить вину на кого-то другого, и хотя это кажется довольно коварным и несправедливым, это часто мотивируется страхом и неуверенностью в себе», – объясняет доктор Джерабек, президент PsychTests. Интересно, что испытуемые, которые комфортно себя чувствуют признавая ошибку, имеют высокую самооценку. Авторы исследования также отмечают, что лучшее, что можно сделать совершив ошибку – получить ценный опыт и информацию, после чего отпустить ситуацию и заняться другими делами.
Читайте также: Почему некоторые люди так уверены в своей правоте?
Когнитивный диссонанс
Еще одним препятствием к признанию ошибок исследователи называют ситуации, в которых на карту поставлена самооценка. Склонность к подтверждению своей точки зрения может стать причиной отказа признания вины и рассмотрения только тех доказательств, которые не противоречат убеждениям. Но все, что происходит дальше – когнитивный диссонанс.
Признание собственных ошибок требует мужества, не забывайте об этом.
Когнитивный диссонанс – это психологический процесс, который испытывает человек, столкнувшийся с двумя противоречивыми идеями или убеждениями. Допустим, вы сделали серьезную ставку на политика но в один печальный день убедились, что ваше доверие было гигантской ошибкой. Чтобы справиться, вы можете протестовать и отказываться признавать правду, придумывая оправдания.
В интервью газете New York Times социальный психолог Кэрол Таврис, автор книги «Ошибки сделаны (но не мной)», сказала, что проблема возникает, когда наше самоощущение подвергается атаке. Чтобы изменить собственное представление о себе, надо начать разбираться с представленными доказательствами или попытаться свою ошибку оправдать. Она добавила, что когнитивный диссонанс угрожает нашему самоощущению.
Хотите всегда быть в курсе последних новостей из мира науки и высоких технологий? Подписывайтесь на наш новостной канал в Telegram, чтобы не пропустить ничего интересного.
С другой стороны, упорство в своем упрямстве может быть довольно приятным. Так, исследование 2012 года показало, что отказ от извинений может повысить самооценку и привести к «усилению чувства власти/контроля и собственной ценности». Это может быть связано с тем, что извинения дают дополнительную силу тем, кто их получает, пояснили авторы. Но несмотря на то, что ощущение силы может быть привлекательным краткосрочным преимуществом, есть и долгосрочные последствия.
Отказ признать допущенные ошибки может потенциально поставить под угрозу доверие, на котором основаны отношения с другими людбми. Эксперты отмечают, что когда вы отказываетесь признавать свои ошибки, вы также менее открыты для конструктивной критики, которая может помочь отточить полезные навыки, избавиться от вредных привычек и в целом стать лучше.
Как научиться признавать свои ошибки?
Еще одно исследование, проведенное ученными из Стэндфордского университета Кэрол Двек и Кариной Шуман, показало, что испытуемые с большей вероятностью берут на себя ответственность за свои ошибки, когда считают, что в силах изменить собственное поведение. Но легче сказать, чем сделать.
Сложно признать свою неправоту, когда на кону ваша репутация.
Это интересно: Как часто вы сомневаетесь в собственных убеждениях?
Первый шаг – распознать когнитивный диссонанс в действии. Ваш разум пойдет на многое, чтобы сохранить чувство идентичности, но именно он и поможет распознать диссонанс. Как правило, он проявляется в виде замешательства, стресса, смущения или чувства вины.
«Эти чувства не обязательно означают, что вы неправы, но вы можете использовать их в качестве напоминания, чтобы исследовать ситуацию с беспристрастной точки зрения и объективно задаться вопросом, виноваты вы или нет», – пишут авторы научной работы.
Со временем также можно научиться распознавать свои обычные оправдания и рационализации. Подумайте о том времени, когда вы были неправы и знали об этом, но вместо этого пытались оправдать себя. Вспомните, что вы чувствовали, когда рационализировали свое поведение, и определите это чувство как когнитивный диссонанс, когда оно возникнет в следующий раз. В конце концов, если всем ясно, что вы совершили ошибку, то оправдываясь вы демонстрируете слабость характера, а не силу.
Для отправки комментария вы должны или
Выражение «закрытый человек» известно каждому. В противоположность «открытому», «закрытый» человек отказывается пускать других людей в свой внутренний мир, и при первой возможности отказывается от общения с внешним миром. Закрытый человек не имеет необходимой степени доверия к миру в силу разных причин. Чаще всего это негативный опыт общения с людьми и страх быть непонятым, осмеянным или отвергнутым. Такие люди вовсе не всегда ведут затворнический образ жизни, они могут быть в хороших отношениях с окружающими. Но они всегда держат определенную дистанцию и не позволяют себе сближаться с другими.
Общение с закрытыми людьми
У каждого в круге общения найдется тот, кто держится «особняком» — не посещает групповых мероприятий, всегда погружен в себя и свой внутренний мир. При этом он может быть перспективным студентом или эффективным сотрудником. Но шумной компании он предпочтет общение с 1-2 близкими друзьями или вечер, проведенный за чтением книги или просмотром фильма в одиночестве. Просто он не способен начать доверять другим слишком быстро.
Недоверие к миру порождает ответное недоверие. Закрытые люди всегда рассматривают общение с другими людьми как ожидание чего-то негативного – провокаций, насмешек, обид. Это происходит с невротически закрытыми людьми, которые «закрылись» в определенный момент жизни по причине конфликтов с одноклассниками, предательства друга или неверности любимого человека. Все эти события способны нанести человеку настолько серьезную травму, что они с недоверием будут смотреть на окружающих.
Но бывают люди, которые «закрываются» не из-за травматичного опыта прошлого, а по причине соответствующего воспитания. Они с детства приучены не выражать эмоции слишком явно, быть сдержанными и вежливыми. В этом случае закрытость – следствие темперамента. Закрытым имеет право быть как взрослый, так и ребёнок. Но детей иногда чуть ли не силой заставляют общаться, а взрослый человек имеет право жить так, как считает нужным.
Понять или «открыть» закрытого человека способны далеко не все. Одни принимают их такими, какие они есть, другие относятся с недоверием, считая их «себе на уме». Просто люди обладают разными темпераментами и личностными качествами, и далеко не все стремятся поделиться с окружающими своими эмоциями и событиями из жизни.
Причины закрытости: травмы, негативные впечатления и многое другое
Человек может стать закрытым в силу особенности воспитания или травмирующих событий в прошлом. Если ребёнок от природы не такой общительный, как его сверстники, и к тому же, слишком чувствительный, то у него могут возникнуть проблемы со вхождением в коллектив – конфликты или травля со стороны одноклассников. Таким образом у человека появляется психологическая травма, в результате растет его недоверие к окружающим.
Многих закрытых людей часто считают снобами. При этом у них могут быть друзья и партнеры. Но их истинные чувства и эмоции закрыты и для них. Они боятся доверять другим людям, часто испытывают страх, тревогу и напряжение при вынужденном взаимодействии с окружающими. Закрытые люди могут иметь довольно привлекательное чувство юмора и быть интересными собеседниками. Но за внешней иронией или цинизмом часто скрывается душевная травма, полученная в результате негативного опыта взаимоотношений с другими людьми.
Закрытость может быть вариантом нормы, хотя это понимают далеко не все. Общество считают успешными людей с большим количеством социальных контактов или лидерскими качествами. Если человек меньше хочет общаться с другими людьми, то это является следствием его темперамента и не должно вызывать опасений. Но если закрытость приобретает болезненный характер, она может быть следствием негативного опыта отношений с людьми. В этом случае снова поверить другим ему непросто.
Как «открыть» закрытого человека: работа с чувствами и эмоциями
Поведение закрытых и замкнутых людей вызывает искреннее непонимание у окружающих. Некоторые взрослые пытаются «растормошить» молчаливого ребёнка, и эти попытки вызывают у него закономерное раздражение. То же самое происходит и со взрослыми – попытка завлечь их на шумную вечеринку, особенно с большим количеством незнакомых людей, вызывает у них стресс. Такие способы «растормошить» – типичная ошибка более открытых людей по отношению к тем, у кого потребность общаться ниже.
Все рекомендации «встряхнуться», «смотреть на мир позитивно» или «быть веселее» обычно вызывают раздражение. Вполне возможно, что человек переживает не самый лучший период в жизни, поэтому не стоит заставлять его посещать мероприятия с большим количеством других людей. Если желание «открыть» вызывает в ответ волну негатива, то люди оставляют подобные попытки и не стремятся находиться в его обществе.
Помочь человеку открыться можно только в том случае, если он сам этого хочет. Если ему нравится находиться в «зоне комфорта», то никакие попытки не заставят его выйти из нее. Но если он сам хочет предпринять усилия и снова начать доверять людям, то необходимо поработать над повышением самооценки и научиться жить дальше.
Жизнь человека определяется его личностными характеристиками и складывается под влиянием определенных событий. Людям легче взаимодействовать с окружающими, у которых нет видимых психологических или других проблем, и которые без труда находят общий язык с коллективом. Но не всем одинаково легко дается взаимодействие с окружающим миром. Особенно тяжело людям, которые с детства не сформировали здоровый тип привязанности и базовое доверие к миру.
Одни люди способны пережить боль предательства близкого человека или неверности любимого и строить новые отношения дальше. Другие могут переживать ее годами и надолго утратить доверие к другим. Во многих случаях им помогает работа с психологом, который помогает изменить устоявшиеся схемы поведения на более позитивные и предотвратить развитие возможного невроза или психического расстройства. В жизни каждого человека случаются не только позитивные, но и негативные события. Способность переживать их и двигаться дальше может улучшить психологическое состояние человека.
Задание 5 ЕГЭ по русскому языку
Формулировка задания:
В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите выделенное слово.
Радость охватила душу путешественника.
Её постигло нестерпимое горе.
Его считали человеком замкнутым и скрытым.
Это происшествие оказалось единичным.
Как видите, надо не просто найти ошибку, а подобрать нужное слово-пароним.
Паронимы – это однокоренные слова, которые различаются приставками или суффиксами. Но при внешнем сходстве они имеют разные лексические значения и сочетаются с разными словами.
Выполним задание, обратившись к словарю паронимов:
-
Обхватить – обнять, заключить между распростертыми руками, пальцами, лапами: обхватить ствол; обхватить пальцами запястье.
Охватить – 1) воспринять целиком что-нибудь большое: охватить взглядом; 2) включить, ввести в круг чего-либо: охватить заботой; 3) заключить в свои пределы: пламя охватило дом.
-
Нестерпимый – с трудом переносимый, очень сильный по степени проявления: нестерпимая жара.
Нетерпеливый – испытывающий или выражающий нетерпение: нетерпеливый ребенок.
Нетерпимый – 1) такой, с которым нельзя мириться, недопустимый: нетерпимая выходка; 2) тот, кто отличается нетерпимостью: человек ограниченный и нетерпимый.
-
Скрытный – скрывающий свои чувства, мысли, намерения, не обнаруживающий себя или скрываемый: скрытный человек, скрытная жизнь.
Скрытый – скрываемый, тайный, внешне незаметный или еще не проявившийся: скрытая угроза, скрытая камера.
-
Единичный – отдельный, обособленный, индивидуальный: единичный случай.
Единственный – только один: единственная радость.
Словарь паронимов для подготовки к ЕГЭ вы вполне можете осилить, тем более что значение большинства слов вам известно. Останавливайтесь на том, что показалось трудным. Главное: запоминайте весь «куст» паронимов, а значение каждого паронима запоминайте через пример (пароним «живет» именно в контексте).
На что следует обратить внимание? Суффикс Н в прилагательном подсказывает, что прилагательное называет качество, от него можно образовать краткую форму. Другой суффикс делает прилагательное относительным, называющим признак по отношению к чему-либо.
Например: артистичный человек – артистическое кафе, благотворное влияние – благотворительное мероприятие, этичное поведение – этические нормы поведения.
Суффикс ИСТ придает прилагательному значение «с большим содержанием чего-либо»: глинистая почва, каменистая дорога, костистая рыба. Сравните эти прилагательные с их паронимами со значением «сделанный из»: глиняный, каменный, костяной.
Есть паронимы с очень узкой сочетаемостью: преходящая слава (минутная, временная, быстро проходящая), высотные дома (многоэтажные).
Порой каждый из паронимов обладает не одним, а несколькими значениями: представить сотрудника; 2) представить отчёт; 3) представить себе картину – 1) предоставить отпуск; 2) предоставить кредит; 3) предоставить возможность оправдаться.
Есть паронимы, указывающие на разное отношение к явлению, которое они называют: зачинатель – основоположник чего-то хорошего, положительного, а зачинщик – отрицательного.
Паронимы — это результат сложившейся языковой практики, они трудно поддаются классификации. Мы говорим: ледовая арена, ледовый завал, но ледяная вершина, ледяная глыба. Здесь поможет только практическое знакомство и опыт.
Напомним знаменитую пару: надеть на себя – одеть кого-то другого.