Чем отличается истина от лжи заблуждения ошибки как можно определить истину от заблуждения

Работа по теме: билеты (почти все такие же на экзамене)_2015102722. Глава: Билет №31 Истина и заблуждение. Ошибка. Ложь. Истина и правда.. ВУЗ: ПГНИУ.

I.
Истина

– адекватное, правильное отражение
действительности. Ценность знания
определяется мерой его истинности.
Достижение истинного знания – сложный
и противоречивый процесс. Естественно,
что на этом пути возможно получить
различные результаты. Исследователь,
если речь идет о поиске научной истины,
может не только прийти к истинному
результату, но и пойти по ошибочному
пути, заблуждаться. Поэтому не существует
раз и навсегда установленной грани
между истиной и заблуждением. Поиск
истины – открытый процесс, в нем заложены
различные возможности, в том числе и
возможности неверных, ошибочных оценок
происходящего.

Заблуждение
– такие знания, которые не соответствуют
сущности познаваемого предмета, но
признаются за истинное знание. Это
постоянный элемент развития науки. Люди
неосознанно принимают этот факт, то
есть исходят из эмпирических опытов.
Показательный пример заблуждения –
Солнце движется вокруг Земли в
докоперниковский период.

Заблуждение
не является абсолютным вымыслом, игрой
воображения, плодом фантазии. Заблуждения
тоже отражают, правда, односторонне,
объективную действительность, имеют
реальный источник, так как в любом
вымысле содержатся нити реальности.

Причины
объективного возникновения заблуждений:

1)
Историческая практика, а именно, уровень
развития науки того времени, неадекватно
воспринятые факты, ошибочная их
интерпретация. Зачастую истина становится
заблуждением, если не учитываются
границы истинности и та или иная истинная
концепция распространяется на все сферы
реальности. Заблуждение может быть
следствием также неверной информации.

2)
Свобода выбора в методах исследования.
То есть сам предмет навязывает способ,
метод исследования, например, инфляцию
не будешь изучать с помощью метода
чувственного познания.

Заблуждение
отличается от лжи тем, что оно носит
непреднамеренный характер.

В
целом заблуждение – естественный момент
познавательного процесса и диалектически
связано с истиной. Необходимо считаться
с возможностью заблуждений, не
преувеличивая и не абсолютизируя их.
Преувеличение места заблуждений в
познании может привести к скептицизму
и релятивизму. Выдающийся отечественный
физик, лауреат Нобелевской премии
П.Л.Капица заметил: «…ошибки –
диалектический способ поиска истины.
Никогда не надо преувеличивать их вред
и уменьшать их пользу».

Поэтому
истине противостоит не столько
заблуждение, сколько ложь как преднамеренное
возведение в ранг истины.

Как
показала практика человечества,
заблуждение — это неотъемлемый элемент
поиска истины. Пока один откроет истину,
сто пребудут в заблуждении. И в этом
смысле заблуждение представляет собой
нежелательные, но правомерные издержки
на пути к достижению истины.

II.Научное
познание по своей сути невозможно без
столкновений различных мнений, убеждений,
также как невозможно и без ошибок. Ошибки
нередко совершаются в ходе наблюдения,
измерения, расчетов, суждений, оценок.

Ошибка
– несоответствие знания действительности.

В
отличие от заблуждения, ошибка осознается
и совершается по субъективным причинам:

1)
Низкая квалификация специалиста, 2)
Невнимательность, 3) Спешка.

III.
Ложь. Обман
.
Это умышленное искажение действительности.
То есть утверждение, что вращается
Солнце, а не Земля, с точки зрения
современной астрономии ложно.

Особенность:
Ложь носит адресный характер (либо
обманывают отдельного человека, либо
все общество).

Здесь
знания намеренно или ненамеренно,
бессознательно искажаются, так как
такое искажение оказывается полезным
тем или иным социальным группам и лицам
для достижения групповых целей и
личностных, поддержания власти, достижения
победы над противником или оправдания
собственной деятельности. В первую
очередь это касается знаний, относящихся
к социально-исторической действительности
и непосредственно затрагивающих вопросы
мировоззрения, идеологии, политики и
т.д.

Ложью
может быть, как измышление о том чего
не было, так и сознательное сокрытие
того, что было. Источником лжи может
быть и логически неправильное мышление.

К
примеру, фирма «Иванов и компания»
рекламирует средство, поражающее
болезнетворные бактерии, но при этом
умалчивает о противопоказаниях этого
средства. В результате, вред от приема
этого лекарства превышает пользу;
проектировщики АЭС сокрыли возможность
чернобыльского эффекта, и уже страдают
не единицы, а сотни тысяч людей.

Различают:

1)
Наглая ложь, то есть намеренная. Она
ближе всего к обману.

2)
Ложь умолчания, сокрытия.

3)
Полуправда, часть — правда, но не вся.
Иногда совершается намеренно, иногда
неосознанно (возможно, по незнанию).

В
отличие от заблуждения, ложь является
нравственно-правовым феноменом, а посему
и отношение ко лжи должно быть иным, чем
к заблуждению.

IV.
Правда

это убежденность человека в истине, это
соответствие высказываний субъекта
его мыслям. Правда основывается на
истине, но не сводится к ней. То есть
истина может быть одна, но у каждого
своя правда. И правда далеко не всегда
является адекватным выражением всей
истины. Она может выступать как частный
случай истины.

Говорят,
Соломон, выслушав стороны, участвующие
в споре, заявил о том, что каждый из них
прав. Прав как носитель своей правды.

Проблема
соотношения правды и истины решается
через определение меры истины. Так, с
точки зрения солдата или офицера
федеральных войск, война в Чечне есть
защита целостности России. И это правда.
С точки зрения чеченца, война в Чечне
есть защита его дома. И это тоже правда.
Но и в том и в другом случае это часть
истины. Что касается полной истины, то
чеченский феномен противостояния есть
коммерческая война наживы одних и
обнищания других, сомнительного счастья
одних и безутешного горя других.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

На этой странице вы узнаете

  • Почему истина такая же независимая, как и бизнес-леди?
  • Чем отличается заблуждение от лжи?
  • Как мы можем доказать истинность знания?

«Вещь не перестает быть истиной от того, что она не признана многими». В этой цитате Бенедикта Спинозы отражается одна из характеристик истины — объективность, то есть независимость от личных предпочтений, убеждений, притязаний отдельных людей. Этому и будет посвящена наша сегодняшняя статья. 

Понятие истины

Для начала нужно выяснить, что в целом представляет собой истина.

Истина — знание, соответствующее предмету познания, отражающее в сознании субъекта такие объекты познания, какими они существуют в действительности, независимо от познающего субъекта. 

Свойства истины:

  • Объективность, то есть независимость от желаний, убеждений, притязаний познающего субъекта. 
  • Истина — это процесс, а не одноразовое действие постижения объекта полностью и сразу. 
  • Истина всегда конкретна, то есть связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания.
Почему истина такая же независимая, как и бизнес-леди?

Истину можно сравнить с независимой и самостоятельной леди, которая финансово обеспечивает себя сама. Почему? Дело в том, что истина всегда объективна. Она не может быть субъективной, потому что содержит знание, не зависящее от людей. 

Например, истиной является тот факт, что трава зеленая. Если мы скажем, что трава фиолетовая, она от этого таковой не станет. Так и проявляется объективность истины, она независима от желаний и предпочтений людей.

Истина неподвластна ни отдельному человеку, ни человечеству в целом. То есть знание о действительности не может различаться у разных людей, а если оно всё-таки различается, то это уже не истина, а мнение. 

Представим ситуацию: Маша, живущая на севере, утверждает, что сейчас холодно. И действительно, -17 С — это далеко не тепло. Но в этот же время Петя, живущий на юге, говорит, что сейчас жарко, ведь термометр показывает 30 градусов тепла. По идее каждый говорит правду, разве это не субъективная истина?

Нет, это будет объективная истина, учитывающая место и время. В этом выражается такой признак, как конкретность истины. 

Роль субъекта в процессе познания, конечно же, важна. Ведь именно субъект использует определенные средства в процессе познания. От этих средств зависит то, насколько полным будет полученное знание.

Виды истины

Ученые выделяют абсолютную и относительную истину. Рассмотрим их подробнее.  

Абсолютная истина — это полное знание человека о предмете, которое не может быть опровергнуто или дополнено со временем благодаря развитию науки.

Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.

Относительная истина — это знание, которое дополняется с развитием науки, так как оно неполное, не до конца раскрывает смысл явления, предмета и т.д. 

Почему существует относительная истина? Ответ прост — наука недостаточно развита. Именно поэтому человечество попросту не может объяснить действительность максимально полно. 

Пример: Сначала люди доказали, что вещества состоят из молекул, потом — из атомов, затем — из электронов и т.д. 

Абсолютная истина изначально была относительной. Относительная истина может стать абсолютной с совершенствованием науки, ведь, получив ответы на одни вопросы, человек стремится узнать ответы на другие.

Пример: Теория гелиоцентризма, согласно которой Солнце — центр, вокруг которого вращаются все планеты. Эту концепцию высказывал еще греческий ученый Аристарх Самосский, на тот момент (IV—III вв. до н.э.) она была относительной истиной. То есть Аристарх Самосский вывел неполное знание, которое требовало дальнейшей корректировки. Научное подтверждение теория гелиоцентризма получила впервые только в XVI в. в работах Николая Коперника, став абсолютной истиной.

Заблуждение и ложь

Все мы когда-либо заблуждались. 

Например, многие из нас полагали, что у человека всего пять чувств, с помощью которых мы осязаем, видим, слышим, чувствуем запахи и вкусы. Но оказывается, этот список далеко не исчерпывающий. 

Выделяют, например, проприоцепцию — способность докоснуться до носа с закрытыми глазами, ноцицепцию  — способность чувствовать боль, и другие чувства. Поэтому, можно сказать, что мы действительно были в заблуждении.

Что представляет собой заблуждение? Это явление, противоположное истине.

Заблуждение — это знание, которое не соответствует предмету познания, но принимается за истинное. Ученый искренне верит в то, что его знания о предмете являются истиной, хотя на самом деле он заблуждается.

Пример: Люди, живущие в СССР, свято верили, что смогут построить коммунизм. Коммунизм — это утопия, которую нереально осуществить и реализовать. Однако люди искренне считали, что это возможно, то есть они заблуждались

Чем отличается заблуждение от лжи? 

Ложь это категория морали, подразумевающая под собой сознательное искажение действительности с какой-либо целью — корыстной или благородной. При лжи истина известна, но специально скрывается. 

Заблуждение — это не специальное искажение действительности, а искренняя вера в то, что знание соответствует действительности.

Критерии истины

Как отличить истину от лжи или заблуждения? Пожалуй, это один из самых важных вопросов данной темы.

Как мы можем доказать истинность знания?

Перевоплотимся на минутку в ученых. Допустим, в результате исследований мы пришли к выводу, что планета Земля — круглая. Как нам доказать это? Как сделать наше знание истинным? И как вообще определить, является ли оно истиной, или мы заблуждаемся? 

Для этого есть специальные критерии (показатели) истины. Если наш вывод о Земле пройдет по всем параметрам, значит, это знание является истиной.

Выделяют следующие критерии истины:

  1. Соответствие законам логики.
  2. Соответствие ранее открытым законам науки.
  3. Соответствие фундаментальным законам науки.
  4. Простота, экономичность формы.
  5. Практика.

Практика — это активная деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. 

Именно она является важнейшим критерием истины, позволяющим нам получить наиболее достоверные знания о действительности.

Функции практики:

  1. Источники познания. Все знания появились из-за практических потребностей людей. 
  2. Основа познания. В процессе осуществления практики происходит глубокое познание свойств различных предметов, с которыми человек непосредственно взаимодействует.
  3. Цель познания. Человек занимается какой-либо деятельностью, чтобы познать что-то, раскрыть свойства определенных объектов.
  4. Критерий истины. Любая гипотеза, высказанная учеными, должна пройти практику, чтобы быть проверенной опытом.

Так или иначе, практика тесно связана с познанием в целом и с научным познанием конкретно, о которых мы подробнее рассказали в статьях «Познание в жизни человека» и «Научное познание. Понятие и виды науки».

Фактчек

  • Истина объективна, она не может зависеть от человека и человечества.
  • Заблуждение — это ненамеренное искажение действительности, а ложь — сознательное сокрытие истинного знания. 
  • Практика — важнейший критерий истины
  • Истина бывает относительной и абсолютной.
  • Истинное знание всегда конкретно, оно учитывает условия места и времени.

Проверь себя

Задание 1.
Что не является характеристикой истины?

  1. объективность
  2. конкретность
  3. субъективность

Задание 2.
Чем не может выступать практика?

  1. критерием истины
  2. целью познания
  3. основой познания
  4. критерием стратификации

Задание 3.
Противоположностью истины выступает:

  1. полуложь
  2. обман
  3. заблуждение
  4. искажение информации

Задание 4.
Какого критерия истины не существует? 

  1. соответствие законам логики
  2. соответствие внутренним убеждениям ученого
  3. практика
  4. соответствие ранее открытым научным законам

Ответы: 1. — 3; 2. — 4; 3. — 3; 4. — 2. 

Поиск истины неизбежно приводит к заблуждению. Любое определение этого сложного понятия отражает только какую-то его часть, в большей или меньшей степени соответствующую представлениям человека об истинности и ложности суждений. Вся наша интеллектуальная и духовная жизнь состоит из поиска истины, но убеждение, мнение или мудрое высказывание, принятое за абсолют, становится заблуждением. Чтобы круг не замкнулся, надо иметь ясное представление о том, что такое истина и чем она отличается от заблуждения.

Содержание статьи

  • Определение
  • Сравнение
  • Выводы TheDifference.ru

Определение

Истина в ее философском значении трактуется как адекватное отображение объективной реальности в субъективном человеческом сознании. Классическая концепция истины сформулирована Аристотелем как соответствие знаний и объективно существующей реальности. Эта универсальная формула применительна к любому роду мыслительной деятельности человека и считается основой материалистических представлений о познаваемости мира.

Заблуждение – ошибочное убеждение, суждение или другой вид интеллектуального осознания действительности, содержащий ограниченные знания или заключающий в себе их несоответствие объективному положению вещей.

к содержанию ↑

Сравнение

Заблуждение – это всегда ошибка. Людям свойственно ошибаться в самооценке, принимать в качестве нравственного эталона ложные ценности, неверно судить об окружающих, разделять ошибочные взгляды. Особенность заблуждения в том, что какое-то время оно кажется правдой жизни, истиной и не подвергается сомнению, а тем более – анализу.

Личные заблуждения рождают внутренний конфликт, требующий пересмотра жизненных позиций. Научные заблуждения опровергаются доказательством новых теорий с многократным подтверждением их правильности фундаментальными исследованиями и практическими экспериментами.

Истина в классическом понимании отличается от заблуждения тем, что ее критерием является оценка объективной действительности как изменяющегося, динамичного целого. Относительность истины отражает определенный, существующий только в пределах конкретных представлений уровень человеческих знаний о природе явлений и сущности жизни.

Относительная истина равнозначна признанию познаваемости мира. Она существует как абстрактное понятие, не требующее сиюминутного подтверждения, но подразумевающее изменчивость самого содержания истинности в диалектическом развитии человеческого мышления.

Истина логична и последовательна. Если в суждении отсутствует логика, оно утрачивает четкость, становится ошибочным и ведет к заблуждению. В этом случае истина как оценочная категория теряет всякое значение.

Нельзя считать истиной религиозные догмы. Основой любой религии является не эмпирическое знание, а безоговорочная вера, не нуждающаяся в доказательствах с позиции достоверности. Теософы провозглашают абсолютной истиной Бога, наделяя понятие истинности духовным содержанием, которое может быть подтверждено только чувственным, а не интеллектуальным опытом.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Заблуждение содержит знания, не соответствующие объективной реальности. Истина адекватно отражает в сознании сущность явлений окружающего мира.
  2. Заблуждение вытекает из ошибочных суждений. Истина строго логична и подтверждена интеллектуальным опытом.
  3. Заблуждение требует опровержения. Истину опровергнуть невозможно.
  4. Заблуждение может иметь религиозный характер. Истинность суждений не совпадает с религиозными представлениями.
  5. Заблуждение искажает действительность и ведет к новым заблуждениям. Истина проясняет сознание и совершенствует человеческие знания.

4. ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ, ЛОЖЬ И ПРАВДА, СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

В процессе освоения мира, той или иной проблемной ситуации индивид в статусе субъекта познания может ориентироваться не только на свой опыт, но принимать во внимание и чужой опыт как чувственного, так и рационального познания, выходить на уровень освоения проблемной ситуации, используя наработанные понятия.

В процессе познания субъект пользуется не изолированными, а взаимосвязанными понятиями. Эта взаимосвязь осуществляется с помощью суждений я умозаключений. Благодаря этим логическим конструкциям, субъект познания, рассматривая проблемную ситуацию в качестве объекта познания, выстраивает свое гносеологическое отношение, что-либо утверждая относительно объекта или отрицая. Отдельное понятие «происшествие» ничего не говорит ни о месте, ни о времени, ни о содержании. Напротив, суждение «дорожно-транспортное происшествие имело место на пересечении Невского и Садовой» несет в себе ориентированную информацию, требующую дополнительных сведений о времени и о содержании происшествия. Дополнительная информация позволяет выстроить умозаключение как цепочку суждений. Зная время и содержание происшествия, оперативный дежурный выстраивает умозаключение, на основе которого принимает решение срочно выслать на место происшествия «скорую помощь» и ремонтную бригаду специалистов.

Умозаключение строится по формуле «если.», то…». Однако суждения и умозаключения, при помощи которых принимается решение о практическом действии, могут отражать ситуацию правильно и неправильно. Для того чтобы отличать суждения, правильно отражающие объект познания, от тех, которые отражают его неверно, пользуются особыми понятиями: «истина», «заблуждение», «ложь», «правда». Что же такое истина?

404

Вопрос об истине является основным вопросом гносеологии. Все человеческое познание ориентировано на достижение истины.

В первом приближении вопрос об истине кажется предельно простым, но простота эта обманчива.

Еще Аристотель полагал, что истина — это знание, в котором содержится верное суждение о конкретной действительности. Иными словами, истина соответствие мысли с действительностью. Но «соответствие мысли с действительностью» можно понимать по-разному.

Для Платона истина заключается в соответствии знаний вечным и неизменным идеям, ибо для него идеи — первореальность. Что касается чувственного материального мира, то знания о нем не могут быть истинами, так как этот мир изменчив. В него, как и в реку, нельзя войти дважды. Он возникает на время, а исчезает насовсем.

Материалисты, напротив, считали, что истина есть соответствие полученных знаний объективному материальному миру. Но одно дело считать так, а другое — установить это соответствие. Ощущение не самый лучший свидетель этого соответствия, да и разум может допускать ошибки.

И тем не менее, только разум имеет необходимые, хотя и недостаточные основания для установления истины, ибо только он обеспечивает принцип гносеологического совпадения мышления и бытия, только он воплощает творческую направленную активность гносеологического отношения в системе «субъект-объект».

Поскольку истина есть адекватная информация относительно объекта познания, получаемая средствами чувственного или интеллектуального усилия, то она существует не как объективная, а как особая реальность. Истина есть свойство знания, а не свойство объекта познания. Она не является и чистой субъективностью. Истина есть воплощение взаимодействия субъекта и объекта познания. Это взаимодействие обеспечивает процесс субъектирования объективного и объективирования субъективного.

405

В результате, истина несет объективное содержание (информацию объекта) и ценностную ориентированность субъекта. Ценность знания определяется мерой его истинности.

Таким образом, истину можно определить как философскую категорию для обозначения меры отражения объекта познающим субъектом. И эта мера проверяется практикой.

Истину нельзя представить как нечто устоявшееся и неизменное. Она есть установление совпадения мысли субъекта с объектом познания; есть процесс все более точного отражения сознанием объективного мира. Поэтому не существует раз и навсегда установленной грани между истиной и заблуждением.

Поиск истины, в силу ее особого статуса и двойной обусловленности объектом и субъектом, далеко не всегда венчается успехом. История демонстрирует, что в течение столетий за истину принимались заблуждения. Напряженное противостояние нового и старого, поиск на пути проб и ошибок, попытка новые проблемы решать старыми методами свидетельствуют, что заблуждения нежелательная, но неизбежная плата за истину.

Заблуждение — это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Заблуждение не является абсолютным вымыслом, игрой воображения, плодом фантазии. Как правило, это одностороннее отражение объективной реальности субъектом, который предал забвению методологические замечания Ф. Бэкона о так называемых призраках (идолах) сознания. Кроме того, заблуждения — это своеобразная плата за попытку узнать больше, чем позволяет уровень теоретической мысли и возможности практики, это плата за ситуацию неполной информации. Гносеологическое отношение на уровне недостаточного знания относительно объекта и самого себя неизбежно приводит субъект к заблуждению, ибо он не в состоянии решить проблему сознания, как соотнесения знания о себе и знания об объекте. Нарушение правила сознания обеспечивает субъекту путь к идолу, то есть к заблуждению.

406

Источником заблуждения могут быть погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному. Кроме того, заблуждения могут быть результатом некорректной экстраполяции чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации.

Таким образом, заблуждения имеют свои социальные, психологические и гносеологические основания.

Ложь, в отличие от заблуждения, является сознательным искажением образа объекта (познаваемой ситуации) в угоду конъюнктурным соображениям субъекта.

Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сокрытие того, что имело или имеет место. К примеру, фирма «Иванов и компания» рекламирует средство, поражающее болезнетворные бактерии, но при этом умалчивает о противопоказаниях этого средства. В результате, вред от приема этого лекарства превышает пользу; проектировщики АЭС сокрыли возможность чернобыльского эффекта, и уже страдают не единицы, а сотни тысяч людей.

В отличие от заблуждения, ложь является нравственно-правовым феноменом, а посему и отношение ко лжи должно быть иным, чем к заблуждению. Поскольку ложь является сознательным извращением гносеологического отношения в системе «субъект-объект», то любой факт лжи, в зависимости от ее вероятностных последствий, может рассматриваться как преступление, за которым должно последовать уголовное дело и определение меры наказания.

Что касается заблуждения, то, как показала практика человечества, это неотъемлемый элемент поиска истины. Пока один откроет истину, сто пребудут в заблуждении. И в этом смысле заблуждение представляет собой нежелательные, во правомерные издержки на пути к достижению истины.

407

Сказанное верно в основном по отношению к естественнонаучному познанию. Гораздо сложнее обстоит дело в социальном познании, где категория истины обретает форму «правды».

Правда — это соответствие высказываний субъекта его мыслям, основание взаимного доверия в пределах диалога, целесообразность которого ставится под сомнение, когда место правды занимает ложь.

Но я правда далеко не всегда является адекватным выражением всей истины. Она может выступать как частный случай истины. Правда не столько гносеологический, сколько нравственно-психологический феномен.

Говорят, Соломон, выслушав стороны, участвующие в споре, заявил о том, что каждый из них прав. Прав как носитель своей правды.

Проблема соотношения правды и истины решается через определение меры истины. Так, с точки зрения солдата или офицера федеральных войск, война в Чечне есть защита целостности России. И это правда. С точки зрения чеченца, война в Чечне есть защита его дома. И это тоже правда. Но и в том и в другом случае это часть истины. Что касается полной истины, то чеченский феномен противостояния есть коммерческая война наживы одних и обнищания других, сомнительного счастья одних и безутешного горя других.

Специфика социального познания проявляется в том, что общество есть результат деятельности человека, преследующего свои цели. Но и сам человек есть продукт общества, носитель определенных общественных отношений. Отсюда следует, что гносеологическое отношение в системе «субъект-объект» обретает иную конфигурацию, чем в рамках естественнонаучного познания, ибо в процессе социального познания не только осваивается общество как особая социальная реальность в форме процесса и результата, но и осуществляется самопознание человека. Гносеологическое отношение ориентировано не только на субъектно-объектную взаимосвязь, но и на субъектно-объектное взаимодействие. А это предполагает, что в границах социального познания следует принимать во внимание как объективную, так и субъективную обусловленность.

408

Специфика социального познания проявляется и в том, что в гносеологическом отношении субъект имеет онтологическую укорененность в объекте. Он сам является частью социального объекта, а посему не может избежать ни своей субъективности, ни своего пристрастия.

Познавая социальную реальность, субъект сознательно или бессознательно пропускает ее через себя, и в этом случае возникает возможность погрешностей, нарушение чистоты процесса познания.

Во-первых, у исследователя может возникнуть преувеличенное представление о прошлом. Оно может казаться более представительным и более безупречным, чем было в действительности. Неслучайно многие мыслители связывали золотой век с прошлым.

Во-вторых, исследователь, будучи представителем своего народа, склонен изобразить его историю в благожелательном виде.

В-третьих, в стремлении уяснить природу совершенного поступка исследователь невольно замыкает проблемную ситуацию на себя, ставит себя на место тех, кто совершил поступок, и судит о мотивах их поведения через себя, пытаясь оправдать или заклеймить того, кто совершил конкретный поступок.

В-четвертых, существует предрассудок необоснованного доверия. Считается, что люди прошлого лучше информированы о своем времени. Это далеко не так. Большое видится на расстоянии, особенно если оно подкреплено более надежными источниками, чем люди, наблюдавшие исследуемые события, но не избежавшие определенной аберрации их.

Проблему аберрации (искажения) рассматривает известный русский ученый Л. Н. Гумилев. Он обращает внимание на ее возможные варианты:

— преувеличение недавних событий по сравнению с далеким прошлым (аберрация близости);

— ложное впечатление незначительности событий прошлого по сравнению с настоящим (аберрация дальности);

— долговременно протекающий процесс воспринимается как неизменное состояние (аберрация состояния).

409

Кроме того, необходимо помнить о том, что особенностью социального познания является непрерывное изменение объекта познания, как и непрерывное изменение знания о нем.

И наконец, в процессе социального познания особенно важна исходная мировоззренческая и методологическая установка исследователя. Она может способствовать, а может и препятствовать установлению истины.

Из этого следует, что при изменении социальных явлений необходимо в качестве объекта познания брать не отдельные факты, а всю совокупность фактов проблемной ситуации, только тогда можно надеяться на раскрытие подлинной взаимосвязи и взаимозависимости фактов исследуемой ситуации. Последнее поможет избежать очередных заблуждений, блокировать конъюнктурную ложь, маскирующуюся под правду, и приблизиться к истине.

Истина всегда субъективна по своей форме, однако по своему содержанию, т. е. по тому, что содержится в знании, она объективна. Содержание этого знания не зависит от сознания людей. Оно соответствует действительности, законам, явлениям природы и общества. К примеру, законы механического движения были открыты и сформулированы И. Ньютоном. Но эти законы существуют независимо от основателя классической механики.

Итак, объективная истина есть такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от субъекта познания, не зависит ни от человека, ни от человечества.

410

Истина исторична. Она изменяется вместе с объектом познания, несущего печать гераклитовского «panta rei». Знание в системе «субъект-объект» всегда имеет относительный характер. И в этом смысле истина относительна, ибо она не отражает объект ни полностью, ни целиком, ни исчерпывающим образом, а только в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются. Это положение подтверждается рассмотрением проблемы истины в нормах права, о чем свидетельствуют незатухающие споры правоведов. (См.: Баранов В. М. Истинность норм советского права. Саратов, 1989; Баранов В. М., Кронекий В. С., Сальников В. П. Социальная справедливость и истинность советского права как ценностные ориентиры деятельности органов внутренних дел. Л., 1989).

Итак, относительная истина есть такое знание, которое, будучи в основном верным отражением действительности, отличается некоторой неполнотой совпадения образа с объектом.

Говоря об относительном характере истины, не следует забывать о наличии так называемых абсолютно достоверных фактов, имевших место в истории объекта познания. К примеру, город на Неве основан Петром I. Наличие абсолютно достоверных фактов имеет важное значение в деятельности людей. Так, судья не имеет права рассуждать: «Неизвестно, совершил ли подсудимый преступление, но на всякий случай давайте его накажем». Абсолютные истины не имеют доказательных возражений, они являются демонстрацией тождества мышления и бытия.

Итак, абсолютная истина — это полное, безусловное, исчерпывающее совпадение образа с объектом. Это такое знание, которое не может быть опровергнуто ни при каких обстоятельствах.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, дни рождения, смерти, т. е. те знания, которые имеют ретроспективный характер, а посему они не претерпевают изменения по мере изменения самого объекта познания. Над ними уже не властвует время. Они есть, ибо они были.

Таким образом, рабочим инструментом гносеологического отношения в системе «субъект-объект» является относительная истина. Но этот вывод не является подтверждением концепция релятивизма, абсолютизирующего относительность и условность содержания знания.

411

Знания действительно относительны, но не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле признания исторической ограниченности достигнутого уровня. Познание осуществляется в направлении от неполного знания к более полному, но и то и другое имеет объективное содержание, не зависящее ни от сознания отдельного исследователя, ни от сознания всего человечества. Поэтому правомерно сделать вывод, что на этой «оси» объективности идет наращивание абсолютного знания и последнее свидетельствует о развитии истины, которая всегда конкретна.

Рассмотрев уровни, формы гносеологического отношения, выявив с позиции основополагающих принципов механизм взаимосвязи в системе «субъект-объект» и его ориентированность на истину, можно познакомиться с характерными методами познания.

Читайте также

4. ПРАВДА ТВОРЧЕСТВА И ИСТИНА ПОЗНАНИЯ

4. ПРАВДА ТВОРЧЕСТВА И ИСТИНА ПОЗНАНИЯ
Воображение обладать силою высоко подниматься над областью рассудка, над областью известного, достигнутого, установленного, привычного; оно витает в области неизвестного, непонятного и невозможного, оно гадает и предугадывает и

Специфика научного познания

Специфика научного познания
Каждая форма общественного сознания имеет не только собственный объект (предмет) отражения, но и специфические методы этого отражения, познания объекта. При этом даже в том случае, если объекты познания вроде бы совпадают, формы общественного

7. Правда, ложь и допустимая ложь

7. Правда, ложь и допустимая ложь
Неудивительно, что Библия и Талмуд восхваляют правдивость:
Сторонись неправды.
Шмот 23:7

Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга.
Ваикра 19:11

Научи свой язык говорить: «Я не знаю», – иначе он приведет тебя ко лжи.
Вавилонский Талмуд,

27. Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании

27. Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании
Цель любого философского познания — достижение истины. Истина — это соответствие знания тому, что есть. Следовательно, проблемы

29. Истина и ложь

29. Истина и ложь
ВОПРОС: Каким образом истина, как вы говорили, будучи повторенной, становится ложью? Что такое на самом деле ложь? Почему это плохо — лгать? Не является ли это глубокой и тонкой проблемой на всех уровнях нашего существования?КРИШНАМУРТИ: Здесь два вопроса,

29. Истина и ложь

29. Истина и ложь
ВОПРОС: Каким образом истина, как вы говорили, будучи повторенной, становится ложью? Что такое на самом деле ложь? Почему это плохо – лгать? Не является ли это глубокой и тонкой проблемой на всех уровнях нашего существования?КРИШНАМУРТИ: Здесь два вопроса,

Правда и ложь в общественной жизни

Правда и ложь в общественной жизни

I
Последние годы перед революцией мы задыхались в лжи. Провокация сделалась устоем русской государственности старого режима. Атмосфера была насыщена предательством. Азефовщина, распутинщина, сухомлиновщина – все это отравляло жизнь

ФАКТЫ, ЛОЖЬ И ПРАВДА

ФАКТЫ, ЛОЖЬ И ПРАВДА
Знания и система коммуникаций не антисептики власти, и они не нейтральны по отношению к ней. В сущности, каждый «факт», используемый в бизнесе, политической жизни или повседневных человеческих отношениях, вытекает из других «фактов» или

[3. Истина и ложь философов]

[3. Истина и ложь философов]
448Философия, определяемая Кантом как «наука о границах разума»!!449Философия есть искусство находить истину — так учит Аристотель{281}. Против этого восстают эпикурейцы, использовавшие для своих целей сенсуалистическую гносеологию Аристотеля;

Истина и правда

Истина и правда
Главным и самым ВАЖНЫМ отличием по-настоящему РАЗУМНОГО человека от человека с «обычным» умом является БЕЗОШИБОЧНОСТЬ его МНЕНИЙ о происходящем, БЕЗОШИБОЧНОСТЬ его прогнозов на будущее, и, как закономерный результат, БЕЗОШИБОЧНОСТЬ его действий.Для

Истина и правда

Истина и правда
Однако прежде чем искать что-нибудь, нужно сначала разобраться — что же именно Вы ищете, как оно выглядит и какими качествами обладает, чтобы узнать его и не пройти мимо, когда оно попадется Вам на глаза.Если бы Вас попросили принести из соседней комнаты

Правда и ложь

Правда и ложь

1. Можно ли легко относиться ко лжи?
В наше время растет число людей, которые, попав в затруднительное положение, без особого стеснения прибегают к маленькой и большой лжи. Причем эта «ложь от смущения» используется не только в действительно сложных

3. Истина и ложь философов

3. Истина и ложь философов

448
Философия, определяемая Кантом как «наука о границах

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Чем прочитать ошибки мерседес
  • Чем отличается грех от ошибки
  • Чем прочитать ошибки ваз 2112 16 клапанов
  • Чем отличается грамматическая ошибка от речевой
  • Чем протестировать ssd на ошибки