Что не является ошибкой при выполнении приема мяча снизу

Прием мяча осуществляется на нижнюю часть предплечий, иногда говорят «на манжеты». Руки в момент приема мяча выпрямлены, грубой ошибкой будет сгибание их в локтевых суставах. Не должно быть сильного встречного движения рук, они приближаются к месту встречи с мячом за счет некоторого разгибания ног, руки подставляют под мяч, регулируя траекторию пер...

Передача мяча снизу в волейболе

hello_html_m343b7cd9.jpg

Прием мяча осуществляется на нижнюю часть предплечий, иногда говорят «на манжеты». Руки в момент приема мяча выпрямлены, грубой ошибкой будет сгибание их в локтевых суставах. Не должно быть сильного встречного движения рук, они приближаются к месту встречи с мячом за счет некоторого разгибания ног, руки подставляют под мяч, регулируя траекторию первой передачи, но не «отбивают» его. Существует даже выражение «прием подачи осуществляется ногами», подчеркивая этим роль своевременного выбора исходного положения. Степень сгибания ног зависит от траектории подачи, при очень низкой – игрок принимает мяч с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину.

Подводящие упражнения

В первую очередь надо научить правильному положению рук, кистей.  Наиболее распространенным является такое положение рук, когда правая ладонь накладывается на левую, большой палец левой руки прижимается к пальцам правой и располагается параллельно большому пальцу правой руки. Обе кисти отгибаются внизу и в приеме мяча не участвуют.

        Прием мяча снизу, мяч набрасывает партнер (расстояние – 2-3 м, которое затем постепенно увеличивается до 10-15 м).

        У стены: отбивание мяча снизу многократно, встречное движение руками незначительное и производится преимущественно за счет разгибания ног.

         То же, но мяч посылать в стену передачей сверху  двумя руками. Расстояние постепенно увеличивается. выполнять на месте и после перемещения вперед, вправо, влево, назад.

      а,б,в —  правильно,      г, д, е — с ошибками

hello_html_56d3e2a5.jpg     

        Передачи над собой снизу многократно (жонглирование).

        Броски мяча вверх-вперед, догнать и выполнить прием снизу после его отскока.

        Прием мяча в зону 6, мяч через сетку набрасывает партнер.

 Систематическое применение подготовительных упражнений (для развития специальных качеств) и освоение подводящих упражнений создают прочную основу для овладения навыками приема подачи в совершенстве. Главными здесь будут упражнения по технике. Они весьма многообразны.
 

Упражнения для обучения приему мяча снизу.

Имитация приема снизу двумя на месте и после перемещения.

Сделать выпад правой (левой) ногой вперед, взять прямыми руками набивной мяч (вес 1кг.) и не сгибая рук, бросить мяч вверх.

То же, что и упр. 2, но выполнить после бега вперед и остановки.

В парах. Броски набивного мяча снизу двумя. Обратить внимание, чтобы руки были прямые и не поднимались выше уровня плеч.

Прием снизу подвешенного волейбольного мяча стоя на месте и после перемещения.

«Жонглирование» мячом  непрерывное отбивание мяча вверх снизу двумя руками.

Передача снизу

Используется при приеме подач, при игре в защите, при перебивании мячей через сетку.

Возможные ошибки

несвоевременный выход к мячу;

неправильное положение и движение рук;

несоответствие скорости движения рук и ног скорости полета мяча;

отсутствие согласованности в движении рук, туловища и ног.

Рекомендуемые упражнения

имитационные движения для уточнения положения рук, одновременное их движение в плечевых и локтевых суставах в сочетании с работой ног;

в парах: один игрок набрасывает мяч другому в удобное для приема положение, а тот возвращает его нижней передачей;

удар о пол мячом, затем перемещение и нижняя передача партнеру;

выполнение передачи над собой снизу двумя руками – на месте, в движении;

прием и передача мяча двумя руками снизу у стены или сетки.

подвижные игры: «Мяч в воздухе», «Мяч капитану».

Передача мяча двумя руками снизу

Передача мяча двумя руками снизу — элемент техники, наиболее часто применяемый в игре. Он используется при приеме мяча после подачи, при игре в защите, при страховке и при перебивании че­рез сетку мячей, далеко летящих за пределы площад­ки. Этот элемент техники игры наиболее надежен на начальном этапе обучения, когда ученики еще не обладают достаточно высокой подвижностью.

Техника его выполнения заключается в следую­щем. Находясь в стойке готовности, во­лейболист принимает исходное положение — ноги на ширине плеч, согнутые в коленных суставах, одна впереди другой, руки выпрямлены и направлены впе­ред — вниз, локти приближены друг к другу, кисти соединены, туловище слегка наклонено вперед. При выполнении приема и передачи игрок располагается так, чтобы мяч был перед ним.

 Мяч принимается на предплечья, ближе к кистям рук. Движения прямыми руками вперед-вверх производятся только в плечевых суставах. Ту­ловище выпрямляется, ноги активно разгибаются. Сопровождающее мяч движение выполняется за счет дальнейшего разгибания ног и туловища, а также плавного смещения рук вперед-вверх вслед за мячом.

Выбор способа передачи мяча двумя руками снизу зависит от скорости полета мяча и высоты его траек­тории по отношению к игроку. При приеме мяча двумя руками снизу, летящего выше уровня пояса с незначительной скоростью, необходимы устойчивое положение игрока в средней стойке, плавное встреч­ное движение выпрямленных рук вперед-вверх, вы­прямлением туловища и заключительное активное разгибание ног.

 Если мяч летит на уровне пояса, то наклон туловища игрока вперед выражен незначи­тельно. В фазе амортизации и отскока мяча от рук туловище игрока смещается назад-вверх; скорость движения рук незначительна, что способствует смяг­чению удара и снижению скорости полета мяча после соприкосновения его с руками.

Передача мяча на месте

1. Передача мяча партнеру. Расстояние между учениками около 4 м. Партнер набрасывает мяч пе­редающему игроку так, чтобы ему было удобно принять его двумя руками снизу. Передающий, приняв мяч, из исходного положения передает его партнеру. Обратить внимание на технику выполнения приема.

    2.  Передача мяча партнеру с выпадом в сторо­ны, вперед, назад. Партнер набрасывает мяч на 0,5 м левее, правее передающего, ближе к нему или за его голову. Передающий, сделав выпад, стремится при­нять мяч на нижнюю часть параллельно расположен­ных предплечий и согласованным движением ног, туловища и рук передает мяч. Обратить внимание учащихся на необходимость своевременного выпол­нения выпада к падающему мячу.

3. Прием и передача мячей, летящих по различ­ным траекториям. Игроки в парах располагаются на расстоянии 3—5 м друг от друга, поочередно пере­дают мяч по низкой, средней и высокой траектории. Обратить внимание на изменение угла наклона рук при приеме и передаче в зависимости от траектории полета мяча: чем ниже траектория, тем больше угол наклона рук с последующим активным встречным движением их вперед-вверх.

4. Прием и передача мячей, летящих с различ­ной скоростью. Учащиеся в парах располагаются на расстоянии 3—5 м друг от друга, поочередно пере­дают мяч, летящий с различной скоростью. Обратить внимание занимающихся на необходимость быстрого встречного движения рук к мячу, летящему с незна­чительной скоростью, и относительно медленном сме­щении рук вперед-вверх при увеличении скорости по­лета мяча. В том случае, когда мяч летит с большой скоростью, т. е. после удара, следует снижать ско­рость полета мяча за счет амортизации, когда в мо­мент приема мяча туловище несколько приподни­мается, а руки незначительно смещаются вверх-назад.

5. Игроки располагаются на расстоянии 1,5—2 м от стенки, передают мяч двумя руками снизу с уда­ром о стенку (максимальное количество раз).

6. Прием и передача мяча с изменением направ­ления под углом 45°. Трое учащихся располагаются у вершин воображаемого треугольника на расстоянии 3 м друг от друга. Передача мяча слева-направо, в средней стойке. Обратить внимание учащихся на не­обходимость движения рук в направлении вперед-вверх-вправо после соприкосновения с мячом; левая нога разгибается активно; тяжесть тела переносится на правую ногу. То же, но в другую сторону. Руки  после соприкосновения с мячом движутся в направлении вперед-вверх-влево, правая но­га разгибается актив­но, тяжесть тела пере­носится на левую ногу .

Прием и передача мяча через сетку. Учащиеся в колоннах располагаются с противоположных сторон сетки в 2 м от нее. Мяч передается по не­высокой траектории — 0,5—1 м над сеткой.

Передача мяча после перемещений

1. Передача мяча после перемещения вперёд, в стороны, назад. В парах. Один не добрасывает мяч партнёру на 1-2 м, набрасывает левее, правее или за голову. Другой старается переместиться к летящему мячу так, чтобы до касания к нему руками уже находился в исходном положении.

2. Учащиеся располагаются в парах на расстоя­нии 4 м. Один несильным ударом направляет мяч другому на 1 м ближе, левее или правее его.

То же, что и в упражнении 2, но расстояние между игроками 6 м. Ударом или передачей мяч на­правляется партнеру на 1,5—2 м от него.

Обучение передаче мяча двумя руками снизу перед собой, в стороны и за голову на месте

1. Ознакомление с исходным положением перед выполнением передачи мяча двумя руками снизу.

2. Упражнение в парах. Из исходного положения бросок мяча партнеру. Занимающиеся должны выпол­нять упражнение согласованным разгибанием ног и туловища, а также движением рук впередвверх.

3. Упражнение в парах. Один занимающийся набрасывает мяч партнеру на предплечья выставленных впередвниз прямых рук, тот ударом снизу отбивает его в обратном направлении.

4. То же, что и упр. 3, но мяч партнер не добрасывает, бросает левее или правее на 0,5 м от занимающегося, который вначале должен выполнить выпад или приставной шаг в сторону, а потом подбить мяч. Руки в момент удара в локтевых суставах не сгибают.

5. Передача мяча двумя руками снизу в парах. Рас­стояние между 4м.

6. Передача мяча по треугольнику слева направо и справа налево. Перед передачей занимающийся должен принять исходное положение, повернуться лицом в на­правлении передачи и расположиться так, чтобы мяч можно было принять перед собой.

7. То же, что и упр. 6, но четверо занимающихся передают мяч в сторону под углом 90°.

8. Упражнение в парах. Бросок мяча за голову. Пе­ред броском занимающийся делает выпад вперед и, прогнувшись, прямыми руками посылает мяч за голову напартнера.

9. Передача мяча за голову. Трое занимающихся располагаются в колонну по одному. Крайний набрасы­вает мяч среднему, а тот ударом двумя руками снизу посылает мяч за голову на партнера.

10. Упражнение в парах. Передача мяча двумя ру­ками снизу через сетку.

  м

О возможных проблемах и ошибках при обучении волейболу.

При изучении технических элементов волейбола у детей иногда возникают сложности с их выполнением. Материал статьи знакомит с упражнениями, с помощью которых можно как исправить, так и предотвратить возможные ошибки.

ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧА МЯЧА СВЕРХУ

При начальном обучении приему мяча снизу целесообразно использовать более мягкие или полуспущенные мячи. Наиболее распространены при изучении приема мяча сверху и верхней передаче следующие ошибки:

 – неточный выход под мяч;

– большие пальцы направлены вперед;

– локти слишком широко разведены или наоборот;

– кисти не образуют «воронку»;

– кисти встречают мяч при почти выпрямленных в локтевых суставах руках.

Рассмотрим некоторые из названных ошибок подробнее. Например, во время приема мяча над собой после наброса некоторые ученики ловят его, обхватывая с боков. Чтобы исправить эту ошибку, можно предложить им при приеме мяча направить большие пальцы рук к носу – сделать «стрелку». На это же стоит обратить внимание при широком разведении локтей. Другая распространенная ошибка – отсутствие подседания при приеме мяча. Для исправления этой ошибки можно поупражняться в многократных приемах мяча после предварительного отскока от пола.

Во время передач мяча сверху грубой ошибкой считается касание его ладонями. Чтобы избежать этого, нужно чаще проверять правильность расположения кистей, причем лучше это делать без мяча. Для этого можно использовать упражнение «Шлем» – приставить большие пальцы рук к вискам, а остальными пальцами обхватить голову сзади, затем, не меняя положения пальцев, снять «шлем», сохраняя его форму. При этом руки займут необходимое для передачи мяча положение.

Также для устранения ошибок при верхних передачах можно использовать подвижные игры: «Точно водящему», «Мяч в воздухе», «Волейбол без подач», «Лишний мяч» и т.д.

ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧИ МЯЧА СНИЗУ

 При выполнении приема и передачи мяча снизу ученики также допускают много ошибок:

– в момент приема руки согнуты в локтях;

 – руки почти параллельны полу;

– резкое встречное движение рук к мячу;

– при приеме мяча сбоку руки располагаются не под углом к полу;

 – прием мяча кистями;

– туловище отклонено назад.

Очень часто дети принимают мяч на кисти. Происходит это оттого, что волейбол – единственная игра, в которой активно используются предплечья. Учащиеся же привыкли ловить мяч именно кистями. Для устранения этой ошибки можно предложить школьникам выполнить выбивание неподвижного мяча. Ученики делятся на пары и встают лицом друг к другу. Один держит мяч на вытянутых руках на уровне пояса, второй, располагаясь в низкой стойке, старается выбить мяч у партнера. При этом мяч должен пролететь над партнером. После нескольких повторений ученики меняются ролями.

Другая очень распространенная ошибка – прием мяча согнутыми в локтевом суставе руками – следствие недостаточного сгибания ног в коленях или, как и в предыдущем случае, попытки отбить мяч кистями. Поможет исправить ситуацию упражнение «Черепаха». И.п. – низкая стойка, сцепленные руки вытянуты вперед. Втягивая голову, попытаться достать плечами мочек ушей.

Часто при приеме мяча снизу дети не сгибают ноги в коленях, что приводит к искажению техники этого важного элемента. Поэтому очень важно с первых уроков использовать ряд упражнений, направленных на формирование этого навыка:

1. Броски и ловля мяча от стены, при этом мяч должен ударяться в стену ниже головы ученика.

2. То же в парах, перебрасывая мячи с отскоком от стены под углом друг другу.

3. То же, но упражнение выполняет один ученик двумя мячами, поочередно бросая их так, чтобы они сначала ударились в стену, а затем в пол. Когда это упражнение будет освоено, можно попробовать выполнить его без отскока мяча от пола.

4. Броски и ловля мячей в парах под натянутой волейбольной сеткой. Это упражнение в дальнейшем можно выполнять, отрабатывая передачи мяча снизу.

НИЖНЯЯ И ВЕРХНЯЯ ПРЯМЫЕ ПОДАЧИ

Подачи изучают в такой последовательности: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая. При этом часто встречаются ошибки, связанные с неправильным подбросом мяча и неверным ударным движением по нему:

 – подброс мяча не оптимален по высоте;

– подброс мяча выполняется не в сагиттальной плоскости;

– удар по мячу выполнен неточно;

– скорость бьющей руки незначительна;

– встреча бьющей руки с мячом происходит не на оптимальной высоте;

– неправильное исходное положение подающего.

Только после освоения структуры движения при подбросе мяча можно приступать к изучению удара по мячу и согласованию работы отдельных частей тела в ударном движении. Для устранения возможных ошибок можно применять следующие упражнения:

1. Принятие правильного исходного положения.

2. Освоение структуры движения при подбрасывании мяча.

3. Из положения руки с мячом внизу подкинуть мяч вперед-вверх, но не заносить за голову; в конце движения отвести руку от мяча и выполнить бросок вперед – для верхних прямых подач.

4. Подброс мяча перед собой на высоту чуть выше вытянутой руки. В момент подброса выполнить замах для удара и удар по мячу, поддерживая его рукой, – для верхних прямых и боковых подач.

5. В исходном положении после подброса мяча выполнить имитацию ударного движения мимо мяча – для нижних подач.

6. Подача в стенку, партнеру, через сетку с 3 м, 6 м, 9 м.

7. Подвижные игры с метанием мяча в цель: «Перекатывание набивного мяча», «Переправа под обстрелом» и др.

НАПАДАЮЩИЙ УДАР

Один из самых сложных в обучении технических элементов – нападающий удар. Главная причина ошибок – это неправильное или недостаточно полное представление о технике выполнения этого движения.

Типичные ошибки:

– несвоевременный и неточный разбег;

– отсутствие стопорящего шага при напрыгивании на опору;

– недостаточно энергичный мах руками перед прыжком;

– удар по мячу производится над головой или за ней, рука в момент удара согнута в локтевом суставе, кисть не накрывает мяч сверху, рука после удара не опускается вниз.

Избежать перечисленных ошибок помогут следующие упражнения:

1. Один ученик располагается с мячом около сетки, другой находится в 3 м от нее. Первый много раз подбрасывает мяч двумя руками снизу-вверх на 1 м выше сетки. Второй должен начать разбег в тот момент, когда руки партнера с мячом прошли уровень плеч; выполнив разбег, он подпрыгивает и бьет по мячу. Если нападающий начал разбег по установленному сигналу и успел забежать под мяч, то в следующий раз он должен начать разбег, когда руки партнера уже прошли уровень плеч. Если же нападающий запоздал с выходом к мячу, то очередной разбег он начинает, когда руки партнера с мячом еще не дошли до уровня плеч. Таким образом, игрок подбирает для себя оптимальный момент начала разбега.

2. То же после предварительной передачи, но сигналом к началу разбега для нападающего будет касание партнером мяча.

3. Выполняя разбег, напрыгнуть одной ногой на опору с приставлением другой или одновременно на две ноги, выставленные перед туловищем так, чтобы полностью погасить продвижение вперед.

4. То же, но после постановки ног на опору выпрыгнуть вверх без значительного продвижения вперед.

5. То же, выполняя в прыжке имитацию нападающего удара.

6. Стоя на опоре, как при стартовом положении пловца – ноги согнуты, туловище наклонено вперед, руки отведены назад, – выпрыгнуть вверх, делая одновременно энергичный мах руками вперед-вверх.

7. Спрыгивая с гимнастической скамейки, принять на опоре стартовое положение пловца и сразу, активно взмахнув руками, выпрыгнуть вверх.

8. После разбега прийти на опору и занять стартовое положение пловца, после чего активно взмахнуть руками и выпрыгнуть вверх. Следует обратить внимание ребят на незамедлительное отталкивание от опоры после маха руками, на активное разгибание туловища, а также на рывок плечами и головой вверх.

 9. И.п. – стойка ноги врозь, левая рука выпрямлена вперед-вверх. Кистью правой руки ученик ударяет по ладони левой, правая рука после удара без задержки опускается вниз.

10. Ученики в парах на расстоянии 6 м друг от друга поочередно выполняют удары правой рукой по мячу, лежащему на ладони левой руки, выставленной вперед-вверх, направляя мяч в пол с отскоком партнеру. Следует обратить внимание ребят на необходимость выполнения удара именно прямой рукой с последующим опусканием ее вниз.

11. Верхний трос волейбольной сетки закрепляется к верхнему крюку одной стойки и к нижнему – другой. Ученики, стоя на полу, располагаются полубоком левым плечом к сетке (для правши) в 60–70 см от нее так, чтобы верхний трос был на уровне головы. Мяч на ладони левой руки выставляют над сеткой и ударом правой перебивают через сетку. Кисть хлестким движением накрывает мяч. Правую руку после удара без задержки опустить вниз, сетку не задевать.

12. То же, но левой рукой подбрасывать мяч, а правой перебивать его через сетку. При выполнении нападающего удара можно подниматься на носки.

13. Подвижные игры: «По наземной мишени», «Картошка».

БЛОКИРОВАНИЕ

 При изучении техники блокирования ученики допускают следующие ошибки:

– отсутствие стопорящего шага перед выполнением прыжка;

– неправильный выбор места для блокирования – неправильная оценка траектории передачи и разбега;

– несвоевременный прыжок на блок из-за неправильной оценки высоты передачи и действий нападающего игрока;

– маховое движение руками перед прыжком;

– пальцы и запястья рук при блокировании не напряжены, пальцы не разведены;

– статическая стойка перед прыжком.

Ниже приведены упражнения, которые помогут исправить данные ошибки:

1. Блокирующий из исходного положения резко выставляет левую ногу вперед на пятку, приставляет правую и, активно взмахнув руками, выпрыгивает вверх; выставляя левую ногу вперед на опору с пятки, игрок затормаживает возможное продвижение вперед после выпрыгивания.

2. Ученик перемещается приставными шагами вправо около сетки, перед выполнением прыжка выставляет правую ногу на шаг вперед-вправо, затормаживая тем самым дальнейшее продвижение в сторону, приставляет левую ногу и прыгает вверх.

3. То же, но влево, выставляя вперед-влево левую ногу.

4. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки и одновременно выпрыгивают вверх, стараясь коснуться ладоней партнера над сеткой и, преодолевая сопротивление, перенести кисти рук через сетку.

5. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки. Находясь в стойке готовности, один перемещается влево или вправо, прыгает около сетки, имитируя блокирование; другой копирует его действия, стараясь ладонями коснуться его рук над сеткой.

6. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки. Один старается перебросить мяч через нее несколько левее или правее блокирующего, который после перемещения в сторону ставит блок и преграждает мячу путь в свою сторону.

7. Два-четыре ученика с мячами располагаются вдоль сетки с одной стороны на расстоянии 1,5–2 м друг от друга, остальные выстраиваются в колонну с противоположной стороны сетки в зоне 4. Игроки с мячами поочередно набрасывают их на верхний трос, а блокирующие из колонны должны успеть переместиться, выпрыгнуть напротив мяча и накрыть его руками сверху.

8. То же, но колонна располагается в зоне 2, а учащиеся перемещаются вдоль сетки левым боком.

9. Ученики в парах располагаются на противоположных сторонах сетки. Один подбрасывает мяч на разную высоту для нападающего удара, прыгает и бьет по нему. Другой должен точно определить место, время отталкивания и поставить блок.

10. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки. Один набрасывает мяч на трос, а другой блокирует. Следует обратить внимание учащихся на необходимость выноса согнутых рук перед туловищем до постановки блока и опускания после этого.

11. Блокирующий располагается в зоне 3. Нападающие удары поочередно выполняются на стыке зон 3 и 4, 3 и 2. Блокирующий должен успеть переместиться и поставить блок, не задевая руками сетку.

12. Учитель держит мяч малого диаметра над сеткой, ученик выпрыгивает, как при блокировании, и забирает мяч.

Общая ошибка состоит в том,
чтобы позволить мячу ударить ваши
запястья или кисти рук, часто заканчивающиеся
непредсказуемым приемом или мячом,
возвращенным через сетку, обычно
называемым переходом. Лучший способ
избежать этой проблемы состоит в том,
чтобы напомнить себе напрячь ваши
запястья и руки перед воздействием,
чтобы создать платформу для мяча.

  • Нет зрительного контроля вплоть до
    касания мяча предплечьями, что ведёт
    к «срыву» приёма (попадание мяча в одну
    руку, непредвиденный отскок мяча и др.)

  • Встречное (ударное) движение «принимающей
    платформы», что ведёт к перелёту мяча
    на сторону противника

  • При приёме мяча сбоку «принимающая
    платформа» остаётся параллельной
    поверхности игрового поля вместо того,
    развернуться под нужным углом

4.1. Модель обучения технике передачи мяча двумя руками сверху

Передача на удар — один из
самых легких волейбольных навыков, но
самый трудный для достижения мастерства.

Рисунок 5 технике
передачи мяча двумя руками сверху

4.2.
В игре
применяются передачи мяча сверху двумя
руками, находясь в опорном положении,
в прыжке и с падениями. Передачей сверху
намного легче управлять и направлять
пас, чем передачей снизу или ударом.

4.3. Техника передачи мяча двумя руками сверху

В исходном положений туловище
игрока расположено вертикально, ноги
на ширине плеч или одна нога несколько
впереди. Степень сгибания ног зависит
от высоты траектории полета мяча. Руки
выносятся перед лицом, кисти рук
оптимально напряжены. С приближением
мяча игрок начинает встречное движение
выпрямлением ног, туловища и рук. При
выполнении ударного движения в момент
соприкосновения с мячом пальцы рук
сначала амортизируют встречный полет
мяча, затем кисти и пальцы рук упруго и
эластично выпрямляются, придавая мячу
новое поступательное движение.
Указательные и средние пальцы являются
основной ударной частью, безымянные и
мизинцы удерживают мяч в боковом
направлении. Сообщение мячу нового
направления с определенной траекторией
требует увеличения мышечных усилий,
что проявляется в согласованном движении
ног, туловища и рук. Как только мяч
вступает в контакт с кистями рук, то
форма кистей принимает форму, мяча
вокруг него таким способом, что только
большие пальцы и два верхних пальца
совместно вступают в контакт с мячом.
Пробуйте войти в контакт с мячом вашими
пальцами и большими пальцами одновременно.
Ладонь руки никогда не должна касаться
мяча. Вы хотите войти в контакт с мячом
в нижней части мяча. Снова, удостоверитесь,
что ваши локти разведены. Если они
находятся по направлению к телу, то в
результате часто ошибка при передаче
или нести. Поскольку мяч входит в контакт
с кистями рук, продолжайте движение
руками и ногами, направляя вес тела к
предназначенному направлению передачи.
Итак, если это передача вперед, то вес
тела перемещается вперед, передача
назад за голову, то тогда назад. Как
только мяч оставляет кисти рук, то ваши
руки указывают направление к предназначенной
цели. При передаче назад игрок поднимает
руки, располагая их тыльной стороной
кистей над головой, разгибает ноги,
отклоняет туловище вверх-назад. Передача
выполняется за счет разгибания рук в
локтевых суставах и движения туловища
назад-вверх, с одновременным прогибанием
в грудной и поясничной частях позвоночного
столба. Пасующий управляет нападением
и определяет, кому из нападающих выполнить
передачу. Иногда, команда имеет двух
пасующих. Ключ к хорошей передаче на
удар — постоянство. Основная предпосылка
к передаче на удар — прием мяча с доводкой
и преобразование его в хорошо направленный
мяч, который может быть эффективно
пробит другим игроком в площадку
противника.

Правильная техника
постановки кистей

рук :
поднять кисти рук приблизительно на
пятнадцать сантиметров выше головы с
большими пальцами в основании,
направленными к вашим глазам. Пальцы
должны быть расставлены и иметь немного
чашевидную форму. Не расставляйте широко
кисти рук. Как руководящий принцип,
имейте промежуток не больше пяти
сантиметров между большими и указательными
пальцами.

Рисунок
6 постановка кисти рук

Кисти рук

Большие и указательные
пальцы формируют равнобедренный
треугольник. Зоны кистей рук, которые
находятся в контакте с мячом. отмечены
темным цветом.

Пальцы

Пальцы полностью расслаблены
. Контакт с мячом должен произойти со
всеми десятью пальцами

Ошибки при выполнении
верхней передачи
 
Подготовительная
фаза:

  1. Ступни стоят широко.

  2. Ноги выпрямлены в коленях.

  3. Перед передачей вперед
    ближняя к сетке нога впереди другой.

  4. Перед передачей вперед
    дальняя от сетки нога значительно
    впереди другой.

  5. корпус отклонен.

  6. голова запрокинута назад.

  7. Локти разведены излишне
    широко.

  8. Руки разведены излишне
    широко.

  9. Руки опущены.

  10. Большие пальцы не отведены,

  11. Руки выносятся по широкой
    амплитуде.
    Рабочая
    фаза

  12. При передаче нет опоры,

  13. Позднее начало работы ног,

  14. Недостаточная Работа ног.

  15. Корпус отклонен назад.

  16. Руки встречают мяч высоко
    над головой.

  17. Руки встречают мяч низко.

  18. Руки излишне разведены.

  19. Кисти заброшены назад.

  20. Большие пальцы впереди.

  21. Указательные пальцы
    разведены.

  22. Пальцы полностью выпрямлены.

  23. пальцы излишне согнуты.

  24. Мяч задержан.

  25. «Втыкание» в мяч
    Завершающая
    фаза:

  26. Руки недостаточно сопровождают
    мяч.

  27. Руки отдергиваются назад.

  28. Руки разведены.

  29. Кисти разведены.

  30. Кисти заброшены назад.

  31. Кисти излишне закрыты.

  32. Одна рука (кисть) выше.

  33. Пальцы излишне согнуты.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    22.02.20151.18 Mб20возростная психология.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Перейти к содержимому

Ошибки и нарушения в волейболе

Разобьем эту статью на два подзаголовка: ошибки при выполнении технических элементов и непосредственно нарушения волейбольных правил. Итак:

Нарушения волейбольных правил


  • Запрещено касание сетки — самое распространенное нарушение, вызванное неправильной техникой безопасности игроков. Важно соблюдать это правило не только, чтобы выигрывать и не терять очки, но и во избежание травмоопасных ситуаций на площадке. В игровом пылу можно влететь друг в друга и сильно покалечиться.
  • Запрещено касание антенн над сеткой игроком и мячом.
  • Запрещен заступ на площадку противника. Так же, как и первый пункт, соблюдение этого правила сбережет от случайный игровых травм.
  • Запрещен подброс мяча при подаче, находясь на площадке (в пределах лицевой линии).
  • Некультурное и оскорбительное поведение также не поощряется.
  • Игроки задней линии не могут атаковать в прыжке с передней линии. Но если прыжок произошел за трехметровой линией, то нарушением это не считается. Приземляться можно как за трехметровой после прыжка, так и уже в пределах площадки.
  • Запрещен блок паса.
  • Запрещено касаться мяча, когда он находится на стороне поля противника. Это частая ошибка блокирующего.
  • Запрещена задержка мяча. Движение должно быть жестким и мгновенным.
  • Хоть касание мяча на одной стороне площадки разрешено не более трех раз, однако при отскоке мяча от блока, блок за касание не считается. И в таком случае разрешено 4 касания (3 стандартных + 1 касание блока).

Распространенные ошибки


Ошибки техники нападающего удара

  • Запаздывание при набеге на мяч. Из-за чего удар происходит несвоевременно или вообще не происходит. Такой удар чаще всего приходится в сетку или в аут. Это очень распространенная ошибка, главной причиной которой является неумение игрока поймать нужный момент для удара. Иногда запаздывание происходит из-за плохого паса связующего. Лечится только регулярной практикой.
  • Слишком быстрый набег. Когда игроку говорят, что он движется к мячу слишком медленно, он начинает ускоряться и прибегать под мяч на этот раз слишком рано. Ошибка также связана с неумение поймать момент удара.
  • Бьющий забегает под мяч. Тоже одна из самых популярных ошибок. При разбеге создается иллюзия повышенного контроля, если забежать прямо под мяч. Но это не так. Забегая под мяч, мы теряем простор для удара и контроль над мячом. Как правило, такие удары полностью непредсказуемы: может получиться неплохо, а может выйти сетка, аут или вообще промах по мячу. Чтобы избегать этой ошибки, тренируйтесь чеканить мяч об стену: контролируйте его так, чтобы он находился на расстоянии вытянутой прицеливающейся руки.
  • Бьющая рука согнута. Ошибка часто возникает из-за несвоевременного забега. Атакующий поздно начинает движение к мячу и успевает ударить по нему только согнутой рукой.
  • Удар приходится не по центру мяча ладонью, а пальцами, ребром или неполной частью ладони. Также тренируйтесь бить мяч об стену, тренируйтесь, стоя в паре с другим игроком.
  • Удар слишком «зажатый» и происходит не «хлыстом», а скорее «веслом». У таких игроков не развита гибкость.
  • Не согнутая кисть в момент удара. Игрок забывает согнуть кисть под нужным углом и проконтролировать направление мяча пальцами. Такой мяч часто улетает в аут.
  • Небрежность к правильной работе рук и ног. Ошибка, связанная с плохой гибкостью игрока. Ноги разлетаются в стороны, уменьшая высоту прыжка. Руки двигаются непредсказуемо, от чего теряется контроль над мячом.
  • Выключение после удара. После нанесения атакующего удара, игрок часто расслабляется, но волейбол — одна из самых быстр спортивных игр. Нападающему могут поставить удачный блок или принять мяч и быстро перебросить обратно. Нужно постоянно оставаться в игре и быть готовым ко всему, пока не прозвучит свисток судьи.

Ошибки нижнего приема

  • Прием мяча не на нижнюю часть предплечий, а на кисти и костяшки рук.
  • Встречное движение на мяч, отчего полет мяча непредсказуем.
  • Отсутствие работы ногами — при приеме они должны быть полусогнуты, а при контакте с мячом чуть распрямляться, задавая направление мячу.
  • Неплотно прилегающие друг к другу руки.

Распространенные ошибки верхнего приема

  • Прием и отработка мяча ладонями, а не пальцами.
  • Сведенные вместе пальцы. Хотя они должны быть разведены максимально широко друг от друга, чтобы полностью охватывать мяч.
  • Отсутствие работы ногами.
  • Прием на расслабленные кисти и пальцы. Такой мяч может выскользнуть из рук или же произойдет неудачный пас.
  • Опаздывание — игрок задерживается и не успевает ровно прибежать под мяч.
  • Пас не ото лба, а от груди — очень распространенная ошибка. Такой мяч крайне сложно контролировать, т.к. теряется работа пальцев, кистей и ног. Старайтесь принимать мяч ВСЕГДА НАД головой!
  • Игрока не разгибает локти, не выпрямляет корпус корпус при передаче.
  • Неправильная форма ковша — большие пальцы выставлены навстречу мячу.
  • Локти и предплечья расположены параллельно друг другу.
  • Неправильная стойка

    Неправильная стойка
  • Отсутствие должного зрительного контроля за мячом.

Распространенные ошибки блока

  • Блокирующий тянется ближе к мячу, что приводит к касанию сетки.
  • Слишком широко разведенные руки, что создает брешь в защите:
  • неправильный блок

    Неправильный блок
  • Блокирующий забывает разводить руки перед прыжком, отчего помогающие 2-й и 4-й номера на блоке влетают в блокирующего. Очень травмоопасная ошибка!
  • Блокирующий разбрасывает ноги в разные стороны. Что приводит к заступу на площадку противника и травмам как для блокирующего, так и для располагающихся рядом игроков.
  • Кисти на блоке расслаблены. Такой блок слаб и неэффективен против сильного нападающего удара.
  • Руки выносятся слишком далеко от сетки, что позволяет атакующему «загнать мяч под кожу» — между блоком и сеткой.
  • Неудачное время прыжка. Слишком ранний или поздний блок.
  • Плохой разворот предплечий и кистей рук:

плохой разворот предплечий

Кроссовки для волейбола


Волейбол — один из самых популярных видов спорта в мире, в который играют мужчины и женщины разных возрастов и уровня способностей. Базовыми навыками в данной игре являются: подача, нападающий удар, блок и передача. Как правило, волейболист, особенно профессионал, должен на высоком уровне обладать всеми перечисленными навыками, но универсальным получается быть не каждому и у кого-то лучше обстоят дела с нападающим ударом и блокировкой, а у кого-то с приёмом передачей мяча.

Большую ценность в современном волейболе имеет передача, ведь имея хороший пас, команда может минимизировать опасность атаки противника, выполнив грамотный приём, а затем выведя идеальным точным пасом нападающего на прямой удар. Из заголовка статьи вы уже поняли, что сегодня речь пойдёт о приёме и передаче мяча — это одно техническое связанное действие, ведь, прежде, чем отдать пас, нужно сначала принять мяч — логично же? Рассмотрим технику двух основных видов передач: верхней и нижней.

Нападающий удар в волейболе: техника выполнения, ошибки, советы

передача мяча в падении (волейбол)

Обучение технике верхней передачи мяча

Приём передача мяча сверху — самый оптимальный и удобный способ доставить мяч точно в цель. Чтобы ученики поняли и научились выполнять этот технический элемент, им нужно правильно объяснить, показать самому или использовать методы наочности (показ видео). Тренеры по волейболу и учителя/преподаватели физической культуры/воспитания обычно рассказывают технику выполнения так:

Выбрать место на площадке так, чтобы мяч падал на лоб. Ноги стоят широко, одна чуть впереди, слегка согнуты в коленях. Руки вытянуты в сторону мяча, кисти образуют воронку, большие пальцы рук смотрят в сторону глаз. При приёме — сгибаются руки и одновременно сгибаются ноги, а при передаче одновременно разгибаются руки и ноги и мяч направляется партнёру или в указанную цель. Мяч выталкивать из рук строго пальцами не допуская его касания к ладоням.

Приём передача мяча сверху

Самой большой и распространенной ошибкой новичков при выполнении приёма передачи мяча сверху является опускание мяча не на лоб, а на грудь. В таком случае существует большая вероятность захвата мяча ладонями и судья зафиксирует нарушение — минус очко вашей команде.

Обучение технике нижней передачи мяча

Приём передача мяча снизу уместна когда вы не можете принять мяч сверху. Таких случаев в матче очень много, особенно на подаче соперника игроки принимают мяч снизу, так как в большинстве случаев он летит с большой скоростью и силой.

Ранее изученными техническими приёмами выбираем место так, чтобы мяч падал на бедро. Руки кисть в кисть, большие пальцы натянуты, предплечья развёрнуты. Гасим инерцию полёта мяча — сгибаются ноги, затем разгибаются ноги — мяч выталкивается прямыми вытянутыми руками в сторону партнёра.

Приём передача мяча снизу

Мяч нужно принимать на развёрнутые предплечья, а движение рук и ног должно быть одновременными. Большой ошибкой начинающих волейболистов является неправильная постановка рук, когда предплечья не разворачиваются и в такой ситуации мяч падает на боковую часть кости и отскакивает не по назначению. Вторая грубая ошибка — при приёме выставлять руки на встречу сильно летящему мячу, как бы делать замах и бить его в ответ. Движения должны быть плавными, нужно гасить силу мяча и тогда передача получится точной.

Как держать руки при нижнем приёме

Другие варианты передач

Кроме основных передач сверху и снизу в волейболе есть ещё такие разновидности пасов:

  • В падении на грудь
  • В падении на бок
  • В падении на спину

В первых двух случаях мяч достаётся либо одной рукой, либо двумя. Это так называемые падения с перекатом на грудь и на бок. Посмотрите на видео, как выполняется этот технический элемент.

А вот при передаче мяча в падении на спину, пас отдаётся двумя руками. Выполнять передачу таким образом приходится редко, но бывают случаи, что стоя принять и отдать мяч сверху или снизу просто нет времени, и тогда волейболист делает перекат на спину и одновременно отправляет мяч партнёру по команде. Смотрите на картинке, как это выполняется.

Передача с перекатом на спину

Для усовершенствования техники передач в волейболе нужно тренироваться не только в парах, но и индивидуально. Лучшими упражнениями для этого будут передачи над собой. Тут вариаций есть несколько:

  • Можно на месте в определённом пространстве, например, квадрате поля 2 на 2 метра.
  • В движении: прямо, боком, спиной.
  • У стены (она часто заменяет партнёра)

Во всех случаях можно отрабатывать верхнюю и нижнюю передачи. Делайте несколько подходов с небольшими перерывами. У новичков при длительной тренировке верхних пасов часто устают руки, в таком случае делайте больший по времени отдых.

ссылка Подача в волейболе (нижняя, верхняя, силовая). Техника выполнения

Техника приёма мяча в волейболе: советы

  • Выбирайте правильную позицию.
  • Стойте лицом к партнёру, которому будете давать пас, кроме случаев, когда делается передача за спину).
  • Сгибайте локти и ноги в коленных суставах.
  • При верхнем приёме вы должны видеть игровой снаряд через образованную воронку в руках.
  • Касание мяча должно быть одновременно двумя руками.
  • Не допускайте опускания и касания мяча ладонями. Если мяч задержится в руках или неравномерно дотронется обеих рук, то это будет считаться нарушением и судья даст свисток.
  • Становитесь так, чтобы мяч падал на лоб, а сделав пружинистые синхронные движения ногами и руками, он выскользнет из подушечек пальцев и точно отправится коллеге по команде.
  • В нижнем приёме важно хорошо разворачивать предплечья, чтобы мячу было достаточно площади для приземления.

Соблюдайте эти советы и помните — главное концентрация внимания на каждом мяче и точная последовательность действий. Передача — сложный технический элемент, который нужно тренировать очень долго, чтобы довести до идеала. В волейболе очень ценятся игроки с прекрасным пасом, возможно, и вы скоро станете одним из лучших связующих и будете награждать партнёров по команде великолепными пасами.

История волейбола кратко: возникновение и развитие игры

В волейболе передача мяча является одним из ключевых компонентов игры. Правильно выполненная передача или удобная доводка мяча до атакующего игрока в большинстве случаев приводит к выигрышу очка для своей команды. На тренировках передаче уделяется большое внимание, поскольку без хорошего паса в волейболе не может пройти ни одна комбинация в атаке. Игроки, специализирующиеся на доводках мяча до атакующих игроков, в волейболе называются связующими.

Правила позволяют передавать мяч своему игроку одной или двумя руками. Впрочем, не возбраняется передача любой другой частью тела во время рикошета или неожиданного отскока, но такие ситуации, как правило, возникают случайно, и внимания им мы уделять не будем. На своей половине площадки можно делать максимум две передачи и, главное при этом, чтобы мяч не коснулся пола. Техника передачи предусматривает два основных вида:

  • нижняя передача
  • верхняя передача

Первая используется, если волейбольный снаряд направляется на низкой высоте и с большой скоростью, вторая, если мяч находится высоко. Волейбол любят за его динамику и непредсказуемость, события на площадке могут меняться с калейдоскопической быстротой, поэтому каждому игроку очень важно знать, как выполнять передачу. Решение нужно принимать в доли секунды и за это время нужно оценить скорость, траекторию мяча и занять необходимую позицию для его доводки. Рассмотрим подробнее, как пасовать в волейболе.

Нижняя передача мяча

Данный способ в игре используется редко. Принимающий игрок в современном волейболе уже старается доставить мяч на необходимую высоту. Тем не менее данной технике передачи внимание уделяется большое. Решение игрок принимает очень быстро, ему необходимо:

  • поставить опорную ногу вперед для устойчивого положения
  • другую ногу согнуть в колене
  • спину необходимо держать прямо
  • руки держать вместе
  • касание мяча происходит с прямыми руками
  • после соприкасания рук с мячом можно подать корпус вперед для придания мячу кинетической энергии

После нижней передачи игрок выпрямляет тело и продолжает игру.

Верхняя передача мяча

Верхняя передача в волейболе имеет несколько разновидностей. Выполнять ее можно одной или двумя руками, в прыжке или стоя на месте. Она позволяет разыгрывать различные комбинации, например пайп или атаку с укороченного мяча. Пас может передаваться перед собой или за спину на различные расстояния. Чаще верхняя передача осуществляется двумя руками. Основные требования к игроку при этом следующие:

  • руки поднять ко лбу, согнуть в локтях под углом 45-90 градусов
  • расправить кисти в сторону паса
  • руки и пальцы держать жестко
  • расставить ноги и занять устойчивое положение
  • одна может быть выставлена чуть вперед
  • колени немного согнуты как перед прыжком
  • тело сохранять в вертикальном положении
  • после соприкосновения мяча придать ему правильную траекторию

При верхней передаче уровень стойки волейболиста может быть выше или ниже в зависимости от ситуации на площадке. 

Техника передачи мяча

Техника передачи мяча отрабатывается на тренировках. Любому игроку важно довести этот прием до автоматизма и знать, как делать передачу правильно. Тренироваться можно самостоятельно, используя имитационную комнату или работать со стенкой. Гораздо лучше если у вас есть напарник или команда, с другими игроками проще отработать различные комбинации. Всегда можно воспользоваться услугами тренера, который расскажет и покажет правильное положение тела, укажет на ошибки.

Подача в волейболе: техника и виды подач

Результаты чемпионата России по волейболу 2021/2022 женщины

Автор: Чеботарев Павел Сергеевич
Должность: учитель физической культуры

Учебное заведение: МОУ «Запрудненская гимназия»
Населённый пункт: р.п. Запрудня
Наименование материала: реферат
Тема: «Методика обучения приёму мяча снизу»

Раздел: полное образование

0

РЕФЕРАТ

Методика обучения

приёму мяча снизу

Чеботарев Павел Сергеевич

Учитель физической культуры МОУ «Запрудненская гимназия»

2018

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………. 2

Глава 1. Классификация приёма мяча снизу……………………………………………………………………………. 2

Глава 2. Фазовый анализ методики обучения приёму мяча снизу……………………………………………. 4

Подготовительные упражнения……………………………………………………………………………………………….. 4

Подводящие упражнения………………………………………………………………………………………………………….4

Упражнения по технике приёма мяча снизу……………………………………………………………………………….5

Глава 3. Типичные ошибки………………………………………………………………………………………………………. 8

Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………. 9

Список использованной литературы…………………………………………………………………………………………9

Введение

Технику

волейбола

следует

рассматривать

как

систему

двигательных

действий,

направленную на решение конкретных задач в игре с учетом конкретных игровых ситуаций.

1

Технику составляют приемы и способы (варианты приемов), необходимые для ведения

игры. Каждый прием игры представляет собой систему движений, тесно взаимосвязанных

между собой. Учитывая специфику волейбола, овладение совершенной техникой имеет

решающее значение в достижении спортивного мастерства в этом виде спорта.

Игра

в

волейбол

это

р а б о т а

с

мячом,

где

основные

правила

не

удерживать

мяч

в

р у к а х ,

н е

дать

ему

коснуться

п о л а

и л и

улететь

за

пределы

площадки.

Для

того,

чтобы

при

атаке направить мяч в нужную сторону нужному игроку, используются разные техники

приёма и передачи мяча.

Цель данного реферата – изучение методики обучения приёму мяча снизу.

Глава 1. Классификация приёма мяча снизу

Приём мяча снизу — важный элемент в подготовке волейболистов. Прием снизу

применяется в случаях, когда принять мяч сверху уже нельзя, например, у самой сетки, или

когда остается одно касание, а игрок движется к мячу, находясь спиной к сетке.

Приём мяча — технический прием игры, используемый с целью противодействий

его

падению

на

площадку.Приём

мяча

снизу

в

современном

волейболе

во

многом

определяет эффективность нападающих действий команды. Чем более точно передаётся

мяч атакующему игроку или в нужный сектор, тем больше шансов удачно завершить матч.

В современном волейболе используются следующие способы и варианты приема

мяча

снизу:

двумя

руками

снизу

(реже

одной

снизу);одной

рукой

снизу

в

падении

и

перекатом на бедро и спину; одной рукой снизу в падении вперед на руки с последующим

скольжением на груди-животе.

Прием мяча снизу двумя руками является самым распространённым приёмом подачи,

а также основным и надёжным способом противодействий падению мяча при атакующих

ударах.

На рисунке показано положение игрока, принимающего мяч этим способом.

В

исходном

положении

ноги

согнуты,

одна

нога

немного

впереди,

руки

подготовлены

для

приема

мяча.

Большое

значение

имеет

положение

рук.

Кисти

рук

сомкнуты и отведены вниз. Руки прямые, развернуты кнаружи и максимально сближены.

Для такого приема характерно «подседание под мяч». Прием производится

движением

рук

вперед-вверх,

навстречу

мячу.

Не

должно

быть

сильного

встречного

движения рук, они приближаются к месту встречи с мячом за счет некоторого разгибания

ног, руки подставляют под мяч, регулируя траекторию первой передачи, но не «отбивают»

его.

В момент приема, руки выпрямлены в локтевых суставах, кисти слегка опущены

вниз, точка касания мяча приходится на предплечья у лучезапястных суставов. При приеме

мяча на кисти (кулаки) трудно добиться точности полета мяча. В момент касания руки не

должны сгибаться в локтях – это будет грубой ошибкой.

Прием мяча одной рукой может осуществляться в опорном положении и в падении. В

опорном положении этим способом принимают мячи, летящие в стороне от игрока, после

передвижения или выпада. Этот способ применяется, для того, чтобы достать далекий мяч.

Удар выполняется внутренней поверхностью сжатой кисти.

2

Прием мяча одной рукой в падении назад перекатом на спину или на бедро-бок

преимущественно

используется

в

женском

волейболе.

После

передвижения

игрок

выполняет выпад, выставляя в сторону мяча прямую руку.

После ударного движения по мячу (тем же способом) он поворачивается на носке

опорной ноги в сторону падения и садится на пятку опорной ноги, после чего приземляется

на

округленную

спину.

Учитывая

возможность

травмирования

(ушибов)

остистых

отростков позвоночника и головы, необходимо перекат выполнять не на середине спины, а

несколько сбоку, а подбородок прижать к груди.

Прием мяча одной рукой в падении на бедро-бок — это усложненный вариант

описанного выше способа. Он применяется более подготовленными волейболистами при

приеме сложных мячей. В этом случае игрок не садится на пятку опорной ноги, а разгибает

ее в колене, что обеспечивает дальность передвижения в низком исходном положении. В

последующем он приземляется на наружную часть колена, бедро и бок. Ударное движение

может выполняться как внутренней, так и наружной или боковой стороной кулака. Для

предохранения колен от ушибов необходимо пользоваться наколенниками.

Прием мяча одной рукой в падении вперед на руки с последующим скольжением на

груди-животе преимущественно применяется в мужском волейболе. Игрок с последним

шагом резким движением посылает туловище вниз-вперед под углом 25—30° к площадке.

Отбив

м я ч

тыльной

стороной

ладони

в

безопорном

п о л о ж е н и и ,

о н

вытягивает

обе руки вперед и, коснувшись пола, сгибает ноги в коленях, а руки отталкиванием назад—

в стороны содействуют поступательному переходу туловища в горизонтальное положение.

Голову при этом отводят максимально назад. Следует отметить, что в отдельных случаях

при приеме сложных мячей и приземлении под острым углом (до 20°) ударное движение

возможно при касании пола толчковой ногой (опорная фаза), а скольжение на груди-жи-

воте-бедрах.

Профессиональные

волейболисты

после

приема

мяча

с

падением

делают

группировку и перекат через плечо, сразу занимая удобное положение для игры. Для

новичков

это

достаточно

трудно,

поэтому

после

приема

мяча

им

просто

необходимо

постараться быстрее встать на ноги.

3

Глава 2. Фазовый анализ методики обучения приёму мяча снизу

Подготовительные

упражнения

Определение навыком приема подачи во многом зависит от уровня развития

о п р е д е л е н н ы х

ф и з и ч е с к и х

к а ч е с т в ,

р а з в и т и е

к о т о р ы х

и

составляет начальныйэтап подготовки. В группе этих упражнений (подготовительных) вход

ят следующие:

Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кис

тями. То же, но кисти сомкнуты (пальцы сцеплены)

Из упора стоя у стены, одновременное попеременное сгибание рук в лучезапяс

тных суставах: ладони располагаются на стене пальцами вверх, в стороны-вниз, пальцы сом

кнуты или расставлены.

Из упора стоя у стены отталкивание ладонными и пальцами от стены двумя рук

ами одновременно и попеременно правой и левой рукой.

В упоре лежа передвижения на руках по кругу, носки ног на месте.

Передвижение в упоре лежа, ноги удерживает партнер (для мальчиков).

Из упора присев, разгибаясь вперед-вверх, перейти в упор лежа.

Броски набивного мяча (вес 1 кг) снизу двумя руками в стену, после отражения о

т стены подставить руки (положение приема снизу).

То же в парах, расстояние – 3-4 м.

Бег с ускорением из статического положения в ответ на сигнал (обычно зрительн

ый) и остановка после пробегания расстояния от 1 до 5 м.

То же, но ускорение вправо, влево, спиной вперед.

То же, но приставными шагами – лицом, правым, левым боком, спиной вперед.

Упражнения с ловлей набивного мяча весом 1 кг двумя руками на уровне колен

ей, руки прямые.

Броски набивного мяча (1 кг) на расстоянии до 10 м и ловля руками снизу. Брос

ки различных мячей на расстояние 15-20 м и ловля.

В этих упражнениях вырабатывается умение соразмерять свои действия с учетом нап

равления полета мяча и развивается скорость реакции на движущийсяобъект, что очень важ

но при приеме подачи.

Перечисленные упражнения применяются в занятиях систематически, даже тогда, ко

гда юные спортсмены уже научились играть в волейбол. Послеопределенного периода испо

льзования этих упражнений приступают к упражнениям с волейбольным мячом. Вначале пр

именяют подводящие упражнения.

Подводящие упражнения

В первую очередь надо научить правильному положению рук, кистей. Наиболее

распространенным является такое положение рук, когда правая ладонь накладывается на

левую, большой палец левой руки прижимается к пальцам

правой

и

располагается

параллельно

большому

пальцу

правой руки. Обе кисти отгибаются внизу и в приеме мяча не

участвуют. На рис. показаны способы соединения кистей рук.

Каждый

спортсмен

выбирает

для

себя

способ

(а,б,в

правильно, г, д, е — с ошибками).

Отбивание

волейбольного

мяча,

подвешенного

на

шнуре.

Движение

рук

главным

образом

за

счет

разгибания

ног

в

плечевых

суставах

незначительно,

в

локтевых отсутствует. Основная задача – почувствовать положение рук в момент приема.

То же, после перемещения вправо, влево и остановки.

Прием мяча снизу, мяч набрасывает партнер (расстояние – 2-3 м, которое затем

постепенно увеличивается до 10-15 м).

4

У стены: отбивание мяча снизу многократно, встречное движение руками

незначительное и производится преимущественно за счет разгибания ног.

То же, но мяч посылать в стену передачей сверху двумя руками. Расстояние

постепенно увеличивается. выполнять на месте и после перемещения вперед, вправо, влево,

назад.

То же, но мяч посылать в стену ударом одной рукой.

Передачи над собой снизу многократно (жонглирование).

Броски

мяча

вверх-вперед,

догнать

и

выполнить

прием

снизу

после

его

отскока.

Прием мяча в зону 6, мяч через сетку набрасывает партнер.

Систематическое

применение

подготовительных

упражнений

(для

развития

специальных качеств) и освоение подводящих упражнений создают прочную основу для

овладения навыками приема подачи в совершенстве. Главными здесь будут упражнения по

технике. Они весьма многообразны.

Упражнения по технике приёма мяча снизу

I/ Стойки игрока

При приеме мяча снизу с подачи игрок находится в средней или низкой стойке. При

этом положение рук, ног и корпуса должны быть следующими:

1. Ноги должны находиться в удобной широкой стойке в согнутом положении.

Уровень этого положения зависит от физических возможностей каждого игрока, но среднее

положение должно быть у всех. Ноги стоят параллельно.

2. Корпус прямой. Очень важно, чтобы в момент обучения приему снизу тренер

обратил внимание на изогнутую спину ученика и быстро это исправил. Поскольку корпус

чуть направлен вперед, в этот момент спина как бы выгибается, и может со временем

развиться

какая-то

сутулость.

Надо

спину

и

плечи

прогнуть

вовнутрь

животу).

Положение головы должно быть таким, чтобы взгляд был горизонтальным. Полет мяча, его

уровень, изменение направления определяет только взгляд. Выбор позиции для встречи с

мячом – основа точной передачи. занимать позицию для приема мяча надо после того, как

мяч пролетит половину или треть пути. Когда мяч рядом с игроком или, еще хуже, над

головой, – ошибка неминуема.

3. Кисти

в

«замке»,

прямые

руки

вытянуты

и

опущены

вниз.

Прием

идет

на

предплечья.

Положения

корпуса

и

рук

максимально

взаимосвязаны,

и

разделить

их

движения нельзя. Все зависит от положения полета мяча, его силы и от кого, куда надо

сделать передачу. Важно одно – руки под ноги не опускаются.

Тренировочные упражнения, направленные на выработку правильной стойки

Выбор

правильной

стойки

является

одним

из

важнейших

компонентов,

обеспечивающих хороший прием и доводку мяча до связующего. Именно в этом заключен

один из залогов хорошей игры команды.

Для

выработки

правильной

стойки

могут

быть

применены

следующие

тренировочные упражнения:

1) «Перед зеркалом» — упражнение выполняется в быстром темпе и в средней стойке.

Игрок двигается, постоянно меняя направления – как, собственно говоря, в самой игре.

Тренер становится лицом к спортсменам. Все приняли среднюю стойку. Тренер быстро

перемещается взад-вперед и влево-вправо. Сохраняя стойку, спортсмены повторяют его

движения.

Оптимальный

результат

достигается

при

60

секундах

непрерывных

перемещений в средней стойке.

2) Перемещения взад-вперед – в этом упражнении имитируются отходы от сетки в

средней стойке. Встаньте в средней стойке на линии нападения лицом к сетке. Двигаясь

вперед, наступите на среднюю линию, а затем, также лицом к сетке, возвращайтесь на

линию нападения. Оптимальный результат достигается при повторении таких движений в

течение 30 секунд.

5

3) С низкой стойки — на пол – во время этого упражнения игрок, находясь в низкой

стойке, сдвигается вбок и садится на пол, чтобы перекатиться на спину. Чем ниже стойка,

тем легче перекат. Находясь в центре площадки, лицом к сетке, игрок принимает низкую

стойку.

Руками

касается

пола.

Сохраняя

стойку,

двигается

к

правой

боковой

линии.

Достигнув ее, делает широкий шаг в сторону и садится на пол. Затем быстро встает и

занимает исходную позицию. Затем повторяет это движение, но уже – влево. Продолжает

упражнение, двигаясь поочередно в разные стороны. Оптимальным результатом считается 5

приземлений за 30 секунд.

II/ Упражнения для обучения приему мяча снизу.

Передача мяча на месте

1.

Передача

мяча

партнеру.

Расстояние

между

учениками

около

4

м.

Партнер

набрасывает мяч передающему игроку так, чтобы ему было удобно принять его двумя

руками снизу. Передающий, приняв мяч, из исходного положения передает его партнеру.

Обратить внимание на технику выполнения приема.

2.

Передача

мяча

партнеру

с

выпадом

в

стороны,

вперед,

назад.

Партнер

набрасывает мяч на 0,5 м левее, правее передающего, ближе к нему или за его голову.

Передающий,

сделав

выпад,

стремится

принять

мяч

на

нижнюю

часть

параллельно

расположенных предплечий и согласованным движением ног, туловища и рук передает мяч.

Обратить внимание учащихся на необходимость своевременного выполнения выпада к

падающему мячу.

3. Прием и передача мячей, летящих по различным траекториям. Игроки в парах

располагаются на расстоянии 3—5 м друг от друга, поочередно передают мяч по низкой,

средней и высокой траектории. Обратить внимание на изменение угла наклона рук при

приеме и передаче в зависимости от траектории полета мяча: чем ниже траектория, тем

больше угол наклона рук с последующим активным встречным движением их вперед-вверх.

4. Прием и передача мячей, летящих с различной скоростью. Учащиеся в парах

располагаются на расстоянии 3—5 м друг от друга, поочередно передают мяч, летящий с

различной

скоростью.

Обратить

внимание

занимающихся

на

необходимость

быстрого

встречного движения рук к мячу, летящему с незначительной скоростью, и относительно

медленном смещении рук вперед-вверх при увеличении скорости полета мяча. В том

случае, когда мяч летит с большой скоростью, т. е. после удара, следует снижать ско рость

полета

мяча

за

счет

амортизации,

когда

в

момент

приема

мяча

туловище

несколько

приподнимается, а руки незначительно смещаются вверх-назад.

5. Игроки располагаются на расстоянии 1,5—2 м от стенки, передают мяч двумя

руками снизу с ударом о стенку (максимальное количество раз).

6. Прием и передача мяча с изменением направления под углом 45°. Трое учащихся

располагаются у вершин воображаемого треугольника на расстоянии 3 м друг от друга.

Передача

мяча

слева-направо,

в

средней

стойке.

Обратить

внимание

учащихся

на

не-

обходимость движения рук в направлении вперед-вверх-вправо после соприкосновения с

мячом; левая нога разгибается активно; тяжесть тела переносится на правую ногу. То же, но

в другую сторону. Руки после соприкосновения с мячом движутся в направлении вперед-

вверх-влево, правая нога разгибается активно, тяжесть тела переносится на левую ногу.

7. Учащиеся по одному располагаются в зонах 4 и 3, колонна игроков — в зоне 5.

Передача мяча из зоны 4 в зону 5, оттуда поочередно в зону 3 с возвращением мяча в зону 4.

8. Передача мяча из зоны 2 в зону 1, оттуда в зону 3 с возвращением мяча в зону 2.

Основное внимание уделяется передаче мяча из зоны 1 в зону 3.

9. Передача мяча с изменением направления под углом 90°

Учащиеся по одному располагаются в зонах 4 и 2, колонна игроков в зоне 6.

Поочередно из зоны 6 направляют мяч в зону 2, затем в зону 4.

Прием и передача мяча через сетку.

1. Учащиеся в колоннах располагаются с противоположных сторон сетки в 2 м от

нее. Мяч передается по невысокой траектории — 0,5—1 м над сеткой.

6

2. Игроки в колоннах располагаются в зонах 4, водящие — в зонах 3.

3. Передача мяча из зоны 3 в зону 4, оттуда через сетку в зону 6.

4. Учащиеся в колоннах располагаются в зонах 2 правым боком к сетке, водящие в

зонах 6. Передача мяча из зоны 6 в зону 2, оттуда в зону 6.

Прием мяча от сетки.

Занимающиеся в колоннах расположены в зонах 4 в 1,5 м от сетки лицом к ней.

Водящий с мячом стоит в зоне 6 в 3—4 м от сетки и бросает мяч в сетку; мяч поочередно

после выхода вперед принимают игроки, стоящие в колонне, и передают водящему в зону 3.

Учащимся следует объяснить, что мяч отскакивает от сетки по-разному, в зависимости от

того, в какое место сетки он попадает и с какой скоростью направлен в сетку.

Передача мяча после перемещений

1. Передача мяча после перемещения вперёд, в стороны, назад. В парах. Один не

добрасывает мяч партнёру на 1-2 м, набрасывает левее, правее или за голову. Другой

старается переместиться к летящему мячу так, чтобы до касания к нему руками уже

находился в исходном положении.

2. Учащиеся располагаются в парах на расстоянии 4 м. Один несильным ударом

направляет мяч другому на 1 м ближе, левее или правее его.

3.То же, что и в упражнении 2, но расстояние между игроками 6 м. Ударом или

передачей мяч направляется партнеру на 1,5—2 м от него.

4.Учащиеся в колонне располагаются в зоне 6,. учитель с мячом в зоне 3. Учитель

несильным

ударом

направляет

мяч

в

зону

5

или

1.

Учащиеся

поочередно

после

перемещения в сторону принимают мяч и передают его в зону 3. Учитель с мячом стоит на

стуле в зоне 3 с одной стороны сетки, учащиеся построены в колонну в зоне 6 — с другой.

Обучение передаче мяча двумя руками снизу перед собой, в стороны и за голову на

месте

1. Ознакомление с исходным положением перед выполнением передачи мяча двумя

руками снизу.

2.

Упражнение

в

парах.

Из

исходного

положения

бросок

мяча

партнеру.

Занимающиеся

должны

выполнять

упражнение

согласованным

разгибанием

ног

и

туловища, а также движением рук вперед-вверх.

3.

Упражнение

в

парах.

Один

занимающийся

набрасывает

мяч

партнеру

на

предплечья

выставленных

вперед

вниз

прямых

рук,

тот

ударом

снизу

отбивает

его

в

обратном направлении.

4. То же, что и упр.3, но мяч партнер не добрасывает, бросает левее или правее на 0,5

м от занимающегося, который вначале должен выполнить выпад или приставной шаг в

сторону, а потом подбить мяч. Руки в момент удара в локтевых суставах не сгибают.

5. Передача мяча двумя руками снизу в парах. Расстояние между 4м.

6. Передача мяча по треугольнику слева направо и справа налево. Перед передачей

занимающийся должен принять исходное положение, повернуться лицом в направлении

передачи и расположиться так, чтобы мяч можно было принять перед собой.

7. То же, что и упр. 6, но четверо занимающихся передают мяч в сторону под углом

90°.

8. Упражнение в парах. Бросок мяча за голову. Перед броском занимающийся делает

выпад вперед и, прогнувшись, прямыми руками посылает мяч за голову напартнера.

9. Передача мяча за голову. Трое занимающихся располагаются в колонну по одному

Крайний набрасывает мяч среднему, а тот ударом двумя руками снизупосылает мяч за

голову на партнера.

10. Упражнение в парах. Передача мяча двумя руками снизу через сетку.

Обучение

передачам

мяча

двумя

руками

снизу

после

перемещенийвперед,

в

стороны и назад

1. Упражнение в парах. Один занимающийся не -добрасывает мяч партнеру, бросает

левее, правее, за голову; другой выбегает под мяч, принимает исходноеположение и ловит

7

мяч,

а

затем

имитирует

передачу.

Руки

выпрямлены.

Ноги

и

туловище

разгибают

одновременно с движением рук.

2. То же, что и упр. 1, но занимающийся, выйдя под мяч, подбивает его двумя руками

снизу,

направляя

на

партнера.

В

момент

удара

руки

не

должны

сгибаться

влоктевых

суставах.

3. Занимающиеся в колонне по одному. Тренер не добрасывает мяч на 1—1,5 м,

занимающийся выбегает вперед и ударом двумя руками снизу возвращает емумяч по

средней траектории.

4. Трое занимающихся с мячами располагаются в зоне нападения с интервалом 2,5 м.

Остальные построены в колонну по одному в зоне 5, откуда поочередновыбегают вперед и

подбивают

наброшенный

им

мяч,

а

затем

перемещаются

вправо

и

подбивают

мяч,

наброшенный другим, и т.д.

5. То же, что и упр. 4, но построены в зоне 1 и перемещаются влево.

6. Занимающиеся располагаются в шеренге на линии нападения лицом к сетке.

Тренер из зоны 3 набрасывает мяч за голову первому занимающемуся, которыйпосле

перемещения

назад

подбивает

мяч

двумя

руками

снизу,

направляя

его

тренеру.

Обучающимся необходимо быстро переместиться назад так, чтобы до удара руками по мячу

находиться в устойчивом положении.

7. Встречная передача мяча через сетку в колоннах.

8. То же, что и упр. 4, но мяч не добрасывается и перебивается через сетку.

9. Передача мяча двумя руками снизу в зону 2 после перемещения из зоны 6 в зону 1.

Обучение приему мяча после подачи

1. Упражнение в парах. Один занимающийся с расстояния 7-8 м несильным ударом

направляет мяч по средней траектории на партнера, который принимает его. Если мяч летит

выше пояса, то занимающийся принимает его двумя руками сверху, если ниже —двумя

руками снизу.

2. То же, что и упр. 1, но расстояние между занимающимися 10—11 м.

3. Упражнение в тройках. Двое занимающихся с расстояния 9—10 м поочередно

подают мяч на третьего. При подаче мяча партнером снизу принимающий передает его

двумя руками сверху, при верхней подаче принимающий передает мяч двумя руками снизу.

4. То же, что и упр. 3, но мячи подают через сетку с расстояния 6—7 м от нее.

Обучение приему мяча после подачи

1. Занимающиеся располагаются на одной половине площадки (рассредоточено,

независимо от зоны), тренер с мячом — на противоположной — за лицевой линией. Тренер

имитирует

различные

способы

подачи,

занимающиеся

внимательно

следят

за

его

действиями и в зависимости от способа подачи (по заранее установленному заданию)

выполняют шаг вперед, назад, в стороны.

2. Трое занимающихся располагаются в зонах 1, 6 и 5, остальные поочередно подают

мяч. После приема мяч направляют в зону 3.

3. То же, что и упр. 2, но мяч после приема направляют в зону 2.

4. То же, что и упр. 2, но мяч после приема направляют в зону 4.

Глава 3. Типичные ошибки

Общие ошибки:

ноги выпрямлены или чрезмерно согнуты в коленях;

руки опущены;

чрезмерный наклон вперед.

несвоевременный выход к мячу;

неправильное положение и движение рук;

несоответствие скорости движения рук и ног скорости полета мяча;

отсутствие согласованности в движении рук, туловища и ног.

Конкретные игровые ситуации:

8

Ошибки

Как их исправить

Во

время

приема

мяча

игрок

слишком

высоко поднял руки – так, что потом они

взлетели выше плеч.

Принимать мяч следует, когда он окажется

на уровне пояса. При контакте с мячом не

двигать руками.

Вместо того чтобы согнуть колени, игрок

согнулся в поясе. Пас получился слишком

низким и коротким.

Принимая

мяч,

сгибать

колени,

спину

держать

прямо.

Если

нужно

присесть

как

можно

ниже,

для

сохранения

равновесия

опереться кончиками пальцев об площадку.

Игрок

не

перенес

вес

тела

вперед,

по

направлению к цели. В результате мяч не

полетел в сторону сетки.

Убедиться,

что

вес

тела

перенесен

на

переднюю

ногу,

и

что

корпус

наклонен

вперед.

В

решающий

момент

игрок

разъединил

руки, и хороший пас не получился.

Обхватить

одну

ладонь

другой.

Следить,

чтобы большие пальцы были параллельны

друг другу.

Мяч

ударился

о

руки

игрока

выше

локтевого сгиба или даже попал в грудь.

Держать

руки

параллельно

бедрам,

чтобы

мяч

во

время

его

приема

находился

подальше от корпуса.

Заключение

В ходе проделанной над рефератом работы были решены следующие задачи:

Сформулировано понятие приёма мяча снизу

Определено значение приёма мяча снизу как одного из самых распространённых и

надёжных способов противодействия падению мяча на площадку, способствующего

эффективности игры в целом

Дана классификация приёма мяча снизу, рассмотрены основные признаки каждого

вида

Представлены

конкретные

практические

упражнения

по

совершенствованию

техники приёма мяча снизу

Названы типичные ошибки при выполнении приёма мяча снизу, даны рекомендации

по их предупреждению

Список использованной литературы

1.

Железняк, Ю. Д. Волейбол. Методическое пособие по обучению игре / Ю. Д.

Железняк, Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский .— М. : Терра-Спорт,Олимпия Пресс,

2005

2.

Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование. Методическое пособие.

– М.: ЧЕЛОВЕК, Олимпия, 2007

9

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что не является ошибкой оратора
  • Что не является лексической ошибкой
  • Что не является деятельностной операционной ошибкой
  • Что не является гносеологической ошибкой
  • Что не относят к ошибкам при выполнении подтягивания на низкой перекладине подбородок тестируемого