Пять дней подряд светило солнце, наверняка завтра будет дождь? Если ваш ответ «да», значит, вы готовы совершить ту же ошибку, что и герой романа Достоевского «Игрок», который советует героине не ставить на «зеро» в рулетку, потому что оно уже выпадало, а дважды за один вечер такого не бывает. Однажды гостям казино Монте-Карло такая уверенность обошлась в целое состояние: чем чаще в рулетке выпадало «черное», тем настойчивее они ставили на «красное», рассчитывая, что теперь-то уж точно выиграют. Но не подозревающий об их расчетах шарик 26 раз подряд останавливался на «черном».
Что такое ошибка игрока
Это когнитивное искажение, из-за которого мы видим причинно-следственную связь там, где есть лишь хронологическая последовательность независимых друг от друга событий. Если что-то происходит чаще обычного, нам кажется, что вероятность повторения этого действия с каждым разом уменьшается. И наоборот: если что-то случается реже, чем должно происходить по нашим расчетам, значит, вероятность этого события растет.
Несмотря на название, это когнитивное искажение действует не только в казино или зале игровых автоматов. Ошибка игрока влияет на многие важные решения, которые мы принимаем на работе и в обыденной жизни.
Именно в таких реальных условиях это явление изучили исследователи из Цюриха и Бостона. Ученых заинтересовала статистика решений, которые выносят кредитные инспекторы, иммиграционные судьи и бейсбольные рефери. Все они оказались подвержены «негативной автокорректировке». Это означает, что эксперты неосознанно стараются избегать длинных цепочек одинаковых решений. Например, кредитный инспектор, одобрив подряд несколько заявок на кредит, обычно отказывает следующему заявителю, даже если его кредитная история не хуже. Мотив: эксперты знают, что клиенты не могут быть одинаково платежеспособными, поэтому после ряда положительных решений они начинают больше бояться пропустить ненадежного заявителя и придираются к очередной заявке.
По оценкам исследователей, до 9% отказов в займе могут быть продиктованы ошибкой игрока. На практике это означает, что в 1 из 10 случаев решение о финансировании вашего проекта зависит не от бизнес-плана, а от того, сколько заявок было одобрено перед вашей. Та же закономерность отмечена в судах при рассмотрении заявлений на предоставление статуса беженца и в спорных ситуациях во время игры в бейсбол. Ошибка игрока — универсальное искажение, которому подвержены и специалисты по подбору персонала, и аудиторы, и даже пары, мечтающие о пополнении семьи. Если до этого родились два мальчика, теперь уж точно будет девочка, не так ли?
Что не так?
Ошибка игрока возникает, как правило, в ситуации выбора, когда есть как минимум две альтернативы. В ее основе — неправильное представление о вероятности. Представьте, что вы подбрасываете монету и у вас пять раз подряд выпадает «решка». Есть ли связь между серией из пяти «решек» и исходом следующего броска? Конечно, нет. Потому что ни один из этих результатов не является ни причиной следующего, ни следствием предыдущего. Это независимые события, которые никак не влияют друг на друга. Доказать это очень просто: допустим, вы не видели результаты пяти предыдущих бросков. Что поменялось? Только ваши ожидания.
На самом деле вероятность того или иного результата каждый раз остается одинаковой и зависит лишь от того, сколько вариантов у вас есть изначально. В случае с монеткой, у которой всего две стороны, вероятность каждого исхода составляет 1/2. В случае с игровым кубиком вероятность — уже 1/6, потому что у него шесть граней. И сколько бы раз подряд ни выпала шестерка, это не изменит шансы на ее выпадение в следующий раз.
У многих событий в нашей жизни могут быть сотни, тысячи и даже миллионы вариантов исхода. Например, если вы часто летаете на самолетах, каждый раз риск попасть в авиакатастрофу у вас все равно не больше, чем у того, кто отправляется в свой первый рейс, — 1/1,2 млн. Потому что каждый рейс
— это новый самолет, новые условия, новые пилоты, новый набор факторов и вероятностей.
Почему мы впадаем в ошибку игрока
Мы не только легко поддаемся этому искажению, иногда оно даже кажется нам проявлением железной логики. Это связано с двумя особенностями психологии восприятия и одним малоизученным нейрофизиологическим механизмом.
- Первая причина
— естественная вера в сбалансированность событий. Повторение одного и того же результата кажется нам нарушением вселенского баланса, который обязательно должно исправить следующее событие в серии. Любой перекос требует противовеса. За темной полосой всегда следует светлая. Почему? Потому что это честно. Проблема в том, что монета или игровой кубик за неимением морали и памяти не могут оправдать наши справедливые ожидания, иронизируют Даниэль Канеман и Амос Тверски в книге «Принятие решений в неопределенности: правила и предубеждения».
- Вторая причина
— бессознательная склонность объединять ряд разрозненных событий в один процесс просто потому, что они происходят друг за другом. Ученые обнаружили это свойство, изучив реакции компьютерной нейронной сети, которая моделировала образ мышления азартного игрока. Наш мозг воспринимает последовательность однотипных событий как одно событие, разделенное на несколько этапов. И чем меньше временной интервал между ними, тем сильнее это ощущение. Это похоже на эффект мультипликации, в которой иллюзия движения создается за счет быстрой смены не связанных друг с другом картинок.
Нейробиологические корни ошибки игрока могут быть еще глубже. Проведенное в прошлом году сканирование мозга у 350 испытуемых выявило интересную закономерность: чем меньше объем серого вещества в передней части поясной извилины и медиальной височной доле и чем больше его в полосатом теле и орбитофронтальной коре, тем выше вероятность ошибки игрока. О чем это говорит? Первые две области связаны с когнитивной системой, две другие — с эмоциональной. Авторы исследования считают, что ошибка игрока
— это пример того, как перекос в сторону эмоциональности может нарушать когнитивные функции.
Эту идею подтверждает и еще одно открытие. Оказывается, ошибке игрока не подвержены люди с повреждением островковой доли. А эта часть мозга тоже участвует в обработке эмоциональной информации. Чтобы «успокоить» гиперактивную островковую долю, ученые рекомендуют медитацию.
Как не стать ошибающимся игроком
- Главное
— научиться отличать взаимосвязанные события от независимых, советует венчурный инвестор и когнитивный исследователь Джефф Стайбел. Если у вас возникает ощущение причинно-следственной связи между двумя событиями, постарайтесь сформулировать для себя хотя бы еще одно логическое объяснение этой связи, помимо того, что события следуют друг за другом.
- Рассматривайте каждое явление как начало чего-то нового, а не как продолжение последовательности, предлагает автор блога об инвестициях Beginnersbuck финансист Шанкар Нат.
- Еще один его совет: избавьтесь от иллюзии контроля. Вы не можете предсказывать случайные события, и точка. Мнение, что вы способны на это, мешает принимать решения на основании фактов и анализа данных.
- И, наконец, повзрослейте: исследования показывают, что с возрастом склонность впадать в ошибку игрока ослабевает.
Фото на обложке: mohammad alizade / Unsplash
Ошибка игрока – это распространённое заблуждение в оценке вероятности. Допустим, вы играете в рулетку. 100 раз к ряду выпадает чёрное. Выше ли вероятность того, что в следующий раз выпадет красное, чем вероятность 101-го выпадения чёрного? Нет! Если для вас это не кажется очевидным, давайте разберём всё по полочкам в этой статье.
Вы можете прокачать свои когнитивные способности и научиться применять более 20 техник мышления на нашей онлайн-программе «Когнитивистика». Это позволит вам логично и последовательно рассуждать, быстро принимать эффективные решения и находить нестандартные подходы в трудных задачах.
Первое, о чем следует сказать, так это о том, что в зависимости от типа задачи (т.е. её формулировки) применяются различные формулы для нахождения вероятности.
Разбор формулировки задачи
Итак, нам известно, что прежде 100 раз подряд выпало чёрное. Но действительно ли это имеет значение? На самом деле нет. Достаточно понять, что каждое выпадение шарика на рулетке происходит независимо от предыдущих, какими бы они ни были.
Что бы ни выпадало до этого, каждый раз вероятность выпадения чёрного равна 18/37 (всего в рулетке 37 чисел, 18 из них – чёрные), вероятность выпадения красного также равна 18/37 (по аналогичным причинам) и вероятность выпадения зеро – 1/37. Даже если 1000 раз до этого выпадало одно и то же, на 1001 раз вероятность останется такой же, как написано выше.
Но почему нам интуитивно кажется, что вероятность всё-таки изменяется в зависимости от предыдущих выпадений цветов на рулетке? Потому, что мы путаем эту задачу с задачей совсем другого типа.
Разбор ошибки
Что вероятнее: чтобы чёрное выпало 100 раз к ряду или 101 раз? Вероятность, что чёрное выпадет 100 раз подряд, равна 18/37 в сотой степени, а вероятность выпадения 101 раз подряд – 18/37 в сто первой степени.
То есть выпадение чёрного 100 раз подряд более вероятно, чем выпадение 101 раз подряд, поэтому нам кажется, что на 101 раз должно выпасть красное или хотя бы зеро. Но это безосновательно.
И это действительно очень распространённая ошибка, которая свойственна не только азартным игрокам. Люди часто считают взаимосвязанными события, которые происходят независимо друг от друга. Например, отец четырёх дочек может быть убеждён, что пятым ребёнком будет сын и т.д.
Как избежать ошибки игрока?
Чтобы не поддаваться этой ошибке, следует иногда игнорировать свою интуицию – она нередко обманывает нас. Какой бы очевидной вам ни казалась оценка вероятности того или иного события, беспристрастно подходите к её решению и тщательно анализируете условия.
Самый важный вопрос в том, существует ли взаимосвязь между событиями. Если вы подкидываете монетку в воздух, то предыдущие броски никак не влияют на последующие. Если у вас в шкафу две пары носков чёрного и две пары серого цветов, то вероятность, что вторая пара, которую вы вытащите, будет определённого цвета, зависит от цвета первой пары.
После определения, существует ли зависимость между событиями, вам нужно прибегнуть к одной из двух формул. Если событие независимо, то его вероятность равна количеству удовлетворяющих определённому требованию исходов, делённому на количество всех возможных исходов.
Например, вернемся к парам носков. Всего их четыре, по две каждого цвета. Тогда вероятность вытащить первой пару серого цвета равна 2/4, то есть 50/50. Если первая пара окажется чёрной, то вероятность, что вторая будет серой, уже 2/3.
Если события зависимы, например, вам нужно вычислить вероятность выпадения решки 7 раз подряд, то необходимо перемножить вероятности каждого отдельного события из этой цепочки. Каждый раз выпадение решки равно 1/2, то есть выпадение решки 7 раз подряд равняется 1/2 в седьмой степени, т.е. 1/128.
Теперь вы знаете о распространённой ошибке игрока и умеете её избегать, правильно оценивая вероятность тех или иных событий. Какие ещё популярные заблуждения в теории вероятности вам известны? Поделитесь в комментариях!
Желаем успехов!
Что такое «ошибка игрока»?
Это явление называют ещё «ложным выводом Монте-Карло». Оно заключается в том, что люди неверно понимают вероятность наступления того или иного события. Особенно это заметно, когда речь идёт об играх.
Чтобы было проще объяснить это явление, обратимся к примеру. Человек бросает монетку, и у него 10 раз подряд выпадает решка. Это удивительно, и человеку кажется, что если он бросит монетку в 11 раз, то уж точно получит орла. Иными словами бросающий считает, что у монеты есть какое-то конечное количество возможностей упасть той или иной стороной, и когда так много раз подряд выпадает решка, значит, вероятность получить решку снова уже меньше, а орла — больше. На самом деле, это не так. Вероятность того, что следующим бросающий получит орла, по-прежнему составляет 50%, как и в любую из предыдущих или следующих попыток.
Дистанция
Люди не понимают вероятности наступления событий, потому что не понимают выражения «бесконечно длинная дистанция». А это стоит понять, особенно если вы планируете играть. У монетки не конечное количество случаев для выпадания орла, у неё их бесконечное множество. У орлянки бесконечно длинная дистанция. Иными словами, если вы 10 лет подряд будете бросать монетку, то на таком длинном отрезке вы получите в 50% случаев орла и в 50% случаев — решку. На бесконечно длинной дистанции всё встанет на свои места. Все всплески в виде выпадения 10 раз подряд решки выравняются, потому что через много-много раз 10 раз подряд выпадет орёл.
Ошибка игрока — это именно то, на чём зарабатывают казино и устроители лотерей. Когда человек 15 раз подряд дёрнул за ручку «однорукого бандита» и не выиграл, он думает, что теперь сказочный выигрыш уже очень близко, ведь вероятность выиграть увеличилась, а проиграть — уменьшилась. Конечно нет. Как и в случае с монеткой, наступление каждого последующего события совершенно не зависит от предыдущего.
Математическое ожидание
У каждого действия игрока есть математическое ожидание, которое на бесконечно длинной дистанции обязательно себя проявит и заберёт у человека столько денег, сколько должно забрать, если математическое ожидание было отрицательным, или принесёт, если оно было положительным.
Чтобы это лучше понять, возьмём постоянного покупателя лотерейных билетов. Его математическое ожидание отрицательно, и это можно вычислить очень легко, ведь всё написано на обратной стороне билета. Скажем, тираж билетов — 1 миллион, каждый стоит 20 рублей. Соответственно, устроитель лотереи собирает 20 миллионов рублей. При этом заявленный призовой фонд всего 8,9 миллионов. Это значит, что, покупая билет, человек всегда дарит 11 рублей из 20 организатору. Получается, он забирает себе 55% от цены билета, а это чрезвычайно много. Для сравнения, организатор рулетки забирает себе только 3%.
Введём ещё одно понятие, оно несложное: ROI (коэффициент возврата инвестиций). У постоянного покупателя этого лотерейного билета ROI составит -55%. Это значит, что на бесконечно длинной дистанции он всегда будет уходить в минус. И мы помним, что глубже и глубже его будет затягивать «ошибка игрока», ведь покупатель будет считать, что чем больше он купит лотерейных билетов, тем выше будет вероятность выиграть.
Ещё одна ошибка
Наверняка вам приходилось слышать ещё одно заблуждение: «Если я один раз дёрну за ручку автомата и выиграю много денег, и больше не буду дёргать никогда, это значит, что моё действие имело положительное математическое ожидание».
Это в корне неверно, потому что важна только дистанция, а единичные случаи не имеют значения. Вероятность того, что человек один раз дёрнет за ручку и выиграет много денег, настолько ничтожно мала, что её не хватает на то, чтобы сделать математическое ожидание дёрганья ручки положительным. Важна только дистанция, если вы проигрываете на дистанции, то и каждое ваше единичное действие будет приносить вам убыток.
Вероятность наступления событий, бесконечно длинная дистанция и математическое ожидание — это три главных момента. Если вы их уясните, то никогда не допустите ошибки игрока и не проиграете. Более того, вам будут даже не интересны заведомо проигрышные азартные игры. В самом деле, зачем играть в рулетку, лотерею или автомат, если это заведомо минусово?
Читайте также: Эффект третьего лица: СМИ зомбируют всех, кроме меня
Читайте также:
Также известна под названием «ложный вывод Монте Карло». Отражает распространенное ошибочное понимание случайности событий.
Всем привет! На связи редакция самого крупного telegram-канала о нейромаркетинге
Связана с тем, что, как правило, человек не осознаёт на интуитивном уровне того факта, что вероятность каждого последующего исхода не зависит от предыдущих исходов случайного события. Согласно исследованиям отмечается, что люди с более высоким коэффициентом интеллекта предрасположены к этому когнитивному искажению более других, что объясняют тем, что они придают большее значение закономерностям, и, таким образом, склонны верить в то, что могут предугадать, какое событие может произойти в следующий раз.
Эта ошибка одна из важнейших для понимания владельцам казино и разного рода тотализаторов
По сути, пользу из этой ошибки можно извлечь для любого продукта, где можно добавить элемент азарта. К примеру, в ряде современных компьютерных игр, игрокам дается возможность покупать «лутбоксы», из которых случайным образом выпадают разного рода предметы, предоставляющие собой некую игровую ценность. Так как компьютерные игры и их алгоритмы распределения добычи через лутбоксы не подвержены аудиторским проверкам лицензирующих органов (типа MGA / Curacao gaming), то грамотная интервенция в вопросе распределения с учетом ошибки игрока может стимулировать покупки новых лутбоксов.
Даже если вы далеки от азартных игр, все равно можете стать жертвой ситуации выбора под названием ошибка игрока. Чтобы избежать подобных неприятностей, разберемся, что такое ошибка игрока и как ее избежать.
Что такое ошибка игрока?
Ошибка игрока — это когнитивное искажение, выражающееся в неправильном восприятии событий, не связанных между собой. Классический пример ошибки игрока — случай в казино Монте-Карло в начале прошлого века. При игре в рулетку 26 раз подряд выпадало «черное». Игроки ставили на «красное», интуиция подсказывала, что «черная» цепочка должна прерваться, и в очередной раз проигрывали. Ошибку игрока называют еще ложным выводом Монте-Карло.
Чтобы понять, как возникает ошибка игрока, заглянем в теорию вероятностей. Сравните ситуации:
-
подбрасывание монеты, в результате которого выпадает орел или решка;
-
вытаскивание наугад карты из игральной колоды. Вытащенная карта может быть красной или черной масти.
В обеих ситуациях имеют место два события, но ошибка игрока возникает только в одной из них. В первой — результат очередного броска никак на связан с предыдущими. Вероятность выпадения решки или орла всегда постоянна — ½ . Во второй — вероятность того, что следующей будет вынута карта красной или черной масти равна ½ только при первом вытаскивании, потом вероятность меняется, потому что изменяется соотношение карт разной масти оставшихся в колоде. Чувствуете разницу? Ошибка игрока характерна для событий из разряда первой ситуации.
Ошибка игрока — это попытка уловить закономерность там, где ее нет, как произошло в Монте-Карло. Ошибка игрока связана с фильтрами восприятия и создает ощущение несуществующей связи событий, приводящее к неправильным выводам и действиям. Ошибки игрока встречаются не только в азартных играх, но и в других сферах жизни.
Ошибки игрока, встречающиеся в жизни
Исследования показали, что ошибка игрока влияет на решения судей при вынесении решений о предоставлении убежища беженцам из других стран. Если вынесено два положительных решения подряд, то вероятность того, что третье тоже окажется положительным снижается, хотя события не зависят друг от друга. Аналогичным образом ошибка игрока срабатывает в банках при принятии решений об одобрении кредитов.
Ошибка игрока — ловушка, в которую попадают люди независимо от образования, опыта, стиля мышления. Ошибка игрока может возникать при наборе персонала в компанию. Проведя собеседование с подходящим кандидатом, руководитель подсознательно не ждет, что следующий претендент может быть лучше, оценивает его по более жестким критериям и тем самым занижает важные характеристики, совершая типичную ошибку игрока. Как правильно вести себя на собеседовании, можно прочитать в разделе «Коучинг».
Ошибка игрока часто сбивает с толку людей, проходящих профессиональное тестирование. Если правильный ответ попадает на один и тот же вариант более двух раз подряд, возникают сомнения в собственных знаниях.
Интересен факт — в азартных играх жертвой ошибки становится сам игрок, в жизни ошибка игрока может иметь отрицательные последствия для многих людей. Цена ошибки игрока в реальности может быть очень высокой.
Онлайн-тест «Определи свой психотип»
Чтобы не делать ошибок игрока, необходимо уметь отличать события, исход которых не зависит от предыдущих, и не пытаться искать несуществующие закономерности. Помочь может самокоучинг, освоить который можно на программе «Психологическое консультирование и коучинг» в Академии EdPro.
О. и., или ложный вывод Монте-Карло, отражает распространенное неправильное понимание случайности событий. Предположим, что монета подбрасывается много раз подряд. Если выпадает подряд 10 «орлов» и если эта монета яв-ся «правильной», для большинства людей выглядело бы интуитивно очевидным, что выпадение «решки» запаздывает. Однако такой вывод является ложным.
Эту ошибка получила в специальной литературе название «отрицательный эффект новизны» (negative recency effect) и состоит в тенденции к предсказанию скорого прекращения часто происходившего в последнее время события. Она основана на вере в локальную репрезентативность (т. е. на уверенности в том, что последовательность случайно возникающих событий будет носить характеристики случайного процесса даже когда она оказывается короткой). Т. о., в соответствии с этим ошибочным представлением, генератор случайных событий, напр., подбрасывание монеты, должен приводить к исходам, в к-рых — даже по прошествии короткого времени — не будет наблюдаться значительного преобладания того или другого из возможных исходов. Если выпадает серия одинаковых исходов, возникает ожидание того, что случайная последовательность скорректирует себя сама в ближайшем будущем, и отклонение в одном направлении тем самым подвергнется обязательному уравновешению отклонением в другом. Однако случайно генерируемые последовательности, в особенности если они оказываются сравнительно короткими, оказываются совершенно нерепрезентативными производящему их случайному процессу.
Ошибка игрока — это нечто большее, чем просто отражение обычного статистического невежества, поскольку она может наблюдаться в частной жизни даже искушенных в статистике людей. Она отражает два аспекта челов. когнитивной функции: а) сильную и неосознанную мотивацию людей к тому, чтобы находить порядок во всем, что они вокруг себя наблюдают, даже если наблюдаемая ими последовательность исходов возникает в результате случайного процесса, б) всеобщую челов. склонность игнорировать основанные на расчетах оценки вероятностей, отдавая предпочтение интуиции. Хотя логика может убеждать нас в том, что случайный процесс не контролирует своих исходов, наша интуитивная реакция может быть очень сильной и временами подавлять логику. Исследовавший сравнительную силу логического и интуитивного мышления Рид утверждает, что последнее зачастую оказывается более принудительным чем первое, вероятно, по той причине, что подобные умозаключения приходят на ум внезапно, следовательно, не поддаются логическому анализу и часто сопровождаются сильным ощущением своей правоты. В отличие от принципиальной невозможности отследить процесс, посредством к-рого находятся такие интуитивные «решения», процесс логического рассуждения открыт для анализа и критики. Поэтому люди управляют логическим мышлением, а от интуитивного мышления они просто получают результаты, к-рые наполняют последнее сильным ощущением чувства правоты.
О. и. наиболее распространена в ситуации, когда исходы генерируются чисто случайно. Если в развитии событий участвует некоторый фактор мастерства, чаще наблюдается положительный эффект новизны (positive recency effect). Наблюдатель скорее всего будет рассматривать серию успехов (напр., игрока в бильярд) как свидетельство его мастерства, и будет выстраивать свои прогнозы последующих исходов скорее в положительном, чем в отрицательном направлении. Даже бросание костей может приводить к положительному эффекту новизны в той степени, в к-рой индивидуум убежден, что на исход события каким-то образом влияет «искусство» бросающего.
См. также Эффект Барнума, Поведение игроков, Статистический вывод
Дж. Элкок
.