Что такое ошибочное действие

общее название для целого класса действий «с дефектом», при выполнении к рых обнаруживаются ошибки различного характера. К О. д. относятся: оговорки, описки, ошибки при слушании или чтении, «закладывание» и «затеривание» вещей, ошибки памяти и др

ошибочное действие

ошибочное действие

— общее название для целого класса действий «с дефектом», при выполнении к-рых обнаруживаются ошибки различного характера. К О. д. относятся: оговорки, описки, ошибки при слушании или чтении, «закладывание» и «затеривание» вещей, ошибки памяти и др. Возникновение О. д. объясняется столкновением противоречащих друг другу намерений индивида и проявлением в столь своеобразной форме — против воли субъекта — намерения, к-рое он старается скрыть или к-рое является для него в данный момент бессознательным. Родственными О. д. являются так называемые «симптоматические действия», кажущиеся случайными, бесцельными (напевание про себя мелодий, «перебирание» вещей и т. п.), к-рые, согласно 3. Фрейду, имеют скрытый смысл. О. д. и симптоматические действия впервые были специально исследованы в работе Фрейда «Психопаталогия обыденной жизни» (1901).

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС».
.
1998.

Смотреть что такое «ошибочное действие» в других словарях:

  • Ошибочное Действие —  Ошибочное Действие  ♦ Acte Manqué    Действие cубъекта, не достигшее намеченного результата, хотя этому не препятствовали никакие особенные трудности, и завершившееся результатом неожиданным, во всяком случае не тем, к какому сознательно… …   Философский словарь Спонвиля

  • ОШИБОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ — ОШИБОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ. Действие, не достигающее цели. Различают О. д.: по степени выраженности в зависимости от величины отклонения от нормы; по степени стойкости (повторяемости); по степени грубости в зависимости от этапа обучения, на котором оно… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ошибочное действие — неправильное действие реле; отрасл. ложное действие; ошибочное действие Действие реле в условиях, при которых оно не должно происходить …   Политехнический терминологический толковый словарь

  • ошибочное действие обслуживающего персонала — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999] Тематики электротехника, основные понятия EN false staff operation …   Справочник технического переводчика

  • Ошибочное действие — действие, не достигшее цели …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ОШИБОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ — общее название для целого класса действий «с дефектом», при выполнении которых обнаруживаются ошибки различного характера (см., напр., Ошибки оператора). К О. д. относятся оговорки, описки, ошибки при слушании или чтении, «закладывание» и… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ДЕЙСТВИЕ ОШИБОЧНОЕ — ДЕЙСТВИЕ ОШИБОЧНОЕ. См. ошибочное действие …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • действие ошибочное — общее название для целого класса действий «с дефектом», при выполнении коих обнаруживаются ошибки различного характера. Сюда относятся оговорки, описки, очитки, ослышки, забывание, затеривание, запрятывание, ошибки памяти и ошибки заблуждения… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ДЕЙСТВИЕ ОШИБОЧНОЕ — в психоанализе название целого класса действий, при выполнении которых обнаруживаются ошибки различного характера: оговорки, описки, закладывание и затаривание предметов, ошибки памяти и т. п. Возникновение ошибочных действий объясняется столкь… …   Философская энциклопедия

  • неправильное действие реле — неправильное действие реле; отрасл. ложное действие; ошибочное действие Действие реле в условиях, при которых оно не должно происходить …   Политехнический терминологический толковый словарь

    1. Какие бывают ошибочные действия?

— оговорки– произносим другое слово
вместо задуманного

— описки– то же самое, но при письме

— очитки

— ослышки

-забывание — в основе подобных явлений
лежит забывание, но не продолжительное,
а кратковременное ( пример: забывание
имени или намерения)

запрятывание (тоже забывание, но к
которому относятся с удивлением и
досадой и не кажется чем-то естественным)

-заблуждения (кратковременное — в
течении какого-то времени человек
убежден, что он что-то знал, хотя дело
обстоит иначе)

    1. Почему именно с ошибочных действий
      Фрейд начинает знакомство с психоанализом?

Начинать нужно с малого, того что
имеешь перед собой, конкретные примеры

Психоанализ показывает, как на примере
ошибочных действий можно понять подлинные
мотивы мышления и поведения человека
.
Выявляется их смысл, раскрываются
внутренние тенденции, свидетельствующие
о проявлении борьбы душевных сил.

   Невинная на первый взгляд
оговорка может обнажить такие глубинные
процессы в душевной жизни человека,
которые тщательно скрываются им как от
других людей, так и от самого себя.
Во
всяком случае, психоаналитическое
понимание ее способно привести к
переосмыслению того, что обычно не
попадает в поле зрения человека.

    1. Какими примерами Фрейд демонстрирует
      ценность ошибочных действий при анализе
      человека?

Убеждает читателя в том, что сбор
незначительной информации носит важный
характер. Начинать лучше с того, что
имеешь прямо перед собой и что доступно
исследованию. Приводит примеры для
убеждения: преступник старается не
оставить улик на месте преступления.
Следователи собирают доказательства
по крупицам, делают предположения и
выводы из мелких деталей

При ошибочном действии подавляется как
раз та идея, которую хотелось бы подавить.

Пример: из практики Фрейда. Он осознанно
не думает о заработке, принимая больных.
Была пациентка тяжело больная и сала
поправляться. Фрейд радуется ее
выздоровлению и говорит: «если вы, на
что я надеюсь, не скоро встанете с
постели…». Причина этой обмолвки, скорее
всего, эгоистический бессознательный
мотив, желание дольше лечить эту богатую
женщину. Желание, которое чуждо сознанию
Фрейда и он бы его опроверг.

    1. Как Фрейд меняет привычное мнение
      об ошибочных действиях (усталость,
      невнимание…)?

Ошибочные действия могут облавливаться
физиологическими причинами (усталость,
недомогание и т.д.) и психологическими
причинами (недомогание, нарушение
церкуляции).

То есть в результате всех этих причин
можно проследить один результат-
перераспределение внимания,нарушение внимания, имеющее органическую
или психическую причину.

Но если в качестве говорки человек
произносит абсолютно противоположноетому, что хотел сказать, то это нельзя
объяснить психофизиологической теории
или теории внимания.

Ошибочное действие может возникнуть и
тогда, когда правильному действию
придается слишком большое внимание.
То есть как раз тогда, когда отсутствует
отвлечение внимания. Тогда это «эффект
возбуждения»

То есть причина психологического
характера. Часто оговорка
совершается как раз потому, что говорящий
хочет правильно произнести то или иное
слово. Он совершает оговорку, будучи
здоровым и находясь в нормальном
состоянии. Согласно представлениям
Фрейда, оговорки не являются случайными.
Они имеют смысл, то есть являются
полноценными психическими актами,
предполагающими свою цель, определенную
форму выражения и значение.

    1. Как Вы понимаете слова Фрейда «иногда
      ошибочное действие является совершенно
      правильным»? Вспомните пример оговорки
      из собственной жизни, попробуйте ее
      объяснить.

Ошибочное действие — иллюстрация
истинного намерения

Во многих примерах то, что возникло при
оговорке, имеет некий смысл. То есть
эффект оговорки может пониматься как
полноценный психический акт, преследующий
собственную цель. То есть иногда ошибочное
действие является полностью упорядоченным,
только заняло место другого ожидавшегося
или предполагавшегося действия.

В некоторых примерах этот смысл абсолютно
очевиден. пример: председатель
австрийской палаты депутатов открыл
заседание словами: «уважаемое собрание!
Я констатирую присутствие стольких-то
депутатов и объявляю собрание закрытым».
Объяснить это можно те, что председатель
действительно хотел бы закрыть собрание,
от которого не ждал ничего хорошего.
Эта сторонняя мысль прорвалась.

Еще один пример того, что ошибочные
действия имеют смысл и как их можно
разгадать исходя из сопутствующих
материалов. Обстоятельства при Затеривание
и запрятывание
указывают на
тенденцию временно или навсегда устранить
предмет.

Человек теряет предметы, если поссорился
с тем, кто их дал, и не хочет о нем больше
вспоминать или же если они больше ему
не нравятся и он хочет создать для себя
предлог, чтобы заменить их другими.
Этому же намерению, направленному против
некой вещи, служат также и действия, в
результате которых предмет найден,
ломается, разбивается. Пример: перед
днем рождения ребенок теряет, ломает
вещи из своего обихода, такие как
портфель, наручные часы. – мужчина был
в браке и между супругами не было
нежности. Она подарила ему книгу, которую
он куда-то спрятал и не мог найти. Через
пол года его мать заболела и жена стала
ухаживать за ней. Проникшись к ее
поведению он сразу же разыскал эту
потерянную вещь. То есть с исчезновением
мотива нашелся и затерянный предмет.

    1. Как Вы думаете, в чем смысл ошибочных
      действий?

 Оговорки возникают
благодаря противоречию
двух различных намерений, возникающих

в психике человека. Говорящий пытается
как бы блокировать то
намерение, о котором не должны знать
окружающие его люди, и подчеркнуть
другое намерение, которое он хочет
донести до слушателей.
Первое
намерение не подлежит оглашению в силу
различного рода обстоятельств, связанных
с соответствующими правилами и нормами
поведения в обществе. Человек не хочет,
чтобы скрытое от посторонних взоров
намерение было оглашено. Он
старается вытеснить это намерение из
своего сознания. Однако именно это
вытесненное намерение проявляется
против воли человека
и выливается в ту оговорку, которую он
совершает во время своей речи.

3 лекция:»Ошибочные
действия» (продолжение)

  1. Наличие какой специфической черты
    наших желаний «заставляет» совершать
    ошибочные действия?

 Оговорки возникают
благодаря противодействию
двух различных намерений
,
возникающих в психике человека. Говорящий
пытается как бы блокировать
то намерение,
о котором
не должны знать окружающие его люди, и
подчеркнуть другое намерение,

которое он хочет донести до слушателей.
Первое намерение не подлежит оглашению
в силу различного рода обстоятельств,
связанных с соответствующими правилами
и нормами поведения в обществе. Человек
не хочет, чтобы скрытое от посторонних
взоров намерение нашло отражение в его
речи. Он старается вытеснить это намерение
из своего сознания. Однако именно это
вытесненное намерение проявляется
против воли человека и выливается в ту
оговорку, которую он совершает во время
своей речи.

  1. Каким образом можно убедиться в
    существовании двух соперничающих
    намерений?

Иногда намерение встречное намерение
очевидно, иногда выясняется путем
допроса, путем свободных ассоциаций.
При этом явное настойчивое отрицание
может указывать как раз на верное
толкование

  1. «Затеривание и запрятывание вещей»
    как отыгрывание вытесненных желаний.

Обстоятельства при Затеривание и
запрятывание указывают на тенденцию
временно или навсегда устранить предмет.

Человек теряет предметы, если поссорился
с тем, кто их дал, и не хочет о нем больше
вспоминать или же если они больше ему
не нравятся и он хочет создать для себя
предлог, чтобы заменить их другими
.
Этому же намерению, направленному против
некой вещи, служат также и действия, в
результате которых предмет найден,
ломается, разбивается.

Пример: пред днем рождения ребенок
теряет, ломает вещи из своего обихода,
такие как портфель, наручные часы. –
мужчина был в браке и между супругами
не было нежности. Она подарила ему книгу,
которую он куда-то спрятал и не мог
найти. Через пол года его мать заболела
и жена стала ухаживать за ней. Проникшись
к ее поведению он сразу же разыскал эту
потерянную вещь. То есть с исчезновением
мотива нашелся и затерянный предмет.

  1. Можете ли Вы вспомнить собственные
    действия, выявляющие скрытие желания?

— дтп как способ приблизить покупку
новой машины

  1. Повторяющиеся и комбинированные
    ошибочные действия.

Совокупность ошибочных действий, которые
лишь сильнее показывают внутреннее
намерение, которое противоречит желаемому
действию

Пример: мужчина много дней забывал
письмо на своем столе. Наконец решился
его отправить, но получил его обратно,
т к забыл указать адрес. Затем забыл
наклеить марку. И признал, что вообще
не хочет его отправлять.

Я ищу поводы сначала для того, чтобы
не сдавать паспорт на смену фамилии, а
теперь, чтобы не получать паспорт.

  1. Толкование ошибочных действий как
    способ прогнозирования будущего.

Иногда для подтверждения нашего
предположения приходится также дождаться
дальнейших событий, которые дали о себе
знать с помощью ошибочного действия.
Пример: — дама за день до свадьбы забыла
о примерке платья. Вспомнила лишь
вечером. Вскоре после свадьбы они
развелись. –другая дама много лет
подписывала документы своей девичьей
фамилией. Через какое-то время она
действительно развелась и взяла девичью
фамилию обратно

  1. Роль случайных действий и их связь
    со скрытыми желаниями.

Повторяющиеся и комбинированные
ошибочные действия — Совокупность
ошибочных действий, которые лишь сильнее
показывают внутреннее намерение, которое
противоречит желаемому действию

Пример: мужчина много дней забывал
письмо на своем столе. Наконец решился
его отправить, но получил его обратно,
т к забыл указать адрес. Затем забыл
наклеить марку. И признал, что вообще
не хочет его отправлять.


4
лекция: «Ошибочные действия»
(окончание)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Начало научного анализа этой проблемы связывают с публикацией статьи Фрейда под названием «О психическом механизме забывчивости» (1898). Однако наиболее полное изложение этой феноменологии и ее механизмов отражено в его книге «Психопатология обыденной жизни» (1901). Позднее Фрейд отмечал, что в этой работе он хотел показать, что влияние бессознательного проявляется не только при психических расстройствах, но и в обычном поведении совершенно здоровых людей.

Говоря о биосоциальной природе человека, следует признать, что ему присущи все инстинктивные формы поведения, в частности — пищевой и половой инстинкты, а также инстинкт самосохранения, заботы о потомстве и собственности (самке или территории), общие с животными. Кроме этого, существуют так называемые специализированные инстинкты, например: строительный — у бобров, миграционный — у птиц, инстинкт агрессии — у хищников, инстинкт борьбы, территории, стадный инстинкт и т.д. У человека проявления этих инстинктов приобретают культурное обрамление и выражаются в виде влечений. Но инстинкты никуда не исчезают, а находятся в подавленном состоянии в бессознательном, периодически спонтанно прорываясь на уровень поведенческих реакций, или наоборот — тормозят или извращают эти поведенческие реакции. В этих случаях мы сталкиваемся с ситуацией, когда культура и ее запреты диктуют определенные формы поведения, а властно побуждающие инстинкты противодействуют или сопротивляются этим запретам.

Ошибочные действия (описки, ошибки, забывание) наиболее часто случаются, когда бессознательно или даже вполне сознательно пытаются подавить или скрыть какую-то мысль, идею или отношение, открытое провозглашение которых неприемлемо, не соответствует эталонам культуры, региональной или национальной традиции или специфике ситуации.

Приведем достаточно хрестоматийный пример из работы Фрейда. Некий господин У безнадежно влюблен в даму, которая вскоре выходит замуж за господина X. Хотя Y очень давно знает X и имеет с ним постоянные деловые контакты, он тем не менее всегда забывает его фамилию, и всякий раз, когда ему нужно написать X деловое письмо или что-то ему передать, он должен напрягать память или даже спрашивать у других: «Как же его фамилия?». Совершенно очевидно, что здесь присутствует и подавленное чувство агрессии, и ревность, и желание вообще не знать своего счастливого соперника. В целом, надо признать, что сюжеты агрессии, постыдных поступков и откровенной подлости (со стороны, казалось бы, вполне приличных людей) в отношении счастливых соперников и соперниц многократно тиражированы в литературе и киноискусстве, а еще более часты — в криминальной практике. Это позволяет отнести такие постыдные поступки к своеобразным вариантам ошибочных решений и действий, тем более что во многих случаях они сопровождаются раскаянием и признанием вины. Но можно сделать и еще один вывод: как бы ни пытались вытеснить нар-циссическую обиду личности, отвергнутые их возлюбленными, властью или социумом, потребность в отреагировании и мести всегда продолжает действовать.

Приведем еще один пример. Если в порыве страсти вы вдруг назвали X именем некой/некоего У, независимо от того, известно ли X о существовании бессознательного или нет, он или она сильно огорчится от этой ошибки, а если X в дополнение ко всему может догадываться, о каком/ка-кой именно У идет речь, это, возможно, станет причиной размолвки или даже крупной ссоры. Если после этой ошибки вы попытаетесь объяснить, что ошибка произошла потому-то и потому-то, это мало изменит ситуацию. Следует еще раз повторить: допущенная ошибка в психоанализе обычно обозначается как первичный процесс (истоки которого находятся в бессознательном), а последующие попытки ее объяснения — как вторичный (вполне сознательное, но привнесенное объяснение).

Оговорки

Оговорки наиболее часто случаются тогда, когда человек хочет скрыть свои истинные чувства или намерения или когда он одновременно (бессознательно) желает наступления какого-то события и не хочет сознательно признавать его желательность. Например, пациентка, мать и отец которой живы и здоровы, рассказывает о смерти бабушки, которую она периодически обозначает как «маму отца». В процессе одной из сессий она вдруг начинает свой рассказ со слов: «Когда мама умерла…», аналитик замечает эту ошибку, пациентка вначале удивляется своей «оговорке», а затем признает: «Да, я хотела ее смерти».

В данном случае имеет место вариант ошибочного действия (оговорки), возникшей в результате столкновения двух различных намерений, и для понимания смысла ошибки необходимо прежде всего прояснить данные намерения. Как прояснилось в последующем, дочь была чрезвычайно привязана к отцу и испытывала явные негативные чувства к матери.

Фрейд выделяет два типа намерений: нарушенное намерение и нарушающее намерение. Нарушенное намерение, как правило, не вызывает трудностей для своего обнаружения. Человек, совершивший ошибочное действие, знает об этом намерении и признает его. Например, пациентка говорит: «Я всегда любила свою сестру» и, помолчав, добавляет: «Чтоб она сдохла!» Тут же она виновато улыбается: «Вот такая любовь…». Это нарушающее намерение в каких-то случаях может быть явно выраженным, и человек догадывается о нем. Но в некоторых случаях «ошибка» может лишь частично выражать первоначальное намерение или искажать его, в результате чего утрачивается его истинное понимание. Задача психоаналитического подхода заключается в выявлении нарушенного и нарушающего намерения. У совершившего ошибочное действие человека нужно спросить, почему он совершил именно это действие и что он может о нем сказать. Первое объяснение, которое придет ему на ум, станет отправной точкой психоаналитического исследования. Здесь уместно еще раз вспомнить о важнейшей из техник психоанализа — методе свободных ассоциаций, согласно которому мысль, появившаяся в нашем сознании в связи с той или иной темой, событием или образом, вовсе не является случайной; к ней нужно отнестись с особым вниманием и рассматривать ее в качестве психического факта.

Иногда совершивший ошибочное действие человек сам в состоянии понять смысл этого действия, поскольку он знает о своем нарушенном намерении и догадывается о намерении нарушающем, как в случае, когда пациентка сообщила о «смерти» матери. Но бывают ситуации, когда человек не догадывается о нарушающем намерении или никак не хочет признать существование обоих намерений, предопределивших его ошибочное действие. Тогда задачей аналитика становится исследование косвенных факторов, посредством анализа которых можно понять и довести до сознания пациента смысл его ошибочного действия. Учитывая, что психоаналитик не имеет права допускать никаких оценочных суждений (типа «хорошо — плохо», «правильно — неверно», «похвально — стыдно» и т.п.), уместно такое образное сравнение: совершившего ошибочное действие человека (его бессознательное) можно рассматривать в качестве подсудимого, а его сознательное моральное Я — как судью. В том случае, когда обвиняемый (преодолевая внутреннее сопротивление) признается в своем поступке (мысленном поступке), личность растет. Но если обвиняемый отрицает свою вину и стремится отвести от себя любые подозрения, то психоаналитик вправе не поверить ему, и тогда он задает дополнительные вопросы, выступая, скорее, на стороне морального Я пациента.

Забывание

Еще один пример. Начальник одного из офисов столичной компании в Санкт-Петербурге никак не может запомнить имя и отчество своего московского начальника. Причем имя достаточно обычное. Он заучивает это имя, пишет на календаре, перед тем как созвониться, но каждый раз напрягается, чтобы не ошибиться. Почему это происходит, ему непонятно. В процессе анализа выясняется, что именно так звали его преподавателя по математике, который постоянно унижал его и посмеивался над его способностями. При этом аналогичные случаи «забывания» случались и в школе, правда, тогда — в отношении заученных наизусть математических формул и правил.

Слово или имя забываются не потому, что они плохо выучены. Забывание связано с тем, что слово связано с негативными эмоциями, похоже или даже аналогично какому-то другому слову или имени, на которое направлено сопротивление, и оно провоцирует внутренний конфликт, проявляющийся в забывании. Забывают также то, что хотели сказать, но подсознательно чувствовали, что сказанное может поставить говорящего в неловкое положение или будет оценено как оплошность или неуважение к тому или иному авторитетному собеседнику, даже если забытая мысль, факт или идея были наиболее верными и уместными. Человек не просто сознательно «придерживает язык», а действительно забывает и затем порой часами пытается вспомнить то, что он хотел сказать.

Особую группу составляют действия, которые совершаются автоматически. Например, муж с женой поздно вечером входят в пустой вагон метро. Каждый думает о своем. В какой-то момент жена кладет свою руку на руку мужа, лежащую на поручне, и он сразу ее отдергивает и тут же извиняется перед ней, объясняя, что подумал, что это кто-то другой. Но в вагоне никого нет. Это неприятно поразило женщину, и этот материал она принесла на очередную сессию анализа. В последующем оказалось, что у мужа уже давно есть другая женщина. Фрейд по поводу таких автоматических действий отмечал, что они отличаются особой точностью. Так же как клинические симптомы «сигнализируют» о каком-то психическом расстройстве, ошибочные действия демонстрируют некий внутренний конфликт и проявления наших бессознательных желаний, влечений и стремлений, которые могут быть связаны как с актуальной ситуацией, так и со всем предшествующим жизненным опытом. Ошибочное действие как бы проявляет то, что сознательно мы хотели бы скрыть.

Кто-то пообещал кому-то принести книгу или конспект, но вот уже в третий раз забывает это сделать. Он действительно забывает, но в этом случае забывание становится чем-то вроде бессознательно реализуемой уловки — на самом деле он не хочет давать эту книгу или конспект этому человеку даже на какое-то время. Точно так же забывают позвонить, предупредить, поздравить и т.д. Нельзя отрицать, что знание этих механизмов достаточно поучительно.

Описки и симптоматические действия

По аналогичным сценариям происходят и описки. Например, у одного профессора-врача достаточно сложные и конфликтные отношения с другим, хотя он и признает высокий уровень профессионализма своего коллеги. В письме к своему другу этот профессор рекомендует ему проконсультироваться и посоветоваться с этим малоприятным, но весьма искусным хирургом. Однако в письме вместо предложения «посоветоваться» вдруг откуда-то появляется слово «поссориться».

Ошибочные действия, которые приводят к падениям, ранам или другим несчастным случаям, могут быть связаны с чувством вины и потребностью в наказании, которому личность подвергает себя за те или иные проступки или даже мысленные прегрешения.

В эту же группу можно было бы отнести и симптоматические действия, которые наблюдаются в процессе психотерапии. Симптоматическими действия называются в тех случаях, когда они существенно отличаются от вербального материала, на фоне которого проявляются. Например, пациентка на протяжении нескольких сессий рассказывает о том, как мучаются ее подруги с повзрослевшими детьми, и периодически повторяет: «Слава Богу, у меня нет детей». В процессе одной из сессий она что-то говорит о возможности удара по голове и параллельно двумя сложенными руками несколько раз нажимает на низ живота. Естественно, аналитик фиксирует это и спрашивает, почему, говоря об ударах по голове, она одновременно сделала такое движение. Пациентка тут же, отчасти «невпопад», поясняет: «А по низу живота меня бить бесполезно. Там у меня все удалено». И это придает качественно иную окраску ее выражению «Слава Богу, у меня нет детей», так же как и последующей направленности терапевтической работы.

Одна из задач психоаналитического исследования и состоит в раскрытии смысла ошибочных действий, которые прямо или косвенно проявляются в материале пациентов. Забывают то, что хотят забыть, теряют то, что хотят потерять, но не знают об этих скрытых даже от самого себя желаниях. Поэтому специфика психоаналитического исследования состоит в том, чтобы благодаря выявлению бессознательных намерений человека дать ему возможность жить более осознанной и более полной жизнью.

В заключение можно попытаться, следуя за Фрейдом, классифицировать ошибочные действия, выделив как минимум три группы.

  • Первую группу ошибочных действий составляют оговорки, обмолвки, описки, очитки, ослышки.
  • Вторую — временное забывание имен, фамилий, словосочетаний, впечатлений, обещаний и выполнения намерений.
  • Третья группа включает случаи, когда человек сам что-то спрятал, но не может вспомнить куда. К этой же группе относятся различные варианты, когда какие-то (нередко одни и те же) вещи постоянно теряются (деньги, ключи от квартиры или машины, только что где-то записанный телефон и т.д.).
  • Четвертая группа — ошибочные двигательные акты, приводящие к само-повреждению. И пятая — симптоматические действия.

Изложенный материал вовсе не отрицает того, что нарушение нормальной психической или двигательной активности человека может быть вызвано также различными физиологическими причинами, включая, например, нездоровье, переутомление, состояние волнения или тревоги.

ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

– согласно 3. Фрейду, действия (часто вербальные), которые не соответствуют контексту и передают смысл, противоположный намерениям человека. Описки, оговорки, по мнению Фрейда, свидетельствуют о «победе» бессознательного над эго и суперэго. (См. ПСИХОАНАЛИЗ.)
Примером промашки по Фрейду служит утверждение: «С удовольствием объявляю о выходе… на пенсию» вместо «С сожалением объявляю о выходе… на пенсию».

ПАНИКА →← ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Смотреть что такое ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ в других словарях:

ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (PARAPRAXIS)

в психоанализе — неосознаваемое субъектом забывание фактов, логически неоправданные действия (описки, оговорки и др.). К ошибочным действиям также причисляют феномены забывания имен, намерений, названий, переживаний, потери вещей. Понятие введено в научный обиход З. Фрейдом. Он считал, что О. д. не являются случайными и свидетельствуют о наличии вытесненного в область бессознательного желания, которое не соответствует требованиям «цензуры», или поведения, которое связывается с определенными травмирующими обстоятельствами в прошлом. Как правило, человек не осознает свои О. д. или находит им социально приемлемое оправдание, допустимое «цензурой». Признается также влияние таких факторов как утомление, волнение, недомогание, рассеянность и т. п. на появление О. д., хотя эти факторы не рассматриваются как главные, поскольку О. д. встречаются и у здоровых, хорошо отдохнувших людей. О. д. представляют собой материал анализа для психоаналитика, наряду с фантазиями, сновидениями, феноменами переноса и сопротивления. … смотреть

ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (PARAPRAXIS)

Обмолвки, ошибки памяти и подобные им феномены, обсуждаемые Фрейдом в его работе ‘Психопатология обыденной жизни’. Все они представляют собой симптоматические действия, обусловленные бессознательными мотивами; они являются компромиссными образованиями между запретными побуждения или идеями и влияниями цензуры. В ошибочных действиях особенно ярко проявляется принцип психического детерминизма.
Основной механизм ошибочных действий вытеснение тесно связан с контркатексисом. Психическая энергия распределяется между функциями Я и Оно и используется для регуляции конфликтов, связанных с поиском удовольствия, а также для разрядки влечений.Тенденции, приводящие к конфликту, включают в себя сексуальность, агрессию, силу и слабость, контроль или его отсутствие. Ошибочные действия, как и все симптомооброзования, представляют собой смесь влечений, защит и механизмов адаптации…. смотреть

ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОМАХИ)

– часто встречающиеся и мало привлекающие к себе внимание явления, которые наблюдаются у любого здорового человека и которые воспринимаются им как досадная случайность, недоразумение. В классическом психоанализе они являются объектом исследования, свидетельствующим о действенности бессознательных процессов в душевной жизни человека.
З. Фрейд различал три группы ошибочных действий. К первой группе он относил оговорки, описки, очитки, ослышки. Ко второй – такие явления, в основе которых лежит временное забывание имен и выполнение обещаний. К третьей – запрятывание, затеривание предметов, а также ошибки-заблуждения, когда на какое-то время человек верит тому, о чем он знает, что это не соответствует действительности.
Для психоаналитика ошибочные действия – это полноценные психические акты. Они имеют смысл, то есть обладают определенным значением и включают в себя конкретное намерение. Более того, нередко ошибочные действия, по сути дела, совершенно правильны. Другое дело, что они возникают вместо другого предполагаемого или ожидаемого действия. Как бы там ни было, ошибочные действия дают ценный материал, который изучается методами психоанализа.
Ошибочные действия представляют значительный интерес для психоаналитика, так как доказывают существование вытеснения и образования замещения не только у невротиков, но и у вполне нормальных людей. Они выражают собой импульсы и намерения, скрытые от сознания человека. Благодаря им человек непроизвольно выдает многие свои тайны, в том числе самые интимные, сокровенные.
При толковании ошибочных действий психоаналитик исходит из психической ситуации: он опирается на знание о характере человека, совершившего ошибочное действие; принимает во внимание те впечатления, на которые, возможно, человек реагирует ошибочным образом. Одним словом, психоаналитик истолковывает ошибочные действия, исходя из общих соображений. Сначала он высказывает свои предположения по поводу совершенного ошибочного действия, затем находит ему подтверждение в исследуемой им психической ситуации, которая предшествовала ошибочному действию.
В работе «Психопатология обыденной жизни» (1901) З. Фрейд привел многочисленные случаи оговорок, забывания имен, затеривания предметов, вызывающих недоумение у человека, совершившего ошибочное действие. При этом основатель психоанализа продемонстрировал искусство толкования ошибочных действий, возможность получения косвенных улик из психической ситуации и аналитические способности по разъяснению смысла совершенных человеком ошибочных деяний.
З. Фрейд показал, что наиболее важным и существенным в ошибочных действиях человека являются не форма или средства, которыми они пользуются, а намерения, которым служат эти действия. Именно раскрытие намерений, считал З. Фрейд, способствует пониманию бессознательных процессов, развертывающихся в психике человека и предопределяющих его жизнедеятельность.
Будучи психическими актами, ошибочные действия возникают в результате наложения друг на друга различных намерений. Одно из этих намерений З. Фрейд называет нарушенным, другое – нарушающим. Нарушающее намерение может иметь отношение к содержанию нарушенного намерения. Однако в менее ясных и более интересных случаях нарушающее намерение не имеет ничего общего с нарушенным намерением.
Психический механизм возникновения ошибочного действия сводится к тому, что одно из намерений подвергается вытеснению. Его реализация не допускается человеком. В результате этого оно проявляется в нарушении другого намерения.
Так, на одной из лекций в институте две студентки разговаривали между собой, тем самым мешая учебному процессу. Судя по всему, они обсуждали вопросы, связанные с прочтением книги, которую держала в руках одна из девушек. Профессор прервал свою речь и попросил девушек поделиться с аудиторией теми интересными мыслями, которые они почерпнули из данной книги. Одна из девушек решительно открыла книгу и начала читать вслух. Там было написано: «Слушая органную музыку, ее душа воспаряла к небесам». Однако в самом начале фразы девушка допустила оплошность, громко прочитав: «Слушая оргазмную музыку…». Наверное, студентка хотела воспроизвести то, что было написано в книге и не собиралась говорить аудитории о тех интимных подробностях, которые она обсуждала с подругой. Однако оттесненное намерение дало знать о себе, проявившись в допущенной девушкой оплошности, вызвавшей смех в студенческой аудитории.
Если бы каждый из нас обращал внимание на мелочи жизни, на свои ошибочные действия и при этом серьезно относился к ним! Если бы он умел истолковывать их, понимать как некие знаки скрытых намерений! В этом случае он мог бы избежать многих разочарований, душевных потрясений, болезненных переживаний.
З. Фрейд привел поучительный пример, когда в гостях у новобрачных он слышал, как молодая жена со смехом рассказала о забавном случае. Сразу же после свадебного путешествия она пошла со своей сестрой за покупками в магазин. Вдруг на другой стороне улицы она заметила мужчину и сказала своей сестре: «Смотри, вон идет господин Л.!» При этом она забыла, что этот господин является ее мужем. З. Фрейду стало не по себе от услышанного, так как забывчивость молодой жены свидетельствовала о многом. Спустя несколько лет он вспомнил об этом случае, когда узнал, что данный брак оказался неудачным и завершился печальным образом.
При рассмотрении ошибочных действий необходимо исходить из того, что душевная жизнь человека – это арена борьбы противоположных тенденций. Наличие определенной тенденции не исключает существования противоположной. Психоанализ способствует пониманию того, как противоположные тенденции относятся друг к другу, какие действия вытекают из одной, а какие – из другой тенденции.
С эвристической, то есть познавательной точки зрения, ценность ошибочных действий состоит в том, что каждый человек может легко наблюдать их на самом себе. Их проявление не связано с каким-либо болезненным состоянием, а анализ их дает возможность лучше понять роль и значение бессознательных процессов в душевной жизни человека. Вот почему психоанализ уделяет столь большое внимание ошибочным действиям…. смотреть

Оговорка по Фрейду: скрытое значение непроизвольной подмены слов

Людям свойственно ошибаться, и иногда мы говорим совсем не то, что мы хотели бы сказать. Большинство людей считает оговорку лишь простой случайностью, не уделяя ей никакого внимания, однако Зигмунд Фрейд был уверен в том, что даже за самой незначительной оговоркой стоит смысл, зачастую неизвестный даже самому оговорившемуся.

Фрейд увидел в оговорках огромное значение для исследования человеческой личности и ее настоящих намерений и мотивов и изучил психологические механизмы возникновения оговорок, которые до него не рассматривал ни один из ученых.

Фраза «оговорка по Фрейду» известна многим, однако далеко не каждый понимает суть этого выражения, поэтому в данной статье мы постараемся детально рассказать, что такое оговорка по Фрейду, простыми словами объясняя механизмы и причины ее возникновения, а затем рассмотрим, что можно узнать о человеке, заострив внимание на оговорке, которую он сделал.

Если вы хотите узнать больше о своей личности, обязательно записывайтесь на нашу онлайн-программу «Самопознание», которая поможет вам исследовать мотивы своего поведения, определить свои истинные цели и ценности, а также научит вас использовать свои способности и возможности в полной мере. А мы тем временем приступаем к изучению исследований Зигмунда Фрейда.

Основные положения психоанализа

Прежде чем перейти к основной теме нашей статьи и разобраться в том, что же значит выражение «оговорка по Фрейду», необходимо рассмотреть основные положения психоаналитической теории, главные идеи которой пронизывают все исследования Зигмунда Фрейда. Материал, представленный в данной статье, является кратким изложением нескольких глав его книги «Введение в психоанализ» [З. Фрейд, 1917].

Итак, Зигмунд Фрейд (1856 – 1939 гг.) – австрийский невропатолог и психиатр, который создал психоанализ. Под этим термином скрываются три значения, которые в комплексе отражают все представления Фрейда о человеческой личности и ее поведении.

Психоанализ – это психоаналитическая теория личности, а также метод терапии личностных расстройств и изучения неосознанных мыслей и чувств индивида.

В основе психоанализа лежит топографическая модель Фрейда, согласно которой психика состоит из трех уровней организации:

  • Сознание содержит мысли, чувства, ощущения и переживания, которые присущи человеку в данный момент времени и которые он четко осознает. Однако мы осознаем лишь незначительную часть своей психической жизни и той информации, которая хранится в нашем мозге. Более того, мы делаем это лишь в течение очень короткого времени, а затем вся эта информация переходит на другие психические уровни.
  • Предсознательное соединяет сознательное и бессознательное и включает в себя ту информацию о психических явлениях, которую мы не осознаем здесь и сейчас, но можем легко вспомнить при желании.
  • Бессознательное является самой потаенной и неизведанной областью человеческого разума и содержит в себе весь психический опыт человека. Бессознательное является самым интересным и значимым предметом изучения человеческой личности, поскольку именно в него сознание вытесняет все те эмоции, желания и воспоминания, которые ему угрожают. Здесь хранится информация о наших психологических травмах, подавленных сексуальных желаниях, самых негативных чувствах и т.д.

Через некоторое время после создания своей модели организации психики Фрейд выделил и три структуры личности – ид, эго и суперэго:

  • Ид (или «Оно»). Функционирует в бессознательном и практически всецело определяет нашу жизнь. Ид является первичным и врожденным компонентом личности человека и подчиняется принципу разрядки психической энергии, формируемой вследствие биологических побуждений (сексуальных и агрессивных), присущих каждому животному организму. Если человек сдерживает свои примитивные животные инстинкты и не дает им разрядки, то в структуре личности создается напряжение, которое Ид стремится снять всеми доступными способами по принципу удовольствия, согласно которому на пути к получению необходимой разрядки не существует никаких препятствий.
  • Эго (или «Я»). Когда ребенок подрастает, он начинает осознавать, что его желания и потребности не стоят во главе всей жизни: помимо них существует еще и внешний мир, который ему неподвластен. Чтобы обеспечить нам безопасность, возникает вторая структура личности – Эго, стремящаяся выразить и удовлетворить желания Ид, учитывая при этом ограничения, предъявляемые человеку окружающим миром. «Я» подчиняется «принципу реальности» и использует когнитивные стратегии, чтобы отсрочить удовлетворение наших биологических побуждений до тех пор, пока для этого не будет подходящая и соответствующая нормам и моралям внешнего мира возможность.
  • Суперэго (или «Сверх-Я»). Когда в жизни человека наступает период активной социализации, он формирует для себя систему ценностей и моралей, необходимую для эффективного функционирования в обществе, к которому он принадлежит. Взаимодействуя с другими людьми в процессе своего развития, человек обретает Суперэго, перенимая общественные нормы и стандарты поведения. Именно благодаря структуре личности «Сверх-Я» мы учимся различать категории «хорошо» и «плохо», в соответствии с которыми соотносим свое поведение, мысли и желания таким образом, чтобы избежать наказания.

Эта структурная модель психической жизни напрямую связана с уровнями сознания, которые Фрейд выразил в концепции неосознаваемых психических процессов: сфера Ид является полностью неосознаваемой, а вот Эго и Суперэго присутствуют на всех уровнях сознания; при этом само сознание также охватывает все личностные структуры, однако основная его часть формируется именно импульсами, исходящими от Ид.

Таким образом, поведение человека практически всецело обусловлено импульсами, которые находятся вне сферы сознания. Если человек начинает пытаться осознать их, это приведет к сильнейшему внутреннему сопротивлению. Однако эти импульсы находят свое выражение в других, скрытых формах, изучение которых позволяет изучить те сферы человеческой психики, которые нам неподвластны.

Особое внимание в своих исследованиях Фрейд уделял защитным механизмам психики. Он выявил, что защитные механизмы Эго позволяют скрывать от Суперэго неприемлемые, запретные импульсы, порождаемые Ид, чтобы в сознании не возникало тревоги из-за «ненадлежащего» образа мыслей и поведения.

Фрейд выделил несколько основных защитных механизмов психики: вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию, реактивное образование, регрессию, отрицание и сублимацию. Практически все они действуют на неосознанном уровне и искажают восприятие реальности, нанося вред организму человека, поскольку представляют собой «побег от реальности и от самого себя», что приводит к серьезному накоплению этой самой психической энергии, порождаемой Ид, которая не находит разрядки, а потому принимает форму различных психических отклонений. Одну лишь сублимацию Фрейд считал действительно полезным адаптивным механизмом, поскольку с помощью нее человек имеет возможность изменить цель и/или объект импульсов, не сдерживая их проявления.

Если вы хотите научиться управлять своими психическими состояниями без вреда для своей личности, записывайтесь на нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция», в рамках которой вы освоите лучшие научные и практические техники контроля над своими эмоциями, чувствами и желаниями.

Что значит оговорка по Фрейду, простыми словами объяснить человеку, не знакомому с его трудами, довольно непросто. Поэтому сначала мы расскажем об ошибочных действиях, к которым относится оговорка, чтобы вам было легче понять рассуждения Фрейда.

Механизмы возникновения ошибочных действий

Оговорка по Фрейду относится к понятию «ошибочные действия», поэтому для того, чтобы понять ее смысл, объясним сначала, что он подразумевал под ошибочными действиями в принципе.

Согласно Фрейду, все ошибочные действия объединяются двумя основными характеристиками:

  • наличием приставки «о-» или «за-» в названии;
  • умаляющим отношением со стороны людей (их считают несущественными и малозначительными).

Фрейд выделял три категории ошибочных действий:

  • оговорки, описки, очитки и ослышки (когда человек неосознанно заменяет одно слово другим при устной или письменной речи, а также читает и слышит не то, что сказано или написано на самом деле);
  • временное забывание (когда мы не можем вспомнить, как кого-то зовут, слова, сказанные кем-то, забываем о том, что хотели сделать, и т.д.);
  • запрятывание, затеривание и ошибочное захватывание вещей.

Однако Фрейд был уверен, что, несмотря на то, что данным явлениям уделяют мало внимания не только большинство людей, но и научные круги, на самом деле они играют огромную роль в исследовании человеческой личности, поскольку зачастую именно за самыми незначительными признаками скрывается истинная суть вещей.

Фрейд считал, что ошибочные действия неслучайны. Так думали и некоторые другие исследователи, однако они рассматривали лишь физиологические и психофизиологические факторы, которые лежат в основе этих действий.

Так, лингвист Рудольф Мерингер и психиатр Карл Майер в своей работе «Обмолвки и очитки» утверждали, что в ряде случаев они могут быть вызваны незначительными отклонениями в психических функциях и возникать из-за физиологических и психофизиологических причин. В частности, из-за общего недомогания и усталости, волнения и рассеянности и т.д., поскольку такие состояния организма приводят к нарушению внимания, ввиду чего его концентрации становится недостаточно для выполнения того или иного действия.

Фрейд не в коем разе не оспаривал эту теорию возникновения ошибочных действий, однако считал, что далеко не все из них можно объяснить таким образом: его опытные наблюдения доказывали, что ошибочные действия совершают и абсолютно здоровые и спокойные люди. Кроме того, такое объяснение исключает тот факт, что выполнение многих действий происходит автоматически и требует минимальной концентрации внимания. Например, мы не думаем, куда мы идем, однако не сбиваемся с пути.

Поэтому Фрейд считал, что есть какие-то другие, более глубокие и личностные, психологические мотивационные факторы, которые скрываются за ошибочными действиями и которые другие исследователи упускают из вида.

Узнать больше об ошибочных действиях вы можете из его работы под названием «Психопатология обыденной жизни», посвященной изучению именно этой узкой темы [З. Фрейд, 1901]. Сегодня же мы подробно расскажем вам лишь о том, что такое оговорка по Фрейду, простыми словами объясняя ход и результаты его исследований в этой области.

Оговорка по Фрейду: что это значит?

Под оговоркой подразумевается употребление человеком в устной речи слова, отличного от желаемого. Простыми словами, оговорка проявляется в том, что человек говорит не то, что он хотел (намеревался) сказать.

Как мы уже говорили ранее, Фрейд был уверен в том, что ошибочные действия (в частности, оговорка) возникают по каким-то психологическим причинам. Следовательно, за ними стоит какой-то смысл, исследуя который можно познать личность человека.

Чтобы понять, что означает выражение «оговорка по Фрейду», необходимо детально изучить то, как она возникает.

Механизмы возникновения оговорок

В попытках объяснить результат оговорки с психологической точки зрения, Фрейд задавался вопросом о том, почему человек оговаривается так, а не как-то иначе, ведь из бесконечного множества вариантов искажений человеческий мозг выбирает именно то слово, которое получается в результате оговорки, а не какое-то иное. Его интересовало то, происходит ли этот выбор случайным образом или же он основывается на чем-то важном.

Фрейд соглашался с тем, что соматические условия, открытые другими исследователями, могут способствовать возникновению оговорок, однако считал их недостаточными для того, чтобы человек оговаривался только из-за них.

Исследуя оговорки, Фрейд заметил, что в большинстве случаев их смысл совершенно очевиден, хотя некоторые оговорки и вовсе кажутся абсолютно бессмысленными. Однако даже такие оговорки при тщательном рассмотрении имеют значение.

Исследуя смысл оговорок – их значение и намерение, Фрейд проверял свои предположения, изучая множество примеров.

Доказательства осмысленности оговорок

Фрейд нашел доказательство своих идей в творчестве великих поэтов, которые пользуются оговоркой, как средством речевой выразительности, отражающим истинные мотивы своих героев.

Так, например, в одной части драматической трилогии Фридриха Шиллера «Валленштейн» Квестенберг спрашивает у Октавио, куда он так торопится, на что тот отвечает ему «К ней» вместо того, чтобы ответить «К герцогу», поскольку реальной причиной, по которой он мечтает о мире, является именно его возлюбленная.

Тот же самый прием был найден в пьесе Уильяма Шекспира «Венецианский купец», где Порция говорит своему возлюбленному Бассанио, что у нее есть две половины, одна из которых принадлежит ему, а другая – ему, и тотчас исправляется, говоря о том, что она хотела сказать, что она принадлежит ей, но в конце добавляет: «Так ваше все». Таким образом, Шекспир заставляет героиню оговориться и сказать то, что она чувствует на самом деле, после чего принуждает ее признать свою оговорку, но затем подтвердить правильность слов, которые она сказала в результате оговорки.

Фрейд также рассматривал искажения в употреблении имен, отмечая, что зачастую в них присутствует намерение переиначить имя путем шуточного оскорбления, на основе чего он пришел к выводу, что и при других оговорках может присутствовать то же самое намерение к оскорблению, что наблюдается при искажении имен.

Он нашел подтверждение этому факту в оговорках с комическим и абсурдным эффектом. Например, в случае, когда один человек сказал: «Я прошу вас отрыгнуть за здоровье нашего шефа», оговорка очевидным образом указывала на скрытое пренебрежение к руководителю, противоречащее почтению, которое необходимо было выразить в тосте. Тот же эффект он выявил и в оговорках, в рамках которых безобидные слова становятся неприличными, поскольку люди искажают их звучание, придавая им негативный смысл.

Так Фрейд сделал свои первые значимые выводы касательно оговорок и выявил, что во всех случаях они возникают в случае столкновения двух различных намерений: не столь важно, делает человек это специально или оговаривается «случайно», ибо присутствие прямого или скрытого намерения сказать это есть всегда.

Роль намерений в оговорках

Фрейд выделял два вида намерений: нарушенное и нарушающее. Нарушенное намерение представляет собой то, что человек хотел сказать, а нарушающее – то, что человек сказал в результате оговорки.

Важно отметить и то, что то, что человек хотел сказать, в таком случае, не является его реальным отношением к объекту говорения, т.е. то, что он хотел сказать, – это то, что ему необходимо было сказать, то, что, по его мнению, было правильно сказать. А то, что он сказал в результате оговорки, – как раз то, что он хотел сказать на самом деле, его истинное видение ситуации.

Изучая намерения, Фрейд выявил, что сказанное в результате оговорки может находиться в трех видах зависимости от нарушенного намерения:

  • Оно строго противоположно тому, что человек намеревался сказать (это говорит о том, что иногда мы оговариваемся в результате того, что хотим сказать то, что является прямым противопоставлением тому, что думаем на самом деле).
  • Оно имеет вид поправки или дополнения к тому, что человек хотел сказать (в этом случае то, что мы думаем на самом деле, не противоречит тому, что мы хотим сказать, однако есть нечто, что мы утаиваем, а в результате оговорки мы будто добавляем второй смысл к исходному смыслу намерения).
  • Оно отражает не истинное отношение человека к ситуации, а то, о чем он думал в данный момент времени и что полностью занимало его мысли.

Фрейд также изучал отношение людей к собственным оговоркам и выявил следующее:

  • Зачастую людям известно то, что они думают на самом деле, и перед оговоркой они прекрасно это осознают.
  • В других случаях, оговорившись, человек признает, что он действительно на самом деле думал то, что сказал вследствие оговорки, однако перед тем, как ее сделать, он не осознает этого.
  • Иногда люди не только не осознают свои истинные намерения перед оговоркой, но и отрицают сам факт того, что на самом деле они думают отличное от того, что хотели сказать.

Несмотря на существенные различия в этих случаях, Фрейд заметил, что абсолютно во всех ситуациях, когда происходят оговорки, намерение оттесняется человеком. Таким образом он нашел ответ на главный вопрос о том, почему человек совершает оговорку: непременным условием ее возникновения является именно подавление имеющегося у индивида намерения, а не физиологические или психофизиологические факторы.

Именно в этом и заключается суть такого феномена, как оговорка по Фрейду. Что это значит? Простыми словами, механизм оговорки следующий: человек решает (осознанно или неосознанно) не допустить в речи выражения своего истинного отношения к объекту говорения, но оттесненное им намерение все-таки проявляется в ее форме.

Фрейд интересовался оговорками и другими ошибочными действиями потому, что они способны дать обширный материал, ценный для психоанализа.

Значение оговорок по Фрейду для психоанализа

Именно анализ ошибочных действий позволяет человеку обнаружить скрытые намерения – свои или чужие, с помощью которых можно познать истинную сущность себя и других людей.

Психоанализ, возможный в ходе рассмотрения оговорок, заключается в том, что, если подметить оговорку и проанализировать, почему человек оговорился именно так, а не как-то иначе, можно понять те стороны его личности, которые он скрывает, или те, что не осознаются даже им самим.

Давайте рассмотрим, каким образом происходит психоанализ путем изучения оговорок:

  • Если человек соглашается с тем, что его оговорка или другое ошибочное действие действительно имеет смысл, то психоанализ проходит легко, поскольку исследуемый сам сможет найти этот смысл.
  • В большинстве случаев, если указать человеку на то, что в его оговорке имелся скрытый смысл, он начнет отрицать этот факт. Фрейд считал, что так называемое отрицание – острое нежелание признать тот факт, что оговорка была осмысленной и содержала в себе скрытое намерение – подтверждает то, что она на самом деле имела более чем глубокий смысл для него: человек либо понимает это, но не хочет признаваться в этом окружающим, потому что чего-то боится, либо ему страшно настолько, что он не может признаться в этом даже самому себе. В этом случае для психоанализа требуется найти так называемые «косвенные улики», которые помогут раскрыть смысл оговорки и узнать о скрытых намерениях человека, чтобы избавить его от «оков его разума».

Кратко резюмируя, можно сказать о том, что Зигмунд Фрейд выявил, что ошибочные действия, в частности оговорки, не являются хаотичными случайностями, а представляют собой целенаправленные психические акты, имеющие скрытый смысл и возникающие как результат противодействия двух различных намерений: того, о чем человек думает на самом деле, и того, что он считал необходимым или правильным озвучить.

Теперь вы знаете, что значит фраза «оговорка по Фреду». Примеры таких оговорок встречаются повсеместно: если вы начнете уделять им внимание и изучать их, вы сможете открыть для себя много нового о себе и окружающих людях. Важность изучения оговорок и любых других ошибочных действий заключается в том, что столь незначительные на первый взгляд явления на самом деле являются ключом к самопознанию, поскольку намерения не только накладываются друг на друга, но одно из них неизменно оттесняется другим, что говорит о психологических «запретах», присутствующих в нашем сознании и мешающих нам думать и действовать так, как нам хотелось бы на самом деле.

Если вы хотите избавиться от защитных механизмов своей психики, скрывающих от вас ваши же истинные желания и потребности, найти себя и перейти на абсолютно новый уровень осознанности, непременно пройдите нашу онлайн-программу «Самопознание», которая позволит вам не только лучше понять себя в теории, но и научит применять полученные знания на практике.

Желаем вам успехов и искренне верим в то, что вы обязательно найдете себя и свое место в этом мире!

А еще предлагаем пройти небольшой тест, чтобы закрепить материал статьи и проверить свои знания:

ОШИБОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ

действие, не достигающее цели. О.д. различают: по степени выраженности в зависимости от величины отклонения от норматива; степени стойкости (т.е. повторяемости); степени грубости в зависимости от этапа обучения, на к–ром оно совершено; связи с другими О.д. в синдром неуспеваемости. Наиболее общие причины О.д. (определяющие или способствующие): недостаточный уровень подготовки; недостаточные способности; недисциплинированность и нерадивость, обусловленные недостатками воспитания.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ОШИБОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ

– результат неадекватного или неполного распознания стимульного материала, воздействующих, неизвестных или чрезвычайно быстро меняющихся признаков объекта или процесса. Повышение интенсивности и скорости воздействия повреждающих факторов, например, в экстремальных ситуациях, ведёт к потенциальному росту количества О.д. Источником их возникновения, по данным исследований З. Фрейда, выступает столкновение противоречащих друг другу намерений индивида. Вследствие психической напряжённости, имеющейся у него в экстремальной обстановке, некоторые намерения (тенденции) вытесняются из сознания в подсознание и проявляют себя в форме О.д.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ОШИБОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ

общее название для целого класса действий «с дефектом», при выполнении которых обнаруживаются ошибки различного характера (см., напр., Ошибки оператора). К О. д. относятся оговорки, описки, ошибки при слушании или чтении, «закладывание» и «затеривание» вещей, ошибки памяти и др. Возникновение О. д. объясняется столкновением противоречащих друг другу намерений индивида и проявлением в столь своеобразной форме — против воли субъекта — намерения, которые он старается скрыть или которое является для него в данный момент бессознательным. Родственными О. д. являются т. н. симптоматические действия, кажущиеся случайными, бесцельными (напр., напевание про себя мелодий, «перебирание» вещей и др.), которые, согласно теории психоанализа, имеют скрытый смысл.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ОШИБОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ

действие, не достигающее цели. О. д. различают: по степени выраженности в зависимости от величины отклонения от норматива; степени стойкости (т. е. повторяемости); степени грубости в зависимости от этапа обучения, на котором оно совершено; связи с другими О. д. в синдром неуспеваемости; причине.
Наиболее общие причины О. д. (определяющие или способствующие): недостаточный уровень подготовки; недостаточные способности] недисциплинированность и нерадивость, обусловленные недостатками идейно-политического и трудового воспитания.
Результат О. д.— ошибка (отклонение автомашины, выбор режима, не соответствующего цели, искажение смысла перевода, непонятая команда и т. д.).
О. д.— один из существенных объектов психологии труда, педагогической психологии и психологии управления.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ДЕЙСТВИЕ ОШИБОЧНОЕ

общее название для целого класса действий «с дефектом», при выполнении коих обнаруживаются ошибки различного характера. Сюда относятся оговорки, описки, очитки, ослышки, забывание, затеривание, запрятывание, ошибки памяти и ошибки-заблуждения — выражение борьбы двух несовместимых бессознательных стремлений (намерений и сопротивлений), в результате коей нарушается задуманное действие и возникает ошибочный поступок. Появление действий ошибочных объясняется:
1) столкновением взаимно противоречащих намерений индивида;
2) проявлением в столь своеобразной форме — против воли субъекта — намерения, которое он старается скрыть, или которое для него в данный момент бессознательно. Родственны действиям ошибочным так называемые действия симптоматические, кажущиеся случайными, бесцельными (напевание про себя мелодий, «перебирание» вещей и пр.); согласно З. Фрейду, они имеют скрытый смысл. В психоанализе как особенно существенные выделяются две группы действий ошибочных: повторяющиеся и комбинированные. Согласно З. Фрейду, основной мотив действий ошибочных — тенденция избегать неприятные чувства в связи с воспоминаниями или иными психическими актами — психическое бегство от неприятного. Эти действия — полноценные и полноправные психические акты, в коих открывается и смысл и намерение; при столкновении двух различных намерений одно из них оттесняется, выполнение его не допускается, однако оно все же проявляется как нарушение другого намерения (=> действие случайное | симптоматическое).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

метки: Действие, Ошибочный, Оговорка, Фрейд, Второе, Забывание, Иначе, Говорить

Министерство высшего профессионального образования РФ

Российский государственный гуманитарный университет

Институт психологии им. Л.С. Выготского

Ошибочные действия

Выполнил:

Сорокин А.

III курс, 3 группа.

Москва, 2002

“Lingva lapsa verum dicit”

Оговорка выдаёт правду (лат . )

Введение

Фрейд…сегодня это уже в определённом смысле не историческая личность, а явление повседневности. Дискуссии, споры и упоминания относительно его жизни и творчества протекают на всех интеллектуальных уровнях общества. От низшего рабочего, который ничего не слышал кроме фамилии, которую он возможно с гордостью вставляет в разговор, до докторов наук и общественных деятелей. Почему именно Фрейд так запомнился? Были же его ученики, были и некоторые предтечи в плане направлений исследований которые в будущем будет разрабатывать психоанализ, но запомнился именно Он.

Скорее всего, дело в том, что его учение стало революционно по своей сути, революционно, как открытие ядерного распада и первый запуск человека в космос. Ещё консервативное общество того времени, когда он опубликовал первые свои труды, с шоком отнеслось к этому. Моё личное мнение, что сегодняшние так же не утихающие дискуссии о психоанализе, это отчасти эхо настроений того времени, только сегодня, скорее со знаком + нежели . Фрейд уже давно признан и сегодня по большей части его хотят понять, а не отвергнуть или, что хуже очернить. В истории гениальности так часто бывает, гений даёт обществу такие творения, что они превращаются в наследие, понять в полной мере которые ещё предстоит.

Однако сам Фрейд заботился о трактовке собственных взглядов, лично читая лекции как врачам так и не специалистам. Поэтому была издана книга “Введение в психоанализ”, где в предисловии сказано, что необходимость возникновения этой книги заключается в “возможности сохранить бесстрастность научного трактата” , а так же “дать материал в целостном завершённом виде” .

Для данной работы я избрал первую часть книги “Ошибочные действия”. Это первые лекции, которые были прочитаны в период 19151916 года.

26 стр., 12767 слов

Психоанализ о кино и кино о психоанализе

Таким образом, смысл изображения зависит от тех кадров, которые ему предшествуют в фильме, а их последовательность создает новую реальность, не являющуюся простой суммой использованных элементов. Р. Леенхардт добавлял, что следует также принимать в расчет длительность каждого изображения: короткая длительность подходит для забавной улыбки, средняя – для безразличного лица, долгая – для выражения …

Ошибочные действия

Ошибочные действия – это психопатология в обыденной жизни, краткий сбой в психической функции, когда вытесненное актуализируется в обход сознанию, или совершение другого действия вместо задуманного.

По содержанию ошибочные действия весьма разнообразны. По-Фрейду они могут проявляться через: 1) оговорки, описки, очитки, ослышки. 2) забывание, запрятывание, затеривание, ошибки-заблуждения. Главное различие двух групп в том, что в первом случае нечто намеренно актуализируется, а во втором нечто намеренно не актуализируется.

Оговорки – один из распространённых видов ошибочных действий, разделяются по принципу на: замену слов противоположными и искажение слов смысл которых остаётся вполне ясным.

Границы ошибочных действий задаются тремя следующими условиями.

1) Ошибочное действие не выходит за определённые рамки, оно должно оставаться “в пределах нормальных явлений”.

2) Ошибочное действие имеет характер преходящего, временного нарушения.

3) Заметив ошибочное действие, мы обычно ничего не знаем о его мотивах, нам кажется, что оно совершенно случайно и непреднамеренно.

Чтобы сразу отсечь большее число претензий к теории, например, таких как утверждение Вундта, что у утомлённого человека ассоциативные наклонности начинают преобладать над интенцией к верному произношению слов, нужно сказать что. Опыт показывает, что ошибочные действия проявляются у лиц, которые не устали, не рассеяны и не взволнованны. И почему подобные теории не могут дать исчерпывающего объяснения тому, что человек оговорился так а не иначе?

Начиная исследования при такой постановке вопроса, Фрейд и сам себе задаёт вопрос “существует ли что-то, что заставляет меня оговориться так, а не иначе?”. Ещё Мэрингер и Майер отмечали такие виды оговорок, как: перемещения, предвосхищения, отзвуки, смешения, замещения и субституции. Ф. пишет о том, что наибольший интерес представляют случаи таких оговорок, когда говорят совершенно противоположное тому что собирались. Он говорит это потому, что такие примеры в наибольшей степени подтверждают такой немаловажный постулат его теории ошибочных действий, как то, что: “ошибочные действия возникают в результате интерференции двух различных намерений, из которых одно можно назвать нарушенным, а другое нарушающим”. Следуя этому пути, ошибочные действия сами по себе в таком их понимании, имеют смысл, они являются совершенно правильными, только они возникают вместо другого ожидаемого или предполагаемого действия, но как показывает жизнь это намерение и является первично верным. Очевиден ли их смысл или он требует некоторых размышлений – вопрос второй важности. Фрейд говорил что в первом случае смысл заменяется, а во втором искажается.

7 стр., 3206 слов

Психоанализ зигмунда фрейда

… сексуальных представлений совершается неполностью, и тогда «ущемленный комплекс» проявляется в виде ошибочных действий, оговорок, в сновидениях, а в более тяжелых случаях — в форме … при изучении своей личности.   3) Психический детерминизм – основной принцип психоанализа Фрейда Душевная жизнь – это «последовательный непрерывный процесс». Каждая мысль/чувство/действие имеют свою причину, …

Однако подавление имеющегося намерения что-либо сказать, является непременным условием возникновения оговорки во всех случаях, когда за ней не стоит чисто физиологическая причина, а психический акт. О таком роде ошибочных действий, как забывание, Фрейд писал, что не может поверить ни в какую причину этого, кроме как неподконтрольная актуализация вытесненного намерения вместо замещающего его.

Подчёркиваю, что Фрейд не объясняет сущность процесса, говоря, что природу тенденции нарушающей речевое намерение нельзя определить по её проявлениям.

Фрейд придавал анализу ошибочных действий огромное значение и написал о них одну из самых знаменитых своих книг — «Психопатологию обыденной жизни» (1901. За ошибкой, по Фрейду, кроется вытеснение чего-то неприятного, что не может быть высказано напрямик (примерно так же Фрейд интерпретировал и остроумие — см. анекдот) Демонстрируя смысл ошибочных действий, он приводит такие примеры: «Если одна дама с кажущимся одобрением говорит другой: «Эту прелестную новую шляпку вы, вероятно, сами обделали?» (вместо — отделали) — то никакая ученость в мире не помешает нам услышать в этом разговоре фразу: «Эта шляпка безнадежна испорчена». Или если известная своей энергичностью дама рассказывает: «Мой муж спросил доктора, какой диеты ему придерживаться, на это доктор ему ответил — ему не нужна никакая диета, он может есть и пить, все, что я хочу», то ведь за этой оговоркой стоит ясно выраженная последовательная программа поведения».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что такое ошибочно перечисленные денежные средства
  • Что такое приоритет ошибки какие могут быть приоритеты
  • Что такое ошибка при выполнении приложения сервера
  • Что такое ошибки статистического наблюдения
  • Что такое ошибка при авторизации