Что такое работа над ошибками

Cкачать: Доклад-сообщение по русскому языку на тему "работа над ошибками".

                     Сообщение-доклад

   на производственную учёбу педколлектива

             МБОУ ООШ пос. Рамоново

Тема: «Работа над ошибками в школе: основные способы  проведения
работы над ошибками»

                    https://pedsovet.su/_pu/57/88581280.jpg

                                                                      
Скажи мне — и я забуду,

                                                                           
покажи мне — и я запомню,

 
дай мне сделать — и я пойму

Конфуций.

Каждый
 учитель   мечтает о том, чтобы ребята на его уроке
работали   творчески и  успешно. Сегодня нет такого учителя,
который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным,
ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха
для каждого ученика?». В.А. Сухомлинский писал: «Интерес к учению
появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»

Поэтому
передо мной встала задача, как организовать учебный процесс, чтобы разные по
уровню обучаемости, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными
стандартами образования и при этом сохранили физическое и психологическое
здоровье.

    Я
считаю, что успешным результатом профессионального мастерства педагогов
является результативность их деятельности.  Стремясь к успеху нужно всегда
помнить об этой прописной истине.  Каждый может, приложив определенные усилия,
расширить предел своих возможностей. Не всегда все получается сразу. Но если не
сдаваться, не опускать руки, то усилия вознаградятся.

     Работа над ошибками — это работа
учеников, направленная на анализ и исправление допущенных недочетов. Основной
целью ее является разбор и проработка ошибок и неточностей, сделанных при
выполнении проверяемого задания. Она обеспечивает дифференцированный подход к
ученикам, позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и навыках
детей, формирует умение систематизировать и обобщать, закреплять полученные
знания.

При творческом подходе учителя к данной
деятельности у ребенка можно развить правильное отношение к ошибкам,
умение работать с ними.

   Когда и где выполняется работа над
ошибками?

Работа над ошибками может проводиться в
классе, совместно с учителем, или дома, возможно, под контролем родителей. Если
учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен
быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы.
Возможно, для этого понадобится каждому ребенку выдать памятку с порядком
выполнения действий.

Работу над ошибками проводят, как правило,
после контрольных, самостоятельных или творческих работ. В практике отдельных
учителей встречается планомерная деятельность по анализу и исправлению ошибок,
допущенных в каждой классной или домашней работе.

     Работе
над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено
занятие полностью или его часть. Это решает учитель в зависимости от
объема работы и способностей коллектива. В практике каждого учителя может
присутствовать своя индивидуальная организация данной деятельности. Приведем
несколько примеров, встречающихся наиболее часто в обучающем процессе.

·        
Учитель просит поднять руку тех учеников, которые допустили ошибки
в первом предложении (задании, вопросе). По желанию или по решению
педагога к доске выходит один из школьников и выполняет работу на доске.
Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях.

·        
При данной форме организации урока один ученик выполняет
работу над своими ошибками у доски, остальные учащиеся исправляют свои недочеты
в тетрадях. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время,
затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель теряет контроль
над коллективом. Для того, чтобы этого избежать, нужно, чтобы каждый ребенок
мог обратиться к педагогу за помощью, не отвлекая при этом остальных детей.

При такой организации работы возникает
необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не
допустив в ней ошибок. Лучше всего, если это будет творческая деятельность.
Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи
повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее
интересные из которых потом можно выполнить всем классом.

·        
Иногда учителя, в целях экономии времени на уроке, выделяют для
себя только типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении задания, и
проводят работу только над ними. В этом случае анализ и исправление наиболее
распространенных недочетов выполняет весь класс вместе. Для этого к доске
вызываются школьники по желанию, по очереди или по решению преподавателя, в
зависимости от того, кто какие ошибки допустил в своей работе.

         Работа над ошибками
выполняется по определенному алгоритму
, определенному учителем. В начальной
школе рекомендуется, чтобы у каждого ученика была памятка о порядке выполнения
действий.

Например, на уроках русского языка
алгоритм выглядит следующим образом:

·        
Просмотреть всю работу, обратить внимание на исправления учителя.

·        
Найти ошибку, верно выписать слово, вспомнив правило по данной
теме.

·        
Поставить ударение, выделить орфограммы.

·        
Подчеркнуть то место, где была допущена ошибка.

·        
Подобрать одно или несколько слов/словосочетаний, аналогичных
проверяемым.

Подобным же образом происходит работа над
синтаксическими ошибками. Нужно выписать предложение, в котором допущена
ошибка, выделить члены предложения, вспомнить правило по данной теме. Далее
рекомендуется написать свое предложение так, чтобы его схема соответствовала
проверяемой конструкции.

После творческих работ, например,
сочинения или изложения, может потребоваться работа над стилистическими,
речевыми ошибками.

Памятка-помощник.

Некоторые учителя в своей практике
используют карточки — памятки. Их может изготовить преподаватель и раздать
всем ученикам класса, а можно выполнить вместе с ребятами под контролем
педагога. В них пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:

·        
Тема.

·        
Примеры.

При проверке работы на полях тетради
ставится номер, соответствующий номеру на памятке. Это облегчает работу
учащихся, но и совершенствует систему знаний, благодаря наглядности,
использованию зрительной памяти. Учащийся неоднократно обращается к данной
карточке, что способствует лучшему запоминанию материала.

Проверка и подведение итогов.

В конце работы над ошибками следует
провести проверку. Существует несколько форм ее организации.

·        
самопроверка;

·        
работа в парах (в данном случае
желательно, чтобы уровень учащихся был разным);

·        
работа
в группах
, когда сильный ученик может проверять и
давать консультации отстающим;

·        
работа со всем классом.

   Важно, чтобы учащиеся могли обратиться
за помощью к учителю в случае возникающих затруднений.

В конце работы над ошибками необходимо
подвести итог.

Работа над ошибками должна проводиться
систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При
организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные учащимися, их навыки
самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления
пройденного материала.

Ошибки, которые не исправляются, вот настоящие ошибки.

      Каждый человек имеет право на ошибки, но надо уметь их
исправлять. Ошибка, однако, опасна, если она повторяется, опасна не столько
тем, что оставляет следы в мышцах руки, сколько тем, что приучает ученика
относиться невнимательно, без размышления к своему письму. Опасна она может
быть и в том случае, если ученик не знает, что это ошибка, и думает, что так и
надо писать.

Ошибки бывают разные: графические, орфографические,
пунктуационные.

    Графические ошибки связаны с неправильным воспроизведением
звукового состава слова: пропуск букв, их перестановка, замена, вставка лишних
букв. Они – следствие просчетов в период обучения грамоте.

Орфографические ошибки – неправильный выбор буквы при написании
слова. Они обусловлены различными обстоятельствами: недостаточно сформированная
ориентировка в слове (дети не умеют выделить ударение, определить позицию звука
– гласного, согласного); неумение подобрать

слово с сильной позицией звука; смешение сходных написаний;
неумение применить известное правило к конкретному случаю.

     Пунктуационными ошибками считаются: отсутствие или неверная
постановка знака препинания в конце предложения, отсутствие запятой при
перечислении или неверная постановка запятой при наличии союза «и».

Система работы по исправлению
ошибок на уроках русского языка.

Достичь орфографической грамотности обучающихся можно лишь
ежедневным упорным трудом, начиная с I класса. Более насыщенной может быть
работа в последующих  классах.

     Один из приемов повышения грамотности – развитие орфографической
зоркости при коллективной работе над ошибками. Начинаем ее с проверки тетрадей.
Проверять их надо все и каждый день.

    Каждая письменная работа ученика должна быть проверена и
оценена учителем. Нельзя думать, что только проверочный диктант является
средством проверки грамотности. И списывание различных видов, и всевозможные
диктанты, и изложения, и сочинения, выполненные детьми, могут дать учителю
материал для оценки и суждений о том, насколько дети усвоили пройденное
правило, что нужно доработать в классе, что должны дополнительно выполнить
отдельные ученики.

    Способы исправления ошибок, допущенных детьми, различны.
Прежде всего – когда исправляются ошибки? Если работа небольшая, она может быть
исправлена непосредственно по написании.

    Письменные работы исправляет учитель, но к исправлению следует
привлекать детей. Известно, что дети иногда не замечают ошибок, которые они
делают, хотя и знают правила; иногда ошибки делаются по невнимательности, по
рассеянности. У детей нет орфографической зоркости – ее надо воспитывать.

   Дети списали или написали по памяти слово, предложение или
небольшой отрывок. Затем они должны внимательно рассмотреть текст и сличить с
тем, что написано на доске или в книге. Практикуется иногда и взаимная проверка
работы: дети передают тетради друг другу, и, найдя ошибку, говорят учителю и
подчеркивают ее; по возвращении тетрадей дети исправляют каждый свою работу.
Работа может исправляться коллективно: учитель вызывает одного ученика из
детей, тот читает или пишет на доске, объясняет, все исправляют свои ошибки.
Эти способы, однако, не исключают необходимости последующего просмотра тетрадей
и исправления их учителем в классе или дома.

Как исправлять ошибки?

 Существует множество способов исправления орфографических ошибок.
Один из приёмов работы над ошибками — индивидуальный подход в исправлении
ошибок при проверке письменных работ.

— ошибочно написанное слово зачеркивается, а вместо него пишется
слово в правильном виде;

— зачеркивается или заштриховывается неправильно написанная буква,
над словом надписывается нужная буква или – что еще лучше – целое слово;

— ошибка или слово с ошибкой подчеркивается, на полях делаются
пометки: пишется нужная буква или слово в исправленном виде, или ставится
вопрос (что делать? что делает? какая? каким?), указывается параграф учебника,
делается ссылка на правило и т. д.;

— у большинства детей ошибочно написанная буква зачеркивается или просто
подчеркивается без каких–либо замечаний;

— у более сильных обучающихся подчеркнуть все слово с ошибочным
написанием;

— у более слабых обучающихся исправлять лишь трудные для них
орфограммы, в основном в корнях глаголов, а в корнях существительных и
прилагательных зачеркнуть;

— другим необходимо дать шанс самим найти ошибку по вынесенной
красной точке перед словом или строкой, в которых были допущены ошибки;

— поставить палочку на полях на той строчке, где допущена ошибка
(дети сами ищут слово с допущенной ошибкой и исправляют ее).

Цель такой работы: заставить ученика вдуматься
в данную орфограмму (или слово) и исправить ее.

Этот процесс творческий, трудоёмкий, отнимающий много времени, но
такой труд окупается более высокой грамотностью.

   Выбор способа исправления зависит от нескольких условий: от
класса,  степени подготовки ученика и от характера допущенных им ошибок. Если
ошибку допустил сильный ученик, ее достаточно подчеркнуть – ученик сам исправит
ее, если ученик делает много ошибок, то его работа требует тщательного исправления
ее учителем. Причем в отдельных случаях учитель дает указания ученику, как надо
исправить ту или иную ошибку. Там, где возможно, надо привлекать самих учеников
к исправлению своих ошибок.

      Общий же принцип исправления ошибок сводится к тому, чтобы
не парализовать самостоятельности детей, чтобы ученики работали над своими
ошибками, а заставляет детей размышлять и самостоятельно работать.

    Под работой учитель подписывает, кроме оценки, указания о том,
что надо выполнить ученику сверх задания, данного всему классу: повторить
правило, проделать то или другое упражнение, подобрать или составить
предложения, обратить внимание на почерк.

   Все дети, как правило, выписывают в исправленном виде слова или
предложения, в которых они сделали ошибки; кроме того, очень полезным приемом в
данном случае является подбор аналогичных или противоположных по правописанию
примеров; например, если ученик 3 класса сделал ошибку «Мы пошли по деревни»,
он должен написать: «Мы пошли по деревне, по пашне, по аллее, по плотине» и
т.п. Наряду с этим можно написать примеры: «Мы пошли около деревни, около рощи,
около плотины, около речки» и т. п.

    При раздаче тетрадей учитель разбирает наиболее типичные
ошибки детей, повторяет с ними те правила, которые нужны для понимания этих
ошибок, дает дополнительные упражнения.

     Ограничиться исправлением ошибок только на одном уроке
нельзя, нужна упорная борьба с ошибками на протяжении более или менее
длительного периода времени, пока учитель не убедится, что те или другие ошибки
изжиты. Для более успешной борьбы с ошибками следует рекомендовать учет ошибок,
допускаемых учениками.

    Или в начале года учитель заводит журнал для учета ошибок; для
каждого ученика отводится одна — две страницы, куда при просмотре письменных
работ заносятся слова в том виде (ошибочном), в каком они написаны детьми,
причем всякий раз указывается дата и вид работы (списывание, диктант,
изложение), в которой допущены данные ошибки. Рекомендуется выписывать слова не
только с ошибками, но и с описками, а также с исправлениями, сделанными самими
детьми. Страница тетради учителя, отведенная определенному ученику, может иметь
примерно такой вид:

04.02.19 (диктант) диревня, встепе, степ, тлега, ришать

22.03.19 (изложение) точька, пошол, небыл, сним

Но наиболее эффективным является тот, где учитель фиксирует не
только типичные ошибки обучающихся  класса, но и типичные индивидуальные ошибки
слабоуспевающих обучающихся.

Дата проведения работы и вид работы

Типичные ошибки класса

Индивидуальные ошибки слабоуспевающих обучающихся

15.12.20.

Диктант по теме «…»

Правописание безударных гласных в корне: хлистал, посодили

1) Иванов Петя            (- жи – ши -, — ча – ща -, — чу – щу
-)

лыжы

Подобная форма анализа ошибок дает  возможность не только вовремя
ликвидировать типичные ошибки, но и своевременно прийти на помощь
слабоуспевающим ученикам, методически правильно спланировать индивидуальную
работу с ними и опрос на уроке.

При раздаче исправленных работ и на последующих уроках учитель
вызывает ученика, сделавшего эти ошибки, и просит его написать те (или
аналогичные) слова, в которых он сделал ошибки. И так учитель поступает до тех
пор, пока не убедится, что ученик не делает больше ошибок. Индивидуальный учет
ошибок необходим для того, чтобы можно было организовать борьбу с ними. Зная
конкретные ошибки ученика, учитель будет знать, какие затруднения испытывает  ученик,
какие ошибки наиболее устойчивы в его работах, будет давать ученику
дополнительные задания с целью помочь ему изжить эти ошибки.

      Ведя строгий учет ошибок, учитель всякий раз должен
отдавать себе отчет, в чем причина затруднений всего класса и отдельных
учеников
. Учитель, заинтересованный в успехах класса и отдельных учеников,
устанавливает характер ошибок. Многие из них зависят от недостаточно твердого
усвоения правила, от малого количества упражнений, от неправильной их
постановки; ясно, в каком направлении придется вести дальнейшую работу. Часто
учитель не учитывает того, что изученное с детьми правило охватывает большое
количество разнообразных случаев. Например, таким общим характером отличается
правило о правописании безударных гласных в корнях слов: сюда относятся не
только такие случаи, как столы – стол, гора – горы, весна — вёсна, но
и такие, как рядовой, рябина, висеть, весельчак и т. п. Для того,
чтобы дети научились применять данное правило, необходимо включить в упражнения
не только слова, сходные с теми, на которых давалось объяснение правила, но и
постепенно, по мере овладения детьми навыком, вводить и более трудные слова,
подходящие под данное правило.

     Ошибки у детей возможны и от невнимательности; сюда относятся
описки разного рода, пропуски, добавления и перестановки букв и слогов в словах.
В таких случаях нужна работа по воспитанию внимания детей. Нужно чаще проводить
такие упражнения, как предупредительный диктант, разложение слов на слоги и
звуки, выделение из слов отдельных звуков, списывание целыми словами с
последующей проверкой написанных слов и т. п..

    Для исправления таких ошибок в процессе обучения грамоте,
учителю следует каждому ученику выдавать “Волшебный квадрат”. Этот квадрат
лежит у ученика в тетради. Учитель поясняет, что квадрат будет обладать
волшебной силой, если дети научатся им правильно пользоваться. Для этого
квадрат накладывается на слово. Постепенно двигая его вправо, ученик открывает
первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом, он легко обнаружит
пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не даёт ему
скользить по строке, заставляет быть внимательнее. Этот простой приём даёт
хорошие результаты.

     Для успешной борьбы с ошибками важно также учитывать характер
того правила, которое нарушается детьми. Если, например, обучающиеся III класса
делают еще ошибки в сочетания жи — ши, ча — ща, чу – щу, то
искоренить их возможно упражнениями с подчеркиванием этих сочетаний. Если дети
не умеют писать такие слова, как чьи, сучья, комья, лисьи, в которых они
пропускают ь (разделительный), то их следует упражнять в звуковом
анализе слов, чтобы они слышали здесь раздельное произношение согласного и
гласного звука. Затруднения в правописании буквы е в формах
предложного падежа (в деревне, в тетрадке) устраняются сопоставлением
безударных окончаний с ударными окончаниями (в столе, в земле). Усвоив эти
написания, дети могут ошибаться в таких словах, как в тетради,  на
кровати, на скатерти. В таких случаях нужны упражнения, связанные с
противопоставлением: в тетрадке – в тетради, в колыбельке – в колыбели, на
кроватке – на кровати. Ошибки в написаниях, не проверяемых произношением,
вроде кастрюля, паром, лестница, чувство, воробей, автомобиль, товарищ –
устраняются иными способами: составление словариков по алфавиту и по темам,
постоянным использованием такого рода слов в упражнения, вывешиванием списков
трудных слов, произношением их по слогам.

Использование памяток при
работе над ошибками

Правильно организованная работа над ошибками является одним из
путей повышения качества обучения русскому языку. Без работы над ошибками
вообще теряется смысл многочасового труда учителя по проверке тетрадей.

  Для индивидуальной работы над ошибками с I класса использовать
памятку «Мои ошибки». Для этого ученик в тетрадь записывает слово, в котором
сделал ошибку, орфограмму выделяет зеленым цветом и наклеивает картинку,
например, слово каток или слово девочка. И так поступает с
каждым словом ежедневно. Ученик понимает смысловую сторону слова и запоминает
его образ. За первые два года обучения в личной памятке у многих обучающихся
накапливается ряд слов, в которых были допущены ошибки.  Работу над ошибками  дети
проводят ежедневно перед выполнением домашней работы, а не после, и она
помогает в повышении грамотности.

  Дома ученик записывает все слова, в которых допущена ошибка, и
выделяет пра­вильную букву (это первый этап).  Работа с памяткой «Мои ошибки»
— процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд оку­пается
более высокой грамотностью.

  На первом этапе всем необходима памятка «Работа над ошибками»,
которая подсказала бы ему, на какое правило допущена ошибка и в которой был бы
дан образец, указывающий, как правильно исправить такую ошибку. Каждое правило
имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запомнить
и соотносить с орфограммой. Порядковый номер используется только для того,
чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную ему орфограмму. Это
побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала.

    Таким образом, к концу 4-го года обучения большинство
обучающихся усваивает основные орфограммы, умеет применять нужные правила при
письме.

   Если обучающиеся вооружены приемами работы с «Памяткой» для
работы над ошибками, то они могут самостоятельно работать над исправлением
своих ошибок, повторить забытые ими правила, совершенствовать навыки грамотного
письма. Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа
обучающегося над своими ошибками.

 Учитель не столько даёт слова в готовом виде, сколько заставляет
учеников размышлять и самостоятельно работать.

    Приёмы самостоятельной работы обучающегося над своими ошибками
могут быть самыми разнообразными. Работа над ошибками должна проводиться в
определённой системе, и начинаться с формирования самостоятельного нахождения
ошибок.

       При подготовке к работе над ошибками учитель выписывает
слова, в которых ошиблось наибольшее число обучающихся; подбирает материал для
закрепления правописания. Сначала весь класс работает над типичными ошибками;
затем исправляются ошибки, допущенные отдельными детьми в индивидуальном
порядке. Целесообразно при работе над ошибками придерживаться определенной
схемы. Можно использовать такую таблицу, которую ученики записывают в тетради:

Слово, в котором допущена ошибка

Правило

Проверочное слово

Пример на это же правило

река

№ 7

реки

зимы — зима

сорока

№ 8

ворона

           Работу над устойчивыми ошибками надо проводить
следующим образом. Всю неделю повторять правило на ту
орфограмму, в которой большее число детей и чаще всего делают ошибки. Каждый
день по 5 минут
уделять только одной орфограмме. Например:

Понедельник: разделительные ъ и ь знаки
(повторение правила)

Вторник: написать 5 слов на данную
тему с объяснением

Среда: те же слова, но под диктовку, без
объяснения (учитель проверяет и выписывает слова с ошибками)

Четверг: слова с ошибками и новые слова

Пятница: небольшой диктант с этими
словами (учитель проверяет и выписывает слова с ошибками)

Суббота: новый диктант со словами с
ошибками.

Если есть снова ошибки – работу провести сначала.

   Своевременная и сознательная работа обучающихся по исправлению
своих ошибок – важнейшее условие обеспечения их орфографической грамотности в дальнейшем.
Целесообразно проводить отдельные уроки работы над ошибками, особенно после
диктантов, сочинений и изложений.

    Работа над ошибками принесет положительные результаты лишь в
том случае, если учитель будет тщательно к ней готовиться и проводить ее
систематически, а также, если обучающиеся будут вооружены приемами выполнения
этой работы как на уроке, так и при самоподготовке дома.

Серьезное значение приобретает вопрос о внимательном отношении
детей к своим тетрадям. Опрятное, бережное отношение ученика к своей тетради
свидетельствует об известном уровне грамотности и общей культурности ученика.

Многое в содержании и организации ученической тетради зависит от
учителя.

       Недаром говорят, что тетрадь ученика – зеркало работы
учителя
. Учитель, заботящийся о грамотности детей, следит за тем, чтобы
тетрадь была грамотно подписана, обернута, чтобы не вырывали из нее листов;
чтобы каждый день в тетради в начале урока были записаны число и месяц, была
указана тема урока или вид работы.

   Внимание учителя должно быть направлено и на устранение каллиграфических
ошибок: нарушение конфигурации, соотношения частей в букве, высота и ширина
букв, расстановка их на строке. Заметив, что ученик неправильно пишет ту или
иную букву, учитель показывает (в тетради ученика), как следует ее писать, и
следит за тем, чтобы в дальнейшем ученик писал правильно. Заботиться о
правильном написании букв учитель должен не только в 1 и 2 классах, но и 3, 4,
5 и последующих классах. Уроки правописания являются в то же время и уроками
чистописания. При проверке тетрадей учитель делает указания, на что надо
ученику обратить внимание при письме букв.

    Систематическая работа по предупреждению ошибок и
своевременная сознательная работа обучающихся по их исправлению – важнейшее
условие обеспечения орфографической грамотности.

Заключение

Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы обучающиеся
стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет
успеха в повышении грамотности обучающихся. Надо заставить ребят серьёзно
относиться к своим ошибкам, и возбудить желание избавиться от них.

    В заключение хотелось бы отметить, что использование
разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над ошибками,
активизирует мыслительную деятельность школьников, повышает интерес к овладению
богатствами языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас, способствует
быстрому и прочному развитию орфографической зоркости обучающихся, формированию
у них умения сознательно применять изученные правила, вследствие чего
формируется навык грамотного письма.

Список литературы:

1.
Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии.

  
Д.Н. Богоявленский  М.. Высшая школа, 1996.

2.
Бондаренко, С.М. Работа над ошибками в начальной школе. Серия     «Педагогика и
психология». «Знание». №3. 1974.

3.
Борисенко, И.В. О речевом аспекте в обучении орфографии. Начальная

  
школа. № 5. 1994.

4.
Граник, Г.Г. Секреты орфографии.  Книга для обучающихся.

  
 М.: Просвещение, 1991.

Работа над ошибками- что это???

У учителя нет свободной минутки, а тут ещё нужно организовать с детьми, да ещё и на уроке , работу над ошибками. Как это сделать, чтобы и урок не пострадал и дети осознанно относились к своим ошибкам. Ведь недаром народ придумал высказывание: «На ошибках учатся». Обратимся к разным источникам: что такое работа над ошибками?

1. Работа над ошибками — это работа учеников, направленная на анализ и исправление допущенных ошибок, недочетов. Основной целью ее является разбор и проработка ошибок и неточностей, сделанных при выполнении проверяемого задания.

2. Работа над ошибками- это работа учеников и учителя, направленная……каждый может написать продолжение этого предложения и у каждого получится правильно т. к каждый преследует свою цель.

Но у каждого участника этой деятельности будет формироваться умение систематизировать и обобщать, закреплять полученные знания. Да, да и для педагога тоже, как преподнести материал, чтобы мой партнёр(ученик) захотел правило запомнить, выучить, избежать ошибок.

Думаю, что при творческом подходе учителя к данной деятельности у ученика можно развить правильное отношение к ошибкам, умение работать с ними. Проведение работы над ошибками способствует тому, что итоговая оценка отражает действительный уровень подготовленности.

В начале своей педагогической деятельности я формально к этому относилась: раздала детям памятки , объяснила как делать, они и выполняли, то , что я требовала. Но ошибок не становилось меньше, а те дети, которые также как и я формально к этому отнеслись, продолжали в этих же словах и примерах делать ошибки. Возник вопрос: что делать или не делать?

Поэтому сначала я поменяла к этому виду деятельности отношение сама, а дети гораздо быстрее к этому поменяли отношение.

Работа над ошибками может проводиться в классе, совместно с учителем, или дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы. Возможно, для этого понадобится каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий.

Работу над ошибками проводят, как правило, после контрольных, самостоятельных или творческих работ. Я начала проводить работу над ошибками после очередной классной работы. Я начала делать эту работу в классе на примере самых распространённых ошибках и всё это делала в игровой форме, иногда сама намеренно делала описку на доске и просила сделать работу над моими ошибками.

В настоящее время я эту работу продолжаю, но уже меньше, т.к ошибок стало в разы меньше.

Ребёнок должен видеть переживания за него учителя и свои переживания и стараться не повести себя и учителя. Работе над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это решает учитель в зависимости от объема работы и способностей коллектива. В практике каждого учителя может присутствовать своя индивидуальная организация данной деятельности. Приведу несколько примеров, встречающихся наиболее часто в обучающем процессе.

Учитель просит поднять руку тех учеников, которые допустили ошибки в первом предложении (задании, вопросе). По желанию или по решению педагога к доске выходит один из школьников и выполняет работу на доске. Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях. Таким образом, дети прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и всем классом, что может быть как плюсом, так и минусом данного способа.

Использование данной формы организации возможно после проверочных работ (контрольных, самостоятельных, срезов).

При данной форме организации урока один ученик выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные учащиеся исправляют свои недочеты в тетрадях. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель теряет контроль над коллективом. Для того, чтобы этого избежать, нужно, чтобы каждый ребенок мог обратиться к педагогу за помощью, не отвлекая при этом остальных детей.

При такой организации работы возникает необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не допустив в ней ошибок. Лучше всего, если это будет творческая деятельность. Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее интересные из которых потом можно выполнить всем классом.

Иногда учителя, в целях экономии времени на уроке, выделяют для себя только типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении задания, и проводят работу только над ними. В этом случае анализ и исправление наиболее распространенных недочетов выполняет весь класс вместе. Для этого к доске вызываются школьники по желанию, по очереди или по решению преподавателя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил в своей работе.

У каждого моего ученика есть памятка.

Работа над ошибками

Ошибки в написании

Алгоритм работы над ошибками

1

Пропуск, перестановка, замена, употребление лишней буквы или неизученная орфограмма.

Запиши слово. Подчеркни место, где была допущена ошибка.

2

Заглавная буква в начале предложения.

Дети ждали приезда отца

Запиши предложение правильно.

3

Заглавная буква в именах собственных, Россия, Рубцовск, Алей, Ирина, Барсик.

Запиши слово правильно, приведи пример.

4

Перенос слова. Предпочтителен такой перенос, при котором части слова не разбиваются (подо-ждать по-гулять)

Запиши слово, раздели его на слоги и раздели для переноса.

Сос|на .Приведи пример.

5

Непроверяемые безударные гласные в корне слова: квартира (по словарю)

Найди слово в словаре, запиши верно, выдели корень, поставь ударение, подчеркни орфограмму, приведи пример.

6

Непроверяемые согласные в корне слова: вокзал (по словарю)

Найди слово в словаре, запиши верно, выдели корень, подчеркни орфограмму, приведи пример.

7

Гласные –и, — а,-у после шипящих согласных: мыши, чаща, щука.

Запиши слово, подчеркни орфограмму, приведи пример.

8

Проверяемые безударные гласные в корне слова: трава — травы

Подбери проверочное слово, запиши слово верно, поставь ударение, выдели корень, подчеркни орфограмму, приведи пример

9

Парные согласные в корне слова:

завод – заводы, берёзка- берёзы

Подбери проверочное слово, запиши слово верно, выдели корень, подчеркни орфограмму, приведи пример

10

Непроизносимые согласные в корне слова: устный – уста, честный – честь,

опасный — опасен

Подбери проверочное слово, запиши слово верно, выдели корень, подчеркни орфограмму, приведи пример

11

Сочетание –чк,- чн , щн, рщ пишется без мягкого знака: дочка, ночка, сливочный, овощной.

Запиши слово. Подчеркни сочетание, приведи пример.

12

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных: конь, вольно, ходьба

Запиши слово правильно, приведи пример.

13

Буквы ь и ъ разделительные

въезд, объявление, бьёт, полью

Определи часть слова. Запиши слово правильно, приведи пример.

14

Безударные гласные – е- -и— в окончаниях имён существительных

узнал (о чём)?)о газете ( 1-е скл., пр.п.)

рассказал (о чём?) о журнале, ( 2-е скл., пр. п.),

написал (о чём?) о повести ( 3-е скл., пр.п.)

Выпиши словосочетание с вопросом. Определи склонение и падеж имён существительных. Вспомни правило, запиши слово верно. Выдели окончание, приведи пример.

15

Мягкий знак на конце существительных в именительном падеже единственного числа после шипящих

речь (ж.р.); ключ (м.р..)

Определи род и склонение имени существительного. Вспомни правило. Запиши слово правильно, приведи пример.

16

Удвоенные согласные в корне слова

Пассажир ( по словарю)

Найди слово в словаре, запиши верно, выдели корень, подчеркни орфограмму, приведи пример

17

Удвоенные согласные на стыке частей

длинный, рассвет

Напиши слово. Выдели части слова. Подчеркни удвоенную согласную, приведи пример

18

Правописание приставок

заехал, приехал

Если слово с предлогом, запиши его, обозначь орфограмму-пробел, поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово.

Если слово с приставкой, запиши его и выдели приставку, приведи пример.

19

Гласные – о, — е- в окончаниях имён существительных творительного падежа после шипящих и Ц.

ключом, полотенцем, ершом

Определи падеж существительного. Запиши слово правильно. Выдели окончание, приведи пример.

20

Правописание предлогов с существительными и местоимениями:

по_небу (какому?) по_темному небу

разговаривал (с кем?) со мной

Если слово с предлогом, запиши его, обозначь орфограмму-пробел, поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово. Запиши правильно, приведи пример

21

Гласные ё – о после шипящих в корне слова:

Жёлтый – желтеть, шёпот – шептать.

Запомни: шорох, шорты, крыжовник, обжора, изжога, шов, шок.

Запиши слово правильно. Подбери родственное слово так, чтобы в нем была буква -е- напиши его, приведи пример.

22

Буквы и –ы после ц:

Цифра, лекция (на ция)

Птицы, синицын

Запомни:

ЦЫган на цЫпочки привстал, и он цЫплёнку цЫц сказал.

Определи часть слова. Запиши правильно. Выдели часть слова, приведи пример.

23

Соединительные гласные о и е

Луноход, землетрясение

Определи корни сложного слова. Запиши слово правильно. Выдели корни. Подчерни соединительную гласную, приведи пример.

24

Безударные гласные в окончаниях прилагательных: летом — (каким?) ранним

От существительного задай вопрос к прилагательному, запиши. Выдели окончание у вопроса и у прилагательного, приведи пример.

25

Безударная гласная в личном окончании глагола: Знает (знать1спр.), бреет(брить1спр.искл.)

Пилит(пилить 2спр.)

Слышит ( слышать, 2 спр искл)

ЗАПОМНИ! Окончания глаголов можно определить по неопределённой форме.

Ко II спряжению относятся глаголы на -ить (кроме брить, стелить). Глаголы исключения: смотреть, обидеть,

слышать, видеть, ненавидеть,

гнать, держать, дышать, вертеть и

зависеть, и терпеть. Остальные глаголы I спряжения.

Определи время глагола. Поставь глагол в неопределённую форму, определи спряжение. Запиши слово правильно, выдели окончание, приведи пример.

26

Гласная в окончании глагола прошедшего времени: сосна(ж.р.) скрипела(ж.р.)

дерево(ср.р.) скрипело(ср.р.)

Определи время, род глагола. Запиши слово правильно. Выдели окончание, приведи пример.

27

Мягкий знак после шипящих в окончании глагола 2-го лица единственного числа:

стучишь ( 2-е л. ед.ч.)

Определи лицо, число глагола. Вспомни правило. Напиши слово правильно, выдели окончание, приведи пример.

28

Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глагола

(что делать?) беречь

Поставь вопрос к глаголу. Определи форму глагола.

Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму, приведи пример.

29

Раздельное написание частицы НЕ с глаголами:

Не печалься

Найди частицу. Определи часть речи. Запиши верно, подчеркни орфограмму, приведи пример.

30

Глаголы с — тся, -ться:

он (что делает?) учится ( 3-е л.);

хочет ( что делать?) учиться ( неопр.ф.)

Поставь вопрос к глаголу. Определи форму глагола.

Запиши слово правильно, приведи пример.

31

Гласные и согласные в изученных приставках суффиксах. полетели, забежали, пошли, отвозить; учитель, водитель, строитель

Запиши слово правильно, выдели приставку (суффикс), приведи пример.

32

Звонкие и глухие согласные в приставках

сделать, подпрыгнуть, разболтать, раскатать, сбегать, склевать.

Запиши слово правильно, выдели приставку, приведи пример

Важно, чтобы учащиеся могли обратиться за помощью к учителю в случае возникающих затруднений.

В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.

Работа над ошибками должна проводиться систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные учащимися, их навыки самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления пройденного материала.

Работа над ошибками

Работа над ошибками — это работа учеников, направленная на анализ и исправление допущенных недочетов. Основной целью ее является разбор и проработка ошибок и неточностей, сделанных при выполнении проверяемого задания. Она обеспечивает дифференцированный подход к ученикам, позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и навыках детей, формирует умение систематизировать и обобщать, закреплять полученные знания.

Когда и где выполняется работа над ошибками?

Работа над ошибками может проводиться в классе, совместно с учителем, или дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы. Возможно, для этого понадобится каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий.

Работу над ошибками проводят, как правило, после контрольных, самостоятельных или творческих работ. В практике отдельных учителей встречается планомерная деятельность по анализу и исправлению ошибок, допущенных в каждой классной или домашней работе.

Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке

При работе на уроке можно выделить несколько основных этапов:

  • консультация,
  • коррекция знаний и умений,
  • диагностика результатов,
  • оценочная деятельность.

Работе над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это решает учитель в зависимости от объема работы и способностей коллектива. В практике каждого учителя может присутствовать своя индивидуальная организация данной деятельности. Приведем несколько примеров, встречающихся наиболее часто в обучающем процессе.

  • Учитель просит поднять руку тех учеников, которые допустили ошибки в первом предложении (задании, вопросе). По желанию или по решению педагога к доске выходит один из школьников и выполняет работу на доске. Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях. Таким образом, дети прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и всем классом, что может быть как плюсом, так и минусом данного способа.

Использование данной формы организации возможно после проверочных работ (контрольных, самостоятельных, срезов).

  • При данной форме организации урока один ученик выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные учащиеся исправляют свои недочеты в тетрадях. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель теряет контроль над коллективом. Для того, чтобы этого избежать, нужно, чтобы каждый ребенок мог обратиться к педагогу за помощью, не отвлекая при этом остальных детей.

При такой организации работы возникает необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не допустив в ней ошибок. Лучше всего, если это будет творческая деятельность. Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее интересные из которых потом можно выполнить всем классом.

  • Иногда учителя, в целях экономии времени на уроке, выделяют для себя только типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении задания, и проводят работу только над ними. В этом случае анализ и исправление наиболее распространенных недочетов выполняет весь класс вместе. Для этого к доске вызываются школьники по желанию, по очереди или по решению преподавателя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил в своей работе.

Алгоритм действий

Работа над ошибками выполняется по определенному алгоритму, определенному учителем. В начальной школе рекомендуется, чтобы у каждого ученика была памятка о порядке выполнения действий.

Например, на уроках русского языка алгоритм выглядит следующим образом:

  • Просмотреть всю работу, обратить внимание на исправления учителя.
  • Найти ошибку, верно выписать слово, вспомнив правило по данной теме.
  • Поставить ударение, выделить орфограммы.
  • Подчеркнуть то место, где была допущена ошибка.
  • Подобрать одно или несколько слов/словосочетаний, аналогичных проверяемым.

Подобным же образом происходит работа над синтаксическими ошибками. Нужно выписать предложение, в котором допущена ошибка, выделить члены предложения (все или основные — по усмотрению учителя, в зависимости от задания), вспомнить правило по данной теме. Далее рекомендуется написать свое предложение так, чтобы его схема соответствовала проверяемой конструкции.

После творческих работ, например, сочинения или изложения, может потребоваться работа над стилистическими, речевыми ошибками. К основным их группам относят синтаксико-лексические, морфолого-стилистические и лексико-стилистические.

Памятка-помощник

Некоторые учителя в своей практике используют карточки — памятки. Их может изготовить преподаватель и раздать всем ученикам класса, а можно выполнить вместе с ребятами под контролем педагога. В них пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:

  • Тема.
  • Примеры.

При проверке работы на полях тетради ставится номер, соответствующий номеру на памятке. Это облегчает работу учащихся, но и совершенствует систему знаний, благодаря наглядности, использованию зрительной памяти. Учащийся неоднократно обращается к данной карточке, что способствует лучшему запоминанию материала.

Проверка и подведение итогов

В конце работы над ошибками следует провести проверку. Существует несколько форм ее организации.

  • самопроверка;
  • работа в парах (в данном случае желательно, чтобы уровень учащихся был разным);
  • работа в группах, когда сильный ученик может проверять и давать консультации отстающим;
  • работа со всем классом.

Важно, чтобы учащиеся могли обратиться за помощью к учителю в случае возникающих затруднений.

В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.

Работа над ошибками должна проводиться систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные учащимися, их навыки самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления пройденного материала.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над ошибками — это работа учеников, направленная на анализ и исправление допущенных недочетов. Основной целью ее является разбор и проработка ошибок и неточностей, сделанных при выполнении проверяемого задания. Она обеспечивает дифференцированный подход к ученикам, позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и навыках детей, формирует умение систематизировать и обобщать, закреплять полученные знания.

При творческом подходе учителя к данной деятельности у ребенка можно развить правильное отношение к ошибкам, умение работать с ними. Проведение работы над ошибками способствует тому, что итоговая оценка отражает действительный уровень подготовленности. Некоторые учителя практикуют выставление оценок за каждую подобную работу, причем они должны быть хотя бы на балл выше, чем отметка за основное задание.

Когда и где выполняется работа над ошибками?

Работа над ошибками может проводиться в классе, совместно с учителем, или дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы. Возможно, для этого понадобится каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий.

Работу над ошибками проводят, как правило, после контрольных, самостоятельных или творческих работ. В практике отдельных учителей встречается планомерная деятельность по анализу и исправлению ошибок, допущенных в каждой классной или домашней работе.

Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке

При работе на уроке можно выделить несколько основных этапов:

  • консультация,
  • коррекция знаний и умений,
  • диагностика результатов,
  • оценочная деятельность.

Работе над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это решает учитель в зависимости от объема работы и способностей коллектива. В практике каждого учителя может присутствовать своя индивидуальная организация данной деятельности. Приведем несколько примеров, встречающихся наиболее часто в обучающем процессе.

  • Учитель просит поднять руку тех учеников, которые допустили ошибки в первом предложении (задании, вопросе). По желанию или по решению педагога к доске выходит один из школьников и выполняет работу на доске. Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях. Таким образом, дети прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и всем классом, что может быть как плюсом, так и минусом данного способа.

Использование данной формы организации возможно после проверочных работ (контрольных, самостоятельных, срезов).

  • При данной форме организации урока один ученик выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные учащиеся исправляют свои недочеты в тетрадях. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель теряет контроль над коллективом. Для того, чтобы этого избежать, нужно, чтобы каждый ребенок мог обратиться к педагогу за помощью, не отвлекая при этом остальных детей.

При такой организации работы возникает необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не допустив в ней ошибок. Лучше всего, если это будет творческая деятельность. Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее интересные из которых потом можно выполнить всем классом.

  • Иногда учителя, в целях экономии времени на уроке, выделяют для себя только типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении задания, и проводят работу только над ними. В этом случае анализ и исправление наиболее распространенных недочетов выполняет весь класс вместе. Для этого к доске вызываются школьники по желанию, по очереди или по решению преподавателя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил в своей работе.

Алгоритм действий

Работа над ошибками выполняется по определенному алгоритму, определенному учителем. В начальной школе рекомендуется, чтобы у каждого ученика была памятка о порядке выполнения действий.

Например, на уроках русского языка алгоритм выглядит следующим образом:

  • Просмотреть всю работу, обратить внимание на исправления учителя.
  • Найти ошибку, верно выписать слово, вспомнив правило по данной теме.
  • Поставить ударение, выделить орфограммы.
  • Подчеркнуть то место, где была допущена ошибка.
  • Подобрать одно или несколько слов/словосочетаний, аналогичных проверяемым.

Подобным же образом происходит работа над синтаксическими ошибками. Нужно выписать предложение, в котором допущена ошибка, выделить члены предложения (все или основные — по усмотрению учителя, в зависимости от задания), вспомнить правило по данной теме. Далее рекомендуется написать свое предложение так, чтобы его схема соответствовала проверяемой конструкции.

После творческих работ, например, сочинения или изложения, может потребоваться работа над стилистическими, речевыми ошибками. К основным их группам относят синтаксико-лексические, морфолого-стилистические и лексико-стилистические.

Памятка-помощник

Некоторые учителя в своей практике используют карточки — памятки. Их может изготовить преподаватель и раздать всем ученикам класса, а можно выполнить вместе с ребятами под контролем педагога. В них пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:

  • Тема.
  • Примеры.

При проверке работы на полях тетради ставится номер, соответствующий номеру на памятке. Это облегчает работу учащихся, но и совершенствует систему знаний, благодаря наглядности, использованию зрительной памяти. Учащийся неоднократно обращается к данной карточке, что способствует лучшему запоминанию материала.

Проверка и подведение итогов

Важно, чтобы учащиеся могли обратиться за помощью к учителю в случае возникающих затруднений.

В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия.

Работа над ошибками должна проводиться систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные учащимися, их навыки самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления пройденного материала.

Ошибаться, конечно же, неприятно. Однако ошибки — это главный источник нашего жизненного опыта. Каждая из них делает нас немного мудрее, помогает лучше понять окружающий мир и самих себя, помогает вывести на новый уровень наши навыки и личные качества.

Проблема в том, что у большинства людей «обучение на своих ошибках» происходит спонтанно и неосознанно. В результате многие совершенные ошибки ничего не добавляют в копилку их личного опыта: они воспринимаются исключительно как источник страданий, а потому очень часто повторяются снова и снова.

Сегодня мы поговорим об одной простой, но очень мощной технике саморазвития, которая называется «Работа над ошибками». Она помогает учиться на своих ошибках более сознательно, извлекать из них максимум опыта и почти сразу менять свою жизнь к лучшему.

Дневник «Работа над ошибками»

Для использования этой техники вам потребуется завести специальный дневник, который будет называться «Работа над ошибками». Это может быть бумажная тетрадь, текстовый файл на компьютере или электронная таблица.

Обратите внимание на следующее:

1. Дневник должен быть по-настоящему тайным. Не показывайте его никому, даже друзьям и близким. Еще лучше, если никто вообще не будет знать о его существовании. Дело в том, что вам придется записывать в него довольно неприятные факты о себе. И если вы знаете, что эти записи кто-то будет читать, то невольно начнете все цензурировать и приукрашать, из-за чего эффективность техники упадет в разы.

Храните дневник там, где на него никто не сможет натолкнуться даже случайно. Если вы делайте записи в файл, уберите его в какую-нибудь неприметную папку и закройте паролем.

2. Работа с дневником должна быть регулярной. Лучше всего заполнять его вечером, пока свежи воспоминания, но можно это делать и по утрам (в этом случае вы будете разбирать вчерашний день). Также можно работать с дневником один раз в неделю, например, по воскресеньям. Имейте в виду: чем больший период времени вы рассматриваете, тем больше событий ускользает от вашего взора.

Дневник может быть как обычным текстом, так и таблицей — это дело вкуса.

Если вы решили работать с электронной таблицей, закрепите в ней верхнюю строку и установите в свойствах ячеек «перенос текста». Саму таблицу размечаем следующим образом:

 Разметка таблицы для "Работы над ошибками"

Если вы решили работать с обычным текстом, вам не нужно ничего размечать: просто по очереди записывайте все этапы.

Итак, приступим. Анализ ошибок в дневнике состоит из 5 этапов:

Этап 1. Вспомнить и записать ошибки

На этом этапе мы выписываем все ошибки, которые совершили за день или за неделю. Ошибками будут считаться не только наши явные промахи, но и любые неприятные события.

Дело в том, что каждое такое событие — это всегда в какой-то степени следствие наших поступков. Если же мы воспринимаем неприятности как сугубо внешние явления, мы словно говорим себе, что не контролируем ситуацию. А поверив в это, мы становимся пассивными жертвами обстоятельств и уже ничего не можем изменить.

Безусловно, бывают такие ситуации, когда от нас действительно ничего не зависит. Но очень часто это не так.

Предположим, что сегодня на нас накричал начальник. Он хам, псих и самодур? Очень может быть. Но была ли у нас возможность предотвратить конфликт? Наверняка да. Например:

  • Мы могли сдать ему этот злосчастный отчет еще вчера.
  • Мы могли вежливо, но твердо поставить его на место (хамство вообще терпеть не стоит).
  • Мы могли найти работу с нормальным руководителем и т. д.

Если же мы снимаем с себя ответственность за эту ситуацию, мы отказываемся от активной жизненной позиции и начинаем пассивно плыть по течению.

Итак, записываем ошибки. Для этого мысленно «прокрутите» в голове весь прошедший день (или неделю) и попробуйте вспомнить следующее:

1. Какие явные промахи вы совершили?
2. Какие дела не удалось сделать? Какие планы сорвались?
3. Какие неприятности с вами произошли?
4. Из-за чего у вас портилось настроение?
5. С кем возникали конфликты и недопонимания?

Вот такой примерно список у вас может получиться:

Составляем список ошибок

Здесь, кстати, удобно пользоваться методом пяти пальцев, о котором мы как-то уже писали. Суть его в том, чтобы перебирать прошедшие события по жизненным сферам: мысли, знания, эмоции, общение, здоровье и т. д.

Также полезно делать пометки в течение всего дня или недели. Формулировать сами ошибки не надо: просто запишите в блокнот или на диктофон пару слов, которые помогут вам вспомнить о событии. Например: «автобус», «продавец в магазине», «удалил файл», «забыл ключи» и т. д.

После того как вы записали все ошибки, посидите еще 2–3 минуты, прежде чем двигаться дальше. Часто в эти минуты в голову приходят всякие неприметные события, о которых мы сразу не вспомнили.

Этап 2. Выявить причины ошибок

Теперь мы должны найти причину каждой записанной ошибки. Этот этап поможет нам выявить свои «слабые места» и понять, что конкретно нужно исправить. Подумайте: почему произошло то, что произошло?

Вот что примерно должно у вас получиться:

Находим причины ошибок

При анализе причин важно придерживаться принципа «Mea culpa» (в переводе с латыни — «моя вина»). Иными словами, мы должны в первую очередь искать причину произошедшего в своих действиях. Еще раз: мы можем что-то изменить лишь тогда, когда берем на себя ответственность за то, что произошло.

Даже если у неприятного события есть явные внешние причины, подумайте: могли ли вы его предотвратить? Могли ли вы к нему как-то подготовиться? Если да, то именно это и следует записать как причину.

Например, мы пошли в лес за грибами, попали под дождь и до нитки промокли. Дождь, естественно, случился сам по себе и на это мы повлиять никак не могли. Однако мы могли перед выходом из дома посмотреть прогноз погоды или взять с собой плащ-дождевик.

У некоторых событий может быть несколько причин — это нормально. В этом случае можно записать их все или же выбрать из них только самую главную.

Этап 3. Исправление ошибок

На этом этапе мы выясним: а нельзя ли эти ошибки хоть как-нибудь исправить? Подумайте:

  • Можно ли изменить то, что произошло?
  • Если нельзя, то можно ли минимизировать или компенсировать последствия этих ошибок?

Каждая ошибка — это всегда какой-то ущерб, нанесенный нашей жизни, нашим планам и нашему душевному равновесию. И в идеале было бы здорово этот ущерб если не ликвидировать, то хотя бы чуть-чуть «сгладить».

Вот как это может выглядеть:

Можно ли исправить ошибки?

Увы, но многие ошибки в нашей жизни исправлению не подлежат. И если эта графа часто будет оставаться у вас пустой, не переживайте: так и должно быть. Просто переходите к следующему этапу.

Этап 4. Меры профилактики

Теперь самое главное: мы должны понять, как не допустить повторения этих ошибок. На данном этапе нужно для каждой ошибки придумать свои меры профилактики. Обычно это либо правила, которые следует соблюдать, либо задачи, которые следует выполнить. Например:

Профилактика

Этот этап — «сердце» нашей техники. Каждая такое правило и каждая задача — это то, что помогает нам изменить свою жизнь к лучшему. Даже если сами изменения выглядят совсем небольшими, со временем они будут накапливаться и давать потрясающий результат.

Как разрабатывать меры профилактики? В первую очередь нужно смотреть в раздел «Причины»: именно там обычно и скрыт «корень проблем». Если мы устраняем причину ошибки, то исчезает и сама ошибка.

Например, я проспал на работу. У этой неприятности есть две причины: я поздно лег спать, а утром не услышал будильник на смартфоне. Теперь у меня появятся одно новое правило и одна регулярная задача:

  1. Ложиться спать не позднее 23–00.
  2. Устанавливать на смартфоне сразу два будильника с интервалом в 5 минут.

Как вы уже поняли, для одной ошибки может быть создано сразу несколько правил и задач.

Этап 5. Внедрение улучшений

Недостаточно просто придумать правила: еще нужно сделать так, чтобы эти правила сразу же начали работать и менять жизнь к лучшему. Если не внедрять их специально, они будут мертвым грузом «пылиться» в нашем дневнике. Высока вероятность, что вскоре мы о них забудем и снова допустим уже проработанные ошибки.

Поэтому на последнем этапе нужно определить: с помощью какого инструмента мы будем внедрять эти правила? Вот как это выглядит:

Внедрение правил

Рассмотрим эти инструменты чуть более подробно.

1. Разовая задача. Это задача, которую нужно выполнить всего один раз, чтобы предотвратить дальнейшее повторение ошибки или проблемы. Например, если у нас есть проблема «тормозит компьютер», нам достаточно «купить дополнительный блок ОЗУ на 16 Гб».

Задачу записываем в органайзер (если у вас его еще нет, то обязательно заведите) на тот день, когда ее удобно будет выполнить.

Разовые задачи

2. Регулярная задача. Это задача, которую нам нужно периодически повторять: каждое день, каждую субботу, каждый месяц и т. д. Например, если мы по дороге с работы постоянно забываем купить продукты, нам потребуется создать регулярную задачу-напоминание «Не нужно ли зайти в магазин?».

Регулярные задачи

То же самое: создаем в органайзере новую задачу (можно привязать ее к конкретному времени) и настраиваем ее повторение. Подробнее о том, как работать с такими задачами, вы можете прочитать в нашей статье «Повторяющиеся задачи».

3. Рабочий чек-лист. Чек-листы — это очень удобный инструмент для организации любых повторяющихся процессов. Сюда относятся тренировки и занятия спортом, мероприятия по уборке, уход за питомцами, проверки, аудиты, создания типовых продуктов и т. д. Если вы регулярно пользуетесь чек-листами, вам будет легче предотвращать ошибки: допустив какой-нибудь промах, просто добавьте в чек-лист новый пункт для его профилактики.

Чек-лист

О создании рабочих чек-листов у нас была отдельная статья.

4. Трекер привычек. Некоторые правила потребуют от нас выработки новых привычек или изменения старых. Для этой цели в тайм-менеджменте используется несколько инструментов, из которых самым популярным является трекер привычек:

Трекер привычек

Работает он очень просто: каждую привычку, которую нам нужно выработать или изменить, мы добавляем в трекер и отслеживаем ее соблюдение.

5. Личный кодекс. Это еще один очень мощный инструмент саморазвития, о котором следует как-нибудь рассказать отдельно. Он представляет собой свод персональных правил и принципов на все случаи жизни: от общения с людьми, до ухода за домом.

Для создания кодекса можно использовать блокнот, общую тетрадь или текстовый файл.

Личный кодекс

Отрывок из личного кодекса

В кодексе может быть несколько разделов. Например:

  • Главные правила;
  • Мои моральные принципы;
  • Общение с людьми;
  • Бизнес;
  • Клиенты;
  • Здоровье;
  • Автомобиль и т. п.

Чтобы кодекс работал, его нужно регулярно и вдумчиво перечитывать. В этом случае правила будут «впитываться» и становиться неотъемлемой частью нашей личности.

Теперь, когда мы разобрались с инструментами, можно подобрать для каждого правила подходящий способ внедрения. Обратите внимание: после этого вам нужно сразу же разложить все задачи и правила по «своим местам»: в органайзер, в трекер привычек и т. д. В противном случае о них можно очень быстро забыть.

Заключение

Алгоритм только на первый взгляд кажется большим и громоздким, но на практике он не отнимает много времени. Обычно «работа над ошибками» занимает не более 10–15 минут в день.

Если у вас совсем мало времени, попробуйте выполнять эту технику один раз в неделю. Также можно использовать ее упрощенный вариант: записывать не все ошибки, а только 3 самых значительных.

Наиболее частая проблема с дневником — это повторение ошибок. То есть, мы анализируем ошибку, внедряем профилактические меры, а она все равно повторяется. Здесь есть два варианта:

Вариант 1. Неправильно установлены причины. Подумайте, что еще может вызывать эту ошибку? Что вы могли упустить?

Лайфхак. У ошибки может быть много причин. Но есть и одна универсальная причина: мы совершаем ошибку потому, что у нас есть возможность ее совершать. И чтобы ошибка исчезла, достаточно устранить эту возможность.

Например, мы отвлекаемся на социальные сети во время работы. Как сделать, чтобы это стало невозможным? Тут много вариантов: выйти из всех аккаунтов, использовать другой профиль браузера или даже отключать интернет.

Вариант 2. Неправильно выбраны меры профилактики или способы их внедрения. Здесь, к сожалению, нет универсальных решений: вам придется немного поэкспериментировать.

Лайфхак. Лучше всего работают простые «механические» методы, которые не требуют размышлений и самоконтроля.

Например, ежедневно по дороге с работы мы заходим в кондитерский магазин и покупаем пирожные, набирая лишний вес и лишние комплексы. Мы, конечно же, можем здесь использовать и трекер привычек, и личный кодекс. Но гораздо проще и эффективней будет изменить свой обычный маршрут с работы.

Еще одна частая ситуация с дневником — это отсутствие серьезных поводов для записи. В этом случае, если есть настроение, можно совершить «экскурсию в прошлое» и поразмышлять над старыми ошибками. Однако вполне допустимо просто наградить себя «выходным» за удачный день.

Поделиться:

03.12.2021

Работа над ошибками – неотъемлемая часть учебного школьного процесса, ведь её цель – помочь детям разобрать и проработать ошибки, чтобы не допускать их в будущем.

Считается, что если ученик будет правильно выполнять работу над ошибками, то это позволит ему быстро ликвидировать пробелы в знаниях, поможет ему научиться систематизировать и закреплять полученные знания. Кроме того, данный метод должен обеспечивать дифференцированный подход к ученикам, так как каждый будет прорабатывать свои собственные слабые места.

В чём проблема метода?

Как выполняется работа над ошибками в тетради? Классический порядок действий выглядит следующим образом:

  • Ребёнок выписывает слово из письменной работы, где совершил ошибку.
  • Ставит ударение, выделяет орфограммы.
  • Подчеркивает место, где была совершена ошибка.
  • Подбирает несколько слов или словосочетаний, аналогичных проверяемым.

Почему работа над ошибками не помогает научиться грамотно писать

Проблема метода в том, что он не учит видеть «ошибкоопасные места». Ученик закрепляет правильное написание слово только в конкретной грамматической ситуации. В дальнейшем, когда это слово уже встречается в другой форме (добавляется суффикс, приставка), то ребёнок не узнаёт его и опять совершает ошибку.

Почему возникает такая ситуация и как правильно делать работу над ошибками?

Конечно, в большинстве случаев базовая причина – незнание конкретного правила русского языка и неумение его применять на практике. Но многие дети, даже если знают правило «на зубок», всё равно совершают ошибки, а работа над ними не приносит желаемого результата.

Почему так происходит? Опыт работы специалистов Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе с детьми с трудностями в обучении показывает, что истинными причинами появления ошибок на письме часто являются:

  • Выраженные моторные трудности, которые проявляются в том, что ребёнку изначально трудно писать. Сегодня всё чаще встречаются дети, которым даже правильно ручку держать трудно и даже больно.
  • Именно моторные трудности определяют неумение видеть ошибкоопасные места, то есть у ребёнка просто не хватает внимания и сил следить ещё за тем, что он пишет. Все силы забирает сам процесс написания.
  • Всё вышеизложенное определяет низкий уровень мотивации к выполнению письменных работ и тем более работы над ошибками, так как ребёнок просто не видит в них смысла. Ведь он знает, что как бы он не старался и сколько бы не выполнял работу над ошибками, всё равно он их допускает.
  • В основе всех этих проблем лежит рассогласованность в работе полушарий мозга и неправильно сформированная нейродинамика. При низкой нейродинамике мозгу требуется прикладывать колоссальные усилия для контроля движений глаз и руки. В итоге ему просто не хватает ресурса, чтобы одновременно ещё видеть слова, где существует высокая вероятность совершения ошибки.
  • Слабый навык чтения вслух. Это одна из причин высокой безграмотности современных детей, а также скудного их словарного запаса. Ведь в основе грамотности лежит понимание значения слов и словообразований, а понять это можно только за счёт самостоятельного чтения.

Работа над ошибками в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе

Более подробно узнать о том, почему для грамотного письма и быстрого осознанного чтения в первую очередь требуется сформировать у ребёнка  умение видеть ошибкоопасные места, изложено в книге учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Дислексия мозга. За гранью известного».

А если ребёнок ещё страдает дислексией, дисграфией, то к обычным пунктуационным и орфографическим добавляются ещё и дислексические ошибки: замена/смешение букв, пропуски слогов и букв, нарушение согласования слов в предложении и т.д.

Более того, работа над ошибками при дисграфии и дислексии детям причиняет физическую боль и эмоциональные страдания.

Также стоит отметить, что у многих современных школьников и без наличия дислексии в тетрадях часто встречаются дислексические ошибки. И причина здесь всё та же – несогласованная работа полушарий мозга.

Другими словами, чтобы работа над ошибками действительно приносила пользу, нужно научить мозг видеть эти ошибки, то есть предупреждать их, а не исправлять!

Значительного улучшения результатов в учёбе на программах в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе получается добиваться в короткие сроки только за счет стимуляции левого полушария мозга и общего повышения уровня согласованности в работе двух полушарий.

Работа ученика без ошибок после курса “Успешный Старт”

Как помочь ребёнку правильно делать работу над ошибками?

Для этого в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе применяются авторские техники и методики, цель которых – обеспечить согласованную работу полушарий мозга и сформировать правильную нейродинамику чтения и письма.

Особенность программ коррекции по методу Татьяны Гогуадзе состоит в том, что дети повышают свой уровень грамотности без выполнения работ над ошибками. Более того, они вообще не выполняют каких-либо письменных работ! Потому что…

Мозг не прощает нам ошибки, он их фиксирует.
Учитель-дефектолог Гогуадзе Татьяна Валерьевна

Вот почему в программах Татьяны Гогуадзе преодоление безграмотности на письме и в чтении достигается при полном исключении работы над ошибками и за счёт:

  • Применения методики графокоррекции. Данная методика лежит в основе всех коррекционных занятий с детьми школьного и дошкольного возраста, но прежде всего отлично подходит тем детям, которым нужно в краткие сроки выйти из кризиса обучения, научиться быстро читать и грамотно писать.
  • Регулярного орфографического чтения. Это уникальное и простое упражнение, которое можно включать в активную практику уже с первого класса. Благодаря ему повышается чёткость артикуляции, обостряется фонематический слух, развивается орфографическая зоркость, а это всё положительно влияет на уровень грамотности как письменной речи, так и устной.
  • Выполнения специальных физических упражнений, которые направлены на стимуляцию работы левого полушария мозга. Ведь именно оно отвечает за контроль грамотности, да и порядок в тетради.

Ребёнок перестал выполнять работу над ошибками после курса “Успешный Старт”

Более того, включение в ежедневный распорядок ребёнка физической активности позволит ему не только лучше себя чувствовать, но и решить многие проблемы с учёбой.

Благодаря согласованной работе мозга, глаз и рук ребёнок научится видеть ошибкоопасные места. В результате повысится уровень его грамотности, а выполнять работу над ошибками по диктанту и даже математике ему больше не придётся!

Внимание! 

Прежде чем начать тренировки по графокоррекции, обязательно проконсультируйтесь с автором методики, не принесёт ли предложенный способ коррекции нейродинамики вреда здоровью вашего ребёнка.

Записывайтесь на приём в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе – и мы поможем каждому ребёнку справиться с трудностями в обучении.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что такое первичные ошибки
  • Что такое пункционная ошибка
  • Что такое ошибка при регистрации sim карты
  • Что такое память не может быть written как это исправить
  • Что такое пунктуальная ошибка