Тестовые задания по физической культуре по теме: «Гимнастика»
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Что называют атлетической гимнастикой?
а – один из методов развития умственной активности;
б – основное средство развития ловкости;
в – метод развития скорости;
г – комплекс упражнений, направленных на развитие силовых качеств, а также гибкости и ловкости (+).
2. Что означает слово «гимнастика»?
а – совокупность упражнений, методических приемов, которые используют для укрепления здоровья и развития физических данных (+);
б – популярный вид спорта;
в – набор специальных снарядов для тренировочного процесса;
г – способ поддержания эмоционального здоровья.
3. Утренняя гимнастика это –
а – ряд физических упражнений, выполняемых в утреннее время, направленных на повышение тонуса организма (+);
б – элемент двигательной активности;
в – совокупность упражнений, которые выполняются в кровати после пробуждения;
г – разминка для мышц и суставов.
4. Лечебная гимнастика при переломах назначается:
а – для улучшения общего состояния;
б – укрепление гипотрофичных мышц, восстановления движений (+);
в – для тренировки вестибулярного аппарата;
г – для снижения болевого синдрома.
5. К формам проведения лечебной гимнастики относят:
а – экстремальные виды туризма;
б – велоспорт;
в – плавание, ближний туризм, упражнения, активные игры на свежем воздухе (+);
г – легкая и тяжелая атлетика.
6. К спортивным видам гимнастики относят:
а – акробатическая (+);
б – цирковая;
в – атлетическая;
г – уличная.
7. Основная цель утренней гимнастики:
а – расслабление мышц и связок;
б – укрепление нервной системы;
в – поддержка нормального физического состояния, повышение жизненного тонуса, приобретение заряда бодрости (+);
г – развитие силы воли.
8. Физическое качество, которое развивает гимнастика:
а – сила (+);
б – скорость;
в – красота;
г – стройность;
9. Что подразумевают под понятием ритмическая гимнастика:
а – современный вид танца;
б – акробатические упражнения;
в – музыкально-ритмическое воспитание;
г – комплекс специальных ритмических упражнений, направленных на укрепление и развитие организма в любом возрасте (+).
тест 10. Чему способствует гигиеническая утренняя гимнастика:
а – концентрации памяти;
б – укрепление мышечной памяти;
в – комплекс упражнений после сна для повышения общего тонуса (+);
г – восстановление дыхания.
11. Лечебная гимнастика имеет следующие разделы:
а – вводный, основной, заключительный (+);
б – первый, второй, третий;
в – начальный, основной, финишный;
г – разминочный, главный, заключительный.
12. Страна, в которой зародилась гимнастика:
а – Польша;
б – Германия;
в – Древняя Греция (+);
г – Россия.
13. Что называют стретчингом?
а – специальная система упражнений, направленная на повышение гибкости, растяжение связок и мышц (+);
б – виды упражнений на брусьях;
в – комплекс упражнений на развитие ловкости и силы;
г – ряд акробатических упражнений;
14. Какие виды упражнений относятся к акробатике:
а – цикличные;
б – динамические и статические (+);
в – упражнения на снарядах;
г – силовые.
15. Определение слова «акробатика»:
а – разновидность гимнастики, специальные упражнения на ловкость, балансировку, силу, гибкость (+);
б – метод развития и укрепления мышечной ткани;
в – раздел гимнастики для детей;
г – направление в цирковом искусстве.
16. Вид бега, развивающий общую выносливость организма:
а – бег по пересеченной местности;
б – бег на тренажере;
в – марафонский бег;
г – равномерный непрерывный бег (+).
17. Какую систему организма тренирует бег:
а – дыхательная система (+);
б – мышечная система;
в – все системы организма;
г – сердечно-сосудистая система.
18. Какие физические качества проверяют с помощью теста челночный бег:
а – скоростные качества (+);
б – сила;
в – ловкость;
г – гибкость.
19. Какой тест позволяет определить силу человека:
а – сгибание и разгибание рук в локтевом суставе в упоре лежа (+);
б – приседания;
в – бег на скорость;
г – прыжки на скакалке.
тест-20. Что называют акробатической комбинацией:
а – выполнение акробатических элементов в разной последовательности;
б – выполнение акробатических элементов в строго определенной последовательности;
в – последовательное выполнение акробатических упражнений (+);
г – выполнение упражнений на брусьях.
21. Какой тест позволяет точно определить уровень гибкости человека:
а – наклоны в положении сидя (+);
б – наклоны в положении лежа;
в – наклоны в положении стоя;
г – сгибание рук и ног в положении лежа.
22. Способность организма запоминать, а затем воспроизводить движения, усвоенные давно:
а – условный рефлекс;
б – мышечная память (+);
в – моторика;
г – кинестетика.
23. К упражнениям на равновесие относят:
а – выполнение стоек (+);
б – повороты и наклоны;
в – челночный бег;
г – все виды гимнастических упражнений.
24. В первую очередь акробатические упражнения влияют на функцию:
а – сердечно-сосудистой системы;
б – вестибулярный аппарат (+);
в – дыхательную систему;
г – опорно-двигательный аппарат.
25. Что такое челночный бег?
а – разновидность беговых видов легкой атлетики;
б – бег на короткие дистанции с постоянной сменой направления (+);
в – бег на короткие дистанции;
г – спортивная ходьба.
26. Атлетическая гимнастика это –
а – один из способов усовершенствования физической формы;
б – разные виды беговых нагрузок;
в – комплекс упражнений с отягощением, направленный на создание красивого тела, укрепления здоровья (+);
г – упражнение для снижения массы тела.
27. Основная задача стретчинга:
а – развитие выносливости;
б – укрепление мышечной ткани;
в – расслабление и растягивание мышц до и после основной тренировки (+);
г – повышение эстетики тела.
28. Что является средствами гимнастики?
а – все формы контроля со стороны педагога;
б – ежедневный тренировочный процесс;
в – упражнения, музыка, наставления педагога, силы природы (+);
г – возможности организма.
29. Основные требования к гимнастическим терминам:
а – доступность, четкость, краткость (+);
б – подробное раскрытие всех деталей;
в – сформированность;
г – точность.
тест_30. Что принято называть состояние устойчивого положения тела в пространстве?
а – исходная позиция;
б – основная стойка;
в – равновесие (+);
г – балансирование.
31. Классификация видов гимнастики:
а – тренировочные;
б – развивающие;
в – основные;
г – оздоровительные, развивающие, спортивные (+);
32. Положение тела, при котором плечи расположены выше точки опоры:
а – упор;
б – вис;
в – опора (+);
г – приседание.
33. К какому виду гимнастики относят кувырки:
а – легкая атлетика;
б – стретчинг;
в – акробатика (+);
г – аэробика.
34. Вис это –
а – положение тела на снаряде, при котором точка опоры находится выше уровня плеч (+);
б – положение тела на снаряде, при котором точка опоры расположена ниже уровня плеч;
в – способ удерживания на снаряде;
г – хват сверху на ширине плеч.
35. Сочетание нескольких видов акробатических элементов:
а – комплекс;
б – комбинация (+);
в – каскад;
г – упражнения.
36. Что является грубой ошибкой при кувырке вперед?
а – округлая спина;
б – резкий толчок;
в – группировка;
г – опора о мат (+).
37. Что относят к спортивным видам гимнастики?
а – ритмическая, танцевальная;
б – спортивная, акробатическая;
в – художественная;
г – спортивная, атлетическая, художественная (+).
Техника выполнения кувырка вперед и назад. Ошибки. Страховка учителем при выполнении кувырка
- Кувырок — простое акробатическое упражнение, практикующееся во многих видах фитнеса. Ему обучают детей с самого раннего возраста для улучшения координации движений, способности ориентироваться в пространстве, а также умению правильно падать и вставать. Во многих спортивных дисциплинах кувырок является базовым элементом. Например, в гимнастике, акробатике, паркуре. Он входит в связку к сложным упражнениям и служит для подстраховки при выполнении различных трюков, помогая избежать травмирующих падений.
Противопоказания к выполнению кувырка
- Чтобы научиться делать кувырок, не потребуется много тренировочного времени, однако, некоторым людям стоит осторожно практиковать этот акробатический элемент. Эта рекомендация относится больше к возрастным спортсменам, а также к тем, кто имеет определенные ограничения для занятий спортом.
- Если кувырок вызывает болевые ощущения, нужно обязательно посоветоваться с врачом. Не стоит осваивать сразу сложные способы выполнения кувырка. Сначала нужно хорошо научиться делать его классический вариант, а потом усложнять технику этого эффективного упражнения для совершенствования вестибулярного аппарата.
И так рассмотрим два вида кувырков.
Кувырок вперед
Кувырок назад
Кувырок вперед
СПОСОБЫ СТРАХОВКИ И ПОМОЩИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГИМНАСТИЧЕСКИХ И АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Кувырок вперёд
- Стоя на одном колене сбоку от занимающегося, одной рукой поддерживать его под спину у шеи, а другой под таз или голени. Чтобы не выполнялся кувырок с опорой на голову, надо рукой, поддерживающей у шеи, наклонить голову учащегося и не опускать руку до окончания переката через спину. Во время выполнения кувырков необходимо следить за самочувствием учащихся. Возможны лёгкие головокружения или даже тошнота. Таким ученикам необходимо временно прекратить выполнение упражнений, и если подобное повторится, то нужен совет врача.
Кувырок назад
- Стоя на одном колене сбоку от учащегося, поддержать его под спину у «шеи /вначале упражнения/,а затем при опускании ног за голову помочь выполнить кувырок, подтолкнув одной рукой под таз, а другой под плечо. Для устранения болевых ощущений в области шеи и головы необходимо следить за своевременным разгибанием рук /в начале опускания ног за голову
Спасибо за внимание!
Тестовые задания №1 по теме: «Гимнастика»
1. Утренняя гимнастика это –
а – ряд физических упражнений, выполняемых в утреннее время, направленных на повышение тонуса организма;
б – элемент двигательной активности;
в – совокупность упражнений, которые выполняются в кровати после пробуждения;
г – разминка для мышц и суставов.
2. Основная цель утренней гимнастики:
а – расслабление мышц и связок;
б – укрепление нервной системы;
в – поддержка нормального физического состояния, повышение жизненного тонуса, приобретение заряда бодрости;
г – развитие силы воли.
3. Физическое качество, которое развивает гимнастика:
а – сила;
б – скорость;
в – красота;
г – стройность;
4. Атлетическая гимнастика это –
а – один из способов усовершенствования физической формы;
б – разные виды беговых нагрузок;
в – комплекс упражнений с отягощением, направленный на создание красивого тела, укрепления здоровья;
г – упражнение для снижения массы тела
5. Сочетание нескольких видов акробатических элементов:
а – комплекс;
б – комбинация;
в – каскад;
г – упражнения.
6. Что такое акробатическая комбинация:
а) последовательное выполнение акробатических упражнений;
б) сочетание изученных акробатических элементов в любой очередности;
в) сочетание изученных акробатических элементов в определенной очередности;
7. Что нельзя делать при спуске с каната:
а) прыгать с высоты; б) спускаться аккуратно; в) соскальзывать руками;
8. К упражнению в равновесии на месте относятся:
а) все разновидности ходьбы; б) все виды стоек; в) все разновидности бега.
9. Вращательное движение через голову с последовательным касанием опорной поверхности отдельными частями тела в гимнастике обозначается как … а) Кувырок; б) Перекат; в) Переворот; г) Сальто.
Тестовые задания №2 по теме: «Гимнастика»
1. Что называют атлетической гимнастикой?
а – один из методов развития умственной активности; б – основное средство развития ловкости; в – комплекс упражнений, направленных на развитие силовых качеств, а также гибкости и ловкости.
2. Лечебная гимнастика имеет следующие разделы:
а – вводный, основной, заключительный; б – первый, второй, третий;
в – начальный, основной, финишный; г – разминочный, главный, заключительный.
3. Страна, в которой зародилась гимнастика:
а – Польша; б – Германия; в – Древняя Греция; г – Россия.
4. К какому виду гимнастики относят кувырки:
а- аэробика; б – стретчинг; в – акробатика.
5. Что является грубой ошибкой при кувырке вперед?
а – округлая спина; б – резкий толчок; в – группировка; г – опора о мат.
6. Какой из разделов входит в изучение темы «Гимнастика» в начальной школе:
а) упражнение с кольцами; б) сальто; в) лазание.
7. Какое тестовое упражнение помогает определить уровень гибкости человека:
а) наклон вперед из положения стоя; б) наклон вперед из положения сидя;
в) сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
8. Что понимается под термином «Дистанция» в гимнастике? а) Расстояние между занимающимися «в глубину» ; б) Расстояние между занимающимися «по фронту»; в) Расстояние от впереди стоящего занимающегося до стоящего сзади строя.
9. Как в гимнастике называется термин, обозначающий сгибание тела в тазобедренных суставах вперёд, назад или в стороны с полной амплитудой движения? а) Сгибание; б) Разгибание; в) Наклон; г) Поклон.
Тестовые задания №3 по теме: «Гимнастика»
1. Что означает слово «гимнастика»? а – совокупность упражнений, методических приемов, которые используют для укрепления здоровья и развития физических данных; б – популярный вид спорта; в – набор специальных снарядов для тренировочного процесса;
2. Что подразумевают под понятием ритмическая гимнастика:
а – современный вид танца; б – акробатические упражнения; в – комплекс специальных ритмических упражнений, направленных на укрепление и развитие организма в любом возрасте.
3. Чему способствует гигиеническая утренняя гимнастика:
а – концентрации памяти; б – укрепление мышечной памяти; в – комплекс упражнений после сна для повышения общего тонуса; г – восстановление дыхания.
4. Основная задача стретчинга:
а – развитие выносливости; б – укрепление мышечной ткани; в – расслабление и растягивание мышц до и после основной тренировки;
5. К упражнениям на равновесие относят:
а – выполнение стоек; б – повороты и наклоны; в – челночный бег;
6. Вис это – а – способ удерживания на снаряде;
б – положение тела на снаряде, при котором точка опоры находится выше уровня плеч;
в – положение тела на снаряде, при котором точка опоры расположена ниже уровня плеч;
7. Кто осуществляет страховку на уроках гимнастики:
а) учащиеся б) родители в) учитель
8. Что понимается под термином «Интервал» в гимнастике? а) Расстояние между занимающимися «в глубину»; б) Расстояние между занимающимися «по фронту»; в) Расстояние между «флангами» г) Расстояние от впереди стоящего занимающегося до стоящего сзади строя
9. Движение с последовательным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без переворачивания через голову в гимнастике называется… а) Кувырком; б) Перекатом; в) Группировкой; г) Переворотом.
Тестовые задания №4 по теме: «Гимнастика»
1. К формам проведения лечебной гимнастики относят:
а – экстремальные виды туризма; б – велоспорт; в – плавание, ближний туризм, упражнения, активные игры на свежем воздухе;
2. Какой тест позволяет точно определить уровень гибкости человека:
а – наклоны в положении сидя; б – наклоны в положении лежа;
в – наклоны в положении стоя.
3. Способность организма запоминать, а затем воспроизводить движения, усвоенные давно: а – условный рефлекс; б – мышечная память; в – моторика.
4. В первую очередь акробатические упражнения влияют на функцию:
а – сердечно-сосудистой системы; б – вестибулярный аппарат; в – дыхательную систему.
5. Какое физическое качество развивает гимнастика:
а) выносливость; б) гибкость; в) скорость.
6. Какой из разделов входит в изучение темы «Гимнастика» в начальной школе:
а) упражнение с лентами; б) упражнения на равновесие; в) сальто.
7. Какое тестовое упражнение помогает определить уровень силы человека:
а) сгибание и разгибание рук в упоре лежа; б) сгибание и разгибание рук стоя;
в) прыжки через скакалку за 1 минуту.
8. К упражнению в равновесии на месте относятся:
а) преодоление препятствий; б) все разновидности бега; в) повороты, наклоны.
9. Упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами, в гимнастике называются… а) Передвижениями; б) Строевыми приёмами; в) Размыканиями; г) Смыканиями.
Тестовые задания №5 по теме: «Гимнастика»
1. К спортивным видам гимнастики относят:
а – акробатическая; б – цирковая; в – атлетическая.
2. Что называют стретчингом?
а – специальная система упражнений, направленная на повышение гибкости, растяжение связок и мышц; б – виды упражнений на брусьях; в – комплекс упражнений на развитие ловкости и силы.
3. Определение слова «акробатика»:
а – разновидность гимнастики, специальные упражнения на ловкость, балансировку, силу, гибкость; б – метод развития и укрепления мышечной ткани;
в – раздел гимнастики для детей.
4. Какую систему организма тренирует бег:
а – дыхательная система; б – мышечная система; в – все системы организма.
5. Какие физические качества проверяют с помощью теста челночный бег:
а – скоростные качества; б – сила; в – гибкость.
6. Какой тест позволяет определить силу человека:
а – сгибание и разгибание рук в локтевом суставе в упоре лежа; б – приседания;
в – бег на скорость.
7. Что называют акробатической комбинацией:
а – выполнение акробатических элементов в разной последовательности;
б – выполнение акробатических элементов в строго определенной последовательности;
в – последовательное выполнение акробатических упражнений ;
г – выполнение упражнений на брусьях.
8. Какое тестовое упражнение помогает определить уровень силы человека:
а) прыжки через скакалку за 5 минут; б) подтягивание ; в) сгибание и разгибание рук стоя у стены
9. Как в гимнастике называется термин, обозначающий выставление ноги в любом направлении с одновременным её сгибанием? а) Шаг; б) Присед; в) Полуприсед; г) Выпад
Ответы
Тестовые задания по теме: «Гимнастика»
№ вопроса |
№ карточки |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
А |
Г |
А |
В |
А |
2 |
В |
А |
Г |
А |
А |
3 |
А |
В |
В |
Б |
А |
4 |
В |
В |
В |
Б |
А |
5 |
Б |
Г |
А |
Б |
А |
6 |
А |
В |
Б |
Б |
А |
7 |
А |
Б |
В |
Б |
А |
8 |
Б |
Б |
Б |
В |
В |
9 |
А |
Г |
Б |
А |
Г |
Кувырок вперед
Техника
выполнения. Из
упора присев (с опорой руками впереди
стоп на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести
массу тела на руки. Сгибая руки и
наклоняя голову вперед, оттолкнуться
ногами и, переворачиваясь через голову,
сделать перекат на шею и лопатки.
Опираясь лопатками о пол, резко согнуть
ноги и взять группировку. Заканчивая
кувырок, принять упор присев (рис. 73).
Последовательность
обучения.
-
Группировка из
различных и. п. -
Из упора присев
перекат назад и перекатом вперед сед
в группировке.
277
-
Из упора присев
кувырок вперед в сед в группировке. -
Из упора присев
перекат назад и перекатом вперед упор
присев.
5. Из
упора присев кувырок вперед в упор
присев.
Типичные
ошибки.
-
Опора руками
близко к ступням (приводит к удару
спиной). -
Отсутствие
отталкивания ногами. -
Недостаточная
группировка. -
Неправильное
положение рук. -
Опора руками сзади
при переходе в упор присев. Страховка
и помощь. В большинстве
случаев это упражнение
доступно для
самостоятельного исполнения. Обычно
помощь нужна только отдельным учащимся.
При этом партнер, стоя на одном колене,
сбоку одной рукой помогает выполняющему
наклонить голову вперед на грудь, а
другой, поддерживая под грудь или плечо,
обеспечивает мягкое опускание на лопатки
и увеличивает вращение вперед.
Кувырок в сторону
Техника выполнения.
Выполняется
из упора стоя на коленях или упора
присев. Первая часть кувырка такая же,
как и у переката в сторону из упора
стоя на коленях, однако вращение тела
необходимо продолжить в том же направлении
и, переворачиваясь через спину, прийти
снова в упор стоя на коленях или в упор
присев.
Последовательность
обучения.
-
Группировка из
положения лежа на спине. -
Из упора стоя на
коленях перекат в сторону. -
Из упора стоя на
коленях кувырок в сторону. -
Из упора присев
кувырок в сторону в упор присев.
278
Типичные ошибки.
-
В начале
кувырка рука не ставится на предплечье. -
Неплотная
группировка.
Страховка и
помощь. Стоя
сзади, помогать переворачиванию,
поддерживая около тазобедренных
суставов.
Стойка на лопатках согнув ноги
Техника выполнения.
Стойка на
лопатках выполняется перекатом назад
в группировке. В момент опоры лопатками
и затылком подставить руки под
поясницу (большими пальцами вперед),
ноги согнуты, голени вертикально. Это
подводящее упражнение для обучения
стойке на лопатках (рис. 74).
Последовательность
обучения.
-
Из упора присев
перекаты назад и вперед. -
Из упора сидя
сзади перекатом назад сгибая ноги
стойка на лопатках согнув ноги. -
Из упора присев
перекатом назад стойка на лопатках
согнув ноги.
Типичные ошибки.
-
Перекат выполняется
с откидыванием плеч и головы назад. -
Руки ставятся под
спину рано, локти широко разведены. -
Туловище не
принимает вертикального положения.
-
Голени отклоняются
от вертикального положения, носки не
оттянуты.
Страховка и
помощь. Помогать,
стоя сбоку от ученика, одной рукой
поддерживая под спину, другой за ноги.
Из стойки на
лопатках согнув ноги перекатом вперед
упор присев
Техника выполнения.
Убрав руки
с поясницы, начать перекат вперед,
одновременно взять группировку. В конце
переката
279
выполнить энергичное
движение плечами вперед и принять упор
присев.
Последовательность
обучения.
-
Из упора присев
перекат назад и перекатом вперед сед
в группировке. -
Из упора присев
перекат назад в группировке и перекатом
вперед упор присев. -
Из упора присев
перекатом назад стойка на лопатках
согнув ноги (держать), перекатом
вперед сед в группировке. -
Из упора присев
перекатом назад стопйка на лопатках
согнув ноги (держать), перекатом
вперед, упор присев.
Типичные ошибки.
Аналогичны
ошибкам при выполнении стойки на лопатках
согнув ноги и второй половины кувырка
вперед.
Страховка и
помощь. Помогать
стоя сбоку в момент перехода в упор
присев, подталкивая под спину или плечо.
Комбинация для
совершенствования и контрольного урока
Из упора присев
кувырок вперед в упор присев — перекатом
назад стойка на лопатках согнув ноги —
перекатом вперед упор присев — кувырок
в стороны в упор присев и о. с.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Ногинский колледж»
Методическая разработка
по дисциплине: Физическая культура
Тема: Гимнастика. Техника обучения кувырков вперед, назад.
Выполнила преподаватель физической культуры
Морозова Елена Сергеевна
Ногинск 2018
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………………………………..4
Заключение………………………………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………………………15
Введение.
Данная методическая разработка включает в себя рекомендации по изучению и обучению техники кувырков вперед, назад.
Общие рекомендации включают в себя:
Образовательные:
обучить технике кувырков вперед, назад.
Оздоровительные и развивающие:
развивать координационные способности обучающихся
развивать гибкость обучающихся.
Воспитательные:
формировать о обучающихся трудолюбие, стремление к достижению поставленной цели, интерес к занятиям физическими упражнениями.
Местом для проведения занятий по гимнастике является спортивный зал с мягким покрытием. В качестве оборудования могут применяться маты гимнастические.
Основная часть.
Вводная часть занятия.
Обычно урок гимнастики начинается с общего построения. В начале урока лучше строиться по длинной стороне зала, на расстоянии 1-2 м от стены, спиной к окнам, в шеренгу по росту. С этого организационного момента должен начинаться каждый урок гимнастики. После сообщения задач урока следует приступить к изучению строевых упражнений, а также заданий в ходьбе и беге.
Наиболее эффективные средства активизации функций организма — ускоренная ходьба, бег в равномерном темпе, ритмичные прыжки, танцевальные упражнения и игры.
Особенно важно обратить внимание на необходимость управления бегом. Возглавлять колонну должен обучающийся, умеющий сохранять заданный темп. Заслуживает внимания подбор приемов управления обучающимися при выполнении упражнений: учителя пользуются подсчетом, хлопками, самостоятельным подсчетом учащихся (вслух или про себя), под музыку. С этой же целью можно использовать различные ограничители на углах зала, стрелки, воротца и т. п. При любом способе управления учитель должен иметь возможность делать замечания, исправлять ошибки, подбадривать. При проведении этих упражнений немаловажное значение имеет состояние обучающихся. Так, например, если ученики пришли на урок в несколько возбужденном состоянии (после контрольной работы или очень эмоционального урока), не следует начинать занятия с обучения новым элементам строя и обычной ходьбы. В таком случае лучше применить игры и игровые задания, которые отвлекут учащихся от переживаний, предшествовавших уроку, активизируют их внимание.
Таковыми могут быть задания следующего типа:
- «Смирно!». Ученики выполняют команду учителя только в том случае, если перед ней предварительно сказано слово «класс». Например, «Нале-во!». Если перед командой обращения нет, то выполнять команду не следует. Тот, кто ошибся, должен сделать шаг вперед. Подавать не более 6-8 команд, затем подвести результаты.
- «Будь внимательным». По команде «Раз!» все ученики принимают упор присев, по команде «Два!» — о. с, по команде «Три!» — делают хлопок сзади, по команде «Четыре!» — поднимают руки вперед. Команды чередовать.
- И. п. — построение в одну шеренгу, 1-2 — приставной шаг левой вперед, 3-4 — поворот направо, 5-6 — приставной шаг правой в сторону, 7-8 — поворот налево.
- И. п. — построение в одну шеренгу, расчет на первый, второй. Первые номера: 1-3 — три шага вперед, 4 — приставить ногу. Вторые номера: 1 — упор присев, 2 — упор стоя, 3 — упор -присев, 4 — встать, 5-8 — первые — то, что выполняли вторые, вторые — то, что выполняли первые. Повторить 2 раза.
Эту же цель преследуют задания, выполняемые во время движения в обход:
1)И.п. — о.с.8 шагов вперед, 8 прыжков на месте ноги врозь с хлопками над головой. Повторить 2-4 раза.
- 8 шагов бега с продвижением вперед, 8 шагов бега на месте, по сигналу «Гоп!» — остановиться, по хлопку — продолжить бег.
- Два такта мазурки с продвижением вперед, два такта на месте, прыжки (ноги врозь, скрестно, врозь, вместе). Повторить 2-4 раза.
Если обучающиеся пришли на урок спокойными и сосредоточенными, можно сразу изучать новые элементы строя и перестроения.
Подготовительную часть урока обычно завершает выполнение комплекса общеразвивающих упражнений. Для выполнения общеразвивающих упражнений в разомкнутом строю впереди должны стоять меньшего роста. Учитель при демонстрации упражнений использует зеркальный показ. В комплекс общеразвивающих упражнений могут быть включены определенные подводящие упражнения для освоения или закрепления упражнений основной части урока. Такими могут быть различные формы группировок, равновесия, отработка навыков приземления и т. п. Вместо общеразвивающих упражнений в подготовительную часть урока можно включать сравнительно несложные вольные упражнения, выполняемые на 32 или на 64 счета. Основной задачей таких упражнений является развитие координационных способностей и двигательной памяти учащихся, овладение ими школой движений. Для этой цели могут использоваться вольные упражнения для юных гимнастов из старых классификационных программ по спортивной гимнастике или вольные упражнения, составленные самим учителем, например:
И. п. — о. с. 1 — левую руку в сторону, 2 — правую руку в сторону; 3 — руки вверх скрестно (ладонями вперед); 4 — о. с; 5 — наклон вперед прогнувшись руки в стороны; 6 — о. с; 7 — присед, руки вперед; 8 — о. с, руки в стороны; 9 — мах левой вперед, хлопок руками под ногой; 10 — о. с; 11 — мах правой вперед, хлопок руками под ногой; 12 — о. с; 13 — прыжком ноги врозь, руки вперед; 14 — прыжком о. с; 15 — прыжком ноги врозь, дугами наружу руки вверх, хлопок над головой; 16 — прыжком в и. п. Упражнение выполнить 2 раза.
Немаловажным фактором для проведения подготовительной части урока гимнастики являются сохранение интереса и предъявление требовательности к ним. Один из приемов повышения интереса к занятиям — использование разнообразных (нешаблонных) упражнений, способов их проведения, методов организации учащихся на уроке. Эффективность занятий значительно повышается, если упражнения выполняются с музыкальным сопровождением. Важную роль в поддержке интереса учащихся к занятиям играют проверка и оценка выполняемых упражнений. Так, в подготовительной части урока можно оценить умение выполнять элементы строя, вольных и общеразвивающих упражнений, знание отдельных команд и терминологии. Проверка и оценка успеваемости по строевым упражнениям проводятся только в тех случаях, когда обучающийся может действовать индивидуально, например, при выполнении поворотов на месте, команд «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», сдаче рапорта и т. п. Общеразвивающие и вольные упражнения могут быть оценены в целом за комплекс, когда он изучен и освоен. Для проверки можно вызывать 3-5 учеников, которые выполняют эти упражнения на оценку. После выполнения каждому ученику сообщаются оценки.
По ходу урока учитель должен постоянно следить за действиями обучающихся, вносить в них необходимые корректировки, добиваясь максимального приближения качества выполнения упражнений к уровню, возможному при данных условиях и уровне подготовленности. Проявление высокой требовательности учителя к обучающимся повышает его авторитет, а через него и авторитет предмета. Чтобы требовательность к ученикам приносила желаемые результаты, она должна быть постоянной, выполнимой, тактичной, щадящей самолюбие учащихся. Необходимо уметь устанавливать такие взаимоотношения с учениками, которые давали бы возможность учителю в любой момент мобилизовать внимание детей. Тогда можно и нужно время от времени давать учащимся кратковременную (в пределах допустимого) свободу поведения на уроках. Особую требовательность необходимо проявлять при обучении учащихся младших классов элементам строя, основным положениям рук и ног при выполнении общеразвивающих упражнений, умению четко приземляться, осанке, т. е. тем элементам, которые составляют школу движений, школу гимнастики.
Основная часть занятия.
Техника кувырка вперед
Кувырки — вращательные движения тела с последовательным касанием опоры (спиной и ногами) и переворачиванием через голову. Они выполняются вперед и назад. Кувырки вперед могут осуществляться и с полетом после толчка ногами.
Эти упражнения необходимы для тренировки вестибулярного аппарата, развития ловкости, ориентировки в пространстве, с целью самостраховки при падениях.
Кувырок вперед из упора присев в группировке. Упражнение выполняется из упора присев. Опираясь руками впереди ступней на полшага, слегка разогнув ноги, начать толчок. Перенести тяжесть тела на руки, одновременно согнуть их, наклонить голову вперед и, до конца разгибая ноги, закончить толчок стопами. Перевернувшись, перекатиться вперед через голову в положении плотной группировки, коснувшись пола сначала затылком, затем шеей, лопатками, спиной и тазом. Перекатываясь на спине, сразу после касания стопами пола отпустить ноги и, посылая руки вперед, встать (рис. 1).
Основные элементы техники:
1) толчок ногами в заданном направлении и достаточной силы, обеспечивающий поступательное и вращательное движение;
2) группировка, помогающая быстрому переворачиванию и переходу занимающегося в конечное положение.
Правильная группировка помогает быстрее овладеть техникой кувырка. При изучении группировки из различных исходных положений учащиеся получают предварительное представление о разнообразных положениях тела при кувырке. Это позволит перейти непосредственно к подводящим упражнениям.
Подготовительные и подводящие упражнения к кувырку вперед:
1) в упоре присев сгибание рук и наклоны головы до касания затылком пола;
2) перекаты вперед и назад в группировке лежа на спине;
3) из седа в группировке перекат назад и обратно вперед, отталкиваясь руками у головы.
Овладев подводящими упражнениями, переходят к изучению кувырка вперед из упора присев с опорой руками впереди ног на расстоянии полшага (такое исходное положение способствует правильному выполнению толчка ногами).
При обучении кувырку вперед могут встречаться основные и второстепенные ошибки.
Основные ошибки:
1) медленное переворачивание и задержка в завершающей фазе кувырка. Причина — слабый толчок ногами или его отсутствие;
2) толчок ногами вверх, a не вперед, в результате — удар спиной о пол. Это происходит, когда руки при опоре расположены близко к ногам, голова преждевременно наклонена вперед или во время разгибания ног вес тела не передается на руки;
3) опора головой о пол. Это случается, когда голова не наклонена вперед или руки при опоре расположены слишком близко к ногам;
4) неправильная группировка: а) слишком поздняя — захват за ноги выполнен при завершении переката; б) неполная — недостаточно согнуты ноги и колени не подтянуты к груди; в) отсутствует захват руками за ноги;
5) неправильное завершение кувырка (преждевременное вставание до прихода в присед), вследствие этого — потеря равновесия назад;
6) опора руками сзади при завершении кувырка (при вставании).
Второстепенные ошибки:
1) неправильное положение кистей при опоре (пальцы развернуты кнаружи или внутрь);
2) кисти расположены не на ширине плеч (слишком узко или широко) или не на одной линии (одна кисть впереди другой);
3) неправильный захват голеней при группировке (за голеностопные суставы или за колени).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.
При изучении кувырка вперед нужно повторить группировку и перекаты в группировке лежа на спине с переходом в сед и присед в группировке.
При выполнении кувырка вперед нужно делать толчок ногами, что содействует движению вперед до полного вращения и дает возможность встать на ноги.
Часто при изучении кувырка вперед учащиеся ставят руки близко, как при упоре присев. В таком положении голова оказывается впереди рук, а при выполнении кувырка вес тела приходится на голову.
При опускании на лопатки затылок должен касаться пола на линии кистей. Такое положение рук очень важно при быстром выполнении кувырка, в противном случае не исключена возможность удара головой о пол.
Для того чтобы избежать получения травмы, в момент переворота через голову необходимо уметь контролировать свое тело в упоре на руках и переносить его (центр массы тела) через точку опоры (руки). Исходя из этого, предлагается определенная последовательность этапов обучения кувырку вперед.
ВНИМАНИЕ! После общей разминки перед разучиванием кувырка вперед необходимо выполнить несколько специальных упражнений для мышц шеи и спины: наклоны головы (вперед, в сторону); повороты головы; вращения головой; исходное положение — руки за головой, надавливая на затылок, максимально наклонить голову вперед; исходное положение — то же, полуприсед с касанием лбом коленей.
На начальном этапе обучения необходимо дать учащимся представление о кувырке вперед. Они должны познакомиться с гимнастической терминологией (группировка, упор присев, упор стоя согнувшись, перекаты и т. д.).
На этом этапе большое значение имеет метод показа и объяснения. Показ упражнения должен быть безошибочным. Учитель обращает внимание учащихся на составные части упражнения с таким расчетом, чтобы во время его выполнения они знали, на что нужно обратить внимание. Обучающийся должен знать, что:
- выполняя толчок ногами, необходимо полностью их выпрямить;
- подавая плечи вперед, следует наклонить голову на грудь;
- переворачиваясь через голову, необходимо сгруппироваться, захватывая руками середину голеней.
Обычно упражнение делят на несколько составных частей, к каждой из которых подбирают подготовительные (позволяющие развить необходимые мышечные группы) и подводящие (максимально доступные, позволяющие ознакомиться со структурой изучаемого упражнения) упражнения. Отрабатывается каждая из частей, а затем отдельные части соединяются в единое целое.
На этапе углубленного обучения целесообразно разделить упражнение на две части: 1) переворот через голову; 2) перекат в группировке в упор присев из положения лежа на спине. Начать изучение следует с более легкой второй части (перекат в группировке в упор присев из положения лежа на спине), параллельно отрабатывая отдельные элементы кувырка вперед.
Последовательность обучения:
1. Перекаты в группировке лежа на спине.
2. Перекаты из положения группировки сидя на краю мата. В положении группировки сидя на краю гимнастического мата (рис. 2), ноги максимально согнуты (стопы несколько разведены), кисти захватывают ноги за голени ниже колен и притягивают их к плечам, локти прижаты к туловищу, левая рука захватывает только левую ногу, правая рука — правую, колени слегка разведены, голова максимально наклонена вперед и находится между коленей. Это необходимо, чтобы придать туловищу более «округлое» положение и избежать удара лицом о свои колени во время выполнения кувырка.
рис 2
При перекате назад следует слегка отвести плечи назад (ослабить группировку), а в момент касания лопатками пола опять плотно сжать группировку. Для переката вперед нужно слегка разогнуть ноги в коленном и тазобедренном суставах и потянуться пятками вперед-вверх. Как только тело начало перекатываться на спину, резко прижать к туловищу ноги, стараясь коснуться пятками пола.
3. Перекаты в группировке из положения упора присев: присед колени вместе, опора руками на ширине плеч на уровне коленей, плечи над кистями, голова прямо, смотреть перед собой.
Перекаты в группировке из положения упора присев могут выполнять на:
а) полу (облегченный вариант, при котором разный уровень опоры позволяет учащимся легче выполнить заключительную часть переката). Исходное положение — упор присев на полу, пятки слегка касаются края мата, перекат на спину; перекат в упор присев на полу;
б) гимнастическом мате.
Во время выполнения перекатов важно обращать внимание учащихся на необходимость постоянно контролировать скорость переката на лопатки и не допускать случайного переворачивания через голову.
После того как учащиеся овладеют выполнением заключительной части кувырка, можно переходить к изучению первой, наиболее травмоопасной, части — перевороту через голову.
4. Обучение перевороту через голову. Учителю необходимо разъяснить учащимся, что:
а) кувырок выполняется с обязательной опорой на руки; голова может касаться опоры затылком, но не опираться на нее;
б) для того чтобы перевернуться через голову, нужно перенести тело (центр массы тела) через точку опоры.
Исходя из этого учащиеся должны научиться удерживать свое тело на согнутых руках и перемещать его через точку опоры.
Первое, что необходимо прочувствовать учащимся, — движение спины за счет разгибания ног. Для этого выполняют следующее подводящее упражнение: начинать движение с разгибания ног из упора присев в упор стоя согнувшись, перенести массу тела на руки, смотреть на кончики пальцев рук, округлить спину (рис. 3).
рис 3
Прочувствовать положение упора на согнутых руках поможет второе упражнение: из упора стоя согнувшись — сгибание и разгибание рук (рис. 4).
рис 4
Третье упражнение позволит скоординировать движение рук и ног: из упора присев (руки примерно в 1 м от ног) — упор стоя согнувшись с согнутыми руками (рис. 5).
рис5
Упражнение выполняют на четыре счета: счет 1 — разогнуть ноги, поднять спину — счет 2 — согнуть руки — счет 3 — разогнуть руки — счет 4 — вернуться в исходное положение.
То же упражнение, но выполняется на два счета: раз — разгибая ноги, поднять спину и одновременно с этим согнуть руки; два — вернуться в исходное положение.
Необходимо стараться выполнять данное упражнение максимально слитно.
5. Кувырок вперед в целом. При выполнении данного упражнения необходима страховка. Страхующий находится сбоку от занимающегося, одной рукой поддерживает его под плечо, помогая контролировать упор на согнутых руках, другой рукой — под колени, помогая перевернуть тело через точку опоры (стрелками обозначены места поддержки) (рис. 6).
рис 6
Разучивание новых гимнастических упражнений всегда связано с повышенной опасностью получения различных травм, поэтому учитель обязан не только строго соблюдать правила безопасности, но и подобрать такие подготовительные и подводящие упражнения, которые максимально снижали бы риск травмы и одновременно с этим позволяли успешно освоить изучаемое упражнение.
Реализация данной методики по выполнению кувырка вперед позволяет учащимся в дальнейшем легче освоить длинный кувырок вперед и кувырок прыжком.
Техника кувырка назад
Кувырок назад в группировке из упора присев (рис. 7). Из упора присев, оттолкнувшись руками от пола, садясь на пол ближе к пяткам, сгруппироваться, подтянуть колени к плечам, голову наклонить вперед и начать перекат назад. Перекатываясь на спину, лопатки и на шею, быстро поставить руки на уровне головы ладонями на пол (пальцами к плечам) и, опираясь на них, перевернуться через голову, прийти в упор присев. Во время кувырка ноги не разгибать.
рис7
Основные элементы техники:
1) активный перекат назад в группировке, получаемый за счет толчка руками и потери равновесия назад, обеспечивающий вращательное движение тела назад;
2) опора руками, способствующая правильному завершению кувырка (в положение упора присев).
При обучении этому элементу важно правильно и качественно произвести объяснение техники выполняемого упражнения. Необходимо, чтобы ученики последовательно усвоили следующие положения: руки ставятся на мат в момент касания его затылком, разгибание ног выполняется до касания носками мата, разгибание рук должно облегчить переворачивание через голову, голова наклонена на грудь.
Подготовительные и подводящие упражнения к кувырку назад:
1) в стойке на лопатках опускание прямых ног до касания пола;
2) выпрямление рук из упора присев на руках и головe;
3) перекаты вперед и назад:
- из упора присев выполнить перекат назад с опорой руками на уровне головы (пальцы к плечам); при обратном движении сгруппироваться и перекатом вперед вернуться в упор присев;
- из упора присев выполнить перекат назад с опорой руками за головой, прямыми ногами коснуться мата за головой;
- используя гимнастический мостик, накрытый гимнастическим матом, из упора присев выполнить кувырок назад в группировке в упор присев.
При обучении могут встретиться следующие основные ошибки:
1) трудность в переворачивании через голову — происходит при неправильной опоре руками и при разгибании ног в тазобедренных и коленных суставах во время переворачивания через голову;
2) болезненные ощущения мышц шеи, что бывает при отсутствии активной опоры на руки во время переворачивания через голову.
В дальнейшем кувырки назад нужно изучать из различных исходных положений:
1) из седа выполнить кувырок назад в стойку на коленях и в упор присев. Предварительно нужно сделать наклон вперед;
2) из основной стойки быстро принять упор присев и выполнить кувырок назад;
3) кувырок назад с шага назад;
4) из стойки лицом к мату прыжком выполнить поворот кругом в присед и кувырок назад.
Заключительная часть занятия
Каждый урок должен заканчиваться организованно. Поэтому, убрав снаряды, учащиеся выстраиваются на одной из границ зала в одну шеренгу.
Для заключительной части урока целесообразно подбирать такие упражнения, которые снимают воздействия физической нагрузки, приводят организм в спокойное состояние и в то же время вырабатывают умение ориентироваться в пространстве и времени. Для этой цели можно рекомендовать ряд упражнений отвлекающего характера.
Например, 4 шага — строевым, 4 шага — обычным; по сигналу учителя «раз» все идут с поднятыми в стороны руками; по сигналу «два» — ходьба, руки на поясе; по сигналу «три» — обычным шагом; по сигналу «четыре» — основная стойка.
Заключение.
Методические рекомендации составлены в соответствии с программой по физической культуре, которая направлена на:
-формирование физической культуры личности будущего профессионала;
-развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
-формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
-овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта знаний специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта.
Список литературы
1. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений: Попул. учеб. пособие. — М.: Тера — Спорт, 2002. — 512 с.
2. Гимнастика: Учеб. для студентов вузов / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. — М.: Академия, 2001. — 448 с.
3. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте/ Ю.Д. Жедезняк, П.К. Петров — М.: Академия, 2001. — 264 с.
4. Петров П.К. ПЗО Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.