Что заставляет Очумелова резко изменить своё мнение?
Просьба Хрюкина заплатить деньги за то, что он получил травму.
Слова, что собака, укусившая Хрюкина, может принадлежать генералу.
Нежелание Хрюкина давать показания.
Предположение, что Хрюкин всё выдумал.
Ответы
Автор ответа: onetfriend
34
Ответ:
Объяснение:
Слова, что собака, укусившая Хрюкина, может принадлежать генералу.
Автор ответа: aidabakilno
18
слова , что , бродящая собака , может принадлежать генералу
Интересные вопросы
Предмет: Физика,
автор: 13angelob
Обновлено: 12.02.2023
Нельзя не заметить насколько неоднозначным является отношение полицейского к одним и тем же ситуациям: в зависимости от собственной выгоды Очумелов с невероятной быстротой меняет ранее принятые решения. Быстрее, чем хамелеон поменяет окрас своего тела, полицейский надзиратель меняет позицию по отношению к ювелиру Хрюкину и укусившей его собаке. Сначала он планирует наказать дворняжку, но, узнав, что эта собачонка может принадлежать генералу Жилину, тут же принимается бранить самыми нелестными словами потерпевшего – называет его свиньей и болваном.
Столь же неблагосклонен Очумелов и к людям, которые являются ниже его по положению. Надменность в их отношении со стороны полицейского надзиратель невозможно не заметить. Очень ярко это отражено во фрагменте, где Очумелов с небрежностью просит своего подчиненного городового Елдырина снять, а потом и надеть на него пальто.
Также полицейский надзиратель Очумелов не брезгует и превышением своих должностных полномочий. В самом начале рассказа говорится, что Очумелов и Елдырин шли с конфискованным крыжовником, который, вероятно, продавали местные жители. Несмотря на свое положение служителя закона, полицейский не всегда придерживается этих самых законов.
Проследив поведение главного героя – полицейского надзирателя Очумелов – можно сделать вывод, что Антон Павлович Чехов очень правильно нарёк его “Хамелеоном” : все свои решения тот может поменять в мгновение ока, если того потребуют сложившиеся обстоятельства; Очумелов показывается очень адаптивным и невероятно изменчивым человеком.
Почему Очумелов хамелеон
Несколько интересных сочинений
Русская литература всегда была неким знаменем, путеводной звездой для русского человека. Такого рода произведения, отражающие социальную и психологическую сторону жизни, позволяют людям думать,
Судьба России в конце девятнадцатого века стала проблемой, которую активно обсуждали в обществе. По какому пути она будет развиваться, как будет выглядеть новый хозяин, который приходит на смену дворянам
А. Солженицын вошел в историю литературы как ярый противник тоталитаризма. Большинство его произведений пропитано духом свободы и желанием проповедовать о человеческой свободе.
Они очень давно не виделись со школы и тут они встретились на вокзале и начали распрашивать друг друга что они и как
Талантливый писатель- это вдохновленный писатель от природы.Талант писать стихи или др. произведения есть дар природы.
Гамлет — выразитель взглядов и идей эпохи Возрождения.
Шекспир вступил в новый XVII век как зрелый и овеянный славой художник. Началось последнее десятилетие его творчества.
Художник с огромной силой выражает мысли и настроения передовых людей своего времени, он создает цикл своих великих трагедий.
По мысли Шекспира природа человека неотрывна от добра. И истоки трагедии писатель видит в расхождении природы человека и его поведения. Этот конфликт Шекспир наиболее полно и ярко показал в одной из самых своих значительных трагедий “Гамлет”.
Каждое время по-новому переживало ситуации и проблемы этой трагедии. В течении почти четырех веков она служила человечеству зеркалом, в котором каждое поколение рассматривало свое лицо. И всякий раз это лицо было иным. Сохраняя свой строгий костюм, датский принц представал то пылким, то вялым, то гуманным, то холодным. Почему?
Гамлет — не узко-бытовой образ, но характер, наполненный огромным философским и жизненным содержанием. В образе Гамлета с определенной силой выражено то состояние, которое было типично для множества людей шекспировской эпохи.
Понять героя любой драмы можно исходя из логики самой драмы. Не то с Гамлетом. Недаром другие персонажи трагедии сравнивают Гамлета сегодня с Гамлетом вчерашним. Вот таким вспоминает прежнего Гамлета Офелия: “Взор вельможи, меч солдата, язык ученого”1.
Для принца пороки двора — концентрация нравов всей парадной, официальной жизни государства, и
1 Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии, собр. в 2-х томах, т.II — М., Рипод классик, 2001, стр.197. он так измучен, так раздражен, что едва боковым зрением улавливает другую его сторону. Как принц, Гамлет хорошо знает, чего стоят так называемые «высокие» звания и почести, за которыми всегда срываются случайности рождения или прихоти властелина. Гамлет несет в себе луч великой надежды — горячий интерес к будущему человечества. Последнее его желание — сохранить свое “раненое имя” в памяти потомства, и, когда Горацио намеревается допить остаток яда из кубка, чтобы умереть вслед за другом
Гамлет молит его не делать это. Отныне долг Горацио -рассказать людям о том, что произошло с Гамлетом и почему он так страдал.
У Гамлета глубокий и подвижный ум — все схватывает на лету. В аристократической среде держится он непринужденно, отлично зная все винтики и механизм ее этикета, к простым людям не подделывается и не проявляет никакого высокомерия. Не только серьезным своим речам, даже каламбурам, шуткам, остротам всегда придает он глубокомысленный поворот, вследствие чего они кажутся одновременно и доходчивыми, и замысловатыми. Оставаясь наедине с самим собой, Гамлет как бы импровизирует; его раздумья не перепевы общих истин обихода житейского, а самобытные, давно выстраданные и вот здесь, сейчас родившиеся, не успевшие остыть, превратиться в сухие умозаключения. Благочестия в нем ни на йоту, хотя по старинке он верит, что «душа бессмертна», что существуют овеянные небом «благочестивые духи» и «дышащие гиеной проклятые» духи. Он далек от самодовольства, не считает, что все им уже познано — напротив, в окружающем его мире, уверен он, бесконечно много еще неразгаданных тайн. Доверчивый к людям, Гамлет ждет от них откровенности и прямоты, но что поделать, эти душевные качества встречаются крайне редко. Иногда он играет своим остроумием, мастерски пародирует напыщенную манеру своих собеседников и делает это так, что ее плутоватая функция сразу выплывает наружу.
Думает Гамлет не по чужой указке. Физически он — как в железных тисках, во дворце ему — как в тюрьме, единственная его опора против всего света — независимость суждений.
В продолжение разбирательства меняет Очумелов своё мнение пять раз.
Первая позиция: виноват Хрюкин (ведь собака-то, кажись, генералу Жигалову принадлежит).
Вторая позиция: Хрюкин — пострадавший, собаку надо проучить (потому что непородистая собака).
Третья позиция: опять виноват Хрюкин (голос из толпы говорит, что генеральская собака).
Четвертая позиция: истребить собаку (генеральский повар говорит, что собака не генеральская).
Пятая позиция: городовой грозит Хрюкину (ведь собака принадлежит генералову брату).
Постоянно меняется, как мнение, и состояние самого Очумелова: его то в жар бросает, то в холод, он просит то снять с него пальто, то снова надеть.
Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в зависимости от того, чья же на самом деле собака.
Масса обговаривает это, предлагаются разные варианты.
Понаблюдаем поведение Очумелова. Конфигурации происходят несколько раз, неподражаемо эмоционален Очумелов в те моменты, когда находится, что собака генеральская. Потому рассказ и называется Хамелеон, так как содержание и интонация речи Очумелова зависят от ситуации, в которой он оказался. Черты хамелеона появляются в Очумелове, он главный носитель этого качества, но и Хрюкин тоже частично хамелеон: его речь изменяется от просящей до агрессивно угрожающей.
Такая смешная деталь, как шинель, которую Очумелов то снимает, то надевает, указывает глубину тех конфигураций, которые с ним происходят: его кидает то в жар, то в холод. От желания уничтожить собаку он резко переходит к подобострастию по отношению к генералу.
Та ситуация, которая описана в рассказе, указывает, что Очумелов пользуется своим служебным положением, он не способен разуметь правильное положение вещей, наименее всего он волнуется о истинном порядке в городе. Решение всех вопросов зависит от его настроения, он со слабыми смел, а с власть имущими боязлив, льстит перед ними. Одним словом, хамелеон.
Хрюкин глуповат, он желает извлечь пользу из возникшей ситуации. Свое требование оплатить ему он объясняет познанием закона. Этого. и в законе нет, чтоб от твари вытерпеть, — Хрюкин так удивительно рассуждает о законе, ясно, что он о нем не имеет ни малейшего представления.
История создания
Начало становления Чехова-писателя и создание множества его рассказов совпало с одним из самых тяжёлых периодов его жизни. В 1976 году отец писателя – богатый купец, разорился, семья осталась без средств к существованию, а сам Чехов был вынужден вести полуголодное существование в Москве, параллельно учась на медицинском факультете Московского университета. Именно тогда, чтобы заработать хоть немного денег, Чехов начал нести в различные журналы свои рассказы, созданные под влиянием не притягательной и тяжёлой действительности.
Хамелеон был создан в 1984 году, когда тяжёлые времена были уже позади, но всё равно оставили глубокий отпечаток в его душе. Накопленные за эти годы едкая желчь и негатив, прикрытые юмором, в полной мере нашли отражение в этом произведении.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Хамелеон.
Год написания – 1884 г.
История создания – Произведение было написано, когда А. П. Чехов уже работал врачом. Как писатель он тогда был почти неизвестен, но некоторые его произведения уже были опубликованы.
Тема – Центральная тема рассказа – подхалимство и приспособленчество, пороки, которые имеют место в любом обществе
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм, сатира.
Жанр и направление
Смысл названия
Характеристика персонажей
В названии рассказа отражается вся сущность главного героя Очумелова. Именно он главный хамелеон. Все, что происходит, кажется забавным только с первого взгляда.
В самом начале полицейский-надзиратель стремится создать видимость добросовестной службы, оказавшись на базарной площади. Он вникает во все дела и происшествия. Поэтому, естественно, стремится разобраться в том, что произошло с Хрюкиным. Он ругается, грозит штрафом всем окружающим, пока не узнает, что виновницей стала обычная собачонка, которая, возможно, принадлежит генералу Жигалову.
Финал рассказа повторяет самое начало, так произведение закольцовывается. Очумелов продолжает идти по площади, угрожая одному только Хрюкину. Такая композиция позволяет автору подчеркнуть основную идею произведения. Очумелову нисколько не важна истина. Главное для него, преклонение и служба сильным мира сего. Ведь именно от них будет напрямую зависеть его карьерный рост и будущее благополучие. Больше же его в этом мире ничего не волнует.
Суть: о чём?
Идя по Базарной площади, полицейский надзиратель Очумелов и городовой Елдырин, видят, как золотых дел мастер Хрюкин гонится за белым борзым щенком. Начинается разбирательство. Хрюкин сообщает, что собака ни с того, ни сего укусила его за палец. Реакция надзирателя однозначна – собаку убить, а хозяина оштрафовать. Однако внезапно из толпы слышен крик, что щенок принадлежит генералу Жигалову. Очумелов тут же меняет тон, снимает пальто и начинает обвинять Хрюкина во лжи. Кто-то из толпы начинает утверждать, что Хрюкин сам ткнул собаке в морду цигаркой.
В этот момент ситуация снова меняется коренным образом, когда Елдырин сообщает, что Жигалов не держит борзых. Очумелов уже снова намерен убить собаку, но городовой, рассуждая о том, что собака всё-таки может быть генеральской, снова сеет в его сердце сомнения. Надзиратель накидывает на себя пальто, а после приказывает отвести собаку к генералу и спросить у него.
В этот момент на площади появляется генеральский повар Прохор, который заявляет, что собака точно принадлежит не генералу. Очумелов снова заявляет, что собаку необходимо убить, но в этот момент Прохор говорит, что собака принадлежит брату генерала, заехавшему в гости. Толпа хохочет над Хрюкиным, а надзиратель рассыпается в любезностях, отпускает собаку и, погрозив напоследок мастеровому, идёт дальше по своим делам. Краткий пересказ произведения для читательского дневника Вы можете найти по ссылке.
Суть рассказа
- небольшое животное;
- ловко изменяет свой цвет в зависимости от окружающей среды, в которой находится
- маленький хищник, который свободно преследует свою добычу, но при этом не хочет быть съеденным кем-то на обед.
Мастер маскировки
Рассмотрим сюжет, где ярко проявляется постоянное двуличие Очумелома. Он ловко подстраивает свое отношение к произошедшим обстоятелствам, реагируя на каждое новое предположение о случившемся. Сразу, когда Хрюкин жалуется ему о происшествии, и предлагает ему оштрафовать хозяина собаки, а ее саму истребить, страж закона полностью его поддерживает. Как только всплывают новые домыслы о том, что эта собака может быть самого генерала, Очумелов, переживая о нежелательных для себя последствиях, резко меняет свое отношение к моменту укуса. Он уже обвиняет Хрюкина в том, что тот солгал, и генеральская собака не могла его обидеть.
Пока Очумелов пытается выяснить: чья же это собака, мимо проходящий генеральский повар подтверждает, что она не принадлежит генералу. Не дослушав фразы до конца, городовой резко нападает с обвинениями в адрес собаки и ее безалаберного хозяина. Но повар добавляет, что псина принадлежит брату генерала – и вновь все переворачивается с ног на голову.
Проблема, которая актуальна и поныне
Несмотря на все мастерство маскировки главного героя, для читателя совершенно очевидны истинные черты его характера. Хамелеон по своей сути никогда не меняется, демонстрируя свою способность подстраиваться под любые условия окружающей среды раз за разом. Со стороны эта способность вызывает двойственные чувства.
Хамелеон — это порода ящериц, меняющих цвет кожи в зависимости от окружающей среды. Точно так ведет себя и главный герой рассказа полицейский надзиратель Очумелов. Он несколько раз меняет свое отношение к виновнику происшествия, а именно, к собачке, укусившей за палец Хрюкина.
И самое главное — мнение надзиратель меняет не в зависимости от новых найденных им улик, а от того, кому, по словам свидетелей происшествия, принадлежит собачка. После предположения одного из зевак, утверждающего, что собака принадлежит бедняку, Очумелов грозится оштрафовать хозяина, а собаку убить. Однако после заявления другого зеваки, что собака не чья иная, как генерала Жигалова, мнение надзирателя резко меняется. Теперь виновным в происшедшем становится только что оправданный им Хрюкин.
Для определения виновных и вынесения приговора Очумелов совершенно не пытается разобраться, кто прав, а кто виноват. Решение зависит от личного отношения этого чиновника к пострадавшим сторонам. Подобно хамелеону, меняющему цвет кожи в зависимости от окружающей среды, меняет свое мнение по несколько раз Очумелов.
Очень жаль, что и в наше время есть много чиновников-хамелеонов.
Чехов — великий русский писатель-реалист, замечательный художник слова. Жанр рассказа — малой эпической формы — он довел до совершенства: при малом объеме он с максимальной правдивостью отражал существенные стороны жизни России 80-90-х годов XIX века. В своих маленьких рассказах Чехов создавал образы людей разных профессий и социальных слоев, все стороны жизни становились объектом его писательского интереса. Чехов высмеивал обывателей, их пошлость, глупость, смешные привычки. Именно комизм и ирония составляют главную особенность его творчества этого периода.
Главные герои и их характеристика
Очумелов | полицейский надзиратель. Властный и грубый с простыми людьми. Однако готов лепетать и пресмыкаться даже не перед сильными мира сего, а перед их прислугой. На словах стоит за закон, но на деле всегда становится на сторону богатых и влиятельных господ. Говорящая фамилия подчеркивает его растерянность перед лицом вопроса: стоит ли щадить собаку, желая угодить генералу, или она вовсе не принадлежит высокопоставленному чиновнику? Свое мнение герой меняет, как и положение пальто: то надевает, то снимает его, как окрас хамелеона. |
Хрюкин | Хрюкин – золотых дел мастер. Грубиян и выпивоха. Ставит себя выше окружающих, так как имеет брата в жандармерии. Поразительно жестокий человек, который хочет убить животное лишь на том основании, что оно его укусило. Поэтому автор награждает его унизительной фамилией, указывающей на животную сущность жестокого человека. |
Говорящие фамилии
Читатель видит, что персонажи имеют не типичные имена, которые явно несут смысловую нагрузку. Их можно увидеть невооруженным глазом. Например, есть говорящие фамилии, которые добавляют комичности сложившейся ситуации:
Но мы не знаем, как выглядят главные герои рассказа, писатель не дает портретных зарисовок. Это показывает универсальность типажей. Речь идет не о конкретных людях, а о том, как устроено общество.
Средства создания комического
Проблемы
- Нравственные пороки
– за короткий промежуток времени Чехов затрагивает довольно большое число пороков: чинопочитание, пьянство, алчность, жестокость и невежество, свойственные толпе недалёких обывателей. - Духовное рабство
— толпа безропотно внемлет Очумелову и этим одобряет его образ действий. Никому не кажется странным, что надзиратель постоянно меняет свое мнение. Обыватели также зависимы от таинственного генерала, как и Очумелов. Табель о рангах заменяет им священные тексты, поэтому люди относятся друг к другу не как братья, а как чиновники разных ведомств. - Трусость
— русские люди настолько запуганы несправедливостью общества, в котором они живут, что не удивятся, если таинственный генерал уволит их за случай с собакой. Поэтому Очумелов перестраховывается и стремится обезопасить себя от гнева вышестоящего человека. Его страх — характерная примета времени.
Жанр произведения
Так, фамилия мастера, которого укусила собака, Хрюкин. Это полностью соответствует его одутловатому, полупьяному лицу. Комический эффект усиливается и за счет явного несоответствия фамилии и должности, которую занимает персонаж. Например, Хрюкин работает золотых дел мастером.
Еще один юмористический прием — речь персонажей. В ней множество просторечных и жаргонных выражений, а также экспрессивной и эмоциональной лексики. Грубые выражения, которое постоянно использует Очумелов, говорят о его низком культурном уровне.
Основная идея
Другие сочинения по этому произведению
Чехов — великий русский писатель-реалист, замечательный художник слова. Жанр рассказа — малой эпической формы — он довел до совершенства: при малом объеме он с максимальной правдивостью отражал существенные стороны жизни России 80-90-х годов XIX века. В своих маленьких рассказах Чехов создавал образы людей разных профессий и социальных слоев, все стороны жизни становились объектом его писательского интереса. Чехов высмеивал обывателей, их пошлость, глупость, смешные привычки. Именно комизм и ирония составляют главную особенность его творчества этого периода.
В основе сюжета лежит обыкновенный жизненный случай: щенок укусил за палец человека. Это событие в считанные минуты привлекло большое количество зевак, и на базарной площади, где только что было тихо и уныло, собралась целая толпа. Сборище привлекло внимание полицейского надзирателя Очумелова, который чинно шествовал через площадь в сопровождении городового.
Тут мимо проходил генеральский повар, который и разрешил ситуацию, объяснив, что щенокпринадлежит брату генерала, приехавшему погостить.
Антон Павлович Чехов – великолепный писатель-реалист, который любил повествовать нам в своих рассказах истинные стороны жизни, происходившие в конце 19 века в России. В своих небольших по объему работах этот творческий человек изображал образы людей самых разных профессий из различных слоев общества, чьи стороны жизни были интересны писателю. Мы видим, как он высмеивает народ, его глупость и различные привычки. Можно сказать, что ирония является одной из главной особенностью большинства его произведений.
Но вернемся к нашему рассказу, который назван в честь великолепного животного хамелеона. способного менять свой цвет, сливаясь с окружающей действительностью, что бы не стать жертвой врага или незаметно подобраться к насекомому. Однако для пресмыкающегося такая необычная реакция организма была придумана самой природой, поэтому мы оцениваем ее как некий дар. А вот если речь идет о людях, которые моментально меняют свое мнение в зависимости от жизненной ситуации, то нам будет тяжело назвать их порядочными. С одним из таких примеров мы можем ознакомиться в рассказе Антона Павловича.
Перед нами оказывается полицейский надзиратель Очумелов, который обязан служить и охранять. Правда, как он это делает, мы узнаем чуть позже. А пока же он важно идет по базарной площади и наблюдает небольшое скопление людей. Куда они все смотрят? Оказалось, что мастера Хрюкина цапнул за палец небольшой щенок. Поскольку это сам Хрюкин, который является далеко не самым последним человеком на базаре, Очумелов советует не оставлять это дело просто так, ведь если собачонка принадлежит бедному хозяину, то последнего стоит наказать, а если она и вовсе бездомная, то истребить. К сожалению, в этой ситуации автор не показывает нам, кто же на самом деле спровоцировал конфликт – щенок или мастер, однако в данном случае это не имеет значение.
Тут кто-то из толпы выкрикивает, что собачонка вроде как принадлежит генералу. Это настолько меняет мировоззрение полицейского, что он тут же начинает обвинять Хрюкина в том, что это он начал злить животное, за что то цапнуло его за палец. Хотя кто знает, быть может он и вовсе пальчик гвоздиком расковырял. В данном случае Чехов показывает читателю, насколько быстро, подобно хамелеону, меняется мнение господина надзирателя, за которым так трудно угнаться. Здесь же мы видим высмеивание чиновников, которые могут выглядеть столь смешно и преследуют только свои корыстные цели.
оценок, среднее:
5.00
из 5)
Сочинения по темам:
Чему учит?
Писатель осуждает слепое чинопочитание и стремление угодить сильным мира сего, которое идёт в разрез с законами общества и морали. Также с помощью образа Хрюкина Чехов заставляет задуматься о том, что пьянство и жестокое отношение к животным низводят человека до уровня зверя.
Также среди особенностей стоит выделить то, что большую часть текста занимают диалоги, описание происходящего максимально минимизировано. Оно больше напоминает авторские ремарки. Рассказ иногда даже становится похожим на драматическое произведение. На первый план выходят внутренние, а не внешние события, психологическое состояние людей.
Чехову удается ярко описать парадоксальное отношение Очумелова к ситуации. С одной стороны, он хочет выслуживать перед генералом, а с другой — показать свою значимость перед народом. Постоянно меняется и настроение толпы, она тоже представляет собой своеобразного хамелеона.
Что высмеивает автор?
Композиция рассказа
В рассказе преобладают восклицательные предложения. Ведь полицейский надзиратель чувствует свою власть, поэтому его речь в основном состоит из кричащих и повелительных интонаций.
Читайте также:
- Что называют шерстью руном кратко
- Проект утка в детском саду
- Что такое место силы для человека кратко и понятно
- Информатика математика программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы 3 6 классы
- Что изучает комплексная наука зоология назовите науки входящие в ее состав 7 класс биология кратко
Анализ «Хамелеона» — 1 вариант
1. История создания произведения.
Впервые публикация рассказа А.П. Чехова «Хамелеон состоялась в сентябре 1884 года («Осколки»). Автор подписался как А. Чехонте. Для сборника «Пёстрые рассказы» (1886) автор внёс в «Хамелеон» некоторые изменения.
2. Жанр произведения.
По жанру «Хамелеон» — рассказ, так как произведение невелико по объёму, задействованы только два героя, в повествовании речь идёт об одном эпизоде. По характеру рассказ — юмористический. Характерные для него особенности — сценичность диалога, говорящие фамилии персонажей (Очумелов, Хрюкин), короткое и яркое название рассказа, построение сюжета на случае из жизни, неожиданность развязки.
3. Название произведения и его смысл.
Название «Хамелеон» имеет вполне прозрачный смысл. Если ящерица-хамелеон меняет свою окраску в зависимости от окружающей среды, то человек, называемый хамелеоном, приспосабливается к обстоятельствам так, чтобы выглядеть в глазах начальства лучшим образом и не потерять расположения у вышестоящего чина со всеми вытекающими последствиями.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Субъект повествования — автор (третье лицо), он является в рассказе беспристрастным повествователем, описывающим происходящие событиями.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Тема: Приспособленчество, угодничество — человеческие пороки.
Идея: Низость человеческой натуры, угождающей начальству ради своего благополучия.
Человек должен в любом случае поступать справедливо, быть принципиальным, верным себе, сохранять достоинство — такова основная мысль Чехова в этом рассказе.
Проблематика: Рабская психология свойственна многим людям, ведь в толпе видят поведение Очумелова, понимают причину его перемен, понимает и наглый Хрюкин, но никто не возмущён этим фактом. Все воспринимают «хамелеонство» полицейского как само собой разумеющееся. Как изжить в себе раба? И стоят ли выгоды, которые можно получить таким низким способом, того, чтобы превращать свою жизнь в угодничество и лизоблюдство?
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Очумелов, полицейский надзиратель, проходя по базарной площади, стал очевидцем одного происшествий. Некто Хрюкин, мастер по ювелирной работе, выставил на обозрение толпы свой пострадавший от укуса борзым щенком палец. Щенок сидел тут же с выражением тоски и ужаса в глазах. Из толпы раздаётся реплика насчёт собаки: генеральская. Городовой опровергает мнение. В связи с этим Очумелов то распоряжается истребить собаку, то обвиняет самого Хрюкина. И так неоднократно.
7.
Система образов произведения.
В рассказе всего два главных героя — Хрюкин и Очумелов.
Хрюкин, золотых дел мастер, в момент происшествия был полупьян. Судя по отзыву из толпы, Хрюкин — человек вздорный. Он сам ткнул цигаркой щенку в морду, а, когда тот его укусил, намеревался получить компенсацию. Хрюкин изображал пострадавшего, которого ни с того ни с сего укусила чья-то собака.
Очумелов — служащий надзирателем в полиции. Новая шинель, узелок в руке, конфискованный крыжовник — таков образ Очумелова, представшего перед читателем в начале рассказа. Уже создаётся впечатление, что Очумелов своего не упустит. Заметив беспорядок, Очумелов стал выяснять, чья собака, грозя владельцу штрафом, а щенку — истреблением. Но как только в толпе стали поговаривать, что собака генеральская, Очумелова стало бросать то в жар, то в холод. Его мало интересовал истинный виновник происшествия, главное для блюстителя порядка — не испортить отношений с генералом. Когда выяснилось, что щенок — собственность брата генеральского, его «оправдали». Очумелов — беспринципный тип, который, что называется, держит нос по ветру.
8. Композиция произведения.
Экспозиция — шествие Очумелова с городовым Елдыриным по базарной площади.
Завязка: Хрюкина укусил борзой щенок.
Кульминация — реплика из толпы о принадлежности щенка генералу Жегалову.
Развязка — смех толпы над Хрюкиным.
В построении сюжета главенствующая роль отведена диалогам. Композиция имеет кольцевой характер, так как рассказ начинается с того, что Очумелов идёт по базарной площади, и заканчивается так же: Очумелов продолжает свой путь по базарной площади.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Чехов использует художественную деталь. Так, об изменении «цвета» Очумелова свидетельствуют его просьбы к Елдырину то снять с него пальто, то накинуть.
В диалогах писатель характеризует героев посредством их речи. Так, выражения Хрюкина «не пущай», «я человек, который работающий», «пущай мне заплатят», «их благородие» выдают человека необразованного, нагловатого, старающегося не упустить своего. Также выражения в репликах из толпы зевак «кажись», «в харю», «тяпни» выдают принадлежность к простонародью.
Речь Очумелова отмечена канцеляризмами, например: «по какому случаю», «протокол», «подчиняться постановлениям». В остальном его лексикон выдаёт человека малообразованного и недалёкого: «покажу кузькину мать», «ихняя», «соскучились по братце».
Контрастность высказываний Очумелова в отношении одной и той же ситуации тоже прослеживается в его речи: «Ни шерсти, ни вида…подлость одна только…» — «Собака — нежная тварь…».
И, конечно, «говорящие» фамилии подсказывают читателю портреты персонажей и добавляют комичности ситуации. Очумелов — от глагола «очуметь», что подчёркивает отсутствие ума у героя. Фамилия Хрюкин вызывает ассоциации с животным, издающим звуки «хрю-хрю».
Автор не даёт портретных зарисовок, но с помощью художественных средств показывает типы людей, отмеченные пороками приспособленчества, хамства и наглости.
10. Отзыв о произведении.
Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон» актуален и по сей день, ведь такие человеческие пороки, как беспринципность, угодничество, наглость живы в любом обществе.
Анализ «Хамелеона» — 2 вариант
Юмористический рассказ Чехова «Хамелеон» был написан в 1884 году. Это живая картина нравов мещанского сословия и сатира на него. Главный герой произведения — полицейский надзиратель Очумелов, который и является тем самым «хамелеоном». На примере ситуации с собакой показано, как человек подстраивается под вышестоящие чины.
О чем рассказ?
Очумелову совсем неважно, укусила собака Хрюкина или он укусил собаку. Таким как он, нет дела до правды. Главная их цель – остаться при своем месте. Поэтому весь рассказ занимает описание того, как герой мечется от одной «правды» к другой в зависимости от того, принадлежит животное генералу или не принадлежит. Если да, то судить надо Хрюкина, что покусился на здоровье генеральской собаки. Если нет, то проклятую шавку надо пристрелить на месте, чтобы не возмущала покой честных горожан. Очумелов как предприимчивая рептилия меняет свой окрас в зависимости от ситуации: то он требует убить собаку и наказать ее хозяина, то, узнав, что она генеральская, помиловать.
В этих его репликах заключается вся абсурдность такого отношения к жизни, так как между его диаметрально противоположными решениями не проходит и минуты раздумий. Суть рассказа в том, что герой не замечает своего абсурдного поведения, то есть он настолько привык к нему, что его ни капли не волнует даже собственная репутация в глазах людей.
Главная идея
Читатель сам не раз видел таких «рептилий» в каменных джунглях, но цель автора — заставить человека, меняющего окрас, узнать себя и измениться к лучшему. Поэтому главная идея рассказа «Хамелеон» — показать нам, насколько дико это повседневное вранье и инстинктивное желание «подстроиться». Раболепство духа, которое писатель хотел искоренить, живет в каждом из нас в той или иной мере, поэтому всем нам необходимо увидеть, насколько жалко и уродливо выглядит наше внутреннее ярмо. Оно делает нас рабами в полном смысле слова. Комическое начало и юмор в произведении автор усилил для того, чтобы читатель устыдился марионетки внутри себя и ее желания потакать обстоятельствам в поисках выгоды.
Смысл в том, чтобы высмеять пороки лицемерия и двуличности. Эта проблема не так очевидна и остросоциальна, как многие другие, но она ощутимо влияет на человека и его духовную сущность, постепенно покоряя его чьей-то незримой воле.
Средства создания комического
Эти средства у писателя многогранны. К примеру, художественные детали в тексте Чехова имеют огромное значение. Например, меняет свой «цвет» Очумелов и буквально: он то одевает, то снимает пальто. Отвратительное приспособленчество, как менталитет — это и есть тема, которую автор выражает через деталь. Для героя такое положение дел естественно, он выработал соответствующие жесты и фразы, да и толпа зевак тоже не замечает подвоха. Значит, есть в народе такая холопская черта, и все ее понимают.
Писатель использует просторечную разговорную лексику: «пущай», «нешто», « харю», «тяпни», «ихняя». Манера выражаться нередко демонстрирует нам, чего стоит наш собеседник. В данном примере очевидно, что от людей с таким лексическим запасом не стоит ожидать твердости духа и прямолинейности. Они сами считают себя холопами и в каждом хозяине собаки ищут барина. Само название «Хамелеон» указывает еще и на то, что герой постоянно находится в страхе за свою участь, как будто его окружают дикие звери, как будто его жизни угрожает опасность. То есть, проблема не только в нем, но и в окружающей его действительности, что породила такой порок. Все мы до сих пор, к сожалению, понимаем, какой может быть власть чиновников на местах. Характер Очумелова — не только карикатурный шарж, но и трагическая гримаса на лице общества.
Говорящие фамилии
Читатель видит, что персонажи имеют не типичные имена, которые явно несут смысловую нагрузку. Их можно увидеть невооруженным глазом. Например, есть говорящие фамилии, которые добавляют комичности сложившейся ситуации:
- Очумелов
- Хрюкин
- Елдырин
- Жигалов
Но мы не знаем, как выглядят главные герои рассказа, писатель не дает портретных зарисовок. Это показывает универсальность типажей. Речь идет не о конкретных людях, а о том, как устроено общество.
Как Чехов относится к своим героям?
Автор никогда не пишет об этом напрямую, он всегда старается спрятать свою позицию и не навязывать ее нам. Однако по манере описания персонажей видно, что отношение Чехова к героям ироническое. Он тонко высмеивает их, но в данном контексте они – это даже не люди, а общественные пороки с человеческим лицом. Осмеяние трусости и угодничества нельзя приравнять к осмеянию конкретного лица.
В каждом рассказе писателя есть мораль, хоть она и не выражена прямолинейно. Прежде всего, Чехов в рассказе «Хамелеон» учит читателя независимости взглядов и суждений. В конце концов, не так велика цена той выгоды, которую можно приобрести таким унизительным способом. Все-таки, жизнь дана человеку единожды, и нельзя превращать ее в лизоблюдство. Сегодня эта идея приобретает особое значение. И в тексте «Хамелеона» заметно, что Чехова огорчает предчувствие этой актуальности.
Анализ «Хамелеона» — 3 вариант
- Год написания и публикации — Произведение написано в 1884 году. В это же время оно было опубликовано в журнале «Осколки». В 1886 году автор внес корректировки, после чего произведение было включено в сборник «Пестрые рассказы». В 1971 год вышла экранизация, где данный рассказ был вставлен как эпизод фильма.
- История создания — В период написания рассказа Чехов приступает к врачебной деятельности. Будучи студентом, он уже публикует некоторые свои сатирические рассказы в журналах, где описываются, в основном, веселые сценки из быта.
- Жанр — Рассказ.
- Направление — Сатира, реализм.
- Основная идея — Низость, ограниченность, угодничество, страх перед начальством. Во главу угла ставятся не понятия нравственности, честности, справедливости, а собственная выгода, страх вышестоящих органов.
- Тема — Человеческие пороки, рабская психология.
- Проблема — Жалок человек, живущий в постоянном страхе перед высокопоставленными людьми. И ему тяжело жить и лю
Все мы до сих пор, к сожалению, понимаем, какой может быть власть чиновников на местах. Характер Очумелова — не только карикатурный шарж, но и трагическая гримаса на лице общества.
Говорящие фамилии
Читатель видит, что персонажи имеют не типичные имена, которые явно несут смысловую нагрузку. Их можно увидеть невооруженным глазом. Например, есть говорящие фамилии, которые добавляют комичности сложившейся ситуации:
- Очумелов
- Хрюкин
- Елдырин
- Жигалов
Но мы не знаем, как выглядят главные герои рассказа, писатель не дает портретных зарисовок. Это показывает универсальность типажей. Речь идет не о конкретных людях, а о том, как устроено общество.
Как Чехов относится к своим героям?
Автор никогда не пишет об этом напрямую, он всегда старается спрятать свою позицию и не навязывать ее нам. Однако по манере описания персонажей видно, что отношение Чехова к героям ироническое. Он тонко высмеивает их, но в данном контексте они – это даже не люди, а общественные пороки с человеческим лицом. Осмеяние трусости и угодничества нельзя приравнять к осмеянию конкретного лица.
В каждом рассказе писателя есть мораль, хоть она и не выражена прямолинейно. Прежде всего, Чехов в рассказе «Хамелеон» учит читателя независимости взглядов и суждений. В конце концов, не так велика цена той выгоды, которую можно приобрести таким унизительным способом. Все-таки, жизнь дана человеку единожды, и нельзя превращать ее в лизоблюдство. Сегодня эта идея приобретает особое значение. И в тексте «Хамелеона» заметно, что Чехова огорчает предчувствие этой актуальности.
Анализ «Хамелеона» — 3 вариант
- Год написания и публикации — Произведение написано в 1884 году. В это же время оно было опубликовано в журнале «Осколки». В 1886 году автор внес корректировки, после чего произведение было включено в сборник «Пестрые рассказы». В 1971 год вышла экранизация, где данный рассказ был вставлен как эпизод фильма.
- История создания — В период написания рассказа Чехов приступает к врачебной деятельности. Будучи студентом, он уже публикует некоторые свои сатирические рассказы в журналах, где описываются, в основном, веселые сценки из быта.
- Жанр — Рассказ.
- Направление — Сатира, реализм.
- Основная идея — Низость, ограниченность, угодничество, страх перед начальством. Во главу угла ставятся не понятия нравственности, честности, справедливости, а собственная выгода, страх вышестоящих органов.
- Тема — Человеческие пороки, рабская психология.
- Проблема — Жалок человек, живущий в постоянном страхе перед высокопоставленными людьми. И ему тяжело жить и людям, окружающих его.
- Композиция — Произведение построено на разговоре Хрюкина, Очумелова и реплик из толпы. В зависимости от фраз людей, Очумелов проявляет в себе способность хамелеона подстраиваться под начальство и угождать ему.
Тематика и проблематика
1. Тема: Психология раба, человеческие пороки.
Проблема: Подхалимство, льстивость, низкопоклонство превращают жизнь человека и его окружения в ад.
Для человека важно быть верным себе, уважать себя, сохранять достоинство, поступать честно и справедливо. Психология раба так въелась в сознание людей, что они иногда не видят вопиющей несправедливости и не могут ей противостоять.
Так, например, в рассказе толпа видит, что Очумелов не стремится разрешить конфликт по справедливости. Для него важно «выслужиться» перед генералом и не разозлить высокопоставленное лицо ни словом, ни делом. Несмотря на понимание ситуации, никто не возмущается Очумеловым, для многих людей такое поведение в порядке вещей.
Возникает вопрос, настолько ли важны выгоды, получаемые таким низким путем? Как не стать рабом, не превращать свою жизнь в позицию пресмыкающегося, способного менять цвет? Думаю, что на этот вопрос каждый способен ответить себе только сам. Мне хочется написать только о страхах, существующих перед властью. Этот страх, генетически закрепленный в нас, вызывает подобное поведение.
2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
В рассказе проявлен сатирический пафос произведения, где высмеиваются людские пороки. Таковы Очумелов и Елдырин, а Хрюкину важно лишь незаслуженно получить компенсацию, чтобы несколько дней не работать и продолжать выпивать.
При помощи диалогов, точно подобранных колоритных слов, Чехову удается метко высмеять персонажей, проявить их беспринципность, позицию пресмыкающихся, недостаток интересов в жизни. Читая рассказ, мы смеемся над этими людьми, которые выставлены в таком ярком, комичном свете.
3. Основные герои (их место в образной системе)
Главные герои – полицейский Очумелов, ювелир Хрюкин и собака.Образ Хрюкина находится в противоборстве с образом собаки, которой он сам же сунул в морду цигарку. Все сводится к тому, чью сторону возьмет Очумелов. Полицейский надзиратель колеблется до тех пор, пока не выясняет, кто хозяин собаки, как будто это принципиально важно.
В зависимости от того, кто хозяин собаки, образ Очумелова, то конфликтует с Хрюкиным и находится в единстве с собакой, то наоборот. Его не волнует, кто в этой ситуации виноват, а важно лишь не испортить отношения с генералом. Чехов замечательно описал собаку, которая предстанет в самых разных образах.
Образ городового находится в слиянии с полицейским. Образ Елдырина похож на тень Очумелова, предупреждающего любые его желания. Образ Очумелова с конфискованным крыжовником показывает, что полицейский надзиратель умеет прибрать к рукам чужое, не брезгует изъятым товаром.
Есть еще один персонаж – образ толпы. Толпа пытается помочь «следствию», находясь в противоборстве с Хрюкиным, который, видимо, пользуется дурной славой. Люди потешаются над «потерпевшим», смеется над ним.
4. Литературные приёмыАвтор не описывает внешность главных героев. Он лишь дает им фамилии, отражающие суть каждого из них. Этот прием подчеркивает универсальность, повсеместность образов, которые существовали и будут существовать во все времена. Такие люди есть и сейчас. И в нас могут проявиться эти же черты, но не всегда мы это замечаем.
Интересно читать, в каких фразах Очумелов выражает свое отношение к собаке – то эту «подлость» нужно «истребить», то она же – замечательная, «нежная тварь».
В оборотах речи своих персонажей писатель характеризует героев. Реплики, брошенные из толпы, например, «кажись», «в харю», «тяпни», говорят о том, что на площади собрался простой люд.
Очумелов сыплет штампами, соответствующими занимаемой должности: «по какому случаю», «протокол», «подчиняться постановлениям», но, когда его переполняют эмоции, то говорит, как малообразованный и недалекий человек: «покажу кузькину мать», «соскучились по братце».
Лексикон Хрюкина проявляет нахального человека, стремящегося урвать что-либо для себя: «я человек, который работающий», «пущай мне заплатят», «их благородие».
5. Конфликт произведения
Основной конфликт происходит между щенком и Хрюкиным, пьяненьким мастером золотых дел. В этот конфликт втягивается блюститель закона Очумелов, создавая новый конфликт между справедливым и честным выполнением своих обязательств и страхом перед высокопоставленными особами в лице генерала и его брата.