Что жизнь безумие ошибка что жизнь обманность пелены

И если я в тюрьме был раньше И там терзался без конца, Так потому лишь, что, безвестный, Не знал я, кто я; а теперь Я знаю, кто я, знаю, знаю: Я человек и полузверь.

Цитаты из книги «Жизнь есть сон»

И если я в тюрьме был раньше
И там терзался без конца,
Так потому лишь, что, безвестный,
Не знал я, кто я; а теперь
Я знаю, кто я, знаю, знаю:
Я человек и полузверь.

Я деспот.
Теперь напрасны все слова.

Как редко судьба обманет,
Предсказывая печали!
В беде она столь постоянна,
Сколь изменчива в счастье.
Каким астрологом верным
Была б она, предвещая
Только несчастье, — всегда бы
Сбывались её предсказанья!

Раз уверены вы, что правы,
Идите служить королю,
Верный, разумный, надежный,
Но никому не внушайте,
Что хорошо, что плохо,
У каждого честь своя.

Что жизнь? Безумие, ошибка.
Что жизнь? Обманность пелены.
И лучший миг есть заблужденье,
Раз жизнь есть только сновиденье,
А сновиденья только сны.

Порой слетает утешенье
К несчастному, когда он видит
Других, чье горе ещё больше.

О, несчастный!
Ты дерзновеньем ослеплен,
Не чувствуя, что в это время
Ты только спишь и видишь сон.

И если жизнь так быстротечна,
Уснем, душа, уснем еще.

Прекрасным был бы астрологом,
Кто постоянно возвещал бы
Одни несчастья; нет сомненья,
Они сбывались бы всегда.

Чем меньше мы желаем,
Тем меньше мы грустим, когда теряем.

Узнав любовь, ты знаешь всё.

И смерть я взглядами впиваю,
И пью, без страха умереть,
И, видя, что, смотря, я гибну,
Я умираю, чтоб смотреть.
Но пусть умру, тебя увидев,
И если я теперь сражен,
И если видеть — умиранье,
Тебя не видеть — смертный сон,
Не смертный сон, а смертный ужас,
Терзанье, бешенство, боязнь,
Ужасней: жизнь, — а ужас жизни,
Когда живешь несчастным, — казнь.

Педро Кальдерон де ла Барка. Жизнь есть сон

Педро Кальдерон де ла Барка. Жизнь есть сон

Прекрасным был бы астрологом,
Кто постоянно возвещал бы
Одни несчастья; нет сомненья,
Они сбывались бы всегда.

несчастье астрология предсказание


Педро Кальдерон де ла Барка. Жизнь есть сон

И если жизнь так быстротечна,
Уснем, душа, уснем еще.


Педро Кальдерон де ла Барка. Жизнь есть сон

О, несчастный!
Ты дерзновеньем ослеплен,
Не чувствуя, что в это время
Ты только спишь и видишь сон.

сновидения, сон


Педро Кальдерон де ла Барка. Жизнь есть сон

Что жизнь? Безумие, ошибка.
Что жизнь? Обманность пелены.
И лучший миг есть заблужденье,
Раз жизнь есть только сновиденье,
А сновиденья только сны.

сновидения, сон жизнь


Педро Кальдерон де ла Барка. Жизнь есть сон

Порой слетает утешенье
К несчастному, когда он видит
Других, чье горе ещё больше.

несчастье


Педро Кальдерон де ла Барка. Жизнь есть сон

Как редко судьба обманет,
Предсказывая печали!
В беде она столь постоянна,
Сколь изменчива в счастье.
Каким астрологом верным
Была б она, предвещая
Только несчастье, — всегда бы
Сбывались её предсказанья!

неизбежность, рок, судьба несчастье предсказание


Педро Кальдерон де ла Барка. Жизнь есть сон

Чем меньше мы желаем,
Тем меньше мы грустим, когда теряем.

потеря грусть желания


Педро Кальдерон де ла Барка. Жизнь есть сон

Узнав любовь, ты знаешь всё.

любовь


Педро Кальдерон де ла Барка. Жизнь есть сон

Я деспот.
Теперь напрасны все слова.


Случайная цитата

*По техническим причинам, сайт может быть временно недоступен. Приносим свои извинения за доставленные неудобства.

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

Перейти к навигации
Перейти к поиску

Онъ правъ. Такъ сдержимъ же свирѣпость,
И честолюбье укротимъ,
И обуздаемъ наше буйство,—
Вѣдь мы быть можетъ только спимъ.
Да, только спимъ, пока мы въ мірѣ
Столь необычномъ, что для насъ—
Жить значитъ спать, быть въ этой жизни—
Жить сновидѣньемъ каждый часъ.
Мнѣ самый опытъ возвѣщаетъ:
Мы здѣсь до пробужденья спимъ.
Спитъ царь, и видитъ сонъ о царствѣ,
И грезитъ вымысломъ своимъ.
Повелѣваетъ, управляетъ
Среди своей дремотной мглы,
Заимобразно получаетъ,
Какъ вѣтеръ лживыя, хвалы.
И смерть ихъ всѣ развѣетъ пылью.
Кто жь хочетъ видѣть этотъ сонъ,
Когда отъ грезы о величьи
Онъ будетъ смертью пробужденъ?
И спитъ богачъ, и въ снѣ тревожномъ
Богатство грезится ему.
И спитъ бѣднякъ, и шлетъ укоры,
Во снѣ, удѣлу своему.
И спитъ обласканный успѣхомъ,
И обдѣленный—видитъ сонъ.
И грезитъ тотъ, кто оскорбляетъ,
И грезитъ тотъ, кто оскорбленъ.
И каждый видитъ сонъ о жизни,
И о своемъ текущемъ днѣ,
Хотя никто не понимаетъ,
Что существуетъ онъ во снѣ.
И снится мнѣ, что здѣсь цѣпями
Въ темницѣ я обремененъ,
Какъ снилось, будто въ лучшемъ мѣстѣ
Я, вольный, видѣлъ лучшій сонъ.
Что жизнь? Безуміе, ошибка.
Что жизнь? Обманность пелены.
И лучшій мигъ есть заблужденье,
Разъ жизнь есть только сновидѣнье,
А сновидѣнья только сны.

(II; 19).

Тот же текст в современной орфографии

Он прав. Так сдержим же свирепость,
И честолюбье укротим,
И обуздаем наше буйство, —
Ведь мы быть может только спим.
Да, только спим, пока мы в мире
Столь необычном, что для нас —
Жить значит спать, быть в этой жизни —
Жить сновиденьем каждый час.
Мне самый опыт возвещает:
Мы здесь до пробужденья спим.
Спит царь, и видит сон о царстве,
И грезит вымыслом своим.
Повелевает, управляет
Среди своей дремотной мглы,
Заимобразно получает,
Как ветер лживые, хвалы.
И смерть их все развеет пылью.
Кто ж хочет видеть этот сон,
Когда от грезы о величьи
Он будет смертью пробужден?
И спит богач, и в сне тревожном
Богатство грезится ему.
И спит бедняк, и шлет укоры,
Во сне, уделу своему.
И спит обласканный успехом,
И обделенный — видит сон.
И грезит тот, кто оскорбляет,
И грезит тот, кто оскорблен.
И каждый видит сон о жизни,
И о своем текущем дне,
Хотя никто не понимает,
Что существует он во сне.
И снится мне, что здесь цепями
В темнице я обременен,
Как снилось, будто в лучшем месте
Я, вольный, видел лучший сон.
Что жизнь? Безумие, ошибка.
Что жизнь? Обманность пелены.
И лучший миг есть заблужденье,
Раз жизнь есть только сновиденье,
А сновиденья только сны.

(II; 19).

17век в Испании —
золотой век драмы. Открывал его Лопе де
Вега, а закрывал Кальдерон

Биография:
Кальдерон родился в Мадриде, в семье
дона Диего Кальдерона, секретаря
казначейства, дворянина средней руки.
Мать будущего драматурга Анна Мария де
Энао, была дочерью оружейника. Отец
готовил Кальдерона к духовной карьере:
он получил образование в мадридской
иезуитской коллегии, также учился в
университетах Саламанки и Алькала-де-Энарес.
Однако в 1620 году Кальдерон оставил учёбу
ради военной службы.

Как драматург
Кальдерон дебютировал пьесой «Любовь,
честь и власть» за которую получил
похвалы Лопе де Вега и ко времени его
смерти, уже считался первым драматургом
Испании. Кроме того, он получил признание
при дворе. Филипп IV посвятил
Кальдерона в рыцари ордена Святого
Иакова (Сантьяго) и заказывал ему пьесы
для придворного театра, устроенного в
недавно сооружённом дворце Буэн-Ретиро.
Кальдерону были предоставлены услуги
лучших на то время музыкантов и
сценографов. В пьесах, написанных в
бытность Кальдерона придворным
драматургом, заметно использование
сложных сценических эффектов. Например,
пьеса «Зверь, молния и камень» была
представлена на острове посреди озера
в дворцовом парке, зрители смотрели её,
сидя в лодках.

В 1640-1642 гг., исполняя
воинские обязанности, Кальдерон
участвовал в подавлении «Восстания
жнецов» (национально-сепаратистского
движения) в Каталонии. В 1642 по состоянию
здоровья он оставил военную службу и
через три года удостоился пенсии. В
дальнейшем он стал терциарием ордена
св. Франциска (т.е. принял на себя
монашеские обеты ордена, но остался в
миру), а в 1651 году Кальдерон был рукоположен
в священники; вероятно, это было вызвано
событиями в личной жизни (смерть брата,
рождение незаконного сына), о которых
сохранилось мало достоверных сведений,
а также начавшимися гонениями на театр.
После рукоположения Кальдерон отказался
от сочинения светских пьес и обратился
к аллегорическим пьесам на cюжеты,
заимствованные главным образом из
Библии и Священного Предания, так
называемые ауто, представления, дававшиеся
во время религиозных празднеств. Однако
обращаясь к религиозным темам, он
трактовал очень многие проблемы в духе
раннего христианства с его демократизмом
и аскетизмом никогда не следовал
принципам ортодоксальной церкви. В 1663
году он был назначен личным духовником
Филиппа IV (королевским капелланом); эту
почётную должность за Кальдероном
сохранил и преемник короля, Карл II.
Несмотря на популярность пьес и
благоволение королевского двора,
последние годы Кальдерона прошли в
заметной бедности. Кальдерон умер 25 мая
1681 года.

Унаследовав
традиции испанской ренессансной
литературы, Кальдерон вместе с тем
выразил разочарование в гуманизме
Возрождения. Кальерон в самой природе
человека видит источник зла и жестокости,
а единственным средством примирения с
жизнью — христианскую веру с её требованием
обуздания гордыни
. В
творчестве писателя противоречиво
сочетаются мотивы
Возрождения и барокко
.

Драмы Кальдерона
(к ним относят 51 пьесу) принято разбивать
на несколько категорий: драмы исторические,
филосовские, религиозные, библейские,
мифологические и «драмы чести»
.
Но полнее всего дух испанского барокко
и гений Кальдерона проявились в
философских драмах, которые в Испании
XVII в. принимали форму религиозно-философской
или историко-философской драмы. Пьесы
этого типа затрагивают фундаментальные
вопросы бытия, прежде всего — человеческой
судьбы, свободы воли, причин человеческого
страдания
. Действие происходит чаще
всего в «экзотических» для Испании
странах (например, Ирландии, Польше,
Московии); исторический и местный колорит
подчёркнуто условен и призван акцентировать
их вневременную проблематику. Конкретные
чувства и поступки для него важнее в
«комедиях плаща и шпаги», а в философских
это было не столь важно. В них он сочетает
черты исторической драмы,
религиозно-философской и теологической
аллегории типа ауто (представления в
церковные праздники). В центре проблемы
смысла жизни, свободы воли, свободы
человеческого существования, воспитания
гуманного и мудрого правителя
. Здесь
он и продолжает идеи Возрождения с его
гуманизмом и вообще, он начинает идеи
барокко. Примеры: «Жизнь есть сон»,
«Волшебный маг», «Чистилище святого
Патрика».

Кальдерон обладал
чудной способностью сочетать реальную
картинку мира с его абстрактным,
философским обобщением. Параллели легко
угадываются, особенно легко угадывались
тогда, потому что писал если не на злобу
дня, то, как минимум, на волновавшие
общество проблемы, рисуя трагические
противоречия и прочие косяки общества.

Мироощущение в
стиле барокко: пессимизм (жизнь
полна бед, она вообще сон, мало того, эти
беды еще и противоречат друг другу), но
с чертами неостоицизма (все вспомнили
философию). Жизнь у них хаотична,
иллюзорна, несовершенна
. («Что жизнь?
Безумие, ошибка. Что жизнь? Обманность
пелены. И лучший миг есть заблужденье,
Раз жизнь есть только сновиденье, А
сновиденья только сны»).
Жизнь —
комедия, жизнь – сон. Однако формула не
абсолютна для поэта и не распространяется
на любовь.

Сомнение в земных
ценностях
и тяга к сверхчувственному
в драме Кальдерона объясняются
богословским догматизмом, а распространенной
в Испании XVII в. утратой уверенности
в исторической перспективе и ощущением
хаотичности мира. Чувство трагического
неустройства жизни
, проходящее через
пьесы, с первых стихов делает понятным
упорство, с которым проводится идея
«жизнь есть сон». То же трагическое
ощущение объясняет обостренное сознание
«вины рождения» — греховности человека.
При этом философия барокко у Кальдерона,
воспитывавшая готовность мужественно
встретить тяжелую судьбу
, не обязательно
предполагала покорность провидению. С
начала драмы, наряду с темой неустройства
мира, вины рождения, возникает и тема
бунта, энергично высказанная в монологе
заключенного отцом в башню Сехисмундо
(«…А с духом более обширным, / Свободы
меньше нужно мне?»)

Только от человека
зависит, как он сыграет свою роль в этом
театре жизни. Помочь человеку хорошо
или плохо сыграть свою роль поможет не
божественное провидение, но разум,
который противостоит хаосу жизни
,
направляется к истине. Он видит в разуме
силу, способную помочь человеку обуздать
страсти
. В драмах он показывает
мучительные метания этого разума,
который выбивается из сил, чтобы этот
хаос упорядочить. Жизнь есть движение,
резкое столкновение контрастов. Несмотря
на духовный сан и учебу на богослова,
он не призывает к смирению, так как ему
чужд конформизм, но призывает к стойкости,
восхваляет силу воли, в общем, близок к
ранним богословским взглядам. Даже в
«Стойком принце» (1629), где религиозная
и абсолютистская настроенность могут
показаться доведенными до фанатизма,
Кальдерон мыслит более универсальными,
чем католицизм, категориями. Люди разной
веры могут действовать заодно.

Замыслы героев
нарушает что-то на первый взгляд
необъяснимое, но на самом деле вполне
материальное (как в Жизнь есть сон).

По сравнению с
классицизмом драма «Жизнь есть сон»
дает больший простор эмоциям и
воображению
. Ее форма свободна, а
сценическое пространство не менее
распахнуто в бесконечность, чем в
«Стойком принце». Недаром романтиков
так увлекали подобные примеры изображения
человека перед лицом бесконечности.
Контрреформационной идеологии духовного
насилия противопоставлялась не
очевидность правоты гармонически
развитых, благородных, полных жизненной
силы, телесной и душевной красоты людей,
как у Шекспира или Лопе, но твердость
воли в поражении, смятенный и ищущий
интеллект.

Кальдероновская
философская драма показывает глубину
духовной и интеллектуальной жизни
человека 17 века, его стремление
пробиться сквозь море бед
, найти выход
из лабиринта судьбы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что же нового даст революция как изменит она
  • Что если шея вытянута вперед как исправить
  • Что если разрешение экрана растянулось а изменить не как
  • Что если приснилось как парень изменил
  • Что делать чтобы не допускать ошибок