Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком старик хоттабыч помогает ему ведь джинн лексическая ошибка

I. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 1. Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин поклялся своему юному

14 августа 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

6.docx

I. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1. Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин поклялся своему юному спасителю в верности.

2. Сегодня, когда мне предстоит порекомендовать молодым читателям книгу избранных рассказов Джека Лондона, я прежде всего вспомнил именно рассказ «Любовь к жизни», который поразил меня когда-то в глубокой юности.

3. Если искусство не должно ограничиваться отвлечением человека от злой жизни, а должно улучшать саму эту злую жизнь, то эта великая цель не может быть решена простым воспроизведением действительности.

4. Почуяв, что Тема вошел во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в сторону мальчика, хотя сразу узнала его.

5. В Московском театре русской драмы случилось событие, к которому стоит отнестись как явлению в театральной жизни России: впервые осуществлена постановка прозы выдающегося русского писателя И.С. Шмелева.

II. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

6. Изучением необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную творческую лабораторию «Инверсор».

7. Отказ Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году стал внезапной неожиданностью для всей общественности, однако добавил еще одну важную строчку в биографию великого писателя.

8. Уже больше месяца весь дом жил в страхе перед угрозами, содержащимися в письмах неизвестного анонима, которые странным образом попадали по утрам в гостиную.

9. Существенно увеличить эффективность бизнес-процессов поможет краткое резюме встречи с клиентом, которое также называется протоколом результатов переговоров.

10. Если вы когда-нибудь видели фильмы немого кино, то, безусловно, обратили внимание на то, что все актеры активно жестикулируют руками, да и мимика их отличается особой выразительностью.

11. Завод в нашем городе был самым большим предприятием: его обслуживали сто десять человек рабочих, по утрам заводской гудок ревел так громко, что его было слышно и на Заречье, и даже у нас в школе.

Ответы

1. Загладить вину
2. Ранней юности
3. Цель достигнута
4. Притворной яростью
5. Произошло событие
6. Необычных
7. Внезапной
8. Неизвестного
9. Краткое
10. Руками
11. Человек или рабочих.

Автор: Квардакова Ольга Павловна.

Тренировочные упражнения ЕГЭ  №6

   I. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1.Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин поклялся своему юному спасителю в верности.

2.Сегодня, когда мне предстоит порекомендовать молодым читателям книгу избранных рассказов Джека Лондона, я  прежде всего вспомнил именно рассказ «Любовь к жизни», который поразил меня когда-то в глубокой юности.

3.Если искусство не должно ограничиваться отвлечением человека от злой жизни, а должно улучшать саму эту злую жизнь, то эта великая цель не может быть решена простым воспроизведением действительности.

4.Почуяв, что Тема вошел во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в сторону мальчика, хотя сразу узнала его.

5. В Московском театре русской драмы случилось событие, к которому стоит отнестись как явлению в театральной жизни России: впервые осуществлена постановка прозы выдающегося русского писателя И.С. Шмелева.

       II.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,  исключив  лишнее слово. Выпишите это слово.

6.Изучением необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную творческую лабораторию «Инверсор».

7.Отказ  Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году стал внезапной неожиданностью для всей общественности, однако добавил еще одну важную строчку в биографию великого писателя.

8.Уже больше месяца весь дом жил в страхе перед угрозами, содержащимися в письмах неизвестного анонима, которые странным образом попадали по утрам в гостиную.

9.Существенно увеличить эффективность бизнес-процессов поможет краткое резюме встречи с клиентом, которое также называется протоколом результатов переговоров.

     10.Если вы когда-нибудь видели фильмы немого кино, то, безусловно, обратили внимание  на то, что все актеры активно жестикулируют руками, да и мимика их отличается особой выразительностью.

11.Завод в нашем городе был самым большим предприятием: его обслуживали сто десять человек рабочих, по утрам заводской гудок ревел так громко, что его было слышно и на Заречье, и даже у нас в школе.

Ключи:

  1. Загладить вину
  2. Ранней юности
  3. Цель достигнута
  4. Притворной яростью
  5. Произошло событие
  6. Необычных
  7. Внезапной
  8. Неизвестного
  9. Краткое
  10. Руками
  11. Человек или рабочих

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употр…

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Сложность:




Среднее время решения: 46 сек.

ЕГЭ по русскому языку 2023 задание 6: номер 44 | Отредактируйте предложение ис…
35

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, Старик Хоттабыч помогает ему, ведь джинн поклялся своему юному спасителю в верности.

Объект авторского права ООО «Легион»

Вместе с этой задачей также решают:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.…

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В XVII веке всё чаще наблюдается обращение к жанру сказки, интерес к фольклору…

Отредактируйте предложения: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Половецкие властители желали длительного мира с русичами. Так пришло обоюдное с…

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Тумба со строгими, без выкрутасов, афишами и предварительными анонсами стояла н…

Популярные материалы

  • Задание 11. Правописание суффиксов (кроме Н и НН)
  • Задание 9. Правописание корней
  • Задание 21. Пунктуационный анализ
  • Задание 2. Средства связи предложений в тексте
  • Теория к заданию 11
  • Теория к заданию 9

Тема: «Основные лексические нормы современного  русского литературного языка»   Иванова Светлана Валериевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ г. Горловки «Лицей №14 «Лидер», ДНР

Тема: «Основные лексические нормы современного русского литературного языка»

Иванова Светлана Валериевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ г. Горловки «Лицей №14 «Лидер»,

ДНР

Лексическое значение – это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке.  Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе. Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово правильно выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта : точность и выразительность.

Лексическое значение – это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке. 

Лексические нормы это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.

Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово правильно выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта : точность и выразительность.

Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности. Точность  – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения своих мыслей. Употребление слова в речи всегда определяется, в первую очередь, особенностями его лексического значения, а также зависит от контекста – его окружения. Лексические нормы, регулирующие аспект точности, предписывают избегать речевых ошибок – нарушений лексических норм. Рассмотрим кратко, каковы эти основные речевые недочёты.

Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности.

Точностькачество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения своих мыслей.

Употребление слова в речи всегда определяется, в первую очередь, особенностями его лексического значения, а также зависит от контекста – его окружения.

Лексические нормы, регулирующие аспект точности, предписывают избегать речевых ошибок – нарушений лексических норм. Рассмотрим кратко, каковы эти основные речевые недочёты.

Речевые ошибки  Смешивание паронимов.  Нарушение лексической сочетаемости слова. Употребление лишнего слова или пропуск нужного слова ( речевая избыточность/недостаточность) Тавтология. 5. Неточности словоупотребления.

Речевые ошибки

  • Смешивание паронимов.
  • Нарушение лексической сочетаемости слова.
  • Употребление лишнего слова или пропуск нужного слова ( речевая избыточность/недостаточность)
  • Тавтология.

5. Неточности словоупотребления.

Смешивание паронимов.

  • Смешивание паронимов.

Паронимыслова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (останки и остатки; эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический). Слова, составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся между собой в логическом и смысловом плане, что может стать причиной их смешения в речи. Но паронимы не могут заменять друг друга (иллюстрированный и иллюстративный. Нельзя: иллюстративная книга или иллюстрированный материал).

Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании. Запишите словосочетания. (действенные – действительные) меры (демократичный – демократический) стиль (информационное – информативное) выступление (одеть – надеть) платье (представить – предоставить) документы (эффективный – эффектный) способ

2. Нарушение лексической сочетаемости слова.

Лексическая сочетаемость слов это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать лексическое значение слов, а также традиции соединения слов в словосочетании возникает лексическая несочетаемость. Например, есть слова, сочетаемость которых в русском языке фразеологически связана: черствый хлеб, черствый человек, но не черствый торт или черствый друг. Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость, но не можем говорить глубокий день или глубокая юность. В некоторых других случаях мы невнимательны к лексическому значению слов, которые мы соединяем в словосочетание.

Выберите из слов в скобках необходимые (с учётом лексической сочетаемости слов). Запишите словосочетания без речевой ошибки.

( облокотиться, опереться) спиной

заклятый (друг, враг)

стоимость (высокая, дорогая)

цена (низкая, дешевая)

(наступила, началась) война

утолить (жажду, голод, печаль, страх)

стая (ворон, зайцев, волков)

ранний (вечер, день, утро)

оказать (помощь, внимание, содействие)

одержать (победу, поражение, успех, удачу)

3. Употребление лишнего слова или пропуск нужного (речевая избыточность/недостаточность) Речевая недостаточность – немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания (В кабинете висели русские писатели). Плеоназм (речевая избыточность) - слова, близкие по смыслу и поэтому логически лишние (Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм. Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм). Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность (плеоназм). Запишите. 1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. 2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. 3) Он крепко держал в своих руках штурвал руля. 4) Все гости получили памятные сувениры. 5) Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.

3. Употребление лишнего слова или пропуск нужного (речевая избыточность/недостаточность)

Речевая недостаточность – немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания (В кабинете висели русские писатели).

Плеоназм (речевая избыточность) — слова, близкие по смыслу и поэтому логически лишние (Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм. Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм).

Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность (плеоназм). Запишите.

1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.

2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал.

3) Он крепко держал в своих руках штурвал руля.

4) Все гости получили памятные сувениры.

5) Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.

4. Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется  ТАВТОЛОГИЕЙ . Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами. Переделайте предложения так, чтобы избежать речевой ошибки. Запишите правильное предложение. 1) Писатель писал роман в послевоенные годы. 2)Герои-подпольщики вели себя героически. 3)Илюша говорил, что случился этот случай на зимой. 4) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку. 5) Активисты активно участвуют в работе.

4. Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов

Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется  ТАВТОЛОГИЕЙ .

Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами. Переделайте предложения так, чтобы избежать речевой ошибки. Запишите правильное предложение.

1) Писатель писал роман в послевоенные годы.

2)Герои-подпольщики вели себя героически.

3)Илюша говорил, что случился этот случай на зимой.

4) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.

5) Активисты активно участвуют в работе.

5. Неточности словоупотребления. Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён о значении слова, либо не принимает это значение во внимание. Например: Татьяна противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена). Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую). Переделайте предложения так, чтобы избежать речевой ошибки. Запишите правильное предложение.

5. Неточности словоупотребления.

Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён о значении слова, либо не принимает это значение во внимание. Например: Татьяна противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена). Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую).

Переделайте предложения так, чтобы избежать речевой ошибки. Запишите правильное предложение.

  • Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин поклялся своему юному спасителю в верности.
  • Из-за любви люди часто делают необдуманные поступки.

Лексические нормы в аспекте выразительности.

Лексические нормы в аспекте выразительности.

  • Выразительностькачество речи, которое предполагает грамотное использование образных средств. Мы используем средства речевой выразительности для того, чтобы передать свои эмоции, впечатления, дать оценку или воздействовать на чувства собеседника. В русском языке богатый набор образно-выразительных средств. Лексические нормы в аспекте выразительности регулируют закономерности их использования.

1. Использование фразеологизмов. Умелое использование фразеологизмов делает речь выразительной, меткой, демонстрирует высокий уровень речевой культуры говорящего. Тем не менее следует быть внимательным при использовании фразеологизмов в речи, так как и здесь может подстерегать речевой недочёт: •  нарушение грамматической формы фразеологизма – изменение принятой грамматической формы слов (род, число, падеж и т.д.), входящих во фразеологизм. •  замена компонента фразеологизма – искажение состава фразеологического оборота путём замены одного из слов синонимом. Переделайте предложения так, чтобы избежать речевой ошибки. Запишите предложения без ошибок. 1) Он покривил в душе, когда признался в содеянном. 2) Большое значение стал играть рейтинг успеваемости. 3) Моя бабушка жила ещё за царём Горохом. 4) После этого разговора Владик надулся как индюк на крупу.

1. Использование фразеологизмов.

Умелое использование фразеологизмов делает речь выразительной, меткой, демонстрирует высокий уровень речевой культуры говорящего. Тем не менее следует быть внимательным при использовании фразеологизмов в речи, так как и здесь может подстерегать речевой недочёт:

нарушение грамматической формы фразеологизма – изменение принятой грамматической формы слов (род, число, падеж и т.д.), входящих во фразеологизм.

замена компонента фразеологизма – искажение состава фразеологического оборота путём замены одного из слов синонимом.

Переделайте предложения так, чтобы избежать

речевой ошибки. Запишите предложения без ошибок.

1) Он покривил в душе, когда признался в содеянном.

2) Большое значение стал играть рейтинг успеваемости.

3) Моя бабушка жила ещё за царём Горохом.

4) После этого разговора Владик надулся как индюк на крупу.

2. Использование синонимов.    Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению. В речи синонимы выполняют следующие функции: 1) наиболее точное выражение мысли и оценки, 2) уточнение и разъяснение понятия, 3) сопоставление и противопоставление, 4) замещение (возможность избежать повторов и однообразия). Однако использовать синонимы надо внимательно: не всегда они могут заменять друг друга в контексте. Особенно это касается стилистических синонимов. Если синоним подобран неудачно – это тоже речевой недочёт. Замените неудачно подобранные синонимы. Запишите предложения без ошибок. 1. Ему удалось повлечь за собой единомышленников. 2. Многие животные зимой бросаются в спячку. 3. Президент устроил правительству разборку .

2. Использование синонимов.

  Синонимы слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению.

В речи синонимы выполняют следующие функции: 1) наиболее точное выражение мысли и оценки, 2) уточнение и разъяснение понятия, 3) сопоставление и противопоставление, 4) замещение (возможность избежать повторов и однообразия).

Однако использовать синонимы надо внимательно: не всегда они могут заменять друг друга в контексте. Особенно это касается стилистических синонимов. Если синоним подобран неудачно – это тоже речевой недочёт.

Замените неудачно подобранные синонимы. Запишите предложения без ошибок.

1. Ему удалось повлечь за собой единомышленников.

2. Многие животные зимой бросаются в спячку.

3. Президент устроил правительству разборку .

3. Использование антонимов. Антонимы – слова, одной части речи противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг). При неуместном употреблении антонимов возникают немотивированные оксюмороны, невольные и неоправданные каламбуры. Запишите предложения, исправив речевые ошибки.

3. Использование антонимов.

Антонимыслова, одной части речи противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг). При неуместном употреблении антонимов возникают немотивированные оксюмороны, невольные и неоправданные каламбуры.

Запишите предложения, исправив речевые ошибки.

  • Щель — узкое место, широко встречающееся в строительстве.
  •   За ложный вызов скорой помощи Петров получил штраф.
  • При наличии отсутствия необходимых мате­риалов трудно наладить работу.

4. Использование омонимов. Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (лук – растение / оружие, брак – супружество / некачественная продукция). Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но всё же в определённых речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно. Однако чаще в речи мы встречаемся с ненамеренной двусмысленностью. Запишите предложения, исправьте речевые ошибки, устранив ненамеренную двусмысленность. 1) Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. 2) Вот уже третью встречу команда уходит с поля без голов. 3) Продаются крылья для москвича.  

4. Использование омонимов.

Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (лук – растение / оружие, брак – супружество / некачественная продукция). Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но всё же в определённых речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно. Однако чаще в речи мы встречаемся с ненамеренной двусмысленностью.

Запишите предложения, исправьте речевые ошибки, устранив ненамеренную двусмысленность.

1) Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.

2) Вот уже третью встречу команда уходит с поля без голов.

3) Продаются крылья для москвича.  

5. Использование многозначных слов. Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений, между которыми имеется ассоциативная связь на основе сходства или смежности обозначаемых явлений (море – Черное море, море цветов. Сладкий – чай, улыбка, взгляд). Стилистическое использование многозначных слов основано на том, что в текстах могут использоваться как их прямые, так и переносные значения. Поэтому следует быть внимательными: многозначность слов может дать повод к неправильному истолкованию фразы. Запишите предложения, исправив речевые ошибки. Перед школой вы увидите разбитые цветники: это дело рук наших ребят. На каждого члена кружка падает пять-шесть моделей.

5. Использование многозначных слов.

Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений, между которыми имеется ассоциативная связь на основе сходства или смежности обозначаемых явлений (море – Черное море, море цветов. Сладкий – чай, улыбка, взгляд). Стилистическое использование многозначных слов основано на том, что в текстах могут использоваться как их прямые, так и переносные значения. Поэтому следует быть внимательными: многозначность слов может дать повод к неправильному истолкованию фразы.

Запишите предложения, исправив речевые ошибки.

  • Перед школой вы увидите разбитые цветники: это дело рук наших ребят.
  • На каждого члена кружка падает пять-шесть моделей.

Речевые ошибки, связанные с употреблением иноязычных слов.  Иноязычные / заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков. Очень часто иноязычные слова дублирует уже существующие исконно русские или давно освоенные русским языком слова. Во многих случаях от непонятного заимствования или варваризма ( не до конца освоенного языком иноязычного слова) лучше отказаться, использовав знакомое русское слово. Неуместное и неоправданное использование иноязычной лексики слов засоряет речь, делает её неточной, особенно в том случае, когда говорящий не знает значения заимствованного слова. Запишите предложения, исправив речевые ошибки. Он пользовался в коллективе особым приоритетом. Многие управленцы допускают дефекты в своей работе. Сложная дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно решена

Речевые ошибки, связанные с употреблением иноязычных слов.

Иноязычные / заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков. Очень часто иноязычные слова дублирует уже существующие исконно русские или давно освоенные русским языком слова. Во многих случаях от непонятного заимствования или варваризма ( не до конца освоенного языком иноязычного слова) лучше отказаться, использовав знакомое русское слово. Неуместное и неоправданное использование иноязычной лексики слов засоряет речь, делает её неточной, особенно в том случае, когда говорящий не знает значения заимствованного слова.

Запишите предложения, исправив речевые ошибки.

  • Он пользовался в коллективе особым приоритетом.
  • Многие управленцы допускают дефекты в своей работе.
  • Сложная дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно решена

Русский язык  11 класс Орфоэпические, лексические, грамматические нормы речи

Русский язык 11 класс

Орфоэпические, лексические, грамматические нормы речи

Орфоэпические нормы речи Самое важное искусство речи: во – первых, произнесение, во – вторых, произнесение, в - третьих, произнесение . Демосфен   Задания № 4 ЕРЭ - 2022 ФеномЕн - ФенОмен КухОнный – Кухонный ЗакупОрить - ЗакУпорить

Орфоэпические нормы речи

  • Самое важное искусство речи: во – первых, произнесение, во – вторых, произнесение,
  • в — третьих, произнесение . Демосфен
  • Задания № 4 ЕРЭ — 2022
  • ФеномЕн — ФенОмен
  • КухОнный – Кухонный
  • ЗакупОрить — ЗакУпорить

Повторяем орфоэпические нормы ЕРЭ - 2022   задание 4 И.П. Цыбулько   В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения. НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. ОтозвалАсь красИвее начАвший  (многие)сИроты слИвовый

Повторяем орфоэпические нормы ЕРЭ — 2022 задание 4 И.П. Цыбулько

В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения. НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  • ОтозвалАсь
  • красИвее
  • начАвший
  • (многие)сИроты
  • слИвовый

Правильно говорим  Укажите неверное произношение слова  задание 4 И.П..Цыбулько   кремЕнь Оптовый окружИт отбылА дОнизу

Правильно говорим Укажите неверное произношение слова задание 4 И.П..Цыбулько

  • кремЕнь
  • Оптовый
  • окружИт
  • отбылА
  • дОнизу

Отгадай и запомни слово Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный____________________

Отгадай и запомни слово

  • Чтоб скорей в библиотеке
  • Отыскать ты книгу смог,
  • В ней бывает картотека,
  • Специальный____________________

Профессиональные варианты ударения Мы говорим не шт О рмы, а шторм А -  Слова выходят коротки и смачны:  Ветр А - не в Е тры - сводят нас с ума,  Из палуб выкорчевывая мачты.   Мы на приметы наложили вето -  Мы чтим чутье комп А сов и носов.  Упругие тугие мышцы ветра  Натягивают кожу парусов.  В ВЫСОЦКИЙ

Профессиональные варианты ударения

  • Мы говорим не шт О рмы, а шторм А — Слова выходят коротки и смачны: Ветр А — не в Е тры — сводят нас с ума, Из палуб выкорчевывая мачты. Мы на приметы наложили вето — Мы чтим чутье комп А сов и носов. Упругие тугие мышцы ветра Натягивают кожу парусов.
  • В ВЫСОЦКИЙ

Закрепляем орфоэпические нормы КЗ Поставьте ударение в словах: Жалюзи, обеспечение, торты, вероисповедание, гражданство,  водопровод, намерение, приданое, дозвонится.

Закрепляем орфоэпические нормы КЗ

  • Поставьте ударение в словах:
  • Жалюзи, обеспечение, торты, вероисповедание, гражданство,  водопровод, намерение,
  • приданое, дозвонится.

Орфоэпические словари

Орфоэпические словари

Лексические нормы речи еРЭ - 2022 Умен ты или глуп, Велик ты или мал, Не знаем мы, пока Ты слово не сказал! Саади – персидский мыслитель(ХIII век)

Лексические нормы речи еРЭ — 2022

  • Умен ты или глуп,
  • Велик ты или мал,
  • Не знаем мы, пока
  • Ты слово не сказал!
  • Саади – персидский
  • мыслитель(ХIII век)

Лексические Нормы речи Паронимы  – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению. Плеоназмы  - словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого. Лексическая сочетаемость слов  – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости. Алоги́зм — нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики, либо факт, который не укладывается в рамки логического мышления. Задание 5  ИСКУССТВЕННЫМ   - искусным Задание 6  Главная суть , благодаря дождю

Лексические Нормы речи

Паронимы  – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению.

Плеоназмы  — словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.

Лексическая сочетаемость слов  – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.

Алоги́зм — нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики, либо факт, который не укладывается в рамки логического мышления.

  • Задание 5 ИСКУССТВЕННЫМ   — искусным
  • Задание 6 Главная суть , благодаря дождю

Повторяем лексические нормы  паронимы. Задание № 5 Абонемент - право пользования чем-либо (или документ, предоставляющий это право) на определённый срок: абонемент в бассейн. (Межбиблиотечный абонемент, абонемент в бассейн, в музей, концертный абонемент)   Абонент - лицо или учреждение , имеющее абонемент: абонент телефонной сети. (Абонент московской телефонной сети, жалобы от абонентов, ответ абонента)

Повторяем лексические нормы паронимы. Задание № 5

Абонементправо пользования чем-либо (или документ, предоставляющий это право) на определённый срок: абонемент в бассейн. (Межбиблиотечный абонемент, абонемент в бассейн, в музей, концертный абонемент) Абонентлицо или учреждение , имеющее абонемент: абонент телефонной сети. (Абонент московской телефонной сети, жалобы от абонентов, ответ абонента)

Работаем с паронимами №5 Бедный- бедственный Безответный - безответственный Болотистый- болотный Благодарный - благодарственный Благотворительный - благотворный Вековой - вечный

Работаем с паронимами №5

  • Бедный- бедственный
  • Безответный — безответственный
  • Болотистый- болотный
  • Благодарный — благодарственный
  • Благотворительный — благотворный
  • Вековой — вечный

Задание № 5. ЕрЭ - 2022 В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подберите выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Снег образуется высоко в атмосфере, когда МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ капли воды в облаках соединяются с частичками пыли и превращаются в кристаллы льда. Несмотря на очевидное смешение стилей, интерьер дома казался очень ГАРМОНИЧНЫМ . Изображенный на портрете человек был ПРОСВЕЩЕННЫМ деятелем своей эпохи. Власти города проводят тщательную проверку ЖИЛЫХ условий граждан..

Задание № 5. ЕрЭ — 2022

  • В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подберите выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
  • Снег образуется высоко в атмосфере, когда МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ капли воды в облаках соединяются с частичками пыли и превращаются в кристаллы льда.
  • Несмотря на очевидное смешение стилей, интерьер дома казался очень ГАРМОНИЧНЫМ .
  • Изображенный на портрете человек был ПРОСВЕЩЕННЫМ деятелем своей эпохи.
  • Власти города проводят тщательную проверку ЖИЛЫХ условий граждан..

Закрепляем понятие «Паронимы» КЗ Задание: составить словосочетания с паронимами. Враждебный - вражеский Великий - величественный

Закрепляем понятие «Паронимы» КЗ

  • Задание: составить словосочетания с паронимами.
  • Враждебный — вражеский
  • Великий — величественный

Повторяем лексические нормы плеоназмы. Задание «5 Май месяц , период времени , коллеги по работе , хронометраж времени , прейскурант цен , библиотека кни г, биография жизни , основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества.

Повторяем лексические нормы плеоназмы. Задание «5

  • Май месяц , период времени , коллеги по работе , хронометраж времени , прейскурант цен , библиотека кни г, биография жизни , основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества.

 Тренировочные упражнения. Плеоназмы. ЕГЭ №5    Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. 1. Изучением необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную творческую лабораторию «Инверсор». 2. Отказ Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году стал внезапной неожиданностью для всей общественности, однако добавил еще одну важную строчку в биографию великого писателя. 3. Уже больше месяца весь дом жил в страхе перед угрозами, содержащимися в письмах неизвестного анонима, которые странным образом попадали по утрам в гостиную.

Тренировочные упражнения. Плеоназмы. ЕГЭ №5

  • Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
  • 1. Изучением необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную творческую лабораторию «Инверсор».
  • 2. Отказ Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году стал внезапной неожиданностью для всей общественности, однако добавил еще одну важную строчку в биографию великого писателя.
  • 3. Уже больше месяца весь дом жил в страхе перед угрозами, содержащимися в письмах неизвестного анонима, которые странным образом попадали по утрам в гостиную.

Закрепляем  понятие »Плеоназмы» КЗ Задание: редактируем словосочетания(убери лишнее слово) своя автобиография,  первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены.

Закрепляем понятие »Плеоназмы» КЗ

  • Задание: редактируем словосочетания(убери лишнее слово)
  • своя автобиография,  первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены.

Работаем с понятием «лексическая сочетаемость» сделать решение  роман дал автору славу делать поступки в поле внимания приобрести уважение окружающих

Работаем с понятием «лексическая сочетаемость»

  • сделать решение
  • роман дал автору славу
  • делать поступки
  • в поле внимания
  • приобрести уважение окружающих

Лексическая сочетаемость  ЕГЭ  №6 Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин поклялся своему юному спасителю в верности. Если искусство не должно ограничиваться отвлечением человека от злой жизни, а должно улучшать саму эту злую жизнь, то эта великая цель не может быть решена простым воспроизведением действительности. В Московском театре русской драмы случилось событие, к которому стоит отнестись как явлению в театральной жизни России: впервые осуществлена постановка прозы выдающегося русского писателя И. С. Шмелева.

Лексическая сочетаемость ЕГЭ №6

  • Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин поклялся своему юному спасителю в верности.
  • Если искусство не должно ограничиваться отвлечением человека от злой жизни, а должно улучшать саму эту злую жизнь, то эта великая цель не может быть решена простым воспроизведением действительности.
  • В Московском театре русской драмы случилось событие, к которому стоит отнестись как явлению в театральной жизни России: впервые осуществлена постановка прозы выдающегося русского писателя И. С. Шмелева.

Закрепляем понятие »лексическая сочетаемость» Задание: исправь лексическую ошибку в предложениях. Для того, чтобы оказать заботу, не так уж много нужно: слово ободрения, когда у кого- то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал.    Чтение и обсуждение вместе с родителями энциклопедических статей, в которых рассказывается обо всем на свете, поможет обогатить речь и повысить кругозор.  

Закрепляем понятие »лексическая сочетаемость»

  • Задание: исправь лексическую ошибку в предложениях.
  • Для того, чтобы оказать заботу, не так уж много нужно: слово ободрения, когда у кого- то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал.   
  • Чтение и обсуждение вместе с родителями энциклопедических статей, в которых рассказывается обо всем на свете, поможет обогатить речь и повысить кругозор.  

Лексические нормы. алогизмы Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде).

Лексические нормы. алогизмы

  • Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде).

Закрепляем понятие «Алогизм» КЗ В восстановлении разрушенного хозяйства больших успехов добились рабочие фабрик, заводов и промышленных предприятий.

Закрепляем понятие «Алогизм» КЗ

  • В восстановлении разрушенного хозяйства больших успехов добились рабочие фабрик, заводов и промышленных предприятий.

Вывод «Неправильное употребление слов  ведет за собой ошибки в области мысли и  потом в практике жизни»  Русский публицист, литературный критик

Вывод

  • «Неправильное употребление слов
  • ведет за собой ошибки
  • в области мысли и
  • потом в практике
  • жизни»
  • Русский публицист, литературный критик

Повторяем морфологические нормами речи ЕГЭ№7 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку лю­би­мые ПРО­ФЕС­СО­РА НАИ­БО­ЛЕЕ РЕ­ШИ­ТЕЛЬ­НО по­сту­пил в ДВУХ­СТАХ мет­рах на ИХ тер­ри­то­рии ОБ­ГРЫ­ЗАН­НОЕ яб­ло­ко

Повторяем морфологические нормами речи ЕГЭ№7

  • В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку
  • лю­би­мые ПРО­ФЕС­СО­РА
  • НАИ­БО­ЛЕЕ РЕ­ШИ­ТЕЛЬ­НО по­сту­пил
  • в ДВУХ­СТАХ мет­рах
  • на ИХ тер­ри­то­рии
  • ОБ­ГРЫ­ЗАН­НОЕ яб­ло­ко

Работаем с Заданием №7 ЕГЭ не­сколь­ко НОЖ­НИЦ уме­лые ПО­ВА­РА быст­ро ВЫ­ЗДО­РО­ВИТ в ПО­ЛУ­ТО­РА часах ПЯТЬ ба­ры­шень

Работаем с Заданием №7 ЕГЭ

  • не­сколь­ко НОЖ­НИЦ
  • уме­лые ПО­ВА­РА
  • быст­ро ВЫ­ЗДО­РО­ВИТ
  • в ПО­ЛУ­ТО­РА часах
  • ПЯТЬ ба­ры­шень

Закрепляем КЗ Находим ошибку в образовании формы слова. Исправляем. ИХ пись­ма в ОБОИХ руках ДО ТЫ­СЯ­ЧА ДЕ­ВЯТЬ­СОТ ПЯ­ТО­ГО года ува­жа­е­мые ДИ­РЕК­ТО­РА НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ способ.

Закрепляем КЗ

  • Находим ошибку в образовании формы слова. Исправляем.
  • ИХ пись­ма
  • в ОБОИХ руках
  • ДО ТЫ­СЯ­ЧА ДЕ­ВЯТЬ­СОТ ПЯ­ТО­ГО года
  • ува­жа­е­мые ДИ­РЕК­ТО­РА
  • НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ способ.

Словари

Словари

Грамматические нормы  Несогласованные приложения Роман (какой?) «Война и мир» -  о романе  «Война и мир». Фабрика (какая?) «Заря» - о фабрике «Заря». Конфеты (какие?) «Красная шапочка» - конфетам (какими?) «Красная шапочка». говорили о «Капитанской дочке» А.С.Пушкина», написано в «Известиях»,  наслаждались «Лебединым озером».

Грамматические нормы Несогласованные приложения

  • Роман (какой?) «Война и мир» —  о романе  «Война и мир».
  • Фабрика (какая?) «Заря» — о фабрике «Заря».
  • Конфеты (какие?) «Красная шапочка» — конфетам (какими?) «Красная шапочка».
  • говорили о «Капитанской дочке» А.С.Пушкина», написано в «Известиях»,
  • наслаждались «Лебединым озером».

Закрепляем Несогласованное приложение КЗ В основе сюжета  романа «Отцов и детей»  - конфликт между старшим и младшим поколением.

Закрепляем Несогласованное приложение КЗ

  • В основе сюжета  романа «Отцов и детей»  — конфликт между старшим и младшим поколением.

   Нарушение в построении предложения с причастным оборотом   Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду  Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.  Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

  Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

  • Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

Неправильное построение  предложения с деепричастным оборотом     Подъезжая к городу, начался сильный ветер.  Приехав в Москву, мне стало грустно.  Сдав экзамены, я был принят в вуз.

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

  •   Подъезжая к городу, начался сильный ветер.
  • Приехав в Москву, мне стало грустно. Сдав экзамены, я был принят в вуз.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым     ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.  2. Кресло-качалка отремонтирована.  3. [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым  

  • ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. 2. Кресло-качалка отремонтирована. 3. [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]

Неправильное построение предложения с косвенной речью   Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю.

Неправильное построение предложения с косвенной речью

  • Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю.

   Ошибки в построении предложения с однородными членами    Раскольников придумал и восхищается своей теорией.  Натянуть и выстрелить из лука непросто.  3. Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные. 4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

Ошибки в построении предложения с однородными членами

  • Раскольников придумал и восхищается своей теорией.

Натянуть и выстрелить из лука непросто. 3. Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные.

4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

  Ошибки в построении сложного предложения    [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский) 2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание).

Ошибки в построении сложного предложения

  • [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский)
  • 2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание).

 Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без   Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств  благодаря (кого? чего? Р.п.) старания  По окончанию срока  По истечению срока  По прибытию поезда  По приезду  2. с города

Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без

  • Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств благодаря (кого? чего? Р.п.) старания По окончанию срока По истечению срока По прибытию поезда По приезду 2. с города

   Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, нарушение управления      Сестра читает книгу и пересказала ее брату. Он всегда уделял внимание на свое здоровье.  Он оплатил за проезд по железной дороге.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, нарушение управления

  •  
  • Сестра читает книгу и пересказала ее брату.
  • Он всегда уделял внимание на свое здоровье. Он оплатил за проезд по железной дороге.

М. В. Ломоносов о грамматике Тупа оратория, косноязычна  поэзия, неосновательна Философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без  грамматики.

М. В. Ломоносов о грамматике

  • Тупа оратория, косноязычна
  • поэзия, неосновательна
  • Философия, неприятна
  • история, сомнительна
  • юриспруденция без
  • грамматики.

В. А. Сухомлинский  О Слове

В. А. Сухомлинский О Слове

  • «Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи… Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку — и вызвать слезы, породить веру в человека — и заронить недоверие».

Помним слова И. С. Тургенева

Помним слова И. С. Тургенева

На нашем литературном портале можно бесплатно читать книгу Лазарь Лагин — Старик Хоттабыч, Лазарь Лагин . Жанр: Детская фантастика. Онлайн библиотека дает возможность прочитать весь текст и даже без регистрации и СМС подтверждения на нашем литературном портале bookplaneta.ru.

— Но ведь это просто нелогично, — убивать своего спасителя! — горячо возразил Женя. — Нелогично и неблагодарно!

— Логика здесь совершенно ни при чём! — жёстко отрезал джинн. — Выбирай себе наиболее удобный вид смерти и не задерживай меня, ибо я ужасен в гневе.

— Можно задать вопрос? — поднял руку Волька.

Но джинн в ответ так цыкнул на него, что у Вольки от страха чуть не подкосились ноги.

— Ну, а мне, мне-то вы разрешите один только единственный вопрос? — взмолился Женя с таким отчаянием в голосе, что джинн ответил ему:

— Хорошо, тебе можно. Но, смотри, будь краток.

— Вот вы утверждаете, что провели несколько тысяч лет в этой медной посудине, — произнёс Женя дрожащим голосом, — а между тем она настолько мала, что не вместит даже одной вашей руки. Как же вы, извините, за бестактный вопрос, в нём умещались целиком?

— Так ты что же, не веришь, что я был в этом сосуде? — вскричал джинн.

— Никогда не поверю, пока не увижу собственными глазами, — твёрдо отвечал Женя.

— Так смотри же и убеждайся! — заревел джинн, встряхнулся, стал дымом и начал постепенно вползать в кувшин под тихие аплодисменты обрадованных ребят.

Уже больше половины дыма скрылось в сосуде, и Женя, затаив дыхание, приготовил крышку, чтобы снова запечатать в нём джинна, когда тот, видимо раздумав, снова вылез наружу и опять принял человеческий образ.

— Но-но-но! — сказал он, хитро прищурившись и внушительно помахивая крючковатым, давно не мытым пальцем перед лицом Жени, который спешно спрятал крышку в карман. — Но-но-но! Не думаешь ли ты перехитрить меня, о презренный — молокосос?.. Проклятая память! Чуть не забыл: тысячу сто девятнадцать лет назад меня точно таким способом обманул один рыбак. Он задал мне тогда тот же вопрос, и я легковерно захотел доказать ему, что находился в кувшине, и превратился в дым и вошёл в кувшин, а этот рыбак поспешно схватил тогда пробку с печатью и закрыл ею кувшин и бросил его в море. Не-ет, больше этот фокус не пройдёт!

— Да я и не думал вас обманывать, — соврал дрожащим голосом Женя, чувствуя, что теперь-то он уж окончательно пропал.

— Выбирай же поскорее, какой смертью тебе хотелось бы умереть, и не задерживай меня больше, ибо я устал с тобой разговаривать!

— Хорошо, — сказал Женя, подумав, — но обещайте мне, что я умру именно той смертью, которую я сейчас выберу.

— Клянусь тебе в этом! — торжественно обещал джинн, и глаза его загорелись дьявольским огнём.

— Так вот… — сказал Женя и судорожно глотнул воздух. — Так вот… я хочу умереть от старости.

— Вот это здорово! — обрадовался Волька.

А джинн, побагровев от злобы, воскликнул:

— Но ведь старость твоя очень далека! Ты ведь ещё так юн!

— Ничего, — мужественно ответил Женя, — я могу подождать.

Услышав Женин ответ, Волька радостно засмеялся, а джинн, беспрестанно выкрикивая какие-то ругательства на арабском языке, стал метаться взад и вперёд по каюте, расшвыривая в бессильной злобе всё, что ему попадалось по пути.

Так продолжалось по крайне мере пять минут, пока он не пришёл наконец в какому-то решению. Он захохотал тогда таким страшным смехом, что у ребят мороз по коже прошёл, остановился перед Женей и злорадно произнёс:

— Спору нет, ты хитёр, и я не могу тебе в этом отказать. Но Омар Юсуф ибн Хоттаб хитрее тебя, о презренный…

— Омар Юсуф ибн Хоттаб?! — в один голос воскликнули ребята.

Но джинн, дрожа от злобы, заорал:

— Молчать, или я вас немедленно уничтожу! Да, я — Омар Юсуф ибн Хоттаб, и я хитрее этого мальчишки! Я выполню его просьбу, и он действительно умрёт от старости. Но, — он окинул ребят победным взглядом, — но старость у него наступит раньше, чем вы успеете сосчитать до ста!

— Ой! — воскликнул Женя звонким мальчишеским голосом. — Ой! — простонал он через несколько секунд басом. — Ой! — прохрипел он ещё через несколько секунд дребезжащим стариковским голосом. — Ой, умираю!

Волька с тоской смотрел, как Женя с непостижимой быстротой превратился сначала в юношу, потом в зрелого мужчину с большой чёрной бородой; как затем его борода быстро поседела, а сам он стал пожилым человеком, а потом дряхлым, лысым стариком. Ещё несколько секунд — и всё было бы кончено, если бы Омар Юсуф, злорадно наблюдавший за быстрым угасанием Жени, не выкрикнул при этом:

— О, если бы со мной был сейчас мой несчастный брат! Как бы он порадовался моему торжеству!

— Простите! — закричал тогда изо всех сил Волька. — Скажите, только: вашего брата звали Гассан Абдуррахман?

— Откуда ты дознался об этом? — поразился Омар Юсуф. — Не напоминай мне о нём, ибо сердце у меня разрывается на части при одном лишь воспоминании о несчастном Гассане! Да, у меня был брат, которого так звали, но тем хуже будет тебе, что ты разбередил мою кровоточащую рану!

— А если я вам скажу, что ваш брат жив? А если я вам покажу его живым и здоровым, тогда вы пощадите Женю?

— Если бы я увидел моего дорогого Гассана? О, тогда твой приятель остался бы жить до тех пор, пока он не состарится по-настоящему, а это случится ещё очень не скоро. Но если ты обманываешь меня… клянусь, тогда оба вы не спасётесь от моего справедливого гнева!

— Подождите в таком случае одну, только одну минуточку! — воскликнул Волька.

Через несколько секунд он влетел в кают-компанию, где Хоттабыч беззаветно сражался в шахматы со Степаном Тимофеевичем.

— Хоттабыч, миленький, — взволнованно залепетал Волька, — беги скорее со мной в каюту, там ждёт тебя очень большая радость…

— Для меня нет большей радости, чем сделать мат сладчайшему моему другу Степану Тимофеевичу, — степенно ответил Хоттабыч, задумчиво изучая положение на доске.

— Хоттабыч, не задерживайся здесь ни на минуту! Я тебя очень и очень прошу немедленно пойти со мной вниз!

— Хорошо, — отвечал Хоттабыч и сделал ход ладьёй. — Шах! Иди, о Волька! Я приду, как только выиграю, а это, по моим расчётам, произойдёт не позже как через три хода.

— Это мы ещё посмотрим! — бодро возразил Степан Тимофеевич. — Это ещё бабушка надвое сказала. Вот я сейчас немножко подумаю и…

— Думай, думай, Степан Тимофеевич! — ухмыльнулся старик. — Всё равно ничего не придумаешь. Почему не подождать? Пожалуйста.

— Некогда ждать! — воскликнул с отчаянием Волька и смахнул фигуры с доски. — Если ты сейчас со мной не спустишься бегом вниз, то и я и Женя погибнем мучительной смертью! Бежим!

— Ты себе слишком много позволяешь! — недовольно пробурчал Хоттабыч, но побежал за Волькой вниз.

— Значит «ничья»! — крикнул им вслед Степан Тимофеевич, очень довольный, что так счастливо выскочил из совершенно безнадёжной партии.

— Ну нет, какая там «ничья»! — возразил Хоттабыч, порываясь вернуться назад.

Но Волька сердито воскликнул:

— Конечно, «ничья», типичная «ничья»! — и изо всех сил втолкнул старика в каюту, где Омар Юсуф уже собирался привести в исполнение свою угрозу.

— Что это за старик? — осведомился Хоттабыч, увидев лежащего на койке, жалобно стонущего старика, бывшего ещё несколько минут назад тринадцатилетним мальчиком Женей. — И это что за старик? — продолжал он, заметив Омара Юсуфа, но тут же побледнел, не веря своему счастью сделал несколько неуверенных шагов вперёд и тихо прошептал: — Селям алейкум, Омарчик!

— Это ты, о дорогой мой Гассан Абдуррахман? — вскричал, в свою очередь, Омар Юсуф.

И оба брата заключили друг друга в столь долгие объятия, что для людей со стороны это даже показалось бы попросту невероятным, если не знать, что братья были в разлуке без малого три тысячи лет.

В первые секунды Волька был так растроган этой необыкновенной встречей двух братьев среди льдов Арктики и настолько доволен за Хоттабыча, что совсем забыл про несчастного Женю. Но еле слышный хрип, донёсшийся с койки, напомнил Вольке о необходимости срочных мер.

— Стойте! — закричал он и бросился разнимать обоих сынов Хоттаба. — Тут человек погибает, а они…

— Ой, помираю! — как бы в подтверждение Волькиных слов прохрипел дряхлый старец Женя.

Хоттабыч с удивлением осведомился:

— Кто этот убелённый сединами старик и как он попал сюда, на постель нашего друга Жени?

— Да это и есть Женя! — с отчаянием, воскликнул Волька. — Спаси его, Хоттабыч!

— Прошу прощения, о дражайший мой Гассанчик! — не без раздражения промолвил Омар Юсуф, обращаясь к своему вновь обретённому брату. — Мне придётся прервать столь приятные мгновения нашей встречи, чтобы выполнить данное мною обещание.

С этими словами он подошёл к койке, дотронулся ладонью до Жениного плеча и прошипел:

— Проси прощения, пока ещё не поздно!

— Прощения? У кого? — удивлённо прохрипел старец Женя.

— У меня, о презренный отрок!

ТОП речевых ошибок в сочинении ЕГЭ

Сочинение ЕГЭ 2023 на 24 балла

Интерактивное пособие для подготовки к сочинению

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Пособие «Анализ текста. Задание 1-3, 22-26 ЕГЭ»

300+ аргументов к итоговому

Навигатор-ЕГЭ 2023. Сочинение

Интерактивный чек-лист

Навигатор-ЕГЭ 2023. Тест

Интерактивный чек-лист

Учимся формулировать

проблему, комментарий, авторскую позицию, обоснование

Исключения и трудности ЕГЭ

ИСКЛЮЧИТЬ/ЗАМЕНИТЬ

300+ заданий 6 ЕГЭ

200+ аргументов для сочинения ОГЭ

ОГЭ-навигатор 2023

Чек-лист подготовки к ОГЭ по русскому языку 2023

СКИДКА

1000 НАРЕЧИЙ

Слитно, раздельно, через дефис

Проверка сочинения ЕГЭ

Подборка заданий 6 ЕГЭ. Лексические нормы.
В представленных предложениях допущены лексические ошибки, связанные с сочетаемостью слов. Необходимо найти нарушение сочетаемости и ЗАМЕНИТЬ неверно употребленное слово.

Содержание:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 

  1. Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.  
  2. В возникновении болезни играют значение многочисленные клеточные и внеклеточные факторы, которые регулируют обмен кальция. 
  3. Выход в свет романа «Обломов» и громадный успех его у читателей дали И.А. Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей.  
  4. Врут все, но это не имеет роли, потому что никто не слушает.    
  5. Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения.    
  6. В 1609 г. был заключен договор со Швецией, по которому шведы готовы были дать поддержку России в обмен на ее отказ от претензий на побережье Балтики.   
  7. Андрей бросил беглый глаз на гостя — тот был аккуратно одет, причёсан.   
  8. Чтобы стать чемпионом, надо было одержать первенство с определенным, причем крупным счетом.  
  9. В любом историческом романе присутствует художественны вымысел: реальные лица могут делать поступки, которые не подтверждает ни один исторический документ.   
  10. Детские страхи – вполне реальные, достаточно сильные переживания, которые могут портить жизнь ребенка, заставляя его постоянно быть в поле внимания родителей.   
  11. Некоторые образы, эпизоды и идейные мотивы последнего романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» берут истоки во всех последующих произведениях, начиная с «Бедных людей» и заканчивая «Дневником писателя» и «Подростком». 
  12. Летом обычно идет дождь, состоящий из крупных капель, потому что в это время земная поверхность интенсивно нагревается и насыщенный влагой воздух стремительно ползет вверх.   
  13. Юрисконсульту фирмы поручили в течение двух недель выразить свой ответ на предложения о сотрудничестве, поступившие от концерна «Астра».   
  14. Если назначить слишком дешевые цены, то организация не сможет покрыть свои издержки и не сумеет выжить.   
  15. «Туземцы, — рассказывает Форстер, — сообщили нам, что они собирают растущую на камнях ядовитую траву, смешивают ее с какими-то ракушками и бросают в море, как только увидят стаю рыбы». 
  16. Изучая архивные материалы, писатель подчас узнает и оценивает такие факты, которым, может быть, даже значения не уделял тот человек, о котором написана книга.   
  17. Улучшение технологии позволяет национальному хозяйству повысить выпуск продукции при том же уровне затрат за счет увеличения производительности факторов производства.   
  18. Многолетней верной службой Бахтеев хотел загладить свою ответственность за опрометчивый поступок, совершённый в юности.   
  19. Правильная устная и письменная речь поможет приобрести уважение окружающих.   
  20. В сюжете произведений А.П. Чехова первую скрипку исполняли изменения душевного состояния героя, динамика его противостояния обстоятельствам, бытовой рутине.   
  21. Для того, чтобы оказать заботу, не так уж много нужно: слово ободрения, когда у кого- то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал.    
  22. Договор между странами о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане творит условия для реализации совместных экономических проектов. 
  23. В этот день Федор Андреич не выходил из своего кабинета, а на другое утро все в доме были поражены его скоропостижным отъездом.   
  24. Сопоставляя наблюдения, проведенные в разные века, ученые смогли сделать гипотезу о существовании циклов солнечной активности.  
  25. Делая отвары лекарственных растений, нельзя превышать концентрацию и дозировку, так как активные вещества в больших количествах могут оказать вред здоровью.   
  26. Творчеству А. П. Чехова посвящена серия лекций, на которых были прочитаны отрывки из его творчества.   
  27. Если вы не привыкли принимать сами решения, за вас это могут сделать другие, но они будут учитывать свои интересы, ваши интересы никто не будет брать во внимание.   
  28. Рядом с Томом сидел его заядлый друг, так же изнывавший от тоски и так же глубоко и благодарно обрадованный развлечением.   
  29. Добавленное на игру время уже не имело роли в определении победителя.   
  30. В жизни каждого нормального человека наступают такие моменты, когда необходимо оказать решение не с учетом личных интересов и амбиций, а с учетом дела, которому ты служишь.   
  31. После двухмесячного посещения дома Туркиных и трепетных ухаживаний за Катенькой Старцев предоставил ей руку и сердце.   
  32. Приблизившись с ружьями наготове, путешественники увидели, что собаки остановили целый рой лошадей, бежавших, очевидно, к озеру на водопой.   
  33. В июне 1668 года «генерал» флибустьеров Ямайки Генри Морган, имея под своим началом всего 460 человек, решил произвести нападение на один из самых укрепленных портовых городов Панамского перешейка. 
  34. На основе первоначальных наблюдений он сумел выдвинуть догадку о том, что солнце, как правило, появляется с востока.   
  35. Карьера любого спортсмена не может считаться вполне успешной, пока не сбылась его самая заветная мечта — одержать первенство в олимпиадной борьбе.   
  36. Он решил не смыкать взгляд всю ночь, потому что ему не удалось запрятать подальше свои пять фунтов золота, и они так и лежали в патронном ящике у его изголовья.   
  37. Принц произвел на меня уютное впечатление, хотя я с некоторой досадой должен был сознаться, что мое старание быть приятным для него собеседником за столом оказалось бесплодным.   
  38. На чемпионате мира по легкой атлетике было завоевано несколько мировых рекордов.    
  39. Чтение и обсуждение вместе с родителями энциклопедических статей, в которых рассказывается обо всем на свете, поможет обогатить речь и повысить кругозор.   
  40. Один из последних фильмов знаменитого режиссёра создал неоднозначную реакцию зрителей.   
  41. Жизнь великого учёного нашей страны И. В. Мичурина — прекрасный пример человека сильной воли, умеющего постигать огромные трудности.   
  42. Скромность и доброжелательность гораздо полезнее высокомерия, трудолюбие значит больше, чем прирожденный талант, а уверенность работает только в паре с компетентностью.   
  43. Из-за содержания в стеблях и листьях фикуса особых ядов это популярное домашнее растение может навлекать аллергические реакции.   
  44. Однако недостаточно виртуозное исполнение «Девушки с флейтой» заставило исследователей высказать гипотезу, что полотно принадлежит не Вермееру, а кому-то из его учеников.    
  45. В преклонном саду яснополянской усадьбы Л. Н. Толстого гости увидели не только привычные яблони, груши, вишни, но и несколько лимонных и апельсиновых деревьев.   
  46. Стремление во что бы то ни стало обнаружить законы истории приводило иногда к тому, что явно ошибочные концепции излагались в форме отдельных тезисов, а последние выдавались за исторические законы.   
  47. Поощрять надо не только достигнутые недостатки, но и затраченные на выполнение задания усилия.   
  48. Императрица Юга и император Севера согласились почтить своим вниманием свадьбу монарха Трех ветров.   
  49. П. М. Третьяков всю жизнь увлекался собиранием картин и к тридцати пяти годам был уже известным всей России селекционером, к которому с уважением относились не только искусствоведы, но и художники.   
  50. На месте тропинок укладывается плитка, устанавливаются детские городки, организуются места для отдыха пожилых людей, появятся площадки для выпаса собак, хорошее освещение и много зелени.   
  51. Отважный защитник набросился на ближайшего юношу, и все пошли врассыпную, не ожидав такой свирепости от маленькой собаки.     
  1. Приняли – принять решение, сделать выбор, вывод, дело 
  2. Роль – играть роль, но иметь значение 
  3. Принесли – принести славу, дать возможность, ощущение, уверенность и т.д. 
  4. Значения – иметь значение, играть роль 
  5. Симпатизирует – Симпатизировать – хорошо относиться к кому-либо, импонировать – производить положительное впечатление. 
  6. Оказать – нельзя дать поддержку, можно ее оказать, найти, обеспечить, получить 
  7. Взгляд – бросить взгляд 
  8. Победу – одержать победу, завоевать первенство 
  9. Совершать – совершать поступки, делать вывод, глупости , движения 
  10. Зрения – быть в поле зрения, в центре внимания 
  11. Предшествующих 
  12. Поднимается – нельзя стремительно ползти 
  13. Дать – дать ответ, выразить благодарность, мнение, мысль 
  14. Низкие – низкие цены, дешевые товары 
  15. Косяк – косяк рыб, стая птиц 
  16. Придавал – придавать значение, уделять внимание 
  17. Увеличить – увеличить выпуск продукции, повысить уровень качества 
  18. Вину – загладить вину, брать ответственность 
  19. Заслужить – заслужить уважение 
  20. Играли – играть первую скрипку 
  21. Проявить – проявить заботу, оказать внимание 
  22. Создает – создавать условия, творить дела, добро, чудеса 
  23. Неожиданным- неожиданный, внезапный отъезд, скоропостижная смерть 
  24. Выдвинуть – выдвинуть гипотезу 
  25. Нанести – нанести вред, оказать влияние 
  26. Произведений – отрывки из произведений 
  27. Принимать – принимать во внимание 
  28. Закадычный – закадычный друг, заядлый картежник 
  29. Значения – иметь значение, играть роль 
  30. Принимать – принимать/принять решение, оказать воздействие 
  31. Предложил – предложить руку и сердце 
  32. Табун – табун лошадей, рой пчел 
  33. Совершить – совершить нападение, произвести осмотр, замену, впечатление 
  34. Высказать – высказать догадку, выдвинуть гипотезу 
  35. Победу – одержать победу, первенство принадлежит к.-л. 
  36. Глаз – не смыкать глаз 
  37. Приятное – приятное впечатление 
  38. Установлено – установить рекорд, завоевать уважение, доверие, популярность 
  39. Расширить – расширить кругозор, повысить уровень знаний 
  40. Вызвал – вызвать реакцию, создать образ, условия, видимость 
  41. Преодолевать – преодолевать трудности, беда постигла 
  42. Врожденный – врожденный талант, прирожденный ум 
  43. Вызывать – вызывать аллергические реакции, навлекать беду 
  44. Выдвинуть – выдвинуть гипотезу, высказать мнение 
  45. Старом – старый сад, преклонный возраст 
  46. Открыть – открыть закон, обнаружить большое количество, пропажу 
  47. Успехи – достигнутые успехи 
  48. Присутствием – почтить присутствием 
  49. Коллекционером – коллекционер — тот, кто собирает коллекции, селекционер – человек, выводящий и совершенствующий сорта растений, породу животных или штаммы 
  50. Выгула – выгул собак, выпас овец 
  51. Бросились – броситься врассыпную 

Полезные материалы по теме:

  • ИСКЛЮЧИТЕ ЛИШНЕЕ СЛОВО 
  • ЗАДАНИЕ 6 ЕГЭ. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ 
  • Практика ЕГЭ (по заданиям) 
  • Варианты ЕГЭ

Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.

Что такое синтаксический разбор предложения?

Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:

  1. Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
  2. Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
  3. Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
  4. Выявить главные и второстепенные члены предложения.
  5. Определить грамматические основы.

При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.

Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?

Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:

  • по тексту;
  • по предложению;
  • по словосочетанию.

Выделяют 5 основных членов предложения:

  1. Подлежащее
  2. Сказуемое
  3. Дополнение
  4. Обстоятельство
  5. Определение

Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.

Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?

Как это работает:

  • На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
  • Нажимаете кнопку «Разобрать».
  • Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.

Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:

  1. Какая это часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).

Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.

Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.

Кому понадобится синтаксический анализ предложений?

В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что является реестровой ошибкой
  • Чтобы включить регистрацию ошибок привязки сборок установите значение параметра реестра
  • Что является пунктуационной ошибкой
  • Что является технической ошибкой планирования своего времени тест
  • Шарарам какая странная вывеска исправь ошибку найди все зеленые буквы шарарам