Контрольная работа по родному (русскому) языку. 9 класс
Вариант 1
1. Дайте толкование фразеологизмам: А) Находить общий язык. Б) С гулькин нос. В) Обвести вокруг пальца. Г) Пальчики оближешь. Д) Каши не сваришь. Е) Черепашьим шагом.
2. Укажите неверное утверждение: А)Крылатые выражения носят образный характер. Б) Крылатые выражения употребляются в прямом значении. В) Крылатые выражения имеют авторство. Г) Крылатые выражения были сказано конкретным человеком или взяты из конкретного источника
3. Выпишите только архаизмы: интернет, зреть, верста, дщерь, боярин, пиит, чело, модератор, забрало, редут, пищаль, горячая линия, компьютер, ланиты, сайт, вран.
4. Укажите внутренние причины заимствований: А) Заимствование слова с понятием или вещью. Б) Для обозначения некоторого специального вида предметов. В) Замена наименования однословным. Г) Заимствование слов с похожей структурой.
5. Выпишите слова, в которых сочетание ЧН произносится только как [ч’н]: конечно, прачечная, пшеничный, молочный, Кузьминична, дачный, девичник, конечный.
6. Исправьте ошибки в предложениях, запишите правильный вариант: А) Наступил август месяц – пора собирать урожай. Б) Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что мы готовы сдать работы.
7. Задачи аннотации: …
8. Замените данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление: бессонная ночь, подземный переход, плюшевый медвежонок, полковое знамя, лесной запах, учительский стол.
9. Исправьте речевые ошибки в предложениях, запишите правильный вариант: А) Чувствуется ширь, взглянув на Волгу. Б) На катке всем было весело, но, покатавшись, болят ноги.
10. Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью: А) Женщина сказала шофёру: «Вы хороший человек». Б) «Где находится улица Льва Толстого?»- спросили мы у прохожего.
Вариант 2
1. Дайте толкование фразеологизмам: А) Стоять горой. Б) С пятого на десятое. В) Мотать на ус. Г) Море по колено. Д) Метать петли. Е) В мгновение ока.
2. Крылатые выражения – это… А) Слова, недавно появившиеся в языке. Б) Слова, вышедшие из употребления. В) Меткие выражения, которые стали известны всем носителям языка. Г) Выражения с глубоким поэтическим смыслом, «окрыляющие», вдохновляющие поэтов.
3. Выпишите только историзмы: интернет, зреть, верста, дщерь, боярин, пиит, чело, модератор, забрало, редут, пищаль, ланиты, сайт, вран, огнь, админ, юзер, кольчуга.
4. Укажите внешние причины заимствований: А) Заимствование слова с понятием или вещью. Б) Для обозначения некоторого специального вида предметов. В) Замена наименования однословным. Г) Заимствование слов с похожей структурой.
5. Выпишите слова, в которых сочетание ЧН произносится только как [шн]: конечно, прачечная, пшеничный, молочный, Кузьминична, дачный, девичник, лавочник.
6. Исправьте ошибки в предложениях, запишите правильный вариант: А) Опустив голову вниз, он увидел примятую траву. Б) О том, что ЕГЭ станет основной формой вступительных испытаний в большинстве вузов страны, ожидали немногие.
7. Аннотация – это…
8. Замените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование: каша из гречки, тропинка в гору, человек без совести, гостиница при вокзале, костюм в полоску, ком снега.
9. Исправьте речевые ошибки в предложениях, запишите правильный вариант: А) Подъезжая к лесу, выскочил заяц. Б) Прыгая с ветки на ветку, мы поймали белку.
10. Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью: А) Лесничий сказал: «Перед охотой нужно хорошо отдохнуть». Б) Я спросила подругу: «Ты пойдёшь сегодня на дискотеку?»
ОТВЕТЫ:
Вариант 1
1. Дайте толкование фразеологизмам: А) Находить общий язык — добиваться полного взаимопонимания. Б) С гулькин нос — очень мало. В) Обвести вокруг пальца- ловко, хитро обмануть. Г) Пальчики оближешь — очень вкусный, аппетитный. Д) Каши не сваришь- не договоришься, дела не сделаешь. Е) Черепашьим шагом- очень медленно;
2. Укажите неверное утверждение: Б) Крылатые выражения употребляются в прямом значении.
3. Выпишите только архаизмы: зреть , дщерь , пиит, чело, ланиты, вран .
4. Укажите внутренние причины заимствований: В) Замена наименования однословным. Г) Заимствование слов с похожей структурой.
5. Выпишите слова, в которых сочетание ЧН произносится только как [ч’н]: пшеничный, молочный, дачный, конечный.
6. Исправьте ошибки в предложениях, запишите правильный вариант: А) Наступил август – пора собирать урожай. Б) Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что они готовы сдать работы.
7. Задачи аннотации: передать суть книги, заинтересовать и привлечь читателя.
8. Замените данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление: ночь без сна, переход под землей, медвежонок из плюша, знамя полка, запах леса, стол учителя.
9. Исправьте речевые ошибки в предложениях, запишите правильный вариант: А) Чувствуется ширь, когда смотришь на Волгу. Б) На катке всем было весело, но после него болят ноги.
10. Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью: А)Женщина сказала шофёру, что он хороший человек. Б) Мы спросили у прохожего, где находится улица Льва Толстого.
Вариант 2
1. Дайте толкование фразеологизмам: А) Стоять горой- отстаивать всеми силами. Б) С пятого на десятое- бессвязно, непоследовательно. В) Мотать на ус- хорошенько запоминать. Г) Море по колено- все нипочем, ничто не страшно. Д) Метать петли- обманывать, запутывать.. Е) В мгновение ока- очень быстро, вмиг.
2. Крылатые выражения – это… В) Меткие выражения, которые стали известны всем носителям языка.
3. Выпишите только историзмы: верста, боярин, забрало, редут, пищаль, кольчуга.
4. Укажите внешние причины заимствований: А) Заимствование слова с понятием или вещью. Б) Для обозначения некоторого специального вида предметов.
5. Выпишите слова, в которых сочетание ЧН произносится только как [шн]: конечно, прачечная, Кузьминична, девичник.
6. Исправьте ошибки в предложениях, запишите правильный вариант: А) Опустив голову, он увидел примятую траву. Б) Что ЕГЭ станет основной формой вступительных испытаний в большинстве вузов страны, ожидали немногие.
7. Аннотация – это краткая характеристика содержания книги.
8. Замените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование: гречневая каша, горная тропинка, бессовестный человек, привокзальная гостиница, полосатый костюм, снежный ком.
9. Исправьте речевые ошибки в предложениях, запишите правильный вариант: А) Когда мы подъезжали к лесу, выскочил заяц. Б) Мы поймали белку, когда она прыгала с ветки на ветку
10. Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью: А) Лесничий сказал, что перед охотой нужно хорошо отдохнуть. Б) Я спросила подругу, пойдёт ли она сегодня на дискотеку.
Задание. Найдите ошибки в построении предложений с причастными и деепричастными оборотами, ошибки в выборе формы причастия и деепричастия и другие грамматические ошибки. Запишите исправленные варианты.
ВАРИАНТ 1
Предложения для редактирования
Исправленный вариант
1. Крымская война 1853–1856 гг., часто вспоминаемая, но вместе с тем мало знаемая
1. О Крымской войне 1853–1856 гг. часто вспоминают, но мало знают
2. Приятно знать, что, придя домой из школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем
2. Приятно знать, что, когда я приду из школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем
3. В Доме культуры откроется выставка, отобразящая становление города на Енисее, расскажущая о его старожилах
3. В Доме культуры откроется выставка, отображающая становление города на Енисее и рассказывающая о его старожилах
4. Расплачиваясь в кассе, у меня из рук выпал кошелек
4. Когда я расплачивался в кассе, у меня из рук выпал кошелек
5. На катке всегда весело скользишь по льду, но, накатавшись, болят ноги.
5. На катке всегда весело скользишь по льду, но, когда накатаешься (после катания), болят ноги
6. Чувствуется ширь, взглянув на Волгу
6. Когда взглянешь на Волгу, чувствуешь ее ширь. Или: Взглянешь на Волгу – и поражаешься ее шири
7. Перейдя в 9-й класс, у нас появился новый предмет
7. Когда мы перешли в 9-й класс, у нас появился новый предмет
8. Лесную тишину временами нарушали сорвавшиеся с высоких сосен комья снега
8. Лесную тишину временами нарушали срывавшиеся (или: срывающиеся) с высоких сосен комья снега
9. Стоя у дверей в гостиную, ему был ясно слышен их разговор
9. Стоя у дверей в гостиную, он ясно слышал их разговор
10. Книга, читающаяся с увлечением, запоминается надолго
10. Книга, читаемая с увлечением, запоминается надолго
11. Определив эти величины и измеряя силу тяжести на различных широтах, мы определим по формуле и сжатие Земли
11. Определив эти величины и измерив силу тяжести на различных широтах, мы определим по формуле и сжатие Земли
ВАРИАНТ 2
Предложения для редактирования
Исправленный вариант
1. Читая поэму, чувствуется выразительность каждого слова
1. Читая поэму, чувствуешь выразительность каждого слова
2. Грязь на городские улицы несут трактора и грузовики, съезжающие на асфальт с проселочных дорог, и машины, остановившиеся на обочине
2. Грязь на городские улицы несут трактора и грузовики, съезжающие на асфальт с проселочных дорог, и машины, останавливающиеся на обочине
3. Пятиклассник быстро прочитал записанные задания на доске
3. Пятиклассник быстро прочитал записанные на доске задания
4. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью
4. Потеряв на войне мужа, она не захотела (не имела желания) заводить новую семью
5. Исторические предпосылки Крымской войны 1853–1856 гг. – противоречия между Россией и Турцией – так и остались не до конца прояснившимися (выясненными)
5. Исторические предпосылки Крымской войны 1853–1856 гг. – противоречия между Россией и Турцией – так до конца и не прояснились (остались непроясненными; не были выяснены)
6. Подумав с полчаса, мною уже был составлен план действия
6. Подумав с полчаса, я составил план действия
7. Приняв лекарство, больному стало лучше
7. Приняв лекарство, больной почувствовал себя лучше. Или: Когда больной принял лекарство, ему стало лучше
8. Для участников анкетирования, не захотевших бы в анкете писать свое имя, можно предложить шифры
8. Участникам анкетирования, не захотевшим в анкете писать свое имя, можно предложить шифры
9. В работе по воспитанию трудных подростков необходим поиск новых методов, приносивших бы положительные результаты
9. В работе по воспитанию трудных подростков необходим поиск новых методов, которые принесут положительные результаты
10. Присмотрясь внимательно, вы увидите белочку на сосне
10. Присмотревшись внимательно, вы увидите белочку на сосне
11. Он задумался, чеша затылок
11. Он задумался, почесывая затылок
12. Подъезжая к лесу, выскочил заяц
12. Когда мы подъезжали к лесу, выскочил заяц
Дидактический материал
Предупреждение ошибок в предложении с деепричастным и причастным оборотом.
Примеры с ошибкой |
Правильный вариант |
1.Находясь в пути, всегда вспоминается дом. |
Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом. |
2.Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики. |
2.Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики. |
3.Человек с коротко волосами остриженными рассказывал, как всё случилось. |
Человек, с коротко остриженными волосами, рассказывал, как всё случилось. |
4. Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно. |
3. Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали. |
5.Посвящённые стихотворения дружбе есть и в творческом наследии Пушкина. |
Стихотворения, посвящённые дружбе, есть и в творческом наследии Пушкина |
6. Глядя на эту картину, у нас невольно сжимается сердце. |
Глядя на эту картину, мы невольно чувствуем грусть |
7. Войдя в лес, солнце село. |
Когда мы вошли в лес, солнце село. |
8.Читая книгу, у сценариста тоже есть свое мнение. |
Читая книгу, сценарист выражает своё мнение. |
9. Особое внимание обращается на подлежащее и дополнение, выраженные прилагательными, перешедшие в существительные. |
Особое внимание обращается на подлежащее и дополнение, выраженные прилагательными, перешедшими в существительные. |
10. Сидя на берегу тихой речушки, хорошо думается о будущем. |
Когда сидишь на берегу тихой речушки, хорошо думается о будущем. |
11.Постепенно отдалялся сиявший город в закатных лучах. |
Постепенно отдалялся город, сиявший в закатных лучах. |
12.Сравнение кажется вполне уместным, имея в виду художественное достоинство этого стихотворения. |
Сравнение кажется вполне уместным, когда имеешь в виду художественное достоинство этого стихотворения. |
13.Мы слышали только однообразное журчание бегущего ручейка по дну оврага. |
Мы слышали только однообразное журчание бегущего по дну оврага ручейка. |
14.Я смотрю на плывущие облака по небу и радуюсь жизни. |
Я смотрю на плывущие по небу облака и радуюсь жизни. |
15.Глядя из окна на клумбу цветов, создаётся впечатление праздника. |
Когда глядишь из окна на клумбу цветов, создаётся впечатление праздника. |
16. Очень низки результаты выполнения заданий, требующие работы с информацией. |
Очень низки результаты выполнения заданий, требующих работы с информацией. |
17.От снега стало скользко на тротуарах, падавшего крупными хлопьями. |
От снега, падавшего крупными хлопьями, стало скользко на тротуарах. |
18.Поступив работать, у меня оставалось мало времени. |
Когда я поступил работать, у меня оставалось мало времени. |
19. Деревня была нам знакома, раскинувшаяся на берегу реки. |
Деревня, раскинувшаяся на берегу реки, была нам знакома. |
20. Чувствуется ширь, взглянув на Волгу. |
Я чувствую ширь, взглянув на Волгу. |
21.Взяв её под руку, они пошли вместе. |
Взявшись за руки, они пошли вместе. |
22.Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
Узкая дорога была покрыта проваливающимся под ногами снегом . |
23. Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся гору прямо против нас. |
Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся прямо против нас гору. |
24. Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно. |
Прочитав эту роль, я рассмеялся. |
25. Свирепствовавший ветер всю ночь срывал с деревьев сухие листья. |
Ветер, свирепствовавший всю ночь, срывал с деревьев сухие листья. |
26. Я не мог совладать с охваченным меня воспоминанием. |
Я не мог совладать с захватившим меня воспоминанием |
27.Посмотрев на деревце около дома, мне представилась весна. |
Посмотрев на деревце около дома, я представила весну. |
28. Галька хрустела под мозолистыми копытами верблюдов, шагавшими в ногу. |
Галька хрустела под мозолистыми копытами верблюдов, шагавших в ногу. |
29.Обедали в столовой за большим квадратным столом, накрытом хрустящей скатертью. |
Обедали в столовой за большим квадратным столом, накрытым хрустящей скатертью. |
30.Будучи ещё малышом лет семи-восьми, отец привёл меня в секцию греко-римской борьбы. |
Когда я был ещё малышом лет семи-восьми, отец привёл меня в секцию греко-римской борьбы. |
31.Учитывая типичные ошибки, подбираются тексты, содержащие трудные для учащихся части речи. |
Учитывая типичные ошибки, учитель подбирает тексты, содержащие трудные для учащихся части речи. |
32.Идя из лесу с полной кошёлкой грибов, такая радость в душе! |
Идя из лесу с полной кошёлкой грибов, испытываешь огромную радость! Или: Когда идёшь по лесу с полной кошёлкой грибов, такая радость в душе! |
33.Сплошь покрытая дорога выбоинами и кочками гудела под колёсами. |
Сплошь покрытая выбоинами и кочками дорога гудела под колёсами. Или: Дорога , сплошь покрытая выбоинами и кочками ,гудела под колёсами |
34.Взобравшись на крышу сарая, Павке хорошо был виден сад Лещинских. |
Взобравшись на крышу сарая, Павка хорошо видел сад Лещинских. |
35. Думая о будущем, мне забывается прошлое. |
Думая о будущем, я забываю прошлое. |
36. Не вдаваясь в подробности, обращается внимание учащихся на то, что в предложении может быть один главный член. |
Не вдаваясь в подробности, нужно обратить внимание учащихся на то, что в предложении может быть один главный член. |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/349727-didakticheskij-material-preduprezhdenie-oshib
Цели:
- систематизация известных учащимся сведений об
обособлении обстоятельств, выраженных
одиночными деепричастиями и деепричастными
оборотами; - знакомство с пунктуационным правилом об
обособлении деепричастных оборотов,
представляющих собой фразеологические обороты; - отработка умений: находить деепричастный
оборот, определять его границы; - правильно ставить знаки препинания при
обособлении обстоятельств, выраженных
одиночными деепричастиями и деепричастными
оборотами; правильно использовать в речи
деепричастные обороты, уметь заменять их
синонимическими конструкциям; - повторение правила о правописании не с
деепричастиями; - расширение словарного запаса учащихся.
Оборудование урока:школьный
фразеологический словарь русского языка:
Значение и происхождение словосочетаний / Н.М.
Шанский, В.И. Зимин, А.В. Филиппов. – 2-е изд. – М.:
Дрофа; Русский язык, 1997. – 368 с.; Розенталь Д.Э.,
Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка:
Ок. 30 000 слов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз.,
1985. – 704 с.; отпечатанные карточки с заданиями
классу.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Цели и задачи урока
2. Проверка домашнего задания: составить
10 предложений на известные учащимся правила
об обособлении обстоятельств, выраженных
одиночными деепричастиями и деепричастными
оборотами (по 2 на каждый пример из таблицы в
тетради по теории):
Обособляются: а) одиночные
деепричастия и деепричастные обороты независимо
от их места в предложении; б) деепричастный
оборот, стоящий после сочинительного или
противительного союза (его можно оторвать от
союза и перенести в другую часть предложения).
Не обособляются: а) одиночные
деепричастия, если они стоят после сказуемого в
конце предложения и являются обстоятельством
образа действия; б) одиночные деепричастия,
близкие по функции к наречиям; в) деепричастный
оборот, одиночное деепричастие, стоящие после
союза а.
Прокомментировать каждый из примеров с помощью
схемы.
Поменяйтесь с соседом тетрадью, прочитайте его
предложения. Нет ли ошибок? Если есть, помогите
ему объяснить их. Понравившееся вам предложение
прочитайте классу.
Если в домашней работе будут допущены
ошибки при составлении предложений и позволит
время на уроке:
Деепричастный оборот – сжатая, лаконичная и
очень выразительная форма, употребляемая в
книжной речи. Пользуясь им, следует помнить
правило о едином действующем лице (или предмете)
при основном (выраженным глаголом) и добавочном
(выраженным деепричастием) действиях.
Нарушение этого правила может привести к
ошибкам.
Задание: исправьте ошибки, заменив
деепричастные обороты придаточным предложением,
где это возможно.
Подъезжая к лесу, выскочил заяц.
Прыгая с ветки на ветку, мы наконец поймали
белку.
Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.
На катке всегда всем весело и интересно,
но, покатавшись, болят ноги.
3. Словарный диктант
(Записать в столбик)
Не оплатив счетов, не мудрствуя лукаво,
несолоно хлебавши, ничуть не жалея о потраченном
времени, не отыскав в бумагах, не стихая ни на
минуту, не щадя живота своего, не говоря худого
слова, невзирая на лица.
Задание: объясните правописание не
со словами, определив их части речи; найдите
в диктанте синтаксически неделимые, устойчивые
словосочетания (как они называются?), подберите к
ним синонимы, объяснив их значение.
Не мудрствуя лукаво – делать
какое-либо дело просто, без лишних рассуждений,
без лишних затей. (Выражение из трагедии А.С.
Пушкина «Борис Годунов»).
Несолоно хлебавши – прост., шутл. – не
достигнув цели, не получив удовлетворения. (Искон.
Вероятно, связано с бережным отношением к соли
на Руси. Угощая, солили пищу тем гостям, которых
уважали или старались задобрить. Тем людям,
которыми пренебрегали, подавали пресную пищу.)
Не щадя живота своего – не жалея своей
жизни.
Не говоря худого слова – разг. – ничего
не говоря, не возражая. (Словарь русского языка
С.И. Ожегова)
Невзирая на лица – не считаясь с
общественным или служебным положением кого-либо
(критиковать и т.п.)
4. Объяснение нового материала
– Сегодня мы продолжим с вами составление
таблицы в тетради по теории об обособлении
обстоятельств, выраженных деепричастными
оборотами и одиночными деепричастиями. В колонке
о необособлении записываем: (не
обособляются) деепричастные обороты,
представляющие собой фразеологизмы: Они слушали
рассказ путешественника затаив дыхание.
Алгоритм: Итак, ребята, чтобы доказать,
что словосочетание является фразеологическим
оборотом, заменим его синонимом. Затем найдем
слово, которое сохранило в нем форму
деепричастия. Оно не обозначает здесь
какого-либо добавочного действия, поэтому
выделять его запятыми мы не будем.
А теперь давайте вспомним о синтаксической
функции фразеологических оборотов. Каким членом
предложения будут являться слова, входящие в его
состав: разными или одним и тем же? Каким членом
предложения является в данном предложении
обстоятельство, выраженное фразеологизмом?
5. Закрепление нового материала
Задание 1: Расставьте знаки препинания
в предложениях, докажите правильность своего
ответа. Подчеркните обстоятельство, выраженное
фразеологизмом или деепричастным оборотом, и
определите его вид.
И день и ночь по снеговой пустыне спешу к
вам голову сломя. (А.С. Грибоедов)
Бойцы ринулись в атаку, сломив яростное
сопротивление противника.
Задание 2: А теперь сами придумайте
предложения с одним из фразеологических
оборотов из словарного диктанта.
Домашнее задание: Подобное задание
вас ожидает дома. Упр. 296. Прочитайте задание к
упражнению. Не возникли ли у вас вопросы?
Обратить внимание на ошибку! Во
фразеологизме несолоно хлебавши допущена
орфографическая ошибка: несолоно пишется слитно,
так как это наречие, можно подобрать синоним –
пресно. (Образовано от прилагательного несоленый
– пресный). (Дети должны попытаться объяснить
ошибку самостоятельно).
См.: Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь
трудностей русского языка: Ок. 30 000 слов. –
4-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1985. – 704 с. (с. 333); Школьный
фразеологический словарь русского языка:
Значение и происхождение словосочетаний / Н.М.
Шанский, В.И. Зимин, А.В. Филиппов. – 2-е изд. – М.:
Дрофа; Русский язык, 1997. – 368 с. (с. 146)
Задание 3: У вас на столах лежат
карточки с фразеологизмами, в состав которых
входит слово, сохранившее форму деепричастия.
Прочитайте их и назовите тот, значение которого
для вас неясно. Вместе мы объясним его смысловое
значение, подобрав синоним. А затем составьте 4-5
предложений из этого ряда, чтобы получился
связный текст, и решите пунктуационные
задачи. Попробуйте, где это возможно,
составить предложение, в котором бы
обстоятельство, выраженное деепричастным
оборотом, было бы похоже на данный фразеологизм.
Объясните условия его обособления.
Карточка для учеников:
Высунув (высуня) язык
Ничтоже сумняшеся (сумняся)
Положа (положив) руку нa сердце
Скрепя сердце
Сидеть сложа руки
Не переводя духа (дыхания)
Уставясь в потолок
Затаив дыхание
Раскрыв рот
Не помня себя
Не смыкая глаз
Карточка для учителя:
Высунув (высуня) язык – (бегать,
трудиться) – до изнеможения. (Собств. русск.От
поведения собак, которые при жаре или длительном
утомительном беге высовывают язык для
регулирования температуры тела.) Примеры:
Высунув язык, первоклассник старательно выводил
буквы. – Мы перекапывали накануне грядки высунув
язык.
Ничтоже сумняшеся (сумняся ) – устар.,
книжн. Нисколько не сомневаясь
Положа (положив) руку нa сердце – разг.
Совершенно откровенно, искренне. Примеры:
Признайся в содеянном положа руку нa сердце. –
Положив руку на сердце, мать горестно вздыхала.
Скрепя сердце – разг. С большой
неохотой.
Сидеть сложа руки – ничего не
делая.
Не переводя духа (дыхания) – не
отдыхая.
Уставясь в потолок – разг. Не
сводя глаз, неподвижно.
Затаив дыхание – задержав
дыхание (напряженно вслушиваясь, притаившись,
испугавшись и т.д.)
Раскрыв рот – удивившись, с
большим вниманием.
Не помня себя – быть в сильном
волнении, возбуждении от какого-либо
переживания.
Не смыкая глаз – книжн. Бодрствуя.
6. Выводы. Итоги урока
– С каким новым правилом мы познакомились с
вами на уроке?
– Что нового вы узнали на уроке, кроме
пунктуационного правила?
– Что показалось вам интересным?
7. Выставление оценок за работу на уроке
Задание: в состав данных
фразеологизмов входит слово, сохранившее форму
деепричастия. Прочитайте их и назовите тот,
значение которого для вас неясно. Вместе мы
объясним его смысловое значение, подобрав
синоним.
Затем составьте 4-5 предложений из этого ряда,
чтобы получился связный текст, и решите
пунктуационные задачи. Попробуйте, где это
возможно, составить предложение, в котором бы
обстоятельство, выраженное деепричастным
оборотом, было бы похоже на данный фразеологизм.
Объясните условия его обособления.
Высунув (высуня) язык
Ничтоже сумняшеся (сумняся)
Положа (положив) руку нa сердце
Скрепя сердце
Сидеть сложа руки
Не переводя духа (дыхания)
Уставясь в потолок
Затаив дыхание
Раскрыв рот
Не помня себя
Не смыкая глаз
Высунув (высуня) язык – (бегать,
трудиться) – до изнеможения. (Собств. русск. От
поведения собак, которые при жаре или длительном
утомительном беге высовывают язык для
регулирования температуры тела.) Примеры:
Высунув язык, первоклассник старательно выводил
буквы. – Мы перекапывали накануне грядки высунув
язык.
Ничтоже сумняшеся (сумняся ) – устар.,
книжн. Нисколько не сомневаясь
Положа (положив) руку нa сердце – разг.
Совершенно откровенно, искренне. Примеры:
Признайся в содеянном положа руку нa сердце. –
Положив руку на сердце, мать горестно вздыхала.
Скрепя сердце – разг. С большой
неохотой.
Сидеть сложа руки – ничего не
делая.
Не переводя духа (дыхания) – не
отдыхая.
Уставясь в потолок – разг. Не сводя
глаз, неподвижно.
Затаив дыхание – задержав дыхание
(напряженно вслушиваясь, притаившись,
испугавшись и т.д.)
Раскрыв рот – удивившись, с
большим вниманием.
Не помня себя – быть в сильном
волнении, возбуждении от какого-либо
переживания.
Не смыкая глаз – книжн. Бодрствуя.
Какая пара слов не является антонимами:
1.Редколесье, чаща.
2.Жизнерадостный, унылый.
3.Лицемерный, двоедушный.
4.Закономерный, случайный.
Исправьте лексические ошибки:
—Чтобы быть грамотным и обладать
большим жаргоном слов, нужно читать книги.
—Мама сказала, чтобы я надел свитер, но я
наперерез отказался.
— Летом ребята нашего класса обратно будут участвовать в экспедиции.
Составьте словосочетания со словами:
— принять |
шаги |
— предпринять |
силу |
— применить |
меры |
— внести |
решение |
|
— вынести |
предложение |
|
— вынашивать |
планы |
|
Составьте словосочетания со словами, чтобы был понятно их значение:
—абонент, абонемент;
—вражеский, враждебный;
—военный, воинский;
—гарантийный, гарантированный;
—двойной, двойственный;
—доверчивый, доверительный
Произнесите слова, правильно ставя ударение:
— намерение, одновременный, тотчас, ходатайство, цемент, столяр, звонишь, закупоренный, квартал, договор, танцовщица, кухонный, мизерный, приняла. понял, поняла, досуг, эксперт, уведомить.
Исправьте ошибки в предложениях с деепричастными оборотами:
—Слушая музыку Скрябина, нас не покидает ощущение искренности художника.
—Едва овладев грамотой, в нашу жизнь на третьем году обучения вошел английский язык.
—Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.
—Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
—Мальчик гладил собаку, виляя хвостом.
Исправьте ошибки в употреблении однородных членов предложения:
-Он мечтал о поездке в Москву, учиться, работать, быть полезным людям.
-После выхода в свет комедии Фонвизина недорослями стали называть молодых людей, не получивших образования и которые стремились к праздной жизни.
—Летом ученики нашего класса не только
побывали в Новгороде, но и в Михайловском.
Исправьте ошибки в построении предложений:
— Обращаясь к дружине, князь Игорь сказал, что «хочу поломать копье о конец поля половецкого».
—Автор «Слова…» упрекает князей в разорении земли Русской, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую».
—В Киеве Святослав осуждает поход Игоря, говоря, что «бесславно вы одолели, без славы пролили кровь поганых».
И.Е.Репин «Бурлаки на Волге»
Ваш товарищ написал сочинение по картине И.Е.Репина «Бурлаки» и попросил вас отредактировать текст:
Глядя на картину, мы сожалеем бурлакам. Они шли, низко понурив головы. Лица бурлаков выражают недовольствие. Одеты они в рваные лохмотья.
Бурлаки идут медленно. У них встречаются препятствия. Они ненавидят эту работу, но должны были как-то прокормить себя, поэтому нанялись тащить баржу. Выражение лиц бурлаков было прискорбно.
Репин своей картиной показал о тяжелом труде бурлаков. Смотря на эту картину, у нас рождается жалость к бурлакам. Кто смотрит на эту картину, тот с грустью понимает, как плохо жилось бурлакам в то время.