Цена подорожает лексическая ошибка
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание.
При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары поднимется (вырастет, повысится, увеличится, возрастёт) в полтора раза и даже больше.
Цена не может подорожать, она может вырасти, повысится и т.д.
замените разговорное слово стилистически нейтральным синонимом в предложении, запишите это слово;
замените книжное слово стилистически нейтральным синонимом в предложении, запишите это слово;
замените разговорное словосочетание стилистически нейтральным, запишите это словосочетание.
1. Что нужно знать, выполняя данное задание?
Синонимы — это слова, чаще всего одной части речи, различные по звучанию, но тождественные или близкие по лексическому значению , нередко отличающиеся стилистической окраской: здесь — тут, смотреть — глядеть мыслить — думать, жестокий — безжалостный, окрестность — округа и т.д.
Группа слов, состоящая из нескольких синонимов, называется синонимическим рядом: спать— почивать— дрыхнуть .
Первое слово спать— является стилистически нейтральным, т.к. наиболее употребительное, может быть использовано в любом стиле речи, обладает минимальной экспрессией; в словаре стоит первым в синонимическом ряду. Слово почивать используется в основном в книжном стиле, придает речи архаический характер (так говорили в старину). Дрыхнуть — этот синоним звучит грубо (такие слова называют просторечными) и употребляется в разговорной речи.
2. Что нужно понимать, выполняя данное задание? Что разговорные слова — это слова, разрешённые в непринуждённой устной речи. И что их можно использовать только в определённых условиях. Чтобы не заменить одно разговорное слово на другое, необходима помощь словарей. Нам помогают толковые словари известных авторов Ожегова, Ефремовой, а также словарь синонимов Александрова.
При поиске слова обращаем внимание на пометки: разг., прост. и слова с такими пометками ни в коем случае не выбираем в качестве ответа.
Рассмотрим пример. Мы замешкались в пути, поэтому пришли к назначенному месту затемно
В словаре Ожегова: ЗАМЕ́ШКАТЬСЯ, -аюсь, -аешься; совер. (разг.). Задержаться, пробыть дольше, чем нужно где-н.; замедлить. З. у приятеля. З. с ответом.
Как видно из статьи, нет у этого слова нейтрального значения, поэтому нужно искать другие слова. Как правило, в толковании это слово уже есть, вот оно — «задержаться». Найти больше слов-синонимов нам поможет практический словарь синонимов Александрова. В поисках слова «замешкаться» мы попадаем на статью со словом
ЗАДЕРЖАТЬСЯ и его значениями:
1. застрять (разг.)
/ о человеке: промедлить;
засесть, завязнуть, замешкаться, промешкать, помешкать, закопаться, проканителиться (разг.)
// в гостях или за работой: засидеться (разг.)
// в гостях, загоститься (разг.)
/ о деле: замедлиться, затянуться;
затормозиться, застопориться (разг.)
Обратите внимания, сколько слов имеют пометку разг! Таким образом, мы видим, что слово «замешкаться» заменить нужно нейтральным словом ЗАДЕРЖАЛИСЬ, и это самый точный, самый верный ответ. Нам не подойдут ни «промедлить», ни «замедлиться», ни «затянуться», потому что наше слово в предложении имеет определённое значение.
Итак, алгоритм выполнения задания будет таков:
1. Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.
2. Подберите к этому слову возможные синонимы.
3. Определите, какой из этих синонимов
− не носит оттенка книжности и разговорности;
− обладает минимальной экспрессией ( то есть в нём практически нет эмоций);
− стоит первым в синонимическом ряду, открывая его.
4. Вставьте слово в предложение, при оно должно подходить и по грамматическим признакам, и по значению.
3. Учитывайте особенности внесения ответа в поле «ответ»
1) Впишите в поле ответ ОДНО выбранное слово (или словосочетание).
2) Проверьте, верна ли форма рода, числа, времени, вида. Помните, что мы заменяем одно слово другим, поэтому нельзя вместо вида несовершенного совершенный, вместо настоящего прошедшее время и т.п. Ставьте слово в ТОЙ ЖЕ форме, что и в предложении.
3) Частицы НЕ, БЫ писать в ответ не нужно.
4) Иногда встречаются задания, в которых указанная форма в задании не совпадает с формой в предложении. Например, в условии «Замените слово закидывать. в предложени..», а в предложении «закидывали». В этом случае нужно писать ту форму, что в условии. Если же на экзамене попадётся такое задание, непременно обратите на этот факт внимание ассистентов, вплоть до написания заявления.
5) В связи с тем, что количество синонимов может достигать 5-6 слов, в поле «ответ» редактор вводит НЕ БОЛЕЕ ТРЁХ слов.
Остальные — возможные, допустимые или невозможные — написаны в пояснению к заданию. Настоятельно рекомендуем не предлагать новые слова, а придерживаться правила: самое верное слово ПЕРВОЕ в ряду синонимов . И тогда балл за это задание вы непременно получите.
Эксперт рассказал, когда можно ожидать снижения цен на стройматериалы
Закупаться стоит зимой, когда цены все же упадут
Длинные нерабочие дни многие хотели бы использовать для строительных работ на даче. Но, просматривая ценники в магазинах, люди приходят в ужас. Существенно подорожала не только древесина, металл, но и утеплитель, бетонные блоки, герметики, краска… Стоит ли ждать снижения цен, рассказал владелец компании-поставщика стройматериалов Денис Фомичев.
Специалисты сходятся во мнении: виновата пандемия. Люди, запертые год назад в квартирах на самоизоляции, задумались о собственном загородном доме. Причем, спрос на дачи вырос во всем мире.
— Сыграло свою роль и то, что государство предложило низкую ставку по ипотеке. Это и сельская ипотека от 2,7%, и под индивидуальное жилое строительство стали давать очень низкие проценты, — говорит Денис Фомичев. — Например, в регионах двухэтажный дом 150 «квадратов» можно было построить за 3,5 — 4 миллиона рублей. На тот момент это было дешевле, чем купить новую однокомнатную квартиру. Люди начали массово строить дома, менять квартиры на дома, перестраивать их. Производители стройматериалов не были готовы к такой ситуации. Производство осталось прежним, а спрос резко увеличился. Возник дефицит. На заводах выбирались все остатки. Уходили даже материалы не очень хорошего качества. Они оставались ранее не востребованы даже в летний сезон, а тут их все выгребли. Сработали законы рынка: при дефиците, когда спрос превышает предложение, цены растут. В итоге цены на те же газобетонные блоки подросли в разных регионах от 1, 5 до 2, 5 раз.
Но больше всего подорожала древесина, а также металл (на 70-80%).
— Это — экспортные материалы. Тут сказался не только внутренний спрос, но и внешний. За границей также начался строительный бум. На это моментально отреагировали биржевые котировки. Спрос на пиломатериалы, фанеру, OSB, металл, металлопрофиль, стальной лист вырос в разы. В европейских странах большая часть домов строится по каркасной технологии, где требуется древесина, пленки и утепляющие материалы. Многие производства в пандемию у них были остановлены. С учетом разницы курса валют нашим производителям гораздо выгоднее стало продавать эти товары за рубежом. Если, условно говоря, за границей товар покупают за 100, а в России за 50, то продавцу хочется сбыть его по максимальной цене. Спрос на древесину и металл за границей стал колоссальным, поэтому очень много материалов уходило на экспорт. А в России оставалось не так много, как хотелось бы.
— Почему государство не принимает меры, чтобы ввести экспортные пошлины и сохранить внутренний рынок?
— У нас — рыночная экономика. Можно, конечно, ввести экспортные пошлины, увеличить стоимость материалов для конечного покупателя за рубежом, чтобы там покупали меньше, а у нас больше. Но регулировать внутренние процессы я считаю нецелесообразным. Все это приведет к тому, что легально, по установленной государством цене, мало что можно будет купить. Товар уйдет на черный рынок, где будет стоить дороже. Госрегулирование цен мы уже проходили и получили не самые радужные результаты.
— С металлом и древесиной понятно. Но почему дорожает щебенка и песок, который добывают в ближайшем карьере?
— Опять же из-за огромного спроса. Появляется дефицит, а в это время товар не может дешеветь, он будет только увеличиваться в цене. Это происходит даже не из-за жадности производителя, а для того, чтобы выровнять баланс спроса и предложений.
Пользователи в соцсетях и на форумах жалуются, что не в состоянии сейчас даже поправить крыльцо. Не говоря уже о том, чтобы купить кровельный материал. Год назад лист металлочерепицы стоил около 450 рублей, а ныне — 2000. Можно было бы взять гибкую черепицу, но под нее надо стелить настил из фанеры или OSB, цены на которые также подскочили в несколько раз.
Спрос на строительство домов весь прошлый год копился, в том числе, из-за нехватки рабочей силы. Границы были закрыты, мигранты не могли попасть в страну. А чисто российских бригад было меньше половины от всего рынка рабочей силы.
Цены на оплату их труда выросли, но незначительно. Совсем не так, как взлетели цены на стройматериалы. В этом году мигранты стали возвращаться, рынок рабочей силы стал приходить в равновесие.
— Сейчас перед многими стоит вопрос: покупать стройматериалы, ведь они могут стать еще дороже, или повременить, отложить стройку, дождаться, когда цены снизятся?
— Есть производители, которые до сих пор повышают, и повышают цены. Они хотят верить, что спрос на их продукцию будет и зимой. Но лично мне в это не верится. Скоро выпадет снег. В стужу и морозы мало кто затевает стройку, спрос, соответственно, упадет. Но сейчас, в конце октября, он еще остается на высоком уровне. Мы в строительной сфере работаем много лет, обычно к ноябрю спрос уже никакой. А сейчас все по-другому. На мой взгляд, эта ситуация продержится до декабря. А ближе к середине декабря, к январю, можно ожидать снижения цен. Я бы рекомендовал закупать строительные материалы на будущий сезон в декабре-феврале. Но естественно, что ценники уже никогда не будут прежними.
Денис Фомичев объясняет, что многое будет завесить от внешних факторов.
— Если мы получим долгий и жесткий локдаун, цены могут упасть больше, чем предполагается. Может сказаться и мировой финансовый кризис, который может «уронить» цены. Я помню, как в августе 2008-го полнотелый одинарный кирпич стоил 15 рублей, а через полгода, когда мировой финансовый кризис докатился до России, цена на него упала до 5 рублей. Из-за колоссального падения спроса материал за полгода подешевел в три раза.
Задание 20 ЕГЭ — замена слова
Задание 20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1.Чтобы быть грамотным и обладать большим жаргоном слов, надо много читать.
2.Птенец кукушки появляется из яйца очень маленьким и беспомощным, но быстро растёт и вскорости перегоняет своих сводных братьев и сестёр.
3.Большое внимание будет оказано благоустройству города.
4.Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание.
5.Эпицентром праздника, который состоялся в 9 мая, стала Манежная площадь.
6.Сейчас у нас в руках разные разновидности зубных щеток.
7.В июле 2017 года потребительские цены в Венесуэлле подорожали на 26% по сравнению с предыдущим месяцем и на 1501% в годовом выражении.
8.Этот забавный случай, о котором мы хотим рассказать, случился пять лет назад.
9.Костер все больше и больше распалялся, пылал.
10.Считается, что хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
11.Девушка уделяла много заботы младшему брату, который заболел гриппом неделю назад.
12.Показалось миловидное, немножко широкое, но свежее лицо с весёлыми каштановыми глазами и чёрными бровями.
13.На одного оператора машинного доения в современном комплексе падает 51 корова.
14.Конечно, большое влияние на него оказала его семья: мама была педагогом русского языка и литературы, отец преподавал в университете.
15.К тому же в те времена, когда боролся я, в вольной борьбе перестали снимать очки за уклонение от борьбы и пассивное ведение поединка.
16.Эти подсчёты не играют существенного значения в решении задачи.
17.Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не терял чувства юмора.
18.Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания.
19.Перед началом учебного года я обратно прочел рассказы А.П. Чехова.
20.Правила требуют, чтобы движения водителя были ограничены ремешком безопасности.
источники:
http://www.mk.ru/economics/2021/10/27/ekspert-rasskazal-kogda-mozhno-ozhidat-snizheniya-cen-na-stroymaterialy.html
http://4ege.ru/trening-russkiy/56556-zadanie-20-ege-zamena-slova.html
<< вернуться к списку правил
Правило «Логические ошибки: «подорожали цены»»
Это одна из многих ошибок, которые может обнаружить LanguageTool. Посетитедомашнюю страницу LanguageTool, чтобы использовать его онлайн или скачать бесплатно.
Описание: | Логические ошибки: «подорожали цены» |
Сообщение: | Логическая ошибка: цены выросли? |
Категория: |
Логические ошибки
(ID: LOGIC) |
Ссылка: | https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0 |
Предложения с ошибками, которые могут быть обнаружены эти правилом: |
|
Правильные предложения для проверки: |
|
Шаблон: |
Показать XML · |
Проверить следующий текст только этим правилом: | |
Номер: |
Logical_podorojali_ceny [1] |
Версия: | 6.1-SNAPSHOT (2023-02-12 21:33:02 +0000) |
Основные лексические нормы
русского языка. Речевая избыточность.
10 класс. Практическое
занятие.
· Продолжим разговор о лексических нормах.
· Поговорим о том, как справиться с речевой избыточностью.
· Узнаем, как подготовиться к решению такого задания на ЕГЭ по
русскому языку.
И перед нами – шестое задание. И вот как оно звучит:
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
У этого задания может быть и вариант. Иногда нам нужно
заменить неверно употреблённое слово. Но к этому варианту мы
обратимся позже.
Проанализируем это задание.
В упрощённой форме оно звучит так: где в этом предложении лишнее
слово? При этом лишним чаще всего оказывается существительное или
прилагательное. Нам нужно его найти и выписать в графу ответов.
И в чём состоит суть этого задания?
Во-первых, мы должны продемонстрировать своё умение определять
лексическое значение слова. Во-вторых, мы должны учитывать особенности
сочетаемости слова. Наконец, мы тренируемся видеть лексические ошибки!
Обратимся к теоретической части этого задания.
Лексические нормы – это нормы, которые
определяю правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или
по форме. А также употребления слова в тех значениях, которое оно имеет в
литературном языке.
Иногда мы неверно понимаем значение слов, и тогда могут возникать
лексические ошибки.
К таким ошибкам относится так называемая речевая
избыточность. То есть многословие, повторение одних и тех же слов и мыслей.
Речевая избыточность может проявляться в нескольких формах.
Основные – это плеоназм и тавтология.
Плеоназм – это употребление в
речи близких по смыслу и потому излишних слов.
При плеоназме одно из слов лишнее, потому что его значение
совпадает со значением слова, которое стоит рядом. Например, местный
абориген, спускаться вниз.
Плеоназмы часто появляются при
соединении синонимов.
Например, мужественный и смелый.
Но очень часто плеоназмы – это словосочетания, и это может помочь
нам при выполнении задания.
А тавтология – это повторение однокоренных или
одинаковых слов.
При тавтологии одно слово становится лишним,
потому что повторяет корень слова, которое стоит рядом.
Иногда тавтология может появляться при соединении иноязычного
слова и русского, которое дублирует его значение.
Например, рассказать рассказ, возобновить вновь, памятный
сувенир.
И в чём же трудности этого задания?
В том, что мы чаще сталкиваемся в нём с плеоназмами, а это – не
однокоренные слова. Так что нам нужно проявить языковое чутьё. А столько слов в
разных сочетаниях запомнить просто невозможно.
Давайте возьмём для примера такое задание ЕГЭ.
Нужно исключить лишнее слово вот в таком предложении.
Мы прибыли в Москву только двадцать пятого марта
и поэтому не смогли попасть на состоявшееся двумя днями ранее открытие
вернисажа выставки «Новое русское искусство».
С чего мы начнём? Конечно же, с чтения предложения. Мы внимательно
и вдумчиво читаем наш пример.
И после этого мы приступаем к поиску так называемого
«сигнала ошибки». То есть мы ищем в тексте смысловое противоречие. Где
может прятаться ошибка? Может быть, есть какие-то сочетания слов, которые сразу
же кажутся неверными, будто бы «царапают» восприятие?
И мы видим, что в тексте имеется такое место, где может находиться
эта ошибка.
Эту проблемную зону мы выделяем. Три слова – открытие
вернисажа выставки.
А что вообще может быть проблемной зоной?
Словосочетания, значение которых нам непонятно.
Словосочетания с иноязычными словами.
Сочетания слов, значение которых вызывает у нас ощущение неправильности.
И сочетания слов, где повторяется один и тот же корень.
Итак, мы обозначили участок предложения, где есть проблема. Но в
каком слове она заключена?
Теперь нам нужно определить тип ошибки. Для этого
мы определяем лексическое значение каждого слова в данном
контексте, то есть в этом предложении.
Открытие здесь – это начало
какого-то мероприятия.
Слово вернисаж обозначает торжественное открытие
художественной выставки.
А выставка – это собрание каких-то предметов,
которые предназначены для обзора, а также мероприятие, связанное с просмотром
этих предметов.
И мы видим, что в значении слова вернисаж заключаются
два других слова – открытие выставки. Но эти слова в тексте уже
есть! Получается, что слово вернисаж просто дублирует те
значения, которые уже есть в предложении. И значит, перед нами плеоназм. И
слово вернисажа в предложении является лишним.
И теперь, когда работа закончена, мы можем записать ответ. Слово
мы указываем либо в начальной форме, или в форме, в которой слово стоит в самом
предложении.
Нам подходит как вариант вернисаж, так и вариант вернисажа.
И теперь мы можем построить алгоритм работы над этим
заданием.
· Сначала мы внимательно читаем предложение.
· Потом обозначаем «проблемную зону», ищем сигналы ошибки.
· Определяем лексическое значение слов проблемной зоны.
· И находим лишнее слово.
Осталось записать его в графу ответа.
Но ведь мы можем учесть ещё и подсказку!
Мы говорили о том, что очень часто лексические ошибки проявляются
именно в словосочетаниях.
Может быть, мы можем построить решение на анализе словосочетаний в
предложении?
Попробуем. Возьмём для примера вот такое предложение:
Живя в веках, произведения народного фольклора
обогащались чертами нового мировоззрения, меняющегося быта.
И начнём мы всё с того же – внимательно прочитаем предложение.
А потом займёмся выделением словосочетаний. Мы выписываем из
предложения все словосочетания.
Живя в веках,
Произведения фольклора,
Народного фольклора,
Обогащались чертами,
Чертами мировоззрения,
Нового мировоззрения.
Следующий наш шаг – мы анализируем словосочетания. Какие
из них могут существовать, а какое содержит ошибку?
Жить в веках вполне можно. И с произведениями фольклора мы нередко
встречались.
А вот может ли быть фольклор народным? Выделим это сочетание слов
и двинемся дальше.
Можно обогащаться какими-то чертами.
Особенно чертами мировоззрение.
Мировоззрение может быть новым.
И быт может меняться.
И у нас осталось одно словосочетание под вопросом. Проанализируем
его более подробно.
Народный фольклор.
Фольклор – это народное творчество. Он не может быть не народным.
Значит, в лексическом значении слова фольклор уже присутствует компонент
«народный», и его не надо выражать при помощи прилагательного. Именно
слово народный в этом предложении будет лишним.
Теперь нам осталось только записать наш ответ.
И опять мы можем вписать слово фольклор – в
начальной форме. Или фольклора – в форме, в которой слово
употребляется в предложении.
И теперь мы можем создать второй алгоритм для
этого задания!
· Сначала мы внимательно читаем предложение.
· Потом выписываем из него все словосочетания.
· Анализируем каждое словосочетание, выбирая те, которые кажутся
ошибочными.
· Анализируем словосочетание, которое содержит ошибку. Находим при
этом лишнее в словосочетании слово.
Готово! Задание выполнено.
Так о чём же нам нужно помнить при работе с лексическими ошибками?
· В этом задании лексическая избыточность может проявляться в
нескольких формах. Чаще всего это плеоназм – употребление рядом близких по
смыслу слов.
· Особенное внимание при анализе предложения нужно уделать
иноязычным словам, потому что лексическая ошибка очень часто связана именно с
ними.
· Часто речевая избыточность связана со словосочетаниями, поэтому
нам может помочь анализ словосочетаний в предложении.
· Продолжим разговор о лексических нормах.
· Поговорим о том, как исправлять лексические ошибки.
· Узнаем, как подготовиться к решению такого задания на ЕГЭ по
русскому языку.
И перед нами – шестое задание ЕГЭ. И вот как оно звучит:
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
У этого задания может быть и вариант. Иногда нам нужно
заменить неверно употреблённое слово.
Проанализируем это задание.
В упрощённой форме оно звучит так: где в этом предложении лишнее
слово? При этом лишним чаще всего оказывается существительное или
прилагательное. Нам нужно его найти и выписать в графу ответов.
И в чём состоит суть этого задания?
Во-первых, мы должны продемонстрировать своё умение определять
лексическое значение слова. Во-вторых, мы должны учитывать особенности
сочетаемости слова. Наконец, мы тренируемся видеть лексические ошибки!
А теперь посмотрим на второй вариант этого задания.
Он звучит так – отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово,
соблюдая нормы современного русского литературного языка.
И здесь уже всё усложняется.
Ведь упрощённый вопрос звучит так – где тут неправильно
употреблённое слово? И теперь нам нужно не просто обнаружить ошибку, но и
исправить её!
И в графу ответа мы будем вписывать уже подобранное слово,
которое сделает фразу правильной. Иногда при этом возможны даже некоторые
варианты.
И здесь нам снова стоит обратиться к теоретической части. С какими
типами лексических ошибок нам предстоит встретиться?
Довольно часто это употребление слова в несвойственном ему
значении.
Причина этой ошибки – незнание лексического значения слова.
Когда мы не учитываем лексическое значение слова, мы совершаем ошибку
и употребляем в предложении не то слово, которое нам нужно.
Например: Я грустил, настроение было самое мажорное.
Мажорный – значит весёлый,
бодрый. Вместо этого слова в предложении нужно употребить слово минорный,
то есть грустный, печальный.
Очень часто мы встречаемся с нарушением лексической
сочетаемости слов.
Ведь у слов есть разные возможности соединяться друг с другом. А у
некоторых слов лексическая сочетаемость вообще ограничена.
Когда мы не учитываем сочетаемость слов, мы совершаем ошибку и сочетаем
в предложении слова, которые сочетаться не могут.
Например, одержать поражение. Одержать можно только
победу.
Произвести уютное впечатление. Уютной может быть
комната, а впечатление может быть приятным или хорошим.
Заклятый друг. Заклятыми бывают только
враги.
Иногда мы встречаемся в задании и с ошибками в
употреблении фразеологизмов.
Причина этой ошибки – непонимание того, что фразеологизм может
употребляться только в устойчивой форме.
В предложении фразеологизм может ошибочно сокращаться. Или в нём
меняется один какой-то компонент. Или даже смешиваются два выражения.
Например.
И яйца не стоит – правильно будет «и
яйца выеденного не стоит».
Львиная часть чего-либо. Можно сказать
только – львиная доля.
Играет большое значение. Значение можно иметь, а
не играть.
И у этого варианта задания тоже есть свои трудности.
Ошибки в этом задании могут быть разного типа. Не всегда нам может
помочь деление словосочетания на словосочетания – ведь иногда неверно
употребляются однородные члены или подлежащее и сказуемое.
Неужели нам придётся просто заучивать типичные лексические ошибки?
А почему бы и нет? Рассмотрим несколько ошибок, которые
встречаются нам чаще всего.
Большая половина – половина не может быть
большей, ведь это пятьдесят процентов. Правильно – большая часть.
Повысить кругозор – кругозор невозможно
повысить, его можно только расширить.
Улучшился уровень – уровень не бывает плохим или хорошим. Зато его
можно повысить или понизить.
Играть значение – значение это не игра,
чтобы в него играть. Иметь значение или играть роль.
Предпринять меры – предпринимают шаги, а
меры принимают.
Улучшение недостатков – вряд ли недостатки
можно улучшить. Зато их можно устранить.
И здесь мы видим, что особенное внимание нужно уделить
существительным. Потому что часто прилагательные или глаголы с ними
употребляются неверно.
Для примера давайте отредактируем такое предложение.
При этом в ряде регионов цены практически не
изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора
раза и даже больше.
Начинаем мы опять с чтения предложения. И мы опять должны проявить
внимание.
Определяем проблемные зоны. Давайте попытаемся поделить текст на
относительно большие смысловые отрезки. И удалить все лишние местоимения,
предлоги и так далее.
В ряде регионов
Цены практически не изменятся
Цена на отдельные товары
Цена подорожает в полтора раза и даже больше – подлежащее и
сказуемое мы поместим в один отрезок.
А теперь тщательно анализируем все фразы и выбираем сочетание
слов, которое кажется странным или ошибочным.
Ряд регионов – тут всё нормально.
Цены практически не изменятся – всё прекрасно.
Цена на отдельные товары – тоже нормально.
Цена подорожает в полтора раза… а может ли цена дорожать?
Выберем это сочетание для нашего анализа.
И попытаемся определить тип ошибки.
Подорожание товара – это уже повышение его цены.
Подорожать могут яблоки, куртки, нефть. А цена подорожать не
может. Это ошибка сочетаемости слов. А цена может повыситься, возрасти,
подняться.
Запишем эти варианты в форме, которая нам нужна.
И теперь нам осталось только вписать ответ. В ответ мы
вписываем повысится, или возрастёт, или поднимется.
И теперь мы можем составить алгоритм для этого варианта
задания.
· Сначала мы, как всегда, внимательно читаем предложение.
· Потом делим его на смысловые части – это могут быть
словосочетания или более крупные отрезки.
· Анализируем эти отрезки-фразы и находим проблему.
· Выясняем, какое слово употребляется во фразе ошибочно.
· Находим слово, которое нужно употребить в этом случае.
Готово!
Тут нужно заметить, что отрезки, на которые мы можем
разделить предложение, могут быть разными. Мы можем сделать из одного
сложного предложения несколько простых. Если предложение простое и короткое –
можем поделить на словосочетания и отдельно выделить подлежащее и сказуемое.
Наконец, мы просто можем разделить текст на смысловые отрезки.
Попробуем выполнить ещё одно такое задание.
Отредактируем вот какое предложение.
Поздней осенью, к великому удивлению всех в
усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя слепцами в неимущей одежде.
Мы как всегда начинаем с чтения предложения. И давайте попробуем
на этот раз не делить его на части.
Вместо этого попытаемся сходу найти и выделить в предложении
необычное слово или выражение.
В этом предложении настораживает усадьба. Что-то необычное может
быть связано со слепцами. И мы не так уж часто видим прилагательное неимущий.
То есть, мы ищем слова с неизвестным нам значением, иноязычные или
просто нечастотные слова.
Выписываем сочетания, которые содержат эти слова.
К удивлению всех в усадьбе,
Он вернулся с двумя слепцами
В неимущей одежде.
А дальше мы приступаем к анализу сочетаний, которые содержат эти
слова. Нам нужно отыскать ошибку.
Первое сочетание её не содержит. И во втором каждое слово
употребляется в соответствии со своим лексическим значением.
Остаётся последнее словосочетание.
Неимущий – это бедный человек,
человек, у которого недостаточно средств. Но это именно человек! Значит, слово
неверно употребляется: одежда не может быть неимущей.
Теперь нужно подобрать верные варианты.
Что имелось в виду в предложении под словом «неимущий»?
Автор подразумевал, что одежда бедная. Синонимы к этому
слову – нищенская, убогая, жалкая и так далее.
Мы можем выбрать ответ из этих вариантов.
И здесь нужно обговорить несколько деталей.
Можно ли написать в ответе прилагательное нищая?
Нет. Нищим тоже может быть только человек.
Может быть, можно указать, что одежда грязная, рваная,
драная? Нет. Потому что одежда может быть рваной или грязной, но при этом
не быть бедной.
Нужно выбрать слово, которое наиболее подходит по контексту.
Ближе всего по значению – слова бедной и нищенской.
И в графу ответа мы можем вписать любое из этих слов.
При этом вписывать предлог вместе с прилагательным не
нужно, потому что он относится к существительному, а не к прилагательному.
Но ведь если мы всё время будем заняты только поиском необычных
слов или фраз, мы можем и пропустить ошибку!
Именно поэтому мы можем пользоваться сразу двумя методами.
Начнём с поиска необычного в предложении, а если
необычного не окажется – расчленим предложение.
Выполним пару заданий таким способом. Возьмём такое предложение:
Время от времени глава семьи менял расстановку
сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий,
держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.
Сначала читаем и ищем необычное. И сразу же натыкаемся на явно
устойчивое выражение – держал в грязном теле.
Если мы нашли такое выражение – мы анализируем его.
Держал в грязном теле – это неверно употреблённый фразеологизм,
такого фразеологизма нет.
Ошибка есть – значит, нужно её проанализировать и подобрать
правильный вариант.
В этом фразеологизме неверно употреблено прилагательное.
Держать в чёрном теле – правильно.
Ответом в задании становится прилагательное чёрном.
Попробуем ещё раз:
Режиссёр увлечён магией кадра и почти не уделяет
значения характерам персонажей, сюжету и прочим, с точки зрения мастера,
мелочам.
Читаем и ищем необычные слова и выражения. Здесь нет ничего
необычного. Расчленим предложение. На этот раз мы сделаем из него несколько
коротких простых предложений:
режиссёр увлечён магией кадра,
режиссёр не уделяет значения характерам
персонажей,
режиссёр не уделяет значения сюжету,
режиссёр не уделяет значения мелочам
Теперь будем анализировать части – особенно существительные и
словосочетания с устойчивым значением.
Не уделяет значения – как раз такое
словосочетание. В нём есть существительное значение. И значение нельзя уделять.
Проанализируем ошибку.
Это неверная сочетаемость слов. Уделять можно внимание. А значение
можно придавать чему-либо.
В графу ответа мы можем вписать либо уделяет,
либо придаёт.
Итак, что мы должны помнить, чтобы быстро
исправить лексическую ошибку в предложении?
· Лексические ошибки могут быть разных типов, но очень
часто они связаны с сочетаемостью слов, особенно в устойчивых выражениях.
· Часто с существительными неверно сочетаются
прилагательные или глаголы. На такие сочетания слов нужно обратить пристальное
внимание.
· Нам может помочь в выделении задания поиск устойчивых
выражений, редких или иноязычных слов.
· В выполнении задания может помочь расчленение
предложения на смысловые отрезки.
6 Задание
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
-
При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.
-
Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.
-
На дворе плакала серым дождиком осень; листья, отрываясь от сырых веток, танцевали свой последний вальс; вся эта грусть природы, по-видимому, передалась и мне: настроение моё было мажорное.
-
Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.
-
Бóльшую половину жизни Матвей Семёнович ни о чём не беспокоился, жил на широкую ногу, много, но бесцельно путешествовал, а потом что-то резко изменилось: он стал много думать, занялся благотворительностью и даже начал писать книги.
-
В его позе было что-то от парадного портрета Вильгельма I; казалось, он взвешивал все за и против сделанного ему предложения и не спешил выразить ответ.
-
Когда я был маленький, отец всегда говорил мне, что гордиться можно только тем, к чему ты предпринял усилия, и я запомнил эти слова на всю жизнь.
-
Хороший руководитель, без всякого сомнения, заботится о своих подчинённых и стремится показывать им образец во всём.
-
Алексей, которого Никита считал закадычным врагом и при любой возможности стремился унизить, был всегда спокоен, ни на какие провокации не реагировал.
-
Режиссёр увлечён магией кадра и почти не уделяет значения характерам персонажей, сюжету и прочим, с точки зрения мастера, мелочам.
-
Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста, его пение неизменно производило на нас фурор, и мы думали, что гóлоса прекраснее и быть не может, пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича.
-
От литераторов критик требовал, чтобы они писали просто и доступно; от художественного произведения он ждал прежде всего ценного содержания, которое могло бы поднять кругозор читателя.
-
Мы передвигались по Дели на мотороллере с крышей, что уже было замечательно; но главное, мы видели своими глазами восьмое чудо мира — огромную колонну, отлитую, как говорят, из чистого железа.
-
Дмитрий Ильич чуть не заплакал от бессильного раздражения, раскричался, плюнул и ушёл, потом велел запрячь лошадь и, сказав, что он вымывает руки и не притронется больше ни к чему, уехал к Павлу Ивановичу на заседание Общества.
-
Объединение трёх театральных школ в специализированное училище направляло важную цель — повысить качество подготовки молодых актёров.
-
Зимой следующего года во двор фермы вошёл прилично одетый человек и не успел оглянуться, как, хлопнув внутри дома несколькими дверьми, к нему, распугав кур, скоропостижно выбежала молодая женщина с вытянутым и напряжённым лицом.
-
Серое небо, красота весенней тайги, продрогший Гриша, до беспомощности ошалевший от дороги и непривычной безлюдности, и этот бугор с неподвижными стрелками черемши, совершенно не изменившийся с тех пор, как мы с Катей бродили здесь столько лет назад, — всё это обрушилось врасплох.
-
Только грузный старик, насупясь, курил трубку, сидя на низкой лавочке, да какая-то женщина виднелась вдали — всё, никого больше в этот будний день в поле внимания не было.
-
Никто даже предположить не мог, что выступление этого автора на встрече с читателями в крупном книжном магазине станет лебединой песней писателя: вскоре после той встречи он сложно заболел и спустя два месяца скончался.
-
Описывая приключения молодого моряка на острове, автор, без сомнения, импонирует своему герою.
ОТВЕТЫ:
№ |
ОТВЕТ |
1 |
поднимется|вырастет|повысится|увеличится|возрастёт |
2 |
не хватал|хватал |
3 |
минорное|грустное|тоскливое|печальное|мрачное|унылое |
4 |
чёрном|черном |
5 |
часть |
6 |
дать|давать|озвучить|огласить |
7 |
приложил |
8 |
пример |
9 |
заклятым|заклятый|злейшим|злейший|непримиримым|непримиримый |
10 |
придаёт|придает|внимания |
11 |
впечатление |
12 |
расширить|уровень |
13 |
света |
14 |
умывает |
15 |
преследовало ИЛИ предполагало ИЛИ имело |
16 |
стремительно ИЛИ быстро ИЛИ поспешно |
17 |
застало ИЛИ застигло ИЛИ застигнуло ИЛИ поймало; ИЛИ внезапно ИЛИ неожиданно ИЛИ вдруг ИЛИ сразу ИЛИ нежданно-негаданно ИЛИ нежданнонегаданно ИЛИ разом |
18 |
зрения |
19 |
тяжело|серьёзно |
20 |
симпатизирует |