Задание 1.
Поставьте ударение во всех словах, выделяя ударные гласные заглавными буквами. Укажите допустимые литературной нормой варианты ударения
АгЕнт, базИ?роваться, баллотИроваться, вАловой (продукт), вЕрба, газИрОванный, газопровОд, диалОг, еретИк, забронИровать (закрепить),завИдно, изобретЕние, индустрИя, каталОг, квАртАл, корЫсть, пАмятуя,
плАто, подбодрИть, придАное, симмЕтрия, снорОвистый, филистер, ходАтАйствовать, экзальтирОванный, нет грИба, огонь в ночИ, гналА овЕц,дожИл до седИн, кОмната прИбрана, много дОлжностей, купил гУся, анАлиз крОвИ, лечь на спИну, всходы густЫ, допИл чай, сгруппирОванные,нАчА?тые работы, прОкляли войну, сОдрана на колЕнях кожа.
Задание 2.
Определите род имен существительных.
Бинокль (м.р), вексель(м.р), вензель(м.р), водевиль(м.р), глазурь(ж.р), каракуль(м.р), картофель(м.р),коктейль(м.р), лазурь(ж.р), мишень(ж.р), мозоль(ж.р), пасквиль(м.р), патруль(м.р), плесень(ж.р), роскошь(ж.р),
рояль(м.р), скальпель(м.р), сухуми(м.р), текстиль(м.р), трюфель(м.р), фальшь(ж.р), ябеда(м,ж, р).
Задание 3.
Исправьте речевые ошибки. Объясните причины их появления.
1. Окна и двери ребята выкрасили импортным белилом.
Не правильное построение предложение непонятно кто кого покрасил. (Пр. время-поэтому «выкрашивали» несовершенная форма)
Для покраски окон и дверей ребята использовали импортные белила.
2. Герои-шоферы возили по Ладоге хлеб и доставляли солдатам на фронты.
«Шоферы»(водители?) были истинными героями, потому что возили хлеб солдатам на фронт.
3. Только один листок виднеется на кусту сирени.
Лишь один лист виден на кусте сирени.
4. Когда он приехал в Новосибирск, он не нашел там Кравцова.
По приезду в Новосибирск он ? не нашел Кравцова
5. На опытной станции проведен учет эффективности прикатывания ботвы картофеля главным агрономом Вольским и научным сотрудником Трошиным.
Главный агроном, научный сотрудник Трошин провел учет эффективности прикатывания ботвы картофеля.
6. Он посмотрел на нее задумчивыми глазами.
Он задумчиво смотрел на нее.
7. Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на переменах.
Дежурному классу было поручено наблюдать за соблюдением порядка на переменах.
8. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.
При подготовке домашнего задания меня отвлекал телефон
9. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день.
Кошка-Мурка каждый день нас веселит.
10. Едьте быстрее: время позднее.
Уже поздно, поезжайте быстрее.
11. Ураганный ветер сламывал колосья и уносил их неизвестно куда.
Ураган сломал колосья и унес в неизвестном направлении.
12. Садитесь на стул, ложите руку на стол, сжимайте и разжимайте пальцы.
Сядьте на стул, кладите руку на стол, сожмите пальцы в кулак и разожмите.
они связаны с осмыслением непереходных глаголов в качестве переходных. Так, например, глагол «лопнуть» иногда получает в речи значение «сделать что-либо, чтобы лопнул». Тогда становится возможным образовать от него страдательное причастие: «Зачем ты мне лопнутый стакан даешь?» (то нее самое — «выигранный билет», «растаянная вода» и проч.).
Упражнения
Исправьте речевые недочеты в предложениях. Укажите причины их появления.
Вариант 1
Вася о чём-то шептает своей соседке. Родители создавают детям хорошие условия для учёбы. Мальчик знал, что старшие сестры не хочут брать его с собой. Едьте быстрее — время позднее. Ураганный ветер сламывал колосья и уносил их неизвестно куда. Садитесь на стул, ложите руку на стол, сжимайте и разжимайте пальцы. Не надо было ничего людям обещивать. Уберите со стола все лопнутые стаканы и чашки.
Вариант 2
Мы увидели скакающего во дворе всадника. Я дорожу друзьями, сознавающими свои ошибки. Побегим на станцию, может быть встретим её там. Родители ругают меня за то, что я дерзю учителям, но это неправда. В парке срубливали старые деревья. Мой папа копает ямы, чтобы потом можно было пролаживать трубы. На столе стоит букет цветущихся астр.
Вариант 3
Он жаждает бурь и приключений. Мама доставает ключи из сумки и открывает дверь. В работах школьников исчезнули пунктуационные ошибки. Ехай спокойно: всё, что нужно, я исполню. Мальчику не разрешали дотрогиваться до портфеля отца. Парень казался честным и обещал пожениться, но всё вышло совсем не так. Шёрстка у моей Мурки длинная, лоснящая.
Вариант 4
Им двигает желание приобрести хорошее образование. Моя сестричка еще ничего не понимает и только баловается, Я пронзю своего обидчика копьём. Старик посоветовал: «Ехайте по той дороге: она короче и ровнее». Выполнение работы пре-
141
дусмотривает знание правил техники безопасности. Проголодавшего медведя запирали в дальней комнате.
Вариант 5
В уголке дремает соседская кошка. Я сознаваю, что поступил плохо. На верёвке сохнуло разное бельё. Слава богу, я от них теперь не зависю. Я знаю, что вы не разрешали мне листать учебник, но я только один разочек листнула. Когда мы подбежали к телеге, то увидели, что один мешок порватый и из него сыплется зерно.
Вариант 6
Ну что ты ко мне приставаешь? Я не знал, сколько время на это потребовается. Бывает, увлекёшься интересной книгой и забудешь про сон. Женщина оглохнула в раннем детстве. Сначала раскладём эти числа на 3 и 4. У меня к приходу мамы всё бывает уже убрато! Правительство подготовило ногу, срочно направляющуюся в зону конфликта.
4.6.3.Нарушения синтаксических норм
ипути их преодоления
Появление синтаксических речевых недочетов сбусловлено незнанием 1) порядка слов в предложении, 2) координации подлежащего в сказуемого, 3) согласования определений и приложений, 4) правил управления, 5) правил использования причастных и деепричастных оборотов.
1. В русском языке относительно свободный порядок расстановки слов, то есть не существует строго закрепленного места за тем или иным главным или второстепенным членом предложения. Однако имеется более или менее принятый порядок следования членов предложения в повествовательных, побудительных и вопросительных предложениях — прямой порядок и отступления от него — обратный порядок (инверсия — лат. inversio — перестановка). Инверсия используется в разговорной речи и в произведениях художественной литературы для придания речи особой выразительности.
В повествовательных предложениях при прямом порядке слов подлежащее предшествует сказуемому, а тема (исходная информация) — реме (новая информация). Если это положение не соблюсти, мы получаем предложение двусмысленное и
струдом понимаем его содержание. Например, предложения
содинаковыми формами именительного и винительного падежей в подлежащем и дополнении: «Солнце закрыло обла-
142
K O t — «Облако закрыло солнце», «Велосипед разбил автобус» — «Автобус разбил велосипед». Темой по смыслу здесь могут быть только слова «облако» (оно могло закрыть луну, звезды, гору, озеро и т.д.) и «автобус» (он мог разбить мотоцикл, машину, столб и т.д.). Но в предложениях «Трамвай разбил автобус» или «Автобус разбил трамвай» только подчинение прямому порядку слов позволяет понять истинный смысл информации. Сравните предложения: «Грузовик везёт на буксире самосвал» и «Самосвал везёт на буксире грузовик», «Весло задело платье» и «Платье задело весло». Как меняется смысл высказываний в связи со сменой темы и ремы?
В повествовательном предложения «В углу стоит книжный шкаф» темой (исходной информацией) являются сказуемое «стоит» и обстоятельство места «в углу», а ремой (повой информацией) — подлежащее «шкаф». Если поменять местами подлежащее и обстоятельство («Шкаф стоит в углу»), изменится соотношение ремы и темы, и, следовательно, смысл передаваемой информации. Подлежащее может располагаться после сказуемого, если: 1) обозначает отрезок времени или явление природы при сказуемом со значением бытия, становления, протекания действия — «Пришла осень», «Прошли сутки», «Была ранняя зима»; 2) текст носит описательный характер: «Поет море, гудит город, ярко сверкает солнце, творя сказки» (М. Горький); 3) в словах автора, стоящих поело или внутри прямой речи: «Нам придется здесь ночевать, — сказал Максим Максимыч, — в такую метель через горы не переедешь» (М. Лермонтов); «Что же ты не едешь?» — спросил
яямщика с нетерпением» (А. Пушкин).
2)Координация (лат. con — с, вместе, совместно + ordinatio
—упорядочение, расположение) (в школьном курсе употребляется термин «согласование») подлежащего и сказуемого — это синтаксическая связь, при которой происходит полное или частичное уподобление форм слов. Законы координации в основном хорошо усваиваются естественным путем, однако есть случаи, вызывающие затруднения. Они связаны с колебаниями форм числа и рода. Глагол может принимать как форму единственного, так и форму множественного числа в следующих случаях: если подлежащее выражено словом или словосочетанием со значением количества — «пришло (пришли) двое», «часть студентов не явилась (не явились)»; если подлежащее выражено сочетанием со значением совместности — «пришли (пришел) брат с сестрой»; если подлежащее выражено местоимением «кто», «кто-нибудь», «кто-либо», «ктото», «кое-кто», указывающим на многих, — «Все, ктс при-
143
шел (пришли), разместились на трибунах». Использовать только форму единственного числа глагола-сказуемого предписывает норма при: а) подлежащих, выраженных словосочетанием «существительное количественно-собирательного значения + существительное в родительном падеже множественного числа»: «Стая лебедей летела в теплые края»; б) при подлежащем, выраженном словосочетанием «неопределённо-количе- ственное числительное + существительное»: «На дворе у него воспитывалось несколько волчат».
Колебания рода могут происходить, когда подлежащее выражено количественно-именным сочетанием — «писем сохранилось (сохранилась) самая малость»; именем существительным мужского рода, называющим лицо по роду деятельности, но в данном предложении относящимся к лицу женского пола, — «врач пришла (пришел)».
В предложениях со связкой «был» или с полузнаменательным глаголом при несовпадении родовых и числовых значений имен в подлежащем и сказуемом может иметь место колебание в родовых формах глагола — «свадьба была (было) радостное событие».
3) В соответствии с нормой литературного языка род определения при существительных общего рода зависит от пола лица, о котором идет речь. Поэтому о девочке, девушке, женщине мы скажем: «Она страшная растеряха (копуша, грязнуля, сластена и проч.)»» а о мальчике, юноше, мужчине: «Он неисправимый задира (лежебока, злюка, соня и проч.)». В разговорной речи допустимо использовать определение женского рода для характеристики качества лица мужского пола: «Он такая растяпа».
Особые правила существуют и в употреблении падежа. Когда определение относится к словосочетанию «числительное «два» (три, четыре) + существительное» и стоит между его элементами, используются такие формы согласования: 1) при существительных мужского и среднего рода определение ставится в форме родительного падежа множественного числа, например, «четыре глубоких колодца», «двадцать два маленьких окна»; 2) при существительных женского рода в этом положении чаще используется форма именительного падежа множественного числа, например, «три пышные ветки сирени», «двадцать четыре прилежные ученицы». Допустимо использовать при существительном женского рода родительный падеж множественного числа («две темные лодки», «три больших комнаты»), но такая форма встречается реже. Если определение стоит перед словосочетанием «числитель-
144
ное «два» (три, четыре) + существительное» или после него, то чаще всего оно ставится в форме именительного падежа, например, «следующие три года», «любые четыре определения», «две двери, заколоченные наглухо», «четыре сумки, наполненные продуктами».
Как правильно использовать при согласовании число определения? Довольно часто встречаются существительные, имеющие при себе два определения, которые указывают на разновидность предметов. В единственном числе определение ставится в следующих случаях: 1) если существительное не имеет формы множественного числа: «научный и технический прогресс», «счастливое и беззаботное детство»; 2) если существительное приобретает во множественном числе иное значение: «электронная и космическая связь» (сравните, «тесные связи»); 3) если определения, характеризующие существительное, связаны (сопоставлены или противопоставлены) между собой («правый» — «левый», «мужской» — «женский», «совершенный» — «несовершенный», «верхний» — «нижний»)
иобразуют вместе с существительным сочетание терминологического характера: «с правой и левой стороны», «глаголы единственного и множественного числа», «уравнения первого
ивторого порядка». Во множественном числе существительное ставится тогда, когда подчеркивается наличие нескольких предметов, например, «деревянные и пластмассовые рамы», «японский и китайский словари», «баскетбольная и футбольная сборные».
Существуют выражения, где одно определение относится к двум или нескольким существительным: «мой отец и мать», «родные брат и сестра». Чем руководствоваться, чтобы не допустить ошибки? Используем определение в единственном числе, если по смыслу ясно, что оно относится не только к первому (ближайшему) существительному, но и к остальным: «дорожная суета и неразбериха», «зимний холод и стужа», «ночная тишина и покой». Во множественном числе употребляем определение тогда, когда может возникнуть неясность, относится ли оно только к ближайшему существительному или ко всему ряду однородных членов: «На пустыре выстроили многоэтажные дом и школу (и дом и школа многоэтажные)» — «На пустыре выстроили многоэтажный дом и школу (дом многоэтажный, а школа нет)».
При согласовании приложений затруднения возникают, как правило, когда нужно выбрать падежную форму географического названия, выступающего в роли приложения. Названия городов обычно согласуются во всех падежах с определяемым
145
словом: «в городе Казани», «у города Витебска», «к городу Ростову*. Допустимы согласованные и несогласованные формы для названий городов на -О: «в городе Зверево» и «в городе Звереве». Не согласуются составные названия городов: «у города Великие Луки», «к городу Великие Луки», «с городом Нижний Новгород», «по городу Нижний Новгород».
Названия рек, как правило, согласуются с определяемым словом, не изменяются только малоизвестные и составные наименования: «между реками Волгой и Доном», «у реки Лены», но «на реке Шилка», «приток реки Аксай», «с рекой Северский Донец». Не согласуются названия заливов, проливов и бухт, островов и полуостровов, гор и горных хребтов, пустынь. Исключения составляют только широко известные названия, которые часто употребляются без родового слова. Сравните: «к полуострову Ямал», «по озерам Эльтон и Баскунчак», «вблизи пролива Босфор», «к бухте Золотой Рог», но «на полуострове Камчатка» — «южная часть (полуострова) Камчатки».
Не согласуются названия портов, станций, зарубежных административно-территориальных единиц, астрономические наименования: «на станции метро «Кропоткинская», «в порту Мурманск», «в департаменте Бордо», «на орбите планеты Юпитер». Согласуются наименования улиц в форме женского рода («на улице Ордынке, Остоженке») и не согласуются остальные («недалеко от улицы Крымский вал, Криничный проезд»). Названия зарубежных стран, включающие в себя слово «республика», согласуются, если оканчиваются на -ИЯ: «договор с Республикой Замбией», «торговые связи между Россией и Республикой Нигерией», «путешествовали по Республике Кипр».
4) Знание правил управления позволяет, используя падежные формы и предлоги, грамотно построить словосочетания. Рассмотрим конструкции, в которых чаще всего встречаются ошибки.
Глагол «оплатить» имеет значение «заплатить кому-нибудь за что-нибудь» и образует при помощи управления словосочетание с существительным в винительном падеже без предлога: «оплатить расходы (счет, проезд, питание, проживание, работу)». Чаще всего это существительные, не обозначающие конкретный предмет. Глагол «заплатить» имеет значение «отдать деньги в возмещение чего-нибудь» и употребляется в словосочетании с существительным в винительном падеже с предлогом «за»: «заплатить за билеты (за продукты, за мебель)». В этом случае мы имеем дело с существительными, обозна-
146
чающими конкретные предметы. Глаголы «заплатить» и «уплатить» образуют беспредложную конструкцию с существительным «налог»: «уплатить налоги, заплатить налоги».
Овладевая нормами построения словосочетаний с управлением, нужно помнить о таких явлениях, как синонимия и вариативность значений предлогов. «В» (внутри чего-либо) и «на» (на поверхности чего-либо) близки по смыслу в словосочетаниях: «ехать в трамвае — ехать на трамвае», «лететь в самолете — лететь на самолете». Однако тождественными их признать нельзя — употребление предлога «в» указывает на нахождение внутри конкретного называемого предмета, а предлог «на» — ка используемое транспортное средство. В подавляющем большинстве случаев предлоги «в» и «на» употребляются в соответствии со своими значениями.
Большую трудность вызывает употребление предлога «по» в сочетании с существительными и местоимениями в дательном и предложном падежах. В сочетаниях с существительными и личными местоимениями 3-го лица предлог «по» управляет дательным падежом: «скучаете по близким», «скучаешь по ней». Если в словосочетании используется местоимение 1-го или 2-го лица, этот же предлог требует предложного падежа, поэтому следует говорить и писать: «скучаем по вас», «скучают по нас», а не «по вам» и «по нам», как это часто можно слышать и читать. Если предлог «по» употребляется в значении предлога «после», то существительное также должно быть поставлено в предложный падеж: «по получении распоряжения», «по окончании сессии», «по истечении срока».
Следует отметить часто встречающиеся ошибки в употреблении существительных с предлогами «благодаря» и «вопреки». Оба предлога требуют дательного падежа, поэтому за пределами нормы оказываются выражения «вопреки угроз», «вопреки указаний», «благодаря хорошего образования» и проч. Предлог «благодаря» имеет ярко выраженный положительный оттенок, поэтому не следует его использовать, если речь идет о явлении негативном — «не пришел на экзамен благодаря болезни».
Двусмыслецность может возникнуть, когда в предложении используются существительное или местоимение в родительном падеже. Этот падеж может обозначать того, кто производит действие, выраженное глаголом, быть так называемым «родительным субъекта». Его необходимо отличать от «родительного объекта», который называет объект действия, желания, достижения, ожидания. В предложении «Лечение Пет-
147
рова оказалось бесполезным» невозможно четко понять, лечит врач Петров или лечат пациента Петрова.
Б письменной речи встречается и такой стилистический недостаток, как «нагромождение» родительных падежей. Д.Э. Розенталь и И.Б. Голуб приводят в своем пособии конструкцию, так описывающую владельца некой книги: «Книга племянницы мужа учительницы сына моего соседа…»1 Особенно часто встречается этот речевой недостаток при попытках выразить родственные отношения. Авторы пособия напоминают и о найденном К.И. Чуковским в школьном пособии по литературе примере: «Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы…»2
В конструкциях с управлением нередко при двух управляющих словах имеется общее зависимое: «бегать и прыгать на площадке», «собирать и разбрасывать камни». Такие конструкции безупречны, если глаголы в них требуют одинакового управления. Однако встречается речевой недочет, вызванный тем, что общее зависимое слово стоит при словах, требующих разного управления: «лечить и заботиться о больных», «любить и интересоваться музыкой»: лечить (кого?) — заботиться (о ком?), любить (что?) — интересоваться (чем?).
5) Грамотное употребление причастных оборотов требует знания следующих правил: а) определяемое слово должно стоять до или после причастного оборота. В предложении «Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современного ракетостроения» причастный оборот «приведенные в докладе» относится к определяемому слову «факты», которое стоит внутри него. Такое построение нарушает правила употребления причастного оборота; б) распространенной ошибкой является неправильная расстановка в предложении причастного оборота и придаточного определительного: «В комнате был камин, в котором давно не зажигали огня и служивший жильцам полкой». В данной ситуации возможны следующие варианты передачи содержания: «В комнате был камин, в котором давно не зажигали огня. Он служил жильцам полкой»; «В комнате был камин, где давно не зажигали огня. Он служил жильцам полкой».
Деепричастный оборот обычно свободно перемещается в предложении, т.е. может стоять в его начале, в середине и в конце. Самая распространенная ошибка в построении предло-
1Розенталь Д.Э., Голуб ИЛ. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. — М., 1996. С. 154.
2Там же. С. 155.
148
Жения с деепричастным оборотом состоит в том, что авторы не всегда отчетливо осознают — основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом (предметом). Если не учесть данное обстоятельство, мы получим, например, следующее высказывание: «Подъезжая к городу, начался сильный ветер». Основное действие, выраженное глаголом «начался», выполняет подлежащее «ветер». Добавочное «подъезжая», выраженное деепричастием, — автор высказывания. Деепричастие может быть использовано в безличном предложении, если в нем есть инфинитив — «Садясь за стол, необходимо вымыть руки с мылом». В подобных предложениях нет предмета речи, и нужно следить, чтобы обязательно в них был глагол в неопределенной форме. Иначе возникнет такое безличное предложение: «Открыв окно, запахло соснами». Некоторые глаголы не образуют деепричастия с суффиксом -А(Я) в настоящем времени: «писать», «бежать», «беречь», «бить» (исключения составляет устойчивое выражения «бия себя в грудь»), «мазать», «вязать», «мочь», «жать», «петь», «чесать» и т.д. В XIX — начале XX столетия такое образование было вполне литературным, поэтому у А.П. Чехова встречается, например, деепричастие «пиша», а у В.В. Маяковского — «жмя твою руку».
Упражнения
Исправьте речевые недочёты в предложениях. Объясните причины их возникновения.
Вариант 1
Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день. Эта страна, благодаря своей уникальности и разнообразия, привлекает туристов. Данные факты говорят за невозможность эффективного использования всех ресурсов. Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на перемене. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью. Группа запорожцев хотели написать письмо турецкому султану. Вам предстоит увидеть величественные соборы, запомнящиеся навсегда.
Вариант 2
Детвора с утра резвились во дворе. Река Днепр этой весной вышел из берегов. Благодаря стараний родителей сын получил прекрасное образование. Приведенные примеры говорят за воз-
149
можность широкого использования этого изобретения. Артист был удостоен высокой наградой. Промотав свое состояние, ему нечего было оставить своим детям. Устав после занятий, мне не читалось. К нам присоединились ещё много колонн.
Вариант 3
Вчера принимал больных опытный терапевт Соломина. Он всегда был прекрасным капитаном своему кораблю. Наш преподаватель организовал и руководит кружком «Химия в быту». Лектор оперировал с точными фактами. В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ. Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его. Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать льготную пенсию. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко. В шкафу стоят много книг.
Вариант 4
Нежное дерево акация превратилось в символ родного города. Отец всегда удивлялся трудолюбием сына. Оценка В.Г. Белинского романа «Евгений Онегин» была чрезвычайно высока. В столице туристы ходили в музеи, театры, концерты. Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей? Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие. Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес. Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года. В городе открылись много магазинов.
Вариант 5
В конгрессе принимали участие тридцать одна страна. Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали статью о деятельности новой партии. Вопреки усилий репетиторов, мальчик учился плохо. Чтение Маяковского производило сильное впечатление. Думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалек к истине. В бедственном положении находились жители соседних селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и которые спасались на крышах домов. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас. Прочитав пьесу, предо мной отчетливо возникли образы персонажей. Сквозь щели в крыше проникает два солнечных луча.
150
Помогите исправить речевые ошибки
Автор irchik, октября 4, 2006, 20:24
0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.
Вниз
Страницы 1 … 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38
Марго
-
- Сообщения: 15,521
- Записан
Не, лично я назидать не хочу, потому и искать не буду.
ostapenkovr
-
- Сообщения: 5,883
- Записан
Зря. И будет всё наше радио ходить в соплях.
arseniiv
-
- Сообщения: 14,921
- Записан
Цитата: КОНФЕТКА от декабря 7, 2012, 00:56
1. Поэт стоял у источников новой поэзии. 2. Зверь злостно смотрел на охотника. 3. Надо оставить термин «функциональный стиль». 4. За околицей зеленела березовая дубрава. 5. Я расскажу об одном моменте, который произошел во время войны. 6. Этот памятник архитектуры поражает своими причудливыми габаритами. 7. Подойдя к очереди, он спросил: «Кто крайний?» 8. Юрий Гагарин был первым проходимцем в космосе.
Если числа поменять на другие, а потом поставить предложения в правильном порядке, получится отличная новелла!
помогите пожалуйста..
Задание 14. Произведите стилистический анализ текста, указав:
1) стиль текста, подстиль, жанровую разновидность;
2) тему, основную мысль текста;
3) основные функции, задачи текста;
4) стилеобразующие черты;
5) языковые особенности текста:
а) лексические,
б) фразеологические,
в) словообразовательные,
г) морфологические,
д) синтаксические.
Воспользуйтесь Таблицей 1 и Таблицей 2.
ВУЛКАН ПРОСНУЛСЯ
Пеплом накрыло столицу Эквадора
Вулкан «Ревентадор», находящийся в 95 километрах от столицы Эквадора города Кито, в минувшее воскресенье «нагнал страху» на миллионы эквадорцев. Ранним утром из его кратера, расположенного на высоте 3562 метра над уровнем моря, неожиданно последовал сильный выброс горячего пепла и камней.
Столб дыма поднялся над кратером на высоту до 15 тысяч метров, и спустя семь часов площадь примерно в 20 тысяч квадратных километров была покрыта слоем белёсого пепла. Близлежащие к вулкану посёлки эвакуировали. Пепел покрыл улицы эквадорской столицы и заставил укрыться в своих домах почти все 1,4-миллионное население. Закрылись рестораны и магазины. Были отменены все полёты в международном аэропорту. Правительство объявило чрезвычайное положение в зонах, подвергшихся «пепельному дождю».
– На сегодняшний день мы не имеем информации о пострадавших от стихийного бедствия, – сказал журналистам директор национального геофизического института Уго Йепес. – Площадь вокруг вулкана не просматривается, всё затянуто белёсой пеленой пепла. Мы даже не имеем информации о том, пошла ли лава из кратера вулкана. Извержение случилось так неожиданно, что о нём не успели предупредить сейсмографы, установленные вблизи вулкана, – добавил он.
К подножию вулкана направлены отряды спасателей и специалисты-геофизики, которые должны дать полную картину происшедшего извержения.
(Из газет)
arseniiv
-
- Сообщения: 14,921
- Записан
This text is malformed. Кавычков лишних много. С ними он никуда не годится.
Марго
-
- Сообщения: 15,521
- Записан
Помогите пожалуйста!!!Нужно исправить речевые ошибки.Объяснить причины их появления.
1.Окна и двери ребята выкрасили импортным белилом.
2.Герои-шоферы возили по Ладоге хлеб и доставляли солдатам на фронты.
3.Только один листок виднеется на кусту сирени.
4.Когда он приехал в Новосибирск, он не нашел там Кравцова.
5.На опытной станции проведен учет эффективности прикатывания ботвы картофеля главным агрономом Вольским и научным сотрудником Трошиным.
6.Он посмотрел на нее задумчивыми глазами.
7.Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на переменах.
8.Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.
9.Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день.
10.Едьте быстрее:время позднее.
11.Ураганный ветер сламывал колосья и уносил их неизвестно куда.
12.Садитесь на стул, ложите руку на стол, сжимайте и разжимайте пальцы.
Спасибо)))
Марго
-
- Сообщения: 15,521
- Записан
Малинка, а каковы Ваши варианты исправлений?
kielinero
-
- Сообщения: 316
-
- Записан
Цитата: Малинка от января 21, 2013, 08:55
Помогите пожалуйста!!!Нужно исправить речевые ошибки.Объяснить причины их появления.
1.Окна и двери ребята выкрасили импортным белилом.
2.Герои-шоферы возили по Ладоге хлеб и доставляли солдатам на фронты.
3.Только один листок виднеется на кусту сирени.
4.Когда он приехал в Новосибирск, он не нашел там Кравцова.
5.На опытной станции проведен учет эффективности прикатывания ботвы картофеля главным агрономом Вольским и научным сотрудником Трошиным.
6.Он посмотрел на нее задумчивыми глазами.
7.Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на переменах.
8.Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.
9.Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день.
10.Едьте быстрее:время позднее.
11.Ураганный ветер сламывал колосья и уносил их неизвестно куда.
12.Садитесь на стул, ложите руку на стол, сжимайте и разжимайте пальцы.
Спасибо)))
На мой взгляд:
1. …импортными белилами.
2. … доставляли ЕГО солдатам…
3. … на кусте сирени.
4. …
5. Агроном Вольский и научный сотрудник Трошин провели … (а так получается, что ботву прикатывали агрономом и научным сотрудником).
6. … посмотрел на нее задумчиво.
7. … наблюдать за порядком…
8. Когда я готовил(а) домашнее задание, меня отвлекал телефон. (А выше получается, что телефон готовил домашнее задание).
9. … котенок Мурка смешил…
10. Езжайте быстрее…
11. … отламывал/ломал колосья …
12. … кладите руку …
Suómëšiói ereázo Êsseasámau. (Laefêvëši)
Suomen kieli kuulostaa solisevalta purolta.
Finska språket låtar som en sorlande bäck.
kielinero
-
- Сообщения: 316
-
- Записан
Suómëšiói ereázo Êsseasámau. (Laefêvëši)
Suomen kieli kuulostaa solisevalta purolta.
Finska språket låtar som en sorlande bäck.
Lodur
-
- Сообщения: 38,151
- ежиноопзово
- Записан
8-й Девственник Лингвофорума
If the doors of perception were cleansed, everything would appear to man as it is: infinite. (W. Blake)
Какая потребителю разница, какой продукт лучше не работает?.. (Awwal12)
kielinero
-
- Сообщения: 316
-
- Записан
Извините за настойчивость, а кому даются обычно подобные задания, будущим филологам родного языка? И как называется учебник, где освещают данные проблемы?
Suómëšiói ereázo Êsseasámau. (Laefêvëši)
Suomen kieli kuulostaa solisevalta purolta.
Finska språket låtar som en sorlande bäck.
Эльза
-
- Newbie
- Сообщения: 1
- Записан
Помогите пожалуйста найти и исправить речевые ошибки:
1. Влажность воздуха составляет 72,7 процентов.
2. Согласно графика, утверждённого директором, в ближайшее время будет построен дом отдыха для сотрудников.
3. Генерал отметил, что наступление наших войск на позиции чеченских сепаратистов будет развёрнуто к первому ноябрю.
4. ЛДПР выступил с критикой правительства.
5. Граждане жильцы! Сдавайте мусор дворнику, который накопился.
6. Имеется свободная вакансия на место менеджера по продаже химических товаров.
7. Импортная шампунь помогла мне избавиться от перхоти.
8. Сколько это продлится, ГИБДД не знают.
9. Меня поражает поведение актёров «Норд-оста». Пройдя через такой кошмар, мужество их не покинуло.
10. Мне нравятся такие глаза, в которых можно увидеть мозги.
Wolliger Mensch
-
- Сообщения: 62,055
- Haariger Affe
-
- Записан
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке» — ,,выпечке»?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил…», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО … ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики…», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход «ж» в «п с придыханием»», forest
arseniiv
-
- Сообщения: 14,921
- Записан
Помощь уже здесь:
Цитата: Эльза от января 31, 2014, 18:35
1. Влажность воздуха составляет 72,7 процентов.
Форму существительного вам поможет произнесение 72,7 вслух.
Цитата: Эльза от января 31, 2014, 18:35
2. Согласно графика, утверждённого директором, в ближайшее время будет построен дом отдыха для сотрудников.
См. управление слова согласно.
Цитата: Эльза от января 31, 2014, 18:35
3. Генерал отметил, что наступление наших войск на позиции чеченских сепаратистов будет развёрнуто к первому ноябрю.
Вряд ли генерал собирался считать ноябри.
Цитата: Эльза от января 31, 2014, 18:35
4. ЛДПР выступил с критикой правительства.
Разверните аббревиатуру, найдёте род.
Цитата: Эльза от января 31, 2014, 18:35
5. Граждане жильцы! Сдавайте мусор дворнику, который накопился.
Дворник накопился?
Цитата: Эльза от января 31, 2014, 18:35
6. Имеется свободная вакансия на место менеджера по продаже химических товаров.
Вакансия может быть занятой?
Цитата: Эльза от января 31, 2014, 18:35
7. Импортная шампунь помогла мне избавиться от перхоти.
См. шампунь.
Цитата: Эльза от января 31, 2014, 18:35
8. Сколько это продлится, ГИБДД не знают.
См. заметку к №4.
Цитата: Эльза от января 31, 2014, 18:35
9. Меня поражает поведение актёров «Норд-оста». Пройдя через такой кошмар, мужество их не покинуло.
Традиционное неправильное употребление деепричастия. Кто прошёл через кошмар?
Цитата: Эльза от января 31, 2014, 18:35
10. Мне нравятся такие глаза, в которых можно увидеть мозги.
Бонус: разберите пример сами.
Wolliger Mensch
-
- Сообщения: 62,055
- Haariger Affe
-
- Записан
«Вот интересно, каких лингвистических жемчуг можно найти в море отодвинутых книг», Ян Гавлиш.
«Впредь прошу помнить, что придумал игру не для любых ассоциаций, а для семантически оправданных. Например, чтó это такое: ,,рулетке» — ,,выпечке»?? Тем более, что сей ляпсус я сам совершил…», Марбол
«Ветхий Завет написан на иврите и частично на армейском», Vesle Anne
«МЛ(ять)КО … ПЛ(ять)NЪ», Тася
«Вот откроет этот спойлер, например, Марго, ничего не подозревая, а потом будут по всему форуму блюющие смайлики…», Авал
«Томан приличный мужчина. Правда по патриархальным меркам слегка голодранец», Vesle Anne
«Возможен ли фонетический переход «ж» в «п с придыханием»», forest
Марго
-
- Сообщения: 15,521
- Записан
Марго
-
- Сообщения: 15,521
- Записан
Марго
-
- Сообщения: 15,521
- Записан
Вверх
Страницы 1 … 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38