Экологическое варварство как можно изменить такого рода отношения к природе

Работа по теме: Продолжение1. Глава: II. Задачи, упражнения, комментарии. ВУЗ: ТОГУ.
  1. Один из выдающихся представителей
    гуманизма на Западе Э. Фромм, отмечая
    массовое проявление бездуховности,
    писал: «Одно из двух: западный мир
    окажется способным возродить гуманизм,
    узловой проблемой которого является
    наиболее полное развитие человечности,
    а не товар и производство, или же Запад
    погибнет, как и многие другие великие
    цивилизации».

  • Что такое человечность?

  • В чем выражается бездуховность западного
    общества?

  • Актуальна ли эта проблема для России?
    Ответ аргументируйте.

  • Каковы гуманистические измерения
    современной цивилизации?

2. В специальной литературе сегодня
часто можно встретить выражение
«экологическое варварство».

  • Что оно обозначает?

  • Как можно изменить такого рода отношение
    к природе?

  • Какую роль в этом может сыграть
    самовосстановление природных ресурсов
    природным законодательством?

  • Что, собственно, представляет собой
    экологизация материальной, духовной
    и др. сфер общественной жизни, ценностных
    ориентаций человечества?

3. Для решения глобальной проблемы
предотвращения войн, установления
безъядерного и ненасильственного мира
существенное значение, по мнению
специалистов, имеет формирование нового,
справедливого и разумного мирового
порядка.

  • Каким требованиям, по-вашему, должен
    отвечать такой порядок?

  • Сформулируйте его основания и характерные
    черты.

  • Каким здесь должно быть экономическое
    мышление? Политическое?

  • Какое место будет в нем отведено
    преодолению эгоизма, индивидуализма,
    национализма?

4. В. М. Бехтерев более 80 лет назад, выступая
на открытии института в Петербурге,
сказал: «В наше время высшие школы
преследуют только профессиональные
качества, они готовят юристов, врачей,
архитекторов и т. д. Но при этом упускают
из виду, что в центре этой работы должен
быть поставлен человек, что для
государства, кроме профессиональных
деятелей, нужны лица, которые понимают
то, что такое человек, как и по каким
законам развивается его психика».

  • Насколько актуальна это проблема
    сегодня?

  • Как образование, его качество связано
    с решением глобальных проблем
    современности?

  • Что вы ждете от высшего образования?

5. Канадский ученый, специалист по
проблемам изучения агрессии и войн А.
Рапопорт образно сравнил милитаризм,
институт войн с раковой опухолью,
разрушающей организм посредством его
собственных клеток. К его гибельным
последствиям для цивилизации он относил
«парниковый эффект», «озоновые дыры»,
«опустынивание». Продолжите этот ряд.

III. Заполните таблицы.

1. Взаимодействие природы и общества:
историко-философский экскурс

Эпоха

Суть взаимоотношений

Особенности

Цель жизни в соответствии с этим

1. Первобытное

общество

2. Средние века

3. Возрождение

4. Новое время

5. Современность

2. «Сценарии» будущего общества,
проблема взаимоотношения его с природой

Философское направление

Сущность

Представители

Ваша оценка

1. Русский космизм

2. Концепция

«пределы роста»

3. Ноосфера

4. Информационное

общество

3. Классификация глобальных проблем
современности

Группа глобальных проблем

Разновидности

Краткая характеристика

Перспективы решения

1. Интерсоциальные

2. Взаимоотношения

человека и природы

3. Взаимоотношения

человека и общества

IV. Тематика творческих
заданий

1. Римский клуб и его деятельность.

2. Парадигма самоорганизации как основа
нового мировоззрения.

3. Экология человека и экологическое
право о необходимости сохранения и
развития природных свойств и сущностных
качеств человека.

4. Разоружение как глобальная проблема
– рудимент прошлого или забота о будущем.

5. Ноосферный проект социоприродной
революции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
экологическую ситуацию
Pixabay

Исследования в разных областях говорят, что на Земле происходят глобальные изменения климата. Предприятия выбрасывают ядовитые сточные воды в реки, происходят утечки нефти и нефтепродуктов, а выброс мусора в океан дошел до огромных масштабов, что влияет на сокращение многих ценных видов рыб и морских обитателей. Люди перестали ходить пешком. В больших городах содержание углекислого газа в воздухе превышает норму в десятки раз из-за большого количества автомобилей, заводов, фабрик, ТЭЦ и других источников. Некоторые страны уже покупают воду и концентрированный воздух. Пресной воды остается все меньше. От всего ее мирового запаса не загрязненными остались лишь 3 %.

Однако возможность катастрофы мы все еще воспринимаем несбыточным и далеким. Так ли это на самом деле, или угроза близка и немедленно нужно что-то предпринять – давайте разбираться.

«Капланбек»

Меня очень давно волнуют проблемы экологии. В советское время в южном Казахстане наш совхоз «Капланбек» был миллионером. Какие только национальности здесь ни проживали: немцы, русские, крымские татары, азербайджанцы, турки, казахи, узбеки, чеченцы, греки – всех и не перечислишь! Их объединял единый русский язык. Сотни гектаров виноградников и яблоневые сады, винзавод, холодильные склады для хранения овощей и фруктов обеспечивали работой всех жителей близлежащих сел.

Правильный экономический расчет и планирование позволило сделать производство совершенно безотходным. Замечательные вина «Херес», «Ширин», «Капланбек» и другие всегда занимали первые места на международных выставках и отправлялись только на экспорт. Отходы виноделия шли на корм скоту. С развалом СССР винзавод закрыли, металл сдали на металлолом, яблоневые сады и виноградники вырубили и пустили на дрова, а землю начали продавать.

Когда началась приватизация земель, мы тоже купили 2 гектара земли и построили там дом, посадили сад, так как сад с одного гектара обеспечивает кислородом 200 человек. Вокруг нас соседи начали строить теплицы. А так как спрос на помидоры, огурцы и болгарский перец рос, то наш поселок превратился в сплошные теплицы. Осенью, зимой и весной стало нечем дышать. (не сказано об источнике заражения воздуха) Черный дым постоянно висит над поселком, черная сажа покрывает дворы и крыши домов. Белье приходится сушить дома, иначе его не отстирать. Земля от химических удобрений стала непригодной, покрываясь солью и ржавчиной. Тепличники вынуждены снимать ядовитый грунт, вывозить его подальше и завозить свежую землю.

Однако болезнь поразила не только почву, но и людей. У многих появились проблемы со здоровьем, особенно, с дыхательной системой, неизлечимые болезни, а кожные заболевания, аллергия и повышенное артериальное давление, хроническая усталость наблюдаются даже у детей.

Экологическая катастрофа в Норильске

В прошлом году ко мне приезжала сестренка из Норильска, привезла форель, вяленую оленину и другие деликатесы, вкус которых ощущается до сих пор. Несколько дней назад она мне написала о катастрофе, случившейся у них в Норильске 29 мая, но о которой в новостях объявили только 3 июня. Из резервуаров на ТЭЦ-3 в Норильске разлилось 21 000 тонн дизельного топлива, которые попали в реки Далдыкан и Амбарная. Концентрация вредных веществ в воде превысила норму в десятки тысяч раз! Страх масштаба катастрофы парализовал руководство, и только через несколько дней власти начали принимать меры по ликвидации аварии.

Понимая масштаб нанесенного вреда экологии и здоровью проживающим людям в окрестности, руководство комбината «Норникель» взяло на себя ответственность за ликвидацию аварии и восстановление природы за счет средств компании в сумме свыше 10 млрд. рублей.

Я всегда считала, что в Арктике нетронутая дикая природа, но людская алчность добралась и туда. И зачем человеку столько денег, самолетов, яхт, заводов? Может, им пожить немного в Африке, в грязи и без питьевой воды? И тогда они оценят чистый воздух и воду. Поэтому требования рабочих «Норникеля» справедливы: руководство завода должно жить в Норильске, а не во Франции или других странах, и должно дышать воздухом и пить ту же воду, как и все.

Изменить потребительское отношение к природе

Чтобы изменить потребительское отношение к природе, необходима большая образовательная программа. Ведь люди ежедневно покупают ненужные вещи, забивают свои холодильники вредными продуктами, от которых набирают вес. А может, всего-то – упростить свою жизнь, обойтись без большого количества вещей, которыми мы даже не пользуемся? Разве много нужно для счастья? Каждый человек ответственен за это. Каждый, являясь каплей в океане, должен задуматься о том, как его поведение влияет на здоровье нашей родной Земли. Мы хотим видеть счастливыми своих близких и родных. Разве Земля не самое родное и близкое нам существо? Она – живой организм, она нас родила, она дышит любовью к нам, таким неразумным ее детям. И, безусловно, страдает от нашего к ней отношения.

Изменение климата является одним из основных современных вызовов. Непредсказуемость погодных условий, которая ставит под угрозу производство продовольствия, повышение уровня моря, которое увеличивает риск природных катастроф, – это все является последствиями изменения климата, имеет глобальный характер и беспрецедентные масштабы. Если не предпринять решительных действий сегодня, то последующая адаптация к изменению климата потребует гораздо больших усилий и затрат.

Я думаю, что ответственность за экологическую ситуацию лежит на каждом из нас. Ошибочно думать: на наш век хватит, или: это будет еще не скоро, кто-нибудь что-то придумает. Варварское отношение людей к природе привело к полному ее истощению. Земля, вода, воздух становятся непригодными. Искать виноватых бесполезно. Мы едины, мы одно существо, и только объединившись, мы можем помочь природе восстановиться, а значит, и себе, своим детям и внукам.

М.Ф. Пахомкина

ФИЛОСОФИЯ

Задачи, упражнения, тесты, творческие задания

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Основные проблемы философии ХХ-ХХI веков

Тема. ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА – ОБЩЕСТВО. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОСТИ

I. Интеллектуальная разминка

1. Совокупность естественных условий существования человеческого общества.

2. Наука, изучающая взаимоотношения общественного человека со средой его
обитания.

3. Обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой
исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

4. Взаимоотношения человека и природы в первобытном обществе отличались их
__________.

5. Для христианства характерным стало противопоставление природы _____.

6. Продолжающее традицию античности Возрождение, рассматривает все природное
как воплощение ________.

7. Новое время выдвигает основную методологическую установку «Знание — сила»,
означающую _______.

8. Суть концепции «географического детерминизма» состоит в _______.

9. Когда и кем она была впервые четко сформулирована?

10. Совокупность жизненно важных проблем современного человечества,
непосредственно связанных с его существованием.

11. Приоритетной интерсоциальной проблемой современности выступает проблема
_______.

12. Мыслитель-гуманист второй половины ХХ века, впервые забивший тревогу по
поводу возможной гибели человечества, создатель Римского клуба.

13. Римский клуб это – международная неправительственная организация,
объединяющая в своих рядах ученых, политиков и общественных деятелей из многих
стран мира, имеющая своей целью ________.

14. Цель науки III тысячелетия – не конфронтация и монолог с природой, а
_______.

15. Кем и когда для обозначения «общей науки об отношении организмов к
окружающей среде» был введен термин «экология»?

16. Наука о закономерностях, воспроизводстве населения в общественно
исторической обусловленности этого процесса, называется _________.

17. Направление в социальной философии, абсолютизирующее возрастающую роль
технических наук, специального знания в жизни современного общества.

18. Народонаселение это — ________.

19. Совокупность таких, уже не допустимых нарушений равновесия природы,
которые, по словам Н. Н. Моисеева, могут повлечь за собой дальнейшие
неконтролируемые изменения характеристик биосферы, сделать существование на
Земле человечества невозможным, называется _________.

20. Новое экологическое мышление ведущей ценностью современности
провозглашает ________.

21. Коэволюция есть _______.

22. Русский ученый, философ-космист, сформулировавший эту идею в виде
принципа антропокосмизма.

23. Целенаправленное разумное развитие биосферы, осуществляемое в интересах
человека и его будущего, есть ________ движение.

24. Система научно-философского прогностического знания о будущем Земли и
человечества.

25. Гуманизация современного общества предполагает ________.

II. Задачи, упражнения, комментарии

1.     Один из выдающихся представителей гуманизма на
Западе Э. Фромм, отмечая массовое проявление бездуховности, писал: «Одно из
двух: западный мир окажется способным возродить гуманизм, узловой проблемой
которого является наиболее полное развитие человечности, а не товар и
производство, или же Запад погибнет, как и многие другие великие цивилизации».

·        Что такое человечность?

·        В чем выражается бездуховность
западного общества?

·        Актуальна ли эта проблема для
России? Ответ аргументируйте.

·        Каковы гуманистические измерения
современной цивилизации?

2. В специальной литературе сегодня часто можно встретить выражение
«экологическое варварство».

·        Что оно обозначает?

·        Как можно изменить такого рода
отношение к природе?

·        Какую роль в этом может сыграть
самовосстановление природных ресурсов природным законодательством?

·        Что, собственно, представляет
собой экологизация материальной, духовной и др. сфер общественной жизни,
ценностных ориентаций человечества?

3. Для решения глобальной проблемы предотвращения войн, установления
безъядерного и ненасильственного мира существенное значение, по мнению
специалистов, имеет формирование нового, справедливого и разумного мирового
порядка.

·        Каким требованиям, по-вашему,
должен отвечать такой порядок?

·        Сформулируйте его основания и
характерные черты.

·        Каким здесь должно быть
экономическое мышление? Политическое?

·        Какое место будет в нем отведено
преодолению эгоизма, индивидуализма, национализма?

4. В. М. Бехтерев более 80 лет назад, выступая на открытии института в
Петербурге, сказал: «В наше время высшие школы преследуют только
профессиональные качества, они готовят юристов, врачей, архитекторов и т. д. Но
при этом упускают из виду, что в центре этой работы должен быть поставлен
человек, что для государства, кроме профессиональных деятелей, нужны лица,
которые понимают то, что такое человек, как и по каким законам развивается его
психика».

·        Насколько актуальна это проблема
сегодня?

·        Как образование, его качество
связано с решением глобальных проблем современности?

·        Что вы ждете от высшего
образования?

5. Канадский ученый, специалист по проблемам изучения агрессии и войн А.
Рапопорт образно сравнил милитаризм, институт войн с раковой опухолью,
разрушающей организм посредством его собственных клеток. К его гибельным
последствиям для цивилизации он относил «парниковый эффект», «озоновые дыры»,
«опустынивание». Продолжите этот  ряд.

III. Заполните таблицы.

1. Взаимодействие природы и общества: историко-философский экскурс

Эпоха Суть
взаимоотношений
Особенности Цель жизни в
соответствии
с этим

    1. Первобытное общество

    2. Средние века

    3. Возрождение

    4. Новое время

    5. Современность

     

2. «Сценарии» будущего общества, проблема взаимоотношения его с природой

Философское направление Сущность Представители Ваша оценка

   1. Русский космизм

   2. Концепция «пределы роста»

   3. Ноосфера

   4. Информационное общество

     

3. Классификация глобальных проблем современности

Группа
глобальных проблем

Разновидности Краткая
характеристика
Перспективы
решения

    1. Интерсоциальные

    2. Взаимоотношения
        человека и природы

    3. Взаимоотношения
        человека и общества

     

IV. Тематика творческих заданий

1. Римский клуб и его деятельность.

2. Парадигма самоорганизации как основа нового мировоззрения.

3. Экология человека и экологическое право о необходимости сохранения и
развития природных свойств и сущностных качеств человека.

4. Разоружение как глобальная проблема – рудимент прошлого или забота о
будущем.

5. Ноосферный проект социоприродной революции.

V. Тесты

1. Учение о глобальных проблемах называется __________.

2. Римский клуб это — …

А) Объединение футбольных болельщиков Италии;

Б) Объединение римских политиков для борьбы с коррупцией;

В) Объединение ученых для решения глобальных проблем современности;

Г) Объединение поклонников Леонардо да Винчи.

3. Термин «ноосфера» в научный оборот впервые вводит …

А) Леруа;

Б) Флоренский;

В) Гумилев;

Г) Вернадский.

4. Ноосферная концепция разработана отечественным ученым и мыслителем …

А) Циолковским;

Б) Флоренским;

В) Вернадским;

Г) Чижевским.

5. К глобальным проблемам современности не относится …

А) Предотвращение войн;

Б) Строительство Байкало-Амурской магистрали;

В) Гармонизация отношений человека и биосферы;

Г) Рациональное воспроизводство населения планеты.

6. Наука о самоорганизации материальных систем есть …

А) Семиотика;

Б) Семантика;

В) Синергетика;

Г) Футурология.

7. Термин «коэволюция» означает …

А) Взаимодействие индивида и природы;

Б) Совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы;

В) Современную эволюцию.

8. Наиболее перспективными направлениями для развития человечества XXI века
являются …

А) «Холодная война»;

Б) Социально-культурная изоляция;

В) Доминирование одних и подчиненное положение других государств;

Г) Общецивилизационное единство при сохранении социокультурного разнообразия.

9. Впишите пропущенное слово:

«Никакое другое развитие – научное, техническое или экономическое – не дает
удовлетворительных результатов, если оно не подкрепляется ______- революцией,
перестройкой сознания и ценностей».

10. Завершите высказывание:

«Социальный прогресс сегодня должен измеряться не только уровнем потребления
материальных благ, но и _________». Это обстоятельство положено в основу
принципиально нового видения перспектив человечества.

Дополнительная литература

1. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. – М.,
1988.

2. Горелов А. А. Социальная экология / А. А. Горелов. – М., 1998.

3. Глобальный эволюционизм. Философский анализ. – М., 1994.

4. Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы:
коэволюционная стратегия / Р. С. Карпинская, И. К. Лисеев, А. П. Огурцов. – М.
1995.

5. Кочергин А. Н. Философия и глобальные проблемы / А. Н. Кочергин. – М.,
1996.

6. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. – М., 1990.

7. Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с
природой / И. Пригожин, И. Стингерс. – М.,1986.

8. Олейников Ю. В., Орлов А. А. Ноосферный проект социоприродной эволюции /
Ю. В. Олейников, А. А. Орлов. – М., 1999.

9. Реймерс Н. Ф. Концептуальная экология / Н. Ф. Реймерс. – М. 1993.

10. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М., 1995.

11. Философия русского космизма. – М., 1996.

Вернуться к оглавлению


Далее читайте:

А.А. Тесля. Философия: методические
указания / А.А. Тесля. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с.

Леонтьева Э.О. Социальная философия: Учебное пособие
/ Э.О. Леонтьева. —
Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. тех. ун-та, 2003.

Русская
национальная философия (философский проект). 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Экран телефона гаснет через 10 секунд как изменить
  • Экологи занимаются проблемами окружающей среды где ошибка
  • Экран сузился на мониторе как исправить
  • Экодар ошибка 209 не было регенерации
  • Экран стал черно белым на телефоне как исправить