Если мы учимся на своих ошибках, то почему боимся их совершать?
Этот вопрос берет корни из нашего детства. Я, как мама, как учитель, часто наблюдаю на разных детских площадках за детьми и их маленькими родителями. И это не оговорка. Какими бы большими не выросли тёти и дяди, и даже бабушки и дедушки, мало кого отличает взрослая мудрость по отношению к своему ребенку. Вот пришли на площадку внук лет четырёх и дедушка. Мальчик, не успев залезть на горку, сразу слышит: «Упадёшь. Иди вот лучше на качельку.» Или мама с дочкой лет шести. Девочка бежит к тренажёру, установленному рядом. Хочет полазать и повисеть. «Маша, не лезь, сейчас в лужу свалишься.»
Что слышат дети от своих родителей? «Упадешь.» «Сломаешь.» «Как ты держишь? Сейчас уронишь.» Ребёнок не учится верить в себя, что у него может получиться. Пускай даже не с первого раза. Ему заранее объявляют результат. Отрицательный. Я не встречала взрослых (надеюсь, что они наверняка есть), которые приводили бы своих детей к самой крутой лестнице и предлагали: «А ну-ка, попробуй! Сразу залезешь или со второго раза?» Ведь всё, что мы слышим в детстве, попадает в наш мозг и моделирует программу поведения на всю жизнь.
И я задаюсь вопросом, почему взрослые думают, что падать — это критично? Зачем одевают малышей в самую красивую одежду, выходя гулять на покрытую лужами площадку? Если бы только эти взрослые могли представить, какое удовольствие для малыша исследовать лужу! Это же целый мир! Но такой малыш после «исследования» сильно не удобен взрослым. И ребёнок слышит вопль мамы или бабушки, какой же он неряха. И наказывают тем, что «сейчас домой пойдём». Что вообще по себе странно. Тюрьма там, что ли?
И вот малыши приходят в школу. В школах нет права на ошибку. С начальной школы мы привыкаем к ситуации, когда учитель за пару помарок ставит «4» в абсолютно грамотной работе. В средней школе требования только ужесточаются. Не принес домашнее задание — «2». Не так оформил доклад — снижаются оценки. И учителей не волнует вопрос, насколько забывший ученик владеет материалом. Реально ли он заслуживает двойки? Читатель может возразить, как же учителю контролировать выполнение домашних заданий, если не ставить двойки за его отсутствие? Это вопрос весьма интересный и злободневный, по которому напишу отдельную заметку. А в этой статье я обращаюсь к родителям, чьи дети только начинают путь в страну знаний. Не стоит ругать первоклассника за кривые палочки и заставлять переписывать их в сотый раз. Так прилежание не прививается. Сядьте рядом и похвалите за ту одну, что получилась.
Ко мне часто приходят родители и сетуют, как же так, ребёнок допускает ошибки. Вы плохо учите или ребёнок не доучил? Где его надо отругать? Я с удивлением объясняю, что допускать ошибки — это нормально. В грамматике английского языка есть свои «детские болезни», через которые надо пройти. Надо совершить эти ошибки, чтоб до конца понять то или иное правило. И тут встает стена негодования. Как это, мол, нормально допускать ошибки? Что же здесь нормального? Вот я школу с медалью окончил и ошибок не допускал… Как правило так заявляют родители, которые ничего глобального не добились в жизни. Они просто боялись пробовать. Вдруг не получится? Поэтому мне кажется очень важным научить правильному отношению к ошибкам. Объяснять детям, что это не беда, не провал, а всего лишь маленький шаг к положительному результату. Ведь начиная учиться ходить родитель понимает, что неважно, как много падает ребенок. Он всё равно будет бегать. Так помогите им при освоении школьной программы научиться уверенно идти по жизни.
Все мы в той или иной мере чего-то боимся, кто-то скрывает свой страх, а кто-то
нет, и старается как-то его перебороть, но откуда берется страх совершить ошибку
и почему не надо этого бояться..
✦ Одним из главных препятствий, мешающих человеку предпринимать действия,
является страх совершения ошибки. Этот страх на самом деле является совокупностью
других страхов:
— боязнь показаться глупым в лице других людей;
— боязнь потерять время и ресурсы;
— боязнь подвергнуть удару свою уверенность в себе;
… и все эти страхи упакованы в один – страх совершить ошибку.
✦ Право на ошибку дано каждому и это факт. Ошибка, ровным счетом, как и успех —
это необходимый опыт для каждого человека. Но к глубочайшему сожалению не всегда
люди об этом помнят. Мы часто осуждаем и критикуем себя, собственных детей,
окружающих, знакомых, забывая о праве, которое дано нам от рождения, о праве
на ошибку. Когда человек боится совершить ошибку или критикует и осуждает себя,
он, таким образом, ворует собственные физические и психологические силы и ресурсы.
Человек энергетически истощает себя, причем собственноручно, он перекрывает себе
дорогу к личностному росту и развитию.
Откуда берется страх совершить ошибку?
✦ Когда дети учатся ходить, они не бояться совершить ошибку, так как если бы они
этого боялись, то никто бы до сих пор не научился бы ходить. Следует вывод, что
страх совершить ошибку дан не с рождения, а внушен неправильной информацией.
✦ Все мы, познавая мир, совершали ошибки. И в тот момент ключевую роль играли наши
родители, а точнее их реакции на наши ошибки. Далеко не всегда каждая детская
ошибка прощается или поощряется, далеко не всегда наши родители дают нам это право –
право совершить ошибку. Ребенок, совершивший ошибку, в первую очередь, ждет
поддержки от самого важного и самого значимого человека в его жизни – от своего
родителя. И что же он получает в ответ? В большинстве своем – это критичные реакции,
крик, физическое наказание. Однако самое страшная психологическая форма наказания
для ребенка – это когда мама или папа, хотя бы на полчаса перестают полностью
контактировать с ребенком, всячески игнорируя его. Это болезненная форма наказания
достаточно плотно якорится в детском подсознании и впоследствии уже в более взрослом
возрасте мешает человеку делать осознанные и смелые шаги на пути к своей цели и к
своему успеху.
✦ Особенно сильно он выражен у людей, родители которых были слишком тревожны и
не позволяли ребенку действовать самостоятельно. Еще один подход к воспитанию,
формирующий такой страх, – это «родители знают лучше». Слишком авторитарный
стиль воспитания и гиперопека неизбежно приводят к формированию у ребёнка страха
совершить ошибку.
✦ Усугубляет ситуацию и школьное окружение. К сожалению, часто в школах над ошибками
насмехаются, чаще ученики, но иногда это происходит и со стороны учителей. Ребенок
собирает букет негативных чувств, что в будущем заставляет его бездействовать под
влиянием страха совершения ошибки и отказывается даже пробовать что-либо сделать.
✦ Очень важно дать понимание ребёнку, что совершать ошибки могут все. Даже взрослые
время от времени совершают ошибки. Самое главное в этом случае — исправиться, именно
эта особенность делает человека взрослым. Если же этого понимания по разным причинам
у ребёнка нету, то у ребёнка будет сильный страх совершить ошибку.
Как избавиться от страха?
1. Вспомните фразу: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». Так или иначе,
мы будем совершать ошибки – они являются неотъемлемой частью жизнедеятельности
человека. Кроме этого, ошибка – это путь получения нового опыта и новых знаний.
Как узнать, что правильно, если не знаешь, что неправильно?
2. Позвольте себе совершать ошибки. Избавьтесь от закостенелых убеждений, что
ошибаться нельзя.
3. Совершая очередную ошибку, анализируйте ее. Вы поймете, что благодаря ей вы чему-то
научились. Далеко не все получается с первого раза. Все великие открытия делались путем
проб и ошибок.
4. Если вы совершили ошибку, не обвиняйте в ней других – возьмите ответственность на себя.
5. Не критикуйте ошибки других, позвольте им тоже ошибаться.
✦ Жить – значит совершать ошибки.
Расти – значит выносить из этих ошибок уроки.
Бояться нечего.
Но есть, чему поучиться.
Есть, куда расти!
Только мертвые не совершают ошибок!
Источник
1 , 2 , 3 , 4 , 5
50 вопросов, которые освободят ваш ум
Это пятьдесят вопросов, которые должен задать себе каждый человек. На эти вопросы нет правильных или не правильных ответов. Но ведь иногда правильно заданный вопрос — уже и есть ответ.
1. Сколько бы вы себе дали лет, если бы не знали своего возраста?
2. Что хуже: потерпеть неудачу или так и не попробовать?
3. Почему, если жизнь так коротка, мы делаем так много того, чего не любим делать, и при этом делаем так мало из того, что любим?
4. Если работа завершена, все сказано и все сделано, чего было больше — разговоров или дел?
5. Если бы вам разрешили изменить только одну вещь в мире, что бы это было?
6. Если счастье станет национальной валютой, какая работа сделает вас богатым?
7. Вы делаете то, во что верите, или пытаетесь верить в то, что делаете?
8. Если бы в среднем человеческая жизнь длилась 40 лет, что бы вы изменили в своей жизни, чтобы прожить ее максимально?
9. Насколько вы контролируете то, что происходит в вашей жизни?
10. О чем вы больше беспокоитесь: сделать вещи правильно, или сделать правильные вещи?
11. Вы обедаете с тремя людьми, которых уважаете и цените. Они начинают критиковать вашего близкого друга, не зная, что вы с ним дружите. Эта критика унизительна и несправедлива. Что вы сделаете?
12. Если бы вы могли дать маленькому ребенку только один совет за всю жизнь, что бы вы сказали?
13. Смогли бы вы нарушить закон для спасения любимого человека?
14. Вы видели безумие там, где позже увидели гениальность?
15. Что в этой жизни вы делаете иначе, чем другие люди?
16. Как получается, что то, что делает вас счастливым, не делает счастливым всех остальных?
17. Что вы очень хотели сделать, но так и не сделали? Что вас останавливает?
18. Вы держитесь за что-то, что вам давно пора отпустить?
19. Если бы вам предложили навсегда переехать в другую страну, куда бы вы переехали и почему?
20. Вы нажимаете кнопку вызова лифта больше одного раза? Вы действительно верите, что это ускорит лифт?
21. Кем бы вы хотели быть: нервным гением или счастливым дурачком?
22. Почему вы — это вы?
23. Если бы вы смогли стать самому себе другом, хотели ли бы вы себе такого друга?
24. Что хуже: если ваш лучший друг переедет жить в другую страну, или будет жить рядом, но вы перестанете общаться?
25. За что вы больше всего благодарны в этой жизни?
26. Что вы выберите: потерять все свои прошлые воспоминания, или никогда не иметь новых?
27. Можно ли добиться правды, не сражаясь?
28. Ваш самый большой страх стал реальным?
29. Вы помните, как были ужасно расстроены лет 5 тому назад? Сейчас это имеет значение?
30. Какое у вас самое счастливое воспоминание о детстве? Что делает его таким?
31. Какие события из вашего прошлого заставили вас чувствовать себя настоящим, живым?
32. Если не сейчас, то когда?
33. Если вы еще не достигли этого, то что вам терять?
34. У вас было такое, что вы были с кем-то, и ничего не говорили, а затем решили, что это был лучший разговор в вашей жизни?
35. Почему религия, которая проповедует любовь, стала причиной стольких войн?
36. Возможно ли знать без тени сомнения, что хорошо, а что плохо?
37. Если бы вам сейчас дали миллион долларов, вы бы уволились с работы?
38. Чтобы вы больше хотели: иметь много работы, которую нужно сделать, или мало работы, но той, которую вам нравится делать?
39. У вас есть ощущение, что сегодняшний день уже повторялся сотни раз до этого?
40. Когда в последний раз вы начинали активно действовать, имея в голове только зачаток идеи, но при этом уже сильно веря в нее?
41. Если все, кого вы знаете, умрут завтра, кого вы навестите сегодня?
42. Хотели бы вы обменять 10 лет своей жизни на всемирную известность и привлекательность?
43. В чем разница между жизнью и существованием?
44. Когда уже наступит время рассчитывать риск, и начать делать то, что вы считаете верным?
45. Если мы учимся на своих ошибках, почему мы боимся их совершать?
46. Что бы вы могли делать по другому, зная, что никто вас не осудит?
47. Когда в последний раз вы замечали звук своего собственного дыхания? А сердцебиения?
48. Что вы любите? Последние ваши действия выражали эту любовь?
49. За каждый день 5 прошедших лет, вы сможете вспомнить, что делали вчера? А позавчера? А поза-позавчера?
50. Решения принимают здесь и сейчас. Вопрос таков: Вы сами их принимаете, или кто-то принимает их за вас?