Если нет кавычек какая ошибка

Классификация ошибок (условные обозначения)

Методические рекомендации для педагогов начальной школы

Классификация ошибок (условные обозначения)

Материал подготовил:

методист начальной школы Григорьева Е.В.

І – орфографическая ошибка

Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)

Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.

V – пунктуационная ошибка

Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)

Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).

Г – грамматическая ошибка

Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)

бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.

Р – речевая ошибка

Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.
С – стилистическая ошибка

Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).

Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:

Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Л – логическая ошибка

Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:

Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.

К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Ф – фактическая ошибка

Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)

Z – нарушение абзацного члененияТекст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)

Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.

Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.

Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.

Порядок проверки письменных работ:

1.При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.

2.При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая, V – пунктуационная).

3.Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.

4.Проверив диктант, учитель подписывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок (например, 3/1).

5.При отсутствии в тексте пунктуационных знаков указывается только количество орфографических ошибок, учитывая, что два недочета равнозначны одной ошибке. В этом случае рекомендуется вводить для обозначения недочетов на полях условный знак (например, ?,?) при условии использования данного обозначения в системе.

6.При

оценке письменных работ учащихся строго следовать нормам:«5»- Без ошибок и правильная каллиграфия (допускается один недочет)«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление«3» — 3-5 орфографических ошибки + 1 пунктуационная или 2 орфографических ошибки + 3-4 исправления«2» — Более 6 ошибок или более 8 недочетовКлассификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:Ошибки:

*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

*отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;

*наличие ошибок на изученные правила по орфографии.

Недочеты:

*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

*отсутствие красной строки;

*неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов).

Порядок проверки письменных работ:

1.При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.

2.При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая, V – пунктуационная).

3.Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.

4.Проверив диктант, учитель подписывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок (например, 3/1).

5.При отсутствии в тексте пунктуационных знаков указывается только количество орфографических ошибок, учитывая, что два недочета равнозначны одной ошибке. В этом случае рекомендуется вводить для обозначения недочетов на полях условный знак (например, ?,?) при условии использования данного обозначения в системе.

6.При оценке письменных работ учащихся строго следовать нормам:

«5»- Без ошибок и правильная каллиграфия (допускается один недочет)

«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление

«3» — 3-5 орфографических ошибки + 1 пунктуационная или 2 орфографических ошибки + 3-4 исправления

«2» — Более 6 ошибок или более 8 недочетов

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:Ошибки:

*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

*отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;

*наличие ошибок на изученные правила по орфографии.

Недочеты:

*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

*отсутствие красной строки;

*неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов).

І – орфографическая ошибка

Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)

Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.

V – пунктуационная ошибка

Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)

Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).

Г – грамматическая ошибка

Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)

бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.

Р – речевая ошибка

Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.

С – стилистическая ошибка

Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).

Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:

Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Л – логическая ошибка

Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:

Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.

К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Ф – фактическая ошибка

Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)

Z – нарушение абзацного членения

Текст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)

Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.

Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью.  – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.

Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.

Просмотр содержимого документа

«Классификация ошибок по русскому языку.»

Всего найдено: 29

Нужны ли кавычки в данном случае: «Для тех, кто собирается хранить нарезной «ствол»…. » (газетный текст)

Ответ справочной службы русского языка

Постановка кавычек не требуется.

Нужны ли кавычки в предложении «Сноубордом он «заболел» в студенческие годы»

Ответ справочной службы русского языка

Постановка кавычек в этом случае уместна.

нужны ли кавычки: работа «школ» пациентов и родственников тяжелых больных

Ответ справочной службы русского языка

Постановка кавычек не требуется.

Очень нужно и очень срочно! Следует ли брать в кавычки названия техник рукоделия? Например, изготовление в технике квиллинг (скрапбукинг, оригами, икебана, объёмная аппликация и т.д.). Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Постановка кавычек в приведенных примерах не требуется.

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, нужно ли брать в кавычки «Х» в словосочетании: Теперь ваша очередь, агент «Х». Х (икс) здесь — позывной

Ответ справочной службы русского языка

Постановка кавычек не требуется, но лучше написать агент Икс (во избежание прочтения читателем как «агент Ха»).

Здравствуйте! Нужны ли кавычки в названии маяков? Например, в таких названиях, как маяк «Пунта-Брава» или маяк «Нидл». Вопрос достаточно срочный. Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Специального правила нет, однако постановка кавычек представляется уместной.

Подскажите, пожалуйста, нужны ли кавычки в словосочетании «зеленые технологии»? Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Постановка кавычек не требуется.

Здравствуйте! У меня вопрос: нужно ли брать в кавычки выражение «офисный планктон»? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Постановка кавычек не требуется.

Реддиторы собрали полную коллекцию. Нужны ли кавычки у «Реддиторы» в этом случае, если речь идет о пользователях сайта reddit.com?

Ответ справочной службы русского языка

Постановка кавычек не требуется.

Здравствуйте. Как пишется _цветная революция_ — где нужны кавычки?

Ответ справочной службы русского языка

Постановка кавычек не требуется.

Здравствуйте. Как пишется _ состояние нестояния? Слитно не-? В кавычках?

Ответ справочной службы русского языка

Пишется слитно, постановка кавычек возможна.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, нужно ли заключать в кавычки слово «вешать» в данном предложении: Вскоре на мальчишку вешают ужасное преступление. Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Постановка кавычек не нужна.

Здравствуйте, буду очень благодарна за ответ. Нужны ли кавычки во фразе _магазин «шаговой доступности»_?

Ответ справочной службы русского языка

Постановка кавычек не требуется.

Добрый день. Скажите, нужно ли ставить тире в данном предложении: » Этот лес (-) тоже предмет зависти помещиков.» Является ли неправильная постановка кавычек пунктуационной ошибкой?

Ответ справочной службы русского языка

Тире не нужно. Тире между подлежащим и сказуемым (которые выражены существительными) обычно не ставится, если между ними стоит вводное слово, наречие, союз, частица.

Неправильное употребление кавычек может быть пунктуационной ошибкой (например, при оформлении прямой речи) или орфографической ошибкой (например, при выделении названий).

Простите, не получила ответа на вопрос. Позвольте повторить.
Нужны ли кавычки, если на отдельном слайде, вне текста, идёт цитата, под нею подпись. Если нужны, то точка до или после кавычки?
Например:
Я знаю, что ничего не знаю.
Сократ

Ответ справочной службы русского языка

В этом случае постановка кавычек не требуется.

Названия нужно кавычить не всегда.

7 ситуаций, когда легко ошибиться с кавычками

Кавычки в русском языке используются при прямой речи, в цитатах, с названиями и для передачи необычного или иронического значения слова или фразы. Кажется, всё просто. Однако есть нюансы, в которых легко запутаться.

1. Условные и реальные названия

Условные названия — это такие, в которых буквальные значения слов не совпадают с тем, что они называют: «Современник» — это театр, а не живущий в одно время с кем‑то человек; «Яблоко» — партия, а не фрукт; «Локомотив» — футбольный клуб, а не часть поезда. Такие названия всегда пишутся в кавычках.

В реальных названиях слова употребляются в прямом значении: Книга рекордов Гиннесса — это реально книга, Большой театр — это театр, Московская типография № 2 — это типография. В таких названиях кавычки не нужны.

Однако реальное название выделяется кавычками, если оно употребляется с родовым наименованием (чаще всего это организационно‑правовая форма): ОАО «Московская типография № 2», ФГБУ «Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина».

2. Названия, ставшие нарицательными в бытовом общении

Многие наименования со временем становятся нарицательными и теряют кавычки. Так уже произошло, например, с ксероксом и памперсом — словами, которые изначально были названиями фирм.

А сейчас интересная история происходит с названиями соцсетей и мессенджеров. Их можно писать латиницей, и тогда кавычки не ставятся: страница в Facebook*, пост в Instagram*. Но если использовать кириллицу, то нужно обращать внимание на значение.

Когда мы имеем в виду именно название, пишем в кавычках и с заглавной буквы: акции «Фейсбука*», техподдержка «Телеграма», нововведения в «Инстаграме*».

Однако в обычном, повседневном общении у этих слов появилось значения «блог», «личная страница», «мессенджер»: разместил у себя в инстаграме* (разместил на странице, в блоге), написал в телеграме (написал в мессенджере). В подобных случаях допустимо писать со строчной буквы и без кавычек.

Названия продуктов и напитков, которые стали нарицательными, в личной или неформальной переписке также можно употреблять без кавычек и со строчной буквы: выпил кока‑колу, съел любительскую колбасу, купил ессентуки‑17.

3. Названия станций и остановок

Названия станций метро и остановок наземного транспорта заключаются в кавычки: станция «Охотный Ряд», остановка «Детская поликлиника».

А вот названия железнодорожных станций, вокзалов и аэропортов пишутся без кавычек: станция Лаврики, Ладожский вокзал, аэропорт Шереметьево.

4. Прозвища

Прозвища исторических фигур и легендарных персонажей передаются в текстах без кавычек, каждое слово — с заглавной буквы: Владимир Красное Солнышко, Всеволод Большое Гнездо, Ричард Львиное Сердце. То же самое касается кличек животных и подобных по структуре имён литературных персонажей: Белый Бим Чёрное Ухо, Федька Умойся Грязью.

Следуя этой же логике, такие прозвища, как, например, Гарик Бульдог Харламов или Дуйэн Скала Джонсон, также стоит писать без кавычек.

5. Устойчивые выражения

Слова, которые используются в переносном или непривычном значении, могут заключаться в кавычки. Это делается для того, чтобы читатель знал, что смысл не нужно понимать буквально.

Но со временем такое необычное употребление становится обычным, так что уже нет никакой необходимости подчёркивать небуквальное понимание. Тогда и писать следует без кавычек: изюминка (в значении «особенность»), звезда (знаменитость), золото (награда), телефон доверия, белая зарплата, круглый стол, мешки под глазами, под ключ, час пик.

6. Оценки

Названия оценок пишутся без кавычек: пятёрка, четвёрка, тройка. То же самое касается и отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно. Значения всех этих слов не только не воспринимаются как необычные, но и закреплены в словарях, поэтому кавычки не нужны.

7. Слова и выражения после «так называемый»

После словосочетания «так называемый» кавычки не ставятся: так называемый местный падеж, так называемый резервный фонд. Однако если слово или фраза используются в необычном или ироничном значении, то кавычки нужно поставить: Я получил 10 рублей, а ему отдал свой телефон — так называемый «честный обмен» состоялся.

Читайте также 🧐

  • 13 слов, в которых часто путают «е» и «ё»
  • Веришь-не-веришь и ещё 6 случаев, когда в слове два дефиса
  • 9 случаев, когда запятые не нужны, но многие их ставят

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Ответы на популярные вопросы о сочинении.

Вопрос: как оформлять цитаты в сочинении, где они нужны, а где не нужны.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЦИТИРОВАНИЯ в сочинении:

→ в формулировке проблемы цитата, как правило, не нужна. Фактической ошибкой будет включение в кавычки вопроса, которого НЕ БЫЛО в тексте (Автор задает вопрос: «Как родители влияют на детей?»)
→ в комментарии цитаты нужны, но не допускается чрезмерное цитирование (длинное предложение разбиваем на короткие фрагменты, в цитате достаточно 2-4 слов);
→ никогда не меняем в цитате ни слова, ни окончания, ни знаки препинания;
в позиции автора можно процитировать фрагмент текста (предложение лучше сократить), можно сформулировать мысль своими словами;
→ не цитируем прозу в аргументации;
→ стихи в аргументации обязательно цитируем, достаточно одной строчки.

ОБ ОФОРМЛЕНИИ ЦИТАТЫ.

Первый случай.
Если цитата оформлена как прямая речь:

Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек – но Грибоедов очень умен». (В цитате сохранено авторское тире перед союзом но.) «Победителю ученику от побежденного учителя», – так написал Жуковский на своем портрете, который подарил Пушкину в 1820 году.

«Я понял одну нехитрую истину, – говорит Грин устами своего героя капитана Грэя. – Она состоит в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».
Второй случай.

Иногда цитата является частью предложения. В этом случае она тоже выделяется кавычками, но пишется со строчной буквы:

Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».

Фамусов и Чацкий расходятся во всем: в отношении к службе, к образованию, крепостному праву, к «веку нынешнему и веку минувшему».
Третий случай.

Цитата может приводиться не полностью. Тогда на месте пропуска ставится многоточие.

Д.И. Писарев указывал: «…красота языка заключается… в его ясности и выразительности».

«…Красота языка заключается… в его ясности и выразительности», – отмечал Д.И. Писарев.

Четвертый случай.
Цитироваться могут и строки из стихотворений. Такие цитаты в кавычки не заключаются, если они пишутся с соблюдением стихотворных строк:

В седьмой главе «Онегина» Пушкин создает торжественные, возвышенные строки о Москве:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Вопрос: за какие ошибки не снижают баллы?

ОШИБКИ БЕЗ ПОТЕРИ БАЛЛОВ

Ошибки графические (не учитываются при проверке) — это разновидность ошибок, связанных с графикой, то есть с написанием слова, и возникающих не в результате незнания или нарушения правил, а из-за невнимательности.

Графическими ошибками являются описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания.

Не учитываются при проверке сочинения описки: неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля).

К числу наиболее распространенных описок обычно относят:

— пропуски букв: … весь роман стоится (следует: строится) на этом конфликте;
— перестановки букв, напр.: …новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
— замены одних буквенных знаков другими, напр.: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное Ледовое побоище);
— Добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях (следует: даже).

НО: аналогичные случаи в «ошибкоопасных» местах — то есть там, где написание определяется правилом, — расцениваются как ошибки!

СМАТРЕТЬ (орфографическая ошибка, к7)
ЧУСТВО (орфографическая ошибка, к7)
ЗАДУМЫВАЮСЯ (грамматическая, к9)
роман Л.Н.Толстова (грамматическая и фактическая, к9 и к12)

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие орфографические и пунктуационные ошибки:

ОРФОГРАФИЯ

— В переносе слов.
— Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).
Прописная / строчная буквы
— В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
— При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
— В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот).
Слитное / дефисное / раздельное написание
— Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).
— На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить).

ПУНКТУАЦИЯ

— Тире в неполном предложении.
— Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным.
— Запятые при ограничительно-выделительных оборотах.
— Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми.
— В передаче авторской пунктуации.

Вопрос: Снизят ли баллы, если в сочинении приводить аргументы не из классической литературы по школьной программе, а из каких-нибудь сказок или современных книг?

Эксперты проверяют ваши сочинения по инструкции. Этот документ называется «Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ», он есть на сайте ФИПИ.

Читаем инструкцию:

литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения).

Аргументы из читательского опыта должны приводиться с точным указанием источника (название книги (статьи), её автор).
Итак, в инструкции не указано, что существуют литературные произведения, которые при проверке вам могут не засчитать за пример из литературы. В разъяснениях РЦОК упоминается, что примером из литературы может быть любое произведение, опубликованное на русском языке, если вы указали автора и название.

Однако не рекомендуем использовать примеры из «бульварной литературы», литературы 18+ или литературы для дошкольников (можно потерять балл за этику или неудачно написать сам аргумент).

Литературные сказки, фантастика, литература для подростков, литература из школьной программы — пожалуйста, используйте, выбор очень велик.

Указание на то, что произведение должно быть общеизвестным, даёт эксперту право не засчитывать аргумент, пример к которому основан на НЕИЗВЕСТНОЙ проверяющему сочинение или на НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЙ книге (тогда на апелляцию можно принести книгу, показать, какой эпизод вы упоминаете в сочинении, и вернуть потерянный балл).

Но даже если выбран пример на основе классики, аргумент не будет засчитан, если он не служит убедительным доказательством вашего мнения.

«Я согласна с мнением автора, что Нечаев правильно поступил, что не позволил убить зайца, у которого не было ног. А Зубаткин – это человек с холодным каменным сердцем, у которого нет чувств, ему было все равно, кого убивать. Человек должен быть на равных с животными.

Позиция автора мне известна из произведения Тургенева «Муму», когда Герасим утопил свою преданную собачку.»

За этот «аргумент» эксперт не поставит баллы по К4, потому что не сформулировано мнение автора сочинения (доказывается мнение автора текста), нет тезиса, обоснованием которого служит пример, и нет, собственно, примера из текста (есть только упоминание одного из событий известного рассказа И.С.Тургенева).


Вопрос: правда ли, что за сочинение можно получить 0 баллов? Проверяется ли при этом тестовая часть, или сразу ставится «2»?

За что можно получить 0 баллов.

Естественно, за сочинение поставят 0 баллов из 24 первичных, если на бланке сочинения нет работы. На проверке тестовой части это не отразится, результаты за экзамен будут получены.

1) выпускник не стал писать сочинение. Так бывает, сочинение пишут не все. Для того чтобы перейти порог, достаточно выполнить тестовую часть (порог для получения аттестата — 24 итоговых балла из 100, для поступления в вуз — 36 баллов, то есть достаточно набрать 12 или 18 первичных баллов, чтобы закончить школу или поступить туда, где нет конкурса)

2) выпускник написал сочинение на черновике, но не успел приступить к работе с чистовиком. К сожалению. на экзамене такие ситуации бывают. Помним: ЕГЭ по русскому длится всего три с половиной часа, за это время нужно решить тест, написать сочинение и заполнить бланки. Не хватает времени — не пишите на на черновике всё сочинение (набросайте только план), а после этого работайте сразу на бланке №2.

3) выпускник написал сочинение не на том бланке (если на первом бланке для сочинения нет записей, второй бланк не проверяется). Так может случиться, поэтому будьте внимательны и не путайте бланки.

Но можно получить 0 баллов и в том случае, если сочинение написано. 0 ставится за написанную работу в том случае, если она:

1) так или иначе подписана. Если в вашем сочинении (в чистовике) появится замысловатый узор, цветочек, номер телефона, упоминание о том, в какой школе вы учитесь или как связаться с вашим папой — работа проверяться не будет. Строго 0 баллов.

2) написана не по теме. Самое замечательное сочинение соседа или выученный на всякий случай вариант «про войну» оценят на 0 баллов, если вам достался текст не как у соседа и не про войну.

3) «представляет собой пересказанный или полностью переписанный текст без каких бы то ни было комментариев». Обратите внимание — появление ЛЮБОГО собственного высказывания (например, «в наши дни часто приходится сталкиваться с такой проблемой, как…» «автор предложенного текста заставляет задуматься о …», «я согласен с автором в том, что…») вынудит эксперта проверять работу.

4) содержит менее 70 слов (под «словом» при проверке подразумевается каждое отдельно написанное слово, предлоги и союзы тоже считаются. Не учитываются цитаты из текста, предложения, взятые из задания 25 и полностью переписанная информация об авторе).

5) написана неразборчиво и не читается. Эксперты — это учителя с большим опытом работы или кандидаты филологических наук, они умеют читать рукописный текст разного качества. Но если работа написана не черной гелевой ручкой, буквы сливаются, а «н» не отличается от «и», «м» и «п», работа может остаться без проверки.

Желаем вам написать сочинение на максимальный балл и не оказаться в числе тех, кто получит за эту часть работы 0 баллов!

Автор: Оксана Беляева | vk.com/ot252791.
Источник: vk.com/russian_100.

Проблемы с кавычками

Затрудняют чтение, иногда искажают общий смысл написанного.

Что положено выделять кавычками? Цитаты. Прямую речь, если она начинается не с начала строки. Названия литературных произведений, торговых марок (газеты, рестораны, любые бренды и заведения), имена, данные неодушевлённым предметам (танк «Богатырь»). Слова, употребляемые иронически, в прямо противоположном значении.

— Знаем мы эту их «правду»!

Сравните:

Она сказала: «Знаем мы вашу „правду“».

Прямая речь — в кавычках. «Правда» — ироническое противоположное значение — выделено там другой их разновидностью, такие кавычки ставят внутри уже закавыченного.

С заменой на противоположное значение соседствуют и другие варианты их использования, когда кавычки меняют или уточняют смысл слова. Например, они подчёркивают, что это термин, название или условное название чего-либо. 

Как ты там в своём «тёмном царстве»? 

Кавычки здесь показывают, что никакого царства (а может, и тьмы) в буквальном смысле нет, это лишь образ, называющий какое-то состояние или место, о котором собеседнику легко догадаться. Кавычки осуществили «перенос смысла». Сравните: Второе Болгарское царство. Кавычки не нужны, так как тут нет переноса, это же царство в прямом смысле — с царями, тронами и остальной атрибутикой.

Это называется «рефлюкс».

Можно написать «это называется рефлюксом», без закавычивания самого термина. Но если слово — новое-незнакомое, лучше показать, как оно пишется в именительном падеже.

Врачи называют такую реакцию ткани «приспособлением».

Если убрать кавычки, возникнет двусмысленность. Реакцию ткани называют «приспособлением» или реакцию называют «ткани приспособлением»? Кавычки работают границами термина.

Этот текст я писал, увы, как обычно в шкуре «плохого» перфекциониста.

Этот текст я писал, увы, как обычно в шкуре «плохого» перфекциониста.

Верхние кавычки — “” — стали самыми распространёнными благодаря тому, что на клавиатурах они доступнее всего. А доступнее всего они потому, что их используют в английском языке. Но в русском правила всё же требуют использовать «французские» кавычки, они же «ёлочки».

Недавно я прочитала интересную статью “Болезнь под названием «я занят»”.

Недавно я прочитала интересную статью «Болезнь под названием „я занят”».
Недавно я прочитала интересную статью «Болезнь под названием “я занят”». 
(допустимо)

Английские двойные кавычки пригодятся, когда нужно что-то закавычить внутри уже закавыченного. Тонкость: изначально для этого использовался немецкий вариант кавычек (известный как «лапки») — „“. Но из-за той же недо-адаптации клавиатур для России «лапки» почти вытеснены вариантом “”.

Повара гастробара «Opyata Food & Bar» завоевали первое место в межрегиональном отборочном этапе Всероссийского кулинарного чемпионата «Chef a la Russe».

Повара гастробара Opyata Food & Bar завоевали первое место в межрегиональном отборочном этапе Всероссийского кулинарного чемпионата Chef a la Russe.

Торговым маркам, написанным латиницей, в русском языке не нужны никакие кавычки: эти названия и так выделяются.

Но в начале я закончила психфак по специальности клиническая психология.

Но вначале я закончила психфак по специальности «клиническая психология».

Классический случай — выделяем название.

Поезжайте на природу с родными, чтобы человек покатался на плюшке, лыжах, сноуборде или просто погулял по лесу.

Поезжайте на природу с родными, чтобы человек покатался на «плюшке», лыжах, сноуборде или просто погулял по лесу.

Не все читатели знают, что у горнолыжников существует штука, именуемая «плюшкой». Следовательно, они представят себе катание на гигантском хлебобулочном изделии — плюшке. Помните о многозначности и основных значениях. 

Перед закрывающими кавычками не ставится точка, запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. Все эти знаки ставятся только после кавычек, например:

«Я хочу, чтобы человек взял свою чашку кофе и получил удовольствие.»

«Я хочу, чтобы человек взял свою чашку кофе и получил удовольствие».

Как побороть ошибку?

  1. Выучите, когда какие кавычки используются.
     
  2. Иронизируйте почаще, чтобы практиковаться в их расстановке :).
     
  3. На компьютер поставьте раскладку Бирмана, где есть «ёлочки». Для большинства планшетов и телефонов их можно вызвать долгим нажатием на «кнопку» кавычек.

Что ещё прочесть?

1. О «лапках» и компьютерных кавычках.

2. Д. Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. Пунктуация. Разделы 14, 15, 17.

Дополнительные примеры (потренируйтесь на них)

Семьи у Дэвида не было, но была, как он выразился «lady-friend», которая осталась в Техасе.

Нашли ошибку? Проверьте

Семьи у Дэвида не было, но была, как он выразился, lady friend, которая осталась в Техасе.

Мои друзья используют для этого детскую версию игры «Cashflow».

Нашли ошибку? Проверьте

Мои друзья используют для этого детскую версию игры Cashflow.

Газета Метро, журнальчики про жизнь звёзд, форумы и социальные сети.

Нашли ошибку? Проверьте

Газета «Метро», журнальчики про жизнь звёзд, форумы и социальные сети.

В вузе — студенческая газета, после вуза — рубрика Наука в городском журнале.

Нашли ошибку? Проверьте

В вузе — студенческая газета, после вуза — рубрика «Наука» в городском журнале.

В таких письмах появляется много слов-«паразитов» и лишней информации.

Нашли ошибку? Проверьте

В таких письмах появляется много слов-паразитов и лишней информации.

Фотоаппараты фирмы “Polaroid” имели современную на то момент — а фильм снят в далёком 1973-м году — функцию мгновенной печати пленки.

Нашли ошибку? Проверьте

Фотоаппараты фирмы Polaroid имели современную на то момент — а фильм снят в далёком 1973-м году — функцию мгновенной печати пленки.

Далеко не всегда «отказ» приходит из-за нехватки опыта или ваших профессиональных навыков. Возможно, вы «overqualified», или ваши ожидания по зарплате не уложились в «вилку».

Нашли ошибку? Проверьте

Далеко не всегда «отказ» приходит из-за нехватки опыта или ваших профессиональных навыков. Возможно, вы overqualified, или ваши ожидания по зарплате не уложились в «вилку».

Родственные ошибки:

Как раз сегодня бросилось в глаза в фейсбуке: анонс какого-то мероприятия, фото, и на нем надпись: «Мы учим как правильно». Без запятой перед словом «как». Думается, это одна из современных тенденций — учить, как правильно, и делать в то же время что-то неправильно. Например, неправильно писать на родном языке.

Другая тенденция — впустую отстаивать свое мнение, тратя на это и собственные силы и время, и силы и время собеседников — а вернее, оппонентов в жарких спорах о том, что правильно, а что нет. К примеру, мне не раз приходилось отсылать к правилам русского языка или давать ссылку на портал «Грамота.ру» (спасибо ему большое!), чтобы объяснить написание местоимения «вы» — что оно пишется с маленькой буквы, если только автор текста не обращается с речью к кому-то одному, выражая ему свое уважение.

Однако составители рекламных текстов и модулей для размещения в журналах, на телевидении или на интернет-сайтах продолжают при обращении к аудитории упорно писать «Вы», «Вам», «Ваш» с большой буквы, не понимая, что это признак уже не вежливости, а невежества.

Очень распространены ошибки в постановке кавычек. Те же составители рекламы любят писать названия товаров без кавычек, как будто кавычки могут каким-то образом оскорбить товар. Шампунь «Такой-то» — кавычки обязательны: название условное. Оскорбляют кавычки и представителей банков, в случаях когда название банка необходимо заключить в кавычки.

Как-то мне даже говорили, что «в русском языке названия банков не кавычатся». Это не так. Существуют реальные имена собственные, которые пишутся без кавычек, и условные наименования, которые необходимо заключать в кавычки. Сравните: Большой театр — и театр «Современник». Банк реконструкции и развития — и банк «Возрождение». (Кстати, слово «банк» пишется с большой буквы, если с него начинается название — реальное имя собственное, но с маленькой, если далее следует условное наименование, заключаемое в кавычки.)

Весьма популярно нежелание склонять географические наименования, склонения которых требует строгая литературная норма. Вас могут загрызть в «Фейсбуке» за склонение Сколкова — и ведь те, кто против склонения, не знают и, главное, не чувствуют своей неправоты, — а язык нужно чувствовать, ощущать и понимать, почему именно так, а не иначе. Правила не просто придуманы — это логические объяснения, которые только на первый взгляд могут казаться сложными или надуманными. Правильно — склонять: в Пулкове, из Домодедова, под Люблином.

И все же не меньшее раздражение, чем ошибки, могут вызывать те, кто осуждает других за неправильное ударение и повторяет, как надоела безграмотность, притом тоже допуская ошибки. Во-первых, никто не грамотен абсолютно — даже ученые филологи. Так же как и прославленный ядерный физик или талантливый врач может не знать о каких-то нюансах в своей профессии.

Во-вторых, если даже вам известно, что нужно говорить «звонИть» и «класть», это еще не значит, что ваше знание русского идеально. Знаете ли вы, к примеру, о том, что в русском языке количественные числительные, как и римские цифры, не наращиваются? Не «дети от 2-х лет», а «дети от 2 лет»; не «8-ми кратный», а «8-кратный»; не «о 26-ти комиссарах», а «о 26 комиссарах»; не «Х-й съезд», а «Х съезд».

Так что люди постоянно говорят об «ужасных» ошибках, а сами совершают другие.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Читайте также:

  • Если неправильно указали назначение платежа как исправить
  • Если неправильно рассчитан больничный лист как исправить
  • Если неправильно пробили чек коррекции как исправить
  • Если неправильно начислена зарплата как исправить
  • Если переперчил курицу как исправить

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии