Эта истина очевидна для всех речевая ошибка

Данный материал содержит 10 вариантов тестов по культуре речи для 10-11 классов. Использовать данный материал возможно для работы как в общеобразовательных, так и в профильных классах во время урокв и

ВАРИАНТ № 1.

1.   Отметьте слово с ударением на первом слоге.

           А) ДО-ГО-ВОР                                           В) И-СКРА

           Б) ГНА-ЛА                                                  Г) ШО-ФЕР

2.   Отметьте  словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

           А) чёрный рояль                                         В) яблочное повидло

           Б) покрыть толью                                       Г) огромный мозоль

3.   Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р.п. от существительных  

      мн. числа.

      А) килограмм помидоров                         В) несколько башкиров

      Б) табор цыган                                           Г) герои басней

4.   Отметьте неправильное сочетание слов.

А) принять меры                      В) принять решение

Б) предпринять меры                                Г) предпринять шаги

5.   Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных     

оборотов.      

            А) Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко.

            Б) Проснувшись от холода, я увидел, что уже семь часов.

            В) В комнате был камин, в котором уже давно не разжигали огонь и служивший

                 жильцам полкой.

            Г) Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности

                 полтора года.

6.   Отметьте предложения с речевыми ошибками.

            А) Писатель подробно описывает о жизни.

            Б) Эта истина очевидна для всех.

            В) Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?

            Г) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия,

                Россия, Италия, Франция и др.

            Д) Все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.

7.   Отметьте предложения с речевыми ошибками.

            А) Я согласился на это скрипя сердцем.

            Б) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.

            В) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.

            Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.

8.   Отметьте предложения с речевыми ошибками.

            А) Наконец его давнее стремление стать лётчиком осуществилось

            Б) Популярность этой певицы растёт с каждым днём.

            В) Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.

            Г) Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького.

9.   Отметьте предложения с речевыми ошибками.

            А) Незнакомая женщина сказала, что знает о готовящемся спектакле и хотела бы

                 встретиться с исполнительницей главной роли.

            Б) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.

            В) Определяя творческую задачу, молодой поэт восклицает, что « хочу воспеть

                 свободу миру!..».

            Г) Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир.

ВАРИАНТ № 2.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

            А) ЗВО-НИТ                                                  В) КА-ТА-ЛОГ

            Б) КУ-ХОН-НЫЙ                                          Г) АЛ-ФА-ВИТ

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

            А) жареный картофель                                 В) чёрное кофе

            Б) густой вуаль                                              Г) компетентное жюри

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.        

      А) нашествие варваров                                В) оружие осетинов

      Б) пара резиновых сапогов                          Г) отряд солдат

  1. Отметьте неправильное сочетание слов.

             А) надеть шляпу                                           В) одеть очки

             Б) надеть на палку                                        Д) одеть ребёнка

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

             А) Создавая ценности, человек обновляет себя.

             Б) Стоя у двери в гостиную, мне был ясно слышен весь их разговор.

             В) Этот новый роман, опубликованный в журнале «Юность» и который рассказывает о

                  событиях последних лет, очень понравился мне.

             Г) Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне покоя.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

             А) Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.

             Б) Море глаз устремились на знаменитого актёра.

             В) Кротким характером девушка выдалась в отца.

             Г) В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

             Д) Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

             А) Ваше предложение мне совсем не по душе.

             Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.

             В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.

             Г) Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.

8.   Отметьте предложения с речевыми ошибками.

            А) Большинство летних месяцев я провёл на даче.        

             Б) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

             В) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.

             Г) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.

9.   Отметьте предложения с речевыми ошибками.

             А) Диктор сообщил телезрителям, что вновь встретится с ними только через месяц,

                  так как уходит в отпуск.

             Б) Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана; я буду век ему верна».

             В) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

             Г) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

ВАРИАНТ № 3.

  1. Отметьте слово с ударением на третьем слоге.

               А) ПРЕ-МИ-РО-ВАТЬ                             В) ХО-ДА-ТАЙ-СТВО-ВАТЬ

                Б) ИН-ДУСТ-РИ-Я                                  Г) ЗА-КУ-ПО-РИТЬ

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

               А) моют шампунью                                  В) вкусный студень

               Б) полученная бандероль                         Г) новая тюль

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных          

мн. числа.

              А) десять гектар                                         В) пара ботинок

              Б) жилище якутов                                      Г) забрал из ясель

  1. Отметьте неправильное сочетание слов.

              А) проявить способности                          В) проявить интерес

              Б) проявить образцы труда                        Г) проявить сознательность

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

              А) Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом.

              Б) На почте упаковывали посылки, отправляющиеся беженцам.

              В) Приехав в Париж, его пригласили в посольство.

              Г) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и    

                   который притягивал его.    

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

              А) Бездна звёзд смотрели на меня в ночной тиши.

              Б) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

              В) Думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалёк к

                   истине.

              Г) Витя – ужасный невежда в музыке.

              Д) Девочка окунула мордочку голодного котёнка в молоко.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

              А) Ему везёт: что бы он ни натворил, всё сходит с рук.

              Б) Прошло всего лишь несколько часов.

              В) Всегда и во всём надо понимать меру.

              Г) Пологий берег реки зарос густыми зарослями.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

              А) Этот человек произвёл на меня большое воздействие.

              Б) Сегодня праздник, но у меня самое будничное настроение.

              В) Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все доку-

                   менты.

               Г) За торт можно оплатить в первой кассе.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

               А) Сократ знал, что «я знаю, что я ничего не знаю».

               Б) Главный герой романа не только убил старуху-процентщицу, но и её сестру.

               В) Франция, в особенности Париж, давно привлекает русских художников.

               Г) Паренёк поинтересовался у нас, как долго мы ещё будем заняты и сможем ли

                    ему помочь.                                                    

ВАРИАНТ № 4.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

               А) КВАР-ТАЛ                                  В) КРО-ВИ (АНАЛИЗ)

               Б) САН-ТИ-МЕТР                            Г) НА-ЧАЛ

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительных.

               А) отметить в табели                        В) блестящее монисто

               Б) чёрный кофе                                  Г) звучный контральто

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

         А) купил мандаринов                       В) не нашёл носок

         В) досидел до сумерек                     Г) две пары туфлей

  1. Отметьте неправильную форму множественного числа.

                А) доктора                                         В) инженера

                Б) выговоры                                       Г) катера

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

                       А) Наклонясь над рекой, у девушки упала в воду косынка.

                       Б) Будучи проездом в провинциальном городе, известного профессора пригласили

                            посетить местный университет.

                       В) В комнате был камин, в котором давно не разжигали огонь и служивший

                            жильцам полкой.

                        Г) Проснувшись от холода, я увидел, что было уже семь часов.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                 А) Артист был удостоен высокой наградой.

                 Б) Она прошла мимо, не удостоив меня даже взглядом.

                 В) Все, даже лучшая подруга, отвернулись от меня в трудную минуту.

                 Г) Старики снисходительны до шалостей детей.

                 Д) Море глаз устремились на знаменитого актёра.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                 А) Между ними произошёл далеко не приятный разговор.

                 Б) Все вздрогнули от резкого звука, а он и глазом не моргнул.

                 В) Не без труда удалось нам решить эти трудные проблемы.

                 Г) Я встречался с профессором только два раза, поэтому мы с ним на короткой

                      ноге.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                 А) Николай выбрал самый кратчайший путь к дому.

                 Б) В этом зале музея представлены изделия народных умельцев.

                 В) На будущий день началось обсуждение текущих дел.

                 Г) Маяковский стоял у источников новой поэзии.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                       А) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

                       Б) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

                       В) Старик не ответил, что он будет делать с кладом.

                       Г) Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время

                            на подготовку.

ВАРИАНТ № 5.

  1. Отметьте слово с ударением на третьем слоге.

                А) БА-ЛО-ВАТЬ                                             В) ДРЕ-МО-ТА

                Б) КОМ-БАЙ-НЕР                                          Г) НА-МЕ-РЕ-НИЕ

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

                А) серый кенгуру                                            В) полная гостей зала

                Б) чёрная вуаль                                                Г) новенькая экю

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

мн. числа.

         А) партия кадетов                                            В) падал с плечей

         Б) килограмм помидор                                    Г) несколько ремёсел

  1. Отметьте неправильную форму мн. числа.

                А) офицера                                                       В) колокола

                Б) корректоры                                                  Г) штемпеля

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных

оборотов.

         А) Владельцы земельных участков вносят в казну города земельный налог,

              устанавливающий в соответствии с законодательством.

         Б) Офицер вернулся в избу и, позвав кучера, велел ему выезжать.

         В) В зале не раз вспыхивали долго не смолкающиеся аплодисменты.

         Г) Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

               А) Мой друг всегда полон новыми идеями.

               Б) Лектор оперировал с точными фактами.

               В) Эта женщина – прекрасный повар.

               Г) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия,

                    Россия, Италия, Франция и др.

               Д) В лаборатории накоплен достаточный опыт по использованию новых материалов.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                      А) По вечерам отец часто рассказывал нам любопытные истории из своей жизни.

                      Б) В конце ХV111 века страна была разделена на три неравные половины.

                      В) Я не ударил лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.

                      Г) Однажды на рыбалке случился с ним такой случай.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

               А) Наш завод производит телевизоры высокого качества.

               Б) Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

               В) Мы опоздали на поезд по независимым от нас причинам.

               Г) Первая премьера этого балета состоялась в Риге.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

               А) Раскольников спросил у Сони, что может ли она простить его.

               Б) Катерина умоляла мужа взять её с собой, но, однако, Тихон тем не менее не

                   выполнил её просьбу.

               В) Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир, его идеи,

                    стремления.

               Г) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.

ВАРИАНТ № 6.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

                  А) ДИС-ПАН-СЕР                                        Б) ЗА-ВИД-НО

                  Б) ОБ-ЛЕГ-ЧИТЬ                                          Г) КА-У-ЧУК

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

                  А) отметить в табели                                    В) на любимый мозоль

                  Б) свежий силугуни                                      Г) красивый тюль

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

            А) музыка туркмен                                      В) пора свадеб

            Б) купить яблоков                                        Г) несколько полотенцев

  1. Отметьте неправильную форму мн. числа.

                   А) кучеры                                                     В) мастера

                   В) ордера                                                      Г) цехи

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных

оборотов.

             А) Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение многих недель

                  ни одного свободного дня.

             Б) Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волну-

                  ющий шум, оказывали на нас магическое воздействие.

             В) Всю ночь не давал мне спать гулко раздававшийся в ночной тишине заливистый

                  лай собаки.

             Г) Рисуя пейзаж, у художника был задумчивый вид.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

                   Б) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.

                   В) Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.

                   Г) Чацкий полон высокими думами.

                   Д) Через час начнётся совещание по выработке плана спасательных работ.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Я не ударился лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.

                   Б) Мы долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

                   В) Недостатком диссертационного исследования является недостаточно глубокая

                        разработка некоторых вопросов.

                   Г) Победители соревнования были награждены памятными подарками.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Популярность этой певицы растёт с каждым днём.

                   Б) Свою автобиографию я уже рассказывал вам.

                   В) Директор сегодня подписал заявление о представлении мне отпуска.

                   Г) Ученики пристально слушали рассказ учителя.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Учитель несколько раз объяснил задание, но, однако, многие ученики

                        тем не менее не поняли его содержания.

                   Б) Тургенев был необыкновенно чутким к смыслу и красоте слова.

                   В) Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также

                        Эстонии и Латвии.

                   Г) Раздался долгожданный звонок, и Саша спросил у Кати, что может ли он

                        увидеть её сегодня.

ВАРИАНТ № 7.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

                    А) ЧЕР-ПАТЬ                                                  В) ЩА-ВЕЛЬ

                    Б) СТА-ТУ-Я                                                    Г) ОТ-НЯ-ЛИ

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

                    А) левый рельс                                                 В) молодая чинара

                    Б) красивая эполета                                         Г) горячее кофе

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

мн. числа.

             А) две пары носков                                          В) несколько равных доль

             Б) свыше ста гектаров                                      Г) обычаи туркменов

  1. Отметьте неправильную форму мн. числа.

                    А) шофера                                                         В) якоря

                    Б) секторы                                                         Г) директоры

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных

оборотов.

             А) Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на скрипке лопнула струна.

             Б) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.

             В) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.

             Г) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны

                  получать льготную пенсию.        

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Необходимо отметить о том, что погодные условия не способствовали

                        проведению работ.

                   Б) Никто, даже лучшие друзья, не мог помочь мне выйти из кризиса.

                   В) Всю свою долгую жизнь его отец был глух к страданиям близких.

                   Г) Всё студенчество охотно принимают участие в праздновании юбилея.

                   Д) По прибытию поезда мы сразу же отправились в центр города.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Ваше предложение выеденного гроша не стоит.

                   Б) Использование минеральных удобрений приносит большую пользу растениям.

                   В) Поэзия для него была книгой за семью печатями.

                   Г) Проект этого комплекса разработан группой архитекторов.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми габаритами.

                   Б) При первой же встрече он произвёл на нас хорошее впечатление.

                   В) Впереди лидирует гонщик под номером 5.

                   Г) Слово представили самому молодому участнику конкурса.        

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) В качестве материала для романа «Война и мир» Лев Толстой использовал

                        семейные архивы, мемуары, официальные документы и другие источники.

                   Б) Все газеты писали о крупном политическом скандале  в правительстве, но,

                        однако, тем не менее находились люди, которые об это ничего не знали.

                   В) Николай спросил у княжны Марьи, что согласна ли она выйти за него замуж.

                   Г) Декорации к новому спектаклю были подготовлены молодым художником и

                       абсолютно авангардные.

ВАРИАНТ № 8.

  1. Отметьте слово с ударением на третий слог.

                  А) ХО-ЗЯ-Е-ВА                                        В) ЭКС-ПЕРТ-НЫЙ

                  Б) У-КРА-И-НЕЦ                                     Г) ПРЕ-МИ-РО-ВАТЬ

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительных.        

                  А) дорогой шампунь                                В) красная георгина

                  Б) зелёные Сочи                                        Г) густая тушь

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных  

мн. числа.    

                  А) жить среди узбек                                 В) лампа в сто ватт

                  Б) пламя свеч                                            Г) три килограмма яблок

  1. Отметьте сочетание слов с ошибкой в связи слов.

                         А) оставить впечатление                         В) произвести впечатление

                         Б) радоваться успехам                             Г) гордиться успехами

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

                   А) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и

                        который притягивал его.

                   Б)  После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие

                         годы.

                   В) Прочитав пьесу, передо мной отчётливо возникли образы персонажей.

                   Г) Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.

                   Б) Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.

                   В) В первое время по приезду в Москву я чувствовал себя плохо.

                   Г) Кротким характером девушка выдалась в отца.

                   Д) Море глаз устремились на известного актёра.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                    А) Берега реки быстро разрушаются водой.

                    Б) Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу.

                    В) Проект гостиницы в центре города был спроектирован молодым архитектором.

                    Г) Как поступать, решай сам: у тебя своя голова на плечах.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                    А) Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты.

                    Б) Недавний студент, он быстро вошёл в роль учителя.

                    В) Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально.

                    Г) Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                    А) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

                    Б) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

                    В) Старик не ответил, что он будет делать с кладом.

                    Г) Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время на

                          подготовку.

ВАРИАНТ № 9.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

                   А) РЖА-ВЕТЬ                                       В) МИ-ЗЕР-НЫЙ

                   Б) НА-НЯ-ЛИ                                        Г) ЗА-ГО-ВОР

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

                   А) маринованная иваси                        В) левая рельса

                   Б) шёлковый кашне                              Г) устный хинди

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

мн. числа.

            А) нашествие татар                                В) новых простынь

            Б) пять гектар леса                                 Г) урожай помидор

  1. Отметьте неправильное сочетание слов.

                   А) показать в произведении                 В) изобразить героя

                   Б) отобразить героя                               Г) изобразить в произведении

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

                   А) Шум от набегавших и удалявшихся волн был так силён, что не раз будил меня.

                   Б) Устав после занятий, мне не читалось.

                   В) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать

                        льготную пенсию.

                   Г) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Журнал «Литературное наследие» опубликовал новые материалы о творчестве

                        Л. Н. Толстого.

                   Б) По отношению к Бэле Печорин ведёт себя со свойственным для него эгоизмом.

                   В) Молодые супруги посетовали на нехватку денег.

                   Г) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

                   Д) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                    А) Я согласился на это скрипя сердцем.

                    Б) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.

                    В) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.

                    Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                    А) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

                    Б) Нас перевели работать в отсталую бригаду.

                    В) Большинство летних месяцев я провёл на даче.

                    Г) Нас перевели работать в отстающую бригаду.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                     А) М. Ю. Лермонтов пишет о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим

                          мы случайно».

                     Б) Тургенев был необыкновенно чутким к смыслу и красоте слова.

                     В) Думается, что в семье Раевских опальный поэт встретил дружеское располо-

                           жение и ощутил тепло домашнего очага.

                      Г) Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также

                           Эстонии и Латвии.

ВАРИАНТ № 10.

  1. Отметьте слово с ударением на первом слоге.

                   А) А-НА-ТОМ                                    В) ФЕ-НО-МЕН

                   Б) КРА-СИ-ВЕ-Е                                Г) МЕЛЬ-КОМ

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

                   А) модный туфель                              В) больная мозоль

                   Б) клетчатое кашне                             Г) покрыть толью

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

                  А) китель без погон                             В) отряд солдат

                   Б) обычаи монгол                                Г) много блюдцев

  1. Отметьте неправильное сочетание слов.

                   А) заплатить за проезд                       В) согласно расписания

                   Б) приговаривать к казни                   Г) оплатить за проезд

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных  

оборотов.

            А) Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на скрипке лопнула струна.

            Б) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.

            В) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.

            Г) Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

                   Б) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.

                   В) Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.

                   Г) Чацкий наполнен высокими думами.

                   Д) Через час начинается совещание по выработке плана спасательных работ.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Ваше предложение мне совсем не по душе.

                   Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.

                   В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.

                   Г) Эти стихи я  выучил назубок.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Ещё один ряд предложений возникли у главного инженера.

                   Б) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

                   В) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.

                   Г) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

                   А) Декорации к новому спектаклю были подготовлены молодым художником

                        и  абсолютно авангардные.

                   Б) В качестве материала для романа «Война и мир» Л. Н. Толстой использовал

                       семейные архивы, мемуары, официальные документы и другие источники.

                   В) Преподаватель спросил студента, какие проблемы были у вас во время

                        работы над дипломом.

                   Г) Опоздавший признался, что он проспал.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ                

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вариант 1.

В

Б, Г

В, Г

Б

А, В, Г

А, В, Г

А, Б

А, В, Г

Б, В

Вариант 2.

А

Б, В

Б, В

В

Б, В

Б, Г, Д

Б, Г

А, Б, В

Б, В

Вариант 3.

Б

А, Г

А, Г

Б

Б, В, Г

А, Б, В

В, Г

А, В, Г

А, Б

Вариант 4.

А

А, Г

В, Г

В

А, Б, В

А, Г, Д

В, Г

А, В, Г

А, Г

Вариант 5.

А

В, Г

Б, В

А

А, В, Г

А, Б, Г

Б, Г

Б, В, Г

А, Б, Г

Вариант 6.

Б

А, В

Б, Г

А, Г

Б, Г

А, Б, Г

А, В

Б, В, Г

А, В, Г

Вариант 7.

В

Б, Г

В, Г

В, Г

А, В, Г

А, Г, Д

А, В

А, В, Г

Б, В, Г

Вариант 8.

Б

Б, В

А, Б

А

А, Б, В

Б, В, Д

Б, В

А, В, Г

А,Г

Вариант 9.

В

Б, В

Б, Г

Б

Б, В

Б, Г, Д

А, В

А, Б, В

А, Г

Вариант 10.

Г

А, Г

Б, Г

В, Г

А, В, Г

А, Б, Г

Б, В

А, Б, В

А, В

ГДЗ §11 Русский язык 10-11 класс Греков В. Ф. Вопрос 75. Спишите, заменяя неудачно использованные устаревшие и современные слова.

Привет пользователи! Окажите пожалуйста услугу…ответить помогите….
Спишите, заменяя неудачно использованные устаревшие и
современные слова, а также слова, которые образованы непра-
вильно.
1) Госпожа Простакова грубо обходилась со своими кре-
постниками. 2) На бал съехались все богатые дворовые,
владельцы окрестных усадеб. 3) Руководили борьбой пар-
тизан во время наполеоновского нашествия Денисов, До-
лохов и другие товарищи. 4) Помещики заставляли дворо-
вых работать и по выходным дням. 5) Митрофан — человек неразвитой, настоящий тупяк. 6) Покупки Чичикова
доставили чиновникам большие неприятства. 7) Индиви-
дуалисты, самолюбивцы осуждаются М. Горьким в леген-
де о Ларре. 8) На голове у Ильи Муромца стальной шлем,
на груди — железная кольчуга, на руках — варежки.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Типология ошибок в письменных работах учащихся

в письменных работах учащихся

Речевые ошибки – ошибки в употреблении, функционировании языковых средств.

Грамматические ошибки – ошибки в структуре, в форме языковой единицы.

Речевые ошибки – это нарушение требований правильности речи, норм литературного языка ( = так сказать нельзя).

Речевые недочёты – нарушение требования коммуникативной целесообразности речи, нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи (богатой, точной, выразительной) ( = так можно выразиться, но есть более удачный вариант).

В отличие от грамматической ошибки, нарушающей структуру языковой единицы, речевой недочёт связан с неудачным употреблением правильно образованных слов или предложений. Это ошибка функциональная (в употреблении), а не структурная (в образовании). Для обнаружения речевого недочёта необходим контекст, без него нельзя заметить ошибку в употреблении, так как сама по себе языковая единица составлена, образована правильно.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

I. Ошибки в структуре слова

Непоседка, раздумчивый, благородность.

Его работу выдвинули на соискательство Нобелевской премии.

2. в формообразовании

а) имени существительного

С повидлой, облаки, рельса, нет время, местов, носок, чулков

Красивше, более красивее.

Мы боремся за более лучшую жизнь

Ихний, чегой-то, ихи, около его

Ездиет, ложить, хочут, ждя, махает, ляжь

II. Ошибки в структуре словосочетания

1. в согласовании

Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской. Автором описано важные факты и события из жизни страны. Андрей, Пьер и даже Петя Ростов идёт сражаться с французами.

Удивляюсь его силой, жажда к славе, мечта к свободе, оплачивать за проезд

3. неправильный выбор предлога

Люди всегда мечтали и стремились о новой счастливой жизни.

III. Ошибки в структуре предложения

1. нарушение границ предложения (парцелляция)

Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю.

2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Торжество счастья захлестнула птицу.

Но не вечно ни юность, ни лето.

Цвет красок Шишкин применил светлые.

3. ошибки в построении предложений с однородными членами

Девушка была румяной, гладко причёсана.

Эта книга меня научила честности, смелости и уважать людей.

В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю.

4. предложения с причастным оборотом

Деревья создавали тень, покрытые листвой.

Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.

5. предложения с деепричастным оборотом

На картине изображён мальчик, широко расставив ноги и упёршись руками в колени. Покатавшись на катке, у меня болят ноги. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

6. в построении сложного предложения

Колхоз был построен под руководством Давыдова, который преобразился в крупное хозяйство.

7. нарушение правил употребления анафорических слов

Из окна падает свет и освещает туго заплетённые косички девочки и светлую кофточку, но она ничего не замечает.

К крыльцу поскакали два жеребца; это были сыновья Тараса Бульбы.

Несколько птиц Вера подарила зимовщикам острова Диксон, которые там хорошо акклиматизировались.

8. неоправданное дублирование подлежащего

Лопухов и Кирсанов, они типичные демократы-разночинцы.

9. чрезмерно сложная структура предложения

Павел стал уходить в город, где были революционеры-интеллигенты, которые давали ему политическую литературу, распространявшуюся нелегально, с тем чтобы помочь Павлу разобраться в тех вопросах жизни, какие его особенно интересовали.

10. нарушение логико-грамматической связи между частями предложения

Татьяна не хочет следовать печальному примеру своей матери, которая в молодости была выдана замуж за нелюбимого человека, но затем ёй понравилось быть полновластной хозяйкой усадьбы.

11. смешение прямой и косвенной речи

Князь Игорь сказал, что «хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона».

Отец спросил его, что не хочет ли он пойти вместе со всеми.

12. пропуск необходимого слова

Олег кое-как прибил доску и побежал в волейбол.

РЕЧЕВЫЕ

1. употребление слова в несвойственном ему значении

Жилин обратно совершил побег.

Поскользнувшись, я упал навзничь. (ничком)

Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать. (запасом)

Я наперерез отказалась.

3. неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений

На вратаре майка, напяленная на рубашку.

Класс посадил бураки и капусту.

Лиза была домработницей в доме Фамусова.

Печорин получил путёвку на Кавказ.

Дворовых заставляли работать и по выходным дням.

5. не снимаемая контекстом многозначность

Это предложение надо оставить.

6. несоответствие фразеологического сочетания контексту

посвятил жизнь побоям жены.

7. смешение видо-временных форм глагола

Брат сидел за столом и раскрашивает картинки.

Пугачёв выходил из избы и сел в карету.

8. неудачное употребление местоимений в контексте, приводящее к неясности или двусмысленности речи

Земляника напоминает Ревизору, что он у него обедал.

Я вынула книгу из сумки и положила её на стол.

I. Неточность речи

1. неразличение оттенков значения синонимов или близких по значению слов

После футбола я пошёл домой с унылой (=понурой) головой, потому что мы проиграли.

2. нарушение лексической сочетаемости

Пионеры выполнили клятву.

(выполнили обещание, сдержали клятву)

У девочки были коричневые глаза. (карие)

Дешёвые цены (низкие)

3. употребление лишнего слова, ничего не добавляющего к ранее сказанному (плеоназм)

Огромный исполин. Наступил август-месяц. Опустив голову вниз, он внимательно…

Очень роскошный. Учителя они должны…

Прилетели пернатые птицы.

Негодовал от возмущения…

Нашим войскам приходилось отступать назад.

Внезапно и неожиданно в класс вошёл учитель.

4. нарушение порядка слов в предложении, неудачный порядок слов

Первым ударил Кирибеевич в грудь Калашникову.

Есть немало произведений, повествующих о детстве писателя, в мировой литературе.

В основе драмы Островского «Гроза» лежит с окружающим тёмным царством конфликт Катерины.

На дачу переехал Обломов; там он изменил своей привычке лежать на диване и ничего не делать.

II. Бедность речи учащихся, ограниченность словаря и неразвитость синтаксического строя их речи

1. повтор одного и того же слова в рамках небольшого контекста

Недавно я прочитала одну интересную книгу. Эта книга называется…

2. употребление рядом или близко однокоренных слов

В рассказе «Муму» рассказывается…

В образе Онегина изображён..

3. необоснованные повторы одних и тех же аффиксов

Мечтательность, несобранность, леность Обломова мешали ему найти своё место в жизни.

Кабаниха всё время приставала к Катерине, придиралась к ней, приводила ей в пример себя.

4. употребление штампов

В своей комедии Грибоедов очень остро поставил ряд важнейших проблем того времени.

Дикой категорически отказался помочь Кулигину.

Под свист снарядов, рискуя жизнью, князь выполнил задание.

5. однотипность или слабая распространённость синтаксических конструкций

Мужчина был одет в ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью.

Чичиков познакомился со всеми главными чиновниками города и окрестными помещиками. Помещики пригласили его в гости. Чичиков обрадовался этому. Потому что он хотел купить у них мёртвые души.

6. неумение строить контекст, отсутствие связи (логической и лексико-грамматической) между соседними предложениями

III. Нарушение требования выразительности речи (это обычно связано с тем, что при отборе языковых средств ученик недостаточно учитывает речевую ситуацию)

* недочёты в выборе нужных стилистических средств

1. употребление слов иной функционально-стилистической окраски

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору.

2. неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и конструкций

Рядом сидит папа одного из малышей.

У Олега Кошевого были дружки – Иван Земнухов и Сергей Тюленин.

* злоупотребление выразительными средствами языка

3. нагромождение эпитетов или неоправданное их употребление

В доме свекрови Катерина постоянно испытывала тягостное, тоскливое, безрадостное ощущение.

И этот новый мир тиранит светлое, чистое, возвышенное начало в Ларисе, причём его гнёт, его насилие сильнее, чем прежде, так как скрыты под внешней изящной формой.

4. неоправданное употребление метафор, сравнений, фразеологизмов и иных образных средств

Раскольников похож на карту: одна половине красная, другая – чёрная. Красная – это душа, чёрная – разум.

Поэзия Владимира Высоцкого – это зеркало с живым лицом и огромными глазищами, видящими мир субъективно.

Онегин безумно влюбился в Татьяну, но когда он наконец добился откровенного разговора с ней, ему пришлось уйти несолоно хлебавши, хотя она призналась, что любит его по-прежнему.

* использование неблагозвучных сочетаний

(практически никогда не расценивается как ошибка)

5. скопление гласных

А у Андрея Болконского отношение к свету было совсем иным.

Писателя интересовала и эта особенность человеческого мышления.

6. скопление шипящих

Роман «Мать» — замечательнейшее произведение, изображающее лучших людей того времени, посвятивших свою жизнь борьбе за светлое будущее.

7. скопление одинаково звучащих частей слов

Молодогвардейцы много раз распространяли различные листовки.

НЕДОЧЁТЫ СОДЕРЖАНИЯ

1. Фактические ошибки

Фактические ошибки – нарушения информационной (смысловой) достоверности и точности излагаемого:

— отступления от использованных источников, жизненной правды;

— несоответствие формулируемых положений и трактовок описываемой реальности.

2. ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Логические ошибки связаны с погрешностями в логике изложения.

I. Нарушение чёткого порядка мыслей и частей работы при внутреннем отсутствии плана:

— неуместное и навязчивое повторение одного и того же положения;

— дублирование трактовок и выводов;

— немотивированное соположение различных частей работы;

— невнимание учащихся к выделению абзаца;

— неумение пользоваться красной строкой для отражения и оформления логико-композиционного членения конструируемого текста.

II. Логический пропуск:

— отсутствие связи между мыслями;

— неумелый переход от одного положения к другому;

— необозначенная связь различных подтем.

Показатели содержания, которые не поддаются количественному выражению в процессе проверки

— соответствие высказывания теме;

— умение или неумение автора работы отбирать факты и оперировать материалом в границах, обозначенных темой;

— наличие отступлений от темы;

— достаточная или недостаточная полнота содержания, определяемая развёрнутостью главных микротем сочинения;

— самостоятельность в выборе идеи;

— другие особенности высказывания, свидетельствующие о творческом проявлении личности учащегося (умелое использование способов усиления выразительности речи, большой объём творческой работы и др.).

Эти черты содержательного плана не нуждаются в стандартизированных пометах, однако педагогический эффект проверки и оценки возрастёт, если учитель умеет заметить и поощрительно оценить, выделить содержательные находки и удачи юного автора.

Тема 27. Лексические и фразеологические нормы

1. Укажите ряд омонимов:

1) холодный дождь, теплый воздух;

2) волноваться за маму, беспокоиться за друга;

3) зеленый лук, тугой лук;

4) кнопка звонка, канцелярская кнопка;

5) солнечный свет, объехал весь свет.

2. Найдите ряд, в котором есть синонимы:

1) изречение, афоризм;

2) интеллигентный, интеллигентский;

3) отрывок, фрагмент;

4) продолжаться, длиться;

5) лестно, льстиво.

3. Укажите ряд многозначных слов:

1) вестибюль, доверие, каталог;

2) кнопка, кисть, хлеб;

3) циновка, жюри, изморозь;

4) конкурс, космос, обаяние;

5) дорога, лист, стол.

4. Отметьте предложения с речевыми ошибками:

1) писатель подробно описывает о жизни;

2) эта истина очевидна для всех;

3) мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей;

4) в турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия, Франция и др.;

5) все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.

5. Отметьте предложения с речевыми ошибками:

1) комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность;

2) море глаз устремились на знаменитого актёра;

3) кротким характером девушка выдалась в отца;

4) в первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо;

5) банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.

6. Отметьте предложения с речевыми ошибками:

1) бездна звёзд смотрели на меня в ночной тиши;

2) в своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ;

3) думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалёк к истине;

4) Витя – ужасный невежда в музыке;

5) девочка окунула мордочку голодного котёнка в молоко.

7. Укажите, в каких вариантах слова устаревшие:

1) коксохимия, шихта, шамот;

2) акванавт, луноход, прилуниться;

3) аквариум, вентилятор, фонтан;

4) уезд, волость, губерния;

5) кафтан, ендова, светец.

8. Укажите, в каком варианте указаны диалектизмы:

1) компьютер, космонавт, менеджер;

2) засека, ракита, площадя;

4) пила, фуганок, долото;

5) скальпель, премьера, эксперт.

9. Укажите, в каких рядах допущена орфографическая ошибка:

1) аббревиатура, компиляция, кунсткамера, легитимный, разевать;

2) диллема, префектура, миссия, проволока, фиаско;

3) брандспойт, галлюцинация, колледж, как раз, труженик;

4) исподтишка, интеллект, лепрозорий, регрес, фуникулёр;

5) палисадник, попурри, цейтнот, эквилибристика, юннат.

10. Укажите, в каком варианте дано неверное лексическое значение:

1) эквивалент – нечто равнозначное чему-либо, способное полностью заменить его;

2) Фарисей – добродушный человек;

3) какофония – лишённое всяко благозвучия, сумбурное сочетание звуков (в музыке, стихах);

4) гильотина – орудие смертной казни – машина, отсекающая голову;

5) импресарио – лицо или организация, импортирующее что-нибудь.

11. Укажите ряд антонимов:

1) неслучайный, намеренный;

2) знание, невежество;

5) любовь, ненависть.

12. Укажите, в каком варианте указаны профессионализмы, относящиеся к музыкальному искусству:

1) увертюра, октава, аккорд, вокализм;

2) нотариус, презумпция невиновности, иск;

3) яхта, парусник, бриг;

4) ложа, партер, амфитеатр;

5) солист, ария, концерт.

13. Установите соответствие между фразеологизмами, характеризующими человека, и их значение:

3. кисейная барышня;

4. святая простота;

5. змея подколодная.

а) женщина, лишенная обаяния и поглощенная книжными, учеными интересами;

б) человек, играющий незначительную, жалкую роль в жизни;

в) излишне доверчивый, наивный, простоватый человек;

г) изнеженный, неприспособленный к жизни человек;

д) злой, коварный подлый человек.

Ответ:1б 2а 3г 4в 5д

14. Укажите, значение какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно:

1) верста коломенская – человек очень высокого роста;

2) прикусить язык – испугаться;

3) без царя в голове – не иметь ума;

4) поставить с ног на голову – исказить факты;

5) белая ворона – человек в белом.

15. Укажите, в каких предложениях допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота:

1) он был бойцом не робкого десятка;

2) сам заварил кашу, сам теперь и расхлёбывай;

3) Сергея все без меры хвалили, возносили его до небес;

4) по этой дороге он ходил с детства, любил её, знал как свои пальцы;

5) жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался.

16. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность:

1) тропинка шла вдоль прибрежного обрыва;

2) речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя;

3) взошло солнце и осветило всё вокруг;

4) я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды;

5) много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.

17. Укажите, в каком предложении нарушена лексическая сочетаемость:

1) всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение;

2) во время жизни в Париже поэт тосковал по родине;

3) жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно;

4) И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый»;

5) у охотников самым осторожным зверем считается шакал.

18. Укажите, в каком предложении нарушены лексические нормы:

1) в зимнем лесу есть своя неповторимая красота;

2) туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции;

3) Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе;

4) живописный лес тянется вдоль реки;

5) багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.

19. Укажите, в каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения:

1) в ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви;

2) окна моей комнаты выходят в сад;

3) снежная лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах;

4) незнакомец показался ему человеком добрым;

5) отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.

20. Укажите предложение, в котором есть диалектное слово:

1) я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им;

2) пожухла трава на полях;

3) Яков в шапке, в замашной рубахе сидел на телеге;

4) я долго смотрел вслед уезжающей карете;

5) буряки-то нынче народились.

21. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм:

1) бригада работала засучив рукава;

2) рыба в воде чувствовала себя великолепно;

3) Борис Петрович пожелал нам ни пуха ни пера;

4) и деревья умирают стоя;

5) засучив рукава, мама мыла посуду.

22. Укажите предложение, в котором есть профессионализм:

1) за баранкой я лет уж пятнадцать;

2) фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи;

3) все встали молча и удалились;

4) вечером выпал снег;

5) ветром сорвало последние листья с берёзки.

23. Выберите варианты ответов, в которых допущены лексические ошибки.

1) Митрофан — человек неразвитой, настоящий тупяк;

2) слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, и назовёт меня всяк сущий в ней язык;

3) Онегину грозило разорительство;

4) на космодром летело несколько космонавтов;

5) госпожа Простакова грубо обходилась со своими крепостниками.

24. Выберите варианты ответов, в которых правильно приведено значение фразеологизмов:

1) разделать под орех ‒ сильно бранить кого-либо, одержать полную победу;

2) подливать масло в огонь ‒ что-либо поджигать с помощью горючей смеси;

3) со щитом или на щите ‒ победить или умереть;

4) попасть впросак ‒ застрять в автомобильной пробке;

5) кричать (орать) во всю ивановскую ‒ кричать очень громко

25. Выберите варианты ответов, в которых нет лексических ошибок:

1) руководили борьбой партизан во время наполеоновского нашествия Денисов, Долохов и другие товарищи;

2) Яков Лукич, взалкав одиночества, ушёл на гумно и часа два сидел, думал;

3) советская космическая ракета успешно совершила прилунение;

4) помещики заставляли дворовых работать и по выходным дням;

5) от ударных бригад к ударным цехам, от цехов к ударным заводам.

26. Выберите варианты ответов, в которых допущены ошибки в толковании фразеологизмов:

1) заморить червячка ‒ произвести обработку почвы химикатами с целью уничтожения насекомых;

2) хранить как зеницу ока ‒ очень бережно относиться к чему-либо;

3) дать зелёную улицу ‒ это насадить зелёные деревья вокруг дороги;

4) отложить дело в долгий ящик ‒ отложить дело на продолжительный срок;

5) бить ключом ‒ драться с применением слесарных инструментов.

27. Выберите варианты ответов, в которых правильно употреблены фразеологизмы:

1) в этом деле даже муха носа не подточит;

2) жизнь в поселке била ключом;

3) у Плюшкина крестьяне помирают, как мухи;

4) сильно бросалась в глаза жёлтая краска на стенах домов;

5) Макар отложил дело в длинный ящик.

28. Выберите варианты ответов, в которых неудачно употреблены диалектные и просторечные слова:

1) когда в городе узнали о поступках Чичикова, то среди чиновников поднялся большой сполох;

2) ленинградские шахматисты заняли первое место в командном зачёте;

3) Хлестаков, рассказывая о петербургской жизни, гораздо сильно врёт;

4) в следующее воскресенье все ученики нашего класса решили обратно поехать на экскурсию;

5) влияние товарищей оказало на него хорошее действие.

29. Укажите фразеологизм – антоним выражению «бить баклуши»:

1) гонять лодыря;

2) убить двух зайцев;

3) работать до седьмого пота;

4) вбить в голову;

5) не покладая рук.

30. Укажите, в каком варианте дан фразеологический оборот со значением «обманывать»:

1) высунуть язык;

3) вводить в заблуждение;

5) морочить голову.

31. Укажите, значение какого слова определено неверно:

1) галера – старинное гребное военное судно;

2) химера – порода собак;

3) сациви- блюдо грузинской кухни;

4) фаэтон – легкий экипаж с откидным верхом.

32. Укажите, значение какого слова определено неверно:

1) пассат – сухой тропический ветер;

2) пассы – броски мяча в футболе, хоккее;

3) левретка – служанка императрицы;

4) фуэте – танцевальная фигура: многократные повороты на одной ноге.

33. Значение «человек с узким кругозором и ханжеским поведением» имеет слово:

34. Укажите предложение, в котором есть слово, употребленное в несвойственном ему значении:

1) это была весьма одиозная юная леди, любимица всего света;

2) многие из нас увлеклись элитарными занятиями, такими, как дартс и бильярд;

3) старое отмирает, но его ментальность продолжает существовать;

4) принятый Государственной Думой мораторий регулирует порядок проведения выборов.

35. Укажите словосочетания с речевой избыточностью:

1) свободная вакансия;

2) креативное воплощение;

3) ледяной айсберг;

4) льготное кредитование.

36. Укажите словосочетания с речевой избыточностью:

1) промышленная индустрия;

2) идеологическая диверсия;

3) политические дивиденды;

4) прейскурант цен.

37.Укажите словосочетания с речевой избыточностью:

1) бранная инвектива;

2) идеологический прессинг;

3) предполагаемая гипотеза;

4) самое оптимальное решение.

37. Укажите словосочетания с речевой избыточностью:

1) равный паритет;

2) период времени;

3) харизматическая личность;

4) гигантский исполин

38. Укажите, значение каких слов (или слова) определено неверно:

1) демагогия – намеренное искажение фактов, лесть, лживые обещания, используемые для достижения своих целей;

2) импровизатор – тот, кто исполняет произведение сразу, без подготовки, сочиняя его «на ходу»;

3) номенклатура – перечень, упорядочение по номерам;

4) парапет – невысокая стенка, ограда.

39. Укажите, значение каких слов (или слова) определено неверно:

1) анклав – территория или часть территории одного государства, окруженная со всех сторон территорией другого государства;

2) конклав – плотно закрывающийся сосуд для нагревания при высоком давлении или высокой температуре;

3) бенефис – юбилейный спектакль в театре;

4) паритет – равноправие сторон.

40. Укажите, значение каких слов (или слова) определено неверно:

1) пакгауз – причал;

2) ментор – учитель, воспитатель в богатых дворянских или помещичьих семьях;

3) катарсис – нравственные страдания;

41. Укажите, значение каких слов (или слова) определено неверно:

1) лейтмотив – основная идея литературного произведения;

2) мимикрия – способность человека менять свои взгляды, образ жизни в зависимости от обстоятельств;

3) саботаж – проведение массовых акций в знак протеста;

4) эгоцентрист – политик, примыкающий к центристским партиям.

42. Укажите, значение каких слов (или слова) определено неверно:

1) эпитафия – стихотворение, написанное по поводу чьей-либо смерти;

2) пиар – система информационных связей с общественностью;

3) персонификация – олицетворение, наделение животного, предмета, явления, абстрактного понятия чертами человека;

4) резонёр – грубый, невыдержанный человек.

43. Укажите, значение каких слов (или слова) определено неверно:

1) канделябр – картина в резной, фигурной рамке;

2) каннибал – людоед;

3) канонизировать – причислять к лику святых;

4) ксилофон – музыкальный ударный инструмент из дерева

44. Укажите, Значение каких слов (или слова) определено неверно:

1) куафёр – парикмахер;

2) синус – пазуха, полость, углубление;

3) сиртаки – духовой музыкальный инструмент, разновидность флейты;

4) эспаньолка – треугольная шляпа.

45. Укажите, значение каких слов (или слова) определено неверно:

1) авеню – широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями;

2) куратор – студент-медик, следящий за ходом болезни лежащего в клинике больного;

3) буколика – жанр литературы, в котором идеализированно описан сельский быт;

4) миллениум – наступление нового века.

47. Укажите, значение какого слова определено неверно:

1) компиляция – соединение результатов чужих исследований, мыслей без самостоятельной обработки источников;

2) бонны – кредитные документы или деньги;

3) конформизм – приспособленчество, пассивное принятие мнений, существующего порядка вещей;

4) аутодафе – публичное сожжение еретиков по приговору инквизиции.

48. Укажите, значение какого слова определено неверно:

1) майолика – один из Карибских островов;

2) корифей – выдающийся на каком-либо поприще деятель;

3) альманах – непериодический литературный сборник произведений разных авторов;

4) валторна – духовой музыкальный инструмент в виде изогнутой трубы с широким раструбом.

49. Значение изъятие имущества в пользу государства имеет слово:

50. Укажите предложение, в котором есть слово, употребленное в несвойственном ему значении:

1) для лучшего подъема теста нужно добавить в него квинтэссенцию;

2) инаугурация президента намечена на пятнадцатое декабря;

3) он выражался на странном идиолекте – смеси нижегородского с какими-то зауральскими говорами;

4) специфику когнитивного развития детей изучает возрастная психология.

источники:

http://pandia.ru/text/78/279/67995.php

http://poisk-ru.ru/s44542t22.html

Тесты по культуре речи

Вариант
№ 1

  1. Отметьте
    номера слов с ударением на втором
    слоге

1)

сантиметр

2)

начал

3)

спала

4)

бармен

2.
Нормы сочетаемости слов нарушены в
словосочетании

1)

прочитать
доклад

2)

ностальгия
о детстве

3)

провозгласить
тост

4)

тосковать
по семье

3.
Слово употреблено в несвойственном
ему значении в предложении

1)

Председатель
домового комитета сделал анонс о
предстоящем собрании жильцов.

2)

На
горизонте показалась армада военных
кораблей.

3)

Когда
у героя неожиданно расстегнулись
краги на жилете, в зале раздался смех.

4)

В
техническом университете имеется
вакансия юриста.

5)

В
автомастерской водитель попросил
вправить вмятину на борту машины.

Речевые
ошибки допущены в предложении

4.

1)

В
заключение слово для доклада представили
директору школы.

2)

Мы
с готовностью окажем вам любую помощь.

3)

Представители
всех стран СНГ съехались на совещание
в Москву, а также Латвии и Литвы.

4)

Решая
свои проблемы, не забывайте помогать
другим.

5)

Устав
после занятий, мне не читалось.

5.

1)

Эта
традиция возродилась вновь в нашей
стране.

2)

Нас
перевели работать в отсталую бригаду.

3)

Большинство
летних месяцев мы провели на даче.

4)

Писатель
подробно описывает о жизни.

5)

Проснувшись
от телефонного звонка, я увидел, что
было уже семь утра.

6.

1)

Он
согласился на это скрипя сердцем.

2)

Эта
истина очевидна для всех.

3)

Всем
хорошо известны ранние романтические
произведения Горького.

4)

Уровень
воды в реке заметно повышается после
дождей.

5)

На
будущий день началось обсуждение
текущих дел.

7.

1)

Газета
«Аргументы и факты» недавно опубликовала
статью о деятельности новой партии.

2)

В
лаборатории накоплен достаточный
опыт по использованию новых материалов.

3)

Лектор
оперировал с точными фактами.

4)

Никто,
даже лучшие друзья, не мог помочь мне
выйти из кризиса.

5)

Шаляпин
на драматической сцене был так же
гениален, как и на оперной.

8.

1)

Недавний
студент, он быстро вошел в роль учителя.

2)

Закопченное
копотью окно избушки лесника не
пропускало даже яркого солнечного
света.

3)

Я
проходил мимо дома друзей и решил
зайти к ним на огонек.

4)

Его
идеи были прогрессивными и передовыми.

5)

Взревел
мотор, и самолет бросился ввысь.

9.
Укажите слово, лексическое значение
которого указано неверно

1)

Адекватный
– точно соответствующий, равный
чему-нибудь.

2)

Акватория
– растения, предназначенные для
аквариума.

3)

Арсенал
– склад оружия.

10.
Укажите слово женского рода

1)

НИИ

2)

Резюме

3)

ГЭС

11.
Образуйте от указанных существительных
форму именительного падежа множественного
числа и укажите только то, которое в
литературном языке имеет окончание
– а

1)

катер

2)

ревизор

3)

редактор

Вариант
№ 2

1.
Отметьте номера слов с ударением на
втором слоге

1)

подняла

2)

шофер

3)

украинский

4)

искра

2.
Нормы сочетаемости слов нарушены в
словосочетании

1)

играть
первостепенное значение

2)

вопреки
указания шефа

3)

принимать
меры

4)

приехать
с города

3.
Слово употреблено в несвойственном
ему значении в предложении

1)

На
столе вперемежку лежали разные
предметы.

2)

Завтра
состоится дебют нашего оркестра на
московской сцене.

3)

Известно
мнение критика о том, как ведет себя
русский человек на рандеву.

4)

Это
были незыблемые традиции нашего
братства, и никому не позволялось их
нарушать.

5)

Социологи
установили, что многие горожане не
удовлетворены их ежедневным бытием
в городской среде.

Речевые
ошибки допущены в предложении

4.

1)

Кружащиеся
чайки над морем были шумными и
горластыми.

2)

На
празднике ветеранам вручили памятные
сувениры и ценные подарки.

3)

В
этом решении первую скрипку играл ваш
покорный слуга.

4)

Возвращаясь
домой, мы попали в аварию.

5)

Некоторые
люди, особенно с нашего поколения, не
воспринимают современной музыки.

5.

1)

Популярность
этой певицы растет с каждым днем.

2)

Ученики
пристально слушали рассказ учителя.

3)

Свою
автобиографию я уже рассказал вам.

4)

Через
час начнется совещание по выработке
плана спасательных работ.

5)

В
конгрессе принимали участие тридцать
одна страна.

6.

1)

Тургенев
был необыкновенно чутким к смыслу и
красоте слова.

2)

Министр
финансов выступил о том, что курс рубля
будет зафиксирован.

3)

Всю
ночь не давал мне спать гулко
раздававшийся в ночной тишине заливистый
лай собак.

4)

Рисуя
пейзаж, у художника был задумчивый
вид.

5)

Раздался
долгожданный звонок, и Саша спросил
у Кати, что может ли он увидеть ее
сегодня.

7.

1)

Наш
завод производит телевизоры высокого
качества.

2)

В
зале не раз вспыхивали долго не
смолкающиеся аплодисменты.

3)

Мы
опоздали на поезд по независящим от
нас причинам.

4)

Однажды
на рыбалке случился с ним такой случай.

5)

По
вечерам отец часто рассказывал нам
любопытные истории из своей жизни.

8.

1)

Эта
женщина – прекрасный повар.

2)

Лес
тянется вдоль реки и очень живописный.

3)

В
турнире принимали участие представители
многих стран: Россия, Италия, Голландия
и другие.

4)

В
конце 18 века страна была разделена на
три неравные половины.

5)

Лучшие
пять работ премированы.

9.
Укажите слово, лексическое значение
которого указано неверно

1)

Анонс
– вид лица прямо спереди.

2)

Фаталист
– человек, уверенный в своих силах.

3)

Неординарный
– незаурядный, необыкновенный.

10.
Укажите слово женского рода

1)

кашне

2)

авеню

3)

Миссисипи

11.
Образуйте от указанных существительных
форму именительного падежа множественного
числа и укажите только то, которое в
литературном языке имеет окончание
– а

1)

колокол

2)

лацкан

3)

лектор

Вариант
№ 3

1.
Отметьте номера слов с ударением на
втором слоге

1)

цемент

2)

издавна

3)

исчерпать

4)

пуловер

2.
Нормы сочетаемости слов нарушены в
словосочетании

1)

делать
привилегии

2)

уделить
внимание

3)

отметить
о достоинствах

4)

освоить
новую технологию

3.
Слово употреблено в несвойственном
ему значении в предложении

1)

Мы
встретились на станции и, предвкушая
отдых на природе, с оптимальным
настроением двинулись на дачу.

2)

Читать
нотации было любимым делом нашего
педагога.

3)

Метафоры,
сравнения, гиперболы и подобные
архаичные выражения делают нашу речь
более выразительной.

4)

Путешественники
неожиданно наткнулись на жилище
австралийских аборигенов.

5)

Мушкетеры,
стуча сапогами и ботфортами, ворвались
в зал.

Речевые
ошибки допущены в предложении

4.

1)

После
встречи на высшем уровне стороны
подписали договор о взаимном
сотрудничестве.

2)

Если
живьем присмотреться к этим людям,
станут заметны их нелицеприятные
черты.

3)

На
экономический рост влияют многие
факторы – социальные, политические
и т.п.

4)

В
отряде партизан парнишка провел
несколько месяцев.

5)

Не
все хотят оплачивать за услуги, которые
государство предоставляет населению.

5.

1)

М.Ю.
Лермонтов пишет о своем поколении,
что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».

2)

Проснувшись,
ему сказали, что завтрак уже подан.

3)

Сегодня
праздник, но у меня самое будничное
настроение.

4)

Николай
выбрал самый кратчайший путь к дому.

5)

Этот
человек произвел на меня самое большое
воздействие.

6.

1)

Писатель
отобразил героя правдиво и эмоционально.

2)

Он
ничего не видит и не слышит, видно, с
головой ушел в работу.

3)

Эти
стихи я очень хорошо выучил назубок.

4)

Обоз
стоял на большом мосту, тянувшемся
через широкую реку.

5)

В
образе главной героини автор изобразил
свой идеал женщины.

7.

1)

Тёплые
весенние дни пришлись на начало апреля.

2)

Собор,
построенный в средние века и который
прославил город, надолго остался в
памяти у туристов.

3)

В
столовой, громко разговаривая, накрывают
на стол.

4)

Паренёк
поинтересовался у нас, как долго мы
ещё будем заняты и сможем ли ему помочь.

5)

Светильник
подвешен над диваном и очень красивый.

8.

1)

В
первое время по приезду в Москву он
чувствовал себя плохо.

2)

Врач
дал родителям несколько советов по
уходу за больным ребенком.

3)

Роман
«Отцы и дети» написаны И.С. Тургеневым
в 1862 году.

4)

Гости
были удивлены яркости карнавала.

5)

Она
прошла мимо, не удостоив меня даже
взглядом.

9.
Укажите слово, лексическое значение
которого указано неверно

1)

Фиаско
– ария, исполняемая в конце оперы.

2)

Фолиант
– толстая книга большого формата.

3)

Авангард
– часть войск, находящаяся впереди.

10.
Укажите слово женского рода

1)

тюль

2)

гуашь

3)

шампунь

11.
Образуйте от указанных существительных
форму именительного падежа множественного
числа и укажите только то, которое в
литературном языке имеет окончание
– а

1)

выбор

2)

директор

3)

инженер

Вариант
№ 4

1.
Отметьте номера слов с ударением на
втором слоге

1)

закупорить

2)

танцовщица

3)

каталог

4)

завидно

2.
Нормы сочетаемости слов нарушены в
словосочетании

1)

верность
к мужу

2)

озабочен
о здоровье детей

3)

принимать
за сумасшедшего

4)

предотвратить
неверной шаг

3.
Слово употреблено в несвойственном
ему значении в предложении

1)

Пол
комнаты был устелен старинными
гобеленами ручной работы.

2)

К
юбилею города были изданы открытки и
красочные букеты.

3)

В
конце года состоится мой бенефис, в
котором я впервые выйду на сцену.

4)

Эту
аксиому ещё предстоит доказать будущим
математикам.

5)

Воланд
в романе Булгакова изображен автором
как прототип дьявола.

Речевые
ошибки допущены в предложении

4.

1)

Газеты
неоднократно отмечали о том, что в
последнее время российская экономика
стабилизировалась.

2)

Критика
отметили, что в последние годы стиль
художника стал гораздо менее проще.

3)

Я
горжусь всеми тремястами пятьюдесятью
семью марками, которые хранятся в моей
коллекции.

4)

Фирма
распространяет среди потребителей
со значительной скидкой пробную партию
новой косметики.

5)

Долгосрочные
прогнозы не рискуют делать не только
метеоцентры России, но и в Европе.

5.

1)

Свыше
пятисот народностей проживают на этом
континенте.

2)

Президент
попросил доложить всё, что сейчас
происходит в стране.

3)

Щенок
изгрыз мою туфлю настолько, что целыми
остались одни шнурки.

4)

Главный
режиссер считает, что без финансовых
поддержек театр существовать не может.

5)

Золотой
век подарил на плеяду выдающихся
писателей.

6.

1)

Среди
генералов царило воинствующее
настроение по отношению к противнику.

2)

Наставнику
важно предостеречь первый шаг своего
воспитанника.

3)

Я
с готовностью окажу вам любую помощь.

4)

Без
соответствующей профилактики трудно
предотвратить опасность возгорания.

5)

В
период студенческой практики мы
собирали произведения разных жанров
народного фольклора.

7.

1)

Не
покупайте некачественные крема в
уличных палатках.

2)

Мой
рассказ будет неоконченным, не упомянув
о дорожном происшествии.

3)

На
обед мы заказали салат из помидоров,
овощной суп и гуляш.

4)

Некоторые
люди, особенно с нашего поколения, не
воспринимают современной музыки.

5)

Возвращаясь
домой, мы попали в аварию.

8.

1)

Мы
подготовили около двухста специалистов,
но только третья часть из них сдала
экзамены.

2)

В
этом решении первую скрипку играл ваш
покорный слуга.

3)

Перед
праздником магазин проводит распродажу
чулок и носков.

4)

В
период феодальной раздробленности
народ терпел двойственный гнет.

5)

Мы
как-то свыклись к тому, что нет никаких
больших потрясений.

9.
Укажите слово, лексическое значение
которого указано неверно

1)

Сноб
– специалист в области древних
цивилизаций.

2)

Тривиальный
– лишенный своеобразия, новизны.

3)

Аннулировать
– объявить или признать что-либо
юридически недействительным, отменить.

10.
Укажите слово женского рода

1)

домище

2)

вуаль

3)

ООН

11.
Образуйте от указанных существительных
форму именительного падежа множественного
числа и укажите только то, которое в
литературном языке имеет окончание
– а

1)

ботинок

2)

сапог

3)

рельс

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Это какая то ошибка мем
  • Эта идея мне гармонирует лексическая ошибка
  • Это изображение не может быть фоном рабочего стола внутренняя ошибка
  • Эта версия приложения youtube устарела а обновления для вашего устройства недоступны как исправить
  • Это значение должно быть скаляром маткад как исправить