Эта оправа для очков более женская чем мужская как исправить предложение

Работа по теме: пособие. Глава: Вариантные формы полных и кратких прилагательных. ВУЗ: БГПУ.

Вариантные формы полных и кратких прилагательных

В
парах полных прилагательных в творительном
падеже, например: вечерней
зарей
вечернею
зарею,
деревянной
ложкой
деревянною
ложкой
вторые формы устарелые; в
поэтической речи эти варианты равноправны.

Примечание.
В паре Божья

Божия

вторая форма употребляется в высоком
стиле.

Равноправны
варианты
кратких форм прилагательных
(на-ени-енен),образуемых от полных
форм с неударяемым-енный,например:бездействен
бездейственен;безнравствен
безнравственен;
беспочв
ен
беспочвенен;
бесчувств
ен
бесчувственен;
величеств
ен
величественен;
воинств
ен
воинственен;
единств
ен
единственен;
естеств
ен
естественен;
злокачеств
ен
злокачественен;
искусств
ен
искусственен;
медл
ен
медл
енен;
могуществ
ен
могущественен;
мужеств
ен
мужественен;
невежеств
ен
невежественен;
ответств
ен
ответственен;
подведомств
ен
подведомственен;
посредств
ен
посредственен;
родств
ен
родств
енен;
свойств
ен
свойственен;
соответств
ен
соответственен;
существ
ен
существенен;
таинств
ен
таинственен;
тождеств
ен
тождественен;
явств
ен
явств
енен.

Формыбезбоязнен,
безжизн
ен,
безукоризн
ен,
бессмысл
ен,
болезн
ен,
двусмысл
ен,
легкомысл
ен,
многочисл
ен,
неприязн
ен
не допускают
вариантов
.

Различаютсякраткие прилагательные на-енени краткие причастия на-ен.Ср.:

случай
вполне определ
енен
(ясен)
срок отъезда уже
определ
ен(установлен, намечен);

старик
весьма почт
енен(достоин почтения) –юбиляр почтен
нашим вниманием
(его почтили вниманием);

вид
актера принужд
енен(натянут, неестествен) –брат принужден
уехать
(делает по принуждению).

У
одних прилагательных в краткой форме
появляется беглый
гласный
между конечным согласным
корня и суффиксом, у других беглый
гласный в этих случаях отсутствует.
Ср.:

кислый
кисел,
светлый
светел,
теплый
тепел;

круглый
кругл, мокрый мокр,
смуглый
смугл, тухлый
тухл.

Форма
острпри
нормативнойостёрявляется допустимой
в значении«имеющий хорошо колющий
или режущий конец».

Задание
10
.
Образуйте
краткие формы прилагательных. Укажите
возможные
варианты.

Безболезненный,
безжизненный, бесчисленный, величественный,
воинственный, двусмысленный, действенный,
естественный,
искренний, медленный, родственный,
тождественный,
торжественный, царственный, явственный.

Формы степеней сравнения имен прилагательных

Простая
форма

сравнительной
степени

употребляется
во всех речевых стилях,
в частности в разговорной речи, а сложная
в основном свойственна
книжной
(научной и деловой) речи.
Ср. бытовые: Брат
выше
сестры; Этот дом
выше
соседнего

и книжные: Показатели
роста внешней торговли в этом году
более
высокие,
чем в прошлом.

Ср. также: Оля
была
серьезней
Нины

(Фадеев). –
Дальнейшие
опыты были более
сложные,
чем предыдущие

(акад. И.П. Павлов).

Равноправны
варианты

простой формы сравнительной степени,
например: бойче

бойчее
,
звонче

(в художественной речи чаще) звончее,
ловче

ловчее.
От слова молодой
образуется форма моложе
(младше
имеет
значение «ниже по должности, по званию,
по чину»
).

Разговорный
характер присущ выражениям живет
лучше
прежнего

(в значении «лучше, чем прежде»), устал
больше
вчерашнего

(«больше, чем вчера») и т.п.

Форма
сравнительной степени на -ей
(скорей,
смел
ей
и т.п. употребляется в разговорном языке
и в стихотворной речи.

Не
соответствует нормам литературного
языка

соединение в одной конструкции простой
и сложной формы сравнительной степени
типа «более
интереснее»
;
ср. довольно часто встречающиеся
выражения более
лучшее положение, более худшие привычки

и т.п., но возможно
сочетание
более
старший.

Формы
с приставкой по-,
вносящей добавочное значение не большой
степени увеличения или уменьшения
качества, характерны для разговорной
речи, например: сделать
получше,
стать
повыше,
проснуться
пораньше
и т.д. (ср. в деловой речи: немного
лучше, немного выше, немного раньше
).
Неоправданны
сочетания смешанного типа:
рассказать
несколько поподробнее

(в самой форме «поподробнее» уже
заключено значение «несколько, немного»).
Такой же разговорный оттенок имеют
формы сравнительной степени с приставкой
по-
и в других значениях:

в
значении «в
большей степени, чем обычно»,
например: Мое
дело, ежели разобраться,
поважнее,
чем этот рояль

(Паустовский);

в
значении «насколько
возможно»,
например: Выбрав
крыльцо
попросторнее,
расположились на нем

(Солоухин).

В
наречных парах

более

больше,
мен
ее

меньше,
дал
ее

даль
ше,
ран
ее

рань
ше
первые
варианты
(на -ее)
характерны для
книжной речи,
вторые
(на -ше)
используются
в нейтральном стиле.
Ср.: говорить
бол
ее
чем серьезно

ждать боль
ше
двух часов.

Такое же разграничение проводится в
паре позднее

поз
же.
Следует обратить внимание на форму
более
в составе фразеологических сочетаний
более
или менее,
более
того,
более
чем, не
более
чем, тем
более.

Простая
форма превосходной степени

(в отличие от такой же формы сравнительной
степени) имеет
книжный оттенок,
а сложная
употребляется
во всех стилях речи;
ср.: высочайшие
вершины знания

самые
высокие
дома в городе;
строжайшие
меры взыскания

самые
строгие
воспитатели в школе-интернате.

Устарелый
оттенок

присущ смешанным конструкциям,
образованным сочетанием слова самый
с превосходной степенью прилагательного
(в форме на –ейший

-айший
уже заключено выражение предельного
признака); такие конструкции встречались
у писателей XIX века, например: по
самой выгодн
ейшей
цене

(Гоголь); один
из самых честн
ейших
людей

(Аксаков); самое
убедительн
ейшее
доказательство

(Белинский); самый
почетн
ейший
гость

(Достоевский). Реже используются они в
позднейшую эпоху. В наши дни сохраняются
единичные выражения этого типа:
самый
ближайший
путь, самая
кратчайшая
дорога, самым
теснейшим
образом
и
немногие другие.

Следует
разграничивать

сложную форму превосходной степени,
имеющую в своем составе местоимение
самый
(в тех случаях, когда высокая степень
качества выражается вне сравнения, так
называемая абсолютная
превосходная степень),
и форму с наречиями наиболее,
наименее

(относительная
превосходная степень;
последняя форма свойственна преимущественно
научной и публицистической речи),
например: самые
подходящие
условия —
наиболее
подходящие
условия.

Неудачно поэтому выбран вариант в
предложении: «Все
это требует от участников совещания
наиболее
серьезного подхода к делу»

(вместо: …самого
серьезного подхода к делу,

поскольку выражается высокая степень
без сопоставления носителей признака).

Задание
11.

Образуйте
все возможные формы степеней сравнения
приведенных
ниже прилагательных.
Объясните,
с помощью каких грамматических средств
это
можно сделать.
Объясните,
от каких прилагательных нельзя образовать
степени сравнения.
Охарактеризуйте
стилистические различия между простой
и сложной формами степеней сравнения.

Бойкий,
большой, важный, громадный, громкий,
злющий, искусный,
клетчатый, красивый, ловкий, плохой,
полосатый, розовый, сверхмощный,
скверный, сладкий, холостой, хороший.

Задание
12.

Прочитайте
предложения.
Найдите
нарушения, связанные с употреблением
форм
степеней сравнения.
Исправьте
предложения, аргументируйте свое
мнение.

1.
Мой друг самый честнейший человек. 2.
На следующем фестивале
все должны быть веселее и более
раскованнее. 3.
Эта оправа для очков более женская, чем
мужская. 4. Такой
вариант исправления текста еще более
худший. 5. Сейчас наиболее интенсивнее
развивается информатика. 6. Новая
кофточка
еще коричневее старой.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • « первая
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • . . .
  • последняя »

назад (Назад)скачать (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

тождествен.

Соответственный – соответственен и соответствен.

Безнравственный – безнравственен и безнравствен.

Искусственный – искусственен и искусствен.

Медленный – медлен.

Явственный – явственен.

Задание 3. Поставьте нужный суффикс:

1) Приход врача к заболевшему ребенку был весьма своеврем…2) Каждый объект частной собственности неприкоснов…3) Кто ответств… за проведение вечера? 4) Тон речи оратора был приподнят и торжеств…5) Доклад был безукоризн…6) Выход из создавшегося положения естеств…

1) Приход врача к заболевшему ребенку был весьма своевременен. 2) Каждый объект частной собственности неприкосновенен. 3) Кто ответственен за проведение вечера? 4) Тон речи оратора был приподнят и торжествен. 5) Доклад был безукоризнен. 6) Выход из создавшегося положения естествен.

Задание 4. Образуйте простую сравнительную степень прилагательных:

Бойкий, вязкий, горький, жалкий, жаркий, звонкий, плохой, робкий, хлесткий, хрупкий, узкий.

Бойкий – бойче.

Вязкий – вязче.

Горький – горче.

Жалкий – жальче.

Жаркий – жарче.

Звонкий – звонче.

Плохой – хуже.

Робкий – робче.

Хлесткий – хлеще.

Хрупкий — хрупче.

Узкий – уже.

Задание 5. Образуйте простую и сложную сравнительную и простую и сложную превосходную степень от указанных прилагательных. Поставьте ударение. Отметьте стилистическую окраску:

Образец: известный – известнее – более известный; известнейший, самый известный.

Красивый, талантливый, высокий, низкий, сладкий, вкусный, популярный, образованный, дорогой, сухой.

Красивый – красивее – более красивый; красивейший, самый красивый.

Талантливый – талантливее – более талантливый; талантливейший, самый талантливый.

Высокий – выше – более высокий; высочайший, самый высокий.

Низкий – ниже – более низкий; нижайший, самый низкий.

Сладкий – слаще – более сладкий; сладчайший, самый сладкий.

Вкусный – вкуснее – более вкусный; вкуснейший, самый вкусный.

Популярный – популярнее – более популярный, популярнейший, самый популярный.

Образованный – образованнее – более образованный; образованнейший, самый образованный.

Дорогой – дороже – более дорогой; дражайший, самый дорогой.

Сухой – суше – более сухой; самый сухой.

Задание 6. Найдите нарушения, связанные с употреблением форм степеней сравнения прилагательных:

1) Мой друг самый честнейший человек. 2) На следующем фестивале все должны быть веселее и более раскованнее. 3) Эта оправа для очков более женская, чем мужская. 4) Такой вариант для исправления текста еще более худший. 5) Сейчас наиболее интенсивнее развивается информатика. 6) Новая кофточка еще коричневее старой.

1) Мой друг самый честный человек. 2) На следующем фестивале все должны быть веселее и раскованнее. 3) Эта оправа для очков больше женская, чем мужская. 4) Такой вариант для исправления текста еще более худший. 5) Сейчас наиболее интенсивно развивается информатика. 6) Новая кофточка еще коричневей старой.

Особенности употребления числительных

Задание 1. Дайте оценку употреблению в речи собирательных числительных; в случае необходимости замените их количественными. Исправьте ошибки при употреблении числительных.

1. Четверым молодым работницам присвоен очередной

  • « первая
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • . . .
  • последняя »

Интересная статья: Быстрое написание курсовой работы

Тема «Степени сравнения имён прилагательных»
изучается в 6-м классе. Соединение в одной
конструкции простой и сложной форм степеней
сравнения имён прилагательных –
распространенная грамматическая ошибка ( «более
сильнее», « самый интереснейший») не только
учащихся 6 класса, но и выпускников школы, которые
готовятся к сдаче ЕГЭ. При изучении степеней
сравнения наречий тоже возникают проблемы,
связанные с различением форм простой
сравнительной степени прилагательных и наречий.
При выполнении задания В-2, где нужно выписать все
прилагательные, нужно уметь находить все имёна
прилагательные, в том числе и в форме
сравнительной степени.

Цель урока:

  • познакомить учащихся со степенями сравнения
    прилагательных;
  • научить образовывать прилагательные в форме
    сравнительной и превосходной  степеней;
  • показать синтаксическую роль в предложении
    данных форм прилагательных.

Оборудование: проектор, экран или
интерактивная доска (для объяснения нового
материала), а также для выполнения практического
блока.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Вступление по теме урока, объяснение целей.
  3. Теоретический блок (Приложение
    1
    )
  4. Ответы на возникшие вопросы.
  5. Практический  блок.
  6. Физминутка на 25 минуте урока.
  7. Объяснение домашнего задания.
  8. Подведение итогов.

II. Практический блок

1. Образуйте (и запишите) простую сравнительную
степень от следующих прилагательных: чёткий,
резкий, лёгкий, мягкий, жёсткий, частый, сладкий,
чистый, простой, густой.

2.  Выделите суффиксы в прилагательных: слаще,
тоньше, приветливее, громче, глубочайшее, круче,
крупнейшее, мягче, легче, твёрже, мельче.

3. Образуйте простую форму сравнительной
степени прилагательных. Поставьте ударение.

Красивый, пр.…ятный, счас…ливый, спокойный,
удобный, ужасный, пр…красный, пр…лежный,
пр…чудливый, пр…влекательный, пр…зрительный,
старый, искусный, св…бодный.
Дорогой, сухой, твёрдый, богатый, крутой, густой,
простой, толстый, чистый, громкий, мелкий,
горький, сладкий, мягкий, лёгкий.
Долгий, ранний, старый, тонкий, далёкий, горький.
Малый, плохой, хороший.

4. Спишите, подчёркивая имена прилагательные в
форме сравнительной и превосходной степени как
члены предложения.

По территории… нашей Родины т…чёт самая
большая река  в Европ…— Волга. Среднесибирск…
пл…скогорье – одно из крупнейших в мир… .
Ключевская сопка – самый высокий вулкан в Ази… .
Пр…рода Северн… Урала суровее пр…роды Средн… и
Южн… Урала.

5. Спишите, образуя от имён прилагательных,
данных в скобках, простую сравнительную степень.
Подчеркните их как члены предложения. У каких
прилагательных форма простой сравнительной
степени берётся от другой основы?

Здоровье (дорогой) золота. Добрые слова
(хороший) мягкого пирога. После работы еда
(вкусный). Правда (светлый) солнца. Дождливое лето
(плохой) осени.

Образуйте составную форму сравнительной
степени, употребив прилагательные во всех трёх
родах.

Грус (?)ный, яс (?)ный, опас (?)ный, безжалос (?)ный,
пр.…лежный.

6. Запишите прилагательные в форме простой и
составной превосходной степени. Выделите
суффикс, подчеркните чередующиеся согласные.

Красивый, слабый, счастливый, счастливый,
простой, интересный, богатый, краткий, лёгкий,
мягкий, редкий, тонкий, яркий, высокий, глубокий,
широкий, великий, строгий.

7. Образуйте все возможные формы степеней
сравнения приведённых ниже прилагательных.
Укажите, от каких прилагательных степени
сравнения образовать нельзя.

8. Бойкий, большой, важный, громадный, громадный,
громкий, злющий, искусный, клетчатый, красивый,
ловкий, плохой, полосатый, розоватый,
сверхмощный, скверный, сладкий, холостой,
хороший.

9. Прочитайте предложения. Найдите нарушения,
связанные с употреблением форм степеней
сравнения. Исправьте предложения,
аргументируйте своё мнение.

Эта оправа для очков более женская, чем мужская.
На следующем фестивале все должны быть веселее и
более раскованнее. Мой друг самый честнейший
человек. Такой вариант исправления текста ещё
более худший. Сейчас наиболее интенсивнее
развивается фармация. Новая кофточка ещё
коричневее старой.
Домашнее задание.

10. Какие реки, озёра, горы, города есть в вашей
местности? Сравните реки по ширине и длине, горы
по высоте, озёра по глубине, города и сёла по
величине. При составлении предложений
используйте синонимы многоводный, полноводный,
глубокий, бездонный, мелкий, неглубокий,
мелководный. Подчеркните прилагательные в форме
сравнительной степени.

Синонимия форм степеней сравнения имен прилагательных

Формы сравнительной степени с суффиксом -ей также характерны для разговорной речи: быстрее — быстрей, умнее — умней, опаснее — опасней. Формы красивше, слаже, хужее, бойчее, звончее и другие подобные носят просторечный характер.

Сравнительная степень прилагательных используется в речи для сравнения одного и того же качества в разных предметах: Нет сокровища дороже жизни. Пьяный водитель за рулем автомобиля не менее опасен, чем вооруженный бандит. В составе юридических терминов она употребляется без сравнения с другим предметом: менее тяжкие телесные повреждения, более мягкое наказание. В этом одна из особенностей языка права.

Формы превосходной степени характеризуются большим разнообразием в образовании и употреблении, чем формы сравнительной степени. Книжный характер имеет простая форма (особенно с приставкой наи-), сложная форма употребляется во всех стилях речи. Ср.: важнейший, наиважнейший — самый важный, светлейший — самый светлый, строжайший — самый строгий. Обратите внимание, что простые формы превосходной степени более экспрессивны, чем сложные. Сложные формы, составленные из простой сравнительной степени и слова всех и др.), имеют разговорный оттенок.

Соединение простой и сложной форм противоречит языковой норме: самый опаснейший, самый тяжелейший. Надо: опаснейший или самый опасный, тяжелейший или самый тяжелый.

К сожалению, в последние годы в радио- и телепередачах все чаще можно услышать в самый ближайший, кратчайший срок; самая опаснейшая болезнь, самая важнейшая задача, что нарушает литературную норму. Интересно, что в юридическом термине наказание ниже низшего предела соединяются простые формы сравнительной и превосходной степени.

Практические упражнения «Степени сравнения имен прилагательных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемые задания можно использовать для индивидуальной проверки знаний учащихся в различных формах: на карточках, у доски, в качестве дополнительного домашнего задания, при проведении устного зачета и т.д. Задания позволяют не только определять уровень теоретической подготовки, но и расширять словарный запас учащихся, работать над речевой культурой.

Просмотр содержимого документа
«Практические упражнения «Степени сравнения имен прилагательных»»

Упражнение 1.

Прослушайте отрывок из текста В. Белова. Выпишите прилагательные и образуйте простую превосходную степень.

Если не считать подснежную клюкву, то самой первой после зимы появляется в лесу земляника. Трудно даже представить, сколько людей воспитала эта самая ранняя, самая яркая, самая душистая, самая сладкая ягода! Именно воспитала, поскольку главное воспитание происходит в детстве.

Упражнение 2.

Образуйте (и запишите) простую сравнительную степень от следующих прилагательных.

Чёткий, резкий, лёгкий, мягкий, жёсткий, частый, сладкий, чистый, простой, густой.

Упражнение 3.

Выделите суффиксы в прилагательных.

Слаще, тоньше, приветливее, громче, глубочайшее, круче, крупнейшее, мягче, легче, твёрже, мельче.

Упражнение 4.

Спишите пословицы, образовав простую сравнительную степень; обозначьте суффиксы и определите, каким членом предложения являются прилагательные в сравнительной степени.

Правда (светлый) солнца.

Старый друг (лучший) двух.

Утро вечера (мудреный).

Здоровье ( дорогой ) золота.

Дождливое лето (плохой) осени.

Упражнение 5.

Прочитайте, определите сравни­тельные степени прилагательных и объяс­ните, как вы это сделали.

1. Доброе братство сильнее богатства.

2. Утро вечера мудренее.

3. Вол­нам их воля и холод дороже знойных полудня лучей.

4. По крайней мере, звук, речей казался иногда нежней.

5. Она была на полголовы ниже сестры.

Упражнение 6.

Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательных. Поставьте ударение.

Красивый, пр.…ятный, счас…ливый, спокойный, удобный, ужасный, пр…красный, пр…лежный, пр…чудливый, пр…влекательный, пр…зрительный, старый, искусный, св…бодный, дорогой, сухой, твёрдый, богатый, крутой, густой, простой, толстый, чистый, громкий, мелкий, горький, сладкий, мягкий, лёгкий, долгий, ранний, старый, тонкий, далёкий, горький,
малый, плохой, хороший.

Упражнение 7.

Сравните предметы по заданному признаку. Составьте предло­жения. Подчеркните прилагательные как члены предложения.

1. Лёд и вода, платина и золото, молоко и сливки — сравнение по весу.

2. Юпитер и Земля, океан и море — по величине.

3. Волга и Амазонка, анаконда и сетчатый удав — по длине.

4. Сириус и Полярная звезда — по яркости.

5. Родниковая и речная вода — по чистоте.

6. Растительность тундры и тайги — по густоте.

Упражнение 8.

Спишите, подчёркивая имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени как члены предложения.

По территории… нашей Родины т…чёт самая большая река в Европ.. — Волга. Среднесибирск… пл…скогорье – одно из крупнейших в мир… . Ключевская сопка – самый высокий вулкан в Ази… . Пр…рода Северн… Урала суровее пр…роды Средн… и Южн… Урала.

Упражнение 9.

Спишите, вставляя на место пропусков подходящие по смыслу прилагательные в форме сравнительной или превосходной (простой или составной) степени. Графически укажите синтаксическую роль вставленных слов. С теми словами, которые вы не использовали, составьте предложения и запишите их.

1. Алмаз — . камень на свете.

2. Физика мне кажется . предметом, чем химия.

3. Наша бригада имеет . показатели по производству электромоторов на заводе.

4. Мой старший брат . выше отца.

5. В детстве я хотел стать . во дворе.

Слова для справок: наиболее высокие, менее яркий, сильнее всех, самый твёрдый, лучше, более увлекательным, выше, интереснейший.

Упражнение 10.

Поставьте прилагательные в скобках в форму простой сравнительной степени.

Образец. На юге ночи (темный), чем на севере. – На юге ночи темнее, чем на севере.

1. Это упражнение (трудный), чем нам сначала показалось.

2. Эта книга (интересный).

3. Этот чемодан (дешевый), чем я ожидал.

4. Здесь путь (короткий).

5. Не нужно считать других людей (глупый) себя.

6. В этом году весна (теплый), чем в прошлом.

7. Днепр (широкий) и (глубокий) Днестра.

8. Дорога становилась все (узкий).

9. Подъем в гору оказался (крутой), чем предполагали туристы.

Упражнение 11.

Закончите предложе­ния, употребляя глагол становиться. Объясните способ образования степеней сравнения.

1. С наступлением весны дни . .

2. При нагревании вода . .

3. Там, где прошёл лыжник, снег . .

4. Ближе к устью река . .

5. Человек, который занимается спортом, . .

Упражнение 12.

Спишите, образуя от имён прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень. Подчеркните их как члены предложения. У каких прилагательных форма простой сравнительной степени берётся от другой основы?

1. Здоровье (дорогой) золота.

2. Добрые слова (хороший) мягкого пирога.

3. После работы еда (вкусный).

4. Правда (светлый) солнца.

5. Дождливое лето (плохой) осени.

Упражнение 13.

Образуйте составную форму сравнительной степени, употребив прилагательные во всех трёх родах.

Грус (?)ный, яс (?)ный, опас (?)ный, безжалос (?)ный, пр.…лежный.

Упражнение 14.

Подберите определения к данным существительным и поставьте их в простой форме превосходной степе­ни. Составьте предложения с полу­ченными словосочетаниями.

Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема.

Слова для справок: великий, богатый, благородный, краткий, глу­бокий, покорный, интересны

Упражнение 15.

Запишите прилагательные в форме простой и составной превосходной степени. Выделите суффикс, подчеркните чередующиеся согласные.

Красивый, слабый, счастливый, счастливый, простой, интересный, богатый, краткий, лёгкий, мягкий, редкий, тонкий, яркий, высокий, глубокий, широкий, великий, строгий.

Упражнение 16.

Образуйте все возможные формы степеней сравнения приведённых ниже прилагательных. Укажите, от каких прилагательных степени сравнения образовать нельзя.

Бойкий, большой, важный, громадный, громадный, громкий, злющий, искусный, клетчатый, красивый, ловкий, плохой, полосатый, розоватый, сверхмощный, скверный, сладкий, холостой, хороший.

Упражнение 17.

Прочитайте предложения. Найдите нарушения, связанные с употреблением форм степеней сравнения. Исправьте предложения, аргументируйте своё мнение.

1. Эта оправа для очков более женская, чем мужская.

2. На следующем фестивале все должны быть веселее и более раскованнее.

3. Мой друг самый честнейший человек.

4. Такой вариант исправления текста ещё более худший.

5. Сейчас наиболее интенсивнее развивается фармация.

6. Новая кофточка ещё коричневее старой.

Упражнение 18.

Какие реки, озёра, горы, города есть в вашей местности? Сравните реки по ширине и длине, горы по высоте, озёра по глубине, города и сёла по величине. При составлении предложений используйте синонимы многоводный, полноводный, глубокий, бездонный, мелкий, неглубокий, мелководный. Подчеркните прилагательные в форме сравнительной степени.

Упражнение 19.

Прочитайте предложения. Найдите нарушения, связанные с употреблением форм степеней сравнения. Исправьте предложения, аргументируйте своё мнение.

1. Эта ложка железнее, чем та.

2. Моя мама молодее твоей.

3. Осенью в лесу очень красивее, чем зимой.

4. Это самый огромнейший салют, который я видел.

5. Он более менее короткий.

6. Река Волга – наиболее длиннейшая в Европе.

7. Конфета сладче пряника.

8. Мое новогоднее платье самое блестючее.

9. Добрые слова хорошее мягкого пирога

Упражнение 20.

Образуйте простую форму сравнительной степени от прилагательных, данных в скобках, и запишите текст.

В детстве все было другим. (Яркий) было солнце, (сильный) запах полей, (громкий) был гром, (обильный) дожди и (высокий) трава. И (широкий) было человеческое сердце, (острый) горе, и в тысячу раз была (загадочная) земля, родная земля – самая великолепное, что нам дано для жизни.

Упражнение 21.

Выберите прилагательные, которые имеют степени сравнения. Образуйте от этих прилагательных все возможные степени сравнения.

Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет,

Упражнение 22.

Ответьте на вопросы, используя сложную сравнительную степень прилагательных, данных в скобках.

Образец. К какой жизни стремится человек? (интересный). – Человек стремится к более интересной жизни.

1. О каких вопросах мы говорили на занятии? (общий)

2.Какую скорость развивает экспресс по сравнению с обычным поездом? (высокий)

3. Какие данные вы получили в последнем эксперименте по сравнению с предыдущими? (точный)

4. Какое задание в этой курсовой работе? (сложный по сравнению с другими работами).

Упражнение 23.

Выпишите словосочетания с прилагательными, которые не имеют степеней сравнения. С двумя из них составьте предложения и разберите их по членам.

Звонкий голос, весенний день, лысый старик, узкая дорога, забавный случай, дремучий лес, южное небо, золотое украшение, мягкий диван, сложное задание, одноногий пират, живой уголок, позднее время, илистая почва, сочная трава, яркое освещение, скалистый берег, интересная книга, прошлогодняя листва, праздничный день, весёлый праздник, длинный день.

Упражнение 24.

Письменно ответьте на данные вопросы.

1. Найдите слово в простой сравнительной степени:

Шире, лёгкий, менее внимательный, более сладкий.

2. Найдите слово в составной сравнительной степени:

Слаще, спокойный, более глубокий, мягче.

3. Найдите ошибку в образовании сравнительной степени:

Лучше, красивше, спокойнее, глубже.

Упражнение 25.

Укажите средства образования прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени в данных предложениях. Заполните таблицу словосочетаниями с этими прилагательными.

1. Внезапно поднялся сильнейший ветер.

2. Осознание того, что стоишь у подножия высочайшей вершины мира, завораживало, приводило в восторг.

3. Более редкой книги мне ещё не доводилось держать в руках.

4. Тогда мы ещё не знали, что самый мощный удар разъярённой стихии ждал нас впереди.

5. Об этом мой друг знал лучше всех.

6. Наиболее холодный воздух в помещении всегда бывает внизу около двери. 7. На это мероприятие следовало одеться изысканнее.

Упражнение 26.

Раскройте скобки, поставив прилагательные в форму простой превосходной степени.

Образец. Ему досталось (сложный) задание. – Ему досталось сложнейшее задание.

1. – (знаменитый) русский поэт.

2 .Этот футболист играет в (сильный) клубе Европы.

3. Это (хороший) матч сборной команды на чемпионате мира

4. Мне нужно сдать лабораторную работу в (короткий) сроки.

5. Мой друг – (талантливый) математик.

6. Это был (интересный) матч на чемпионате.

Упражнение 27.

Найдите признак, по которому различаются данные предметы. Сравните их. Запишите предложения. Объясните способ образования сравнительной степени. Не следует забывать, что сравниваться могут не только признаки разных предметов, но и признаки одного и того же предмета в разных обстоятельствах (временных, пространственных и т. д.). В таких случаях употребляются глаголы становиться, делаться и др..

Гранит и алмаз, месяц и неделя, когорта и легион, Гималаи и Памир, газета и журнал, золото и серебро, скорый и пассажирский поезда.

Упражнение 28.

Выберите прилагательные, которые имеют степени сравнения. Образуйте от этих прилагательных все возможные степени сравнения.

Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив.

Упражнение 29.

Подберите определения к данным существительным и поставьте их в простой форме превосходной степени. Составьте предложения с полученными словосочетаниями.

Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема.
(Слова для справок: великий, богатый, благородный, краткий, глубокий, покорный, интересный).

Упражнение 30.

Внимательно прочитайте текст и выполните задания В1-В3.

(1)После обеда ко мне пришёл Колька. (2)На нём были большие сапоги и кожаная куртка с брюками.(3)Он сказал, что снасти уже готовы и у нас есть все шансы поймать самого большого карпа.

В1. Из предложений 1-2 выпишите качественное прилагательное.

В2. Из предложений 1-2 выпишите относительное прилагательное.

В3. Из предложения 3 выпишите прилагательное в составной превосходной степени.

Упражнение 31.

Составьте предложения с данными существительными, используя прилагательные в сложной форме превосходной степени. Укажите, в каких случаях образование простой формы невозможно.

Кит, подснежник, Плутон, гепард, Эверест, Пеле, Шумер.
(Слова для справок: высокий, удалённый, большой, популярный, быстрый, древний, ранний).

Упражнение 32.

Определите, в какой степени сравнения употреблены данные прилагательные. Образуйте и запишите прилагательные в начальной форме. Составьте с ними словосочетания (2-3 на выбор).

Образец: красивейший –прост. ф. превосх. степ.,н.ф.-красивый. Красивейший пейзаж.

источники:

https://studref.com/468160/ritorika/sinonimiya_form_stepeney_sravneniya_imen_prilagatelnyh

https://multiurok.ru/files/prakticheskie-uprazhneniia-stepeni-sravneniia-imen.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Это копия информационной базы 1с как изменить
  • Эта модель демонстративная она не продается исправить речевые ошибки
  • Это конечно сюрприз для горожан нашего города определите тип лексической ошибки
  • Эта копия solidworks не прошла проверку как исправить
  • Эта книга имеет двойной характер лексическая ошибка