Занятие
№ 12 проводится в виде зачетной контрольной
работы по теме «Функциональные
стили литературного языка. Речевые
ошибки».
Образец контрольной работы. Вариант 3
1.
Закончите предложения, выбрав правильный
вариант ответа. (0,5
баллов).
Традиционно
выделяется…
а) 3 функциональных
стиля; б) 4 функциональных стиля; в) 5
функциональных стилей.
2.
Для научного
стиля характерны …(0,5
баллов).
а) точность,
стандартизированность, аргументированность;
б) логичность, точность, аргументированность;
в) унифицированность, спонтанность,
убедительность.
3.
Исправьте
речевые и грамматические ошибки, укажите
тип ошибки. (6
баллов).
1. Был провозглашен
приговор суда. 2. Мне было отказано под
благоприятным предлогом. 3. Цветок без
воды сохнул в вазе. 4. Полагаем, что
результаты испытаний могут составлять
взаимный интерес для наших фирм. 5. Около
нашего дома открылся маленький
супермаркет. 6. Эти дома остались разрушены
после войны.
4.
Определите функциональный стиль (и его
разновидность), к которому принадлежит
текст. Охарактеризуйте текст по плану:
а) основная функция
(0,5 баллов),
б) сфера употребления (0,5
баллов),
в) основные
черты (1
балл),
г) языковые
особенности (лексические (1
балл),
морфологические (1
балл),
синтаксические (1
балл)).
Октябрь
В.Ч.
смотреть на Ленку не избегал
и на ее продолжительные томные
взгляды никак не реагировал. Каждый раз
после звонка он оставлял в классе одного
из двух наших, сегодня пришла очередь
моя и Ленки. На полном серьезе он одобрил
ее выбор насчет учительства и то, что в
мужья хочет тоже учителя, родственную
душу, значит. Я едва не подавилась от
смеха: подруга на самом деле мечтает
стать стюардессой.
В.Ч.
сказал, что зарплата у бортпроводницы
90 рублей. Ленка,
дура, тут же и выдала себя. Брякнула, что
мы не за деньгами в небо собираемся, а
за романтикой.
Тогда В.Ч. долго и занудно начал объяснять,
что это за романтика.
За три часа полета, бывает, присесть
некогда. Нужно что-то
постоянно объявлять, кормить
пассажиров, поить, разносить сувениры,
прессу. А в порту тоже забот полон рот.
Уборка салона, сдача и прием багажа,
почты. В лучшем случае удастся сбегать
в здание аэровокзала, а чтобы в город
попасть –
и
думать нечего.
Умора
этот В.Ч. Но я делала вид, что слушала с
вниманием.
Но,
милый дневник, больше всего меня волнует
то, что все попытки обратить на себя
внимание Павлика оборачиваются крахом.
Я скоро сойду с ума. Правильно говорит
наша подруга Светка: любовь –
это
река, в которой тонут два дурака. Если
бы два. Тону пока только одна я. Вместе
с Павликом мне было бы тонуть интересней.
Что
же делать? Как повернуть его
глаза в мою сторону? Ленка советует
подойти, спросить мнение
В.Ч., но нет уж, это сущая дикость
–
говорить
о своих сердечных
делах со школьным учителем. Тем более
с В.Ч. Что он в этом смыслит?
Я
знаю все его дороги, стараюсь встретить
на улице, чаще попадаться на глаза.
Сегодня повезло. Я увидела Павла в
компании мальчишек, они прятались за
школьной теплицей. Все курили. Но что
мне все? Курил мой Павлик. Интересно,
какие сигареты он предпочитает.
Я только сейчас поняла, что
совершенно не знаю ничего об его
вкусах и интересах.
Уроки
я за этот месяц почти не делала, так как
все время думала о Павле. Хотя в принципе
у меня в школе все «олл райт»! Дела
ничего, хотя они оставляют желать
лучшего. Намечается четыре «четверки»
за четверть (бр-р). Очень
приятно. И весьма. Что-то скажут мои
папики. А я? Жизнь не малина.
От этих премудростей голова
кругом. Сегодня биологичка вдруг надумала
меня спросить про синтез белков. Замашки
у нее не
самые приятные. У человека две
«пятерки’, и в то время, когда на
уроке сидит директриса, ей вдруг
вздумалось меня помучить. Но все в ажуре
–
5!
Поздравим сами себя.
Ночью
мне приснился сон, что мы с Павлом,
взявшись за руки, идем по чистому полю,
провожаем закат. К чему бы это, а? Сейчас
же надо
пойти и посоветоваться с Ленкой.
(Дневник Наташи
(личный дневник школьницы)// Мы. – 1991. –
№ 1. – С. 124-125)
Максимальное
количество баллов – 12.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Классификация грамматических ошибок
Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
В употреблении рода и числа существительных. |
Он ударился о край бордюры. |
б) |
В образовании форм прилагательных. |
Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. |
в) |
В употреблении формы местоимения. |
В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. |
г) |
В употреблении форм числительных. |
На обоих сторонах листа был напечатан текст. |
д) |
В употреблении форм глаголов. |
Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. |
е) |
В употреблении причастий и отглагольных прилагательных. |
С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. |
ж) |
В употреблении деепричастий. |
На деревьях сидели птички, весело поя песни. |
Ошибки в употреблении предлогов
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
Смешение предлогов |
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился. |
б) |
Отсутствие предлога. |
Нельзя не приклоняться его героизмом. |
в) |
Наличие ненужного предлога. |
Автор описывает о событиях послевоенного времени. |
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
Падежная форма управляемого существительного. |
Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. |
б) |
Общее зависимое слово при однородных сказуемых. |
Как коренной москвич он любил и гордился столицей. |
в) |
При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи. |
Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. |
Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. |
О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. |
б) |
Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. |
Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. |
в) |
Определение находится в отрыве от определяемого слова. |
Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. |
г) |
Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. |
В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. |
д) |
Ошибочное местоположение предлога. |
Через часа два спор закончился (часа через два) |
е) |
Ошибочное местоположение составного союза. |
Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. |
ж) |
Ошибочное местоположение частицы бы. |
Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. |
Ошибки в построении предложений с однородными членами
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах. |
Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. |
б) |
Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого. |
Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. |
в) |
Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых. |
Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. |
г) |
Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного. |
Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. |
д) |
Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного. |
Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. |
е) |
Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении. |
Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. |
ж) |
Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. |
В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! |
Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
Смешение действительных и страдательных причастий. |
Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. |
б) |
Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. |
Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. |
в) |
Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. |
Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. |
г) |
Нагромождение причастных конструкций. |
Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. |
Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам. |
Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. |
б) |
Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении. |
Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. |
в) |
Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного. |
Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». |
г) |
Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд. |
Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. |
д) |
Нагромождение деепричастных конструкций. |
Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. |
Ошибки в построении сложносочинённых предложений
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. |
Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. |
б) |
Употребление противительного союза вместо соединительного. |
Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. |
в) |
Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. |
Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. |
Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. |
Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. |
б) |
Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. |
Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. |
в) |
Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. |
Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. |
г) |
Отсутствие в главном предложении указательного слова. |
Мы благодарны им, что живём под мирным небом. |
д) |
Пропуск части составного союза. |
Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. |
е) |
Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология). |
Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. |
ж) |
Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. |
Когда их сын очень изменился, родители страдают. |
з) |
Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. |
Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. |
и) |
Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. |
Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. |
Стилистические ошибки
Вид ошибки |
Пример |
|
а) |
Смешение в одном тексте языковых средств с разной стилевой окрашенностью. |
Автор рисует Григория Мелехова, смелого казака, но со своими тараканами в голове. |
б) |
Употребление речевых штампов. |
Образ главного героя оказал большое влияние на читателей. |
в) |
Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля). |
Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что эта проблема является вечной и всегда актуальной. |
г) |
Неуместное использование фразеологизмов. |
Он работал засучив рукава на благо родины и семьи. |
Разделы:
Русский язык
Установите соответствие между грамматическими
ошибками и предложениями, в которых они допущены:
к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца
Тест 1
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
1). Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
Б) ошибка в построении сложного предложения |
2) Благодаря доброте и взаимопонимания родителей в семье всегда царили мир и согласие. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3). Большинство возражали против такой оценки его творчества. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4). Довольно скоро с пьесой “Ревизором” , написанной Н.В.Гоголем ,познакомились все его друзья. |
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
5). Участникам Парада Победы, приехавшей в Москву, вручили памятные подарки. |
6) Изучая движения планет, ещё в Древней Греции высказывались интересные идеи. |
|
7).Скалозуб удовлетворённо замечает, что счастлив я в товарищах моих. |
|
8).Мы любим и гордимся нашими боксёрами, занявшими весь пьедестал. |
|
9) Людям приказали выходить из поезда. Так как был разрушен мост. |
Тест 2
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения |
1) Обычно молодежь является носителями передовых идей. |
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами |
2) Лёд блестит под ногами, тающий на солнце. |
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
3). Прочитав роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, мне запомнилась проблема одиночества. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4) Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. |
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью |
5) Охотники, заблудившиеся в тайге, застрелили троих волков. |
6)Увидев в иллюминаторе голубую Землю и совершенно чёрное небо, космонавт зачарованно замер. |
|
7) Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. |
|
8).По приезду в Петербург туристы с парома “Анастасия” сразу же отправились в Русский Музей. |
|
9) Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной. |
Тест 3
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
1).В повести “Привычное дело” отразились основные стороны жизни русской деревни середины XX века. |
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
2) Окончив с отличием техникум, следующим шагом было поступление в университет, находившейся в нашем городе. |
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
3)ЮЗГУ проводило студенческую конференцию, посвящённую вопросам безопасности. |
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами |
4). Дождь шёл не переставая и неожиданно заканчивается. |
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
5) Когда в солнечный день, то видно ,как по небу плывут паутинки. |
6) Дочь, уезжавшая на дачу, сказала маме, что утром полью все цветы. |
|
7). Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавшие жизнь во имя свободы. |
|
Страна любила и гордилась поэтом, написавшим поэму. |
|
9). Я очень сожалею за случившееся. |
Тест 4
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное употребление имени числительного |
1)..По окончании спектакля в театре “Сатириконе” зрители долго не расходились. |
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами |
2) Все, кто не потеряли ещё головы, были против тер -роризма. |
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
3) Мальчик, гулявший по улице, был жизнерадостен и весёлый. |
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
4)На обоих сторонах листа .лежавшего на столе, был напечатан текст. |
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
5) Помогая бедным и обездоленным, моё сердце сжимается от боли за них. |
6) Когда их сын очень изменился, родители страдают. |
|
7) Депутат возразил журналисту, бравшему у него интервью, что как же вы можете не видеть положительных изменений вокруг нас. |
|
Александр был хорошим партнёром в игре в теннис. |
|
9) Когда ночь была спокойна, но люди не спали. |
Тест 5
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное построение предложения с косвенной речью |
1).Закаляя характер ,мне помогли в этом родители. |
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
2) Трое студенток, сдавших экзамен вовремя, уехали на практику раньше. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) Я люблю свою Родину, что мы живём под мирным небом. |
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
4) Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента, написавшего разгромную статью. |
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
5). В романе “Войне и мире” , написанным Л.Н.Толстым, более сотни действующих лиц. |
6) Читательницы мечтают и верят в ту возвышенную любовь, которая описана в женских романах. |
|
7) Н.В. Гоголь в комедии “Ревизор” изобразил уездных чиновников, берущих взятки. |
|
8). Все, кто хоть раз побывали в Сочи, никогда его не забудут. |
|
9). Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город. |
Тест 6
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
Уходя домой, нужно выключать оборудование. |
Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения |
2) В своей книге ”Игре престолов”. опубликованной в 1996 году, Джордж Р.Р. Мартин изобразил фэнтезийную Вселенную. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) Это был тот самый аргумент, который нам не хватало. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4).Семён требовал., что подавай ему новый ноутбук. |
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
5) Все с нетерпением ждали победы и когда прогонят врага с родной земли. |
6) Вопреки указания директора, отгрузка товаров, востребованных потребителями, не была начата в срок. |
|
7) Наталья, любившая французские романы, имела расплывчатые представления о настоящей жизни. |
|
Стараясь убедить читателей, часто достигается обратный результат. |
|
9) Те, кто много читает, обычно и сам пишет грамотно. |
Тест 7
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
1). Дима признался, что я сегодня не готов к занятию. |
Б) неправильное употребление имени числительного |
2) Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. |
В) ошибка в построении сложноподчинённого предложения |
3) .В картине “Спящем пастушке” А.Г.Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4) Очистив улицы и дворы от мусора, не забудьте потом посадить цветы и деревья. |
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами |
5). Около семиста студентов обучаются в колледже |
6).Большинство делегатов, собравшихся на съезде работников тяжёлой промышленности, поддержали выступление оратора. |
|
7).Автор хотел показать, насколько хуже становится молодежь с каждым годом. Насколько часто происходят конфликты в семье. |
|
В “Вечерах на хуторе близ Диканьки”, написанные Н.В. Гоголем, воссоздан колорит украинской жизни. |
|
9) По завершению концерта участники группы, стоя на сцене, раздавали автографы. |
Тест 8
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения |
1) Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. |
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
2).Когда брат просыпался, я собираюсь в школу. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. |
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами |
4). Неизвестный осведомился у Ивана, что какие книги он предпочитает. |
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
5) В журнале “Юности” опубликована новая повесть известного писателя. |
6) Все, кто хотя бы раз смотрел фильм “Белые солнца пустыни”, легко узнают цитаты из него. |
|
7) Занятия шли согласно расписанию , составленному в начале сентября. |
|
Бабушка сказала, что не дам вам сладкого, пока не уберёте комнату. |
|
9) Пригласив девушку в кинотеатр, моя галантность не знала границ. |
Тест 9
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
1) По приезде домой, закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. |
Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
2) Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки, заданные на вторник. |
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
3).Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город/ |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4).Ученики ухаживали за деревьями так, что это делают садоводы |
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
5) Кот от радости виляет хвостом и весело мяукал. |
6) Детвора, проснувшаяся рано, с утра резвились во дворе. |
|
7) Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. |
|
Метеоролог заявил, что я затрудняюсь дать точный прогноз погоды на завтра. |
|
9) По приезде в гостиницу “Аврору” спортсмены были быстро поселены. |
Тест 10
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении предложения с однородными членам |
1) Трое волков, напавших на колхозное стадо, были убиты. |
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
2) Надо отдавать отчёт в том, что нельзя победить международный терроризм, опираясь только на силовые методы.. |
В) ошибка в построении сложноподчинённого предложения |
3) Прохожий спросил меня, не знаю ли я , где находится гостиница “Курск”. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4).Приближался к концу пасмурный день, холодный ветер пронизывает ребят. |
Д) неправильное употребление имени числительного |
5). Туристы, прибывшие из Китая, побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге. |
6) СМИ следит за ситуацией не только в регионе, но и во всей стране. |
|
7) Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. |
|
Вопреки нашим ожиданиям паром так и не пришёл в тот вечер. |
|
9) Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. |
Тест 11
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
1) Но не вечно ни юность, ни лето. |
Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
2).Скалозуб удовлетворённо замечает ,что счастлив я товарищах моих. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) Вопреки распространённому суеверию, женщины приносят удачу на корабле. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4) Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавшие жизнь во имя свободы. |
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью |
5) Л.Н.Толстой считал войну противоестественным человеческой природе событием и потому показывает ужасающие картины гибели сотен людей. |
6) И послали туда охранять табор с пленными. Который стоял недалеко от леса. |
|
7) Во всём мире Ф.М.Достоевского знают по его роману “Братьям Карамазовым”. |
|
Ощущая неприязненное отношение одноклассников ,моё настроение упало. |
|
9) Как успехи,, но и неудачи бывают в жизни каждого человека. |
Ответы:
№ А Б В Г Д 1 5 9 4 3 1 2 4 7 3 1 9 3 9 3 2 8 7 4 4 3 2 1 6 5 4 8 5 1 9 6 8 3 2 9 6 7 8 5 7 6 2 8 4 6 5 1 3 9 3 5 1 6 2 10 5 9 7 6 1 11 4 5 7 1 2
4.05.2016
Оглавление
- 1 Классификация грамматических ошибок
- 1.1 Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
- 1.2 Ошибки в употреблении предлогов
- 1.3 Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
- 1.4 Ошибки в построении предложений с однородными членами
- 1.5 Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
- 1.6 Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
- 1.7 Ошибки в построении сложносочинённых предложений
- 1.8 Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
- 1.9 Стилистические ошибки
Классификация грамматических ошибок
Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
Вид ошибки | Пример | |
а) | В употреблении рода и числа существительных. | Он ударился о край бордюры. Начались подготовки к выпускным экзаменам. |
б) | В образовании форм прилагательных. | Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. |
в) | В употреблении формы местоимения. | В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. |
г) | В употреблении форм числительных. | На обоих сторонах листа был напечатан текст. |
д) | В употреблении форм глаголов. | Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. |
е) | В употреблении причастий и отглагольных прилагательных. | С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. |
ж) | В употреблении деепричастий. | На деревьях сидели птички, весело поя песни. |
Ошибки в употреблении предлогов
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение предлогов из и с (со) в и на от и с через и из-за |
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился. Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки. Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни. Настоящий героизм проявился при боях за Москву. От утра до вечера он трудился в своей редакции. Он чуть не погиб через предательство друга. |
б) | Отсутствие предлога. | Нельзя не приклоняться его героизмом. |
в) | Наличие ненужного предлога. | Автор описывает о событиях послевоенного времени. |
Вид ошибки | Пример | |
а) | Падежная форма управляемого существительного. | Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. |
б) | Общее зависимое слово при однородных сказуемых. | Как коренной москвич он любил и гордился столицей. |
в) | При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи. | Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. |
Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
Вид ошибки | Пример | |
а) | Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. | О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. |
б) | Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. | Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. |
в) | Определение находится в отрыве от определяемого слова. | Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. |
г) | Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. | В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. |
д) | Ошибочное местоположение предлога. | Через часа два спор закончился (часа через два) |
е) | Ошибочное местоположение составного союза. | Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. |
ж) | Ошибочное местоположение частицы бы. | Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. |
Ошибки в построении предложений с однородными членами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах. | Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. |
б) | Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого. | Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. |
в) | Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых. | Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. |
г) | Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного. | Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. |
д) | Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного. | Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. |
е) | Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении. | Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. |
ж) | Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. | В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! |
Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение действительных и страдательных причастий. | Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. |
б) | Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. | Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. |
в) | Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. | Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. |
г) | Нагромождение причастных конструкций. | Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. |
Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
Вид ошибки | Пример | |
а) | Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам. | Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. |
б) | Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении. | Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. |
в) | Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного. | Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». |
г) | Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд. | Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. |
д) | Нагромождение деепричастных конструкций. | Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. |
Ошибки в построении сложносочинённых предложений
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. | Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. |
б) | Употребление противительного союза вместо соединительного. | Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. |
в) | Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. | Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. |
Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
Вид ошибки | Пример | |
а) | Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. | Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. |
б) | Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. | Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. |
в) | Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. | Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. |
г) | Отсутствие в главном предложении указательного слова. | Мы благодарны им, что живём под мирным небом. |
д) | Пропуск части составного союза. | Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. |
е) | Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология). | Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. |
ж) | Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. | Когда их сын очень изменился, родители страдают. |
з) | Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. | Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. |
и) | Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. | Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. |
Стилистические ошибки
Вид ошибки | Пример | |
а) | Смешение в одном тексте языковых средств с разной стилевой окрашенностью. | Автор рисует Григория Мелехова, смелого казака, но со своими тараканами в голове. |
б) | Употребление речевых штампов. | Образ главного героя оказал большое влияние на читателей. |
в) | Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля). | Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что эта проблема является вечной и всегда актуальной. |
г) | Неуместное использование фразеологизмов. | Он работал засучив рукава на благо родины и семьи. |
В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся.
Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.
Упражнение № 1
Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.
- В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
- Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
- В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
- Через дня четыре он добрался до своей деревни,
- Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.
Упражнение № 2
Определите вид ошибки. Исправьте предложение.
- Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
- Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
- Через подобные ситуации порой гибнут люди.
- Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
- Они перестают понимать и доверять друг другу.
Упражнение № 3
Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.
- Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
- С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
- Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
- Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
- Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.
Упражнение № 4
В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.
Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.
В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.
Упражнение № 5
Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.
1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.
До недавнего времени проверка пунктуации была делом не просто сложным, но практически невыполнимым. На что только не шли тысячи людей, чтобы суметь разобраться в правильной расстановке знаков препинания… Написание текстов становилось достаточно большой проблемой, ведь даже при полном отсутствии орфографических и стилистических ошибок были еще и пунктуационные. Самые коварные, вредные и незаметные… В принципе, особых вариантов правильно расставить запятые не было: нужно было или досконально знать правила русской пунктуации или же надеяться на WORD, который зачастую очень своеобразно относится к расстановке знаков препинания в тексте.
Полуавтоматический сервис пунктуации на сайте TEXTIS
Как мы уже с вами выяснили, далеко не всегда стоит доверять программам вроде Ворд при проверке правильной расстановки запятых в тексте. Как правило, программа не учитывает множественных особенностей и наличия массы правил и исключений, а потому ставит запятые автоматически, нарушая подчас все очевидные требования и нормы.Естественно, что при таком подходе страдает зачастую качество работы, отсутствует гарантия, что знаки в статье расставлены действительно верно.
Далеко не каждому под силу и перерыть сотни правил русского языка, чтобы разобраться в том, стоит ли ставить запятую в тексте или же можно вполне прожить без оной. Увы, не все идеально знают школьную программу по русскому языку и, естественно, не могут сразу же четко ответить на вопрос о том, нужна ли запятая в каком-то конкретном случае или нет. Проблема? Да еще какая! Даже если текст написан без ошибок, неумение правильно расставить пунктуацию совершенно девальвирует его качество, что, конечно же, недопустимо. Деловые документы и письма компаньонам, труды по копирайтингу и статьи для сайтов, sms послания и посты в социальных сетях – все это требует проверки пунктуации.
К счастью, сегодня эти проблемы уже в прошлом, ведь появился новый уникальный сервис проверки пунктуации русского языка в режиме онлайн! Отныне вам не страшны даже самые каверзные правила, ведь теперь расставить запятые в тексте стало действительно просто! Деепричастия, местоимения, частицы, сложносочиненные предложения, предлоги, глаголы, наречия — все это теперь можно безбоязненно писать так, как хочется, не искажая смысл текста подбором похожих слов, где вы знаете, как расставить знаки пунктуации.
Важно, что онлайн проверка пунктуации осуществляется в полуавтоматическом режиме, что позволяет не только правильно расставить нужные знаки препинания, но и выучить правила русской пунктуации. Первое время будет казаться, что правил так много, что запомнить их все попросту невозможно. Нет, это только кажется! Уже через несколько посещений сервиса вы заметите, что значили улучшили свои навыки и знания, можете уже самостоятельно определиться с тем, как поставить запятую в каждом конкретном случае. Сайт помогает не только создавать грамотные тексты, но еще и постепенно изучать правила русского языка. Двойная польза!
Принципы работы сервиса по расстановке запятых в тексте
Как именно осуществляется онлайн проверка пунктуации в этом сервисе? Все достаточно просто: в специальном окошечке вы пишете ключевое слово, которое хотите проверить на правильность. Например «что», «когда» и так далее. Система онлайн проверки необходимости простановки запятых сама подбирает для вас все правила, связанные с конкретным словом или выражением. Даже если нужного слова не нашлось, вполне возможно, что вам подойдет аналогичное правило для другого слова. Просто включите интуицию и немного подумайте о том, чем можно заменить нужный вам пример. Как правило, обязательно находятся альтернативы, по которым можно определить необходимость использования правил в каждом конкретном случае.
Теперь вам не нужно тратить свое время на долгие поиски нужных пунктов правил в словарях и справочниках, ведь проверка пунктуации в режиме он-лайн обязательно поможет вам правильно расставить запятые и узнать требования, по которым они необходимы в каждом конкретном случае. Не нужно больше и надеяться на Word, который хоть и осуществляет быструю автоматическую проверку необходимости расстановки и использования запятых в тексте, но зачастую грешит многочисленными неточностями. Плюс к этому, вы не только теперь занимаетесь анализом корректности применения знаков препинания. Вы еще и учитесь, ведь все правила даны с массой примеров, а потому усвоенные знания отлично откладываются в памяти.
И еще одно преимущество сервиса пунктуации
Не нужно больше вводить различные поисковые запросы в Яндекс или Google, пытаясь найти сервис для проверки знаков препинания. Русский язык становится одной большой зоной комфорта вместе с этой удобной и полезной программой. Главное же его преимущество в том, что здесь все абсолютно бесплатно, да и регистрация для работы с сервисом совершенно необязательно. Можно зайти на страничку сайта и сразу же начать онлайн проверку запятых.
Пользуйтесь, ставьте like, делитесь с друзьями. Искренне надеюсь, что сервис расстановки запятых в тексте и отдельных предложениях будет вам действительно полезен. Кстати, если разместить страничку в закладки (слева серенький ряд кнопочек, ваша – со звездочкой), то не придется искать его снова. Также можно отправить ссылку на сайт через любые социальные сети, чтобы ваши друзья и коллеги тоже оценили удобство этого простого и надежного сервиса проверки запятых.
Да пребудут с нами Лопатин, Розенталь и Полный академический справочник пунктуации!
Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.
Что такое синтаксический разбор предложения?
Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:
- Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
- Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
- Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
- Выявить главные и второстепенные члены предложения.
- Определить грамматические основы.
При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.
Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?
Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:
- по тексту;
- по предложению;
- по словосочетанию.
Выделяют 5 основных членов предложения:
- Подлежащее
- Сказуемое
- Дополнение
- Обстоятельство
- Определение
Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.
Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?
Как это работает:
- На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
- Нажимаете кнопку «Разобрать».
- Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.
Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:
- Какая это часть речи.
- Начальная форма.
- Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).
Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.
Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.
Кому понадобится синтаксический анализ предложений?
В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.