КИМы по родному языку составлены для промежуточной аттестации в 5-9 классах на основе тех программ, которые составлялись нашими членами отделения.
Составитель: Евдокимова Любовь Николаевна
Промежуточная аттестация по родному языку для 5 класса
1 вариант
- Что такое родной язык?
а) Это язык, на котором ты говоришь.
б) Это язык того народа, к которому относит себя человек.
- Из какого языка заимствовано слово «алфавит»?
а) Из французского
б) Из английского
в) Из греческого.
- Какое значение фразеологизма «попасть как кур во щи»?
а) Мешать что-то делать.
б) Неожиданно попасть в неловкое положение.
в) Рассказывать, что происходит дома.
- Найдите неверное определение лексического значения предметов традиционной русской одежды.
а) Сарафан – род длинной одежды.
б) Убрус – платок, вышитый узорами, расшитый золотом, жемчугом.
в) Шугай – старинный русский головной убор замужней женщины в виде легкой мягкой шапочки.
- Определите, где верно определено лексическое значение устаревшего слова.
а) Артель — группа людей, объединившаяся для совместной работы, хозяйственной деятельности.
б) Полба – блюдо, приготовленное из ячменя.
в) Ячневый – вид пшеницы.
- Каким средством выразительности являются следующие словосочетания: холодная встреча, железный характер, теплое отношение?
а) Олицетворение
б) Метафора
- Выберите правильное продолжение определения «эпитет».
а) Сравнение предметов, явлений, свойств по некоторым общим признакам.
б) Образное определение, выделяющее данный предмет или явление из ряда других.
в) Перенос свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы или животных.
- Найдите крылатое выражение.
а) На чужой сторонушке рад родной воронушке.
б) По заслугам и честь.
в) Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что.
- Проведи соответствия между именем и его значением.
1.Ольга А. Победитель (ница)
2.Владимир Б. Святой (ая)
3.Виктор В. Владеет миром
- Расставьте ударение в словах
Тортов, цемент, столяр
- Найдите предложение с речевой ошибкой.
а) Тургенев – потрясающий писатель своего времени.
б) Эти функции возлагаются на классного руководителя.
в) Хорошие ученики всегда выполняют домашнее задание.
- Выберите правильный вариант употребления существительных в родительном падеже.
а) Башен, блюдец, хлопьев
б) Макаронов, носок, полотенец
в) Носков, полотенцев, килограммов.
- С какими словами приветствия уместно обратиться к друзьям, пришедшим к вам на день рождения?
а) Привет честной компании!
б) Добрый вечер! Проходите, пожалуйста.
в) Привет. Заходите. Мама, ты знаешь всех моих друзей. Мы к столу.
14. Что такое монолог?
а) Это речь одного лица.
б) Это речь двух и более лиц.
- Что не относится к композиционным частям текста?
а) Вступление
б) Заключение
в) Микротема
Промежуточная аттестация по родному языку для 5 класса
2 вариант
- Что такое государственный язык?
а) Это язык, который выполняет объединяющую роль в политической, социальной, экономической и культурной жизни данного государства и выступает в качестве символа.
б) Это язык, на котором говорят в государстве.
- Кто был составителем азбуки?
а) Ростислав.
б) Кирилл и Мефодий.
в) Владимир.
- Какому выражению из болгарского языка соответствует фразеологизм «Как кур во щи»?
а) «Как петух в пеньку».
б) «Как козел в колодец»
- Найдите неверное определение лексического значения предметов традиционной русской одежды
а) Сафьяновый – сделанный из сафьяна, обтянутый сафьяном – тонкой и мягкой козьей или овечьей кожей яркого цвета.
б) Повойник – старинный русский головной убор замужней женщины в виде легкой мягкой шапочки
в) Сарафан – старинная женская одежда в виде короткополой теплой кофты с рукавами.
- Определите, где верно определено лексическое значение устаревшего слова.
а) Волоковое окно – задвигавшееся доской окно в крестьянской избе старой постройки, а также отверстие для выхода дыма в избе.
б) Конник – предметы для запряжки лошадей.
в) Упряжь – ящик, прилавок в жилой части крестьянского дома, около дверей.
- Каким средством выразительности являются следующие словосочетания: спит черемуха, ночь сходила за курган, туман вставал?
а) Метафора
б) Олицетворение
- Выберите правильное продолжение определения «сравнение».
а) Образное выражение, в основе которого лежит сопоставление одного предмета или явления с другим предметом или явлением по какому-либо общему признаку.
б) Перенос свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы или животных.
в) Образное определение, выделяющее данный предмет или явление из ряда других.
- Найдите крылатое выражение.
а) У сильного всегда бессильный виноват.
б) Где сосна взросла – там она и красна.
в) С тобой разговориться – что меду напиться.
- Что такое ономастика?
а) Раздел языкознания, занимающийся изучением личных имен людей
б) Раздел языкознания, который изучает географические объекты.
в) Раздел языкознания, занимающийся изучением имен собственных.
- Расставьте ударение в словах
Звонит, цепочка, оптовый.
- Найдите предложение с речевой ошибкой.
а) Этот человек был полный невежда в вопросах искусства.
б) Это была храбрая мысль.
в) Продается жилой дом.
- Выберите правильный вариант употребления существительных в родительном падеже
а) Чулок, грамм, абрикосов.
б) Шорт, оладьев, гектаров.
в) Дел, граммов, бананов.
- Какую фразу не рекомендуется употреблять по правилам речевого этикета?
а) Я буду чай, а она (о присутствующей подруге) не хочет.
б) Я буду чай, а Юля будет какао.
14. Что такое диалог?
а) Это речь одного лица.
б) Это речь двух и более лиц.
- Что не относится к композиционным частям текста?
а) Основная часть произведения.
б) Ключевые слова.
в) Заключение.
Промежуточная аттестация по родному языку для 6 класса
1 вариант
- Что не составляло предмет одежды древнего русского костюма?
а) Епанча.
б) Кафтан.
в) Пальто.
- Что не относилось к предметам русского быта?
а) Водопровод.
б) Лучина.
в) Ступа.
- Найдите предложение, где средством выразительности является метафора.
а) Нам дорога твоя отвага, огнем душа твоя полна.
б) Закружилась листва золотая.
в) Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы.
- Найдите предложение, где средством выразительности является эпитет.
а) Осень жизни, как и осень года, надо благосклонно принимать.
б) Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных.
в) На небе стоят неподвижно перистые облака, похожие на рассыпанный снег.
- Что такое фольклор?
а) Устное народное творчество, собранное из народных традиций, легенд и народных верований, выраженное в пословицах, сказках и песнях, передаваемых из поколения в поколение.
б) Это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
в)Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.
- Приведите примеры сравнений.
- Среди предложенных вариантов найдите пословицу.
а) Мал, да удал.
б) Как собака на сене.
в) Не зная броду, не суйся в воду.
- Что не относится к антропонимам.
а) Фамилия.
б) Кличка животного.
в) Никнейм.
- Найдите соответствия между древнерусскими именами и их синонимами.
Екатерина А. Муся
Мария Б. Нюся
Анастасия В. Катарина
10. Паронимы — это
а) слова близкие по звучанию, но различающиеся частично значением;
б) слова, противоположные по значению;
в) одинаковые по произношению, но разные по значению слова.
- Найдите предложение с речевой ошибкой.
а) Завтра мы пойдем в кино.
б) Сегодня на улице похолодало.
в) Желаю долгого творческого долголетия.
- Найдите предложение с грамматической ошибкой.
а) Оплачивайте проезд.
б) Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо.
в) Сегодня она выглядела красивше, чем вчера
- Найдите правильный вариант употребления имен существительных в родительном падеже множественного числа.
а) Пара ботинок, пять помидоров, нет цыган.
б) Пара ботинков, пять помидоров, нет цыган.
в) Пара ботинок, пять помидор, нет цыган.
14. Перечислите средства связи предложений в тексте.
- Подчеркните все известные вам орфограммы.
За деревянными домиками раскинулся сосновый бор.
Промежуточная аттестация по родному языку для 6 класса
2 вариант
1.Что не составляло предмет одежды древнего русского костюма?
а) Ферязь.
б) Шапка-ушанка.
в) Бекеша.
- Что не относилось к предметам русского быта?
а) Рушник.
б) Ухват.
в) Полотенец.
- Определите пример предложения, где содержится метафора.
а) Осень жизни, как и осень года, надо благосклонно принимать.
б) Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных.
в) На небе стоят неподвижно перистые облака, похожие на рассыпанный снег.
- Найдите предложение, где средством выразительности является эпитет.
а) Нам дорога твоя отвага, огнем душа твоя полна.
б) Закружилась листва золотая.
в) Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы.
5. Что такое фольклор?
а) Это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях
б) Устное народное творчество, собранное из народных традиций, легенд и народных верований, выраженное в пословицах, сказках и песнях, передаваемых из поколения в поколение.
в)Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.
6. Приведите примеры творительного сравнения.
7. Среди предложенных вариантов найдите поговорку.
а) Мал, да удал.
б) Пустая бочка гремит громче.
в) Не зная броду, не суйся в воду.
8. Что не относится к антропонимам?
а) Имя.
б) Псевдоним.
в) Название города.
9. Найдите соответствия между древнерусскими именами и их синонимами.
- Дарья А.Муся
- Мария Б. Нюся
- Анастасия В. Одарина
10. Паронимы — это
а) слова, противоположные по значению;
б) слова близкие по звучанию, но различающиеся частично значением;
в) одинаковые по произношению, но разные по значению слова.
11. Найдите предложение с речевой ошибкой.
а) На поезд мы успели вовремя.
б) Поезд тронулся.
в) На улице свежо.
12. Найдите предложение с грамматической ошибкой.
а) Ему было впору биться о стенку.
б) Задали задание.
в) Они ездиют по всем городам области.
13. Найдите правильный вариант употребления имен существительных в родительном падеже множественного числа.
а) Пять апельсин, нет мест, пара туфель.
б) Пять апельсинов, нет местов, пара туфель.
в) Пять апельсинов, нет мест, пара туфель.
14. Перечислите средства связи предложений в тексте.
15. Подчеркните все известные вам орфограммы.
Дачный поселок расположился на песчаной горе у самого моря.
Промежуточная аттестация по родному языку для 7 класса
1 вариант
1. Что такое историзмы? Приведите примеры.
2. Найдите соответствия.
1.Ланиты А. Плечи
2.Очи Б. Щеки
3.Рамена В. Глаза
3.Расставь ударения в словах.
Сливовый, шарфы, сироты.
4.Выберите правильно продолжение определения термина «паронимы».
а) Слова близкие по звучанию, но различающиеся частично значением.
б) Слова, противоположные по значению.
в) Одинаковые по произношению, но разные по значению слова.
5. Какие слова неуместно употреблять при разговоре со взрослым человеком?
а) Привет.
б) Здорово.
в) Здравствуйте.
6.Перечислите особенности русской этикетной манеры общения.
7.Что относится к основным признакам текста?
а) Стилевое единство
б) Цельность
в) Повторы
8.Определите, что относится к типам речи.
а) Разговорный стиль.
б) Описание.
в) Художественный стиль.
9.Что не относится к аргументированному типу речи?
а) Описание.
б) Объяснение.
в) Доказательство.
10.Перечислите правила поведения в споре.
11.Составьте текст рекламного объявления.
12.Определите тип речи.
а) Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…
б) Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.
в) Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.
13.Найдите соответствия
1.Художественный стиль А. Заявление
2.Разговорный стиль Б. Повесть
3.Официально-деловой стиль В. Беседа с одноклассником о походе в кино
14.Перечислите особенности языка художественной литературы.
15.Объясните все орфограммы и пунктограммы в предложении.
Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал еще одно открытие.
Промежуточная аттестация по родному языку для 7 класса
2 вариант
1.Что такое архаизмы? Приведите примеры.
2.Найдите соответствия.
1.Пиит А. Рыбак
2.Зерцало Б. Поэт
3.Рыбарь В. Зеркало
3.Расставь ударения в словах.
Банты, приняла, баловать
4. Выберите правильно продолжение определения термина «паронимы».
а) Слова, противоположные по значению.
б) Слова близкие по звучанию, но различающиеся частично значением.
в) Одинаковые по произношению, но разные по значению слова.
5.Какие слова неуместно употреблять при разговоре со взрослым человеком?
а) Добрый день.
б) Пока.
в) Привет.
6.Перечислите особенности русской этикетной манеры общения.
7.Что относится к основным признакам текста?
а) Наличие антонимов.
б) Завершенность.
в) Цельность.
8.Определите, что относится к стилям речи.
а) Публицистический стиль.
б) Рассуждение.
в) Повествование.
9.Что не относится к аргументированному типу речи?
а) Доказательство.
б) Рассуждение.
в) Повествование.
10.Перечислите правила поведения в споре.
11.Составьте текст рекламного объявления.
12.Определите тип речи.
а) Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать
б) Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…
в) Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.
13.Найдите соответствия.
1.Публицистический А.Статья в энциклопедии
2.Научный Б.Стихотворение
3.Художественный В. Статья в газете
14.Перечислите особенности языка художественной литературы.
15.Объясните все орфограммы и пунктограммы в предложении.
Плавание вниз по течению реки состоит из мелких отдельных событий, вплетенных в монотонные дни.
Промежуточная аттестация по родному языку для 8 класса
1 вариант
1.Кто был создателем русского алфавита?
а) Кирилл и Мефодий.
б) М.И. Кутузов.
в) А.С.Пушкин.
2.Найди соответствия.
1.Сесть в калошу А.Обманывать кого-либо, скрывать истинные намерения
2.Играть в жмурки Б. Попасть в неудобное положение
3.Задеть за живое В.Глубоко волновать, заставить переживать
3.Что является поводом к пополнению словарного состава русского языка?
4.Затранскрибируйте слова:
а) конечно
б) сделанный
в) ямки
5.Расставь ударения в словах
Баловаться, ходатайство, поняла
6.Найдите глагол, который употреблен неверно.
а) Не ложите руки на стол.
б) В этот выходной мы поедем на экскурсию.
в) Перцовый пластырь сильно жжет кожу.
7.Найдите лексические ошибки и запишите предложения в исправленном виде.
а) Я одел пальто и вышел на улицу.
б) На общем собрании нам предоставили новое руководство комбината.
в) Ивану пообещали представить должность преподавателя литературы.
8.Исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов.
а) Папа построил новый каменистый дом.
б) Мы уплатили за проезд.
в) Он готов пожертвовать жизнью ради успеха общего дела, поэтому во время боя он выхватывает знамя из рук падшего бойца и ведет за собой солдат в атаку.
9.Найдите правильное продолжение предложения с деепричастным оборотом.
Заваривая чай,
а) у меня упала чашка;
б) я уронил чашку;
в) у нее упала чашка.
10.Запишите предложения в исправленном виде
а) Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя листьями, укрывали путников от солнца.
б) Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов, был его любимым местом отдыха.
в) Приехавшего последним гостя все очень ждали.
11.Запишите предложения в исправленном виде.
а) Любой, кто сдает экзамен, должны помнить о согласовании.
б) Повествование в романе ведутся от имени трех рассказчиков.
в) Каждый, кто бывал в Москве, видели Кремль.
12.Перечислите эффективные приемы чтения и слушания.
13.Что относится к основным признакам текста?
а) Стилевое единство.
б) Цельность.
в) Повторы.
14.Напишите автобиографию
Промежуточная аттестация по родному языку для 8 класса
2 вариант
1. Кто был создателем русского алфавита?
а) А.С.Пушкин.
б) Кирилл и Мефодий.
в) А.Невский.
2. Найди соответствия
1.Вставлять палки в колеса А. Рассказывать секреты
2.Бить баклуши Б. Мешать
3.Выносить сор из избы В. Бездельничать
3.Почему словарный состав русского языка постоянно пополняется?
4.Затранскрибируйте слова:
а) юный
б) булочная
в) сбиться
5.Расставь ударения в словах
Сливовый, шарфы, сироты
6.Найдите причастие, которое употреблено неверно.
а) Ветер срывал оставшиеся на деревьях листья.
б) В комнате убрато.
в) Построенный дом был очень красив.
7.Найдите лексические ошибки и запишите предложения в исправленном виде.
а) Вам необходимо поставить роспись на документе.
б) Художник нарисовал репродукцию картины и вышел из комнаты.
в) Я одела платье и вышла в магазин.
8.Исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов.
а) Граждане пассажиры, оплатите за проезд.
б) Я стану дипломатом музыкального конкурса.
в) Сегодня вечером мы осуждали план будущего урока.
9.Найдите правильное продолжение предложения с деепричастным оборотом.
Наблюдая за облаками,
а) я чувствовал спокойствие;
б) мне было спокойно;
в) ему стало страшно.
10.Запишите предложения в исправленном виде.
а) Дети играли в мяч, вышедшие во двор.
б) Я разговариваю с мамой, готовившей пирог.
в) Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью.
11.Запишите предложения в исправленном виде
а) Большинство одобряют политику президента.
б) Лишь небольшая часть граждан участвовали в выборах.
в) К нам приехали двадцать один студент.
12.Основные виды переработки текста.
13.Что относится к основным признакам текста?
а) Наличие антонимов.
б) Завершенность.
в) Цельность.
14.Напишите свою биографию.
Промежуточная аттестация по родному языку для 9 класса
1 вариант
1.Продолжите определение.
Крылатые слова —
а) изречения назидательного характера, понимаемые в прямом значении.
б) это цитаты из литературных произведений или изречения исторических лиц, получившие вторую жизнь в обыденной жизни.
в) изречения назидательного характера, обладающие как прямым, так и переносным смыслом.
2.Поставьте ударения в словах.
Балованный, валовой, добралась.
3.Затранскрибируйте слова.
Мял, ёж, с деревьев
4.Отредактируйте предложения.
Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава. 2. В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 3. Иванов давно работает на этом трудном участке, и неплохо работает. Но в последние два года у него стали появляться отрицательные проблески. 4. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики. 5. Выпас собак запрещается.
5.Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.
Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный).
6.Найдите предложение с ошибкой в употреблении причастного или деепричастного оборота.
а) Когда я возвращался домой, меня застиг дождь
б) Возвращаясь домой, меня застиг дождь.
в) Меня застиг дождь, когда я возвращался домой
7.Составьте памятку «Правила информационной безопасности в сетях».
Промежуточная аттестация по родному языку для 9 класса
2 вариант
1.Продолжите определение.
Крылатые слова —
а) это цитаты из литературных произведений или изречения исторических лиц, получившие вторую жизнь в обыденной жизни.
б) изречения назидательного характера, обладающие как прямым, так и переносным смыслом.
в) изречения назидательного характера, понимаемые в прямом значении.
2.Поставьте ударения в словах.
Донельзя, жалюзи, закупорить
3.Затранскрибируйте слова.
С яблони, пятак, замерзший.
4.Отредактируйте предложения.
Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тараканов. 2. Запрещено размещать хозяйственные и промышленные мусорные свалки. 3. Продается пожилой дом. 4. Лекция для бездетных родителей переносится на четверг. 5. Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии.
5.Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.
Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 2. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 3. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 4. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 5. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).
6.Найдите предложение с ошибкой в употреблении причастного или деепричастного оборота.
а) Мне стало холодно, когда я подходил к лесу
б) Когда я подходил к лесу, мне стало холодно.
в) Подходя к лесу, мне стало холодно.
7.Составьте памятку «Правила делового письма».
Проверочная работа по родному языку для 5-9 классов
5 класс
1 вариант
- Что такое родной язык?
а) Это язык, на котором ты говоришь.
б) Это язык того народа, к которому относит себя человек.
- Из какого языка заимствовано слово «алфавит»?
а) Из французского
б) Из английского
в) Из греческого.
- Какое значение фразеологизма «попасть как кур во щи»?
а) Мешать что-то делать.
б) Неожиданно попасть в неловкое положение.
в) Рассказывать, что происходит дома.
- Найдите неверное определение лексического значения предметов традиционной русской одежды.
а) Сарафан – род длинной одежды.
б) Убрус – платок, вышитый узорами, расшитый золотом, жемчугом.
в) Шугай – старинный русский головной убор замужней женщины в виде легкой мягкой шапочки.
- Определите, где верно определено лексическое значение устаревшего слова.
а) Артель — группа людей, объединившаяся для совместной работы, хозяйственной деятельности.
б) Полба – блюдо, приготовленное из ячменя.
в) Ячневый – вид пшеницы.
- Каким средством выразительности являются следующие словосочетания: холодная встреча, железный характер, теплое отношение?
а) Олицетворение
б) Метафора
- Выберите правильное продолжение определения «эпитет».
а) Сравнение предметов, явлений, свойств по некоторым общим признакам.
б) Образное определение, выделяющее данный предмет или явление из ряда других.
в) Перенос свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы или животных.
- Найдите крылатое выражение.
а) На чужой сторонушке рад родной воронушке.
б) По заслугам и честь.
в) Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что.
- Проведи соответствия между именем и его значением.
1.Ольга А. Победитель (ница)
2.Владимир Б. Святой (ая)
3.Виктор В. Владеет миром
- Расставьте ударение в словах
Тортов, цемент, столяр
- Найдите предложение с речевой ошибкой.
а) Тургенев – потрясающий писатель своего времени.
б) Эти функции возлагаются на классного руководителя.
в) Хорошие ученики всегда выполняют домашнее задание.
- Выберите правильный вариант употребления существительных в родительном падеже.
а) Башен, блюдец, хлопьев
б) Макаронов, носок, полотенец
в) Носков, полотенцев, килограммов.
- С какими словами приветствия уместно обратиться к друзьям, пришедшим к вам на день рождения?
а) Привет честной компании!
б) Добрый вечер! Проходите, пожалуйста.
в) Привет. Заходите. Мама, ты знаешь всех моих друзей. Мы к столу.
14. Что такое монолог?
а) Это речь одного лица.
б) Это речь двух и более лиц.
- Что не относится к композиционным частям текста?
а) Вступление
б) Заключение
в) Микротема
2 вариант
- Что такое государственный язык?
а) Это язык, который выполняет объединяющую роль в политической, социальной, экономической и культурной жизни данного государства и выступает в качестве символа.
б) Это язык, на котором говорят в государстве.
- Кто был составителем азбуки?
а) Ростислав.
б) Кирилл и Мефодий.
в) Владимир.
- Какому выражению из болгарского языка соответствует фразеологизм «Как кур во щи»?
а) «Как петух в пеньку».
б) «Как козел в колодец»
- Найдите неверное определение лексического значения предметов традиционной русской одежды
а) Сафьяновый – сделанный из сафьяна, обтянутый сафьяном – тонкой и мягкой козьей или овечьей кожей яркого цвета.
б) Повойник – старинный русский головной убор замужней женщины в виде легкой мягкой шапочки
в) Сарафан – старинная женская одежда в виде короткополой теплой кофты с рукавами.
- Определите, где верно определено лексическое значение устаревшего слова.
а) Волоковое окно – задвигавшееся доской окно в крестьянской избе старой постройки, а также отверстие для выхода дыма в избе.
б) Конник – предметы для запряжки лошадей.
в) Упряжь – ящик, прилавок в жилой части крестьянского дома, около дверей.
- Каким средством выразительности являются следующие словосочетания: спит черемуха, ночь сходила за курган, туман вставал?
а) Метафора
б) Олицетворение
- Выберите правильное продолжение определения «сравнение».
а) Образное выражение, в основе которого лежит сопоставление одного предмета или явления с другим предметом или явлением по какому-либо общему признаку.
б) Перенос свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы или животных.
в) Образное определение, выделяющее данный предмет или явление из ряда других.
- Найдите крылатое выражение.
а) У сильного всегда бессильный виноват.
б) Где сосна взросла – там она и красна.
в) С тобой разговориться – что меду напиться.
- Что такое ономастика?
а) Раздел языкознания, занимающийся изучением личных имен людей
б) Раздел языкознания, который изучает географические объекты.
в) Раздел языкознания, занимающийся изучением имен собственных.
- Расставьте ударение в словах
Звонит, цепочка, оптовый.
- Найдите предложение с речевой ошибкой.
а) Этот человек был полный невежда в вопросах искусства.
б) Это была храбрая мысль.
в) Продается жилой дом.
- Выберите правильный вариант употребления существительных в родительном падеже
а) Чулок, грамм, абрикосов.
б) Шорт, оладьев, гектаров.
в) Дел, граммов, бананов.
- Какую фразу не рекомендуется употреблять по правилам речевого этикета?
а) Я буду чай, а она (о присутствующей подруге) не хочет.
б) Я буду чай, а Юля будет какао.
14. Что такое диалог?
а) Это речь одного лица.
б) Это речь двух и более лиц.
- Что не относится к композиционным частям текста?
а) Основная часть произведения.
б) Ключевые слова.
в) Заключение.
6 класс
1 вариант
- Что не составляло предмет одежды древнего русского костюма?
а) Епанча.
б) Кафтан.
в) Пальто.
- Что не относилось к предметам русского быта?
а) Водопровод.
б) Лучина.
в) Ступа.
- Найдите предложение, где средством выразительности является метафора.
а) Нам дорога твоя отвага, огнем душа твоя полна.
б) Закружилась листва золотая.
в) Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы.
- Найдите предложение, где средством выразительности является эпитет.
а) Осень жизни, как и осень года, надо благосклонно принимать.
б) Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных.
в) На небе стоят неподвижно перистые облака, похожие на рассыпанный снег.
- Что такое фольклор?
а) Устное народное творчество, собранное из народных традиций, легенд и народных верований, выраженное в пословицах, сказках и песнях, передаваемых из поколения в поколение.
б) Это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
в)Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.
- Приведите примеры сравнений.
- Среди предложенных вариантов найдите пословицу.
а) Мал, да удал.
б) Как собака на сене.
в) Не зная броду, не суйся в воду.
- Что не относится к антропонимам.
а) Фамилия.
б) Кличка животного.
в) Никнейм.
- Найдите соответствия между древнерусскими именами и их синонимами.
Екатерина А. Муся
Мария Б. Нюся
Анастасия В. Катарина
10. Паронимы — это
а) слова близкие по звучанию, но различающиеся частично значением;
б) слова, противоположные по значению;
в) одинаковые по произношению, но разные по значению слова.
- Найдите предложение с речевой ошибкой.
а) Завтра мы пойдем в кино.
б) Сегодня на улице похолодало.
в) Желаю долгого творческого долголетия.
- Найдите предложение с грамматической ошибкой.
а) Оплачивайте проезд.
б) Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо.
в) Сегодня она выглядела красивше, чем вчера
- Найдите правильный вариант употребления имен существительных в родительном падеже множественного числа.
а) Пара ботинок, пять помидоров, нет цыган.
б) Пара ботинков, пять помидоров, нет цыган.
в) Пара ботинок, пять помидор, нет цыган.
14. Перечислите средства связи предложений в тексте.
- Подчеркните все известные вам орфограммы.
За деревянными домиками раскинулся сосновый бор.
2 вариант
1.Что не составляло предмет одежды древнего русского костюма?
а) Ферязь.
б) Шапка-ушанка.
в) Бекеша.
- Что не относилось к предметам русского быта?
а) Рушник.
б) Ухват.
в) Полотенец.
- Определите пример предложения, где содержится метафора.
а) Осень жизни, как и осень года, надо благосклонно принимать.
б) Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных.
в) На небе стоят неподвижно перистые облака, похожие на рассыпанный снег.
- Найдите предложение, где средством выразительности является эпитет.
а) Нам дорога твоя отвага, огнем душа твоя полна.
б) Закружилась листва золотая.
в) Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы.
5. Что такое фольклор?
а) Это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях
б) Устное народное творчество, собранное из народных традиций, легенд и народных верований, выраженное в пословицах, сказках и песнях, передаваемых из поколения в поколение.
в)Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.
6. Приведите примеры творительного сравнения.
7. Среди предложенных вариантов найдите поговорку.
а) Мал, да удал.
б) Пустая бочка гремит громче.
в) Не зная броду, не суйся в воду.
8. Что не относится к антропонимам?
а) Имя.
б) Псевдоним.
в) Название города.
9. Найдите соответствия между древнерусскими именами и их синонимами.
- Дарья А.Муся
- Мария Б. Нюся
- Анастасия В. Одарина
10. Паронимы — это
а) слова, противоположные по значению;
б) слова близкие по звучанию, но различающиеся частично значением;
в) одинаковые по произношению, но разные по значению слова.
11. Найдите предложение с речевой ошибкой.
а) На поезд мы успели вовремя.
б) Поезд тронулся.
в) На улице свежо.
12. Найдите предложение с грамматической ошибкой.
а) Ему было впору биться о стенку.
б) Задали задание.
в) Они ездиют по всем городам области.
13. Найдите правильный вариант употребления имен существительных в родительном падеже множественного числа.
а) Пять апельсин, нет мест, пара туфель.
б) Пять апельсинов, нет местов, пара туфель.
в) Пять апельсинов, нет мест, пара туфель.
14. Перечислите средства связи предложений в тексте.
15. Подчеркните все известные вам орфограммы.
Дачный поселок расположился на песчаной горе у самого моря.
7 класс
1 вариант
1. Что такое историзмы? Приведите примеры.
2. Найдите соответствия.
1.Ланиты А. Плечи
2.Очи Б. Щеки
3.Рамена В. Глаза
3.Расставь ударения в словах.
Сливовый, шарфы, сироты.
4.Выберите правильно продолжение определения термина «паронимы».
а) Слова близкие по звучанию, но различающиеся частично значением.
б) Слова, противоположные по значению.
в) Одинаковые по произношению, но разные по значению слова.
5. Какие слова неуместно употреблять при разговоре со взрослым человеком?
а) Привет.
б) Здорово.
в) Здравствуйте.
6.Перечислите особенности русской этикетной манеры общения.
7.Что относится к основным признакам текста?
а) Стилевое единство
б) Цельность
в) Повторы
8.Определите, что относится к типам речи.
а) Разговорный стиль.
б) Описание.
в) Художественный стиль.
9.Что не относится к аргументированному типу речи?
а) Описание.
б) Объяснение.
в) Доказательство.
10.Перечислите правила поведения в споре.
11.Составьте текст рекламного объявления.
12.Определите тип речи.
а) Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…
б) Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.
в) Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.
13.Найдите соответствия
1.Художественный стиль А. Заявление
2.Разговорный стиль Б. Повесть
3.Официально-деловой стиль В. Беседа с одноклассником о походе в кино
14.Перечислите особенности языка художественной литературы.
15.Объясните все орфограммы и пунктограммы в предложении.
Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал еще одно открытие.
2 вариант
1.Что такое архаизмы? Приведите примеры.
2.Найдите соответствия.
1.Пиит А. Рыбак
2.Зерцало Б. Поэт
3.Рыбарь В. Зеркало
3.Расставь ударения в словах.
Банты, приняла, баловать
4. Выберите правильно продолжение определения термина «паронимы».
а) Слова, противоположные по значению.
б) Слова близкие по звучанию, но различающиеся частично значением.
в) Одинаковые по произношению, но разные по значению слова.
5.Какие слова неуместно употреблять при разговоре со взрослым человеком?
а) Добрый день.
б) Пока.
в) Привет.
6.Перечислите особенности русской этикетной манеры общения.
7.Что относится к основным признакам текста?
а) Наличие антонимов.
б) Завершенность.
в) Цельность.
8.Определите, что относится к стилям речи.
а) Публицистический стиль.
б) Рассуждение.
в) Повествование.
9.Что не относится к аргументированному типу речи?
а) Доказательство.
б) Рассуждение.
в) Повествование.
10.Перечислите правила поведения в споре.
11.Составьте текст рекламного объявления.
12.Определите тип речи.
а) Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать
б) Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…
в) Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.
13.Найдите соответствия.
1.Публицистический А.Статья в энциклопедии
2.Научный Б.Стихотворение
3.Художественный В. Статья в газете
14.Перечислите особенности языка художественной литературы.
15.Объясните все орфограммы и пунктограммы в предложении.
Плавание вниз по течению реки состоит из мелких отдельных событий, вплетенных в монотонные дни.
8 класс
1 вариант
1.Кто был создателем русского алфавита?
а) Кирилл и Мефодий.
б) М.И. Кутузов.
в) А.С.Пушкин.
2.Найди соответствия.
1.Сесть в калошу А.Обманывать кого-либо, скрывать истинные намерения
2.Играть в жмурки Б. Попасть в неудобное положение
3.Задеть за живое В.Глубоко волновать, заставить переживать
3.Что является поводом к пополнению словарного состава русского языка?
4.Затранскрибируйте слова:
а) конечно
б) сделанный
в) ямки
5.Расставь ударения в словах
Баловаться, ходатайство, поняла
6.Найдите глагол, который употреблен неверно.
а) Не ложите руки на стол.
б) В этот выходной мы поедем на экскурсию.
в) Перцовый пластырь сильно жжет кожу.
7.Найдите лексические ошибки и запишите предложения в исправленном виде.
а) Я одел пальто и вышел на улицу.
б) На общем собрании нам предоставили новое руководство комбината.
в) Ивану пообещали представить должность преподавателя литературы.
8.Исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов.
а) Папа построил новый каменистый дом.
б) Мы уплатили за проезд.
в) Он готов пожертвовать жизнью ради успеха общего дела, поэтому во время боя он выхватывает знамя из рук падшего бойца и ведет за собой солдат в атаку.
9.Найдите правильное продолжение предложения с деепричастным оборотом.
Заваривая чай,
а) у меня упала чашка;
б) я уронил чашку;
в) у нее упала чашка.
10.Запишите предложения в исправленном виде
а) Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя листьями, укрывали путников от солнца.
б) Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов, был его любимым местом отдыха.
в) Приехавшего последним гостя все очень ждали.
11.Запишите предложения в исправленном виде.
а) Любой, кто сдает экзамен, должны помнить о согласовании.
б) Повествование в романе ведутся от имени трех рассказчиков.
в) Каждый, кто бывал в Москве, видели Кремль.
12.Перечислите эффективные приемы чтения и слушания.
13.Что относится к основным признакам текста?
а) Стилевое единство.
б) Цельность.
в) Повторы.
14.Напишите автобиографию
2 вариант
1. Кто был создателем русского алфавита?
а) А.С.Пушкин.
б) Кирилл и Мефодий.
в) А.Невский.
2. Найди соответствия
1.Вставлять палки в колеса А. Рассказывать секреты
2.Бить баклуши Б. Мешать
3.Выносить сор из избы В. Бездельничать
3.Почему словарный состав русского языка постоянно пополняется?
4.Затранскрибируйте слова:
а) юный
б) булочная
в) сбиться
5.Расставь ударения в словах
Сливовый, шарфы, сироты
6.Найдите причастие, которое употреблено неверно.
а) Ветер срывал оставшиеся на деревьях листья.
б) В комнате убрато.
в) Построенный дом был очень красив.
7.Найдите лексические ошибки и запишите предложения в исправленном виде.
а) Вам необходимо поставить роспись на документе.
б) Художник нарисовал репродукцию картины и вышел из комнаты.
в) Я одела платье и вышла в магазин.
8.Исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов.
а) Граждане пассажиры, оплатите за проезд.
б) Я стану дипломатом музыкального конкурса.
в) Сегодня вечером мы осуждали план будущего урока.
9.Найдите правильное продолжение предложения с деепричастным оборотом.
Наблюдая за облаками,
а) я чувствовал спокойствие;
б) мне было спокойно;
в) ему стало страшно.
10.Запишите предложения в исправленном виде.
а) Дети играли в мяч, вышедшие во двор.
б) Я разговариваю с мамой, готовившей пирог.
в) Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью.
11.Запишите предложения в исправленном виде
а) Большинство одобряют политику президента.
б) Лишь небольшая часть граждан участвовали в выборах.
в) К нам приехали двадцать один студент.
12.Основные виды переработки текста.
13.Что относится к основным признакам текста?
а) Наличие антонимов.
б) Завершенность.
в) Цельность.
14.Напишите свою биографию.
9 класс
1 вариант
1.Продолжите определение.
Крылатые слова —
а) изречения назидательного характера, понимаемые в прямом значении.
б) это цитаты из литературных произведений или изречения исторических лиц, получившие вторую жизнь в обыденной жизни.
в) изречения назидательного характера, обладающие как прямым, так и переносным смыслом.
2.Поставьте ударения в словах.
Балованный, валовой, добралась.
3.Затранскрибируйте слова.
Мял, ёж, с деревьев
4.Отредактируйте предложения.
Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава. 2. В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 3. Иванов давно работает на этом трудном участке, и неплохо работает. Но в последние два года у него стали появляться отрицательные проблески. 4. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики. 5. Выпас собак запрещается.
5.Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.
Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный).
6.Найдите предложение с ошибкой в употреблении причастного или деепричастного оборота.
а) Когда я возвращался домой, меня застиг дождь
б) Возвращаясь домой, меня застиг дождь.
в) Меня застиг дождь, когда я возвращался домой
7.Составьте памятку «Правила информационной безопасности в сетях».
2 вариант
1.Продолжите определение.
Крылатые слова —
а) это цитаты из литературных произведений или изречения исторических лиц, получившие вторую жизнь в обыденной жизни.
б) изречения назидательного характера, обладающие как прямым, так и переносным смыслом.
в) изречения назидательного характера, понимаемые в прямом значении.
2.Поставьте ударения в словах.
Донельзя, жалюзи, закупорить
3.Затранскрибируйте слова.
С яблони, пятак, замерзший.
4.Отредактируйте предложения.
Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тараканов. 2. Запрещено размещать хозяйственные и промышленные мусорные свалки. 3. Продается пожилой дом. 4. Лекция для бездетных родителей переносится на четверг. 5. Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии.
5.Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.
Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 2. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 3. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 4. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 5. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).
6.Найдите предложение с ошибкой в употреблении причастного или деепричастного оборота.
а) Мне стало холодно, когда я подходил к лесу
б) Когда я подходил к лесу, мне стало холодно.
в) Подходя к лесу, мне стало холодно.
7.Составьте памятку «Правила делового письма».
Контрольная
работа.
Вариант
2
Задания |
Варианты |
||||
1. Дайте |
а) б) в) г) |
||||
2. |
а) б) в) г) |
||||
3. |
а) б) в) г) |
||||
4. |
а) б) в) г) |
||||
5. |
а) б) в) г) |
||||
6. |
а) б) в) г) |
||||
7. |
а) б) в) г) |
||||
8. |
а) б) в) г) |
||||
9. |
а) б) в) г) |
||||
10. |
а) б) в) г) |
||||
|
а) б) в) г) |
||||
12. |
а) б) в) г) |
||||
13. |
а) б) в) г) |
||||
14. Дайте |
а) б) в) г) |
||||
15. Укажите |
а) б) в) г) |
||||
16. |
а) б) в) г) |
||||
17. Дайте |
а) б) в) г) |
||||
18. |
а) б) в) г) |
||||
19. |
а) б) в) г) |
||||
20. |
а) б) в) г) |
№ Задания |
Ответ |
1 |
Б |
2 |
А |
3 |
Б |
4 |
В |
5 |
А |
6 |
В |
7 |
Б |
8 |
Б |
9 |
Г |
10 |
Б |
11 |
Б |
12 |
А |
13 |
А |
14 |
А |
15 |
А |
16 |
Б |
17 |
А |
18 |
А |
19 |
В |
20 |
В |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Задание
6
Лексические
нормы русского языка
ЕГЭ
2021
100
баллов
Лексические нормы
Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи.
Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.
Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы
- его лексическое значение было реализовано уместно и правильно,
- слово правильно выражало наше отношение к тому, о чём мы говорим, то есть было выразительным.
В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность.
Точность речи
Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения мыслей.
Употребление слова в речи определяется особенностями его лексического значения, а также зависит от контекста. Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, создать возможность двоякого толкования либо придать нежелательную стилистическую окраску.
Границы лексической сочетаемости
У лексической сочетаемости есть свои границы. Например, слово крепкий имеет следующие значения (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – М.: Русский язык, 1996):
1.Такой, который трудно сломать, разбить (крепкая ткань, веревка).
2. Сильный духом, непоколебимый (крепкий духом старик).
3. Здоровый, сильный (крепкий организм).
4. Надежный (крепкая дружба, любовь).
5. Достигающий сильной степени (крепкий мороз, ветер).
6. Насыщенный, сильнодействующий, резкий (крепкий чай, табак).
7. Разг. Зажиточный (крепкий хозяин).
Рассмотрим четвертое и пятое значения слова: дружба, любовь – это обозначения чувств, так же как и ненависть, зависть. Но выражение крепкая ненависть противоречит требованию лексической сочетаемости.
Мороз, ветер – это погодно-климатические условия, как и жара, влажность. Но невозможно сочетание крепкая жара.
Задание 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
Ответ: ___________________________.
СУТЬ, -и,
СУТЬ, -и,
1). Самое главное и существенное в чём-н., сущность. Войти в с. дела. Вникнуть в с. вопроса. Самую с. узнал.
2) Обычно употр. как связка в составе именного сказуемого при подлежащем со знач. множественности: есть , является, представляет собой. Теория и практика с. альфа и омега познания.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка
Речевые нарушения
лексических норм
в аспекте точности и выразительности
Вид ошибки |
Лексическая ошибка |
Лексическая норма |
1.Употребление слова в несвойственном ему значении. |
Данко засмеялся, упал навзничь и умер. |
Данко засмеялся, упал ничком и умер |
2. Нарушение лексической сочетаемости слова. |
Японские поезда отличаются сильной скоростью. |
Японские поезда отличаются высокой скоростью. |
3. Смешение паронимов. |
Следователь представил суду улики, доказывающие вину Петрова. |
Следователь предоставил суду улики, доказывающие вину Петрова. |
4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания. |
Больной, снимите голову и запишитесь к травматологу. |
Больной, сделайте рентгеновский снимок головы и запишитесь к травмвтологу. |
Вид ошибки |
Лексическая ошибка |
Лексическая норма |
5. Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли. |
В кабинете литературы на стенах висели русские писатели и поэты. |
В кабинете литературы на стенах висели ПОРТРЕТЫ русских писателей и поэтов. |
6. Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология). |
У Пушкина в Михайловском была огромная библиотека книг. |
У Пушкина в Михайловском была огромная библиотека. |
7. Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики. |
На Плюшкине было какое-то замызганное шмотьё. |
На Плюшкине была какая-то грязная одежда. |
8. Смешение лексики разных исторических эпох. |
После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел. |
После окончания лицея Пушкин был принят на службу в Коллегию иностранных дел |
Вид ошибки |
Лексическая ошибка |
Лексическая норма |
9. Нарушения, связанные с употреблением фразеологических оборотов |
Любовь сыграла большое значение в судьбе героя. |
Любовь сыграла большую роль в судьбе героя. |
10. Неудачный выбор одного из синонимов. |
После смерти Петра I Екатерина была поставлена на престол. |
После смерти Петра I Екатерина была возведена на престол. |
11. Употребление лишнего слова (речевая избыточность — плеоназм). |
Кадровое агентство предложило Анне свободную вакансию медицинской сестры. |
Кадровое агентство предложило Анне вакансию медицинской сестры. |
12. Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений. |
Бабушке пришла телеграмма, и вскоре она уехала в город. |
Пришла телеграмма бабушке, и вскоре она уехала в город. |
Примеры нарушения лексических норм
Лексическая ошибка |
Лексическая норма |
1. За истекший период времени нами были проведены осушительные работы (плеоназм) |
1. За истекший период нами были проведены осушительные работы |
2. Выступление юного гимнаста было весьма техническим (смешение паронимов) |
2. Выступление юного гимнаста было весьма техничным |
3. Необходимо увеличить уровень благосостояния наших ветеранов (неуместное употребление слова увеличить без учёта его лексического значения и без учёта его лексической сочетаемости: уровень благосостояния может быть высоким или низким; его можно повысить, но не увеличить) |
3. Необходимо повысить уровень благосостояния наших ветеранов |
Примеры нарушения лексических норм
Неправильно |
Правильно |
Эти функции поручаются классному руководителю |
Эти функции возлагаются на классного руководителя |
Он одел пальто и вышел на улицу |
Он надел пальто и вышел на улицу |
Необходимо повысить подготовку специалистов |
Необходимо улучшить подготовку специалистов |
Бoльшая половина группы занимается в спортивных секциях |
Более половины группы занимается в спортивных секциях |
Плеоназм
Плеоназм – речевое излишество, употребление слов, ненужных со смысловой точки зрения. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо сделать следующее:
- слово заменить однокоренным: монументальный памятник – монумент;
- убрать лишнее слово из словосочетания: главная суть – суть, ценные сокровища – сокровища;
- убрать слово из текста: Операция – это способ, которым выполняется действие – Операция – способ выполнения действия; Построение модели в соответствии с известными правилами – Построение модели по правилам.
Тавтология
Тавтология – употребление однокоренных слов в границах одного предложения: рассказать рассказ, спросить вопрос.
Способами исправления тавтологий являются:
- замена одно из слов синонимом: Проливной ливень не прекращался целый день – Проливной дождь не прекращался целый день;
- удаление одного из слов: Наряду с этими признаками имеется и ряд других – Наряду с этими признаками имеются и другие.
Смешение паронимов
Нарушение лексических норм часто связано с тем, что говорящие или пишущие путают слова, близкие по звучанию, но различные по значению. Такие слова называются паронимами: адресант (отправитель) — адресат (получатель); эмигрант (выезжающий из страны) — иммигрант (въезжающий).
Смешение паронимов часто приводит к искажению смысла: Густые заросли кустарника чередовались с вечными дубовыми рощами и березовыми лесочками (вместо вековыми).
Смешение паронимов также свидетельствует о недостаточной речевой культуре говорящего: Он одел свитер (вместо надел).
Устраните случаи плеоназма в данных предложениях.
- Мою автобиографию я уже изложил во вступительной статье.
- Больной был немедленно госпитализирован в больницу.
- Первая премьера этого балета состоялась в Риге.
- Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты.
- Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.
- Нам нужно взаимно помогать друг другу.
- На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки.
- На Доске почета – фото участников войны и старейших ветеранов нашего предприятия.
- На экзамене на подготовку к ответу дается не более получаса времени.
- Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг.
Ответы
1. Автобиографию я уже изложил во вступительной статье. 2. Больной был немедленно госпитализирован. 3. Премьера этого балета состоялась в Риге. 4. Все герои произведения имеют индивидуальные черты. 5. Эта традиция возродилась в нашей стране. 6. Нам нужно помогать друг другу. 6. На празднике ветеранам вручили сувениры и ценные подарки. 7. На Доске почета – фото участников войны и ветеранов нашего предприятия. 8. На экзамене на подготовку к ответу дается не более получаса. 9. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете бумеранг.
Исправьте лексические ошибки в предложениях.
1. Ты меня крупно обидела. 2. Он рассказал нам о своих планах на будущее. 3. Владельцам вишневого сада грозит разорительство. 4. Все ученики хорошо усвоили теорему Пифагора. 5. Однажды в отпуске со мной случился такой случай. 6. Катерина заранее предчувствовала свою гибель. 7. Она служила при дворе служанкой. 8. Я потерял ключ и вынужден был заказать муляж, чтобы попасть в квартиру. 9. Количество посетителей дискотеки непрерывно прогрессирует. 10. Ярко, выразительно изображены в «Капитанской дочке» образы главных героев. 11. Уровень инфляции в последнее время значительно улучшился. 12. Чацкий, нетерпеливый к чужим недостаткам, сам, как мне кажется, человек далеко не идеальный. 13. Базаров пускается в пространственные рассуждения о трудностях крестьянской жизни. 14. Только три дня в нашем магазине предлагаются грандиозные скидки, и вы можете купить товар по самой дешевой стоимости. 15. При этом он испытал нетерпимую душевную боль. 16. Перед ним встали две дилеммы – пойти учиться в консерваторию или в университет. 17. Решения, принятые собранием акционеров, признаны незаконными, поскольку, как было установлено впоследствии, не было форума. 18. Как и человек, дельфин не способен все время находиться под водой и поднимается, чтобы вздохнуть немного воздуха.
ОТВЕТЫ
1. Ты меня очень обидела. 2. Он рассказал нам о своих планах. 3. Владельцам вишневого сада грозит разорение. 4. Все ученики хорошо усвоили теорему Пифагора. 5. Однажды в отпуске со мной произошёл такой случай. 6. Катерина предчувствовала свою гибель. 7. Она при дворе была служанкой. 8. Я потерял ключ и вынужден был заказать дубликат (копию), чтобы попасть в квартиру.9. Количество посетителей дискотеки непрерывно растёт. 10. Ярко, выразительно изображены в «Капитанской дочке» образы главных героев. 11. Уровень инфляции в последнее время значительно снизился. 12. Чацкий, нетерпимый к чужим недостаткам, сам, как мне кажется, человек далеко не идеальный. 13. Базаров пускается в пространные рассуждения о трудностях крестьянской жизни. 14. Только три дня в нашем магазине предлагаются грандиозные скидки, и вы можете купить товар по самой дешевой цене. 15. При этом он испытал нестерпимую душевную боль. 16. Перед ним встала дилемма – пойти учиться в консерваторию или в университет. 17. Решения, принятые собранием акционеров, признаны незаконными, поскольку, как было установлено впоследствии, не было кворума. 18. Как и человек, дельфин не способен все время находиться под водой и поднимается, чтобы вдохнуть немного воздуха.
Проверяем себя
Упражнение 1.
1) очень великолепный;
2) наружная внешность;
3) практичная одежда;
4) первый лидер;
5) прислать лично мне;
6) закончить университет;
7) враждебный вид;
взрывчатый характер;
9) соединить воедино;
10) дипломант конкурса;
11) дружеский ужин;
12) глинистая почва;
13) болотистая растительность;
14) гарантийный талон;
15) прогрессировать вперед;
16) подскочить вверх;
18) военная оккупация;
19) одевать ребенка;
20) сытный завтрак;
21) вернуться к своим пенатам;
22) демобилизовать в армию;
23) непоправимый двоечник;
24) прейскурант цен;
25) экспонаты выставки;
26) взаимно друг к другу,
26) букинистическая книга;
27) памятный сувенир;
28) частная собственность.
Укажите словосочетания, в которых нарушены нормы
лексической сочетаемости. Исправьте речевые ошибки.
Проверьте себя
- Найдите ошибки, возникшие в результате неточного выбора синонимов.
- 1. Дипломатичный – дипломатический (ответ, поступок, работник, корпус, речь, выступление, протокол, неприкосновенность). 2. Эффективность – эффектность (освещения, оформления, речи, движений, двигателя, метода, способа, внедрения, капиталовложений). 3. Основать – обосновать (теорию, вывод, решение, доказательство, претензию). 4. Представить – предоставить (конспект, кредит, материалы, слово, возможность, отчет, доказательства, в распоряжение). 5. Желанный – желательный (приезд, результат, миг, час, подход, направление, взгляд, улыбка, голос).
1. Будем надеяться, что новая мебель в аудиториях будет служить долговечно. 2. На теплом песке этого дикого тихоокеанского побережья мои босые ступни оставляли глубокие отпечатки, которые тут же стирали набежавшие волны. 3. Вы спрашиваете, почему так рухнул интерес детей к чтению. 4. Поинтересуйтесь у старших, которые совсем не соприкасаются с книгой.
Определите разницу в лексических значениях паронимов. Составьте словосочетания, соединив паронимы с подходящими по смыслу словами из скобок.
Проверьте себя
Укажите слова, употребленные ошибочно в результате смешения паронимов. Исправьте предложения.
1. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни. 2. На собрании станичников царствовала разноголосица. 3. Ей явно не хватает доброты и терпеливости к чужому мнению. 4. Татьяна любила вставать с зарницей. 5. Нас перевели работать в отсталую бригаду. 6. В автомастерской водитель попросил вправить вмятину на борту машины. 7. За торт можно оплатить в первой кассе. 8. Обувь фирмы «Экко» одета на всех ведущих нашей телекомпании. 9. В заключение слово для доклада представили директору завода. 10. Аспирант предоставил реферат диссертации в срок. 11. Многие люди принимают желательное за действительное. 12. Маяковский стоял у источников новой жизни.
Исправьте предложения, объясните тип речевой ошибки
1 вариант
1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.
2. Школьный стадион прислонился к старому парку.
3. В зале ожидания находилось много командировочных.
4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
2 вариант
1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес.
2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи.
3. Наши воины свершили много геройских подвигов.
4. Эта выставка обогатит ваш кругозор.
Словесная избыточность. Словесная недостаточность
Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме.
- 1. Информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, экспонаты выставки, народный фольклор, свободная вакансия, прейскурант цен, для проформы, саммит на высшем уровне.
- 2. Автобиография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, демобилизация из армии, открываются вовнутрь.
- 3. Необычный феномен, реальная действительность, период времени, огромная махина, прогрессировать вперед, странный парадокс, временной цейтнот, у здания главпочтамта.
Задание 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
- Людей, приезжающих на отдых в эту страну, никогда не мучает ностальгия по Родине.
- Отсутствие сознательной дисциплины остается единственной ахиллесовой пятой этого спортсмена.
- К сожалению, с каждым годом увеличивается количество пациентов на приеме у аллерголога, для которых апрель месяц ассоциируется с насморком, красными и отекшими глазами, тоннами носовых платков.
- Партия Демона для Дмитрия Хворостовского станет первой премьерой, хотя он уже пел отдельные арии из оперы Рубинштейна.
- В 1969 году Тур Хейердал отправился на лодке под названием «Ра» в плавание через Атлантический океан, однако из-за того что плавсредство было сделано из камыша, оно быстро размокло, в результате чего членам экспедиции пришлось возвратиться назад.
- В центре поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― образ молодого юноши‑горца, поставленного жизнью в необычные условия.
- Вывести толпу людей из панического состояния можно лишь целенаправленными, категорическими командами лидеров и указанием на реальные возможности выхода из возникшей критической ситуации.
- Острова Аль-Ахавейн в Египте, представляющие собой две подводные скалы, уходящие в морскую глубокую бездну, привлекают любителей подводных погружений красотой фауны и флоры.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
По Родине |
единственной |
месяц |
первой |
назад |
молодого |
людей |
глубокую |
Удачи на экзамене!