Эти наличники представляют стилизацию под пучки лиан ошибка

В школе прошла волнительная встреча бывших выпускников отметьте нарушения лексических норм

Обновлено: 12.02.2023

Основная разновидность канцелярского стиля имеет своей задачей представить все обстоятельства дела во всех их логических взаимоотношениях вместе с выводом из них в одном целом. Отсюда вытекает культура сложных предложений по способу подчинения в канцелярском стиле. И в самом деле, подобным образом хорошо построенные предложения дают возможность читателю все сразу понять и сразу же принять соответственное решение. Если изложить содержание такого сложного предложения в виде независимых друг от друга элементов, то читателю потребуется значительное количество времени и энергии на то, чтобы свести эти элементы в единое логическое целое и сделать соответственные выводы.

Язык законов требует прежде всего точности и невозможности каких-либо кривотолков: быстрота понимания не является уже в таком случае исключительно важной, так как заинтересованный человек безо всякого понукания прочтет всякую статью закона и два и три раза.

Задание 9. Сравните два текста на одну тему, предназначенные для разных читателей: первый для специалистов по лингвистике (собственно-научный стиль), второй для учащихся (научно-популярный стиль).

Определите основные различия в построении этих текстов и в отборе языковых средств лексических и грамматических. С какой целью использовано сравнение во втором тексте?

180. Не обусловленная фонологической позицией закономерная мена фонем в алломорфах одной и той же морфемы при слово- и формообразовании называется чередованием фонем (морфонологическим чередованием). Так, чередованием является мена фонем к ч, г ж, х ш перед суффиксом -к(а) в словах типа рука ручка, нога ножка, со ха сошка.

Звуки, как вы знаете, чередуются: поскакал поскачу. Корень -скак-, но он же и -скач-. В одном слове такой, в другом почти такой же. Значение одинаковое и там, и здесь. Но в одном звуке разница: -скак-/-скач-. Это и есть чередование. Итак:

Даны в языке два слова.

И у них корни с одним значением.

И звуки, из которых корень, у них те же.

Значит, у них один и тот же корень.

Но есть различие в одном-двух звуках.

Звуки явно принадлежат этим одинаковым корням.

Тогда говорят: чередуются эти звуки.

Говорят: это чередование.

Бывает в квартире все жильцы постоянные, а одна комната сдается. То один в нее въедет, то другой. А квартира-то, конечно, та же, только в одной комнате жильцы чередуются.

М. Панов. Занимательная орфография

Если ты до сих пор не вступил

В многомиллионную партию

Вырезай подписной талон,

Заполняй его и иди на почту !Практическая работа № 7

Тема: Литературные нормы русского языка.

Цель: закрепить навыки грамотной речи.

Вид работы: выполнение упражнений, работа со словарями.

Время выполнения: 2 часа.

Оборудование: справочники, словари.

Ход работы:

ТЕСТ 1. Отметьте нарушения норм ударения.

Завтра необходимо сдать отчёт за второй квартал.

Оптовый рынок находится недалеко от центра города.

Эксперт проявил свой высокий профессионализм.

Обеспечение сельских больниц необходимыми медикаментами осуществляется фирмой «03».

Заключён договор о проведении ремонтных работ.

Предлагаем вертикальные и горизонтальные жалюзи..Торговая фирма приглашает на работу главного бухгалтера. Важен опыт работы в маркетинге или отделе продаж.

Выделены средства для проведения конкурсов.

Мы купили новую стиральную машину.

Прошла сессия последнего созыва.

ТЕСТ 2. Отметьте нарушения орфографических и произносительных

2. сви[т’э]р3. ску[шн]о

6. кортедж7. грена[д’э]р8. страховой полюс

9. обле[х]чить10. [|т’э]стТЕСТ 3. Отметьте нарушения морфологических норм.

Первое, что я увидел, была девушка, идущая навстречу.

Маша игралась на детской площадке.

Я сломала каблук у.правого туфля.

С наступлением сумерек все в доме замерло.

Сегодня тучи более темнее, чем вчера.

Дети испугались, когда мимо их промчалась огромная собака.

Их сад должен быть продан за долги.

Более двухсот учащихся приняли участие в концерте.

Мы будем рады зарубежным друзьям, приедущим к нам.

Когда Жилин выходит из сарая, к нему подбежала собака хозяина.

ТЕСТ 4. Отметьте нарушения синтаксических норм.

Ощущение красоты, задора, молодости, настоящего праздника, царящие на сцене, передалось и зрительному залу.

Также большое внимание было уделено на вопросы жилищного характера.

Эпитет в этом предложении выступает как один из выразительных средств.

Мы договорились встретиться у памятника Пушкина.

Более 50 % учителей прошло обучение на различных курсах.

Кроме прочих достоинств, Иванов был и хорошим специалистом.

Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо обеспечить их.

Несколько птиц Вера подарила зимовщикам острова Диксон, которые там хорошо акклиматизировались.

Поравнявшись с нами, юноша улыбнулся.

ТЕСТ 5. Отметьте нарушения лексических норм.

В школе прошла волнительная встреча бывших выпускников.

Эти наличники представляют стилизацию под пучки лиан.

Эти наличники похожи на пучки лиан.

Я хочу написать своё мнение и всех моих знакомых.

Совершают такое творчество лишь люди, не ладящие с законом.

Совершить такое могут люди, не ладящие с законом.

Собакевич был роскошный помещик.

Забытье приводит к тяжёлым последствиям: люди становятся рабами идеи, навязанной им сверху.

Характеры Платова и Левши мне показались очень похожи, несмотря на их положение.

Мы сегодня будем говорить о перспективах на будущее.

ТЕСТ 6. Отметьте нарушения стилистических норм.

На картине «Вратарь» изображён белокурый мальчик.

Ольга поревела три дня, а потом забыла Ленского.

Мы должны обратно проанализировать план работы и внести в него изменения.

В нижеследующем абзаце я хочу рассказать о сложных взаимоотношениях Андрея и Наташи.

Из всех в семье отец соблюдал только спокойствие.

Эта именно экспедиция нашла в кратере новый минерал.

Ни один из них не отвечал ему ни слова, они толькобезмолвно пялили на него очи.

Спонсоры обещали университету подкинуть двадцать миллионов на проведение конференции.

ТЕСТ 1. Отметьте нарушения речевого поведения в транспорте.

Извините, у Вас есть лишний абонементик?

Вы докуда едете?

Своевременно оплачивайте за проезд.

Вы выходите на следующей остановке?

Скажите, пожалуйста, сколько время?

Не допускайте бесплатности проезда!

Граждане пассажиры! При входе на эскалатор не ставьте вещи, чемоданы и сумки на ступени!

ТЕСТ 2. Отметьте нарушения речевого поведения в магазине.

Скажите, Вы крайний?

Свесьте мне, пожалуйста, двести грамм конфет.

Взвесьте мне этот кусок мяса.

Пробейте доплату на четыре тысячи.

Вы ещё не выбили чек?

Купи три пары носков и две — чулок.

Мне нужно две пары чулков.

А у вас нет туфлей на размер больше?

Здесь нет подходящих туфель.

ТЕСТ 3. Отметьте нарушения речевого поведения в Сбербанке.

Что-то у Вас роспись неразборчива.

Поставьте здесь свою подпись.

Пишите ваши инициалы полностью.

Это оплата за обучение в автошколе.

Оплата электроэнергии производится ежемесячно.

Разве у меня не уплочено?

Выдать деньги ему отказали.

Победителям лотереи выдали по пять миллионов рублей.

С Вами разговаривает управляющий банка.

Нужно будет уплатить около восьмиста тысяч рублей.

ТЕСТ 4. Отметьте нарушения речевого поведения в больнице.

Свесьте меня: хочу узнать, сколько я сбросила.

На курс лечения потребуется двадцать шприцев.

Принимайте обезбаливающие препараты два раза в день.

Я могу Вам порекомендовать хорошего массажёра.

У нас медикаментов не хватает.

Тебя ложат в больницу?

Врач должен контролировать за ходом лечения.

В отделение новорожденных завезли новуюдиагностирующую аппаратуру.

Попасть на приём к нервопатологу трудно.

Цеховой |тэ]рапевт не принимает.

Меня беспокоит ос[тэ]охондроз.

Эти средства мне не помогают.

ТЕСТ 5. Отметьте нарушения речевого поведения в ситуации

На дне рождения. Какой из вариантов неверный: а) или б)?

а) Мы с ним с одного года.

а) Съешь кусочек торта.

а) Мы отлично провели

вечер в кругу друзей.

а) Он всё время тосты

а) На столе не хватает

а) Катя испекла пирог сповидлом.

а) Ешьте пироженое!

а) У меня сегодня именины,

я родился тридцать

а) Вчера был день рождения.

а) Мы весело справил и

б) Мы с ним одного года

б) Съешь кусочек торта

б) Мы отлично провели

вечер в круге друзей,

б) Он всё время произносил

б) На столе не хватает

б) Катя спекла пирог сповидлом,

б) Ешьте пирожное!

б) У меня сегодня день

рождения, я родился

тридцать лет назад

б) Вчера было день

б) Мы весело отпраздновали

ТЕСТ 6. Отметьте нарушения речевого поведения в телефонномделовом разговоре.

1. а) — Алло, позовите

2. а) — Алло, а кто это?

3. а) — Мы звоним по

б) — Алло, здравствуйте,

позовите, пожалуйста, Юлю.

б) — Алло, это школа?

б) — Мы звоним по объявлению.

Практическая работа № 8

Цель: усвоить правила написания рецензии.

Вид работы: составление рецензии на драматическое произведение.

Время выполнения: 2 часа.

Оборудование: видеопрезентация по теме.

Ход работы:

Знакомство с правилами написания рецензии, составление конспекта.

Литература:

Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону. Феникс. 2002.

Введенская Л.А. Культура речи. Ростов-на-Дону. Феникс. 2003

Введенская Л. А. Павлова Л. Г. Риторика и культура речи. Ростов-на-Дону. Феникс. 2003

Герасименко Н.А. Русский язык и культура речи. М. Логос. 2002

Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону. Феникс. 2003

Дунева А.И., Ефремова В.А., Сергеева В.Е., Черняк В.Д. Русский язык и культура речи: Учебник. Под ред. Черняк В.Д. – С.-П. — М.: САГА-ФОРУМ, 2007.

Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. Учебник. – М.:Форум-инфра-М, 2008.

Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М. 1983

Комианский Г. В. Коммуникативные функции и структура языка. М. 1984

Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи.

Рахманин Л. А. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М. Высшая школа. 1988

Солганик Г.Я. Стилистика русского языка.10-11 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. учеб. Заведений. – М.: Дрофа,2001.

Стернин И.А. Практическая риторика. М.Академия.2006

Юнина Е. А. Педагогическая риторика. Пермь. 1995

Дополнительные источники:

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. / Под ред. Л.А. Чешко. – М.: Рус. яз., 1986.

Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. — М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2006.

Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. / Под ред. Л.А. Новикова. – М.: Рус. яз., 1985.

Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. – М.: Астрель: АСТ, 2005.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

Тихонов А.Н., Казак М.Ю. Школьный орфографический словарь русского языка. – М.: Цитадель — трейд: Вече, 2006.

Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2006.

1) В школе прошла волнительная встреча бывших выпускников. ()
2) Эти наличники представляют стилизацию под пучки лиан. ()
3) Эти наличники похожи на пучки лиан. ()
4) Я хочу написать своё мнение и всех моих знакомых. ()
5) Совершают такое творчество лишь люде, не ладящие с законом. ()
6) Совершить такое могут люди, не ладящие с законом. ()
7) Собакевич был роскошный помещик. ()
8) Забытье приводит к тяжёлым последствиям: люди становятся рабами идеи, навязанной им сверху. ()
9) Характеры Платова и Левши мне показались очень похожи, несмотря на их положение. ()
10) Мы сегодня будем говорить о перспективах на будущее. ()

1. в школе прошла волнительная встреча бывших выпускников.
2. эти наличники представляют стилизацию под пучки лиан.
3. эти наличники похожи на пучки лиан.
4. я хочу написать своё мнение и всех моих знакомых.
5. совершают такое творчество лишь люди, не ладящие с законом.
6. совершить такое могут люди, не ладящие с законом.
7. собакевич был роскошным помещиком.
8. забытье приводит к тяжёлым последствиям: люди становятся рабами идеи, навязанной им сверху.
9. характеры платова и левши мне показались похожи, несмотря на их положение.
10. мы сегодня будем говорить о перспективах на будущее.

Ответы

стоять непокорно- стоять не покорно , а неподвижно

морозно.снежное покрывало покрыло землю.белые шапки покрыли деревья.узоры следов зверей на снегу.под сугробами сидят некоторые зверьки.вьют метели.птицы сидят на ветках.снежинки горят,как алмазы.

мир не без добрых людей- считают многие.

с этим можно соглашаться и не соглашаться. когда человеку нужна , чаще всего находятся те, которые могут , но их иногда приходится долго ждать, а когда все же находятся они, бывает уже слишком поздно. почему же тогда каждый человек не может ? почему нужно ждать кого-то, а не самому? нужно искать добро в себе и окружающих ,а не ждать, что кто-то найдется.

я думаю, что есть добрые люди, но их мало, так чтобы мы меньше задавались этим вопросом, нужно начать с себя.

ТЕСТ 1. Отметьте нарушения норм ударения.

1. Завтра необходимо сдать отчёт за второй ква́ртал.

2. Óптовый рынок находится недалеко от центра города.

3. Экспе́рт проявил свой высокий профессионализм.

4. Обеспе́чение сельских больниц необходимыми медикаме́нтами осуществляется фирмой “03”.

5. Заключён догово́р о проведении ремонтных работ.

6. Предлагаем вертикальные и горизонтальные жа́люзи.

7. Торговая фирма приглашает на работу главного бухгал-тера. Важен опыт работы в ма́ркетинге или отделе продаж.

8. Выделены средства́ для проведения конкурсов.

9. Мы купили новую сти́ральную машину.

10. Прошла сессия последнего со́зыва.

ТЕСТ 2. Отметьте нарушения орфографических и произносительных норм.

1. афёра 6. кортедж

2. сви[т’э]р 7. грена[д’э]р

3. яи[шн]ица 8. страховой полюc

4. начал[с’а] 9. обле[х]чить

5. пацифи[сс]кий 10. [т’э]ст

ТЕСТ 3. Отметьте нарушения морфологических норм.

1. Первое, что я увидел, была девушка, идущая навстречу.

2. Маша игралась на детской площадке.

3. Я сломала каблук у правого туфля.

4. С наступлением сумерек все в доме замерло.

5. Сегодня тучи более темнее, чем вчера.

6. Дети испугались, когда мимо их промчалась огромная собака.

7. Их сад должен быть продан за долги.

8. Более двухсот учащихся приняли участие в концерте.

9. Мы будем рады зарубежным друзьям, приедущим к нам.

10. Когда Жилин выходит из сарая, к нему подбежала собака хозяина.

ТЕСТ 4. Отметьте нарушения синтаксических норм.

1. Ощущение красоты, задора, молодости, настоящего празд-ника, царящие на сцене, передалось и зрительному залу.

2. Также большое внимание было уделено на вопросы жилищного характера.

3. Эпитет в этом предложении выступает как один из выразительных средств.

4. Мы договорились встретиться у памятника Пушкина.

6. Более 50 % учителей прошло обучение на различных курсах.

7. Кроме прочих достоинств, Иванов был и хорошим специалистом.

8. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо обеспечить их.

9. Несколько птиц Вера подарила зимовщикам острова Диксон, которые там хорошо акклиматизировались.

10. Поравнявшись с нами, юноша улыбнулся.

ТЕСТ 5. Отметьте нарушения лексических норм.

1. В школе прошла волнительная встреча бывших выпускников.

2. Эти наличники представляют стилизацию под пучки лиан.

3. Эти наличники похожи на пучки лиан.

4. Я хочу написать своё мнение и всех моих знакомых.

5. Совершают такое творчество лишь люди, не ладящие с законом.

6. Совершить такое могут люди, не ладящие с законом.

7. Собакевич был роскошный помещик.

8. Забытье приводит к тяжёлым последствиям: люди становятся рабами идеи, навязанной им сверху.

9. Характеры Платова и Левши мне показались очень похожи, несмотря на их положение.

10. Мы сегодня будем говорить о перспективах на будущее.

ТЕСТ 6. Отметьте нарушения стилистических норм.

1. На картине “Вратарь” изображён белокурый мальчик.

2. Ольга поревела три дня, а потом забыла Ленского.

3. Мы должны обратно проанализировать план работы и внести в него изменения.

5. Лиза была домработницей в доме Фамусова.

6. В нижеследующем абзаце я хочу рассказать о сложных взаимоотношениях Андрея и Наташи.

7. Из всех в семье отец соблюдал только спокойствие.

8. Эта именно экспедиция нашла в кратере новый минерал.

9. Ни один из них не отвечал ему ни слова, они только безмолвно пялили на него очи.

10. Спонсоры обещали университету подкинуть двадцать миллионов на проведение конференции.

ТЕСТ 7. Отметьте нарушения норм речевого поведения в транспорте.

1. Троллейбус следует в [д’эпо].

2. Кто вошли, оплачивайте проезд.

3. Вы докуда едете?

4. Своевременно оплачивайте за проезд.

5. Вы выходите на следующей остановке?

6. Скажите, пожалуйста, сколько время?

7. Не допускайте бесплатности проезда!

8. Граждане пассажиры! При входе на эскалатор не ставьте вещи, чемоданы и сумки на ступени!

ТЕСТ 8. Отметьте нарушения норм речевого поведения в магазине.

1. Кто последний?

2. Скажите, Вы крайний?

3. Свесьте мне, пожалуйста, двести грамм конфет.

4. Взвесьте мне этот кусок мяса.

5. Пробейте доплату на четыре тысячи.

6. Вы ещё не выбили чек?

7. Купи три пары носков и две – чулок.

8. Мне нужно две пары чулков.

9. А у вас нет туфлей на размер больше?

10. Здесь нет подходящих туфель.

ТЕСТ 9. Отметьте нарушения норм речевого поведения в сбербанке.

1. Что-то у Вас роспись неразборчива.

2. Поставьте здесь свою подпись.

3. Пишите ваши инициалы полностью.

4. Это оплата за обучение в автошколе.

5. Оплата электроэнергии производится ежемесячно.

6. Разве у меня не уплочено?

7. Выдать деньги ему отказали.

8. Победителям лотереи выдали по пять тысяч рублей.

9. С Вами разговаривает управляющий банка.

10. Нужно будет уплатить около восьмиста тысяч рублей.

ТЕСТ 10. Отметьте нарушения норм речевого поведения в больнице.

1. Свесьте меня: хочу узнать, сколько я сбросила.

2. На курс лечения потребуется двадцать шприцев.

3. Принимайте обезбаливающие препараты два раза в день.

4. Я могу Вам порекомендовать хорошего массажёра.

5. У нас медика́ментов не хватает.

6. Тебя ложат в больницу?

7. Врач должен контролировать за ходом лечения.

8. В отделение новоро́жденных завезли новую диагностирующую аппара­туру.

9. Попасть на приём к нервопатологу трудно.

10. Сегодня [тэ]рапевт не принимает.

11. Меня беспокоит ос[тэ]охондроз.

12. Эти средства́ мне не помогают.

1. а) Мы с ним с одного года. б) Мы с ним одного года рождения.

2. а) Съешь кусочек торта́. б) Съешь кусочек то́рта.

3. а) Мы отлично провели б) Мы отлично провели вечер в кругу друзей. вечер в круге друзей.

4. а) Он всё время то́сты б) Он всё время произносил

5. а) На столе не хватает б) На столе не хватает

трёх блюдец. трёх блюдцев.

6. а) Катя испекла пирог с б) Катя спекла пирог с

7. а) Ешьте пироженое! б) Ешьте пирожное!

8. а) У меня сегодня именины, б) У меня сегодня день

я родился тридцать рождения, я родился

лет назад. тридцать лет назад.

9. а) Вчера был день рождения. б) Вчера было день рождения.

10. а) Мы весело справили б) Мы весело отпраздновали

день рождения. день рождения.

ТЕСТ 12. Отметьте нарушения норм речевого поведения в телефонном деловом разговоре.

1. а) – Алло, позовите б) – Алло, здравствуйте, по-

Юлю. зовите, пожалуйста, Юлю.

2. а) – Алло, а кто это? б) – Алло, это школа?

3. а) – Мы зво́ним по б) – Мы звони́м по объявлению. объявлению.

4. а) – Положите трубку! б) – Положьте трубку!

5. а) – «Кама» приходит б) – Здравствуйте,
вовремя? извините, пожалуйста.

– Да. Будьте добры, скажите:

– Спасибо. “Кама” приходит вовремя?

Контрольная работа № 4

ТЕСТ. Отметьте предложения, в которых речевые нормы нарушены.

1. Преимущество рыночной экономики перед плановой становится все более очевидным.

2. В своей автобиографии писатель дал подробную характеристику тех людей, с которыми его свела война.

3. При существующих механизмах завод может стать банкротом.

4. Проработав всего два месяца, у него возникли осложнения с начальником цеха.

5. Больной благополучно перенес операцию по удалению аппендицита.

6. Защитник представил суду весомые доказательства невиновности подсудимого.

7. Большая часть домов на нашей улице каменные.

8. Все самое интересное начинается в этой книге с двухсот пятой страницы.

9. Окончив службу, мы надеемся, что вы вернетесь к нам на завод.

10. В последнем номере журнала напечатана развернутая рецензия на новую книгу В.Астафьева.

11. Трое девушек весело плескались у берега.

12. По завершении этой программы ежегодный экономический эффект составит несколько миллиардов рублей.

13. Контролеры не упустят без внимания факт бесплатного проезда.

14. Этот день сыграл в его жизни огромное значение.

15. Те, кто пришли на открытие выставки, получили возможность познакомиться с художником лично.

16. Директор уверен, что где-то в марте месяце следующего года предприятие выйдет на проектную мощность.

17. Непроданными остались двое самых дорогостоящих брюк.

18. Мать сказала дочери налить себе супа.

19. Одежда для детей отечественного производства поступила в продажу.

20. Особенно любят мальчишки рассказы о подвигах солдат, партизанов, подпольщиков.

21. Теплоход с восьмистами туристами отправился в круиз.

22. При контрольном взвешивании оказалось, что в коробке недостает шестисот граммов конфет.

23. Как всегда, по приходу на работу он внимательно изучил сводки с мест.

24. Жителям пострадавшего района от засухи была оказана своевременная помощь.

25. Издательство “Терра” выпустило уже более четырехста книг.

26. Предметом изучения на семинаре был вопрос далеко не изученный и который вызывает большой интерес.

27. Решение было принято двумя третями голосов.

28. Носков в отделе оказалось так много, что выбор было сделать сложно.

29. Мы будем непоколебимо следовать и осуществлять идею экономического реформирования общества.

30. Прослушав доклад, у меня создалось впечатление, что он сделан на скорую руку.

31. От нас, живущих на Земле сегодня, зависит не только нынешнее, но и будущее состояние планеты.

32. Осторожно! Дверь открывается вовнутрь.

33. В урне для голосования оказалось пять испорченных бюллетней.

34. У автора брошюры нет никаких оснований для таких выводов.

35. Правый туфель натер пятку до мозоли.

36. Огромный кенгуру производил большое впечатление на детей.

37. С капюшоном пальто выглядит более эффектнее.

38. Новый продавец грубо относится с покупателями.

39. Учебные заведения каждый год выпускают специалистов, которые сразу же активно включаются в работу каждый год.

40. По окончании строительства все собрались на митинг.

41. Спорт является не только залогом здоровья, но и источником радости.

42. Кроме яблок, на тарелке лежало несколько мандаринов.

43. Заявителю разъяснено, что, выводя собаку на улицу, надо быть в наморднике.

44. Четверо молодых людей, взявшись за руки, шли впереди колонны митингующих.

45. Я бесконечно рада и горда тем, что живу здесь, в Петербурге.

46. Недавно построившийся через Чусовую мост решил многие транспортные проблемы.

47. Написав “Смерть поэта”, которое мгновенно облетело весь Пе-тербург, стало ясно, что в России появился новый великий поэт.

48. С конвейера завода уже сошло несколько автомобилей новой модели.

49. В нашем микрорайоне нет хороших ясель, поэтому ребенку пришлось взять няню.

50. За последнее время у нас увеличилось количество автопроисшествий по вине владельцев частных машин, что свидетельствует о росте нашего благосостояния.

Речевые нормы в формате ЕГЭ

Ø падежных форм существительных (дёсна вместо дёсны; помидор вместо помидоров);

Ø степеней сравнения прилагательных и наречий (самый красивейший вместо красивейший или самый красивый; более ближе вместо ближе или более близко);

Ø форм глаголов (жгёт вместо жжёт; едь вместо поезжай);

Ø падежных форм количественных, порядковых и др. числительных (двухстами вместо двумястами; в полуторастах километрах вместо полутораста) и др.

Ø Оба варианта согласования причастий с определяемыми словами являются правильными:

Одним из прозаиков, детально описавших быт русского народа, был Иван Шмелев.

Одним из прозаиков, детально описавшим быт русского народа, был Иван Шмелев.

Ø Благодаря, согласно, вопреки чему?, а не чего?

Ø По приезде, по приходе … (не –у)

Ø По окончании, по истечении… (не –ю)

В односоставном предложении (подлежащего нет) деепричастный оборот можно использовать:

Ø если можно вставить местоимение в именительном падеже, которое будет соотноситься с деепричастием: Находясь на эскалаторе, (ВЫ) держитесь за поручни;

Ø в безличном предложении, если есть глагол в неопределенной форме, при этом деепричастие соотносится с субъектом речи: Не имея часов, можно определить время по цветам (Тот, кто не имеет часов, и тот, кто может определить время по цветам, – один и тот же субъект речи).

Ø если в главной части сложноподчинённого предложенияесть указательное слово (тот, того и т.д.):

Взгляд отца не имел того выражения доброты, которое всегда меня радовало и привлекало.

Ø если союзное слово КОТОРЫЙ не является в придаточном предложении подлежащим: Художник, которого вы знаете, был родом из наших мест.

Ø если глагол употреблен в форме условного наклонения:

Писатель, которого мы хотели бы пригласить на встречу, находится в отъезде.

Читайте также:

      

  • В детском саду используют серии картин разработанные
  •   

  • Зачем нужна золотая медаль в школе
  •   

  • Пудя житков краткое содержание для читательского дневника
  •   

  • По соседству блейк пирс краткое содержание
  •   

  • Лэпбук музыкально дидактические игры для доу
Практическая работа № 6

Тема: Стилистика как раздел русского языка. Стилистические разновидности текстов.

Цель: закрепить навыки различения стилистических разновидностей.

Вид работы: изучение материала, выполнение упражнений.

Время выполнения: 1 час.

Оборудование: справочники, словари, Кузнецова Н.В. «Русский язык и культура речи».

Ход работы:

  1. Изучить материал из учебника Кузнецовой Н.В. Глава 12.3, с. 330.
  2. Выполнить упражнения.

Задание 1. Узнайте стили по их характеристике.

1. Логично (последовательно и аргументированно), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передается информация, сообщаются знания.

2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.

3. Непринужденно, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.

4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чем-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.

Задание 2. Для каких языковых стилей приведенные языковые средства являются характерными (заполните таблицу, помня, что одно и то же средство может быть характерно для двух и даже трех стилей).

Научный стиль Деловой

стиль

Публицист. стиль Разговорный стиль Язык худ.

литературы

Слова и сочетания слов: разговорные, профессиональные, термины, канцеляризмы, общественно-политическая лексика и фразеология, отвлеченные, просторечные, слова в переносно-образных значениях, слова в основных (понятийных) значениях, книжные, диалектные, жаргонные, созданные автором, междометные, слова-сокращения, штампы, устаревшие, заимствованные, неологизмы, стилистически окрашенные, уменьшительно-ласкательные.

Предложения: восклицательные, с обращением, с однородными членами, с вводными словами, с прямой речью, вопросительные, побудительные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные, неполные, с обособленными членами предложения, реплики, цитаты, сложносочиненные, сложноподчиненные, сложные бессоюзные, сложные предложения с различными видами связи.

Задание 3. Замените выражения книжного стиля нейтральными вариантами:

1. Футболисты французской команды уверенно держали оборону. 2. Российские хоккеисты в очередной раз потерпели поражение от финнов. 3. В финальной игре корейская команда взяла верх. 4. В Чемпионате мира по футболу пальма первенства досталась команде из Германии. 5. Этот профессор читает лекции по современному изобразительному искусству. 6. Мастерство зодчих Древней Руси вызывает восхищение у туристов из разных стран. 7. Я давно не был в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. 8. Молодые супруги решили провести отдых за границей. 9. Профессору исполнилось семьдесят лет. Юбиляру вручили ценный подарок. 10. Сколько высших учебных заведений в столице Вашей республики? 11. В России среднее образование обязательно для всех граждан, поэтому все люди должны окончить среднее учебное заведение. 12. В новом районе города недостаточно детских дошкольных учреждений.

Задание 4. Замените выражения разговорного стиля нейтральными вариантами.

1. В Третьяковке собраны лучшие картины русских художников. 2. – Сколько ей лет, она выглядит так молодо? – Тридцать с хвостиком. 3. – У тебя сегодня день рожденья. Сколько тебе стукнуло? 4. Мне не повезло, я провалился на вступительном экзамене в университет. 5. Этот профессор очень строгий, получить у него на экзамене пятерку очень трудно. 6. – Ты знаешь, это лучший студент на нашем курсе, у него в зачетке одни пятерки, поэтому он получает повышенную стипендию. 7. – Где ты обычно занимаешься, когда готовишься к экзаменам? – В читалке, там очень удобно; много книг и очень тихо. 8. Мои родители окончили медицинский. 9. На юридическом всегда большой конкурс. 10. Учиться в финансово-экономическом сейчас в России очень престижно.

Задание 5. К каким стилям относятся данные жанры речи? Заполните таблицу по образцу.

Книжный стиль Разговорный стиль Язык художественной литературы
научный деловой публицист.
тезисы протокол очерк реплика повесть

Диссертация, реферат, отчет, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

Задание 6. Определите стилистическую принадлежность (официально-деловое, поэтическое, специальное, просторечное, разговорное, канцелярское) следующих слов и фразеологизмов.

Претворить в жизнь, труженики полей, ширь русской земли, беззаветно преданные, обратиться в суд, подать кассацию, дремучая глушь, розыск лиц, отлынивать от работы, пагубно сказаться на работе, творческая манера, за короткий срок, автосамосвалы, пастушок, дезинфекция, властвовать, серебряные цепи снеговых вершин, ферромарганец, ликование, диспут, приютиться, гипербола, увертюра, казарма, заброшенный, абстрактность, деваха, харч, рыба, глухомань, обутка, тянуться, партитура, чувство законной гордости, спрыснуть, эфир, облака, стелющиеся у подножия гор, забрезжил рассвет, озеленим наши села, ядро кометы, надоесть, при сем представляю исполнительный лист.

Задание 7. Определите стиль текста и его жанр. Выпишите слова и сочетания слов, характерные для этого стиля: обозначения людей по деловым отношениям; названия операций делопроизводства; названия учреждений и организаций, документов, отвлеченных понятий юридической сферы; собирательные обозначения, совокупно называющие группы, виды чего-либо. Уместно ли довольно большое количество таких слов в этом тексте? Почему? Почему весь текст состоит из одного предложения? Можно ли расчленить его на большее число предложений?

Если ко времени рассмотрения дела должностное лицо прекратит трудовые отношения с организацией, работая в которой оно издало с явным нарушением закона приказ об увольнении или переводе работника на другую работу либо задержало исполнение решения суда или вышестоящего в порядке подчиненности органа о восстановлении на работе, суд вправе возложить на это лицо материальную ответственность по основаниям ст. 215 КЗоТ, поскольку расторжение трудового договора не освобождает от обязанности возместить ущерб.

Кодекс законов о труде

Задание 8. О каком стиле идет речь в статье академика Л.В. Щербы1? Проанализируйте содержание текста: покажите, что его основной стилевой чертой является логичность (последовательность в изложении, аргументированность каждого вывода, положения).

Основная разновидность канцелярского стиля имеет своей задачей представить все обстоятельства дела во всех их логических взаимоотношениях вместе с выводом из них в одном целом. Отсюда вытекает культура сложных предложений по способу подчинения в канцелярском стиле. И в самом деле, подобным образом хорошо построенные предложения дают возможность читателю все сразу понять и сразу же принять соответственное решение. Если изложить содержание такого сложного предложения в виде независимых друг от друга элементов, то читателю потребуется значительное количество времени и энергии на то, чтобы свести эти элементы в единое логическое целое и сделать соответственные выводы.

Язык законов требует прежде всего точности и невозможности каких-либо кривотолков: быстрота понимания не является уже в таком случае исключительно важной, так как заинтересованный человек безо всякого понукания прочтет всякую статью закона и два и три раза.

Задание 9. Сравните два текста на одну тему, предназначенные для разных читателей: первый – для специалистов по лингвистике (собственно-научный стиль), второй – для учащихся (научно-популярный стиль). Определите основные различия в построении этих текстов и в отборе языковых средств – лексических и грамматических. С какой целью использовано сравнение во втором тексте?

§180. Не обусловленная фонологической позицией закономерная мена фонем в алломорфах одной и той же морфемы при слово- и формообразовании называется чередованием фонем (морфонологическим чередованием). Так, чередованием является мена фонем [к – ч], [г – ж], [х – ш] перед суффиксом -к(а) в словах типа ру[к]а – ру[ч]ка, но[г]а – но[ж]ка, со [х]а – со[ш]ка.

Русская грамматика

Звуки, как вы знаете, чередуются: поскакал – поскачу. Корень -скак-, но он же и —скач-. В одном слове такой, в другом – почти такой же. Значение одинаковое и там, и здесь. Но в одном звуке разница: -скак-/-скач-… Это и есть чередование. Итак:

Даны в языке два слова.

И у них корни – с одним значением.

И звуки, из которых корень, у них те же.

Значит, у них один и тот же корень.

Но есть различие в одном-двух звуках.

Звуки явно принадлежат этим одинаковым корням.

Но – разные.

Тогда говорят: чередуются эти звуки.

Говорят: это чередование.

Бывает в квартире – все жильцы постоянные, а одна комната сдается. То один в нее въедет, то другой. А квартира-то, конечно, та же, только в одной комнате жильцы чередуются.

М. Панов. Занимательная орфография

Задание 10. Прочитайте рекламу газеты «Комсомольская правда», обращенную к молодым читателям. Определите ее стиль. Аргументируйте свой ответ.

ДРУЖИЩЕ,

Если ты до сих пор не вступил

В многомиллионную партию

Читателей «Комсомолки», сделай это прямо сегодня.

Вырезай подписной талон,

Заполняй его и иди на почту !

Практическая работа № 7

Тема: Литературные нормы русского языка.

Цель: закрепить навыки грамотной речи.

Вид работы: выполнение упражнений, работа со словарями.

Время выполнения: 2 часа.

Оборудование: справочники, словари.

Ход работы:

  1. Выполнить тесты.

Вариант 1
ТЕСТ 1. Отметьте нарушения норм ударения.

  1. Завтра необходимо сдать отчёт за второй квартал.
  2. Оптовый рынок находится недалеко от центра города.
  3. Эксперт проявил свой высокий профессионализм.
  4. Обеспечение сельских больниц необходимыми медикаментами осуществляется фирмой «03».
  5. Заключён договор о проведении ремонтных работ.
  6. Предлагаем вертикальные и горизонтальные жалюзи. .
  7. Торговая фирма приглашает на работу главного бухгалтера. Важен опыт работы в маркетинге или отделе продаж.
  8. Выделены средства для проведения конкурсов.
  9. Мы купили новую стиральную машину.
  10. Прошла сессия последнего созыва.

ТЕСТ 2. Отметьте нарушения орфографических и произносительных

норм.

1. афёра

2. сви[т’э]р

3. ску[шн]о

4. начал[с’а]

5. пацифи[сс]кий

6. кортедж

7. грена[д’э]р

8. страховой полюс

9. обле[х]чить

10. [|т’э]ст
ТЕСТ 3. Отметьте нарушения морфологических норм.

  1. Первое, что я увидел, была девушка, идущая навстречу.
  2. Маша игралась на детской площадке.
  3. Я сломала каблук у.правого туфля.
  4. С наступлением сумерек все в доме замерло.
  5. Сегодня тучи более темнее, чем вчера.
  6. Дети испугались, когда мимо их промчалась огромная собака.
  7. Их сад должен быть продан за долги.
  8. Более двухсот учащихся приняли участие в концерте.
  9. Мы будем рады зарубежным друзьям, приедущим к нам.
  10. Когда Жилин выходит из сарая, к нему подбежала собака хозяина.

ТЕСТ 4. Отметьте нарушения синтаксических норм.

  1. Ощущение красоты, задора, молодости, настоящего праздника, царящие на сцене, передалось и зрительному залу.
  2. Также большое внимание было уделено на вопросы жилищного характера.
  3. Эпитет в этом предложении выступает как один из выразительных средств.
  4. Мы договорились встретиться у памятника Пушкина.
  5. На картине «Опять двойка» изображен мальчик, который только что пришёл со школы.
  6. Более 50 % учителей прошло обучение на различных курсах.
  7. Кроме прочих достоинств, Иванов был и хорошим специалистом.
  8. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо обеспечить их.
  9. Несколько птиц Вера подарила зимовщикам острова Диксон, которые там хорошо акклиматизировались.
  10. Поравнявшись с нами, юноша улыбнулся.

ТЕСТ 5. Отметьте нарушения лексических норм.

  1. В школе прошла волнительная встреча бывших выпускников.
  2. Эти наличники представляют стилизацию под пучки лиан.
  3. Эти наличники похожи на пучки лиан.
  4. Я хочу написать своё мнение и всех моих знакомых.
  5. Совершают такое творчество лишь люди, не ладящие с законом.
  6. Совершить такое могут люди, не ладящие с законом.
  7. Собакевич был роскошный помещик.
  8. Забытье приводит к тяжёлым последствиям: люди становятся рабами идеи, навязанной им сверху.
  9. Характеры Платова и Левши мне показались очень похожи, несмотря на их положение.
  10. Мы сегодня будем говорить о перспективах на будущее.

ТЕСТ 6. Отметьте нарушения стилистических норм.

  1. На картине «Вратарь» изображён белокурый мальчик.
  2. Ольга поревела три дня, а потом забыла Ленского.
  3. Мы должны обратно проанализировать план работы и внести в него изменения.
  4. Роман «Унесённые ветром» пользуется большим спросом у населения.
  5. Лиза была домработницей в доме Фамусова.
  6. В нижеследующем абзаце я хочу рассказать о сложных взаимоотношениях Андрея и Наташи.
  7. Из всех в семье отец соблюдал только спокойствие.
  8. Эта именно экспедиция нашла в кратере новый минерал.
  1. Ни один из них не отвечал ему ни слова, они только
    безмолвно пялили на него очи.
  2. Спонсоры обещали университету подкинуть двадцать миллионов на проведение конференции.

Вариант 2.
ТЕСТ 1. Отметьте нарушения речевого поведения в транспорте.

  1. Уважаемые пассажиры, своевременно компо[с’т’]ируйте абонементы!
  2. Извините, у Вас есть лишний абонементик?
  3. Вы докуда едете?
  4. Своевременно оплачивайте за проезд.
  5. Вы выходите на следующей остановке?
  6. Скажите, пожалуйста, сколько время?
  7. Не допускайте бесплатности проезда!
  8. Граждане пассажиры! При входе на эскалатор не ставьте вещи, чемоданы и сумки на ступени!

ТЕСТ 2. Отметьте нарушения речевого поведения в магазине.

  1. Кто последний?
  2. Скажите, Вы крайний?
  3. Свесьте мне, пожалуйста, двести грамм конфет.
  4. Взвесьте мне этот кусок мяса.
  5. Пробейте доплату на четыре тысячи.
  6. Вы ещё не выбили чек?
  7. Купи три пары носков и две — чулок.
  8. Мне нужно две пары чулков.
  9. А у вас нет туфлей на размер больше?
  10. Здесь нет подходящих туфель.

ТЕСТ 3. Отметьте нарушения речевого поведения в Сбербанке.

  1. Что-то у Вас роспись неразборчива.
  2. Поставьте здесь свою подпись.
  3. Пишите ваши инициалы полностью.
  4. Это оплата за обучение в автошколе.
  5. Оплата электроэнергии производится ежемесячно.
  6. Разве у меня не уплочено?
  7. Выдать деньги ему отказали.
  8. Победителям лотереи выдали по пять миллионов рублей.
  9. С Вами разговаривает управляющий банка.
  10. Нужно будет уплатить около восьмиста тысяч рублей.

ТЕСТ 4. Отметьте нарушения речевого поведения в больнице.

  1. Свесьте меня: хочу узнать, сколько я сбросила.
  2. На курс лечения потребуется двадцать шприцев.
  3. Принимайте обезбаливающие препараты два раза в день.
  4. Я могу Вам порекомендовать хорошего массажёра.
  5. У нас медикаментов не хватает.
  6. Тебя ложат в больницу?
  7. Врач должен контролировать за ходом лечения.
  8. В отделение новорожденных завезли новую
  9. диагностирующую аппаратуру.
  10. Попасть на приём к нервопатологу трудно.
  11. Цеховой |тэ]рапевт не принимает.
  12. Меня беспокоит ос[тэ]охондроз.
  13. Эти средства мне не помогают.

ТЕСТ 5. Отметьте нарушения речевого поведения в ситуации

≪На дне рождения≫. Какой из вариантов неверный: а) или б)?

  1. а) Мы с ним с одного года.
  1. а) Съешь кусочек торта.
  2. а) Мы отлично провели

вечер в кругу друзей.

  1. а) Он всё время тосты

поднимал.

  1. а) На столе не хватает

трёх блюдец.

  1. а) Катя испекла пирог с

повидлом.

  1. а) Ешьте пироженое!
  2. а) У меня сегодня именины,

я родился тридцать

лет назад.

  1. а) Вчера был день рождения.
  1. а) Мы весело справил и

день рождения.
б) Мы с ним одного года

рождения,

б) Съешь кусочек торта

б) Мы отлично провели

вечер в круге друзей,

б) Он всё время произносил

тосты,

б) На столе не хватает

трёх блюдцев.

б) Катя спекла пирог с

повидлом,

б) Ешьте пирожное!

б) У меня сегодня день

рождения, я родился

тридцать лет назад

б) Вчера было день

рождения,

б) Мы весело отпраздновали

день рождения.

ТЕСТ 6. Отметьте нарушения речевого поведения в телефонном

деловом разговоре.

1. а) — Алло, позовите

Юлю.

2. а) — Алло, а кто это?

3. а) — Мы зво´ним по

объявлению.

б) — Алло, здравствуйте,

позовите, пожалуйста, Юлю.

б) — Алло, это школа?

б) — Мы звони´м по объявлению.

Практическая работа № 8

Тема: Рецензия.
Цель: усвоить правила написания рецензии.

Вид работы: составление рецензии на драматическое произведение.

Время выполнения: 2 часа.

Оборудование: видеопрезентация по теме.

Ход работы:

  1. Знакомство с правилами написания рецензии, составление конспекта.
  2. Написание рецензии.

Литература:

  1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону. Феникс. 2002.
  2. Введенская Л.А. Культура речи. Ростов-на-Дону. Феникс. 2003
  3. Введенская Л. А. Павлова Л. Г. Риторика и культура речи. Ростов-на-Дону. Феникс. 2003
  4. Герасименко Н.А. Русский язык и культура речи. М. Логос. 2002
  5. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону. Феникс. 2003
  6. Дунева А.И., Ефремова В.А., Сергеева В.Е., Черняк В.Д. Русский язык и культура речи: Учебник. Под ред. Черняк В.Д. – С.-П. — М.: САГА-ФОРУМ, 2007.
  7. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. Учебник. – М.:Форум-инфра-М, 2008.
  8. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М. 1983
  9. Комианский Г. В. Коммуникативные функции и структура языка. М. 1984
  10. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи.
  11. Рахманин Л. А. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М. Высшая школа. 1988
  12. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка.10-11 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. учеб. Заведений. – М.: Дрофа,2001.
  13. Стернин И.А. Практическая риторика. М.Академия.2006
  14. Юнина Е. А. Педагогическая риторика. Пермь. 1995

Дополнительные источники:

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. / Под ред. Л.А. Чешко. – М.: Рус. яз., 1986.
  2. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. — М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2006.
  3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.
  4. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. / Под ред. Л.А. Новикова. – М.: Рус. яз., 1985.
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007.
  6. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. – М.: Астрель: АСТ, 2005.
  7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
  8. Тихонов А.Н., Казак М.Ю. Школьный орфографический словарь русского языка. – М.: Цитадель — трейд: Вече, 2006.
  9. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2006.

Практическая работа № 6

Тема: Стилистика как раздел русского языка. Стилистические разновидности текстов.

Цель: закрепить навыки различения стилистических разновидностей.

Вид работы: изучение материала, выполнение упражнений.

Время выполнения: 1 час.

Оборудование: справочники, словари, Кузнецова Н.В. «Русский язык и культура речи».

Ход работы:

  1. Изучить материал из учебника Кузнецовой Н.В. Глава 12.3, с. 330.
  2. Выполнить упражнения.

Задание 1. Узнайте стили по их характеристике.

1. Логично (последовательно и аргументированно), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передается информация, сообщаются знания.

2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.

3. Непринужденно, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.

4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.

5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чем-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.

Задание 2. Для каких языковых стилей приведенные языковые средства являются характерными (заполните таблицу, помня, что одно и то же средство может быть характерно для двух и даже трех стилей).

Научный стиль Деловой

стиль

Публицист. стиль Разговорный стиль Язык худ.

литературы

Слова и сочетания слов: разговорные, профессиональные, термины, канцеляризмы, общественно-политическая лексика и фразеология, отвлеченные, просторечные, слова в переносно-образных значениях, слова в основных (понятийных) значениях, книжные, диалектные, жаргонные, созданные автором, междометные, слова-сокращения, штампы, устаревшие, заимствованные, неологизмы, стилистически окрашенные, уменьшительно-ласкательные.

Предложения: восклицательные, с обращением, с однородными членами, с вводными словами, с прямой речью, вопросительные, побудительные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные, неполные, с обособленными членами предложения, реплики, цитаты, сложносочиненные, сложноподчиненные, сложные бессоюзные, сложные предложения с различными видами связи.

Задание 3. Замените выражения книжного стиля нейтральными вариантами:

1. Футболисты французской команды уверенно держали оборону. 2. Российские хоккеисты в очередной раз потерпели поражение от финнов. 3. В финальной игре корейская команда взяла верх. 4. В Чемпионате мира по футболу пальма первенства досталась команде из Германии. 5. Этот профессор читает лекции по современному изобразительному искусству. 6. Мастерство зодчих Древней Руси вызывает восхищение у туристов из разных стран. 7. Я давно не был в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. 8. Молодые супруги решили провести отдых за границей. 9. Профессору исполнилось семьдесят лет. Юбиляру вручили ценный подарок. 10. Сколько высших учебных заведений в столице Вашей республики? 11. В России среднее образование обязательно для всех граждан, поэтому все люди должны окончить среднее учебное заведение. 12. В новом районе города недостаточно детских дошкольных учреждений.

Задание 4. Замените выражения разговорного стиля нейтральными вариантами.

1. В Третьяковке собраны лучшие картины русских художников. 2. – Сколько ей лет, она выглядит так молодо? – Тридцать с хвостиком. 3. – У тебя сегодня день рожденья. Сколько тебе стукнуло? 4. Мне не повезло, я провалился на вступительном экзамене в университет. 5. Этот профессор очень строгий, получить у него на экзамене пятерку очень трудно. 6. – Ты знаешь, это лучший студент на нашем курсе, у него в зачетке одни пятерки, поэтому он получает повышенную стипендию. 7. – Где ты обычно занимаешься, когда готовишься к экзаменам? – В читалке, там очень удобно; много книг и очень тихо. 8. Мои родители окончили медицинский. 9. На юридическом всегда большой конкурс. 10. Учиться в финансово-экономическом сейчас в России очень престижно.

Задание 5. К каким стилям относятся данные жанры речи? Заполните таблицу по образцу.

Книжный стиль Разговорный стиль Язык художественной литературы
научный деловой публицист.
тезисы протокол очерк реплика повесть

Диссертация, реферат, отчет, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

Задание 6. Определите стилистическую принадлежность (официально-деловое, поэтическое, специальное, просторечное, разговорное, канцелярское) следующих слов и фразеологизмов.

Претворить в жизнь, труженики полей, ширь русской земли, беззаветно преданные, обратиться в суд, подать кассацию, дремучая глушь, розыск лиц, отлынивать от работы, пагубно сказаться на работе, творческая манера, за короткий срок, автосамосвалы, пастушок, дезинфекция, властвовать, серебряные цепи снеговых вершин, ферромарганец, ликование, диспут, приютиться, гипербола, увертюра, казарма, заброшенный, абстрактность, деваха, харч, рыба, глухомань, обутка, тянуться, партитура, чувство законной гордости, спрыснуть, эфир, облака, стелющиеся у подножия гор, забрезжил рассвет, озеленим наши села, ядро кометы, надоесть, при сем представляю исполнительный лист.

Задание 7. Определите стиль текста и его жанр. Выпишите слова и сочетания слов, характерные для этого стиля: обозначения людей по деловым отношениям; названия операций делопроизводства; названия учреждений и организаций, документов, отвлеченных понятий юридической сферы; собирательные обозначения, совокупно называющие группы, виды чего-либо. Уместно ли довольно большое количество таких слов в этом тексте? Почему? Почему весь текст состоит из одного предложения? Можно ли расчленить его на большее число предложений?

Если ко времени рассмотрения дела должностное лицо прекратит трудовые отношения с организацией, работая в которой оно издало с явным нарушением закона приказ об увольнении или переводе работника на другую работу либо задержало исполнение решения суда или вышестоящего в порядке подчиненности органа о восстановлении на работе, суд вправе возложить на это лицо материальную ответственность по основаниям ст. 215 КЗоТ, поскольку расторжение трудового договора не освобождает от обязанности возместить ущерб.

Кодекс законов о труде

Задание 8. О каком стиле идет речь в статье академика Л.В. Щербы1? Проанализируйте содержание текста: покажите, что его основной стилевой чертой является логичность (последовательность в изложении, аргументированность каждого вывода, положения).

Основная разновидность канцелярского стиля имеет своей задачей представить все обстоятельства дела во всех их логических взаимоотношениях вместе с выводом из них в одном целом. Отсюда вытекает культура сложных предложений по способу подчинения в канцелярском стиле. И в самом деле, подобным образом хорошо построенные предложения дают возможность читателю все сразу понять и сразу же принять соответственное решение. Если изложить содержание такого сложного предложения в виде независимых друг от друга элементов, то читателю потребуется значительное количество времени и энергии на то, чтобы свести эти элементы в единое логическое целое и сделать соответственные выводы.

Язык законов требует прежде всего точности и невозможности каких-либо кривотолков: быстрота понимания не является уже в таком случае исключительно важной, так как заинтересованный человек безо всякого понукания прочтет всякую статью закона и два и три раза.

Задание 9. Сравните два текста на одну тему, предназначенные для разных читателей: первый – для специалистов по лингвистике (собственно-научный стиль), второй – для учащихся (научно-популярный стиль). Определите основные различия в построении этих текстов и в отборе языковых средств – лексических и грамматических. С какой целью использовано сравнение во втором тексте?

§180. Не обусловленная фонологической позицией закономерная мена фонем в алломорфах одной и той же морфемы при слово- и формообразовании называется чередованием фонем (морфонологическим чередованием). Так, чередованием является мена фонем [к – ч], [г – ж], [х – ш] перед суффиксом -к(а) в словах типа ру[к]а – ру[ч]ка, но[г]а – но[ж]ка, со [х]а – со[ш]ка.

Русская грамматика

Звуки, как вы знаете, чередуются: поскакал – поскачу. Корень -скак-, но он же и —скач-. В одном слове такой, в другом – почти такой же. Значение одинаковое и там, и здесь. Но в одном звуке разница: -скак-/-скач-… Это и есть чередование. Итак:

Даны в языке два слова.

И у них корни – с одним значением.

И звуки, из которых корень, у них те же.

Значит, у них один и тот же корень.

Но есть различие в одном-двух звуках.

Звуки явно принадлежат этим одинаковым корням.

Но – разные.

Тогда говорят: чередуются эти звуки.

Говорят: это чередование.

Бывает в квартире – все жильцы постоянные, а одна комната сдается. То один в нее въедет, то другой. А квартира-то, конечно, та же, только в одной комнате жильцы чередуются.

М. Панов. Занимательная орфография

Задание 10. Прочитайте рекламу газеты «Комсомольская правда», обращенную к молодым читателям. Определите ее стиль. Аргументируйте свой ответ.

ДРУЖИЩЕ,

Если ты до сих пор не вступил

В многомиллионную партию

Читателей «Комсомолки», сделай это прямо сегодня.

Вырезай подписной талон,

Заполняй его и иди на почту !

Практическая работа № 7

Тема: Литературные нормы русского языка.

Цель: закрепить навыки грамотной речи.

Вид работы: выполнение упражнений, работа со словарями.

Время выполнения: 2 часа.

Оборудование: справочники, словари.

Ход работы:

  1. Выполнить тесты.

Вариант 1
ТЕСТ 1. Отметьте нарушения норм ударения.

  1. Завтра необходимо сдать отчёт за второй квартал.
  2. Оптовый рынок находится недалеко от центра города.
  3. Эксперт проявил свой высокий профессионализм.
  4. Обеспечение сельских больниц необходимыми медикаментами осуществляется фирмой «03».
  5. Заключён договор о проведении ремонтных работ.
  6. Предлагаем вертикальные и горизонтальные жалюзи. .
  7. Торговая фирма приглашает на работу главного бухгалтера. Важен опыт работы в маркетинге или отделе продаж.
  8. Выделены средства для проведения конкурсов.
  9. Мы купили новую стиральную машину.
  10. Прошла сессия последнего созыва.

ТЕСТ 2. Отметьте нарушения орфографических и произносительных

норм.

1. афёра

2. сви[т’э]р

3. ску[шн]о

4. начал[с’а]

5. пацифи[сс]кий

6. кортедж

7. грена[д’э]р

8. страховой полюс

9. обле[х]чить

10. [|т’э]ст
ТЕСТ 3. Отметьте нарушения морфологических норм.

  1. Первое, что я увидел, была девушка, идущая навстречу.
  2. Маша игралась на детской площадке.
  3. Я сломала каблук у.правого туфля.
  4. С наступлением сумерек все в доме замерло.
  5. Сегодня тучи более темнее, чем вчера.
  6. Дети испугались, когда мимо их промчалась огромная собака.
  7. Их сад должен быть продан за долги.
  8. Более двухсот учащихся приняли участие в концерте.
  9. Мы будем рады зарубежным друзьям, приедущим к нам.
  10. Когда Жилин выходит из сарая, к нему подбежала собака хозяина.

ТЕСТ 4. Отметьте нарушения синтаксических норм.

  1. Ощущение красоты, задора, молодости, настоящего праздника, царящие на сцене, передалось и зрительному залу.
  2. Также большое внимание было уделено на вопросы жилищного характера.
  3. Эпитет в этом предложении выступает как один из выразительных средств.
  4. Мы договорились встретиться у памятника Пушкина.
  5. На картине «Опять двойка» изображен мальчик, который только что пришёл со школы.
  6. Более 50 % учителей прошло обучение на различных курсах.
  7. Кроме прочих достоинств, Иванов был и хорошим специалистом.
  8. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо обеспечить их.
  9. Несколько птиц Вера подарила зимовщикам острова Диксон, которые там хорошо акклиматизировались.
  10. Поравнявшись с нами, юноша улыбнулся.

ТЕСТ 5. Отметьте нарушения лексических норм.

  1. В школе прошла волнительная встреча бывших выпускников.
  2. Эти наличники представляют стилизацию под пучки лиан.
  3. Эти наличники похожи на пучки лиан.
  4. Я хочу написать своё мнение и всех моих знакомых.
  5. Совершают такое творчество лишь люди, не ладящие с законом.
  6. Совершить такое могут люди, не ладящие с законом.
  7. Собакевич был роскошный помещик.
  8. Забытье приводит к тяжёлым последствиям: люди становятся рабами идеи, навязанной им сверху.
  9. Характеры Платова и Левши мне показались очень похожи, несмотря на их положение.
  10. Мы сегодня будем говорить о перспективах на будущее.

ТЕСТ 6. Отметьте нарушения стилистических норм.

  1. На картине «Вратарь» изображён белокурый мальчик.
  2. Ольга поревела три дня, а потом забыла Ленского.
  3. Мы должны обратно проанализировать план работы и внести в него изменения.
  4. Роман «Унесённые ветром» пользуется большим спросом у населения.
  5. Лиза была домработницей в доме Фамусова.
  6. В нижеследующем абзаце я хочу рассказать о сложных взаимоотношениях Андрея и Наташи.
  7. Из всех в семье отец соблюдал только спокойствие.
  8. Эта именно экспедиция нашла в кратере новый минерал.
  1. Ни один из них не отвечал ему ни слова, они только
    безмолвно пялили на него очи.
  2. Спонсоры обещали университету подкинуть двадцать миллионов на проведение конференции.

Вариант 2.
ТЕСТ 1. Отметьте нарушения речевого поведения в транспорте.

  1. Уважаемые пассажиры, своевременно компо[с’т’]ируйте абонементы!
  2. Извините, у Вас есть лишний абонементик?
  3. Вы докуда едете?
  4. Своевременно оплачивайте за проезд.
  5. Вы выходите на следующей остановке?
  6. Скажите, пожалуйста, сколько время?
  7. Не допускайте бесплатности проезда!
  8. Граждане пассажиры! При входе на эскалатор не ставьте вещи, чемоданы и сумки на ступени!

ТЕСТ 2. Отметьте нарушения речевого поведения в магазине.

  1. Кто последний?
  2. Скажите, Вы крайний?
  3. Свесьте мне, пожалуйста, двести грамм конфет.
  4. Взвесьте мне этот кусок мяса.
  5. Пробейте доплату на четыре тысячи.
  6. Вы ещё не выбили чек?
  7. Купи три пары носков и две — чулок.
  8. Мне нужно две пары чулков.
  9. А у вас нет туфлей на размер больше?
  10. Здесь нет подходящих туфель.

ТЕСТ 3. Отметьте нарушения речевого поведения в Сбербанке.

  1. Что-то у Вас роспись неразборчива.
  2. Поставьте здесь свою подпись.
  3. Пишите ваши инициалы полностью.
  4. Это оплата за обучение в автошколе.
  5. Оплата электроэнергии производится ежемесячно.
  6. Разве у меня не уплочено?
  7. Выдать деньги ему отказали.
  8. Победителям лотереи выдали по пять миллионов рублей.
  9. С Вами разговаривает управляющий банка.
  10. Нужно будет уплатить около восьмиста тысяч рублей.

ТЕСТ 4. Отметьте нарушения речевого поведения в больнице.

  1. Свесьте меня: хочу узнать, сколько я сбросила.
  2. На курс лечения потребуется двадцать шприцев.
  3. Принимайте обезбаливающие препараты два раза в день.
  4. Я могу Вам порекомендовать хорошего массажёра.
  5. У нас медикаментов не хватает.
  6. Тебя ложат в больницу?
  7. Врач должен контролировать за ходом лечения.
  8. В отделение новорожденных завезли новую
  9. диагностирующую аппаратуру.
  10. Попасть на приём к нервопатологу трудно.
  11. Цеховой |тэ]рапевт не принимает.
  12. Меня беспокоит ос[тэ]охондроз.
  13. Эти средства мне не помогают.

ТЕСТ 5. Отметьте нарушения речевого поведения в ситуации

≪На дне рождения≫. Какой из вариантов неверный: а) или б)?

  1. а) Мы с ним с одного года.
  1. а) Съешь кусочек торта.
  2. а) Мы отлично провели

вечер в кругу друзей.

  1. а) Он всё время тосты

поднимал.

  1. а) На столе не хватает

трёх блюдец.

  1. а) Катя испекла пирог с

повидлом.

  1. а) Ешьте пироженое!
  2. а) У меня сегодня именины,

я родился тридцать

лет назад.

  1. а) Вчера был день рождения.
  1. а) Мы весело справил и

день рождения.
б) Мы с ним одного года

рождения,

б) Съешь кусочек торта

б) Мы отлично провели

вечер в круге друзей,

б) Он всё время произносил

тосты,

б) На столе не хватает

трёх блюдцев.

б) Катя спекла пирог с

повидлом,

б) Ешьте пирожное!

б) У меня сегодня день

рождения, я родился

тридцать лет назад

б) Вчера было день

рождения,

б) Мы весело отпраздновали

день рождения.

ТЕСТ 6. Отметьте нарушения речевого поведения в телефонном

деловом разговоре.

1. а) — Алло, позовите

Юлю.

2. а) — Алло, а кто это?

3. а) — Мы зво´ним по

объявлению.

б) — Алло, здравствуйте,

позовите, пожалуйста, Юлю.

б) — Алло, это школа?

б) — Мы звони´м по объявлению.

Практическая работа № 8

Тема: Рецензия.
Цель: усвоить правила написания рецензии.

Вид работы: составление рецензии на драматическое произведение.

Время выполнения: 2 часа.

Оборудование: видеопрезентация по теме.

Ход работы:

  1. Знакомство с правилами написания рецензии, составление конспекта.
  2. Написание рецензии.

Литература:

  1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону. Феникс. 2002.
  2. Введенская Л.А. Культура речи. Ростов-на-Дону. Феникс. 2003
  3. Введенская Л. А. Павлова Л. Г. Риторика и культура речи. Ростов-на-Дону. Феникс. 2003
  4. Герасименко Н.А. Русский язык и культура речи. М. Логос. 2002
  5. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону. Феникс. 2003
  6. Дунева А.И., Ефремова В.А., Сергеева В.Е., Черняк В.Д. Русский язык и культура речи: Учебник. Под ред. Черняк В.Д. – С.-П. — М.: САГА-ФОРУМ, 2007.
  7. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. Учебник. – М.:Форум-инфра-М, 2008.
  8. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М. 1983
  9. Комианский Г. В. Коммуникативные функции и структура языка. М. 1984
  10. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи.
  11. Рахманин Л. А. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М. Высшая школа. 1988
  12. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка.10-11 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. учеб. Заведений. – М.: Дрофа,2001.
  13. Стернин И.А. Практическая риторика. М.Академия.2006
  14. Юнина Е. А. Педагогическая риторика. Пермь. 1995

Дополнительные источники:

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. / Под ред. Л.А. Чешко. – М.: Рус. яз., 1986.
  2. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. — М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2006.
  3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.
  4. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. / Под ред. Л.А. Новикова. – М.: Рус. яз., 1985.
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007.
  6. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. – М.: Астрель: АСТ, 2005.
  7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
  8. Тихонов А.Н., Казак М.Ю. Школьный орфографический словарь русского языка. – М.: Цитадель — трейд: Вече, 2006.
  9. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2006.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Эти люди сделали очень много для своей страны отдавшие жизнь во имя свободы ошибка
  • Эти звуки придают стихотворению тишину где ошибка
  • Эти дома остались разрушены после войны тип ошибки
  • Этапы решения задачи виды ошибок тестирование
  • Этапы прогнозирования ошибок