СИНТАКСИС
Синтаксис — раздел науки о языке, в котором изучаются строение, грамматические значения и употребление в речи синтаксических единиц: словосочетаний и предложений.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Теоретические сведения и языковой анализ
§ 1. Словосочетание и его грамматические признаки
Словосочетание — это соединение двух или нескольких самостоятельных (знаменательных) слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Например: белые березы, готовиться к занятиям, более трудная задача, выполнил вовремя и т. д. Словосочетание состоит из главного и зависимого компонентов, между которыми существуют подчинительные отношения. Иногда к словосочетаниям относят также соединения равных в синтаксическом отношении слов, связанных сочинительными отношениями (брат и сестра; красивый, но дорогой), а также сочетания подлежащего и сказуемого в предложении.
Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:
— определительные (атрибутивные): между предметом и его признаком (солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку);
— объектные: между действием и предметом, на который оно направлено (стремиться к знаниям, защищать Родину); между действием и орудием действия (стучать молотком) и т. п.;
— обстоятельственные: между действием и местом, временем, причиной совершения действия или проявлением признака (уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одет модно).
Примечание. В некоторых словосочетаниях может наблюдаться совмещение значений. Например: поездка в город — какая? и куда? (определительные и обстоятельственные отношения).
Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов. Сравните: сибирская река, новые вещи, участвовать в экспедиции, идти в школу, бежать быстро.
По характеру главного слова словосочетания делятся на именные (с главным словом существительным, прилагательным или числительным), глагольные (с главным словом глаголом, причастием или деепричастием), наречные и местоименные. К именным относятся, например, словосочетания новый дом, книга с картинками, участник встречи, черный от загара, очень полезный, пятый с краю, двух учеников; к глагольным — совершить подвиг, поехал отдохнуть, работать добросовестно, покрасневший от смущения, радостно улыбаясь; к наречным — совершенно секретно, весьма важно, по-весеннему тепло; к местоименным — мы с тобой, каждый из нас.
Среди словосочетаний выделяются синтаксически неделимые, которые выступают в роли одного члена предложения: трое друзей, один из них, несколько книг и др. Например: Ночью два приятеля шли по Тверскому бульвару (Чехов).
§ 2. Связь слов в словосочетании и предложении
В русском языке существуют три основных вида (типа) подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание.
Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное (т. е. согласуется с главным словом в роде, числе и падеже или в числе и падеже). Например: глубокая река, глубокий пруд, глубокое озеро, глубокого озера, глубокую реку, глубокие реки и озера, глубокими озерами и т. д. При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова.
Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже независимо от того, в какой форме стоит главное слово. Например: читать книгу; читал, читала, читали, читает, читай, читающий, читая книгу. При управлении с изменением формы главного слова зависимое слово не изменяется (остается в том же падеже).
Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречия, деепричастия, неопределенная форма глагола (инфинитив) и притяжательные местоимения его, ее, их. В словосочетании со связью примыкание зависимое неизменяемое слово соединяется с главным только по смыслу. Например: правдиво изобразить, правдиво изобразивший; по-осеннему хмурый, по-осеннему хмурого; собрался сделать, соберутся сделать; его дом, его дому.
Упр. 1. Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.
Согласование |
Управление |
Примыкание |
Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.
§ 3. Синтаксический разбор словосочетания
Порядок разбора
I. Выделить словосочетание из предложения.
II. Охарактеризовать строение словосочетания:
а) указать главное и зависимое слова;
б) назвать части речи, которыми они выражены;
в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).
III. Определить грамматическое значение словосочетания.
Образец разбора
Язык есть вековой труд4 целого поколения (Даль).
какой?
Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.
Упр. 2. Сделайте синтаксический разбор выделенных словосочетаний. Выпишите из предложений другие примеры словосочетаний с разными видами связи.
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. Виноградов).
Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т. п. — всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решить сам, и только сам (M. Исаковский).
§ 4. Тестовые задания
1. Какое словосочетание построено по модели «прил. + »?
а) вьющиеся растения
б) любой человек
в) изумительной красоты
г) в третьем классе
2. Какое словосочетание построено по модели « + наречие»?
а) иди гулять
б) сделать случайно
в) ушел не попрощавшись
г) выбегая навстречу
3. Какое словосочетание построено по модели « + наречие»?
а) крайне недовольный
б) практически не выполнимо
в) огорченно прошептал
г) (на улице) по-весеннему тепло
4. В каком словосочетании выражаются определительные отношения?
а) разговор по душам
б) прийти поговорить
в) близко от нас
г) руководить театром
5. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?
а) яйца всмятку
б) вернуться к полуночи
в) приказал отступать
г) окончание школы
6. В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?
а) рисовать красиво
б) желание уехать
в) идти по бульвару
г) думать о друге
7. В каком словосочетании вид связи — согласование?
а) наши шефы
б) быстро доехать
в) прогулка верхом
г) выглянуло из-за туч
8. В каком словосочетании вид связи — управление?
а) немного странно
б) забыл рассказать
в) таять во мгле
г) рубашка навыпуск
9. В каком словосочетании вид связи — примыкание?
а) бутылка из-под молока
б) говорить по-французски
в) тринадцатая глава
г) глядеть по сторонам
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Соблюдение говорящим синтаксических норм русского литературного языка, т. е. правил построения словосочетаний и предложений, является одним из показателей культуры речи.
§ 5. Нормы управления
Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежной формы существительного, местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях. Наиболее типичны следующие ошибки:
1. Предложное сочетание используется вместо беспредложной конструкции. Например: разъяснение о смысле указа вместо разъяснение смысла указа.
2. Беспредложная конструкция употребляется вместо предложного сочетания. Например: потребность знаний вместо потребность в знаниях.
3. В предложной конструкции используется неверный предлог. Например: указал о том вместо указал на то.
ЗАПОМНИТЕ:
характеристика кого, на кого: характеристика ученика, характеристика на ученика
заведовать (заведующий) чем: заведовать (заведующий) лабораторией
командовать (командующий) чем: командовать (командующий) армией
управлять (управляющий) чем: управлять (управляющий) банком, трестом
апеллировать к кому/чему: апеллировать к общественному мнению
говорить о ком/чем: говорить о сыне, о победе
гордиться кем/чем: гордиться внуком
задуматься над чем, о чем: задуматься над проблемой, задуматься о жизни
неприемлемый для кого/чего: неприемлемый для товарища, для переговоров
непримиримый к кому/чему: непримиримый к противникам, ко лжи
указать что, на кого/что: указать методическую литературу, указать на водителя, указать на недостатки, промахи
4. Неправильно используются предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу для выражения причинно-следственных отношений; предлог по — для выражения временных значений; предлоги в, из — для обозначения пространственных отношений.
ЗАПОМНИТЕ: предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу еще не потеряли своего первоначального лексического значения, связанного со значением их корней. Например, неудачным следует считать оборот благодаря пожару, поскольку предлог благодаря употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих положительный, желаемый результат.
(благодаря стараниям, согласно приказу, вопреки указаниям)
(ввиду болезни, вследствие засухи, в случае непогоды)
В связи с чем? (творительный падеж)
(в связи с выборами)
В книжной речи предлог по используется в значении «после» и сочетается с существительными в предложном падеже. Например: по приезде из столицы, по окончании спектакля.
При обозначении пространственных отношений для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из, а предлогу на — предлог с.
В ИЗ
НА С
Например: поехал в Москву — приехал из Москвы; отправился на Кавказ — вернулся с Кавказа.
5. Неправильно используются конструкции со словами, близкими по значению, или однокоренными словами, требующими различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь.
ЗАПОМНИТЕ:
беспокоиться о ком |
тревожиться за кого |
идентичный чему |
сходный с чем |
надеть что на что |
одеть кого во что |
обращать внимание на что |
уделять внимание чему |
отзыв о чем |
рецензия на что |
превосходство над чем |
преимущество перед чем |
предостеречь от чего |
предупредить о чем |
препятствовать чему |
тормозить что |
уверенность в чем |
вера во что |
уплатить за что |
оплатить что |
Упр. 3. Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном падеже.
Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).
Упр 4. Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и стилистические различия между словами-синонимами.
Ручаться — гарантировать, начать — приступить, одевать — надевать, спрос — потребность, беспокоиться — тревожиться, примириться — смириться, преимущество — превосходство, вера — уверенность, расфасовать — упаковать, тормозить — препятствовать, обосновать — основать, опираться — базироваться, поражаться — удивляться, предупреждать — предостерегать, ценить — дорожить.
Упр. 5. Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.
1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.
§ 6. Тестовые задания
1. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
а) поражаться — кому? чему?
б) восхищаться — кем? чем?
в) возмущаться — кем? чем?
г) удивляться — на кого? что?
2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
а) рад — кому? чему?
б) обеспокоен — кем? чем?
в) доволен — за кого? что?
г) спокоен — за кого? что?
3. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
а) отзыв — на что?
б) вера — во что?
в) рецензия — на что?
г) уверенность — в чем?
4. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
а) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
б) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
в) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
г) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.
5. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
а) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
б) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
в) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
г) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.
6. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
а) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
б) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
в) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
г) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.
7. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
а) Девочка очень бережно относилась с книгами.
б) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
в) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
г) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.
8. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?
а) препятствовать (развитие)
б) примириться (недостатки)
в) отчитаться (работа)
г) приветствовать (победители)
9. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?
а) поздравить (награда)
б) уклониться (ответ)
в) разочароваться (профессия)
г) убедиться (правота)
10. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?
а) родительного падежа
б) винительного падежа
в) дательного падежа
г) творительного падежа
Упражнения по теме «Нормы управления. Культура речи»
Упражнение 1.
Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном падеже.
Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).
Упражнение 2.
Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и стилистические различия между словами-синонимами.
Ручаться — гарантировать, начать — приступить, одевать — надевать, спрос — потребность, беспокоиться — тревожиться, примириться — смириться, преимущество — превосходство, вера — уверенность, расфасовать — упаковать, тормозить — препятствовать, обосновать — основать, опираться — базироваться, поражаться — удивляться, предупреждать — предостерегать, ценить — дорожить.
Упражнение 3.
Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.
1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.
Упражнение 4.
Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (с предлогом или без предлога).
Удивляться, терпение — удивляться терпению; восхищаться, терпение — восхищаться терпением; тормозить, движение; препятствовать, движение; писать, подвиги; описывать, подвиги; платить, проезд; оплачивать, проезд; вера, победа; уверенность, победа; начать, весенний сев; приступить, весенний сев; ценить, время; дорожить, время; доверять, друг; полагаться, друг; беспокоиться, ребёнок; тревожиться, ребёнок; упрекать, беспечность; бранить, беспечность.
Упражнение 5.
Переделайте данные словосочетания, заменяя глаголы антонимами; предлог с — предлогом на, а предлог из — предлогом в.
Образец: Уехать с Кавказа — приехать на Кавказ; выехать из переулка — въехать в переулок.
Словосочетания: Уехать с Урала; уйти с завода; выйти из кухни; спуститься с горы; уехать с курорта; сняться с якоря; выйти из трамвая; уехать с завода; улететь с острова; уйти с концерта; уехать из Крыма.
Упражнение 6.
Составьте словосочетания с глаголами и существительными, близкими по значению, по предложенным моделям.
Основываться (на чем-либо), опираться (на что-либо); оплатить (что-либо), платить (за что-либо); превосходство (над чем-либо), преимущество (перед чем-либо); обращать внимание (на что-либо), уделять внимание (чему-либо); отчитаться (в чем-либо), сделать отчет (о чем-либо); доминировать (над чем-либо), превышать (что-либо); сослаться (на что), исходить (из чего); отразиться (на чем), повлиять (на что); информировать (о чем), сообщить (что, о чем).
Упражнение 7.
Составьте максимальное количество словосочетаний из следующих компонентов.
Препятствовать (тормозить, мешать, сдерживать) — движение (прогресс); убежденность (вера, уверенность) – правота (победа); отзыв (рецензия) – книга; решить (разрешить) – вопрос (проблема).
Смириться (примириться) – обстоятельства; удостоить (наградить, премировать) – звание (орден, путевка).
Упражнение 8.
Составьте предложения, используя в них словосочетания по следующим моделям:
1. Согласие (с чем), соглашение (о чем). 2. Идентичный (чему), сходный (с чем). 3. Соответственно (чему), в соответствии (с чем). 4. Располагать (чем), иметь (что).
Тест по теме «Культура речи. Нормы управления»
1. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
1) поражаться — кому? чему?
2) восхищаться — кем? чем?
3) возмущаться — кем? чем?
4) удивляться — на кого? что?
2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
1) рад — кому? чему?
2) обеспокоен — кем? чем?
3) доволен — за кого? что?
4) спокоен — за кого? за что?
3. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
1) отзыв — на что?
2) вера — во что?
3) рецензия — на что?
4) уверенность — в чем?
4. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
1) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
2) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
3) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
4) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.
5. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
1) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
2) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
3) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
4) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.
6. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
1) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
2) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
3) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
4) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.
7. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
1) Девочка очень бережно относилась с книгами.
2) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
3) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
4) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.
8. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?
1) препятствовать (развитие)
2) примириться (недостатки)
3) отчитаться (работа)
4) приветствовать (победители)
9. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?
1) поздравить (награда)
2) уклониться (ответ)
3) разочароваться (профессия)
4) убедиться (правота)
10. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?
1) родительного падежа
2) винительного падежа
3) дательного падежа
4) творительного падежа
А 5. Синтаксические нормы (нормы согласования и управления; построение предложений с однородными членами; построение сложноподчинённых предложений)
n Вариант № 1 1. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)Он мало внимания уделял на это задание. 2)Оплатив проезд, я поехал дальше. 3)Вчера мы как раз говорили за этот фильм. 4)Склон горы, по которому мы спускались и поросший густыми па поротниками, был очень крутым.
n 2. Укажите предложение, в котором синтаксические нормы не нарушены. 1)Беседа с заведующим кафедры длилась долго. 2)Мы не виделись всего неделю, но уже соскучились за ним. 3)Мы купили красивый модный тюль. 4)Ему вспомнилась тайга и как он охотился на медведя.
n 3. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)Нужно учить грамматику во избежанию ошибок. 2)По приезду в Таганрог он мне позвонил. 3)Сотрудника уволили согласно приказу. 4)Мы ели бутерброды с вкусным салями.
n 4. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1) Похолодало, и мы надели тёплые пальто. 2) Я за тобой очень скучал. 3) Комиссия установила о причинах аварии. 4) Шли дождь и два студента.
n 5. Укажите предложение без грамматической ошибки. 1)На последних соревнованиях автомобиль «Жигули» пришли первыми. 2)Согласно приказа ректора заведующая кафедры уехала в командировку. 3)Те времена прошли уже давным давно, а мы хорошо помним их. 4)Сосед по парте спросил, кто пойдет со мной на футбол.
Вариант № 1 1 2 3 4 5 2 3 3 1 3
n Вариант № 2 n 1. В каком словосочетании соблюдены синтаксические нормы? 1)крепкое кофе 2)говорил за книгу 3) одержал поражение 4) согласно плану
n 2. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)Вопреки наших уговоров он поступил так, как хотел. 2)Не стоит придавать особого значения этой информации. 3)Заведующий поликлиники принял нас быстро. 4)Для абитуриента, желающего учиться на этом факультете, нужно будет обязательно знать английский язык.
n 3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1)Молнии в потёмках казались белее и ослепительнее, так что глазам было больно. 2)Когда солнце поднялось из за моря, оно осветило горные вершины, покрываемые снегом. 3)Метель всё усиливалась, как будто полчища снежных великанов прилетели откуда то из за Волги и начали размахивать широкими белыми рукавами. 4)Вид, который открывается перед путешественником, вышедшим на берег Байкала, остаётся в памяти на всю жизнь.
n 4. В каком предложении нет грамматической ошибки (синтаксические нормы не нарушены)? 1)На каникулах я поеду до бабушки в деревню, которая находится на берегу Дона. 2)Вчера мы вернулись со школы поздним вечером. 3) «Я за тобой скучаю» , — написала я в письме. 4)Наиболее древние памятники литературы, дошедшие до нас, относятся к XI веку.
n 5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1)Сверкнула яркая молния, и вслед за тем послышался резкий удар грома. 2)Настроение экипажа, сверх обыкновения, было приподнятое. 3)Тотчас стало слышно, как ветром шумит в кроне деревьев. 4)Несмотря на штормовую погоду в море вышел сторожевой корабль.
Вариант № 2 1 2 3 4 5 4 2 2 4 3
n n Вариант3. 1. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1)Когда спектакль закончился, все актёры вышли на сцену и кланяются. 2)В своих дневниках автор детально описывает путешествие на Кавказ. 3)Тургенев был писателем, необыкновенно чутким к красоте слова. 4)Шаляпин был гениальным на драматической сцене так же, как и на оперной.
n 2. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки. 1)Я не только читаю газеты, но и журналы. 2)В «Огоньке» по прежнему можно найти много интересного материала. 3)Этому учащихся воспитывали в школе. 4)Я взял книгу, лежащую на столе и которая принадлежала учителю.
n 3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, разгоралось со стоном и свистом. 2)Несмотря на ранний час улицы были полны народа. 3)Стоянка наша в бухте, вопреки ожиданиям многих, затянулась. 4)Эта осень ворвалась в родные места хоть и в положенное время, но всё же особенно внезапно и резко.
n 4. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)Вопреки прогнозу пошёл дождь. 2)После школы я пойду до бабушки. 3)Со школы я возвратился поздно. 4)Я выздоровел благодаря лечения.
n 5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1)Положение дел в фирме оставляют желать лучшего. 2)Мой друг большой сластёна. 3)Мы искренне радовались их успехам. 4)Доминик стоял почти на самом берегу речки, круто спускающейся к видневшимся вдали скалам.
Вариант № 3 1 2 3 4 5 1 2 4 1 1
n n Вариант № 4 1. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное). 1)В рассказе «Попрыгунье» Чехов осуждает праздность. 2)Весь домик был наполнен не только вздохами, но и тревожными скрипами. 3)Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе. 4)Сочинительный союз употребляется и соединяет однородные члены предложения.
n 2. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки. 1)Сразу же по приезду домой я созвонился с друзьями. 2)Приехав на пару дней раньше и принимаясь за давно откладываемую работу, я вдруг почувствовал непреодолимую усталость. 3)Его постоянно спрашивали, что будет ли он завершать начатую книгу. 4)Густая сирень разрослась около его дома.
n 3. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1)До сих пор нет рецензий на премьерный спектакль театра. 2)Мать тревожилась за него и за Нину. 3)Зимой мы скучали по морю. 4)Люди почитают и преклоняются перед заслугами этого знаменитого доктора.
n 4. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)Не обращай внимания на такие пустяки. 2)Это был характерный ему почерк. 3)Иваси был несвежий. 4)Кто бы ни приезжали в наш город, восхищались его провинциальной стариной.
n 5. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)Нельзя не отметить о высокой активности аудитории. 2)Я тебе за это и говорю. 3)Нужно уплатить за проезд. 3)Я соскучился за семьёй.
Вариант № 4 1 2 3 4 5 2 4 4 1 3
n Вариант n № 5 1. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)Такое поведение не свойственно для образованного человека. 2)Мы пили крепкий чёрный кофе. 3)Крестьянство всегда боролись против помещиков. 4)Слово представлено директору школы.
n 2. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1)Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца XV века, является графика. 2)Все, кто в других странах любят русскую культуру, знают имена великих поэтов и писателей — Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого. 3)По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых (ныне на Суворовском бульваре). 4)О своём отношении к классической музыке написал В. П. Аксаков в очерке «Постскриптум» .
n 3. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1)Поэма «Мёртвые души» были последним художественным произведением Н. В. Гоголя. 2)Старики снисходительны до шалостей детей. 3)Дети редко прислушиваются и выполняют советы родителей. 4)Водитель троллейбуса обратился к пассажирам с просьбой оплатить проезд.
n 4. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки. 1)Положение дел в нашей организации оставляют желать лучшего. 2)Мы радовались успехами выпускников. 3)У князя собрались множество народа. 4)Нестерпимая жара и засуха стояли больше месяца.
n 5. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки. 1)Всем, кто работал по благоустройству пришкольного сада, объявили благодарность. 2)Писатель ярко и талантливо показал о том, что его волнует. 3)Она прекрасная педагог. 4)Гарибальди возглавил движение итальянцев, сражающегося за независимость своей родины.
Вариант № 5 1 2 3 4 5 2 2 4 4 1
05.12.2022
Синтаксические нормы русского языка
Педагог дополнительного образования
Синтаксические нормы – это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений. Наряду с морфологическими нормами формируют грамматические нормы.
Ошибки синтаксических норм
Нарушения структуры сочетания слов:
неправильное использование правил согласования
неверное применение способов синтаксического управления
ошибки при выборе падежных окончаний
немотивированное употребление предлогов
использования предлогов там, где они неуместны
пропуск зависимого члена в составной структуре
Оценить
149
Содержимое разработки
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
1. Составьте словосочетания с данными словами. Обратите внимание на особенности управления этих слов.
Беспокоиться (о ком-нибудь); тревожиться (за кого-нибудь); примириться (с чем-нибудь); превосходство (над кем-нибудь); преимущество (перед кем-нибудь); удивляюсь (чему-нибудь); удивлен (чем-нибудь); отчитаться (в чем-нибудь); сделать отчёт (о чем-нибудь), но: отдавать себе отчёт (в чём-нибудь); обращать внимание (на что); уделять внимание (чему); полон (чего); наполнен (чем); удивляться (чему); поражаться (чем); предупреждать (о чем); предостерегать (от чего).
2. Перепишите данные словосочетания, ставя заключённые в скобки слова в нужном падеже.
Скучать по (родной город), Бродить по (парк и роща), взбираться по (лестница), приехать по (окончание института), возвратиться по (завершение строительства), справиться по (прибытие в столицу), рассказать по (возвращение из командировки), отчитаться по (окончание экспедиции), заплатить по (триста восемь рублей), купить по (двадцать три) тетради, поступить наперекор (желание), действовать вопреки (совет), уезжать согласно (предписание), добиться хорошего урожая благодаря (правильная обработка полей), выйти навстречу (участники пробега), петь подобно (соловей).
3. Исправьте ошибки в предложениях.
1.Ответ по его заявлению отправлен своевременно. 2. Статья написана по той же теме. 3. Сомнительны показатели по использованию электроэнергии. 4. Потребности Голландии по ржи, ячменю удовлетворяются импортом. 5. Мать беспокоится за своего сына, воюющего в Чечне. 6. Равнодушие руководителей за судьбу подчиненных вызывает возмущение. 7. Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов. 8.Аспирант должен представить отчет в проделанной им работе. 9. Факты, о которых изложил автор письма, полностью подтвердились. 10. Преступник не раскаялся за содеянное. 11. Ввиду прошедших дождей урожай обещает быть хорошим.
4. Составьте 5 предложений, используя конструкцию ТЕ, КТО…, и 5 предложений с конструкцией ВСЕ, КТО…, употребляя глаголы-сказуемые в прошедшем времени.
5. Решите языковую задачу:
Профессор Иванов с дочерью пришли в воскресенье на каток. Доцент Петров с сыном тоже пришел туда. Кто старше: дочь профессора или сын доцента?
6. Исправьте ошибки в употреблении несогласованных приложений.
1. В журнале «Светской жизни» опубликованы результаты голосования. 2. Ребенок всерьез заинтересовался оперой «Щелкунчиком». 3. О гуслях любовно говорится в былинах, в замечательном памятнике «Слове о полку Игореве». 4. В магазине тканей «Золушке» работают лучшие специалисты в области швейного искусства. 5. В «Послание в Сибирь» Пушкин призывает ссыльных декабристов не падать духом.
7.В каком предложении нет грамматической ошибки?
1) Похолодало, и мы надели тёплые пальто.
2) Я за тобой очень скучал.
3) Комиссия установила о причинах аварии.
4) Шли дождь и два студента.
8. В каком предложении нет грамматической ошибки?
1) Не обращай внимания на такие пустяки.
2) Это был характерный ему почерк.
3) Иваси был свежий.
4) Кто бы ни приезжали в наш город, восхищались его провинциальной стариной.
9.Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) До сих пор нет рецензий на премьерный показ модной коллекции.
2) Мать тревожилась за него и за Нину.
3) Зимой мы скучали по морю.
4) Люди почитают и преклоняются перед заслугами этого знаменитого доктора.
10. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) На предсказания метеорологов ориентируются как хозяйственная, так и медицинская службы.
2) Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, издано в нашей стране.
3) Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».
4) Те, кто не изучает иностранный язык, лишены возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.
11. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам».
2) Кемь является одним из самых старых городов России, расположенных на Белом море.
3) Все, кто написал рецензию на «отлично», дали глубокий анализ произведения и обосновали свою точку зрения.
4) В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора Чайковского.
12. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека.
2) И.С. Тургенев говорил, что Россия без любого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не проживёт.
3) Благодаря особенностям почвы на этом горном склоне можно найти чуть ли не половину всех известных дикорастущих цветов.
4) В основу стихотворения В.А. Жуковского «Певец» положены известные образы-символы – лира и венец.
13. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.
1) Родители спросили меня, что не хочу ли я поступать в вуз.
2) Все, кто знают творчество Чехова, восхищаются им.
3) В журнале «Современник» печатаются современные публицистические произведения.
4) По окончанию школы я буду поступать в институт.
14. Прочитайте предложения. Укажите, какие ошибки допущены в построении деепричастных оборотов. Перепишите предложения, исправляя их.
1) Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор». 2) Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. 3) Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами костылёвской ночлежки. 4) Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей. 5) Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова. 6) Войдя в кочегарку, нас обдало жаром. 7) Услышав о разведке, Пете стало весело.
15.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Пользуясь фразеологическим словарём,
1) меня поразило богатство языка.
2) сначала читается вступительная статья
3) объясните значение этого выражения.
4) некоторые примеры вам покажутся знакомыми.
16. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Исследуя творчество Пушкина,
1) удивляешься разносторонности таланта художника.
2) обнаруживаются черты разных литературных направлений.
3) многогранность его таланта вызывает восхищение.
4) литературоведа ждёт ещё много открытий.
17. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Возвращаясь с работы,
1) я заглянул по пути к приятелю.
2) на дорогах были пробки.
3) внезапно погода испортилась и полил дождь.
4) магазины уже не работали.
18. Какое предложение с деепричастным оборотом содержит ошибку?
1)Создавая экологический прогноз, требуются специальные знания.
2) Работая со словарём, обращайте внимание на специальные пометы.
3) Приехав домой, я сразу же встретился с друзьями.
4) Сидя за партой, следите за своей осанкой.
19.В каком предложении нет грамматической ошибки?
1) Похолодало, и мы надели тёплые пальто.
2) Я за тобой очень скучал.
3) Комиссия установила о причинах аварии.
4) Шли дождь и два студента.
20. В каком предложении нет грамматической ошибки?
1) Не обращай внимания на такие пустяки.
2) Это был характерный ему почерк.
3) Иваси был свежий.
4) Кто бы ни приезжали в наш город, восхищались его провинциальной стариной.
21.Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) До сих пор нет рецензий на премьерный показ модной коллекции.
2) Мать тревожилась за него и за Нину.
3) Зимой мы скучали по морю.
4) Люди почитают и преклоняются перед заслугами этого знаменитого доктора.
22. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки?
1) Родители спросили меня, что не хочу ли я поступать в вуз.
2) Все, кто знают творчество Чехова, восхищаются им.
3) В журнале «Современник» печатаются современные публицистические произведения.
4) По окончанию школы я буду поступать в институт.
24.Укажите предложение, в котором нарушены синтаксические нормы.
1) Ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение, о чём упоминает даже Гомер в поэме «Одиссея».
2) Один из функциональных стилей, имеющий особую форму применения – искусство, называют художественным.
3)Благодаря разнообразным стилевым вкраплениям в художественной речи создаётся иронический или юмористический характер повествования.
4) Все, кто приезжали в Волгоград, приходили на мамаев курган.
25. Проанализируйте выполненные задания, на их основе классифицируйте типы грамматических ошибок.
Выполните задания на нахождение соответствия.
1). Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
2). Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
3) |
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
4) |
ошибка в построении предложения с однородными членами |
5) |
неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) |
нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
7) |
неправильное построение предложения с косвенной речью |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
3). Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
4). Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
4) |
ошибка в построении предложения с однородными членами |
5) |
неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) |
нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
7) |
неправильное построение предложения с косвенной речью |
26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Ни одна фотография не передавала особого отблеска, какой лежал на нём.
2) Когда телега, что привезла Леонтьева на кордон, скрылась, он посмотрел и вздохнул.
3) Землю, с которой вдвоём голодал, вовек разлюбить нельзя.
4) Звук, который привлёк его внимание, казался очень странным.
27. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
1) Орешник – широколистный кустарник, который выгоняет свои стебли до высоких деревьев.
2) Многие читатели хорошо знакомы с очерками К.Г. Паустовского, в которых человек неразрывно связан с родной природой.
3)Уникальность произведений Васнецова заключается в его индивидуальности, которая выражает исконный дух великорусского народа.
4)Есть люди, которые как-то по-особенному чувствуют природу.
28. Напишите сочинение-рассуждение, опираясь на высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/516006-sintaksicheskie-normy-russkogo-jazyka
Также вас может заинтересовать
- Программа дополнительного образования Компьютерный клуб Вестник
- Образовательная дополнительная програама объединения «Школьный калейдоскоп»
- Методическая разработка учебного занятия творческого объединения юных журналистов «Глобус»
- План конспект открытого урока.
- Мультимедийная игра-викторина «Летучка»
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Тематический тест «Соблюдение орфоэпических норм».
1.В каком слове ударение падает на второй слог?
1) статуя
2) каталог
3) иконопись
4) пуловер
2.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) щЕлей
2) убЫстрить
3) надЕлит
4) вклЮчит
3.В каком слове ударение на третьем слоге?
1) намерение
2) украинский
3) иконопись
4) откупорить
4.В словах какого ряда ударение падает на первый слог?
1) цемент, брала, эксперт
2) дефис, оптовый, созыв
3) статуя, злоба, поняли
4) тортов, начала, звонит
5. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) килОметр
2) кладОвая
3) отобралА
4) без инструктажА
Тематический тест «Соблюдение лексических норм».
1.В каком предложении вместо слова дипломатичный нужно употребить слово
дипломатический?
1) Из уклончивого и чересчур дипломатичного выступления сотрудника многое
осталось неясным.
2) Осторожные и дипломатичные выражения помогли смягчить сложную ситуацию на
переговорах.
3) Дипломатичный этикет нарушался людьми, не владеющими знаниями о нормах
поведения, принятых в этой стране.
4) Это был исключительно интеллигентный человек, мягкий, тонкий, весьма
дипломатичный.
2. В каком предложении вместо слова выплатить нужно употребить слово
оплатить?
1) Учреждение выплачивает расходы по командировке.
2) Заработную плату выплатили с опозданием.
3) В конце года сотрудникам выплатили премию.
4) Писателю в издательстве выплатили гонорар.
3. В каком предложении вместо слова представить(представлять)нужно употребить
слово предоставить (предоставлять)?
1) За большие заслуги перед государством артиста представили к правительственной
награде.
2) Этот дом представляет собой историческую ценность.
3) На совещании нам представили нового сотрудника.
4) Русский язык – это громаднейшее богатство, которое представляет нам необычайные
возможности.
4. В каком предложении вместо слова сытый нужно употребить слово сытный?
1) Сытый волк смирнее завистливого человека.
2) Сено в стогу – сытый корм скоту.
3) Сытый голодного не разумеет.
4) Сытое брюхо к ученью глухо.
5. В каком предложении вместо слова искусный нужно употребить слово
искусственный?
1) Мы любовались на выставке работой искусных ювелиров прошлого столетия.
2) Печёрский был искусным адвокатом и пользовался заслуженным уважением коллег.
3) Мы слушали эту грустную историю, и искусная весёлость постепенно исчезала с наших
лиц.
4) Искусный пловец и на море не утонет.
Тематический тест «Соблюдение грамматических
(морфологических) норм».
1.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) вкусные торта
2) к аэропорту
3) моложе брата
4) в трёхстах метрах
2.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) наиболее правильнее
2) свыше четырёх тысяч метров
3) несколько яблонь
4) попробую
3.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара сапогов
2) гораздо лучше
3) четырьмя способами
4) лягте
4.Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.
1) пятидесятистами рублями
2) ляжьте на диван
3) пара чулков
4) пара носков
5.Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.
1) ихние компьютеры
2) более угрюмее
3) пятисот пятьдесят пятая страница
4) пачка макарон
Тематический тест «Соблюдение грамматических
(синтаксических) норм» (построение предложений с деепричастным оборотом).
1.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Пользуясь фразеологическим словарём,
1) меня поразило богатство языка.
2) сначала читается вступительная статья
3) объясните значение этого выражения.
4) некоторые примеры вам покажутся знакомыми.
2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Исследуя творчество Пушкина,
1) удивляешься разносторонности таланта художника.
2) обнаруживаются черты разных литературных направлений.
3) многогранность его таланта вызывает восхищение.
4) литературоведа ждёт ещё много открытий.
3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Возвращаясь с работы,
1) я заглянул по пути к приятелю.
2) на дорогах были пробки.
3) внезапно погода испортилась и полил дождь.
4) магазины уже не работали.
4.Какое предложение с деепричастным оборотом содержит ошибку?
1)Создавая экологический прогноз, требуются специальные знания.
2) Работая со словарём, обращайте внимание на специальные пометы.
3) Приехав домой, я сразу же встретился с друзьями.
4) Сидя за партой, следите за своей осанкой.
5. Какое предложение с деепричастным оборотом не содержит ошибку?
1) Много путешествуя по Италии, искусство этой страны обогатило Дюрера.
2) Сумев передать внешнее сходство, характер этого человека тоже был виден на
портрете.
3) Обратив внимание на способности мальчика, учитель рисования убедил родителей
отдать ребёнка в училище живописи.
4) Порождая удивление, преклонение и восторг, можно бесконечно любоваться
божественной красотой природы.
Тематический тест «Соблюдение грамматических
(синтаксических) норм (нормы согласования и управления; построение
предложений с однородными членами; построение СПП)».
1.В каком предложении нет грамматической ошибки?
1) Похолодало, и мы надели тёплые пальто.
2) Я за тобой очень скучал.
3) Комиссия установила о причинах аварии.
4) Шли дождь и два студента.
2. В каком предложении нет грамматической ошибки?
1) Не обращай внимания на такие пустяки.
2) Это был характерный ему почерк.
3) Иваси был свежий.
4) Кто бы ни приезжали в наш город, восхищались его провинциальной стариной.
3.Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) До сих пор нет рецензий на премьерный показ модной коллекции.
2) Мать тревожилась за него и за Нину.
3) Зимой мы скучали по морю.
4) Люди почитают и преклоняются перед заслугами этого знаменитого доктора.
4. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки?
1) Родители спросили меня, что не хочу ли я поступать в вуз.
2) Все, кто знают творчество Чехова, восхищаются им.
3) В журнале «Современник» печатаются современные публицистические произведения.
4) По окончанию школы я буду поступать в институт.
5.Укажите предложение, в котором нарушены синтаксические нормы.
1) Ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение, о чём упоминает даже
Гомер в поэме «Одиссея».
2) Один из функциональных стилей, имеющий особую форму применения – искусство,
называют художественным.
3)Благодаря разнообразным стилевым вкраплениям в художественной речи создаётся
иронический или юмористический характер повествования.
4) Все, кто приезжали в Волгоград, приходили на мамаев курган.
Тематический тест «Соблюдение грамматических
(синтаксических) норм».
1.В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения
нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
1) Ни одна фотография не передавала особого отблеска, какой лежал на нём.
2) Когда телега, что привезла Леонтьева на кордон, скрылась, он посмотрел и вздохнул.
3) Землю, с которой вдвоём голодал, вовек разлюбить нельзя.
4) Звук, который привлёк его внимание, казался очень странным.
2. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения
нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
1) Орешник – широколистный кустарник, который выгоняет свои стебли до высоких
деревьев.
2) Многие читатели хорошо знакомы с очерками К.Г. Паустовского, в которых человек
неразрывно связан с родной природой.
3)Уникальность произведений Васнецова заключается в его индивидуальности, которая
выражает исконный дух великорусского народа.
4)Есть люди, которые как—то по—особенному чувствуют природу.
3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения
нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
1)Средства массовой информации, в частности телевидение, значительно влияют на
количество речевых ошибок, которые допускают люди.
2) Надо любить и хранить образцы русского языка, которые унаследовали мы от
первоклассных мастеров слова.
3) Самые лучшие обычаи народов, которые заключают в себе мудрость и доброту, живут
сейчас.
4) Язык народа – это феномен, достояние, которым мы не вправе пренебрегать.
4. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения
нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
1) Травка, которой заросло всё село, тоже была бы зелёной, если бы старые липы не
начали ронять пожелтевшие листвы.
2)Романом Пушкина «Евгений Онегин», который хорошо знаком нам со школы,
интересуются многие иностранцы.
3) Музыка, которая доносилась из открытого окна, звучала оптимистично и
жизнеутверждающе.
4) Задушевные русские пейзажи, которые так выразительно и талантливо нарисовал
художник, трогают сердца зрителей.
5. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения
нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
1) Сначала русские люди, которые поселились на Дальнем Востоке, просто переносили в
сады дикие растения тайги.
2) Скупо и медленно пробивался свет сквозь тучу, которая окутала море.
3) По степи, которая ещё не успела остыть за ночь, уже тянет опять тёплый ветер.
4) Это был не поезд, а грузовой состав, к которому прицепляли пассажирские вагоны.
Ключи к тестам и нормы оценок.
1 вариант
1 — 4 , 2 — 1, 3 — 2, 4 — 3, 5 – 3.
2 вариант
1 — 3, 2 — 1, 3 — 4, 4 — 2, 5 — 3.
3 вариант
1 — 1, 2 — 1, 3 — 1, 4 — 4, 5 — 4.
4 вариант
1 — 3, 2 — 1, 3 — 1, 4 — 1, 5 — 3.
5 вариант
1 — 1, 2 — 1, 3 — 4, 4 — 3, 5 — 4.
6 вариант
1 — 3, 2 — 2, 3 — 4, 4 — 1, 5 — 4.
«5» — 5 заданий.
«4» — 4 задания.
«3» — 3 задания.
1. Укажите
предложение с грамматической ошибкой.
-
Когда
спектакль закончился, все актёры вышли
на сцену и кланяются. -
В
своих дневниках автор детально описывает
путешествие на Кавказ. -
Тургенев
был писателем, необыкновенно чутким
к красоте слова. -
Шаляпин
был гениальным на драматической сцене
так же, как и на
оперной.
2. Укажите
предложение, в котором нет грамматической
ошибки.
-
Я
не только читаю газеты, но и журналы. -
В
«Огоньке» по-прежнему можно найти
много интересного материала. -
Этому
учащихся воспитывали в школе. -
Я
взял книгу, лежащую на столе и которая
принадлежала учителю.
3. Укажите
предложение с грамматической ошибкой
(с нарушением синтаксической
нормы).
-
Пламя
перебежало на хвою и, раздуваемое
ветром, разгоралось со стоном
и свистом. -
Несмотря
на ранний час улицы были полны народа. -
Стоянка
наша в бухте, вопреки ожиданиям многих,
затянулась. -
Эта
осень ворвалась в родные места хоть и
в положенное время, но
всё же особенно внезапно и резко.
4. В
каком предложении нет грамматической
ошибки?
-
Вопреки
прогнозу пошёл дождь. -
После
школы я пойду до бабушки. -
Со
школы я возвратился поздно. -
Я
выздоровел благодаря лечения.
5. Укажите
предложение с грамматической ошибкой
(с нарушением синтаксической
нормы).
-
Положение
дел в фирме оставляют желать лучшего. -
Мой
друг большой сластёна. -
Мы
искренне радовались их успехам. -
Доминик
стоял почти на самом берегу речки,
круто спускающейся к
видневшимся вдали скалам.
6. В
каком предложении придаточную часть
нельзя заменить причастным
оборотом?
-
Ветер,
который поднялся ночью, раздувал пламя
костра. -
Убранство
квартиры, в которой проживал он один,
было весьма скудным. -
Дышали
солнцем поляны, которые были усыпаны
берёзовым листом. -
Крестьяне,
что нас сопровождали, показали нужный
нам дом.
7.
Из
перечисленных предложений выберите
правильное.
-
Я
буду поступать в вуз по окончанию
школы. -
Ученики,
принимающие участие в олимпиаде и
которые пройдут два
тура, получат грамоты. -
В
сквере гуляли дети, мальчики и девочки. -
Поезд
прибыл согласно расписанию.
Синтаксические нормы Вариант №4
1. Укажите
предложение без грамматических ошибок
(правильно построенное).
-
В
рассказе «Попрыгунье» Чехов осуждает
праздность. -
Весь
домик был наполнен не только вздохами,
но и тревожными скрипами. -
Одному
из героев романа, ищущим смысл жизни,
открывается путь к
внутренней свободе. -
Сочинительный
союз употребляется и соединяет
однородные члены предложения.
2. Укажите
предложение, в котором нет грамматической
ошибки.
-
Сразу
же по приезду домой я созвонился с
друзьями. -
Приехав
на пару дней раньше и принимаясь за
давно откладываемую
работу, я вдруг почувствовал непреодолимую
усталость. -
Его
постоянно спрашивали, что будет ли он
завершать начатую книгу. -
Густая
сирень разрослась около его дома?
3. Укажите
предложение с грамматической ошибкой.
-
До
сих пор нет рецензий на премьерный
спектакль театра. -
Мать
тревожилась за него и за Нину. -
Зимой
мы скучали по морю.
-
Люди
почитают и преклоняются перед заслугами
этого знаменитого доктора.
4. В
каком предложении нет грамматической
ошибки?
-
Не
обращай внимания на такие пустяки. -
Это
был характерный ему почерк. -
Иваси
был несвежий. -
Кто
бы ни приезжали в наш город, восхищались
его провинциальной
стариной.
5. В
каком предложении нет грамматической
ошибки?
-
Нельзя
не отметить о высокой активности
аудитории. -
Я
тебе за это и говорю. -
Нужно
уплатить за проезд. -
Я
соскучился за семьёй.
6. В
каком предложении нет грамматической
ошибки?
-
Не
обращай внимания на такие пустяки. -
Это
был характерный ему почерк. -
Иваси
был несвежий. -
Кто
бы ни приезжали в наш город, восхищались
его провинциальной
стариной.
7. Укажите
предложение, в котором соблюдены
синтаксические нормы.
-
Никто,
даже самые известные медики, не могли
поставить ему правильный
диагноз. -
С
большим успехом выступили как известные
актёры, занятые в спектакле,
а также все остальные участники. -
Лошади
казаков, которые были покрыты от
нестерпимой жары пеной,
тяжело взбирались по крутой тропе. -
В
новой статье известного учёного
говорится об античной культуре и
современном искусстве.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
1. Составьте словосочетания с данными словами. Обратите внимание
на особенности управления этих слов.
Беспокоиться (о ком-нибудь); тревожиться (за кого-нибудь);
примириться (с чем-нибудь); превосходство (над кем-нибудь); преимущество (перед
кем-нибудь); удивляюсь (чему-нибудь); удивлен (чем-нибудь); отчитаться (в
чем-нибудь); сделать отчёт (о чем-нибудь), но: отдавать себе отчёт (в
чём-нибудь); обращать внимание (на что); уделять внимание (чему); полон (чего);
наполнен (чем); удивляться (чему); поражаться (чем); предупреждать (о чем);
предостерегать (от чего).
2. Перепишите данные словосочетания, ставя заключённые в скобки
слова в нужном падеже.
Скучать по (родной город), Бродить по (парк и роща), взбираться по
(лестница), приехать по (окончание института), возвратиться по (завершение
строительства), справиться по (прибытие в столицу), рассказать по (возвращение
из командировки), отчитаться по (окончание экспедиции), заплатить по (триста
восемь рублей), купить по (двадцать три) тетради, поступить наперекор
(желание), действовать вопреки (совет), уезжать согласно (предписание),
добиться хорошего урожая благодаря (правильная обработка полей), выйти
навстречу (участники пробега), петь подобно (соловей).
3. Исправьте ошибки в предложениях.
1.Ответ по его заявлению отправлен своевременно. 2. Статья
написана по той же теме. 3. Сомнительны показатели по использованию
электроэнергии. 4. Потребности Голландии по ржи, ячменю удовлетворяются
импортом. 5. Мать беспокоится за своего сына, воюющего в Чечне. 6. Равнодушие
руководителей за судьбу подчиненных вызывает возмущение. 7. Необходимо точно
определить потребность кирпича и других материалов. 8.Аспирант должен
представить отчет в проделанной им работе. 9. Факты, о которых изложил автор
письма, полностью подтвердились. 10. Преступник не раскаялся за содеянное. 11.
Ввиду прошедших дождей урожай обещает быть хорошим.
4. Составьте 5 предложений, используя конструкцию ТЕ, КТО…, и 5
предложений с конструкцией ВСЕ, КТО…, употребляя глаголы-сказуемые в прошедшем
времени.
5. Решите языковую задачу:
Профессор Иванов с дочерью пришли в воскресенье на каток. Доцент
Петров с сыном тоже пришел туда. Кто старше: дочь профессора или сын доцента?
6. Исправьте ошибки в употреблении несогласованных приложений.
1. В журнале «Светской жизни» опубликованы результаты голосования.
2. Ребенок всерьез заинтересовался оперой «Щелкунчиком». 3. О гуслях любовно
говорится в былинах, в замечательном памятнике «Слове о полку Игореве». 4. В
магазине тканей «Золушке» работают лучшие специалисты в области швейного
искусства. 5. В «Послание в Сибирь» Пушкин призывает ссыльных декабристов не
падать духом.
7.В каком предложении нет грамматической ошибки?
1) Похолодало, и мы надели тёплые пальто.
2) Я за тобой очень скучал.
3) Комиссия установила о причинах аварии.
4) Шли дождь и два студента.
8. В каком предложении нет грамматической ошибки?
1) Не обращай внимания на такие пустяки.
2) Это был характерный ему почерк.
3) Иваси был свежий.
4) Кто бы ни приезжали в наш город, восхищались его провинциальной
стариной.
9.Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) До сих пор нет рецензий на премьерный показ модной коллекции.
2) Мать тревожилась за него и за Нину.
3) Зимой мы скучали по морю.
4) Люди почитают и преклоняются перед заслугами этого знаменитого
доктора.
10. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) На предсказания метеорологов ориентируются как
хозяйственная, так и медицинская службы.
2) Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, издано
в нашей стране.
3) Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания
ведущего телепередачи «Деловой Москвы».
4) Те, кто не изучает иностранный язык, лишены возможности
читать в подлиннике шедевры мировой литературы.
11. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении
туристского теплоходного маршрута к «Северным островам».
2) Кемь является одним из самых старых городов России,
расположенных на Белом море.
3) Все, кто написал рецензию на «отлично», дали глубокий
анализ произведения и обосновали свою точку зрения.
4) В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о
роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора Чайковского.
12. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) За короткий срок в городе-спутнике построена не только
новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека.
2) И.С. Тургенев говорил, что Россия без любого из нас
обойтись может, но никто из нас без неё не проживёт.
3) Благодаря особенностям почвы на этом горном склоне можно
найти чуть ли не половину всех известных дикорастущих цветов.
4) В основу стихотворения В.А. Жуковского «Певец»
положены известные образы-символы – лира и венец.
13. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.
1) Родители спросили меня, что не хочу ли я поступать в вуз.
2) Все, кто знают творчество Чехова, восхищаются им.
3) В журнале «Современник» печатаются современные публицистические
произведения.
4) По окончанию школы я буду поступать в институт.
14. Прочитайте предложения. Укажите, какие ошибки допущены в
построении деепричастных оборотов. Перепишите предложения, исправляя их.
1) Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор». 2)
Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. 3) Посмотрев такую
постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами костылёвской ночлежки.
4) Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей. 5) Множество
городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова. 6) Войдя в
кочегарку, нас обдало жаром. 7) Услышав о разведке, Пете стало весело.
15.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Пользуясь фразеологическим словарём,
1) меня поразило богатство языка.
2) сначала читается вступительная статья
3) объясните значение этого выражения.
4) некоторые примеры вам покажутся знакомыми.
16. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Исследуя творчество Пушкина,
1) удивляешься разносторонности таланта художника.
2) обнаруживаются черты разных литературных направлений.
3) многогранность его таланта вызывает восхищение.
4) литературоведа ждёт ещё много открытий.
17. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Возвращаясь с работы,
1) я заглянул по пути к приятелю.
2) на дорогах были пробки.
3) внезапно погода испортилась и полил дождь.
4) магазины уже не работали.
18. Какое предложение с деепричастным оборотом содержит ошибку?
1)Создавая экологический прогноз, требуются специальные знания.
2) Работая со словарём, обращайте внимание на специальные пометы.
3) Приехав домой, я сразу же встретился с друзьями.
4) Сидя за партой, следите за своей осанкой.
19.В каком предложении нет грамматической ошибки?
1) Похолодало, и мы надели тёплые пальто.
2) Я за тобой очень скучал.
3) Комиссия установила о причинах аварии.
4) Шли дождь и два студента.
20. В каком предложении нет грамматической ошибки?
1) Не обращай внимания на такие пустяки.
2) Это был характерный ему почерк.
3) Иваси был свежий.
4) Кто бы ни приезжали в наш город, восхищались его провинциальной
стариной.
21.Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) До сих пор нет рецензий на премьерный показ модной коллекции.
2) Мать тревожилась за него и за Нину.
3) Зимой мы скучали по морю.
4) Люди почитают и преклоняются перед заслугами этого знаменитого
доктора.
22. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки?
1) Родители спросили меня, что не хочу ли я поступать в вуз.
2) Все, кто знают творчество Чехова, восхищаются им.
3) В журнале «Современник» печатаются современные публицистические
произведения.
4) По окончанию школы я буду поступать в институт.
24.Укажите предложение, в котором нарушены синтаксические нормы.
1) Ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение, о
чём упоминает даже Гомер в поэме «Одиссея».
2) Один из функциональных стилей, имеющий особую форму применения
– искусство, называют художественным.
3)Благодаря разнообразным стилевым вкраплениям в художественной
речи создаётся иронический или юмористический характер повествования.
4) Все, кто приезжали в Волгоград, приходили на мамаев курган.
25. Проанализируйте выполненные задания, на их основе
классифицируйте типы грамматических ошибок.
Выполните задания на нахождение соответствия.
1). Установите соответствие между предложениями и допущенными в
них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
2). Установите соответствие между предложениями и допущенными в
них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
3). Установите соответствие между предложениями и допущенными в
них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
4). Установите соответствие между предложениями и допущенными в
них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
|
26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого
предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным
оборотом?
1) Ни одна фотография не передавала особого отблеска, какой лежал
на нём.
2) Когда телега, что привезла Леонтьева на кордон, скрылась, он
посмотрел и вздохнул.
3) Землю, с которой вдвоём голодал, вовек разлюбить нельзя.
4) Звук, который привлёк его внимание, казался очень странным.
27. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого
предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным
оборотом.
1) Орешник – широколистный кустарник, который выгоняет свои стебли
до высоких деревьев.
2) Многие читатели хорошо знакомы с очерками К.Г. Паустовского, в
которых человек неразрывно связан с родной природой.
3)Уникальность произведений Васнецова заключается в его
индивидуальности, которая выражает исконный дух великорусского народа.
4)Есть люди, которые как-то по-особенному чувствуют природу.
28. Напишите сочинение-рассуждение, опираясь на высказывание
Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Вернейший способ узнать человека –
его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к
тому, как он говорит».
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Соблюдение говорящим синтаксических норм
русского литературного языка, т. е. правил построения словосочетаний и
предложений, является одним из показателей культуры речи.
§ 5. Нормы управления
Важное значение для построения предложений
имеет правильный выбор падежной формы существительного, местоимения, а также
правильный выбор предлога в словосочетаниях. Наиболее типичны следующие ошибки:
1. Предложное сочетание используется
вместо беспредложной конструкции. Например: разъяснение о смысле указа вместо
разъяснение смысла указа.
2. Беспредложная конструкция
употребляется вместо предложного сочетания. Например: потребность знаний вместо
потребность в знаниях.
3. В предложной конструкции
используется неверный предлог. Например: указал о том вместо указал на то.
ЗАПОМНИТЕ:
характеристика кого, на кого:
характеристика ученика, характеристика на ученика
заведовать (заведующий) чем: заведовать
(заведующий) лабораторией
командовать (командующий) чем:
командовать (командующий) армией
управлять (управляющий) чем: управлять
(управляющий) банком, трестом
апеллировать к кому/чему: апеллировать
к общественному мнению
говорить о ком/чем: говорить о сыне, о
победе
гордиться кем/чем: гордиться внуком
задуматься над чем, о чем: задуматься
над проблемой, задуматься о жизни
неприемлемый для кого/чего:
неприемлемый для товарища, для переговоров
непримиримый к кому/чему: непримиримый
к противникам, ко лжи
указать что, на кого/что: указать
методическую литературу, указать на водителя, указать на недостатки, промахи
4. Неправильно используются предлоги
ввиду, вследствие, благодаря, в силу для выражения причинно-следственных
отношений; предлог по — для выражения временных значений; предлоги в, из — для
обозначения пространственных отношений.
ЗАПОМНИТЕ: предлоги ввиду, вследствие,
благодаря, в силу еще не потеряли своего первоначального лексического значения,
связанного со значением их корней. Например, неудачным следует считать оборот
благодаря пожару, поскольку предлог благодаря употребляется, когда речь идет о
причинах, вызывающих положительный, желаемый результат.
(благодаря стараниям, согласно приказу,
вопреки указаниям)
(ввиду болезни, вследствие засухи, в случае
непогоды)
В связи с чем? (творительный падеж)
(в связи с выборами)
В книжной речи предлог по используется в
значении «после» и сочетается с существительными в предложном падеже. Например:
по приезде из столицы, по окончании спектакля.
При обозначении пространственных
отношений для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог
из, а предлогу на — предлог с.
В из
на с
Например: поехал в Москву — приехал из
Москвы; отправился на Кавказ — вернулся с Кавказа.
5. Неправильно используются конструкции
со словами, близкими по значению, или однокоренными словами, требующими
различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-нибудь, но
тревожиться за кого-нибудь.
ЗАПОМНИТЕ: беспокоиться о ком
тревожиться за кого
идентичный чему
сходный с чем
надеть что на что
одеть кого во что
обращать внимание на что
уделять внимание чему
отзыв о чем
рецензия на что
превосходство над чем
преимущество перед чем
предостеречь от чего
предупредить о чем
препятствовать чему
тормозить что
уверенность в чем
вера во что
уплатить за что
оплатить что
Упр. 3. Составьте словосочетания, употребив
заключенные в скобках слова в нужном падеже.
Удивляться (результаты), преклонение
(талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа),
тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус),
оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить
внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).
Упр 4. Составьте предложения с приведенными
ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и
стилистические различия между словами-синонимами.
Ручаться — гарантировать, начать —
приступить, одевать — надевать, спрос — потребность, беспокоиться —
тревожиться, примириться — смириться, преимущество — превосходство, вера —
уверенность, расфасовать — упаковать, тормозить — препятствовать, обосновать —
основать, опираться — базироваться, поражаться — удивляться, предупреждать —
предостерегать, ценить — дорожить.
Упр. 5. Исправьте ошибки, вызванные нарушением
норм управления.
1. Он неоднократно убеждался о том, что
в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована
рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет
организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители
делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор
письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на
записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению
эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим
свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко
применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со
всех районов города.
§ 6. Тестовые задания
1. В каком случае вопросы не соответствуют
нормам управления?
а) поражаться — кому? чему?
б) восхищаться — кем? чем?
в) возмущаться — кем? чем?
г) удивляться — на кого? что?
2. В каком случае вопросы не соответствуют
нормам управления?
а) рад — кому? чему?
б) обеспокоен — кем? чем?
в) доволен — за кого? что?
г) спокоен — за кого? что?
3. В каком случае вопросы не соответствуют
нормам управления?
а) отзыв — на что?
б) вера — во что?
в) рецензия — на что?
г) уверенность — в чем?
4. В каком предложении содержится ошибка,
вызванная нарушением норм управления?
а) Надо пожелать школьникам новых
успехов в учебе.
б) Некоторые предприятия тормозят
выполнение общих планов.
в) Экскурсии по городу вызывают интерес
не только туристов, но и коренных жителей.
г) А потом оказалось, что эти претензии
ни на чем не обоснованы.
5. В каком предложении содержится ошибка,
вызванная нарушением норм управления?
а) Уверенность в свои силы была его
отличительной чертой.
б) Поэт воспевает свою Родину, отчий
край.
в) Нужно не только говорить о проблемах
бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
г) Молодые хоккеисты были разочарованы
результатами первой встречи.
6. Найдите вариант правильного употребления
падежных форм.
а) Эти факты говорят за то, что
школьники совсем перестали читать.
б) О трудностях я остановлюсь в
дальнейшем.
в) Неоднократно подчеркивалось то, что
прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
г) Участники обсуждения подтверждали
свои предложения на примерах.
7. Найдите вариант правильного употребления
падежных форм.
а) Девочка очень бережно относилась с
книгами.
б) Мой одноклассник недавно поделился о
своих впечатлениях от поездки в Москву.
в) В поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Некрасов подробно описывает положение крестьян.
г) При входе в автобус необходимо
оплатить за проезд.
8. В каком случае глагол требует постановки
существительного в форме дательного падежа?
а) препятствовать (развитие)
б) примириться (недостатки)
в) отчитаться (работа)
г) приветствовать (победители)
9. В каком случае глаголы требуют постановки
существительного в форме творительного падежа?
а) поздравить (награда)
б) уклониться (ответ)
в) разочароваться (профессия)
г) убедиться (правота)
10. Какого падежа требуют предлоги согласно,
благодаря, вопреки?
а) родительного падежа
б) винительного падежа
в) дательного падежа
г) творительного падежа