Это легче пареной репы где ошибка

В приведённых ниже примерах укажите ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме, смешение компонентов разных фразеологизмов и т.д.). Исправьте предложения, если это необходимо, или мотивируйте целесообразность такого употребления. 1. Не мудрствуя долго, приведу в доказательство своей правоты русскую пословицу. 2. В связи с участившимися террактами всем надо держать уши наготове. 3. Все понимали, что эти слова и слёзы являются фиговым прикрытием авантюристки. 4. Золотая лихорадка, вот что помутило мозги завоевателям. 5. Хоть я и не из робкой десятки, но всё же не решился один пойти на кабана. 6. Шоу Пугачёвой всегда организовано на более широкую ногу. 7. Лелею себя надеждой, что моя статья вам понравится. 8. Всеми фибрами души я испытывал счастье борца. 9. Игорь уходил в поход неопытным новичком, а вернулся из экспедиции старым матерчатым волком. 10. Не нужно замыкаться в себе, давайте делиться своими больными местами. 11. Это легче пареной репы. 12. Выступление депутата перед собравшимися было принято прямо на ура. 13. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят: работа требовала всё большего напряжения. 14. После смены руководства жизнь на заводе забила другим ключом. 15. У них всё было шито-крыто белыми нитками, но тогда этого никто не замечал. 16. Вскоре и эта пирамида рассыпалась как мыльный пузырь. 17. Отец не захотел слушать объяснений сына и послал его туда, куда и Макар не гонял. 18. Мы уже без минуты молодые специалисты, поэтому наладить компьютер для нас не проблема. 19. Педагог должен знать, в чём кроется успех этой работы, подметить в каждом питомце только ему одному присущую изюминку. 20. Я по душе не боец, а обыватель. 21. Пора забить во все колокола, а администрация района смотрит на это безобразие спустя рукава. 22. В этих местах не только нога человека, но и журналиста не побывала. 23. Вопрос гроша выеденного не стоит, а решить его не могут уже три года. 24. Большой театр выпустил в свет балет «Пиковая дама». 25. Решение суда гласит чёрным по белому, что отключать электроэнергию в жилых домах нельзя, а чиновникам – хоть что не расти! 26. Со всех своих длинных ног он бросился бежать. 27. Успехи коллектива желают много лучшего. 28. Тренеру пришлось делать хорошую мину за всех своих игроков, хотя было заметно, что он сильно упал духом. 29. Я не раз по душам толковал с сыном – хоть одно хны! 30. После таких внушений сын всё больше входил в себя, и вытащить его на поверхность стало почти невозможно. 31. Куда ты собрался в такую рань, ведь ни зги не брезжит. 32. Меня не так-то просто провести вокруг пальца. 33. Когда Катерина попадает в дом Кабанихи, она не находит себе место. 34. На ней были туфли на босую ногу. 35. Это дешевле, чем пареная репа. 36. Вася не терял духа, он старался развлечь Марусю игрушками. 37. Такого позора он до своего гроба не забудет. 38. Речи Чацкого – глас вопящего в пустыне. 39. Директор не согласился с выводами межведомственной комиссии, а только многозначительно заметил, что он знает, кто в него камешки бросает. По-видимому, пронырливому руководителю опять удастся выйти сухим. 40. На жизненном пути Корчагина завязываются узлы любовных симпатий. 41. Лучше умереть стоя, чем жить лёжа. 42. Лучше умереть, чем жить стоя на коленях. 43. Понравился всем Семён и в разговоре, не дав упасть себе лицом в грязь. 44. Миллионы обездоленных и угнетённых влачат за собой жалкое существование. 45. Павел прошёл взад и вперёд свою родину.

В приведённых ниже примерах укажите ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме, смешение компонентов разных фразеологизмов и т.д.). Исправьте предложения, если это необходимо, или мотивируйте целесообразность такого употребления.
1. Не мудрствуя долго, приведу в доказательство своей правоты русскую пословицу. 2. В связи с участившимися террактами всем надо держать уши наготове. 3. Все понимали, что эти слова и слёзы являются фиговым прикрытием авантюристки. 4. Золотая лихорадка, вот что помутило мозги завоевателям. 5. Хоть я и не из робкой десятки, но всё же не решился один пойти на кабана. 6. Шоу Пугачёвой всегда организовано на более широкую ногу. 7. Лелею себя надеждой, что моя статья вам понравится. 8. Всеми фибрами души я испытывал счастье борца. 9. Игорь уходил в поход неопытным новичком, а вернулся из экспедиции старым матерчатым волком. 10. Не нужно замыкаться в себе, давайте делиться своими больными местами. 11. Это легче пареной репы. 12. Выступление депутата перед собравшимися было принято прямо на ура. 13. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят: работа требовала всё большего напряжения. 14. После смены руководства жизнь на заводе забила другим ключом. 15. У них всё было шито-крыто белыми нитками, но тогда этого никто не замечал. 16. Вскоре и эта пирамида рассыпалась как мыльный пузырь. 17. Отец не захотел слушать объяснений сына и послал его туда, куда и Макар не гонял. 18. Мы уже без минуты молодые специалисты, поэтому наладить компьютер для нас не проблема. 19. Педагог должен знать, в чём кроется успех этой работы, подметить в каждом питомце только ему одному присущую изюминку. 20. Я по душе не боец, а обыватель. 21. Пора забить во все колокола, а администрация района смотрит на это безобразие спустя рукава. 22. В этих местах не только нога человека, но и журналиста не побывала. 23. Вопрос гроша выеденного не стоит, а решить его не могут уже три года. 24. Большой театр выпустил в свет балет «Пиковая дама». 25. Решение суда гласит чёрным по белому, что отключать электроэнергию в жилых домах нельзя, а чиновникам – хоть что не расти! 26. Со всех своих длинных ног он бросился бежать. 27. Успехи коллектива желают много лучшего. 28. Тренеру пришлось делать хорошую мину за всех своих игроков, хотя было заметно, что он сильно упал духом. 29. Я не раз по душам толковал с сыном – хоть одно хны! 30. После таких внушений сын всё больше входил в себя, и вытащить его на поверхность стало почти невозможно. 31. Куда ты собрался в такую рань, ведь ни зги не брезжит. 32. Меня не так-то просто провести вокруг пальца. 33. Когда Катерина попадает в дом Кабанихи, она не находит себе место. 34. На ней были туфли на босую ногу. 35. Это дешевле, чем пареная репа. 36. Вася не терял духа, он старался развлечь Марусю игрушками. 37. Такого позора он до своего гроба не забудет. 38. Речи Чацкого – глас вопящего в пустыне. 39. Директор не согласился с выводами межведомственной комиссии, а только многозначительно заметил, что он знает, кто в него камешки бросает. По-видимому, пронырливому руководителю опять удастся выйти сухим. 40. На жизненном пути Корчагина завязываются узлы любовных симпатий. 41. Лучше умереть стоя, чем жить лёжа. 42. Лучше умереть, чем жить стоя на коленях. 43. Понравился всем Семён и в разговоре, не дав упасть себе лицом в грязь. 44. Миллионы обездоленных и угнетённых влачат за собой жалкое существование. 45. Павел прошёл взад и вперёд свою родину.

Устойчивые выражения в речи.

Задания и упражнения.

Пословицы и поговорки. На занятии преподаватель читает первую часть пословицы, а студенты должны ее продолжить. Феномен данных пословиц заключается в том, что многие из них в обыденном употреблении стали утрачивать вторую часть, что сильно изменило их значение. Сравните: В здоровом теле – здоровый дух (кто здоров внешне, у того и душевные качества достойные) и В здоровом теле здоровый дух – вещь редкая (редко бывает чтобы физически здоровый человек был благородным и высокодуховным).

(Задание направлено на развитие речи, формирование этнокультурных установок, интереса к речевой традиции).

1.      Голод не тетка, пирожка не поднесет.

2.      Гол как сокол, а остер как топор.

3.      Губа не дура, язык не лопатка, знает, где кисло, знает, где сладко.

4.      Два сапога пара, оба левые.

5.      За двумя зайцами погонишься — ни одного кабана не поймаешь.

6.      Кто старое помянет — тому глаз вон, а кто забудет — тому оба.

7.      Лиха беда начало — есть дыра, будет и прореха.

8.      Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.

9.      Бедность — не порок, а большое несчастье.

10.  В здоровом теле здоровый дух — редкая удача.

11.  Везет как субботнему утопленнику — баню топить не надо.

12.  Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.

13.  Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.

14.  Дураку хоть кол теши, он своих два ставит.

15.  Девичий стыд — до порога, переступила и забыла.

16.  Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

17.  За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.

18.  Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.

19.  И делу время, и потехе час.

20.  Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.

21.  Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.

22.  Молодые бранятся — тешатся, а старики бранятся — бесятся.

23.  На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.

24.  На сердитых воду возят, а на добрых сами катаются.

25.  Не все коту масленица, будет и пост.

26.  Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит.

27.  Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.

28.  Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется.

29.  Один в поле не воин, а путник.

30.  От работы кони дохнут, а люди — крепнут.

31.  Палка о двух концах, туда и сюда бьет.

32.  Повторенье — мать ученья, утешенье дураков.

33.  Пьяному море по колено, а лужа — по уши.

34.  Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.

35.  Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.

36.  Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.

37.  Рука руку моет, да обе свербят.

38.  Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.

39.  С пчелой поладишь — медку достанешь, с жуком свяжешься — в навозе окажешься.

40.  Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.

41.  Собаку съели, хвостом подавились.

42.  Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.

43.  Тише едешь — дальше будешь от того места, куда едешь.

44.  У страха глаза велики, да ничего не видят.

45.  Ума палата, да ключ потерян.

46.  Хлеб на стол — и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска.

47.  Чудеса в решете — дыр много, а выскочить некуда.

48.  Шито-крыто, а узелок-то тут.

49.  Язык мой — враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.

50.  Дуракам закон не писан, если писан — то не читан, если читан — то не понят, если понят — то не так.

51.  Старость не радость, сядешь — не встанешь, побежишь — не остановишься.

Упражнение 2.

Русская разменная монета, чеканившаяся из медно-цинкового сплава, оберегает денежную единицу, в которой еще 99 таких же монет.

Первый уровень сложности. Повышенный. Упражнение 3. Работа со словарем.

Подберите соответствующие фразеологизмы к следующим определениям:

 Умышленно мешать кому-либо что-то делать

Разоблачить чьи-то темные дела и намерения.

Заставить молчать

Отказаться от своего прежнего решения

Ничтожно мало по сравнению с необходимым

Затеять сложное, неприятное и хлопотное дело

Поступать неискренне, против совести

Напряженно думать

Действовать в разных направлениях

Добиваться взаимопонимания

Успешно справиться с чем-то

Ловко, искусно обманывать

Обострять неприязненные отношения.

Первый уровень сложности. Упражнения для всей группы.

Упражнение 4.

Объяснить значения следующих фразеологизмов:

Без году неделя

Беречь как зеницу ока

Ловить рыбу в мутной воде

Буриданов осел

Как кошка с собакой

Выеденного яйца не стоит

Точить когти

Поцеловать замок

Держать камень за пазухой

Медвежий угол

Танцевать от печки

Чужими руками жар загребать

Биться головой об стену

Наставлять рога

Медвежья услуга

Быть большим католиком чем папа

На большую рыбу найдется рыба побольше

Носить воду решетом

Повесить нос

Задирать нос

Стреляный воробей

Упражнение 5.

К данным фразеологизмам подберите фразеологические синонимы или антонимы:

Куры не клюют

Считать ворон

Рука об руку

Переливать из пустого в порожнее

Водить за нос

Ни два ни полтора

Отдать богу душу

На ночь глядя

Тяжелый на подъем

Гладить против шерсти

Без царя в голове

Заварить кашу

Сбивать с пути

Первый уровень сложности. Упражнение 6. Используя фразеологический словарь, укажите источники фразеологизмов, если возможно их авторов:

Держать порох сухим

Прокрустово ложе

Кануть в Лету

Камень преткновения

Гордиев узел

Дамоклов меч

Сизифов труд

Эзопов язык

Ахиллесова пята

Валаамова ослица

Золотая середина

Делу время, а потехе час

Живой труп

Дворянское гнездо

Человек в футляре

Тайна за семью печатями

Врачу, исцелися сам

Злоба дня

Второй уровень сложности. Работа со словарем. Упражнение 7.

Подберите русские фразеологизмы и поговорки соответствующие иностранным:

Надоесть как псу муха

Откладывать на неделю с семью четвергами

Катать яйца с крыши

Крыть крышу блинами

Искать свой топор

Собирать сметану с земли

Бросать розы перед свиньями

Привязывать коту бубенчик

Родиться с прической

Рим не за один день построен

Ночь приносит совет

Как аббат поет, так и монах молится

Если любишь масло, его надо взбить

Как постелешь, так и выспишься

Исповедоваться в печку

Первый уровень сложности. Упражнение 8.

Найдите фразеологизмы в данных предложениях и определите их значение.

1. Александр Филиппович часто говорил о себе домашним: «Я – калиф на час» (Л. Курбыко). 2. Шубенка на мне, извините, паршивая, на рыбьем меху (А.Чехов). 3. Василий Максимович в душе был очень до­волен, однако придирался и ворчал: «Явная потемкинская деревня!» (В. Ажаев). 4. Гусар Пыхтин гостил у нас; уж как он Танею прельщал­ся. Как мелким бесом рассыпался! (А. Пушкин). 5. Анна Акимовна все­гда боялась, чтобы не подумали про нее, что она гордая, выскочка или ворона в павлиньих перьях (А. Чехов). 6. Не зная никаких свобод, еже­часно изнемогая на прокрустовом ложе всевозможных укорачиваний, литература не отказывалась от своих идеалов, не предавала их (М. Салтыков-Щедрин). 7. Благосклонный читатель уже знает, что воспитан я был на медные деньги и что не имел я случая приобрести сам собою то, что было раз упущено (А. Пушкин). 8. Чуть попал в столоначальники, уж и норовит икру метать (М. Салтыков-Щедрин).

Третий уровень сложности. Исправление речевых ошибок.

Упражнение 9.

 Определите вид ошибки. Исправьте ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний.

1. Эта политика уже приносит положительные плоды. 2. Большое внимание будет оказано благоустройству города. 3. Наши фермеры заво­евали мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы. 4. Не думаю, что найдутся люди, которые стали бы всерьёз исповедовать мне­ние этого чудака. 5. Василий Иванович от всей души отругал меня за поломку фрезы. 6. Пилот садится в кабину необъезженного самолета. 7. В недалеком прошлом у нас всем зажимали языки. 8. Все мы друг перед другом в непролазном долгу.

II. 1. В этом движении важную скрипку играют христианские демократы. 2. Я не верю политику, который красиво фразы сыплет бисером. 3. В Голливуде начались слухи о том, что будет сниматься биографический фильм о Лиз Тейлор. 4. Для всей школы этот ученик стал басней во языцех. 5. Один за одним друзья вышли из школы. 6. Еще совсем недавно ему пели фимиамы.

III. 1. Нельзя всех мерить под одну гребенку. 2. Получить фиаско может каждый спортсмен. 3. Ночь, наступившая среди бела дня, не могла не навести ужаса на суеверных людей XII века. 4. Прятаться за чужие широкие спины – дело недостойное. 5. Жизнь, как на ладони, проходила на людях. 6. Председатель осыпал меня золотым дождем на сумму восемь рублей. 7. Позаботься впрок о своем летнем отдыхе.

VI. 1. Ваше предложение выеденного гроша не стоит. 2. В этих событиях важную скрипку играют военные. 3. Скрепя сердцем он согласился на это предложение. 4. Эти стихи я очень хорошо выучил назубок. 5. Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу. 6. История с коробкой из-под ксерокса во время выборов президента стала, по сути, басней во языцех. 7. Оформление витрины торгового центра желает много лучшего. 8. В школе нельзя всех мерить под одну гребенку. 9. Несмотря на достижения нашего отдела, никто не торопится петь нам фимиамы. 10. Выйдя на трибуну, депутат пообещал говорить по существу и не лить много слов. 11. Его главная ахиллесова пята – неумение организовать свой день. 12. После того как остановилась фонограмма, певец понял, что получил фиаско на глазах публики.

V. 1.. Всю войну она проработала не покладая сил. 2. Как бы ни было трудно, не бойся смотреть правде в лицо. 3. Тихо затаив дыхание, ребята слушали рассказ космонавта. 4. Они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга. 5. Мы помчались туда очертив голову. 6. У матери отлегло сердце, когда она увидела Павла. 7. Это дешевле, чем пареная репа. 8. Нужен ты мне как банный лист. 9. Говорили о нем как о большом специалисте в своей области, он, дескать, медведя на этом деле съел. 10. Ему было впору биться о стенку.

Упражнение 10. Распределите предложения в разные группы в зависимости от типа ошибки в употреблении фразеологизма. Исправьте речевые ошибки, перефразировав предложения.

Вариант 1.  В приведённых ниже примерах укажите случаи использования фразеологизмов без учёта их значения. Отметьте другие стилистические недочёты. Исправьте предложения. За справками обращайтесь к фразеологическим словарям русского языка.

1. Выступая перед выпускниками школы, пятиклассник Алёша Морозов сказал: «Мы сегодня провожаем в последний путь наших старших товарищей». 2. Выпускники, взволнованные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню. 3. Я всегда считал, что насилием победить насилие невозможно, а если со мной кто-то не согласен, то, как говорится, пусть земля ему будет пухом! 4. Услышав шум, он выскочил в коридор в чём мать родила, в одних трусах и майке. 5. Рационализатор – это человек, который не может относиться равнодушно к тому, что плохо лежит. 6. Мы долго ждали, когда наши футболисты пробьют окно в Европу. 7. А в штабе до сих пор не могут понять, как бандформирования могли пройти незамеченными много километров и почти сесть на шею нашим войскам. 8. Изящно и просто решили эту проблему наши учёные и поставили на ней крест. 9. У этих «заботливых родителей» дети спят на каких-то прокрустовых ложах. 10. Смешит зрителя драматург не один, а в компании с прекрасными актёрами, которым палец в рот не клади, а дай только народ посмешить. 11. Фирменное блюдо ехидны – муравьи, термиты. 12. Мы не протянем рук перед Западом. 13. На заводе царил разгром, но новое руководство работало истово, до последнего вздоха, и это помогло ему не только завоевать авторитет среди рабочих, но и погасить часть долгов за электроэнергию. 14. Эти люди крепко стоят на ногах, поэтому вам не удастся подрезать им крылья. 15. Люди работают в буквальном смысле плечом к плечу, каждый у всех на виду. 16. Грампластинка ещё не сказала своего последнего слова. 17. Нужен он мне как банный лист. 18. Я в точных науках ни гу-гу! 19. Он стоит на своём, покуда его держат ноги. 20. Не случайно это совпадение: Павел Власов – духовный отец Павла Корчагина! 21. По мнению Шолохова, крестьяне прямой наводкой шли в колхоз.

Вариант 2. В приведённых ниже примерах укажите ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме, смешение компонентов разных фразеологизмов и т.д.). Исправьте предложения, если это необходимо, или мотивируйте целесообразность такого употребления.

1. Не мудрствуя долго, приведу в доказательство своей правоты русскую пословицу. 2. В связи с участившимися террактами всем надо держать уши наготове. 3. Все понимали, что эти слова и слёзы являются фиговым прикрытием авантюристки. 4. Золотая лихорадка, вот что помутило мозги завоевателям. 5. Хоть я и не из робкой десятки, но всё же не решился один пойти на кабана. 6. Шоу Пугачёвой всегда организовано на более широкую ногу. 7. Лелею себя надеждой, что моя статья вам понравится. 8. Всеми фибрами души я испытывал счастье борца. 9. Игорь уходил в поход неопытным новичком, а вернулся из экспедиции старым матерчатым волком. 10. Не нужно замыкаться в себе, давайте делиться своими больными местами. 11. Это легче пареной репы. 12. Выступление депутата перед собравшимися было принято прямо на ура. 13. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят: работа требовала всё большего напряжения. 14. После смены руководства жизнь на заводе забила другим ключом. 15. У них всё было шито-крыто белыми нитками, но тогда этого никто не замечал. 16. Вскоре и эта пирамида рассыпалась как мыльный пузырь. 17. Отец не захотел слушать объяснений сына и послал его туда, куда и Макар не гонял. 18. Мы уже без минуты молодые специалисты, поэтому наладить компьютер для нас не проблема. 19. Педагог должен знать, в чём кроется успех этой работы, подметить в каждом питомце только ему одному присущую изюминку. 20. Я по душе не боец, а обыватель. 21. Пора забить во все колокола, а администрация района смотрит на это безобразие спустя рукава. 22. В этих местах не только нога человека, но и журналиста не побывала.

Вариант 2. В приведённых ниже примерах укажите ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме, смешение компонентов разных фразеологизмов и т.д.). Исправьте предложения, если это необходимо, или мотивируйте целесообразность такого употребления.

1. Вопрос гроша выеденного не стоит, а решить его не могут уже три года. 2. Большой театр выпустил в свет балет «Пиковая дама». 3. Решение суда гласит чёрным по белому, что отключать электроэнергию в жилых домах нельзя, а чиновникам – хоть что не расти! 4. Со всех своих длинных ног он бросился бежать. 5. Успехи коллектива желают много лучшего. 6. Тренеру пришлось делать хорошую мину за всех своих игроков, хотя было заметно, что он сильно упал духом. 7. Я не раз по душам толковал с сыном – хоть одно хны! 8. После таких внушений сын всё больше входил в себя, и вытащить его на поверхность стало почти невозможно. 9. Куда ты собрался в такую рань, ведь ни зги не брезжит. 10. Меня не так-то просто провести вокруг пальца. 11. Когда Катерина попадает в дом Кабанихи, она не находит себе место. 12. На ней были туфли на босую ногу. 13. Это дешевле, чем пареная репа. 14. Вася не терял духа, он старался развлечь Марусю игрушками. 15. Такого позора он до своего гроба не забудет. 16. Речи Чацкого – глас вопящего в пустыне. 17. Директор не согласился с выводами межведомственной комиссии, а только многозначительно заметил, что он знает, кто в него камешки бросает. По-видимому, пронырливому руководителю опять удастся выйти сухим. 18. На жизненном пути Корчагина завязываются узлы любовных симпатий. 19. Лучше умереть стоя, чем жить лёжа. 20. Лучше умереть, чем жить стоя на коленях. 21. Понравился всем Семён и в разговоре, не дав упасть себе лицом в грязь. 22. Миллионы обездоленных и угнетённых влачат за собой жалкое существование. 23. Павел прошёл взад и вперёд свою родину.

Второй уровень сложности. Клише. Упражнение 1.

Составьте текст на произвольную тему таким образом, чтобы в каждом предложении было использовано не менее 1 клише, предложенного в таблице.

Речевая функция

Примеры клише

последовательность развития мысли

вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак

сопоставление, противопоставление

однако, между тем, в то время как, тем не менее, напротив, впрочем, как.., так и..; так же, как и…, по сравнению; если.., то…, в отличие, в противоположность, наоборот, аналогично, также, таким же образом, с одной стороны, с другой стороны, в то время как, между тем, вместе с тем

причинно-следственные отношения

следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же, потому, так как, поскольку, в результате

переход от одной мысли к другой

прежде чем перейти к.., обратимся к.., рассмотрим, остановимся на.., рассмотрев, перейдем к.., необходимо остановиться на.., необходимо рассмотреть

ссылка на предыдущее или последующее высказывание

тем более, что…, в том числе, в случае, то есть, а именно, как было (сказано, показано, упомянуто, отмечено, установлено)

дополнение или уточнение

так же и, причем, при этом, вместе с тем, главным образом, особенно

введение новой информации

рассмотрим следующие случаи, остановимся подробнее на…, приведем несколько примеров, некоторые дополнительные замечания…, несколько слов о…

иллюстрация сказанного

например, так, в качестве примера, примером может служить, такой как (например), в случае, для случая, о чем можно судить

условие и следствие

действительно, в самом деле, что (свидетельствует, указывает, говорит, соответствует, дает возможность, позволяет, способствует, имеет значение и т.д.)

Временная соотнесенность и порядок изложения

сначала, прежде всего, в первую очередь, одновременно, в то же время, здесь же, наряду с этим, предварительно, ранее, выше, еще раз, вновь, снова, затем, далее, потом, ниже, в дальнейшем, в последующем, впоследствии, во-первых, и т.д., в настоящее время, до настоящего времени, за последние годы , наконец, в заключение

итог, вывод

итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать, как показал анализ, на основании полученных данных, резюмируя сказанное, отсюда следует, что…, в конечном счете

Третий уровень сложности. Дополнение текста. Упражнение 11.

Прочитайте внимательно фрагмент исследовательской работы. Какие свои примеры вы можете привести по выделенным группам ошибок. В качестве источника можно использовать СМИ, в том числе и электронные.

1. Формирование серийных, штампованных метафорических рядов, когда одна и та же метафора становится характеристикой самых разных предметов. В результате в текстах СМИ почти нет бросающейся в глаза метафоричности.

2. Замена глаголов причастиями, деепричастиями и существительными, использование глаголов в пассивной форме, а также уже «расщепление сказуемого»: «находился в состоянии усталости» вместо «он устал» или «он понимаем нами» вместо «мы понимаем его» — это типичный канцеляризм. Другие примеры: «было принято решение» вместо «решили», «проводился забор проб» вместо «брали пробы», «чувствует свою необходимость людям» вместо «чувствует, что нужен людям» и т.п. Чтобы избежать этой ошибки, нужно использовать глаголы в активной форме: «я выпил сок», а не «сок был выпит мною», «Вася бежал по улице», а не «бежавший по улице Вася» и т.п.

3. Использование «умных» слов — иностранных слов и специальных терминов, профессионализмов и т.п. Нормы языка требуют избегать использования слов, которые могут быть непонятны слушателю или читателю, а в случае, когда есть выбор между иностранным и русским словом, использовать последнее: «самолёт», а не «аэроплан», «промышленность», а не «индустрия». В тексте, рассчитанном на массового читателя, не допустимо использовать слово «дефростированный» там, где можно написать «размороженный», «сублингвально» вместо «под язык», и т.п.

4. Цепочки существительных: «повышение уровня компетенции», «участие в борьбе за повышение производительности труда, «забастовка протеста системы просвещения в знак протеста против неудовлетворительного состояния в сфере обеспечения безопасности учебных заведений» и т.п.

5. Тяжелый, путаный строй фразы: причастные и деепричастные обороты, многочисленные придаточные предложения, смысловые повторы и т.п. Например: «При профессиональном интернет — дистанционном обучении необходимой номенклатуре знаний, умений и навыков по той или иной рабочей профессии на компьютерные педагогические программные средства кроме функции управления техническими устройствами тренажа, обучения и контроля знаний, справочно-информационных данных могут также возлагаться задачи имитационного моделирования производственно-технологической среды при отработке операторских умений и навыков управления теми или иными технологическими установками, системами, пультами и так далее, вследствие чего при профессиональном и, особенно при трудовом компьютерном обучении, кроме компьютерных программ важным элементом являются подключаемые к компьютеру технические средства тренажа, разработанные и изготовленные специально для решения этой задачи».

6. Употребление трафаретных выражений, когда в них фигурируют противоречивые образы, сочетание которых вопреки намерениям автора может производить комический эффект или создавать бессмыслицу.

7. Скудный словарь: автор и герои говорят одним и тем же сухим, казенным языком, предпочитают длинное слово — короткому, официальное или книжное — разговорному, сложное — простому, штамп — живому образу.

Третий уровень сложности. Работа с текстом.

Из рома И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» выпишите 10 фразеологических сочетаний традиционн
П.Брейгель картина «Нидерландские пословицы»
JPG / 333.72 Кб
Фрагменты фильма «12 стульев». Крылатые выражения.
MP4 / 26.52 Мб
о используемых в речи и 10-15 авторских.

Русские пословицы.
MP4 / 22.46 Мб

Так почему же высшая математика кажется сложной, а проблемы, связанные с людьми, – которые, возможно, гораздо сложнее, – кажутся проще пареной репы?

Прибор проще пареной репы, но необходим, если вы всерьёз хотите заняться растениями в закрытом грунте.

Я не утверждаю, что пчеловодство проще пареной репы.

И будто в доказательство того, что всё в этом мире могут ошибаться, и полицейские не исключение, – дело действительно оказалось проще пареной репы.

Мы же с огромным удовольствием лезем в джунгли слухов и домыслов, выстраивая из них сложные цепочки, хотя на самом деле жизнь бывает проще пареной репы.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: республиканизм — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Казалось бы, работёнка проще пареной репы, да только коса нашла на камень.

– Вначале я считал, что дело проще пареной репы.

– Это вообще проще пареной репы… Возьму её за уши, и, в перед!.. Есть только одна проблема…

Что может быть проще пареной репы? Непареная.

Премьера салата состоялась ровно 150 лет назад, но мы до сих пор нарезаем и нарезаем, потому что рецепт оливье проще пареной репы. А кто не знает, записывайте.

Казалось, найти этот автомобиль проще пареной репы.

Но если грузовики и автобусы услышать ещё можно, то проворонить легковушку или мотоцикл проще пареной репы.

Но существуют некоторые человеческие недостатки, которые люди пытаются объяснить сложно и многословно, как философскую концепцию, не замечая, что смысл проще пареной репы.

Определение одиночества проще пареной репы.

Но если разобраться, то опять всё выглядит проще пареной репы.

Потому что такая прививка проще пареной репы.

Вывод проще пареной репы: чтобы из обычных людей воспитать лидеров, не нужно им заново рождаться, не нужно искусственно изменять среду обитания, ставя перед ними преграды и ограничения, не нужно менять их гены и биологию.

Проще пареной репы развернуть конягу, но в последний миг что-то останавливало его и заставляло продолжать путь.

Без них тут заблудиться проще пареной репы.

Видимо, отец так все представил, что прокурору оказалось проще пареной репы решить вопрос.

На первый взгляд проще пареной репы: зашёл, захлопнул дверь, сел, нажал кнопочку «старт» – и сиди, стимулируй свои творческие способности.

Найти компьютер, с которого хакер выходит в сеть, сейчас проще пареной репы.

Найти другого испытателя проще пареной репы.

Дно было просто усеяно каменной крошкой разного размера и вывихнуть ногу становилось проще пареной репы.

Это только кажется, что спортивная наука проще пареной репы.

– Как это «нет»?! Ответ проще пареной репы: либо вы, либо не вы! Что тут думать?

Дальнейшее проще пареной репы.

К тому же беглого ночью упустить проще пареной репы.

Хотя в наше время соблазнить женатого мужика проще пареной репы.

Задача перед агентом стояла проще пареной репы: послушать, посмотреть, побывать кое-где, поговорить кое с кем, собрать сведения и затем кое-как (но желательно, без грубых грамматических ошибок) изложить их в донесении.

Отследить такой транспорт проще пареной репы.

Проще пареной репы украсть сапог или штиблеты купца, даже не украсть, а взять на время, на ночь, к примеру, дать умной собаке хорошенько обнюхать, и она непременно найдёт любую вещь с подобным запахом.

Условия проще пареной репы.

Было бы проще пареной репы подцепить себе состоятельного любовника или даже мужа, но я уже давно приняла решение, что пока не добьюсь успеха на подиуме за границей, ни о каком замужестве не может быть и речи.

А раз имеются метастазы в лёгких и по всем лимфоузлам, то и диагноз проще пареной репы – рак четвёртой стадии.

Их она остригла ещё на второй день, когда поняла, что, живя в лесу, сорвать эту красоту проще пареной репы, а сам процесс ой как неприятен.

А в здание пробраться проще пареной репы, не переживай.

На всяких показательных мастер-классах народу кажется, что все мои манипуляции проще пареной репы, что я просто так взмахнула несколько раз мастихином, и у меня всё получилось, и у них получится в одну секунду, только начни.

Когда ведёшь слежку в толпе, упустить объект проще пареной репы.

Проще пареной репы можно переустановить систему, но унижение одолело здравый смысл.

– Работа проще пареной репы.

Напугать человека проще пареной репы.

На скелета ткани надо с гулькин нос, да и обшить скелета проще пареной репы.

Учась на философском факультете и готовясь в аспирантуру, проще пареной репы проповедовать такое.

С этим-то проще пареной репы разобраться, ответил второй.

Разоблачать антисоветский элемент проще пареной репы.

Очень непростой вопрос, должен вам признаться, хотя и кажется навскидку проще пареной репы.

– Дальше проще пареной репы, хочешь пропускать русских, настраиваешься на ментальность русских, хочешь немцев, настраиваешь радугу на их ментальность, китайцев, на китайский менталитет, если он есть под рукой.

– Да энто проще пареной репы, отрок.

и всеобщем неуважении к закону российского истеблишмента». 3. Пси-фактор учитывается в политических технологиях, в менеджменте. 4. Саундпродюсеров у нас никогда не бывает, но

вданном случае саунддизайнером выступил Иван Евдокимов. 5. В России одной из первых таких дорог будет скоростной автобан Москва — Санкт-Петербург. 6. Я видела книжный магазин

вчистом поле около хайвея… 7. Преподаватели рассматривают «портфолио» студента. 8. Пристрастием к фаст-фуду американцы,невзираянасопротивлениенациональныхкухонь,почтипокорили весь мир. 9. Знаменитое «прайвэси». 10. Министр атомной энергетики был экстрагирован в Швейцарию. 11. Впрочем, ее заработки (гонорары за фильм приближаются к 20 млн долларов) вполне позволяют ей шопинговать в полную силу. 12. Никаких школьных дресс-кодов: высоченные каблуки, вечерние туалеты и нешкольный make up контрастируют с белоснежными бантами — символом беззаботного детства, с которым так не хочется расставаться. 13. Затем на ресепшен подошла Фатима, и я сразу понял, что уже хочу работать в ТНТ кем бы то ни было. 14. В следующем году ожидается секвестр бюджета.

4. Прокомментируйте употребление иноязычной лексики в следующихотрывкахизроманаС.Минаева«Духless:Повестьоненастоящем человеке» (М.: АСТ, 2006).

1. Я вспоминаю, как один достаточно талантливый сейлс написал в какой-то графе, устав выслушивать подобные вопросы, про новый зеленый горошек, появившийся на рынке, в тре­ угольных банках, с этикеткой, имитирующей нашу. Когда этот отчет принес мне его горе-руководитель, с лицом, кричащим о надвигающейся катастрофе, да еще и начал говорить мне о нестандартном ходе конкурентов, я загонял всех руководителей департаментов в поисках образца этой удивительной продукции. Как вы, наверное, догадываетесь, вернувшись с пустыми руками, они бормотали что-то вроде:

— Это был быстрый промоушен конкурентов. Вероятно, неудачный икспирьенс, поскольку продукция данного вида более не появлялась.

71

2.Я беру в руки пульт управления музыкальным центром и нажимаю на кнопку Power On.

3.— А сколько там у вас сотрудников решают проблему выкладки?

— Дай подумать… На каждый гипермаркет свой мерчандайзер, его контролирует сейлс, а сейлса — начальник сектора. Последнего, в свою очередь, дополнительно офф-трейд.

4.— Ну, старик, чего же ты хотел? Не у каждого же есть возможность мотаться в Милан за счет конторы и одеваться там на сейлах прошлогодних новинок.

— Не надо грязи, please. Я тарюсь исключительно на Via Montenapoleone, — смеется он.

— Во-о-он там девушек видишь? Вот им и расскажешь позже, — говорю я. — Давай пройдемся, модник?

Выглядим мы и вправду круто. Вадим в истертых джинсах и выцветшей футболке, на ногах у него джинсовые лоуферы «Patric Cox». Я соответственно в красных «Tod’s», рваных джинсах и красной же футболке «Mochino».

5.Найдите и исправьте в предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов.

1.Концерт щедро сдобрен разными современными примочками.2.Повсейстранепрошлизабастовкицыган.Тысячилюдей остались без будущего. 3. Психологи говорят: женщина отвечает за постройку отношений. 4. Крем наносится на всю руку — от кончиков ногтей до запястья. 5. Когда ты в походе — оголяется твоя сущность. 6. Неужели мы настолько привыкли обитать в загрязненной среде? 7. Олимпиада завершилась, но снежные игрища продолжаются. 8. Не исключено, что они плохо промыли фрукты. 9. После подлодки «Курск» президент долго не проронил ни слова. 10. Идеей была постройка автомобиля, способного перемещаться по разбитым дорогам, но обладающего салоном, отделкой и комфортом высокого уровня. 11. По карте, выпущенной в 80-е годы, нашли объездную дорогу и решили объехать по ней разливы чистой воды. 12. Ушла в депрессию.

13.И все же странно, что производители ультрарафинирован-

72

ного питания не подумали о побочных эффектах столь нервнооградительного способа выращивания детей. 14. МВД активно работает над приближением милиции к населению. 15. Во всем мире идет ренессанс атомной энергетики. 16. Уровень образования скоро станет отрицательным… 17. Трое взрослых умиротворили восьмерых распоясавшихся подростков. 18. Между нами есть особенности… 19. Звук поломанных сучьев.

6. Устраните ошибки, связанные с немотивированным использованием противоположных по значению слов.

1. Он совершил преступление в силу слабости своего характера. 2. Пропасть между материальным положением «новых русских» и пенсионеров не только не уменьшается, но еще больше углубилась. 3. Трудно дышать при высоких минусовых температурах. 4. Отсутствует наличие нужных документов. 5. Недостоверные факты должны нас настораживать. 6. Взрослые проявляют активное равнодушие к детям. 7. В нашем коллективе с опозданиемвсеблагополучно.8.Вэтомгодузначительноменьше увеличилось число больных. 9. Еще за двадцать минут до гибели наш командир был жив. 10. Подавляющее меньшинство народонаселения нашей страны при первых же звуках его назойливого тенорка торопится выключить телевизор. 11. Вообще-то наш регион довольно благополучный в смысле радиации. 12. Мне ужасно нравится слушать аудиокниги в машине. 13. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. 14. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сейчас.

Тема 2. Выбор слова в зависимости от лексической сочетаемости

2.1. Типы сочетаемости слов

На выбор слова влияет сочетаемость, т.е. способность слова соединяться с другими словами. Соединению слов может препятствовать ряд ограничений:

73

1)смысловая несовместимость: холодный кипяток, облоко-

тился спиной, квадратный круг;

2)грамматическая природа: мой — плыть, близко — весе-

лый;

3)лексические особенности: нельзя скоропостижно же-

ниться, причинить радость. Ср., как в «Ревизоре» Земля-

ника, расхваливая свое заведение, говорит: «Все как мухи выздоравливают».

В зависимости от соединений слов различают типы сочетаемости:

1)семантическая — соединение слов в соответствии с их значением. Нарушение семантической сочетаемости: к

сегодняшнему часу, девичья фамилия моего отца;

2)грамматическая — соединение по грамматическим признакам. Нарушение грамматической сочетаемости: моя твоя не понимает, красивая тюль (правильно — красивый тюль).

3)лексическая — соединение слов с соответствии с их семантикой, принадлежностью к тому или иному стилю языка, экспрессивно-эмоциональной окраской, грамматическими особенностями. Так, прилагательное зеленый в значении «цвет» имеет широкий спектр сочетаемости (трава, дом, лампа, лента, машина и др.), в значении «незрелый» сочетается только со словами, обозначающими плод (яблоко, помидор и др.), в значении «неопытный» сочетается только со словами юнец, мальчишка. Слова

смелый, храбрый, отважный, мужественный сочетаются со словом человек, но со словом мысль слово храбрый не

сочетается.

Нарушение лексической сочетаемости наблюдаем, например, в таких сочетаниях:

«большинство времени» (слово большинство сочетается со словами, обозначающими предметы, которые поддаются счету) — большая часть времени;

«первоочередное внимание» (слово первоочередное обозна-

чает «неотложный, требующий осуществления в первую

74

очередь»; эти значения не могут относиться к слову вни-

мание) основное внимание, особое внимание;

«увеличение уровня» (слово уровень обозначает «степень величины, развития, значимости чего-нибудь» и сочетается только со словами повышение и понижение) — повы-

шение уровня;

«улучшить показатели» (слово показатели обозначает «то,

по чему можно судить о развитии и ходе чего-нибудь»; это значение не может сочетаться со словом улучшить)

повысить показатели;

«веритьвнеминуемуюпобеду»(слово неминуемаясочетает-

сясословами,имеющимиотрицательнуюэмоционально-

экспрессивную окраску — неминуемая беда, неминуемая война) верить в неизбежную победу;

«одолжить у кого-нибудь немного денег» (слово одолжить

имеет значение «дать в долг, дать во временное пользование»; в данном случае имеется в виду «взять в долг») — за-

нять у кого-нибудь немного денег;

«вразумительные попытки» (вразумительный — понятный,

ясно и убедительно изложенный) — вразумительный от-

вет;

«болезненно толкнул» (слово болезненный — возникший вследствие болезни, склонный к болезни, нездоровый) —

больно толкнул;

«удешевить себестоимость» (себестоимость — это издерж-

ки предприятия) — снизить себестоимость.

2.2.Стилистическое использование устойчивых сочетаний

Устойчивые сочетания состоят из двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. К устойчивым сочетаниям мы относим:

1.Идиомы — устойчивые объединения, значение которых неразложимо на значения слов-компонентов: лапшу на уши, дать стрекача.

75

2.Фразеологические сочетания, в которых один из компонентов обладает фразеологически связанным значением, что создает семантическую и синтаксическую расчленен- ность:закадычныйдруг—можетбытьзамененсинонимом со свободным значением (старый, верный); беспробудный сон.

3.Пословицы и поговорки: Господь не выдаст, свинья не съест.

Дифференциальными признаками устойчивых сочетаний являются:

1)косвенно-номинативное значение, т.е. для устойчивых сочетаний характерно переносное значение. При этом значение складывается не из суммы лексических значений слов, а представляет собой новый семантически обобщенный тип значения всего оборота в целом;

2)социально закрепленное соотношение смыслового содержания и лексико-грамматического состава устойчивых сочетаний, т.е. значение не выводится из прямых значений составляющих его слов: напустить туману — запутать кого-то; как рыба в воде — свободно, непринужденно;

3)постоянное воспроизведение одного и того же компонентного состава;

4)раздельнооформленность устойчивых сочетаний, т.е. они состоят не менее чем из двух слов-компонентов.

Существуют варианты устойчивых сочетаний:

1)фонетические варианты: калиф (халиф) на час, садиться в калошу (галошу);

2)словообразовательные варианты: на глаз — на глазок, за-

бубенная голова — забубенная головушка, подрезать (обрезать) крылья;

3)морфологические варианты: водой не разольешь (не раз-

лей), валить (свалить) в одну кучу, слыханное (слыхано) ли дело;

4)лексические варианты — возможная замена компонентов на основе общности их значения: извиваться ужом — из-

виваться змеей, раскинуть умом — раскинуть мозгами;

76

5)синтаксические варианты — возможная перестановка слов во фразеологизме: не хватит духу, не помнить себя,

не находить себе места; порядок слов не фиксированный,

на это указывается в словарной статье.

Все это необходимо учитывать, определяя стилистические ошибки при использовании устойчивых оборотов.

1.Грамматическое видоизменение устойчивых оборотов, т.е. изменение грамматических форм компонентов. На-

пример: Дети так проголодались в походе, что не дожида-

ясь ужина, заморили червячков (вместо — заморили чер-

вячка). Она надела туфли на босую ногу (вместо — на босу ногу).

2.Лексическое видоизменение устойчивого сочетания имеет несколько разновидностей.

а) Замена слов в устойчивом сочетании:

Ошибка

Деньги выпускаются в трубу Слухом не слыхивал Душа кровью обливается Похоронить на корню Пока суть да дело Вошел в себя Толковал по душам

В ведро меда каплю дегтя Ошпаренная курица Прячет топор за пазухой Горы своротили Бабушка натрое сказала

Между молотком и наковальней

Правильный вариант

Вылетают в трубу Слыхом не слыхивал Сердце кровью обливается Загубить на корню Пока суд да дело Ушел в себя Говорил по душам

В бочку меда каплю дегтя Мокрая курица Держит камень за пазухой Горы свернули Бабушка надвое сказала

Между молотом и наковальней

77

б) Расширение состава устойчивого сочетания, т.е. добавление нового слова:

Схватывать и решать проблемы на лету… — (вместо: Проблемы схватывать на лету). Не слишком ли долго

почивают на увядающих лаврах наши опытные масте-

ра. — Вместо: почивают на лаврах.

Встречаются сочетания плеонастического характера:

потерпеть полное фиаско — вместо потерпеть фиаско, тяжелый сизифов труд — вместо сизифов труд, случайная шальная пуля — вместо шальная пуля. Именно в 2004 году ровно через 100 лет после самого первого дебюта на Парижском салоне 1904 года, «Фантом» поступает в продажу на французском рынке (вместо после дебюта).

в) Сужение устойчивого оборота, т.е. неоправданное сокращение состава устойчивого оборота в результате пропуска его компонентов:

Обе они по здоровью совсем не могут выходить из дома (вместо по состоянию здоровья).

Идея эта пришла руководителю общества инвалидов «Пересвет» (вместо — пришла в голову).

Это до глубины волнующие встречи с родными людьми (вместо — до глубины души).

3.Изменение лексической сочетаемости называется контаминацией — смешением частей слов или выражений (играть роль + имеет значение = играет значение).

Встречающиеся примеры контаминации:

гроша выеденного не стоит — яйца выеденного не стоит /

гроша ломаного не стоит;

взыскать материальный ущерб — возместить материаль-

ный ущерб / взыскать;

тертый воробей — тертый калач / стреляный воробей;

головой об лед — как рыба об лед / головой об стену;

одержать реванш — одержать победу / взять реванш.

78

Практикум

1.Найдите и устраните ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1.С самого начала было решено, что акценты будут делаться на главном герое, а не на технических приспособлениях. 2. Адвокат Федур уже сообщил, что намеревается заявить ходатайство в вызове в суд еще пятерых граждан, среди которых высшие государственные лица. 3. Наши олимпийцы одержали весомые успехи на олимпиаде в Турине. 4. За последний год выросла занятость населения в сфере обслуживания. 5. Ухудшается уровень жизни народа. 6. Сильный дождь принес непоправимый вред. 7. После скандальной публикации в «Твоем ДНЕ» питание хоккеистов сборной улучшилось в три раза. 8. Настя резко отказалась принять второклассника в игру, и тогда Николай весьма болезненно толкнул девочку в живот.

2.Отметьте случаи лексического плеоназма и тавтологии, отредактируйте фразы.

1.Он зовет в гости родных и друзей, соседей и просто случайных прохожих, которые проходят мимо его дома. 2. Вы часто ностальгируете по прошлому? 3. Еще живы свидетели и очевидцы тех событий. 4. Почему шпильки так громко гремят? 5. Ира Кузьмина исполняет песню самодеятельных авторов. 6. Как это стало известно властям, неизвестно. 7. Наряду с успехами в борьбе с птичьим гриппом необходимо отметить ряд недостатков. 8. Не без труда политикам удается решать эти трудные проблемы. 9. В июле месяце текущего года правительство рассмотрит новый законопроект о налогообложении импортных товаров. 10. В городе Орехово-Зуеве стало доброй традицией отмечать приход весны широкими массовыми гуляниями.

11.Коррективы и поправки вносит само время. 12. А сейчас от нашего спонсора всем гостям — сувениры на память. 13. Мировая мода гонится за необычными ритмами, что выражается в самых необычных полосках. 14. Его открытие было ознаменовано присутствием знаменитого французского певца Джо Дас-

79

сена. 15. Во всех ситуациях работы с Виктором Федоровичем проблемы решались им безукоризненно, честно, в срок. 16. Она мне звонила всякими звонками. 17. Я пришел в синагогу, чтобы умереть самому. 18. Рыбаки жалуются на полное отсутствие клева. 19. Придется заранее забронировать место. 20. Давайте проголосуем за то, чтобы проголосовать! 21. Фамилии указаны в порядке убывания поданных за данных кандидатов голосов. 22. Назрела необходимость создания в городе хорошего Дома для престарелых, где одинокие пожилые люди будут согреты теплом и заботой. 23. Получив получку, мать бежала в сельмаг. 24. Субъектное мнение Ковтуна сильно отличается от мыслей спецслужб на этот счет. 25. Время временных правителей — по определению время смутное. 26. Ребенок — это индивидуальная личность. 27. Жильцы боятся проходить близко около дома, поскольку от старого фасада отваливаются куски отделки. 28. Все гости получили памятные сувениры. 29. При дворе собирались собрания знати, на которых присутствовали высшие дворцовые чины, епископы и верхушка королевских дружинников. 30. До опубликования депеши Бисмарк, заручившись поддержкой фельдмаршала фон Мольтке и военного министра фон Рона, преднамеренно изменил ее текст таким образом, что она приобрела оскорбительный для французского правительства тон и смысл, фактически по сути дела вынуждая Наполеона III объявить войну. 31. Нескольких человек эта кладбищенская мафия до смерти убила. 32. Осенью того же года территорию храма огородили металлической оградой. 33. В зале было человек пятнадцать людей, которые с нескрываемым восторгом наслаждались этим зрелищем. 34. «Лукойл» — крупнейшая по добыче нефтяная компания.

3. Определите тип ошибки в употреблении фразеологических единиц, отредактируйте предложения.

1.Только я в гордом одиночестве зализываю свои царапины.

2.Хочется всего и сразу и как можно больше. 3. Мне бы в алмазах. 4. Это дешевле, чем пареная репа. 5. Он показал документ, где черным по белому разрешалось реконструировать оконные

80

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Эта оправа для очков более женская чем мужская как исправить предложение
  • Это копия информационной базы 1с как изменить
  • Эта модель демонстративная она не продается исправить речевые ошибки
  • Это конечно сюрприз для горожан нашего города определите тип лексической ошибки
  • Эта копия solidworks не прошла проверку как исправить