Лексическая сочетаемость
Лексическая сочетаемость.
Укажите слова.
Автор хрестоматии не составил еще аннотации.
Автор хрестоматии не составил еще тематического плана.
В заводском клубе проводятся многолюдные вечера.
В заводском клубе проводятся вечера.
Мы пожелали организаторам почаще собирать такие вечера.
Мы посоветовали организаторам почаще проводить такие
вечера.
(организаторы проводят)
В деревне полными темпами идет уборка урожая.
В деревне быстрыми, стремительными темпами идет уборка
урожая.
Шевченко открыл начало жатвы в прошлом году, работая на
косовице хлебов!такую же честь доверили ему и нынче.
Шевченко открыл начало жатвы в прошлом году, работая на
косовице хлебов!такую же честь доверили ему и в этом году.
Повышение белковитости зерна ставит перед исследователями
большие трудности.
Повышение белковитости зерна ставит перед исследователями
большие задачи, вопросы.
«ставить трудности», ставить задачу.
Два пернатых в одной берлоге не живут.
Два пернатых в одном гнезде не живут.
Книжная ярмарка гостеприимно приглашает издателей и
авторов посетить павильоны.
Книжная ярмарка приглашает посетителей.
Спортсмены «Колоса» установили 32 новых достижения
области.
Спортсмены «Колоса» установили 32 рекорда области.
В журнале я прочел большую дискуссию о роли отца в
воспитании своих детей.
В журнале я прочел большую статью о роли отца в воспитании
детей.
Эта политика уже приносит положительные плоды.
Эта политика уже приносит плоды.
Большое внимание будет оказано благоустройству города.
Много внимания уделяется благоустройству города.
Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание.
Этому вопросу мы придаем первоочередное значение.
Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти
от тонкорунной овцы.
Наши фермеры установили мировой рекорд по настригу шерсти
от тонкорунной овцы.
Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме.
Большинство присутствующих разобрались в этой теме.
Укажите случаи.
1.Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих
платьев.
Объединение «Заря» представило на выставку пять женских
платьев молодежных покроев.
. нарушение лексической сочетаемости может быть вызвано
КОНТАМИНАЦИЕЙ внешне похожих
словосочетаний:удоволетворять современным потребностям
(удоволетворять требования и отвечать потребностям)
Предпринять меры! (принять меры и предпринять шаги)
2.Одетые в шубы, валенки, теплые рукавицы, наши зрители не
воспринимали мороза.
В шубах, валенках, теплых рукавицах наши зрители не
замечали мороза.
3.Под тенистыми деревьями удобно примостились туристы.
Под тенистыми деревьями удобно разместились туристы.
4.Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные
трудности.
Сейчас наши дети начинают преодолевать первые трудности
школьной жизни.
5.Вспомнилась война:пылающие деревни, душераздирающий
свист бомб.
Вспомнилась война:горящие деревни, леденящий душу свист
бомб.
6.В этом бою осколки прострелили ему обе ноги.
В этом бою он был ранен осколками в обе ноги.
В этом бою его ноги были серьезно повреждены осколками.
В этом бою его ноги были повреждены осколками.
Выиграв, сборная университета сделала шаг вверх на одну
ступеньку пьедестала почета.
Выиграв, сборная университета поднялась на одну ступеньку
на пьедестале почета.
8.Там, где в недалеком прошлом были пустыри, свалки,
поднялись целые кварталы жилых новостроек.
Там, где в недавнем прошлом были пустыри, свалки,
появились кварталы новостроек.
В Гренобле примут старт сотни спортсменов из многих стран
мира.
В международных соревнованиях в Гренобле примут участие
сотни спортсменов.
То, что выставка «Маяковский в Париже» была в столице
Франции почтена таким вниманием, таким обилием
посетителей, таким интересом со стороны французов к поэту, —
это не совсем обычно.
Выставка «Маяковский в Париже» прошла в столице Франции и
была почтена небывалым количеством поклонников и
обожателей.
За последние годы правительственные организации усилили
внимание развитию сотрудничества в области выработки мер
для защиты биосферы от загрязнения.
За последние годы правительственные организации усилили
контроль за развитием сотрудничества в области выработки
мер для защиты биосферы от загрязнения.
Главное условие успешной работы любой постоянной комиссии
— действовать в тесном контакте с теми ораганизациями,
деятельность которых подведомственна ее контролю и
помощи.
Ведущее положение успешной работы комиссии — действовать
в тесном контакте с подведомственными ее контролю и
помощи.
Ведущее значение в деятельности этой молодежной
организации играет ее отношение к труду.
Первостепенное значение в деятельности этой молодежной
организации отдается труду.
Деятельность этой молодежной организации основывалась на
отношении к труду.
После долгих хлопот работников наконец ремонт библиотеки
состоялся.
После длительного периода хлопот ремонт библиотеки наконец
состоялся.
Комбинат «Московский» круглый год обеспечивает население
столицы молодыми овощами, зеленью.
Круглый год комбинат «Московский» снабжает население
молодыми овощами и зеленью.
В Москву отгружают десятки тонн зеленого лука, приличное
количество нежного салата, редиса, помидоров.
В Москву поставляются десятки тонн зеленого лука, тонны
редиса, зеленого салата и помидоров.
В теплицах весь год идет сбор урожая и высадка рассады.
В теплицах весь год идут сбор урожая и новая высадка
рассады.
В эти дни застекленные плантации готовят рассаду огурцов.
В эти дни под застекленной плантацией появятся ростки
огурцов.
В специально сооруженных грибных пятиярусных теплицах
еженедельно засеивают. грибы.
В специальных грибных пятиярусных теплицах еженедельно
собирают новый урожай.
До пяти тонн вкусных шампиньонов отправляются с этой
искусственной грибной поляны в магазины, рестораны,
столовые.
До пяти тонн свежих шампиньонов ежедневно поставляются в
магазины, рестораны и столовые.
Античный, классический
мифология, языки
Врожденный ум, прирожденный талант.
Гостеприимный человек, радушный прием, хлебосольный
хозяин.
Губительное действие, пагубное влияние.
Единый миг, один момент.
Длинный путь, длительное воздействие, долгие сборы.
Долговременный кредит, продолжительный период.
Выдвинуть гипотезу, высказать догадку.
Исправить ошибки, найти опору, устранить недостатки, обрести
поддержку.
Наложить отпечаток, оставить след.
Обнаружить закономерность, открыть закон.
Доказать теорему, обосновать теорию.
Предвещать успех, предсказать поражение.
Расширить возможности, увеличить потенциал.
Повысить планку.
Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только
теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава.
Он еще в ранней юности начал писать песни, и вот только
теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава
народного поэта-песенника.
В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии.
В эти годы наблюдается неожиданный рост нашей
кинематографии.
Иванов давно работает на этом трудном участке, и неплохо
работает.
На этом трудном участке работает Иванов.
Но в последние два года у него стали появляться
отрицательные проблески.
Но в последние два года у работника появились
отрицательные привычки.
Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только
отъявленные любители спортивной статистики.
Он установил столько мировых рекордов, что их могут
перечислить только профессионалы спортивной статистики.
Выпас собак запрещается.
Выгул собак запрещен.
Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода
тараканов.
Склад закрыт на санитарный день.
Запрещено размещать хозяйственные и промышленные
мусорные свалки.
Размещать мусорные свалки запрещено.
Продается пожилой дом.
Продается не старый дом.
Лекция для бездетных родителей переносится на четверг.
Лекция для бездетных семей перенесена на четверг.
Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и
успеваемости в этом полугодии.
В этом полугодии у студентов нашей группы ухудшились
дисциплина и успеваемость.
В нашей работе ведущее значение придается нравственному и
трудовому воспитанию.
В нашей работе основополагающее значение у нравственного
и трудового воспитания.
В истории нужно помнить не только сражения и акты
вандализма, но и акты великодушия противников.
История помнит не только сражения и акты вандализма, но и
поступки(деяния) великодушия победивших.
Молодая березовая (дубрава зеленели) за околицей.
Молодая березовая роща зеленела за околицей.
Дети произносят стихотворение, стоя врассыпную.
Дети прочитали стихотворение.
В кинотеатрах идет фильм «Возвращение черного блондина».
В этих кинотеатрах демонстрируется фильм «Возвращение
черного блондина».
В автобусе было так тесно, что кто-то предложил:»Станьте
плашмя, тогда свободнее будет!»
В автобусе стало тесно и кто-то воскликнул:станьте же так,
тогда свободней будет.
Рекорды продолжаются.
Рекорды продолжают устанавливать.
Вдруг она заметила:по коридору идет кот на цыпочках.
Вдруг она заметила, что по коридору крадется кот.
Вдруг она заметила, что в коридоре кот.
Вдруг она заметила:по коридору идет кот.
Большинство времени проходит бесплодно.
Много времени прошло впустую.
Учитель предложил нам написать контрольную работу устно.
Учитель предложил исполнить контрольную работу устно.
В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил
перышки.
В зоопарке в клетке сидел маленький кенгуру и посмотрел в
мою сторону.
Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни.
Произошло невероятное:улучшились условия жизни.
Люди наблюдают улучшение условий жизни, слоняясь по
магазинам.
Опыт последних лет с неизбежностью показывает
правильность этих мрачных прогнозов.
Опыт последних лет подтверждает правильность мрачных
прогнозов.
Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема
привели к крайне положительным результатам.
Испытание широким фронтом этого витаминного биоактивного
крема привело к независимому положительному результату.
Незнакомец сел на коня и поехал пешком.
Незнакомец ударил шпорами, припустив коня.
Трехлетняя парижанка сидит босая в песочнице и, копаясь в
песке, носит с изяществом и легкостью самое простеньекое
перпачканное платьице. Кто ее научил грации?
Парижанка лет трех сидит босая в песочнице, носит с
изяществом и легкостью самое простенькое перепачканное
платьице, копается в песке с неутомимой и быстрой грацией.
От усталости мое тело подкашивалось на ногах.
От усталости мои ноги подкашивались.
Ресторан наполнился веселым гомоном, надрывно рыдала
гитара, стонал барабан.
Ресторан заполнился веселым гвалтом, кликнула гитара и
ударил барабан.
В нашем городке появилось несколько новых предприятий и
общественного транспорта.
В нашем городке построили несколько новых предприятий, и в
связи с этим и общественного транспорта.
Стой спокойно и не размахивай глазами.
Стой спокойно и не размахивай руками.
Вот как сожму кулаки на руках и ногах!
Вот как сожму кулаки.
Я вчера взял самолет и прилетел в Москву.
Я вчера взял билет на самолет до Москвы.
Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов.
Сколько нервов потратил при чтении писем ветеранов войны.
Сколько нервов потратил, читая эти письма.
Вышеперечисленный металл не поступил на завод-заказчик.
Данный металл не был предоставлен.
К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, дочь
и вещи.
В квартире прописаны жена и дочь. К моменту обмена все
совместно нажитые вещи находились в этой квартире.
Горе не сломило эту женщину, ее любви к работе, ее
мужества.
Горе не сломило эту мужественную женщину.
Есть люди, которые, сделав очень многое, хорошее и
полезное, тихо и скромно молчат об этом.
Есть люди, которые сделали много хорошего, но скромно
молчат об этом.
(Очень полезное и тихое общество)
Учитель должен давать советы и (делать) замечания своим
ученикам.
Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу.
Код письма.
Ожидались заморозки, и как следствие прихватило кукурузу.
Ударили морозы и повредили рост кукурузы.
Ударили сильные морозы и кукуруза погибла.
С заданием мы справились уверенно.
С заданием мы справились быстро.
Спонсоры вручили школе библиотеку, настольные игры.
Спонсоры торжественно вручили библиотекарю школы
собрания сочинений и многочисленные книги, подарили
детскому классу настольные игры.
Наставник от всей души отругал меня за поломку фрезы.
Наставник отругал меня матом за нечаянную поломку фрезы.
Не думаю, что найдутся люди, которые стали бы всерьез
исповедовать мнение этого чудака.
Не думаю, что найдутся люди, которые приняли всерьез этого
чудака и уже решились исповедовать его мнение.
Когда пилот садится в кабину необъезженного самолета, он
думает: кто же первый, если не я?
Когда пилот садится в кабину нового самолета, он думает: я не
летчик-испытатель, но я опять первый.
Но сержанту не суждено было довести следствие до конца.
К сожелению, сержанту не суждено было закончить
следствие.
Но не сержанту суждено было окончить следствие.
Вечером 28 июля судно «Мстислав Келдыш» скоропостижно
покинуло место происшествия, оставив на волнах траурный
венок.
?
Прошу Вашего разрешения выписать мне половину полтонны
угля.
Прошу Вас выписать мне 250 кг угля на.
Задание 20 ЕГЭ — замена слова
Задание 20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1.Чтобы быть грамотным и обладать большим жаргоном слов, надо много читать.
2.Птенец кукушки появляется из яйца очень маленьким и беспомощным, но быстро растёт и вскорости перегоняет своих сводных братьев и сестёр.
3.Большое внимание будет оказано благоустройству города.
4.Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание.
5.Эпицентром праздника, который состоялся в 9 мая, стала Манежная площадь.
6.Сейчас у нас в руках разные разновидности зубных щеток.
7.В июле 2017 года потребительские цены в Венесуэлле подорожали на 26% по сравнению с предыдущим месяцем и на 1501% в годовом выражении.
8.Этот забавный случай, о котором мы хотим рассказать, случился пять лет назад.
9.Костер все больше и больше распалялся, пылал.
10.Считается, что хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
11.Девушка уделяла много заботы младшему брату, который заболел гриппом неделю назад.
12.Показалось миловидное, немножко широкое, но свежее лицо с весёлыми каштановыми глазами и чёрными бровями.
13.На одного оператора машинного доения в современном комплексе падает 51 корова.
14.Конечно, большое влияние на него оказала его семья: мама была педагогом русского языка и литературы, отец преподавал в университете.
15.К тому же в те времена, когда боролся я, в вольной борьбе перестали снимать очки за уклонение от борьбы и пассивное ведение поединка.
16.Эти подсчёты не играют существенного значения в решении задачи.
17.Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не терял чувства юмора.
18.Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания.
19.Перед началом учебного года я обратно прочел рассказы А.П. Чехова.
20.Правила требуют, чтобы движения водителя были ограничены ремешком безопасности.
Устранить лексические недочеты
Это важный шаг, и его надо пройти.
Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди.
Книга этого писателя пользуется огромным успехом у читателей.
Наша фирма должна выразить содействие администрации района в
строительстве новых жилых домов.
Необходимо одолжить у кого-нибудь немного денег.
Первоочередное внимание следует уделить этому вопросу.
Перед нами стоит задача: удешевить себестоимость товара.
На заседании правительства решался вопрос об увеличении уровня благосостояния трудящихся.
Их сильная, закалённая в жизненных испытаниях дружба многими была
замечена.
Вглядываясь всё глубже в толщу веков отечественной истории, мы заметим, что надстройка обладает относительной самостоятельностью.
Это важный шаг, и его надо сделать.
Пора подвести итоги встречи: наша команда впереди.
Эта книга? пользуются огромным успехом у читателей.
Наша фирма должна оказать содействие администрации района в
строительстве новых жилых домов.
Надо занять у кого-нибудь немного денег.
Первоочередное внимание следует уделить этому.
Перед нами стоит задача: снизить себестоимость товара.
На заседании правительства решался вопрос об улучшении благосостояния трудящихся.
Их сильная, закалённая жизненными испытаниями дружба многими Вглядываясь вглубь веков отечественной истории, мы заметим, что надстройка обладает относительной самостоятельностью.
источники:
http://4ege.ru/trening-russkiy/56556-zadanie-20-ege-zamena-slova.html
http://sprashivalka.com/tqa/q/19769878
10 апреля 2018
В закладки
Обсудить
Жалоба
В этом году в КИМе ЕГЭ по русскому языку появилось новое задание, связанное с лексическими нормами.Формулировка задания 20 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена.
Задание 20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1.Чтобы быть грамотным и обладать большим жаргоном слов, надо много читать.
2.Птенец кукушки появляется из яйца очень маленьким и беспомощным, но быстро растёт и вскорости перегоняет своих сводных братьев и сестёр.
3.Большое внимание будет оказано благоустройству города.
4.Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание.
5.Эпицентром праздника, который состоялся в 9 мая, стала Манежная площадь.
6.Сейчас у нас в руках разные разновидности зубных щеток.
7.В июле 2017 года потребительские цены в Венесуэлле подорожали на 26% по сравнению с предыдущим месяцем и на 1501% в годовом выражении.
8.Этот забавный случай, о котором мы хотим рассказать, случился пять лет назад.
9.Костер все больше и больше распалялся, пылал.
10.Считается, что хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
11.Девушка уделяла много заботы младшему брату, который заболел гриппом неделю назад.
12.Показалось миловидное, немножко широкое, но свежее лицо с весёлыми каштановыми глазами и чёрными бровями.
13.На одного оператора машинного доения в современном комплексе падает 51 корова.
14.Конечно, большое влияние на него оказала его семья: мама была педагогом русского языка и литературы, отец преподавал в университете.
15.К тому же в те времена, когда боролся я, в вольной борьбе перестали снимать очки за уклонение от борьбы и пассивное ведение поединка.
16.Эти подсчёты не играют существенного значения в решении задачи.
17.Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не терял чувства юмора.
18.Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания.
19.Перед началом учебного года я обратно прочел рассказы А.П. Чехова.
20.Правила требуют, чтобы движения водителя были ограничены ремешком безопасности.
Автор: Москалева Марианна Евгеньевна.
Лексическая сочетаемость 1 (Голуб)
Упражнение 9. Укажите слова, употребление которых приводит к нарушению лексической сочетаемости, исправьте речевые ошибки.
1. Автор хрестоматии не составил еще аннотации.
2. В заводском клубе проводятся многолюдные вечера.
3. Мы пожелали организаторам почаще собирать такие вечера.
4. В деревне полными темпами идет уборка урожая.
5. Шевченко открыл начало жатвы в прошлом году, работая на косовице хлебов; такую же честь доверили ему и нынче.
6. Повышение белковитости зерна ставит перед исследователями большие трудности.
7. Два пернатых в одной берлоге не живут.
8. Книжная ярмарка гостеприимно приглашает издателей и авторов посетить павильоны.
9. Спортсмены «Колоса» установили 32 новых достижения области.
10. В журнале я прочел большую дискуссию о роли отца в воспитании своих детей.
11. Эта политика уже приносит положительные плоды.
12. Большое внимание будет оказано благоустройству города.
13. Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание.
14. Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы.
15 Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме.
Упражнение 10. Сравните предложения; укажите случаи нарушения лексической сочетаемости, контаминации близких по значению словосочетаний, использования слова без учета его семантики, оцените редакторскую правку предложений, в случае несогласия с редактором приведите свои варианты стилистической правки.
1. Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих платьев.
1. Объединение «Заря» представило на выставку пять женских платьев молодежных покроев.
2. Одетые в шубы, валенки, теплые рукавицы, наши зрители не воспринимали мороза.
2. В шубах, валенках, теплых рукавицах наши зрители не замечали мороза.
3. Под тенистыми деревьями удобно примостились туристы.
3. Под тенистыми деревьями удобно разместились туристы.
4. Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности.
4. Сейчас наши дети начинают преодолевать первые трудности школьной жизни.
5. Вспомнилась война: пылающие деревни, душераздирающий свист бомб.
5. Вспомнилась война: горящие деревни, леденящий душу свист бомб.
6. В этом бою осколки прострелили ему обе ноги.
6. В этом бою он был ранен осколками в обе ноги.
7. Выиграв, сборная университета сделала шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почета.
7. Выиграв, сборная университета поднялась на одну ступеньку на пьедестале почета.
8. Там, где в недалеком прошлом были пустыри, свалки, поднялись целые кварталы жилых новостроек.
8. Там, где в недавнем прошлом были пустыри, свалки, появились кварталы новостроек.
Мы подготовили приготовили домашнее задание он быстро освоил усвоил
Задание: Какой глагол вы оставите в этом тексте? Ненужный зачеркнуть.
1. Все ( подготовили – приготовили ) домашнее задание?
2. Вы ( подготовились-приготовились ) к выполнению домашнего задания?
3. Она успела ( подготовить-приготовить ) и обед, и ужин.
4. Благодаря своим способностям, он быстро ( усвоил- освоил ) второй язык
5. Вера никак не может ( освоить-усвоить ) это правило и постоянно делает ошибки.
6. Он никак не может ( освоить-усвоить ), что слово» колоссальный» следует писать с двумя «с»
7. ( Освоить-усвоить ) ремесло кондитера ему было не трудно.
8. Врач ( выписал- прописал ) мне очень дорогое лекарство.
9. В аптеке это лекарство свободно не продается, врач должен ( выписать- прописать ) на него рецепт.
11. Ты не собираешься ( поступать-вступать ) в партию «Единая Россия»?
12. Трудно ( поступить-вступить ) в этот вуз?
Задание: Объясните следующие паронимы. Найдите слова- спутники:
Задание: Исправьте ошибку в выборе паронима:
1. В фильме «Отелло» актриса исполняет заглавную роль.
2. Поставьте под заявлением свою роспись.
3. Наш сосед невежественный человек, никогда ни с кем не здоровается.
4. У президента компании авторитетный стиль руководства.
5. Это, без, сомнения, языковой, а не логический недостаток
6. Он мой душевный наставник, он первый открыл мне глаза на сущность христианской религии.
Задание: Ошибки в выборе слов в этих предложениях были допущены теле- и радиожурналистами. Исправьте. Объясните свою позицию.
Источник
Урок на тему «Лексические нормы»
— Начнём с орфоэпической разминки.
Отроческий, исповЕдание, знАмение, Искра, завИдно, танцОвщица, срЕдствами, кУхонный, обеспЕчение, экспЕрт ассиметрИя, красИвее, немотА, дремОта, сосредотОчение, щавЕль, слИвовый.
3.Определение темы урока.
— Выдающийся литературовед, историк культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
— Вы согласны с этим высказыванием?
Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному через слово. Сегодня темой нашего урока станут «Лексические нормы».
— Сегодня на уроке мы рассмотрим распространённые речевые ошибки и выработаем способ их предупреждения.
4.Работа по теме урока.
Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;
2) уместность его использования в общепринятых в языке
Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Составим таблицу.
— Выполним упр. 115 устно.
1.Мы подготовили/приготовили домашнее задание.
2.Он быстро освоил/усвоил второй иностранный язык.
3.Я никак не могу освоить/усвоить правило правописания корней с чередованием.
4.Врач выписал/прописал очень дорогое лекарство.
5.Это её главная/заглавная роль в спектакле.
6.Поставьте подпись/роспись под заявлением.
7.У президента компании авторитарный/авторитетный стиль управления.
8.Писатель хотел показать ширину/широту русской души.
1)Провести предварительную работу для осуществления, проведения и т. п. чего-л.
Привести в состояние готовности, годности к употреблению, использованию.
2)Научиться пользоваться чем-л., употреблять что-л., овладеть чем-л.
Сделать своим, присущим себе, привычным для себя что-л. новое, постороннее, чужое.
4)Списать откуда-л. (из книги, тетради и т. п.) часть текста, цитату и т. п.
Назначить больному какое-л. лекарство, процедуру, лечение.
5)Самый важный, существенный среди других; основной.
6)Фамилия, собственноручно написанная под чем-л. (под каким-л. текстом, рисунком, картиной и т. п.).
Декоративная живопись на стенах, потолках зданий и предметах быта.
7)Основанный на беспрекословном подчинении власти, авторитету.
Пользующийся авторитетом. Заслуживающий безусловного доверия.
П оперечное протяженье.
Свойство по прил. широкий.
Ужасно красивый костюм (слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее сказать: очень красивый костюм).
— Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.
Ошибки в 1,2,4 предложении.
В конце 60-х годов сложилась сложная ситуация. (Слова сложная и сложилась однокоренные. Можно подобрать синоним трудная).
Художник послал на выставку свой автопортрет. ( Автопортрет – портрет самого себя.)
— Найдите случаи плеоназма и тавтологии. Исправьте ошибки.
1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень. Т
2. У него сразу вспотели ладони рук. П
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе. П
4. Прейскурант цен вывешен на витрине. П
5. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю. Т
6. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. Т
Объясните знаки препинания в 1 предложении.
Ф – устойчивые сочетания.
В спорте большое значение играет регулярная тренировка. (Правильно: играет роль или имеет значение)
— Найдите в предложениях ошибки, связанные с контаминацией (сме шением) фразеологизмов. Запишите фразеологизмы, которые послужили основой для ассоциативных преобразований.
1. Еще совсем недавно ему пели фимиамы (дифирамбы). 2. Нельзя всех мерить (ровнять) под одну гребенку. 3. У них все было шито-крыто (шито) белыми нитками. 4. Когда я думаю о том, сколько страданий выпало на долю наших дедов и отцов, кошки рвут мне сердце на части (сердце рвётся на части). 5. Слушая его увлекательные рассказы, мы, дети, просто развешивали порой рты (развешивали уши). 6. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки (душа ушла в пятки). 7. Мы за нашим директором как за каменной спиной (за каменной стеной).
Дифира́мб — жанр древнегреческой хоровой лирики, дионисийский гимн; в общелексическом значении — экстатическая песня (поэзия, музыка) в возвышенном стиле.
Объясните значение встретившихся фразеологизмов.
— Что нового узнали на уроке?
— Где можно применить таблицу «Речевые ошибки»?
— Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему поднимает поэт? Что вы думаете о будущем русского языка?
Русский язык, как латынь, постепенно сойдёт на нет.
Те, кто писал на нём, промахнулись с заветной лирой…
Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;
Скоро мы на верлибр перейдём и забудем рифму;
Учатся сторожевые рычать по-английски львы;
Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.
Верли́бр — в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший довольно широкую нишу в западной
Источник
Открытый урок по речевым нормам в 10 классе. ФГОС, групповая работа
1 . Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку , заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1.Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание.
2.Сейчас у нас в руках разные разновидности зубных щеток.
3.Этот забавный случай, о котором мы хотим рассказать, случился пять лет назад.
4.Костер все больше и больше распалялся, пылал.
5 Считается, что хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
6.Перед началом учебного года я обратно прочел рассказы А.П. Чехова.
8. Чтобы быть грамотным и обладать большим жаргоном слов, надо много читать.
9. В этом романе мне показалось особенно интересным то, что герой целеустремленно стремится к намеченной цели.
10. В соревновании за почетный трофей приняло участие десять команд.
1 . Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку , заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1.Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание.
2.Сейчас у нас в руках разные разновидности зубных щеток.
3.Этот забавный случай, о котором мы хотим рассказать, случился пять лет назад
4.Костер все больше и больше распалялся, пылал.
5 Считается, что хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
6.Перед началом учебного года я обратно прочел рассказы А.П. Чехова.
8. Чтобы быть грамотным и обладать большим жаргоном слов, надо много читать.
9. В этом романе мне показалось особенно интересным то, что герой целеустремленно стремится к намеченной цели.
10. В соревновании за почетный трофей приняло участие десять команд.
1. Телефон тревожил его поминутно и звонил с упорством трамвайного вагона, пробирающегося через товарный рынок.
2. Одно знаю точно: никогда уже не сяду писать мою автобиографию.
3. Более ста стран мира импортируют из-за рубежа нефть, подорожавшую с 1998 года втрое.
4. Наверху были магазин, где продавались памятные сувениры, отличное информационное бюро и туалетные комнаты.
5. С самого начала произведения автор ведет взаимный диалог с читателем, показывает свое отношение к главным героям.
6. Департамент занятости населения предоставляет бесплатную услугу тем, кто ищет работу: после заполнения анкеты можно ознакомиться со списком свободных вакансий, которые существуют на рынке труда.
7. Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в репертуаре уже не один год: первая премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного года.
8. Светловолосая блондинка подошла к мужчине, и они заговорили, как будто были давно знакомы.
9. В течение первого квартала необходимо создать прейскурант цен на услуги быта.
10. Два мальчика и три девочки шли на смену к городскому памятному мемориалу.
1. Телефон тревожил его поминутно и звонил с упорством трамвайного вагона, пробирающегося через товарный рынок.
2. Одно знаю точно: никогда уже не сяду писать мою автобиографию.
3. Более ста стран мира импортируют из-за рубежа нефть, подорожавшую с 1998 года втрое.
4. Наверху были магазин, где продавались памятные сувениры, отличное информационное бюро и туалетные комнаты.
5. С самого начала произведения автор ведет взаимный диалог с читателем, показывает свое отношение к главным героям.
6. Департамент занятости населения предоставляет бесплатную услугу тем, кто ищет работу: после заполнения анкеты можно ознакомиться со списком свободных вакансий, которые существуют на рынке труда.
7. Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в репертуаре уже не один год: первая премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного года.
8. Светловолосая блондинка подошла к мужчине, и они заговорили, как будто были давно знакомы.
9. В течение первого квартала необходимо создать прейскурант цен на услуги быта.
10. Два мальчика и три девочки шли на смену к городскому памятному мемориалу.
3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку
1.Многие психологи придерживаются того отношения, что все хорошие и все плохие черты личности закладываются в детстве.
2.Фамусов живёт по лозунгу: «Подписано, так с плеч долой».
3. Благодаря сильным морозам в ряде городов и регионах страны замерзла водопроводная сеть
5. Люди вкладывают огромные денежные финансы в проекты, связанные со временем.
6. Троекуров был расточителен, любил богатую роскошь.
7. Первоклассник быстро спускался вниз по школьной лестнице, торопясь на урок.
8.. Главная суть рассуждения заключается в тезисе текста.
9. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление.
10. Местные аборигены радостно встретили путешественников.
3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку
1.Многие психологи придерживаются того отношения, что все хорошие и все плохие черты личности закладываются в детстве.
2.Фамусов живёт по лозунгу: «Подписано, так с плеч долой».
3. Благодаря сильным морозам в ряде городов и регионах страны замерзла водопроводная сеть
5. Люди вкладывают огромные денежные финансы в проекты, связанные со временем.
6. Троекуров был расточителен, любил богатую роскошь.
7. Первоклассник быстро спускался вниз по школьной лестнице, торопясь на урок.
8.. Главная суть рассуждения заключается в тезисе текста.
9. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление.
10. Местные аборигены радостно встретили путешественников.
4.. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку
На рабочем месте нужно беречь каждую минуту времени.
Это был первый дебют начинающего актёра.
Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.
В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора.
Это криминальное преступление потрясло весь город.
Его гуманность и человечность известны всем.
Ладонью руки он медленно гладил ребёнка по голове.
Наша деятельность направлена на развитие общения и коммуникации.
Перед нами как из-под земли возник крохотный карлик.
10.На вокзале Дубровский встретил неизвестного незнакомца.
4.. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку
На рабочем месте нужно беречь каждую минуту времени.
Это был первый дебют начинающего актёра.
Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.
В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора.
Это криминальное преступление потрясло весь город.
Его гуманность и человечность известны всем.
Ладонью руки он медленно гладил ребёнка по голове.
Наша деятельность направлена на развитие общения и коммуникации.
Перед нами как из-под земли возник крохотный карлик.
10.На вокзале Дубровский встретил неизвестного незнакомца.
Источник
Дидактический материал по русскому языку для подготовки к ЕГЭ (стр. 4 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
1.Надень; 2.Одела; 3.Надел; 4.Оделись; 5.Одеваться
1.Дворовых; 2.Дворовыми; 3.Придворные; 4.Придворные
Стать – встать – остановиться
1.Стань; 2.Стал(остановился); 3.Встали; 4.Встал; 5.Вставать; 6.Стали
Различайте значения слова, данных в таблице. Допишите одно из этих слов в предложения после таблицы.
Он сразу меня _____________________.
Жюри единогласно _______________________, что фильм достоин первой премии.
Группа сразу ___________________________ его своим лидером.
Нас познакомили. Сначала меня ________________________ ему, потом его мне.
Беженцам________________________ временное жильё.
___________________________, пожалуйста, ваши документы для проверки.
Вам_______________________ право обратиться к адвокату.
____________________________________________ себе, что вы выиграли автомобиль.
Ваше _______________________ мне знакомо. Где мы встречались?
Он, безусловно, выдающаяся ________________________.
___________________________________ с дипломатическим паспортом неприкосновенно.
Очень важно в споре не потерять _____________________________.
В конце поставьте свою ________________________________________.
В итальянском городе Помпеи сохранились прекрасные_______________________ на стенах домов.
Без вашей _______________________ документ недействителен.
Депутат говорил очень _____________________.
Твои доказательства не всегда ________________________.
Ты думаешь, что эти доводы ________________________?
Мы ___________________________ пообедали.
И волки _________________________, и овцы целы.
Твой_____________________________ можно назвать благородным.
Такие____________________________ прощать нельзя.
Это не настоящие доллары, это _____________________________.
Кружок «Умелые руки» приготовил много различных ____________________.
Дно горной реки было __________________________.
К дому вели ___________________________ ступени.
Почва здесь __________________________, неплодородная.
Мне не нужна теория, мне нужен___________________________________ результат.
Он очень___________________________ человек.
После лекции были____________________________ занятия.
__________________________________ человек не может обидеть ребёнка.
Литература, история, философия – это предметы ____________________________ цикла.
_____________________________ обед был великолепен.
Это человек ___________________________, ничем не занятый.
______________________________ человек никогда не здоровается.
_________________________________ человек не может рассуждать о таких сложных вещах.
Он был на редкость____________________________ человеком, ни к чьему мнению никогда не прислушивался.
Боль была очень сильной, ______________________________.
Азартный_____________________________ проиграл последние деньги.
Котёнок такой ___________________________, ни секунды не посидит на месте.
1.Узнать знакомого, знакомое
Признать правильным; ошибки, заслуги
2.Представить- познакомить; представить к награде; сообщить данные; представить себе, вообразить
Предоставить – отдать в распоряжение; дать право
3.Лицо – часть головы; юридическое или физическое лицо
Личность – человеческое «я», носитель свойств
4.Подпись – собственноручно написанная фамилия (на документе)
Роспись – настенная живопись, узор от руки
Убедительно – от «заставляющий убедиться», «доказательно, аргументированно»
Сыто – от «не голодный», «вполне наевшийся»
Проступок – действие, нарушающее правила
8.Поделки – мелкие изделия
Подделки – фальшивки, имитация
9.Каменный – из камня
Каменистый – содержащий много камней
10.Практичный – деловитый, умеющий разбираться в практических делах; удобный
Практический – относящийся к области практики
Гуманный – человечный, добрый
12.Праздный – ничего не делающий
Праздничный – нерабочий, связанный с праздником
13.Невежливый – не соблюдающий правил приличия, грубиян
Невежественный – некультурный, малообразованный
14.Нетерпимый – недопустимый; не считающийся с мнением других
15.Игрок – участник игры
Игрун – игривый, любящий играть
1.Узнал, признало, признала
2.Представили, предоставили, представьте, предоставлено, представьте
3.Лицо, личность, лицо, лицо
4.Подпись, росписи, роспись, подписи
5.Убедительно (убеждённо), убедительны, убедительны
9.Каменистым, каменные, каменистая
10.Практический, практичный, практические
11.Гуманитарная, гуманный, гуманитарного
Выберите и запишите один из паронимов, подходящих по смыслу. Объясните разницу в значении паронимов.
1.Этот персонаж отличается от других своими разнообразными ___________________ (духовными, душевными) интересами.
2. Это _______________________ (искусная, искусственная) подделка, картину почти невозможно отличить от настоящей.
3. Он ещё не ______________________ вполне (усвоить, освоить) это правило грамматики.
4. Государство проводит последовательную ______________________________(социальную, социалистическую) политику.
6. В метро не работают на подъём _____________________ (экскаваторы, эскалаторы).
7. (Экономическая, экономная) _____________________ политика государством проводится из рук вон плохо.
8. Сегодня перед вами выступает пианист, _________________________ (дипломник, дипломат, дипломант) международного конкурса.
1.(Подготовьте, приготовьте) домашнее задание.
2.Он (окончил, закончил) институт в прошлом году.
3.(Встал, стал) вопрос о переводе его в другой класс.
4.Часы (встали, стали).
5. Она (одела, надела) пальто.
6.(Заглавную, главную) партию исполняет Марусин.
7.Просим (предоставить, представить) помещение под общежитие.
8.Иран подтвердил вынесение (смертного, смертельного) приговора писателю Рушди.
9.Сегодня (праздный, праздничный) день.
11.Она – женщина робкая (безответная, безответственная), обидеть её ничего не стоит.
12.На его куртке была какая-то необыкновенная (монограмма, монография).
14.Суд постановил: подсудимый (виноват, виновен).
15.Поставьте под документом свою (роспись, подпись).
Найдите ошибки в приведённых ниже предложениях и исправьте их.
1) Хлёстова, священница Фамусова, также неодобрительно относится к Чацкому.
2) создал сатирическую галерею образов помещиков. Вот, например, праздничный мечтатель Манилов. (праздный)
3) Так пишут журналисты, воспевая творения его рук и величество души.(величие)
4) Чтобы завладеть профессией агронома или плотника, лётчика или водителя, надо много учиться. (овладеть)
5) Есть ещё один, возможно, заглавный, смысл в таких настойчиво повторяющихся напоминаниях. (главный)
6) Сердце в груди стучалось глухо и неровно, во рту пересохло, ноги стали ватными. (стучало)
7) Судьба крепостников всецело зависела от власти помещиков. (крепостных)
Основной косяк отряда составляли старшеклассники.(костяк)
9) Сбившись с дороги, всадник проблудил два часа. (проблуждал)
10) В конце соревнования авторитарному жюри предстоит назвать победителя. (авторитетному)
Список использованной литературы:
1) Руженцева речи: нормы русского языка (материалы к урокам для 9-11классов общеобразовательной школы). Нектеринбург.,2005
2) Фроянова русской речи. Практикум. Санкт-Петербург.,2003
Источник
Запишите, выбирая из скобок подходящее слово: 1. Мы (подготовили, приготовили) домашнее задание.
2. Он быстро (освоил, усвоил) второй иностранный язык.
3. Я никак не могу (освоить, усвоить) правило правописания корней с чередованием.
4. Врач (выписал, прописал) очень дорогое лекарство.
5. Это её (главная, заглавная) роль в спектакле.
6. Поставьте (подпись, роспись) под заявлением.
7. У президента компании (авторитарный, авторитетный) стиль управления.
8. Писатель хотел показать (ширину, широту) русской души.
Ответы
и.п. (есть) кто? пять тысяч девятьсот тридцать седьмой
р.п. (нет) кого? пять тысяч девятьсот тридцать седьмого
д.п. (дать подойти к) кому? пять тысяч девятьсот тридцать седьмому
в.п. (вижу) кого? пять тысяч девятьсот тридцать седьмого
т.п. (доволен) кем? пять тысяч девятьсот тридцать седьмым
п.п. (говорить) о ком? о пять тысяч девятьсот тридцать седьмом
танец это подлежащее подчеркиваешь одной чертой выражено существительным. был это сказуемое подчеркиваешь двумя чертами выражено глаголом. обрядом это дополнение подчеркиваешь пунктиром выражено существительным.
(простое распространенное повествовательное невосклицательное)
кто хочет много знать, тот должен мало спать. лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить. умение работать дороже золота. не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать. с умным разговориться — что мёду напиться. хорошую речь хорошо и слушать. глубже пахать — больше хлеба собрать
сочинение-рассуждение на тему «москва уже на пути к тому чтобы сделаться первым городом мира» я — москвич! )сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя. минувшее проходит предо привожу слова пушкинского пимена, но я его несравненно богаче: на пестром фоне хорошо знакомого мне прошлого, где уже умирающего, где окончательно исчезнувшего, я вижу растущую не по дням, а по часам новую москву.она ширится, стремится вверх и вниз, в неведомую доселе стратосферу и в подземные глубины метро, освещенные электричеством, сверкающие мрамором чудесных зал. в «гранит одетая» москва-река окаймлена теперь тенистыми бульварами. там, где недавно, ещё на моей памяти, были болота, теперь — асфальтированные улицы, прямые, широкие. исчезают нестройные ряды устарелых домишек, на их месте растут новые, огромные дворцы. один за другим поднимаются первоклассные заводы. недавние гнилые окраины уже слились с центром и почти не уступают ему по благоустройству, а ближние деревни становятся участками столицы. в них входят стадионы — эти московские колизеи, где десятки и сотни тысяч здоровой молодежи развивают свои силы, подготовляют себя к геройским подвигам и во льдах арктики, и в мёртвой пустыне кара-кумов, и на «крыше мира», и в ледниках кавказа. но чтобы создать новую москву на месте старой, почти тысячу лет строившейся кусочками, где какой удобен для строителя, нужны особые, невиданные доселе москва уже на пути к тому, чтобы сделаться первым городом мира. это на наших глазах. грядущее проходит предо мноюи минувшее проходит предо мной.уже теперь во многом оно непонятно для молодёжи, а скоро исчезнет совсем. и чтобы знали жители новой столицы, каких трудов стоило их отцам выстроить новую жизнь на месте старой, они должны узнать, какова была старая москва, как и какие люди бытовали в ней. и моя работа делает меня молодым и счастливым – меня, прожившего и живущего на грани двух столетий, на переломе двух миров.
Источник