Речевая недостаточность
Пропуск двух занятий (16-17у.)
С какой целью. нарушение. как стилистический прием,
используемый писателем.
Теперь я мертв, я стал листами книги, и можешь ты меня
перелистать.
Оценить юмористическое предложение:
Новый фильм обречен на большой успех у самых широких
кругов публики.
Речевая недостаточность.
1.Выставка юных художников в Доме пионеров имела такой
успех потому, что Карпенко Н.И. на уроках рисования сумела
воспитать прекрасное в своих учениках.
Выставка работ юных художников в Доме пионеров имела
такой успех потому, что Карпенко Н.И. на уроках рисования
сумела воспитать чувство прекрасного в своих учениках.
2.Студент Белов занял первое место по английскому языку.
Работа студента Белова заняла первое место среди работ по
английскому языку.
3.Они окончили профессионально-техническое училище, но
чтобы работать, нужен непосредственный опыт у станка.
Они окончили профессионально-техническое училище, но им
необходима практика, а для практики нужен непосредственный
опыт у станка.
4.За ошибки и недостатки председатель совхоза Пашков
заслуживает взыскания.
За допущенные ошибки в устранении недостатков
председатель совхоза Пашков наказан взысканием.
5.Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязальной
машине одеть в теплые варежки всю семью.
Достаточно нескольких часов работы на вязальной машине,
чтобы изготовить несколько пар варежек.
6.Касса получает за товары ясельного возраста.
Касса получила деньги за товары ясельного возраста.
7.Переплет сделался неотъемлемой деталью комнатного
убранства.
Книжный переплет сделался неотъемлемой частью
современного комнатного убранства.
8.Творчество Маяковского волнует читателей на самых
различных языках.
Личность Маяковского волнует читателей всего мира.
*Обратите внимание на речевую недостаточность.
1.Сдается квартира с ребенком.
Сдается квартира, можно с маленьким ребенком.
2.Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по
проволоке.
Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай, держась
за проволоку.
3.В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках.
До. месяцев детей выгуливают в лежачей коляске.
4.Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться
на обработку резанием.
Студенты, закончившие изучение «давления и сварки», могут
записаться на «обработку резанием».
5.Женщине присудили пятьдесят процентов мужа.
(Женщине) присудили половину совместно нажитого имущества.
6.Продажа сока прекращена по техническим причинам:застрял
в лифте.
Продажа сока временно прекращена.
7.Доставка груза производится вертолетом по бездорожью.
Доставка груза производится с помощью вертолета, по
причине размыва дороги.
осуществляется
происходит
8.Промежуток между школой и жизнью занимает короткое
время, а в памяти остается надолго.
Промежуток времени.
9.На плечи фермера ложится ответственность за содержание
и сохранность.
На плечи фермера (возложена ответственность) за уборку и
сохранность урожая.
10.На качество направлены многие темы, разрабатываемые
нашими учеными.
На качество обращают внимание многие ученые.
*Проанализируйте причины недостаточной информативности.
1.В помещении проходной фабрики санэпидемстанция будет
готовить приманку для населения.
. готовить приманку для крыс.
2.Зоотехникам и ветработникам ферм провести обрезку копыт
и обезроживание.
. провести обрезку копыт и обезроживание.
. провести обрезку копыт и подрезку рогов.
. провести обрезку или подрезку хвостов.
3.Всем зоотехникам отделений сделать прочные ошейники на
железной цепи, под которые подложить ремни или войлок.
Просьба зоотехникам закупить прочные ошейники на мягкой
основе до наступления лета.
4.На фабрику требуется два рабочих: один для начинки, другой
для обертки.
Фабрике требуются двое рабочих (начинка и обертка).
5.Премировать работников яслей за выполнение плана по
уровню заболеваемости детей.
Премировать работников яслей за самый низкий показатель
заболеваемости детей.
6.День рождения начнется в три часа.
Празднование Дня рождения начнется в три часа.
7.Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить.
Прошу выписать меня, претензий не имею.
8.Продавцы в синих безрукавках, форменных юбках, пиджаках,
все как один смуглолицые и черноусые, не могли не восхищать
клиентов.
Продавцы, одетые в синие безрукавки, форменные юбки и
брюки, произвели приятное впечатление на клиентов.
*Проанализируйте причины абсурдности и неуместного
комизма высказывания.
Назовите.
1.Если взглянуть на город с птичьего полета,
Если взглянуть на город с высоты птичьего полета,
то дома представятся как светлые островки среди
зелено-голубого моря.
то дома покажутся светлыми островками среди
зелено-голубого моря.
2.Размеры контрольной плоскости должны быть больше
подготавливаемой плоскости.
Контрольная плоскость должна быть больше, чем
подготавливаемая.
Имеется ввиду не размер, а сравнение.
3.Сравним последние экономические показатели работников
фабрики «Лайм» с предыдущими годами.
Сравним последние экономические показатели работы
фабрики «Лайм» с показателями,
которых достигло предприятие в предыдущие годы.
Показатели предприятия.
4.Объем чистой продукции может и обычно выражается в
денежном измерении.
Объем чистой продукции может быть выражен
и обычно выражается в денежном измерении.
5.Три гостинницы возникнут на пересечении с Ленинградским,
Ярославским и Каширским шоссе.
Три гостинницы будут построены на пересечении кольцевой
дороги с Ленинградским, Ярославским и Каширским шоссе.
Глагол возникнут употреблен неправильно.
Возникнут. сами по себе.
На пересечении чего с ЛЯК.
6.На Сиреневом бульваре временно запрещена остановка
транспорта на участке от дома 62 до 16-й Парковой улицы.
На Сиреневом бульваре временно запрещена остановка
транспорта на участке от дома 62 до пересечения с 16-й
Парковой.
7.Когда-то развлекательные фильмы собирали зрителей,
равных прекрасному залу Дворца съездов.
Когда-то развлекательные фильмы собирали так много
зрителей, что они могли заполнить огромный зал Дворца
съездов.
8.В одном из концертов я дирижировал программой из
произведений С.Прокофьева — исполнялась Классическая
симфония и оратория «Иван Грозный».
В одном из концертов я дирижировал оркестром,
исполнявшим Классическую симфонию и ораторию «Иван
Грозный» С. Прокофьева.
9.Белки злаков по биологической ценности уступают как
продуктам животноводства, так и зернобобовым культурам.
Белки злаков по биологической ценности уступают белкам как
продуктов животноводства, так и зернобобовых культур.
10.Коллектив Солнцевского отделения милиции является
лучшим отделением милиции в районе.
Солнцевское отделение милиции — лучшее в районе.
*Какие ошибки устранил редактор? В случае несогласия с
редактором предложите свой вариант.
1.Художник как бы проник во внутреннее состояние души
цветка:оно родственно человеческой душе, дарящей добро
людям.
Художник как бы проникся состоянием души цветка:оно
родственно человеческой душе, дарящей красоту и добро
людям.
2.Наша индустрия почти догнала уровень США по количеству
выпускаемых изделий.
Уровень нашей индустрии почти сравнялся с уровнем
индустрии США.
3.Взаимодействие ПТУ с другим обучением изучается
социологами.
Взаимодействие обучения в ПТУ с другими обучениями
изучается социологией.
4.Пассажиры с необмотанными рогами к посадке не
допускаются (объявление в аэропорту).
5.Прошу обеспечить моих родителей, проживающих на
территории совхоза, кормами и сеном.
6.Для домашних насекомых в магазине ничего нет.
Средства от насекомых не закуплены.
7.Кто не выполняет правил безопасности, может поплатиться
руками, ногами, а главное — жизнью!
Несоблюдение правил техники безопасности угрожает Вашей
жизни.
8.Подростки ориентируются на местности, самостоятельно
принимают решения: маршруты, место для бивуака,
приготовление пищи.
9.Упал с забора в травматологическое отделение (из
объяснительной).
10.Борьба с гриппом — очень важное мероприятие,
сокращающее здоровье работников фирмы.
. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов:
потерпели победу в соревнованиях.
б) Наступило глубокое лето.
в) Этот писатель заслужил известность.
г) В таких обстоятельствах удача нам не грозит.
д) Этот фильм обречен на успех.
е) Нам слишком долго зажимали языки.
ж) В этом заплыве мы одержали поражение
Ответ:
А) спортсмены одержали победу в соревнованиях
Б) наступила середина лета
В) Этот писатель заслужил того , чтобы нём знали.
Г) в таких обстоятельствах , удача нам не светит.
Задание 6 ЕГЭ по русскому языку. Практика
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
1. На очной ставке достаточно было Ерофею Федотычу уставиться пронизывающим взглядом в несчастного торговца, чтобы он смешался, спасовал и начал бормотать что-то несвязное, прося прощения за ложный оговор.
2. Я заранее предчувствовал, что могу увлечься ложным, обманчивым, пойти по пути, который заведёт меня в дебри.
3. В этот период времени Чарлз Дарвин работал с величайшим напряжением, страстно желая добавить несколько новых фактов к тому великому множеству, которым уже владело естествознание.
4. Для учёного наука и истина больше и важнее, чем ценное богатство, спокойная жизнь, почёт и удовольствие.
5. Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми
мы пользуемся сейчас, будут служить целые столетия после нас для выражения ещё неизвестных нам идей и мыслей.
6. Учёный Бройль сравнил статью Эйнштейна с запальным шнуром фейерверка, который в темноте ночи внезапно ненадолго, но ослепительно ярко освещает пейзаж местности.
7. Старик не спеша налил в большую эмалированную кружку горячего кипятка и стал сердито макать туда пригорелый сухарь.
8. В художественной литературе можно с помощью устаревших архаизмов придать стилю торжественность или, наоборот, создать комический эффект вследствие несоответствия темы и слога.
9. Неточное и неуместное употребление фразеологизмов может привести к забавным курьёзам.
10. С первых же дней, как он поселился жить в сторожке, вблизи стали твориться странные вещи.
11. Через два часа самолет специального назначения был вынужден совершить посадку: радио сообщило, что впереди разыгралась снежная метель.
12. На деревянных стенах висели роскошные гобелены, на которых были изображены сцены из жизни рыцарей, совершающих героические подвиги.
13. Момент откола ледяного айсберга – грандиозное и страшное зрелище, сопровождающееся жутким грохотом, напоминающим канонаду.
14. Мимика лица человека, с точки зрения невербальной психологии, ценный источник информации.
15. По-моему, ведущий лидер в группе – это человек, имеющий влияние на других при выполнении ими совместных действий.
16. Молодая женщина шла тихо, в ней было столько спокойствия, сколько, на мой личный взгляд, может быть только в истинной и живой красоте.
17. Один из странных парадоксов исторической науки заключается в том, что объективность понимания истории обусловливается субъективными взглядами учёных.
18. В отпуск он уходил в январе месяце и всегда удивлялся, что его сотрудники предпочитают отдыхать летом.
19. В новой опере композитор впадает в пошлость и заурядную банальность и посредством грубых эффектов старается угодить публике.
20. Мы приехали в столицу России и уже знали, что это огромный мегаполис со своим ритмом жизни, в корне отличающимся от привычного.
21. Когда жители города увидели в небе что-то, похожее на НЛО, они не могли понять, как у них оказался этот необъяснимый феномен.
22. Когда пираты нападали на судно, они грабили его и забирали все ценные сокровища, а команду убивали сразу или бросали за борт.
23. Когда эта огромная махина с оглушительным ревом неслась по аэродрому, а потом, исчезнув в облаках поднятой пыли, вдруг возникала над лесом, невольно вспоминались фантастические романы Жюля Верна.
24. Я кивнул головой старику в знак того, что хорошо его понял, и старик хлестнул лошадь, и она пошла быстрым шагом, время от времени пытаясь перейти на рысь.
25. В это краткое мгновение он вспомнил мудрость про свиней, перед которыми не стоит метать бисер.
26. Истинную историю жизни американского классика и его великолепной супруги можно узнать из этой книги или всё здесь лишь ложный вымысел?
27. Много хлопот доставил также неприятный инцидент с Володей: проезжая на извозчике по улице, он встретил знакомого, который от него отвернулся, по-видимому, умышленно.
28. К сожалению, на стоимость транспортной перевозки при этом повлиять не удастся, поскольку управление движением поездов всё равно остаётся в ведении диспетчеров железной дороги.
29. В романе Горелов охарактеризован как прекрасный воспитатель молодёжи, подлинный патриот Родины, кристально честный и принципиальный учёный.
30. Юристы предупредили, что все представленные на всенародный референдум вопросы не соответствуют требованиям федерального законодательства.
31. При этом политик получает дополнительный бонус: он будет считаться единым кандидатом демократических сил на выборах президента.
32. Немчинов тогда имел репутацию начинающего и непризнанного гения, ходил на необязательный факультатив по литературе и писал стихи в школьную стенгазету.
33. Ответную контратаку предприняла пехота первой линии левого фланга, но стремительный натиск имперцев позволил неприятельским стрелкам сделать всего лишь один залп и немедленно отступить.
34. В групповом турнире на Олимпиаде в Сиднее никем не принятая всерьёз корейская сборная преподнесла россиянкам неожиданный сюрприз.
35. Биографический метод изучения литературы обречён на полное фиаско и в самом себе носит причину своей роковой бесплодности.
36. Когда осенью 1984 года в Большом театре был организован вечер памяти великого певца, снова был полный аншлаг.
37. Для ликвидации селевых процессов по всем притокам Малой и Большой Алмаатинки осуществлена устойчивая стабилизация русел уникальной системой глухих запруд и сквозных сооружений из железобетона.
38. Говорить с детьми о великих литературных явлениях нужно образным, живым языком, а мутный и тусклый жаргон должен стать строгим табу для всех педагогов-словесников.
39. Я снова прибавил газу и гнал в темноте, ничего не боясь и думая только о том, что этот долгий проливной ливень сорвёт с земли всю красоту и позолоту и уже завтра леса будут стоять чёрные и пустые.
40. Он купил – и даже в центре города – старенький домишко на слом всего за тысячу рублей денег, главное ведь было – не дом, а участок, место.
41. Здесь Клаус впервые познакомился с методами, необходимыми химику, — с перегонкой, растворением, взвешиванием веществ.
42. «Конечно, лучше ехать, когда не так жарко»,- тотчас же согласилась Клавдия, хотя по голосу заметно было, что эта временная отсрочка ей неприятна.
43. Пока имеет место быть подобное убеждение, не может быть ни духовно единого и устойчивого общества, ни истинно гуманных достижений, ни целостного мировоззрения.
44. Златоустовский булат получил мировую известность, но, хотя П.П.Аносов оставил подробные записи своих опытов, повторить их снова после его смерти никому не удалось.
45. Смешивать вместе жизнь и творчество нельзя, но необходимо их различать, проводить границу между ними.
46. Чайкин сообщил, что находился более месяца в Закаспии, стараясь выяснить все фактические обстоятельства расправы над бакинскими комиссарами.
47. Сколько раз она беседовала с ним, стыдила его, убеждала взяться за свой ум, и ей казалось, что мальчик всё осознал и раскаялся.
48. Он был не из покладистых и не из робкого десятка, хотя не выглядел богатырём.
49. Голова устало кружилась, и всё окружавшее как будто погружалось вместе с ним в глубокую бездну молчаливой ночи.
50. В ответ спортивный рефери попытался ударить обидчика ногой, после чего показал ему вторую жёлтую карточку и удалил с поля.
источники:
http://educatic.ru/russkij59/v-sleduyushih-predlozheniyah-ispr-V8/
http://4ege.ru/trening-russkiy/62104-zadanie-6-ege-po-russkomu-jazyku-praktika.html
-
Лексическая
стилистика в процессе формирования
навыков грамотной речи.
Лексическая
стилистика –
это раздел науки о языке; лексический
означает словарный
(этот термин в переводе с греческого
означает «относящийся к слову»).
Лексическая стилистика дает оценку
использованию слова в различных
ситуациях, определяет, насколько
оправдано его применение в каждом
конкретном случае, выявляет ошибки в
словоупотреблении и учит их исправлять.
Перечень
наиболее распространенных в письменной
речи учащихся грамматических и речевых
ошибок приведен в таблицах 1 и 2.
Таблица
№1
№ |
Вид |
Примеры |
1. |
Употребление |
Мы Мысль |
2. |
Неразличение |
Мое Были |
3. |
Неразличение |
В |
4. |
Употребление |
Автор, |
5. |
Неуместное |
Астафьев |
6. |
Неоправданное |
Таким |
7. |
Нарушение |
Автор Автор |
8. |
Употребление |
Красоту Молодой |
Таблица
№2
№ |
Вид |
Примеры |
1. |
Ошибочное |
Трудолюбимый Надсмехаться |
2. |
Ошибочное |
Многие Не |
3. |
Ошибочное |
Более |
4. |
Ошибочное |
С |
5. |
Ошибочное |
Ихнего |
6. |
Ошибочное |
Они Пиша |
7. |
Нарушение
|
Я |
8. |
Нарушение |
Нужно Повествует |
9. |
Нарушение |
Большинство |
10. |
Нарушение |
Он Все |
11. |
Ошибки |
Страна В |
12. |
Ошибки |
Читая |
13. |
Ошибки |
Узкая |
14. |
Ошибки |
Эта Человеку |
15. |
Смешение |
Автор |
16. |
Нарушение |
Когда |
1.1Лексическая
сочетаемость.
Лексической
сочетаемостью
называется способность слов соединяться
друг с другом. Ведь в речи мы употребляем
слова не по одному, не изолированно, а
в словосочетаниях. При этом одни слова
свободно соединяются с другими, если
они подходят им по смыслу, а иные имеют
ограниченную лексическую сочетаемость.
При
соединении слов в словосочетания мы в
первую очередь смотрим на их лексическое
значение.
Вам
приходилось когда-нибудь видеть
фиолетовый апельсин? А кожаные очки?
Нет, конечно. Такого не бывает и не может
быть: мы специально для эксперимента
соединили слова, обозначающие несовместимые
понятия. Такое явление называют
семантической
несочетаемостью слов.
Определение семантический
образовано
от слова семантика
–
так называют смысловую сторону языковых
единиц. Например, семантика слова
апельсин указывает на то, что это сочный
плод с оранжевой кожурой, растущий на
цитрусовом вечнозеленом дереве; так
называют и само это дерево. Но ни плоды,
ни деревья цитрусовых не бывают
фиолетовыми, поэтому наше определение
не подходит к этим существительным.
Правила
соединения слов в речи определяет и
грамматическая
сочетаемость,
от которой зависит возможность соединения
одних частей речи с другими. Грамматическая
сочетаемость допускает, например,
соединение существительных с
прилагательными (глубокое молчание),
но «запрещает» сочетание прилагательных
с числительными, притяжательных
местоимений с глаголами (нельзя сказать
«большое сто», «моя твоя не понимает»).
Лексическая
сочетаемость нередко вступает во
взаимодействие с грамматической. Так,
все переходные глаголы сочетаются с
существительными в винительном падеже
без предлога (читаю
книгу),
однако форма этого падежа часто зависит
от принадлежности существительных к
одушевленным или неодушевленным: у
первых винительный падеж по форме
совпадает с родительным (встретил
друга),
у вторых – с именительным (встретил
поезд).
При этом в особых случаях грамматическая
сочетаемость помогает правильно
определить значение слова: увидеть
спутник (о
космическом корабле) и увидеть
спутника (о
человеке).
Все
слова с точки зрения сочетаемости можно
разделить на две группы: для одних
сочетаемость с другими словами,
уточняющими их значение, обязательна
(вдохнуть
что?
– воздух,
кислород, запах; впадать куда?
– в
озеро, в Волгу; гордиться кем?
чем? – другом,
успехами; одержать что?
– победу),
для других – необязательна (ночь,
победа, дышать, жить).
Слова, имеющие необязательную сочетаемость,
могут употребляться как с другими
словами, так и отдельно: ночь,
темная ночь, настала ночь; победа,
блестящая победа, победа завоевана.
Нарушение
лексической и грамматической сочетаемости
является речевой ошибкой.
Тренировочные
упражнения.
№1.Подчеркните
сочетание слов, содержащих стилистическую
ошибку. Дайте правильный вариант.
1.Вода
у нас всегда несчитана была.
2.Именно
при нем расцвела финансовая пирамида.
3.Композиторский
зал едва смог вместить необъятное
количество гостей.
4.Как
сообщили в милиции, мальчик обвязал
лицо тряпками и ворвался в магазин с
ножом наперевес.
№2.Исправьте
речевые ошибки в предложениях.
1.Новый
фильм обречен на успех у самых широких
кругов публики.
2.Нельзя
сваливать всю вину на одних модельеров,
есть и другие повара моды, вот с них-то
и надо бы спросить.
3.Наш
герой не растерялся и тут же нанес
молниеносный визит послу, чтобы
предупредить это скоропостижное решение.
4.Студенты,
прошедшие давление и сварку, могут
записаться на обработку резанием.
5.Женщине
присудили пятьдесят процентов мужа.
6.Прошу
прописать меня без права жилья. Обещаю
не жить.
5
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
14.03.20151.23 Mб674.pdf
- #
- #
- #
-
- 0
-
Определить характер ошибок, исправить их:
1.Этот новый фильм обречен на большой успех у самых широких кругов публики.
2. Наша молодежь целеустремленно стремится к своей цели.
3. Развязкой послужила банальная смерть Катерины в драме «Гроза».
4. В стране проведена приватизация земли и передача её в частные руки.
5. В этом магазине продаются хорошие туристические куртки.
-
Комментариев (0)
-
- 0
-
1. Этот фильм обречен на успех у самых широких кругов публики.
2. Наша молодежь стремится к своей цели.
3. Развязкой стала банальная смерть Катерины в драме «Гроза».
4. В стране проведена приватизация земли.
5. В этом магазине есть хорошие туристические куртки.
-
Комментариев (0)