ПРАКТИКА
Употребление имен прилагательных
Употребление кратких форм
Только краткая
форма прилагательного, употребляясь в роли сказуемого, может иметь зависимые
слова. Употребление полной формы прилагательного в функции сказуемого при
наличии зависимого слова ведет к ошибке: Мой ребенок больной ангиной. Следует
употреблять: Мой ребенок болен ангиной.
Тест 1. Отметьте
нарушения норм употребления имен прилагательных.
1. Мы готовы к
отъезду.
2. Мой ребенок
склонный к простуде.
3. Наш край богатый
талантами.
4. Мальчик способен к
математике.
5. Она была слаба
здоровьем. Ответы: 23
Употребление степеней сравнения
прилагательных и наречий
Смешение простых
и составных форм
сравнительной и превосходной степеней сравнения приводит к ошибке:
более худшее, менее дороже, самый наибольший.
Следует
употреблять: более плохой или хуже; менее дорого или дешевле, самый большой
или наибольший.
Запомните
формы
сравнительной степени:
звонче,
слаще, хлестче.
Формы сравнительной
степени можно употреблять в высказываниях, из содержания которых ясно, что с
чем сравнивается. Ср. Гоголь создал более реалистические образы (по сравнению
с кем?) и Гоголь создал более реалистические образы, чем Фонвизин.
Тест 2. Отметьте
нарушения норм употребления форм степеней сравнения прилагательных и наречий.
- Нина бойчее Зои.
- На этом вопросе
стоит остановиться несколько подробнее. - Желаю всего
самого хорошего. - Фраза на этот
раз звучит звонче. - Указанный
признак здесь более сильнее. Ответы: 5
Тест 3. Отметьте
нарушения норм употребления имен прилагательных и наречий.
- Этот дом более
высок. - Поступок имел
самые тяжелейшие последствия. - Отец у Коли
более строже. - На темном фоне
этот рисунок выглядит менее красивым. - Чаще, чем
прежде, встречаются здесь архаизмы. Ответы: 1234
Обобщающие тесты
Тест 4. Отметьте
нарушения норм употребления имен прилагательных.
- Что может быть
яснее и проще этого дела? - Разработка
морских нефтяных месторождений становится более интенсивнее. - Этот учитель
более строгий. - Комната низкая
для такой мебели. - Молодой фермер
ожидает в этом году богатейший урожай гречихи. - Этот удар
оказался ловчее предыдущего: мяч достиг цели. - У мамы характер
мягче, чем у бабушки. Ответы: 234
Тест 5. Отметьте
нарушения норм употребления имен прилагательных.
- Показатели у
первой группы более выше, чем у второй. - Наиболее
распространенной классификацией является классификация, разработанная
чешскими учеными. - Дипломная работа
должна быть переплетенная. - Поведение его
было далеко не безупречно. - По счастливой
случайности потерпевшая тогда осталась жива. - Любой объект
частной собственности неприкосновенен. - Не слишком ли
велики материальные потери? - Такие объяснения
в корне ошибочны. Ответы: 13
Грамматические нормы: теория, практика
Имя прилагательное:
КАКОЙ? КАКОВ? ЧЕЙ? (признак предмета)
Постоянные признаки:
качественные |
— образуют степень сравнения — образуют краткую форму — сочетается с «очень» — имеет синоним |
тяжелый – тяжелее, более тяжелый, очень тяжелый, тяжел, трудный |
относительные |
нет признаков качественных прилагательных, но имеет синонимичные формы |
апрельский день – день апреля, деревянный дом – дом из дерева |
притяжательные |
чей? суффиксы – ов, — ев — ын, — ин — ий, — й |
прометеев, отцов папин, сестрицын волчий |
Помни!
Возможен переход:
качественного — относительное (легкая сумка – легкая промышленность)
относительного – в качественное (золотое кольцо – золотой характер)
притяжательного – в качественное (медвежья берлога – медвежья услуга)
притяжательного – в относительное (заячий хвост – заячья шапка)
Непостоянные признаки:
Только у качественных:
1.
полная форма |
какой? (умный) — определение |
краткая форма |
каков? (умен) – сказуемое – не изменяется по падежам (исключение — фразеологический оборот: по чисту полю; за добра молодца) |
2.
степень сравнения |
||
сравнительная (не изменяется: нет окончания, как у деепричастия, нареч.) |
1. суффиксы -ее, -ей, -е, -ше (+приставка по-) 2. более (менее) + начальная форма |
милее, милей легче дальше посветлее более красивый (Нельзя: более красивее) |
превосходная |
1. суффиксы -ейш, -айш, -ш, (+приставка наи-) 2. наиболее (наименее), самый + начальная форма 3. сравнит. степ. +всего (всех) |
мудрейший наимудрейший самый мудрый мудрее всех (Нельзя: самый мудрейший) |
3. У всех прилагательных:
род (в ед.ч.) |
определять по главному слову – существительному (по скалистому берегу – м.р., ед.ч., Д.п.) |
число |
|
падеж |
Урок — лекция 2. Употребление имен прилагательных в речи.
А) Варианты полной и краткой форм прилагательных
Синонимы краткой и полной форм прилагательных возникают в тех случаях, когда эти формы употребляются в одной и той же синтаксической функции, например, в функции сказуемого:
• Полная форма обозначает постоянный признак, краткая – временный: девочка красивая (вообще), девочка красива (в данный момент).
• Полные и краткие формы могут составлять семантические варианты, т.е. иметь разные лексические значения: мальчик глухой – мальчик глух (к просьбам).
• Краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску: Лекция интересна и поучительна. Выводы в статье оригинальны и доказательны.
• Полные формы прилагательных употребляются обычно в разговорной речи: Лекция интересная и поучительная. Выводы оригинальные и доказательные.
• Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретный признак: Мысли ясны. Девочка умна и добра.
• При образовании кратких форм с безударным -енный (естественный, торжественный) наблюдаются колебания: Искусственный – искусствен, искусственен. Воинственный – воинствен, воинственен и т. п.
В настоящее время эти варианты равноправны, они закрепились во всех стилях. Но более употребительной является усеченная форма (на -ен).
Б) Притяжательные и относительные прилагательные в речи могут заменяться синонимичными формами косвенных падежей имен существительных: мамина книга – книга мамы; каменная стена– стена из камня.
Но в ряде случаев такие сочетания различаются по значению: походка старика – стариковская походка (переносное значение), роспись стены – стенная роспись (терминологического значение)
В) Варианты форм степеней сравнения
• Сложная форма сравнительной степени, в которой грамматический и семантический компоненты значения выражены разными словами, употребляется в основном в научном и в официально-деловом стилях: Этот минерал более устойчив. Решение задачи более оригинальное.
• Простая форма, в которой грамматический и семантический компоненты выражены в одном слове, более свойственна разговорной речи: Сын умнее, серьезнее и добросовестнее дочери.
• Простая форма превосходной степени носит книжный характер: величайшие преобразования, строжайшие меры предосторожности; а сложная (аналитическая) свойственна всем стилям речи: самые великие люди, самые строгие меры.
• Особая аналитическая форма превосходной степени, выраженная сочетанием со словом наиболее употребляется в научном стиле речи: наиболее сильное проявление признака, наиболее верно.
• Форма сравнительной степени на -ее (смелее, дружнее) употребляется в официальной и научной речи: Учеба сплотила нас, мы стали дружнее, стали серьёзнее.
• Форма на -ей (смелей, дружней) – в разговорной и стихотворной речи. Форма на -ей звучит энергично и кратко, употребляется в командах: действуйте оперативней, смелей; бегите быстрей.
• Не следует соединять в одной конструкции простую и сложную (синтетическую и аналитическую) степени сравнения прилагательных:
*неправильно: *более лучшие *более худшие *самый интереснейший спектакль I |
Следует: более хорошие или лучшие более плохие или худшие самый интересный или наиболее интересный |
ПРАКТИКА
Употребление имен прилагательных
Употребление кратких форм
Только краткая форма прилагательного, употребляясь в роли сказуемого, может иметь зависимые слова. Употребление полной формы прилагательного в функции сказуемого при наличии зависимого слова ведет к ошибке: Мой ребенок больной ангиной. Следует употреблять: Мой ребенок болен ангиной.
Тест 1. Отметьте нарушения норм употребления имен прилагательных.
1. Мы готовы к отъезду.
2. Мой ребенок склонный к простуде.
3. Наш край богатый талантами.
4. Мальчик способен к математике.
5. Она была слаба здоровьем. Ответы: 23
Употребление степеней сравнения прилагательных и наречий
Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней сравнения приводит к ошибке: более худшее, менее дороже, самый наибольший.
Следует употреблять: более плохой или хуже; менее дорого или дешевле, самый большой или наибольший.
Запомните формы сравнительной степени:
звонче, слаще, хлестче.
Формы сравнительной степени можно употреблять в высказываниях, из содержания которых ясно, что с чем сравнивается. Ср. Гоголь создал более реалистические образы (по сравнению с кем?) и Гоголь создал более реалистические образы, чем Фонвизин.
Тест 2. Отметьте нарушения норм употребления форм степеней сравнения прилагательных и наречий.
- Нина бойчее Зои.
- На этом вопросе стоит остановиться несколько подробнее.
- Желаю всего самого хорошего.
- Фраза на этот раз звучит звонче.
- Указанный признак здесь более сильнее. Ответы: 5
Тест 3. Отметьте нарушения норм употребления имен прилагательных и наречий.
- Этот дом более высок.
- Поступок имел самые тяжелейшие последствия.
- Отец у Коли более строже.
- На темном фоне этот рисунок выглядит менее красивым.
- Чаще, чем прежде, встречаются здесь архаизмы. Ответы: 1234
Обобщающие тесты
Тест 4. Отметьте нарушения норм употребления имен прилагательных.
- Что может быть яснее и проще этого дела?
- Разработка морских нефтяных месторождений становится более интенсивнее.
- Этот учитель более строгий.
- Комната низкая для такой мебели.
- Молодой фермер ожидает в этом году богатейший урожай гречихи.
- Этот удар оказался ловчее предыдущего: мяч достиг цели.
- У мамы характер мягче, чем у бабушки. Ответы: 234
Тест 5. Отметьте нарушения норм употребления имен прилагательных.
- Показатели у первой группы более выше, чем у второй.
- Наиболее распространенной классификацией является классификация, разработанная чешскими учеными.
- Дипломная работа должна быть переплетенная.
- Поведение его было далеко не безупречно.
- По счастливой случайности потерпевшая тогда осталась жива.
- Любой объект частной собственности неприкосновенен.
- Не слишком ли велики материальные потери?
- Такие объяснения в корне ошибочны. Ответы: 13
Имя прилагательное: речевые нормы
Автор скрыт
16.02.2019.
Тест. Русский язык, 10 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Тест диагностирует уровень усвоения речевых норм имени прилагательного. Каждое задание предполагает множественный выбор ответа.
Список вопросов теста
Вопрос 1
Отметьте нарушения норм употребления имён прилагательных
Варианты ответов
- Мы готовы к отъезду.
- Мой ребёнок склонный к простуде.
- Наш край богатый витаминами.
- Мальчик способен к математике.
- Она была слаба здоровьем.
Вопрос 2
Отметьте нарушения норм употребления форм степеней сравнения прилагательных и наречий.
Варианты ответов
- Нина бойчее Зои.
- На этом вопросе стоит остановиться несколько подробнее.
- Желаю всего самого хорошего.
- Фраза на этот раз звучит звонче.
- Указанный признак здесь более сильнее.
Вопрос 3
Отметьте нарушения норм употребления имён прилагательных
Варианты ответов
- Этот дом более высок.
- Поступок имел самые тяжелейшие последствия.
- Отец у Коли более строже.
- На тёмном фоне этот рисунок выглядит менее красивым.
- Чаще, чем прежде, встречаются здесь архаизмы.
Вопрос 4
Отметьте нарушения норм употребления имён прилагательных.
Варианты ответов
- Что может быть яснее и проще этого дела?
- Разработка морских нефтяных месторождений становится более интенсивнее.
- Этот учитель более строгий.
- Этот удар оказался ловчее предыдущего.
- У мамы характер мягче.
Вопрос 5
Отметьте нарушения норм употребления имён прилагательных.
Варианты ответов
- Показатели у первой группы более выше, чем у второй.
- Дипломная работа должна быть переплетена.
- Поведение его было далеко не безупречно.
- Мой ребёнок больной ангиной.
Вопрос 6
Выберите нужную форму имени прилагательного.
1.
краткая форма
2.
полная форма
Варианты ответов
- Лектор (известный, известен) своими высказываниями.
- Требования к ученикам (своевременные, своевременны).
- Учитель был (добр, добрый), но и (требователен, требовательный) ко всем ученикам.
- Изменения в результатах работы (очевидны, очевидные) для всех.
- Место секретаря сейчас (свободно, свободное)
Вопрос 7
Укажите предложения, где есть нарушения нормы употребления прилагательного.
Варианты ответов
- Он был горяч, полный жизни.
- Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу быть сама собой.
- Самый крупнейший город в мире — Мехико.
- Машиностроение в Корее развивается быстрее всех.
… Словом, оценивая результаты выступления в Анапе девятого «А» школы—интерната, можно смело сказать, что этот класс внёс в спортивную историю Балашова ещё одну весьма и весьма заметную страницу.
(Балашовская правда». – 17 октября 2006 г.)
2. Нельзя не отметить, что только за последние восемь лет наши юные космонавты смогли семь раз выиграть первое место и один раз подняться на вторую ступень пьедестала почета…
Сейчас за окном лето. Прекрасная пора. Время школьных каникул, отпусков и разного рода оздоровительных эмоций…
(«Балашовская правда». – 19 июля 2008 г.)
Задание 18. Прочитайте статью И.Б.Голуб « Какого рода киви?» ( текст 31 в приложении 1). Определите основную мысль и выделите ключевые слова, выражающие ее. Какому виду норм посвящена статья? Как предлагает определять род несклоняемых заимствованных существительных автор? Сравните эту точку зрения с материалом учебников по современному русскому языку. Как вы можете объяснить расхождения в подходах к определению рода таких слов? Проверьте по толковым и другим нормативным словарям родовую принадлежность слов, приведенных в статье. Совпадают ли данные словарей и мнение автора?
Задание 19. Составьте словосочетания с приведенными ниже существительными в соответствии с их родом.
а) Авеню, СГУ, бра, боа, вуз, лебедь, Онтарио, плащ—палатка, фирма— получатель, тюль, ФСБ, цунами, Чили, шампунь, киви, усадьба—музей, школа— интернат, СП, манго, каратэ, дзюдо, алоэ, рагу, шасси, ГРЭС, безе, кашпо, пенальти, МЧС, какао, фламенко.
б) Бланк…, брон…, плацкарт…, киоск…, рельс…, простын…
Задание 20. Найдите и исправьте ошибки в стихотворении известного лингвиста Б.Ю.Нормана. Чем можно объяснить наличие этих ошибок? Как вы думаете, сознательно или ненамеренно они допущены?.
Слыхали эту новость? У нас в шкафу живет Тот, кто любую овощь, Любой продукт сжует. Он яблок, помидору
Ивсю картофель съест, Баранок без разбору Умнет в один присест. Прожорлив, как собака, Тот, кто живет в шкафу: Пропала тюль и тапок
Итуфель на меху.
Он съел жилету кунью И дедовский папах, Персолем и шампунью Который весь пропах.
Так кто ж ту путь проделал Из шкафа в антресоль? Мыш ненасытный, где он? Где он, огромный моль? Вы скажете: не верим! Чтоб все пустить в труху? … Но есть обжора – время – Вот кто живет в шкафу.
280
Задание 21. Составьте словосочетания, употребив слова а) в форме им. пад. мн.ч. и б) в форме род. пад. мн.ч. Сопоставьте данные разных словарей о возможных вариантах в образовании падежных форм.
а) в форме им. пад. мн.ч.: архитектор, борт, боцман, бухгалтер, ветер, выговор, год, директор, диспетчер, договор, доктор, доля, джемпер, инженер, инспектор, компас, конструктор, лектор, приговор, прожектор, профессор, свитер, слесарь, снайпер, сплетня, сорт, столяр, сторож, редактор, токарь, торт, трюфель, улей, шторм, яблоня, якорь.
б) в форме род. пад. мн.ч.: ампер, басня, блюдце, брелок, бюллетень, верховье, вольт, гектар, гренадер, гусар; брызги, вафли, дела, клипсы, макароны, микроны, нападки, партизаны, рельсы, сумерки, солдаты, шампиньоны, цапли, ясли.
Задание 22. Закончите фразу, поставив слова в скобках в нужную форму. Есть ли среди данных слов такие, которые могут образовывать вариантные падежные формы?
Вмагазине было много фруктов и овощей: (абрикосы, ананасы, апельсины, бананы, баклажаны, вишни, дыни, лимоны, персики, помидоры, яблоки).
На складе осталось мало: (ботинки, гольфы, джинсы, кеды, кроссовки, лосины, носки, сандалии, сапоги, тапки, туфли, чулки).
Мы купили множество полезных в хозяйстве вещей: (грабли, вилы, кочерги, ножницы, тиски, плоскогубцы, щипцы).
Вшкафу аккуратно лежат комплекты: (наволочки, одеяла, пледы, пододеяльники, подушки, покрывала, полотенца).
У нее не было ни шелковых (чулки), ни замшевых (перчатки) – ничего, кроме старых (платья), и грубых (туфли).
Ему пришлось долго жить среди (армяне, башкиры, буряты, грузины, туркмены, румыны, турки, цыгане), а потом – среди (белорусы, казахи, киргизы, чеченцы, таджики, якуты).
Задание 23. Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.
1. Редактор заметил … в тексте. Мы получили новые … (пропуска, пропуски). 2. Это были веселые … в армию. Слышно, как гудят… (провода, проводы). 3. Неоплаченные … У нас с ним старые … (счеты, счета). 4. Везде стояли увядшие… Стены кабинета окрашены в светлые (цветы, цвета). 5. Танковые … двигались на юг. Быстро поднялись новые (корпусы, корпуса). 6. У машины отказали … Некомпетентность и непрофессионализм –… ( тормоза, тормозы).
Задание 24. Найдите предложения, в которых имеются нарушения норм употребления прилагательных, и отредактируйте их.
1. Разработка морских нефтяных месторождений становится более интенсивнее. 2. Комната низкая для такой мебели. 3. Этот учитель более строгий. 4. Этот удар оказался ловче предыдущего: мяч достиг цели. 5. Показатели у первой группы были более выше, чем у второй. 6. Дипломная работа должна быть переплетенная. 7. У мамы характер мягче, чем у бабушки.
281
8. Такие объяснения в корне ошибочны. 9. Поступок имел самые тяжелейшие последствия. 10. Более замечательнее города, чем Санкт—Петербург, я не знаю.
Задание 25. Прочитайте, употребив числительные и существительные в нужной форме, следите за правильным произношением. Перепишите предложения, записав числительные словами.
А. Немного статистики. Большая часть из 1673 дорожно—транспортных происшествий в этом году произошла по вине пешеходов. Из 2345 пострадавших получили тяжелые травмы более 790 человек. 655 водителями, увы, совершены наезды в нетрезвом виде. Этим 655 водителям хотелось бы напомнить: «Меньше выпьешь – дальше будешь!» Я прощаюсь с вами. Удачи на дорогах!
Б. 1) К 345 прибавить 157. 2) От 964 отнять 89. 3) 10 сложить 798. 4)
Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 5) деревня находится в 163 (километр) от города. 6) Проведен социологический опрос среди 600 (руководитель) средних и крупных предприятий. 7) 88,9 % (руководитель) поддержали реформы. Более 51% (опрошенный) высказались «за». 9) За истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна. 10) Более 2500 человек обратились за помощью. 11) Прибыл поезд с 287 экскурсантами. 12) Длина окружности равна 422 (сантиметр). 13) Из 596 вычесть 387. 14) Высота Останкинской башни со стальной антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам. 15) Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час. 16) К 1778 прибавить 852. 17) От 17464 отнять 11090. 18) Из 1109
важнейших объектов было введено лишь 749. 19) Сметная стоимость второй очереди канала составляет более 455 миллионов.
Задание 26. Исправьте ошибки в следующих предложениях.
1. На автобусной остановке стояло четверо мужчин и двое женщин. 2. В первенстве по прыжкам в воду с трамплина на первое место вышла спортсменка с результатом 125,55 баллов. 3. Город находится в полуторах тысячах миль отсюда. 4. Влажность воздуха составляет 76,5 процентов. 5. Поезд прошел более полуторосот километров. 6. У голубя оказались кольца на обоих лапах. 7. В финал вышло пятеро претенденток на медаль. 8. Спортсменка пробежала 200 метров за 11,489 секунд. 9. Пятеро волков смотрели на него голодными глазами.
Задание 27. Исправьте ошибки, где это необходимо.
1. Пойдем мимо ихних ворот. 2. Скольки карандашей не хватает? 3. Брат решает задачи лучше него. 4. Когда в университет приходит новое пополнение, мы убеждаемся, насколько различен уровень их подготовки. 5. Народ не понимает причин кризиса. Они полагают, что их главный враг – интеллигенция. 6. Выросло целое поколение, для которых война – история.
Задание 28. От данных глаголов образуйте форму настоящего или будущего простого времени, 3-го лица, единственного числа (прочитать – (он, она) прочитает). Учтите, что от некоторых глаголов может быть образовано две формы в
282
зависимости от смысла. От этих же глаголов образуйте возможные формы причастий и деепричастий.
Обстричь, обречь, бриться, махать, колыхать, полоскать, брызгать, кáпать, двигать.
Задание 29. Исправьте ошибки в следующих предложениях.
1. К жанру сказки Щедрин обращался неоднократно, особенно в 80-е годы, когда этот жанр ему особенно импонирует. 2. Мастер сказал, что строители сейчас ложат перегородки. 3. Ты лягешь спать на раскладушке. 4. Формулы упрощаются и будут иметь такой вид. 5. И только присмотрясь внимательно, я заметил в его глазах усталость. 6. Особенно бросающими в глаза были эпитеты. 7. Студенты, пожелавшие бы сдавать экзамены досрочно, должны подать заявление в деканат. 8. В деле не было материалов, засвидетельствовавших бы его причастность к случившемуся. 9. Навряд ли мы еще встретимся. 10. Пассажиры! Проходите взад, там свободно. 11. Надоело работать за бесплатно. 12. Он разрезал яблоко напополам. 13. .Залазий сюда! 14. У него душа нарастопашку. 15. Включатель находится за дверью. 16. Этот пиджак мне ваккурат. 17. Не бежите слишком быстро.
Задание 30. Найдите случаи нарушения морфологических норм.
1.Мы купили одну консерву, две пачки вафель, пачку чая.
2.Возьмись обоими руками.
3.Ты не видел в тот момент туфлей?
4.Мать послала сына на вокзал встретить своего знакомого.
5.День, полный неожиданностей, казалось, не кончится.
6.Старые дикие обычаи дают себя знать и теперь.
7.Ложи документы в стол.
8.Он стоит, махает руками.
9.Иссякнули возможности добиться решения вопроса.
10.Сапоги по своему размеру вполне подходят для В. Кондракова. 11.Высуни руки из кармана.
12.Олег – отъявленный невежда.
13.Когда Марченко заставил Исаева взять из сейфа документы, он это сделал.
14.Сказочное Капри поражает своей экзотической красотой.
15.Во взводе два десятка солдатов.
16.Аудитория закрытая на ключ.
17.Жители проявляют самый живейший интерес к этому делу. 18.Мальчик сбит в девяносто пяти сантиметрах от края дороги. 19.Уголовные преступления совершили трое учащихся этой школы. 20.Телесные повреждения, причинимые Басовой, менее тяжкие. 21.Так вы утверждаете, что тюль была не капроновая, а простая? 22.Сначала маленькие авансы, затем они становятся все более крупнее. 23.Все трое подсудимых признали свою вину.
24.Установлено, что в кассе не хватает трех тысяч шестиста рублей. 25.Ограбляемый кричал, просил помочь.
283
26.Он вспомнил самые подробнейшие детали того разговора.
27.У Никитина двое детей.
28.Ущерб равен одному миллиону ста семидесяти рублям.
Задание 31. Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий норме согласования.
1. ВМФ (принял, приняла, приняло) решение оказать финансовую помощь странам, которые пострадали от засухи. 2. НДС в этом году не (изменилось, изменилась, изменился). 3. 30 лет назад в медицинской практике УЗИ (использовалась, использовался, использовалось) редко. 4. Менеджер модного салона Ирина Васильевна (выступил, выступила) по радио. 5. В нашей фирме работает (хорошая, хороший) программист Елена Субботина. 6. Москву (посетил, посетила) госсекретарь США Кондолиза Райс. 7. В этом году (открылся, открылась) музей—квартира академика Дмитрия Лихачева. 8. Студентов пригласили на (торжественную, торжественный) вечер—встречу с ветеранами войны. 9. Газета «Санкт—Петербургские ведомости» (сообщила, сообщили) о повышении курса рубля. 10. (Солнечное, солнечный, солнечные) Сочи привлекает (привлекают) всех туристов.
Задание 32. Прочитайте предложения. Употребите существительное, данное
вскобках, в нужном падеже.
1.Согласно (распоряжение) ректора всем студентам необходимо пройти
флюорографический осмотр. 2. Вопреки (прогноз) погода в выходной день была без дождей. 3. По (окончание) экзаменационной сессии необходимо все ведомости сдать в деканат. 4. Не забудьте по (приезд) из командировки сдать документы. 5. Руководитель написал очень хороший отзыв (моя курсовая работа). 6. В журнале «Наука и жизнь» напечатана рецензия (статья). 7. Какова ваша точка зрения (эта проблема)? 8. Туристов попросили оплатить (дополнительные услуги).
Задание 33. Определите характер ошибок, допущенных в предложении: а) нарушение порядка слов, б) неправильное употребление деепричастного оборота, в) нарушение согласования сказуемого с подлежащим, г) нанизывание падежей, д) неправильное употребление причастий, е) неправильное согласование определений.
1)На должность президента большая часть претендентов сняли свои кандидатуры.
2)«Красота и здоровье» напечатали информацию о новых рецептах похудения.
3)Проезжая березовую рощу, у меня навернулись слезы.
4)Каждый раз пойманные ею щука или окунь срывались с крючка.
5)При подготовке проекта договора нужно учитывать уровень готовности кадров предприятий переработки нефти и газа.
Задание 34. Найдите предложения, которые не содержат ошибок, связанных с нарушением синтаксических норм.
284
1)Газета «Кактус» порадовал читателей статьями о звёздах российской эстрады.
2)Вернувшись домой, уже стемнело.
3)Большинство пассажиров дремало.
4)Крестьянство попало в тяжелую кабалу.
5)Писать было нечем, чернила засохли.
6)Согласно плану воспитательной работы была проведена встреча с выпускниками.
7)Он получил письмо от сына племянника друга детства.
Благодаря срыву поставок завод не выполняет план.
9)Они понимали, что сократить сроки выпуска оборудования невозможно.
10)Наша партия выражает озабоченность за безопасность страны.
Задание 35. Найдите предложения, в которых допущены ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм.
1)Сквозь шум машины я услышал угрожающее рокотание и гул реки.
2)В его душе попеременно появлялся страх, досада, обида.
3)Сердечная мышца состоит из левого и правого желудочков.
4)Дикий гусь и утка прилетели первыми.
5)Тридцать один подписчик журнала «Коммерсант» выиграли льготную подписку на следующий год.
6)Навязчивое внимание публики в магазине, транспорте, улице раздражало его
7)Придя пораньше, у вас будет большой выбор товаров.
В конкурсе на лучшую студенческую работу приняли участие студенты разных вузов: технический университет, экономическая академия, институт бизнеса и права и др.
9)Шквальный ветер разрушил жилые дома, школы, больницы, промышленные предприятия.
10)«Охота и рыболовство» опубликовали информацию об открытии охотничьего сезона
11)Люблю математику и пирожные.
12)Павел все время спрашивал, когда он сможет выйти на улицу.
13)Майя Плисецкая – одна из выдающихся представителей российской балетной школы.
14)Принятые постановление или решение обязательно для исполнения.
15)Начиная рассказ о себе, мне сразу вспомнилось сочинение, написанное когда—то в школе.
16)Ветер, спугнув синицу, сорвал лист с осинки.
17)Получив тяжелую рану, солдат был отправлен в госпиталь.
18)Чаще всего они отдыхали в санаториях, домах отдыха, на курорте.
19)Я люблю смотреть новые и зарубежные фильмы.
20)Несколько часов прошли как одна минута.
285
Задание 36. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов. Отредактируйте предложения. Объясните, в чем заключается нарушение норм.
1)Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
2)Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся гору прямо против нас.
3)Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе за время
похода.
4)По не зависящим причинам от Центрального телевидения мы не можем продолжить передачу.
5)Прошу Вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и многих других.
6)Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на высоте «830».
7)Состав играющих хоккеистов за московский «Спартак» сегодня несколько изменен.
Поэт обратился к самому сокровенному, созданным самим народом.
9)Недорослями называют молодых людей, недостаточно воспитанными родителями.
10)Прочитав эту книгу, невольно хочется стать похожей на этого внешне ничем не отличающихся от других людей мальчишку.
Задание 37. Найдите ошибки в употреблении причастных оборотов.
1.Семья, опасавшаяся потерять большое состояние и которая хотела передать заводы под опёку казне, распалась.
2.Некий несостоявшийся ирландский террорист, живописавший свои похождения с бригадой боевиков в романе—бестселлере и приглашённый в результате трудиться журналистом в процветающие лондонские журналы, сказал нечто крылатое, протусовавшись в этот вечер в «Астории».
3.Позднее, когда была определена группа заразившихся, выяснилось, что
улюдей, испытывающих лихорадочное состояние, вероятность наличия вируса была выше в 5 раз.
4.Систематическое отключение горячей воды могло бы спровоцировать несчастные случаи, произошедшие бы в посёлке.
5.Это ощущаем и мы, депутаты городской думы, на приёмах граждан слышащие от них ссылки на опубликованные материалы.
6.Очень бы хотелось, чтобы нынешние чиновники перенимали накопленный опыт своими предшественниками, пусть и советскими.
7.Процесс импичмета, начавший бы процесс развития демократических процедур в стране, оборвался на корню.
8.Проект, пятнадцать лет кочевавший по Голливуду, за который взялся Оливер Стоун, но остановился ввиду недовольства аргентинского правительства.
9.«Дойче телеком» и «Телеком Италия», занимающие соответственно первое и четвёртое места в Европе телекоммуникационные фирмы, официально
286
объявили о предстоящем объединении, в результате которого возникает одна из крупнейших в мире телефонных компаний.
10.Руководствуемый личными интересами, Берг покупает жене шифоньерку.
11.Анчар, ядовитое дерево, убило человека, посмелевшего воспользоваться его ядом.
12.Если отбросить эту привившуюся нам с детства жизненную мораль, то становится не совсем понятно, можно убивать или нельзя.
Задание 38. Выберите из данных предложений те, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объясните, почему так нельзя сказать.
1.Мы долго не виделись с Павлом, но, побывав в Москве, я решился ему позвонить.
2.Затем он назначается директором, работая в этой должности полтора
года.
3.Не пройдя и километра, он обнаружил, что тропинка заросла травой.
4.Подходя к дому, мне стало страшно от мысли, что там могло что—то случиться.
5.Перенеся серьезную операцию, солдат был спасен.
6.Имея хороший аттестат, хорошую физическую подготовку, проблем с поступлением в вуз не было.
7.Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение долгих недель ни одного дня свободного отдыха.
8.Читая газетную заметку, у нее появилось желание написать автору
рубрики.
9.Прочитав рукопись, редактору показалось, что она нуждается в серьезной доработке.
Задание 39. Отредактируйте данные предложения.
1.Познакомившись со стихотворением, в моем сердце осталась печаль, но в то же время и надежда.
2.В настоящее время, читая стихи современных поэтов, в каждом из них есть свой лирический герой.
3.Самое главное, ребята поняли: занимаясь обустройством общественной жизни в своих школах, нам нужны активные и жизнерадостные лидеры.
4.Лавина чувств захватила ее, не успев разобраться в своем избраннике.
5.Но, увидев иную Татьяну, в нем вспыхивают чувства.
6.Возвращаясь из мира стихов, ему нужно было время, чтобы заново привыкнуть к реальному миру.
Задание 40. Закончите предложение, выбрав правильное продолжение. Объясните свой выбор.
1. Записывая математическое выражение, а) используйте только натуральные числа. б) мною была допущена ошибка.
287
в) должны соблюдаться определенные правила расположения знаков и символов.
г) требуется внимание.
2.Опровергая общее утверждение, а) у нас завязался спор.
б) приведите хотя бы один довод против. в) у меня не хватило аргументов.
г) это называется контрпримером.
3.Составляя предложение,
а) мне было сделано замечание. б) обдумывается его структура. в) должен учитываться стиль речи.
г) нужно учитывать как лексическое, так и грамматическое значение слов.
4. Изучая растения средней полосы, а) у меня появился интерес к этой проблеме.
б) некоторые из них используются для озеленения участков. в) они были собраны в гербарий.
г) обратите внимание на их отличие от растений других зон.
Задание 41. Найдите синтаксические ошибки в следующих предложениях, объясните и исправьте их.
1.В этой статье я обратил внимание на ряд деталей, вызвавшие серьезный интерес.
2.Согласно закона человек имеет право на бесплатное образование.
3.Участник городской олимпиады был удостен званием лауреата.
4.Те, кто катались в этот день на лыжах, обморозили не только лицо. но
ируки.
5.Все, кто были на спектакле, остались довольны.
6.Средства языка помогают и выражают самые сложные чувства.
7.По приезду в город желательно уточнить туристический маршрут.
8.Вопреки предсказания моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро.
9.Отечественный производитель еще не учитывает и ослаблен инфляцией в условиях свободного времени.
10.Благодаря поддержку родных и друзей мне удалось преодолеть
трудности.
11.Согласно правил вводные слова выделяются на письме запятыми.
12.Те, кто ездил в трудовой лагерь, умеет работать по—настоящему.
13.Тем, кто расположились на ночлег под навесом, пришлось искать другого укрытия.
14.Составляя модель задачи, не было учтено значение переменных.
Задание 42. Прочитайте статью Ю.В.Фоменко « Слова-сорняки в современной русской речи» ( текст 32 в приложении 1). Какие слова автор называет сорняками? Почему? Согласны ли вы с автором? Аргументируйте свое мнение. Отредактируйте
288
примеры, приведенные автором статьи. Подберите свои примеры употребления в речи подобных слов-сорняков.
Задание 43. Прочитайте отрывок из книги академика Д.С.Лихачева « Земля родная» ( М., 1983). Какие советы дает автор говорящему и пишущему? Что значит, по его мнению, « хорошо говорить и писать»? Согласны ли вы с Д.С.Лихачевым? Составьте план текста и напишите конспект в соответствии с ним.
Подготовьте краткое сообщение о Д.С.Лихачеве.
УЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ И ПИСАТЬ.
Прочтя такой заголовок, большинство читателей подумает: «Этим я занимался в раннем детстве!» Нет, учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мете, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно.
Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком—то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
О русском как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, языка развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в 19 в. лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «… нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Речь пойдет о том, как этим языком пользуется тот или иной человек. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его
моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, – качеств человека, который пользуется языком народа.
Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
Аведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «словами—плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится.
Ана самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями
инасмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он трус и робок, неуверен в себе.
Посмотрите, послушайте, о чем такой «храбрец и мудрец» цинично отзывается, в каких случаях он обычные слова заменяет «словами—плевками»? Вы сразу заметите, что это все то, что его страшит, от чего он ждет
289
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #