Этот вопрос надо адресовать к главному редактору ошибка

Работа по теме: Нарушения нормы. ВУЗ: ВГУ.

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Скачиваний:

101

Добавлен:

14.04.2015

Размер:

56.83 Кб

Скачать

НЕСОБЛЮДЕНИЕ
ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ

  1. Незнание
    значения слова
    .
    Декада …будет
    проходить пять дней
    .

  1. Нарушение
    сочетаемости слов
    .
    Носить
    особенности. Играть значение. Усвоить
    профессию.

  1. Тавтология.
    Его идеи
    были прогрессивными и передовыми.

  1. Плеоназм.
    Вновь
    возобновить. Своя автобиография. Создал
    карикатуры
    без
    малого

    почти
    50 лет назад. Народный фольклор.

  1. Повторение
    слов
    .
    Направление
    развития экономики… приняло ложное
    направление.

  1. Употребление
    однокоренных слов
    .
    Зарос
    зарослями.

  1. Смешение
    паронимов
    .
    Удачливый
    поход. Витя – ужасный невежа в музыке.
    Возросло исполнительное мастерство
    молодой певицы
    .

  1. Алогизм.
    Меньшая
    половина
    .

  1. Неправильное
    употребление фразеологизмов
    .
    Я встречался
    с профессором только 2 раза, поэтому мы
    с ним на короткой ноге. Этот архитектор
    играл главную скрипку.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ
НОРМЫ

  1. Солнце находится
    в зените.

  2. Наташа праздновала
    день рождения.

  3. По сторонам на
    скакунах гарцуют удальцы лихие.

  4. Триумфом пьесы
    М.Горького
    “На дне” являются слова Сатина
    о человеке.

  5. Ионыч гарцует на
    тройке с ленивым кучером на козлах.

  6. Он находился в
    зените своей славы.

  7. «Недоросль»
    сохранится навсегда в русской истории
    и литературе как картина нравов русского
    дворянства.

  8. Писатель отобразил
    героя правдиво и эмоционально.

  9. Этот человек
    произвел на меня большое воздействие.

  10. Сегодня праздник,
    но у меня самое будничное настроение.

  11. Он ничего не видит
    и не слышит, видно, с головой ушел в
    работу.

  12. В образе главной
    героини автор изобразил свой идеал
    женщины.

  13. Эти стихи я очень
    хорошо выучил на зубок.

  14. Мы готовы оказать
    вам содействие в доставке товаров.

  15. Он заполнил анкету,
    написал свою автобиографию и сдал
    документы.

  16. Маяковский стоял
    у источников новой поэзии.

  17. Нельзя всех мерить
    под одну гребенку.

  18. Проект гостиницы
    был спроектирован молодым архитектором.

  19. Пилоту пришлось
    совершить вынужденную посадку.

  20. Недавний студент,
    он быстро вошел в роль учителя.

  21. Некоторые люди
    принимают желательное за действительное.

  22. Нам нужно взаимно
    помогать друг другу.

  23. На будущий день
    началось обсуждение текущих дел.

  24. Закопченное
    копотью окно избушки не пропускало
    света.

  25. Уровень вводы в
    реке заметно повышается после дождей.

  26. Аспирант представил
    реферат диссертации в срок.

  27. Его идеи были
    прогрессивными и передовыми.

  28. Взревел мотор, и
    самолет бросился ввысь.

  29. На экзамене на
    подготовку к ответу дается не более
    получаса времени.

  30. Ученики пристально
    слушали рассказ учителя.

  31. Товарищи оказали
    мне плохую медвежью услугу.

  32. Его скоропостижный
    отъезд удивил всех.

  33. В этих событиях
    важную скрипку играют военные.

  34. Пилот вынужден
    был совершить вынужденную посадку.

  35. Он не любил работать
    и вел праздничный образ жизни.

  36. Ранние произведения
    поэта понятливы и доступны каждому.

  37. Все герои
    произведения имеют свои индивидуальные
    черты.

  38. Все его очень
    хвалили и пели ему фимиамы.

  39. Слово представили
    самому молодому участнику конкурса.

  40. Мировоззрение на
    жизнь у героев Гоголя очень примитивно.

НЕСОБЛЮДЕНИЕ
МОРФОЛОГИЧЕСКИХ НОРМ

  1. Ошибка в
    образовании существительного.
    Француженки,
    немки,
    индейки
    отправились на экскурсию.

  1. Ошибка в
    определении рода существительного.
    Занавески
    из тюли.

  1. Ошибка в
    образовании падежной формы существительного.

    Поезд сошел
    с рельс. Ведущие инженера. Два килограмма
    апельсин. Нашествие татаров. Дневник
    Николая Корбут. Стихи Евгения Евтушенки.
    Из яркого пламя.

  1. Ошибка в
    образовании падежной формы числительного.
    К двух
    тысяча десятому году город преобразится.

    Находится
    в полтораста километрах от моря.
    Шестистами километрами.

  1. Ошибка в
    использовании собирательных числительных.

    Радостно
    встретились двое подруг.

  1. Ошибка в
    образовании форм степеней сравнения
    .
    Одна из самых
    важнейших отраслей. Более предпочтительнее.
    Молодее меня.

  1. Одновременное
    использование краткой и полной форм
    .
    Выводы в
    работе интересные, но не свободны от
    противоречий.

  1. Ошибка в
    использовании местоимения.

    Мы
    надеемся на молодежь, они хорошо учатся
    и работают.

  1. Ошибка в
    образовании формы местоимения
    .
    Ради ее.
    Моложе него.

  1. Ошибка в
    образовании формы глагола
    .
    Убедюсь сам.
    Ты колебаешься в выборе. Жгешь мусор.
    Как хочете, так и делайте.Едь домой.
    Покласть сахар в чай. Человек постепенно
    деградируется.

  1. Ошибка в
    образовании причастия.
    Участники
    эстафеты, разольющие воду из стакана,
    получат штрафные очки.

    Сделающие.
    Представитель
    нарождающего класса буржуазии.

  1. Ошибка в
    образовании деепричастия
    .
    Бережа время.
    Ткав полотно.

НЕСОЛЮДЕНИЕ
МОРФОЛОГИЧЕСКИХ НОРМ

  1. Николай выбрал
    самый кратчайший путь к дому.

  2. Красная георгина
    очень красива.

  3. В зале не раз
    вспыхивали долго не смолкающиеся
    аплодисменты.

  4. В коридоре валялся
    ее модный туфель.

  5. Он самый старейший
    член нашего коллектива.

  6. Детская шампунь
    радует малыша.

  7. Под словом
    «нравственность» понимают общепринятые
    формы моралей, охраняемые государством.

  8. Здесь просторное
    фойе.

  9. От такой жизни,
    как у Манилова, человек постепенно
    деградируется.

  10. Я не нашла в
    магазинах апельсин.

  11. Тремстам двадцати
    выпускникам школ были вручены золотые
    медали.

  12. Поезд сошел с
    рельс.

  13. Он станет звонить
    более яростнее.

  14. Горнодобывающая
    промышленность является одной из самых
    важнейших отраслей народного хозяйства.

  15. Домашний тапочек
    должен быть удобным и красивым.

  16. Бытовые условия
    в поселке более предпочтительнее, чем
    в леспромхозе.

  17. Вкусное яблоко
    обрадовало девочку.

  18. Аптека находится
    совсем близко, в полутораста шагах
    отсюда.

  19. Белая босоножка
    оказалась в коробке.

  20. Радостно встретились
    после долгой разлуки двое друзей.

  21. Новый туфель натер
    ногу.

  22. Минск впервые
    упоминается более девятьсот лет тому
    назад.

  23. Измятый банкнот
    валялся на дороге.

  24. Все общество
    собралось на террасе, они любили там
    отдыхать.

  25. Больной мозоль
    беспокоил ее.

  26. Чернило всех
    цветов есть в этом магазине.

  27. Чужая боль не
    оставляет нас равнодушными.

  28. Обеих кандидатов
    мы хорошо знаем.

  29. Красивый собака
    живет в соседней квартире.

  30. Что же я буду
    делать без её?

  31. Белый лебедь
    красиво плывет.

  32. В семье было двое
    девочек.

  33. У него косая сажень
    в плечах.

  34. Площадь равна сто
    одиннадцать тысяч квадратных километров.

  35. У нее есть много
    туфель.

  36. Разработка этого
    месторождения является наиболее
    важнейшей задачей.

  37. В магазинах есть
    много разных чулок.

  38. Я не нашла в
    магазинах мандарин.

  39. В магазинах большой
    выбор полотенец.

  40. В этом районе
    открыли много детских ясель.

НЕСОБЛЮДЕНИЕ
СИНТАКСИЧЕСКИХ НОРМ

  1. Нормы
    согласования определений.

    Современное
    Токио. Два новые ученика.

  1. Нормы
    управления
    .
    Согласно
    действующего законодательства. Показывая
    о том. Приемлемый нам вариант.

  1. Нормы
    согласования сказуемого с подлежащим
    .
    Блок
    «Демократическая Молдова»
    участвовала
    Принимал
    больных опытный терапевт
    Петрова.
    Прошло переподготовку пятьдесят один
    человек.

  1. Нормы
    употребления предлогов
    .
    Вышел с
    трамвая.

  1. Нормы
    построения предложений с однородными
    членами.

    Это открывает
    не только
    большие возможности…,
    но
    и

    уменьшает…Мы собирали березовые почки,
    зверобой, лекарственные растения, плоды
    шиповника и дубовую кору.

  1. Нормы
    управления при однородных членах
    предложения
    .
    Их задача
    – направлять и руководить всеми
    работами.

  1. Нормы
    построения предложений с причастным
    оборотом
    .
    Раскрывшиеся
    почки на березе. Приехавший Онегин в
    деревню ни с кем не хотел знакомиться.

  1. Нормы
    построения предложений с деепричастным
    оборотом
    .
    Любя друг
    друга, жизнь у героев складывается
    счастливо.

  1. Нормы
    построения сложноподчиненных предложений.

    Поездка в
    Беловежскую пущу наконец состоялась,
    о которой мы долго мечтали
    .
    Он считал,
    что будто
    мы его неправильно поняли. Раскольников
    спросил у Сони,
    что
    может
    ли
    она простить его.

  1. Использование
    в качестве однородных разнотипных
    конструкций.

    Есть документ,
    подписанный
    директором, и
    который
    определяет
    состав комиссии. Я включаю музыку,
    когда
    вяжу или
    делая
    уборку.

  1. Нормы
    оформления чужой речи

    (смешение элементов прямой и косвенной
    речи).

    Корчагин
    твердо заявляет, что к буденовцам я
    обязательно перейду.

НЕСОБЛЮДЕНИЕ
СИНТАКСИЧЕСКИХ НОРМ

  1. Закрыв книгу, у
    вас в памяти надолго остаются ее герои.

  2. Беря материал из
    реального мира, художник воспроизводит
    действительность в образах и картинах.

  3. Произведения
    сатирика бичевали пороки существовавшего
    строя в царской России.

  4. Перешагнув через
    порог, мы полпали в довольно странное
    помещение.

  5. Герой романа
    показан в обычной обстановке русской
    действительности, в образе которого
    воплощены черты передовой дворянской
    интеллигенции.

  6. Собакевич так
    расхваливал умерших крестьян, что как
    будто они были живыми.

  7. Почувствовав себя
    утомленным, я все же решил дочитать
    статью.

  8. Нарисованные
    писателем образы помещиков в поэме
    стали нарицательными.

  9. Выражая в песнях,
    сказках, былинах мечту о счастливой
    доле, народом были созданы произведения
    большой глубины и силы.

  10. Рассказывая о
    явлениях жизни, в произведениях писателей
    даются им объяснения.

  11. Написанный роман
    молодым автором вызвал широкую дискуссию.

  12. Впервые поставленная
    на сцене пьеса в 1902 году пользуется
    огромным успехом.

  13. Отряд продвигался
    под деревьями, которые росли вперемежку
    с кустарником.

  14. Готовясь к
    контрольной работе, повторите изученный
    материал.

  15. Он сильно беспокоился
    о здоровье матери, долго не имея от нее
    писем.

  16. Читая эти стихи,
    посвященные трудовым будням, появляется
    желание трудиться больше и лучше.

  17. Есенин научился
    видеть прекрасное, любить и бережно
    относиться к природе.

  18. Оказавшись вне
    стен университета, бродя по улицам без
    всякой цели, у Раскольникова созревает
    план убийства.

  19. Тридцать один
    спортсмен участвовали в этом кроссе.

  20. Врач Симонова
    прописала мне новое лекарство.

  21. Проблема о разумном
    использовании природных богатств
    волновала людей еще в далекой древности.

  22. Профорг отчитался
    о проделанной работе.

  23. Каждый рабочий
    закреплен за определенным станком,
    который следит за его состоянием.

  24. Брат не только
    побывал в доме отдыха, но и у отца в
    деревне.

  25. В этом месяце в
    музей были переданы две старинных
    иконы.

  26. Мой друг, к
    сожалению, ужасная неряха.

  27. Глядя на эту старую
    фотографию, мне вспомнилась моя
    молодость.

  28. Читая данное
    стихотворение, по коже у меня пробегал
    мороз.

  29. Аспирант ответил
    на многие вопросы членов Ученого совета,
    касающихся темы его диссертации.

  30. Эта книга посвящена
    вопросам музыки, живописи, графики,
    культуры.

  31. Особенностью этой
    книги является то, что ее составители
    много внимания уделяли на сопоставление
    фактов русского и белорусского языков.

  32. Не надо рассуждать
    о том, о чем вы не знаете.

  33. Этот вопрос надо
    адресовать к главному редактору.

  34. Я не только купил
    книгу, но и несколько брошюр.

  35. Опавшие листья с
    деревьев шелестели под ногами.

  36. Лекарственное
    растение чистотел рос рядом с домом.

  37. Газета «Аргументы
    и факты» не вышли, как обычно, в четверг.

  38. Услышав ответ,
    лицо девушки побледнело.

  39. Войдя в дом, я снял
    плащ.

  40. Выйдя на улицу
    без перчаток, руки сразу же окоченели.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Всего найдено: 37

Добрый день. Как правильно: адресовать главному редактору или адресовать к главному редактору?

Ответ справочной службы русского языка

См. вопрос 215963.

Здравствуйте! Задаю вопрос повторно, т.к. не получила ответа..Скажите, пожалуйста, как правильно с точки зрения правил о построении фраз в русском языке и связи слов в предложении обосновать, что в выражении «не признается страховым случаем смерть, наступившая в результате СПИД (ВИЧ-инфекция)» имеется в виду лишь СПИД в качестве причины смерти (как одна из стадий ВИЧ), а не ВИЧ-инфекция в любой стадии? По моему мнению, употребление словосочетания «ВИЧ-инфекция» в именительном падеже свидетельствует о том, что оно логически связано лишь со словом СПИД и несет по отношению к нему информационно-дополнительную функцию, и никакого отношения к предыдущему слову «в результате» не имеет. Заранее спасибо за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос лучше адресовать юристу. Эту фразу можно понять как «смерть, наступившая в результате заражения ВИЧ-инфекцией».

Добрый день! Очевидно, вопрос мой оказался неразрешим не только для меня, но всё же попробую задать его в третий раз. Подскажите, пожалуйста, как верно именуется верхняя часть торцовой (т.е., не фронтон) стены здания, ограниченная скатами крыши и отделённая от основной стены карнизом? В словаре «Грамоты» близкое определение имеет слово «щипец», но ведь щипец карнизом не отделяется. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Действительно, щипец — наиболее близкий по значению термин. Лучше всего переадресовать этот вопрос специалистам в области архитектуры.

Здравствуйте! Во всех ответах на вопросы по поводу расхождений в правилах русской орфографии и пунктуации 1956 и 2006 года вы говорите о том, что появляются новые слова, правописание которых не учтено в более раннем издании, и с этим нельзя не согласиться, но расхождения в «Правилах» имеются не только в разделе «Орфография», но и в «Пунктуации» тоже. Вот например, в новой редакции сказано, что определения не обособляются, если стоят после отрицательных, неопределённых, указательных, определительных местоимений и образуют с ними единую смысловую группу, а в редакции 1956 года о взаимоотношениях этих местоимений с определениями не сказано вообще ни слова. Так вот ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: при проверке Тотального диктанта вы что будете считать правильным — выделенный запятыми определительный оборот после такого местоимения или не выделенный? Не кажется ли вам, что «единая смысловая группа» это несколько расплывчатое понятие. Один из ваших диктаторов сделает паузу в одном месте и пишущие решат, что это единая смысловая группа, а другой — в другом месте и все, кто его слушает, почувствуют, что определительный оборот имеет уточняющее значение. и выделят его запятыми. Тоже самое, кстати, можно сказать и об «обстоятельственном оттенке» определительного оборота. Так каковы же критерии вашей оценки?

Ответ справочной службы русского языка

Просим Вас адресовать вопрос команде «Тотального диктанта».

Добрый день! Может ли слово «в течение(и)» являться в данном предложении и существительным с предлогом и производным предлогом?» Вариант 1. Я ЗНАЛ, ЧТО В ТЕЧЕНИИ БОЛЕЗНИ НАСТУПИЛ ПЕРЕЛОМ. (т.е. перелом наступил в ходе болезни, ее течении, продолжительности). Вариант 2. Я ЗНАЛ, ЧТО В ТЕЧЕНИЕ БОЛЕЗНИ НАСТУПИЛ ПЕРЕЛОМ.(т.е перелом наступил в продолжение болезни, во время болезни). Ответьте, пожалуйста.

Ответ справочной службы русского языка

Этот вопрос следует адресовать автору предложения. Он что имел в виду?

Здравствуйте. При оформлении фирменного бланка предприятия, в шапке неообходимо указывать почтовый или юридический адрес, или может быть оба? И в каком порядке они должны быть указаны? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Мы отвечаем на вопросы по русскому языку. Этот вопрос следует адресовать специалистам по делопроизводству.

Добрый день! Очень срочный вопрос — пишем письмо клиенту, он мужчина, казах, по фамилии Тельтай. Фамилия склоняется? Если склоняется, как адресовать письмо — Тельтаю?

Ответ справочной службы русского языка

Да, мужская фамилия Тельтай склоняется. В дательном падеже: Тельтаю.

Здравствуйте!

Правила русской орфографии 1956 года указывают на то, что «раздельно пишутся географические названия… представляющие собой сочетания имени и фамилии, имени и отчества, например: поселок Лев Толстой, станция Ерофей Павлович». Орфографический словарь «Прописная и строчная?» под редакцией В.В.Лопатина и др. отмечает такое написание: Лев-Толстой (поселок и станция), Ерофей Павлович (поселок).

На основе какого правила или какой орфографической тенденции даётся такая, на первый взгляд, противоречивая рекомендация?

Как «Грамота», исходя из этого, предлагает писать, например, название села Максим Горький?

Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Хороший вопрос, который нужно переадресовать орфографистам. Грамота предлагает писать название села Максим Горький в соответствии с фиксацией этого названия в географических справочниках и энциклопедических словарях.

Добрый день! Наверняка кто-то в научном сообществе сейчас занимается формированием нового толкового словаря. Вы могли бы порекомендовать ресурс, куда можно адресовать новые слова?

Ответ справочной службы русского языка

Конечно. Можно писать нам по адресу portal@gramota.ru. Можно обратиться в Институт русского языка: www.ruslang.ru.

В Руководящем документе РД-11-05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства в общих положениях п. 4 указано — Общие и (или) специальные журналы работ (далее — журналы работ) подлежат передаче застройщиком или заказчиком заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней … и т.д.
Фразу «Общие и (или) специальные журналы работ» можно трактовать совершенно по разному-
1. Общие и специальные журналы подлежат передаче застройщиком или заказчиком …
2. Общие или специальные журналы работ …
3. Общие и, если есть желание заказчика или застройщика или специалиста Ростехнадзора либо другого лица, то и специальные журналы работ …

Правильно ли сформулирована вышеуказанная фраза в нормативном документе? Прошу разъяснить данную ситуацию.

Ответ справочной службы русского языка

Этот вопрос следует адресовать юристам, не лингвистам.

Можно ли использовать слово «адресовать» в контексте темы? Например:
«Этой теме было адресовано немало работ»

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание адресовать теме некорректно, следует переформулировать фразу.

Добрый день! Подскажите пожалуйста, как правильно склоняется фамилия Балковый. Правильно адресовать БалковОму? или БалковЫму? На сайте не нашли ответ на свой вопрос. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Если в начальной форме ударение не падает на -Ы, то корректно: Балкового, Балковому и т. д.

Если ударение падает на -Ы, то верно (для мужской фамилии): БалковЫя, БалковЫю.

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, в предложении «Мне как девушке тяжело выполнять эту работу» требуется обособление оборота «как». Оборот нужно понимать как обозначение причины или в значении «в качестве»?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Этот вопрос нужно адресовать автору фразы и ставить или не ставить запятую в соответствии с авторским решением.

«Кузя — мы с тобой». Почему обращение в данном предложение выделено тире, а не запятой?

Ответ справочной службы русского языка

Нужно адресовать этот вопрос тому, кто поставил тире :)

Уважаемая редакция!
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: почему слова «новогодний», «прошлогодний» имеют мягкую основу, а слово «ежегодный» — твердую?

Ответ справочной службы русского языка

В XIX в. многие прилагательные имели вариантные формы – с основой на твердую и мягкую согласную и образовывали падежные формы как по твердой, так и по мягкой разновидности. Сюда относятся: бескрайний, внутренний, давний, дальний, долголетний, ежегодный, загородный, иногородний, искренний, исконный, малолетний, многолетний, односторонний, поздний, тутошный (прост.). Следующие употребления этих слов отличны от современного: Душевных мук волшебный исцелитель, Мой друг Морфей, мой давный утешитель (Пушк.); Для берегов отчизны дальной Ты покидала край чужой (Пушк.); В предместиях дальных, Где, как черные змеи, летят Клубы дыма из труб колоссальных (Некр.); Иногородные могут адресоваться в Газетную экспедицию (Пушк.).

В современном языке прил. внутренний, давний дальний, долголетний, иногородний, искренний, многолетний, односторонний, поздний образуют все падежные формы по мягкой разновидности, прил. ежегодный, загородный, исконный, пригородный – по твердой разновидности. Употребление, не отвечающее данному правилу, является устарелым: Дальная знакомая приютила моих детишек (журн.); Укротить Россию и потом ограбить ее, как до войны грабили Турцию, Китай, как собираются ограбить Германию, – вот искренное желание империалистов (Горьк.). В образовании падежных форм прил. бескрайний, междугородний и выспренний (книжн.) допускаются колебания, причем преобладают формы с основами на мягкую согласную: Дивизия, наступая, углубилась в бескрайние леса (Казакевич); Поехал на междугороднюю станцию (Симон.); Восхвалял театр, употребляя неимоверное количество иностранных слов и выспренних выражений (Н. Вирта). Сравним: Лес на горизонте утопал в бескрайной воде (Г. Березко); Бекетов жил и вырос в бескрайных песках Туркмении (Гайдар); Снимает трубку, звонит на нашу междугородную (Полев.); Никаких выспренных требований к нему не предъявишь (Фед.).

(Источник: Русская грамматика, 1980).


Подборка по базе: РУССКИЙ ЯЗЫК тесты экз.тесты (350).rtf, Ответы на тесты по АФК.docx, 3. Этические нормы и принципы оказания психологической помощи (1, !!!Эссе Этапы становления психологической науки.docx, самоменеджмент тесты.docx, Африканское направление колониальной экспансии Европы.pptx, 1. Тесты входной контроль.doc, ответы на тесты культурология.docx, 01. Тренировка личного состава в СИЗОД на огневой полосе психоло, патология тесты.docx


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1. Определите наличие/отсутствие нарушений лексических норм в следующих предложениях. Выявленные ошибки квалифицируйте. Исправьте предложения.

  1. Солнце находится в зените.
  2. Наташа праздновала день рождения.
  3. По сторонам на скакунах гарцуют удальцы лихие.
  4. Триумфом пьесы М. Горького «На дне» являются слова Сатина о человеке.
  5. Он гарцует на тройке с ленивым кучером на козлах.
  6. Он находился в зените своей славы.
  7. «Недоросль» сохранится навсегда в русской истории и литературе как картина нравов русского дворянства.
  8. Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально.
  9. Этот человек произвел на меня большое воздействие.
  10. Сегодня праздник, но у меня самое будничное настроение.
  11. Он ничего не видит и не слышит, видно, с головой ушел в работу.
  12. В образе главной героини автор изобразил свой идеал женщины.
  13. Эти стихи я очень хорошо выучил на зубок.
  14. Мы готовы оказать вам содействие в доставке товаров.
  15. Он заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал документы.
  16. Маяковский стоял у источников новой поэзии.
  17. Нельзя всех мерить под одну гребенку.
  18. Проект гостиницы был спроектирован молодым архитектором.
  19. Пилоту пришлось совершить вынужденную посадку.
  20. Недавний студент, он быстро вошел в роль учителя.
  21. Некоторые люди принимают желательное за действительное.
  22. Нам нужно взаимно помогать друг другу.
  23. На будущий день началось обсуждение текущих дел.
  24. Закопченное копотью окно избушки не пропускало света.
  25. Уровень воды в реке заметно повышается после дождей.
  26. Аспирант представил реферат диссертации в срок.
  27. Его идеи были прогрессивными и передовыми.
  28. Взревел мотор, и самолет бросился ввысь.
  29. На экзамене на подготовку к ответу дается не более получаса времени.
  30. Ученики пристально слушали рассказ учителя.
  31. Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу.
  32. Его скоропостижный отъезд удивил всех.
  33. В этих событиях важную скрипку играют военные.
  34. Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.
  35. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.
  36. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
  37. Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты.
  38. Все его очень хвалили и пели ему фимиамы.
  39. Слово представили самому молодому участнику конкурса.
  40. Мировоззрение на жизнь у героев Гоголя очень примитивно.

Задание 2. Выберите нужное слово из пары паронимов. Составьте словосочетание или предложение с другим словом из пары.

  1. Смеяться (заразным, заразительным) смехом.
  2. Это был человек отсталый, (косный, костный).
  3. (Искусственный, искусный) мастер.
  4. (Обидная, обидчивая) женщина.
  5. Стоять в (эффективной, эффектной) позе.
  6. Наблюдать за (процессом, процессией) развития растения.
  7. Бороться за техническ… (прогрессию, прогресс).
  8. Оказаться человеком невоспитанным, (невежей, невеждой).
  9. Взять (шефство, шествие) над школой.
  10. Произнести (здравницу, здравицу) в честь кого-либо.
  11. Писатель Тургенев рассказал о трагической судьбе (крепостника, крепостного) Герасима.
  12. В больнице работает опытный (персонаж, персонал).
  13. На дворе стало (расцветать, рассветать).
  14. (Одеть, надеть) ребенка.
  15. (Смешать, сместить) плохого работника.
  16. (Войти, взойти) на вершину горы.

Задание 3. Составьте пары предложений со следующими паронимами:

  1. Вправить – выправить
  2. Выплатить – заплатить
  3. Гипотеза – гипотетичность
  4. Гниль – гнилость
  5. Гордость – гордыня
  6. Жесткость – жестокость
  7. Жизненный – житейский
  8. Жилищный – жилой
  9. Звать – называть
  10. Знамение – знамя
  11. Иголочный – игольчатый
  12. Идеалистический – идеалистичный
  13. Костный – костяной – косный
  14. Лесистый – лесной
  15. Лирический – лиричный
  16. Лобный – лобовой
  17. Логический – логичный
  18. Мальчиковый – мальчишеский
  19. Надеть – одеть
  20. Нарушить – разрушить
  21. Нестерпимый – нетерпимый
  22. Обосновать – основать
  23. Обсудить – осудить
  24. Освоить – усвоить
  25. Оценить – расценить
  26. Поставить – установить
  27. Предоставить – представить
  28. Преемник – приемник
  29. Приметливый – приметный
  30. Снискать – сыскать
  31. Укрыть – покрыть
  32. Факт – фактор
  33. Эффектность – эффективность

Задание 4. Отметьте случаи несоблюдения морфологических норм. Дайте характеристику ошибкам. Исправьте предложения.

  1. Николай выбрал самый кратчайший путь к дому.
  2. Красная георгина очень красива.
  3. В зале не раз вспыхивали долго не смолкающиеся аплодисменты.
  4. В коридоре валялся ее модный туфель.
  5. Он самый старейший член нашего коллектива.
  6. Детская шампунь радует малыша.
  7. Под словом «нравственность» понимают общепринятые формы моралей, охраняемые государством.
  8. Здесь просторное фойе.
  9. От такой жизни, как у Манилова, человек постепенно деградируется.
  10. Я не нашла в магазинах апельсин.
  11. Тремстам двадцати выпускникам школ были вручены золотые медали.
  12. Поезд сошел с рельс.
  13. Он станет звонить более яростнее.
  14. Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства.
  15. Домашний тапочек должен быть удобным и красивым.
  16. Бытовые условия в поселке более предпочтительнее, чем в леспромхозе.
  17. Вкусное яблоко обрадовало девочку.
  18. Аптека находится совсем близко, в полутораста шагах отсюда.
  19. Белая босоножка оказалась в коробке.
  20. Радостно встретились после долгой разлуки двое друзей.
  21. Новый туфель натер ногу.
  22. Минск впервые упоминается более девятьсот лет тому назад.
  23. Измятый банкнот валялся на дороге.
  24. Все общество собралось на террасе, они любили там отдыхать.
  25. Больной мозоль беспокоил ее.
  26. Чернило всех цветов есть в этом магазине.
  27. Чужая боль не оставляет нас равнодушными.
  28. Обеих кандидатов мы хорошо знаем.
  29. Красивый собака живет в соседней квартире.
  30. Что же я буду делать без ее?
  31. Белый лебедь красиво плывет.
  32. В семье было двое девочек.
  33. У него косая сажень в плечах.
  34. Площадь равна сто одиннадцать тысяч квадратных километров.
  35. У нее есть много туфель.
  36. Разработка этого месторождения является наиболее важнейшей задачей.
  37. В магазинах есть много разных чулок.
  38. Я не нашла в магазинах мандарин.
  39. В магазинах большой выбор полотенец.
  40. В этом районе открыли много детских ясель.

Задание 5. Выявите предложения, в которых нарушены синтаксические нормы. Квалифицируйте ошибки. Исправьте предложения.

  1. Закрыв книгу, у вас в памяти надолго остаются ее герои.
  2. Беря материал из реального мира, художник воспроизводит действительность в образах и картинах.
  3. Произведения сатирика бичевали пороки существовавшего строя в царской России.
  4. Перешагнув через порог, мы попали в довольно странное помещение.
  5. Герой романа показан в обычной обстановке русской действительности, в образе которого воплощены черты передовой дворянской интеллигенции.
  6. Собакевич так расхваливал умерших крестьян, что как будто они были живыми.
  7. Почувствовав себя утомленным, я все же решил дочитать статью.
  8. Нарисованные писателем образы помещиков в поэме стали нарицательными.
  9. Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы произведения большой глубины и силы.
  10. Рассказывая о явлениях жизни, в произведениях писателей даются им объяснения.
  11. Написанный роман молодым автором вызвал широкую дискуссию.
  12. Впервые поставленная на сцене пьеса в 1902 году пользуется огромным успехом.
  13. Отряд продвигался под деревьями, которые росли вперемежку с кустарником.
  14. Готовясь к контрольной работе, повторите изученный материал.
  15. Он сильно беспокоился о здоровье матери, долго не имея от нее писем.
  16. Читая эти стихи, посвященные трудовым будням, появляется желание трудиться больше и лучше.
  17. Есенин научился видеть прекрасное, любить и бережно относиться к природе.
  18. Оказавшись вне стен университета, бродя по улицам без всякой цели, у Раскольникова созревает план убийства.
  19. Тридцать один спортсмен участвовали в этом кроссе.
  20. Врач Симонова прописала мне новое лекарство.
  21. Проблема о разумном использовании природных богатств волновала людей еще в далекой древности.
  22. Профорг отчитался о проделанной работе.
  23. Каждый рабочий закреплен за определенным станком, который следит за его состоянием.
  24. Брат не только побывал в доме отдыха, но и у отца в деревне.
  25. В этом месяце в музей были переданы две старинных иконы.
  26. Мой друг, к сожалению, ужасная неряха.
  27. Глядя на эту старую фотографию, мне вспомнилась моя молодость.
  28. Читая данное стихотворение, по коже у меня пробегал мороз.
  29. Аспирант ответил на многие вопросы членов Ученого совета, касающихся темы его диссертации.
  30. Эта книга посвящена вопросам музыки, живописи, графики, культуры.
  31. Особенностью этой книги является то, что ее составители много внимания уделяли на сопоставление фактов русского и белорусского языков.
  32. Не надо рассуждать о том, о чем вы не знаете.
  33. Этот вопрос надо адресовать к главному редактору.
  34. Я не только купил книгу, но и несколько брошюр.
  35. Опавшие листья с деревьев шелестели под ногами.
  36. Лекарственное растение чистотел рос рядом с домом.
  37. Газета «Аргументы и факты» не вышли, как обычно, в четверг.
  38. Услышав ответ, лицо девушки побледнело.
  39. Войдя в дом, я снял плащ.
  40. Выйдя на улицу без перчаток, руки сразу же окоченели.

Задание 6. Определите, смешение каких слов вызвало неточное выражение мысли? Исправьте предложения. Составьте словосочетания или предложения с неправильно употребленным словом.

  1. Самолет сделал смертельную петлю.
  2. Бойцы стали собираться в наступление.
  3. Ульяна Громова – верная дочка своего народа.
  4. Плюшкин ходил в дряхлом халате.
  5. Шоферу такси будет представлено обвинение в американском суде.
  6. На подводах Ростовы хотели везти свое состояние.
  7. Главное содержание японских трехстиший – научить людей любить мир.
  8. Боль была очень сильной, временами нетерпимой.
  9. Наш папа по происхождению одессит.
  10. Город преобразуется на наших глазах.
  11. Гость пытался собрать осколки сломанной вазы.
  12. Все мы безвозмездно пользуемся медицинской помощью.
  13. Некрасов широко применял русское народное творчество.
  14. На занятиях технического кружка мы познакомились со строением автомобиля.
  15. Свое призвание он видит в службе искусству.
  16. Напомню, что за 12 дней до приезда американского президента в Австралии изменился премьер-министр.
  17. Значительная часть молодежи поселка представлена сама себе.
  18. Конница Доватора нанесла сокрушительный удар по задним частям атакующих.
  19. Раскольников убил бабушку.
  20. Я предлагаю деканам факультетов сейчас тоже выразиться.
  21. Из клуба выскочила чья-то фигура.
  22. У нас в столовой самообслуживание: покушал – убирайся сам.
  23. Для удобства пользования школьный альманах снабжен содержанием.
  24. Автор делит героев своего романа на 2 части.
  25. Это постановление положит конец прогульщикам.
  26. Тимур Баймуратов, закончив службу в авиации, пришел в кружок и отдает детям то, что сам горячо любит.
  27. Преподаватель хвалит коллегу за творческое отношение к работе: «А сколько приходится затрачивать времени и сил, чтобы подготовить лекцию! Это ведь не просто просмотреть 2–3 книги – и все. Тут выписки, тут горы фактов. Ведь это же сизифов труд!».
  28. Иностранец с сокрушенным видом говорит знакомой о своих расстроившихся планах: «В общем, Галочка, дело в шляпе».
  29. А в левом углу стенгазеты нарисовали голубя, несущего в зубах оливковую веточку.

Задание 7. Измените порядок слов в предложениях со смещенным логическим ударением.

  1. Вопрос о контроле возникает лишь в тех случаях, когда такие устройства не работают или неправильно работают.
  2. Город завален мусором. Раньше собаки и коты рылись в мусорных ящиках в поисках съедобного. Теперь – пенсионеры и безработные.
  3. У папуасов не было металлов, поэтому они не пользовались металлическими деньгами. Раковины служили деньгами.
  4. Я приеду к тебе в пятницу. У меня свободный день в пятницу.
  5. В актовом зале школьники уже украшали елку. К вечеру была убрана елка.
  6. В опытной группе детям читали стихи, а в контрольной – нет.
  7. Писателя заботило, чтобы не проскользнуло какой-нибудь ошибки; он читал сначала сам корректуру, потом давал редактору.
  8. В первом тексте существительные стоят в нужной форме, во втором – числительные.
  9. Тогда еще не было письменности у казахов, но их устное творчество достигло высокого уровня.
  10. Дорогу постоянно ремонтируют. Вот и получается: вчера ехал здесь, а сегодня уже нельзя.
  11. Авторы этих высказываний ошибаются по-разному: одни из них недооценивают роль личности, другие ее переоценивают.
  12. Случаи пропажи книг в интернате обычно замалчиваются. Поэтому мы особенно на них остановимся.
  13. Когда Марат уезжал в Москву, знакомых он встретил на вокзале.
  14. Брату я подарил альбом для марок, а книгу – сестре.
  15. Иногда в классе не находится образцового сочинения, которое можно прочесть для всех, поэтому лучшие работы надо хранить учителю.
  16. При взаимном рецензировании ученик должен сам исправить все стилистические ошибки в работе товарища. Правда это отнимает много времени у ученика, зато дает хорошие плоды.
  17. Работа над стилистическими ошибками приносит хорошие результаты только тогда, когда систематически проводится с учащимися, а не от случая к случаю.
  18. Выработанный навык будет безотказно действовать.
  19. Особого внимания заслуживает использование местоимений в речи.
  20. Измените фразу так, чтобы она была правильно построена.
  21. В художественной галерее появилась новая картина. Все говорили об этой картине.
  22. Народ Индии не хотел мириться с гнетом чужеземцев. Волнения часто происходили в стране.
  23. Вдруг открылась дверь. Девушка вошла в наше купе.
  24. На берегу озера высится красивое здание санатория. Рабочие-горняки отдыхают и лечатся в этом санатории.
  25. Мы услышали легкий скрип двери и оглянулись. Дедушка стоял на пороге.
  26. Мальчики уловили слабый шум мотора и посмотрели в сторону моря. Лодка появилась на горизонте.
  27. Хозяин услышал голоса и вышел во двор. Два незнакомых человека разговаривали у калитки.
  28. Левитан – крупнейший русский пейзажист. Его талант окрашен лирикой, творчество глубоко человечно. Волга занимает значительное место в творчестве Левитана.
  29. Совершенное выражение духовного мира человека есть вместе с тем самопонимание и требует творчества от человека.
  30. Человеческий мозг имеет ограничения. Во-первых, он медленно действует. По сравнению с машиной он невероятный тихоход.
  31. Кабинет эстетики провел среди студентов института диспут на тему: «Все должно быть прекрасно в человеке».

Задание 8. Продолжите сообщение одним из данных вариантов.

  1. Водитель долго стучал в ворота, но никто не открывал. (Наконец вышел сторож. Наконец сторож вышел.)
  2. Он ждал хозяина не меньше получаса и начинал уже терять терпение, когда (появился хозяин; хозяин появился).
  3. Кто не знает замечательных черных шкатулок с росписью на крышках? Они сделаны из обычного картона, склеенного в несколько слоев и покрытого лаком. (Родиной русских лаков является село Федоскино. Село Федоскино является родиной русских лаков.)

Задание 9. Расположите слова из скобок в нужном порядке.

  1. Машина ехала на полной скорости. (выскочил, какой-то зверек, неожиданно, из-за кустов, на дорогу).
  2. Надо привести в порядок все дела (возвращается, начальник, из командировки, завтра).
  3. Я подходил к сосняку, когда (выстрелы, донеслись, со стороны редкого леса, слева от меня).
  4. После полудня погода переменилась. Налетел ветер, начался дождь. Вдруг за окном раздался треск. Оказалось, что (сломался, тополь, старый, от ветра).
  5. Старик подбросил в костер сырых веток и вынул платок (выступили слезы, на глазах, от дыма).

XXXIII. Определите, в каких словосочетаниях выделенные слова – омонимы (1), а в каких – разные значения многозначного слова (2)?

    1. гранатовый браслет — гранатовый сок
    2. магнитофонная лента лента шоссе
    3. заставить мебелью – заставить выучить урок
    4. перевести текст – перевести библиотеку в другое здание
    5. желтый лист – больничный лист
    6. найти обрыв в проводах – крутой обрыв
    7. клубы дыма – клубы по интересам

XXXIV. К данным словам подберите синонимы:

  1. обычный –
  2. пасмурный –
  3. слава –
  4. смелость –
  5. небрежно –
  6. сверкать –
  7. понять –

XXXV. Подчеркните наиболее подходящий по смыслу и стилю синоним:

  1. Город – это (большой, крупный, обширный, громадный) населённый пункт.
  2. Ночь быстро спустилась на землю, но мы продолжали (дорогу, путь) и скоро вышли из леса на (дорогу, путь) к станции.
  3. Сквозь туман слабо (блестели, сверкали, светились, сияли) уличные фонари.
  4. Дети (боятся, пугаются, страшатся) темноты.
  5. В рассматриваемой фразе можно (использовать, применить, употребить) оба слова, выступающие как синонимы.
  6. По иностранному акценту и восточным (костюмам, нарядам, одежде, одеянию, платьям) можно было сразу узнать индусов, среди которых только часть была в европейских (костюмах, нарядах, одежде, одеянию, платьях).
  7. В круг (дел, обязанностей, функций) входит выдача (различных, всевозможных) справок.
  8. Вспоминая прожитые годы, старик иногда печально улыбается, но больше не (грустит, скучает, тоскует) как прежде.
  9. От испуга он не мог вымолвить ни слова и (замер, оцепенел, остолбенел, окаменел).
  10. Меня (злят, возмущают)чудовищные действия террористов, о которых рассказывали по телевизору.

XXXVI. Синонимами, антонимами, омонимами или многозначными словами являются следующие пары слов:

  1. Префикс – приставка
  2. Девичья коса – песчаная коса
  3. Перевести текст – перевести деньги на счет
  4. Злой – добрый
  5. Лингвист – языковед
  6. Грязнуля – неряха
  7. Полезный – вредный
  8. Пессимист – оптимист
  9. Тур по Европе – могучий тур
  10. Брать в долг – брать барьер

XXXXV. Что означают данные слова? Обведите правильный номер.

Досуг 1) любимое занятие

2) свободное от работы время

3) безделье

4) развлечения
Апологет 1) защитник какой-либо идеи

2) местный житель

3) непримиримый враг противник
Эскалация 1) постепенное неуклонное наращивание, увеличение,

расширение чего-либо

2) стремление к этническому или племенному обособлению

в политике и экономике

3) противоборство, противостояние
Раритет 1) вспомогательная деталь чего-либо

2) предмет, который якобы защищает от несчастья; его

носят суеверные люди

3) редкость, ценная редкая вещь
Референдум 1) руководство, совет, как действовать в том или ином

случае

2) всенародное голосование по какому-либо важному

вопросу государственной жизни

3) консультация по определенным вопросам
Рейтинг 1) публичное оглашение мнений, сведений о чем-либо

2) общее согласие по спорным вопросам, достигаемое в

результате опроса мнений, обсуждения

3) индивидуальный числовой показатель оценки какого-

либо человека, определяющий его общественно-

политический портрет, спортивное мастерство и т. п.

XXXXVI. Лексическое значение слова указано в примере:

  1. Маркетинг – система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос.
  2. Менталитет – словарный запас нации.
  3. Аналогия – сходство в каком-либо отношении между предметами.
  4. Адаптация – состояние полного безразличия, равнодушия.
  5. Паритет_ равенство, одинаковое положение, равноправие сторон.
  6. Инцидент – случай, происшествие( обычно неприятного характера), недоразумение, столкновение.
  7. Альтернатива – необходимость выбора из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей, а также каждая из этих возможностей.
  8. Дайджест – первое публичное представление, официальное знакомство с какой-либо новинкой (товаром, книгой, журналом и т.п.).
  9. Эйфория – чувство приподнятого, повышенно-радостного настроения или благодушия, не оправданное объективными условиями.
  10. Конфронтация – сплочение сил, объединение и укрепление усилий для достижения каких-либо целей.

XXXXIX. В каких предложениях допущены ошибки, возникшие при употреблении фразеологизмов?

  1. Выпускники, радостные и веселые, на прощание спели свою лебединую песню.
  2. В соседней комнате раздался веселый гомерический хохот.
  3. Никому не удавалось провести его вокруг пальца.
  4. Успехи этого ученика желают лучшего.
  5. Положение на комбинате остается из рук вон плохим.
  6. Павел Константинович знал всю его подноготную.
  7. Жизнь не баловала нас, но мы не пали духом.
  8. Он не хочет работать, а гоняется за длинными рублями.
  9. Гордиев узел абитуриента – не сделать ошибок в сочинении.
  10. Я высказал свое мнение о пьесе, а если кто со мной не согласен, — что ж, да будет им земля пухом!

XXXXX. Раскройте скобки, выбрав нормативную форму существительного

  1. За ( ветхим домишко, ветхим домишком) начинается крутой спуск к реке.
  2. Речь идет об аэропорте в ( Шереметьево, Шереметьеве).
  3. Новые дачные участки выделены около ( Репино, Репина).
  4. Цветы (мать-и-мачеха, мать-и-мачехи) издавна используются в народной медицине.
  5. Автоприцеп «Турист» — это передвижная дача с двумя съемными (диван-кроватями, диванами-кроватями).
  6. Укрывшись (плащ-палаткой, плащом-палаткой), чтобы не промокнуть под дождем, мы побежали к дому.
  7. Информация получена от сотрудника (МИД, МИДа).
  8. Состоятся гастроли (МХАТ, МХАТа) и московского (ТЮЗ, ТЮЗа).
  9. Из города (Петропавловск-Камчатский, Петропавловска-Камчатского) мы выехали вечером.
  10. С композитором (Бородиным, Бородином) связаны замечательные страницы в истории русской музыкальной культуры.
  11. Сражение под (Бородино, Бородиным, Бородином) изменило ход Отечественной войны 1812 года.
  12. Эволюционная теория, обоснованная (Дарвиным, Дарвином), имеет как своих сторонников, так и противников.

XXXXXI. Выберите нормативное окончание существительных. Учтите возможность вариантов:

  1. Старое серебро начищено до блеска (а, у).
  2. Плантация рис (а, у).
  3. В магазины завезли превосходного виноград (а, у).
  4. Здесь нет лес (а, у), кругом одна степь.
  5. Потоки свежего весеннего воздух (а, у) врывались в открытое окно.
  6. Больному не хватало воздух (а, у).
  7. Ну и народ (а, у) на площади!
  8. За ночь навалило столько снег (а, у), что не пройдешь от дома к калитке.
  9. Столько крик (а, у) и визг (а, у) было, когда дети увидели реку.
  10. Его не легко сбить с толк (а, у).

XXXXXII. Подчеркните нормативную форму Род.пад.мн. числа существительного:

  1. Мать велела мне купить несколько (простынь, простыней).
  2. Я не нашла в магазинах ни (апельсин, апельсинов), ни ( мандарин, мандаринов) и пять (килограмм, килограммов) (яблок, яблоков).
  3. В нашем доме несколько (кочерг, кочерег).
  4. В этом районе открыли много детских (яслей, ясель).
  5. Для всей компании нам пришлось купить пять (дыней, дынь).
  6. В поход мы взяли две пары резиновых (сапог, сапогов), несколько пар шерстяных (чулок, чулков) и (носок, носков).
  7. Осенью всегда бывает много (свадьб,свадеб).
  8. много (басен, басней) включено в новый учебник по литературе.
  9. Роскошный дом украшало несколько (ставен, ставней).
  10. После первых (заморозок, заморозков) мама заставляет носить шапку.

XXXXXIII. Обведите номера предложений, в которых допущены ошибки, связанные с ненормативным употреблением форм имен существительных:

  1. Инфаркт – омертвление участка того или иного органа в результате закупорки или спазма кровеносных сосудов.
  2. Вовлечение в хозяйственные обороты миллионов гектар пустующих земель – важнейшая задача.
  3. Там, на самом краю обрыва я различаю крохотною ранчо.
  4. Второе место жюри присудило учащемуся В.Корнейчуку.
  5. 20 мая исполняется 60 лет начальнику планово-экономического отдела завода Борису Ивановичу Сороке. Дирекция завода поздравляет Б.И.Сороку с юбилейной датой.
  6. Весной, пока стояли хорошие погоды, лесничество произвело носадку леса на большой площади.

XXXXXIV. Выберите вариант окончания существительного, рекомендуемый современной нормой. Учтите возможность стилистических вариантов:

  1. Запах клея (1), клею (2).
  2. Сладость мёда (1), мёду (2).
  3. История народа (1), народу (2).
  4. Попить чайка (1), чайку (2).
  5. Несколько вагонов сахара-песка (1), сахара-песку (2).
  6. Стакан крепкого чая (1), чаю (2).
  7. Сорить деньгами без счёта (1), счёту (2).
  8. Снять деньги со счёта (1), счёту (2).
  9. Говорить с глаза (1), глазу (2) на глаз.
  10. Смахнуть слезу с глаза (1), глазу (2).

XXXXXV. Раскройте скобки, выбирая подходящую форму прилагательных. Учтите возможность вариантов:

  1. Эта река (спокойная, спокойна), в ней купаются даже не умеющие плавать.
  2. Можете меня не утешать: я вполне (спокойный, спокоен).
  3. На этот раз учитель был ( строгий, строгим, строг).
  4. Порядки в этой школе (строгие, строги).
  5. Климат в этих местах ( нездоровый, нездоров).
  6. Директор сегодня не принимает: он (нездоровый, нездоров).
  7. Цветы в вазе (живые, живы).
  8. Подобные явления ещё (живые, живы) в нашем обществе.
  9. Осень в Санкт-Петербурге обычно ( сырая, сыра), ( ветреная, ветрена), (дождливая, дождлива), а в Москве она (сухая, суха), (морозная, морозна).
  10. ( Молодой, молод) он ещё!

XXXXXVI. Подчеркните подходящий вариант словосочетания:

  1. В (систему доходов, доходную систему) отечественного (торгового предприятия, предприятия торговли) входят, кроме прибыли от реализации, прибыль от прочей деятельности, доходы от внереализационных операций.
  2. Целью деятельности любой (коммерческой структуры, структуры коммерции) в (рыночных условиях, условиях рынка) в конечном счете является получение прибыли.
  3. Существует несколько видов прибыли. (Предпринимательская прибыль, прибыль предпринимателя) Рассчитывается при помощи «потока наличности».
  4. В отличие от продукции частных предпринимателей (заводская продукция, продукция завода) имеет более высокое качество.
  5. (заводская продукция, продукция завода) получила высокую оценку международных экспертов.

XXXXXVII. Обведите номера предложений, в которых допущены ошибки, связанные с ненормативным употреблением числительных:

  1. Метростроевцы обещают завершить строительство трассы к 25 декабрю.
  2. К зачету допускаются студенты, выполнившие три и более контрольных задания.
  3. Пароход опаздывал на пару часов, все разошлись, и на берегу остались только четверо женщин в ярких платьях.
  4. Для урока труда нужно купить 34 ножниц.
  5. Длинной вереницей вытянулись медленно ехавшие 22 саней.

XXXXXVIII. Выберите из заключенных в скобки местоимений наиболее подходящее. Укажите возможные варианты:

  1. Я заказал в библиотеку книгу, нужную мне для (моих – своих) занятий.
  2. Берегите (ваше – свое), здоровье, не переоценивайте (ваши – свои) силы.
  3. Вам не следует оставлять (вашу – свою) работу незаконченной.
  4. Куда вы положили (ваш – свой) портфель?
  5. Вам не следовало бы ссорить братьев с (их – своей) сестрой.
  6. Весь вечер (моему – своему) брату Артур усердно помогал.
  7. Хозяйка приветливо встречает гостей, для (всякого – каждого) находит доброе слово.
  8. И она не забудет. Всех приветит, (всякому – любому) доброе слово найдет. Вот она какая.
  9. Язык (всякого – каждого) действующего лица в пьесах Чехова отличается своеобразием.
  10. Докладчик хорошо подготовился к выступлению и сумеет ответить на (каждый – любой) вопрос.

XXXXXX. Как называются жители этих городов? Выберите правильный вариант:

1. Гродно а) гродненец (гродненцы)

б) гродненчанин (гродненчане)
2. Киев а) киевлянин (киевляне)

б) киевчанин (киевчане)
3. Таганрог а) таганрогец (таганрогцы)

б) таганрожец (тагалрожцы)
4. Елец а) ельнич (ельничи)

б) ельчанин (ельчане)
5. Молодечно а) молодеченец (молодеченцы)

б) молоденчанин ( молоденчане)
6. Могилев а) могилевец (могилевцы)

б) могилевчанин (могилевчан)
XXXXXXI. Обведите номера предложений, в которых допущены ошибки, связанные с нормами управления:

  1. Проблема о разумном использовании природных богатств волновала людей еще в далекой древности.
  2. Профорг отчитался о проделанной работе.
  3. Не надо рассуждать о том, о чем вы не знаете.
  4. Этот вопрос надо адресовать к главному редактору.
  5. Директор обвинил сотрудников в некомпетентности.
  6. Сообщение о результатах тестирования предваряло сегодняшнюю лекцию.
  7. Я так давно вас не видел, очень по вам соскучился.
  8. Всем нравится этот лектор, но все равно с него часто смеялись.
  9. Сегодня мне не удалось дозвониться к нему, позвоню завтра.
  10. Всей группой будем болеть сегодня за нашу сборную.

XXXXXXII. Обведите номера предложений, в которых нарушен порядок слов:

  1. Прибыла телеграмма с просьбой увеличить выпуск одного типа машин.
  2. Каждый рабочий закреплен за определенным станком, который следит за его состоянием
  3. Брат не только побывал в доме отдыха, но и у отца в деревне.
  4. Мы широко готовились отметить юбилей известного поэта.
  5. Студенты хорошо справились с поставленными перед ними задачами.
  6. Мы далеко еще не использовали возможности нового метода.
  7. Только те студенты, которые успевают по всем предметам, могут поехать за границу во время учебного года.
  8. Опавшие листья с деревьев шелестели под ногами.
  9. Директор принимает в этом кабинете людей с их проблемами.
  10. Успехов больших добились учащиеся нашей гимназии.

XXXXXXVI. Раскройте скобки и поставьте глагол в прошедшем времени:

  1. ЕЭС (выступить) за единую европейскую валюту.
  2. Музей-квартира Булгакова (приобрести) неизвестные ранее письма писателя.
  3. Журнал «Юность» (опубликовать) новую повесть молодого автора.
  4. Команда «Динамо» (выступить) неудачно в кубке чемпионов.
  5. МХАТ в прошлом сезоне (поставить) новую пьесу.
  6. МИД (пригласить) новых сотрудников из числа выпускников БГУ.
  7. «Спартак» (сыграть) неудачно в последнем матче.
  8. Сухуми (раскинуться) в очень живописном месте.
  9. Плащ-палатка (оказаться) только у одного участника похода.
  10. Альфа-радио (выпустить) новую программу.
  11. В нашем районе (открыться) кафе-бар.
  12. Издательство «Наука» (выпустить) новую серию книг о животных.

XXXXXXX. Приведенные ниже тексты относятся к стилю:

а) публицистическому;

б) официально-деловому;

в) художественному;

г) разговорному

д) научному;

В целях обеспечения расширенного обновления экономики города необходимо развивать производство строительных материалов. В период с 1998 по 2000гг. коэффициент опережающего развития материально-технической базы в части прироста объемов продукции производства строительных конструкций и материалов в народном хозяйстве Минска составил 1.1, тогда как эффективность функционирования строительного комплекса определяется коэффициентом 1,3-1.4. ( ).
Привет! Был сегодня в городе? Что там твориться! Все готовятся к празднику, кругом народу! Ярмарки там разные, продают всякую всячину. Я себе кое-чего прикупил даже. Артисты понаехали, сцены всюду сооружают. Говорят, вечером фейерверк будет. Короче, день Города, чувствую, пройдет как надо. ( ).
Город – крупное поселение, жители которого заняты главным образом в промышленности и торговле, обычно административно и культурный центр окружающего района. Город возникает на том уровне развития общества, когда общественное разделение труда приводит к отделению ремесла от сельского хозяйства и к возникновению регулярного товарообмена. В древности город чаще строили на холме, месте слияния двух рек, вследствие того, что это обеспечивало надежную защиту от нападения врагов. ( ).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Это сопоставление требует synapse как исправить
  • Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми габаритами речевая ошибка
  • Этот аксессуар вероятно не поддерживается как исправить эту ошибку
  • Это событие состоялось несколько дней назад ошибка
  • Это сертификат содержит недействительную цифровую подпись как исправить