Фонетико-фонематическое недоразвитие речи в логопедии также называют сокращенно ФФНР — это расстройство процесса образования произношения фонем у ребенка с разнообразными речевыми отклонениями в результате дефектов понимания и передачи звуков. Что это такое? Иными словами — неверно распознанный звуковой сигнал подается в речевой аппарат и звук воспроизводится не правильно. Это отклонение может быть выявлено у абсолютно здоровых детей, с хорошим зрением и слухом.
К основным факторам развития ФФН речи у детей принято считать:
- Родовые травмы;
- Неблагоприятные условия проживания;
- Психологические проблемы;
- Стрессы;
- Малое время, уделенное на развитие.
ФФН в речи относится к серьезным заболеваниям, которое при несвоевременном лечении может привести к проблемам с письмом, чтением и правильным формированием речи и в результате — плохой реализации лексико — грамматического потенциала у ребенка в будущем. Поговорим об этом подробнее.
Классификация по формам
В логопедической практике в зависимости от особенностей развития детей существуют три классификации ФФНР:
- Легкая форма. Она выражается в небольшом дефекте произношения слогов и отдельных звуков;
- Средняя форма. Тут уже более выражены симптомы фонетико-фонематического недоразвития речи , присутствует неправильное произношения звуков, а также полное или частичное их неразличимость при акустическом или оппозиционном звучании. Ребенок может плохо читать, писать с большим количеством грамматических ошибок, плохо улавливать звуковую дорожку слогов;
- Тяжелая форма. Это самая сложная в лечении и диагностики форма ФФНР. Распространение заболевания охватывает не только звуковую сторону речи, наблюдается также полное отсутствие различия звуков, неправильный слоговой строй, плохая грамматика и связная речь.
При последней самой тяжелой степени ФФН речи, если ребенку вовремя не оказать врачебную помощь, то в скором времени это приведет к необратимым изменениям выговора звуков и слов.
Главные характеристики заболевания
В процессе становления речи ребенка, можно столкнуться со сразу несколькими симптомами ФФНР. Вот на что стоит заострить внимание в первую очередь :
- Замена детьми некоторых звуков, более удобными по артикуляции. Ребенок не воспроизводит некоторые фонемы, подменяя их на другие. Например, звуки Л и Р заменяются звуками И и Л’ («ложка» — «л’ёжка» или «ложка» — «иёжка»);
- Не редки случаи когда ребенок меняет все свистящие и шипящие звуки на более простые по артикуляции, так называемые «взрывные» звуки – Д, Д’, Т, Т’ («самокат» — «томакат», «шуба» — «дуба»);
- В каких-то словах дети могут воспроизводить звуки верно, но в большинстве они меняют их на схожие по артикуляции. К примеру, верно произносимые звуки л, р и с в разъединенном виде, в словах и фразах произносятся с дефектами;
- Дети затрудняются раздельно воспроизводить пары или группы звуков. Происходит подмена одним звуком нескольких. Например, звук «т’» заменяется сразу для нескольких звуков: ш, ч, с («собака» — «тобака», «чашка» — «ташка», «шишка» — «тишка»).
Фонетическое недоразвитие речи влияет на способность детей самостоятельно выделить звук на фоне слова, определить правильную последовательность его и количество. Тяжело произносят сочетания простых согласных и многосложных слов в одном предложении. Когда ребенок произносит такие слова он пропускает слоги, заменяет трудные звуки, добавляет внутрь слога лишний звук. Такая замена может проявляться и на письме, в результате развивается дисграфия артикуляционно — акустического типа.
Ребенок может неправильно произносить не более трех звуков или иметь грамматически правильную речь, но на слух не понимать отличий между множеством звуков, принадлежащих разным группам. Ярко выраженное недоразвитие фонематического процесса не редко завуалированно под сравнительно хорошее звуковоспроизведение. Что в свою очередь усложняет диагностику заболевания.
Кроме нарушений вербального типа у детей с ФФНР выявляются и прочие:
- Трудное переключение между задачами;
- Плохое понимание абстрактных понятий;
- Медленный мысленный ход.
Такие нарушения приводят к низкой успеваемости в школе, вызывают неустойчивость психики и препятствуют нормальной учебной деятельности.
Диагностика у логопеда
К обследованию у врача логопеда ребенка может направить учебное заведение, невролог или же родители сами решают уточнить диагноз. Логопед на основании медицинской карточки проводит анализ как протекала беременность, роды, были ли осложнения и какая психологическая обстановка сейчас в семье.
Оформляю речевую карту доктор отмечает состояние слуха на основании заключения отоларинголога, а также заключение невролога о состоянии ребенка. Педиатр указывает о проведенных профилактических мерах, перенесенных заболеваний и ставит общую оценку здоровью ребенка. Логопед в свою очередь оценивает состояние и подвижность артикуляционного аппарата, голосовых связок и дыхательной развитости.
Проводится детальный анализ произношения звуков, слогов. При выявлении дефектов врач сразу делает пометку в карте. При оценке звукового произношения особое внимание уделяется на различные замены звуков, смешение их, а также искажение основного слова.
Дети должны уметь проводить анализ звуков и синтезировать их. При оценке устной речи огромное значение имеет словарный запас, хорошая связная речь и сформированность речевой линейки речи.
Письменная речь тоже помогает характеризовать отклонения от нормы. Наличие большого количества грамматических ошибок, замены букв («как слышу, так и пишу»), ошибки в понимании конкретного слова. На основании такой полной картины врач логопед делает заключение о состоянии речи и наличии у ребенка ФФНР.
Как откорректировать речь?
Чтобы ребенок избавился от фонетико-фонематического недоразвития речи потребуется много усилий и времени. Врач логопед может порекомендовать специальный садик для маленьких детей, занятия в логопедическом пункте в школьных учреждениях или назначить индивидуальную работу с ребенком.
Основная задача при ФФН речи заключается в коррекции произношения звуков, развитие фонетических навыков и подготовительной работе по овладению грамотой.
За время логопедических занятий ребенок:
- Осваивает правильную артикуляцию и произношение;
- Формирует анализ и синтез речи;
- Обогащает свой словарный запас;
- Развивает связную речь;
- Учится составлять словосочетания и простые, и сложные предложения;
- Овладевает правильными навыками письма и чтения.
На занятиях методисты используют наглядный материал, применяют специальную артикуляционную гимнастику, чтобы сформировать правильный слог. Логопедические занятия улучшают психическое и невралгическое состояние. Ребенок станет более спокойным, уравновешенным и сможет сконцентрироваться на конкретной задаче для ее выполнения. У малыша улучшится слуховое внимание и память, разовьется мелкая моторика.
Параллельно с логопедическими занятиям деткам рекомендуются занятия с психологом. Это поможет преодолеть имеющиеся стрессы и выявить возможные психические отклонения. Особенно важно подкорректировать все недочеты перед школой, чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта из-за имеющихся у него дефектов в новом обществе.
Прогнозы и профилактика
Если логопедическая помощь была назначена вовремя, то при регулярных занятиях и рекомендациях врачей данный дефект можно полностью ликвидировать. При разных степенях сложности ФФН в речи, сроки полной нормализации речи называются — от 1 месяца до 1 года.
Каждому родителю важно помнить, что формирование речи начинается с момента зарождения плода. На психомоторную функцию и общее физическое развитие ребенка могут оказывать влияние сложные роды, операционные вмешательства, злоупотребление матерью во время беременности алкоголем, табаком и наркотическими веществами.
Очень большую роль на развитие речи у малышей и детей дошкольного возраста оказывает психологическая обстановка в семье, регулярность занятий с ними, обучение чтению и письму.
В случае обнаружения отклонений в произношении или же при длительном молчании ребенка, следует пойти на консультацию к логопеду. Он проведет необходимые обследования и подскажет как быстро и эффективно исправить данную проблему в кратчайшие сроки.
Подводя итоги
ФФНР — серьезный речевой дефект. Он требует к себе максимального внимания, чтобы как можно быстрее пройти путь к нормализации речи. Врачебная практика направлена не только на устранение имеющихся проблем с произношением, но и на правильное развитие речи в будущем. Разработанные методики и опыт специалистов помогут ребенку улучшить мышление и память. Научиться правильно говорить и проводить логическую цепочку от слова — к его восприятию и передаче в словах и письме.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения при различных речевых нарушениях у детей. При этом у них наблюдаются нормальные интеллектуальные способности и отсутствие проблем с физиологическим слухом.
При фонетико-фонематическом недоразвитии в речи отмечаются смешения, замены и искажения звуков, неправильное построение слогов в словах, а также незначительные нарушения грамматики и лексики. В ходе логопедического обследования изучается фонематическое восприятие, навыки ребенка в построении связной речи, а также возможность к произношению звуков.
В нашей стране количество детей с ФФН составляет 20-25%.
Обычно до 4-летнего возраста дети в состоянии различать на слух все звуки, воспринимать их как составляющие слова, а также произносить их правильно. Если же этого не происходит, то у ребенка может быть диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
ФФНР может быть приобретенным, либо врожденным. На формирование врожденного расстройства влияют патологии внутриутробного развития, а также родовые травмы.
Приобретенное ФФНР обусловлено несколькими факторами:
- Вирусные заболевания. Они особенно опасны в течение первого года жизни, когда иммунитет ребенка еще не сформирован.
- Травмы головного мозга. Сильные ушибы и сотрясения, вызванные падением или иным механическим воздействием – все это может оказать влияние.
- Генетическая предрасположенность.
- Хронические стрессы и сильные эмоциональные потрясения. Часто данное расстройство выявляется у детей из неблагополучных семей.
Понятие ФФН (фонетико-фонематического недоразвития) было введено группой ученых сектора логопедии Института дефектологии АПН СССР под руководством Р.Е. Левиной. Наиболее известными авторами, подробно описавшими ФФН и особенности фонематики, являются Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, А. В. Ястребова. К механизмам патогенеза они отнесли не до конца сформированную артикуляционную функцию, а также нарушение восприятия звуков.
Фонетико-фонематическое недоразвитие является серьезным препятствием на пути обучения ребенка чтению и письму. Кроме того, на фоне ФФН у детей дошкольного возраста может развиться дислексия и дисграфия.
Нарушение звуковой стороны речи с данным расстройством представлены фонетическими и фонематическими дефектами:
- Искажение одного или нескольких звуков (сигматизм, ротацизм и т.д.).
- Замена артикуляционно-сложных звуков на более простые ([c] на [т], [р] на [л] и т.д.).
- Недифференцированное произношение звуков, для которого характерна замена одним целого ряда других звуков.
- Смешение, либо непостоянное использование звуков в речи. Иными словами, иногда ребенок произносит звуки правильно, но в некоторых случаях заменяет их на другие.
- Часто нет различия между мягкими и твердыми звуками ([сь] вместо [с], [тя] вместо [та]).
- Не различаются на слух глухие и звонкие звуки («папка» вместо «бабка» и т.д.).
Как правило, лексический запас находится в пределах нормы, но при более глубоком обследовании могут быть выявлены ошибки в согласовании частей речи, использовании предлогов.
Наряду с нарушениями вербального характера, есть и другие признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей:
- проблемы с памятью (особенно при расширении лексического словаря);
- сложности с восприятием абстрактных понятий;
- проблемы с переключением внимания, либо с фокусировкой на чем-либо;
- замедленность мыслительных процессов и т.д.
Все эти проблемы сказываются на учебной деятельности ребенка и его успеваемости, поэтому важна своевременная коррекционная работа.
В логопедии выделяется три основных степени:
- Легкая. Нарушено распознавание только некоторых звуков, которые ребенок и так произносит с дефектом. В остальном звукослоговая структура анализируется верно.
- Средняя. Дети не различают достаточно много звуков из разных фонетических групп (шипящие, глухие, звонкие). При этом устная речевая функция сформирована, в целом, правильно.
- Тяжелая. Серьезное нарушение звуковой последовательности – ребенок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их очередность.
Логопедическое обследование предполагает сбор анамнестических данных из личной беседы с родителями, либо медицинской карты. Важно выяснить особенность протекания беременности и родов, а также раннего психоэмоционального и физического развития малыша.
При диагностике следует опираться на результаты обследования у детского отоларинголога и невролога, которые проводятся для оценки состояния слуха, а также исключения психических отклонений.
Логопед проводит обследование артикуляционного аппарата, оценивает состояние дыхательной функции, состояние голосовых связок. Проверяется правильность звукопроизношения, в ходе которого специалист обращает внимание на специфику имеющихся нарушений (искажение, замены и т.д.).
Обследуется уровень развития фонематического восприятия. Все результаты обязательно вносятся в речевую карту. Диагностика устной речи обязательно предполагает оценку словарного запаса, а также сформированности связной речи.
Если ребенок умеет писать, то проводится диагностика письменной речи. В ее ходе выявляются ошибки на письме и их специфика. После окончания обследования делается заключение, на основании которого составляется стратегия дальнейшей коррекции.
Если причиной расстройства установлена какая-то психологическая травма, то параллельно с логопедом за ребенком должен наблюдать детский психолог.
Дети с ФФНР должны заниматься в специальных логопедических группах в детском саду (зачисляются с 5 лет на 10 месяцев). Если проблема не устранена в дошкольном возрасте, то ребенку необходимо заниматься со школьным логопедом.
Основные цели коррекции ФФНР:
- формирование фонематического восприятия;
- обогащение словарного запаса ребенка;
- развитие правильной, связной речи;
- развитие навыков словоизменения и словообразования;
- коррекция звукопроизношения;
- работа с простыми и сложными предложениями;
- подготовка к обучению грамоте (если работа не была проведена до обучения в школе, то проводится коррекция обнаруженных нарушений письменной речи).
В процессе логопедических занятий по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи используется речевой и наглядный материал (соответствующий возрасту ребенка), различные дидактические приемы, логопедический массаж.
Также используются различные артикуляционные упражнения. Для многих взрослых является очевидным, как много усилий приходится прикладывать детям, чтобы научиться правильно выговаривать слова. Для этого необходима работа артикуляционного аппарата, который состоит из анатомо-физиологической системы органов (языка, мягкого и твердого нёба, гортани, губ и т.д.).
Есть определенный комплекс упражнений, направленных на развитие этих органов. Ниже представлены примеры упражнений артикуляционной гимнастики для тренировки губ:
- «Поцелуй». Дети учатся вытягивать губы трубочкой, как будто они хотят кого-то поцеловать. Помогает при произношении свистящих, шипящих и гласных.
- «Пятачок». Ребенок смыкает губы (как в упражнении «Поцелуй») и двигает ими по кругу, периодически меняя направление вращения.
- «Улыбка». Зубы смыкаются, при этом губы расплываются в широкой улыбке. Хорошо тренирует мимические мышцы губ.
Язык – это самая важная часть аппарата артикуляции, поэтому его тренировкой нужно заниматься в первую очередь.
Для этого используются следующие упражнения:
- «Лопатка». Нужно высунуть язык как можно дальше, при этом он должен быть расслабленным.
- «Игла». Задача аналогичная, но при этом язык должен быть напряжен. Желательно держать в таком положении в течение 10 секунд.
- «Трубочка». Язык нужно свернуть в трубочку, одновременно напрягая его.
Несложные манипуляции, вроде цоканья и щелчков языком, также оказываются эффективными, при этом ребенок может делать их самостоятельно дома.
Раннее выявление детей, имеющих проблемы с развитием фонематического восприятия, а также проведение своевременной коррекционной работы помогают исправить недостатки звукопроизношения. Важно работать с ребенком комплексно, привлекая к коррекции родителей, которые должны обеспечить комфортный микроклимат в семье, окружить малыша максимальной заботой и вниманием.
Профилактика ФФНР заключается в принятии мер по предотвращению перинатальных патологий, а также в общем гармоничном развитии ребенка. Работа логопеда, помноженная на терпение родителей – это залог того, что ситуацию можно исправить если не на 100%, то хотя бы до того уровня, когда у малыша не будет проблем с обучением и общением с окружающими людьми.
Близится аттестация?
Получите удостоверение на 144 ак.часа! Пройдите курс повышения квалификации по теме «Современные междисциплинарные технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений в соответствии с требованиями ФГОС»
Углубленный курс повышения квалификации для тех, кому нужны знания, соответствующие мировым требованиям.
Заместитель директора «Логопед-Профи» по научной работе, практикующий логопед высшей категории, учитель-дефектолог, член Ассоциации логопатологов.
Автор: Жигалова Анна Сергеевна
Должность: студент
Учебное заведение: Первый МГМУ им. И. М. Сеченова
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Основные направления и этапы коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения у дошкольников с ФФНР
Раздел: дошкольное образование
Студент Первого МГМУ им. И.М. Сеченова
Жигалова Анна Сергеевна
Основные направления и этапы коррекционной работы по устранению
нарушений звукопроизношения у дошкольников с ФФНР
Преодоление
фонетико-фонематического
недоразвития
речи
достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции
звуковой
стороны
речи
и
фонематического
недоразвития
на
основании
результатов обследования речи детей.
При организации работы по преодолению фонетико-фонематических
нарушений
у
дошкольников,
целесообразно
использовать
комплексный
подход:
использование
разнообразных
форм
работы
(индивидуальные,
подгрупповые
и
фронтальные
занятия);
коррекция
звукопроизношения
сочетается
с
формированием
звукового
анализа
и
синтеза,
развитием
лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания.
Содержание коррекционной работы разделено на 2 блока:
Блок I. Коррекция звукопроизношения.
Блок II. Коррекция фонематического нарушения речи.
Эти два блока учитель-логопед
использует параллельно. Очередность
изложения материала в блоках определена естественным (физиологическим)
ходом формирования звукопроизношения и фонематического восприятия у
детей в норме. Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы
индивидуальными
особенностями
отдельных
детей
и
способствуют
успешному их продвижению.
Блок I «Коррекция звукопроизношения»
Учитывая
специфику
нарушений
устной
речи, планирование работы
делится на следующие этапы:
I этап – подготовительный.
Задача подготовительного этапа —
развитие
подвижности
артикуляционного
аппарата
посредством
общей
артикуляционной гимнастики. Так же на этом этапе необходимо осуществить
1
тщательную
и
всестороннюю
подготовку
ребенка
к
длительной
и
кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в
играх и специальных упражнениях;
в)
формирование
и
развитие
артикуляционной
моторики
до
уровня
минимальной достаточности для постановки звуков (общая и специальная
артикуляционная гимнастика);
г) развитие мелкой моторики;
д) развитие физиологического и речевого дыхания;
е)
укрепление
физического
здоровья
(консультации
врачей
—
узких
специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж и т.п.).
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки
звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального
внимания логопеда и больших затрат времени.
II этап- формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
устранение
дефектного
звукопроизношения
и
формирование
правильной
артикуляции
звука;
формирование
практических
умений
и
навыков
пользования
исправленной
(фонетически
чистой,
лексически
развитой, грамматически правильной) речью.
На этом этапе осуществляется:
1. Знакомство с артикуляцией звука;
2. Постановка звука;
3. Коррекция звука;
4. Автоматизация поставленного звука.
Постановка звуков проводится в такой последовательности:
1.Свистящие [c], [з], [ц], [с`], [з`].
2.Шипящий [ш], [ж].
3.Аффрикаты [ч], [щ].
2
4.Соноры [л], [л`].
5.Соноры [р], [р`].
Д а н н а я
п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь
о п р е д е л е н а
е с т е с т в е н н ы м
(физиологическим)
ходом
формирования
звукопроизношения
у
детей
в
норме. (Коноваленко, 1998)
Однако возможны изменения в порядке постановки звуков, обусловленные
индивидуальными особенностями отдельных детей.
Автоматизация поставленного звука осуществляется:
— в слогах;
— в словах;
— во фразе;
— в предложении;
— в тексте;
— в пословицах, поговорках, стихах;
— в скороговорках;
— в собственном связном высказывании.
Автоматизацию поставленных звуков в словах рекомендуется проводить
в следующей последовательности:
а) [С], [3], [Ш], [Ж], [С’], [3′], [Л’] автоматизируются вначале в прямых
слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением
согласных.
б) [Ц], [Ч], [Щ], [Л] — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в
прямых и со стечением согласных;
в)
[Р], [Р’] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и
параллельно вырабатывать вибрацию.
Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в
слогах, в той же последовательности. Каждое отработанное в произношении
слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие
рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
3
Однако
изменения
вполне
допустимы,
если
они
продиктованы
индивидуальными
особенностями
отдельных
детей
и
способствуют
успешному их продвижению. (Коноваленко, 1998)
Вследствие того, что у детей с речевыми нарушениями, как правило,
выявляется
недостаточная
сформированность
мелкой
моторики,
психических функций и общеречевых навыков (словарный запас, лексико-
грамматический строй речи и фонематические процессы), то необходимо их
развивать на логопедических занятиях с детьми. Это создаст благоприятные
предпосылки для развития устной речи и овладения письменной речью.
Процесс исправления недостатков звукопроизношения в существенной
степени зависит от выполнения методических установок, важнейшими из
которых являются следующие (Богомолова, 1994):
1. Ребенок должен быть подготовлен к работе, так как его сознательное
желание исправить звуки имеет большое значение.
2. Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться
только после усвоения пройденного материала.
3.
Каждый
поставленный
звук
необходимо
сразу
вводить
в
разговорно-
бытовую речь.
4.
В
течение
работы
над
постановкой
звуков
родители
должны
активно
помогать ребенку и требовать от него выполнения заданий.
Блок II «Коррекция фонематического недоразвития речи»
После постановки и автоматизации того или иного звука следует этап
его дифференциации (различения) с наиболее часто смешиваемыми звуками.
Если не проводить дифференциацию, ребёнок будет путать произношение
поставленного звука с имеющимися дефектными. Вначале отрабатываются
звуки
в
упражнениях,
а
затем
вводятся
в
разговорно-бытовую
речь.
(Богомолова, 1994)
4
В данном блоке ведется работа над совершенствованием следующих
операций
в
соответствии
с
концепцией,
предложенной
В.А.Ковшиковым
(1995):
— активизация слухового внимания;
— выделение звука на фоне других звуков;
— выделение звука на фоне слога;
— выделение звука на фоне слова;
— вычленение звука;
— определение места звука в слове;
— определение положения звука по отношению к другим звукам;
— определение последовательности звуков в слове;
— определение порядка следования звуков в слове;
— определение количества звуков в слове;
—
составление
слов
из
заданной
последовательности
звуков
(фонематический синтез);
— операции фонематических представлений.
При работе над дифференциацией звуков одновременно
подключается не более пары звуков, если для работы необходимо большее
количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют
попарно. Рекомендуемая последовательность дифференциации звуков
(Коноваленко, 1998):
[С-3], [С-С’], [С-Ц], [С-Ш];
[Ж-3], [Ж-Ш];
[Ч-С], [Ч-Т’], [Ч-Щ];
[Щ-С’], [Щ- Т’], [Щ-Ч], [Щ-Ш];
[Р-Л], [Р-Р’], [Р’-Л’], [Р’-Й], [Л’-Л].
В процессе обучения проводятся три типа занятий: индивидуальные,
подгрупповые, фронтальные.
5
Индивидуальные.
О с н о в н а я
ц е л ь
–
п о д б о р
к о м п л е к с а
артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических
нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартрии. При
этом
логопед
обязан
установить
эмоциональный
контакт
с
ребенком,
привлечь его внимание к контролю над качеством звучащей речи логопеда и
ребенка,
подобрать
индивидуальный
подход
с
учетом
личностных
особенностей
(речевой
негативизм,
фиксация
на
дефекте,
невротические
реакции и т.п.).
Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у
которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового
состава,
отдельные
специфические
проявления
недоразвития
речи,
выраженные
отклонения
в
строении
артикуляционного
аппарата
и
т.д.
Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:
—
закрепление
и
автоматизацию
навыков
правильного
произношения
имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило, включаются гласные
(а,
о, у, и, э, я),
наиболее доступные согласные звуки
(м-мь, н-нь, п-пь, т-ть, к-
кь, ф-фь,
в-вь, б-бь, д-дь, г-гь
и т.д). Нередко многие из них звучат в
речевом
потоке
несколько
смазано,
произносятся
с
вялой
артикуляцией.
Поэтому необходимо произношение каждого звука уточнить, закрепить более
четкую
артикуляцию.
Это
позволит
активизировать
артикуляционный
аппарат, создать условия для спонтанного появления в речи отсутствующих
звуков;
— постановку отсутствующих в речи ребенка звуков, которая осуществляется
общепринятыми
в
логопедии
методами.
Последовательность
появления
в
речи детей этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно
произносятся ребенком. Так в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в
следующей
последовательности:
с-сь,
з-зь,
ц,
ш,
ж,
ч,
щ.
озвончение
начинается с
з
и
б
, в дальнейшем от звука
з
ставится звук
ж
, от
б – д
, от
д –
т
. Последовательность постановки сонорных
р
и
л
определяется тем, какой
6
звук поддается коррекции быстрее. При условии одновременной постановки
нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, логопед
имеет возможность подготовить детей к фронтальным занятиям.
Постановке звуков предшествует работа по подготовке подвижности и
дифференцированности органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы
артикуляционные
установки
для
ребенка,
были
вполне
осознанными.
Поэтому
логопед
не
только
показывает,
но
и
описывает
каждый
артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой,
зрительный и кинестетический анализаторы.
В
работе
над
произношением
выделяются
этапы
–
собственно
постановка
звука
при
изолированном
произношении
и
отработка
его
в
сочетании
с
другими
звуками
в
слогах,
словах.
Приемы
постановки
и
коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука,
но и для отдельного случая. Постановке звуков предшествует, как правило,
подготовительные
артикуляционные
упражнения.
Для
выработки
дыхательной струи. При этом максимально используется зрение, осязание и
кинестетические ощущения.
При отработке звука в сочетании с другими звуками рекомендуется
придерживаться определенной системы: учим произносить звук в слоге и
сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук:
в открытых слогах (звук в ударном слоге): са – сани, сук – сук, со –
совы, сы – сын;
в обратных слогах: ос – нос;
в закрытых слогах: сос – сосна;
в стечении с согласными: ста – станок, сту – стук, ска – миска;
в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге: маска,
киска, миска.
Мягкий
звук
отрабатывается
после
твердого
звука
в
той
же
последовательности.
7
Очень полезны слоговые упражнения с постепенным наращиванием
слогов, с переменными ударениями.
Дифференциация
звуков
о суще ствляет ся
в
с л ед у ю щ е й
последовательности. Например: са-ша, ша-са; саша- шаса; саш-шос; сашаса-
шасаша и т.п.
В период закрепления большое значение придается неоднократному
повторению слов, включающих заданный звук.
Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их
различению
на
слух.
Восприятие
звука
стимулирует
правильное
произношение,
а
четкая,
осознанная
артикуляция,
в
свою
очередь,
способствует лучшему различению звуков. Поэтому с первых занятий детей
приучают узнавать звук даже в том случае, если ребенок самостоятельно этот
звук произносить еще не может. Концентрация внимания детей на звуковой
стороне
языка,
на
отрабатываемых
звуках
воспитывает
активность
и
осознанность фонематического восприятия.
Подгрупповые.
Основная цель – воспитание навыков коллективной
работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе
упражнения
по
развитию
силы
голоса,
изменению
модуляции
(хором,
выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед
может
организовать
простой
диалог
для
тренировки
произносительных
навыков;
упражнять
детей
в
различении
сходных
по
звучанию
фонем
в
собственной и чужой речи. Большую часть свободного времени дети могут
проводить в любом сообществе в соответствии с их интересами.
Основная цель подгрупповых занятий – первоначальное закрепление
поставленных
логопедом
звуков
в
различных
фонетических
условиях.
Организуются они для трех-четырех детей, имеющих однотипные нарушения
звуковой стороны речи.
На занятии осуществляется:
— закрепление навыков произношения изученных звуков;
8
—
отработка
навыков
восприятия
и
воспроизведения
сложных
слоговых
структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
— воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из
правильно произносимых слов;
— расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных
ранее звуков;
—
закрепление
доступных
возрасту
грамматических
категорий
с
учетом
исправленных на индивидуальном занятии звуков.
Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети
объединяются
по
признаку
однотипности
нарушения
звукопроизношения.
Состав
детей
в
группах
периодически
меняется
в
течение
года.
Это
обусловлено
динамическими
изменениями
в
коррекции
речи
каждого
ребенка.
Индивидуальные
и
подгрупповые
занятия
носят опережающий
характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-
грамматического материала на фронтальных занятиях.
Фронтальные
фонетические
занятия
предусматривают
усвоение
(автоматизацию)
произношения
ранее
поставленных
звуков
в
любых
фонетических позициях и активное использование их в различных формах
самостоятельной
речи.
Одновременно
обеспечивается
дальнейшее
расширение
речевой
практики
в
процессе
ознакомления
с
окружающим
миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения,
предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком
в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.
На
фронтальных
занятиях
организуются
совместные
игры,
обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для
развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.
Задачи и содержание индивидуальных и подгрупповых занятий:
1.Развитие артикуляционного праксиса.
9
1.
Фонационные упражнения.
Уточнение
артикуляции
правильно
произносимых
звуков
в
различных
звукослоговых сочетаниях.
2.
Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция
искаженных звуков.
3.
Первоначальный
этап
автоматизации
исправленных
звуков
в
облегченных фонетических условиях.
Содержание фронтальных занятий состоит в следующем:
—
К
работе
на
фронтальных
занятиях
дети
готовятся
на
индивидуальных и подгрупповых.
—
На
фронтальных
занятиях
изучаются
только
те
звуки,
которые
правильно
произносятся
всеми
детьми
изолированно
и
в
облегченных
фонетических условиях.
Фронтальные
занятия
включают
в
себя несколько этапов, все они
тесно связаны между собой и взаимообусловлены.
Первый этап – закрепление правильного произношения изучаемого
звука. При подборе лексического материала необходимо предусмотреть его
разнообразие,
насыщенность
изучаемым
звуком,
при
этом
исключить
по
возможности
дефектные
и
смешиваемые
звуки.
Рекомендуется
включить
упражнения
на
употребление
усвоенных
детьми
лексико-грамматических
категорий
(единственное
и
множественное
число
существительных,
согласование
прилагательных
и
числительных
с
существительными,
приставочные глаголы и т.д.), а также различные виды работ, направленные
на развитие связной речи (составление предложений, распространение их
однородными
членами,
составление
рассказов
по
картине,
серии
картин,
пересказ). В процессе выработки правильного произношения звуков логопед
учит детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определенные выводы о
сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, способе их
артикулирования и звучания.
10
Второй этап – дифференциация звуков (на слух и в произношении).
Процесс
овладения
детьми
произношением
предусматривает
активную
мотивацию,
насыщенную
познавательную
работу
по
наблюдению
над
звуками речи, словами, морфологическими элементами.
Работа
по
развитию
фонетической
стороны
речи
проводится
одновременно с работой по различению фонем родного языка. От умения
ребенка правильно воспринимать и правильно произносить имеющиеся в его
речи
звуки
во
многом
зависит
точное
воспроизведение
звукослоговой
структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону языка, на
обработку
фонем
из
разных
противопоставляемых
групп
позволяет
активизировать
фонематическое
восприятие.
Систематиче ские,
последовательные занятия по обработке двух звуков, по дифференциации
часто смешиваемых звуков обеспечивают основу для подготовки детей к
овладению элементами грамоты.
Работа
по
дифференциации
звуков
осуществляется в
несколько
периодов:
На первом периоде закрепляются навыки произношения звуков: а, у, и,
р, э, ы; п, п’, т, т’, к, к’, х, х’, j, л’ (изолированно, в слогах , в словах,
предложениях). Дети учатся различать эти звуки изолированно, в слоговых
сочетаниях,
в
словах,
в
предложениях,
в
речевом
потоке.
Запоминать
и
воспроизводить
звуковой
ряд;
воспроизводить
звукослоговые
ряды
с
различной интонацией, силой голоса, ударением, предлагаемым логопедом.
Развивать
языковую
способность
детей
путем
привлечения
внимания
к
звуковой оболочке слова; развивать слуховое внимание, слуховую память;
учить различать интонационные средства выразительности в речи логопеда
(чтение
стихотворений);
учить
правильно
пользоваться
восклицательной,
вопросительной
и
повествовательной
интонацией;
развивать
речевое
дыхание;развивать динамический праксис рук (по образцу, по инструкции);
знакомить детей с анализом и синтезом обратных слогов.
11
Предложенная
последовательность
отработки
звуков
обеспечивает
поэтапную работу над фонемами, постепенный переход от более легких к
сложным звукам. Это помогает, в свою очередь, постепенному усвоению
детьми фонематической системы языка. В процессе обучения произношению
следует
воспитывать
у
детей
стойкий
познавательный
интере с,
активизировать мыслительную деятельность, постоянно ставить посильные и
в то же время требующие определенного напряжения задачи. Работа по
развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию
слухового восприятия.
В
течение
всего
периода
обучения
детей
учат
четко,
даже
утрированно, воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной
артикуляции,
слышать
и
выделять
в
ряду
других
звуков.
Включаются
упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из трех – четырех
звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в
игровой форме.
На
втором
периоде
у
детей
закрепляются
навыки
правильного
произношения и различения на слух звуков:
л’-j, ы-и, с-с’, з-з’, ц, б-п, ш, ж,
с-ш, с-ш-з-ж.
Дети учатся дифференцировать на слух звуки, выделять их в
ряде других звуков; находить звуки в слове и определять его место в слове;
выделять гласный звук в положении после согласного. Закрепляется навык
согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и
образования относительных прилагательных; вырабатывать умение различать
и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.
Дети учатся составлять предложение по опорным словам, по картине, серии
картин, пересказ; заучивать стихотворение;
На
индивидуальных
занятиях
продолжаются
по ст ановка
отсутствующих
звуков
и
их
автоматизация.
По-прежнему
эта
работа
предопределяет содержание фронтальных занятий. Новым по сравнению с 1
периодом является усиление направленности на дифференциацию (на слух и
12
в
произношении)
звуков
по
принципу
твердости-мягкости,
глухости-
звонкости.
Наибольшее
количество
фронтальных
занятий
посвящается
закреплению и дифференциации свистящих звуков (с-сь, з-зь, ц). По мере
включения
в
лексический
материал
новых
звуков
детей
знакомят
с
изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени
действия.
В течение третьего периода решаются следующие задачи:
— активизировать приобретенные навыки в специально спроектированных
ситуациях;
предусматривать
организацию
коллективных
форма
общения
детей между собой;
—
развивать
детскую
самостоятельность
в
«оречевлении»
предметно-
практической деятельности с соблюдением фонетической правильной речи.
Индивидуальная работа проводится по мере необходимости с детьми,
имеющими
стертую
дизартрию,
ринолалию
или
какие-либо
другие
осложнения. В подгруппах занимаются дети, у которых имеются трудности в
дифференциации звуков, усвоении анализа и синтеза. Фронтальные занятия
проводятся 3 раза в неделю. В течение этого времени изучаются звуки л, р, л-
ль, р-рь, л-р, л-ль-р-рь, ч, щ и осуществляется их дифференциация. Акцент
переносится
на
закрепление
навыка
употребления
этих
звуков
в
самостоятельной
речи.
При
этом
много
внимания
уделяется
развитию
самостоятельных
высказываний.
Весь
материал
подбирается
с
учетом
правильно произносимых звуков.
На
каждом
логопедическом
занятии
предлагаются
упражнения
на
звуковой анализ и синтез. Основной единицей изучения является теперь не
отдельный звук, а целое слово. К концу 3 периода дети самостоятельно
проводят
анализ
и
синтез
односложных
слов (рак,
шум,
лук),
слогов
со
стечением согласных (сто, шко, сту) и слов типа стол, стул, шкаф.
Фронтальная работа осуществляется регулярно со всей группой
согласно планированию на год. При ее планировании необходимо исходить из
13
времени, отведенного программой на занятия по родному языку. Отдельные
виды
работы
по
воспитанию
произносительной
стороны
речи
(развитие
слухового внимания, речевого дыхания, темпа и ритма) могут быть включены
и в музыкальные занятия.
Работу
по
подгруппам
проводят
с
теми
детьми,
которые
не
усвоили программный материал фронтального занятия. Она организуется 2-3
раза в неделю в утренние часы или вечером. Состав подгруппы меняется, т.к.
во время фронтальной работы трудности могут возникнуть у разных детей.
И н д и в и д у а л ь н а я
р а б о т а
п о
ф о р м и р о в а н и ю
звукопроизносительных
навыков
проводится
в
удобное
для
воспитателя
время
с
теми
детьми,
которые
не
овладевают
материалом
по
звукопроизношению,
предусмотренными
для
всей
группы.
Это
основная
форма работы по исправлению звукопроизношения.[59, 129-131]
Работа должна производиться по индивидуальному плану,
составленному логопедом совместно с воспитателем.
Развитие познавательных интересов детей происходит в ходе занятия,
экскурсий,
игр,
а
также
свободной
деятельности.
При
организации
образовательной
деятельности
прослеживаются приоритеты
в
работе
учителя-логопеда и воспитателей:
Приоритеты учителя-логопеда: Приоритеты воспитателя:
— звукопроизношение; — моторный праксис;
— фонематические процессы; — психологическая база речи;
— языковой анализ. – обогащение и активизация словаря.
Немаловажную роль в развитии речи дошкольников играет работа
музыкального руководителя. Танцы под пение, хороводы, игры с пением,
шумовые
оркестры.
Музыкально-дидактические
игры,
способствующие
развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями
на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных
звуков по высоте, распевки, вокализы на автоматизацию тех звуков, которые
14
дети
изучают
на
логопедических
занятиях,
этюды
на
развитие
выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.
Учёными установлена прямая зависимость между уровнем
двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи и
мышлением.
Работа по развитию и обогащению словарного запаса детей включается
в
любую
форму
физкультурно-оздоровителтных
мероприятий
с
учётом
особенностей возраста и здоровья, физичекского развития дошкольников.
Всякая двигательная активность не будет более интересна для ребёнка без
использования
в
утренней
гимнастике,
на
занятиях
физкультурой,
в
подвижных
играх,
в
самостоятельной
двигательной
деятельности
стихотворных текстов, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность
движения.
Стихотворные
тексты
нормализуют
темп
речи
детей,
что
сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются
в звуки,
слова,
контролируя
собственную
речь.
Во
время
такой
физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка,
развивается фонематический слух.
Двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют
движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) во
время артикулирования. Целью проведения такой работы инструктором по
физической
культуре
являются:
развитие
общей
и мелкой
моторики;
пространственной
ориентации;
физиологического
и речевого
дыхания;
координации речи с движением.
Сочетание речи и движения являются важным компонентом на пути
исправления
речевых
и двигательных
недостатков
у детей.
Материал
для
произношения и для проговаривания текста подбирает учитель — логопед,
в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста
и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет
15
инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных
навыков.
Однако
добиться
положительного
результата
невозможно
без
помощи
родителей.
Таким
образом,
взаимодействие
специалистов
позволяет
вовлекать в сферу коррекционно-речевой работы родителей детей, имеющих
речевые нарушения.
Взаимодействие с родителями (или лицами их заменяющими
) –
одно
и з
у с л о в и й
у с п е ш н о й
р а б от ы
п о
п р е од ол е н и ю
н а р у ш е н и й
звукопроизношения у детей.
После проведения логопедического обследования логопед
предоставляет
родителям
(или
лицами
их
заменяющими)
полную
и
подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у
ребенка.
Далее
учитель-логопед
подробно
разъясняет
индивидуальную
коррекционно-развивающую
работу,
предназначенную
для
занятий
с
ребенком
и
делает
акцент
на
необходимости
совместной,
согласованной
работы специалистов детского сада и родителей.
Заканчивается обучение в мае. К этому времени дети овладевают
навыками правильного произношения и различения фонем родного языка, а
также анализа и синтеза односложных слов без стечения согласных и со
стечением согласных.
Используемая литература
1. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. — С-Пб.: Библиополис, 1994.
2.
Большакова
С.Е.
Преодоление
нарушений
слоговой
структуры
слова
у
детей.-
Методическое пособие. М.: «Сфера» 2007.
3.
Борисова
Е.А..
Индивидуальные
логопедические
занятия
с
дошкольниками.
Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2008
4. Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. Ростов –
на – Дону «Феникс» 2005.
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-групповая работа по коррекции
звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998.
6. Ковшиков В.А.Исправление нарушений различения звуков. – СПб.:1995
7. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб.: 1995.
8. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников.- М.: 1983
9. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой,
С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
16
10. Пожиленко Е.А Методические рекомендации по постановке у детей звуков. Пособие
для логопедов. –СПб.: КАРО, 2009
11.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.- М.: «Просвещение»,
2008г.
17
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.
Общие сведения
ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком ФФН является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам. ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск-фактором развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.
Нарушения средств общения (ФФН и ОНР) являются категориями психолого-педагогической классификации речевых нарушений, отражающими уровень сформированности языковых средств и позволяющими в соответствии с этим выстраивать логопедическую работу. ФФН объединяет обширную группу нарушений речи: артикуляторно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию, дизартрию, ринолалию. Дети с ФФН составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)
Классификация
По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень ФФН:
- Легкая степень ФФН характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звуко-слоговая структура слова анализируется правильно.
- Средняя степень ФФН характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.
- Тяжелая степень ФФН характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность.
Характеристика ФФН
При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны. Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.
Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков) Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на [т] и пр.). Другим вариантом проявления ФФН может быть недифференцированное произношение звуков, когда один звук может служить заменителем целого ряда других звуков (например, [т´] вместо [ с´], [ ч ], [ ш ]). Еще одним дефектом при ФФН может являться смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится правильно, в других – заменяется артикуляторно или акустически близкими звуками. В дальнейшем такие нарушения будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).
Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.
Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д. Кроме перечисленных затруднений, при ФФН может отмечаться нечеткость артикуляции.
Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.
Наряду с нарушениями вербального характера, детям с ФФН свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д. Все это препятствует успешной учебной деятельности и обусловливает нестойкую успеваемость.
Логопедическое обследование
Приступая к диагностическому обследованию речи у ребенка с ФФН, логопед (из медицинской документации или из беседы с родителями) выясняет анамнестические сведения (особенности протекания беременности и родов у матери, раннего физического, психического развития ребенка). При оформлении речевой карты на ребенка с ФФН следует сделать особые отметки о состоянии слуха (по заключению детского отоларинголога), неврологического статуса (по заключению детского невролога), общего здоровья (по заключению педиатра).
Затем исследуется состояние и подвижность артикуляционного аппарата, оценивается состояние голосовой и дыхательной функции. При обследовании звукопроизношения обращается внимание на характер имеющихся нарушений (замены, смешение, искажение, отсутствие), различение оппозиционных фонем, способность воспроизведения слов различного слогового состава. Крайне важным при ФФН является исследование уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза. Диагностика устной речи завершается изучением количественной и качественной характеристики словарного запаса, сформированности грамматического строя речи и связной речи.
При диагностике письменной речи выявляется наличие специфических ошибок на письме и их характер (замены букв, аграмматизмы и др.), определяется уровень владения чтением, ошибки, понимание прочитанного. В речевой карте обязательно фиксируются образцы детской речи, на основании которых делается заключение о наличии у ребенка ФФН.
Коррекция ФФН
Дети с ФФН подлежат обучению и воспитанию в специальных логопедических группах детских садов, куда зачисляются на 10 месяцев с 5 или 6 лет. Школьники с нарушениями письма и чтения, обусловленными ФФН, занимаются на школьном логопункте. Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к овладению грамотой (в школе – профилактику либо коррекцию нарушений письменной речи).
В процессе логопедических занятий по коррекции ФФН осуществляется работа над произносительной стороной речи (уточнением артикуляции, постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков); формированием фонематического восприятия, анализа и синтеза; обогащением словаря; развитием навыков словообразования и словоизменения, составлением простых и сложных предложений; развитием связной речи; овладением элементарными навыками чтения и письма. На занятиях по коррекции ФФН используется соответствующий возрасту наглядный и речевой материал, различные дидактические приемы, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж. Логопедическая работа по коррекции ФФН проводятся в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме.
Дети с ФФН нуждаются в занятиях детского психолога: развитии слухового внимания и слуховой памяти, общей и мелкой моторики, памяти, мышления.
Прогноз и профилактика
Раннее выявление детей с ФФН и проведение целенаправленной логопедической работы позволяет полностью исправить недостатки звукопроизношения и развить фонематическое восприятие. Желательно, чтобы фонетико-фонематическое недоразвитие было устранено до поступления в школу – это является залогом успешного овладения ребенком письменной речью.
Предупреждение ФФН требует профилактики перинатальной патологии плода, заботы об общем здоровье и гармоничном развитии детей, организации правильного речевого окружения, активизации слухового внимания и гнозиса как основы формирования фонематических процессов. Важное значение имеет внимание родителей к речи своего ребенка и своевременное обращение к логопеду для коррекции имеющихся нарушений.