Фильм ошибки юности содержание

Фильм "Ошибки юности" - последний в жизни талантливого советского актёра Станислава Жданько, но он интересен ещё и как срез эпохи

Это очень непростой фильм во всех смыслах и при всех своих недостатках, о которых скажу позже, он так прочно дёргает какие-то душевные струны, что память возвращает к нему снова и снова. Фильм снят в 1978 году, режиссёр уехал жить в Америку, и картина легла на полку. Почти десять лет спустя она попала к зрителю.

Мне кажется, выйди она тогда, она была бы разгромлена критиками (и по праву!), а теперь, спустя столько лет, она стала ценным свидетельством времени, приобрела историю, гораздо более интересную, чем та, что рассказана на экране. Нет в живых главного актёра, Станислава Жданько, он погиб на квартире своей подруги Валентины Малявиной от удара ножом (или покончил собой) в год создания картины, ему было 24 года, ей — 37. Фотография Валентины  дважды появляется в фильме, как его привет любимой и невозможности счастья с другими. А иначе зачем?

Митя, герой Стаса Жданько, мятущийся, импульсивный, совершающий необдуманные шаги, дополняет «мою галерею» тревожных персонажей, где Зилов из «Отпуска в сентябре» (1979), Макаров из «Полётов во сне и наяву» (1982) и даже Роберт Дюпи из «Пяти лёгких пьес». Митю извиняет лишь возраст, ему от силы 20-21, и ему точно рано подводить итоги и заводить семью, тогда как всем перечисленным товарищам к сорока. Только вот вопрос, хватит ли Мите ещё лет 10-15, чтобы побегать и повидать мир, о чём он постоянно себе твердит?

Самой лучезарной частью «Ошибок молодости» мне показалась первая часть картины. И ошибка номер один Мити. Не надо было уходить из армии, а остаться на сверхсрочную службу.

Его уважали и продвигали, а командир с такой тоской и пониманием смотрит на уезжающего домой Митю, словно видит всю его жизнь наперёд. И, зная, что случится с актёром Жданько в этот же год, он словно прощается с ним навсегда. (По ходу картины Митя часто вспоминает море, Крым, он становится для него неотвязной мечтой о счастье, куда заказана дорога непосвящённым. Только те, кто был с ним рядом те два армейских года. Дальше в истории будет неприятная сцена, где Виктор на риторический вопрос Мити, неужели придётся ехать в Крым одному, говорит: «Почему же одному?», намекая на Полину, и какой за этим ураган последовал!).

Митя вместе с армейским другом Виктором едет по комсомольским путёвкам на север. Нефтянка. Хорошие деньги. Кажется, что Север подходит характеру парня, и он должен охладить его пыл. Первое знакомство с бригадой приходится как раз на день рождения Геннадия, одного из членов бригады – его играет Николай Караченцов.

В картине он играет тридцатилетнего, самому актёру 34. Караченцов уже с успехом сыграл в «Старшем сыне» и «Собаке на сене» — известен и любим всем Советским Союзом.

Жданько только-только набирает актёрский потенциал, но ему прочат славу не меньше Александра Абдулова, ровесника Жданько.

Караченцов и Жданько играют яростных соперников в любви. Митя становится невольным участником драматического выяснения отношений Геннадия со своей возлюбленной Полиной (Марина Неёлова).

Зачем он встрял между ними? Что толкнуло его к Полине? Этот парень совсем без страха – ему плевать, что он, новичок, совсем юнец, вступил на чужую территорию. Можно только представить, каким он станет, когда поднатореет в жизни. Что-то звериное есть в его тоскливых глазах, что-то неутолённое и неутолимое. Все женщины в его жизни – временные сопровождающие его сиюминутный порыв, его внезапное желание – я так хочу. Он вламывается в жизнь Полины и Геннадия, не зная сам, зачем ему Полина.

Странное впечатление производит Полина (Неёлова шестью годами старше Жданько в реальной жизни) – она и манит, и одновременно пугает Митю. Она давно на Севере, заработала хорошие деньги и даже предлагает денег Мите, она независимая, что видно по тому, как она ведёт себя с Геннадием. Может, поверила, что встретила свою истинную любовь, да ещё и мужественного парня, способного отбить её у кого угодно. Сцена, когда Полина спрашивает Митю, сможет ли он дать имя их будущему ребёнку, одна из самых сильных.

Митя отводит глаза, он жалок, он обещает жениться, но дети никак не заложены в его ближайшие планы. Отношения с Полиной я считаю Ошибкой номер два.

Следом идёт Ошибка номер три – бегство с Севера.

Внезапный отъезд Полины заставил Митю бежать с Севера. Куда? Он вспомнил случайное знакомство с девушкой, когда патрулировал пляж в поисках солдат в самоволке.

Девушка Люся из Ленинграда просто оторва. Она сообщила ему свой адрес на случай, если он окажется в северной столице. Митя позвонил в её квартиру, и дверь открыла свекровь. К этому моменту мы уже узнали, что за штучка эта Люся. К сожалению, эта линия обрывается, как и все остальные в этой рыхлой истории. Забыться и запить разочарование Митя отправляется в ресторан, где и знакомится с официанткой Зиной (Наталья Варлей).

Он снимает у неё комнату, устраивается работать грузчиком в мебельный магазин. И даже не верится, как скоропостижно произошла трансформация человека  — из честного парня, готового постоять за армейского товарища, ставшего жертвой дедовщины, он превращается в наглого хапугу, сшибающего деньги у клиентов.

Компания, в которой он работает, вся, как на подбор, а бригадир – отъявленный негодяй, наживающийся на людях в эпоху тотального дефицита. Понятно, что такая смена ориентиров не могла пройти гладко – Митю разрывают на части внутренние противоречия. Зина, хорошая, добрая, подвернулась под руку – живут в одной квартире, спят, едят вместе, почему не жениться?

На свадьбу приехал друг с Севера, у него растёт сын, как напоминание о своём, возможно, где-то ребёнке. И эта ненужная свадьба, и слишком порядочная невеста, которой он, Митя, вовсе не заслуживает и понимает это, и деньги, которые суёт бригадир – всё это такая для него адская смесь, что взрыв обеспечен. Прямо во время свадебного ужина он начинает хватать чемодан и бросать в него вещи. Виктор его останавливает.

Последней сценой режиссёр, вероятно, хотел придать оптимизма происходящему – невеста, горестными огромными глазами смотрит на Митю, а он пытается ей улыбнуться, они стоят рядом, и камера от них удаляется. Если бы даже они бросились друг другу на шею, это бы никак меня не убедило. Для Мити нет этой жизни. Он уже там, ему осталось жить несколько месяцев.

Подвожу печальные итоги и считаю чужие  ошибки юности. Мне фильм интересен исключительно тем, что в нём главную роль играет Станислав Жданько, естественный и органичный. В нём ощущается и драматизм, и комизм одновременно. Он точно актёр с большой палитрой возможностей. В этой картине он проходит три этапа и убедительно создаёт персонажа, меняющегося под обстоятельства жизни, ищущего себя. Ему кажется, что он – хозяин судьбы, но на самом деле он плывёт по течению своего внутреннего разлада, именно эта буря не даёт ему определиться и гонит его постоянно в неизвестность. Он, словно ошпаренный, мечется и бежит от себя.

Мне также было интересно увидеть в картине тех актёров, которые станут моими любимыми на долгие годы – изумительная, талантливейшая, умнейшая Марина Неёлова и Николай Караченцов. «Ошибки юности» даёт срез эпохи, время узнаваемо с первых до последних сцен, музыкальные хиты тех лет, тем более, не обманут – есть даже «По французской стороне» Давида Тухманова))

К явным промахам отношу рыхлость картины – такое ощущение, что её резали и клеили на коленке. Множество моментов вызывает недоумение – никакого объяснения, что произошло с персонажами, они просто канули в лету. О Полине никаких воспоминаний. Некоторые сцены просто внезапно обрываются. Картина словно снята разными режиссёрами в разное время – часть фильма чёрно-белая, часть цветная.

Одна из версий – картина считалась уничтоженной, но потом отыскалась у редактора в домашнем архиве и восстанавливали её кусками. Хорошо, пусть. Принимаю. Но почему так плохо проработаны характеры персонажей? Нелогичные поступки. Например, после дикой драки между Караченцовым и Жданько, они продолжают жить в одном вагончике, как ни в чём не бывало. Чужеродной выглядит история Люси, девушки, с которой познакомился Митя на пляже. Если весь фильм мы смотрим глазами Мити, почему сцена в Ленинградской квартире дана нам изнутри с большим акцентом на Люсе и её взаимоотношениях в семье? И куда девалась гигантская рыбина, что вёз Митя в подарок Люсе? Ну, нельзя же так издеваться над зрителем, ничего не объясняя, просто обрывать сцену.

И всё-таки, в картине больше плюсов, чем минусов и это видно из моей гигантской рецензии, а потому, не пожалейте времени и посмотрите этот фильм.

P.S. Очень интересно почитать воспоминания жителей Ухты, где снимали часть фильма «Ошибки юности», связанной с Севером https://ok.ru/nizhnydomanik/topic/66599604502705

Вот совсем недавно пересматривал «Отпуск в сентябре», а тут на тебе, снова «в яблочко» — еще один советский шедевр конца 70-хх, положенный на полку.

Вообще-то, совсем не хотелось смотреть что-то советско-депрессивное, просто случайно увидел кадры из этого фильма в одном из роликов про Советскую Армию, захотелось вспомнить и свою армейскую молодость.

Создатели этого фильма Эдуард Тополь и Борис Фрумин эмигрировали в США буквально через год после окончания работы. Наверно и поэтому тоже фильм был снят с проката. Таже судьба постигла и совершенно безобидный советский мюзикл «31 июня», потому что один из актеров (Александр Годунов) оказался «предателем родины», а точнее невозвращенцем. Как-то вот не сложилось в 78-79-гг. аж для трех наших весьма неплохих фильмов: «Отпуск в Сентябре», «31 июня» и «Ошибки юности». Все были забанены на долгих 7-8 лет.

Более того, я даже в перестроичные годы как-то вот так и не посмотрел «Ошибки юности».

Так что для меня было удивительно, что в этом фильме во всей красе показана дедовщина в советской армии. Причем, вот именно такая, которую я сам испытал на собственной шкуре. Это в советской Армии образца даже не 80-хх, а гораздо раньше. Подозреваю, что 60-хх, потому что Эдуард Тополь сам служил срочку, знал о чем писал сценарий. Да, посмотри я этот фильм до своей службы, может быть иллюзий было бы меньше. А так все по «Служу Советскому Союзу» представлял себе «тяготы и лишения». А тяготы были не в том, чтобы 10 раз подтянуться и пробежать кросс. Этого никто и не требовал почти ни разу за все 2 года. Вот когда даже не бъют, а просто не дают спать и есть, вот тогда и узнаешь в чем они эти «лишения».

Ну вот совершенно реальная (виданная мною сотни раз) сцена, когда молодой боец лишается своей пайки, которую уже съели деды. Он идет на кухню просить свою порцию. Повар при нем отдает «добавку» жареной рыбу какому-то деду, а молодому нагло говорит, мол рыбы больше нет. Молодой рад даже каше, но и ту не удается доесть. «Взвод встать!» — команда сержанта. И все, на этом ужин закончен. К слову сказать, вот это вот «Взвод встать — сесть» — одна из совершенно неуставных форм издевательств над личным составом «в профилактических целях». То есть вы еще не доели, а вас заставляют прыгать как макак. Причем, практиковалась вообще такая вещь — не понравились вы чем-то сержанту за столом, он вам командует встать. И вы стоите, а все едят. А потом «Взвод, окончить прием пищи, наводим порядок на столах». И все, вы «пообедали». Особенно это было распространено в учебке. Однажды это увидел замполит. После этого сержант был разжалован и отправлен из учебки в часть. Типа, для показухи. Но сержант, как и многие ему подобные, не был злым по натуре, просто система делала из людей садистов. Это была такая традиция. Он ей следовал. И в итоге поплатился.

Второй эпизод тоже как из нашей жизни. Дед будит молодых и заставляет их отсчитывать дни до дембеля. О, тут фантазия у дембелей была очень бурной. Помнится, кто-то из молодых был обязан читать стишок, что-то вроде :

Дембель стал на день короче,

Дембелям — спокойной ночи !
Пусть им снится дом у речки,
Баба голая на печке
Самогону полный таз,

И Язова (тут обычно вставлялась фамилия действующего министра обороны) — приказ !»

Так вот, в фильме обыграна сцена когда сержант все-таки осаживает этого «дембеля», причем физически заставляет угомониться. Мне это ценно вспомнить, потому что я в свое время точно также успокаивал новоявленых годков, которые решили поизмываться над молодняком. Я не был сержантом, просто сам был дембелем. Но терпеть ненавидел эту оборзевшую публику, которая только вчера лебезила перед дедами, будучи карасями, а теперь решила что и им можно начинать форсить и унижать других.

Обычно все-таки, никакого хеппи-енда в виде прихода комроты и отправки забуревшего деда чистить сортир, в настоящей жизни не случалось.  Но порядочные ребята среди дембелей, которые в конце концов могли прекратить издевательства над молодыми, иногда находились. Все-таки Советкая Армия не была откровенной зоной, хотя отдельные части, особенно наполненые «туземцами» с Кавказа и Средней Азии очень на нее походили. Чем ниже в части был образовательный уровень призывников, тем хуже для интеллигентов из крупных городов.

Все-таки мне довелось служить в элитных войсках — связь Военно-Воздушных Сил ВМФ Тихоокеанского флота. Откровенного быдляка в нашем батальоне было мало.

Третьего и четвертого сентября на «Ленфильме» пройдут кинопоказы, приуроченные к фестивалю памяти Сергея Довлатова «День Д». В киноцентре можно будет посмотреть «Не болит голова у дятла» Динары Асановой, «Даурию» Виктора Трегубовича и «Ошибки юности» Бориса Фрумина. О последней картине и ее извилистом пути к зрителю пишет Денис Рузаев.

«Ошибки юности». Реж. Борис Фрумин. 1978

«Жизнь охота повидать», — настаивает не раз и не два Митя Гурьянов, герой «Ошибок юности» Бориса Фрумина. То уговаривающему остаться на сверхсрочную армейскую капитану. То рассчитывающему задержать сына в родной деревне отцу. То ждущей от него ребенка женщине. Гурьянов жизнь в итоге увидит — пусть и не факт, что увиденное, на северных стройках или в Ленинграде, ему понравится. Увидел жизнь — в ее определенном, жестоко-бессмысленном изводе — и сам фильм: сценарий Эдуарда Тополя десять лет мотали по худсоветам и редакторам, более-менее чудом снятая в 1978-м картина встретилась уже с армейской цензурой — и легла на полку, чтобы выйти на экраны только в 1989-м.

А может быть, он просто плохой человек?

Велик соблазн — и эти слова во многом будут справедливыми — сказать, что «Ошибкам юности» и этот десятилетний простой, и тридцать с лишним лет, прошедшие с момента запоздалого явления фильма зрителю во вред нисколько не идут. Настолько актуальным остается их сюжет о метаниях статного парня, идущего по жизни и людям с гопаком и мантрой «Не жалею, не зову, не плачу» и не замечающего, что давно топчется в тупике. Настолько пронзителен в любую эпоху волчий взгляд актера Станислава Жданько, трагически погибшего еще в 1978-м. Настолько удушающие, подавливающие душу и герою, и зрителю мизансцены, что выстраивает Фрумин, шло бы действие в казарме, бытовке или ленинградской типовой квартире. Настолько уместна в любую эпоху сама фруминская интонация — лишенная сентиментальности, но преисполненная мудрого сочувствия даже к тому персонажу, насчет которого любящие его люди задаются вопросом: а может быть, он просто плохой человек?

«Ошибки юности». Реж. Борис Фрумин. 1978



Связующее звено — К ретроспективе Бориса Фрумина


Связующее звено — К ретроспективе Бориса Фрумина

Но игнорировать одиннадцать лет, проведенные «Ошибками юности» на полке — значит, и игнорировать парадоксальную, кровавую, но читающуюся и в казарменной завязке, и в самих злых глазах Гурьянова рифму с ключевым эпизодом советской истории. Останься сержант Гурьянов с его образцовой армейской выправкой в 1978-м на сверхсрочную, он вполне мог бы уже через год оказаться в Афганистане — вышел же фильм аккурат к выводу войск, уже после десятков тысяч цинковых гробов и куда большего числа сломанных, потерянных судеб. Нашел бы Митя Гурьянов, которому так тесно и маетно с самим собой в советской мирной жизни, в антураже из «коньяка пять звездочек» и «халтуры за трешник», себя в Афгане, там, где его взгляду исподлобья явно было бы на чем сосредоточиться? Вряд ли на этот вопрос возможен ответ — как невозможно и сказать, как Фрумину еще в конце 1970-х и Тополю, написавшему сценарий еще на десять лет раньше, удалось в мирной своей ленте так точно запечатлеть военную рану, которая еще даже не начала саднить.

Читайте также

  • Poster

    По стеклу — «По ту сторону» Флоранс Мьель

  • Poster

    Рок под снегом — «Молодость» Дмитрия Давыдова

  • Poster

    Маршрут расстроен — «Белый шум» Ноа Баумбаха

  • Poster

    Это норма — «Удовольствие» Ниньи Тюберг

  • Poster

    Крест на партитуре — «Тар» Тодда Филда

  • Poster

    Жизнь как беспредметность — «На тебе сошелся клином белый свет» Игоря Поплаухина

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фильм ошибки юности про что
  • Фильм ошибки молодости египет
  • Фильм ошибки любви содержание
  • Фильм ошибка хирурга
  • Фильм ошибка резидента продолжение