Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения при различных речевых нарушениях у детей. При этом у них наблюдаются нормальные интеллектуальные способности и отсутствие проблем с физиологическим слухом.
При фонетико-фонематическом недоразвитии в речи отмечаются смешения, замены и искажения звуков, неправильное построение слогов в словах, а также незначительные нарушения грамматики и лексики. В ходе логопедического обследования изучается фонематическое восприятие, навыки ребенка в построении связной речи, а также возможность к произношению звуков.
В нашей стране количество детей с ФФН составляет 20-25%.
Обычно до 4-летнего возраста дети в состоянии различать на слух все звуки, воспринимать их как составляющие слова, а также произносить их правильно. Если же этого не происходит, то у ребенка может быть диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
ФФНР может быть приобретенным, либо врожденным. На формирование врожденного расстройства влияют патологии внутриутробного развития, а также родовые травмы.
Приобретенное ФФНР обусловлено несколькими факторами:
- Вирусные заболевания. Они особенно опасны в течение первого года жизни, когда иммунитет ребенка еще не сформирован.
- Травмы головного мозга. Сильные ушибы и сотрясения, вызванные падением или иным механическим воздействием – все это может оказать влияние.
- Генетическая предрасположенность.
- Хронические стрессы и сильные эмоциональные потрясения. Часто данное расстройство выявляется у детей из неблагополучных семей.
Понятие ФФН (фонетико-фонематического недоразвития) было введено группой ученых сектора логопедии Института дефектологии АПН СССР под руководством Р.Е. Левиной. Наиболее известными авторами, подробно описавшими ФФН и особенности фонематики, являются Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, А. В. Ястребова. К механизмам патогенеза они отнесли не до конца сформированную артикуляционную функцию, а также нарушение восприятия звуков.
Фонетико-фонематическое недоразвитие является серьезным препятствием на пути обучения ребенка чтению и письму. Кроме того, на фоне ФФН у детей дошкольного возраста может развиться дислексия и дисграфия.
Нарушение звуковой стороны речи с данным расстройством представлены фонетическими и фонематическими дефектами:
- Искажение одного или нескольких звуков (сигматизм, ротацизм и т.д.).
- Замена артикуляционно-сложных звуков на более простые ([c] на [т], [р] на [л] и т.д.).
- Недифференцированное произношение звуков, для которого характерна замена одним целого ряда других звуков.
- Смешение, либо непостоянное использование звуков в речи. Иными словами, иногда ребенок произносит звуки правильно, но в некоторых случаях заменяет их на другие.
- Часто нет различия между мягкими и твердыми звуками ([сь] вместо [с], [тя] вместо [та]).
- Не различаются на слух глухие и звонкие звуки («папка» вместо «бабка» и т.д.).
Как правило, лексический запас находится в пределах нормы, но при более глубоком обследовании могут быть выявлены ошибки в согласовании частей речи, использовании предлогов.
Наряду с нарушениями вербального характера, есть и другие признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей:
- проблемы с памятью (особенно при расширении лексического словаря);
- сложности с восприятием абстрактных понятий;
- проблемы с переключением внимания, либо с фокусировкой на чем-либо;
- замедленность мыслительных процессов и т.д.
Все эти проблемы сказываются на учебной деятельности ребенка и его успеваемости, поэтому важна своевременная коррекционная работа.
В логопедии выделяется три основных степени:
- Легкая. Нарушено распознавание только некоторых звуков, которые ребенок и так произносит с дефектом. В остальном звукослоговая структура анализируется верно.
- Средняя. Дети не различают достаточно много звуков из разных фонетических групп (шипящие, глухие, звонкие). При этом устная речевая функция сформирована, в целом, правильно.
- Тяжелая. Серьезное нарушение звуковой последовательности – ребенок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их очередность.
Логопедическое обследование предполагает сбор анамнестических данных из личной беседы с родителями, либо медицинской карты. Важно выяснить особенность протекания беременности и родов, а также раннего психоэмоционального и физического развития малыша.
При диагностике следует опираться на результаты обследования у детского отоларинголога и невролога, которые проводятся для оценки состояния слуха, а также исключения психических отклонений.
Логопед проводит обследование артикуляционного аппарата, оценивает состояние дыхательной функции, состояние голосовых связок. Проверяется правильность звукопроизношения, в ходе которого специалист обращает внимание на специфику имеющихся нарушений (искажение, замены и т.д.).
Обследуется уровень развития фонематического восприятия. Все результаты обязательно вносятся в речевую карту. Диагностика устной речи обязательно предполагает оценку словарного запаса, а также сформированности связной речи.
Если ребенок умеет писать, то проводится диагностика письменной речи. В ее ходе выявляются ошибки на письме и их специфика. После окончания обследования делается заключение, на основании которого составляется стратегия дальнейшей коррекции.
Если причиной расстройства установлена какая-то психологическая травма, то параллельно с логопедом за ребенком должен наблюдать детский психолог.
Дети с ФФНР должны заниматься в специальных логопедических группах в детском саду (зачисляются с 5 лет на 10 месяцев). Если проблема не устранена в дошкольном возрасте, то ребенку необходимо заниматься со школьным логопедом.
Основные цели коррекции ФФНР:
- формирование фонематического восприятия;
- обогащение словарного запаса ребенка;
- развитие правильной, связной речи;
- развитие навыков словоизменения и словообразования;
- коррекция звукопроизношения;
- работа с простыми и сложными предложениями;
- подготовка к обучению грамоте (если работа не была проведена до обучения в школе, то проводится коррекция обнаруженных нарушений письменной речи).
В процессе логопедических занятий по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи используется речевой и наглядный материал (соответствующий возрасту ребенка), различные дидактические приемы, логопедический массаж.
Также используются различные артикуляционные упражнения. Для многих взрослых является очевидным, как много усилий приходится прикладывать детям, чтобы научиться правильно выговаривать слова. Для этого необходима работа артикуляционного аппарата, который состоит из анатомо-физиологической системы органов (языка, мягкого и твердого нёба, гортани, губ и т.д.).
Есть определенный комплекс упражнений, направленных на развитие этих органов. Ниже представлены примеры упражнений артикуляционной гимнастики для тренировки губ:
- «Поцелуй». Дети учатся вытягивать губы трубочкой, как будто они хотят кого-то поцеловать. Помогает при произношении свистящих, шипящих и гласных.
- «Пятачок». Ребенок смыкает губы (как в упражнении «Поцелуй») и двигает ими по кругу, периодически меняя направление вращения.
- «Улыбка». Зубы смыкаются, при этом губы расплываются в широкой улыбке. Хорошо тренирует мимические мышцы губ.
Язык – это самая важная часть аппарата артикуляции, поэтому его тренировкой нужно заниматься в первую очередь.
Для этого используются следующие упражнения:
- «Лопатка». Нужно высунуть язык как можно дальше, при этом он должен быть расслабленным.
- «Игла». Задача аналогичная, но при этом язык должен быть напряжен. Желательно держать в таком положении в течение 10 секунд.
- «Трубочка». Язык нужно свернуть в трубочку, одновременно напрягая его.
Несложные манипуляции, вроде цоканья и щелчков языком, также оказываются эффективными, при этом ребенок может делать их самостоятельно дома.
Раннее выявление детей, имеющих проблемы с развитием фонематического восприятия, а также проведение своевременной коррекционной работы помогают исправить недостатки звукопроизношения. Важно работать с ребенком комплексно, привлекая к коррекции родителей, которые должны обеспечить комфортный микроклимат в семье, окружить малыша максимальной заботой и вниманием.
Профилактика ФФНР заключается в принятии мер по предотвращению перинатальных патологий, а также в общем гармоничном развитии ребенка. Работа логопеда, помноженная на терпение родителей – это залог того, что ситуацию можно исправить если не на 100%, то хотя бы до того уровня, когда у малыша не будет проблем с обучением и общением с окружающими людьми.
Близится аттестация?
Получите удостоверение на 144 ак.часа! Пройдите курс повышения квалификации по теме «Современные междисциплинарные технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений в соответствии с требованиями ФГОС»
Углубленный курс повышения квалификации для тех, кому нужны знания, соответствующие мировым требованиям.
Заместитель директора «Логопед-Профи» по научной работе, практикующий логопед высшей категории, учитель-дефектолог, член Ассоциации логопатологов.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи в логопедии также называют сокращенно ФФНР — это расстройство процесса образования произношения фонем у ребенка с разнообразными речевыми отклонениями в результате дефектов понимания и передачи звуков. Что это такое? Иными словами — неверно распознанный звуковой сигнал подается в речевой аппарат и звук воспроизводится не правильно. Это отклонение может быть выявлено у абсолютно здоровых детей, с хорошим зрением и слухом.
К основным факторам развития ФФН речи у детей принято считать:
- Родовые травмы;
- Неблагоприятные условия проживания;
- Психологические проблемы;
- Стрессы;
- Малое время, уделенное на развитие.
ФФН в речи относится к серьезным заболеваниям, которое при несвоевременном лечении может привести к проблемам с письмом, чтением и правильным формированием речи и в результате — плохой реализации лексико — грамматического потенциала у ребенка в будущем. Поговорим об этом подробнее.
Классификация по формам
В логопедической практике в зависимости от особенностей развития детей существуют три классификации ФФНР:
- Легкая форма. Она выражается в небольшом дефекте произношения слогов и отдельных звуков;
- Средняя форма. Тут уже более выражены симптомы фонетико-фонематического недоразвития речи , присутствует неправильное произношения звуков, а также полное или частичное их неразличимость при акустическом или оппозиционном звучании. Ребенок может плохо читать, писать с большим количеством грамматических ошибок, плохо улавливать звуковую дорожку слогов;
- Тяжелая форма. Это самая сложная в лечении и диагностики форма ФФНР. Распространение заболевания охватывает не только звуковую сторону речи, наблюдается также полное отсутствие различия звуков, неправильный слоговой строй, плохая грамматика и связная речь.
При последней самой тяжелой степени ФФН речи, если ребенку вовремя не оказать врачебную помощь, то в скором времени это приведет к необратимым изменениям выговора звуков и слов.
Главные характеристики заболевания
В процессе становления речи ребенка, можно столкнуться со сразу несколькими симптомами ФФНР. Вот на что стоит заострить внимание в первую очередь :
- Замена детьми некоторых звуков, более удобными по артикуляции. Ребенок не воспроизводит некоторые фонемы, подменяя их на другие. Например, звуки Л и Р заменяются звуками И и Л’ («ложка» — «л’ёжка» или «ложка» — «иёжка»);
- Не редки случаи когда ребенок меняет все свистящие и шипящие звуки на более простые по артикуляции, так называемые «взрывные» звуки – Д, Д’, Т, Т’ («самокат» — «томакат», «шуба» — «дуба»);
- В каких-то словах дети могут воспроизводить звуки верно, но в большинстве они меняют их на схожие по артикуляции. К примеру, верно произносимые звуки л, р и с в разъединенном виде, в словах и фразах произносятся с дефектами;
- Дети затрудняются раздельно воспроизводить пары или группы звуков. Происходит подмена одним звуком нескольких. Например, звук «т’» заменяется сразу для нескольких звуков: ш, ч, с («собака» — «тобака», «чашка» — «ташка», «шишка» — «тишка»).
Фонетическое недоразвитие речи влияет на способность детей самостоятельно выделить звук на фоне слова, определить правильную последовательность его и количество. Тяжело произносят сочетания простых согласных и многосложных слов в одном предложении. Когда ребенок произносит такие слова он пропускает слоги, заменяет трудные звуки, добавляет внутрь слога лишний звук. Такая замена может проявляться и на письме, в результате развивается дисграфия артикуляционно — акустического типа.
Ребенок может неправильно произносить не более трех звуков или иметь грамматически правильную речь, но на слух не понимать отличий между множеством звуков, принадлежащих разным группам. Ярко выраженное недоразвитие фонематического процесса не редко завуалированно под сравнительно хорошее звуковоспроизведение. Что в свою очередь усложняет диагностику заболевания.
Кроме нарушений вербального типа у детей с ФФНР выявляются и прочие:
- Трудное переключение между задачами;
- Плохое понимание абстрактных понятий;
- Медленный мысленный ход.
Такие нарушения приводят к низкой успеваемости в школе, вызывают неустойчивость психики и препятствуют нормальной учебной деятельности.
Диагностика у логопеда
К обследованию у врача логопеда ребенка может направить учебное заведение, невролог или же родители сами решают уточнить диагноз. Логопед на основании медицинской карточки проводит анализ как протекала беременность, роды, были ли осложнения и какая психологическая обстановка сейчас в семье.
Оформляю речевую карту доктор отмечает состояние слуха на основании заключения отоларинголога, а также заключение невролога о состоянии ребенка. Педиатр указывает о проведенных профилактических мерах, перенесенных заболеваний и ставит общую оценку здоровью ребенка. Логопед в свою очередь оценивает состояние и подвижность артикуляционного аппарата, голосовых связок и дыхательной развитости.
Проводится детальный анализ произношения звуков, слогов. При выявлении дефектов врач сразу делает пометку в карте. При оценке звукового произношения особое внимание уделяется на различные замены звуков, смешение их, а также искажение основного слова.
Дети должны уметь проводить анализ звуков и синтезировать их. При оценке устной речи огромное значение имеет словарный запас, хорошая связная речь и сформированность речевой линейки речи.
Письменная речь тоже помогает характеризовать отклонения от нормы. Наличие большого количества грамматических ошибок, замены букв («как слышу, так и пишу»), ошибки в понимании конкретного слова. На основании такой полной картины врач логопед делает заключение о состоянии речи и наличии у ребенка ФФНР.
Как откорректировать речь?
Чтобы ребенок избавился от фонетико-фонематического недоразвития речи потребуется много усилий и времени. Врач логопед может порекомендовать специальный садик для маленьких детей, занятия в логопедическом пункте в школьных учреждениях или назначить индивидуальную работу с ребенком.
Основная задача при ФФН речи заключается в коррекции произношения звуков, развитие фонетических навыков и подготовительной работе по овладению грамотой.
За время логопедических занятий ребенок:
- Осваивает правильную артикуляцию и произношение;
- Формирует анализ и синтез речи;
- Обогащает свой словарный запас;
- Развивает связную речь;
- Учится составлять словосочетания и простые, и сложные предложения;
- Овладевает правильными навыками письма и чтения.
На занятиях методисты используют наглядный материал, применяют специальную артикуляционную гимнастику, чтобы сформировать правильный слог. Логопедические занятия улучшают психическое и невралгическое состояние. Ребенок станет более спокойным, уравновешенным и сможет сконцентрироваться на конкретной задаче для ее выполнения. У малыша улучшится слуховое внимание и память, разовьется мелкая моторика.
Параллельно с логопедическими занятиям деткам рекомендуются занятия с психологом. Это поможет преодолеть имеющиеся стрессы и выявить возможные психические отклонения. Особенно важно подкорректировать все недочеты перед школой, чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта из-за имеющихся у него дефектов в новом обществе.
Прогнозы и профилактика
Если логопедическая помощь была назначена вовремя, то при регулярных занятиях и рекомендациях врачей данный дефект можно полностью ликвидировать. При разных степенях сложности ФФН в речи, сроки полной нормализации речи называются — от 1 месяца до 1 года.
Каждому родителю важно помнить, что формирование речи начинается с момента зарождения плода. На психомоторную функцию и общее физическое развитие ребенка могут оказывать влияние сложные роды, операционные вмешательства, злоупотребление матерью во время беременности алкоголем, табаком и наркотическими веществами.
Очень большую роль на развитие речи у малышей и детей дошкольного возраста оказывает психологическая обстановка в семье, регулярность занятий с ними, обучение чтению и письму.
В случае обнаружения отклонений в произношении или же при длительном молчании ребенка, следует пойти на консультацию к логопеду. Он проведет необходимые обследования и подскажет как быстро и эффективно исправить данную проблему в кратчайшие сроки.
Подводя итоги
ФФНР — серьезный речевой дефект. Он требует к себе максимального внимания, чтобы как можно быстрее пройти путь к нормализации речи. Врачебная практика направлена не только на устранение имеющихся проблем с произношением, но и на правильное развитие речи в будущем. Разработанные методики и опыт специалистов помогут ребенку улучшить мышление и память. Научиться правильно говорить и проводить логическую цепочку от слова — к его восприятию и передаче в словах и письме.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Фонематическое нарушения речи означает неспособность для ребенка определения на слух правильных звуков. Такая проблема проявляется в том, что звуки произносятся не правильно, оглушаются или озвончаются, заменяются — твердые на мягкие, пропускаются или переставляются в словах.
При этом ребенок не замечает допущенных ошибок, так как попросту «не слышит» разницы.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи возникает по причине фонематического нарушения слуха. То есть ребенок не только произносит звуки неправильно, но и не может определить на слух, какой звук необходим в том или ином случае.
ФФНР может проявляться в разной степени:
- дефектное звукопроизношение происходит по причине сложностей с анализом фонем;
- ребенок правильно произносит все звуки, но имеет затруднения с фонематическим слухом;
- в речи ребенка есть проблемы с определением правильного звукового порядка в словах.
Как проявляется фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Наиболее характерными признаками наличия ФФНР, на которые следует обратить родителям внимание, могут стать:
- Замена в речи «сложных» звуков на более легкие для произношения. Например, звук Р может стать звуком Л, шипящие и свистящие замениться на взрывные звуки (Ш или Ж на Т или Д как твердые, так и мягкие).
- Смешение звуков. То есть отдельно ребенок может выговорить сложные для него фонемы, но в словах и предложениях они по-прежнему заменяются на более простые.
- Один звук может заменять даже пару или более. Например, один взрывной звук может стать заменой сразу нескольким шипящим и свистящим.
- При правильном произношении ребенок может не различать звуки, относящиеся к разным типам, на слух. В данном случае на первый план выступает проблема фонематического нарушения.
Почему нужно к специалисту
Данная проблема может казаться родителям несущественной. В конце концов, даже в классических детских рассказах мы читаем, как мило дети шепелявят или грассируют, обладая при этом отличными интеллектуальными способностями.
Однако специалисты предупреждают о том, что такое нарушение может обернуться проблемой при обучении в школе. ФФНР означает прежде всего тот факт, что ребенок не способен провести анализ и определить нужный звук. Это влечет за собой проблемы в правописании, а также дислексию, дисграфию. Кроме того, неправильное произношение может сохраниться на всю жизнь, ведь ребенок «не видит и не слышит» своей ошибки.
К кому обращаться?
Если у родителей возникает подозрение на имеющиеся у ребенка проблемы с речью, нужно как можно раньше посетить логопеда. Специалист проведет подробное обследование и сделает вывод, есть ли необходимость в коррекционных мерах.
Как проходит обследование:
- Задавая ребенку вопросы или предлагая выполнить то или иное упражнение, логопед определит «сложные» для произнесения фонемы. Над правильной постановкой звуков нужно будет поработать.
- Следующим этапом необходимо выяснить, есть ли у ребенка сложности со слуховым восприятием звуков. Определенного вида тесты позволяют с уверенностью выявить это нарушение. Логопед предложит назвать первый или последний звук в названии предмета, изображенного на картинке, указать последовательность звуков (для старших дошкольников), найти из разных предметов те, которые начинаются на определенный звук и т. д.
С учетом всех возможных показателей обследования назначается план коррекционных действий специалиста. Важно решить проблему до начала обучения в школе, чтобы ребенок учился успешно.
Как работает логопед с ФФНР
Тактика коррекционных мероприятий строится на основе обследования ребенка. Работа может проводиться как на групповых занятиях, так и индивидуально. В последнем случае уроки будут более эффективны, так как позволяют уделить ребенку максимум внимания и учесть в планах именно его сложности и проблемы.
В логопедических занятиях присутствуют:
- Упражнения, направленные на правильную постановку произношения звуков.
- Игровая логопедическая гимнастика.
- Тренировка слухового внимания.
- Работа по улучшению звукового восприятия, обучение основам фонетического анализа и верному определению фонем в слове.
- Упражнения на проведения звукового и слогового анализа, что обеспечивает успешное освоение грамотной письменной речи.
Все занятия проводятся в игровой форме. Ребенок должен чувствовать себя комфортно во время уроков, настраиваясь на работу.
Коррекционные меры должны быть комплексными. Помимо логопеда в работе должны принимать значительное участие и родители. Единый подход к выполнению коррекционной работы, выполнение «домашних заданий» логопеда, поддержка ребенка и максимальная помощь, оказанная в период исправления нарушений, помогут ему справиться с проблемой в короткие сроки.
Как быстро можно устранить проблему ФФНР
Не стоит ждать от занятий мгновенных результатов. Ведь ребенку совместно с логопедом придется пройти значительный путь от подготовки аппарата речи для постановки правильного звукопроизношения до автоматизации звуков в речи, формирования устойчивого фонетического слуха и умения проводить фонематический анализ.
Именно поэтому важно начать работу как можно раньше. Как правило, данная проблема может быть выявлена в 4-5 лет. Это значит, что до поступления в школу ребенок справится со всеми затруднениями и сможет стать успешным учеником.
Дата публикации: 27.06.2016. Последнее изменение: 19.07.2022.