Фоника виды фоностилистических ошибок

Работа по теме: Лекции. Глава: Раздел 1 Фоностилистика как стилистическая организация звучащей речи. Благозвучие речи. Основные приемы фоностилистики: ассонанс, аллитерация, звуковые повторы других типов.. ВУЗ: МосГУ.

Раздел 2 Рифма как фоностилистический прием. Виды рифм и их востребованность в современной рекламе. Звукопись и звукоподражание в рекламных текстах и слоганах.

Раздел 3 Фоностилистические ошибки, создающие шумы в коммуникативной цепочке: зияние, стечение согласных, неблагозвучие и др.

Фонетический
диалект как прием создания образов
героев в рекламе.

К
Введению

Фоника
это
раздел стилистики, изучающий звуковую
сторону речи. Фоностилистика также
является наукой об искусстве звуковой
орга­низации речи.

Задачи
и круг проблем:

Фоника
подразумевает отбор и релевантное
употребление средств фонетическоro
уровня с определенной сти­листической
целью. Она исследует звуковой строй
речи, то есть все гласные и согласные
звуки языка. Фо­ника дает эстетическую
оценку и изучает сочетаемость звуков
при соединении слов в словосочетания
и предложения.При нарушении привычной
последовательности звухов в речи
возникает отклонение от нормы, нарушающее
коммуникацию. Фоника устанавливает
правила постановки в словах ударения
и правила чередования ударных и безударных
слогов, имеющие в художественной речи
эстетическое значе­ние. (поэзия,
слоганистика, тексты , положенные на
музыку).

К
разделу 1. Фоностилистика как стилистическая
организация звучащей речи.

Благозвучие
подразумевает наиболее совершенное
сочетание звуков, удобное для произношения
и приятное для слуха. Требова­ния
благозвучия должны совпадать с
требованиями фонетиче­ской системы
языка. Каждый язык устанавливает свои
условия благозвучия речи. Например, в
русском языке неблагозвучными считаются
сочетания -вдр-, -взгр-, -вск-, -встр-).

Требование
благозвучия

речи является обяэательным требова­нием
культуры речи. Нарушение благозвучия
происходит в сле­дующих случаях:


неудачная фонетическая организация;


затрудненное произношение;


непривычное звучание фразы.

В
художественной литературе, публицистике
и рекламе благозвучие речи выполняет
не только эстетическую функцию, но и
служит средством придания речи
выразительности.

Ритм
и рифма
.
Ритмизация текста используется для
придания речи выразительности, а также
для создания юмори­стической окраски
речи. Ритмом
называется
конструирование текста с повтором
определенных его элементов.

В
по­этической речи в качестве
композиционно — звукового повтора рифма
является
сpeдством создания красоты звучания,
служит для вы­деления наиболее
важныхслов. В прозаическом тексте
неумест­ная рифма служит причиной
возникновения неуместного комического
эффекта.

Фоностилистические
ошибки
:
скопление согласных, зияние (скопление
гласных, внешнее и внутреннее),
неблагозвучные сочетания, сочетания,
вызывающие неуместные ассоциации
(«кака»). Фоностилистические ошибки
затрудняют коммуникацию и подлежат
обязательному исправлению.

При
стилистической
nравке

текста следует устранять также слeдyю­щие
недочеты:


неблагoзвучные аллитерации на свистящие
и шипящие («самое высокое мастерство
артиста»);


анафора как недочет при частом повторении
одинаковых согласных ;


эпифора как недочет при употреблении
слов с одинаковыми окончаниями;


нанизывание одинаковых грамматических
форм, которые последовательно зависят
друг от друга (нанизывание родительных
падежей);


повторение служебных слов: предлогoв,
союзов, и омонимия предлогов иногда
приставки тоже бывают неблагoзвучными
(вз);


столкновение одинаковых звуковых
комплексов: слогов, частей слов, похожих
по звучанию слов;


вмecтo сложносокращенных слов желательно
использовать полные слова без ущерба
для лексических норм того или иного
функциональноrо стиля;


необходимо исправлять скопление
неблагозвучных причастий с суффиксами
-ВШ-, -Ш-, -ОЩ-, -РЩ-, -УЩ-, -ЮIЦ-;


обязательно следует исправлять неверно
употребленные предлоги, имеющие
фонетические варианты (о всем этом, с
штатным пpепoдaвателем);


избегать употребления заимствованных
слов и неологизмов, необычных для русской
фоники, правильное произношение которых
вызывает затруднение.

Звукопись

применение различных приемов усиления
зву­ковой выразительности речи.
Звукопись представляет собой подбор
слов, которые своим звучанием способствуют
образной передаче мысли. 3вуковая cтoрона
речи становится более замет­ной при
отчетливом выделении слов при чтeнии и
подчеркивании выразительных звуков,
для этого необходима особая интонация,
придающая речи выpaзитeльность и
эмоциональнocть. В художественной
литературе, беллетристике и рекламе
звукопись

является cpeдством усиления выразительности
речи.

Приемы
фоностилистики
:

Фонетические
повторы

распространены, прежде всего, в поэтической
речи. Имеется 4 типа таких повторов на
звуковом уровне: аллитерация,
ассонанс, анафора и эпифора.

1)
Повторение одинаковых или сходных
coгласных;

2)
Повторение гласных, основанное на
чередовании только ударных звуков;

3)
Повторение начальных согласных. Анафора,
мо­жет быть смежной (созвучные слова
стоят рядом) и раздельной;

4)
Повторение конечныхзвуков. Эпифора
также может быть смежной (созвучные
слова согласуются гpаммa­тически) и
раздельной.

Исключение
из текста слов определенного звучания

— суть этогo приема заключается в
оrpаниченном использовании или же
удалении из тeкста элементов с такими
звуками, которые могли бы разрушить
создаваемый художественный образ.

Использование
подчеркнутого благозвучия или
неблагозвучия

является одним из распространенных
стилистических приемов в поэзии, прозе,
публицистике и рекламе.

Звукоподражание
— употребление слов, которые своим
звучанием, напоминают слуховые впечатления
от изображаемого явления. В завимости
от характера звукоподражания выделяют
два типa слов:


ономатопеи — слова, которые своим
звучанием напоминают называемые действия
(кукарекать, чиркать). Звукoподражательные
слова такого типа могут передавать
звучание человеческого голоса (хихикать),
звуки, издаваемые животными (мяукать),
также они могут имитировать «голоса»
неживой природы (скрипеть).


звукообразные слова — выразительные по
звучанию слова, которые способствуют
образной передаче движений, эмоциональных
состояний, физических и психических
явлений (шушукаться).

С
помощью различных приемов звукописи
можно изображать различные по характеру
действия, отражать настроение и чувства
лирическоro героя. Изобразительную
функцию выполняют звучание слов и
движение артикуляционных opганов,
модуляции голоса и интонирование.

Звукообраз
– это художественный образ, усиленный
cpeдствaми звукописи. Данный образ является
главным по смыслу словом, котoрое
определяет подбор лексики в произведении.
Звукообразы придают произведению
художественную завершенность и неред­ко
являются отличительной чертой стиля
автора текста.

Фоностилистика
имеет раз­ное значение для всех стилей
речи. Особо важны ее приемы в публицистической
и художественной речи, а также и в
рекламных текстах и слоганах.

К
теме 3.
Лексическая
стилистика
.

Введение
Лексические
средства языка. Нейтральные и стилистически
окрашенные средства в рекламном тексте.
Виды стилистической окраски.

Соседние файлы в папке 27-02-2014_09-45-57

  • #
  • #
  • #
  • #

Слайд 1
ЛЕКЦИЯ № 4

АКЦЕНТОЛОГИЯ,
ОРФОЭПИЯ, ФОНИКА
КАК РАЗДЕЛЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Корнилова Елена Владимировна
кандидат

филологических наук,
доцент кафедры русского языка и литературы

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

ЛЕКЦИЯ № 4  АКЦЕНТОЛОГИЯ,  ОРФОЭПИЯ, ФОНИКА  КАК РАЗДЕЛЫ


Слайд 2
План лекции
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Понятие ударения. Особенности и функции ударения в русском

языке.
Акцентные варианты. Акцентологические правила и причины ошибок.
Орфоэпия и орфоэпическая норма. Активные процессы в фонетико-орфоэпической системе русского языка.
Понятия стиля произношения, фоники, звукописи, звукосимволизма.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

План лекции Акцентология. Орфоэпия. Фоника Понятие ударения. Особенности и функции ударения


Слайд 3Акцентология. Орфоэпия. Фоника
(от лат. accentus — ударение и греч. lógos —

слово, учение) – раздел языкознания, изучающий природу, особенности и функции ударения.

Акцентологические нормы – правила постановки словесного ударения.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника (от лат. accentus — ударение и греч. lógos —


Слайд 4
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Рубен Иванович Аванесов (1902 – 1982) –

советский языковед, один из основателей
московской фонологической школы.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Рубен Иванович Аванесов (1902 – 1982) –


Слайд 5
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Словесное ударение – выделение одного из слогов неодносложного слова

фонетическими средствами: увеличением длительности гласного, усилением голоса.

«Не надо скучивать идущих подряд одно за другим ни таких слов, которые состоят из малого числа слогов – это режет ухо, – ни слишком большого числа многосложных» (Дионисий, античный ученый и ритор).

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Словесное ударение – выделение одного из слогов неодносложного


Слайд 6
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Дополнительное (побочное, ритмическое) ударение – в сложных словах, а

также в словах с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. (высòкорáзвитый, тèлерепортáж, нàноинженéрия, вùце-президéнт).

Фонетическое слово – служебное и самостоятельное слова, объединенные в речевом потоке общим для них ударением (бéз толку, úз дому, нé у кого, онú же, за гóродом).

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Дополнительное (побочное, ритмическое) ударение – в сложных словах,


Слайд 7
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Логическое (смысловое, интонационное) ударение – произвольное выделение одного из

слов устного высказывания с целью его смыслового усиления.

Ср.: Через неделю я уеду.
Через неделю я уеду.
Через неделю я уеду.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Логическое (смысловое, интонационное) ударение – произвольное выделение одного


Слайд 8
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Факторы, меняющие значение фразы

И он пришел.
(отождествление)
И он

пришел.
(констатация факта)

Какая у них дача?
(переспрос оценки) Какая у них дача!
(восхищение)

место центра ИК

паузы

Диссертант думал: / оппонент не согла-сится со мной.

Диссертант ,/ думал оппонент, / не согла-сится со мной.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Факторы, меняющие значение фразы  И он пришел.


Слайд 9
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Эмфатическое ударение – эмоциональное выделение одного из слов высказывания

(эмфаза – напряжение речи, усиление её эмоциональной выразительности):

Ещё чего! Как бы не так! (возмущение)
Никогда я уже с вами не увижусь! (сожаление)

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Эмфатическое ударение – эмоциональное выделение одного из слов


Слайд 10
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Функции словесного ударения:
делимитативная, разграничительная – выделяет слово в потоке

речи и способствует его узнаванию;
смыслоразличительная – в словах-омографах (хлопок – хлопок, атлас – атлас, парить – парить);
дифференцирующая – разграничивает грамматические формы одного и того же слова (руки – руки, насыпать – насыпать) или слова в разных грамматических формах (полка – полка, мало – мало);
объединяющая, кульминативная – объединеняет служебное и знаменательное слова (за город, не за чем);
ритмическая – участвует в ритмической организации поэтической и прозаической речи.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Функции словесного ударения: делимитативная, разграничительная – выделяет слово


Слайд 11
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Особенности ударения в русском языке:
разноместность – ударение является

свободным, т.е. может падать на любой слог слова (место, зелёный, понимать);
подвижность – ударение не прикреплено к определенной морфеме или слогу, может перемещаться с одного слога на другой при изменении слова (дерево – деревья, сильный – сильнее), но большинство слов имеет неподвижное ударение на основе или на окончании (парк, госпиталь, ломоть).

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Особенности ударения в русском языке:  разноместность –


Слайд 12
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Акцентные варианты – разновидности слов по месту ударения (петля

– петля, кулинария – кулинария, стенам – стенам, верны – верны).

Причины возникновения акцентных вариантов:

влияние просторечия, диалектов и профессиональной речи на литературный язык;
взаимодействие старшей и младшей нормы;
действие закона аналогии;
действие тенденции к ритмическому равновесию и грамматикализации ударения;
смешение моделей ударения из разных языков (чаще в заимствованных словах) и др.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Акцентные варианты – разновидности слов по месту ударения


Слайд 13
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Типы акцентных вариантов:
более или менее равноправные (одновременно

и одновременно, по волнам и по волнам);
неравноправные:

а) устаревшие (манит – устар. манит);
б) стилистические (девица – нар.-поэт. девица);
в) просторечные (сироты – прост. сироты);
г) профессиональные (шприцы – мед. шприцы);
д) диалектные (верба – юж.-рус. верба).

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Типы акцентных вариантов: более или менее равноправные (одновременно


Слайд 14
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Рекомендательные пометы (в словарях):
предупредительные (доп., разг., спец., высок. и

др.);
запретительные (не рек., неправ., грубо неправ.).

Например:
творог – доп. творог, отдал – разг. отдал, искра – проф. искра, манит – устар. манит, баловать – не рек. баловать, узаконение – неправ. узаконение, документ – грубо неправ. документ.
Помета у кого: добыча (у шахтеров), компас (у моряков), алкоголь (у медиков), пройма (у портных), характерный (у актеров), атомный (у физиков) и т. п.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Рекомендательные пометы (в словарях): предупредительные (доп., разг., спец.,


Слайд 15
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Факторы, способствующие усилению (поддержке) того или иного варианта ударения:

частотность использования – побеждает вариант, который принимает массовый характер;
традиция – отражается в словарях, грамматиках, учебниках, литературе.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Факторы, способствующие усилению (поддержке) того или иного варианта


Слайд 16
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Некоторые акцентологические правила
1) выделяется группа существительных с неподвижным ударением: срéдство,

квартáл, гóспиталь, торт, шарф, шофёр, шрифт, договóр, грунт и др.;
2) существительные в форме родительного падежа множ. числа имеют ударение частично на основе, частично на окончании: óтраслей, мéстностей, бáнтов – областéй, плоскостéй, бинтóв;
3) у кратких прилагательных и причастий женского рода ударение перемещается на окончание: близкий – близок, близкá, горький – горек, горькá, взятый – взят, взятá;

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Некоторые акцентологические правила 1) выделяется группа существительных с неподвижным


Слайд 17
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Некоторые акцентологические правила
4) если в краткой форме прилагательного жен. рода

ударение ставится на основе, то в сравнит. степени оно будет тоже на основе, если в краткой форме – на окончании, то в сравнит. степени – на суффиксе: красúва – красúвее, полнá – полнéе;
5) у ряда глаголов в форме прош. вр. жен. рода ударение падает на окончание, хотя в муж., сред. роде и во множ. числе – на основе: брать – брал, бралá, брáло, брáли (взять, дать, ждать, жить, звать, спать и др.);
6) глаголы на -ировать делятся на 2 группы: с ударением на И (блокировать, копировать, форсировать); с ударением на А (группировать, меблировать, пломбировать).

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Некоторые акцентологические правила 4) если в краткой форме прилагательного


Слайд 18
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Основные причины акцентологических ошибок
1) незнание схемы ударения в парадигме слова:

звоню, звонишь, звонит, звоним, звоните, звонят;
2) непонимание значения слов: развитая нами деятельность, развитая верёвка, развитая промышленность;
3) незнание происхождения слова: партер, жалюзи (франц.); бармен, маркетинг (англ.);
4) отсутствие в печатном тексте ударной гласной Ё: афёра, новорожденный вместо правильного афера, новорождённый;

Памятник
букве Ё
в г.Ульяновске
2005 г.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Основные причины акцентологических ошибок 1) незнание схемы ударения в


Слайд 19
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Основные причины акцентологических ошибок
5) плохое знание морфологии, например склонения существительных:

брелка, граблей вместо правильного брелока, грабель;
6) неправомерное использование ударения в дифференцирующей функции, т.е. для различения омонимичных форм: повелит. звоните! – изъявит. звоните (вм. звоните); Р. п. ед. ч. торта – Им. п. мн.ч. торты (вм. торты) [торта и торты звучат практически одинаково];

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Основные причины акцентологических ошибок 5) плохое знание морфологии, например


Слайд 20
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Основные причины акцентологических ошибок
7) взаимодействие структурных ассоциаций: кухонный (кухня) и

неправ. кухонный (как балконный, оконный), августовский (август) и неправ. августовский (как литовский, толстовский);
8)  акцентная обособленность слова или отдельной словоформы: Бальзак – Бальзака, Бальзаком, о Бальзаке и неправ. Бальзака, Бальзаком, о Бальзаке (по аналогии со словоизменением слов типа рюкзак, казак, простак), спину и неправ. спину (под влиянием спина, спины, спине, спиной).

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Основные причины акцентологических ошибок 7) взаимодействие структурных ассоциаций: кухонный


Слайд 21
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Исторически разнонаправленное движение ударения:
регрессивное – перемещение ударения с последнего

слога ближе к началу слова (отсвет – отсвет, прикус – прикус, планёр – планер);
прогрессивное – перемещение ударения с первого слога ближе к концу слова (нужда – нужда, удить – удить, ржаветь – ржаветь).

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Исторически разнонаправленное движение ударения: регрессивное – перемещение ударения


Слайд 22
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Основные тенденции в развитии русского ударения:
тенденция к ритмическому

равновесию – смещение ударения к центру слова (счастливый – счастливый, таинственный – таинственный, аккомпанировать – аккомпанировать), в т.ч. при освоении заимствованных слов (маркетинг – маркетинг);
«грамматикализация», т.е. усиление дифференцирующей функции ударения (различение прилагательных и причастий: налитое яблоко – налитый в чашку кофе; занятой человек – человек, занятый делами; форма севера в конкретизирующем значении «местность с холодным, суровым климатом»: завезти продукты на севера, у нас на северах).

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Основные тенденции в развитии русского ударения:  тенденция


Слайд 23
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Орфоэпия (греч. orthos – правильный, epos – речь) –

совокупность правил литературного произношения звуков, звукосочетаний и слов. В широком смысле – правила произношения, ударения, ритмики, интонирования.

Сопоставительное понятие – орфография.
Орфография определяет буквенный состав слов, орфоэпия – звуковой, фонемный.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Орфоэпия (греч. orthos – правильный, epos – речь)


Слайд 24
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Источники знаний в области орфоэпии
1) теоретические пособия

по орфоэпии (Р.И. Аванесов, М.В. Панов, М.И. Матусевич, Л.А. Вербицкая и др.)

2) орфоэпические словари (С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; И.Л. Резниченко и др.)

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Источники знаний в области орфоэпии  1) теоретические


Слайд 25
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Развитие орфоэпии
Орфоэпия складывается исторически вместе с формированием национального языка,

когда развиваются разные формы публичной речи и увеличивается удельный вес устной речи в жизни общества.

Социолингвистическое значение орфоэпии велико: единообразие звукового оформления устной речи содействует облегчению языкового общения.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Развитие орфоэпии Орфоэпия складывается исторически вместе с формированием


Слайд 26
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Орфоэпическая норма – это единственно возможный или предпочтительный вариант

произношения слова.

Одна из важнейших проблем культуры речи – установление единого произносительного стандарта.

Фонетические подсистемы
русского национального языка:

литературные (московская и петербургская орфоэпические нормы);
нелитературные (просторечные и диалектные).

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Орфоэпическая норма – это единственно возможный или предпочтительный


Слайд 27
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Современное русское литературное произношение сложилось

на базе старомосковского просторечия во 2-й полов. XVII – нач. XVIII вв.

«Московское наречие не токмо для важности столичного города, но и для всей своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается, а особливо выговор буквы о без ударения, как а, много приятнее…» (М.В. Ломоносов).

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Современное русское литературное произношение сложилось


Слайд 28
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Характерные черты старомосковской нормы
аканье – [вада]
иканье на месте

е – [в’исна]
произношение [шн] вместо [ч’н] – було[шн]ая, яи[шн]ица
долгий мягкий [жж’] – [дожж’]
смягчение согласных перед мягкими согл. – [д’]верь, ра[з’]ве
мягкое [р’] перед г,к,х – четве[р’г’], ве[р’х’]
твердое произношение постфикса -ся / -сь – боял[са], бою[с]
твердое произношение финалей -гий, -кий, -хий – долг[ой], широк[ой], тих[ой] или [ый]
твердое произношение глаголов на -ивать – вытяг[ывать], вскак[овать], отпих[ывать]
произношение безударных окончаний глаголов -ат, -ят как [ут]– ход[ют], смотр[ют]

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Характерные черты старомосковской нормы  аканье – [вада]


Слайд 29
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Петербургское произношение – главный «конкурент» московской произносительной нормы, чему

способствовало перенесение столицы из Москвы в Петербург (1713 г.).

Основное отличие – усиление «буквенного» компонента под влиянием письменной формы речи.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Петербургское произношение – главный «конкурент» московской произносительной нормы,


Слайд 30
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Основные правила произношения гласных
Основной закон произношения гласных – редукция,

т.е. изменение гласных звуков в безударной позиции:

количественная редукция – сокращение длительности звучания гласного;
качественная редукция – изменение артикуляции гласного.

о → [а] аканье [а]враг, авт[а]номия
о, а → [ъ] г[ъ]лова, стор[ъ]ж
е, я, а → [ие] иканье п[ие]ро, п[ие]так, ч[ие]сы
а, е, и → [ы] ж[ы]леть, ц[ы]на, мед[ы]нститут,
из[ы]скры, смех[ы]горе
я → [йие] [йие]зык, [йие]нтарь

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Основные правила произношения гласных Основной закон произношения гласных


Слайд 31
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Основные правила произношения согласных
Оглушение в конце слова и перед

глухими согласными: прогно[с], ло[ш]ка.
Озвончение перед звонкими согласными: пере[з]дать, во[г]зал.
Уподобление в группах согласных:

сч, зч, здч → [ш’] счастье, грузчик, бороздчатый
тч, дч → [ч’] летчик, докладчик
сш, зш → [ш] высший, низший
сж, зж → [ж] сжарить, разжать
тц, дц → [ц] золотце, двадцать
дс, тс → [ц] городской, светский

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Основные правила произношения согласных Оглушение в конце слова


Слайд 32
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Основные правила произношения согласных
4. Дифференцированное произношение ЧН, ЧТ:

чн →

[ч’н] в большинстве слов: беспечный,
посадочный, командировочный

чн → [шн] в словах конечно, скучно, нарочно,
двоечник, скворечник, пустячный, яичница,
Ильинична, Лукинична
Ср.: серде[ч’н]ые болезни – друг серде[шн]ый; копее[ч’н]ная монета – копее[шн]ая душа
чт → [ч’т] мачта, нечто, ничтожный
чт → [шт] что, чтобы, ничто, кое-что

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Основные правила произношения согласных 4. Дифференцированное произношение ЧН, ЧТ:


Слайд 33
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Основные правила произношения согласных
5. Смягчение перед мягкими согласными: [с’т’]ена, ра[з’в’]е.
6. Твердое

произношение слов на -изм: плюрализм, монополизм.
7. Выпадение согласных (непроизносимые согласные) в некоторых сочетаниях: поздно, счастливый, здравствуй.
8. Удвоенные согласные произносятся как долгий звук после ударных гласных (сумма), в многосложных книжных словах (ассоциация) или как звук нормальной длительности – перед ударными гласными (коммерция), перед согласным (группка) и в конце слова (металл).

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Основные правила произношения согласных 5. Смягчение перед мягкими согласными:


Слайд 34
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Особенности произношения заимствованных слов
1. о → [а] в словах

типа модель, досье, тоннель, шоссе. Но [о] сохраняется рядом с гласным (оазис, боа) и в конце слова (какао, радио).
2. Твердое и мягкое произношение согласных перед Е:
твердо произносятся слова тезис, стенд, кодекс, протекция, темп, кронштейн, реноме, термос, стресс, шедевр, эстетика и др.;
мягко – слова термин, факультет, музей, схема, демократ, академия, эффект, шинель, интеллект, патент, тенор и др. В некоторых словах наблюдаются колебания в произношении: декан, сессия, бассейн.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Особенности произношения заимствованных слов 1. о → [а]


Слайд 35
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Основные тенденции в развитии русской орфоэпии:
сближение произношения с написанием

– усиление «буквенного» («графического») произношения (родился вм. родилс[а], тихий вм. тих[о]й, произношение сочетания [ч’н] вместо [шн] в словах типа булочная, перечница);
унификация в развитии орфоэпических норм: внедрение единого произносительного стандарта, устранение диалектных и других различий.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Основные тенденции в развитии русской орфоэпии: сближение произношения


Слайд 36
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Активные процессы в фонетико-орфоэпической системе русского языка:
снижение качества звучащей

речи: нечеткость артикуляции, усиление редукции, звуковые стяжения словоформ (тада – тогда, естесно – естественно, скал – сказал и т.п.)
значительное ускорение темпа речи (часто в ущерб смыслу)
развитие «фонетических вирусов»: усиление аканья (у теле- и радиожурналистов)

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Активные процессы в фонетико-орфоэпической системе русского языка: снижение


Слайд 37
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Активные процессы в фонетико-орфоэпической системе русского языка:
неправильное интонирование (американизация

русской речи), слабое интонационно-смысловое варьирование
искажение звуков в различных фонетических позициях (заём / займа – займ, по истечении периода / истёк – истёкший период)
возникновение необусловленных акустических новообразований (дерма[н]тин, инци[н]дент, преце[н]дент, конста[н]тировать, конкурент[н]оспособность, дву[х]значный)

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Активные процессы в фонетико-орфоэпической системе русского языка: неправильное


Слайд 38
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Стиль произношения – произносительная манера, характерная для определенных условий

речевого пользования и социальной роли пользователей, а также связанная с темпом речи.

Стиль произношения

полный

неполный (разговорный)

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Стиль произношения – произносительная манера, характерная для определенных


Слайд 39
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Полный стиль произношения – характерен для публичной речи (лекций,

научных докладов, социально-политических выступлений и др.).

Установка на сознательное и бережное отношение к звучащей форме речи как инструменту передачи смысла.

Признаки полного стиля произношения:

медленный темп речи
тщательная артикуляция
хорошая дикция
ослабленная редукция
правильная ритмика и мелодика
выраженные логические ударения

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Полный стиль произношения – характерен для публичной речи


Слайд 40
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Неполный стиль произношения – связан с неофици-альным личным общением,

в котором допускается свободное и небрежное отношение к звуковой форме речи. Реализуется в разговорной речи и подчеркивает непринужденный характер общения, иногда его фамильярность, сниженность.

Признаки неполного стиля произношения:

быстрый темп речи
нечеткая артикуляция
менее отчетливая дикция
сильная редукция гласных
неполные произносительные варианты
выпадение звуковых групп

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Неполный стиль произношения – связан с неофици-альным личным


Слайд 41
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Фоника – раздел языкознания, изучающий звуковую организацию речи и

текста, использование звуков речи в эстетических целях.

Сопоставительное понятие – фонетика – раздел языкознания, который изучает способы образования и акустические свойства звуков того или иного языка.

Благозвучие (эвфония) – наиболее общее требование к звучащей речи, которое предполагает совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Фоника – раздел языкознания, изучающий звуковую организацию речи


Слайд 42Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Неблагозвучные явления в русском языке
(отступления от фоностилистической нормы):
Неблагозвучие (какофония)

– речевая погрешность, нарушение благозвучия, которое проявляется в том, что говорящему трудно, а слушающему неприятно данное сочетание единиц звукового ряда.

Скопление согласных в слове (взвизгнуть, тускл, достоинств) или во фразе (Вдруг взгрустнулось другу: вскоре снова встретит он врага).
Употребление шипящих согласных: Выступающий управляющий щедро приводил примеры, доказывающие, что общение молодежи в общежитии оставляет желать лучшего.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Неблагозвучные явления в русском языке (отступления от фоностилистической нормы):


Слайд 43Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Неблагозвучные явления в русском языке:
Употребление свистящих согласных: Участники сегодняшнего

семинара рассмотрели стихотворения и повести молодого автора.
Стечение гласных внутри слова (аудиовизуальный) или на стыке слов (термины и их свойства), т.е. внутреннее или внешнее зияние.
Нанизывание похожих созвучий: Про проверку, правда, мы не знали; Публика принимает это зачастую за чистую монету.
Одинаковые концовки типа -ния, -ция, -ском: Увеличение объема информации требует её организации и систематизации.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Неблагозвучные явления в русском языке: Употребление свистящих согласных: Участники


Слайд 44
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Повтор слов или употребление однокоренных слов на небольшом отрезке

речи (тавтология): В сложившейся сложной ситуации работники службы обслуживания проводят большую работу по разработке нового плана работы.
Отклонение от средней длины слова в ту или иную сторону: Сад был пуст; Свидетельства поименован-ных авансодержателей запротоколированы.
Неудачно построенные аббревиатуры с преоблада-нием гласных или согласных звуков (МОАУ, ВЗТПП), а также совпадающие по звучанию (омонимичные) с обычными словами (АИСТ, ВНОС).
Неуместная рифма, неоправданная ритмизация прозы: Привлекает внимание мраморное здание.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Повтор слов или употребление однокоренных слов на небольшом


Слайд 45
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Звукопись – применение фоностилистических приемов для усиления звуковой выразительности

и образности художественной речи.

Аллитерация – повтор одинаковых или сходных согласных.
Ассонанс – повтор гласных.
Анафора – повтор начальных согласных.
Эпифора – повтор конечных звуков.

Звуковые повторы:

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Звукопись – применение фоностилистических приемов для усиления звуковой


Слайд 46
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Пора, перо покоя просит… (А.С. Пушкин) – аллитерация

на р и ассонанс на о.

Май жестокий с белыми ночами! Вечный стук в ворота: выходи! (А.А. Блок) – соединение эпифоры и анафоры.

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Пора, перо покоя просит… (А.С. Пушкин) – аллитерация


Слайд 47
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Звукосимволизм – использование общеязыковой символики звуков, т.е. создание такого

звукоряда, который опирается на связи звуков с образными представлениями или ощущениями у носителей языка.

Например, преобладание высоких звуков создает ощущение света и радости:

Боже мой! вчера – ненастье,
А сегодня – что за день!
Солнце, птицы! блеск и счастье!
Луг росист, цветет сирень…
(А.Н. Майков)

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Звукосимволизм – использование общеязыковой символики звуков, т.е. создание


Слайд 48
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
Звукоподражание – использование слов, звучание которых напоминает слуховые впечатления

от изображаемого явления (От топота копыт пыль по полю летит).
Ономатопеи – звукоподражательные слова, которые своим звучанием точно передают называемые ими действия (шуршать, шипеть, чирикать, цокать, тикать, охать, хихикать, скрипеть, дребезжать).

Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника Звукоподражание – использование слов, звучание которых напоминает слуховые


Слайд 49
Акцентология. Орфоэпия. Фоника
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
Первое высшее техническое учебное заведение России
Национальный минерально-сырьевой

университет «Горный»

Акцентология. Орфоэпия. Фоника БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ Первое высшее техническое учебное заведение


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Понятие фоники. Фонетические средства языка, имеющие стилистическое значение. Благозвучие речи. Устранение неблагозвучия речи при стилистической правке текста. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//145/predmet-zadachi-i-osnovnye-poniatiia-stilistiki/ponyatie-foniki-foneticheskie-sredstva-yazyka-imeyushhie-stilisticheskoe-znachenie-blagozvuchie-rechi-ustranenie-neblagozvuchiya-rechi-pri-stilisticheskoj-pravke-teksta/ (дата обращения: 13.02.2023)

Фоника — раздел стилистики, изучающий звуковую сторону речи. В отличие от фонетики, представляющей собой раздел языкознания, который изучает способы образования и акустические свойства звуков того или иного языка, фоника — наука об искусстве звуковой организации речи. Изучает эстетическую роль фонетических средств языка.


Под фоникой понимают также звуковую организацию речи, т.е. отбор и употребление языковых средств фонетического уровня с определенным стилистическим заданием.

Наконец, фоникой называют и стилистически значимые средства языка фонетического уровня. При этом говорят о фонике того или иного произведения, исследуя, например, фонику поэмы, стихотворения, анализируя эстетическую функцию различных фонетических средств, прежде всего-звуков речи.

К фонетическим средствам языка, представляющим интерес для фоники, относятся звуки речи — гласные и согласные.

В задачи входит: анализ звуковой организации фонетической речи, изучение проблем прозаических текстов, относящихся к жанрам публицистики. Фоника имеет особое значение оценки текста, рассчитанного на произнесение вслух.

Фоника изучает способы звуковой организации материала:

  • — звуки речи – даётся эстетическая оценка гласных и согласных звуков. Сложилась традиция деления звуков на эстетические и неэстетические, громкие и негромкие
    — стилистическое значение имеет сочетаемость звуков
    — повторения одинаковых или похожих слов
    — словесное ударение. Равномерное чередование ударных и безударных звуков
    — рифма. Неуместная рифма в прозаическом тексте.

Написанное должно быть удобочитаемо и удобопроизносимо. Таким образом благозвучие предполагает наиболее совершенное сочетание звуков для говорящих на данном языке. Благозвучие должно соотноситься с фонетическими особенностями языка. Деление звуков на благозвучные и неблагозвучные оценивается как субъективное. Всё что несвойственно конкретному языку относят к неблагозвучию. – непривычно произносить 3 и более согласных подряд.

Наиболее естественным звучание достигается чередованием согл. и гл. звуков и незначительное употребление сочетаний согласных. Сочетание 4 и более согласных, которые могут появиться на стыке слов нарушает благозвучие. Для РЯ несвойственно не только награмождение согласных но и гласных, хотя гласных всего 6. Для создания благозвучия важна и последовательность звуков. При установлении законов сочетаемости возможны 2 случая:

  • — фонетически невозможное сочетание
    — сочетание возможно, но только в одном или двух вариантах слова.

В русском языке преобладает сочетание согласных, построенных по закону восходящей звучности. Нетипичным будет: крендель, пломбир. Чем больше гласных звуков, тем речь благозвучнее – это не совсем верно, так как сочетание нескольких гласных искажает русскую речь. Это сочетание называют зиянием: Радиоузел аудио
Стечение внешнее – стечение гласных при сочетании слов: У Тани и у Инны.
На благозвучие оказывает влияние чередование ударных и безударных слогов. Речь считается благозвучной, если многосложные слова чередуются с короткими.

Устранение неблагозвучия:

  • — вместо сложносокращённых неблагозвучных наименований предпочтительно использовать полные.
    — При скоплении неблагозвучных причастий с суффиксами вш, ущ, ющ, ащ, ящ
    — При неверном употреблении предлогов, имеющих стилистические варианты о всём этом – обо всём этом
    — При употреблении заимствованных слов с необычной фоникой заменять синонимами.

Устранение ошибок в звуковой организации речи – последний этап в редактировании. Фоностилистические ошибки менее заметны чем орфографические, поэтому нужно вдумчиво читать текст, и обязательно проговорить.

11.11.2017, 4255 просмотров.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Фонетическое недоразвитие речи как исправить
  • Фольксваген поло ошибка epc расшифровка
  • Фонетические ошибки это
  • Фольксваген поло ошибка abs
  • Фонетическая ошибка это