Герои пьесы на дне не способны к борьбе какая ошибка

Прочитайте сочинение на тему Опыт и ошибки в пьесе На дне, Горький для всех классов школы по русскому языку и литературе

­Главная>Сочинения по произведению На дне

Опыт и ошибки

26 предложений/ 371 слово

Пьеса Максима Горького «На дне» была написана в непростое для России время, в так называемый переходный период. Первоначально автор называл ее «Ночлежка», «На дне жизни», а затем остановился на более лаконичном варианте и не ошибся. Это произведение принесло ему заслуженный успех, так как сразу же вышло постановкой в МХТ и впоследствии пользовалось большой популярностью, хотя до 1905 года для этого требовалось согласие властей. Все герои произведения — люди по тем или иным причинам опустившиеся на дно жизни и проживающие в бедной ночлежке.

Кто-то из них болен, кто-то страдает склонностью к алкоголю, азартным играм или воровству, но у всех есть одна общая черта. Они все переживают не лучшие годы своей жизни и нуждаются в жалости. Когда в середине действия появляется мудрый странник Лука, он оказывается очень кстати. Каждый день в ночлежке начинается с криков, споров, драк, издевательств. Каждый выживает, как умеет. Лука в эту обстановку привносит немного света. Он умеет вселить надежду на лучшее будущее даже смертельно больной Анне. Ему удалось убедить Ваську Пепла, что нужно жить по совести.

К сожалению, все обитатели ночлежки учатся на своих ошибках. Они слушают Луку, внимают его речам, но понимают, что не способны так жить. Несмотря на все старания странника, все как было в ночлежке, так и осталось, только еще хуже. В конце концов, Васька ударил Костылева чем-то тяжелым и убил, чем очень обрадовал Василису. Анна умерла от чахотки, Настя так и не встретила чистую любовь, разочарованный жизнью Актер удавился, а все остальные как пили, так и продолжали пить. То есть проповедь Луки никому не пошла на пользу.

Он считал, что можно приспособиться к жизни, не замечать сложностей и собственных ошибок, то есть жить, игнорируя реальность. Однако в тех условиях, в которых жили постояльцы ночлежки, это представлялось невозможным. Помимо Луки, в пьесе есть еще один персонаж, который искренне сочувствует все окружающим, но старается помочь им другими методами. Это Сатин — бывший телеграфист, отсидевший за убийство, совершенное ради чести сестры. После всей людской несправедливости и жестокости, этот герой сумел не потерять веру в себя и надежду на лучшие времена.

В эпоху гуманизма и милосердия пьеса «На дне» обрела иное значение. Читая ее, становится понятно, что автор призывал любить людей, какими бы они ни были. Также он призывал всех быть сильными перед лицом реальности, жить по законам общества.

см. также:
Другие сочинения по произведению На дне, Горький

Характеристики главных героев произведения На дне, Горький

Краткое содержание На дне, Горький

Краткая биография Максима Горького

­­­Пример сочинения 1

«На дне» как социально-философская драма

В замечательной работе Горького “На дне” поднимаются темы, которые до сих пор будоражат умы многих людей, даже далёких от литературы и прочих вещей.

В произведении нам повествуют о нелёгкой судьбе группы человек, которые по той или иной причине попали туда, где они находятся на момент повествования. Все эти люди объединены тем, что в прошлом у них было не очень честное прошлое. Кто-то занимался воровством, кто-то разбоем, а кто-то и убийствами. Все они рассуждают над смыслом жизни, рассказывают о том, что с ними произошло. Кто-то из них смирился со своим положением, а кто-то отчаянно борется за своё будущее. Но всё-таки всех их в конце ждёт только одно – забвение. В размышлениях об этом проходит почти всё произведение.

Показывая нам этих персонажей, Горький рассуждает над теми же темами, над которыми рассуждают персонажи. Он говорит о теме жизни и смерти, правды и лжи, добра и зла. Через некоторых персонажей он проносит либо что-то хорошее, либо что-то плохое, из-за чего у читателя есть время поразмыслить над той или иной вещью. Показывая нам как страдают эти люди, он показывает к чему может привести такая распутная жизнь, которую вели некоторые герои произведения.

Также Горький говорит о намерении персонажей что-то изменить, но, несмотря на огромное желание, они не в силах справиться с гнётом окружающего мира и его давлением. Каждый окружающий их человек старается сбить их с истинного пути, что у них неплохо получается. Именно схождением с пути Горький объясняет смерть моральную и этическую. Он говорит о том, что если человек изменяет своим идеалам, то от этого умирает та часть человека, которая преследовала эти идеалы. Такой моральную смерть видел Горький. Он хотел, чтобы читателю стало жалко его героев из-за их ничтожности и невозможности ничего изменить.

Из произведения видно, что автор достаточно размышлял на философские темы, описывая их в своих произведениях. Это моё субъективное мнение, оно основано на личных убеждениях и не претендует на право называться истинно верным.


Пример сочинения 2

Произведение Максима Горького «На дне» является одним из самых его драматичных произведений. Остается фактом, что и по сегодняшний день происходят жаркие споры о персонажах произведения, о философии и сокрытом смысле в нем, о конфликтах социальных, которые являются неотъемлемым звеном в постановке. Для полноты понимания в чем заключается конфликт в работе, необходимо обратиться к сюжету.

Вначале, хочется сказать, что здесь наблюдается противоречие в социальном плане. Здесь Василиса и Костылев противопоставляются постояльцам ночлежки. Ее гости оказались на самом «дне» в положении никому ненужных людей, о которых некому позаботиться.

Постояльцы данного заведения не ищут способов улучшить свои жизненные позиции, а лишь пытаются и надеются прожить еще один день. Хотя они и имеют определенные цели и мечты, осуществить их не видится возможным. Это место для временного нахождения называется автора колким словом «пещера», из чего следует сделать вывод, что там действительно невыносимые для нормального проживания условия.

На фоне этих людей, очень сильно выделяются Василиса с Костылевым. Они показываются нам как люди, которые не нуждаются ни в чем, кажется, что для счастья у них есть абсолютно все. И если задуматься шире, то стоит отметить всю глобальность описанного явления, всю несправедливость и неравнозначность социальных слоев общества. Здесь показывается то, как бедные люди недовольны своим положением и хотят его поправить. Современники писателя восприняли это произведение как революционный настрой.

Социальным и философским конфликтом можно назвать поиск таких понятий, как сострадание и правда. Истина сосредоточена в лице Сатина, который является героем неоднозначным. Он ведет себя не всегда, как говорит ранее. Монолог персонажа аллегорически символизирует мысли Горького, который считал, что мир можно изменять лишь тогда, когда владеешь правдой. Сострадание как философское понятие несет в себе такой персонаж, как Лука – один из центральных героев произведения. Ему жалко и Анну, и Актера с Пеплом. Он дает им надежду на светлое будущее, однако ему не удается спасти их. В конце концов Актер завершает жизнь убив себя, Пепла заточают за решетку, а Анна вскоре умирает. И в данном случае писатель показывает, что ложь не помогает людям решить проблем.

Любовные линии в произведении показаны запутанными и неясными. Здесь представляются отношения в виде нескольких «любовных треугольников». К первому отношения имеют такие персонажи, как Наташа, Пепел и Василиса, а ко второму – Костылев, Василиса и Пепел. Это показывается лишь для того, чтобы очередной раз донести до читателя идею того, что такая жизнь является противоречием в социальных слоях общества. Данные взаимоотношения не приносят ничего хорошего ни одному из этих героев. Такая любовь лишь калечит и ранит их сердца.


Пример сочинения 3

Социально-философский смысл драмы М. Горького “На дне”

Начало двадцатого века ознаменовалось появлением таких пьес, как “Вишневый сад” А. П. Чехова и “На дне” М. Горького. Эти два произведения были столь нетрадиционны по своему построению, поставленным вопросам, что их авторы по праву стали считаться основоположниками современной драматургии. Пьесы, конечно, во многом отличаются друг от друга, но существует и сходство.

Оба произведения, как кажется, ближе к жанру драмы. Но Чехов настаивал на таком жанровом определении, как лирическая комедия, а Горький назвал свою пьесу собранием картин из жизни босяков. Почему же нам, читателям, ближе определение жанра пьесы “На дне” как драмы?
На мой взгляд, это обусловлено ее социально-философским содержанием, глубиной жизненных и человеческих проблем, поставленных и решаемых автором.
Впервые в русской драматургии так реалистично и беспощадно была показана жизнь социальных низов, “дна”. Жизнь обитателей костылевской ночлежки так страшна и беспросветна, что заставляет читателей содрогнуться. На “дне” происходит страшное – морально и физически гибнут люди, каждый из которых достоин лучшей доли.

Невозможно представить положения более трагичного, чем то, в котором оказались герои пьесы. Все они жертвы уродливых и жестоких порядков, царящих в обществе, жертвы социального зла. Несчастливое стечение жизненных обстоятельств – и человеку не под силу выправить судьбу, не подняться, и тогда одна дорога – на “дно”.

Разными путями попали в ночлежку герои пьесы, теперь же у них одна судьба, страшная и неотвратимая. Их жизнь мало чем отличается от смерти, недаром так много смертей в пьесе, а умный Сатин говорит: “Мертвецы не слышат!” Эти “живые мертвецы” – не самые худшие из людей. Многие из них мечтают о добре, красоте. Это Настя, Клещ, Анна.

Другие смирились с существующим положением вещей, они равнодушны даже к преступлениям, однако умеют судить обо всем верно и бессознательно тоскуют о лучшем и достойном. И эти униженные, одинокие, глубоко несчастные, начисто отвергнутые обществом люди ведут бесконечные споры о категориях философских, таких, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, гордость, честность, совесть, терпение, смерть. Все это интересует их в связи с еще более важной социальной и философской проблемой: что такое человек, для чего явился он на землю, в чем подлинный смысл его бытия?

Постепенно, но неотвратимо все участники споров встают перед вопросом: что лучше – истина или сострадание, правда или ложь во спасение. Проповедник лжи во спасение, странник Лука, выполняет в пьесе роль утешителя. Автор разоблачает философию Луки. Сама действительность, правда жизни опровергает ложь Луки, не только успокаивающую и утешающую, но и оправдывающую и примиряющую, что уж никак не приемлемо для человека достойного.

Так считает автор, и поэтому Лука уходит в третьем акте: “Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!” – так говорит противопоставленный Луке Сатин, выступающий в качестве резонера.

Человек силен правдой, какой бы она ни была. Философия Луки нужна только слабым, не имеющим уже сил бороться за свою судьбу. В пьесе звучат гордые слова о человеке: “Человек – вот правда!
Человек! Это – великолепно! Это – звучит… гордо!”. Эти слова резко контрастируют со страшной участью обитателей ночлежки.

И это неизбежно порождает сложнейшие вопросы: почему происходит так, что люди попадают на “дно”? Что делать, чтобы жизнь каждого была бы достойна великого звания – Человек? Такие глубокие социально-философские проблемы ставит автор в своей пьесе.

Леонид Андреев писал, что Горький как философ настойчиво и мучительно ищет смысл бытия. “Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в одну кучу десятки разнохарактерных лиц – все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости”.

Пьеса заканчивается трагически, потому что ее героям, попавшим на “дно”, уже не подняться к свету, не возродиться к достойной жизни. Но близко духовное пробуждение обитателей “дна”, растет их стремление к лучшему. Так звучит в пьесе горьковское слово – и осуждение мрака, и надежда на свет.


Пример сочинения 4

Пьеса М. Горького «На дне» — одно из самых лучших реалистических произведений писателя. Мастерство автора позволило ему изобразить нечеловеческие условия жизни, в которых вынужденно оказались герои произведения. Люди, прозябающие «на дне», выглядят убогими и жалкими, они лишены высоких чувств и стремлений. Нищета и безысходность привела к тому, что люди «дна» стали жестокими по отношению к другим и даже к самим себе. Опустившиеся обитатели ночлежки не сумели бороться с судьбой.

Произведение было создано в пору серьезного экономического кризиса, который разразился в России. Количество обнищавших, оставшихся без средств людей, стало поистине устрашающим. Появилось множество ночлежек, где селились бездомные и несчастные. Пьеса показывает жизнь обитателей ночлежки без прикрас. Мрачный полутемный подвал, где живут герои произведения, похож на пещеру. Низкий потолок давит на людей. Убогость быта и безысходность жизни делает свое дело. Люди теряют последние человеческие качества, опускаясь и деградируя все больше и больше.

Сам Горький писал об этой пьесе: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей»…». Пьесу можно воспринимать как призыв к преобразованию общества. Бесчеловечность общества в том, что оно с легкостью выбрасывает на обочину жизни слабых людей, не способных бороться за свое счастье. Герои пьесы сломлены, становится ясно, что в их жизни вряд ли будут позитивные изменения.

Само произведение имеет свои особенности. В пьесе нет завязки конфликта и развязки. Отсутствие развития действия восполняется разговорами. Именно в разговорах раскрываются характеры главных героев. У каждого обитателя ночлежки своя «правда», своя философия, свое представление о жизни. Герои пьесы рассуждают как о повседневных делах и проблемах, так и о чем-то более важном, что не имеет прямого отношения к их жизни. Например, Квашня рассуждает о замужестве. Ее позиция весьма проста, Квашня говорит: «Чтобы я свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала — нет! Да будь он хоть принц американский, — не подумаю замуж за него идти». Клещ не верит ей, возражает: «Обвенчаешься в Абрамкой…». Квашня с возмущением отвергает его предположение. Разгорается спор. Квашня пытается доказать свою правоту, указывает Клещу, что он «заездил жену-то до полусмерти…». Клещ грубо обрывает ее. Этот короткий диалог свидетельствует о том, что попытки отстоять свою «правду» у героев пьесы приводят к взаимным оскорблениям и конфликтам.

Нельзя не подчеркнуть, что все обитатели ночлежки не уважают не только окружающих, но и самих себя. У них нет четкого представления о собственном месте в мире. Каждый сознает свою убогость и неприкаянность. Но осознание проблемы само по себе ничего не может дать человеку. Оно лишь подталкивает к поиску нового решения. Этого в пьесе не происходит. Герои много и охотно рассуждают о «правде». Но для чего она им, не могут решить. Например, Клещ говорит: «Какая — правда! Где — правда? Вот — правда! Работы нет… силы нет! Вот — правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда! Дьявол! На… на что мне она — правда? Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне — правду? Жить — дь

Нищета и безысходность привела к тому, что люди «дна» стали жестокими по отношению к другим и даже к самим себе. Опустившиеся обитатели ночлежки не сумели бороться с судьбой.

Произведение было создано в пору серьезного экономического кризиса, который разразился в России. Количество обнищавших, оставшихся без средств людей, стало поистине устрашающим. Появилось множество ночлежек, где селились бездомные и несчастные. Пьеса показывает жизнь обитателей ночлежки без прикрас. Мрачный полутемный подвал, где живут герои произведения, похож на пещеру. Низкий потолок давит на людей. Убогость быта и безысходность жизни делает свое дело. Люди теряют последние человеческие качества, опускаясь и деградируя все больше и больше.

Сам Горький писал об этой пьесе: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей»…». Пьесу можно воспринимать как призыв к преобразованию общества. Бесчеловечность общества в том, что оно с легкостью выбрасывает на обочину жизни слабых людей, не способных бороться за свое счастье. Герои пьесы сломлены, становится ясно, что в их жизни вряд ли будут позитивные изменения.

Само произведение имеет свои особенности. В пьесе нет завязки конфликта и развязки. Отсутствие развития действия восполняется разговорами. Именно в разговорах раскрываются характеры главных героев. У каждого обитателя ночлежки своя «правда», своя философия, свое представление о жизни. Герои пьесы рассуждают как о повседневных делах и проблемах, так и о чем-то более важном, что не имеет прямого отношения к их жизни. Например, Квашня рассуждает о замужестве. Ее позиция весьма проста, Квашня говорит: «Чтобы я свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала — нет! Да будь он хоть принц американский, — не подумаю замуж за него идти». Клещ не верит ей, возражает: «Обвенчаешься в Абрамкой…». Квашня с возмущением отвергает его предположение. Разгорается спор. Квашня пытается доказать свою правоту, указывает Клещу, что он «заездил жену-то до полусмерти…». Клещ грубо обрывает ее. Этот короткий диалог свидетельствует о том, что попытки отстоять свою «правду» у героев пьесы приводят к взаимным оскорблениям и конфликтам.

Нельзя не подчеркнуть, что все обитатели ночлежки не уважают не только окружающих, но и самих себя. У них нет четкого представления о собственном месте в мире. Каждый сознает свою убогость и неприкаянность. Но осознание проблемы само по себе ничего не может дать человеку. Оно лишь подталкивает к поиску нового решения. Этого в пьесе не происходит. Герои много и охотно рассуждают о «правде». Но для чего она им, не могут решить. Например, Клещ говорит: «Какая — правда! Где — правда? Вот — правда! Работы нет… силы нет! Вот — правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда! Дьявол! На… на что мне она — правда? Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя… вот она правда!.. Говорите тут — правда! Ты, старик утешаешь всех… Я тебе скажу… ненавижу я всех! И эту правду… будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она проклята!»

Некоторые герои пьесы пытаются найти такую «правду», которая хоть немного скрасила бы их убогую жизнь. Например, Настя выдумывает историю любви. Над ней смеются. Но эта выдуманная «правда» нужна Насте, чтобы жизнь не казалась такой беспросветной. Насте кажется, что если бы такая любовь была в ее жизни, все сложилась бы совсем иначе. Это «правда» девушки, которая не имеет ничего общего с реальной жизнью. Позиция Луки такова, что для него имеет ценность та правда, в которую верит человек. Лука говорит: «Уйдем, милая! ничего… не сердись! Я — знаю… Я — верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит — была она! Была!» Слова Луки вселяют надежду, заставляют поверить в то, что человеку дорого. Пусть это не связано с тем, что есть на самом деле. Но с другой стороны, такая «правда» может дать возможность почувствовать себя чуточку счастливее.

Действие
пьесы «На дне» происходит в мрачном,
полутемном подвале, похожем на пещеру,
со сводчатым, Невысоким потолком,
который давит на людей своей каменной
тяжестью, где темно, нет простора и
трудно дышать. Убога и обстановка в этом
подвале: вместо стульев — грязные
обрубки дерева, грубо сколоченный стол,
по стенам — нар

Здесь
собрались воры, шулеры, нищие, калеки —
все, кто выброшен из жизни; различные
по своим привычкам, жизненному поведению,
прошлой судьбе, но одинаково голодные,
измученные и никому не нужные: бывший
аристократ Барон, спившийся Актер,
бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник
Клещ, падшая женщина Настя, вор Васька.
У них нет ничего, все отнято, потеряно,
стерто и затоптано в грязь.

Все
обитатели ночлежки вытолкнуты «хозяевами»
на Днище основание жизни, но в них
не растоптано все человеческое. В этих
людях, лишенных права жизни, обреченных
на беспросветное существование,
опустившихся, сохранилось чувство
собственного достоинства. Васька Пепел,
сильная и широка натура, страстно мечтает
об иной жизни; Настя, наивная, трогательная
и беспомощная, стремится в иллюзиях в
чистой и преданной любви спрятаться от
окружающей ее грязи; Актер — безвольный
алкоголик, за ненужностью потерявший
не только место в жизни, но даже свое
имя, в то же время — мягкий, лирически
настроенный романтик и поэтв
душе. Судьба сделала Клеща озлобленным
и жестоким, но все-таки он упорно,
мучительно, честным трудом старается
выбиться со «дна». Татарина Асана
отличает честность. Наташу — душевная
чистота и нежность. И только Бубнов и
Барон — предел падения человеческой
личности. Они не проявляют каких бы то
ни было стремлений изменить свою жизнь.
Бубнов ко всему равнодушен, он не любит
людей и ни во что не верит. А Барона
паразитическое существование привело
к полному моральному разложению.

Пестрая
галерея персонажей пьесы — это жертвы
бездушного общественного порядка. Даже
здесь, на самом дне жизни, обессиленные
и обездоленные вконец, они служат
объектом эксплуатации, даже здесь
хозяева, мещане-собственники, не
останавливаются ни перед каким
преступлением и пытаются выжать из них
несколько грошей.

Судьбы
всех этих людей и самое существование
«дна» служат грозным обвинением
буржуазному миру.

С
большой силой обрушился А. М. Горький
на буржуазную философию утешительной
лжи. Лука считает всех людей ничтожными,
жалкими, слабыми, не способными к активной
борьбе за свои права и нуждающимися в
соболезновании и утешении. Лука —
сеятель иллюзий, утешительных сказок,
за которые жадно хватались отчаявшиеся
слабые люди. «Ложь во спасение» —
вот принцип, которому следует Лука.
Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке
в Сибирь, где тот может начать новую,
честную жизнь; Актеру обещает назвать
город, где вылечивают от алкоголизма в
роскошной лечебнице; умирающую Анну
успокаивает надеждой, что за свои
нестерпимые муки на земле она после
смерти обретет покой и вечное блаженство
на небе. Утешающая ложь Луки встречает
сочувствие у ночлежников. Ему верят,
так как хотят поверить в существование
иной правды, так как страстно желают
вырваться из ночлежки и пробиться к
другой жизни, хоть пути к ней неясны.

А.
М. Горький в одном из интервью так
высказался о проблематике пьесы:
«Основной вопрос, который я хотел
поставить, это — что лучше, истина или
сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить
сострадание до того, чтобы пользоваться
ложью, как Лука?»

С
большой силой обрушился А. М. Горький
на буржуазную философию утешительной
лжи. Лука считает всех людей ничтожными,
жалкими, слабыми, не способными к активной
борьбе за свои права и нуждающимися в
соболезновании и утешении. Лука —
сеятель иллюзий, утешительных сказок,
за которые жадно хватались отчаявшиеся
слабые люди. «Ложь во спасение» —
вот принцип, которому следует Лука.
Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке
в Сибирь, где тот может начать новую,
честную жизнь; Актеру обещает назвать
город, где вылечивают от алкоголизма в
роскошной лечебнице; умирающую Анну
успокаивает надеждой, что за свои
нестерпимые муки на земле она после
смерти обретет покой и вечное блаженство
на небе. Утешающая ложь Луки встречает
сочувствие у ночлежников. Ему верят,
так как хотят поверить в существование
иной правды, так как страстно желают
вырваться из ночлежки и пробиться к
другой жизни, хоть пути к ней неясны.

А.
М. Горький в одном из интервью так
высказался о проблематике пьесы:
«Основной вопрос, который я хотел
поставить, это — что лучше, истина или
сострадание? Что нужнее?  Нужно ли
доводить сострадание до того, чтобы
пользоваться ложью, как Лука?»

В
пьесе «На дне» автор объединил множество
своих теорий, раздумий,
предположений. 
    Горький
сделал своими героями обитателей
ночлежки, людей, опустившихся на
социальное и нравственное дно. И это
неслучайно. Именно на той глубине
падения, которая отражена в пьесе,
человек способен обсуждать вечные
проблемы бытия, потому что в реальной
жизни у него нет ничего, и существование
его происходит скорее из милости
вышестоящих. На «дне» все социальные
признаки и различия между людьми стерты:
«Здесь господ нету… все слиняло, один
голый человек остался».
 Итак,
какие же проблемы можно выделить в этом
произведении? Автор наталкивает нас на
размышления о человеке, о правде и
спасительной лжи, о милосердии и
жестокости, страдании и терпеливости.
  Очень
интересен в произведении спор о совести.
Вопрос о том, нужна ли она в жизни,
возникает после замечания Клеща, что в
ночлежке живет «рвань, золотая рота…»
Возражая Клещу, Васька Пепел замечает,
что согласен с теми, кто как Сатин считают
наличие совести совершенно невыгодным.
Позиция Бубнова такая же: «На что
совесть?» И читатель начинает задумываться,
настолько ли она необходима людям на
самом «дне» жизни.
Так же в своем
произведении Горький обозначил проблему
реального выхода из положения. Она
связана с образом слесаря Клеща, который
хочет вернуться к «нормальной» жизни
посредством упорного, честного труда.
Сначала Клещ гордо противопоставляет
себя окружающим, верит в осуществимость
своего замысла, упорно трудится. Но
затем его мечта разбивается о суровую
действительность: он теряет работу,
переживает кризис. В конце пьесы герой
оставляет мечты о работе, примиряется
с «бездельничающими босяками», пьянствует
вместе с Сатиным, проповедующим
принципиальное «неделание». 

   Через образ Анны, жены Клеща,
развивается проблема жизни и смерти, а
также сострадания. Анна – «терпеливица»,
покорно несет свой крест и взывает лишь
к сочувствию. Также благодаря ей
подчеркивается жестокосердие Клеща.
На просьбу Анны не кричать, не ссориться,
он лишь устало кидает: «Заныла!» 
    Анна
задыхается, просит отворить дверь в
сени, но Клещ отказывает ей в этом,
опасаясь простудиться. В подобных
социальных условиях у людей не остается
места на элементарную жалость. В этом
смысле Бубнов выступает как бы
проповедником принципа равнодушия к
ближнему, отсутствия сострадания. 

    Кстати, именно Бубнова
можно назвать особым героем пьесы, его
высказывания зачастую кажутся циничными,
но они показывают истинный смысл
ситуации, не позволяя податься
иллюзиям. 
    Очень важную
роль в произведении играет проблема
жестокой правды и спасительной лжи.
Философию гуманного обмана в пьесе
проповедует странник Лука. Он появляется,
и вместе с ним в жизнь ночлежников входят
жалость и сострадание. Для каждого у
этого старичка найдется теплое, ласковое
слово. Странник считает, что к человеку
нужно искать подход только через доброту
и жалость. Своей историей о двух беглых
каторжниках, залезших на дачу, Лука
подтверждает связь между жалостью к
человеку и добром: «Не пожалей я их –
они бы, может, убили меня… али еще что…
Тюрьма – добру не научит, а человек –
научит… да!» 
   Здесь Луке
противопоставляется Бубнов. Этот герой
говорит: «По-моему – вали всю правду,
как она есть! Чего стесняться?». Но
правда, к которой он призывает, оказывается
не всем по силам. И вот в этом споре
по-новому открывается Клещ. Он «дрожит
от возбуждения», «кричит» о своей
ненависти к правде: «Издыхать надо…
вот она, правда! Она не дает вздохнуть,
с ней жить нельзя…»
    Своеобразной
кульминацией в этом споре героев является
притча Луки о праведной земле. Один
человек все собирался идти искать
праведную землю, где живут «хорошие
люди… друг дружку они уважают, друг
дружке – за всяко-просто – помогают…
и все у них славно-хорошо!» Ради этого
он готов был все стерпеть. Не выдержал
он только объяснения ученого о том, что
праведной земли нет на картах. После
этого известия он «пошел домой и –
удавился!..» 
    Вера в
идеал добра помогает жить, «дает радость».
Пытаясь узнать правду, человек убеждается
в том, что ее воплощение в действительности
невозможно, и это лишает его жизненных
сил, способности бороться с судьбой.
Сатин же в свою очередь говорил: «человек
– вот правда!»
    И на самом
деле, в пьесе значительное место занимает
спор о человеке. Бубнов говорит, что
«как себя ни раскрашивай – все сотрется…
все сотрется, да!» Лука не видит между
людьми большой разницы: «Мне — все равно!
Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна
блоха – не плоха: все черненькие, все –
прыгают…» Сатин же в своем известном
монологе провозглашает: «Что такое
человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! –
это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет…
в одном!.. Все – в человеке, все для
человека! Чело-век! Это – великолепно!
Это звучит… гордо!»

Своей
пьесой «На дне» А. М. Горький
опровергал идеалистические идеи: идеи
непротивления, всепрощения, смирения.
Вся пьеса проникнута верой в настоящего
человека, Человека с большой буквы.

  Автор поднимает в своей пьесе
массу всевозможных проблем, на которые
нельзя дать однозначного ответа. Можно
сказать, что каждый из героев произведения
в той или иной степени раскрывает позиции
Горького по поводу нравственных вопросов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Пьеса Максима Горького стала одним из самых выдающихся произведений своего времени. Речь в ней идет о ночлежке Костылева, в которой проживают люди, лишившиеся всего. У многих из них нет даже имен, только клички. Автор в своем произведении прекрасно изобразил образы ночлежников. В пьесе «На дне» Горький показал людей, которые опустились в самый низ общественной жизни.

Оглавление:

  • Анализ произведения
  • Бывшие люди
  • Описание ночлежки
  • Образы персонажей пьесы
  • Главная проблема общества

Образы ночлежников на дне

Анализ произведения

Писатель долго думал над названием своей пьесы, постоянно меняя его. Одно время это была «Ночлежка». Однако в итоге придумал новое: «На дне». Название полностью отражает суть пьесы. История о людях, которые упали на самый низ и не в силах подняться обратно, униженные и оскорбленные жизнью образы русской литературы.

Благодаря невероятному таланту, Горький сумел создать страшную из-за своей реалистичности картину мира того времени, людей, отверженных обществом. Беспощадная, но правдивая реальность показывает ночлежку, которой заведуют супружеская пара — Костылев и Василиса Карповна. В этом пристанище собраны разные типы личности, каждый наделен отдельной историей, своими характерами и социальным положением в прошлом, например:

Образы ночлежников в пьесе на дне

  1. Обычный рабочий, который мечтает о честном заработке — Клещ.
  2. Актер с проблемами с алкоголем, который зациклен на прошлом.
  3. Девушка, торгующая своим телом, но желающая только невинной и чистой любви, — Настя.
  4. Анна, страдающая от тяжелой болезни, мучимая бесконечными мыслями.

Таких персонажей в пьесе очень много, каждый искренне старается верить, что когда-нибудь получится вернуть свою жизнь в прежнее русло. Их существование крутится сейчас вокруг подвала, той самой ночлежки, где люди перестают быть собой и постепенно сдаются.

Максим Горький старается особо сильно не расписывать своих персонажей, не затрагивает биографию, а просто приводит минимум черт, которые отлично раскрывают всю атмосферу произведения.

Образы ночлежников в пьесе горького на дне

Человек, обитающий «на дне», выброшен из жизненного устройства и социального порядка. Общество того времени автор описывает, как сломанный механизм, способный погубить жизни. Одна ошибка может стоить человеку погружения «на дно». Изуродованные условиями своего обитания, люди теряют надежду на спасение.

Страшное существование жителей ночлежки становится символом обездоленности. Однако некоторые до сих пор стараются биться за личностную стойкость. Темнота и угрюмость обиталища наполнена болью, но даже здесь звучат гордые слова о человеческом достоинстве, о невероятной силе человека.

Бывшие люди

Максим Горький часто наблюдал за людьми. Когда писатель был ребенком, ему удалось погрузиться в мир, наполненный всевозможными личностями. Также он видел и «дно» жизни, людей брошенных на произвол судьбы. Именно эти первые впечатления особенно сильно повлияли на его творчество. Поначалу автор хотел идеализировать «бывших людей», но в итоге переделал свою работу, перестав романтизировать образы персонажей, а показывая всю жестокость их обитания.

Пьеса Горького изображает ночлежку Костылева и лишенных всего жителей этого мрачного места. Общество сформировало официальную пропаганду о существовании ночлежки. Было решено, что туда попадают те, кто обязательно обладает какими-то пороками, люди, неспособные приспособиться к социальному устою. Автор же пытался доказать обратное: что даже в таком злачном месте, человек старается сохранить достоинство и то хорошее, что у него осталось:

На дне ночлежники

  1. Настя мечтает не о еде или богатстве, а о большой любви.
  2. Клещ отличается трудолюбием и честностью в работе и др.

Уже на основе таких фактов, читатель формирует вывод, что многие из этих людей не способны были сами провалиться «на дно». Если бы обстоятельства повернулись по-другому, каждый мог стать достойным членом общества. Судьба несчастных кроется только в неправильном отношении мира к людям тех времен.

Описание ночлежки

Максим Горький достаточно долго наблюдал за миром «бывших людей», чтобы создать непревзойденный образ ночлежки. В пьесе «На дне» автор дает точное описание этого места:

Ночлежники на дне

  1. Подвальное помещение сравнивается с пещерой.
  2. Тяжелые потолки, каменный свод, закопченный, штукатурка постоянно обваливается.
  3. Квадратное окно на правой стороне дает совсем немного света.

Такое страшное и темное место не обходится без невероятно вредных управителей: главной фигурой является Костылев, считающий себя хозяином жизни. Он постоянно требует денег у постояльцев, готов отобрать у них все до последней крошки. Его жена также безнравственна.

Горький написал пьесу прямо перед русской революцией. Предвещая тревожность людей, автор создал образы, характеризующие поиск свободы в мрачном мире «дна».

Интересно, что на протяжении всей пьесы звучит песня, которая начинается со слов: «Солнце всходит и заходит, А в тюрьме моей темно…». Таким образом автор дает понять, что жизнь в ночлежки является заточением и выбраться из него никак не выйдет.

Образы персонажей пьесы

Писатель ввел в отечественную классику необыкновенно символичный облик босяка, рассказав о нем по-своему. Своды подземного обиталища приютили множество людей с разными характерами и социальным положением. В диалогах отображается индивидуальность каждого человека «на дне». Ночлежники стараются руководствоваться своими мечтами, которые делают их образы еще более трагичными.

Все обитатели имеют отдельные личностные качества, из-за которых у читателя возникает к ним сочувствие. Эти люди верят в идеализированное будущее, но поменять свое место в мире не способны. Именно здесь появляется тот самый персонаж, который полностью переворачивает устройство ночлежки — Лука.

Образ ночлежки в пьесе на дне

Герой характеризует утешительную силу, это образ, который пытается поменять жизнь людей. Он предлагает Пеплу заоблачную мечту о свободе и воле в Сибири, Актеру — подходящую лечебницу, Анне — награду на небесах за терпение. Практически каждый герой получает от него утешительные слова, но все они строятся на обмане.

Лука считает, что правда только ранит людей, мешает им двигаться дальше, поэтому нужно тешиться надеждами и искренне верить, что будет лучше, даже если это не так. Сам писатель подобные мысли отвергает и ставит напротив странника другого героя — Сатина, который готов спорить с Лукой и говорит словами самого Горького: ложь во спасение не способна помочь людям, она делает человека бессильным и слабым. Сатин предстает символом невероятного ума, но и сам по жизни не может вылезти «со дна».

Когда-то герой на протяжении 5 лет отбывал срок в тюрьме. Он совершил убийство: встал на защиту собственной сестры и во время драки по неосторожности убил человека. Сатин не имеет желания возвращаться к честной жизни, он привык существовать, занимаясь шулерством.

Судьбы ночлежников в пьесе горького на дне

Один из малочисленных женских персонажей — Настя, девушка, занимающаяся проституцией. Несмотря на все тяготы собственной жизни, она не впала в отчаянье, не ожесточилась на мир, не стала бездушной. Наоборот, она искренне мечтает, что встретит своего любимого. Однако в реальной действительности нет места светлым чувствам, все оценивается только бумажками, имеющими определенный номинал. Отказываясь трезво воспринимать происходящее, она выдумала себе времена, в которых у нее была большая и светлая любовь.

Барон тоже живет прошлым, как и Настя, но отличается оно тем, что имело место быть. Временами, вспоминая свое былое положение, герой не в силах сражаться с действительностью. Спасение от всего этого он нашел на дне стакана. Горький такими словами показал свое отношение к Барону: «В карете прошлого далеко не уедешь». И, действительно: стоит и не двигается «карета» персонажа, да и сам он не стремится что-либо сделать для изменения своей жизни.

Настоящее имя Актера читателю не известно. Когда-то он относился к творческой интеллигенции, а в настоящее время является просто кем-то. Безымянный человек. Каждое новое воспоминание о былой славе ярче предыдущего. Спасение от горькой действительности он также находит на дне стакана.

Образы ночлежников на дне

Анна — самый несчастный и трагичный персонаж. Она страдает больше всех: больна, и с каждым днем огонек ее жизни угасает. Эта героиня являет собой собирательный образ простой женщины начала ХХ века. Ее облик можно отнести к нейтральным, который характеризует общую массу ничем не примечательных людей: не приносящих зла, но и не олицетворяющих собой ничего светлого. Она абсолютно примирилась с действительностью, надеясь лишь, что обретет счастье в загробном мире.

Единственный, у кого еще не иссякла надежда вырваться со дна — это Клещ. Да, он разгневан на всех людей, иногда жестоко обходится со своей супругой Анной. Однако только он видит, что спасение от нынешней жизни кроется в утомительном, каторжном, но честном труде.

Главная проблема общества

Пьеса Горького стала невероятно сильной социально-философской драмой и великолепно характеризовала все трудности и противоречия общественного порядка. Люди, попавшие в ночлежку, не могут найти путь обратно, они давно лишились будущего, а мир отвернулся от них навсегда.

Жестокость и суровость жизненного уклада обитателей «дна» полагается на отсутствие сострадания. Их существование стало невыносимым и беспросветным, а чтобы хоть иногда не думать о своем прискорбном состоянии, герои пьют, воруют и т. д. Даже попытки внезапно появившегося Луки не приводят к оптимистичному финалу. Наоборот, встретившись с реальным миром, развеяв утешительную ложь, герои допускают ужасные ошибки.

Образы ночлежников

Логика автора заключается в душевных переживаниях персонажей. Горький считает, что человек должен быть силен духом, чтобы преодолеть барьер жестокой реальности и продолжить жить. А ложь не способна помочь никому, ее выбирают слабохарактерные личности, чтобы не видеть правды.

Писатель использует образ Сатина, как человека, отстаивающего его точку зрения. Он пытается показать, что как долго бы не продолжался спор между героем и Лукой, он знал, что старик давно понял истинное положение вещей в ночлежке, но просто искал способ утешить людей.

Максиму Горькому удалось создать социальную модель реальности и яркие образы, живущие на самом «дне». Автор старался донести до читателя, что именно выбор правды поможет выбраться из паутины жестокого обиталища в самом низу общества. Он показал, что верит в людей, и, что даже темная ночлежка не способна отнять самое важное — волю.

При написании сочинения по пьесе Максима Горького «На дне», можно использовать цитатные характеристики героев. Это позволит сделать текст изложения более красивым и ярким.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Где художник допустил ошибку
  • Где снимали фильм врачебная ошибка
  • Гас правосудие ошибка 502
  • Гаррис мод ошибка steam error no steamuser
  • Гаррис мод ошибка msvcr100 dll