Добавил:
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз:
Предмет:
Файл:
Скачиваний:
77
Добавлен:
03.04.2015
Размер:
11.17 Mб
Скачать
5. Забираем выделение в буфер (Правка – Копировать). Вставляем из буфера с помощью команды Вставить как – Новое изображение. Появляется новое изображение (рис. Л3-5).
Рис. Л3-5. Появляется новое изображение
6. Добавляем еще один слой и заливаем его градиентом (рис. Л3-6).
Рис. Л3-6. Заливаем градиентом новый слой
111
6. Меняем слои местами путем перетаскивания (рис. Л3-7).
Рис. Л3-7. Меняем слои местами
Приложение 2. Глоссарий
Альфа
Значение альфа определяет прозрачность точки. Кроме значений красного, зелёного и синего, у точки также есть значение альфа. Чем меньше значение альфа точки, тем больше видны цвета под ней. Точка со значением альфа 0 полностью прозрачна. Точка со значением альфа 255 полностью непрозрачна.
В некоторых форматах файла изображений можно указать, что точка либо полностью прозрачна, либо полностью непрозрачна. Другие форматы позволяют указать промежуточные значения.
Буфер обмена
Буфер обмена – временная область памяти, используемая для перемещения данных между приложениями и документами. Он используется в GIMP при запуске команд «Вырезать», «Скопировать» и «Вставить».
«Вырезать» означает, что данные будут удалены из документа и помещены в буфер обмена, «Скопировать» – данные останутся в документе и будут помещены в буфер обмена. При операции «Вставить» данные буфера обмена копируются в документ. GIMP решает что вставить в зависимости от цели
112
вставки. Если цель вставки – холст, то эта операция использует буфер обмена изображений. Если цель – текстовое поле ввода, то операция использует текстовый буфер обмена.
Гистограмма
В работе над цифровыми изображениями гистограмма – это график, показывающий статистическую частоту значений серого или цвета в изображении. Гистограмма изображения показывает не только число значений серого или цвета, но и диапазон контраста и яркости.
Глубина цвета
Глубина цвета – просто число разрядов, отведённое для представления цвета (разрядов на точку). Для точки есть три канала (красный, зелёный и синий). GIMP поддерживает 8 разрядов (бит) на канал, поэтому это называется восьмибитовый цвет. Итак, глубина цвета в GIMP – 8 * 3 = 24, что даёт 256 * 256 * 256 = 16 777 216 возможных цветов (8 разрядов даёт 256 цветов).
Градации серого
Градация серого – режим кодирования цветов в изображении (присутствуют только белый, чёрный и оттенки серого).
При создании изображения можно выбрать режим градации серого. Его позже можно пребразовать в цветное, сменив режим на RGB. При этом изображение приобретёт структуру изображения RGB с тремя каналами цвета, но останется серым. Размер восьмибитовых серых изображений меньше, чем у фай-
лов RGB.
Дополнение
Необязательные расширения для GIMP. Дополнения – внешние приложения, которые запускаются и работают под контролем главного приложения
GIMP.
Дополняющий, режим рисования
Дополняющий режим – это когда каждый мазок кисти наносится прямо на активный слой изображения. При его выборе, каждый дополнительный мазок постепенно усиливает эффект кисти до максимальной непрозрачности кисти. Его можно выбрать флажком Дополняющий в диалоге параметров инструмента для кисти, карандаша и ластика.
Если дополнительный режим не выбран, мазки кисти наносятся на буфер холста, который затем сливается с активным слоем. Максимальный эффект кисти в этом случае определяется непрозрачностью и повторное нанесение мазков не меняет эффект сверх этого предела.
113
Интерполяция
Интерполяция означает вычисление промежуточных значений. При увеличении («цифровой масштаб») и других преобразованиях (вращение, сдвиг или придание перспективы) цифрового изображения, функции интерполяции используются для вычисление цвета точек преобразованного изображения. GIMP предоставляет три метода интерполяции, различающиеся по качеству и скорости. В общем, чем лучше качество, тем больше времени займёт интерполяция.
Каналы
Канал – один компонент цвета точки. Для цветных точек в GIMP эти компоненты обычно красный, зелёный, синий и иногда прозрачность (альфа). Для серого изображения компоненты обычно серый и альфа, а для индексированного цветного изображения они – индекс и альфа.
Весь прямоугольный массив одного из компонентов цвета для всех точек изображения тоже называется каналом. Эти цветовые каналы можно видеть в диалоге каналов.
Когда показывается изображение, GIMP собирает эти компоненты вместе, чтобы сформировать цвет точки для экрана, принтера или другого устройства вывода. Некоторые устройства вывода не используют каналы красного, зелёного и синего. Тогда каналы GIMP преобразуются в необходимые каналы для того, чтобы изображения правильно показалось на устройстве.
Каналы полезны, когда необходимо работать над одним из цветов. На пример, для удаления эффекта «красных глаз» с фотографии можно работать только с красным каналом.
Каналы можно рассматривать как маски, позволяющие или запрещающие вывод цвета канала. Используя фильтры над информацией каналов, можно создать тонкие эффекты в изображении.
Канал альфа
Канал альфа слоя – серое изображение того же размера, что и слой, представляющий прозрачность. Для каждой точки уровень серого (значение от 0 до 255) представляет значение альфа точки. Канал альфа может сделать области слоя частично прозрачными. Поэтому у слоя фона по умолчанию нет канала альфа.
Канал альфа изображения, который показан в диалоге каналов, может рассматриваться как канал альфа конечного слоя после того, как все слои объединятся.
114
Контур
Контур есть любая последовательность прямых отрезков и кривых. В GIMP контуры используются для формирования границы выделения или для последующего штрихования. При штриховании на изображении остаются видимые следы. В остальных случаях контур не влияет на изображение: он не печатается и не сохраняется в файле изображения (кроме формата файла XCF).
Кривая Безье
Сплайн – тип кривой, математически заданной и имеющей контрольные точки. Кривая Безье – кубический сплайн с четырьмя контрольными точками, где первая и последняя контрольные точки (узлы или якоря) есть конечные точки кривой, а внутренние две точки (обработчики) определяют направление кривой у узлов. Кривые Безье используются в GIMP как компоненты контуров.
Маски
Маска смотрится как тюль, наброшенная на слой (маска слоя) или все слои (маска выделения). Маску можно уменьшить, нарисовав поверх нее белым, или увеличить, нарисовав на ней чёрным. Когда маска «применена», незамаскированные точки останутся видимыми (другие станут прозрачными) или будут выделены, в зависимости от типа маски.
Есть два типа маски:
Маска слоя: у каждого слоя может быть своя маска. Маска слоя представляет собой канал альфа слоя и позволяет управлять прозрачностью слоя. Рисуя на маске слоя, части слоя можно сделать прозрачными или непрозрачными: рисование чёрным делает слой прозрачным, рисование белым – непрозрачным, рисование оттенками серого – разной степени прозрачности. Для рисования на маске можно использовать все инструменты рисования. Также можно применить фильтр и операции буфера обмена. Маску слоя можно использовать для эффектов перехода, объёма, слияния частей из разных изображений и т. д.
Маска канала, или Маска выделения: определяет прозрачность выделения. Рисование на маске белым уменьшает маску и увеличивает выделение, рисование чёрным увеличивает маску и уменьшает выделение. Эта процедура позволяет указать выделение с высокой точностью.
Муравьиная дорожка
Термин муравьиная дорожка (или шагающие муравьи) описывает штриховую линию, обрамляющую выделение. Линия анимирована и выглядит как бегущие друг за другом муравьи.
115
Направляющие
Направляющие линии можно временно показать на изображении во время работы. Можно показать любое число направляющих как по вертикали, так и по горизонтали. Эти линии помогают при точном позиционировании выделения или слоя на изображении. Они не показываются при распечатке изображения.
Насыщенность
Определяет бледность цвета. Полностью ненасыщенный цвет становится просто оттенком серого. Полностью насыщенный цвет становится чистым цветом. Значение насыщенности может быть от белого до чистого цвета.
Плавающее выделение
Плавающее выделение (иногда называемое «плавающий слой») – тип временного слоя, схожего по функциям с обычным слоем, кроме того, что плавающее выделение необходимо закрепить, чтобы продолжить работу над другими слоями изображения.
Размывание
Процесс размывания сглаживает переход между областью и фоном посредством мягкого смешения краёв области.
В GIMP можно размыть края выделения. У кистей также есть размытые
края.
Сглаживание
Сглаживание – процесс смягчения зубчатых краёв непрямых контуров. Сглаживание даёт более плавные кривые, нивелируя границу фона и сглаживаемой области. Обычно меняются яркость и прозрачность точек, чтобы достичь более плавного перехода в фон.
Слой
О слоях можно думать как о стопке более или менее прозрачных диапозитивов. Каждый слой представляет собой какой-то аспект изображения и изображение есть сумма этих аспектов. Слой внизу стопки называется слоем фона. Слои выше создают передний план изображения. Управлять слоями можно через диалог Слои.
Тон
Сам цвет – результат наложения основных цветов. (Термин «Цвет» часто используется вместо «Тона». Цвета RGB – «основные цвета».)
116
Формат файла
Формат или тип файла есть форма, в которой содержатся компьютерные данные. Часто встречающиеся форматы файлов для хранения изображения –
JPEG, TIFF, PNG и GIF.
Цветовая модель
Цветовая модель – способ описания и указывания цвета. Термин обычно используется и для системы цветового пространства и для цветового пространства, на котором она основана.
Цветовое пространство – набор цветов, который можно отобразить или принять устройствами ввода/вывода (принтер, сканер, экран и т. п.). Всего существует 30 или 40 систем цветового пространства. Наиболее важные:
RGB
HSV CMY(K) YUV YCbCr
Яркость
Определяет световую интенсивность. Это количество света, испускаемого цветом. Яркость изменяется, когда, например, цветной объект перенести из тени на солнце.
BMP
BMP – формат файла несжатого изображения, разработанный в Microsoft
ив основном используемый в Windows. Цвета обычно представлены одним, четырьмя или восьмью битами, хотя формат поддерживает и больше. Поскольку формат не сжат, файлы получаются большими и не подходят для использования в интернете.
CMY, CMYK
CMYK – цветовая модель с компонентами голубого, пурпурного, жёлтого
ичёрного. Это субтрактивная (вычитающая) цветовая модель, и этот факт важен при печати изображения. Она дополняет цветовую модель RGB.
Внастоящий момент GIMP не поддерживает цветовую модель CMYK. Этот режим используется для печати, а названия каналов соответствуют цветам чернил в картриджах принтера.
117
GIF
GIF означает формат обмена графикой (Graphics Interchange Format). Это формат файла с хорошей сжимаемостью без потерь для изображений с маленькой цветовой глубиной (до 256 разных цветов на изображение).
JPEG
JPEG – формат файла, поддерживающий сжатие и любую цветовую глубину. Степень сжатия параметризирована, но нужно помнить, что слишком большое сжатие может сильно ухудшить качество изображения, поскольку JPEG сжимает с потерями.
Формат JPEG удобен для создания графики для интернета, когда есть ограничения на размер изображения. JPEG хорош для фотографий и изображений, созданных компьютером (CGI). Он не подходит для цифровых чертежей, где множество соседних точек имеют тот же цвет, где мало цветов и резкие границы, для чёрно-белых изображений (без оттенков серого, один бит на точку).
PNG
Формат файла PNG (Portable Network Graphic) «Портативная сетевая графика» имеет много преимуществ и мало недостатков. Он сжимает без потерь и файлы получаются больше, чем у формата JPEG, но зато изображения можно сохранять много раз без потери качества. Формат поддерживает реальный цвет (несколько миллионов цветов), индексированные изображения (256 цветов, как GIF) и 256 уровней прозрачности (тогда как GIF поддерживает только два уровня).
RGB
В цветовой модели RGB есть три компонента: красный, зелёный и синий. Конечный цвет представляет собой комбинацию этих трёх основных цветов RGB с разной степенью яркости. Смешение двух основных цветов в режиме RGB даёт вторичный цвет. Поэтому смешение красного и зелёного дает жёлтый цвет, зелёного и синего – даёт голубой, синего и красного – даёт пурпурный. Не следует путать вторичные цвета с дополнительными цветами, которые диаметрально противоположны основному цвету на хроматическом круге:
Смешение основного цвета с его дополнительным даёт серый (нейтральный цвет).
XCF
XCF – собственный формат GIMP, содержит всю информацию об изображении, включая историю действий.
118
Рекомендуемая литература
1.GIMP.RU. Режим доступа: www.gimp.ru, свободный. – Загл. с экрана
(10.2010).
2.GNU Image Manipulation Program. Руководство пользователя. Режим досту-
па: http://docs.gimp.org/ru/, свободный. – Загл. с экрана (10.2010).
3.GIMP для начинающих. Режим доступа: http://www.legco.net/entry-257.php,
свободный. – Загл. с экрана (10.2010).
4.ProGimp – сайт про Gimp. Режим доступа: http://www.progimp.ru/, свободный. – Загл. с экрана (10.2010).
5.GIMPART.ORG. Режим доступа: http://www.gimpart.org/осnоvi-раbоti, сво-
бодный. – Загл. с экрана (10.2010).
6.Домашние посиделки. Gimp – графический редактор. Режим доступа: http://www.domashnie-posidelki.ru/forum/73, свободный. – Загл. с экрана (10.2010).
119
Учебное издание
ШИШКИН Вадим Викторинович ШИШКИНА Ольга Юрьевна СТЕПЧЕВА Зоя Валерьевна
ГРАФИЧЕСКИЙ РАСТРОВЫЙ РЕДАКТОР
GIMP
Учебное пособие
Редактор М. В. Теленкова
ЛР № 020640 от 22.10.97.
Подписано в печать 24.12.2010. Формат 60 84/16. Усл. печ. л. 6,98. Тираж 100 экз. Заказ 162.
Ульяновский государственный технический университет 432027, г. Ульяновск, ул. Северный Венец, д. 32.
Типография УлГТУ, 432027, г. Ульяновск, ул. Северный Венец, д. 32.
120
Соседние файлы в папке GIMP
- #
03.04.201549 б27.directory
- #
- #
- #
- #
- #
Сейчас во всем Linux сообществе одной из важных тем для обсуждения является бесплатный графический редактор GIMP. Разработчики GIMP сильно активизировались в последнее время и вот-вот готовы выкатить версию 2.10 в которой, как обещается, будет поддержка изображений с глубиной цвета 32-bit. Первыми претендентами на такую глубину цвета будут RAW изображения с цифровых камер. Поэтому в этой статье мы рассмотрим, как организована работа с RAW в GIMP 2.9. Потому, что версия 2.9 уже включает в себя все основные нововведения, которые будут в 2.10.
Содержание
- Для чего нужна глубина цвета 32-bit
- Что нового в GIMP 2.9
- GEGL
- 16-32 bit
- Установка GIMP 2.9
- Импорт RAW
- Raw Therapee
- Darktable
- Экспорт
- Информация о файле
- Выводы
Для чего нужна глубина цвета 32-bit
Во-первых глубина цвета в 32-bit нужна для HDR изображений. HDR съемка стала очень популярной с приходом цифровых камер. Динамический диапазон в HDR фотографии просто гигантский и чтобы уместить детали в глубоких тенях, тенях и в светах на одной картинке нужен хороший тональный запас, за который и отвечает 32-bit.
А во-вторых 32-bit необходим для многократного редактирования изображений. В результирующем изображении достаточно и 16-bit (даже 8-bit). Но когда идет работы с большим количеством слоев, последовательно применяются фильтры с экстремальными настройками, сильно сжимается гисторгамма (Levels) и безжалостно гнутся кривые (Curves), то тут желательно иметь запас прочности, чтобы, например не «выбились облака» или «снег потерял структуру», чтобы не свалиться в пастеризацию и так далее. Вот тут 32-bit и пригодятся. А финальное изображение достаточно записать с 16-bit.
При переходе на ветку 2.9 разработчиками было исправлено много ошибок и добавлено огромное количество новых возможностей в GIMP. Вот их список:
В контексте работы с RAW файлами главными нововведениями я считаю:
- Полный переход на библиотеку GEGL;
- Работа с глубиной цвета 16 и 32-bit.
GEGL
На домашней странице проекта GEGL сказано, что GEGL (Generic Graphics Library) — это библиотека, которая используется для обработки изображений и базовыми особенностями, лежащими в ее основе являются:
- обработка изображения без потерь;
- все действия над изображением проводятся в пространстве чисел с плавающей точкой.
Вышеперечисленное означает, что при обработке изображений в GIMP пользователь будет не так стеснен в выборе инструментов и тактики обработки, как в версии 2.8.
Например, в GIMP есть возможность манипулировать с изображением послойно представленным в цветовом пространстве LAB. В этом пространстве фотографы часто делают глобальную цветовую корректировку изображения. На следующем скриншоте фото, переведенное в LAB:
Увеличение глубины цвета до 32-х bit и полный переход на GEGL сделали переход на LAB и обратно в RGB гораздо точнее, что должно сказаться на финальном изображении. Количество ошибок конвертации должно стремится к нулю.
Параллельно с GIMP силами энтузиастов в сети развивается open source проект GMIC для обработки изображений. GMIC имеет полноценный плагин для GIMP, с помощью которого можно проводить цветокоррекцию изображения в любом цветовом пространстве. На следующей картинке представлена работа в плагине GMIC в цветовом пространстве LAB.
16-32 bit
GIMP 2.9 позволяет пользователю самому выбрать с какой глубиной цвета ему лучше работать (8,16,32-bit). В документации написано:
- 8-bit — потребляет мало памяти (для маломощных компьютеров);
- 16-bit — потребляет много памяти (для компьютеров со средними характеристиками);
- 32-bit — потребляет очень много памяти (для мощных компьютеров);
Если мы работаем в GIMP с RAW форматом, то тут даже никаких вопросов не должно быть с выбором точности. Используйте только 32-bit floating point. На этапе цветокоррекции фото главная задача — это правильно «вывести цвета» при этом ничего не разрушив в изображении. Поэтому только 32-bit floating point. Именно с такой точностью работает библиотека GEGL.
После того, как RAW обработан, то изображение можно перевести в 16-bit и всю работу со слоями проводить уже в 16 битах.
Установка GIMP 2.9
Так как GIMP 2.9 — это нестабильная версия, то ее нет в основных репозитариях Ubuntu, поэтому для установки нужно сначала добавить PPA (Personal Package Arhive) репозитарий в вашу систему:
sudo add-apt-repository ppa:otto-kesselgulasch/gimp-edge sudo apt-get update
и только потом перейти к установке:
sudo apt-get install gimp
Если вы по каким-то причинам решите, что GIMP 2.9 нарушил стройность и изящество вашей системы, то его можно удалить с помощью утилиты ppa-purge.
Ставим ppa-purge:
sudo apt-get install ppa-purge
Удаляем репозитарий из списка:
sudo ppa-purge ppa:otto-kesselgulasch/gimp-edge
Удаляем GIMP 2.9:
apt-get remove --purge gimp
GIMP не имеет встроенного конвертера RAW файлов. Импорт RAW изображений в GIMP делается с помощью плагинов. Самые популярные — это Darktable plugin и RawTherapee plugin. Поэтому помимо GIMP необходимо установить пакеты darktable и rawtherapee:
sudo apt-get install darktable
sudo apt-get install rawtherapee
После того, как все три пакета будут установлены, можно приступать к импорту RAW файлов.
Импорт RAW
В состав GIMP входят два RAW плагина, которые обеспечивают связь между GIMP’ом и RAW конвертером. Заметьте, сами плагины ничего не конвертируют, они лишь перегоняют данные. Какие данные? Увидите дальше.
Информация по RAW плагинам доступна в настройках Preferences/Image Import:
Как видно из скриншота в GIMP ативировано 2 плагина (на file-raw-placolder не обращайте внимания — это пустышка):
- file-darktable
- file-rawtherapee
Активным является file-rawtherapee, так как он выделен на данный момент. Чтобы использовать Darktable для импорта RAW, кликните по file-darktable мышкой, затем «Ok» и перезагрузите GIMP.
Плагины в Image Import появляются если соответствующие им RAW конвертеры прописаны в переменной $PATH (то есть они должны быть видны).
Raw Therapee
Активируем плагин file-rawtherapee в Preferences/Image Import.
Перезагружаем GIMP.
File/Open — выбираем нужный нам RAW файл.
GIMP автоматически вызовет RawTherapee и передаст ему RAW файл.
После того, как RawTherapee откроет RAW файл и вы сделаете все необходимые настройки нужно будет вернуться в GIMP с импортированным изображением. Для этого просто закрываем приложение RawTherapee кликом по кнопке «Закрыть» в верхнем углу.
После того, как RawTherapee закроется управление опять передается диалоговому окну File/Open, которое еще какое-то время активно. В этот момент внизу панели открытия файла будет видно, что GIMP занимается открытием TIFF файла, который RawTherapee записал во временной папке.
В появившемся диалоге о сохранении цветового профиля нужно будет сделать выбор:
- сохранить существующий профиль;
- перевести в sRGB.
Выбор зависит от стиля работы.
После этого в главном окне GIMP появляется изображение из RAW файла, можно приступать к дальнейшей обработке.
Что характерно, изображение из RawTherapee приходит в GIMP в формате TIFF, 16-bit integer.
Darktable
Активируем плагин file-darktable в Preferences/Image Import.
Перезагружаем GIMP.
File/Open — выбираем нужный нам RAW файл.
Все абсолютно точно так же, как и в RawTherapee.
Тольо изображение из Darktable приходит в GIMP в формате OpenEXR, 32-bit float.
Экспорт
В любой момент в процессе обработки вы можете экспортировать изображение в файл с той глубиной цвета, которая вам необходима.
Для этого:
- выбираем необходимую точность
- экспортируем файл;
- с помощью Edit/Undo откатываемся на ту точность с которой работали до экспорта.
Информация о файле
Давайте проверим, действительно GIMP записывает TIFF файлы с глубиной цвета 32-bit, да еще и с плавающей точкой. Для этого откроем какое-нибудь изображение и переведем селектор Precision в положение 32-bit float. А затем произведем экспорт в TIFF файл без сжатия.
Для проверки не имеет смысла открывать этот же файл снова в GIMP и проверять его свойства. Давайте откроем его в другой программе, которая расскажет о формате этого файла, главное, чтобы программа умела работать с 32-битными изображениями. Такая программа есть и назыввается она ImageMagick.
Устанавливаем ImageMagick:
sudo apt-get install imagemagick
Извлекаем всю информацию об изображении:
identify -verbose image.jpg
На выходе мы получаем исчерпывающую информацию о свойствах обработанной в GIMP фотографии. Я обвел красной рамочкой информацию, касающуюся 32-битности и плавающей точки.
Выводы
GIMP — является бесплатным софтом. Его пишут энтузиасты в свободное время и без какой-либо оплаты. Люди мотивированы, чтобы их труд был оценен и полезен в обществе. Именно поэтому они создают такой мощный продукт. С переходом на 16-32 битность GIMP уже можно рассматривать, как серьезного игрока на поле с названием «цветокоррекция». Профессиональное приложение в умелых руках будет незаменимым инструментом фотографа при обработке RAW изображений с цифровых камер.
В данной статье мы подробно рассмотрели как организована работа с RAW в GIMP 2.9. Изучили процесс установки GIMP и популярных RAW конвертеров. Узнали, как экспортировать изображение с различной глубиной цвета.
Теперь можно точно сказать, что можно организовать полноценный рабочий процесс в GIMP от импорта RAW, до обработки изображения в цветовом пространстве 16 или 32-bit.
Цвет в компьютерной графике.
Цвет в компьютерной графике.
При работе с цветом используются понятия: глубина цвета (его еще называют цветовое разрешение) и цветовая модель.
Для кодирования цвета пиксела изображения может быть выделено разное количество бит. От этого зависит то, сколько цветов на экране может отображаться одновременно. Чем больше длина двоичного кода цвета, тем больше цветов можно использовать в рисунке. Глубина цвета — это количество бит, которое используют для кодирования цвета одного пиксела. Для кодирования двухцветного (черно-белого) изображения достаточно выделить по одному биту на представление цвета каждого пиксела. Выделение одного байта позволяет закодировать 256 различных цветовых оттенков. Два байта (16 битов) позволяют определить 65536 различных цветов. Этот режим называется High Color. Если для кодирования цвета используются три байта (24 бита), возможно одновременное отображение 16,5 млн цветов. Этот режим называется True Color. От глубины цвета зависит размер файла, в котором сохранено изображение.
Цвета в природе редко являются простыми. Большинство цветовых оттенков образуется смешением основных цветов. Способ разделения цветового оттенка на составляющие компоненты называется цветовой моделью. Существует много различных типов цветовых моделей, но в компьютерной графике, как правило, применяется не более трех. Эти модели известны под названиями: RGB, CMYK, НSB.
1. Цветовая модель RGB. Наиболее проста для понимания и очевидна модель RGB. В этой модели работают мониторы и бытовые телевизоры. Любой цвет считается состоящим из трех основных компонентов: красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue). Эти цвета называются основными.
Считается также, что при наложении одного компонента на другой яркость суммарного цвета увеличивается. Совмещение трех компонентов дает нейтральный цвет (серый), который при большой яркости стремится к белому цвету. Это соответствует тому, что мы наблюдаем на экране монитора, поэтому данную модель применяют всегда, когда готовится изображение, предназначенное для воспроизведения на экране. Если изображение проходит компьютерную обработку в графическом редакторе, то его тоже следует представить в этой модели. Метод получения нового оттенка суммированием яркостей составляющих компонентов называют аддитивным методом. Он применяется всюду, где цветное изображение рассматривается в проходящем свете («на просвет»): в мониторах, слайд-проекторах и т.п. Нетрудно догадаться, что чем меньше яркость, тем темнее оттенок. Поэтому в аддитивной модели центральная точка, имеющая нулевые значения компонентов (0,0,0), имеет черный цвет (отсутствие свечения экрана монитора). Белому цвету соответствуют максимальные значения составляющих (255, 255, 255). Модель RGB является аддитивной, а ее компоненты: красный (255,0,0), зеленый (0,255,0) и синий (0,0,255) — называют основными цветами.
2. Цветовая модель CMYK. Эту модель используют для подготовки не экранных, а печатных изображений. Они отличаются тем, что их видят не в проходящем, а в отраженном свете. Чем больше краски положено на бумагу, тем больше света она поглощает и меньше отражает. Совмещение трех основных красок поглощает почти весь падающий свет, и со стороны изображение выглядит почти черным. В отличие от модели RGB увеличение количества краски приводит не к увеличению визуальной яркости, а наоборот к ее уменьшению.
Поэтому для подготовки печатных изображений используется не аддитивная (суммирующая) модель, а субтрактивная (вычитающая) модель. Цветовыми компонентами этой модели являются не основные цвета, а те, которые получаются в результате вычитания основных цветов из белого:
голубой (Cyan) = Белый — красный = зелёный + синий (0,255,255)
пурпурный (сиреневый) (Magenta) = Белый — зелёный = красный + синий (255,0,255)
жёлтый (Yellow) = Белый — синий = красный + зелёный (255,255,0)
Эти три цвета называются дополнительными, потому что они дополняют основные цвета до белого. Существенную трудность в полиграфии представляет черный цвет. Теоретически его можно получить совмещением трех основных или дополнительных красок, но на практике результат оказывается негодным. Поэтому в цветовую модель CMYK добавлен четвертый компонент — черный. Ему эта система обязана буквой К в названии (blacK).
В типографиях цветные изображения печатают в несколько приемов. Накладывая на бумагу по очереди голубой, пурпурный, желтый и черный отпечатки, получают полноцветную иллюстрацию. Поэтому готовое изображение, полученое на компьютере, перед печатью разделяют на четыре составляющих одноцветных изображения. Этот процесс называется цветоделением. Современные графические редакторы имеют средства для выполнения этой операции.
В отличие от модели RGB, центральная точка имеет белый цвет (отсутствие красителей на белой бумаге). К трем цветовым координатам добавлена четвертая — интенсивность черной краски. Ось черного цвета выглядит обособленной, но в этом есть смысл: при сложении цветных составляющих с черным цветом все равно получится черный цвет. Сложение цветов в модели CMYK каждый может проверить, взяв в руки голубой, серневый и желтый карандаши или фломастеры. Смесь голубого и желтого на бумаге дает зеленый цвет, сереневого с желтым — красный и т.д. При смешении всех трех цветов получается неопределенный темный цвет. Поэтому в этой модели черный цвет и понадобился дополнительно.
3. Цветовая модель НSB. Некоторые графические редакторы позволяют работать с цветовой моделью HSB. Если модель RGB наиболее удобна для компьютера, а модель CMYK — для типографий, то модель HSB наиболее удобна для человека. Она проста и интуитивно понятна. В модели HSB тоже три компонента: оттенок цвета (Hue), насыщенность цвета (Saturation) и яркость цвета (Brightness). Регулируя эти три компонента, можно получить столь же много произвольных цветов, как и при работе с другими моделями. Оттенок цвета указывает номер цвета в спектральной палитре. Насыщенность цвета характеризует его интенсивность — чем она выше, тем «чище» цвет. Яркость цвета зависит от добавления чёрного цвета к данному — чем её больше, тем яркость цвета меньше. Цветовая модель HSB удобна для применения в тех графических редакторах, которые ориентированы не на обработку готовых изображений, а на их создание своими руками. Существуют такие программы, которые позволяют имитировать различные инструменты художника (кисти, перья, фломастеры, карандаши), материалы красок (акварель, гуашь, масло, тушь, уголь, пастель) и материалы полотна (холст, картон, рисовая бумага и пр.). Создавая собственное художественное произведение, удобно работать в модели HSB, а по окончании работы его можно преобразовать в модель RGB или CMYK, в зависимости от того, будет ли оно использоваться как экранная или печатная иллюстрация. Значение цвета выбирается как вектор, выходящий из центра окружности. Точка в центре соответствует белому (нейтральному) цвету, а точки по периметру — чистым цветам. Направление вектора определяет цветовой оттенок и задается в модели HSB в угловых градусах. Длина вектора определяет насыщенность цвета. Яркость цвета задают на отдельной оси, нулевая точка которой имеет черный цвет.
Последнее изменение: Четверг, 24 июля 2014, 21:52