Городничий говорит собравшимся что к нам едет ревизор ошибка

Сайт для учителей русского языка и литературы

Синтаксическая норма. Нарушения построения предложений

Исправьте речевые ошибки, связанные с нарушением построения предложений.
1. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
2. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов.
3. Летом мы побывали в Пскове и не только посетили Михайловское, но и Святогорский монастырь.
4. Я занимаюсь теннисом не только летом, а также зимой.
5. В комнате возле печи стояла девушка, она была жарко натоплена.
6. Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
7. Воздух был пропитан жаркими испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем.
8. Он видит лицо сына, внимательно прислушивающееся к разговору.
9. Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.
10. По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.
11. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.
12. Я не заметил, что находится ли он в комнате.
13. Он кричал, что я вас одним пальцем прихлопну.
14. Я пил кофе, приготовленный барменом и в который добавили кардамон.
15. Эти стихи, написанные Лермонтовым и которые рассказывают о его любви, очень нравятся мне.
16. Приведенные факты в докладе говорят об успехах нашей науки.
17. Городничий говорит собравшимся, что «к нам едет ревизор».
18. Я прочитал статью, опубликованную в газете и которая сообщит о новых технологиях.
19. Пострадали жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и которые спасались на крышах домов.
20. Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также Эстонии и Латвии.
21. Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его.
22. Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие.
23. Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать высокую пенсию.
24. Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущался приход весны.
25. Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество.
26. Имеющийся жизненный опыт у человека – это истинное его богатство.
27. Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес.
28. Я увлекаюсь не только чтением книг, а также живописью.
29. Я не могу вспомнить, что был ли он на занятиях в четверг.
30. Директор сообщил на педагогическом совете, что «к нам едет комиссия».
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Толпы людей были повсюду: на улицах, на площадях, в скверах.
2. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова.
3. Летом мы побывали в Пскове и посетили не только Михайловское, но и Святогорский монастырь.
4. Я занимаюсь теннисом не только летом, но и зимой.
5. В комнате возле жарко натопленной печи стояла девушка.
6. Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера.
7. Воздух был пропитан жаркими испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождем.
8. Он видит лицо сына, внимательно прислушивающегося к разговору.
9. Мы любовались картиной бушующего у наших ног моря.
10. По узкой тропинке, извивающейся между скал, мы поднялись на площадку.
11. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.
12. Я не заметил, находится ли он в комнате.
13. Он кричал, что прихлопнет нас одним пальцем.
14. Я пил приготовленный барменом кофе с кардамоном.
15. Эти стихи, написанные Лермонтовым и рассказывающие о его любви, очень нравятся мне.
16. Приведенные в докладе факты говорят об успехах нашей науки.
17. Городничий говорит собравшимся, что к ним едет ревизор.
18. Я прочитал статью, опубликованную в газете и сообщающую о новых технологиях.
19. Пострадали жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и спасавшиеся на крышах домов.
20. Представители всех стран СНГ, а также Эстонии и Латвии, съехались на совещание в Москву.
21. Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и притягивавшему его.
22. Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и издававшиеся волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие.
23. Проработавшие всю жизнь в школе учителя, без сомнения, должны получать высокую пенсию.
24. Везде: на улицах, на площадях, в парках и садах – ощущался приход весны.
25. Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и отстаивавшему крепостничество.
26. Имеющийся жизненный опыт человека – это его истинное богатство.
27. Прочитанная для студентов лекция о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес.
28. Я увлекаюсь не только чтением книг, но и живописью.
29. Я не могу вспомнить, был ли он на занятиях в четверг.
30. Директор сообщил на педагогическом совете, что едет комиссия.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Категория: УПРАЖНЕНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ | Добавил: admin (17.01.2012)

Просмотров: 16647
| Теги: занятия по риторике, устная речь, ораторское искусство для школьников, культура речи, учимся выступать перед публикой, основы риторики
| Рейтинг: 5.0/1

Наиболее распространенный вид ошибок, встречающийся практически в каждом сочинении – это речевые ошибки. Мало кто из выпускников сразу правильно назовет (а тем более распознает в предложении) весь спектр возможных речевых ошибок. Напомним, что такое речевые ошибки.

Речевые ошибки – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

Перечислим все виды речевых ошибок с примерами их устранения:

1. Нарушение смысловой точности

Жилые комплексы возникнут в новых районах.Жилые комплексы будут построены в новых районах.

2. Нарушение лексической сочетаемости слов

Успехи сына причинили матери радость.Успехи сына доставили матери радость.

3. Смешение паронимов

Он принимал желательное за действительное.Он принимал желаемое за действительное.

4. Пропуск слова

Девочка нянчила младшего братишку, хотя шёл только десятый год.Девочка нянчила младшего братишку, хотя ей шёл только десятый год.

5. Плеоназм (употребление ненужных уточняющих слов)

Катерина заранее предчувствует свою гибель. – Катерина предчувствует свою гибель.

6. Тавтология (повторное обозначение другими словами уже названного понятия)

Для работы в вузе, для обучения студентов необходимы преподаватели высокого класса.Для работы в вузе необходимы преподаватели высокого класса.

7. Повторение однокоренных слов (разновидность тавтологии)

Мальчик точно пересказал содержание рассказа.Мальчик точно пересказал содержание прочитанного ( услышанного).

8. Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов

Я испытывал специфические чувства. Новый дворовый Журдена отдавал приказания слугам.Я испытывал особенные чувства. Новый дворецкий Журдена отдавал приказания слугам.

9. Неоправданное использование речевых штампов

При встрече друзей на повестку дня выносилось будущее Алёши.При встрече друзья хотели поговорить о будущем Алёши.

10. Неоправданное изменение состава фразеологизма (контаминация различных фразеологизмов)

Эта роль стала для актёра соловьиной песней. Необходимо уделить значение образованию.Эта роль стала для актёра лебединой песней. Необходимо уделить внимание образованию.

11. Алогизм (соединение не совместимых понятий)

Благодаря высокой температуре я потерял сознание. – Из-за высокой температуры я потерял сознание.

12. Неточный подбор синонима

На грядущей неделе начнём заниматься. – На будущей (следующей) неделе начнём заниматься.

13. Неудачный оксюморон (соединение антонимов)

Я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу.Я в этом ничего плохого не вижу. Это не плохо, а, наоборот, хорошо.

14. Неудачное использование синонимов

Футболисты ушли с поля без голов. – Футболисты ушли с поля, не забив ни одного гола.

15. Неуместное употребление слов иной стилевой окраски, эмоционально окрашенных, просторечных слов

Автор пытается направить людей чуть в другую колею. Таким людям всегда удаётся объегорить других.Автор пытается направить людей в сторону. Таким людям всегда удаётся обмануть других.

16. Неудачное употребление , указательных, притяжательных местоимений

Автор заставляет думать о последствиях своих поступков.Автор заставляет думать о последствиях безответственных поступков.

17. Двусмысленность, неоднозначность фразы

Учителю надо многое сказать (учителю или учителю нужно многое сказать?).
Ребенок требует ухода матери (не ясно, что значит в данном случае слово “уход”).

18. Канцеляризмы (канцелярские штампы)

Катериной было принято решение утопиться.
Наташа с Соней говорили по поводу того, как прекрасна летняя ночь.

19. Лексические анахронизмы (перенесение современного слова в действительность прошлого либо использование архаизма в современной речи)

Уходя от войск Наполеона, русские эвакуировали свои семьи.
Описание поведения Кутузова свидетельствует о том, что он ведает о настроениях генералов и русского народа.

Для того чтобы избежать речевых ошибок в сочинении, нужно тренироваться учиться находить их у других.

Выполните ТЕСТ и потренируйтесь!

1. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Мировоззрение на жизнь у героев Гоголя очень примитивно.

 Татьяна любила вставать с зарницей.

 Больной был госпитализирован в больницу.

 Сегодня в МГУ проводится день открытых дверей.

 Речевых ошибок нет

2. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Я знаю родной город как свои пять пальцев.

 Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.

 В том году сильные морозы начались в начале января.

 Они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга.

 Речевых ошибок нет

3. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Нежное дерево акация превратилась в символ моего родного города.

 Все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.

 Врач дал родителям несколько советов по уходу за больным ребёнком.

 В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

 Речевых ошибок нет

4. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Не было дня, чтобы Наташа не спросила Пьера, что любит ли он ее.

 Пьер робко спросил у Наташи, сможет ли она когда-нибудь его полюбить.

 Шаляпин на драматической сцене был так же гениален, как и на оперной.

 Академик Петров увлекался историей с раннего детства, в частности, Древней Руси.

 Ошибок нет.

5. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Имеющийся жизненный опыт у человека — это истинное его богатство.

 Читая эту рукопись, обратите внимание на подчеркнутые места.

 Наряжая елку, мне вспомнилось детство.

 Мой младший брат был призван в армию, окончив университет и когда вернулся в родной город.

 Речевых ошибок нет

6. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали статью о деятельности новой партии.

 Роман «Преступление и наказание» принес Достоевскому всемирную известность.

 Приведённые примеры говорят за возможность широкого использования этого изобретения.

 Из-за недостатка времени не станем отвлекаться от предмета лекции.

 Речевых ошибок нет

7. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Некоторые люди принимают желательное за действительное.

 Не стоит придавать особого внимания этой информации.

 Стараясь доказать свою правоту, он говорил очень возбуждённо, жестикулируя руками.

 Из-за дождя мы перенесли поход на следующий день.

 Речевых ошибок нет

8. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Нет такой благородной мысли, которая не встречала бы сочувствия.

 Дети читали только французские книги, в частности Наташа.

 Девушка с горечью заметила, что вряд ли может надеяться на столь быстрое решение своих проблем.

 Городничий говорит собравшимся, что “к нам едет ревизор”.

 Речевых ошибок нет

9. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Он наконец собрался с духом и прыгнул в ледяную воду.

 Всю войну она проработала не покладая сил.

 Уровень воды в реке заметно повышается после дождей.

 В образе главной героини автор изобразил свой идеал женщины.

 Речевых ошибок нет

10. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас.

 Сойдя с поезда, его ждала машина.

 Указанные выше положения можно отнести к интересующей нас проблеме.

 В столовой, громко разговаривая, накрывают на стол.

 Речевых ошибок нет

11. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Русские учёные внесли большой вклад в исследование Антарктиды.

 Лес, окутанный тёмным мраком, наводил на нас ужас.

 Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького.

 Его первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей.

 Речевых ошибок нет

12. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 В институте разработаны новые методики и разработки по данной проблеме.

 Ребята были настроены скорее шутливо, чем воинственно.

 Делайте как хотите, а я умываю руки.

 Она близко к сердцу ощущает чужое горе.

 Речевых ошибок нет

13. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Берег бухты, где мы остановились на ночлег, состоял из песчаника и мелкого булыжника.

 Мои друзья иногда проводили время в кафе, которое, кажется, что уже не работает.

 Если холод в вашем гараже или даче – купите наш обогреватель.

 Андрей написал Наташе, что если хотите, то можете считать себя свободной.

 Ошибок нет.

14. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Получив признание широких читательских масс, книгу переиздали.

 Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество.

 Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне покоя.

 Расчёт составлялся исходя из средних норм выработки.

 Речевых ошибок нет

15. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Чудесный цветок роза может быть выращена зимой только в теплице.

 Мы посетили музей и вынесли из него все самое лучшее.

 Журнал «Литературное наследие» опубликовал новые материалы о творчестве Л.Н.Толстого.

 Хрен с ним, со старым маразматиком – ему его мать на фиг не нужна.

 Речевых ошибок нет

16. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 На собрании акционеров баллотировалось предложение об изменении состава правления.

 План работы выполнен с хорошим качеством.

 Нас перевели работать в отсталую бригаду.

 Его наружная внешность с первого взгляда вызывает симпатию.

17. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:

 Я проходил мимо дома друзей и решил зайти к ним на огонёк.

 Мы оснастились рыболовными снастями и отправились рыбачить.

 Внимательно прочитав статью, корректор внёс в неё необходимые поправки.

 Она никогда не пряталась за чужую широкую спину.

18. Какого плана ошибка допущена в следующих словосочетаниях и фразах: “дешевые цены”, “увеличение уровня благосостояния”, “это играет большое значение”, “закадычный враг”, “буланая машина”?

 Употребление лишнего слова (плеоназм)

 Нарушение лексической сочетаемости

 Употребление слова в несвойственном ему значении

 Неудачный оксюморон

19. Какого плана ошибки допущены в следующих словосочетаниях и фразах: Прилетели пернатые птицы. Он негодовал от возмущения. Своя автобиография. Глупый идиот.

 Употребление слов, излишних для смысловой полноты высказывания.

 Повтор одного и того же смысла в разных словах одного высказывания.

 Нарушение лексической сочетаемости.

 Соединение несовместимых понятий (алогизм)

20. Нормы лексической сочетаемости слов нарушены в словосочетании:

 тяжелая проблема

 коснуться о теме дружбы

 привести пример о работе ученых

 писатель русской классики

21. Какая ошибка допущена в предложении: В ответе, подписанном секретарем, говорилось, что ввиду непримиримости занятой мною позиции компания считает необходимым использовать этот случай для создания, так сказать, прецендента и потому подает на меня в суд, предлагая мне заблаговременно обратиться к своему адвокату.

 орфографическая

 речевая

 пунктуационная

 грамматическая

22. Какая ошибка допущена в предложении: Прошли еще полчаса, после чего нам до такой степени опротивела жизнь и наскучил голос мудрости, что мы пошли на риск и, набросив на подкарауливавшего нас бульдога скатерть, успели выскочить за дверь?

 орфографическая

 речевая

 пунктуационная

 грамматическая

23. Что такое чистота речи?

 Качество, которое обеспечивается отсутствием в речи нелитературных слов и выражений.

 Качество, которое связано с соблюдением языковых норм.

 Качество, которое воплощает повышенную эмоциональность речи.

 Безошибочное написание слов.

24. Что такое правильность речи?

 Соблюдении в речи языковых норм, т.е. единых для всех правил произношения, ударения, формообразования, построения предложений.

 Чистое, отчетливое произношение звуков.

 Качество, которое воплощает повышенную образность речи.

 Качество, которое обеспечивается отсутствием в речи нелитературных слов и выражений.

25. В каком случае речь следует считать уместной?

 В которой используемые языковые средства по функциональной и эмоционально-экспрессивной окраске соответствуют ситуации общения.

 Которая по громкости подходит для данной аудитории.

 В которой нет «словесного мусора».

 Употребление которой не ограничено ни профессиональной деятельностью, ни территорией, ни социальной средой

Поурочные разработки по русскому языку 11 класс — Н. В. Егорова 2016

Цели: дать рекомендации по выполнению задания части С ЕГЭ; совершенствовать навыки анализа и редактирования текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1. Рекомендации по написанию сочинения

С основными рекомендациями по выполнению задания части С вы уже знакомы: не так давно вы писали сочинение по тексту нового варианта ЕГЭ (см. уроки 56 — 57). Вот ещё несколько советов.

1. Что поможет в написании сочинения.

Получив бланки заданий, бегло прочитайте основной текст. Когда дойдёт дело до сочинения, текст вам будет уже знаком, а значит, вам легче будет понять, что от вас требуется.

Перед тем как начать писать, подумайте, какова тема текста, его идея, как автор раскрывает свою главную мысль, проводит её в тексте. Здесь поможет определение стиля и типа речи. Чаще всего (но не всегда!) в качестве экзаменационных текстов выбираются публицистические произведения. Помните, что публицистический стиль (как и художественный) обычно включает в себя элементы других стилей, отметьте это в своей работе, напишите, какую роль играют эти элементы в тексте.

В повествовательном тексте вычлените элементы композиции, которые помогут раскрыть замысел автора. В описательном произведении определите вид описания (пейзаж, портрет, интерьер, описание действий), подумайте, как достигается автором выразительность описания. В случае рассуждения проследите, как выражен тезис, какие аргументы приводит автор для его доказательства. Отметьте, в чём, по вашему мнению, заключается своеобразие авторского стиля, выразительность речи.

Не забудьте попутно не только отметить средства лексической и синтаксической выразительности (одно-два), но и определить их роль — они подчинены идее текста.

Для переходов от одной мысли к другой удобно пользоваться приёмами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов, спорить с воображаемым оппонентом.

Стремитесь к выразительности языка, а не к украшательству.

Не увлекайтесь длинными цитатами и не увеличивайте тем самым искусственно объём сочинения. Достаточно двух-трёх кратких, выразительных цитат, умело вплетённых в ткань вашего текста, чтобы сделать его неповторимым, ярким, убедительным. Цитата не должна быть оторвана от остального текста сочинения.

Не стоит увеличивать объём сочинения и за счёт размашистого почерка. Главное всё же не сколько, а как написано. Важны общая грамотность человека (орфографическая, пунктуационная, речевая), его эрудиция, наблюдательность.

В конце сочинения сделайте вывод. Он не должен быть большим. Достаточно одного-двух предложений, в которых чётко и логично выражена ваша позиция.

Рассчитайте время, чтобы его хватило для проверки, редактирования и аккуратного перенесения сочинения на бланк.

2. Как работать с черновиком.

Прочитав текст второй раз, набросайте на черновике всё, что придёт в голову по поводу текста: факты, имена, ассоциации, выразительные детали и т. д.

Удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами, оставляя место для перестановок, вставок и т. д. Черновик лучше писать разборчиво, иначе вы сами можете не понять, что же вы имели в виду под какой-нибудь закорючкой.

Соблюдайте поля не только в чистовом варианте, но и в черновике. Не забудьте о членении текста — делите сочинение на абзацы ещё в черновике, при редактировании уточните границы частей вашей работы.

Теперь с новыми силами перечитайте всё, что вы написали. Старайтесь делать это так, как будто вы читаете чужую работу. Придирайтесь к себе, но не слишком, иначе вы можете разочароваться в результатах своей работы, а ведь она чего-нибудь да стоит! Замечания сделаны, вопросы поставлены, можно приступать к редактированию и проверке. По мнению Ф. М. Достоевского, «величайшее умение писателя — это умение вычёркивать». Человеку, который редактирует своё сочинение, тоже полезно помнить эту фразу. Вам кажется, что в каком-то месте вы переливаете из пустого в порожнее? Безжалостно вычёркивайте лишнее! Вам показалась интересной собственная мысль? Нужно развить её, показать её красоту и оригинальность.

Можно чередовать редакторскую правку с проверкой орфографии и пунктуации. Не забудьте, что правописание порой зависит от контекста, поэтому прочитайте предложение, в котором встретилось трудное слово, целиком. То же относится к знакам препинания.

Отредактировав и проверив сочинение по частям, прочтите его исправленный вариант ещё раз. Осталось переписать на чистовик.

2. Работа с текстом

(Чтение и обсуждение текста нового демонстрационного варианта ЕГЭ, устное сочинение.)

3. Задания по редактированию

  — Укажите предложения без речевых ошибок, остальные предложения исправьте.

1) В образе старого Болконского Толстой изобразил своего деда. (В образе старого Болконского Толстой вывел своего деда.)

2) Но наиболее интереснейшим мне показался образ Раскольникова. (Но наиболее интересным мне показался образ Раскольникова.)

3) Поезжайте до следующей станции.

4) До финиша оставалось ещё более девятиста метров. (До финиша оставалось ещё более девятисот метров.)

5) Он радовался от счастья. (Он радовался. Или: Он был счастлив.)

6) Разговоры Базарова с Павлом Петровичем не принесли ему ничего хорошего. (Разговоры с Павлом Петровичем не принесли Базарову ничего хорошего.)

7) В последнем номере журнала напечатана рецензия на новый роман А. Волоса.

— Найдите речевые ошибки и исправьте предложения.

1) Городничий говорит собравшимся, что «к нам едет ревизор». (Городничий говорит собравшимся: «К нам едет ревизор».)

2) Толстой не только показывает мужество, выносливость, самоотверженность русского воина-труженика, но и его милосердие по отношению к побеждённому врагу. (Толстой показывает не только мужество, выносливость, самоотверженность русского воина-труженика, но и его милосердие по отношению к побеждённому врагу.)

3) Мне кажется, Островский выразил идею о свободе человеческой натуры, которая, как её ни подавляй, давала о себе знать. (Мне кажется, Островский выразил идею о свободе человеческой натуры, которая, как её ни подавляй, даст о себе знать.)

4) Поэзия Фета — сама природа, зеркально глядящаяся через человеческую душу. (Поэзия Фета — сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу.)

5) Это самая интереснейшая книга из всех, что я прочитал. (Это самая интересная книга из всех, что я прочитал.)

6) Особенно выразительны образа богатырей. (Особенно выразительны образы богатырей.)

7) Эти вдохновенные строки Пушкин посвятил жёнам декабристов, последовавших за своими мужьями в Сибирь.(Эти вдохновенные строки Пушкин посвятил жёнам декабристов, последовавшим за своими мужьями в Сибирь.)

8) Станционный смотритель — мелкий чиновник с низкой зарплатой. (Станционный смотритель — бедный мелкий чиновник.)

9) Пушкин писал, что «в свой жестокий век восславил я свободу». (Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я свободу».)

10) Взволнованные монологи Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят никаких перемен. (Взволнованные монологи Чацкого обращены к дворянству, которое не хочет никаких перемен. Или: Взволнованные монологи Чацкого обращены к дворянам, которые не хотят никаких перемен.)

11) Чехов не мог оставаться в стороне этих событий. (Чехов не мог оставаться в стороне от этих событий.)

12) Эта книга не только имеет познавательную ценность, но и эстетическую. (Эта книга имеет не только познавательную ценность, но и эстетическую.)

Домашнее задание

Подготовиться к итоговому тесту.

 Занятие
6.

Синтаксические
нормы современного русского литературного
языка

  1. Понятие о
    синтаксической норме

  2. Порядок слов в
    предложении

  3. Согласование
    сказуемого с подлежащим

  4. Согласование
    определения с определяемым словом

Упражнения

Упражнение 1.
Выберите
один из заключенных в скобки вариантов.

1. Мать сильно
беспокоилась (за сына — о сыне). 2. Всякий
непредубежденный человек видит
преимущества социалистической системы
(над — перед) капиталистической. 3.
Решимость прогрессивных сил во всех
частях света не допустить новую войну
вселяет в нас уверенность в (победу —
победе) дела мира. 4. Напрасны были его
попытки (тормозить — препятствовать)
развитию физкультурного движения. 5. К
концу года комитет комсомола должен
будет отчитаться (о — в) проделанной
работе. 6. Астрономы с большим интересом
наблюдали (за солнечным затмением —
солнечное затмение). 7. Мальчик бросил
(камень — камнем) в воду. 8. (Чем я обязан
такому лестному отзыву — чему я обязан
таким лестным отзывом) о моей работе?
9. Необходимо своевременно обеспечить
(школам потребное количество — школы
потребным количеством) топлива на зиму.
10. Успокойтесь, выпейте (воду — воды).
11. В итальянских кинофильмах нередко
показывается, как молодежь безуспешно
ищет (работу — работы). 12. (В целях
дальнейшего улучшения качества воспитания
— чтобы улучшить воспитание) подрастающего
поколения культурно-просветительные
учреждения усилили свою работу. 13.
Проверка (деканата — деканатом) работы
студентов первого курса выявила ряд
недостатков. 14. Наш преподаватель
организовал и руководит кружком любителей
родного языка.

Упражнение 2.
Укажите
ошибки, связанные с нарушением порядка
слов в предложении, исправьте их.

1. Села и рабочие
поселки обслуживают кинопередвижки.
2. Стены украшают плакаты и флажки.
3. Текучесть кадров порождает
невнимательное отношение администрации.
4. Обсуждался вопрос о подготовке к
выборам Центральной избирательной
комиссии. 5. В район приехал инструктор
для подготовки специалистов по борьбе
с сельскохозяйственными вредителями
из местных жителей. 6. В стихотворениях
употребляются обращения к неодушевленным
предметам с целью повышения их
выразительности и эмоциональности. 7.
Иванов отказался со всеми студентами
сдавать зимнюю сессию. 8. Кутузов, как
показал Л. Толстой, находясь на поле
боя, больше всего заботился о поддержании
боевого духа в солдатах. 9. Вошла горничная
с накрахмаленной на голове наколкой.
10. Газета назвала этот указ горькой
пилюлей для сторонников «шоковой
терапии», которая должна быть проглочена.
11. Можно без преувеличения сказать,
что в столице садоводов и огородников
миллионы. 12. Шестилетним деревенским
мальчишкой он бежал босиком по распутице,
чтобы увидеть вблизи севший самолет.
13. На этих лошадях скрылись преступники,
следы от которых ведут в Ингушскую
Республику. 14. Бурное обсуждение вызывает
вопрос о способности президента управлять
страной по медицинским показателям.

Упражнение 3.
Найдите и
исправьте ошибки в согласовании.

1) На протяжении
веков крестьянство боролись против
помещиков. 2) Иванов был круглая сирота.
3) Он такая растяпа! 4) К уборке зерновых
культур уже приступили ряд хозяйств.
5) Детвора благодарны шефам за подарки.
6) Три скамейки стояли у стены. 7) Не то
снег, не то град выпадут сегодня. 8)
Музей-квартира закрыта на ремонт. 9) Для
решения этого вопроса потребуются
несколько месяцев. 10) Кто из подруг
написала об этом? 11) Река Днепр этой
весной вышел из берегов. 12) В конгрессе
принимали участие тридцать одна страна.

Упражнение 4.
Исправьте
речевые ошибки, связанные с нарушением
построения предложений.

1) Толпы людей были
повсюду: на улицах, площадях, скверах.
2) Жизнь крестьян изображена в произведениях
русских классиков: Гоголь, Тургенев,
Толстой, Чехов. 3) Я занимаюсь теннисом
не только летом, а также зимой. 4) В комнате
возле печи стояла девушка, она была
жарко натоплена. 5) Мне было поручено
уничтожить засевшего снайпера на дереве.
6) Воздух был пропитан жаркими испарениями
земли, незадолго до вечера смоченными
дождем. 7) Он видит лицо сына, внимательно
прислушивающееся к разговору. 8) Мы
любовались картиной бушующего моря у
наших ног. 9) По узкой тропинке мы поднялись
на площадку, извивающуюся между скал.
10) Столяр сделал эту этажерку из дуба с
четырьмя ножками. 11) Я не заметил, что
находится ли он в комнате. 12) Он кричал,
что я вас одним пальцем прихлопну. 13) Я
пил кофе, приготовленный барменом и в
который добавили корицу. 14) Эти стихи,
написанные М.Ю. Лермонтовым и которые
рассказывают о его любви, мне очень
нравятся. 15) Приведенные факты в докладе
говорят об успехах нашей науки. 16)
Городничий говорит собравшимся, что к
нам едет ревизор. 17) Я прочитал статью,
опубликованную в газете и которая
сообщит о новых технологиях.

Упражнение
5.
Исправьте
предложения, изменив в них порядок слов.

1. Ты не встретила
в театре одноклассников разве? 2. Новую
дали почитать книгу мне. 3. Он очень вел
себя плохо на уроке снова. 4. Очень стихи
выразительно читает он. 5. По поводу
неуспеваемости собрание проводили мы.
6. Мальчик съел котлету вместе со своей
овчаркой. 7. Сегодня ко мне в новой куртке
пришел мой друг. 8. Я хочу пойти на футбол
с тобой только. 9. На праздник она надела
сиреневого цвета платье. 10. Сегодня
очень жарко днем. 11. Меня фильм этот
заинтересовал очень.

Упражнение 6.
Выберите
нужную форму сказуемого. Объясните.

1. В конкурсе
участвовал… тридцать один школьник.
2. Три скамейки стоял… у стены. 3.
Большинство произведений поэта посвящен…
теме любви. 4. Не то снег, не то град выпал…
сегодня. 5. Любопытство, а не жажда
познания взял… верх. 6. Музей-квартира
художника (закрыт, закрыта) на реставрацию.
7. Плащ-палатка (был, была) уж (сложен,
сложена) и (упакован, упакована) в рюкзак.
8. «Известия» уже неоднократно
(поднимала, поднимали) эту проблему. 9.
Озеро Ильмень (расположен, расположена)
недалеко от Новгорода. 10. Часы-будильник
(испортились, испортился) в первый же
день. 11. Женщина-врач (дал, дала) направление
в больницу.

Упражнение 7.
Выберите
нужную форму. Объясните.

1. Два (лучшие,
лучших) друга уехали учиться в другой
город. 2. За три (последние, последних)
месяца в городе побывали многие артисты.
3. Поступили в продажу две (новых, новые)
модели автомобиля. 4. (Целые, целых) два
месяца мы готовились к этому экзамену.
5. Три (наши, наших) спортсмена вышли в
финал соревнований.

Упражнение 8.
Раскройте
скобки, поставьте существительные в
нужном падеже. С полученными словосочетаниями
составьте предложения.

1. Согласно
(распоряжение, приказ, решение,
постановление, желание, указание).

2. Благодаря
(выступление, успех, знание, предупреждение).

3. Вопреки (просьба,
предположение, уговор, усилие).

Упражнение 9.
Поставьте
существительные в нужном падеже с
предлогом или без предлога.

Встретиться (друг),
мечта (счастье), преклонение (талант),
долг (родина), уплатить (квартира),
восхищаться (друг), вдохнуть (свобода),
скучать (родители), беспокоиться
(ребенок), тормозить (развитие), пойти
(школа, факультет, университет), потребность
(знание), платить (проезд), удивляться
(результаты), контроль (выполнение),
сообщить (приезд).

Упражнение 10.
Исправьте
ошибки, связанные с согласованием,
управлением, порядком слов.

1. Уделите внимание
на здоровье. 2. Все эти мероприятия
рассчитаны на благо природе. 3. Заведующий
больницы встретил нас «прохладно». 4.
Многие читатели нашей газеты уделяют
огромное внимание на рубрику «Мир
глазами путешественника». 5. Для
абитуриента, желающего учиться в этом
институте, надо будет знать и английский
язык. 6. Блинная мука также продается в
арендованных магазинах без наценки. 7.
В настоящее время государственная
промышленность и сельское хозяйство
рушится. 8. Бунин считал «Темные аллеи»
своей лучшей книгой, куда входят 38
рассказов-новелл. 9. Большинство
стихотворений Цветаевой пронизаны
лирикой и красотой написания. 10. Он
понимает о необходимости помочь народу.
11. Нашедшего трудовую книжку на имя
Петровой Ольги, потерянную 2 мая, прошу
вернуть убедительно.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Горит ошибка vcm
  • Горит ошибка edc ивеко дейли
  • Горит лампочка при выключенном выключателе как исправить
  • Горелка сименс газовая коды ошибок
  • Гольф 4 ошибка g28