Когда при повороте хрустит ШРУС (шарнир равных угловых скоростей), многие не знают, как выполнить диагностику проблемного узла, и какие действия предпринимать в дальнейшем. Самое важное в данном случае — выяснить, какой ШРУС хрустит, ведь в переднеприводных автомобилях есть аж четыре “гранаты”, как в народе называют этот узел. Также важно понимать, именно ШРУС ли является источником неприятных звуков или другая деталь подвески автомобиля.
Задача любого шарнира равных угловых скоростей заключается в передаче крутящего момента между полуосями при условии, что они находятся под разными углами в разное время. ШРУСы используются в переднеприводных и полноприводных машинах, обеспечивая возможность поворота переднего колеса и его вращения под нагрузкой. Существует несколько видов шарниров. Важно знать, что, в основном, их делят на внутренние и наружные.На любом переднеприводном автомобиле установлено всего четыре ШРУСа — два внутренних и два наружных, попарно на каждом переднем колесе. Задача внутреннего — передача крутящего момента от коробки передач на вал. Задача наружного — передача крутящего момента от внутреннего шарнира непосредственно на колесо.
Внутренний ШРУС состоит из внешнего корпуса (“стакана”) и вставленного в него трипода — набора игольчатых подшипников, работающих в трех плоскостях. Основной вал (со стороны “стакана”) вставляется в коробку передач, а в трипод вставляется другая полуось, на которую и передается крутящий момент. То есть, конструкция внутреннего ШРУСа несложная, и как правило, проблемы с ним возникают нечасто. Единственным обязательным условием нормальной работы шарнира (это касается и наружной “гранаты”) является наличие внутри него смазки и целостность пыльника.
Наружный ШРУС — более сложная и хрупкая конструкция. С одной стороны он соединяется с внутренним шарниром через полуось, а другой — непосредственно со ступицей посредством собственного вала со шлицами. В основе конструкции наружного шарнира лежит сепаратор с шариками. Он может вращаться в заданных конструкцией диапазонах углов. Именно шариковый механизм чаще всего бывает причиной того, почему хрустит ШРУС. На корпус наружной “гранаты” надевается пыльник, который надежно защищает внутренности от попадания в него пыли и грязи. От этого напрямую зависит нормальная работа устройства, и по статистике, именно порванный пыльник является первопричиной полного или частичного выхода этого механизма из строя.
Чтобы продлить срок эксплуатации наружного ШРУСа необходимо придерживаться двух несложных правил: регулярно проверять целостность пыльника и наличия достаточного количества смазки в нем, а также старайтесь не “газовать” при сильно вывернутых колесах, так как при этом шарнир испытывает максимальные нагрузки, что приводит к его чрезмерному износу.
Помните, что любой шарнир равных угловых скоростей испытывает тем большие нагрузки, чем под большим углом работают две его полуоси. Если они находятся параллельно друг другу, то нагрузка на узел минимальна, соответственно, при максимальном угле будет максимальной и нагрузка. Именно благодаря этому свойству можно определить неисправный шарнир, о чем мы и поговорим далее.
Как определить хрустящий ШРУС
Выяснить, какая “граната” хрустит, достаточно просто. Первым делом, необходимо понимать, что характерный хруст или поскрипывание на поворотах издает наружный ШРУС. Внутренний шарнир может издавать постукивание на прямой дороге.
Хруст наружного ШРУСа обычно возникает, когда автомобиль поворачивает с полностью или сильно вывернутыми колесами. Особенно это хорошо слышно, если в это время водитель еще и “поддаст газу”. В этот момент шарнир испытывает максимальные или приближенные к этому нагрузки и в случае, если он неисправен, то и возникают упомянутые звуки. Внешне это может проявляться тем, что будет чувствоваться “отдача” в руль при поворотах.
Что касается внутренних ШРУСов, то их поломку диагностировать сложнее. Обычно из них исходит аналогичный звук при движении по неровной дороге, причем чем в более глубокие ямы попадает колесо — тем большие нагрузки испытывает шарнир, соответственно, он сильнее хрустит. В некоторых случаях неисправность внутреннего ШРУСа диагностируется по вибрации и “подергивании” машины при ускорении и на высокой скорости (около 100 км/ч и более). Даже при движении по прямой и ровной дороге (симптомы напоминают ситуацию, когда не отбалансированы колеса).
Определение хруста от наружного ШРУСа
Необходимо выбрать ровную площадку, на которой можно было бы поездить на машине. Выверните колеса в одну из сторон до упора и резко тронтесь. Этим вы обеспечите большую нагрузку шарниру, и если он неисправен, то вы услышите знакомый звук. Кстати, слушать его можно самостоятельно (при открытых окнах) или с помощником, чтобы он находился во время движения машины возле колеса. Второй случай особенно хорош для диагностики правых ШРУСов, поскольку звук оттуда доходит до водителя хуже. Впрочем, подобные процедуры можно проводить и на дороге или в “полевых условиях”, чтобы не заморачиваться и не искать дополнительное место для тестов.
При повороте машины влево будет хрустеть правый наружный ШРУС, а при повороте вправо — левый. Это обусловлено тем, что в этот момент соответствующие шарниры являются самыми нагруженными, поскольку на них переносится большая часть массы машины при условии создания значительного крутящего момента. А чем больше нагрузка — тем громче звук. Однако в редких случаях бывает и наоборот. Поэтому желательно слушать, с какой стороны исходит шум, снаружи машины.
Как хрустит внутренний ШРУС
Внутренние шарниры диагностируются иначе. Чтобы определить какой ШРУС неисправен, левый или правый, нужно найти прямую дорогу со значительными выбоинами и проехаться по ней. Если шарнир поломан — он “застучит”.
Еще один интересный метод определения как хрустит внутренний ШРУС, заключающийся в том, чтобы не вывешивать колеса, а значительно утяжелить заднюю часть машины (насадить много людей, загрузить багажник), то есть, сделать так, чтобы перед машины поднялся, а ось внутреннего ШРУСа как можно больше изогнулась. Если в таком положении вы услышите хруст в движении, то это является одним из признаков неисправности упомянутого узла.
При стандартной эксплуатации машины не рекомендуется постоянно ездить с высоко поднятым передом машины, то есть, не загружайте сильно заднюю часть автомобиля. Следите за пружинами амортизатора, проставками.
Универсальный метод диагностики
Представляем вам алгоритм другого, универсального, варианта, как узнать какая “граната” хрустит. Действовать нужно в следующей последовательности:
Поставить колеса машины ровно.
Вывесить одно из передних колес с помощью домкрата.
Поставить машину на ручной тормоз и нейтральную передачу.
Запустить двигатель, выжать сцепление, включить первую передачу и медленно отпустить сцепление, то есть “тронуться” (в результате вывешенное колесо начнет вращаться).
Медленно нажимать на педаль тормоза, создавая естественную нагрузку шарниру. Если неисправна одна из внутренних “гранат”, то в это время вы услышите знакомые стуки с левой или правой стороны. Если же внутренние ШРУСы в порядке, то машина начнет попросту глохнуть.
Вывернуть руль до упора влево. Медленно нажать на педаль тормоза. Если неисправна внутренняя “граната” — она продолжит свой стук. Если неисправен еще и внешний левый ШРУС, то добавится звук и от него.
Вывернуть руль до упора вправо. Провести аналогичные процедуры. Если возникнет стук при выкрученном вправо руле — значит, неисправен правый внешний шарнир.
Не забудьте установить нейтральную передачу, заглушить двигатель и дождаться полной остановки колеса до того, как опустите его на землю.
При вывешивании колес и диагностике ШРУСов соблюдайте правила безопасности, в частности, не забывайте поставить машину на ручной тормоз, а лучше воспользуйтесь противооткатным упором.
Хруст ШРУСа предупреждает о том, что так называемая в среде автомобилистов «граната» уже выходит из строя. А значит, скоро потребуется ее замена. Но подобный вид ремонта необходим не всегда. Существует временный способ продлить жизнь узлу, не меняя его на новый. Что это за способ, в материале Daily-Motor.Ru.
Немного об износе «гранаты»
Чтобы понять, каким образом это происходит, необходимо рассмотреть элементарное устройство гранаты – это стакан ШРУСа (шарнир равных угловых скоростей) с канавками под шарики, которые держатся на сепараторе внутренней обоймы. Узел обязательно должен быть заполнен смазкой. Если целостность пыльника нарушена, то под него проникает песок и влага. Вода вымывает смазку, а песок, как абразив способствует скорейшему износу.
Впрочем, существует еще и естественный износ гранаты. Ведь шарики при вращении колеса касаются только одной стороны канавок, а значит, она стачивается сильнее. В этом можно убедиться, разобрав любой автомобильный ШРУС, даже трипоид.
Как продлить жизнь ШРУСам?
Все очень просто. Конструкция левого и правого шарнира на многих автомобилях идентична, а значит их можно менять сторонами. Если провернуть такую операцию, то шарики будут соприкасаться уже с другой стороной канавок. Таким образом, хруст гранаты пропадет и будет проявляться только при движении задним ходом с вывернутыми колесами, что не так критично, ведь автомобиль чаще едет вперед, нежели назад.
Таким образом, можно продлить жизнь шарнирам с обеих сторон, если не на 100%, то хотя бы на 50%.
Разумеется, эта процедура должна сопровождаться заменой порванных пыльников, мойкой шарнира и замены в нем смазки.
Ремарка
Ну а если серьезно, то не стоит затягивать с заменой детали на новую. Поломка ШРУСа гарантированно обездвиживает автомобиль (если у него нет блокировки межосевого дифференциала), причем случается она обычно внезапно и в самый неподходящий момент.
Узел может банально рассыпаться либо заклинить, и хорошо, если это произойдет не на высокой скорости или не в момент резкого поворота автомобиля. Так что экономить на своей и чужой безопасности явно не стоит.
Содержимое
- Виды и конструкция ШРУСов
- Как определить хрустящий ШРУС
- Определение хруста от наружного ШРУСа
- Как хрустит внутренний ШРУС
- Универсальный метод диагностики
- Почему начинает хрустеть ШРУС
- Последствия хруста ШРУСа
- Как отремонтировать ШРУС
- Заключение
- 1. Знакомимся с наиболее распространенными причинами, которые приводят к хрусту ШРУСа
- 2. Пробуем самостоятельно определить источник хруста: на самом ли деле виноват ШРУС?
- 3. Какой ШРУС хрустит: знакомимся с особенностями проверки внешнего, внутреннего, правого и левого шарниров
- 4. Внутренний шарнир равных угловых скоростей – определяем исправность работы детали в обоих колесах
1200 руб за фотоотчёт
Оплачиваем фотоотчеты по ремонту автомобилей. Заработок от 10 000 руб. / Мес. Пишите:
Когда скрипит ШРУС (гомокинетический шарнир) при повороте, многие автомобилисты не знают, как диагностировать проблемный узел и какие действия предпринять в дальнейшем. Самое главное в этом случае – выяснить, какой ШРУС скрипит, ведь в переднеприводных машинах бывает до четырех «гранат», как в народе называют этот агрегат. Также важно понимать, является ли ШРУС источником неприятных звуков или другой деталью подвески автомобиля. Далее постараемся систематизировать информацию и пролить свет на проблему диагностики и ремонта петель при одинаковых угловых скоростях машины.
Виды и конструкция ШРУСов
Прежде чем перейти непосредственно к описанию признаков и причин, указывающих на проблемы с ШРУСами, необходимо выяснить, для чего они нужны и для чего. Так вам будет легче понять, как их диагностировать и исправить в будущем.
Типы и положение шарниров равных угловых скоростей
Задача любого ШРУСа – передавать крутящий момент между ведущими валами, при условии, что они находятся под разными углами в разное время. ШРУСы используются в переднеприводных и полноприводных автомобилях, позволяя переднему колесу вращаться и вращаться под нагрузкой. Есть несколько видов петель, но мы не будем вдаваться в подробности. Важно знать, что в основном они делятся на внутренние и внешние. На любом переднеприводном автомобиле всего четыре ШРУС: два внутренних и два внешних, попарно на каждое переднее колесо. Задача внутреннего – передача крутящего момента от редуктора на вал. Задача внешнего – передавать крутящий момент от внутреннего шарнира непосредственно на колесо.
Внутренний ШРУС состоит из внешнего кожуха («стакана») и вставленной в него треноги – ряда игольчатых подшипников, работающих в трех плоскостях. Главный вал (со стороны «стакана») вставляется в редуктор, а другой осевой вал вставляется в треногу, на которую передается крутящий момент. То есть конструкция внутреннего ШРУСа проста и, как правило, с ним редко возникают проблемы. Единственная предпосылка для нормального функционирования молнии (это касается и внешней «гранаты») – наличие внутри нее смазки и целостность ботинка. О выборе смазки вы можете прочитать в отдельной статье.
Соединение внутреннего и внешнего гомокинетического сочленения
Внешний ШРУС – более сложная и хрупкая конструкция. С одной стороны, он соединен с внутренним шарниром через приводной вал, с другой стороны, напрямую со ступицей через его шлицевой вал. Конструкция внешнего шарнира основана на шариковой обойме. Он может вращаться в диапазоне углов, определенных проектом. Именно шаровой механизм чаще всего является причиной крошения ШРУСа. На корпус внешней «гранаты» надевается пыльник, который надежно защищает салон от пыли и грязи. От этого напрямую зависит нормальная работа устройства, а по статистике именно сорванный пуск является основной причиной полного или частичного выхода из строя этого механизма.
Работа внешнего гомокинетического сустава
Помните, что любой шарнир с одинаковой угловой скоростью подвергается тем большим нагрузкам, чем больше два его приводных вала работают под большим углом. Если они параллельны друг другу, нагрузка на узел минимальная, соответственно при максимальном угле нагрузка будет максимальной. Именно благодаря этому свойству можно выявить неисправный шарнир, о котором мы поговорим ниже.
Как определить хрустящий ШРУС
Узнать, какой «гранатовый» хрустит, довольно просто. В первую очередь нужно понимать, что характерный скрип или скрип при прохождении поворотов дает внешний ШРУС. Внутренний шарнир может издавать щелкающий звук на прямой дороге. К алгоритмам диагностики мы коснемся чуть позже.
Скрип внешнего ШРУСа обычно возникает, когда водитель поворачивает колеса полностью или сильно (в его сторону). Особенно хорошо это можно почувствовать, если «включить газ» прямо сейчас. Прямо сейчас петля испытывает максимальную или близкую к этой нагрузке, и если она неисправна, раздаются упомянутые звуки. Внешне это может проявляться в том, что вы будете чувствовать «отдачу» за рулем при прохождении поворотов.
Что касается внутренних ШРУСов, то их разрыв диагностировать сложнее. Обычно аналогичный звук от них исходит при движении по неровной дороге, причем чем глубже колесная яма, тем больше нагрузки испытывает шарнир, соответственно, тем громче он скрипит. В некоторых случаях неисправность внутреннего ШРУСа диагностируется по вибрациям и «толчкам» автомобиля при разгоне и на большой скорости (около 100 км / ч и более). Даже при движении по прямой и ровной дороге (симптомы напоминают ситуацию, когда колеса не сбалансированы).
Далее переходим к ответу на вопрос, как определить, какой ШРУС крошится, внутренний или внешний. Есть несколько алгоритмов проверки. Начнем с внешних петель.
Определение хруста от наружного ШРУСа
Конструкция внешнего ШРУСа
вам нужно выбрать ровный участок, по которому можно путешествовать на машине. Поверните колеса как можно дальше в сторону и резко трогайтесь с места. Это сильно нагнетает застежку-молнию, и если она неисправна, вы услышите знакомый звук. Кстати, его можно послушать самостоятельно (с открытыми окнами) или с помощником так, чтобы он был близко к рулю, пока машина находится в движении. Второй случай особенно полезен для диагностики правильных ШРУСов, так как звук оттуда хуже доходит до водителя. Однако аналогичные процедуры можно проводить в дороге или в «полевых условиях», чтобы не раздражать и не искать дополнительного места для улик.
Когда поворачиваешь машину налево, трескает правый внешний ШРУС, а при повороте направо – левый. Это связано с тем, что в это время наиболее нагружены соответствующие муфты, поскольку на них передается большая часть массы машины при условии, что создается значительный крутящий момент. И чем больше нагрузка, тем громче звук. Однако в редких случаях бывает и обратное. Поэтому желательно прислушаться, с какой стороны идет шум, снаружи автомобиля,
Как хрустит внутренний ШРУС
Конструкция внутреннего ШРУСа
Внутренние петли диагностируются по-разному. Чтобы определить, какой ШРУС неисправен, левый или правый, нужно найти прямую дорогу со значительными выбоинами и проехать по ней. Если молния сломана, она «постучит”.
Опишем еще один интересный метод определения того, как скрипит внутренний ШРУС, заключающийся в том, чтобы не подвесить колеса, а значительно утяжелить заднюю часть автомобиля (посадить много людей, нагружать багажник), то есть сделать так, чтобы часть передней части автомобиля приподнимается и ось внутреннего ШРУСа максимально изгибается. Если в таком положении вы слышите хруст в движении, то это один из признаков неисправности данного агрегата.
Универсальный метод диагностики
Диагностика неисправности внутреннего ШРУСа
Предлагаем алгоритм еще одного, универсального варианта, как узнать, какой «гранат» жует. Действовать необходимо в следующей последовательности:
- Установите колеса машины прямо.
- Подоприте одно из передних колес домкратом.
- Поставить машину на ручник и на нейтраль.
- Запустите двигатель, затяните сцепление, включите первую передачу и медленно отпустите сцепление, т.е. «двигайтесь» (в результате подвешенное колесо начнет вращаться).
- Медленно нажимайте педаль тормоза, прикладывая естественную нагрузку к молнии. Если одна из внутренних «гранат» неисправна, в это время вы услышите знакомые удары слева или справа. Если внутренние ШРУСы в порядке, машина просто остановится.
- Поверните рулевое колесо до упора влево. Медленно нажмите на педаль тормоза. Если внутренняя «граната» неисправна, она будет продолжать стучать. Если левый наружный ШРУС тоже неисправен, звук от него тоже добавится.
- Поверните рулевое колесо до упора вправо. Выполните аналогичные процедуры. Если при повороте руля вправо вы ударились, значит, неисправен правый внешний шарнир.
- Не забудьте поставить колесо в нейтральное положение, заглушить двигатель и дождаться полной остановки колеса, прежде чем опускать его на землю.
Почему начинает хрустеть ШРУС
Петли одинаковой угловой скорости, как внутренние, так и внешние, являются достаточно надежными механизмами и при должной осторожности их срок службы исчисляется годами. В некоторых случаях он даже сопоставим со сроком службы всего автомобиля. Однако это обстоятельство напрямую зависит от ухода и состояния ШРУСов.
Одна из причин, по которой шарниры выходят из строя раньше времени, – агрессивный стиль вождения и / или плохое дорожное покрытие, по которому едет автомобиль. Как упоминалось выше, шарниры равных угловых скоростей испытывают максимальную нагрузку во время крутых поворотов и высокого крутящего момента двигателя (другими словами, когда водитель входит в «газовый» поворот). Что касается плохих дорог, то они могут повредить не только подвеску автомобиля, но и шарнир равных угловых скоростей, так как здесь возникает аналогичная ситуация. Например, водитель через ШРУС разгоняет машину, и в этот момент колесо значительно раскачивается в вертикальной плоскости. Следовательно, в таких условиях петля также подвергается большей нагрузке.
Прокладка ШРУСа порвалась и с нее брызнули смазки
Вторая причина, по которой ШРУС начинает трескаться, – это повреждение его пыльника. Особенно это актуально для внешнего ШРУСа, так как он находится в непосредственной близости от колеса, соответственно на его корпусе оседает значительное количество пыли и грязи. Под сапогом находится смазка, которая при попадании влаги и грязи сразу превращается в абразивный состав, который начинает разрушать поверхности внутренних узлов молнии. Этого никогда нельзя допускать. Необходимо регулярно проверять состояние пыльника в смотровой яме, а также наличие в нем смазки. Также проверьте, нет ли смазки на ободах и соседних деталях, потому что часто при порванном пыльнике она просто брызгает на упомянутые поверхности.
Третья причина, по которой скрипит «гранат» при отжиме, – это естественный износ его внутренних компонентов в нормальных условиях эксплуатации. Особенно это актуально для дешевых китайских или отечественных ШРУСов. Если механизм изготовлен из «сырого» или некачественного металла, срок эксплуатации такого агрегата будет недолгим. Во внешнем шарнире, в месте соприкосновения шариков с обоймой, постепенно начинает появляться развитие. В результате качение обозначенных шариков происходит очень свободно по канавкам большего диаметра, чем сами шарики. Это качение воспринимается человеческим ухом как своего рода хруст.
Выявить люфт на ШРУСе
Еще одним признаком частичной неисправности шарнира равных угловых скоростей является появление люфта на валу или ведущем валу. Найти его довольно просто, загнав на автомобиле в смотровую яму и прижав рукой соответствующие детали.
Последствия хруста ШРУСа
можно ли ехать, когда скрипит гомокинетический шарнир? Все зависит от степени износа. На начальном этапе поломки ездить можно, но это нежелательно, так как эксплуатация агрегата приводит к еще большим поломкам. Поэтому сначала вы постараетесь отремонтировать застежку-молнию, во-первых, это обойдется вам дешевле (возможно, все обойдется вам с заменой смазки), а во-вторых, вы не подвергнете опасности свою жизнь и здоровье и своих пассажиров в автомобиле.
Итак, последствия хруста ШРУСа могут быть:
- Варенье. То есть ШРУС перестанет вращаться. Это особенно опасно на скорости, так как вы рискуете потерять контроль над автомобилем, что может быть фатальным. Вы можете попробовать установить петлю, но ее замена – лучшее решение.
- Разорвать зажим. Если говорить конкретно о внешней гранате, то когда дело касается клина, то обойма просто ломается, шары расходятся, а потому последствия непредсказуемы.
- Поломка вала или приводного вала. В этом случае коробка передач будет вращать только обозначенные детали, однако по понятным причинам момент не будет передаваться на ведущее колесо. Это самый крайний случай, и дальнейшее движение автомобиля возможно только в прицепе или эвакуаторе. Конечно, единственно правильным решением в этом случае будет просто замена ШРУСа. И вам повезет, если вам просто придется поменять саму молнию. Ведь есть риск, что во время этой аварии будут повреждены другие близлежащие детали.
В худшем случае ШРУС может заклинивать или ломаться, что приведет к аварии на дороге. Когда это происходит на скорости, это чревато серьезными последствиями! Поэтому, если вы чувствуете, что по вашей машине скрипит «граната» с любой стороны, как можно скорее диагностируйте (самостоятельно или на заправке) и отремонтируйте или замените застежку-молнию.
Как отремонтировать ШРУС
Повреждение внутренних деталей петли очень часто приводит к полной замене механизма. Однако это происходит только при значительном износе. В большинстве случаев рекомендуется просто заменить смазку и пыльник ШРУСа. Этого может быть достаточно, чтобы устранить раздражающий звук и упростить взаимодействие деталей.
Поэтому, если на одном из четырех ШРУСов появляются стуки или щелчки (мы предполагаем, что вы уже выяснили, какой из них), вам необходимо выполнить следующие действия:
Новый внутренний гомокинетический сустав
- Загнать машину в смотровую яму, чтобы проверить целостность пыльников и наличие брызг смазки из-под них на тесных поверхностях.
- Если на багажнике или других деталях видны следы смазки, ШРУС необходимо разобрать. Далее разобрать, снять пыльник, промыть внутренности и поверхности, сменить смазку и пыльник.
- Если во время проверки вы обнаружите значительный люфт и / или повреждение рабочих поверхностей деталей, вы можете попытаться исправить их. Однако, как показывает практика, эта процедура малоэффективна, так как исключить существенное развитие ни в чем не удается. Поэтому лучшей рекомендацией будет полная замена ШРУСа.
Вы можете самостоятельно менять жир и загружаться, так как процедура несложная. Главное, при разборке не забудьте промыть все внутренние детали и поверхности бензином, разбавителем или другой чистящей жидкостью. И только потом добавляйте новую смазку. Однако, если вы впервые разбираете и меняете смазку, то лучше иметь с собой более опытного автовладельца или мастера. Или чтобы он провел процедуру и показал вам свой алгоритм. В дальнейшем вы легко справитесь с такой работой.
Заключение
ШРУСы – надежные и прочные механизмы. Однако в процессе эксплуатации необходимо постоянно следить за их состоянием, чтобы вовремя определять, какой ШРУС скрипит или издает другие неприятные звуки. Ведь это указывает на сбой в его работе. Сломать петлю на ранней стадии не критично. За один кран вы можете проехать более сотни или даже тысячу километров. Однако следует помнить, что чем раньше вы отремонтируете или замените ШРУС, тем дешевле он вам обойдется. Также не забывайте о безопасности. Не доводите застежку-молнию до критического состояния, так как это грозит серьезной аварией, особенно на большой скорости. Мы надеемся, что приведенная выше информация помогла вам понять, что делать при выходе из строя ШРУСов, и точно определить, какой из них неисправен.
- Скрип гомокинетического сустава: как исправить?
- 1. Познакомимся с наиболее частыми причинами, которые приводят к скрипу ШРУСа
- 2. Пытаться самостоятельно определить источник хруста: неужели виноват гомокинетический сустав?
- 3. Что скрипит ШРУС: мы знаем характеристики управления внешней, внутренней, правой и левой петлями
- 4. Внутренний шарнир равных угловых скоростей: определяем функциональность детали в обоих колесах
Настоящий автомобилист также всегда прислушивается к звукам, которые издает его машина во время работы, как и врач, когда проверяет состояние здоровья своего пациента. Ведь шутки с первыми признаками автомобильной “болезни” очень плохи. Если вовремя не принять необходимые «лечебные» меры, он может застрять посреди дороги, если неисправность не приведет к более катастрофическим последствиям. Если говорить об автомобилях с полным приводом и передним приводом, то наиболее проблемным их местом считаются ШРУСы или шарниры равной угловой скорости. Несмотря на то, что эти петли изготовлены из металлических сплавов высочайшего качества, бывают случаи, когда выходит из строя даже совершенно новая деталь. В то же время причин тому множество.
Учитывая актуальность этого вопроса, мы решили раскрыть его шире и подробнее. В статье ниже мы вместе с вами постараемся разобраться не только в причинах, вызывающих хруст ШРУСа, но и как самостоятельно определить разрыв и его расположение.
1. Знакомимся с наиболее распространенными причинами, которые приводят к хрусту ШРУСа
Но прежде чем приступить к изучению основных причин таких неисправностей, стоит более подробно разобраться в характеристиках устройства ШРУС или «гранаты», как петли называют даже опытные автомобилисты. Основная задача, которую эта деталь выполняет на полноприводных и переднеприводных автомобилях, – это передача вращений между ведущими валами в условиях постоянного изменения величины угла между ними. Необходимость в таком устройстве необходима, потому что во время движения ведущее колесо должно не только вращаться, но и поворачиваться, подниматься и опускаться на пружине.
Конструкция «гранаты» тоже непроста, что во многом отражается на стоимости самой детали. Итак, его основными элементами являются:
1. Внешний кожух. Он выполнен в виде чаши, внутри которой имеется шесть полукруглых бороздок. На этой чаше находится приводной вал.
2. Внутренний зажим. Имеет форму сферического кулака. На обойме шесть пазов, за которые цепляются пазы внешнего корпуса. Приводной вал соединяется с обоймой с помощью специальных рифленых соединений.
3. Шесть шаров в сепараторе, которые расположены между машинами чаши и ее держателем.
Чтобы устройство работало полноценно и было надежным, все его элементы должны выполняться с очень высокой точностью. В собранном виде «граната» не должна иметь люфта, иначе эта деталь будет считаться бракованной. Но как работает такой механизм? Вращение корпуса происходит за счет сфер, которые передают усилие непосредственно от опоры на него. Кроме того, постоянное движение шариков по канавкам обеспечивает постоянное изменение угла между ведущими валами.
Однако при очень интенсивной и продолжительной эксплуатации автомобиля деталь начинает немного изнашиваться. В частности, из-за контакта шариков с корпусом и корпусом шарнира равных угловых скоростей начинает формироваться развертка, которая, в свою очередь, приводит к появлению зазоров. В результате движение (или перекатывание) мячей становится совершенно свободным, и именно они начинают издавать характерный звук, который многие интерпретируют как хруст.
Однако указанная причина объясняет только саму логику износа деталей. Если вы слышали подобный скрип во время вождения автомобиля, один из следующих моментов может выявить его истинную причину:
1. На ваш автомобиль установлена неисправная деталь, в которой на этапе производства были пробелы. Довольно часто бывает, что с целью удешевления автомобиля производители покупают контрафактные детали, среди которых есть и бракованные. Еще один способ «разбогатеть» озабоченности – это использование низкосортного металла для производства «гранатов», что приводит к более быстрому износу детали. К счастью, производители автомобилей, которым не безразлично свое имя, не допускают подобных «возражений».
2. Недостаточное количество гранитной смазки или ее полное отсутствие может привести к преждевременному износу ШРУСа. Не менее частая причина выхода из строя этой детали – некачественные пыльники. В результате сразу после начала эксплуатации они разрушаются и вредные частицы – пыль, песок, вода и прочий мусор – попадают на трущиеся поверхности «гранаты», что через некоторое время приводит к появлению скрипа.
3. Очень быстрая и агрессивная езда, которая перегружает суставы. Если такая поездка сочетается с некачественным или вообще бездорожным покрытием, необходимость замены «гранаты» наступит очень скоро, даже если автомобиль был укомплектован очень качественными запчастями.
Также каждый водитель и автовладелец должен знать, что на каждое колесо вашего «железного коня» обязательно установлено по две гранаты. Поэтому когда вы услышали, что ШРУС крошится, это все равно не дает вам возможности определить, кто из них виноват. Однако для автолюбителей такая задача не проблема, поэтому стоит обратиться в автосервис. Мы также постараемся поделиться с вами этим полезным популярным опытом.
2. Пробуем самостоятельно определить источник хруста: на самом ли деле виноват ШРУС?
достаточно просто понять, что причина неестественного звука для автомобиля в самом ШРУСе довольно проста и вы можете сделать это самостоятельно, просто сев за руль своей машины. Для этого нужно повернуть руль до упора в сторону, запустить двигатель автомобиля, включить переднюю передачу (первую) и попытаться резко двигаться. Если при этом вы услышите характерный скрип, «диагностика» вашего автомобиля будет однозначной.
Стоит упомянуть еще два признака, которые также на 100% укажут, что неисправность автомобиля кроется непосредственно в ШРУСе:
– наличие легких толчков, которые сопровождаются попытками включения передачи, а также в тех ситуациях, когда при движении меняется динамика движения (автомобиль на большой скорости движется по проселочной дороге и начинает медленно объезжать препятствия);
– при попытке изменить положение вала, который находится прямо между «гранатами», образуется люфт.
В общем, непосредственно при движении такой скрип обычно возникает при резких поворотах, резком разгоне автомобиля или при преодолении препятствий, когда на передние колеса ложится особо тяжелая нагрузка. Поэтому, чтобы окончательно убедиться, что петли являются причиной посторонних звуков, необходимо также проверить целостность пыльников. Мы уже говорили о точных последствиях их распада для самой партии. Однако если пыльник был порван, смазка гранаты будет заметна не только на поверхности детали, но и на ободах. Поэтому вооружитесь фонариком и посмотрите, в каком состоянии находятся все названные элементы переднего блока. Но после определения неисправности системы необходимо понимать, какая часть вышла из строя. Подробное описание проверки всех четырех шарниров передних ведущих колес приведено ниже.
3. Какой ШРУС хрустит: знакомимся с особенностями проверки внешнего, внутреннего, правого и левого шарниров
Как мы уже упоминали, каждое из ведущих колес переднеприводного автомобиля имеет по два шарнира равных угловых скоростей. Один из этих шарниров внутренний, он передает процесс вращения от дифференциала непосредственно на сам мост. А внешний шарнир уже завершает работу внутреннего, передавая вращение от оси на ступицу колеса вашего автомобиля. Что касается левого и правого шарниров равных угловых скоростей, то логично догадаться об их расположении: левые – на левом колесе, правые – на правом. Более подробно рассказывать о них нет смысла, так как они имеют абсолютно идентичный дизайн.
А внешние и внутренние петли практически полностью идентичны друг другу по характеристикам своего устройства. Единственное, что их отличает, – это размер. В частности, внутренний шарнир равных угловых скоростей имеет больший размер, что также гарантирует его надежность и долговечность. В результате внешний вид менее устойчив к износу и чаще заменяется.
Чтобы определить, какая петля вышла из строя, вы можете попробовать один из двух методов, описанных ниже:
1. Выключите машину и с помощью фонарика найдите штифты обоих суставов. Попробуйте потянуть их по одному, не прилагая особых усилий. Если деталь полностью ремонтируется, то никаких зазоров возникнуть не должно. Однако, если вы слышите характерный скрип даже из салона, выход должен быть достаточно большим, чтобы его заметил даже непрофессиональный взгляд.
2. Вы можете определить, какой шарнир не подходит для дальнейшей работы в дороге. В первую очередь диагностируется внешний ШРУС. Для этого при движении по абсолютно ровной платформе необходимо максимально повернуть рулевое колесо сначала в одну, а затем в другую сторону. При таких поворотах скрип проявляется непосредственно на наружных петлях. Иначе поломка, скорее всего, кроется во внутренних деталях.
Что касается функционирования правого ШРУСа и левого ШРУСа, то и здесь все достаточно просто и очевидно. Если скрип появляется при повороте вправо, значит неисправен правый, если при повороте влево – левый. А вот с внутренней молнией дела обстоят немного сложнее. Не бойтесь, что вам придется обратиться к платным специалистам для определения его неисправности. Любой водитель также может выполнить эту проверку, но необходимо соблюдать особую осторожность.
4. Внутренний шарнир равных угловых скоростей – определяем исправность работы детали в обоих колесах
Теперь нужно понять, как можно на 100% убедиться, что внутренний ШРУС ремонтопригоден или неисправен. Основная сложность в этой ситуации заключается в том, что в естественных условиях движения не так-то просто добиться максимальной кривизны петли. Для этого необходимо выбрать конкретный «тестовый» сайт. Благо, в отличие от внешнего ШРУСа, внутренний может издавать характерный хруст без поворота, при обычном прямолинейном движении.
В этом случае также необходимо проехать на автомобиле немного по прямому участку дороги, но с обязательным наличием на нем борозды или ямы. Это нужно для того, чтобы во время движения первое, а затем и второе колесо опускались как можно ниже. При такой нагрузке неисправная деталь обязательно даст о себе знать с таким же характерным скрипом и вибрацией.
Однако, чтобы не искать канав и ям, можно запустить двигатель на первой передаче, предварительно приподняв автомобиль, чтобы передние колеса могли вращаться в подвешенном состоянии. Как ни странно, в таком положении внутренний ШРУС поддается довольно сильной кривизне, и если у него есть отдача, вы обязательно об этом услышите. И это уже не могут быть звуки от внешнего шарнира, так как на данный момент он будет в полностью неподвижном состоянии.
Что ж, надеемся, что теперь вы уже точно знаете, где кроется причина хруста. Зная это, ни в коем случае нельзя затягивать с ремонтом и полной заменой детали, так как скрип – лишь симптом, указывающий на возможность полного прекращения работоспособности детали. Если это произойдет на высокой скорости, ваша жизнь и жизнь всех пассажиров могут оказаться под угрозой.
Поэтому немедленно отправляйтесь в автосалон и приобретайте петлю равной угловой скорости, которая нужна именно вашему автомобилю. Конечно, на такую покупку придется потратить значительную сумму денег, но практика показывает, что такие затраты полностью оправданы. Главное, следовать нашим инструкциям и выбирать действительно качественную и надежную деталь без люфта. Думаем, теперь у вас не будет больше вопросов о том, почему скрипит ШРУС, так что удачи в ваших новых “гранатных” поездках»!
Подписывайтесь на наши ленты в социальных сетях Facebook, ВКонтакте, Instagram, Twitter и Telegram – все самые интересные автомобильные события собраны в одном месте.
Не так давно поменял стойки заднего стабилизатора, втулки стабилизатора, а также пружины и стойки амортизаторов. Собственно сейчас готовлюсь к перечислению передней подвески и многого другого.
При недавней замене масла заметил, что пыльник правой внешней оболочки порван, а точнее потрескался, судя по “дубу” самого пыльника. Этот пыльник мне уже поменяли, после чего пришлось все разбирать на новый и менять смазку в ШРУСах, забавного урока не скажу. В предыдущий раз перед заменой пыльника стали появляться небольшие скрипы от ШРУСа (как обычно бывает, когда механизм работает без смазки). Сам пыльник отдельно от гранаты стоит около 500-600 рублей. А поскольку это уже второй (а возможно, и третий) пыльник на этом ШРУСе, я решил, что лучше будет поменять всю сборку, а цена нового ШРУСа (в комплекте с пыльником и гайкой) около 2000 рублей.
Поэтому заказал новый внешний ШРУС LYNX – CO3635A, изучил тему замены, народ поставил, написал подходит без проблем.
В ближайшее время, когда приедут оставшиеся части передних стоек, поеду и сразу все поменяю.
Вопрос всем, кто сталкивался. Обычно бывает так, как будто при повороте вправо скрипит вправо, значит, ШРУС внешний, если при повороте влево скрипит вправо, то ШРУС внутренний. А вот на семенах часто скрипят внешние ШРУСы и слева, и справа. А вот каковы признаки смерти во внутренних штативах, я обнаружил информацию, которая не скрипит, но при ношении появляется вибрация на большой скорости. Подскажите кто сталкивался?
Возникает вопрос: а не стоит ли готовиться к замене внутренней гранаты?
Хрустит ШРУС, можно ли ездить и если да, то сколько?
Почему хрустит?
Основные причины хруста ШРУСа, это:
— повреждение пыльника;
— критический износ внутренних компонентов;
— недостаточное количество смазки;
— некачественный ШРУС;
— агрессивный стиль вождения на плохом дорожном покрытии.
Самая распространенная причина появления хруста из перечисленных, это повреждение или отсутствие пыльника. Именно его нужно проверить в первую очередь, когда возникает вопрос: “Почему хрустит ШРУС..?”
Если пыльник треснул, то внутрь ШРУСа начинает попадать дорожная грязь и влага. Смешиваясь со смазкой, грязь создает абразивную среду, которая очень быстро выведет внутренние компоненты из строя, что приведет к замене всего узла.
Следующая причина, почему начинает хрустеть ШРУС — критический износ внутренних компонентов. Даже в условиях нормальной эксплуатации и своевременной замены пыльников, со временем, в местах соприкосновения обоймы и шариков появляется выработка.
Как любой шарнир, ШРУС не может работать без достаточного количества смазки. Если новая делать захрустела после установки, то, в первую очередь, нужно проверить именно её.
Почему хрустит новый ШРУС?
В основном, по причине плохого качества детали. Эта особенность актуальна для дешевых шрусов с малым количеством смазки, изготовленных из “сырого металла”. В местах соприкосновения обоймы и движущихся шариков сразу появляется выработка и ШРУС начинает хрустеть на первом же повороте.
Агрессивный стиль вождения и плохое дорожное покрытие также являются причинами появления хруста в ШРУСе. Основная нагрузка при поворотах ложится именно на него, ведь при повороте колесо движется в вертикальной плоскости и шарнир испытывает дополнительную нагрузку.
Можно ли ездить?
Ездить, если хрустит один из ШРУСов можно, но нужно понимать, что эксплуатация неисправного узла может привести к дорогостоящему ремонту, так как грозит разрушением поворотного узла и повреждениями валов.
Чем ранее Вы произведете диагностику и замену, тем дешевле обойдется ремонт. К тому же, вы не будете подвергать опасности себя и остальных участников дорожного движения.
Появление хруста при повороте — это первый признак того, что деталь не в порядке, но если вовремя устранить проблему, например заменить пыльник и добавить необходимое количество смазки, то возможно, не придется менять гранату целиком.
Какие могут быть последствия, если ездить?
Если долго ездить на хрустящем ШРУСе, то могут быть следующие последствия:
— заклинивание механизмов узла;
— разрыв обоймы;
— повреждение вала привода.
Заклинивание при движении приведет к потере контроля над автомобилем, равно как и разрыв обоймы. В случае повреждения вала, крутящий момент перестанет подаваться на ведущее колесо и дальнейшее движение автомобиля будет невозможно.
Все эти последствия опасны, особенно во время движения, так как приведут к потере управления на скорости. Чтобы избежать аварийной ситуации, необходимо провести диагностику при первых признаках хруста со стороны ШРУСа.
Как определить какой ШРУС хрустит и заранее избежать проблемы?
Существует несколько простых способов, как определить с какой стороны хрустит.
Хруст наружного ШРУСа определяется достаточно легко и проявляется при повороте. Особенно хорошо его слышно при увеличении скорости, так как в этот момент узел испытывает максимальную нагрузку. Чтобы правильно определить левый или правый ШРУС вышел из строя, необходимо выбрать ровную площадку, максимально вывернуть колеса и резко тронуться с места. Это обеспечит максимальную нагрузку и если ШРУС неисправен, то вы сразу услышите знакомый хруст.
При левом повороте, хрустеть будет правый наружный ШРУС и наоборот. Это обусловлено тем, что максимальная нагрузка при увеличении крутящего момента переносится на противоположные ШРУСы.
Неисправность внутренних ШРУСов диагностировать сложнее. Обычно, хруст внутреннего ШРУСа появляется при попадании колеса в яму, так как в этот момент на узел приходиться максимальная нагрузка. Самым простым методом диагностики является утяжеление задней части машины. Необходимо сделать так, чтобы перед машины приподнялся и ось ШРУСа изогнулась. Если в таком положении слышен хруст во время движения, значит внутренний ШРУС неисправен.
Как заранее избежать проблемы и увеличить срок эксплуатации?
Чтобы заранее избежать проблемы со ШРУСом, достаточно вовремя менять пыльник и следить за тем, чтобы в шарнире было необходимое количество смазки.
Обычно, пыльники из резины не выдерживают воздействия дорожных реагентов, лопаются от попадания камней или при низких температурах на улице. Пыльники из дешевой резины попросту разъедаются смазкой изнутри.
Решить проблему можно заменив резиновые пыльники на полиуретановые. Пыльники CS20 из прочного полиуретана не разрушаются дорожными реагентами, сохраняют эластичность и устойчивы к механическим повреждениям.
Купить полиуретановые пыльники ШРУСов CS20 у производителя. можно на официальном сайте CS20.ru, для этого можете ознакомиться с нашим ассортиментом:
Код: 07510
Артикул: 2110-2215068-08
Тип: внутренний
Применяется для а/м:
— ВАЗ 2108-15
— LADA Kalina 1
— LADA Priora
— LADA Granta
Код: 07511
Артикул: 2110-2215030-08
Тип: наружный
Применяется для а/м:
— ВАЗ 2108-15
— LADA Kalina 1
— LADA Priora
— LADA Granta
Код: 07695
Артикул: 2123-2215068
Тип: внутренний
Применяется для а/м:
— CHEVROLET Niva
Код: 07696
Артикул: 2123-2215030
Тип: наружный
Применяется для а/м:
— CHEVROLET Niva
Код: 11203
Артикул: 96391553
Тип: наружный
Применяется для а/м:
— CHEVROLET Lachetti
— CHEVROLET Aveo
— DAEWOO Nexia
Код: 11204
Артикул: 96243578
Тип: наружный
Применяется для а/м:
— DAEWOO Nexia
Код: 13744
Артикул: 6001550547
Тип: наружный
Применяется для а/м:
— LADA Largus
Код: 14066
Артикул: 9645967480/329331
Тип: наружный
Применяется для а/м:
— PEUGEOT
Код: 14090
Артикул: 236022-2304068
Тип: наружный
Применяется для а/м:
— УАЗ-3163 Patriot
Код: 14091
Артикул: 8155-0002С-08
Тип: наружный
Применяется для а/м:
— HYUNDAI
— KIA Rio
Код: 14551
Артикул: 1118-2215068
Тип: внутренний
Применяется для а/м:
— LADA Kalina 1
Код: 14552
Артикул: 1118-2215030
Тип: наружный
Применяется для а/м:
— LADA Kalina 1
Код: 15957
Артикул: 1K0498203
Тип: наружный
Применяется для а/м:
— VOLKSWAGEN
— AUDI
Код: 16335
Артикул: 2180-2215030-08
Тип: наружный
Применяется для а/м:
— LADA Vesta
Код: 16336
Артикул: 2180-2215068-08
Тип: внутренний
Применяется для а/м:
— LADA Vesta
Оформить заказ можно по Коду на нашем сайте в каталоге, или на площадке Эмекс. Благодарим за просмотр.
В статье:
- Для чего нужен шарнир равных угловых скоростей
- Разновидности ШРУСов и их конструктивные особенности
- Причины возникновения хруста в ШРУСе
- Почему шарнир хрустит при низкой температуре
- Что будет, если игнорировать неисправность
- Выявление конкретного неисправного шарнира
- Определение неисправного внешнего ШРУСа
- Определение неисправного внутреннего ШРУСа
- Еще один метод, пригодный для обоих видов ШРУСа
- Решение проблемы
В передней подвеске переднеприводного автомобиля имеется деталь со странным на первый взгляд названием ШРУС. И не одна, а целых четыре. Хитрое наименование означает «шарнир равных угловых скоростей». В технической литературе обычно используют термин гомокинетический шарнир. Внешне ШРУС напоминает гранату, поэтому в народе его именно так и прозвали. Но большинству автолюбителей ни форма, ни расшифровка аббревиатуры не объясняют, для чего же предназначена эта деталь. Попробуем с этим разобраться, а заодно выясним, как проявляется неисправность ШРУСов и как определить, какой из шарниров является источником проблемы.
Для чего нужен шарнир равных угловых скоростей
Главная особенность переднего привода заключается в том, что вращение приходится передавать колесам, которые не только смещаются вверх-вниз во время движения, но и поворачиваются на значительный угол.
В карданной передаче, которая поначалу применялась для этой цели, отклонение от соосного расположения валов приводит к уменьшению угловой скорости вращения ведомого вала относительно ведущего. И чем круче поворот, который совершает автомобиль, тем медленнее вращение ведомых полуосей. В итоге всё это выливалось в потерю мощности, рывки в поворотах и напряженный режим работы трансмиссии в целом, а значит, быстрый износ и сокращение срока службы ее деталей. Карданные шарниры сами по себе также не отличались долгожительством.
Кардинально изменило ситуацию изобретение шарнира равных угловых скоростей. Его использование позволяет полуосям вращаться с неизменной угловой скоростью, даже если колеса повернуты на значительный угол. В результате обеспечивается отсутствие вибраций и рывков, а главное, передача вращения от мотора к колесам осуществляется без существенных потерь мощности.
Разновидности ШРУСов и их конструктивные особенности
На каждой из полуосей имеется по два ШРУСа. То есть в переднеприводном автомобиле всего четыре гранаты — две внутренние и две внешние.
Внутренние и внешние шарниры отличаются функционально и конструктивно. Внутренний находится возле коробки передач и предназначен для передачи вращающего момента от дифференциала на полуось. Его рабочий угол, как правило, не превышает 20°, но при этом он допускает некоторое смещение вдоль оси, обеспечивая таким образом возможность изменения ее длины. Укорочение или удлинение приводного вала необходимо для компенсации хода подвески.
Внешний ШРУС монтируется на противоположном конце полуоси, рядом с колесом. Он способен работать под углом порядка 40°, обеспечивая поворот и вращение колеса. Понятно, что внешняя граната трудится в более напряженных условиях, а потому и выходит из строя несколько чаще, чем внутренняя. Способствует этому и летящая из-под колес грязь, внешнему ШРУСу ее достается явно больше, чем внутреннему.
Существует целый ряд конструктивных разновидностей шарниров равных угловых скоростей. Однако в наше время в легковом автотранспорте можно встретить в основном два типа ШРУСов — «Трипод» и шариковый шарнир Жеппы (Rzeppa). Первый не отличается большим рабочим углом, зато надежен и относительно дешев, а потому его обычно используют в качестве внутреннего шарнира. В нем применяются ролики, которые размещены на трехлучевой вилке и вращаются на игольчатых подшипниках.
У второго рабочий угол гораздо больше, поэтому логично, что его применяют как внешний ШРУС. Назван он в честь инженера-механика Альфреда Жеппы (распространено также неправильное произношение Рцеппа), выходца из Польши, работавшего в компании Форда. Именно он в 1926 году создал конструкцию шарнира равных угловых скоростей с шестью шариками, которые удерживаются в отверстиях сепаратора, размещенного между корпусом и внутренней обоймой. Перемещение шариков по канавкам на внутренней обойме и изнутри корпуса обеспечивает возможность изменения в больших пределах угла между осями ведущего и ведомого вала.
ШРУС Жеппы и его модернизированные разновидности («Бирфильд», «Лёбро», GKN и другие) до сих пор с успехом применяются в автомобильной промышленности.
Причины возникновения хруста в ШРУСе
Сами по себе шарниры равных угловых скоростей весьма надежны и вполне могут прослужить на протяжении пары сотен тысяч километров пробега, а то и дольше. Если, конечно, не допускать попадания в них грязи и воды, вовремя менять пыльники и смазку, ездить аккуратно и избегать плохих дорог.
И все же гранаты тоже рано или поздно выходят из строя. По тем или иным причинам в обойме или корпусе шарнира появляются выработки. Перекатывающиеся внутри шарики ударяются в них, издавая характерный глухой металлический стук. Тогда и говорят о «хрусте» ШРУСа.
Люфт и выработки возникают из-за естественного износа или в результате неправильной эксплуатации. Причин может быть несколько, но самая распространенная — поврежденный пыльник. Через разрывы защитного резинового чехла масло вылетает наружу, оставляя трущиеся элементы шарнира без смазки. Кроме того через трещины пыльника в ШРУС попадает влага, мусор, песок, которые действуют, как абразив, ускоряя износ гранаты. Состояние пыльников следует регулярно проверять — через каждые 5…6 тысяч километров пробега, и при малейших признаках повреждений менять, не задумываясь. Резиновый пыльник стоит гораздо дешевле, чем ШРУС.
Второй по распространенности фактор, приводящий к преждевременному износу гранат, — агрессивный стиль вождения. Особенно губительны для ШРУСов экстремальная езда по пересеченной местности и резкое начало движения в момент, когда колеса вывернуты.
Еще одна возможная причина — тюнинг двигателя с раскачкой мощности. Он может существенно увеличить нагрузку на трансмиссию. В результате ее элементы, включая ШРУСы, будут подвержены более быстрому износу.
Если граната стала стучать через короткое время после замены, возможно, вам попался бракованный экземпляр или подделка. Но нельзя исключить и ошибки при монтаже, способные вывести из строя новый качественный шарнир. Поэтому, если вы не очень уверены в своих силах, лучше доверьте замену ШРУСов специалистам.
Почему шарнир хрустит при низкой температуре
Смазка имеет особое значение в обеспечении длительной исправной работы ШРУСа. Ее состояние нужно контролировать и периодически менять. Но набивать в гранату первую попавшуюся под руку смазку нельзя. Категорически не допускается использование графитовой смазки. Для ШРУСов выпускается специальное масло, как правило, содержащее в виде добавки дисульфид молибдена. Оно обладает водоотталкивающими свойствами и способно смягчать ударные нагрузки. Вот его и следует применять. Для правильной замены смазки гранату нужно снять, разобрать и тщательно промыть.
Качество смазки не всегда оказывается на должном уровне. Некоторые сорта плохо переносят мороз и могут загустеть при низкой температуре. Тогда гранаты начинают хрустеть. Внутренние ШРУСы прогреваются довольно быстро и перестают стучать, а внешние могут продолжать издавать шум значительно дольше. В таких случаях лучше избегать резких поворотов и ускорений, пока хруст не прекратится. Вероятно, следует подобрать более качественную смазку, которая сможет обеспечить нормальную работу шарниров в морозную погоду.
Что будет, если игнорировать неисправность
Шарниры равных угловых скоростей не разваливаются в одночасье безо всяких предварительных симптомов. Внутренние дефекты и выработки появляются постепенно, а процесс разрушения детали проходит довольно долго. Поэтому некоторое время с хрустящими шарнирами можно ездить, но следует по-возможности избегать резких разгонов и поворотов на большой скорости. Важно также не упустить момент и не допустить, чтобы граната разрушилась. Не исключено, что при этом повреждения получат и другие детали трансмиссии. С развалившимся ШРУСом машина не сможет двигаться, и придется доставлять ее в гараж или на СТО при помощи буксира либо эвакуатора. В некоторых случаях заклинивший ШРУС способен привести к потере управления транспортным средством. Едва ли нужно разъяснять, какие последствия это может вызвать.
Поэтому, если застучало или захрустело в подвеске, не откладывайте в долгий ящик выяснение причин и определение виновника возникшей проблемы. Тем более что иногда хруст означает всего лишь недостаток смазки, а такая неисправность устраняется относительно просто и дешево.
Выявление конкретного неисправного шарнира
Поскольку в переднеприводном автомобиле имеется четыре ШРУСа, важно локализовать неисправность и определить, какая из гранат требует замены или, как минимум, смазки. Многие не знают, как это сделать, хотя во многих случаях всё оказывается не так уж сложно.
Прежде всего, конечно, следует сделать визуальный осмотр. Если пыльник поврежден, то ШРУС однозначно требует как минимум демонтажа, профилактики, смазки и замены защитного резинового чехла, а как максимум — замены. О повреждении пыльника косвенно будет свидетельствовать смазка, разбрызганная на соседних деталях.
Попробуйте рукой покрутить шарнир вокруг оси. Исправный ШРУС должен остаться неподвижным. Если имеется люфт, то шарнир однозначно подлежит замене. Однако надежнее будет определить наличие или отсутствие люфта, демонтировав полуось с гранатами и зажав ее в тисках.
Определение неисправного внешнего ШРУСа
Чем больше угол между ведущим и ведомым валом, тем большую нагрузку испытывает шарнир, особенно если при этом со стороны мотора он получает значительный вращающий момент. Отсюда и самый простой способ определения неисправного внешнего ШРУСа. Выверните руль максимально влево или вправо и резко начните движение. Если хруст появляется, когда колеса повернуты влево, значит, проблема в левой внешней гранате. Если стучать начинает, когда руль вывернут вправо, заниматься нужно правым внешним шарниром. Звук, как правило, слышен вполне отчетливо и может сопровождаться вибрацией на руле. Симптомы обычно достаточно выраженные и не вызывают сомнений. Если же звук слабый, особенно с правой стороны, то лучше попросить послушать помощника.
Определение неисправного внутреннего ШРУСа
Неисправный внутренний ШРУС зачастую не проявляет себя столь явным образом. Если дорожное покрытие ровное, проблемная внутренняя граната обычно начинает издавать звуки на высокой скорости или во время разгона, когда нагрузка на шарнир возрастает. Здесь также возможны вибрация и дерганье машины. На малой или средней скорости хруст внутреннего шарнира можно услышать во время езды по прямой на неровной дороге, особенно, когда колесо попадает в выбоину.
Можно подобрать подходящую выбоину, благо, выбор их на отечественных дорогах весьма широкий, и попробовать проехать ее сначала только левым колесом, потом — только правым. Если металлический хруст возникает в первом случае, значит, под подозрением оказывается левый внутренний ШРУС, если во втором — проверяйте правый. Только не переусердствуйте, иначе таким способом можно угробить исправную гранату.
И не забывайте, что похожие стуки во время езды по плохой дороге могут исходить и от деталей подвески.
Еще один метод, пригодный для обоих видов ШРУСа
Если под рукой имеется домкрат, можно провести проверку всех четырех шарниров и с большей точностью установить, который из них является источником проблемы. Процедура такова:
1. Установите руль в среднее положение.
2. Вывесите одно из передних колес.
3. Задействуйте ручник, рычаг переключения передач поставьте в нейтральную позицию и запустите мотор.
4. Выжав сцепление, включите 1-ю передачу и постепенно отпустите педаль сцепления. Вывешенное колесо начнет крутиться.
5. Дайте нагрузку на ШРУСы, плавно нажимая на тормоз. Проблемный внутренний шарнир даст о себе знать характерным хрустом. Если же обе внутренние гранаты исправны, то посторонних звуков не будет, а двигатель начнет глохнуть.
6. Теперь выверните руль максимально влево. Неисправный внутренний шарнир по-прежнему будет шуметь. Если левая внешняя граната имеет внутренние выработки, она тоже загремит. Соответственно, звук станет громче.
7. Аналогично проверьте правый внешний ШРУС, вывернув руль до упора вправо.
Окончив проверку, установите рукоятку КПП в нейтральное положение, остановите мотор и дождитесь, когда колесо прекратит вращаться. Теперь можно опускать машину на землю.
Решение проблемы
Выявив проблемный шарнир, нужно его демонтировать, разобрать, тщательно промыть и осмотреть. Если имеются выработки, повреждения, люфты, ШРУС следует заменить новым. Ремонтировать его нет смысла. Попытки отшлифовать рабочие поверхности, скорее всего будут пустой тратой времени и сил и не дадут долговременного эффекта.
Если деталь в порядке, ее после промывки следует набить специальной смазкой для ШРУСов и вернуть на место. Так же следует поступить и с новым шарниром. Как правило, для внутренней гранаты нужно примерно 100… 120 г смазки, для внешней — немного меньше. Смазку при сборке необходимо заложить и под пыльник, после чего надежно затянуть его хомутами с обеих сторон.
Так как ошибки при монтаже ШРУСов могут привести к их преждевременному выходу из строя, лучше первый раз проводить эту процедуру в присутствии более опытного автолюбителя, который по ходу дела объяснит все тонкости процесса.
При замене деталей, имеющих в машине симметричную пару, следует руководствоваться общим правилом — менять оба элемента одновременно. Это правило стоит применять и к ШРУСам, но с одним важным уточнением: никогда не извлекайте сразу обе полуоси, чтобы не допустить смещения шестерней дифференциала. Сначала проведите работу с одной полуосью и установите ее на место, лишь потом можно демонтировать при необходимости вторую.
Дешевые шарниры, выпускаемые под малоизвестными брендами, зачастую изготовлены из металла низкого качества и не слишком аккуратно собраны, попадаются и изначально бракованные детали. Такой продукции следует избегать. К выбору места покупки также следует подходить осмотрительно. В интернет-магазине Китаец вы можете приобрести необходимые запчасти для трансмиссии, подвески и других систем автомобилей китайского и европейского производства.
У переднеприводных автомобилей ведущие колеса являются одновременно и управляемыми. Передача вращения с возможностью поворота колес обеспечивается шарнирами равных угловых скоростей (ШРУС), используемыми в конструкции привода.
Хруст – характерный признак неисправности
ШРУСы – достаточно надежные узлы, но и они выходят из строя. Проблемы с ними проявляются в виде отчетливых хрустов при совершении маневров, стуков при поворотах руля, вибраций (подергиваний) авто при движении по неровностям.
Опытные водителя данный узле называют между собой проще – граната.
Если хруст – характерный признак неисправности гранаты, то стуки в передней части автомобиля могут издавать и другие конструктивные элементы, поэтому при их появлении необходимо сначала выполнить диагностику и определить, какой именно узел неисправен.
При этом даже если есть полная уверенность, что что-то не так со ШРУСами, то нужно еще узнать, какой узел проблемный, ведь в конструкции привода используется 4 таких компонента (2 – внутренних и 2 – внешних, по паре на каждый левый и правый приводные валы).
Виды ШРУСов, их конструктивные особенности
Наибольшее распространение в конструкции переднеприводных легковых автомобилей получили два вида ШРУСов – шариковые и трипоидные.
Первые зачастую используются с внешней стороны, вторые – в качестве внутренних шарниров. На некоторых моделях могут также устанавливаться исключительно шариковые устройства.
Конструкция указанных видов ШРУСов отличается, причем существенно. Трипоидый узел состоит из внешнего корпуса определенной формы, на котором имеется концевик приводного вала (благодаря ему привод соединяется с КПП).
В корпусе установлен трипоид с роликами, посаженный посредством шлицевого соединения на вал привода.
Шариковые ШРУСы по конструкции частично похожи на обычные подшипники – есть две обоймы, между которыми располагаются шарики в сепараторе.
Внешняя обойма узла является ее корпусом, на котором закреплен еще один концевик вала (он устанавливается в ступицу колеса). Внутренняя обойма посредством шлицевого соединения посажена на приводной вал.
Передача усилия от внутренней обоймы на внешнюю в таком шарнире осуществляется шариками, которые располагаются в специальных проточках на рабочих поверхностях обойм.
Эти же проточки позволяют шарикам перемещаться продольно, тем самым обеспечивается передача вращения при расположении приводного вала и концевика под углом относительно друг друга.
Трипоидный ШРУС конструктивно проще, а значит и надежнее, но используется он только в качестве внутреннего шарнира. Обусловлено это его эксплуатационными характеристиками – в них допускаются значительные продольные перемещения трипоида относительно корпуса (обеспечивает изменение длины привода), но при этом он ограничен по углу поворота концевика относительно вала.
В шариковых же шарнирах угол поворота значительно больше, поэтому он лучше подходит для использования с внешней стороны привода, но такой узел не обеспечивает значительные продольные перемещения.
Из-за более сложной конструкции, очень жестких условий эксплуатации и места расположения (возле колеса) шариковые ШРУСы больше подвержены износу и неисправностям, они меньше размером трипоидных аналогов.
Оба вида ШРУСов выполнены с высокой точностью, поэтому люфты в них отсутствуют. Но во время эксплуатации авто рабочие поверхности шарнира постепенно изнашиваются, что приводит к появлению люфтов, которые и являются основной причиной неисправности узла. Усугубляет ситуацию с износом попадание внутрь шарнира грязи.
Читайте также:
Как уже отмечено, ШРУСы являются достаточно надежными и способны отработать значительный срок, но при условии их правильной эксплуатации. Эти шарниры очень чувствительны к загрязнениям. Пыль и песок, попавшие внутрь узла, действуют как абразив, существенно ускоряя износ рабочих поверхностей.
Для защиты шарниров от грязи используются пыльники. Но эти резинотехнические элементы и являются «слабым местом» ШРУСов.
Резина сравнительно легко рвется, на нее воздействует окружающая среда, приводя ее к «старению» и растрескиванию материала. Особенно подвержены негативным воздействиям пыльники наружных шарниров.
Признаки неисправности при повороте и разгоне
Симптомы неисправности наружных и внутренних шарниров проявляются по-разному.
Определить износ внешнего ШРУСа достаточно просто по характерному хрусту при повороте, появляющемуся при начале движения с полностью вывернутыми колесами, особенно при старте на повышенных оборотах двигателя.
Дополнительно возможно появление вибрации на руле. При выравнивании же колес звук исчезает. Обусловлено это все особенностями работы шарниров – при увеличении угла между валом и концевиком возрастает нагрузка на ШРУС, и если в нем имеются люфты из-за выработки, то они и приводят к хрусту в узле.
Внутренние же шарниры не работают с такими значительными углами, как наружные, поэтому хруст они не всегда издают, что осложняет их диагностику.
Неисправность ШРУСов, установленных возле КПП, зачастую проявляется в виде вибраций и стуков в передней подвеске при движении автомобиля по неровностям. Причем, чем больше неровности (глубокие ямы, сильные ухабы), тем стуки сильнее.
В некоторых случаях симптомы неисправного внутреннего шарнира проявляются даже при движении на ровном и прямом участке дороги при разгоне до 100 км/ч и выше.
Определяем какой шрус хрустит внутренний или наружный
Для диагностики ШРУСов используется несколько методов. Самым простым из них является визуальный осмотр пыльников и проверка валов.
Основной причиной проблем, связанных с появлением хруста является попадание внутрь узлов грязи, что может произойти только из-за повреждения пыльника.
Если резинотехнический элемент порван, то при осмотре на нем будут следы вытекающей смазки, по которым и можно понять, в какой из узлов попали песок и пыль.
Также при осмотре следует рукой попытаться сместить приводной вал в поперечном и продольном направлениях. ШРУСы – узлы с высокой точностью изготовления, и, если ощущается, что в них есть люфты, пора принимать меры.
Если же при визуальном осмотре порывов пыльник не обнаружено, но симптомы неисправности шарнира проявляются, выявить какой из ШРУСов проблемный позволяют несколько простых методов.
Читайте также:
Диагностика наружных шарниров
Наружные шарниры проверяются путем создания сильной нагрузки на них. Для этого просто выворачиваем до упора колеса в правую или левую стороны и пытаемся начать движение на повышенных оборотах. После эту же процедуру еще раз проводим, но уже при повороте колес в другую сторону.
При проверке ШРУСов этим методом начало движения с поворотом колес влево создаст значительную нагрузку на правый узел, и, если в нем ест люфты, он начнет хрустеть.
Выворотом же колес вправо проверяется левый шарнир. Но отметим, что хруст может издавать и наружный ШРУС с той стороны, куда осуществляется поворот.
Поэтому при проверке не лишним будет присутствие помощника, который находясь возле авто на слух установит, с какой стороны издается звук.
Проверка внутренних узлов
Чтобы определить, какой внутренний ШРУС хрустит, используется другой метод. Для его проведения нужен ровный участок дороги, но имеющий ухаб (яму).
Суть проверки сводится к проезду по яме на умеренной скорости одним из передних колес. Затем все повторяется, но уже с заездом в яму вторым колесом.
При попадании колеса на ухаб, возникает ударная нагрузка на внутренний шарнир, и если в нем есть люфты, то проявятся они в виде стуков или негромких хрустов.
Универсальный метод
Единственным недостатком метода заезда на скорости в яму является тот факт, что не всегда есть подходящий участок дороги с ухабом. Поэтому для диагностики можно использовать еще один метод, причем он является универсальным и позволяет проверить как внутренние, так и внешние ШРУСы.
Алгоритм действий такой:
- Домкратом выдомкрачиваем одно из ведущих колес;
- Под автомобиль ставим упор и задействуем ручной тормоз;
- Запускаем двигатель, включаем первую передачу и постепенно отпускам педаль сцепления (имитируем начало движения. При этом благодаря дифференциалу, вывешенное колесо начнет вращаться, а стоящее на земле останется неподвижным);
- Набрав обороты двигателя, начинаем притормаживать вращающееся колесо тормозами (при этом педаль сцепления не трогаем. Таким образом тормозными механизмами создаем нагрузку на внутренний узел, и если он проблемный, то это сразу проявиться стуками и хрустами);
- После проверки внутреннего шарнира, устанавливаем состояние наружного. Для этого достаточно отпустить педаль тормоза, набрать обороты, вывернуть колеса до упора в одну из сторон и снова использовать тормоза. Большой угол привода и усилие тормозов создадут необходимую нагрузку, из-за чего наружный узел захрустит, если он не исправен.
После проверки с одной стороны повторяем аналогичные работы с приводом второго колеса.
Хрустит ШРУС при низкой температуре, что делать
Как правило, при низкой температуре причиной хруста ШРУСов является некачественная смазка, которая не способна выполнять свои функции в большие морозы.
Производители автомобилей, поставляя свою продукцию в Россию, должны учитывать условия их эксплуатации.
Замерзлая смазка сковывает внутренние элементы гранаты, не попадает во все полости узла поэтому и появляется хруст.
В этот момент не нужно резко поворачивать и набирать скорость, через несколько километров (20-30) узлы прогреются и хруст пропадет сам собой.
Но проблема состоит в том, что внутренние гранаты прогреваются быстро, а вот внешние при сильно низких температурах могут не прогреться и хруст останется.
Бытует мнение (и не безосновательно), что проблема не только в смазке, но и в конструкции самого ШРУСа. Дело в том, что смазка, закладываемая в изделие, может не подходить для данной конструкции, при этом на других моделях авто она хорошо работает даже при температурах ниже -200С.
Некоторые автовладельцы грешат на полиуретановые пыльники, которые могут стоять на некоторых марках автомобилей вместо резиновых. Мол на морозе они дубеют и издают звуки. Это спорное мнение, требующее проверки.
Решить проблему можно путем замены смазки, некоторые автовладельцы рекомендуют ЛМ47, VERYLUBE, XADO, они хорошо себя показала при низких температурах. Но тут какие-либо советы трудно давать, выбор на рынке огромный и мнения разняться.
Но, менять смазку нужно не просто запрессовывая ее под пыльник, а полностью снимать узел, разбирать его и максимально запрессовать новую смазку вместо старой в труднодоступные места. Именно эти места являются причиной хруста в сильный мороз, особенно это касается внешних гранат.
Последствия
Если ШРУСы хрустят или стучат, то в конечном итоге произойдет их разрушение.
Хорошо если шарнир просто рассыплется, в этом случае автомобиль просто теряет возможность передвигаться, но бывает так, что во время разрушения узел заклинивает, что чревато уже очень серьезными последствиями, поскольку при заклинивании автомобиль теряет управление.
Устранение хрустов и стуков, восстанавливаем работу ШРУСов
Как узнать, какой ШРУС хрустит – разобрались, теперь о мерах, которые следует предпринимать для устранения проблемы, поскольку эксплуатировать авто с проблемными шарнирами нежелательно.
Одним из недостатков ШРУСов является их неремонтопригодность, то есть, если шарнир захрустел, то он уж изношен и требует замены. Единственное, что можно предпринять – это «продлить жизнь» узла, и отсрочить его замену.
Поскольку основная причина появления хрустов – пыль и грязь, то при их появлении следует сразу же осмотреть все пыльники на наличие повреждений. Если таковые не обнаружены, устанавливаем, какой же ШРУС хрустит одним из вышеперечисленных методов.
После выявления проблемного шарнира, пытаемся продлить его срок службы. Для этого необходимо:
На начальном этапе износа этих мер вполне достаточно, чтобы избавиться от хрустов, но все же они впоследствии вернуться (когда износ усилиться) и тогда уже шарнир придется заменить.
Как восстановить?
При средней степени износа решить проблему с хрустами позволяет промывка узла и закладка новой смазки, в которую добавлена стружка из мягкой пластмассы (подойдет пробка из-под «Шампанского», капроновая крышка для банок).
Такую стружку узлы ШРУСа при работе легко раздавят и заполнят ею образовавшиеся следы выработки на рабочих поверхностях, тем самым люфт будет устранен. Но эффект от такого восстановления будет непродолжительным, и в конечном итоге шарнир придется заменить.
В конце отметим, что для продолжительной и беспроблемной работы шарниров равных угловых скоростей достаточно лишь периодически проверять состояние пыльников, при обнаружении порыва сразу же их заменять, а узел промывать.
При таких мерах ШРУС может выйти из строя только при сильном естественном износе, но произойдет это не скоро.