Русский язык | Филологический аспект №06 (62) Июнь 2020
УДК 81
Дата публикации 30.06.2020
О причинах возникновения грамматической ошибки со словом «ихний» в русском языке
кандидат филологических наук, преподаватель русского языка, Межкультурный институт языков Liden & Denz , РФ, г. Москва, etserp@gmail.com
Аннотация: В настоящем исследовании анализируется одна из наиболее распространенных грамматических ошибок в русском языке – ошибка со словом ихний, представляющая собой аналог местоимения 3-го лица множественного числа с поcессивным значением. Объект исследования – лингвистическая природа лексемы ихний, предполагающая решение комплекса вопросов, связанных с причинами ее возникновения и употребления в русском языке. В ходе исследования была выявлена ключевая роль закона аналогии языка как фактора, определившего появление данной лексемы. Кроме того, было установлено, что лексема ихний выполняет в языке функцию унификации (выравнивания) парадигмы местоимений с посессивным значением.
Ключевые слова: грамматическая ошибка, лексема ихний, притяжательные местоимения, закон аналогии языка
On the causes of a grammatical error with the word theirs in Russian
Petrov Sergei Valerievich
PhD in Philology, Russian teacher, Intercultural Institute of Languages, Russian Federation, Moscow, etserp@gmail.com
Abstract: The present study analyzes one of the most common grammatical errors in the Russian language — an error with the word theirs, which is an analogue of the 3rd person plural pronoun with a possessive meaning. The object of study is the linguistic nature of theirs lexeme, which embraces a set of issues to be solved. This set is related to the causes of its genesis and use in Russian. The study revealed the key role of the law of language analogy as a factor that determines the genesis of this lexeme. In addition, it was found out that theirs lexeme in the language performs the function of unification (alignment) of the paradigm of pronouns with a possessive meaning.
Keywords: grammatical error, theirs lexeme, possessive pronouns, the law of language analogy
Правильная ссылка на статью
Петров С.В. О причинах возникновения грамматической ошибки со словом «ихний» в русском языке // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2020. № 06 (62). Режим доступа: https://scipress.ru/philology/articles/o-prichinakh-vozniknoveniya-grammaticheskoj-oshibki-so-slovom-ikhnij-v-russkom-yazyke.html (Дата обращения: 30.06.2020)
Употребление слова ихний в качестве притяжательного местоимения 3-го лица множественного числа вместо нормативной формы их относится к числу наиболее частотных грамматических ошибок, допускаемых носителями современного русского языка. Вместе с тем, само слово ихний имеет длительную историю своего существования и давнюю традицию употребления: оно берет начало еще в XVII в. и получает довольно широкое распространение в живой речи, постепенно проникая и в художественную литературу. Слово ихний можно встретить в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина и других русских классиков: У ихней двери стоял какой-то мужик с бляхой на груди (Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы) [1, с. 145]. Правда, используется оно, как правило, для речевой характеристики персонажей из народа. Таким образом, просторечный характер данной лексемы явственно ощущается уже тогда. Любопытно, однако, что, даже несмотря на довольно активное использование слова ихний в русской литературе XIX в., оно так и не вошло в литературный язык и не стало нормой. И по сей день оно является просторечным, сниженно-разговорным вариантом местоимения их, свойственным речи не вполне грамотных людей. В этой связи часто приводят высказывание Ф.И. Буслаева, которое сохраняет свою актуальность и в наши дни: «Притяжательное местоимение ихный, столь употребительное в речи разговорной и столь необходимое, еще довольно туго входит в язык книжный» [2, с. 118].
Изложив выше основные пункты в истории вопроса, считаем необходимым подчеркнуть, что задачей настоящего исследования не является рассмотрение диахронического аспекта, связанного с историей возникновения и распространения лексемы ихний, во всей его полноте. Этот вопрос представляется вполне изученным. В частности, он подробно освещен в работах Е.Р. Добрушиной, Д.В. Сичинавы [3]. Фокус данного исследования находится в рамках собственно лингвистического аспекта данного языкового явления, который затрагивает причины и внутренний имманентный механизм образования лексемы ихний в русском языке.
Чтобы ответить на вопрос о причинах, обусловивших появление слова ихний в русском языке, целесообразно рассмотреть его в сопоставлении с его нормативным вариантом – местоимением 3-го лица множественного числа их. При этом следует учитывать идею синсемантичности языковых единиц, сущность которой заключается в том, что языковая единица может быть понята и осмыслена во всем объеме ее плана содержания только в составе единицы высшего уровня [4, с.176]. Так, если говорить о слове, то оно реализует не только свое лексическое, но и грамматическое значение в рамках словосочетания и предложения. Исходя из этого, употребление лексемы их в таких лексико-грамматических контекстах, как Это их дом и Я их вижу позволяет сделать вывод о наличии у нее двух релевантных грамматических значения – значения местоимения 3-го лица множественного числа родительного падежа со значением посессивности, т.е. в функции притяжательного местоимения, — с одной стороны, и 3-го лица множественного числа винительного падежа в функции прямого дополнения при глаголе видеть – с другой. В результате возникает нежелательная грамматическая омонимия, снять которую, очевидно, позволяет словоформа ихний. Таким образом, наличие такого рода омонимии применительно к местоимению их является одной из причин возникновения в речевом обиходе такого слова, как ихний. Но эта причина не единственная и, вероятно, не главная.
Еще одна причина, связанная с генезисом лексемы ихний, носит так же сугубо грамматический характер. В частности, она имеет отношение к синтаксическим связям. Если обратиться к притяжательным местоимениям 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа мой, твой, наш, ваш, то, как известно, между ними и именем существительным, которое они определяют, имеет место такой вид подчинительной связи, как согласование. Подобно прилагательным, мой, твой, наш, ваш согласуются с главным словом в роде и числе (мой дом, моя машина). Кроме того, указанные местоимения изменяются по падежам, т.е. склоняются: моего дома, моему дому, моей машине, мою машину и т.д. Не случайно, на этом основании в Русской грамматике под редакцией Н.Ю. Шведовой они обозначаются термином местоименные прилагательные [5]. Такие местоимения являются продуктивными единицами языка, поскольку выражают сразу несколько грамматических значений, что позволяет избежать двусмысленности и грамматической омонимии.
Совсем иначе обстоит дело с местоимениями 3-го лица, в том числе, с местоимением их. В словосочетаниях типа их дом, их машина наличествует другой вид подчинительной связи — примыкание. В такого рода словосочетаниях слово их не зависит ни от рода, ни от числа существительного, не изменяется оно и по падежам, по сути дела, являясь неизменяемой формой, что делает эти местоимения в некотором смысле неполноценными и ограниченными в выражении грамматических значений. «Уязвимость» местоимений 3-го лица особенно явно ощущается в изолированной синтаксической позиции, например, при ответе на вопрос: Чья это книга? Их! В данной позиции довольно распространено употребление лексемы ихний: Чья книга? Ихняя! Таким образом, несоотносимость местоимений 3-го лица с родом, числом и падежом существительного, с которым они связаны, очевидно, делает их в сознании носителей русского языка своего рода неполноценными и побуждает каким-то образом компенсировать эту неполноценность посредством употребления лексемы ихний, которая, подобно, притяжательным местоимениям 1-го, 2-го лица, согласуется с существительным в роде (Это ихняя книга), числе (Это ихние книги) и падеже (Блокнот лежит рядом с ихней книгой).
Итак, в парадигме местоимений с грамматическим значением посессивности наблюдается некий диссонанс, или несоответствие, при этом языковая система устроена так, что она стремится к определенной унификации составляющих ее языковых единиц. И здесь в силу вступает один из основополагающих универсальных законов языка – закон аналогии. В Лингвистическом энциклопедическом словаре аналогия определяется как «процесс формального и/или семантического уподобления одной единицы языка другой или перенос отношений, существующих в одной паре (серии) единиц, на др. пару (серию)» [6, с.31]. Примеров действия закона аналогии в русском языке весьма много. В частности, новые глаголы, заимствованные из английского, типа лайкать / лайкнуть спрягаются по аналогии с моделью макать / макнуть.
Действием закона аналогии можно объяснить и появление в русском языке лексем ихний, евонный, еённый. Притяжательные местоимения 1-го и 2-го лица, будучи продуктивными, типическими, а следовательно, доминантными единицами парадигмы, оказывают влияние на ее «атипичные» элементы, коими в данном случае оказываются местоимения 3-го лица. В результате по аналогии с мой дом, моя машина возникает ихний дом, ихняя машина: В ихнем доме много мебели. Мы доехали на ихней машине и т.п. Таким образом происходит выравнивание всей парадигмы притяжательных местоимений.
Между тем, следует еще раз подчеркнуть, что лексемы типа ихний, евонный, при всей своей употребительности и формальном соответствии их нормативным аналогам 1-го и 2-го лица, так и не кодифицированы в языке в качестве нормы. В.С. Волк полагает, что причины этого «кроются в консерватизме литературного языка, препятствующем проникновению непрестижной формы» [7, с. 525]. Однако, как он считает, «можно утверждать, что с течением времени ситуация постепенно меняется» [7, с. 525]. При этом, исследователь указывает на особый статус местоимения ихний, который «несомненно и очень давно значительно сильнее других приблизился к литературному языку» [7, с. 531].
Итак, в ходе данного исследования было установлено, что лексема ихний, которая на сегодняшний день квалифицируется как грамматическая ошибка, равно как другие аналоги местоимений 3-го лица со значением принадлежности (евонный, еённый), возникла вследствие закона аналогии языка по модели доминантных форм 1-го и 2-го лица (мой, твой, наш, ваш), что продиктовано имманентным стремлением языковой системы к унификации, в данном случае – к выравниванию парадигмы притяжательных местоимений, а также стремлением избежать нежелательной омонимии форм родительного и винительного падежа у местоимений 3-го лица.
Список литературы
1. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: роман: ч. 3-4. Харьков: Фолио, 2012. – 471 с.
2. Буслаев Ф. И. Историческая грамматика русского языка. М.: Учпедгиз, 1959. – 624 с.
3. Добрушина Е.Р., Сичинава Д.В. Кочующая норма, или микродиахронические похождения слова ихний в русском, украинском и белорусском языках // Вопросы языкознания. 2015. № 2. с. 41-54.
4. Петров С.В. Денотативный подход к художественному тексту в обучении русскому языку как иностранному // Modern Humanities Success. 2020. № 3. с. 176-179.
5. Русская грамматика / Гл. ред. Н.Ю. Шведова. – М.: Наука, 1980. – 783 с.
6. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М., 1990. – 688 с.
7. Волк В.С. Синтаксис притяжательных местоимений и адъективная деривация // Acta Linguistica Petropolitana: Труды Института лингвистических исследований. Т. X. Ч. 2. СПб.: Наука, 2014. С. 510—533.
← Предыдущая статьяЭллипсис как эффективный инструмент экономии языковых средств в современной немецкой прессе
Следующая статья →Грамматические средства спецификации пола лица в немецкоязычных наименованиях лиц по профессии
С этим файлом связано 19 файл(ов). Среди них: История языка тест мму.docx, Теория организации 1 тест.rtf, история государства и права россии.doc, история государства и права россии.doc, римское право.doc, русский язык.rtf, римское право.doc, История языка тест мму.docx, Основы государственного и муниципального управления 2.rtf, Математические методы в психологии.docx, Управление проектами тесты мму.docx, Управление проектами тесты мму.docx, Реферат по финансам организаций.docx, Курсовая Менеджмент организации.docx, Курсовая Менеджмент организации.docx, Курсовая работа Менеджмент организации.docx, Реферат по экономике организаций.docx, Реферат по финансовому менеджменту.docx, Курсовая Теория распределения информации.docx и ещё 9 файл(а).
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: ЭССЕ Каким был Чэдвик Боузман.docx, Сколько можно.docx, Рисуем поляну цветочную можно на первее занятие.docx, § 44 Сравнивать можно всё.docx, Какого человека можно назвать верным.docx, А ведь бетонное крыльцо можно сделать и без фундамента! Хитрая к, Прямые инвестиции в ЕАЭС можно разделить на 2 группы.pdf, Прямые инвестиции в ЕАЭС можно разделить на 2 группы.docx, К недостаткам CAPM модели можно отнести… — Поиск в Google.pdf, 1. … можно отнести к актам высшей юридической силы в системе мун
Для какой социальной прослойки характерен жаргон:
— профессиональной, возрастной
Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать род существительных: провизор, протеже?
— толковым словарем русского языка
В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
— удивляться — на кого? что?
В каком словаре слова располагаются в алфавитном порядке конечных букв слова
— обратном словаре
Найдите предложение без грамматических ошибок.
— В пятом классе мы очень любили читать как сказки Пушкина, так и стихи Некрасова
Отметьте пример ошибочного формообразования
— положь
Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении «Школа — это где учатся дети»
— пропуск слова, к которому относится придаточное предложение
За что ратует Пушкин в статье «О прозе»: «Должно бы сказать: рано поутру – а они пишут: Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба – ах, как все это ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее»?
— точность, краткость
От каких глаголов нельзя образовать форму 1-го лица настоящего или будущего времени?
— победить
Какое место занимает литературный язык в системе русского национального языка
— центральное место
Диалект отличается от общенационального языка …
— особенностями произношения
Использование принципа коммуникативной целесообразности регулирует … аспект культуры речи
— коммуникативный
Каким словарем можно воспользоваться, чтобы уточнить значения слов: представить – предоставить?
— словарем паронимов
Автор «Толкового словаря живого великорусского языка»
— В.И. Даль
Кто не является создателем словарей русского языка:
— Кони А.Ф.
Отметьте предложение, в котором правильно употреблен деепричастный оборот
— Поднявшись на вершину горы, мы увидели море
О каком качестве речи писал Л. Толстой: «Если бы я был царь, я издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розг»?
— правильность
От каких глаголов образуется форма настоящего времени?
— сочинять, помогать, дышать, поздравлять
Деепричастия типа бежав, бережа, жгя, идя
— не соответствуют современной норме
Использование норм современного русского литературного языка регулирует … аспект культуры речи
— нормативный
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Прославив своё имя исследованиями болезней и применением вакцин,
— ученый Луи Пастер по-прежнему остался очень скромным человеком.
Что называется совокупностью правил выбора и употребления языковых средств (в данном обществе в данную эпоху)
— норма
Отметьте неверные высказывания:
— К формам существования языка не относятся просторечие, диалекты, социолекты
Отметьте верные высказывания….
— В этимологических словарях объясняется происхождение слов
Аспекты культуры речи
— все перечисленные
Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении «Его герои, которые так интересно описываются в произведении, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце»
— допущено нанизывание придаточных предложений
Укажите предложение с грамматической ошибкой
— Монета оказалась старой, стертой с обоих сторон
Автор однотомного словаря русского языка…
— С.И. Ожегов
Укажите фразеологизм-синоним к словосочетанию очень любить
— носить на руках
Каким словарем можно воспользоваться, чтобы уточнить значения слов: типовой – типичный – типический?
— словарем паронимов
Лексика, сфера употребления которой ограничена территорией
— диалектизм
Определите экспрессивно-стилистическую (эмоциональную) окраску слова начертать в синонимическом ряду «написать, начертать, нацарапать»:
— высокое
Укажите синоним к фразеологизму закинуть удочку
— бросить пробный шар
В предложении «Самый ярчайший пример тому – библейские притчи»
— ошибка в образовании превосходной степени прилагательного
В каком ряду допущена ошибка в суффиксах причастий:
— выкачанная бочка, колющийся, замешенное тесто
Фразеологизм идти ва-банк означает…
— действовать, рискуя всем
Автор «Толкового словаря живого великорусского языка»
— В.И. Даль
Не образуются формы степеней сравнения от прилагательного…
— вороной
Укажите предложение с грамматической ошибкой
— Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков
В предложении «Обувь должна быть одновременно и красивее, и удобнее»
— ошибка возникает как результат отсутствия объекта сравнения
Качество слова, связанное с типичными для него сферами употребления, называется
— функционально-стилевой окраской
Немотивированные повторы однокоренных слов в предложении
— тавтология
Какое существительное относится к женскому роду?
— вуаль
Какое из словосочетаний является неправильным(?)
— наше МИД
Какое прилагательное имеет краткую форму?
— робкий
Стиль, характеризующийся тщательной артикуляцией, отчетливостью произношения звуков и их сочетаний
— полный
В каком ряду слов допущена ошибка:
— безынтересный, сверхизысканный, предистория
В каком предложении нарушены грамматические нормы?
— При дневном освещении рисунок казался еще более отчетливее и ярче
Каким словарем можно воспользоваться, чтобы выбрать верный вариант: пускать туман в глаза или пустить туман в глаза?
— фразеологическим словарем
Слова, которые звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются:
— омонимы
Найдите вариант, где форма превосходной степени сравнения прилагательного образована неправильно
— умный — очень умный
В каких словах не пишется ь:
— живуч…, туч…, колюч…
Укажите ряд слов с ошибочным окончанием:
— смотрится, улыбается, клеет
Определите тип ошибки в предложении «Это дешевле, чем пареная репа»:
— неоправданная замена компонента фразеологизма
Определите экспрессивно-стилистическую (эмоциональную) окраску слова лицо в синонимическом ряду «лицо, физиономия, лик, рыло»:
— неодобрительное
Императивные нормы…
— строго обязательны к исполнению
Определите троп в судебной речи Н. И. Холева: «Но, быть может, чувства эти отцвели и побледнели и для молодых супругов наступила затем “осень любви”»
— метафора
В чем заключается Принцип децентрической направленности:
— непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили в речевое взаимодействие
Частица НЕ пишется слитно в слове:
— крайне (не) доверчивый покупатель
Кодификация норм литературного языка – это…
— закрепление их в специальных словарях, грамматиках и учебных пособиях
Какую максиму не содержат коммуникативные принципы Грайса:
— нормы
От каких прилагательных нельзя образовать наречия, имеющие степени сравнения:
— городской, звериный
В каком ряду все слова пишутся с удвоенной гласной:
— ком…ерческий, бюл…етень, парал…ель
С каким глаголом нельзя употребить наречие НАПРОЧЬ
— отказать
Отметьте правильный вариант написания и произнесения слова
— индивидуум
Приставка ПРЕ пишется в слове:
— … емник директора
В чем заключается Принцип адекватности:
— в непричинении ущерба сказанному собеседником путем намеренного искажения смысла
В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква:
— к…сательная, м…кать в воду, р…вномерный
Определите риторическую фигуру в речи Демосфена: «Ты был протагонистом, я был зрителем. Ты во всех политических делах работал на врагов, я – на благо родины»
— антитеза
Правописание корней с проверяемыми гласными соответствует
— морфологическому принципу русской орфографии
О каком отрицательном факте предупреждает И. Ильф Е Петрова: «Если слово пришло в голову одновременно двум, значит оно могло прийти в голову трем и четырем, значит оно слишком близко лежало. Не ленитесь, Женя, давайте поищем другое. Это трудно. Но кто сказал, что сочинять художественные произведения – легкое дело»?
— штамп
Укажите предложение с грамматической ошибкой:
— Ихняя квартира
Содержание коммуникации не зависит …
— от языка, на котором говорят
Нормы русского литературного языка…
— динамичны, подвижны
Отметьте варианты слов с правильно поставленным ударением (ударная гласная обозначена заглавной буквой):
— запломбирОванный
Нормы литературного произношения в русском языке формировались на основе говора…
— московского
Отметьте правильный вариант написания и произнесения слова
— макулатура
Укажите, в каком предложении местоимение употреблено неверно:
— Мне указали на свои ошибки.
Укажите правильную падежную форму имени числительного в предложении: Перепись населения в нашем городе будет проводиться 265 переписчиками
— двумястами шестьюдесятью пятью
Диспозитивные нормы…
— предполагают возможность выбора одного из вариантов
О каком качестве публичного выступления пишет Цицерон: «..если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности»?
— эмоциональность
Определите языковое средство в судебной речи Ф. Н. Плевако: «Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь…. Старушка украла старый чайник ценою в пятьдесят копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно»
— ирония
В каком документе НЕ обязательно название:
— деловое письмо
На бланке организации создается:
— приказ
Третьим этапом культурного развития языка является:
— появление национального литературного языка
Аллюзия – это:
— трансформация устойчивого выражения
Какая функция для художественного текста является определяющей:
— эстетическая
Языковая и речевая компетенция различаются:
— объемом словаря
К директивным документам НЕ относятся:
— уставы
Ограничение тематики характерно для:
— всех функциональных стилей
К жанрам собственно-научного стиля НЕ относится:
— учебник
Жесткая система жанров характерна для:
— всех функциональных стилей
Что НЕ характерно для функционального стиля:
— высокая степень авторской свободы
Единицей какого уровня языка является слово.
— лексического
Найдите предложение с грамматической ошибкой.
— Я уважаю и восхищаюсь своими родителями
Кто автор фразеологизма подковать блоху?
— Н.С. Лесков
Определите языковое средство в судебной речи Н. П. Карабчиевского: «Карьера практикующего врача его положительно отталкивала»
— оксюморон
Для текстов научного стиля НЕ характерно:
d. эмоциональность высказываний
Элементом речевого этикета НЕ является
b. орфография
Термины в научном тексте составляют:
c. 15-20%
Трафаретная форма используется для создания:
b. договоров
Отличительной чертой документа НЕ является:
a. высокая степень авторской свободы
Реферат относится к … подстилю научного стиля:
a. научно-информативному
Степень авторской свободы возрастает:
d. официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль
Институциональное ограничение информации связано с:
a. государственной тайной
Профессиональное общение обеспечивают:
b. термины и профессионализмы
Отметьте предложение, в котором правильно употреблен деепричастный оборот
a. Поднявшись на вершину горы, мы увидели море
Какое место занимает литературный язык в системе русского национального языка
b. центральное место
Отметьте верные высказывания.
a. Орфоэпический словарь даёт варианты произношения слов
В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?
a. Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.
В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?
c. решать — решенный
Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать род существительных: визави, протеже?
b. толковым словарем русского языка
Определите тип ошибки в предложении «Надежность Альфа-Банка – это аксиома, не требующая доказательств»
c. плеоназм
В каких словах не пишется ь:
c. живуч…, туч…, колюч…
Слова, которые звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются:
c. омонимы
Определите функционально-стилистическую окраску слова содействовать в синонимическом ряду «помочь, содействовать»:
b. официально-деловой
В чем заключается Принцип децентрической направленности:
b. непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили в речевое взаимодействие
Написание слов ЖЮРИ, БРОШЮРА, ПАРАШЮТ соответствует
a. традиционному принципу русской орфографии
Где неправильно определен разряд местоимения?
b. некий (отрицательное)
Отметьте правильный вариант написания и произнесения слова
a. Индивидуум
66816. Сколько существует типов речевой культуры?
(?) 2
(!) 4
(?) 5
(?) 6
66817. Единицей какого уровня языка является слово.
(?) фонетического
(?) морфологического
(!) лексического
(?) синтаксического
66818. Отметьте верное высказывания….
(!) Толковый словарь объясняет значения слов.
(?) Толковый словарь отмечает ударения в слове.
(?) Толковый словарь объясняет происхождение слов.
66819. Отметьте верные высказывания.
(!) Орфоэпический словарь даёт варианты произношения слов.
(?) Толковый словарь включает в себя все разговорные единицы.
(?) Толковый словарь отражает норму согласования и управления.
66820. Отметьте верные высказывания….
(?) В этимологических словарях представлены омонимы.
(?) В толковых словарях представлены паронимы.
(!) В этимологических словарях объясняется происхождение слов.
66821. Кто не является создателем словарей русского языка:
(!) Кони А.Ф.
(?) Шведова Н.Ю.
(?) Даль В.И.
(?) Ушаков Д.Н.
66822. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы уточнить значения слов: представить – предоставить?
(?) этимологическим словарем
(?) словарем омонимов
(?) словарем синонимов
(!) словарем паронимов
66823. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать род существительных: провизор, протеже?
(?) словарем омонимов
(!) толковым словарем русского языка
(?) фразеологическим словарем
(?) словарем антонимов
66824. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы выбрать верный вариант: не в коня корм?
(?) толковым словарем русского языка
(?) орфоэпическим словарем
(?) словарем иностранных слов
(!) фразеологическим словарем
66825. В каком словаре слова располагаются в алфавитном порядке конечных букв слова
(?) частотном словаре
(!) обратном словаре
(?) этимологическом словаре
(?) толковом словаре
66826. Систематизированный перечень слов в словаре –
(!) словник
(?) иллюстративный материал
(?) грамматические пометы
(?) стилистические пометы
66827. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка»
(!) В.И. Даль;
(?) Г.О. Винокур;
(?) Д.Н. Ушаков
(?) В.В. Виноградов
66828. Автор однотомного словаря русского языка…
(!) С.И. Ожегов
(?) Л.В. Щерба
(?) В.В. Виноградов
(?) Н.М. Шанский
66829. Использование форм приветствия и прощания в зависимости от ситуации общения регулирует … аспект культуры речи.
(?) нормативный
(?) коммуникативный
(!) этический
(?) ни один из перечисленных.
66830. Использование принципа коммуникативной целесообразности регулирует … аспект культуры речи.
(?) нормативный
(!) коммуникативный
(?) этический
(?) ни один из перечисленных.
66831. Использование норм современного русского литературного языка регулирует … аспект культуры речи.
(!) нормативный
(?) коммуникативный
(?) этический
(?) ни один из перечисленных.
66832. Что называется совокупностью правил выбора и употребления языковых средств (в данном обществе в данную эпоху)
(!) норма
(?) вариант
(?) коммуникативная целесообразность
66833. Отметьте неверные высказывания:
(!) К формам существования языка не относятся просторечие, диалекты, социолекты.
(?) Диалект – это разновидность языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными территориальной, социальной и профессиональной общностью.
(?) Литературный язык – высшая форма существования национального языка.
66834. Литературный язык как основа публичной речи – это
(?) язык художественных произведений
(?) средство общения только грамотных людей
(!) исторически сложившийся, обработанный поколениями грамотных людей, нормированный язык
66835. Диалект отличается от общенационального языка … .
(?) непонятностью
(?) ограниченной сферой использования
(?) особенностями произношения
(?) отсутствием правил орфографии
66836. Лексика, сфера употребления которой ограничена территорией,-
(?) жаргонизм
(!) диалектизм
(?) термин
(?) профессионализм
66837. Для какой социальной прослойки характерен жаргон:
(?) профессиональной, возрастной,
(?) академической.
(?) все перечисленное выше.
66838. О каком качестве речи писал Л. Толстой: «Если бы я был царь, я издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розг»?
(!) правильность
(?) чистота
(?) уместность
66839. За что ратует Пушкин в статье «О прозе»: «Должно бы сказать: рано поутру – а они пишут: Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба – ах, как все это ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее»?
(!) точность, краткость
(?) чистота, уместность
(?) богатство, выразительность
66840. Определите троп в судебной речи А. Кони: «Фальшивые ассигнации похожи на сказочный клубок змей. Бросил его кто – либо в одно место, а поползли змейки повсюду»:
(?) эпитет
(!) сравнение
(?) олицетворение
66841. Определите риторическую фигуру в речи С. Андреевского: «Вы, вероятно, ожидали встретить холодного, резкого, наглого, ужасного человека с зверским выражением лица: этот бледный, грустный, робкий – даже добродушный мальчик, смиренно ожидающий участи, совсем не годится в герои прочитанного сегодня обвинительного акта»?
(?) инверсия,
(?) антитеза,
(!) градация.
66842. Определите языковое средство в судебной речи Н. П. Карабчиевского: «Карьера практикующего врача его положительно отталкивала».
(!) оксюморон
(?) сравнение
(?) метафора
66843. Определите риторическую фигуру: «Тут было не исступление ума, не логическое заблуждение больного мозга, тут было нечто большее. Гораздо большее!.. Тут было исступление самой основы души..».
(!) умолчание
(?) антитеза
(?) повтор
66844. О каком качестве публичного выступления говорит Цицерон: «..если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности»?
(!) эмоциональность
(?) точность
(?) правильность
66845. Определите троп в судебной речи В. Д. Спасовича: «Дело похоже не на реку, которой ручьи сливаются в одно русло, но на пень старой вербы, пускающей много тонких и надобно сказать хилых ветвей».
(?) оксюморон
(!) сравнение
(?) метафора
66846. Определите троп в судебной речи Н. И. Холева: «Но, быть может, чувства эти отцвели и побледнели и для молодых супругов наступила затем “осень любви”».
(?) аллегория
(?) сравнение
(!) метафора
66847. О каком качестве публичного выступления говорит Стефан Яворский: «В ярости глас подобает быти яр, в печали уныл и густ, во страсе униженный, добрый, унылый»?
(!) эмоциональность
(?) чистота
(?) выразительность
66848. Правильность речи обеспечивается соблюдением
(!) норм литературного языка
(?) профессиональной деятельностью
(?) привычкой говорить в обществе
66849. Определите языковое средство в судебной речи Ф. Н. Плевако: «Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь…. Старушка украла старый чайник ценою в пятьдесят копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно».
(?) сравнение
(?) олицетворение
(!) ирония
66850. О каком качестве публичного выступления пишет Цицерон: «..если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности»?
(!) эмоциональность
(?) чистота
(?) выразительность
66851. Определите риторическую фигуру в речи Демосфена: «Ты был протагонистом, я был зрителем. Ты во всех политических делах работал на врагов, я – на благо родины».
(?) инверсия
(!) антитеза
(?) градация.
66852. О каком отрицательном факте предупреждает И. Ильф Е Петрова: «Если слово пришло в голову одновременно двум, значит оно могло прийти в голову трем и четырем, значит оно слишком близко лежало. Не ленитесь, Женя, давайте поищем другое. Это трудно. Но кто сказал, что сочинять художественные произведения – легкое дело»?
(!) штамп
(?) слова – паразиты
(?) тавтология
66853. Содержание коммуникации не зависит … .
(?) от говорящего
(?) от собеседника
(?) от внеязыковой реальности
(!) от языка, на котором говорят
66854. Какую максиму не содержат коммуникативные принципы Грайса:
(?) манеры
(?) полноты
(?) качества
(!) нормы
66855. В чем заключается Принцип равной безопасности:
(?) непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили в речевое взаимодействие.
(?) в непричинении ущерба сказанному собеседником путем намеренного искажения смысла
(!) в непричинении психологического ущерба партнеру по общению.
66856. В чем заключается Принцип децентрической направленности:
(!) непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили в речевое взаимодействие.
(?) в непричинении ущерба сказанному собеседником путем намеренного искажения смысла
(?) в непричинении психологического ущерба партнеру по общению.
66857. В чем заключается Принцип адекватности:
(?) непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили в речевое взаимодействие.
(!) в непричинении ущерба сказанному собеседником путем намеренного искажения смысла
(?) в непричинении психологического ущерба партнеру по общению.
66858. Наличие в языке единиц, одни из которых представляют отжившую норму, а другие – новую, называется
(!) вариантность
(?) коммуникативность
(?) стабильность
(?) кодификация
66859. Нормы современного русского литературного произношения регулирует употребление каких слов:
(?) атлас – атлас
(?) шоферы – шофера
(!) [д’э]кан — [дэ]кан
(?) договоры-договора
66860. Морфологические нормы определяют правильное употребление каких вариантов:
(?) тОрты – тортЫ
(?) подарить памятный сувенир – подарить сувенир
(!) красивый тюль – красивая тюль
(?) дОговор — договОр
Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.
Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.
Инструмент поддерживает 8 языков.
Символов в тексте
0
Без пробелов
0
Количество слов
0
Вставьте ваш текст для проверки
Ваш текст проверяется
Орфография
Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.
Что входит в проверку текста?
- грамматические ошибки;
- стиль;
- логические ошибки;
- проверка заглавных/строчных букв;
- типографика;
- проверка пунктуации;
- общие правила правописания;
- дополнительные правила;
Грамматика
Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.
- Деепричастие и предлог
- Деепричастие и предлог
- «Не» с прилагательными/причастиями
- «Не» с наречиями
- Числительные «оба/обе»
- Согласование прилагательного с существительным
- Число глагола при однородных членах
- И другие
Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»
-
Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…
-
Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.
Пунктуация
Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.
- Пунктуация перед союзами
- Слова не являющиеся вводными
- Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
- Союзы «а», «но»
- Устойчивое выражение
- Цельные выражения
- Пробелы перед знаками препинания
- И другие
Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»
-
Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,
-
«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»
Какие языки поддерживает инструмент?
Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском
Приложение доступно в Google Play
Хочешь получить 5 баллов на ЕГЭ по русскому языку? Тогда тебе необходимо правильно решить № 8 на экзамене, это легкое задание, если полно разобраться в теории. Именно поэтому эта статья посвящена разбору этого задания.
Для верного решения этого задания необходимо знать:
Нарушения синтаксических норм
- Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Пример: Благодаря (кому) Пете.
Вопреки (чему) опозданию.
Согласно (чему?) приказу.
ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ: по приездЕ к другу, по истечениИ договора, по прибытиИ в школу.
Предлоги: благодаря, согласно и вопреки употребляются только со словами в дательном падеже.
Предлог ПО употребляется с предложным падежом.
2. Нарушение согласования.
Эта ошибка возникает при написании сложного предложения. Сложные предложения бывают:
- Сложносочиненные (они включают равноправные части).
- Сложноподчиненные (влючают наличие главной и придаточных частей).
- Сложные предложения с разными видами связей.
Пример: Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.
Существительное «лошади» связано с причастием «покрытых» при помощи согласования. Но причастие находится в другом падеже, поэтому кажется, что оно относится к слову «казаков», хотя по смыслу это неверно.
Верный ответ: Во весь опор мчались лошади казаков, покрытые пеной.
3. Нарушение в построении предложения с обособленным определением.
Эта ошибка допускается, если обособленное определение не согласуется с определяемым словом.
Пример: Она была девушкой, взволнованная своим внешним видом.
Верный ответ: Она была девушкой,(какой?) взволнованной своим внешним видом.
4. Неправильное употребление имени числительного
Так, нужно знать правильное склонение числительных.
У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых — идет изменение только последнего слова.
«Оба» употребляется только с существительными в единственном числе.
«Двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных.
5. Неправильное употребление местоимения.
Зачастую при письме или в речи образуются неверные формы местоимений, что указывает на просторечный характер высказывания. необходимо помнить об этом и не допускать ошибки.
Пример: ихняя дача.
Верный ответ: их дача.
6. Неправильное построение предложения с косвенной речью.
Пример: Она говорит, что я пишу все верно.
Верный вариант: Она говорит, что пишет все верно.
7. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
Важно знать, что объединять в один однородный ряд имена существительные и глаголы нельзя, также не надо это делать с полными и краткими формами прилагательных, причастий, причастных и деепричастных оборотов, родовыми и видовыми понятиями.
Необходимо употреблять двойные союзы в правильной форме, а также не искажать верный порядок слов при их использовании.
Не должно быть использовано много союзов подряд.
8. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
Приложение бывает согласованным и несогласованным.
Согласованное приложение согласуется с главным словом в роде, числе, падеже.
Пример: девушка-красавица; ему, ведущему передачу.
Несогласованное приложение имеет связь управление, что ставит его в определенный падеж.
Пример: Книга(какая?) «Отцы и дети».
Компания (какая?) «Ферма».
Шоколадки (какие?) «Милка» — шоколадками(какими?) «Милка».
9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим.
Если подлежащее — существительное мужского рода, которое обозначает должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если есть указание на женский пол, то сказуемое будет женского рода.
Если подлежащее — сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.
Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.
Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое пишется в единственном числе.
Пример задания:
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки: | Предложения: |
A) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 1) В журнале «Юности» была впервые опубликована повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие». |
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью | 2) Мы знаем писателей, благодаря которых оживают страницы истории. |
B) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 3) Романы Толстого и Достоевского инсценировались кинорежиссерами США, Франции, Италии, Японии. |
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 4) Нравственные, этические нормы должны быть переняты нами из опыта великих мастеров прошлого. |
Д) неправильное употребление падежной формы местоимения с предлогом. | 5) Александр Николаевич Островский — знаменитый русский писатель и драматург, оказавший значительное влияние на развитие национального театра. |
6) В «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова отражены поэтические размышления не столько об эпохе Ивана Грозного, сколько о своей современности, о правах человеческой личности. | |
7) Всем с детства знакома история Маугли, воспитанного волчьей стаей и сражающемся с тигром Шерханом. | |
Никто из декабристов не ожидали никаких милостей от царя. | |
9) Тарас Бульба сказал сыновьям, что «поедете в Запорожскую Сечь и будете сражаться с ляхами». |
Ответ: 89712
Давай разберем каждую ошибку и предложении подробнее:
A) нарушение связи между подлежащим и сказуемым — Никто из декабристов не ожидали никаких милостей от царя: верно будет «Никто (чего не делал?) не ожидал»;
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью — 9) Тарас Бульба сказал сыновьям, что «поедете в Запорожскую Сечь и будете сражаться с ляхами»: верно будет «… сыновьям, что они поедут в Запорожскую сечь и будут сражаться с ляхами»;
B) нарушение в построении предложения с причастным оборотом — 7) Всем с детства знакома история Маугли, воспитанного волчьей стаей и сражающемся с тигром Шерханом — верно будет: «…Маугли, (какого?) воспитанного… и сражавшемся…»;
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением — 1) В журнале «Юности» была впервые опубликована повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие»: верно будет: «В журнале «Юность» была впервые…»;
Д) неправильное употребление падежной формы местоимения с предлогом — 2) Мы знаем писателей, благодаря которых оживают страницы истории: верно будет: «Мы знаем писателей, благодаря которым оживают страницы истории».
Не знаешь куда поступать? Пройди нашу проф-игру.
Профориентационная школа от Умскул — это бесплатное мероприятие для всех старшеклассников России, где 10 специалистов из разных областей расскажут подробнее о своей профессии.
В конце теста ты сможешь выявить свои предпочтения, а также зарегистрироваться на бесплатное мероприятие.
Грамматические ошибки в местоимениях в русском языке
— Ошибочное образование форм местоимений:
ихний ребёнок вместо их ребёнок, около его вместо около него.
— Сочетания для ней, от ней имеют архаический или просторечный характер. Примеры ошибок:
Для ней нет имени вместо Для неё нет имени.
— Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшее существительное. При несоблюдении этого правила возникает двусмысленность.
Неправильно: Когда Ниловна везла прокламации с речью Павла, её (кого – Ниловну или речь Павла?) захватила полиция.
Правильно: Полиция схватила Ниловну, когда она везла прокламации с речью Павла.
Неправильно: Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему (кому – Чацкому или Фамусову?) ничего хорошего.
Правильно: Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла Александру Александровичу ничего хорошего.
— Нельзя заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа существительные, имеющие собирательное значение (студенчество, крестьянство, народ и проч.).
Неправильно: В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди них процветают взяточничество, беззаконие, воровство.
Правильно: В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди него процветают взяточничество, беззаконие, воровство.
— Местоимения свой и себя указывают на тех лиц, которые производят действие. Если об этом забыть, возникает двусмысленность:
Неправильно: Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих (чьих – Тургенева или героя?) ошибок.
Правильно: Тургенев приводит героя к постепенному осознанию совершённых им ошибок.
Неправильно: Каждый из помещиков уговаривает Павла Ивановича поехать к себе. (к кому – к помещику или к самому себе?)
Правильно: Каждый из помещиков предлагает, чтобы Павел Иванович к нему приехал.
продолжить с «Грамматическими ошибками»
вернуться к выбору в разделе «Грамматика»
Курсы английского языка по уровням
Beginner
Экспресс-курс
«I LOVE ENGLISH»
Elementary
Космический квест
«БЫСТРЫЙ СТАРТ»
Intermediate
Обычная жизнь
КЕВИНА БРАУНА
В разработке
Advanced
Продвинутый курс
«ПРОРЫВ»
Практичные советы по изучению русского языка
#русскийязык@mmu_free
Для какой социальной прослойки характерен жаргон:
— профессиональной, возрастной
Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать род существительных: провизор, протеже?
— толковым словарем русского языка
В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
— удивляться — на кого? что?
В каком словаре слова располагаются в алфавитном порядке конечных букв слова
— обратном словаре
Найдите предложение без грамматических ошибок.
— В пятом классе мы очень любили читать как сказки Пушкина, так и стихи Некрасова
Отметьте пример ошибочного формообразования
— положь
Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении «Школа — это где учатся дети»
— пропуск слова, к которому относится придаточное предложение
За что ратует Пушкин в статье «О прозе»: «Должно бы сказать: рано поутру – а они пишут: Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба – ах, как все это ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее»?
— точность, краткость
От каких глаголов нельзя образовать форму 1-го лица настоящего или будущего времени?
— победить
Какое место занимает литературный язык в системе русского национального языка
— центральное место
Диалект отличается от общенационального языка …
— особенностями произношения
Использование принципа коммуникативной целесообразности регулирует … аспект культуры речи
— коммуникативный
Каким словарем можно воспользоваться, чтобы уточнить значения слов: представить – предоставить?
— словарем паронимов
Автор «Толкового словаря живого великорусского языка»
— В.И. Даль
Кто не является создателем словарей русского языка:
— Кони А.Ф.
Отметьте предложение, в котором правильно употреблен деепричастный оборот
— Поднявшись на вершину горы, мы увидели море
О каком качестве речи писал Л. Толстой: «Если бы я был царь, я издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розг»?
— правильность
От каких глаголов образуется форма настоящего времени?
— сочинять, помогать, дышать, поздравлять
Деепричастия типа бежав, бережа, жгя, идя
— не соответствуют современной норме
Использование норм современного русского литературного языка регулирует … аспект культуры речи
— нормативный
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Прославив своё имя исследованиями болезней и применением вакцин,
— ученый Луи Пастер по-прежнему остался очень скромным человеком.
Что называется совокупностью правил выбора и употребления языковых средств (в данном обществе в данную эпоху)
— норма
Отметьте неверные высказывания:
— К формам существования языка не относятся просторечие, диалекты, социолекты
Отметьте верные высказывания….
— В этимологических словарях объясняется происхождение слов
Аспекты культуры речи
— все перечисленные
Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении «Его герои, которые так интересно описываются в произведении, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце»
— допущено нанизывание придаточных предложений
Укажите предложение с грамматической ошибкой
— Монета оказалась старой, стертой с обоих сторон
Автор однотомного словаря русского языка…
— С.И. Ожегов
Укажите фразеологизм-синоним к словосочетанию очень любить
— носить на руках
Каким словарем можно воспользоваться, чтобы уточнить значения слов: типовой – типичный – типический?
— словарем паронимов
Лексика, сфера употребления которой ограничена территорией
— диалектизм
Определите экспрессивно-стилистическую (эмоциональную) окраску слова начертать в синонимическом ряду «написать, начертать, нацарапать»:
— высокое
Укажите синоним к фразеологизму закинуть удочку
— бросить пробный шар
В предложении «Самый ярчайший пример тому – библейские притчи»
— ошибка в образовании превосходной степени прилагательного
В каком ряду допущена ошибка в суффиксах причастий:
— выкачанная бочка, колющийся, замешенное тесто
Фразеологизм идти ва-банк означает…
— действовать, рискуя всем
Автор «Толкового словаря живого великорусского языка»
— В.И. Даль
Не образуются формы степеней сравнения от прилагательного…
— вороной
Укажите предложение с грамматической ошибкой
— Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков
В предложении «Обувь должна быть одновременно и красивее, и удобнее»
— ошибка возникает как результат отсутствия объекта сравнения
Качество слова, связанное с типичными для него сферами употребления, называется
— функционально-стилевой окраской
Немотивированные повторы однокоренных слов в предложении
— тавтология
Какое существительное относится к женскому роду?
— вуаль
Какое из словосочетаний является неправильным(?)
— наше МИД
Какое прилагательное имеет краткую форму?
— робкий
Стиль, характеризующийся тщательной артикуляцией, отчетливостью произношения звуков и их сочетаний
— полный
В каком ряду слов допущена ошибка:
— безынтересный, сверхизысканный, предистория
В каком предложении нарушены грамматические нормы?
— При дневном освещении рисунок казался еще более отчетливее и ярче
Каким словарем можно воспользоваться, чтобы выбрать верный вариант: пускать туман в глаза или пустить туман в глаза?
— фразеологическим словарем
Слова, которые звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются:
— омонимы
Найдите вариант, где форма превосходной степени сравнения прилагательного образована неправильно
— умный — очень умный
В каких словах не пишется ь:
— живуч…, туч…, колюч…
Укажите ряд слов с ошибочным окончанием:
— смотрится, улыбается, клеет
Определите тип ошибки в предложении «Это дешевле, чем пареная репа»:
— неоправданная замена компонента фразеологизма
Определите экспрессивно-стилистическую (эмоциональную) окраску слова лицо в синонимическом ряду «лицо, физиономия, лик, рыло»:
— неодобрительное
Императивные нормы…
— строго обязательны к исполнению
Определите троп в судебной речи Н. И. Холева: «Но, быть может, чувства эти отцвели и побледнели и для молодых супругов наступила затем “осень любви”»
— метафора
В чем заключается Принцип децентрической направленности:
— непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили в речевое взаимодействие
Частица НЕ пишется слитно в слове:
— крайне (не) доверчивый покупатель
Кодификация норм литературного языка – это…
— закрепление их в специальных словарях, грамматиках и учебных пособиях
Какую максиму не содержат коммуникативные принципы Грайса:
— нормы
От каких прилагательных нельзя образовать наречия, имеющие степени сравнения:
— городской, звериный
В каком ряду все слова пишутся с удвоенной гласной:
— ком…ерческий, бюл…етень, парал…ель
С каким глаголом нельзя употребить наречие НАПРОЧЬ
— отказать
Отметьте правильный вариант написания и произнесения слова
— индивидуум
Приставка ПРЕ пишется в слове:
— … емник директора
В чем заключается Принцип адекватности:
— в непричинении ущерба сказанному собеседником путем намеренного искажения смысла
В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква:
— к…сательная, м…кать в воду, р…вномерный
Определите риторическую фигуру в речи Демосфена: «Ты был протагонистом, я был зрителем. Ты во всех политических делах работал на врагов, я – на благо родины»
— антитеза
Правописание корней с проверяемыми гласными соответствует
— морфологическому принципу русской орфографии
О каком отрицательном факте предупреждает И. Ильф Е Петрова: «Если слово пришло в голову одновременно двум, значит оно могло прийти в голову трем и четырем, значит оно слишком близко лежало. Не ленитесь, Женя, давайте поищем другое. Это трудно. Но кто сказал, что сочинять художественные произведения – легкое дело»?
— штамп
Укажите предложение с грамматической ошибкой:
— Ихняя квартира
Содержание коммуникации не зависит …
— от языка, на котором говорят
Нормы русского литературного языка…
— динамичны, подвижны
Отметьте варианты слов с правильно поставленным ударением (ударная гласная обозначена заглавной буквой):
— запломбирОванный
Нормы литературного произношения в русском языке формировались на основе говора…
— московского
Отметьте правильный вариант написания и произнесения слова
— макулатура
Укажите, в каком предложении местоимение употреблено неверно:
— Мне указали на свои ошибки.
Укажите правильную падежную форму имени числительного в предложении: Перепись населения в нашем городе будет проводиться 265 переписчиками
— двумястами шестьюдесятью пятью
Диспозитивные нормы…
— предполагают возможность выбора одного из вариантов
О каком качестве публичного выступления пишет Цицерон: «..если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности»?
— эмоциональность
Определите языковое средство в судебной речи Ф. Н. Плевако: «Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь…. Старушка украла старый чайник ценою в пятьдесят копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно»
— ирония
В каком документе НЕ обязательно название:
— деловое письмо
На бланке организации создается:
— приказ
Третьим этапом культурного развития языка является:
— появление национального литературного языка
Аллюзия – это:
— трансформация устойчивого выражения
Какая функция для художественного текста является определяющей:
— эстетическая
Языковая и речевая компетенция различаются:
— объемом словаря
К директивным документам НЕ относятся:
— уставы
Ограничение тематики характерно для:
— всех функциональных стилей
К жанрам собственно-научного стиля НЕ относится:
— учебник
Жесткая система жанров характерна для:
— всех функциональных стилей
Что НЕ характерно для функционального стиля:
— высокая степень авторской свободы
Единицей какого уровня языка является слово.
— лексического
Найдите предложение с грамматической ошибкой.
— Я уважаю и восхищаюсь своими родителями
Кто автор фразеологизма подковать блоху?
— Н.С. Лесков
Определите языковое средство в судебной речи Н. П. Карабчиевского: «Карьера практикующего врача его положительно отталкивала»
— оксюморон
Для текстов научного стиля НЕ характерно:
d. эмоциональность высказываний
Элементом речевого этикета НЕ является
b. орфография
Термины в научном тексте составляют:
c. 15-20%
Трафаретная форма используется для создания:
b. договоров
Отличительной чертой документа НЕ является:
a. высокая степень авторской свободы
Реферат относится к … подстилю научного стиля:
a. научно-информативному
Степень авторской свободы возрастает:
d. официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль
Институциональное ограничение информации связано с:
a. государственной тайной
Профессиональное общение обеспечивают:
b. термины и профессионализмы
Отметьте предложение, в котором правильно употреблен деепричастный оборот
a. Поднявшись на вершину горы, мы увидели море
Какое место занимает литературный язык в системе русского национального языка
b. центральное место
Отметьте верные высказывания.
a. Орфоэпический словарь даёт варианты произношения слов
В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?
a. Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.
В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?
c. решать — решенный
Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать род существительных: визави, протеже?
b. толковым словарем русского языка
Определите тип ошибки в предложении «Надежность Альфа-Банка – это аксиома, не требующая доказательств»
c. плеоназм
В каких словах не пишется ь:
c. живуч…, туч…, колюч…
Слова, которые звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются:
c. омонимы
Определите функционально-стилистическую окраску слова содействовать в синонимическом ряду «помочь, содействовать»:
b. официально-деловой
В чем заключается Принцип децентрической направленности:
b. непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили в речевое взаимодействие
Написание слов ЖЮРИ, БРОШЮРА, ПАРАШЮТ соответствует
a. традиционному принципу русской орфографии
Где неправильно определен разряд местоимения?
b. некий (отрицательное)
Отметьте правильный вариант написания и произнесения слова
a. индивидуум
Поделитесь с Вашими друзьями: