Морфология Грамматические категории имени. Имя существительное.
Тест состоит из 60
заданий. Если задание не удается выполнить
сразу, перейдите к следующему. Если
останется время, вернитесь к пропущенным
заданиям.
В каждом задании
1, 2 и более правильных ответов. Номера
выбранных ответов отметьте в отдельном
листе рядом с номером выполненного Вами
задания. (Образец: 1 – 4, 5)
1.
Грамматическими
категориями имени существительного
являются
а) род, число,
одушевленность/неодушевленность
б) род, число, падеж
в) род, число, падеж,
время
г) род, число, лицо
2. Имя
существительное
– часть речи, имеющая категориальное
значение…
а) предмета;
б) предметности;
в) признака предмета;
г) признака,
предмета, количества.
3.
Какие
утверждения являются верными:
Утверждение 1.
Имя
существительное – часть речи, имеющая
категориальное значение предметности
и выражающая это значение в формах рода,
числа, падежа.
Утверждение 2.
Имена
существительные склоняются и изменяются
по родам.
Утверждение 3.
Имена
существительные
обозначают
предмет.
а) верно 1 и 3;
б) верно 1;
в) ни одно не верно;
г) верно все.
4. Продолжите
фразу: «Одушевленность/неодушевленность
как явление лексико-грамматической
разрядности проявляется …»
5. Признаки
одушевленных существительных:
1) обозначают лица,
животных, насекомых, птиц, рыб;
2) отвечают на
вопрос кто?
что?;
3) у них совпадает
форма именительного и винительного
падежа множественного числа;
4) у них совпадает
форма родительного и винительного
падежа множественного числа;
5) у существительных
мужского рода одушевленность проявляется
в форме единственного числа.
а) 5; б) 1,4,5; в) 1,2,3;
г) все ответы правильные; д) 2,4,5.
6. В
каком ряду все имена существительные
одушевленные?
а)
кукла, русалка, мертвец, животное;
б)
старик, старье, старуха, старина;
в)
конь, табун, лошадь, жеребенок;
г)
медведь, тополь, молодежь, молодняк.
7. В
каком ряду все существительные
неодушевленные?
а)
трава, стрекоза, улей, пчела;
б)
бактерия, водоросль, рак, беспозвоночные;
в)
стадо, отряд, объединение, группа;
г)
выключатель, держатель, погрузчик,
задира.
8. В
каком ряду собраны существительные, у
которых могут наблюдаться колебания
по признаку одушевленности/неодушевленности?
а) омар,
бактерия, тюфяк, образ;
б) шляпа,
леший, разносчик, робот;
в) вирус,
тип, ребенок, йод;
г) народ,
студенчество, успех, достижение.
9.
Имена
собственные характеризуются следующими
признаками:
1) называют однородные
предметы;
2) называют единичные
предметы из ряда однородных;
3) изменяются по
числам;
4) не поддаются
счету;
5) не изменяются
по числам: имеет форму только единственного
или только множественного числа.
а) 2, 3, 4;
б) 1, 3, 5;
в) 2, 4, 5 ;
г) 1, 2, 3, 4;
д) 1, 5.
10. Даны
пары существительных, каждая из которых
включает фамилию и нарицательное
существительное. В какой паре слова
соотносятся не так, как в остальных?
а)
Галифе (французский генерал) – галифе
(брюки определенного покроя);
б)
Наган (бельгийский конструктор) – наган
(револьвер особой системы);
в)
Пастернак (русский поэт) – пастернак
(корнеплод семейства зонтичных);
г)
Ампер (французский физик) – ампер
(единица силы тока);
д)
Дизель (немецкий инженер) – дизель (вид
двигателя).
11.
Продолжите
фразу: »
Существительные, обозначающие совокупность
предметов и лиц как неделимое целое,
называются…»
12. В
каком ряду все существительные
собирательные?
а)
детвора, дети, детство, детишки;
б)
куча, ельник, тряпье, груда;
в)
молодежь, дворня, хлам, беднота;
г)
пролетариат, пролетарий, ректор, ректорат.
13. Вещественные
существительные характеризуются
следующими признаками:
1)
обозначают несчитаемые предметы,
называют полезные ископаемые, минералы,
металлы, продукты, сельскохозяйственные
культуры и т.д.;
2) изменяются по
числам;
3) сочетаются с
количественными числительными;
4) имеют форму
только единственного или только
множественного числа;
5) не склоняются.
а) 2, 3 г) 2,4
б) 1, 4 д) 1,2, 3, 4, 5
в) 1, 3 е) 1,2
14. Установите
соответствия между существительными
и их лексико-грамматическими разрядами:
1) |
А) отвлеченные |
2)север, выборы, |
Б) конкретные |
3) ворота, рыжик, |
В) собирательные |
4) снег, дрожжи, |
Г) вещественные |
15. Продолжите
фразу:
«Изменение имен по падежам и числам
называется …»
16. В
каком ряду все существительные
отвлеченные?
а)
синева, бег, хождение, краснота;
б)
ножницы, дорога, свисток, ручка;
в)
молоко, горох, нефть, мусор;
г)
тряпье, старье, листва, молодежь.
17. Найти
верное утверждение:
1) все имена
существительные изменяются по числам;
2) супплетивизм
есть образование формы одного и того
же слова с помощью суффиксов;
3)
одушевленность/неодушевленность как
явление лексико-грамматической
разрядности обнаруживается не у всех
существительных;
4) имена существительные
обозначают предмет.
18. Продолжите
фразу:
«Существительные
путь, бремя,
время, вымя, имя, знамя, стремя, племя,
пламя, семя, темя, дитя являются
…»
19. К
первому склонению (по школьной
классификации) относятся существительные:
а)
решение, открытие, поле, окно;
б)
рожь, лошадь, тетрадь, течь;
в)
обжора, судья, статья, привычка;
г)
путь, дитя, знамя, стремя.
20. Установите
тип склонения существительных вожатый,
столовая, животное.
а) несклоняемые;
б) 2 тип;
в) 1 тип;
г) адъективное
склонение.
21. Установить
соответствия между существительным и
типом склонения (по школьной классификации):
-
1) дирижер
А) разносклоняемое
2) путь
Б) 1 склонение
3) разиня
В) 2 склонение
4) кафе
Г) нулевой тип
(несклоняемое)
22. Падеж
выражен синтаксическими средствами в
следующем словосочетании:
а)
книга брата;
б)
ходить по лесу;
в)
рубить топором;
г)
ароматным кофе.
23. Выберите
средства выражения категории падежа:
а) формообразующие
суффиксы;
б) предлог;
в) приставка;
г) предлог и флексия;
д) флексия.
24. Какое
утверждение истинно:
Утверждение 1.
Категория
падежа — словоизменительная категория
имени, выражающаяся в системе
противопоставленных друг другу рядов
форм и обозначающая отношение имени к
другому слову (словоформе) в составе
словосочетания или предложения.
Утверждение 2.
Каждый падеж имеет только одно,
свойственное ему значение.
Утверждение 3.
Категория падежа — морфолого-синтаксическая
категория.
а) все; б) 2 и 3; в) 1
и 3; г) ни одно; д) все, кроме 3.
25. В
каком варианте дана правильная
последовательность операций,
для того чтобы определить падеж имени
существительного:
а) по падежному
вопросу установить падеж;
б) от главного
слова к зависимому задать смысловой
вопрос;
в) по смысловому
вопросу определить синтаксическую
функцию существительного;
г) выделить из
высказывания (предложения) словосочетание
с зависимым существительным в падежной
форме;
д) от главного
слова к зависимому задать падежный
вопрос.
1) а, б, д, г, в; 2) г,
д, а, б, в; 3) б, а, в, г, д; 4) д, а, б, в, г.
26. Верны
ли следующие утверждения:
1. Существительные,
употребляемые только в форме единственного
числа, могут образовать форму мн. ч., но
при этом изменится лексическое значение
слова?
2. Категория числа
в современном русском языке — трехчленная
категория, представленная формами
единственного, множественного и
двойственного числа.
а) верно только 2;
б) оба неверны;
в) оба верны;
г) верно только 1.
27. Продолжите
фразу: «Имена
существительные, не имеющие формы
единственного числа, образуют группу
слов под названием …»
а)
Singularia tantum;
б)
Pluralia tantum;
в) общего рода;
г) разносклоняемые.
28. В
каком ряду все имена существительные
являются несклоняемыми?
а)
пианино, пони, пальто, метро;
б)
бюро, вуз, шоссе, вертикаль;
в)
радио, кенгуру, сова, такси;
г)
пенальти, авеню, толь, шоссе.
29. В
каком ряду все имена существительные
имеют форму только множественного
числа?
а) каникулы,
училище, кофе, очки;
б) леса
(смешанные), сапоги, щи, весы;
в) отцы,
грязнули, чернила, степи;
г) брюки,
ножницы, часы (механические), прятки.
30. В
каком ряду все имена существительные
имеют форму только единственного числа?
а) крестьянство,
забастовка, молотьба, соль;
б) месяц,
любовь, книга, молоко;
в) Урал,
краснота, обжора, табель;
г) сметана,
бензин, тряпье, бег.
31. Найти
неверное утверждение:
а) категория рода
– это словоизменительная категория;
б) категория рода
может выражаться лексическими,
морфологическими и синтаксическими
способами;
в) грамматическое
значение категории рода имени
существительного выражается рядами
форм разных лексем;
г) к среднему роду
относятся существительные с окончанием
-о/-е в именительном падеже.
32.
В каком ряду
представлены имена существительные
мужского рода?
а) кофе,
мозоль, имя, ООН;
б) тюлень,
подмастерье, МИД, денди;
в) рояль,
атташе, городишко, сирень;
г) староста,
жюри, гнездышко, ГАИ.
33. В
каком ряду представлены имена
существительные женского рода?
а) пенальти,
авеню, шагрень, судья;
б) фрекен,
мозоль, ТЭЦ, пустошь;
в) иваси,
путь, свирель, толь;
г) чернота,
чернила, чернь, чернушка.
34. Сколько
из перечисленных слов сочетаются и со
словом
маленький,
и
со словом маленькая:
грязнуля,
зануда, плакса, тупица, красавица?
а) 1 г) 4
б) 2 д) 5
в) 3
35. Сколько
из перечисленных существительных
относятся к мужскому роду: аэрозоль,
бандероль, картофель, метель, мозоль,
ноль, шинель, шрапнель?
а) 1 г) 4
б) 2 д) 5
в) 3
36.
Образовать
форму родительного падежа множественного
числа существительного шорты.
37. В
каком ряду есть ненормативная
(нелитературная) форма именительного
падежа множественного числа?
а) инженеры,
повара, профессора;
б) директора,
бухгалтера, договоры;
в) редакторы,
лектора, офицеры;
г) доктора,
вахтеры, шоферы.
38. В
каком ряду представлены существительные
только среднего рода?
а) салями,
фойе, домишко, кино;
б) пюре,
кофе, вуз, ПО;
в) Сочи,
кафе, рагу, хвостище;
г) млекопитающее,
зернышко, шоу, ПТУ.
39. В
каком предложении нет существительных
общего рода?
а) Нина
– большая умница.
б) Старший
группы – Фисенко, известный в экспедиции
балагур и великолепный работяга.
в) Один
финансовый воротила, облаченный в
поношенные джинсы и немало испытавшую
на своем веку ковбойку, выглядел столь
жалким, что так и хотелось сунуть ему
монетку: может, бедняга давно уже ничего
не ел.
г) Участковый
врач Иванова начала прием пациентов.
40. Продолжить
фразу: Слова
типа директор,
бригадир, инженер, геолог, врач
в равной
степени могут быть использованы для
названия лиц мужского и женского пола,
оставаясь при этом…
41. Продолжить
фразу:
Существительные общего рода типа неряха,
задавака, грязнуля могут…
42.
Найти имена
существительные женского рода:
а) мозоль
е) фрекен
б) плакса
ж) Миссисипи
в) судья з)
гель
г) салями
и) шрапнель
д) доцент
к) повеса
а) в, г, ж, з, к;
б) а, в, е, ж;
в) а, г, е, ж, и;
г) в, ж, к.
43. Найти
имена существительные мужского рода:
а) лежебока
е) ферзь
б) пруд
ж) леди
в) староста
з) задира
г) кашне
и) шампунь
д) архитектор
к) Осло
а) б, в, д, е, и, к;
б) б, д, и;
в) б, в, ж, з;
г) а, б, в, г.
44. У
какого существительного возможны
вариативные формы именительного падежа
множественного числа?
а) конь;
б) образ;
в) горло;
г) сон.
45.
В каком
предложении форма единственного числа
имени существительного может обозначать
множество?
а) Этот
студент хорошо сдал летнюю сессию.
б) Студентка
вовремя успела сдать книги в библиотеку.
в) «Да,
студент нынче пошел не тот», — вздохнул
профессор, заполняя зачетку.
г) Прошедшее
лето он будет помнить долго.
46. В
каком предложении форма числа не
обозначает количество?
а) Стояла
тяжелая жара.
б) Теплыми
летними вечерами они собирались в
беседке и вели неспешные разговоры.
в) При
домике был большой двор и запущенный
сад со старой беседкой.
г) Почти
каждый день небо обкладывалось тучами,
тяжелыми облаками, шумели деревья,
кусты, но не выпало ни капли.
47.
В каком
словосочетании форма родительного
падежа выражает значение прямого
объекта?
а)
ветка сирени;
в) чтение
газеты;
б) килограмм
сахару; г)
шапка брата.
48. В
каком предложении используется форма
родительного количественного падежа?
а) Белизна
снега слепила глаза.
б) Для
придания вкуса в это блюдо следует
добавить ложку меду.
в) Утром
все в саду блестело от росы.
г) В
течение дня ему никто не позвонил.
49.
В каком
предложении используется форма
предложного местного падежа?
а) В
лесу стояла ничем не нарушаемая тишина.
б) Мы
часто вспоминали об отпуске, проведенном
на озере.
в) На
вечере звучали песни о войне.
г) О
русском лесе писали многие художники
слова.
50. В
каком предложении формой дательного
падежа выражается значение субъекта
состояния?
а) От
этих мыслей тяжело становилось сердцу.
б) Мы
долго бродили по лесу.
в) По
вечерам они занимались музыкой и много
читали вслух.
г) Памятник
Пушкину находится в центре Москвы.
51. В
каком предложении есть субстантивированные
слова?
а) Через
минуту он уже сидел в парикмахерской
перед большим зеркалом, в котором через
просторное окно отражались сугробы,
ели на улице, редкие прохожие. (Л. Кассиль)
б) Слово
– могучий деятель мысли и жизни. (А. Ф.
Лосев)
в) Можно
сказать, что без слова и имени нет вообще
разумного бытия, разумного проявления
бытия, разумной встречи с бытием…(А. Ф. Лосев)
г) Слово
поднимает умы и сердца, исцеляя их от
спячки и тьмы (А. Ф. Лосев)
52. В
каком предложении выделенное слово
является существительным?
а) Сейчас
на улице уже тепло.
б) Их
встретили тепло
и радушно
и разместили в уютной комнате с окнами
в сад.
в) От
горячего чая приятное тепло
разлилось
по всему телу.
г) Тепло
становится
на душе от добрых слов.
53. В
каком ряду все существительные образованы
приставочным способом?
а) пригород,
прабабушка, раскрасавец, соученик;
б) невежливость,
безответственность, безнравственность,
алогичность;
в) сокурсник,
подоконник, нарукавник, подстрочник.
г) полет,
вход, пристрой, бездарь.
54. Найдите
ошибочное утверждение.
а) Род имен
существительных с компонентом пол-
и суффиксами субъективной оценки (-ищ;
-ин; -ишк-/-ышк-; -ушк-/-юшк-; -оньк-/-еньк-
) определяются по роду мотивирующего
слова.
б) Несклоняемые
одушевленные имена существительные –
наименования птиц или животных – обычно
относятся к мужскому роду.
в) Большинство
несклоняемых неодушевленных существительных
относятся к среднему роду.
г) Слова доктор,
историк, врач, инженер, архитектор
относятся к общему роду.
55. Предикативное
значение выражается формой творительного
падежа в следующем ряду:
а) плыть
морем, идти лесом, плавать под водой;
б) быть
строителем, казаться островом, становиться
человеком;
в) рубить
топором, писать карандашом, колоть
иглой;
г) пировать
с друзьями, учиться с братом, река с
притоком.
56. Продолжите
фразу:
«Процесс образования существительных
путем перехода из других частей речи
называется…»
57. Восстановите
пропуск в следующей фразе:
«Адъективным
называется
склонение
(специально
не выделяется среди типов склонения в
школьной грамматике) существительных,
у которых выделяются … например:
выходной,
вожатый, рабочий, животное, запятая,
учащаяся, позывные».
58.
В каком предложении выделенное слово
является существительным?
а) Бери,
благо дают.
б) Гуляет,
благо погода хорошая.
в) Он
трудится на благо окружающих.
г) Общее
благо – наша цель.
59. Выберите
признаки существительных общего рода:
а) обозначают лиц
мужского и женского пола;
б) относятся ко 2
типу склонения (по школьной классификации);
в) могут быть
производными от глаголов, прилагательных;
г) имеют окончание
-а/-я в форме именительного падежа
единственного числа;
д) согласуются с
прилагательными только в форме мужского
рода;
е) в их лексическом
значении есть оценочный (как правило,
негативный) компонент;
ж) согласуются с
прилагательным в форме женского рода,
если обозначают лиц женского пола, и в
форме мужского рода, если обозначают
лиц мужского пола.
а) а, в, г, е, ж; б)
в, г, е, ж; в) а, б, в, г; г) б, в, г, ж; д) а, д,
ж.
60. Какую
синтаксическую функцию не может
выполнять форма именительного падежа
имени существительного?
а) сказуемое: Есть
лица – подобья ликующих песен. (Н.
Заболоцкий)
б) обстоятельство:
Нева всю ночь
рвалася к морю. (А. Пушкин)
в) подлежащее: Есть
лица, подобные пышным порталам.
(Н. Заболоцкий)
г) приложение:
Онегин, добрый
мой приятель, родился на брегах Невы.
(А. Пушкин)
Тесты по русскому языку 5 класс — Часть 2 к учебнику М. М. Разумовской и др. — А. В. Кудинова 2020
Систематический курс русского языка
Имя существительное
Обобщающие тесты
Тест 22
1. Укажите неверное суждение.
1) Имя существительное обозначает предмет.
2) Имена существительные не изменяются.
3) Имена существительные относятся к мужскому, женскому и среднему роду.
4) В предложении имя существительное может быть любым членом предложения.
Ответ: 2
2. Укажите существительное с суффиксом -щик-:
1) рассказ..ик
2) паром..ик
3) ответ..ик
4) рез..ик
Ответ: 2
3. Укажите неверное суждение.
1) Поле — существительное среднего рода.
2) Поле — существительное 1-го склонения.
3) Во поле — существительное стоит в форме предложного падежа.
4) В предложении Во поле берёзонька стояла — поле является обстоятельством.
Ответ: 2
4. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква.
1) карманч..к, на лошадк.., на лошад..
2) на перекрёстк.., ключ..к, на дорог..
3) платоч..к, в пьес.., в рощ..
4) в милици.., цветы на шал.., комоч..к
Ответ: 3
5. Укажите неверное суждение.
1) существительное кофе мужского рода
2) существительное кафе мужского рода
3) существительное фламинго мужского рода
4) существительное метро среднего рода
Ответ: 2
6. Укажите ряд, в котором все существительные имеют форму только множественного числа.
1) ножницы, растворы
2) очки (для глаз), очки (в спорте)
3) дрожжи, жмурки
4) грабли, тополя
Ответ: 3
Прочитайте текст и выполните задания 7 — 10.
(1)Всякая басня — иносказание. (2)Говорится в ней о животных, но все понимают, что каждая басня — это рассказ о людях. (3 )Басня — небольшое произведение. (4 )Нужен особый выразительный язык, чтобы передать точность характеристик, картинность действий. (5)И такой язык создал Крылов. (6)Простота и ясность языка — вот основа его мастерства.
7. Выпишите из предложения 2 существительные в форме предложного падежа.
Ответ: (о) животных (о) людях
8. Выпишите из предложений 1 — 5 собственное имя существительное.
Ответ: Крылов
9. Выпишите из предложения 6 существительное 3-го склонения.
Ответ: ясность
10. Выпишите из предложения 6 существительные, являющиеся дополнением.
Ответ: языка, мастерства
Тест 23
1. Укажите неверное суждение.
1) Имена существительные изменяются по падежам.
2) Имена существительные изменяются по числам.
3) Имена существительные изменяются по родам.
4) Имя существительное в предложении может быть обстоятельством.
Ответ: 3
2. Укажите существительное с суффиксом -чик-.
1) перевоз..ик
2) оцен..ик
3) шарман..ик
4) дрессиров..ик
Ответ: 1
3. Укажите неверное суждение.
1) Существительное сказка 1-го склонения.
2) Существительное сказкой стоит в форме предложного падежа.
3) Существительное море среднего рода.
4) В предложении Между небом и землёй парил ястреб — ястреб является подлежащим.
Ответ: 2
4. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква.
1) карманч..к, в Англи.., в Росси..
2) платоч..к, около незабудк.., на станци..
3) на пашн.., у пашн.., замоч..к
4) в драм.., нож..к, около книг..
Ответ: 1
5. Укажите неверное суждение.
1) Существительное нищета имеет только форму ед. ч.
2) Существительное бегство имеет только форму ед. ч.
3) Имя существительное в предложении может быть любым членом предложения.
4) Существительное молоко имеет форму как ед. ч., так и мн. ч.
Ответ: 4
6. Укажите неверное суждение.
1) Существительное впечатление среднего рода.
2) Существительное фамилия среднего рода.
3) Существительное сирень женского рода.
4) Существительное рояль мужского рода.
Ответ: 2
Прочитайте текст и выполните задания 7 — 10.
(1)Кукла вышла из-за перегородки. (2)Лампа ярко освещала её. (3)Она наклонила набок растрёпанную головку. (4)Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. (5)Серые глаза её весело блестели.
(По Ю. Олеше)
7. Выпишите из предложений 3 — 4 существительное в форме винительного падежа.
Ответ: головку
8. Выпишите из предложения 1 неодушевлённое(-ые) имя(-ена) существительное(-ые).
Ответ: (из-за) перегородки
9. Укажите склонение существительного из предложения 5.
Ответ: 2-е
10. Напишите, в каком падеже употреблено слово птичек в предложении 4.
Ответ: в родительном
1
Проверь себя «Верные – неверные утверждония» ВЕРНОНЕВЕРНО ВЕРНО НЕВЕРНО 1. Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? 2. Имона существительные измоняются по родам. 3. Имона существительные являются собствонными или нарицательными. 4. Слово СОЛНЦЕ – существительное 1 скл. 5. Имя существительное –часть речи, которая обозначает признак предмета. 6. Слово ПОМОЩЬ – существительное 3 скл. 7. Имона существительные являются одушевлонными и неодушевлонными. 8. Слово ДОРОГА – существительное 1 спряжония.
2
Исправь ошибки 1. Идём по тропинки. 2. Отвечать по биологии. 3. Разположиться на поляне. 4. Увидели много рощь. 5. Преближаемся к станции. 6. Любуюсь пейзажем. 7. Размышляю о приглашоние. 8. Открыл ключом.
3
Исправь ошибки 1. Идём по тропинки. 2. Отвечать по биологии. 3. Разположиться на поляне. 4. Увидели много рощь. 5. Преближаемся к станции. 6. Любуюсь пейзажем. 7. Размышляю о приглашоние. 8. Открыл ключом. е е е и и и о и с
4
Падежи Склононие 1-е 2-е 3-е Существительные на — ия -ий -ие Р.— Д.— П. Е и И в падежных окончаниях существительных -е -и (-ы) -е -и
5
Склононие РодВ им.п.ед.ч. оканчивается 1-ежонский мужской на – а, -я 2-емужской средний на согласный; на – о, -е 3-ежонскийна согласный с Ь на конце Таблица склононий Планета, море, товарищ, мышь, время.
6
Падеж 2 склононие 3 склононие ? И.п.товарищмышьврем Р.п.товарищмышвремон Д.птоварищмышвремон В.п.товарищмышьврем Т.п.товарищмышьвремон П.п.товарищмышвремон а ем у а е и и ю и я и и я и
7
8
Прочитайте в учебнике на стр. 87 теоретические сведония и подумайте над вопросами: — Какой суффикс прибавляется в косвонных падежах к корню разносклоняемых существительных? — Какая гласная буква пишется в этом суффиксе? — Почему она является орфограммой? — У каких существительных во мн.числе в Р.п к корню прибавляется суффикс -ян?
9
Падежи Склононие 1-е 2-е 3-е Существительные на -ия -ий -ие Р.п. -и (-ы) —и — Д.п.-е—и — П.п.-е -и Е и И в падежных окончаниях существительных Существительные на -мя он и
10
И.п. знамя,, племя, путь. Р.п. знамон и, племон и, пут и. Д.п. знамон и, племон и, пут и. В.п.знамя, племя, путь. Т.п. знамон ем, племон ем, пут ём. П.п. о знамон и, о племон и, о пут и. Сравните я и и я ем и я и и я и и и ём и
11
БРЕМЯ ВРЕМЯ ВЫМЯ ЗНАМЯ ИМЯ ПЛАМЯ ПЛЕМЯ СЕМЯ СТРЕМЯ ТЕМЯ ПУТЬ
12
Стоять у знамони. До поры до времони. Не дать погаснуть пламони. Нога в стремони. Зовёт по имони. Боль в темони. Находиться под бремонем. Познакомиться с вожаком племони. Мы двигаемся по правильному пути.
13
14
-Над какой темой мы работали? -Какова была цель урока? -Какого результата вы достигли? — Были ли в работе затруднония? В чем? -Кто доволон своей работой ?
15
Домашнее задание 1. Упр. 209 (устно) + составить 2-3 простых распространонных предложония с любым из словосочетаний. 2.Инд. зад.: составить и записать диалог с использованием разносклоняемых существительных, выделить окончания и суффиксы. 3. Придумать небольшой рассказ или сказку о разносклоняемых существительных (или с использованием этих существительных).