-
Классификация норм устной речи
Нормы устной речи включают в себя:
-
Орфоэпические нормы.
-
Акцентологические нормы.
-
Интонационные нормы.
-
Орфоэпические нормы произношения
Орфоэпия – система произносительных норм языка.
-
[Г] произносится как [х] в сочетаниях гк и гч (лёгкий — лё[х]кий, легче — ле[х]че).
-
Уподобление при сочетании сш, и зш. Они произносятся как долгий твердый согласный [ш¯] (низший — ни[шш]ий, высший — вы[шш]ий, расшуметься — ра[шш]уметься)
-
Аналогичное уподобление в сочетаниях СЖ и ЖЖ — [ж¯] (разжать — ра[жж]ать, с жизнью — [жж]изнью, сжарить — [жж]арить).
-
Сочетание СЧ и ЗЧ произносятся как [щ] (счастье — [щ]астье, счёт — [щ]ёт), (приказчик — прика[щ]ик, образчик — обра[щ]ик).
-
Сочетания ТЧ и ДЧ — как [ч] (докладчик — докла[ч]ик, летчик — лё[ч]к).
-
Сочетания Тц и Дц — как [ц] (двадцать — два[ц]ать , золотце — золо[ц]е).
-
Сочетания ТЧ и ДЧ — как [ч] (докладчик — докла[ч]ик, летчик — лё[ч]ик).
-
Сочетания Стн и Здн – в них согласные звуки т и д выпадают (прелестный — преле[сн]ый, поздний — по[зн]ий, честный — че[сн]ый, участливый — уча[сл]ивый).
9. В соременном русском языке произношение [ШН] считается устаревшим, норма – [Ч`Н].
Сочетание ЧН, как правило, произносится в соответствии с написанием (анти[ч`н]ый, ве[ч`н]ый, да[ч`н]ый, ка[ч`н]уть, мле[ч`н]ый, но[ч`н]ой, отли[ч`н]о, поро[ч`н]ый, то[ч`н]ый).
Существуют традиционные отступления от нормы, узаконенные современными словарями и справочниками.
Исключение: В некоторых словах [шн]: коне[шн]о, ску[шн]о, наро[шн]о, яи[шн]ица, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, праче[шн]ая, Савви[шн]а, Никити[шн]а, Фомини[шн]а и др.
Двоякое произношение допускается в словах: було[шн]([чн])ая, сливо[шн] ([чн])ый, яи[шн] ([чн])ый, гре[шн] ([чн])евый.
10. Сочетание ЧТ, в основном совпадает с произношением (ма[чт]а, ме[чт]а, не[чт]о, ни[чт]ожный, по[чт]и, про[чт]и, у[чт]и)
Но: в созюе что и в местоимении что (чтобы, что-то, кое-что) произносится [шт].
11. В возвратных глаголах на конце пишетс –ться или –тся, а произносится одинаково [цца]
12. Особенности перехода [Е] в [О] в современном языке.
-
Общая тенденция – переход Е в О под ударением после мягких согласных (обрусение). Белесый – белёсый, клест – клёст, головешка – головёшка, поблекший – поблёкший.
-
Наряду с этим имеются многочисленные факты сохранения [Е] (Истекший, валежник, опека, леска).
-
Слова иноязычного происхождения:
-
Смягчение согласных перед Е.
-
В соответствии с нормами произношения в русском языке перед гласным Е произносится мягкий согласный звук: текст [т´э], брюнет [н´э], термин [т´э], конкретно [р´э], терапевт [т´э].
-
Но обычно в книжных словах и терминологии продолжает произноситься с твердым согласным звуком (интеграл [тэ], тенденция [тэ], артерия [тэ], асептика [сэ], фонетика [нэ], Вольтер [тэ], Декарт [дэ], Шопен [пэ], Лафонтен [тэ], бифштекс [тэ], кашне [нэ], тембр [тэ], термос [тэ]).
-
Во многих иноязычных словах после согласных пишется Е, а произносятся согласные твёрдо (ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], парте [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ], шедевр [шэ]).
-
Но в ряде слов согласные произносятся мягко (декада [д´э], академия [д´э], демагог [д´э], музей [з´э], фанера [н´э], фланель [н´э])
-
Двойной согласный произносится как двойной в одних словах (ва[нн]а, ка[сс]а, ма[сс]а, капе[лл]а), в других – как одиночный (аккуратно — а[к]уратно, аккомпанемент — а[к]омпанемент, аккорд — а[к]орд, ассигновать — а[с]игновать, грамм — гра[м]).
-
Акцентологические нормы/ошибки. Основные тенденции развития норм ударения.
-
Варианты ударения:
-
Акцентологические варианты – двойное ударение:
Краткий перечень равноправных акцентологических вариантов: апартАменты – апартамЕнты; базИлика – базилИка; БАржа – баржА; бижутЕрия – бижурерИя; бредовОй – бредОвый; заржаАветь – заржавЕть; Иначе – инАче; Искриться – искрИться; кИрза – кирзА; обрОненный – бронЕнный; пЕтля – петлЯ; тЕфтели – тефтЕли. |
-
Семантические варианты – это пары слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слов (омографы – совпадают по написанию, различаются по ударению).
Краткий перечень слов, различающихся своим значение в зависимости от ударения: ЗабронИровать (закрепить что-то за кем-то) – забронировАть (покрыть броней); брОня – бронЯ; занятОй (человек) – зАнятый (дом); засОленный (об овощах) – засолЕнный (о почве); затОченный (карандаш) – заточЕнный (узник); нАголо (остричь) – наголО (держать шашки); обходнОй (лист, путь) – обхОдный (маневр); переноснОй (радиоприемник) – перенОсное (знанчение); переходнОй (балл) – перехОдный (возраст); погрУженный (на платформу) – погружЕнный (в воду); прблИженный (к чему-нибудь) – приближЕнный (близкий); призывнОй (возраст) – ПризЫвный (зовущий); прОклятый (подвергшийся проклятию) – проклЯтый (ненавистный); развитОй (ребенок) – рАзвитый (в умственном отношении) – развИтый (волосы); склОнен (к чему-нибудь) – склонЕн (перед кем-то); слОженный (из деталей) – сложЕнный (обладающий тем или иным телосложением); хАос (в древнегреческой мифологии) – хаОс и хАос (беспорядок); харАктерный (человек) – характЕрный (поступок); языковОй (словесное выражение мыслей) – языкОвый (относящийся к органу в полости рта); прИкус (общеупотребительное слово) – прикУс (специальное); шЕлковый (общеупотребительное) – шелкОвый (поэтическое). |
-
Нормативно-хронологические варианты – это пары слов, в которых разноместность связана с временны´м периодом употребления данного слова в речи:
запаснОй (современное) – запАсный (устаревшее); украИнский (современное) – укрАинский (устаревшее); рАкурс (современное) – ракУрс (устаревшее). |
-
«Словарные слова». Основные акцентологические нормы.
Тенденции изменения норм на месте ударения:
-
у существительных – тенденция к подвижному ударению (народный язык вторгается в литературный);
-
у глаголов – тенденция закрепления ударения на корневом слоге (влияние южнорусских говоров);
-
общие тенденции – обнаруживается разнонаправленное движение ударения:
-
Регрессивное — перемещение ударения с последнего слога на начало или ближе к началу слова;
-
Прогрессивное – перемещение ударения с первого слога ближе к концу слова.
3. Интонационные нормы/ошибки.
Интонация – это ритмико-мелодическое и логическое членение речи.
Интонация является одним из средств выразительности речи.
Но интонационные нормы в русском языке касаются, прежде всего, правильного повышения /понижения/ интонации к концу предложения в зависимости от целей высказывания и правильной постановки логического ударения во фразе.
-
К концу повествовательного предложения интонация понижается.
Сегодня у медсестры Наташи был очень тяжёлый день.
-
К концу вопросительного предложения интонация, наоборот, повышается.
Она устала?
Интонационные ошибки.
1. Интонационные ошибки связаны с неправильной интонацией (неуместное повышение или понижение интонации).
2. Кроме того, к интонационным ошибкам относятся: неправильная постановка пауз и логического ударения. Это нередко приводит к искажению смысла, особенно в поэтических произведениях, например:
Например: Постановка пауз.
Неправильно: В небесах / торжественно и чудно спит земля / в сияньи голубом.
Правильно: В небесах / торжественно и чудно// спит земля в сияньи голубом.
IV. Орфоэпическая разминка.).
Ключ
1. Поднимаясь по лестнице, держитесь за пОручни. Пройдите тамОженный досмотр. ТамОжня уже началА свою работу. Груз, поделЁнный на двоих, вдвое легче. ПоднЯв чемодан, положИте его на транспортер. ЭкспЕрт, понЯвший свою задачу, нАчал действовать. Железнодорожный состав прИбыл на станцию вовремя. ПрибЫв к месту следования, получИте багаж.
Проверьте себя
1. Поднимаясь по лестнице, держитесь за поручни. Вы прошли таможенный досмотр? Таможня уже начала свою работу. Груз, поделенный на двоих, вдвое легче. Подняв чемодан, положите его на транспортер. Эксперт, понявший свою задачу, начал действовать. Железнодорожный состав прибыл на станцию вовремя. Прибыв к месту следования, не забудьте получить багаж.
V. Выполнение тренировочных упражнений.
Упражнение 1. Прочитайте правильно. Образец: жи’ть — жи’л, жи’ло, жи’ли, жила’.
а)
Проспать — проспал, проспало, проспали, проспала.
Догнать — догнал, догнало, догнали, догнала.
Ждать — ждал, ждало, ждали, ждала.
Продал — продало, продали, продала.
Лгать — лгал, лгало, лгали, лгала.
б)
Жив — живо, живы, жива.
Прав — право, правы, права.
Жалок — жалко, жалки, жалка.
Зелен — зелено — зелены — зелена.
Жёсток — жестко, жестки, жестка.
в)
Принят — принято, приняты, принята.
Поднят — поднято, подняты, поднята
Продан — продано, проданы, продана.
Отдан — отдано, отданы, отдана.
Занят — занято, заняты, занята.
V. Самостоятельная работа (упр.____)
VI. Слово учителя . В первой части нашего занятия мы отметили, что предмет изучения орфоэпии составляет и «литературное произношение отдельных звуков и звукосочетаний». Давайте обратим внимание на правила произношения некоторых сочетаний. Будем учитывать их в повседневной жизни.
1. Сочетание сч или зч (на стыке корня и суффикса, начинающегося с буквы ч) обычно произносится так же, как буква щ, то есть как долгий мягкий [щ’щ’] — ра[щ’щ’]от, [щ’щ’]астливый, разно[щ’щ’]ик, подпи[щ’щ’]ик, ука[щ’щ’]ик.
2. На месте буквы г в окончании -ого (-его)произносится звук [в]: большо[в]о, сине[в]о, ко[в]о, че[в]о, второ[в]о, друго[в]о, оживше[в]о. Согласный [в] на месте буквы г произносится также в словах сегодня, сегодняшний, итого.
3. Сочетание согласных в глаголах на -тся и -ться произносится как двойной [ц].
4. Сочетание чн имеет интересную историю. «Еще в XVIII веке орфографическое сочетание чн устойчиво произносилось как [шн], о чем свидетельствуют зафиксированные в словаре Академии Российской (1789-1794) фонетические написания: галстушный, колпашный, копеешный, лавошник, пуговишный, фабришный и др. Однако со временем этот вариант начинает вытесняться произношением [ч’н], возникшим под влиянием письма». [4, с.9] Сегодня слова с сочетанием чн произносятся по-разному: 1) как правило, произношение соответствует написанию, то есть произносится [ч’н]: прочный, дачный, вечный, начну, качнём; 2) в некоторых словах на месте чн произносится [шн], например: конечно, скучно, нарочно, скворечник, Савична, Фоминична (количество таких слов уменьшается); 3) в ряде случаев сегодня нормативными считаются оба варианта — [ч’н] и [шн], например: подсвечник, булочная, молочный (отметим, что в ряде случаев произношение [шн] устаревает: сливочный, коричневый). «В отдельных случаях варианты произношения разграничивают различные лексические значения: сердечный [ч’н] приступ — друг сердечный [шн]; перечница [ч’н] (сосуд для перца) — чертова перечница [шн] (о злой, сварливой женщине)». [4, с.9]
5. «Сочетание чт произносится как [шт] в слове что и его производных формах (что-нибудь, что-то). В слове нечто произносится [ч’т], в слове ничтодопустимы оба варианта» [Там же.].
6. «Фрикативный звук [?] в литературном языке допускается в словах о Боге, бухгалтер, ага, ей-богу, Господи.
7. Конечный [г] заменяется звуком [к] (не [х]!): творо[к], диало[к], исключение составляет слово Бог [бох]». [Там же.]
VII.Упражнения на произношение отдельных звуковых сочетаний.
1.Прочитайте вслух приведенные слова. Обратите внимание на произношение чн как [чн] или[шн]. В каких случаях возможно двоякое произношение?
Булочная, горчичник, сливочный, лавочник, шуточный, горничная, молочница, конечно, прачечная, скучно, спичечный, копеечный, двоечник, девичник, нарочно, взяточник, пустячный, порядочный, убыточный, Ильинична. [4]
2. На основе рифм поэтических текстов, взятых из произведений А.С. Пушкина, определите произношение сочетания чн. Как бы вы объяснили обнаруженное орфоэпическое явление?
1.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
2.
Грустно, Нина: путь мой скучен.
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
VIII. Подведение итогов.
Нормы произнесения гласных звуков:
Гласные звуки отчетливо произносятся лишь под ударением. Уда рение в русском языке является динамическим, разноместным (кле точка, король, коромысло), подвижным (город — города — городов),
В безударном положении звучание гласных меняется.
— Вспомните, как называется процесс ослабления четкости зву чания гласных в безударном положении? (Редукция.)
Для современной произносительной системы русского языка ха рактерно «иканье», т. е. в безударном положении все гласные, кроме у, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [иэ]. Например:
лес [э] -лесцик [и3];
грязь [а] — в грязи [и3];
лист [и] — листок [и1].
После согласных ж и ш буквы о, э в первом предударном слоге реализуются звуком [ыэ], этот же звук произносится на месте буквы а в словах: жалеть лошадей, жакет.
Нормы произнесения согласных звуков:
— Что определяет произношение согласных звуков? (Положение
согласной в слове, т. е. его соседство с гласными или соглас-
ными звуками?)
Согласные звуки отчетливо произносятся перед гласными, со норными согласными (м, н;л,р),перед буквой в, перед разделитель ными ъ и ь знаками.
Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим со гласным оглушаются: бег [к], лодка [т].
Перед мягкими согласными парные твердые согласные смягча ются. В свое время нормативной была замена твердого согласного звука в позиции перед мягким согласным. В настоящее время имеет место и все более расширяет зону своего действия иная тенденция: t’t’ уверенно переходит в11′, где t — согласный. Можно отметить три закономерности в указанной произносительной норме:
1) допустимо сохранение старой нормы в сочетаниях со гласных с, з с согласными т’, д’, н’ (степь [c’t’J, казнь [з’н’], здесь [з’д’]);
2) возможно сохранение двух вариантов как равноценных,
равноправных;
3) более правильно соответствие новой произносительной норме: [в], [ф], [м], [п], [б] перед [к’], [г’] и [х’].
-
Запомните несколько правил, отража ющих современные орфоэпические нормы.
Правило 1: буква г на конце слова бог произносится как [х].
Правило 2: -ого/-его в прилагательных мужского и среднего ро дов произносятся как о[в]о/е[в]о.
Правило 3: зж и сж произносятся как [ж] (на стыке морфем или
служебного слова со знаменательным).
Правило 4: зч и сч произносятся как [ш’] (на стыке морфем).
Правило 5: дч и тч произносятся как [ч’] (на стыке морфем).
Правило 6; -тся и -ться произносятся как [ца] (в глаголах).
Правило 7: дс и тс произносятся как [ц] (перед к в прилагатель ных).
Правило 8: жд произносится как [шт’] и [ш’] (в слове дождь и производных). Произнесение таких сочетаний в случае за труднений стоит уточнить в орфоэпическом словаре.
Правило 9: чн произносится как [ч’н] — в большинстве слов, но произносится как [шн] в словахску[шн]о, коне[шн]о, на-ро[шн]о, праче[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а и др.
Правило 10: чт» произносится как [шт] (чтобы, что и т. д.), но нечто [чт].
Правило 11: гк произносится как [х’к’] — в словах легкий, мягкий.
Правило 12: гч произносится как [хч’] — в словах легче, мягче.
Правило 13: стн, нтск, стл, ндск, здн, рдц, лнц, вств, лвств — со держат
непроизносимую согласную. В случае затруднений нужно обратиться к
орфоэпическому словарю.
Правило 14: двойные согласные в заимствованных словах произ носятся
обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение
двойного согласного как одного звука (ванна [н], грипп [п]).
Правило 15: в безударном положении не произносится звук [о]. После
твердых согласных в первом предударном слоге, а так же в начале слова на
месте буквы о произносится [а] (кЩза -к[озы, [написание — [о]пись).
Поэтому, например, произносят ся одинаково, со звуком [а], слова волы и
валы, сома и сама, хотя пишутся по-разному.
Домашнее задание.________ упр. ___________
Представьте, что вы услышали, как кто-то говорит:
— Хочу немного побАловать себя. Что-то давно не пекла тортОв. Я вчера в магазине купила новые бантЫ. У меня целый день звОнит телефон. Я подписала дОговор, чтобы мне привезли новые жАлюзи. Они красивЕе Натальиных.
2. Целеполагание
Цель этапа: учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»
Учитель : Ребята, из всего выше сказанного давайте согласуем тему урока, определим цели и поставим задачи нашего урока
Учащиеся: Правило постановки ударения.
Коррекция учителем темы урока: Орфоэпические нормы русского языка.
Учащиеся: Цели урока:
-
формировать представление об орфоэпии и орфоэпической норме;
-
познакомиться с отдельными правилами орфоэпии;
-
отработать навыки использования орфоэпического словаря;
-
воспитывать культуру речи.
3. Осознание недостаточности имеющихся знаний
Фронтальный опрос:
-
-Как называется раздел языкознания, где изучается нормативное литературное произношение и ударение? (орфоэпия)
-
— С какими разделами языка связана орфоэпия? (фонетика, графика)
-
— Что необходимо, чтобы овладеть орфоэпией? (Надо уметь слышать и анализировать звучащее слово).
4.Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе)
Учитель : Сегодня наш урок посвящён важному и трудному разделу языкознания — орфоэпии. Откройте тетради, запишите число, тему урока.
Учащиеся: Опережающее задание
Орфоэпическая норма зародилась в 18 веке, первоначально она называлась нормой московского говора. В 19 веке появляется петербургская норма. В 20 веке появились две лингвистические школы, они установили для себя свою норму. Орфоэпическая норма подвергается изменению. Она считается одной из наиболее подвижных норм. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка. Фонетика предполагает фонетическую транскрипцию слов — это точная передача звучащей речи графическими средствами.
Учитель:
Орфоэпические нормы включают нормы произношения звуков и нормы ударения.
1. Работа с правилом.
— Какие орфоэпические нормы произношения звуков вам известны давайте вспомним для этого прочитаем параграф
-
пропуски букв,
слогов, слов и даже строчек; -
перестановка
единиц чтения (букв, слогов, слов); -
вставка произвольных
элементов в единицы чтения; – замена
одних единиц чтения другими.
Причины подобных
ошибок – несовершенство зрительного
восприятия или неразвитость артикуляционного
аппарата. Однако причиной искажений
может стать и так называемое “чтение
по догадке”. В основе этого явления
лежит такое свойство человека, как
антиципация – способность предугадывать
смысл еще не прочитанного текста по
тому смыслу и стилю, который уже известен
из прочитанного предыдущего отрывка.
догадка появляется у чтеца с приобретением
читательского опыта и является, таким
образом, признаком его продвижения в
овладении навыком чтения. В то же время
учителю надо помнить, что текстуальная
догадка опытного чтеца редко ведет к
ошибкам, искажающим смысл читаемого, а
субъективная догадка неопытного ребенка
часто влечет за собой такие ошибки,
которые мешают ему понять читаемое.
2. Наличие повторов.
Такие ошибки
заключаются в повторении единиц чтения:
букв, слогов, слов, предложений. Чем
менее совершенен навык чтения, тем
меньшая единица чтения повторяется.
Эти ошибки очень близки к предыдущему
типу, однако, их причины в другом. Повторы,
как правило, связаны со стремлением
ребенка удержать в оперативной памяти
только что прочитанный компонент. Это
необходимо маленькому чтецу для
осмысления прочитанного. Поэтому на
аналитическом этапе становления навыка
повторы неизбежны и должны восприниматься
учителем как явление закономерное и
даже положительное. Чрезмерная
торопливость учителя, раннее пресечение
“повторов” в чтении учащихся могут
помешать ребенку свободно и естественно
перейти на синтетический этап чтения.
3. Нарушение норм литературного произношения.
Среди ошибок этого
типа можно, в свою очередь, выделить
несколько групп:
1) ошибки собственно
орфоэпические; среди них неправильное
ударение – самый распространенный вид.
Такие ошибки связаны с незнанием норм
произношения или с незнанием лексического
значения слов, которые читаются;
2) ошибки, связанные
с так называемым “орфографическим
чтением”:
единицы чтения
озвучиваются в строгом соответствии с
написанием, а не с произношением. Учитель
должен иметь в виду, что “орфографическое
чтение” – обязательный период становления
навыка. Чем скорее ученик научится
синтезировать все действия процесса
чтения (восприятие, произнесение,
осмысление), тем скорее откажется от
“орфографического чтения”. Поэтому
работа, помогающая ребенку осмысливать
читаемое, будет способствовать и
устранению “орфографического чтения”;
3) интонационные
ошибки, которые представляют собой
неправильные логические ударения,
неуместные в смысловом отношении паузы.
Нетрудно заметить, что такие ошибки
допускаются чтецом, если он не понимает
читаемого. Однако от маленького ребенка
процесс чтения требует не только
интеллектуальных, но и физических
усилий, поэтому причиной интонационной
ошибок у маленького чтеца может стать
нетренированносгь дыхания и речевого
аппарата.
Правильно работать
над исправлением и предупреждением
ошибок при чтении учитель может только
в том случае, если понимает причины
ошибочного чтения и знает методику
работы над ошибками. Итак, ведут к
ошибочному чтению такие факторы, как:
1) несовершенство
зрительного восприятия;
2) неразвитость
(недостаточная гибкость) артикуляционного
аппарата;
З) нехватка дыхания;
4) незнание
орфоэпических норм;
5) незнание
лексического значения слова;
6) “догадка”,
вызванная субъективным типом чтения.
Беглость – такая
скорость чтения, которая предполагает
и обеспечивает сознательное восприятие
читаемого. Таким образом, беглость не
может быть самоцелью, однако именно
беглость становится определяющим
фактором для других качеств чтения.
Нормы беглости указаны в программе
чтения по годам обучения, но главным
ориентиром для учителя должна стать
устная речь индивида. Объективным
ориентиром беглости считается скорость
речи диктора ТВ или радио, читающего
новости, это примерно 120-130 слов в минуту.
Беглость зависит
от так называемого поля чтения и
длительности остановок, которые чтец
допускает в процессе чтения. Поле чтения
(или угол чтения) – это такой отрезок
текста, который взгляд чтеца схватывает
за один прием, после чего следует
остановка (фиксация ). Во время этой
остановки и происходит осознание
схваченного взглядом, т.е. осуществляется
закрепление воспринятого и его осмысление.
Опытный чтец делает на строке незнакомого
текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки
текста, которые схватываются его взглядом
за один прием, равномерны. Поле чтения
у неопытного чтеца очень мало, иногда
равно од ной букве, поэтому на строке
он делает много остановок и отрезки
воспринятого текста у него не одинаковы.
Они зависят от того, знакомы ли слова и
словосочетания, которые читаются. С
осмыслением схваченного за один прием
связаны и повторы в чтении неопытного
чтеца:
если он не сумел
удержать в памяти воспринятый отрезок,
ему приходится еще раз вернуться к уже
озвученному тексту, чтобы осознать то,
что прочитано. Теперь становится
понятным, что, тренируя зрительное
восприятие, учитель работает не только
над правильностью, но и над беглостью
чтения.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Сложность работы диктора заключается в умении, даже искусстве передать с помощью одного только голоса основную мысль текста, придать ему глубину и выразить через него определенные чувства. Тонкое мастерство дикторов кроется в ювелирной работе с высотой тона, силой звучания, темпом, ударениями, паузами, которые вместе составляют интонацию.
Умение правильно интонировать при читке текста профессионалы отрабатывают годами. Как говорится, гений — это 10 000 повторений. Но самых распространенных ошибок можно избежать, если быть заранее готовыми к встрече с ними в дикторской работе.
Кадр из фильма «Карнавал»
Вот список из 5 самых частых ошибок начинающих дикторов и советы, которые помогут их избежать.
1. Ударить по монотонности выразительностью
Если диктор произносит текст на одной высоте тона, возникает ощущение монотонности. Для того, чтобы избавиться от этого недостатка, необходимо тренировать голос и тщательно прорабатывать текст. Возьмите любое стихотворение или прозаический текст, выделите в нем слова, на которые необходимо направить логическое ударение, знаки препинания, вопросительные и восклицательные интонации. Прочтение проработанного таким образом текста уже не будет монотонным, а отразит выразительность вашей интонации.
2. Найти себя между слишком высоким или низким тоном
Высокий тон диктора раздражает слушателей, а низкий — демонстрирует отсутствие увлеченности говорящего. Поэтому необходимо сочетать различные варианты при чтении. Даже в обычной жизни наша речь волнообразна: когда мы говорим в среднем тоне, у нас есть возможность повысить его и выделить главные моменты, а затем понизить на точке.
3. Помнить, что молчание — золото
Зачастую от волнения и переизбытка эмоций человек начинает говорить слишком быстро, забывая о том средстве выразительной интонации, в котором живет особенная магия. Речь о паузах. Короткие логические паузы в середине фразы, более длинные — между фразами и, наконец, психологические паузы, намекающие на определенный подтекст. Порой именно молчание диктора, его умение делать паузы определяют уровень его мастерства.
4. Не переигрывать
Кроме логической выразительности, начинающим дикторам нужно обращать особое внимание на выразительность эмоциональную. И тут необходимо постараться найти золотую середину: излишняя эмоциональность будет выглядеть слишком театральной и искусственной, а ее отсутствие — безразличной и неживой маской. Чтобы не казаться ни актером любительского театра, ни бесчувственным роботом, текст нужно прочувствовать, а потом выразить подходящие по смыслу эмоции. Гармоничное сочетание текста и ваших чувств будет по достоинству оценено слушателями.
5. Испытывать интерес к тексту
Радиоведущая Рэди Тлаби (Redi Tlhabi)
Хороший диктор всегда звучит так, будто заинтересован своим текстом. Даже если видит его впервые или совершенно не интересуется темой, которая затронута в материале. Именно интонация отражает заинтересованность и помогает раскрыть смысл и содержание. Диктор своим голосом создает понятные образы, помогая слушателю глубже проникнуть в текст. Для этого нужно использовать все доступные средства: кому-то помогает жестикуляция во время начитки, кто-то работает с мимикой и стоит гримасы, а кто-то использует определенные позы и язык тела для достижения эффекта достоверности. Ведь то, что слушатель не видит вас, вовсе не значит, что вы не можете использовать все возможности для передачи своего состояния, эмоций и чувств.
Тренировка — основа успеха
Как мы уже говорили выше, дикторские навыки необходимо тренировать. Предложенный ниже текст отлично подходит для отработки всех перечисленных правил интонирования. Стихотворение А.В. Прянишникова тоже будет напоминать вам об особенностях прочтения текста и станет отличным тренажером. Прочитайте его несколько раз, выделите различные интонации, поработайте над знаками препинания.
Когда этап подготовки к прочтению будет завершен, запишите свое прочтения на диктофон. Сейчас этот процесс максимально упрощен: практически в любом телефоне есть возможность установить программу-диктофон и пользоваться ей для записи и прослушивания прочитанных текстов. Прослушав запись, возможно, вы обнаружите ряд недочетов в своем прочтении. Исправьте их! Сделайте столько записей, сколько необходимо для хорошего, на ваш взгляд и слух, результата.
Попросите близких принять участие в таком эксперименте: прочитайте им отработанное стихотворение, сидя к ним спиной (для того, чтобы исключить дополнительное воздействие мимикой и жестами). Прислушайтесь к советам своих слушателей! Обычно даже непрофессионалы легко выделяют ошибки в интонировании, так как все мы на интуитивном уровне верим или не верим услышанному тексту, чувствуем его глубину или слышим недостаточную убедительность чтения.
Твердо запомни, что прежде чем слово начать в упражненьи,
Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку.
Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи
И последи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;
Голоса звук не глуши придыхательным, тусклым оттенком —
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,
Выдох вести экономно — с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность —
Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.
Марина Дараган Радиожурналист, профессиональный диктор и актер озвучания. Учредитель и генеральный директор «Московской Школы Радио», выпускники которой стажируются и работают на ведущих радиостанциях: «Русское Радио», «Серебряный Дождь», «Европа Плюс», «Энерджи», «DFM» , «LoveRadio»и так далее. Опыт прямых радиоэфиров — 12 лет. Ведущая утренних шоу на радиостанциях «Европа Плюс», «Говорит Москва» и «Первое Популярное Радио». Автор развлекательных и аналитических программ и шоу. Финалист Национальной премии «Радиомания 2011» в номинации «Лучшее утреннее шоу России». С 2007 года работает тренером по коммуникациям, ораторскому мастерству и технике речи. |