Значение словосочетания «исключительная привилегия»
Значение словосочетания не найдено.
Значение слова «исключительный»
-
ИСКЛЮЧИ́ТЕЛЬНЫЙ, —ая, —ое; —лен, —льна, —льно. 1. только полн. ф. Представляющий собой исключение из общих правил, обычных норм; являющийся исключением. Исключительные законы. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Значение слова «привилегия»
-
ПРИВИЛЕ́ГИЯ, -и, ж. Исключительное право, предоставляемое кому-л. в отличие от других. Сословные привилегии. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ПРИВИЛЕГИЯ
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гулюшка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «исключительный»
Ассоциации к слову «привилегия»
Синонимы к словосочетанию «исключительная привилегия»
Предложения со словосочетанием «исключительная привилегия»
- Они посетили вселенные логриан, познакомились с древними личностями и теми немногими людьми, которые получили право на бессмертие в качестве исключительной привилегии.
- Прежде это было исключительной привилегией институциональных инвесторов и очень богатых людей с доступом к консультантам по всему земному шару.
- Римские всадники, обладавшие множеством исключительных привилегий, вскоре стали занимать особое положение в обществе.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словосочетанием «исключительная привилегия»
- — Я полагаю, что здесь можно остричься? Илье Макаровичу вовсе не было никакой необходимости стричься, потому что он, как художник, носил длинную гривку, составлявшую, до введения в Российской Империи нигилистической ереси, исключительную привилегию василеостровских художников. И нужно вам знать, что Илья Макарович так дорожил своими лохмами, что не расстался бы ни с одним вершком их ни за какие крендели; берег их как невеста свою девичью честь.
- Несмотря на то, он успел потом выпросить у Петра исключительную привилегию завести в Архангельске, в свою пользу, верфь для купеческих кораблей, а в Москве — фабрику парусных полотен для поставки их в казну.
- (все
цитаты из русской классики)
Понятия, связанные со словосочетанием «исключительная привилегия»
-
Аристокра́тия (др.-греч. ἀριστοκρατία от ἀριστεύς «знатнейший, благороднейшего происхождения» + κράτος «мощь, власть, вождь») — форма государственного правления, при которой власть принадлежит знати (в отличие от единоличного наследственного правления монарха, единоличного выборного правления тирана или демократии).
-
Французское дворянство (фр. la noblesse française или la noblesse de France) — привилегированное сословие феодального происхождения во Франции.
-
Эвпатри́ды, Евпатриды (др.-греч. Εὐπατρίδαι — от εὖ, «хороший, славный» и πατήρ, «отец» — букв. «благородные») — древнейшая аттическая аристократия, лишённая реформами Солона преимуществ перед остальными гражданами Афин (когда основой социальной стратификации стало не происхождение, а имущественное положение, — отмечает доктор философских наук А. Н. Чанышев). Создание класса эвпатридов традиция приписывает Теcею — по преданию, он разделил общество Аттики на эвпатридов, геоморов (земледельцев) и демиургов…
-
Министериа́лы (лат. ministeriales, от лат. ministerium —должность) — в средневековой Европе (главным образом в Германии) представители мелкого рыцарства, владеющие небольшими земельными участками, на основе домениального права. Данные участки не являлись ленами, а министериалы не являлись вассалами своего господина в строгом смысле слова. Право министериалов на земельный участок возникает не на основе несения ими вассальной службы, а на основе занятия ими определенной должности на службе у своего…
- (все понятия)
Афоризмы русских писателей со словом «исключительный»
- Счастливые произведения творческого ума не принадлежат одному народу исключительно, но делаются достоянием всего человечества.
- Мы, русские, — наследники целого мира. Мы возьмем как свое все, что составляет исключительную сторону жизни каждого европейского народа, и возьмем ее не как исключительную сторону, а как элемент для пополнения нашей жизни, исключительная сторона которой должна быть — многосторонность.
- Простота языка не может служить исключительным и необманчивым признаком поэзии; но изысканность выражения всегда может служить верным признаком отсутствия поэзии.
- (все афоризмы русских писателей)
Отправить комментарий
Дополнительно
Смотрите также
ИСКЛЮЧИ́ТЕЛЬНЫЙ, —ая, —ое; —лен, —льна, —льно. 1. только полн. ф. Представляющий собой исключение из общих правил, обычных норм; являющийся исключением. Исключительные законы.
Все значения слова «исключительный»
ПРИВИЛЕ́ГИЯ, -и, ж. Исключительное право, предоставляемое кому-л. в отличие от других. Сословные привилегии.
Все значения слова «привилегия»
-
Они посетили вселенные логриан, познакомились с древними личностями и теми немногими людьми, которые получили право на бессмертие в качестве исключительной привилегии.
-
Прежде это было исключительной привилегией институциональных инвесторов и очень богатых людей с доступом к консультантам по всему земному шару.
-
Римские всадники, обладавшие множеством исключительных привилегий, вскоре стали занимать особое положение в обществе.
- (все предложения)
- особое право
- особая привилегия
- определённые привилегии
- пользоваться привилегиями
- сословные привилегии
- (ещё синонимы…)
- исключение
- особенность
- (ещё ассоциации…)
- особа
- преимущество
- человек
- право
- льгота
- (ещё ассоциации…)
- в исключительных случаях
- об отчуждении исключительного права
- является исключительным
- (полная таблица сочетаемости…)
- особые привилегии
- привилегия человека
- ряд привилегий
- пользоваться привилегиями
- (полная таблица сочетаемости…)
- Разбор по составу слова «исключительный»
- Разбор по составу слова «привилегия»
- Как правильно пишется слово «исключительный»
- Как правильно пишется слово «привилегия»
shioutr
Вопрос по русскому языку:
Помогите пожалуйста. Отметьте знаком (+) словосочетания, не противоречащие современной лексической норме, знаком (–) – ненормативные. Как называется данный тип речевой ошибки?
исключительная привилегия
народная демократия
гипотетическое предположение
реальная действительность
самый экзотический
главная суть
памятный сувенир
состав структуры
букинистическая книга
высшая точка апогея
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
Ответы и объяснения 1
sorgusela362
исключительная привилегия +
народная демократия +
гипотетическое предположение —
реальная действительность +
самый экзотический +
главная суть —
памятный сувенир —
состав структуры —
букинистическая книга +
высшая точка апогея —
Такого рода речевая ошибка называется плеоназм, то есть смысловая избыточность. Формально к плеоназму можно отнести и «народная демократия», и «исключительная привилегия», но эти словосочетания закрепились как нормативные для конкретных языковых ситуаций.
Знаете ответ? Поделитесь им!
Гость ?
Как написать хороший ответ?
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
правильный ответ; - Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
побуждал на дополнительные вопросы к нему; - Писать без грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
уникальные и личные объяснения; - Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
знаю» и так далее; - Использовать мат — это неуважительно по отношению к
пользователям; - Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
- Главная
- Вопросы & Ответы
- Вопрос 8144532
Пармезан Черница
Помогите пожалуйста. Отметьте знаком ( ) словосочетания, не противоречащие современной лексической норме, знаком (–) – ненормативные. Как называется данный тип речевой ошибки?
исключительная привилегия
народная демократия
гипотетическое предположение
реальная действительность
самый экзотический
главная суть
памятный сувенир
состав структуры
букинистическая книга
высшая точка апогея
Лучший ответ:
Главный Попко
исключительная привилегия
народная демократия
гипотетическое предположение —
реальная действительность
самый экзотический
главная суть —
памятный сувенир —
состав структуры —
букинистическая книга
высшая точка апогея —
Такого рода речевая ошибка называется плеоназм, то есть смысловая избыточность. Формально к плеоназму можно отнести и «народная демократия», и «исключительная привилегия», но эти словосочетания закрепились как нормативные для конкретных языковых ситуаций.
Значение словосочетания «исключительная привилегия»
Значение слова «исключительный»
ИСКЛЮЧИ́ТЕЛЬНЫЙ , —ая, —ое; —лен, —льна, —льно. 1. только полн. ф. Представляющий собой исключение из общих правил, обычных норм; являющийся исключением. Исключительные законы. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «привилегия»
ПРИВИЛЕ́ГИЯ , -и, ж. Исключительное право, предоставляемое кому-л. в отличие от других. Сословные привилегии. (Малый академический словарь, МАС)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова ибн (существительное):
Ассоциации к слову «исключительный»
Ассоциации к слову «привилегия»
Синонимы к словосочетанию «исключительная привилегия»
Предложения со словосочетанием «исключительная привилегия»
- Они посетили вселенные логриан, познакомились с древними личностями и теми немногими людьми, которые получили право на бессмертие в качестве исключительной привилегии.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «исключительная привилегия»
- — Я полагаю, что здесь можно остричься? Илье Макаровичу вовсе не было никакой необходимости стричься, потому что он, как художник, носил длинную гривку, составлявшую, до введения в Российской Империи нигилистической ереси, исключительную привилегию василеостровских художников. И нужно вам знать, что Илья Макарович так дорожил своими лохмами, что не расстался бы ни с одним вершком их ни за какие крендели; берег их как невеста свою девичью честь.
Сочетаемость слова «исключительный»
Сочетаемость слова «привилегия»
Понятия, связанные со словосочетанием «исключительная привилегия»
Афоризмы русских писателей со словом «исключительный»
- Счастливые произведения творческого ума не принадлежат одному народу исключительно, но делаются достоянием всего человечества.
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «исключительный»
ИСКЛЮЧИ́ТЕЛЬНЫЙ , —ая, —ое; —лен, —льна, —льно. 1. только полн. ф. Представляющий собой исключение из общих правил, обычных норм; являющийся исключением. Исключительные законы.
Значение слова «привилегия»
ПРИВИЛЕ́ГИЯ , -и, ж. Исключительное право, предоставляемое кому-л. в отличие от других. Сословные привилегии.
Предложения со словосочетанием «исключительная привилегия»
Они посетили вселенные логриан, познакомились с древними личностями и теми немногими людьми, которые получили право на бессмертие в качестве исключительной привилегии.
Прежде это было исключительной привилегией институциональных инвесторов и очень богатых людей с доступом к консультантам по всему земному шару.
Римские всадники, обладавшие множеством исключительных привилегий, вскоре стали занимать особое положение в обществе.
Проверочная работа по русскому языку «Лексические нормы» 10 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Проверочная работа «Лексические нормы» 10 класс В-1
1. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание
в) аналогия — противоположность чему-либо
г) привилегия — преимущественные права, льготы
2. В каком варианте пары слов не являются синонимами?
а) деликатный — тактичный
б) вульгарный — корыстный
в) чуткий — отзывчивый
г) гуманный — человечный
3. В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.
4. Найдите предложение с речевой ошибкой. Исправьте её, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.
а) И не он один испытывал это чувство в те ПАМЯТНЫЕ дни, предшествующие Аустерлицкому сражению.
б) Он помолчал, выражая жестом свою покорность ЖЕСТОКОЙ судьбе.
в) Взволнованный и РАЗДРАЖЕННЫЙ этими мыслями, князь Андрей пошел в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал каждый день.
г) Она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого,
но всем улыбаясь и как бы любезно ПРЕДСТАВЛЯЯ каждому право любоваться красотою своего стана.
д) Из-за детской радости, возбужденной пожаром, и азарта УДАЧНОЙ стрельбы по французам, наши артиллеристы не заметили эту батарею.
5. Найдите предложение с речевой ошибкой. Исправьте её, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.
а) За десятилетия своего развития архитектура классицизма ПЕРЕТЕРПЕЛА значительные изменения и как художественная система, и как отражение
б) Меры по защите прав потребителей обсудили участники ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ конференции, которая прошла в крупном столичном магазине.
в) В СОСЕДНЕМ районе собрали богатый урожай пшеницы.
г) ОТЛИЧИЕ романа от повести в том, что ему свойственны масштабность
изображения описываемых событий, многоплановость сюжета, широкие
временные рамки.
д) Гигантское месторождение железной руды стало причиной резкого ОТКЛОНЕНИЯ магнитной стрелки компаса.
6. В каждом представленном предложении допущена лексическая ошибка, связанная с употреблением в речи лишних слов, в том числе с плеоназмами. Необходимо найти лишнее слово и ИСКЛЮЧИТЬ его.
1. Из всего многообразия комнатных цветов можно выбрать такие виды, которые не только украсят внутренний интерьер вашего дома, но и будут полезны для здоровья.
2. Митридат VI Евпатор вошел в историю, как жестокий тиран, типичный авторитарный деспот, наделенный, однако, рядом уникальных способностей.
3. Дипломатическая почта, следующая транзитом, и дипкурьер, который получил транзитную визу, пользуются неприкосновенным иммунитетом.
7. Отредактируйте каждое предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1. Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.
2. Выход в свет романа «Обломов» и громадный успех его у читателей дали И.А. Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей.
4. Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения.
8. Найдите употребленные в неправильном значении слова. Исправьте предложения, заменив эти слова на правильные.
1. Студенты-выпускники высадили в парке более сотни саженцев. Вот так оставляет молодёжь на земле свой зелёный автограф.
2. Во всю длину газеты дан аншлаг: «Пусть горит земля под ногами хулиганов».
3. Планктон – армада загадок.
4. Сейчас перед врачами стоит сложная дилемма – сбалансировать применение радиоактивного облучения и антибиотиков.
5. Ни алюминий, ни бетон, ни пластмассы не обладают таким калейдоскопом важнейших качеств, как сталь.
Проверочная работа «Лексические нормы» 10 класс В-2
1. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) аутентичный — действительный, подлинный, соответствующий подлинному.
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание.
в) гравитация – тяжесть, всемирное тяготение.
г) привилегия — первенство по времени в открытии, изобретении чего-н.
2. В каком варианте пары слов не являются синонимами?
а) деликатный — тактичный
б) синхронный — пропорциональный
в) работать — корпеть
г) утверждать-ратифицировать
3. В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.
4. Найдите предложение с речевой ошибкой. Исправьте её, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.
На арену вышли два КОРЕНАСТЫХ борца.
После суда истцу был вручён ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ лист.
Стены храма были сплошь покрыты ИСКУССТВЕННОЙ резьбой.
Даже ЕДИНИЧНЫЙ случай этого вирусного заболевания требует санитарных мероприятий.
Пересадка КОСТНОГО мозга — серьёзная операция.
5. Найдите предложение с речевой ошибкой. Исправьте её, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.
Когда молодому специалисту ПРЕДОСТАВИЛИ слово, в зале наступила тишина.
Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ .
Цель программы — расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.
Во время сильного дождя бочки в саду ПЕРЕПОЛНЯЮТСЯ водой.
Замечательная роль ВЕЛИКОГО актёра принесла ему всенародную любовь и славу.
6. В каждом из представленных предложениях допущена лексическая ошибка, связанная с употреблением в речи лишних слов, в том числе с плеоназмами. Необходимо найти лишнее слово и ИСКЛЮЧИТЬ его.
1. В течение ста лет оркестровая яма в театре была задвинута под переднюю авансцену, а гидравлические подъемники, необходимые для перемещения пола, были смонтированы только в 1970-х годах.
2. Цветы, волны, спутанный орнамент линий и нитей создают мистическую, волнующую атмосферу ее креативного творчества.
3 . В случае непогашения задолженности в течение тридцати дней с момента вручения уведомления исполнитель вправе ограничить или временно приостановить подачу электроэнергии.
7. Отредактируйте каждое предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1. Андрей бросил беглый глаз на гостя — тот был аккуратно одет, причёсан.
2. В любом историческом романе присутствует художественный вымысел: реальные лица могут делать поступки, которые не подтверждает ни один исторический документ.
3 . «Туземцы, — рассказывает Форстер, — сообщили нам, что они собирают растущую на камнях ядовитую траву, смешивают ее с какими-то ракушками и бросают в море, как только увидят стаю рыбы».
8. Найдите употребленные в неправильном значении слова. Исправьте предложения, заменив эти слова на правильные.
1. Затем кавалькада автобусов с нашей делегацией отправилась к месту приземления Гагарина.
2. Их семнадцать – героев только что закончившегося первенства. Среди них и ветераны, и дебютанты мирового кворума.
3. После десяти туров возглавляет турнирную таблицу квартет динамовских команд.
4. Никто не вправе запретить журналисту беседовать с очевидцами происшествия, свидетелями, а затем изложить своё кредо.
5. Планктон – армада загадок.
Проверочная работа «Лексические нормы» В-1. Ключ
1. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание
в ) аналогия — противоположность чему-либо
г) привилегия — преимущественные права, льготы
2. В каком варианте пары слов не являются синонимами?
а) деликатный — тактичный
б) вульгарный — корыстный
в) чуткий — отзывчивый
г) гуманный — человечный
3. В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.
4. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.
а) И не он один испытывал это чувство в те ПАМЯТНЫЕ дни, предшествующие Аустерлицкому сражению.
б) Он помолчал, выражая жестом свою покорность ЖЕСТОКОЙ судьбе.
в) Взволнованный и РАЗДРАЖЕННЫЙ этими мыслями, князь Андрей пошел в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал каждый день.
г) Она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно ПРЕДСТАВЛЯЯ каждому право любоваться красотою своего стана.
д) Из-за детской радости, возбужденной пожаром, и азарта УДАЧНОЙ стрельбы по французам, наши артиллеристы не заметили эту батарею
5. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.
а) За десятилетия своего развития архитектура классицизма ПЕРЕТЕРПЕЛА значительные изменения и как художественная система, и как отражение менявшихся предпочтений.
б) Меры по защите прав потребителей обсудили участники ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ конференции, которая прошла в крупном столичном магазине.
в) В СОСЕДНЕМ районе собрали богатый урожай пшеницы.
г) ОТЛИЧИЕ романа от повести в том, что ему свойственны масштабность изображения описываемых событий, многоплановость сюжета, широкие временные рамки.
д) Гигантское месторождение железной руды стало причиной резкого ОТКЛОНЕНИЯ магнитной стрелки компаса.
6. В представленных предложениях допущены лексические ошибки, связанные с употреблением в речи лишних слов, в том числе с плеоназмами. Необходимо найти лишнее слово и ИСКЛЮЧИТЬ его.
1. Из всего многообразия комнатных цветов можно выбрать такие виды, которые не только украсят внутренний интерьер вашего дома, но и будут полезны для здоровья.
2. Митридат VI Евпатор вошел в историю, как жестокий тиран, типичный авторитарный деспот, наделенный, однако, рядом уникальных способностей.
3. Дипломатическая почта, следующая транзитом, и дипкурьер, который получил транзитную визу, пользуются неприкосновенным иммунитетом.
7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1. Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.
Приняли – принять решение
2. Выход в свет романа «Обломов» и громадный успех его у читателей дали И.А. Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей.
Принесли – принести славу
3. Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения.
Симпатизирует – симпатизировать – хорошо относиться к кому-либо,
8. Найдите употребленные в неправильном значении слова. Исправьте предложения, заменив эти слова на правильные.
1. Студенты-выпускники высадили в парке более сотни саженцев. Вот так оставляет молодёжь на земле свой зелёный автограф/память о себе/.
2. Во всю длину газеты дан аншлаг : «Пусть горит земля под ногами хулиганов»./ лозунг/
3. Планктон – армада загадок ./множество/
4. Сейчас перед врачами стоит сложная дилемма – сбалансировать применение радиоактивного облучения и антибиотиков./ проблема/
5. Ни алюминий, ни бетон, ни пластмассы не обладают таким калейдоскопом важнейших качеств, как сталь ./набором/
Проверочная работа «Лексические нормы» Ключ В-2
7. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) аутентичный — действительный, подлинный, соответствующий подлинному.
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание.
в) гравитация – тяжесть, всемирное тяготение.
г) привилегия — первенство по времени в открытии, изобретении чего-н.
8. В каком варианте пары слов не являются синонимами?
а) деликатный — тактичный
б ) синхронный — пропорциональный
в) работать — корпеть
г) утверждать-ратифицировать
9. В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.
10. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.
На арену вышли два КОРЕНАСТЫХ борца.
После суда истцу был вручён ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ лист.
Стены храма были сплошь покрыты ИСКУССТВЕННОЙ резьбой.
Даже ЕДИНИЧНЫЙ случай этого вирусного заболевания требует санитарных мероприятий.
Пересадка КОСТНОГО мозга — серьёзная операция.
11. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.
Когда молодому специалисту ПРЕДОСТАВИЛИ слово, в зале наступила тишина.
Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ .
Цель программы — расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.
Во время сильного дождя бочки в саду ПЕРЕПОЛНЯЮТСЯ водой.
Замечательная роль ВЕЛИКОГО актёра принесла ему всенародную любовь и славу.
12. В представленных предложениях допущены лексические ошибки, связанные с употреблением в речи лишних слов, в том числе с плеоназмами. Необходимо найти лишнее слово и ИСКЛЮЧИТЬ его.
1. В течение ста лет оркестровая яма в театре была задвинута под переднюю авансцену, а гидравлические подъемники, необходимые для перемещения пола, были смонтированы только в 1970-х годах.
2. Цветы, волны, спутанный орнамент линий и нитей создают мистическую, волнующую атмосферу ее креативного творчества.
3. В случае непогашения задолженности в течение тридцати дней с момента вручения уведомления исполнитель вправе ограничить или временно приостановить подачу электроэнергии.
7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1. Андрей бросил беглый глаз на гостя — тот был аккуратно одет, причёсан.
Взгляд – бросить взгляд
2. В любом историческом романе присутствует художественны вымысел: реальные лица могут делать поступки, которые не подтверждает ни один исторический документ.
Совершать – совершать поступки
3. «Туземцы, — рассказывает Форстер, — сообщили нам, что они собирают растущую на камнях ядовитую траву, смешивают ее с какими-то ракушками и бросают в море, как только увидят стаю рыбы».
Косяк – косяк рыб, стая птиц.
8. Найдите употребленные в неправильном значении слова. Исправьте предложения, заменив эти слова на правильные.
1. Затем кавалькада автобусов с нашей делегацией отправилась к месту приземления Гагарина ./колонна/
2. Их семнадцать – героев только что закончившегося первенства. Среди них и ветераны, и дебютанты мирового кворума/чемпионата/.
3. После десяти туров возглавляет турнирную таблицу квартет динамовских команд ./четвёрка/
4. Никто не вправе запретить журналисту беседовать с очевидцами происшествия, свидетелями, а затем изложить своё кредо./свою точку зрения/
5. Планктон – армада загадок. /множество/
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
источники:
http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F
http://infourok.ru/proverochnaya-rabota-po-russkomu-yazyku-leksicheskie-normy-10-klass-4963934.html
В статье рассмотрены частые лексические ошибки в текстах на сайтах и указано несколько полезных ресурсов, которые помогут от них избавиться. Однако какими бы ни были сервисы проверок, они не могут мыслить как живой человек. Наш небольшой тест определит, насколько хорошо вы помните правила лексики русского языка.
- Примеры распространённых лексических ошибок
- Нарушение лексической сочетаемости слов
- Ошибки в похожих словах
- Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
- Ошибки из-за невнимательности
- Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
- Словари сочетаемости
- 1. Gufo
- 2. КартаСлов.ру
- 3. Грамота.ру
- Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
- 4. Орфограммка
- 5. Текст.ру
- 6. LanguageTool
- 7. Тургенев
- 8. Главред
- Небольшой тест
- Выводы
Лексическая ошибка — это нарушение норм употребления слов, когда слова в предложении не согласуются по смыслу, стилистике или происхождению. Чаще всего такие ошибки связаны с неразграничением паронимов (например, представить/предоставить должность), синонимов (мне было печально/грустно) и близких по значению слов (обратно/снова прочитать книгу).
В среднем лексикон человека составляет 6000 слов. Причины их неправильного употребления часто кроются в отсутствии конкретного слова в активном словарном запасе автора или банальной невнимательности. Сегодня мы рассмотрим на примерах распространённые лексические ошибки в текстах на сайтах и приведём парочку полезных ресурсов. А в конце статьи желающие смогут пройти небольшую тестовую проверку на знание правил написания некоторых слов русского языка.
Примеры распространённых лексических ошибок
На изображении ниже представлены основные виды лексических речевых ошибок в русском языке и их типичные примеры.
Теперь разберём детальнее самые популярные из них.
Нарушение лексической сочетаемости слов
Русский язык богат на слова и словосочетания со схожими значениями, в которых легко запутаться. Употребление одного компонента в составе другой фразы и приводит к речевым ошибкам, связанным с нарушением лексической сочетаемости слов.
Типичным примером таких ошибок являются фразы:
- Улучшить уровень жизни, а правильно — повысить уровень жизни или улучшить качество жизни.
- Иметь роль, а правильно — играть роль или иметь значение.
- Предпринять меры, а правильно — принять меры или предпринять шаги.
Что касается практики, то часто на сайтах интернет-магазинов можно встретить словосочетания, значение которых противоречит общей логике повествования. Приведём несколько примеров:
- Слово «прейскурант» уже содержит понятие стоимости услуг, слово «цен» лишнее.
- Глагол «одолжить» обозначает «дать в долг», а не «занять».
- Цены могут быть низкими или высокими, товары – дорогими или дешёвыми.
- «Изобрести» – это открыть то, чего не было ранее. Употреблять это слово следует лишь для обозначения чего-либо нового.
Ошибки в похожих словах
Один из самых частых типов лексических речевых ошибок — неправильное употребление похожих по смыслу или звучанию слов. Среди них встречаются:
- Паронимы — слова, похоже звучащие, но имеющие абсолютно разное значение. Пример: роспись и подпись, обоснование и основание.
- Плеоназм — избыточное повторение близких по значению слов, из-за которого происходит дублирование смысла. Пример: главный приоритет, первая премьера.
- Тавтология — частный случай плеоназма, когда слова вообще одинаковы по смыслу. Пример: болеть болезнью, проливной ливень.
- Неправильное употребление синонимов — использование слова с похожим или одинаковым смыслом, но неподходящим для данного контекста оттенком или сферой употребления. Пример: это имя знакомо во многих странах (имя известно), на легальных основаниях (на законных).
- Смешение лексики — неоправданное употребление в предложении заимствованных слов, жаргонной или профессиональной лексики, архаизмов или неологизмов, а также канцеляризмов. Пример: в целях своевременного обеспечения праздника сладостями будет осуществлена адресная доставка, спешите поучаствовать в акции на новые мощные компы.
Некоторые из этих нарушений встречаются так часто, что даже стали мемами.
- Одна из самых распространённых пар – слова «одеть» и «надеть».
Не запутаться помогает поговорка «Надевают одежду, одевают Надежду»: одевать правильно кого-то, а надевать – что-то.
Неправильно:
Правильно:
- Неправильное употребление также часто встречается в паре «эффектный/эффективный».
«Эффектный» – производящий впечатление, а «эффективный» – приводящий к нужному результату.
Неправильно:
Правильно:
Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
Лексические единицы, отображающие отношение слов друг к другу, называют гиперонимами (обозначают более общее родовое понятие) и гипонимами (когда говорят о более частном понятии). Например, гиперонимом по отношению к слову «стол» будет «мебель», к слову «роза» – «цветок».
С точки зрения логики, это предложение построено неправильно, т. к. туфли – это и есть обувь.
Ошибки из-за невнимательности
Часто авторы попросту не перечитывают написанное, и в результате получается нелепица. Вот два забавных примера:
- «Здесь службы ЖКХ для обеспечения безопасного движения обрабатывают лёд специальными химиками» – Вот он, секрет безопасного движения.
- «В этом случае сайт может по долгу быть за пределами ТОПа» – Наверное, по долгу чести.
Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
Приведённые сервисы не новы – они лишь популярнее других ресурсов, используемых нами. Ниже вкратце расскажем почему.
Словари сочетаемости
По словарям обычно проверяется сочетаемость слов и подбираются более подходящие синонимы.
1. Gufo
Gufo.me — на этом ресурсе можно быстро найти любой словарь, в том числе и словарь синонимов.
Основное достоинство – выбрав, например, слово в том же словаре синонимов, ресурс сразу покажет это слово и в других словарях:
2. КартаСлов.ру
Kartaslov.ru — онлайн-словарь связей слов и выражений, в том числе есть ассоциации, синонимы и лексическая сочетаемость слов русского языка. В нём удобно проверять устойчивые фразы.
Сервис, кроме традиционных источников информации в виде словарей, использует алгоритмы машинного обучения и искусственный интеллект. Есть достаточно обширная база контекстов употребления слов.
3. Грамота.ру
Gramota.ru — главный интернет-просветитель по русскому языку.
Наряду с официальными учебными пособиями, здесь есть ответы на тысячи вопросов от «справочной службы русского языка», а также задания для тренировки грамотности.
Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
Далее перечислим непосредственно программы, с помощью которых можно найти лексические ошибки в готовом тексте. Для этого протестируем их на примерах, упомянутых выше, а также специально составленном с лексическими ошибками проверочном тексте:
Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. Туристы были заняты своими занятиями. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Всё, что осталось от могучих деревьев — тлеющие головашки. Пожарный подошёл к одинокому мальчику, он был невысокого роста, и вручил свежую одежду. Мальчик сразу же одел новую рубашку и штаны. В октябре месяце уже обычно холодно, но сейчас раскалённая земля ещё держала зной.
4. Орфограммка
Orfogrammka.ru — по нашему опыту, лучший онлайн-сервис для исправления ошибок в тексте (особенно лексических), так как он находит больше всего несоответствий и даёт подробные пояснения к каждому из них.
Сервис платный, минимальный пакет — 100 рублей за 100 000 знаков.
Он экономит много времени редакторам и имеет широкий функционал для проверки текста по многим направлениям:
- Грамотность — для исправления всех видов ошибок.
- Красота — для подбора благозвучных слов, синонимов и эпитетов. На этой вкладке устраняется тавтология, так что можно считать её наиболее подходящей для проверки лексики.
- Качество — оценивает SEO-параметры: воду, частотные и неестественные сочетания.
В нашем хитром тексте Орфограммка нашла только 2 лексические ошибки из 9, но при проверке примеров, которые мы упоминали выше, сервис обнаружил 7 ошибок — в целом он неплохо умеет с ними справляться.
5. Текст.ру
Text.ru — условно-бесплатный сервис для онлайн-проверки, придёт на помощь не только в лексике. Позволяет найти орфографические, пунктуационные и некоторые лексические ошибки в предложениях.
В проверочном тексте найдено 3 из 9 — что уже лучше, но всё-таки сервис заточен на орфографию. В других предложениях text.ru нашёл только одно нарушение.
Зато иногда Word ошибается в пунктуации:
А Advego – в согласовании числительного и существительного:
У text.ru таких грехов нет.
В целом для проверки лексики его применять можно, но с осторожностью. Мы его чаще всего используем, когда нужно узнать уникальность текста.
6. LanguageTool
Languagetool.org — многоязыковой бесплатный онлайн-сервис для исправления грамматики, орфографии и речевых ошибок в тексте. Есть расширение для Chrome, которое позволяет находить ошибки в текстах прямо на сайте.
Данный сервис определил 3 из 9 лексических ошибок в первом примере, а во втором — лишь одну. Результат такой же, как у text.ru.
Но LanguageTool удобен тем, что к каждому выделению есть комментарии, примеры, а также возможность настройки под себя.
7. Тургенев
Turgenev.ashmanov.com — сервис, известный SEO-специалистам, так как умеет проверять текст на «Баден-Баден» (хотя если страница всё же просела, то нет более верного способа, чем проверка вручную).
Но Тургенев также неплохо показывает стилистические ошибки в предложениях, тем более что вкладка «стилистика» бесплатна.
В нашем проверочном тексте Тургенев распознал 2 нарушения лексических норм из 9, а в других примерах предложений тоже 2 (одна из которых канцеляризм).
8. Главред
Glvrd.ru — очень полезный ресурс, помогает избавить текст от водянистых конструкций и стилистических ошибок.
Однако будьте осторожны – порой он не распознаёт термины и ругается на ключевые слова (а они в некоторых нишах обязательны).
Он вовсе не распознал лексические ошибки в проверочном тексте.
А в примерах предложений заметил только канцеляризм.
Хотя Главред больше подходит для улучшения читаемости и красоты текста, чем для поиска конкретных ошибок, его всё ещё полезно использовать для чистки лексики от лишних конструкций.
Небольшой тест
Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка.
Выводы
Используя онлайн-сервисы, помните о том, что каким бы ни был ресурс – это алгоритм, который не всегда правильно оценивает контекст и не может мыслить так, как мыслит человек. Вычитку текстов на сайтах лучше доверить живым людям.
Приведённые выше сервисы помогут вам с лексикой текстов на сайте – по ним можно узнать значение конкретного слова, проверить текст на «воду» и т. п.
Еще по теме:
- 7 мифов о копирайтерах
- Писать нельзя молчать: 7 самых глупых ошибок копирайтеров
- Как писать SEO-тексты для людей, которые полюбит Яндекс?
- Как составить ТЗ копирайтеру, чтобы статья попала в ТОП без ссылок?
- Здесь должен быть заголовок. Что делать, когда не знаешь, как назвать статью?
Интернет-портал Psychologies.ru характеризует стереотип как «относительно устойчивый и упрощённый образ социальной группы, человека, события или явления». И ведь да, такова человеческая природа — всё упрощать…
За 8 месяцев работы в компании я получила и отредактировала более 300 статей (без учёта аудитов, КП и других важных документов). Бывают статьи, которые меня…
SEO-тексты – тексты, ориентированные, в первую очередь, на поисковые алгоритмы, а не на людей. Обычно они малоинформативны, содержат неестественные речевые обороты, избыточные повторы ключевых фраз….
Вопрос о том, как готовить качественные статьи, приносящие позиции и поисковый трафик, уже давно волнует контент-проекты и коммерческие сайты с инфоразделами. Случаи, когда статьи по…
Очень часто написание заголовка к статье становится довольно мучительным процессом. В сети много советов по созданию заголовков. В данной статье мы остановимся на тех рекомендациях,…
Есть вопросы?
Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
за 2008 год, где уважаемая редакция сообщает, что
продолжается постоянный конкурс «Лучшие
учительские работы года», и звучит просьба
обратить внимание на плохо разработанные темы, в
частности запоминание трудных слов с
приставками пре- и при-.
Разрешите
предложить урок, а также дидактический материал
на эту тему. Их можно использовать как для
объяснения нового, так и в качестве закрепления,
обобщения и систематизации знаний в старшей
школе.
Н.Т.
ПРЕ- или ПРИ – это совсем не секрет
Правописание приставок
Цели урока:
1) создать условия для проявления интереса к
теме урока;
2) обеспечить исследовательский характер
учебной деятельности: наблюдение, сравнение,
обобщение;
3) способствовать самостоятельной работе
учеников с разными словарями, пособиями,
учебниками;
4) научить учеников различать близкие по
звучанию, но разные по значению слова;
5) обогащать словарный запас старшеклассников,
обращая внимание на значение и правописание
заимствованных и исконно русских слов.
ЭТАПЫ УРОКА
I. Поэтическая разминка.
Задание. Прочитайте наизусть
стихотворение; объясните орфограммы в
приставках; найдите в тексте примеры
художественных тропов. Подготовьте
стихотворение к записи по памяти.
(Не)пр_выкайте к ч_десам –
Д_витесь им, д_витесь!
(Не)пр _выкайте к н_бесам,
Гл_зами к ним т_нитесь,
Пр_глядывайтесь к обл_кам,
Пр_слушивайтесь к пт_цам,
Пр_кладывайтесь к р_дникам, –
Н_что (не)повторится.
(В.Шефнер)
II. Словарно-орфографическая разминка.
Задание 1. Запишите в словарик слова, в
которых пре- и при- не являются
приставками и их правописание нельзя объяснить
изученными правилами. Отметьте слова,
значения которых вам непонятны.
При-: причина, пример, привет, прилежный,
приключение, природа, привилегия (исключительное
право), приоритет (первенство), примитивный
(простой, несложный), примадонна (актриса на
первых ролях), привередливый (человек слишком
разборчивый, с прихотями и капризами),
принуждение.
Пре-: президиум, президент, премьера,
препарат, претензия, претендент, превалировать
(преобладать), презентовать (подарить), престиж
(авторитет), предание, камень преткновения
(помеха).
Задание 2. Определите лексическое
значение слов. Приведите примеры, включив слова в
словосочетания или предложения, при
необходимости обращайтесь к словарю
Л.П. Крысина: Толковый словарь иноязычных слов.
М.: ЭКСМО, 2005. Отметьте слова, значение которых вам
непонятно.
Препари’ровать – приготовить какой-либо
организм или вещество для научного
лабораторного исследования;
преа’мбула – вводная, разъясняющая часть
международного договора, закона или иного
правового акта;
презента’ция – публичное представление
созданного фильма, печатного издания,
предприятия и т.п.;
превенти’вный – предупреждающий
что-нибудь, предохранительный;
привиле’гия – преимущественное право,
льгота.
Задание 3. Определите лексическое
значение фразеологизмов, при необходимости
обращайтесь к «Фразеологическому словарю
русского языка» под ред. А.И. Молоткова. Если
сможете, приведите свои примеры, включив в них
фразеологизмы.
Пришлось не по вкусу – не нравится, быть
неприятным кому-либо, вызывает раздражение,
досаду.
Дядюшке Бельтова пришлась не по вкусу
петербургская жизнь, и он поселился в Москве.
(А.Герцен)
Придержать язык – поменьше говорить,
болтать, рассуждать, помалкивать, замолчать.
– Ты, Маркуша, – придерживай язык. Я те [=
тебе] врать не позволю! (М.Горький)
Прикусить язык – замолчать, воздержаться
от высказывания.
Тут Иван Игнатьевич заметил, что проговорился
и прикусил язык. (А.Пушкин)
Предавать (предать) огню и мечу –
беспощадно разорять, уничтожая и сжигая. О земле,
стране, народе.
Превратиться (превращаться) в слух –
внимательно слушать.
– Ты хочешь мне что-то сказать? – Да. – Хорошо,
я весь превратился в слух.
Задание 4. К данным словам подберите
синонимы с приставками пре-, при-, пред-.
Безграничный (беспредельный), будущий
(предстоящий), несправедливый (пристрастный),
примерный (приблизительный), печальный
(прискорбный), сплошной (непрерывный).
Грань (предел), зрелище (представление), измена
(предательство), правонарушение (преступление),
склонность к какой-либо деятельности,
одаренность (призвание), убежище (пристанище),
последователь (приверженец).
Доставать, покупать (приобретать), загородить
(преградить), кончить (прекратить), мешать
(препятствовать), находиться (пребывать),
подъезжать к станции (прибывать), понравиться
(приглянуться), побороть (превозмочь), очень
хвалить (превозносить), преданность
(привязанность), превзойти (превысить), прижаться
(прильнуть), привлекать (притягивать), предвещать
(предрекать).
Задание 5. Замените словосочетания
синонимичными конструкциями с пре- и при-.
Поступить вероломно (предательски), относиться
несправедливо (пристрастно), проходить свободно
(беспрепятственно), идти сплошным потоком
(непрерывным), находиться на собрании
(присутствовать), относиться без уважения (с
пренебрежением), нарушить верность (предать).
Задание 6. Подберите антонимы с
приставками пре- и при-, составьте с ними
предложения.
Удаляться (приближаться); очень мало (премного);
отбавлять (прибавлять); очень злой (предобрый);
уважать (презирать); отдалять (приближать);
уродливый (прекрасный); последующий (предыдущий).
III. Актуализация полученных ранее знаний.
Вспомните значения приставок, сравните
столбики А и Б.
А. Значение приставки пре- | Б. Значение приставки при- |
1. Высшая степень качества или действия, «очень»: предобрый, преискусный, прекрасный, преуспевать. 2. Значение, близкое 3. Что-либо новое, получившееся в результате |
1. Присоединение, прибавление: пришить; приобщение; причастный. 2. Приближение: приехать, 3. Близость к чему-либо: пригород, 4. Неполнота качества или действия: приоткрыть, 5. Доведение действия до конца: приготовить, 6. Сопутствующее действие: присвистывать, 7. Приспособление к чему-либо: притворство, |
Задание 1. Составьте
словосочетания с данными словами. Выберите из
предыдущего списка значение приставки, запишите
в таблицу, указав номер.
Например: преходящее явление – А2.
Презирать –
Преклоняться – Преклонить – Предать – Пребывать – Преступить – Преемник – Претворить – Преходящий – Преуменьшить – Преувеличить – |
Приклоняться –
Приклонить – Придать (значение) – Прибывать – Приступить к (работе) – Приемник – Притворить – Приходящий (во время) – Приуменьшить – Приумножить – |
Задание 2. Отметьте и запомните
слова, где затруднительно выделить приставку, а
также определить ее значение. Выпишите отдельно
слова иноязычного происхождения.
Препятствие, препоны, преисподняя, прегрешение, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратный, пресловутый, прельстить, преклонный, преставиться, преследовать, преподаватель, преподнести, предел, препроводить, преподобный, прелюбодей, камень преткновения, пресмыкаться, препарировать, преамбула, прелюдия, премьера, престиж, президент, претензия, прерогатива, превалировать, президиум, претендент, прецедент, префект… |
Прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, приключение, прикорнуть, присяга, притеснять, притон, причина, причуда, притязание, природа, пример, прическа, прискорбно, приволье, прицеп, примета, приверженец, прилежный, приятный, приватный, приматы, примитив, примадонна, привилегия, приоритет… |
IV. Практическая работа.
Задание 1. Составьте текст (не более 10
предложений). Озаглавьте его. Используйте слова с
приставками пре-, при-.
Задание 2. От данных глаголов образуйте
существительные и составьте с ними
словосочетания.
Образец. Приблизиться – приближение
весны.
Превратиться, присоединиться, прикоснуться,
преподавать, принуждать, приветствовать,
приземляться, препятствовать, преобразовать,
препираться, прекращать, преследовать,
преодолевать, пренебрегать, примерять.
Задание 3. Разберите слова по составу.
Превозносить, перераспределение,
неприкосновенный, превзойти, превозмочь,
преисполненный, присоединились,
беспристрастный, беспрестанный, беспрерывный,
неприспособленный, предрассудок,
предназначенный, предрассветный,
соприкосновение, предположение, непрерывный,
непреклонный, неприступный, непримиримый,
беспредельный, беспересадочный,
невосприимчивый, пресыщение.
Задание 4. Замените слова с приставкой пре-
сходными словами с приставкой пере- и
составьте словосочетания.
Образец: превозмочь – пересилить
себя, превратиться – переворот.
Претерпеть, преступник, предать, пресыщение,
предание, прервать, пресечь, предел, непрестанно,
преобразовать, превысить, преходящий,
превратиться, превзойти, преобладание, не
прекращаться.
Задание 5. К данным глаголам подберите
однокоренные существительные, прилагательные,
наречия (где это возможно) так, чтобы в них
сохранились приставки пре- и при-. С
каждым словом составьте словосочетание.
Образец: приветствовать – послать привет,
приветливый человек, встретить приветливо,
торжественное приветствие.
Прервать, призывать, препятствовать,
привлекать, пренебрегать, преклоняться,
преступить, принуждать, превращать, презирать,
приземляться, примириться, не прерывать, предать.
Задание 6. Иногда смешивают приставки пре-
и при- с предлогом при. Раскройте скобки,
обозначьте предлоги и приставки.
1) Павел служил в (при)станционном буфете.
(При)станционном буфете была кубовая. 2) Люди
мечтали о (пре)образовании природы.
(При)образовании нового вещества температура
резко понижается. 3) Это было неожиданное
(пре)вращение. (При)вращении шарика нитка
натягивается. 4) Фотографии проявляли
(при)красном свете. Мы отдыхали в (пре)красном
доме отдыха. 5) Все произошло (при)странных
обстоятельствах. Это был (пре)странный человек.
• Самостоятельно составьте подобные пары
предложений со словами:
при увеличении – преувеличение; при интересной
– преинтересный; при следующих – преследующих;
при мудром – премудром; при дорожной –
придорожный; при фронтовых – прифронтовая; при
усадебном – приусадебный.
Задание 7. Вспомните, как называются слова,
которые произносятся одинаково, а пишутся
по-разному, в зависимости от их значения
(омонимы). Найдите омонимичную пару. Заполните 2-й
столбик таблицы (см. слова для справок).
• Придумайте и запишите предложения с этими
словами.
Пре- | При- |
Пребывать (находиться)
Предавать Предел (граница) Преемник (продолжатель) Преступить (нарушить) Претворить (осуществить) Претвориться (осуществиться) Преклоняться (относиться с большим уважением) Превратный (ложный) Претерпеть (перетерпеть) Преходящий (временный) |
Слова для справок: прибывать
(приезжать), придавать (прибавлять), придел
(боковой алтарь в церкви), приемник (аппарат),
приступить (начать), притворить (прикрыть),
притвориться (принять иной вид), приклониться
(приближение к чему-нибудь), привратник (сторож),
притерпеться (привыкнуть), приходящий (пришедший
на время).
V. Объяснительное списывание.
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы.
Пр_вратностям судьбы не пр_кословь: все
пр_ходяще. Пр_тензии и пр_тязания пр_тендента на
пост пр_з_дента беспр_цедентны. Камнем
пр_ткновения пр_дставлялась ему пр_вередливость
юной пр_лестницы, от коей он пр_много пр_терпел.
Бе_пр_страстно и непр_клонно пр_одолевай
пр_пятствия и пр_поны.
Беспр_страстный, пр_странно, пр_вратник,
пр_терпеться, пр_смыкаться, пр_успевать, пр_зент,
пр_мьер, пр_мер, пр_ставился, пр_дставил,
пр_ставить, пр_ставать, пр_ватизация, пр_мериватъ,
пр_мирить, пр_подать, пр_проводитъ, пр_неприятно,
пр_вилегии, пр_имущества, пр_поднять,
пр_шепетывать, пр_ем, пр_н_ровиться, сильно
пр_уменьшить, чуть пр_уменьшить, пр_увеличить,
пр_умножить, пр_украсить, непр_стойностъ,
непр_язнь, пр_близителъно, пр_вознести,
пр_поднести, пр_поднять, пр_митивно, пр_ключение,
пр_грешение, пр_исподняя, пр_баутка, пр_небрегатъ,
пр_бежище, пр_каз, пр_стиж, пр_личия, пр_пираться,
пр_переться, пр_чуда, пр_творить в жизнь,
пр_творно, пр_следовать пр_ступника, пр_ступитъ к
делу, пр_старелый, коленопр_клоненный, пр_клонный
возраст, непр_ходящие ценности, непр_ходящая
боль.
Задание 2. Спишите текст, вставьте
пропущенные буквы, выделите приставки при- и пре-.
НА ПР_ЕМЕ У ПР_ЗИДЕТА К_МПАНИИ
На пр_еме у пр_зидента к_мпании было много
пр_красных специалистов. Пр_зидента бурно
пр_ветствовали. Пр_зидент пр_сел в пр_чудливое
кресло. Началось заседание пр_зидиума. Все
кричали, пр_вставали с мест. Тогда пр_зидент
пр_кратил заседание и возобновил его, когда все
пр_молкли. Пр_зидент выразил пр_знательность
пр_восходным архитекторам за перестройку
пр_зидентской рез_денции. Пр_сутствующие
зааплодировали так, что пр_зидент пр_вскочил со
своего пр_чудливого кресла. Когда все разошлись,
пр_зидент пр_лег отдохнуть на пр_огромный
мягкий-пр_мягкий диван.
• Попробуйте сочинить свой рассказ с обилием
слов с пре- – при-. Чей текст содержит
наибольшее количество слов с приставками пре-
и при-?
VI. Интересное задание.
Вспомним орфографическую песенку Ф.Кривина
(радиопередача «Радионяня»). Сформулируйте
правила, о которых напомнила песенка, и, если в
этом есть необходимост ь, расскажите их сами себе
или друг другу.
При- или пре-? Пре- или при-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Прибыл
ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,
Пишется при-, несомненно.
При- или пре-? Пре- или при-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Помни, что пишется при- обо всем,
Что добрые руки приделали.
При- или пре-? Пре- или при-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой при-.
При- или пре-? Пре- или при-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой или очень сякой –
Пре- мы напишем об этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-,
Там только пре- ставить надо.
При- или пре-? Пре- или при-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
VII. Закрепление знаний.
1. Словарный диктант.
Престарелый представитель, беспрепятственное
пребывание в городе, приобретать радиоприемник,
преодолевать препятствия, причудливые облака,
непререкаемый авторитет, приключилась прене
приятная история, превратиться в
беспристрастного наблюдателя, присутствовать на
приеме, пригоревшая приправа, прекратить
непрерывные переговоры, призадуматься над этим
преданием, пренебрегать предостережением,
притихший приморский город, беспрестанные
придирки, прихворнуть и прилечь, прелестный
приусадебный участок, преследование
преступника.
2. Объяснительный диктант.
Преподаватель географии предложил нам изучать
природу родного края. У нас нет неприступных гор,
непроходимых болот, но есть прелестные
живописные уголки, беспредельные лесные дали,
места, связанные с древними преданиями.
Соприкосновение
с природой всегда прекрасно! Бродя по лесу, мы
подбираем корни причудливой формы, не
пренебрегаем шишками, перышками: все это
пригодится для изготовления игрушек. На привалах
мы собираем хворост, разводим преогромный
костер, стараемся приготовить еду повкуснее, но
ведь в походе вкусна даже пригоревшая каша.
Потом, прибравшись, непременно поддерживая огонь
в костре и, притихнув, прислушиваемся к лесным
звукам.
• Учитель проверяет степень усвоения темы
учениками, анализирует ошибки, допущенные в
диктанте.
Подводится итог совместной работы.
VIII. Домашнее задание.
Задание 1. Выучите (если забыли) основное
правило правописания приставок пре- и при-.
Подумайте над значением приставки.
Задание 2. Вспомните слова-исключения
(словарные слова) как заимствованные, так и
исконно русские. Запишите эти слова в тетрадь в
виде словосочетаний в два столбика.
Пре- | При- |
Преодолеть, прекословить, беспрекословный, пренебрежение, пресмыкаться, препятствие, пресловутый (широко известный, нашумевший, но сомнительный), преимущество, претензия, президиум, президент, претендент, премьера, препарат, препинания (знаки), престол, престиж, прелюдия |
Притязать, притязание, присягать, присяга, привередничать, привередливый, примирить, непримиримый, приурочить, прихотливый, неприхотливый, приоритет, привилегия, привилегированный, примитив, примитивный, приукрасить, природа, прискорбный, причина, пример, прическа, приличный, причудливый |
Задание 3. Вспомните,
написание каких слов связано с различием в их
значении. Составьте списки этих слов с примерами.
Определите их значение.
Образец:
Прибывать («приезжать, приходить»). Поезд прибывает. Расписание прибытия поездов. |
Пребывать («находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии»). Пребывание |
Для справок:
Придать – предать;
приступить – преступить;
приклонить
– преклонить;
притворить – претворить;
притвориться – претвориться;
придел – предел;
приемник – преемник.
Запомните, что преувеличить пишется только
с приставкой пре-.
Запомните написание слов с приставками пре-
и при- в словосочетаниях: преклонный
(«приближающийся к старости») возраст,
неприступная (от приступ) крепость,
камень преткновения («помеха, затруднение»), непреложный
закон («не подлежащий изменению, нерушимый»), непреходящее
значение («долговечное»), превратности
судьбы («злоключения, перемены, повороты в
событиях).
Н.Н. ТЮЛЕНЕВА,
г. Томск
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Была в сети 08.02.2023 11:13
Павлова Елена Геннадьевна
Педагог-библиотекарь. Учитель русского языка и литературы,
3 477
9 863
Местоположение
Россия, Николаевск-на-Амуре
Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью.
29.05.2018 13:27
Просмотр содержимого документа
«Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью.»
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы
Проверочная работа
«Лексические нормы» 10 класс В-1
1.
В
каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а)
дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание
в) аналогия — противоположность чему-либо
г) привилегия — преимущественные права, льготы
2.
В
каком варианте пары слов не являются синонимами?
а)
деликатный — тактичный
б) вульгарный — корыстный
в) чуткий — отзывчивый
г) гуманный — человечный
3.
В
каком предложении не используется фразеологизм?
а)
Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я
лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях
победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с
ним никому не удавалось найти общий язык.
4.
Найдите предложение
с речевой ошибкой. Исправьте её, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.
а) И не он один испытывал это чувство в
те ПАМЯТНЫЕ дни,
предшествующие Аустерлицкому сражению.
б) Он помолчал, выражая жестом свою
покорность ЖЕСТОКОЙ судьбе.
в) Взволнованный и РАЗДРАЖЕННЫЙ этими мыслями,
князь Андрей пошел в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал
каждый день.
г) Она прошла между расступившимися мужчинами и
прямо, не глядя ни на кого,
но всем улыбаясь и как бы любезно ПРЕДСТАВЛЯЯ каждому
право любоваться красотою своего стана.
д) Из-за детской радости, возбужденной пожаром,
и азарта УДАЧНОЙ стрельбы
по французам, наши артиллеристы не заметили эту батарею.
5. Найдите предложение с речевой ошибкой.
Исправьте её, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.
а)
За десятилетия своего развития архитектура классицизма ПЕРЕТЕРПЕЛА
значительные изменения и как художественная система, и как отражение
менявшихся
предпочтений.
б) Меры по защите прав потребителей обсудили
участники ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ конференции, которая прошла в крупном
столичном магазине.
в) В СОСЕДНЕМ районе
собрали богатый урожай пшеницы.
г)
ОТЛИЧИЕ романа от повести в том, что
ему свойственны масштабность
изображения описываемых событий,
многоплановость сюжета, широкие
временные рамки.
д) Гигантское месторождение железной руды стало
причиной резкого ОТКЛОНЕНИЯ магнитной стрелки компаса.
6. В каждом представленном предложении допущена
лексическая ошибка, связанная с употреблением в речи лишних слов, в том числе с
плеоназмами. Необходимо найти лишнее слово и ИСКЛЮЧИТЬ его.
1. Из всего
многообразия комнатных цветов можно выбрать такие виды, которые не только
украсят внутренний интерьер вашего дома, но и будут полезны для здоровья.
2. Митридат VI
Евпатор вошел в историю, как жестокий тиран, типичный авторитарный деспот,
наделенный, однако, рядом уникальных способностей.
3.
Дипломатическая почта,
следующая транзитом, и дипкурьер, который получил транзитную визу, пользуются
неприкосновенным иммунитетом.
7. Отредактируйте
каждое предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное
слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского
литературного языка.
1.
Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе,
сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в
дальнейшем.
2. Выход в свет романа «Обломов» и
громадный успех его у читателей дали И.А. Гончарову славу одного из самых
выдающихся русских писателей.
4.
Важно понять, кому из
героев рассказа больше всего импонирует автор произведения.
8. Найдите
употребленные в неправильном значении слова. Исправьте предложения, заменив эти
слова на правильные.
1.
Студенты-выпускники высадили в парке более сотни саженцев. Вот так оставляет
молодёжь на земле свой зелёный автограф.
2. Во
всю длину газеты дан аншлаг: «Пусть горит земля под ногами хулиганов».
3.
Планктон – армада загадок.
4.
Сейчас перед врачами стоит сложная дилемма – сбалансировать применение
радиоактивного облучения и антибиотиков.
5. Ни алюминий, ни бетон, ни пластмассы не обладают таким
калейдоскопом важнейших качеств, как сталь.
Проверочная работа
«Лексические нормы» 10 класс В-2
1. В каком
варианте лексическое значение слова указано неверно?
а)
аутентичный — действительный, подлинный, соответствующий подлинному.
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание.
в) гравитация – тяжесть, всемирное тяготение.
г)
привилегия — первенство по времени в открытии, изобретении чего-н.
2. В каком
варианте пары слов не являются синонимами?
а)
деликатный — тактичный
б) синхронный — пропорциональный
в) работать — корпеть
г) утверждать-ратифицировать
3. В каком
предложении не используется фразеологизм?
а)
Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я
лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях
победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с
ним никому не удавалось найти общий язык.
4. Найдите предложение с речевой ошибкой.
Исправьте её, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.
На арену вышли два КОРЕНАСТЫХ борца.
После суда истцу был вручён ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ лист.
Стены храма были сплошь покрыты ИСКУССТВЕННОЙ резьбой.
Даже ЕДИНИЧНЫЙ случай этого вирусного заболевания
требует санитарных мероприятий.
Пересадка КОСТНОГО мозга — серьёзная операция.
5.
Найдите предложение
с речевой ошибкой. Исправьте её, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.
Когда молодому специалисту ПРЕДОСТАВИЛИ слово, в зале наступила тишина.
Форвард забросил две шайбы и сделал одну
результативную ПЕРЕДАЧУ.
Цель программы — расширить возможности
талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.
Во время сильного дождя бочки в саду ПЕРЕПОЛНЯЮТСЯ водой.
Замечательная роль ВЕЛИКОГО актёра
принесла ему всенародную любовь и славу.
6. В каждом из представленных предложениях
допущена лексическая ошибка, связанная с употреблением в речи лишних слов, в
том числе с плеоназмами. Необходимо найти лишнее слово и ИСКЛЮЧИТЬ его.
1.
В течение ста лет оркестровая яма в театре была задвинута под переднюю
авансцену, а гидравлические подъемники, необходимые для перемещения пола, были
смонтированы только в 1970-х годах.
2.
Цветы, волны, спутанный орнамент линий и нитей создают мистическую, волнующую
атмосферу ее креативного творчества.
3.В случае непогашения
задолженности в течение тридцати дней с момента вручения уведомления
исполнитель вправе ограничить или временно приостановить подачу
электроэнергии.
7. Отредактируйте
каждое предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное
слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского
литературного языка.
1. Андрей бросил беглый глаз на гостя — тот был аккуратно одет,
причёсан.
2. В любом историческом романе присутствует
художественный вымысел: реальные лица могут делать поступки, которые не
подтверждает ни один исторический документ.
3.«Туземцы, — рассказывает
Форстер, — сообщили нам, что они собирают растущую на камнях ядовитую траву,
смешивают ее с какими-то ракушками и бросают в море, как только увидят стаю
рыбы».
8. Найдите
употребленные в неправильном значении слова. Исправьте предложения, заменив эти
слова на правильные.
1. Затем кавалькада автобусов с нашей делегацией отправилась к
месту приземления Гагарина.
2. Их семнадцать – героев только что закончившегося первенства.
Среди них и ветераны, и дебютанты мирового кворума.
3. После десяти туров возглавляет турнирную таблицу квартет
динамовских команд.
4. Никто не
вправе запретить журналисту беседовать с очевидцами происшествия, свидетелями,
а затем изложить своё кредо.
5.
Планктон – армада загадок.
Проверочная работа
«Лексические нормы» В-1.Ключ
1. В каком варианте
лексическое значение слова указано неверно?
а)
дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание
в) аналогия —
противоположность чему-либо
г) привилегия — преимущественные права, льготы
2. В каком варианте пары слов
не являются синонимами?
а)
деликатный — тактичный
б) вульгарный — корыстный
в) чуткий — отзывчивый
г) гуманный — человечный
3. В каком предложении не
используется фразеологизм?
а) Он,
как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я
лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу
и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя,
поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.
4. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному
слову ПАРОНИМ.
а) И не он один испытывал это чувство в те ПАМЯТНЫЕ дни, предшествующие Аустерлицкому
сражению.
б) Он помолчал, выражая жестом свою
покорность ЖЕСТОКОЙ судьбе.
в) Взволнованный и РАЗДРАЖЕННЫЙ этими мыслями,
князь Андрей пошел в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал
каждый день.
г) Она прошла между расступившимися мужчинами и
прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно ПРЕДСТАВЛЯЯ каждому
право любоваться красотою своего стана.
д) Из-за детской радости, возбужденной пожаром,
и азарта УДАЧНОЙ стрельбы
по французам, наши артиллеристы не заметили эту батарею
ПРЕДОСТАВЛЯЯ
5.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.
а) За десятилетия своего
развития архитектура классицизма ПЕРЕТЕРПЕЛА значительные изменения и
как художественная система, и как отражение менявшихся предпочтений.
б) Меры по защите прав потребителей обсудили участники ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ конференции,
которая прошла в крупном столичном магазине.
в) В СОСЕДНЕМ районе
собрали богатый урожай пшеницы.
г)
ОТЛИЧИЕ романа от повести в том, что
ему свойственны масштабность изображения описываемых событий, многоплановость
сюжета, широкие временные рамки.
д) Гигантское месторождение железной руды стало
причиной резкого ОТКЛОНЕНИЯ магнитной
стрелки компаса.
ПРЕТЕРПЕЛА
6. В представленных
предложениях допущены лексические ошибки, связанные с употреблением в речи
лишних слов, в том числе с плеоназмами. Необходимо найти лишнее слово и
ИСКЛЮЧИТЬ его.
1. Из
всего многообразия комнатных цветов можно выбрать такие виды, которые не только
украсят внутренний интерьер вашего дома, но и будут полезны для здоровья.
Внутренний
2. Митридат
VI Евпатор вошел в историю, как жестокий тиран, типичный авторитарный деспот,
наделенный, однако, рядом уникальных способностей.
Авторитарный
3.
Дипломатическая почта,
следующая транзитом, и дипкурьер, который получил транзитную визу, пользуются
неприкосновенным иммунитетом.
Неприкосновенным
7. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите
подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного
языка.
1. Компании,
причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по
предотвращению подобных случаев в дальнейшем.
Приняли – принять решение
2. Выход в свет романа «Обломов» и громадный успех его у
читателей дали И.А. Гончарову славу одного из самых
выдающихся русских писателей.
Принесли – принести славу
3. Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения.
Симпатизирует – симпатизировать – хорошо относиться к
кому-либо,
8. Найдите
употребленные в неправильном значении слова. Исправьте предложения, заменив эти
слова на правильные.
1.
Студенты-выпускники высадили в парке более сотни саженцев. Вот так оставляет
молодёжь на земле свой зелёный автограф/память о себе/.
2.
Во всю длину газеты дан аншлаг: «Пусть горит
земля под ногами хулиганов»./лозунг/
3.
Планктон – армада загадок./множество/
4.
Сейчас перед врачами стоит сложная дилемма –
сбалансировать применение радиоактивного облучения и антибиотиков./проблема/
5.
Ни алюминий, ни бетон, ни пластмассы не обладают таким калейдоскопом
важнейших качеств, как сталь./набором/
…………………………………………………………………………………………..
Проверочная работа
«Лексические нормы» Ключ В-2
7.
В
каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) аутентичный
— действительный, подлинный, соответствующий подлинному.
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание.
в) гравитация – тяжесть, всемирное тяготение.
г)
привилегия — первенство по времени в открытии, изобретении чего-н.
8.
В
каком варианте пары слов не являются синонимами?
а)
деликатный — тактичный
б) синхронный — пропорциональный
в) работать — корпеть
г) утверждать-ратифицировать
9.
В
каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он,
как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я
лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу
и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя,
поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.
10.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к
выделенному слову ПАРОНИМ.
На арену вышли два КОРЕНАСТЫХ борца.
После суда истцу был вручён ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ лист.
Стены храма были сплошь покрыты ИСКУССТВЕННОЙ резьбой.
Даже ЕДИНИЧНЫЙ случай этого вирусного заболевания
требует санитарных мероприятий.
Пересадка КОСТНОГО мозга — серьёзная операция.
ИСКУСНОЙ
11.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к
выделенному слову ПАРОНИМ.
Когда молодому специалисту ПРЕДОСТАВИЛИ слово, в зале наступила тишина.
Форвард забросил две шайбы и сделал одну
результативную ПЕРЕДАЧУ.
Цель программы — расширить возможности
талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.
Во время сильного дождя бочки в саду ПЕРЕПОЛНЯЮТСЯ водой.
Замечательная роль ВЕЛИКОГО актёра
принесла ему всенародную любовь и славу.
ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ
12.
В представленных предложениях допущены
лексические ошибки, связанные с употреблением в речи лишних слов, в том числе с
плеоназмами. Необходимо найти лишнее слово и ИСКЛЮЧИТЬ его.
1.
В течение ста лет оркестровая яма в театре была задвинута под переднюю
авансцену, а гидравлические подъемники, необходимые для перемещения пола, были
смонтированы только в 1970-х годах.
Переднюю
2.
Цветы, волны, спутанный орнамент линий и нитей создают мистическую, волнующую
атмосферу ее креативного творчества.
Креативного
3.В случае непогашения
задолженности в течение тридцати дней с момента вручения уведомления
исполнитель вправе ограничить или временно приостановить подачу
электроэнергии.
Временно
7. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите
подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного
языка.
1.
Андрей бросил беглый глаз на гостя — тот был аккуратно одет, причёсан.
Взгляд
– бросить взгляд
2.
В любом историческом романе присутствует художественны вымысел: реальные
лица могут делать
поступки,
которые не подтверждает ни один исторический документ.
Совершать
– совершать поступки
3.«Туземцы, — рассказывает
Форстер, — сообщили нам, что они собирают растущую на камнях ядовитую траву,
смешивают ее с какими-то ракушками и бросают в море, как только увидят стаю рыбы».
Косяк – косяк рыб, стая птиц.
8. Найдите
употребленные в неправильном значении слова. Исправьте предложения, заменив эти
слова на правильные.
1.
Затем кавалькада автобусов с нашей делегацией
отправилась к месту приземления Гагарина./колонна/
2.
Их семнадцать – героев только что закончившегося первенства. Среди них и
ветераны, и дебютанты мирового кворума/чемпионата/.
3.
После десяти туров возглавляет турнирную таблицу квартет
динамовских команд./четвёрка/
4.
Никто не вправе запретить журналисту беседовать с очевидцами происшествия,
свидетелями, а затем изложить своё кредо./свою точку
зрения/
5.
Планктон – армада загадок. /множество/